М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 29 октября 2011 года. Вы слушаете 121-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Как обычно, мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска — компания “АйдЕко”. По данным IDC, от 30 до 40% интернет-активностей офисных пользователей не имеет отношения к работе. Как в этой ситуации свести потери компании к минимуму? Одно из решений – это установка интернет-шлюза Ideco. Интернет-шлюзы Ideco позволяют полностью контролировать интернет-трафик и свести риски предприятия, связанные с использованием интернета, к минимуму. Интернет-шлюзы Ideco – эффективность, безопасность, надежность. Подробнее – на ideco-sofware.ru. Напомню, что теперь у “Рунетологии” есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга “Нетология”. На семинарах “Нетологии”, которые ведут опытные специалисты-практики, вы получите качественное образование в сфере рекламы, продвижения и PR в интернете. Подробности на сайте netology.ru. Когда-то, в далеких 90-х годах, интернет постепенно начал входить в нашу жизнь. Вместе с интернетом начала расти и развиваться такая ветвь дизайна, как веб-дизайн. Веб-дизайн стал, своего рода, языком, на котором создатели сайта обращались к посетителям. Если языком они владели плохо, то сайт бормотал какую-то невнятную нелепицу, если же общением занимались знатоки этой, с позволения сказать, визуальной лингвистики, то взаимодействие посетителя и сайта шло успешно. О том, что такое веб-дизайн сегодня, какую эволюцию прошла эта отрасль с момента появления, о том, как строится бизнес вокруг создания сайта, мы поговорим с одним из ветеранов Рунета, известным дизайнером, руководителем студии “ Липка и друзья” – Владимиром Липка. Владимир, приветствую тебя!
В.ЛИПКА: Привет, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Владеть студией веб-дизайна сегодня – прибыльно?
В.ЛИПКА: Это зависит от того, какой студией владеть. Наверняка есть масса убыточных студий. Благодаря своей студии, когда она была еще маленькой, я обзавелся четырехкомнатной квартирой в Москве. Сейчас студия выросла, и все деньги уходят на развитие. Мне гораздо интереснее тратить деньги на то, чтобы куда-то расти, что-то исследовать и узнавать что-то новое.
М.СПИРИДОНОВ: За годы, которые находишься в этой профессии, ты заметил серьезные изменения?
В.ЛИПКА: В чем?
М.СПИРИДОНОВ: В том, как живет отрасль, как строится бизнес.
В.ЛИПКА: Да, заметил. Самое серьезное изменение было тогда, когда продукты Apple стали активно продвигаться на рынок, когда они возобновили свою экспансию. В идеологии Apple огромный упор делается на дизайн. Именно тогда люди, которые были далеки от таких понятий, как веб-дизайн, поняли, что дизайн может многое сдвинуть в мозгах людей. Например, руководители компаний, которые стали покупать iPod, поняли, что дизайн – важно, что он может помочь.
М.СПИРИДОНОВ: Что уж говорить, даже руководители государств.
В.ЛИПКА: Да. Это был серьезный сдвиг. Тогда в сознании людей что-то изменилось. Можно было говорить, что дизайн – это не просто кухарка, которая моет полу у вас на кухне просто для того чтобы было чисто, а важная часть бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что Apple выступил визионером-пропагандистом отношения к дизайну, как к чему-то на грани искусства.
В.ЛИПКА: Я бы не сказал про грань искусства. Я бы сказал, что он сделал дизайн мейнстримом – тем, что должно быть. До этого отношение было несерьезное. Говорить про дизайн как про искусство, на мой взгляд, глупо, потому что дизайн – это ремесло. Эти области могут соприкасаться. Например, в одном человеке может жить и художник, и дизайнер, но позиции этих двух личностей в человеке разные. Дизайнер выполняет какую-то задачу, художник может позволить себе делать то, что ему нравится, и показывать мир таким, каким он его видит. Это совершенно разные позиции.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, что, если художник строит параллельную вселенную, параллельный мир, то дизайнер делает этот мир лучше и красивее.
В.ЛИПКА: Наверное, да.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Рассказ о нашем сегодняшнем госте и продолжим.
ДосьеВладимир Липка родился 31 мая 1974 года в Молдавии. В 1995 окончил Молдавскую экономическую академию по специальности инженер-экономист. С 1994 по 1999 работал в Промстройбанке аудитором. В 2000 году, взяв с собой кота Антона, переехал в Москву, где обзавелся дизайн-студией, семьей и домом. Увлекается фотографией.
М.СПИРИДОНОВ: Надо сказать, что сегодняшняя программа уникальна не только тем, что мы впервые за сто с лишним выпусков всерьез взялись говорить про веб-дизайн, хотя постоянно крутились вокруг этой темы, но и тем, что в ней самое короткое досье гостя за все время существования программы. Ты считаешь, что именно эти факты твоей жизни важны?
В.ЛИПКА: Я считаю, что да. Мне не нравится ставить вешки в своей жизни. Я надеюсь, их можно будет расставить гораздо позже. Сейчас мне хочется видеть свою жизнь более подвижной.
М.СПИРИДОНОВ: Ты просто расчистил пространство своего досье для будущих свершений?
В.ЛИПКА: Сложно сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Кот Антон всё еще с тобой?
