М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 22 июня 2011 года. Вы слушаете 103-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru, а спонсор этого выпуска — облачный сервис SkyDNS. Этот интернет-фильтр оградит вас от опасных и нежелательных сайтов, назойливой рекламы и баннеров, ботнетов и вирусов, сделает ежедневную работу в интернете спокойной и безопасной. В его базе содержится информация о трех миллионах сайтов, которые разбиты на категории. Какие из них заблокировать, выбираете вы сами. SkyDNS полезен как дома, так и на работе. Детей защитит от порнографии, а сотрудникам сбережет время, которое раньше уходило на посещение развлекательных ресурсов. И главное, пользоваться интернет-фильтром SkyDNS можно совершенно бесплатно. На всех профильных интернет-конференциях, где мне удалось побывать за последние полгода-год, когда речь заходила о поисковой оптимизации, так или иначе вывод о ее судьбе делался незавидный. А именно – по причине активной персонификации поиска главными поисковыми машинами, по причине внедрения массы региональных и прочих настроек, влияющих на результат выдачи. SEO в чистом виде умирает и становится частью интернет-маркетинга. Или, как это последнее время модно называть digital-маркетинга. О том, так ли это, как впрочем, и о многих других смежных темах мы будем говорить сегодня с руководителем проекта SeoPult, основателем интернет-холдинга UnMedia – Николаем Евдокимовым. Николай, приветствую!
Н.ЕВДОКИМОВ: Приветствую Вас!
М.СПИРИДОНОВ: Так как всё-таки? Задам тебе этот провокационный вопрос в лоб. SEO умирает?
Н.ЕВДОКИМОВ: Сложно говорить об этом однозначно. Многократно на многих конференциях звучала позиция Яндекса по поводу работы ссылочного ранжирования. Эта позиция понятна. Сколько бы она не провозглашалась, на рынке-то ничего не изменилось. Введение учета поведенческих факторов каким-то образом сказывается на продвижении сайтов, но, тем не менее, рынок никуда не движется в плане стагнации. Он развивается, обороты этого рынка растут. В большей степени сейчас SEO-конторы и фрилансеры сводят услуги в меньшую сторону на продвижение высококонкурентных запросов и ставят акценты на продвижение простых запросов, которых можно набрать много. Говорить о том, что SEO умерло, и оно станет частью интернет-маркетинга, рано, потому что весь интернет-маркетинг, помимо SEO не имеет никакого инструментария. Рынок его, по сути, еще не создал. SEO и контекстная реклама являются самыми сильными частями интернет-маркетинга, всё остальное находится в зародышевой стадии.
М.СПИРИДОНОВ: А если говорить о маркетинге как инструменте внешних воздействий, как инструменте привлечения пользователей, а не как о том, как представить продукт или услуги фирмы наиболее ярко?
Н.ЕВДОКИМОВ: Можно поделить маркетинг на две части: привлечение трафика разными методами и работа с аудиторией на сайте, то есть работа с конверсией. Мы в любом случае говорим только о первой составляющей, то есть о привлечении трафика. Откуда придет трафик, если не из поисковиков? Пока у поисковых машин Яндекса будет Топ, будет и Seo.
М.СПИРИДОНОВ: Разговоры поисковиков “Мы сделаем Seo бессмысленным” и разговоры специалистов “Конечно, сделаете, и мы тогда пойдем в маркетинг” – танцы с бубнами и карнавал. Поисковики должны это заявлять, указывая на свою незаинтересованность, неангажированность, заточенность на то, чтобы дать конкретному пользователю наиболее точный результат. Они не могут обойтись без подобных лозунгов. В то же время поисковым конторам ничего не остается, кроме как подтверждать, но это всё в духе “Васька слушает да ест”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно. Все эти высказывания со стороны Яндекса звучали огромное количество лет, это было и 5, и 7 лет назад. Посылы не изменились. На последних конференциях поисковой оптимизации конца 2010-ого года Яндекс показывал еще более жесткую позицию. Они говорят: “Не стройте бизнес на ссылочном ранжировании, скоро всё это помрет”. Но от этого ничего не меняется, это всё слова.
М.СПИРИДОНОВ: Тем не менее, все инструменты, которые созданы твоей компанией, всё еще работают?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, всё работает, как и работало.
М.СПИРИДОНОВ: Готовясь к программе, на странице Рунетологии в Facebook мы провели опрос “Какой процент бюджета на продвижение вы / ваша компания тратите на SEO?”. Подавляющее большинство выбрало вариант “менее 5%”. Это типично?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мне сложно говорить, я же вижу только Seo-составляющую. Мы недавно включили контекстную составляющую в наши сервисы, но она еще не набрала те обороты, которые набрал Seo. Я не могу произвести аналитику.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье нашего эксперта и продолжим.
ДосьеНиколай Евдокимов родился 16 января 1982 года в Москве. В 1999 году стал выпускником школы №444 с физико-математическим уклоном. В 2005 году окончил факультет энергомашиностроения МГТУ имени Баумана по специальности «теплофизика». В 2004 году создал компанию «Лаборатория контента». В 2006 году вместе с Игорем Артёменко основал интернет-холдинг Unmedia. В 2009 года открыл автоматизированную систему поискового продвижения SeoPult, стратегическим директором которой является в настоящее время. В феврале 2010 года руководил запуском ссылочной биржи BuyPost со специализацией на блогах. В апреле 2010 года руководил запуском ссылочной биржи TrustLink. В августе 2010 года координировал запуск сервиса онлайн-телевидения SeoPult.tv. В декабре 2010 года под началом Николая была открыта система автоматического ведения кампаний контекстной рекламы Click.ru. Курировал запуск спутникового канала интернет-тематики iTV, также состоявшийся в декабре 2010 года. С 2007 года написал три книги: «Основы контентной оптимизации», «Продвижение сайтов. SEO 3.0», «Контекстная реклама». Хобби — кулинария, дайвинг, мотоспорт. Женат. Отец двоих детей. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Обильная у тебя биография. Все ли твои бизнесы связаны с SEO?
