М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 30 июня 2011 года. Вы слушаете 104-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Как обычно, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска — облачный сервис SkyDNS. Этот интернет-фильтр оградит вас от опасных и нежелательных сайтов, назойливой рекламы и баннеров, ботнетов и вирусов, сделает ежедневную работу в интернете спокойной и безопасной. В его базе содержится информация о трех миллионах сайтов, которые разбиты на категории. Какие из них заблокировать, выбираете вы сами. SkyDNS полезен как дома, так и на работе. Детей защитит от порнографии, а сотрудникам сбережет время, которое раньше уходило на посещение развлекательных ресурсов. И главное, пользоваться интернет-фильтром SkyDNS можно совершенно бесплатно. На фоне разговоров о скорой или относительно скорой кончине бумажной прессы и часто не очень удачных попыток печатных изданий серьезно закрепиться в Сети, в Рунете, особенно заметны несколько электронных журналов, дела у которых, насколько можно судить со стороны, идут очень хорошо. Одним из таких широко известных, но преимущественно в узких кругах, сайтов является Mainpeople.com. Как называют его его же создатели – первый глянцевый проект в Интернете. А в гостях у нас основатель Mainpeople – Ованес Погосян. Ованес, привет.
О.ПОГОСЯН: Добрый день! Рад, что меня пригласили.
М.СПИРИДОНОВ: Рады тебя слышать! Ованес, для кого делается проект? Как вы обрисовываете себе этих людей и их потребности?
О.ПОГОСЯН: Проект делается для тех людей, которые достигли определенного финансового достатка и любят активно проводить свой досуг. Им нужно экспертное мнение о том, где, что и как достойно их внимания. Мы рассказываем и показываем, где и что происходит.
М.СПИРИДОНОВ: Существующие проекты, типа Афишы, они не удовлетворяют этим потребностям?
О.ПОГОСЯН: Для меня Афиша – это два клика “Кино сегодня”. Она всегда была такой.
М.СПИРИДОНОВ: Чем вы глобально отличаетесь от Афишы?
О.ПОГОСЯН: Мы не пишем, какое кино вам сегодня посмотреть. Мы можем дать репортаж с мероприятия, с премьеры, рассказать, что будет премьерой, на что стоить сходить. Мы показываем, какие люди были там, фотографируем их, но мы не даем информацию о том, какие сеансы идут в каком кинотеатре.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не рассказываете, что будет, вы показываете, как хорошо в этом всем находиться.
О.ПОГОСЯН: Мы говорим, что будет. Мы говорим, какие события происходят в определенных местах, для определенного слоя населения.
М.СПИРИДОНОВ: Для какого слоя?
О.ПОГОСЯН: Это премиальный сегмент. Люди выбирают, куда им пойти отдохнуть, чтобы им было весело и приятно, и при этом чтобы их окружали такие же люди, как и они.
М.СПИРИДОНОВ: У проекта говорящее название?
О.ПОГОСЯН: Да, проект для Главных людей.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Будем их называть так. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеОванес Погосян родился 30 ноября 1976 года в Ереване. С 1994 по 1998 год обучался в Институте международной торговли и права, в 1998-1999 годах — во Всероссийской академии внешней торговли. В 1999 году отслужил в армии. С конца 1999 года работал в компании netBridge. В 2000 году занимался продажей рекламы в издательском доме Independent Media (в журнале «Кто»). С 2000 по 2007 год —директор по спецпроектам Mail.ru. В 2004 году основал компанию Mainpeople, объединяющую сегодня портал, журнал, интернет-радио, рекламное агентство. В 2010 году открыл первый в Москве бар для некурящих — «Белка». Хобби — путешествия, йога. Не женат. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: В твоей биографии меня удивило то, что после двух высших образований в области, которую раньше было принято называть “блатной”, ты оказался в армии?
О.ПОГОСЯН: Я себя никогда не причислял к категории блатных. Когда я отучился в вузах, в семье особо денег не было. У нас было 5000 долларов, мы могли либо купить военный билет и сидеть дома, либо отслужить и сохранить деньги в семье, точнее – заплатить минимальную сумму (1000 долларов) и служить в Москве. Я выбрал второй вариант, и не могу сказать, что жалею об этом, потому что в армии я многому научился.
М.СПИРИДОНОВ: В каких войсках ты служил?
О.ПОГОСЯН: Банальный Стройбат. Когда над тобой пятеро военных начальников, и тебе приходится с ними коммуницировать, это колоссальный опыт. Первый месяц, пока был карантин, мне было сложно, поэтому я научился с ними общаться.
М.СПИРИДОНОВ: Каким-то образом ты использовал это в управленческой работе?
О.ПОГОСЯН: Мне кажется, что институт, армия и другие социальные институты учат нас коммуникациям с различными структурами. Кто насколько сумел ухватить знания и навыки, настолько в дальнейшем они ему и помогают.
М.СПИРИДОНОВ: Если ты работал в netBridge – прототипе Mail.ru, его предвестнике с 1999 года, то ты один из тех, кто его создавал?
О.ПОГОСЯН: Практически да. Я не создавал Mail, я зарабатывал деньги для того, чтобы он создавался.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не был глубоко интегрирован в те процессы, которые происходили при построении компании, которая сегодня стала миллиардным холдингом?