В.ЛИПКА: Да, он со мной. Он греется на подушечке и прекрасно себя чувствует. Когда мы переехали в Москву, у меня были коробка с компьютером и кот. Он был свидетелем смены одной из эпох в моей жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Поэтому это важный факт биографии?
В.ЛИПКА: Да. Редакторы пытались вставить победы в каких-то конкурсах. Это всё фигня! Победил в конкурсе, и что с того? Гораздо важнее то, что я в какой-то момент познакомился с очень умными людьми, например, с Игорем Ашмановым. Это гораздо более серьезная веха, но вставлять ее в биографию было бы смешно. Мы вычистили всё ненужное.
М.СПИРИДОНОВ: Чем ты объясняешь собственное появление в Рунете? Кто были твоими проводниками? Кто эти люди? Наверное, это и Игорь Ашманов.
В.ЛИПКА: Они не то, чтобы были проводниками. В Рунете я появился до них. В досье было указано, что я 4 года работал аудитором в Промстройбанке. Это очень важно, потому что именно моя профессия привела меня в интернет. Дело в том, что я банке я занимался тем, что разбирал проблемы в бизнес-процессах, проблемы в организации труда. В какой-то момент я понял, что в банке я упираюсь в потолок. Банк – это очень жесткая иерархическая структура, там нет места лишним фантазиям, и я понял, что мне надо валить из банка. В 1999 год уже появился интернет, более-менее массовый. О нем знали те, кто хотел узнать, то есть самые интересующиеся люди. Я понял, что это то пространство, в котором можно что-то делать, не завязываясь с полиграфиями. Всё, что ты сделал, моментально оказывается на публичном обозрении, и у тебя развязаны руки. Все твои ошибки твои, и переложить их ни на кого нельзя и, с другой стороны, все твои достижения тоже твои. Так из банка я перескочил в интернет. Это было еще в Молдавии, дизайном я начал заниматься еще там.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько я знаю, ты занимался созданием сайтов: и дизайном, и программированием, и версткой?
В.ЛИПКА: Да, конечно. Вначале я был один, поэтому все области, которые связаны с созданием сайта, я знаю очень хорошо, и сейчас, когда я руковожу студией, мне довольно сложно навешать лапшу на уши. Если верстальщик говорит, что сделать что-то сложно, я могу выяснить, так это или нет. Ребята об этом знают, поэтому прежде чем говорить, что что-то сделать нельзя, они несколько раз посмотрят и проверят, действительно ли нельзя это сделать, чтобы я потом не настучал им по голове.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошее наблюдение из области театра. Считается, что хороший актер – это тот, кто на предложение режиссера забраться на стенку, сначала несколько раз попробует, а потом наивно спросит: «А как?». Наверное, это вообще хороший работник.
В.ЛИПКА: Наверное, да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты пошел в дизайн? Ведь ты инженер-экономист с 5-летним опытом работы аудитором.
В.ЛИПКА: С 4-летним. Характер у меня такой. Мне всегда нравилось что-то изобретать. В банке я оказался исключительно потому, что были темные годы, и надо было как-то выживать. По счастливой случайности у меня появилась возможность работать в банке, тем более в отделе аудита. Я учился на четвертом курсе, и мне сказали, что можно там поработать. Тогда люди мечтали работать в банке. В 1994 год это было чем-то вроде выигрыша. Для меня это было очень важно. Я воспользовался этой возможностью и никогда не жалел об этом, потому что это дало мне шанс укрепиться в жизни. Я осмотрелся за эти 4 года и понял, что я смогу существовать самостоятельно, без всяких подпорок. Характер у меня не изменился. Я не банковский человек, я не клерк, а в банке нужны клерки, которые слушаются, стоят по стойке смирно, которые рапортуют начальству об успехах. Мне не нравится ходить по указке, поэтому мне пришлось покинуть банк.
М.СПИРИДОНОВ: В интернете ты сразу же занялся созданием сайтов или через какое-то время?
В.ЛИПКА: Первое, что я сделал – своя собственная страничка. Это был тихий ужас. Потом я занялся тем, что я начал делать сайты друзьям и знакомым. У меня есть сайт из тех первых, который до сих пор висит в онлайне – это сайт моего друга-музыканта (Андрея Заноги) raketobil.ru. Он до сих пор висит в онлайне, за него мне даже нестыдно.
М.СПИРИДОНОВ: Когда он был сделан?
В.ЛИПКА: Где-то в 2000 году еще в Молдавии. В нем видны все тогдашние тенденции, он узенький, в нем видна моя неопытность, но это не то, что мне сейчас хочется скрыть. Можете понаблюдать за эволюцией.
М.СПИРИДОНОВ: Сразу тебя стала кормить работа веб-дизайнера?
В.ЛИПКА: Она меня не кормила, пока я жил в Кишиневе. У меня тогда был попутный софтверный бизнес. Это, наверное, сложно было назвать бизнесом, но у меня были клиенты, которым я устанавливал программу, связанную с законодательством. Мне это было не очень интересно, потому что такое коробочное решение предполагает наличие рельсов, технологий, производства, а мне интереснее находиться там, где правила еще не устоялись, где можно изобретать что-то новое, где на тебя не давят со всех сторон, где не говорят, как надо действовать. Во многих бизнесах правила уже устоялись, и надо либо быть Стивом Джобсом, чтобы нарушать эти правила, либо играть со всеми, иначе тебя затопчут. Есть области, в которых ты можешь чувствовать себя довольно свободно. Как раз веб на тот момент был такой областью. Сейчас она потихоньку костенеет, в ней появляются свои правила, но до нефтяного или банковского бизнеса ей очень далеко.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент ты перестал быть фрилансером и создал свою группу разработки? В связи с чем это стало необходимо? Увеличился объем заказов?
