Текстовая версия выпуска
М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 19 ноября 2011года. В эфире 124-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска — компания “АйдЕко”. По данным IDC, от 30 до 40% интернет-активностей офисных пользователей не имеет отношение к работе. Как в этой ситуации свести потери компании к минимуму? Одно из решений – это установка интернет-шлюза Ideco (айдЕко). Интернет-шлюзы Ideco позволяют полностью контролировать интернет-трафик и свести риски предприятия, связанные с использованием интернета, к минимуму. Интернет-шлюзы Ideco – эффективность, безопасность, надежность. Подробнее – на ideco-sofware.ru. Напомню также, что теперь у «Рунетологии» есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». На семинарах Нетологии, которые ведут опытные специалисты-практики, вы получите качественное образование в сфере рекламы, продвижения и PR в интернете. Подробности на сайте netology.ru. Также не буду молчать о том, что у «Рунетологии» выходит книжка – «Кто управляет русским интернетом». В честь этого события мы проводим конкурс статей для блогеров. Разыгрываются пять ноутбуков Macbook Air и подарочные экземпляры книги «Рунетология: кто управляет русским интернетом». Обладателем одного из Макбуков можете стать и вы! Подробности акции в моем блоге по адресу spiridonov.ru. Электронные онлайн-карты, геолокация, навигация в реальном времени и связанные со всем этим сервисы уже несколько лет входят в быт жителя любого российского города-миллионника. Из экзотики и высокотехнологической игрушки они превращаются в обычные инструменты, упрощающие жизнь и бизнес. Не погрешу против истины, если скажу, что для большинства москвичей интернет-бизнес заканчивается за МКАДом, а интернет-карт не бывает, кроме Яндекс.Карт и GoogleMaps. Так ли это, мы обсудим сегодня с со-основателем и руководителем Департамента новых разработок компании «ДубльГис» - Дмитрием Сысоевым. Дима, привет!
Д.С.ЫСОЕВ: Добрый день, Максим!
М.С..: В Москве вас почти не знают. А как с этим обстоят дела в регионах?
Д.С..: Родной наш город – Новосибирск. Здесь нас знают все. Мы работаем довольно давно и развиваемся, в первую очередь, в региональной сети. В Москву мы пришли только в этом году. Работаем мы сейчас в 140 городах.
М.С..: Можно ли сказать, что в городах, где проживает около 500 тысяч, вы являетесь лидером и зачастую монополистом на рынке карт, интерактивных справочников и так далее?
Д.С..: Это зависит от момента, когда мы пришли в город. Если говорить про сибирский регион, то во многих городах именно такая ситуация. Наше название «ДубльГис» является аналогом слова «Ксерокс». Карты называют так.
М.С..: Точно также, как в Москве или Петербурге карты называют Яндекс.Картами или GoogleMaps?
Д.С..: Видимо, так.
М.С..: Как этого удалось достичь? Что позволило вам так энергично обойти лидеров онлайн-бизнеса федерального значения на региональных рынках?
Д.С..: Мы пришли в этот бизнес достаточно давно. Тогда на нем не было никого. Если вы хотели найти какую-то информацию о локальных бизнесах, вы должны были либо спрашивать у знакомых, либо искать на форумах. Мы стали первой компанией, которая стала централизованно собирать информацию и гарантировать ее качество и достоверность.
М.С..: Правда ли, что у вас по ряду городов до сих пор карты несравнимо более детальные по сравнению с Яндексом и Гуглом?
Д.С..: Если учесть, что у Гугла части городов просто нет, то да.
М.С..: Ваш основной бизнес – карты или справочники организаций?
Д.С..: Справочники.
М.С..: Затребованы карты в регионах? В Москве и Петербурге и других крупных городах люди научились ими пользоваться.
Д.С..: Если говорить о более мелких городах, то в городах до, скажем, 300 тысяч жителей, люди обходятся без вспомогательных сервисов.
М.С..: Я понял тебя. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье Дмитрия и продолжим.
Досье.
Дмитрий Сысоев родился 28 декабря 1983 года в Новосибирске. Окончил факультет автоматики и вычислительной техники НГТУ по специальности «Вычислительные сети, системы и комплексы», а также Федеральную программу подготовки управленческих кадров в НГУ по специальности «Менеджмент инновационного бизнеса». С 1999 года работает в компании ДубльГИС. Прошел с продуктом ДубльГИС все этапы роста – от идеи до компании федерального уровня со штатом более 2000 сотрудников и аудиторией около 11 миллионов пользователей. Долгое время руководил Департаментом исследований и разработок. С 2011 года занимает должность директора Департамента новых продуктов. Увлекается большим теннисом, сноубордом, фотографией. Живет и работает в Новосибирске.
М.С..: Судя по тому, что звучит в твоем досье, ты больше нигде и не работал. В 16 лет ты пришел в компанию, созданную отцом, и стал со-основателем компании, и работаешь в ней до сих пор.
Д.С..: Да. Я пришел в компанию, когда в ней работало 4 человека.
М.С..: Сейчас 2000?
Д.С..: Да. За это время очень много воды утекло, мы многое успели сделать, динамика только увеличивалась. Были годы, когда мы росли больше, чем на 100%. С ростом штата, размера бизнеса всё сложнее поддерживать тот же самый тренд, но, тем не менее, мы стараемся расти, как минимум, на 50% в год, и у нас это пока получается.