О.ПОГОСЯН: С точки зрения денег и привлечения денег я был интегрирован, с точки зрения продукта – моего мнения прислушивались, но оно не являлось ключевым или особо важным. Когда ты говоришь, что у тебя интернет-бизнес, у тебя спрашивают: “Ты что, компьютерщик?” (смеется). Компьютерщиком я никогда не был.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, у большинства наших слушателей есть проблемы, как объяснить близким и знакомым тем, чем они занимаются.
О.ПОГОСЯН: С точки зрения пиара, маркетинга и продаж я был максимально интегрирован в первое время. В дальнейшем я занимался проектами рекламного характера.
М.СПИРИДОНОВ: С 2000 по 2007?
О.ПОГОСЯН: Да, даже с конца 1999. В Independent Media мне важно было понять, как может пресса, журнал с заявленным тиражом 100 тысяч, с реальным – 50, с 10 тысячами расходившихся копий зарабатывать 100 тысяч долларов в месяц, а интернет-ресурс, на который в день заходит 300 тысяч – зарабатывать 50 тысяч. У меня это не укладывалось в голове, и я хотел понять механизмы. Так сложилось, что я оказался в серьезном издательском доме и получил колоссальный опыт, и для меня многое стало понятно. После этого я начал пробовать делать вещи, которые мне казались правильными, нужными и необходимыми для того чтобы журнал выжил. Мне казалось, что он был запущен раньше времени. Сейчас мы видим, что журналы “Hello”, “Ok” себя отлично чувствуют, а журнал “Кто” был прототипом этих журналов. Я понял простую схему, по которой работают все наши журналы. Есть всеми известное агентство “Gallup Media”, которое считает рейтинг. Необходимо было иметь рейтинг в их отчете, франшизу на какое-нибудь иностранное имя. Есть целая когорта менеджеров, выращенная на понимании того, что нужно посмотреть рейтинг, понять аудиторию. Если он в первой тройке и подходит по описанию аудитории, которое они сами себе придумывают, значит, надо вкладывать деньги и ставить их в планы. Насколько это работает – никого не интересует. Максимум, к чему мы приходили – придумать какой-то выпендреж с самой полосой, сделать картон, что-то вложить. На этом фантазии бренд-менеджеров и маркетинговых менеджеров заканчиваются.
М.СПИРИДОНОВ: Твои впечатления от работы в печатной прессе? Это продажа пресловутого коня в вакууме и во многом воздуха, да?
О.ПОГОСЯН: Безусловно. Невозможно понять, какое количество людей просматривает журнал, какое количество обратило внимание на твою рекламу, потому что мы знаем только завышенные тиражи и ложную информацию. Информации о реальном количестве контактов и количестве заинтересовавшихся людей нет. Действует понты издательского дома. Какой реальный тираж у журнала “GQ”? Почему полоса там стоит таких космических денег? Этого никто не понимает.
М.СПИРИДОНОВ: Именно понты являются руководящей линией в Mainpeople. Пафос преподнесения информации – важная составляющая.
О.ПОГОСЯН: Понты в нашей стране, особенно в нашем городе работают. Понты дороже денег. Но я сейчас говорю про охват и достоверность этого охвата, про то, как можно сосчитать людей.
М.СПИРИДОНОВ: В этом смысле интернет – место, где можно окунуться в реальные цифры.
О.ПОГОСЯН: В интернете тоже можно дурить людей, загоняя на сайт трафик. В любом случае нужно понимать, что у тебя есть такое количество ip-адресов, такое количество просмотренных страниц, такое количество нажатий на баннер.
М.СПИРИДОНОВ: Ты когда-нибудь нагонял людей?
О.ПОГОСЯН: Мы не нагоняем людей. У нас есть определенные технологии, по которым мы действуем, если нам нужно произвести расширение. Наша стабильная аудитория – 10-20 тысяч человек. Мы их собирали в течение 7 лет, иногда наша посещаемость достигает 70 тысяч человек. Как это происходит? Если у нас был спецпроект, и от клиента было задание расширить аудиторию, тогда мы можем вывесить рекламные ссылки, говорящие про репортаж или мероприятие на больших ресурсах, типа Mail.
М.СПИРИДОНОВ: Именно поэтому у вас в разделе «О проекте» написано, что вы работаете в сотрудничестве с Mail.ru?
О.ПОГОСЯН: Эта очень веселая и глупая история, она пошла еще с тех самых времен, когда всё только начиналось. Когда я стартовал, всё было именно так. Из-за того, что я работал директором по спецпроектам, Mainpeople был тесно связан с Мейлом. Эта надпись исторически осталась висеть на нашем сайте. Я много раз говорил пиар-службе, что эту фразу нужно убрать, потому что сейчас она не соответствует действительности. Безусловно, у меня остались тесные и добрые отношения с компанией “Mail.ru”. Я с удовольствием работаю с ними, помогаю, чем могу, и они мне помогают.
М.СПИРИДОНОВ: Но фразу вы уберете?
О.ПОГОСЯН: Да, скорее всего, уберу, потому что она не отражает действительность.
М.СПИРИДОНОВ: Меня поразило, что у вас колебания от 9-10 тысяч в сутки до 80 тысяч.