В.ЛИПКА: Это произошло в 2001-2002 году. Стало больше работы, но главное даже не это. Важнее было отношение. В своей эволюции любой профессионал сталкивается с тем, что ему какую-то работу делать интересно, а какую-то нет просто потому, что он уже изучил какой-то пласт работы. В какой-то момент мне стало неинтересно программировать и заниматься версткой. Я понял, что горизонтальный рост мне не очень интересен. Узнавать какие-то новые способы верстки, отслеживать появление новых фич мне стало неинтересно. Я предпочел эти сферы отдать своим друзьям-коллегам для того чтобы они делали это хорошо, а я занимался тем, что мне интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день сколько у тебя друзей-коллег, которые работают в студии?
В.ЛИПКА: Около 20. Для того чтобы точно сказать, нужно открыть платежную ведомость.
М.СПИРИДОНОВ: У вас нет офиса, вы работаете удаленно?
В.ЛИПКА: Исключительно удаленно. Год назад я задумывался о том, чтобы организовать офис, но потом передумал, потому что лично мне не очень комфортно работать вне дома, вне своего уютного пространства. И поскольку я живу в Москве, тратить минимум 2 часа в день на дорогу мне жалко. Я делал попытку начать работать в офисе, а потом понял, что это значит поломать себя, жить не так, как мне нравится.
М.СПИРИДОНОВ: У многих в связи с этим появляются проблемы с самодисциплиной и дисциплиной сотрудников. Во-первых, сложно самому систематически работать в том же месте, что живешь, и поэтому психологи предлагают географически разделять эти две зоны. Например, есть дом и в другой квартире работа.
В.ЛИПКА: Я постоянно слышу эти возражения, но, во-первых, у меня есть специальный бункер – отдельная комната с отдельным санузлом, с двойными дверями, в которой я работаю, где я не мешаю родным, где я могу сидеть ночами, если это нужно. Это отдельное пространство, которое ассоциируется с работой. Выходя из него, я оказываюсь дома, где мы с семьей можем отдыхать. Для себя я сделал вывод, что все люди делятся на две категории: те люди, которым нравится работать в офисе, которые не могут без этого, и те, кому не нравится. Наверное, тех, кому не нравится работать в офисе, меньше, но я понял, что они есть. Я понял, что я всегда найду их. Когда я нанимаю новых людей, я сразу спрашиваю, умеют ли они работать дома. Если человек мнется и говорит, что он любит работать в офисе, что ему нравится болтать с коллегами, то, скорее, всего, у нас ничего не получится, потому что человека будет тянуть к офису. Ему нужен будет внешний дисциплинатор, которого у нас нет. У нас есть задачи и сроки.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя все без исключения сидят по своим домам? Нет тех, кто сидят хотя бы подвое?
В.ЛИПКА: У нас есть офис в Чернигове, там работают программисты. Так получилось, что парень, который у меня начинал работать программистом, из Чернигова. Потом он вырос, понял, что ему скучно быть просто программистом, и я предложил организовать ему отдел, где он будет командовать программистами, и он снимает офис в Чернигове, у него своя команда, он является техническим директором. Все программисты у нас работают в отдельном помещении, потому что непосредственному руководителю этих программистов проще работать в офисе.
М.СПИРИДОНОВ: За офис ты платишь?
В.ЛИПКА: Это наша компания, поэтому я за него плачу.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ставки в Чернигове? Они сильно отличаются от московских? Наверное, это и есть один из резонов.
В.ЛИПКА: Конечно. Именно поэтому в этом был смысл. Там раза в 2 зарплаты меньше. Даже с учетом того, что они работают в офисе, что появляются дополнительные накладные расходы на содержание офиса, это выгоднее.
М.СПИРИДОНОВ: Давай вернемся к разговору о веб-дизайне. Мог бы ты отметить какие-то очевидные этапы эволюции с момента возникновения веб-дизайна, как языка взаимодействия с пользователем, до сегодняшнего дня, как ветви визуального направления? С самого начала ставился акцент на юзабилити, были прикладная значимость работ, внимание к интерфейсам в лучших своих проявлениях?
В.ЛИПКА: Если говорить о веб-дизайне, то 10 лет назад это было всё непонятно, мутно и молодо. Понятие «дизайн» зачастую не отделялось от понятия «сайт». Если ты помнишь, раньше были веб-мастера – люди, которые делали всё, в том числе программирование, верстку и дизайн. У заказчика в голове не было четкого отделения программирования от дизайна. Люди заказывали сайт, тогда это было модной тенденцией. Тогда толком никто эффекта от сайтов не видел. Люди не понимали, что есть какие-то делимые работы, сейчас деление очень серьезное. Все понимают, что есть компании, специализирующиеся на программировании, есть компании, которые специализируются на создании эмоций, что есть студии, которые занимаются промо-сайтами, типа Deluxe Interactive. QSOFT, например, специализируется на программировании и интеграции. Если говорить про нашу студию, то мы делаем упор на дизайн, но программирования мы не чураемся. Если говорить про эволюцию веб-дизайна, то я думаю, что ее можно сравнить с эволюцией автомобильной промышленности. Когда Форд создавал свой первый автомобиль, в нем были воплощены только минимально необходимые качества. Потребитель мог надеяться только на то, что автомобиль будет черным и что он довезет его до нужной точки. Больше в нем ничего не было, это был предельно простой автомобиль за 1000 долларов. Следующий виток развития – потребители стали запрашивать какие-то улучшения. Им уже нужен был кожаный салон с подогревом. Так автомобиль проходил эволюцию. Также было и в дизайне. Изначально главным было наличие сайта, потом потребители стали что-то запрашивать.