Н.ЕВДОКИМОВ: В большей степени да, но сейчас я занимаюсь проектами, связанными с контекстной рекламой. За круг этих услуг мы не выходим.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты пошел в SEO, а не стал заниматься построением проектов, связанных с социальными сетями? Когда ты пришел в интернет, они уже были модным трендом. Почему не занялся чем-то в области веб-разработки?
Н.ЕВДОКИМОВ: Эта последовательность логична. Изначально у меня была компания “Лаборатория контента”, и мы писали тексты на заказ, писали тексты для офлайна (газеты, журналы) и для онлайна. В дальнейшем мы поняли, что нужда наших пользователей выходит далеко за рамки текстов, и тексты являются лишь маленькой составляющей. Затем мы начали делать сайты, у нас появилась веб-студия, которая на шаблонах и на собственном движке собирала сайты, потом мы поняли, что надо расширяться в сторону рекламной составляющей, и занялись SEO, открыли холдинг “Unmedia”, который предоставлял Seo-услуги. У нас был выстроен логичный путь, который не включал в себя создание социальных сетей.
М.СПИРИДОНОВ: Не выйдете ли вы в комплексный маркетинг?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мы собираемся в него выходить с автоматизированными продуктами. Если в планах этого года у нас есть расширение модуля контекстной рекламы, то в ближайшей перспективе мы ставим целью подключение рекламы ВКонтакте, Facebook. Если будет точка, в которой мы сможем автоматизировать оказание SMM-услуг, то мы этим займемся.
М.СПИРИДОНОВ: Почему выбор пал на SEO?
Н.ЕВДОКИМОВ: Была правильная последовательность действий. Компания, с которой я начал - “Лаборатория контента”. Мы занимались созданием текстов для газет, журналов, сайтов, в дальнейшем мы решили расширить перечень наших услуг в сторону создания сайтов, и у нас открылось несколько веб-студий с индивидуальными и шаблонными дизайнами. Дальше мы углубились в сторону рекламы (SEO и контекст). Подобного рода деятельность дала нам понимание того, что выгодно предоставлять не разовые услуги, а сажать всех на ежемесячную поддержку. Так до Seo мы и дошли.
М.СПИРИДОНОВ: Эти тексты были уровня копирайтинга? Или это была журналистская работа?
Н.ЕВДОКИМОВ: В большей степени журналистская работа. Тексты были хорошими, правильными и продающими, это были далеко не Seo-тексты. До этого я работал в издательском доме “Аванта+”, и часть коллектива ушла в организацию этого направления, и тексты у нас были хорошими.
М.СПИРИДОНОВ: Как у тебя получалось с такой интенсивностью создавать новые компании, проекты? Как мы знаем, большинство людей, даже если решаются на предпринимательскую деятельность, на создание того, чего раньше не существовало, тем более на молодом, неопределенном рынке, то делают один-два проекта с интервалом в несколько лет. У тебя проекты, как из пулемета, несколько лет подряд.
Н.ЕВДОКИМОВ: И сейчас мы занимаемся открытием новых направлений, не все они выстреливают, но процент выстреливания достаточно высокий. Команда растет, появляются люди, которые способны курировать новые направления. Я всё не могу держать в своей голове. Главное – смелость и скорость, во всём остальном помощь придет.
М.СПИРИДОНОВ: Что является залогом? Вы зарабатываете много денег, поэтому можете позволить себе большие инвестиции с высоким риском? Или вы такие оголтело смелые, направленные на создание новых проектов? Чем ты руководствуешься, создавая такое количество проектов, в том числе непрофильных? Мы еще вспомним о SeoPult.tv, iTV.
Н.ЕВДОКИМОВ: Ключевая наша компетенция заключается в том, чтобы автоматизировать рекламу в интернете. Все наши основные направления идут вокруг этой компетенции. Что позволяет делать много проектов? То, что мы многого достигли внутри себя, мы понимаем то, как должен выглядеть, работать, монетизироваться и рекламироваться проект. Набор этих знаний позволяет нам выпускать достаточное количество проектов, которые держатся на стержневой концепции.
М.СПИРИДОНОВ: Они рождаются друг за другом логичным путем как следствие необходимости?
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно. Проекты друг другу очень подвластны. Если взять проект “SeoPult”, который работал на ссылочных биржах “Sape”, “LinkFeed”, то открытие собственных ссылочных бирж – логичный путь. Сначала мы накапливаем оборот, потом учимся его монетизировать. Все наши проекты построены на таких принципах. Один проект порождает другой. Каких-то очень отстраненных проектов у нас нет. Мы потом вернемся к проекту SeoPult.tv, у нас еще есть обучающий центр “CyberMarketing”, но эти проекты в большей степени поддерживают лояльность к системе, привлекают аудиторию и являются маркетинговым каналом работы с собственной аудиторией. Эти проекты не целостны сами по себе, у них нет модели заработка, их цель – повышение лояльности.
М.СПИРИДОНОВ: Рынок программных механизмов вокруг Seo: Sape, Seopult и другие – довольно закрыт. Какие там обороты и доходы непонятно. Ходят слухи, что очень большие. Так ли это?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, хотя смотря с чем сравнивать.
М.СПИРИДОНОВ: Есть стандартные показатели рентабельности на вложения. Если на каждый вложенный рубль зарабатывается 5, то это очень много. Даже 2 – хорошо.
Н.ЕВДОКИМОВ: Я думаю, что наш показатель больше 100. Если считать цену разработки системы и цену маркетинга относительно вложений и сопоставить это с оборотами и прибылью, то это десятки тысяч процентов.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня сердце холдинга “Unmedia” – SeoPult?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, сейчас SeoPult является стержневым продуктом, все остальные проекты тем или иным способом относятся к нему.
М.СПИРИДОНОВ: Основная выручка именно от него? Он является донором для внутренних стартапов?