О.ПОГОСЯН: Да, это имеет место быть. Например, компания делает какое-то большое мероприятие, которое просит нас осветить. Мы делаем фоторепортаж, видеосъемку, вешаем всё это на Mainpeople. На Mainpeople это увидят 10-20 тысяч человек, при этом у них есть интерес показать это мероприятие большему количеству людей, соответственно мы предлагаем различные варианты, где по их запросу можно повесить ссылки, которые будут вести к этому репортажу, чтобы привлечь больше людей и показать им именно это мероприятие. Это бывает не только у Mainpeople. Это периодически делается на Facebook, и люди ведутся на определенную страницу. Люди, приходя на эту страницу, смотрят на страницу и могут дальше бродить по сайту. Ввиду того, что мы в последнее время очень сильно подтянули редакцию, количество показов у нас выросло в 4-5 раз. Люди начали больше ходить по сайту, больше читать, больше смотреть.
М.СПИРИДОНОВ: Какая глубина просмотра?
О.ПОГОСЯН: В прошлом месяце было 1 миллион человек и 16 миллионов показов, в этом месяце я прогнозирую 600-700 тысяч человек и 19 миллионов показов.
М.СПИРИДОНОВ: То есть десятки просмотров на человека?
О.ПОГОСЯН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: За счет фотографий такой эффект достигается?
О.ПОГОСЯН: Да, и за счет интересного контента. У нас очень усилился редакционный контент.
М.СПИРИДОНОВ: У вас очень сильна визуальная составляющая редакции, это однозначно. Я в тексты не вчитывался, но фотографии и видео на высоком уровне, и это бросается в глаза.
О.ПОГОСЯН: Мы никогда не претендовали на высокоинтеллектуальный ресурс, у нас красивая картинка.
М.СПИРИДОНОВ: Вы про то, что нравится вашей аудитории?
О.ПОГОСЯН: Да, но я не могу сказать, что наша аудитория тупая или интеллектуально неразвитая.
М.СПИРИДОНОВ: Она Кантом не зачитывается.
О.ПОГОСЯН: Кто-то, может, и зачитывается, но ему также может быть интересно, куда можно сходить и где можно встретить интересных людей.
М.СПИРИДОНОВ: Можно привести цитату Александра Сергеевича “Быть можно дельным человеком, но думать о красе ногтей”.
О.ПОГОСЯН: В каждом сегменте, в каждой прослойке есть люди, которые задают тон, стиль, движение, направление, изменяют вокруг себя пространство, мир. Эти люди и есть Mainpeople. Про них мы и стараемся рассказывать. Понятное дело, что у всех них есть последователи. Они задают тон, они задают стиль игры.
М.СПИРИДОНОВ: Почему эти люди не очень видны на сайте? Если бы делался акцент на человека, были рейтинги, то да, но у вас больше контента.
О.ПОГОСЯН: Мы хотим показать события этих людей. Мы рассказываем о том, что и где происходит, и кто в этом участвует. Периодически мы публикуем интервью.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не хотите уходить в прямую конкуренцию с социальными сетями?
О.ПОГОСЯН: Это всё у нас есть. Сейчас мы готовим продукт следующего поколения. Нынешний Mainpeople, на мой взгляд, устарел морально, по визуальной составляющей, и по технической. У нас сейчас активная фаза, мы закончили дизайн, сейчас идет программинг, к сентябрю он будет готов. Запускать я его буду не в Москве и не в России, потому что я понял одну интересную вещь. То, что у нас здесь происходит и зарождается, не может выйти на мировой уровень. Я делал что-то в Питере, Киеве, даже в Лондоне, но всё это местечковые проекты. Мне хочется сделать что-то большое мирового масштаба.
М.СПИРИДОНОВ: Это будет англоязычная версия, направленная на другую публику?
О.ПОГОСЯН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На конкретную страну?
О.ПОГОСЯН: Либо США, либо Великобритания, но я склоняюсь к США.
М.СПИРИДОНОВ: Это будет переосмысление Mainpeople для англоязычных пользователей?
О.ПОГОСЯН: Это будет медиа нового поколения.
М.СПИРИДОНОВ: Ты думаешь, что ты сможешь дать той, более избалованной публике контент про то, что находится не у тебя под боком, а про то, что происходит у них в стране?
О.ПОГОСЯН: Я не думаю, я уверен. У меня есть внутренняя уверенность. Посмотрите на Facebook. У них дрессированное и правильное стадо. Если правильно прочитать метки, на которые оно ведется, то будет даже проще, чем у нас, потому что у нас есть непредсказуемый человеческий фактор.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь в виду, что западный потребитель более воспитан?
О.ПОГОСЯН: Он воспитан, причесан.
М.СПИРИДОНОВ: Он знает, куда ему идти, если ему показали направление.
О.ПОГОСЯН: Да, ему надо дать какой-то шаблон и добавить в него что-то новое и неожиданное, что его поразит.
М.СПИРИДОНОВ: А ты не думаешь, что он более избалован, поэтому с ним сложнее?
О.ПОГОСЯН: Возможно. В любом случае время покажет. Я попробую, и если у меня получится, то вы меня поздравите. Если не получится, то это будет для меня колоссальным опытом.
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты запускаешь этот проект?
О.ПОГОСЯН: Я планирую осенью полететь туда и провести там какое-то количество времени. В зависимости от того, с кем я и как договорюсь, он будет запускаться.
М.СПИРИДОНОВ: В течение полугода-года?
О.ПОГОСЯН: Я надеюсь, что в октябре-ноябре он будет работать.
М.СПИРИДОНОВ: Это будет сайт?
О.ПОГОСЯН: Mainpeople.com. Если сейчас зайти на Mainpeople.com, то там будет висеть заставка, с которой можно уйти на 4 города.
М.СПИРИДОНОВ: Либо переадресация по ip?