М.СПИРИДОНОВ: Потом стало важно, чтобы было красиво.
В.ЛИПКА: Чтобы было красиво и удобно. Третий этап – когда потребитель уже не знает, чего хотеть, и когда ему предлагают что-то новое, о чем он раньше не догадывался. Опять же можно привести пример Apple. Apple предложил нечто такое, о чем пользователи его не просили. Он предложил и, можно сказать, навязал, например, работу с тачскринами, принципы юзабилити. В дизайне мы сейчас находимся во второй фазе. Потребитель знает, что ему хочется.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы предложил сделать короткую выжимку твоих слов. Первый этап – наличие сайта, второй этап – чтобы он был красивым, третий этап – красивым и удобным, а четвертый – когда не просто удовлетворяешь, а предвосхищаешь ожидания потребителей.
В.ЛИПКА: Да, наверное, это так. Мне хочется, чтобы мы научились не удовлетворять, а делать что-то новое. Самая интересная область в работе – это придумывание чего-то, чего никто не ожидает. Я не знаю, получается ли это делать у нас, но именно это пограничное состояние мне интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько проектов находится в работе обычно? Как часто вы выпускаете большие заметные проекты?
В.ЛИПКА: Их штучное число, и все проекты очень большие. Проекты длительностью полгода – это минимум. Если мы выпускаем пару-тройку в год, то это хорошо. Есть также и средние проекты.
М.СПИРИДОНОВ: При этом вы достаточно зарабатываете для того чтобы окупать офис с программистами в Чернигове, всех удаленных сотрудников и получать прибыль?
В.ЛИПКА: Офис в Чернигове очень несложно окупать, потому что сами программисты что-то производят. Они что-то сделали, мы что-то продали. Есть другие категории сотрудников, которые формально являются непроизводительной силой. Есть директор по развитию, художник, который не всегда выполняет коммерческие работы, есть модельер, который не всегда занимается коммерческой работой. Есть некоммерческие проекты, есть программисты, которые не занимаются коммерческой работой. На всё это тоже хватает денег.
М.СПИРИДОНОВ: Бизнес студии Владимира Липки является сверхприбыльным и позволяет покупать всё новые и новые четырехкомнатные квартиры?
В.ЛИПКА: Нет (смеется). С тех пор, как я занялся развитием и поиском чего-то нового, денег лично у меня уже нет. Их хватает только для того чтобы окупать мои развлечения. Развлечение – это поиск. Мне хочется замутить какой-нибудь проект, а для этого нужны деньги. У нас есть проект «Дежурные по Рунету». Он очень интересен, но это прямые затраты. Это мое время, время Кати – директора по развитию, время художника, время программиста.
М.СПИРИДОНОВ: При этом вы не ведете прямого маркетинга. Вы не хотите брать больше 1-2 проектов в год? Вам этого достаточно?
В.ЛИПКА: В работе у нас больше, чем 2-3 проекта в год. 2-3 крупных проекта и около 15 средних. Если говорить о крупных, то больше 2-3 мы не тянем. У нас есть постоянный проект «Финам», и периодически появляются другие. Сейчас у нас есть крупный ритейлер, одно крупное издание, договоренности с федеральной компанией. Это всё масштабные проекты, которые длятся годами.
М.СПИРИДОНОВ: Вы ведете маркетинг?
В.ЛИПКА: Я считаю, что маркетинг – это зло. Когда я понял, что мне нужен помощник, который будет заниматься развитием студии, я нашел замечательную девушку – Катю Логвинову. Я ей сразу запретил заниматься тем, чем обычно занимаются маркетологи. Что говорит маркетолог или пиарщик, который приходит на работу в студию? Нам надо разместить три публикации в прессе за месяц, надо организовать интервью с создателем студии. Все они мыслят очень шаблонно, и получается, что большинство маркетологов пытаются идти по проторенной дорожке и бьются за место на маленькой узенькой тропинке для того чтобы быть первыми, Когда они приходят в какое-то издание с просьбой разместить заметку, издание говорит: «Платите, и мы разместим». Это путь в никуда. Я такие вещи строго-настрого запретил. Если мы хотим, чтобы о студии узнали, то это должна быть деятельность, связанная со студией. Мы занимаемся сайтами, дизайном, фирменным стилем, мы умеем делать персонажей, мы рисуем иллюстрации. Именно это мы должны делать для того чтобы нас знали. Это может быть чем-то некоммерческим, это могут быть успешные коммерческие работы, про которые люди потом узнают, но которые могут быть убыточными. Эффект пиара от них положительный.