Н.ЕВДОКИМОВ: В целом да, но у нас есть ссылочные биржи “TrustLink” и “BuyPost”, которые генерируют прибыль, вполне сопоставимую с прибылью SeoPult.
М.СПИРИДОНОВ: Какие у вас обороты, если не секрет? Это десятки миллионов долларов в год?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, это десятки миллионов долларов в год.
М.СПИРИДОНОВ: Или сотни?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, десятки.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Есть информация о конкурентах? Вы в тройке, пятерке?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мы первые.
М.СПИРИДОНОВ: Среди подобных механизмов?
Н.ЕВДОКИМОВ: Если говорить о подобных механизмах, то мы занимаем примерно 90% рынка, а все наши конкуренты, вместе взятые, занимают 10%.
М.СПИРИДОНОВ: Вы первые среди всех работающих на поисковом рынке?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, всех, работающих в SEO-отрасли.
М.СПИРИДОНОВ: Даже в ключе тех мастодонтов, которые появились до вас? Например,”Ашманов и партнеры”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда у тебя такая информация? Они же тоже не раскрывают свою отчетность.
Н.ЕВДОКИМОВ: Примерное представление у меня есть. В том, что мы имеем большие обороты и прибыль, у нас нет сомнений.
М.СПИРИДОНОВ: Примерно за 5 лет вы, с нулевых позиций стартовав, выросли в лидеры рынка. Как так получилось?
Н.ЕВДОКИМОВ: Дело в том, что мы первыми нашли такую интересную нишу. До нашего появления SEO-рынок был черным ящиком. Закрытость всех технологий позволяла всем компаниям оказываться на плаву. У клиента было очень туманное представление о том, что такое SEO. На основе танцев с бубнами строился весь бизнес, а мы сделали SEO прозрачным, простым и ясным инструментом, предложив его пользователям SeoPult, и пользователи к нам потекли: пришли клиенты Seo-контор, сами Seo-конторы, которые, сокращая собственные отделы оптимизации, начали пользоваться нашими автоматами. Для того чтобы продвигать сайты, нужна автоматизация, и без нее справиться нельзя. Ни конечный пользователь, ни маленькая seo-контора, ни фрилансер не может себе позволить написать эту автоматизацию. С точки зрения программирования это недешевая разработка. Мы же за небольшую комиссию предоставили им инструмент и сделали их бизнес более эффективным.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоило создание SeoPult?
Н.ЕВДОКИМОВ: Цена разработки системы до момента старта?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
Н.ЕВДОКИМОВ: Это зарплата двух людей на протяжении 6 месяцев, то есть мы уложились в миллион рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Почему подобное не сделали Ашманов и Партнеры, Bdbd?
Н.ЕВДОКИМОВ: Они боялись пошатнуть рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты не боялся?
Н.ЕВДОКИМОВ: Только в таких шагах получается достигнуть абсолютной победы.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что тебе было нечего терять? Они уже стояли на рынке прочно, их танцы с бубнами уже были отлажены, отрепетированы и красиво поставлены для клиента?
Н.ЕВДОКИМОВ: Я бы так не сказал. Дело в том, что наша компания “Unmedia”, которая занималась SEO-услугами, уверенно входила в пятерку лидеров отрасли и по обороту, и по количеству клиентов.
М.СПИРИДОНОВ: Речь идет о 2009 годе, когда стартовал SeoPult?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да. Мы часто общались с коллегами и всегда мерились, у кого и чего больше. Мы очень хорошо понимали то, что на самом деле нужно рынку. У нас не было страха отдать всё и посмотреть, что будет. Естественно, что мы пошатнули свой клиентоориентированный бизнес тем, что выпустили этот продукт на рынок, но мы также подвинули весь остальной рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько сегодня клиентов у SeoPult?
Н.ЕВДОКИМОВ: Более 100 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: С ума сойти. Очень много! SeoPult сегодня – стержень и донор других проектов. Как мы выяснили, другие ваши проекты тоже неплохо зарабатывают. Каким образом он будет развиваться? Нужны ли ему все действия по рекламе, которые сейчас активно ведутся на конференциях, ради которых сделано iTV? Для начала расскажи о направлениях развития.
Н.ЕВДОКИМОВ: Если говорить о развитии в 2011 году, то на текущий момент мы запустили два серьезных функционала. Первый - услуга “Персональный менеджер” (она приближает нашу систему к той услуге, которую оказывает seo-контора). Теперь у нас можно заказать персонального менеджера, который будет заниматься конкретным сайтом, говорить все рекомендации, общаться с клиентами и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Клиент может наблюдать за всей процедурой вытанцовки?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да. Чем мы до текущего момента отличались от SEO-контор? Тем, что у нас не было индивидуального подхода к клиенту, тем, что у нас не было человека, который за тобой закреплен и который помогает тебе оптимизировать внутреннее содержание сайта, решает маркетинговые задачи сайта. Сейчас мы такую услугу ввели, и теперь наше предложение ничем не отличается от предложения любой SEO-конторы. Второй – модуль контекстной рекламы, который сейчас стремительно набирает обороты. Наши клиенты пользуются им, и мы его продолжаем развивать. Сейчас он, конечно, находится в бета-тестировании, и эта версия рабочая, она всем доступна. В 2011 году мы также планируем разработать модуль трафикового продвижения – возможности продвижения собственного сайта по огромному количеству запросов (5-10 тысяч поисковых запросов). У нас придуманы хитрые автопилоты, которые коннектятся со статистикой сайта, определяют эффективность с конверсионной точки зрения продвижения по тому или иному запросу. Это удобная штука, которая позволяет экономить деньги на продвижение, поскольку эффект от продвижения по большому количеству низкочастотных запросов несравнимо выше эффекта от продвижения 5 высокочастотных запросов. Также у нас выйдет модуль агентства – это целый набор агентского функционала: небольшая CRM-система, конструктор договоров, конструктор коммерческих предложений, система отчетности, система разделения прав доступа, чтобы с этой системой могли работать аккаунт-менеджеры, менеджеры по продажам. Это такая штука, которая позволит сделать систему более привлекательной для агентств. В нашем обучаем центре “CyberMarketing” появится обучающий курс, где мы будем рассказывать о том, как надо продавать SEO. Это и франшизой не назовешь, в то же самое время это не функциональный модуль. Тут будет и обучающая программа, и система, которая позволит SEO-конторам больше зарабатывать. Мы убрали акцент для профессионалов, которые глубоко занимаются SEO, и в течение последнего года не развивали профессиональные режимы, сейчас у нас появится система каскадов фильтра. SeoPult превращается в открытую платформу для продвижения сайтов, в которой можно внутри системы настроить каждую мелочь.