М.С..: Удается делить управленческие полномочия с отцом? Это непросто.
Д.С..: Изначально это был семейный бизнес. Довольно много близких нам людей, поучаствовало в его создании. Мои родители приложили большие усилия.
М.С..: Мама тоже работает?
Д.С..: До 2006 года она работала. Сегодня мы разделяем полномочия следующим образом: Александр Сысоев является генеральным директором компании, определяет финансы и стратегии, моя область – продукты и выход на новые рынки.
М.С..: Удается договариваться?
Д.С..: Да, без проблем. Договариваться легко, когда видишь общую цель. Договариваться с близкими людьми не чуть не сложнее, чем договариваться с людьми, с которыми ты работаешь ежедневно, например, с другими топ-менеджерами. Конфликты случаются, но это не из-за того, что мы являемся семьей, а из-за того, что у нас разные взгляды на решение конкретных задач.
М.С..: Когда возникают разные взгляды на ту или иную проблему, удается вашему отцу отойти от того, что он отец, и слушать молодого управленца, который дает рекомендации и предложения?
Д.С..: Работая в одной команде, мы общаемся в большей степени не как отце и сын, а как партнеры. Когда-то это стоило больших усилий, но сегодня это происходит естественно и спокойно. Я не вижу большой разницы в отношении моего отца к себе и другим топ-менеджерам.
М.С..: Тяжело так работать?
Д.С..: В какие-то моменты тяжело. Когда приходиться менять стратегию, предлагать радикально новые идеи, которые не поддерживаются большинством, тяжело. Так как ты являешься сыном владельца компании, приходится доказывать не только то, что идея классная, но и то, что генеральный директор компании поддерживает эту идею не просто так.
М.С..: Сегодня компания не является настолько семейной, как раньше?
Д.С..: Мы давно переросли уровень семейного бизнеса. Наши обороты говорят о том, что мы федеральная компания.
М.С..: Ваши обороты – порядка миллиарда рублей в год?
Д.С..: Да, в прошлом году было примерно столько.
М.С..: А в этом году?
Д.С..: Если всё будет хорошо, то мы почти удвоим эту цифру.
М.С..: Это где-то 60 миллионов долларов?
Д.С..: Мы с осторожностью делаем прогнозы на этот год. Осталось чуть меньше 2 месяцев, но цифры меньше 60% роста у нас не было никогда.
М.С..: Ваша компания по числу сотрудников сопоставима с крупнейшими компаниями – такими, как Яндекс, Мейл, но при этом в России она практически неизвестна. Расскажи, как строится ваша бизнес-модель?
Д.С..: Отношение к компании стало меняться только в последние полгода. Настал момент, когда мы стали активно работать в Москве. К нам не относились так, как относятся сейчас. Мы выходим в каждый новый город и с нуля создаем новый продукт. Мы закупаем космические снимки, на основе которых делаем электронные карты, создаем собственный колл-центры, собственные пешеходные операторы обходят территорию городов, собственные отделы продаж продают рекламу в продукте. Мы вертикально интегрированная компания.
М.С..: Вы делаете ставку на справочники, а геолокация – сопутствующий сервис?
Д.С..: Они не отделимы друг от друга. Мы не можем создать справочник, который не будет привязан к карте, потому что ориентироваться без карты неудобно. Если делать только карту, то человек сможет найти адрес, но не будет знать, что находится в здании. В нашем продукте можно кликнуть на любой дом и узнать, что в нем находится.
М.С..: У вас в базе 140 городов?
Д.С..: Точную цифру я не помню. Я знаю, что за этот месяц мы запустили еще 3 города, включая Чебоксары.
М.С..: Какой у вас прирост? 3 города в месяц – это норма?
Д.С..: За год мы вышли в 74 городах.
М.С..: То есть по городам вы выросли в 2 раза?
Д.С..: Да. При этом нужно понимать, что вокруг Москвы располагается порядка 10 крупных городов. Если мы говорим о Чебоксарах, то мы запускаемся не только в этом городе, но и в городах-спутниках. Если говорить об офисах, то их меньше, их чуть больше 50.
М.С..: Это всегда подчиненные вам представительства, или есть случаи франшизы?
Д.С..: Чуть больше 50% – это франшиза.
М.С..: Что вы даете? Технологию, набор инструкций?
Д.С..: Да. Мы даем технологию в виде методик создания карт, справочников и поддержания их в актуальном состоянии, необходимые инструменты и бренд, под которым можно работать. При этом мы являемся гарантом того, что данные, которые будут собраны в городе, будут качественными и актуальными.
М.С..: Вы проводите аудит?
Д.С..: Да, безусловно. Раз в цикл все города оцениваются с точки зрения картографии и справочника. В этом случае наши франчайзи-партнеры и наши собственные филиалы равны.
М.С..: Франчайзи-партнеры – самостоятельные юридические лица, они вам не подотчетны?
Д.С..: Да, именно так. Франчайзи-партнеры – это, по сути, инвесторы на тот или иной город, это люди, которые хотят, чтобы наш продукт был в том или ином городе, и успешно развивают полноценный бизнес с отличной рентабельностью.
М.С..: Как финансово вы взаимодействуете?
Д.С..: Так же, как и любая система по франшизе. Роялти и паушальный взнос на старте.
М.С..: То есть они платят первоначальный взнос и ежемесячный платеж?