М.СПИРИДОНОВ: Например, акция «Дежурные по Рунету», когда несколько заметных личностей в вебе дают те или иные комментарии по текущим событиям в отрасли.
В.ЛИПКА: Да. Раньше мы выпускали IT-комикс по вторникам и пятницам, сейчас нам не хватает ресурсов. В комиксе было несколько стереотипных персонажей: программист, дизайнер, менеджер.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас постараюсь перейти к той части, которую мы с тобой заранее обсудили. Ты первый из героев программы, который пришел с заготовкой. Как ты прокомментируешь то, что ты принес? Это ответы на вопросы от наших общих знакомых?
В.ЛИПКА: Да. Поскольку я дизайнер, и я очень часто работаю с формой, мне захотелось разукрасить программу, сделать ее немного веселее. Я заранее попросил своих добрых знакомых ответить на немного провокационные вопросы. Первый вопрос я задал Герману Клименко – руководителю Liveinternet – крупнейшего сервиса статистики, блогов.
М.СПИРИДОНОВ: Что за вопрос?
В.ЛИПКА: Герман, скажи, что для тебя важнее – дизайн или идея?
Г.К.: Конечно, идея. Говно в красивой упаковке всё равно остается говном. Если надо упаковать и продать, то дизайн важен, а если заниматься хорошим бизнесом, то вначале надо что-то придумать, а только потом упаковывать. У тебя крайне правильно поставлен вопрос. Ответ всегда таков: нет ни юзабилити, ни дизайна, есть только цена товара. Если цена товара соответствует рынку, то сверху можно нарисовать дизайн, юзабилити, но продаж не будет ровно до тех пор, пока цена не придет в соответствие. Многие люди под влиянием юзабилити и дизайна теряют время и деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам согласен с такой точкой зрения? Если не согласен, то в чем?
В.ЛИПКА: Когда я Геру предупреждал, что я задам ему такой вопрос, он сказал, что, когда он ответит, весь мой бизнес полетит к чертям собачьим. Гера говорит, что дизайн – это, по большому счету, фигня, главное – было бы что продавать. Как ни странно, я с ним соглашусь. Мне очень не нравится, когда приходят потенциальные заказчики, и видно, что у них нет товара и толкового предложения, но они пытаются неким волшебством, которое они хотят заказать в студии веб-дизайна, сделать их средненький товар прекрасным и заставить людей покупать его. С Германом я полностью согласен, хотя ответ Геры не утешителен для дизайнера. Он показывает место дизайнера на одной из полочек, и не более чем.
М.СПИРИДОНОВ: При этом надо сказать, что сегодняшнее поколение потребителей, воспитанное в том числе и на продукции Apple, ставит дизайн выше, нежели предыдущие поколения. Позиция Германа имеет право на жизнь, но она спорная.
В.ЛИПКА: Никто не говорит, что дизайн не имеет принципиального значения. Мы говорим о том, что, если не будет хорошего продукта, то никакой дизайн не спасет.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Давай послушаем дальше. Кто был следующим в твоей череде гостей?
В.ЛИПКА: У меня есть очень яркий персонаж – руководитель студии «Маньяко» - Кирилл Готовцев. Это очень самобытный человек. Я ему задал следующий вопрос. Что в работе важнее – дизайн или репутация?
К.Г.: Все эти вещи не разделены. Дизайнер не может быть хорошим дизайнером без репутации. Заказчик либо вынимает у тебя мозг и говорит, что хочет зелененькую собачку и что дает тебе деньги, поэтому хочет за эти деньги получить зелененькую собачку с фиолетовыми глазками и розовым носиком. Ничего ты с этим не сделаешь! Если у тебя есть репутация, то ты можешь сказать: «Дорогой мой друг! С кем ты сейчас разговариваешь? Ты знаешь, кто я? Слушай меня внимательно и обтекай! Слушай, как говорят гении! Я сказал, что собачка будет фиолетовая, а носик у нее будет зелененький».
М.СПИРИДОНОВ: В духе Кирилла (смеется).
В.ЛИПКА: Когда я спрашивал про репутацию, я не думал, что он так развернет ответ. Действительно, репутация – это инструмент, которым дизайнер вынужден постоянно пользоваться. Я вынужден им пользоваться очень часто. Этот ствол можно не доставать из-под полы, но клиент должен знать, что он у тебя есть. Некоторые требования он просто не должен озвучивать. Например, требование про зелененькую собачку в правом углу – запрещенное требование. Мои клиенты знают об этом. Клиенты, с которыми я работаю, знают, что можно сказать, что интерфейс не выполняет бизнес-требования, не поддерживает нужную бизнес-логику, потребители что-то не находят, что-то не понимают. Такие требования принимаются во внимание, а требование «хочу зелененькую собачку» игнорируется.
М.СПИРИДОНОВ: Принимается во внимание, только если в ассортименте компании появились зелененькие собачки (смеется).
В.ЛИПКА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько серьезную роль играет репутация твоей компании? Если бы ты сегодня был начинающей студии, тебе было бы намного тяжелее?
В.ЛИПКА: Мне было бы никак, потому что репутация – это единственное, что у нас есть. Есть еще набор компетенций, но это вторично.
М.СПИРИДОНОВ: У вас еще есть офис в Чернигове и кондиционер (смеется).