М.СПИРИДОНОВ: По тому, как ты рассказываешь, очевидно, что ты активно участвуешь в процессе разработки функционала. Это так?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, конечно. Я до сих пор рисую все интерфейсы. Для меня это как хобби, я сижу и всё отрисовываю в фотошопе.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, стоимость разработки Seopult – это не только зарплата двух человек-программистов, но и твои интеллектуальные вложения в построение системы, в логику, функционал интерфейса, да?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да. Надо сказать, что в Seopult давно не 2 человека, так было до момента старта. Сейчас команда разрослась.
М.СПИРИДОНОВ: Сам проект строился двумя людьми и тобой, как руководителем.
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, конечно. Продукт для пользователя – набор интерфейсов. Формирование продукта – это помимо функционала, еще и интерфейс. Пока я разрабатываю интерфейс, я нахожусь в эпицентре разработки продукта, поэтому я от этого дела не отхожу и занимаюсь им до сих пор.
М.СПИРИДОНОВ: Было ли для вас неожиданным то, как Seopult был принят на рынке? Вы полагали, что будете зарабатывать такие грандиозные деньги?
Н.ЕВДОКИМОВ: Сложно сказать. Между собой мы всегда планировали наши заработки, проговаривали, чего мы могли бы достигнуть. Когда мы стартанули и поняли, что люди начали пользоваться продуктом, что они вкладывают денюжки в продвижение собственного сайта, мы делали прогнозы, что можно за полгода дойти до месячного оборота в миллион долларов, но это сложно. Мы за первые полгода дошли до миллиона долларов в месяц, в дальнейшем все прогнозы были реализованы, и всё получилось очень хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Кто построил такой точный прогноз? Может ему сказать, что вам стоит дойти до миллиарда долларов оборота?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, к сожалению, не получится. Мы тогда вместе подумали, что теоретически это возможно. В 2010 году был огромный рост, сейчас он не такой большой, потому что наступает насыщение, но в то же время мы растем.
М.СПИРИДОНОВ: На последнем “РИФ+КИБ” прозвучала оценка российского рынка SEO в 7.6 миллиарда рублей. Какая доля из них твоя?
Н.ЕВДОКИМОВ: Сколько это в долларах?
М.СПИРИДОНОВ: Примерно 400 миллионов долларов.
Н.ЕВДОКИМОВ: Получается, что уже значительно больше 10%.
М.СПИРИДОНОВ: Тот, кто умеет считать, может всё ближе приближаться к цифрам оборота. Скажи, зачем тебе были нужны такие нестандартные методы продвижения, как SeoPult.tv, его наследник iTV? Не слишком ли это затратно?
Н.ЕВДОКИМОВ: SeoPult.tv не был настолько затратным, определенную пользу он приносил. Мы работаем с аудиторией определенным набором способов. У нас есть первичное информирование, повышение лояльности, то есть стандартные процедуры. Они достигаются рассылкой, которая сейчас уже распространяется в объеме 250 тысяч. Раз в неделю мы ее проводим. Канал “SeoPult.tv” имел определенную популярность, сейчас мы занимаемся его возрождением. На этой неделе у нас начались передачи, сейчас будет его редизайн, и он снова стартанет, и всё будет здорово.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем вы его закрывали?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мы сделали акцент на iTV, но в iTV у нас не получилось сфокусироваться на нашем сегменте рынка. Это проект для слишком широкого спектра аудитории. Реализовать там наши задачи получается с очень большим трудом, это медийно-развлекательное телевидение, а нам нужна бизнес-направленность в рамках рынка SEO, SMM, контекстной рекламы. Это всё то же поднятие лояльности.
М.СПИРИДОНОВ: SeoPult.tv будет реанимирован?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, я думаю, что через месяц он будет существовать с новым дизайном, контентом. Сейчас активно пишутся передачи, у нас своя студия, в которой мы пишем SeoPult.tv.
М.СПИРИДОНОВ: Будет он отличаться от того, что было? Или плюс-минус всё также и останется?
Н.ЕВДОКИМОВ: Он будет очень сильно отличаться в хорошую сторону.
М.СПИРИДОНОВ: Качеством производства и качеством контента?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, обе эти составляющие будут несравнимо лучше, чем до заморозки.
М.СПИРИДОНОВ: Ты всё также считаешь рентабельными такие инвестиции в опосредованное продвижение?
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно, да. На самом деле, все инвестиции в прямое продвижение мы уже пробовали, мы делали всё, что угодно, начиная от интернет-рекламы в Liveinternet, Директе, баннеров, партнерских программ, заканчивая рекламой в офлайне на щитах и в метро. Всё это производилось. Если бы мы видели, как еще можно инвестировать деньги в собственное продвижение и собственную рекламу, мы бы это делали. Поскольку остается мало таких мест, мы инвестируем в SeoPult.tv. Это нормальный канал расходования рекламных инвестиций.
М.СПИРИДОНОВ: iTV будет оставлен?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Для тех, кто не знает, скажу, что это достаточно амбициозный проект, по крайней мере, для интернет-компании, которая не владеет теми бюджетами, которые, как правило, вращаются в телевизионной среде. Там пока что денег больше, чем у нас. Ты также намерен нести бремя двух телеканалов, создавая программы в высоком качестве и не получая при этом возврата инвестиций? Там ничего толком не приходит назад?