Д.С..: Да. Для старта города-миллионика требуется порядка 7-8 миллионов рублей. Договор заключается на 5 лет, с рентабельностью по итогам 5 лет порядка 800%.
М.С..: То есть более 100% в год?
Д.С..: Это зависит от года. Есть инвестиционная стадия, когда требуется создание продукта и накопление аудитории, и есть стадия, когда город вышел на определенную аудиторию, тогда рентабельность продукта выше.
М.С..: Если у вас всё так красиво, почему вам не выйти на биржу? Почему бы не собрать много денег и организовывать всё это под собой?
Д.С..: Важно понимать, что Local search – тонкое ощущение информации и чувства города. Франчайзи-партнеры являются необходимым фактором жизни бизнеса. Мы не видим другого способа масштабирования. Почему? Потому что франчайзи-партнеры – это те, кто живут в этих городах, знают город и понимают, хороши мы сегодня или нет, можем ли мы ответить на вопросы «Где находятся все аптеки в этом городе», «Можем ли мы проложить правильный маршрут автобуса, который идет в самую отдаленную деревню?». Когда мы привлекаем франчайзи-партнера, мы получаем еще и управленца, то есть человека, который понимает, что это его бизнес, понимает, как его нужно наращивать. Он зарабатывает деньги, в первую очередь, для себя, и во вторую, для нас.
М.С..: Вы считаете, что предпринимательская активность руководителя собственной компании будет куда выше и результативнее, чем руководителя филиала?
Д.С..: Я бы не сказал, что выше и результативнее, но требуется меньше внимания. Запуская города по франчайзинговой модели, мы можем позволить себе сосредоточиться на совершенствовании продуктов, на тех вещах, которые будут полезны и франчайзинговой, и филиальной сети. В городах управленцы занимаются постановкой процесса, сбором контента, продажами и так далее.
М.С..: Не секрет, что проблема франчайзинга заключается в том, что создается предприятие, некая компания представляет ее в городе X, она набирает популярность и откалывается, слегка видоизменяя марку. Она занимается собственным бизнесом, не платя ежемесячные выплаты материнскому бренду. В вашем случае это невозможно, поскольку вы держите своих партнеров на коротком программном поводке?
Д.С..: Я бы так не сказал. Объем затрат, необходимый для того чтобы создать полноценный комплекс, очень высокий. Конечные продукты – это лишь верхушка айсберга, это очень немногое, что требуется. Важно, чтобы внутри работали все бизнес-процессы, чтобы call-центр отвечал на звонки и прозванивал компании со скоростью 1 контакт в секунду. Мы прозваниваем все компании (более миллиона компаний) каждые 4 месяца. То же самое с картографией и продажами. Вся внутренняя начинка бизнеса – это большой и тяжелый процесс, поэтому немногие компании выходят на этот рынок. Это может себе позволить Гугл, Яндекс, но говорить о том, что компания, которая работает в определенном городе, способна составить конкуренцию Яндексу или нам, не приходится. Риск того, что какой-то франчайзи-партнер уйдет от нас, очень мал.
М.С..: В тех городах, где вы сидите давно и основательно, есть вероятность того, что вас опередит какой-то федеральный игрок? Тот же самый Яндекс или Гугл?
Д.С..: Основную долю прибыли мы делаем на собственных продуктах. У нас есть аудитория, мы продаем ее рекламодателям. Мы помогаем компаниям находить своих клиентов. Ту же самую цель мы можем достигать не только с помощью собственных продуктов, но и с помощью чужой аудитории и продуктов, созданных под чужими брендами. Мы совсем недавно запустили программу «API» и предлагаем подключаться всем компаниям, владеющим теми или иными продуктами, близкими к Local search – навигационными системами, городскими порталами и другими ресурсами, у которых есть аудитория и которые могут отвечать на вопросы о жизни в том или ином городе. В этом смысле мы исключаем возможность, что аудитория API будет близка к нашей аудитории.
М.С..: Аудитория какого-либо из слоев?
Д.С..: Под API в Local search традиционно понимают картографию. Мы создали систему, в которой можно на наш сайт отправить запрос «Аптека в Екатеринбурге», получить сырые данные и отобразить их пользователю. Как отобразить? В каком дизайне? Это зависит от площадки. Навигатор отобразит на небольшом экране, городской портал покажет информацию на нашей, собственной карте, карте Гугла или Яндекса. Такой подход позволяет не ломать рынки, а собирать аудиторию, помогать порталам строить свой бизнес, использовать наш контент для продажи рекламы и предоставлять пользователям новый сервис. Мы не ломаем рынок, приходя на новые территории. Мы делаем ставку не столько на собственные продукты, а на то, что мы привлечем партнеров и будем делиться с ними трафиком.
М.С..: Вы видите мирное сосуществование вас, Яндекса и Гугла в необозримом будущем?
Д.С..: В обозримом будущем точно видим, про необозримое пока неизвестно. Горизонт планирования для IT-компаний – максимум 3 года. В Москве мы делаем ставку на партнерства. Сейчас мы выходим в Италию и делаем большую ставку на API.
М.С..: Хорошо. Поговорим по поводу Москвы. Там франшиза?
Д.С..: Нет, там собственный филиал. На франчайзинг в России мы отдаем небольшие города (менее миллиона человек). В других странах мы будем менять наш подход, и будем отдавать города, в которых проживает более миллиона человек.