В.ЛИПКА: Да. Я регулярно присутствую на интернет-совещаниях своего любимого клиента – Финама. Там я постоянно узнаю массу новых вещей, часть которых являются секретными, за которые конкуренты хорошо бы заплатили. У меня в разговоре с потенциальным клиентом, если он работает на одной площадке с Финамом, язык не поворачивается что-то рассказывать про Финам. Более того, я считаю, что прямых конкурентов Финама я не вправе брать, просто потому что клиент крупный, он занимает серьезную долю рынка, во многих вещах он является пионером. Естественно, не хорошо, даже если мой опыт, приобретенный там, будут использовать конкуренты. Это тоже накопленная репутация. В Финаме спокойно со мной разговаривают и не опасаются, что через месяц их сайт будет слит.
М.СПИРИДОНОВ: Раз ты сказал по поводу интернет-совещаний, расскажи, ты со своими сотрудниками общаешься только тет-а-тет, то есть с каждым по Скайпу, по телефону или по почте отдельно, или вы проводите совещания?
В.ЛИПКА: Мы стараемся проводить совещания, но это получается не так часто, как мне хотелось бы.
М.СПИРИДОНОВ: Как часто это происходит?
В.ЛИПКА: По плану они должны проводиться раз в неделю. Мы общаемся по Скайпу, каждый рассказывает, что он сделал.
М.СПИРИДОНОВ: Только в аудио?
В.ЛИПКА: Видео больше, чем на пятерых, к сожалению, в Скайпе не тянет, даже с премиум-пакетом. Мы в свое время перебирали другие программы для видео, но везде есть ограничения на число участников.
М.СПИРИДОНОВ: У вас в совещании участвуют все 20 человек?
В.ЛИПКА: Примерно да, может, чуть меньше.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай послушаем следующего твоего гостя.
В.ЛИПКА: У нас в гостях Максим Мошков – создатель старейшей библиотеки Рунета Lib.Ru, которая славится тем, что никаким дизайном там никогда не пахло. Я ему задал следующий вопрос. Макс, что, по-твоему, важнее – дизайн или контент?
М.М.: Ко мне в библиотеку люди приходят за книжками, и им совершенно наплевать, какого цвета книжные полки. Каким бы не был дизайн, книжки от этого не изменятся, поэтому у меня на сайте нет дизайна и не будет.
М.СПИРИДОНОВ: Категорично.
В.ЛИПКА: Да. Макс потом еще добавил, что дизайнеров он очень любит, но до дела никогда не допустит. Это пример той самой старой гвардии, которой достаточно, чтобы автомобиль ездил. Лично Максу не надо, чтобы в автомобиле был подогрев сидений. Ему главное, чтобы было, на чем сидеть. Современным пользователям, кроме жестких функциональных требований, мы предлагаем и дизайн. Я думаю, что подход Максима через некоторое время станет абсолютным анахронизмом.
М.СПИРИДОНОВ: Всё-таки мысль о важности дизайна завоевывает умы массы.
В.ЛИПКА: Дело даже не в дизайне, а в том, что дизайн подразумевает под собой несколько разных областей. Почему-то их иногда противопоставляют друг другу, иногда отделяют. Дизайн – это, в первую очередь, удобство пользования. В это понятие входит и юзабилити, и оформление. Почему-то очень часто эти понятия разделяют. Я не могу себе представить, как можно дизайн того же автомобиля делать отдельно от юзабилити.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. Давай пойдем дальше. Я предлагаю послушать последнего твоего гостя.
В.ЛИПКА: Да, давай. Это Алексей Басов, с которым нас связывают отношения, начавшиеся с Бегуна. Леша в свое время создал эту компанию, совсем недавно он перешел в Mail.ru. Я ему задал следующий вопрос. Леша, скажи, что для тебя важнее – дизайн или технологии?
А.Б.: Я думаю, что интернетовский бизнес представляет собой сложную комбинацию большого количества элементов: дизайна, технологий, команды, момента выхода на рынок, востребованности продукта в текущий момент, то есть модности, трендовости и многого другого. Задача предпринимателя заключается в том, чтобы грамотно и гармонично их соединить.
В.ЛИПКА: Леша был последним. Он подвел правильный итог. Дизайн – это лишь одно из слагаемых успеха. Я так к этому и отношусь. Дизайн не может быть локомотивом чего-то, он должен быть одним из колес. Если одного колеса у машины не будет, она не поедет. Сказать, что только от этого колеса зависит успех, тоже неправильно. Нужно всё в комплексе.
М.СПИРИДОНОВ: Попытаемся суммировать всё вышесказанное. Как выглядит хороший, состоявшийся, выполняющий свои задачи сайт? Какими качествами он должен обладать? Может, ты назовешь конкретные сайты?
В.ЛИПКА: Я не знаю, как выглядит хороший сайт. Хорошими могут быть разные сайты. Ya.ru – хороший сайт. Это одна поисковая строка, которой я пользуюсь каждый день, много раз. С другой стороны, хорошим сайтом, наверное, является какой-нибудь игровой сайт, увешанный графикой. Они настолько разные, что я не могу как-то подвести под ними общую черту. Каждый из них выполняет свою функцию, удобно и приятно. Сайт, который выполняет функции, удобно и приятно – сайт с хорошим дизайном.
М.СПИРИДОНОВ: Какие твои коллеги-конкуренты тебе кажутся наиболее интересными и яркими?