Н.ЕВДОКИМОВ: Вообще ничего не приходит назад. SeoPult.tv, iTV и наш обучающий центр – подарки рынку.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты такой добрый?
Н.ЕВДОКИМОВ: А почему бы и нет?
М.СПИРИДОНОВ: Просто потому что денег много?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мне кажется, что нужно выполнять какую-то социальную функцию.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты думаешь, насколько долго эта функция сохранится? Получается, что iTV – подарок рынку. Ты инвестируешь деньги в то, что не является прямым продвижением SeoPult?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да. Хотелось бы сразу сказать, что SeoPult.tv и обучающий центр “CyberMarketing”, который обучил уже более 10 тысяч человек – наши продукты, которые мы сделали и которые действительно мы дарим от своего лица. Что касается iTV, то он сделан совместно (50:50) двумя компаниями: Seopult и Sape.
М.СПИРИДОНОВ: Он же не является рекламой? В SeoPult.tv в названии уже есть реклама. Любая передача на SeoPult.tv опосредовано работает на бренд SeoPult.
Н.ЕВДОКИМОВ: В iTV нет прямой рекламы. Я думаю, что в какой-то момент мы сможем использовать телеканала iTV как трибуну для себя, но пока мы занимаемся накоплением объема нашей постоянной аудитории, работаем с качеством контента. SeoPult.tv в какой-то момент достиг того, чтобы его использовать, так как там было уже какое-то количество аудитории на сайте (около 5-6 тысяч человек в сутки). Всё было здорово и хорошо для того уровня, но уровень самого контента был примитивным. По iTV мы еще не дошли до того момента, когда мы скажем: “Всё хорошо, аудитория пошла, можно это в какой-то доле использовать для себя, лишь бы качество не испортилось, и люди продолжали смотреть канал”. Он еще развивается.
М.СПИРИДОНОВ: iTV для вас и ваших коллег по SEO, рынку автоматизации – венчур, который может стать инструментом влияния?
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к структуре твоего холдинга. Unmedia – это твое единоличное владение, или есть какие-то партнеры с большим пакетом?
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно, есть. Компания принадлежит трем людям: мне, Игорю Артёменко, с которым мы создавали компанию, и Павлу Юшкевичу – основному разработчику системы SeoPult. У нас равные доли, и так было с момента открытия.
М.СПИРИДОНОВ: Ты являешься гласным или негласным главой, или нет?
Н.ЕВДОКИМОВ: Я, скорее всего, являюсь лицом этого всего.
М.СПИРИДОНОВ: А почему твои коллеги не так публичны? Потому что тебе это более интересно?
Н.ЕВДОКИМОВ: По роду их деятельности складывается, что в меньшей степени необходимы их публичные выступления. Может быть, мне это ближе.
М.СПИРИДОНОВ: Как удалось так быстро и основательно сколотить холдинг, учитывая то, что были разные компании? Понятно, что они вырастали друг из друга, но любой рост требует определенных управленческих усилий, навыков, опыта по преобразованию стартапов в нечто организованное, осмысленное и эффективно работающее как закрепленная структура. Ты прекрасно понимаешь, о чем я говорю, потому что ты всё это проходил. Как у вас так лихо получилось это сделать? Вы за 5 лет построили компании, объединили их в эффективно работающий холдинг. Как так получилось, что ты как руководитель можешь позволить себе тратить время не на стратегию и функции высшего управления, а на рисование интерфейсов?
Н.ЕВДОКИМОВ: У холдинга “Unmedia” стержень лежал именно в компании “Unmedia”. Это была большая SEO-контора, которая входила в пятерку крупнейших. Остальные компании, которые вокруг нее развивались – копирайтинговая студия, студия по созданию сайтов – были приложениями, которые давали нашим клиентам комплекс.
М.СПИРИДОНОВ: В пятерку крупнейших вы входили, будучи тремя партнерами?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, нас тогда было двое. Павел Юшкевич стал нашим партнером в тот момент, когда открылась система SeoPult.
М.СПИРИДОНОВ: Он в нее инвестировал?
Н.ЕВДОКИМОВ: Он ее написал.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Рассказывай дальше.
Н.ЕВДОКИМОВ: Стержень был в ней. Она генерировала основную прибыль. Контракты на раскрутку сайтов и наши клиенты приносили прибыль. Когда у нас появился SeoPult, стержень переместился в его сторону. Весь холдинг “Unmedia” как структура, раскручивающая сайты, стал тестовым полигоном для системы “SeoPult”, стал одним из самых лояльных, правильных клиентов с хорошей обратной связью. Вокруг SeoPult наросли такие вещи, как ссылочные биржи и каналы влияния (SeoPult.tv и CyberMarketing).
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек сейчас работает в холдинге?
Н.ЕВДОКИМОВ: Чуть больше 100 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Включая SeoPult.tv и iTV?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, около 110.
М.СПИРИДОНОВ: Ты ген.директор?
Н.ЕВДОКИМОВ: Юридически нет. Я гендиректор только iTV. У нас часто меняются юридические лица, сейчас не я гендиректор, а Павел Юшкевич, по-моему.
М.СПИРИДОНОВ: С чем это связано?
Н.ЕВДОКИМОВ: Схемы меняются, появляются новые сервисы, новые функционалы. В связи с этим открываются дополнительные юр.лица, которые могут обслуживать клиентов.
М.СПИРИДОНОВ: Делегирование в рамках расширяющихся структур – проблема для тебя, или это навык?
Н.ЕВДОКИМОВ: Однозначно, это навык. Я сейчас очень хорошо понимаю, как начать любой проект в рамках нашей структуры. Он садится на готовую орг.структуру с точки зрения обеспечения, маркетинга. У меня есть отдел, которым я управляю – отдел аналитики (экспертный отдел). В нем находятся ребята, которые вместе со мной что-то рисуют, исследуют алгоритмы. Из этого отдела у нас выросло максимальное количество руководителей маленьких проектов. У нас есть узница кадров и общие принципы, которые позволяют любому проекту выстрелить.