М.С..: Вы собираетесь идти в другие страны?
Д.С..: Да. Мы скоро запускаемся в Италии, и сейчас рассматриваем большое количество заявок на франчайзинг в другие страны. Это СНГ, Дальнее зарубежье, Европа и Азия.
М.С..: Если я правильно понимаю, то ваше преимущество над Яндексом и Гуглом в том, что вы делаете ставку на точность и полноту справочных данных по компаниям, которые находятся, прежде всего, в малых городах, так как они менее окучены глобальными игроками. Вы привязываете эту информацию к картам, которые плохо представлены или вообще не представлены Гуглом и Яндексом. Это так?
Д.С..: Максим, спасибо большое за вопрос. Сейчас я расскажу, какую полезность мы несем людям. Сегодня порядка 40% компаний имеют сайты. Как найти информацию о компаниях, у которых нет сайтов? Зачастую это шиномонтаж, автомойки, пиццерии, аптеки и так далее. Мы даем пользователю гарантию того, что любая сфера деятельности будет найдена в небольшом радиусе от пользователя, в пределах пешей доступности в том числе. Например, последнее, что мы запустили – общественные туалеты. Это насущный вопрос. Сегодня на карте Москвы и Санкт-Петербурга можно найти расположение общественных туалетов. Что касается картографии, это карты с точностью до киосков и заборов. Сегодня нет ни одной карты в Москве, на которой бы вся территория города была показана с точностью до киоска.
М.С..: Москву вы так собираетесь покрыть?
Д.С..: Она уже так покрыта. Вы уже можете увидеть Москву с точностью до заборов, киосков, остановок, внутриквартальных проездов. Весь спектр технологий мы предлагаем в качестве готового бизнеса «под ключ».
М.С..: Вы продолжили дело успешного справочника «Желтые страницы» 1990-2000х годов, вывели его в программное полотно и прибавили к нему картографию?
Д.С..: Можно сказать, так. Идеологически мы работаем по той же самой модели, что и Желтые страницы. Мы создаем базу данных по организациям, следим за ее актуальностью и продаем рекламу.
М.С..: Плюс привязываете ее к географическим точкам и позволяете компаниям за дополнительные деньги расположить информацию выше и ярче?
Д.С..: Да. Если вы ищете кондиционер, то вряд ли вы будете обзванивать все компании, которые продают кондиционеры, вы ограничитесь списком из 10-15 компаний. Мы даем компаниям шанс попасть в этот список.
М.С..: Как поживают Желтые страницы и другие подобные справочники? По опыту Петербурга, в 1999-2003 годах это были монополисты. Они собирали огромное количество информации, они собирали огромные деньги через call-центры, через агентов, как это делаете вы. Сейчас они подмяты вами?
Д.С..: Часть из них мигрировала в интернет (в Европе и США), часть до сих пор существует и работает, но нельзя сказать, что это успешный бизнес. Новые технологии предоставили больше возможностей поиска, онлайн-платформа позволяет удобнее использовать данную информацию. Где-то этот бизнес не успел развиться. Например, в Новосибирске были эти справочники, но сильными игроками они не успели стать, им помешало наше развитие.
М.С..: Существует расхожее мнение, что у ДубльГИС все карты – это, прежде всего, офлайн, то есть компакт-диск, загружаемый на компьютер. Но у вас есть и онлайн-версия?
Д.С..: Конечно, у нас есть онлайн-версия и мобильная версия. Ставить компакт-диск совершенно необязательно, это небольшое приложение, закачиваемое с нашего сайта.
М.С..: Мобильная версия у вас под Андроид?
Д.С..: Под Андроид, Симбиан, WinMobile, скоро выйдет версия под iPhone. Причем это полностью офлайновые приложения. Вы можете ехать в метро и найти нужную информацию. В условиях подземки это всё чаще и чаще становится актуальным.
М.С..: Вы делаете то, что только что начали делать Яндекс.Карты. Вы отдали карты в прибор и ускорили взаимодействие с картами?
Д.С..: Они отдали карты на прибор, но поиски остались онлайновыми. Если у тебя нет связи, или у тебя нулевой баланс, ты сможешь смотреть карту, перемещать, но ты не можешь кликнуть на здание и узнать, какая организация в нем находится, ты не можешь построить оптимальный маршрут. Мы позволяем это делать в офлайне, независимо от наличия связи с серверами.
М.С..: Мне кажется отчасти показательным то, что у вас до сих пор для любимой платформы для всех гиков нет версии. Это означает, что в маленьких городах iPhone и iPad не популярны? У вас другая публика?
Д.С..: Отчасти да. Наша публика очень близка к аудитории интернета. В Москве Apple-девайсы намного более популярны, и до выхода в Москву мы не делали большую ставку на платформу Apple. Сегодня делаем, и в ближайшее время выйдет версия для iPhone.
М.С..: Раньше в этом не было смысла?
Д.С..: Наша команда разработки стала развиваться относительно недавно. Мы всего лишь 3 года назад сказали, что мы будем продуктовой командой, компанией, и будем создавать много собственных продуктов. Это мое направление, и сегодня команда iOS работает почти год, наш продукт близок к релизу. Мы не хотим выпускать версию, которая будет клиентом к нашим онлайн-серверам, мы хотим выпустить полноценное приложение, которое будет таким же, как на Андроиде.
М.С..: Ты сказал, что вы стали заниматься продуктом 3 года назад. Кто до этого занимался этим?