О.ПОГОСЯН: Да. В Москве, Питере, Киеве и в Лондоне будет работать то, что есть сейчас. Мы эту версию причешем, кое-что исправим, потом, если у нас всё получится в Штатах, то мы вернемся сюда и всё поменяем.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к началу. 7 лет ты работал в Мейле. Как я понимаю, последние 2 года ты уносил песню за собой, переходил в Mainpeople. В первые годы ты работал основательно. Что конкретно ты делал? Ходят слухи, что ты занимался Молотком.
О.ПОГОСЯН: Я изначально занимался Молотком. Был момент, когда меня позвали на собеседование к Мильнеру, которого я очень уважаю, потому что он талантливый, очень умный и хитрый. Он очень далеко смотрит, он любит высоко сидеть и далеко смотреть.
М.СПИРИДОНОВ: Хвалить Мильнера – хороший тон в Рунете.
О.ПОГОСЯН: Я его знаю лично и считаю своим учителем, потому что я провел с ним несколько лет бок о бок, смотрел на него, что-то перенимал для себя. Я лично сумел пару раз его “дурануть”.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом?
О.ПОГОСЯН: Я уболтал его поднять комиссию для продажников с 10 до 15%, я сказал, что это даст серьезный прирост, и тогда Mail по продажам пошел в хороший рост. Был момент, когда он хотел купить Mainpeople. В одно время он хотел получить долю во всех начинающих историях (Одноклассники, Вконтакте), но мы разошлись.
М.СПИРИДОНОВ: В 2006-2007 годах DST пытался купить всех.
О.ПОГОСЯН: Да, такой момент был, и сейчас видны результаты.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. На Финам.ФМ в передаче “Рунет сегодня” недавно была новость об очередном формирующемся фонде под руководством всё того же Мильнера и о том, что он не нашел объектов для инвестирования в России, то есть на сегодня российские проекты для Мильнера мелковаты.
О.ПОГОСЯН: Вот я поеду в Америку, может, как раз, скажу ему, что у меня большой проект, и мне нужно много денег, можете инвестировать. Последние год-полтора я с ним даже не общался, потому что он улетел в космос и пребывает в верхних слоях атмосферы.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы начинали, он был гендиректором?
О.ПОГОСЯН: Да, он был гендиректором, но он брал меня на работу, он меня собеседовал, как сейчас помню, он меня спросил, что я заканчивал. Я сказал, что Академию внешней торговли. Он меня спросил: “Чем акция отличается от облигации?”. Я смотрю на него, улыбаюсь и говорю: “Юрий Борисович, я точно знаю, чем они отличаются, но сейчас вам не скажу”. Он поставил мне определенную планку и отправил в отдел по работе с клиентами. Задачей моей было развитие Молотка.ру. Я его очень активно развивал до момента, пока Netbridge не разошелся с Яндексом, и у них остался Narod. Потом случился первый интернет-кризис. Он меня к себе вызвал и спросил, продавал ли я когда-нибудь рекламу. Я сказал, что никогда в жизни не продавал. Он сказал, что теперь надо, потому что инвестиции закончились, и надо, чтобы компания выживала, мы в месяц тратим столько-то денег, нам надо зарабатывать столько-то. Для меня это было легким шоком, потому что я привык жить в классной интернет-компании с хорошей зарплатой, и мне сказали, что лафа закончилась, и надо зарабатывать. Я помню путь от бюджетов в 500 долларов до миллионов, который я проходил. Понятное дело, что были розданы щедрые обещания, но какое-то количество людей, которых я нанимал на работу, довольно. У всех них есть опционы, они до сих пор там работают. Я думаю, что многие моменты упущены. Я сейчас смотрю на Мейл, и, на мой взгляд, он устарел. Его надо обновлять, сделать шаг вперед, а не сидеть на дрожжах, выросших за много лет. Все помнят, что случилось с Рамблером.
М.СПИРИДОНОВ: Мейлу пока это не грозит.
О.ПОГОСЯН: Не грозит, потому что Юрий Борисович стоит во главе и зорким глазом смотрит вперед. Сколько историй было профукано за эти несколько лет?
М.СПИРИДОНОВ: Они настолько сильно разрастались в последнее время, было настолько много сделок по поглощению и слиянию, что то, что они выдержали этот режим постоянного роста, важно.
О.ПОГОСЯН: Был один гениальный момент в истории Мейла, когда компания NetBridge поглощала Mail.ru. У нас был List.ru и некоторые другие проекты, внешне всё было представлено как слияние NetBridge и Mail. В тот момент в Мейле работало примерно 300 человек, и Юрий Борисович собрал 3 человек: меня, Лешку Каткова – нынешнего коммерческого директора, и Марину, которая тоже работает в коммерческом отделе. Мы понимали, что сейчас произойдет, потому что было понятно, что есть раздутый штат, миллион людей, работающий и сам не понимающий, что он делает, для кого и зачем. В течение 3 дней – недели штат был сокращен на 90%, и компания оздоровилась, ожила. Все ключевые решения стали применяться в считанные часы, дни, не было монстрообразной корпорации, в которую залетает бумажка и теряется. Когда я прихожу в Мейл, я вижу 4 этажа. Может быть, сейчас такая необходимость есть.
М.СПИРИДОНОВ: Дай Бог, они справятся со всем этим.
О.ПОГОСЯН: Тем не менее, это моя любимая компания, в которой я вырос. Я душой и сердцем переживаю за нее, хочу, чтобы она развивалась. Я никогда не любил Яндекс и не воспринимал его. Я до сих пор не могу искать что-то на Яндексе и смотреть на него. Для меня есть Гугл, а Яндекс я не воспринимаю, хотя это российская компания, они молодцы, но Mail для меня родной.