М.СПИРИДОНОВ: Ты воспитываешь руководителей и сажаешь их на новые направления?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, всё таким путем и идет.
М.СПИРИДОНОВ: Какие приемы ты применяешь для этого воспитания? Ты их сажаешь в лекционный зал, или помогаешь собственным примером, комментариями по ходу?
Н.ЕВДОКИМОВ: Этот процесс проходит довольно забавно. Все люди, которые приходят к нам, начинают с отрисовки интерфейса. Когда рисуется интерфейс, у них в голове возникает полное понимание продукта, который они делают. Когда понимание этого продукта сформировалось, они могут начать чем-то аккуратненько руководить. Все уходят в бой довольно быстро, но изначально они проходят школу глубокого понимания того, чем они занимаются.
М.СПИРИДОНОВ: Вначале они приобретают функции и навыки маркетологов, погружаются в суть, а потом функцию управленца, да?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, это так. Между этими двумя этапами они выполняют функции финансистов, потому что руководитель проекта должен понимать всё от начала и до конца: от бухгалтерии и финансов до интерфейсов и внешней рекламы, которую нужно использовать для того чтобы проект выстрелил.
М.СПИРИДОНОВ: У вас какая-то специальная система финансовой отчетности, которая принята в компании?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, но там нет ничего уникального, эксклюзивного.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим по поводу SEO в целом. Как тебе кажется, каким будет развитие? Какой рынок сегодня, и куда он пойдет?
Н.ЕВДОКИМОВ: Если мы говорим о SEO-компаниях и фрилансерах, которые работают в этом направлении, то рынок seo-услуг должен идти в сторону маркетинга. Маркетинговое понимание, которое должен проецировать SEO-специалист, не автоматизируешь. Сайтом клиента нужно заниматься, смотреть в его сторону. Весь рынок должен идти в сторону маркетинга. С точки зрения рынка автоматизированных систем нужно идти в сторону того, чтобы развить максимальное количество возможных способов рекламы и автоматизировать их. Мы этим и занимаемся. Если мы видим, что способ рекламы начинает наращивать обороты, увеличиваться в объеме, и в нем есть точки соприкосновения для автоматизации, то мы будем их интегрировать. В конечном счете, мы хотим превратиться в систему, где в одном интерфейсе можно управлять всем, где будет единая система аналитики, оценки эффективности рекламных инвестиций.
М.СПИРИДОНОВ: То есть в нечто подобное, с чем недавно зашла на русский рынок система “Efficient Frontier”
Н.ЕВДОКИМОВ: Efficient Frontier – модуль контекстной рекламы, на текущий момент неадаптированный под Яндекс. Я прочитал статью об этой системе на seonews, посмотрел их презентацию, и уровень автоматизации у них очень сильно уступает тому, что мы сейчас в модуле контекстной рекламы сделали. Презентация у них лучше, оттуда мы почерпнули много идей для презентации нашей системы.
М.СПИРИДОНОВ: Я был на презентации этой системы, проводимой iContext, и мне показалось любопытным то, что они представляли. Они представляли систему, которая давно существует на западном рынке и в которой вращается более миллиарда долларов в год. Она позволяет достаточно эффективно управлять контекстной рекламой и добиваться меньшей цены клика, большего количества приходов целевой публики и так далее. У вас лучше?
Н.ЕВДОКИМОВ: Однозначно. Дело в том, что тот алгоритм, который реализован в Efficient Frontier – общая таблица выбора ставки. Этот принцип лежит в основе того, что мы сделали, но помимо него у нас очень много дополнительных возможностей, плюс очень серьезная локализация. Я считаю, что на текущий момент времени наш продукт несравнимо сильнее. Дальше он будет еще сильнее.
М.СПИРИДОНОВ: Под локализацией ты имеешь ввиду то, что у вас интегрирован Яндекс.Директ?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, хотя бы то, что мы очень хорошо понимаем специфику российского рынка. У нас есть отраслевые решения, которые связаны непосредственно с российским потребителем. Понятное дело, что Директ они интегрируют. Мы в то же самое время интегрируем Adwords.
М.СПИРИДОНОВ: У вас он пока не интегрирован?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, он сейчас находится в закрытом тестировании.
М.СПИРИДОНОВ: Когда собираетесь его запустить? Это для многих важно.
Н.ЕВДОКИМОВ: Я не могу назвать точную дату. Я думаю, что через 2-3 месяца мы его запустим (это с запасом). Говорить более ближние даты я не могу, потому что при подключении системы всегда возникает огромное количество сложностей.
М.СПИРИДОНОВ: Я об этом говорил в передаче с Марией Черницкой из iContext. Красивая история была бы, если бы можно было в каком-то механизме, заводя ключевые слова, фразы и выражения, получать дополнительные рекомендации от системы и иметь возможность, нажав кнопку, мониторить поведение и затраты по каждой отдельной фразе и слову как в контексте, так и в поисковой оптимизации. Помнится, что об этом говорилось. Например, если слово поднимается в поисковую выдачу, то система автоматически снимает контекстную рекламу. Это так?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, конечно. У нас всё это реализовано. Система рекомендует, какое слово лучше продвигать в контекстной рекламе, а какое в поисковом продвижении. Она сама анализирует поведение пользователей на сайте, оценивает эффективность и принимает решение о подключении того или иного метода для продвижения по конкретному запросу.
М.СПИРИДОНОВ: Считает она, каков возврат инвестиций? Сколько стоит клиент с каждого канала?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мы пока открыли систему, которая оценивает стоимость клиента, только для закрытого круга пользователей. Она оценивает эффективность того или иного способа. Я надеюсь, что скоро всё это будет доступно для всех пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Предполагается, что у вас будет проинтегрирована как контекстная, так и таргетированная реклама в социальных сетях?