Д.С..: До этого у нас было партнерство с несколькими другими компаниями, по сути был аутсорс.
М.С..: То есть писали не вы?
Д.С..: Сейчас мы сами создаем свои продукты с нуля.
М.С..: Возвратимся к Москве и Санкт-Петербургу. Вы работаете в Петербурге?
Д.С..: В Петербурге мы начали работать раньше, чем в Москве. До конца этого года-начала следующего мы выйдем во всех городах с численностью более 500 тысяч человек. На этом Россия для нас закончится. Мы полноценный федеральный игрок с присутствием во всех крупных городах.
М.С..: Предполагается давать франшизу в города с численностью 50-100 тысяч, в села?
Д.С..: Нерентабельно работать в городах с маленьким населением, потому что в них мало бизнеса, и, как следствие, низкая конкуренция. Даже если есть рынок рекламы в таком городе, стоимость рекламы будет достаточно высока, чтобы окупать затраты. Чем крупнее город, чем больше в нем бизнеса, тем мы рентабельнее, тем более востребован наш продукт. Границу мы провели на населении в 300 тысяч человек.
М.С..: Чем вы собираетесь брать избалованную, отягощенную изобилием подобных сервисов Москву? Вы будете биться и с Желтыми страницами, которые здесь до сих пор представлены в разных вариантах, и с Яндекс.Картами, и с GoogleMaps?
Д.С..: Наша задача – не биться, а найти подходы. Поломать настолько сложившийся рынок с устоявшимися привычками сложно, мы не тот игрок, который может себе это позволить. Наша задача – найти партнеров. Есть большое количество проектов, которые имеют большую аудиторию, но не имеют Local Search. Мы можем дать все необходимые инструменты для того чтобы на их ресурсах была представлена строчка «найти то-то там-то». Наша миссия – помогать людям ориентироваться в городах. Неважно, на чьем ресурсе это будет представлено.
М.С..: Миссия миссией, а бизнес бизнесом. Вам нельзя делать то, что не будет приносить вам прибыль.
Д.С..: Наша миссия не конфликтует с бизнес-моделью. Когда мы говорим, что мы отдадим партнерам наш контент и технологии, мы подразумеваем, что мы отдадим и рекламу, и будем разделять доход от рекламы с партнером, который даст аудиторию. При этом мы возьмем на себя необходимый функционал по продаже рекламы, мы будем монетизировать не только собственный продукт, но и чужие продукты. Сегодня на подключение API у нас больше 400 заявок. В качестве примера можно взять E1 – крупнейший екатеринбургский портал. Практически любой человек, который выходит в интернет из Екатеринбурга, раз в неделю заходит на E1. Аудитория портала приближается к населению города. Мы представлены на этом ресурсе именно через API.
М.С..: Какие у вас планы на заграницу? Как вы думаете там развиваться? Это планы по завоеванию мира, или разовые, точечные приземления в ряде стран?
Д.С..: Это большое направление, это наша стратегия. Всё зависит от того, где у нас будут партнеры. Сейчас мы создали направление, которое занимается поиском партнерств. В следующем году, я надеюсь, мы выйдем в нескольких странах, и в каждой из стран будем увеличивать количество городов. Венеция – это наш первый зарубежный город. Мы преодолеваем трудности с локализацией, изменением языков, поиском. Затем мы будем выходить в других городах Италии, затем в новые страны.
М.С..: По чьей инициативе возникла тема с Италией и Венецией, в частности? К вам обратилась компания из Венеции, или вы почему-то оказались там?
Д.С..: Компания из Венеции обратилась к нам, но основатель компании в прошлом жил в Новосибирске.
М.С..: Понятно.
Д.С..: Это не личное знакомство, а заявка с нашего сайта. Мы открыты, мы ищем такие заявки и думаем, куда выходить.
М.С..: Он был знаком с продуктом и посчитал возможным его приземление в Венеции?
Д.С..: Если кто-то видел карты Венецию, то он понимает, что там большие возможности для конкуренции и развития.
М.С..: Я щупал бумажную карту, ходя по Венеции, и у меня не было проблем. Что в них особенного?
Д.С..: Сегодня не существует ни одной, достаточно полной нетуристической карты Венеции и окружающей территории. Если мы говорим о картах для туристов, то им достаточно информации об отелях, музеях и пешеходных тропах. Если возникает потребность найти шиномонтаж, заправку или парковку, то это становится настоящим квестом. Казалось бы, эту информацию можно легко получить, но там это вызывает проблемы. Нет там одного большого игрока, который бы мог представить качественную картографию и справочные данные. Мы считаем, что мы можем сделать качественное покрытие для крупных городов, а в дальнейшем и для всей Италии.
М.С..: Принцип создания филиалов будет таким же, как в России? Покупка спутниковых карт, создание call-центра, организация офиса?
Д.С..: Да, еще организация картографии и продаж. В Италии будет работать бренд ДуГИС, в городах будут работать штаты в несколько десятков человек, разрастающиеся до 100, может, чуть больше. По мере роста размера бизнеса, будет расти и штат. На старте работает несколько десятков человек со стороны франчайзи-партнера, с нашей стороны в Италии работает больше людей. Стартовое наполнение делалось отчасти в Италии, отчасти в России.