В.ЛИПКА: В первую очередь, это ребята из студии Лебедева. У них огромный опыт, в студии работают очень толковые арт-директора. На рынке есть несколько маленьких компаний, которые тоже набирают компетенцию. Например, adv.ru, Артикул, Creative People и другие.
М.СПИРИДОНОВ: Как тебе кажется, компании, которые задают тренды, находятся преимущественно в Москве, или также представлены в регионах?
В.ЛИПКА: К сожалению, это московские компании. Дело в том, что в Москве бюджеты позволяют организовывать поиск чего-то нового, нанимать специалистов высокого уровня и накопить жирка для того чтобы можно было экспериментировать. Беда в том, что большинство клиентов не готово к экспериментам. Им надо сделать что-то послезавтра за 30 тысяч рублей, и никак иначе. И даже если у студии есть запал, есть толковые ребята, они просто не в состоянии выдать что-то более интересное, чем то, что можно сварганить за один день и 30 тысяч рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Как мы знаем, многие региональные студии работают на Москву или на Запад. Мне кажется, некоторые выглядят достойно. Например, Turbomilk из Самары, Dominion, Punk you из Барнаула. Ты не видел их работы?
В.ЛИПКА: Видел, конечно. С Егором Гилевым из Turbomilk мы знакомы давно. Если говорить о статистике, то в Москве сосредоточено большинство хороших специалистов. Мне очень жалко, что сложилась такая ситуация. Лично я хочу сделать так, чтобы специалистов было больше в разных городах, чтобы жизнь бурлила не только в Москве, чтобы любой чувак из Петропавловска-Камчатского мог проявить себя, не переезжая в Москву.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя в компании есть чуваки из Петропавловска-Камчатского?
В.ЛИПКА: Из Петропавловска-Камчатского нет. Если говорить про дизайнеров, то у меня есть 2 дизайнера из Нижнего Новгорода, все остальные из Москвы.
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, что твои сотрудники находятся в разных географических точках.
В.ЛИПКА: Я сейчас смотрю на список сотрудников и вижу людей из Самары, Нижнего Новгорода, Чернигова, Красноярска. Раньше разброс был больше. Я смотрю, что студия централизуется, в Москве собирается костяк.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Сейчас задам вопрос, который приводит в бешенство любого руководителя студии. Сколько стоит сайт? Сколько стоит средний проект в студии верхнего эшелона? Что ты скажешь заказчику, который всё еще рассчитывает получить хорошую работу за 30-50 тысяч рублей?
В.ЛИПКА: Мне очень сложно понять заказчиков, которые оперируют такими бюджетами. Я с ними не знаком. Называть цену среднего сайта просто нереально, потому что в нашей студии нет среднего сайта, мы не делаем 1000 сайтов в год, по которым можно взять статистику и усреднить. Когда нам звонят с таким вопросом, нам нужно что-то ответить. Мы можем назвать только цену вхождения, то есть минимальный порог, ниже которого мы не беремся за работу. Этот порог несекретный. Разработка фирменного стиля – минимум 300 тысяч, разработка дизайна и концепции сайта – от 600 тысяч, разработка сайта – от миллиона. Если заказчик психологически не готов к таким суммам, то мы сразу говорим «До свидания».
М.СПИРИДОНОВ: Много заказчиков отваливается на этом этапе?
В.ЛИПКА: Практически все. Если говорить, что на почтовый ящик студии приходят 2 заявки в сутки, то реально в работу берется несколько в год. Самые вменяемые клиенты приходят по проверенным каналам.
М.СПИРИДОНОВ: Нижние пороги соответствуют тому, что есть в среднем по отрасли топ-студий?
В.ЛИПКА: Я специально попросил Катю обзвонить студии, узнать, какие у них пороги. Где-то создание сайта стоит 700-800, где-то 500, но в среднем такие цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай двигаться дальше. Сейчас будет блиц, на вопросы которого я прошу тебя отвечать коротко, по возможности односложно.
В.ЛИПКА: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе нравится Moleskine – традиционный дизайнерский блокнот?
В.ЛИПКА: Я им никогда не пользовался. Я не люблю фанатизма вокруг вещей. Скорее, нет, чем да.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты любишь отдыхать от работы?
В.ЛИПКА: Люблю смотреть по сторонам. Идти по улице и смотреть по сторонам, уехать куда-нибудь и смотреть по сторонам, обращать внимание на мелочи. Иногда эти мелочи можно сфотографировать.
М.СПИРИДОНОВ: Согласен с утверждением «Наказывай за посредственный успех, награждай оглушительный провал»?
В.ЛИПКА: Если говорить про управление, то мой подход почерпан из древнекитайской практики. Я считаю, что наказание и поощрение должны быть неотвратимыми. Посредственность или оглушительность – это, всего лишь, на мой взгляд, степень правильности постановки задачи.
М.СПИРИДОНОВ: Как оцениваешь олимпийские талисманы Сочи 2014 – Зайку, Мишку, Леопарда?
В.ЛИПКА: Это ужас.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Двигаемся дальше. Последняя рубрика на сегодня – это вопросы слушателей. Озвучу вопросы, которые были заданы в анонсах программы в блоге Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии на Facebook и в аккаунте Рунетологии в Твиттере. Витя спрашивает: «Назовите, пожалуйста, несколько методик/правил прототипирования интерфейсов». Как ты подходишь к началу работы? Тебе предстоит разработка сайта, как ты создаешь прототипы?