Н.ЕВДОКИМОВ: Таргетированная реклама – это наш следующий ход.
М.СПИРИДОНОВ: А медийная реклама?
Н.ЕВДОКИМОВ: Рынок медийной рекламы работает немного по-другому. Мы пока не знаем, как с ним быть, и что там можно автоматизировать.
М.СПИРИДОНОВ: Идеальный вариант для любого маркетолога, а тем более, руководителя проекта – видеть в одном месте сведенную воедино таблицу контекстной, таргетированной, медийной рекламы, поисковой оптимизации, чтобы по каждому способу рекламы были показаны затраты и стоимость клиента, чтобы при необходимости можно было зайти в конкретный тип рекламы и увидеть более подробные затраты. Например, в Яндекс.Директе тратится столько-то, стоимость клиента такова, количество людей, дошедших до целевой страницы, такое-то. Такого рода механизм был бы идеален. К этому вы и будете стремиться?
Н.ЕВДОКИМОВ: Суть механизма работает и сейчас, просто количество рекламных способов ограничено. Скоро будет таргетированная реклама, и если получится – медийная. Если система Google, как анонсировалось, будет продавать теле-рекламу, то мы будем и ее автоматизировать. Естественно мы пойдем во все направления, и мы движемся во все эти стороны.
М.СПИРИДОНОВ: Какими ты видишь перспективы таргетированной рекламы в социальных сетях? Тебе они интересны?
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно, интересны. Мы к ней плотно перешли. Пока у нас проходит альфа-тестирование по подключению Adwords, мы плотно занимаемся вопросами подключения Facebook и Вконтакте. Это будет в перспективе этого года. Дальше мы будем смотреть, какие стороны развивать: либо медийную рекламу, либо еще что-то появится. В конечном счете, цель – свести все способы рекламы и дать единый аналитический инструмент, который позволит оценивать эффективность одного способа относительно другого.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде чем двигаться дальше, задам еще один вопрос. Домен .РФ с точки зрения оптимизации любопытен. Многие оптимизаторы закупили такие домены и активно используют их для того чтобы продвигаться по ключевой фразе, входящей в название домена. Насколько тебе кажется это перспективным, интересным? Такого рода активность наблюдается?
Н.ЕВДОКИМОВ: Такого рода активность наблюдается, но это настолько мизерный способ привлечения аудитории, что делать на него какие-то ставки невозможно. Методов очень много. Кто-то продвигает свои сайты в Яндекс.Картинках: на картинке пишется телефон, на нее ставится ссылка. Есть всякие рекламные поделки, но это немасштабируемо.
М.СПИРИДОНОВ: Доменам .РФ не светит красивое будущее?
Н.ЕВДОКИМОВ: Красивое будущее домена .РФ никак не связано с возможностью делать сайт на четком словосочетании и что-то продвигать.
М.СПИРИДОНОВ: Есть мнение, что огромное количество из тех сотен тысяч доменов .РФ, которые были куплены в первые недели – массовые покупки SEO- контор и частных оптимизаторов.
Н.ЕВДОКИМОВ: Забавно.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас процитирую тебе тебя же. В интервью от 22 февраля 2010 года ты говорил, что в 2007-2008 году всякий норовил сделать свою биржу ссылок. В 2009 стало модным делать надстройки над биржами. Что будет «модным» в будущем?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мне кажется, что делать надстройки над всеми рекламными способами. То, чем мы занимаемся, и становится модным.
М.СПИРИДОНОВ: Вы находитесь в тренде? Вы понимаете, что должно быть модным, и этим занимаетесь?
Н.ЕВДОКИМОВ: Мне кажется, что мы чем-то занимаемся, а потом видим огромное количество повторений. На самом деле наши конкуренты оценивают нас так: если мы сделали продукт, то он обязательно выстрелит. Они не знают, насколько сработал тот или иной модуль, та или иная разновидность функционала, и они в обязательном порядке всё это повторяют.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько ты знаешь, как к тебе относятся конкуренты? В частности, традиционные SEO-конторы, которых ты подвинул, и прямые конкуренты?
Н.ЕВДОКИМОВ: Что касается SEO-контор, я думаю, они относятся ко мне нормально. Многие свежие SEO-конторы учились на моих семинарах, никакой прямой конфронтации нет. Многие SEO-конторы являются нашими пользователями, изначально это было 100% наших пользователей, потом уже к нам пришли конечные потребители. Что касается аналогичных систем, то мы дружим, общаемся. Никакого плохого отношения замечено не было.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, конфронтации у вас нет, и ваш взрыв рынка не сделал вас персоной нон-грата?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, не сделал. С компаниями, которые делают аналогичные сервисы, у нас нормальные отношения. Рынок-то высокоинтеллектуальный, и открытой войны быть не может.
М.СПИРИДОНОВ: Только скрытая. Давай двигаться дальше. Впереди короткий блиц. Я прошу тебя отвечать на вопросы лаконично и коротко. Хорошо?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Суммы какого порядка вы сами тратите на SEO-продвижение?
Н.ЕВДОКИМОВ: На SEO-продвижение SEoPult?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
Н.ЕВДОКИМОВ: Около 5 тысяч рублей ежемесячно.
М.СПИРИДОНОВ: Скромно. Есть ли у вас в теории SEO-авторитеты? Если да, то кто?
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: На что ты больше всего времени тратишь на работе?
Н.ЕВДОКИМОВ: На совещания, общение с руководителями проектов.
М.СПИРИДОНОВ: Что бы ты предпринял по отношению к оптимизаторам, будь ты гендиректором «Яндекса»?
Н.ЕВДОКИМОВ: Не обращал бы внимания.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Едем дальше. Впереди вопросы слушателей, которые появились в анонсе программы в моем блоге по адреcу Spiridonov.ru, или на странице Рунетологии в Facebook и Твиттере. Владислав Коробов спрашивает: “В интернете есть много статей на тему SEO, дайте ссылку на одну такую (или такой видеоролик или подкаст), которая простым языком расскажет, как организовать контент своего сайта, чтобы люди могли через поисковики выходить на мой сайт”.