М.С..: Каким будет оптимистический и пессимистический сценарий развития зарубежного направления для ДубльГИС? Ты не исключаешь вариант того, что Венеция может стать комом, и компания останется в России?
Д.С..: Нет, такого я себе не представляю. Глядя на рынки США в Европы, я понимаю, что даже на плотном рынке находится место для новых игроков, хорошо знающих потребности в контенте, умеющих продавать или создающих красивые продукты. Пользователи пользуются одним, вторым и третьим продуктом совершенно спокойно. Максим, ты тоже, наверное, иногда используешь GoogleMaps, иногда Яндекс. Карты, а в дальнейшем будешь использовать наши карты. Место для нового игрока находится практически всегда. В Италии с их проблемами с контентом тем более.
М.С..: Какие заявки по странам стоят в очереди?
Д.С..: Я пока не буду это озвучивать, потому что цикл выбора партнера довольно длинный. Мы берем не все заявки, у нас жесткий отбор, жесткие требования.
М.С..: Какие требования?
Д.С..: Финансовые требования и опыт. Франчайзи-партнер – это человек, с которым нам предстоит долго работать. Первое партнерство мы заключаем на 5 лет. Что касается финансовых требований, то для нас важно, чтобы для партнера это были не последние деньги. Это важно будет в том случае, если придется вкладывать дополнительные средства в набор персонала, закупку техники и так далее. У франчайзи-партнера должен быть достаточно богатый управленческий опыт, этот бизнес должен быть не первым. Когда у человека есть опыт развития бизнеса (необязательно IT-бизнеса), это хорошо. Мы все технологии дадим, но принципы управления должны быть.
М.С..: Довольно разумный подход. Каким ты видишь идеальное будущее для ДубльГИС через 3-4 года?
Д.С..: Скорее всего, будет большое количество партнерств, смещение акцента с наших офлайновых продуктов на онлайн, развитие мобильного направления, смещение акцента с собственных продуктов на партнерскую сеть с целью увеличения использования нашего контента и аудитории. Мы хотим запустить большое количество новых городов по франчайзинговой модели. Какие страны и сколько их будет – я не готов озвучивать. Это зависит от того, как у нас пойдут дела в Италии, от того, насколько широкими рельсами мы сможем прокатать это направление.
М.С..: По продукту вы собираетесь приближаться к тому, что делают ЯндексКарты и GoogleMaps, то есть добавлять слои со спутниковыми фотографиями, панорамы улиц?
Д.С..: Мы будем концентрироваться не на картографии, а на справочнике. Справочные данные – это то, что не собирается быстро и технологично. Если спутниковый снимок ты можешь купить, и он у тебя появится на следующий день, то ввести время работы для всех организаций Москвы – куда более сложная задача. Мы будем концентрироваться на том, чтобы знать больше информации об организации: знать то, когда она работает, видеть отзывы организации, ее рейтинг. Совсем недавно запустился отдельный продукт – сервис отзывов о компаниях. На сегодняшний день в Новосибирске уже оставлено порядка 11 тысяч отзывов, хотя работаем мы всего несколько месяцев. Этот сервис позволяет получить какую-то информации о компании, не приходя в саму компанию.
М.С..: Если я правильно понимаю, то вы собираетесь сделать своим конкурентным преимуществом то, что вы фокусируетесь на справочной информации по конкретному городу, используя знания местных людей и их предпринимательское желание заработать.
Д.С..: Да, можно сказать, так. Наша основная прерогатива – это контент и знание локального рынка.
М.С..: Как относитесь к замечаниям о том, что ваши карты, в отличие от Яндекса, не sexy? Есть мнение, что они не очень красиво нарисованы.
Д.С..: У нас много собственных замечаний. К сожалению, мы слышим много замечаний снаружи. Если отдельная продуктовая компания в какой-то момент будет полностью довольна своим продуктом, то ей можно сворачиваться. Я думаю, что у любого коллектива, который делает программный продукт, есть огромное количество собственных претензий. Этих претензий существенно больше, чем претензий со стороны пользователей. Над всем этим нужно работать. Направление настолько большое, что не до всего сейчас дотягиваются руки. Когда мы закончим работать над iPhone-версией, мы возьмемся за другие направления. То же самое с картографией. Мы работаем над движками карт, постепенно карты будут становиться всё более привлекательными.
М.С..: Это важно для пользователя, особенно для пользователя мобильных устройств. Ему важно, чтобы на его iPhone всё было красиво. Разумное продолжение развитие – переход из мобильных устройств в навигацию. Как у вас с этим обстоят дела?
Д.С..: Это тоже относится к области картографии. Она должна быть, но мы не будем делать на этом большой акцент. Поиск проезда – тот функционал, который уже есть на десктопной версии, он скоро будет в мобильной версии и в онлайне. В мобильной версии поиск проезда на общественном транспорте уже доступен. Вы уже можете проложить маршрут из любой точки города, он будет учитывать речные трамвайчики, фуникулёры, скоростные трамвайчики, а также троллейбусы, автобусы, маршрутки и прочий транспорт.
М.С..: Это маршруты транспорта?
Д.С..: Да.
М.С..: А варианты для автомобилистов, велосипедистов и пешеходов?
Д.С..: У нас есть весь необходимый контент, вопрос в том, когда мы сможем представить офлайновую платформу для поиска проезда. В онлайне проблем нет, в мобильном направлении есть проблемы со скоростью прокладки маршрута. Я думаю, что мы решим эти проблемы в начале-середине следующего года.