М.СПИРИДОНОВ: Это вопрос пристрастий. По поводу корпораций вспомнился кадр из фильма про монстров (Apple, Microsoft). Суть была в том, что Стив Джобс устроил войну между отделами, видимо, для того чтобы взбодрить ситуацию, вывести компанию из состояния равновесия, чтобы не дать ей быть застойной. В этом смысле твои опасения понятны. Сейчас не будем уходить в эту сторону, потому что это управленческая теория, которая не является темой нашей беседы.
О.ПОГОСЯН: Я верю в Мильнера, он всегда уверенной рукой вел корабль. У меня есть подружка, и когда я ее устраивал к Мильнеру, ее покойный отец сказал: “Иди к нему! Он далеко пойдет!”. С ней (Женей Брагиной) мы довольно долго работали, мы недавно с ней встречались, обсуждали всю эту историю. Она говорит, что папа был прав, он далеко пошел.
М.СПИРИДОНОВ: Раз мы говорим о Мильнере, в управленческой работе, оперативной работе он каков? В чем его стиль? Как его можно охарактеризовать? Сегодня он на верхах, мы пытаемся найти его, чтобы взять у него интервью, как и многие другие.
О.ПОГОСЯН: Он умен и очень харизматичен, у него сильная энергетика. Когда я был молодым и юным, он мог на меня действовать как удав на кролика. Тебя отпускает только через час-два после общения с ним. Ты настолько веришь в его слова, мысли и идеи, что не можешь отойти. Он очень дальновидный человек.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой говорим в контексте фильма или книги про Гражданскую войну, мы как мальчики у костра обсуждаем “Какой он, Ленин”.
О.ПОГОСЯН: Он может быть очень жестким, но тем не менее он очень интересен.
М.СПИРИДОНОВ: Давай вернемся к реалиям, которые касаются Mainpeople. Именно этот проект – главный герой нашей беседы. Он появился в 2004 году, верно?
О.ПОГОСЯН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Он был создан как один из спецпроектов Мейла?
О.ПОГОСЯН: Параллельно я занимался спецпроектами, и я понял, что нужно создать некую площадку, которая будет вне всего этого, которую нужно вне Мейла вести для того чтобы получить бюджет. На ней можно было создавать активность для клиента, а с Мейла вести туда трафик и тратить деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Какое-то время он был серьезно аффилирован с Мейлом?
О.ПОГОСЯН: Первые 3 месяцы, а потом я понял, что их нужно разводить, потому что мне могли сказать, что я веду себя некрасиво, что я и здесь работаю, и там работаю. Я вывел его в отдельную структуру и посадил людей, которые стали им заниматься. Прошло несколько лет, и я понял, что я не могу разрываться, мне надо было принимать решение, и я решил, что я буду заниматься собственным проектом, потому что я свободолюбивая птичка.
М.СПИРИДОНОВ: Тех, кто начинал работу в Мейле в первые годы и ушел из Мейла с больших должностей я спрашиваю: “Жалеет ли он о том, что не получил эти самые опционы, не смог реализовать после выхода на IPO, не стал мультимиллионером?”. Ответь и ты на этот вопрос.
О.ПОГОСЯН: Я не жалею. Более того, я радуюсь, что вышло именно так. Я считаю, что сейчас у меня возможностей больше. Я сделал намного больше, чем я мог бы сделать в Мейле. Я реализовался как человек и бизнесмен довольно успешно.
М.СПИРИДОНОВ: Тематика Mainpeople во многом продиктована твоими жизненными приоритетами? Ты сам тусовщик?
О.ПОГОСЯН: Я, скорее не тусовщик, я люблю наблюдать за тусовкой. Я наблюдатель. В тусовке всё и происходит, просто бывают разные тусовки. В некоторых отраслях тусовки проходят в бане, где сидят мужики и решают серьезные вопросы. В каждой отрасли есть своя тусовка, и в этих тусовках есть главные люди. Например, есть политическая тусовка. В ней есть свои главные люди, а мне нравится наблюдать за моментами сбора тусовщиков.
М.СПИРИДОНОВ: Твоя тусовка – золотая молодежь?
О.ПОГОСЯН: Нет. Откуда я ее возьму? Моя тусовка берется из разных закрытых, дорогих, модных клубов, ресторанов, модных показов, выставок, культурных мероприятий. Золотая молодежь может составлять 20% аудитории. Я вам могу сказать, что на культурных мероприятиях, к моему большому сожалению, мало золотой молодежи.
М.СПИРИДОНОВ: Там пожилые люди?
О.ПОГОСЯН: Нет, но золотой молодежи там нет, она в клубах, барах, и не во всех.
М.СПИРИДОНОВ: Как могут люди в возрасте быть потребителями подобного проекта?
О.ПОГОСЯН: А что для вас “возраст”?
М.СПИРИДОНОВ: Возраст – 35-40+. Это небольшой возраст, но это не юные ребята.
О.ПОГОСЯН: Вы когда-нибудь были в баре “Белка”?
М.СПИРИДОНОВ: Нет.