Н.ЕВДОКИМОВ: У нас в Обучающем центре есть базовые и продвинутые курсы SEO. Они абсолютно бесплатные, и там всё по полочкам разложено. Единственной кладезью подобной информации является форум “searchengines”. Приходите к нам обучаться, мы с удовольствием всё расскажем, объясним и покажем.
М.СПИРИДОНОВ: Marin Anton спрашивает: “Как устроиться на работу в SEOPult?”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Резюме прислать.
М.СПИРИДОНОВ: Вам нужны люди?
Н.ЕВДОКИМОВ: Сейчас нам нужны программисты в большом количестве.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, что у вас очень хорошо кормят, это правда?
Н.ЕВДОКИМОВ: В смысле платят?
М.СПИРИДОНОВ: Нет, именно кормят, говорят, что у вас хорошая кухня.
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, хорошая у нас столовая, здесь все кушают.
М.СПИРИДОНОВ: Кушнарёв Павел спрашивает: “Есть ли смысл молодому поколению углубленно изучать СЕО для самообразования и как способа заработка?”
Н.ЕВДОКИМОВ: Я считаю, что стоит углубленно изучать маркетинг: от классического до интернет-маркетинга.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь то же самое, что резюмируют на конференциях.
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, лучше идти в эту сторону и пользоваться инструментами, которые мы разрабатываем.
М.СПИРИДОНОВ: По сути дела, все эти усложняющиеся алгоритмы, различные нюансы, запаленные темы, которые часто обсуждаются на форумах, ты предлагаешь оставить вам, и вы будете сами эти головоломки расшифровать, а людям следует учить маркетинг в целом и пользоваться вашими инструментами?
Н.ЕВДОКИМОВ: Да, конечно. Мы собрали лучшую команду аналитиков, которые всё свое время занимаются тем, чтобы улучшить возможности по продвижению. Подобного рода команду самостоятельно не собрать, а самому до такого уровня расти несколько лет.
М.СПИРИДОНОВ: Павел Семенов пишет: “Здравствуйте, скажите, пожалуйста, будет ли предусмотрена возможность ухода пользователя от Seopult+ и возврат к обычной системе?”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Нет, с Seopult+ нельзя спуститься до Seopult. Seopult+ - ресурсоемкая и дорогая система отбора доноров. Раз она была произведена, то в дальнейшем откатиться с нее нельзя. Тем более, нет никакого смысла, потому что доноры постоянно меняются, и вы просто потеряете в эффективности продвижения.
М.СПИРИДОНОВ: terehoff спрашивает: “Модуль контекстной рекламы в SeoPult, как бизнес-решение окупил свою реализацию?”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Однозначно.
М.СПИРИДОНОВ: Pacan спрашивает: “Когда в SeoPult`е появится возможность в ручном режиме продвижения подключать разные фильтры на разные продвигаемые запросы?”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Я об этом говорил в начале передачи, когда мы обсуждали планы нашего развития. Один из ближайших планов – разработка профессионального функционала для продвижения, будут возможности подключать каскады фильтров как к отдельным словам, так и ко всей кампании. Уровень профессионального режима очень сильно улучшится.
М.СПИРИДОНОВ: Андрей Осокин спрашивает: “Давно обсуждается смена алгоритмов работы поисковиков и снижение эффективности покупных ссылок. Каковы прогнозы, какие новые механизмы поисковой оптимизации придут на смену?”.
Н.ЕВДОКИМОВ: Мы над этим работаем. То, что влияние ссылочного ранжирования в последний год гасло для высокочастотных запросов, нами замечено, но, тем не менее, сайты продвигаются, и результаты отличные. Мне кажется, что хуже не будет!
М.СПИРИДОНОВ: Тарас Прокопюк пишет: “Николай, в Рунете примерно 95-98% агентств по поисковому продвижению не дают своим клиентам гарантий! Как Вы считаете, когда же наконец-то агентства станут брать на себя ответственность за результаты своей работы?”. Я знаю, что они дают какие-то гарантии.
Н.ЕВДОКИМОВ: Те, кто дают гарантии, очень сильно лукавят. Как же можно давать гарантии за результат, который обеспечивается третьей стороной – в частности Яндексом? Никаких гарантий нет и быть не может. Есть гарантийные контракты, которые предоставляют конторы, но это всего лишь расчет рисков. Вероятность того, что ваш сайт попадет в Топ – 25%, поэтому цену месяца мы умножим на 4. Так и выражаются все гарантии, которые присутствуют на рынке. Контора физически не может давать гарантий, ведь результат-то далек от 100%.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, никогда.
Н.ЕВДОКИМОВ: Когда они будут, это будет лукавство, которое уже сейчас есть у некоторых компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Николай, спасибо большое за то, что нашел время пообщаться. Наше время истекло. Мне кажется, мы обсудили много полезных и любопытных вещей. Если есть что добавить в качестве финала, пожалуйста, и будем завершать.
Н.ЕВДОКИМОВ: Я хотел обратиться к слушателям. Не переживайте за позиции, нужно работать с содержанием сайта и его маркетинговой составляющей, чтобы привлеченные клиенты добирались до корзины, телефона и звонили. Надо работать с маркетинговой составляющей и такими показателями, как конверсия! Что касается привлечения аудитории, то лучше, чем мы сделать очень сложно.
М.СПИРИДОНОВ: По сути дела, ты повторяешь то, что является девизом у всех. Начинайте думать, погружайтесь в маркетинг, ищите креативные решения!
Н.ЕВДОКИМОВ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое.
Н.ЕВДОКИМОВ: Спасибо, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был руководитель проекта SeoPult, основатель интернет-холдинга UnMedia Николай Евдокимов. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!