М.С..: Скачав ваше приложение в следующем году, пользователь оснастит свое мобильное устройство навигатором, так?
Д.С..: Можно сказать, так. При этом мы не будем делать акцент на традиционных навигационных возможностях – таких, как голосовая навигация, подсказки. Мы не профессиональные навигаторы и не будем акцентироваться на этом направлении.
М.С..: Почему?
Д.С..: Зачем? Мы не хотим ломать рынки. Мы хотим предложить профессиональным навигаторам встроить наш контент.
М.С..: Ты хочешь прийти к «железячникам», которые занимаются навигаторами всерьез, и предложить им использовать твои карты?
Д.С..: Карты у них есть, я хочу предложить им справочники. Для них POI является неосновной сферой деятельности.
М.С..: POI – point of interest. Для них это проблемно?
Д.С..: Для них это неосновная сфера деятельности. Они собирают то, что может быть полезно человеку в пути, то есть шиномонтажки, автомойки, АЗС у них есть, но если вам по дороге приспичило купить билеты в кино или цветы, то этой информации у них может не оказаться. Я уже не говорю о случаях, когда вам требуется добраться до военкомата или паспортного стола. Этой информацией навигаторы, скорее всего, не будут располагать или не будут актуализировать ее с должной частотой. У нас всё это есть.
М.С..: Как будут развиваться картографические сервисы? Сейчас есть соприкасающиеся, но разнящиеся справочники с приложенными картами (вы, например), карты с приложенными справочники, навигаторы с приложенными картами и справочниками. Что будет дальше?
Д.С..: Дальше будет большая интеграция. Local search является большим драйвером роста для гигантов (поисковых систем). Туда идет Гугл, Яндекс, последнее время мы любуемся тем, как туда идет Bing. Ребята делают очень красивые и качественные продукты. Я думаю, что там они видят гигантский прирост своей аудитории. Примерно 30% запросов, которые идут в поисковую систему, так или иначе, содержат локальную привязку. Зачастую это запросы к фирмам. Запросы к фирмам лучше всего монетизируются, поэтому все гиганты уделяют столько внимания этому направлению. Для нас это направление родное.
М.С..: Хорошо. Сейчас мы перейдем к блицу, а завершим беседу вопросами слушателей. На вопросы блица я прошу тебя отвечать максимально лаконично.
Д.С..: Хорошо.
М.С..: Ты часто путешествуешь?
Д.С..: Да.
М.С..: Какими картами пользуешься?
Д.С..: На разных территориях разными. Я стараюсь использовать, как можно, больше продуктов.
М.С..: Ты не привержен на 100% к ДубльГИС?
Д.С..: Если говорить про путешествия, а мы на сегодняшний день российская компания, то за рубежом наших карт пока что нет.
М.С..: Если говорить про российские города, где есть и ДубльГИС, и другие карты?
Д.С..: Я пользуюсь нашими картами, чтобы узнать конкретную информацию, и для сравнения пользуюсь картами конкурентов.
М.С..: Лучшая программа всех времен и народов — это?
Д.С..: Мне в последнее время очень нравится, как развивается Bing Maps. Я любуюсь визуальной красотой, которую они нам дают. Они молодцы.
М.С..: Если бы не разработка ДубльГИС, чем бы ты занимался?
Д.С..: Это было бы что-то в IT, в сфере услуг. Возможно, CRM-системы.
М.С..: Тебе в Новосибирске не холодно? Не думаете перевезти офис в Москву?
Д.С..: Нет, не думаем. В Новосибирске отличная научная база, здесь основной штат компании. Мы не видим смысла перевозить управленческий и производственный штат в Москву, а холода – это дело привычки.
М.С..: Холода закаляют. Сейчас завершающая рубрика – вопросы слушателей. Я задам вопросы, которые были оставлены в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, либо в сообществах Рунетологии в Твиттере и Facebook. Zagirov Rustam спрашивает: «Как идёт сбор и проверка собранных данных, а также обновление и удаление: своими силами, на аутсорсе, всевозможными сканерами через интернет, покупается база или какими-либо другими путями?».
Д.С..: Мы полностью с нуля создаем и справочник, и картографию. Собственный штат поддерживает город в актуальном состоянии, ежемесячно выходят обновления.
М.С..: Владислав Коробов спрашивает: «Будет ли открыто API 2Гиса для веба?».
Д.С..: Да, конечно. Справочное API уже открыто, картографическое будет открыто в скором будущем.
М.С..: От него же вопрос. Планируется ли значительное улучшение веб-версии? У меня MAC, хочу в интернете такой же 2Гис, как и на windows.
Д.С..: Да, планируется, мы делаем большой акцент на этом.
М.С..: Есть ли планы выпуска 2GIS для других городов Украины, в частности для Киева, Львова, Харькова, Днепропетровска?
Д.С..: Мы вышли в Одессе, по другим городам мы пока не представлены. Это зависит от того, когда у нас будут партнеры. Украина не является основным рынком для нас. Акцент мы делаем на странах Европы и на Дальнем Зарубежье.
М.С..: Тарас Прокопюк спрашивает: «Дмитрий, скажите, какое соотношение компаний, которые в своё время подписали с вами партнёрский договор, к их количеству на данный момент? То есть интересует их текучка». Вопрос в том, насколько высока текучка партнеров во франшизе?