О.ПОГОСЯН: Я вас приглашаю. Я не считаю себя человеком в возрасте, хотя мне скоро будет 35. Приходи в бар, и ты посмотришь на людей, которые в нем собираются. Я могу с собой провезти тебя по нескольким точкам. Это все обычные люди, которые работают и которые вечером после работы собираются и идут веселиться, общаться с друзьями, проводить свой досуг. Мы стараемся вычислить места скопления людей, которые нам интересны с точки зрения достатка, образования, осознания ситуации, и направляем туда фотографов. Мы фотографируем их, даем им качественные фотографии, они могут их смотреть, скачивать их.
М.СПИРИДОНОВ: Эти люди являются посетителями сайта? Я думал, что это более молодая аудитория.
О.ПОГОСЯН: Безусловно, являются. В большинстве своем это девушки – жены, подруги успешных людей, успешные девушки, которые занимаются бизнесом. Их где-то 60% на сайте, потому что им это интересно. Для любого человека самое приятное изображение – изображение своего лица. Если он знает, что его где-то сфотографировали, что где-то есть его фотография, то он обязательно придет и посмотрит. Когда я делал Mainpeople, из чего я исходил? Я просто взял все глянцевые журналы и понаблюдал за своей целевой аудиторией. Когда она просматривает глянцевый журнал, что она делает? Я видел, что 90% людей, которые мне интересны, тех, кого я могу конвертировать в деньги, просматривают эти журналы “сзади”: начинают со светской хроники, ищут себя и своих друзей. Эта светская хроника – это кастрированная история, в которую попадает 10-20 одних и тех же людей, и я понял, что есть очень большое количество достойных людей, которые не могут туда попасть, потому что их не знают, их не хотят замечать, но они интересны. Я сделал расширенную версию.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты дал единую площадку более развернутому классу интересных людей, обделенных вниманием?
О.ПОГОСЯН: Да, в точку. Mainpeople – достойные и правильные люди, но их почему-то обделили вниманием, потому что все каким-то образом начали говорить про Яну Рудковскую. Что в ней интересного – непонятно, но кому-то она интересна. Я считаю, что есть еще тысяча человек, которые не менее достойны, но которых не фотографируют и не показывают.
М.СПИРИДОНОВ: Для меня пример Mainpeople, как веб-проекта – пример грамотной работы с аудиторией: с потребителями контента (аудио, видео и текст) и с рекламодателями, которых удается убедить в том, что здесь и собираются нужные им люди. У вас очень высокие цены на рекламу, если сравнивать с другими проектами, и, видимо, она покупается.
О.ПОГОСЯН: Она покупается. Убеждать не приходится, потому что люди сами понимают, какая у нас аудитория. Я не сторонник того, чтобы приходить к кому-то и рассказывать, какая у нас аудитория. Она может быть такой, а может быть не такой. Если люди знают аудиторию лично, слышат о проекте, заходят на него сами, используют его активно, если им его рекомендуют, то с ними работать проще.
М.СПИРИДОНОВ: Как мне кажется, с точки зрения тех слушателей, которые являются костяком аудитории нашей передачи, то есть создателей веба, менеджеров, дизайнеров, руководителей разработки, твой сайт является образчиком того, куда стоит зайти, посмотреть и подумать, почему здесь аудитория стоит столько, а на другом сайте стоит столько, и понять, как такая цена достигается.
О.ПОГОСЯН: Я изначально ставил перед собой цель сделать первый премиальный ресурс. В сети их тогда не было. Люди просто перепечатывали новости и говорили, что если они будут писать о телках, тачках и катерах, то, скорее всего, их будут читать богатые мужики. Это чушь!
М.СПИРИДОНОВ: Если в проекте нет уникального, яркого, цепляющего контента, то ему будет сложно.
О.ПОГОСЯН: Мне нужно было сделать ресурс, который мог бы успешно конкурировать с премиальной прессой, глянцевой прессой, потому что я ориентировался на эти бюджеты. Я могу сказать, что пока я не достиг цели, потому что сложно было завлечь Шанель, как бренд. Пока ресурс мой, я объективно вижу, что он на данный момент не дотягивает по визуализации и внутреннему наполнению, но я работаю над этим. Мне удалось привлечь какое-то количество клиентов и развернуть их внимание с ненужных, неработающих печатных изданий в сторону работающего интернет-проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по тому, что у вас довольно респектабельный офис, по тому, что у вас много сотрудников, вы не бедствуете, у вас прибыльный бизнес.
О.ПОГОСЯН: Мы прибыльный бизнес с первого дня существования. Я не привлек ни копейки инвестиций, я не брал займы. Исходя из того, что у меня был богатый опыт общения с клиентами, и я понимал их задачи, я ресурс выстроил так, чтобы он отвечал задачам будущих клиентов. Я развивал его на те деньги, которые я получал от рекламы. На эти деньги я и развился. После кризиса доходы упали, сейчас у компании довольно высокие расходы (офис, сотрудники), многие обленились. Я встречаюсь с разными ребятами. Например, компания LookAtMe – молодые, активные ребята, которые бьют копытом, у них нет завышенных требований и пожеланий. Когда люди долго сидят, и им хорошо, им капает их зарплата, они не стараются развиваться. Я сейчас разворошу это осиное гнездо.
М.СПИРИДОНОВ: Твои менеджеры знают об этом, или из подкаста услышат эту информацию?
О.ПОГОСЯН: Некоторые уже ощутили это на себе, они уже у нас не работают.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек сейчас работает в компании?
О.ПОГОСЯН: Было 40, осталось 35.
М.СПИРИДОНОВ: Планируется продолжение репрессий?