В.ЛИПКА: Мы вынимаем душу из клиента и получаем четкую бизнес-логику. Мы врубаемся в то, что должен делать сайт и как он должен это делать. Если слушатель спрашивает про конкретные программы, то это совершенно некритично, их можно создавать, в чем угодно. Кому-то нравится специальный софт, кому-то нет, кто-то в Word или PowerPoint всё это делает. Главное для меня в процессе прототипирования – жесткая поддержка бизнес-логики. Я в прототипе должен увидеть, как будущий посетитель проходит по определенным сценариям. Дело в том, что хороший прототип – это очень хороший сценарий поведения пользователя на сайте. Детали абсолютно не важны. Меня часто спрашивают: «Какие программы нужны для веб-дизайна?». Понятия не имею. Ты можешь рисовать на коленке. Это абсолютно не важно. У каждого дизайнера есть любимые программы, даже у нас в студии они разные. Навязывать инструментарий, мне кажется, неправильно. Главное, чтобы результат был хорошим.
М.СПИРИДОНОВ: Владислав спрашивает: «Владимир, какие интернет-площадки Вы используете для продвижения студии? Спасибо за ответ!». Вы ничего не используете, кроме создания спецпроектов некоммерческого характера, правильно?
В.ЛИПКА: Я развлекаю себя, когда я делаю некоммерческие проекты. Это отдушина, в которой можно позволить многое, что непозволительно в работе с заказчиком. Не все веб-проекты были сделаны за деньги, есть проекты, которые сделаны Игорем Ашмановым, и там была предоставлена значительная свобода. Мы реализовали ее по максимуму, как мне кажется. Например, в проекте компании «Наносемантика» - А-я-яй.ру. Это было весело! Так мы и продвигаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, полагать, что вы используете стандартные инструменты интернет-рекламы, наивно. Кликая на контекстную рекламу сайта – визитки за 1000 рублей, точно к вам не попадешь.
В.ЛИПКА: Никаких денег на рекламу мы не тратим. Наоборот, мы можем выступить в роли инфоспонсоров конкурсов. Наша студия была инфоспонсором РИФа и RIW’а. Мы рисовали для них комиксы, которые потом были показаны на сайте, были напечатаны в буклетиках. Это и нам приятно делать, потому что мы развлекаемся и юморим, и им приятно это читать, и публика нас узнает. Тратить деньги глупо – это путь бизнесмена, который понимает, что ему надо сделать сайт за 100 тысяч рублей. Для него главное – не эксперименты, как для меня, для него главное – бизнес. Он относится к дизайнерам и разработчикам исключительно как к наемному персоналу.
М.СПИРИДОНОВ: Я скажу тебе спасибо за то, что ты в рамках нашей некоммерческой договоренности, организовал создание иллюстраций для книжки Рунетологии «Кто управляет русским интернетом?». Там было нарисовано 20 портретов героев Рунетологии, которые появятся в книге.
В.ЛИПКА: Я видел восторженные отклики Леши Басова, портрет которого вы вывесили первым. Леша написал такой отзыв, что из него следует, что рисую я. Я сейчас открою огромную тайну – рисовать я не умею. Я умею придумать и понять, какой результат мне нужен в итоге. Рисовала это художница Татьяна, также у нас есть художник Иван. Надо четко отделять меня, как владельца студии, который позволяет себе тратить на это деньги, от автора рисунков. Я всегда выступаю арт-директором, почти всегда в продукте заложено много моего личного, но есть и непосредственные авторы.
М.СПИРИДОНОВ: В течение двух недель мы будем выкладывать эти портреты в сообществе Рунетологии в Facebook. 14 ноября стартует промо-акция книги «Кто управляет русским интернетом?». Мы надеемся разыграть очень ценные призы! Сама книга выйдет в конце ноября, там будут тексты с комментариями, добавками и портретами. Задам последний вопрос. Сергей Филимонов спрашивает: «Всегда ли вкус хорошего дизайнера распространяется за рамки собственно дизайна – на выбор музыки, одежды и пр.?».
В.ЛИПКА: Мне кажется, у Сергея Филимонова дизайн – это замена человеческой платформы. На поступки, на выбор, определение его действий должна оказывать влияние внутренняя, моральная платформа, а дизайн, приверженность к каким-то вещам – это вторично.
М.СПИРИДОНОВ: Также он хорошо одевается, разбирается в музыке, как и рисует?
В.ЛИПКА: Что такое «хорошо одеваться» или «хорошая музыка»? Является ли какая-то современная музыка хорошей? Или хорошая музыка – это классика? Если говорить про меня, то я люблю и то, и другое. Шансон я не люблю. В одежде я люблю простоту. У меня есть стандартная летняя форма одежды – синие джинсы и белая футболка. Лет 10-12 я этой формы придерживаюсь. Наверное, это поддерживает и мои пристрастия в дизайне, потому что в дизайне я не люблю лишнего.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. Владимир, спасибо. Мы вышли за рамки традиционного времени, но мне кажется, это было сделано не зря. Спасибо, что ты привел с собой виртуальных гостей. Их мнения были очень интересными. На этом всё. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был известный дизайнер и руководитель студии “Липка и друзья” – Владимир Липка. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!