Д.С..: Я думаю, что вопрос в другом. Вопрос в том, какое количество компаний заключило с нами договор. У нас около 20 тысяч компаний-рекламодателей, и в основном это люди, приходящие к нам на постоянную основу, они постоянно продлевают размещение рекламы. Из 20 тысяч примерно 2,5-5% обновляются, а все остальные – постоянные рекламодатели.
М.С..: Я задам свой вопрос. Насколько высока текучка партнеров во франшизе?
Д.С..: Бывали случаи, но это из ряда вон выходящие ситуации. Это единичные случаи. Мы стараемся делать всё возможное для того, чтобы наш изначальный выбор был правильным. В этом плане у нас очень маленькая текучка. У нас много партнеров, которые докупают города. Они попробовали с нами один город, увидели, что эта бизнес-модель работает, и берут следующий и следующий города.
М.С..: Хорошо, когда есть возможность продавать города.
Д.С..: Да, мы тоже так считаем.
М.С..: Задам последний вопрос. Artem спрашивает: «Культивируемый пиарщиками 2ГИСа образ компании, как инновационной смущает. Вообще говоря, 2ГИС как продукт – достаточно устаревшая система, как в плане идеи, технологии реализации (2012 год на носу, какие stanalone'ы?), так и в плане методов работы (ручной сбор и верификация данных). При этом 2ГИС либо не выходит в более современные плоскости (iOS), либо делает это безумно долго (сколько лет обещали мобильную версию), а зачастую и неудачно (онлайн-версия, фламп). Понятно, что на фоне Яндекса и Гугла, такой подход пока даёт более точный результат, но очевидно, что тот же Яндекс целенаправленно выстраивает модель, когда каждая компания сама дает ему информацию, следит за ее актуальностью, несет денюжку за рекламу. И не надо колл-центров и продажников. Как Дмитрий может прокомментировать такую точку зрения?».
Д.С..: Яндекс строит свой собственный колл-центр и свой собственный отдел продаж. Работа с local search всегда сопряжена с работой на территории. Та или иная шиномонтажка вряд ли пойдет размещать рекламу в Яндекс.Директ, пока ее об этом не попросят. Чтобы попросить, нужно позвонить в компанию, либо дойти до нее. Работа в сфере local search – это огромное количество рекламодателей в случае, если вы умеете с ними работать, если вы до них доходите и предлагаете за них подготовить все необходимые макеты, рассказываете, какое количество клиентов вы им привлечете и приводите их им на практике. Сами они к вам не пойдут. Эта модель работает, и Яндекс видит это на нашем примере и идет по тому же самому пути. Google на всех конференциях рассказывает о том, насколько плотные у них партнерства с рекламными агентствами, которые, по сути, выполняют задачи собственного отдела продаж Гугла. Он покупает локальные компании, которые работают в Европе и США. Эти компании для Гугла создают справочники.
М.С..: Как прокомментируешь то, что автор вопроса называет вашу компанию достаточно устаревшей системой?
Д.С..: Мы stanalone-приложение, и мы достаточно поздно пошли в интернет. Сегодня мы наверстываем упущенное. Доля правды в этом есть, но пользователь ценит не продукт сам по себе, он ценит пользу, которую приносит продукт. Какими бы красивыми не были те самые карты, о которых мы сегодня много говорили, они не дают вам ответ на вопрос о том, где заказать пиццу, а мы даем. Речь о том, что на этом рынке работают те, у кого качественнее контент, те, кто его чаще проверяют. Всё остальное приложится. Мы тоже будем красивыми.
М.С..: Яндекс по модели будет двигаться в вашем направлении, ты считаешь?
Д.С..: С точки зрения бэкендов, да.
М.С..: Судя по всему, там большой пласт возможного бизнеса, который у Яндекса еще не разработан, поскольку к ним просто приходят организации, а они говорят: «Давайте нам деньги». Когда у них будет направленная система продаж, они выйдут на прямую конкуренцию с вами и будут заниматься тем же самым бизнесом.
Д.С..: Да, это так.
М.С..: Видимо, там немалые деньги.
Д.С..: Места на рынке хватит нескольким крупным компаниям.
М.С..: Время покажет. Интересно, как всё будет развиваться. Посмотрим, как будет вести себя Яндекс, насколько он будет агрессивным в своей политике, как будет развиваться ваша активность в Москве. Спасибо большое за беседу. Если есть, что добавить в финале, то прошу.
Д.С..: Спасибо. Я очень рад, что вы смогли пригласить меня, и у нас получился такой интересный разговор.
М.С..: Спасибо тебе. Искренне желаю удачи, поскольку у вас очень интересный продукт. Я узнал о нем несколько месяцев назад и был удивлен вашим масштабом.
Д.С..: Есть фраза, которую сказал основатель Starbucks, Говард Шульц – «Цельтесь выше». Я ее для себя часто цитирую. Мы в своем бизнесе очень часто берем высокие горизонты, мы ориентируемся на новые страны, хотя совсем недавно вышли в Москву. Цельтесь выше, и у вас всё будет получаться!
М.С..: Хорошо. В финале еще раз напомню, что вы можете выиграть MacBook Air в конкурсе, посвященном выходу книги «Рунетология. Кто управляет русским интернетом». Подробности по адресу spiridonov.ru. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был со-основатель и Директор департамента новых разработок компании «ДубльГис» - Дмитрий Сысоев. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!