О.ПОГОСЯН: Да, но у нас есть очень качественные, хорошие люди. Я хочу обновить состав, пустить свежую кровь. Когда мы выходили на рынок, мы были супервостребованными, мы были технологичным, новыми и интересными, потому что тогда интернет только появлялся. Сейчас мы живем только за счет сложившегося бренда “Mainpeople”, который есть в умах 100 тысяч человек, которые активно потребляют наш контент. Тем не менее, появляются новые ресурсы, новые конкуренты с большими финансовыми вливаниями, поэтому стоять на месте нельзя.
М.СПИРИДОНОВ: LookAtMe – ваш конкурент?
О.ПОГОСЯН: Я не воспринимаю их как конкурентов. Мне кажется, что это замечательный ресурс про молодежь, про творчество. Я больше для буржуа, у меня буржуазный образ жизни, а LookAtMe – молодежный ресурс, туда частично попадает золотая молодежь. Я с огромным удовольствием буду помогать им развиваться, потому что это живой, настоящий ресурс, а таких ресурсов сегодня мало.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас модно называть ту аудиторию хипстерами.
О.ПОГОСЯН: Они были одними из создателей этого движения. Я рад за них.
М.СПИРИДОНОВ: Контент, который появляется на сайте, весь редакционный?
О.ПОГОСЯН: Практически весь.
М.СПИРИДОНОВ: То есть там есть что-то, что кидают пользователи?
О.ПОГОСЯН: У нас есть комментарии. Очень многие социальные вещи я придумал чуть раньше, чем господин Цукерберг. Просто ввиду того, что я мальчик из Москвы, для меня это неважно. Я делал маркетинговый проект, у меня даже в какой-то момент не было команды разработчиков. Я заказывал на стороне, чтобы мне сделали сайт, в какой-то момент у меня очень сильно стала расти социальная составляющая, потом выстрелили Одноклассники, и они за неделю у меня всё это убрали. Я понял, что с такими гигантами нет смысла конкурировать. Более того, меня это немного удручает, потому что всё это как наркотик, занимает много личного времени и засасывает.
М.СПИРИДОНОВ: То, что связано с социализацией?
О.ПОГОСЯН: Да. К чему нас приучают в последнее время? К компьютерным играм и социальным сетям. Нам говорят переносить свою жизнь туда, так стадом будет легче управлять.
М.СПИРИДОНОВ: Глобально, так или иначе, проще управлять стадом, которое чем-то занято. Если сейчас стадо занято телесмотрением, то...
О.П.:...теперь всё стадо на Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: И играми. Это же выбор каждого из стада. Каждый решает, играть в игры или нет, смотреть телевизор или нет.
О.ПОГОСЯН: Пользуясь случаем, я хотел бы рассказать еще об одном проекте, который я скоро стартану. Я всем, кто любит путешествовать, предлагаю воспользоваться моим новым ресурсом “OneTwoTrip.com”. Это ресурс, на котором вы сможете купить авиабилеты в режиме онлайн в любую точку мира в течение считанных минут. Какие у нас преимущества? У вас будут преимущества по цене в 80% случаев по сравнению с другими сайтами.
М.СПИРИДОНОВ: За счет чего это достигается?
О.ПОГОСЯН: За счет того, что мы чуть-чуть делимся своей комиссией. Мы производим анализ цен и выдаем лучшую. Второе преимущество – скорость. У нас удобный интерфейс, оригинальный и прикольный. У нас вы сможете узнать рейтинг авиакомпаний, который строится на основе данных по проценту задержек рейсов, отмен рейсов. Вы также сможете узнать расстояние между спинками кресел, вы сможете узнать, сколько лет борту, на котором вы собираетесь полететь.
М.СПИРИДОНОВ: Ты первый, кому удалось вписать чистую рекламу в формат Рунетологии. Я сейчас зашел на сайт, действительно, всё выглядит симпатично. Ты его делаешь с Петром Кутисом, который делал “anywayanyday”?
О.ПОГОСЯН: Да, с ним. Профессионализм Петра доказан, моя цель – сделать сайт нужным, интересным, веселым и модным для той аудитории, которая любит путешествовать – для космополитов, которые себя одинаково хорошо чувствуют в Берлине, Париже, Лондоне, Москве.
М.СПИРИДОНОВ: В Mainpeople ты до сих пор один владелец?
О.ПОГОСЯН: Основной да, у меня несколько миноритариев – моих близких друзей, с которыми я чувствую себя свободным. В нашей стране любой бизнес – такая штука, что надо, чтобы с тобой рядом был тот, с кем ты чувствуешь себя спокойно.
М.СПИРИДОНОВ: Это финансовые партнеры?
О.ПОГОСЯН: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: А какие? Какое тебе спокойствие нужно? Физическая охрана?
О.ПОГОСЯН: Если возникнут какие-то проблемы, то они смогут мне помочь.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Какие планы на будущее у Mainpeople, кроме англоязычной версии? Что будет меняться? Что будет развиваться? Как вы собираетесь бороться с прямыми и косвенными конкурентами?
О.ПОГОСЯН: Я пока что не вижу конкурентов. Я стараюсь никого не воспринимать, как конкурентов. Я делаю то, что я могу делать, и стараюсь делать это хорошо. Если кто-то другой делает что-то подобное хорошо, то ради Бога, я буду только рад. Я буду думать, как я могу сделать свой продукт интереснее. Если 7 лет назад мне было интересно показывать яркую тусовку и жизнь, то сейчас я понимаю, что у меня есть влияние на людей, и я веду жесткую пропаганду борьбы с курением. Я 5 лет назад бросил курить и понял, что в какой-то момент я привлекал людей к курению, сейчас я своими силами стараюсь отучить от этой привычки какое-то количество людей. Я создал некурящий бар “Белка” в центре Москвы, сделал его модным, я показываю людям, что можно не курить, и что это круто.
М.СПИРИДОНОВ: Я в этом смысле тебя поддерживаю, так как я бросил курить 7 лет назад, до этого я очень активно курил.
О.ПОГОСЯН: Я весь свой ресурс направил на то, чтобы с этим бороться. Я пообщался с диетологом Ковальковым и понял, какая страшная сила есть в сахаре, и я сделал несколько передач об этом, повесил их на Mainpeople, хотя по формату они не подходили. Я понимаю, что у меня есть определенная аудитория, до которой я могу донести какую-то информацию, которая, на мой взгляд, является важной.
М.СПИРИДОНОВ: Своими словами, ты чувствуешь социальную ответственность за ту группу людей, которую ты контролируешь?
О.ПОГОСЯН: Я не контролирую их. Я могу предоставить им информацию, а они уже решают, прислушаться к ней или нет. Я не лезу в политику, потому что это не моя игра. Я понимаю, что я могу что-то рассказать про здоровье, про сознание, сделать жизнь интереснее, красивее и лучше. Если у меня это получается, то я радуюсь, если не получается, то я не огорчаюсь и иду дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Ты просветленный бизнесмен.
О.ПОГОСЯН: Спасибо за комплимент.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не думал о том, чтобы двинуть Mainpeople в сторону модного тренда социального шоппинга? Сейчас Starlook нечто подобное делает. Очевидно, что твоя аудитория платежеспособная.
О.ПОГОСЯН: Да, но я пока не вижу такой необходимости. Я что-то подобное пробовал, мы думали запустить магазин, торговать майками, но я понял, что не хочу этим заниматься. Мне больше нравится изменять пространство вокруг себя, делать его красивее. Если с помощью Mainpeople я смогу сделать так, чтобы 100-200 человек посадили деревья, то я с удовольствием это сделаю, а делать так, чтобы эти люди купили что-то, мне неинтересно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На этом интервью закончим. Сейчас короткий блиц. Я прошу тебя отвечать на вопросы лаконично. Не все они будут иметь прямое отношение к предыдущей беседу, может быть, они будут немного неожиданными. Главный, обязательный для сотрудника твоей компании навык?
О.ПОГОСЯН: Юмор.
М.СПИРИДОНОВ: Последний купленный гаджет в твоем личном арсенале?
О.ПОГОСЯН: Macbook Air, если его можно назвать гаджетом.
М.СПИРИДОНОВ: Какую рубрику на Mainpeople.ru читают реже в сравнении с остальными?
О.ПОГОСЯН: Я думаю, что рубрику про спорт.
М.СПИРИДОНОВ: Самое твое большое достижение на предыдущих местах работы до Mainpeople?
О.ПОГОСЯН: Наверное, осознание того, что нет пределам возможностей. Я понял, что нужно заниматься тем, чем хочешь заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На этом закончились вопросы блица. Сейчас перейдем к последней части нашей программы, совсем короткой – к вопросам слушателей. Egors спрашивает: “Заказные обзоры были?”.
О.ПОГОСЯН: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Обычно в этом не признаются.
О.ПОГОСЯН: Зачем мне врать? Они были и есть.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что это нормально?
О.ПОГОСЯН: Конечно, нормально. Если человек хочет потратить деньги, чтобы привлечь к себе внимание, зачем ему отказывать в этом?
М.СПИРИДОНОВ: Что обозревали? Концерты, рестораны?
О.ПОГОСЯН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Концептовский спрашивает: “Что отличает интернет-глянец от других "неглянцевых" интернет-журналов? В чем глянцевость?”.
О.ПОГОСЯН: А в чем неглянцевость? Глянцевость – это что-то близкое к дизайну и визуальной подаче, а премиальность – это то, какая аудитория читает и использует сайт. Этим отличается премиальный и глянцевый сайт от неглянцевого и непремиального.
М.СПИРИДОНОВ: Как следствие, глянцевость заключается в визуальном лоске?
О.ПОГОСЯН: Да, она заключается в визуальном восприятии, в дизайне. В новой версии Mainpeople стал менее глянцевым, но когда вы увидите следующий продукт, вы поймете, что такое глянцевость.
М.СПИРИДОНОВ: По степени глянцевости он затмит все издания?
О.ПОГОСЯН: Я хочу большой фак показать Condé Nast, чтобы им стало страшно.
М.СПИРИДОНОВ: Издательскому дому?
О.ПОГОСЯН: Да. Мне они нравятся, я их люблю, но я хочу их подразнить.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Вот так проявишь свою любовь к ним.
О.ПОГОСЯН: Они слишком чопорные. Я не люблю чопорность и излишнюю выпендрежность.
М.СПИРИДОНОВ: Ованес, спасибо большое. Получилась очень интересная и содержательная беседа, мы поговорили обо всем, чём только можно, и уложились в то время, в которое нужно было уложиться.
О.ПОГОСЯН: Тебе огромное спасибо. Мне было очень приятно, получилась интересная беседа.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо за приглашение в бар, я поймал тебя на слове. Вы, друзья, слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был основатель проекта Mainpeople.com – Ованес Погосян. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!