Текстовая версия выпуска
М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 24 ноября 2011 года. В эфире 125-й выпуск программы "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска — компания “АйдЕко”. По данным IDC, от 30 до 40% интернет-активностей офисных пользователей не имеет отношение к работе. Как в этой ситуации свести потери компании к минимуму? Одно из решений – это установка интернет-шлюза Ideco. Интернет-шлюзы Ideco позволяют полностью контролировать интернет-трафик и свести риски предприятия, связанные с использованием интернета, к минимуму. Интернет-шлюзы Ideco – эффективность, безопасность, надежность. Подробнее – на ideco-sofware.ru. И еще кое-что. 5 декабря в Москве в центре Digital October пройдет TechCrunch Moscow 2011. В этом году в конференции примут участие виднейшие западные и российские предприниматели и инвесторы. Тематические панели на конференции будут чередоваться с публичными дискуссиями, презентациями и интервью с лидерами российского технологического рынка. Модераторами и интервьюерами станут журналисты ведущих мировых СМИ, а также известные представители IT-индустрии. 5 декабря, Москва, TechCrunch Moscow 2011 в центре Digital October. Интернет в целом, как и Рунет в частности, бурно растет. Если попробовать выделить несколько доминирующих сегодня в Рунете трендов, то это, несомненно, будет мобильный интернет и всё, что с ним связано, социальные сети и аффилированные с ними проекты и, конечно, видео в Сети. О том, как чувствуют себя сегодня онлайн-кинотеатры, каким видят они свое будущее, как конкурируют между собой и борются с нелегальным видео-контентом в торрентах и соцсетях, мы говорим сегодня с генеральным директором ОАО “Веб ТВ”, владеющим видеопорталом Zoomby.ru – Юлией Митрович. Юлия, приветствую!
Ю.МИТРОВИЧ: Здравствуйте, Максим!
М.С.: Я задавал уже, помнится, подобный вопрос в беседе о видео-порталах. Задам его и вам для затравки. Убьют ли видео-порталы, подобные вашему, традиционное ТВ?
Ю.М.: Я думаю, что традиционное ТВ они не убьют. Пользователи будут потреблять контент в абсолютно любом месте, в любое время. Если человек находится перед телевизором, то по телевидению, если он находится в метро, то на планшете, если перед компьютером, то на компьютере.
М.С.: Телевизор станет одним из экранов, который используется человеком?
Ю.М.: Да, именно так.
М.С.: Какой экран будет доминировать? Мне нравится версия о том, что будут 3 основных экрана – наладонник, ноутбук и большой экран дома.
Ю.М.: Да, я с вами согласна. Вопрос в том, какой контент будут потреблять люди. Короткометражный контент можно смотреть на маленьких мобильных устройствах, но если это качественная картинка, то ее захочется смотреть на большем экране. Минимальный размер – это планшетник.
М.С.: Поговорим по поводу кратковременности контента, который смотрится в подавляющем большинстве. Какой процент маленьких роликов, и какие это ролики?
Ю.М.: Статистики по России у меня нет. Если взять Youtube, на котором весь контент короче 10 минут, то практически всегда средняя длина на Youtube – от 3 до 5 минут.
М.С.: Насколько, по Вашему мнению, такой контент доминирует?
Ю.М.: Он, безусловно, доминирует на сегодняшний момент. Доминирует User-Generated Content, а он практически всегда короткометражный.
М.С.: Не означает ли это деградацию пользовательского спроса?
Ю.М.: Я думаю, что это не деградация. Это вопрос того, что профессиональные ресурсы – такие, как наш, появились не более чем 2 года назад. Это вопрос предложения. Как только появятся ресурсы, на которых можно будет легально смотреть большое количество контента в хорошем качестве, люди начнут его смотреть. Мы это видим, потому что мы растем очень быстро.
М.С.: Как только появится возможность скачивать файлы большого размера, они обратятся к более длинному контенту?
Ю.М.: Да, необязательно его скачивать, можно будет смотреть streaming.
М.С.: Идти в кино на 3-минутные ролики довольно странно.
Ю.М.: Да, это так.
М.С.: Возврат к более длинному видео-смотрению – вопрос времени?
Ю.М.: Да, именно так.
М.С.: Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье эксперта и продолжим.
Досье.
Юлия Митрович родилась 11 августа 1983 года в Москве. Получила степень бакалавра по специальностям экономика и бизнес в University of British Columbia (Ванкувер, Канада). В течение 5 лет работала консультантом в глобальных консалтинговых компаниях Boston Consulting Group и McKinsey & Co., занимаясь проектами в области телекоммуникаций и медиа. В январе 2008 года присоединилась к акционерам WebMediaGroup в должности директора по стратегии. С 2009 года является партнером холдинга. С марта 2011 года является генеральным директором ОАО ВебТВ, входящего в холдинг, и непосредственно занимается развитием портала Zoomby.ru – одного из крупнейших в России развлекательных видео порталов и лидеров сегмента онлайн-ТВ.
М.С.: В McKinsey вы работали в Москве или за рубежом?
Ю.М.: В Москве.
М.С.: Как вы перешли из консалтингового бизнеса, причем вы работали в компании большой 3-ки, одной из самой известной в мире, в интернет-бизнес?
Ю.М.: Мне всегда были интересны телекоммуникации и медиа. Это те проекты, которыми я занималась в McKinsey. В какой-то момент мне захотелось сделать что-то руками, мне захотелось уйти в реальный бизнес, а интернет – самая быстрорастущая часть медиа.
М.С.: Zoomby – это ваш продукт? Вы его строили, или вы пришли в готовый?
Ю.М.: Я присутствовала при старте этого проекта. Мы задумали его в 2007 году, когда я присоединилась к акционерам, но первым генеральным директором была не я.
М.С.: Как возникла идея? Откуда появилось желание зарабатывать на видео? Несколько лет назад заработок на подобных проектах – довольно проблематичная вещь.
Ю.М.: Все смотрят на западный опыт.
М.С.: Вы тоже?
Ю.М.: Да, мы тоже смотрели на Америку. Тогда был бум видео-порталов. Мало, кто выжил, но было 2 проекта, которые были успешными, нам были понятны их бизнес-модели – Hulu и Netflix. Hulu был бесплатным в тот момент и сейчас остается в большей степени рекламной площадкой. Netflix был платным. Нам тогда казалось, что платная модель не может прижиться в нашей стране, соответственно, рекламная модель – то самое, что будет работать. То, что видео потребляется пользователями, и то, что люди в России смотрят больше видео, чем в других странах показывают все данные.
М.С.: Видео в России смотрят больше, чем в других странах?
Ю.М.: Да. По-моему, comScore недавно проводил исследование, по результатам которого Россия по отношению к другим европейским странам имеет больше 100%. В России смотрят видео в интернете больше, чем в Англии или Германии.
М.С.: В Европе или вообще по миру? Скажем, в соцсетях мы и Израиль точно одни из рекордсменов по времени пребывания.
Ю.М.: Да. В видео точно также. Я не уверена, что по миру, но в Европе точно.
М.С.: Весьма любопытно. Сегодня Zoomby – бизнес?
Ю.М.: Да, это бизнес. Это заметный игрок, мы занимаем немаленькую долю рынка с точки зрения и просмотров, и монетизации. Я считаю, что это не стартап.
М.С.: Не тесно ли вам на рынке? Тенденцию подметили не только вы. Миллионы долларов вложили несколько компаний, и на сегодняшний день есть Tvigle, Ivi, Now (работающий по платной модели) и другие.
Ю.М.: Сначала любой рынок проходит через большое количество игроков, в какой-то момент происходит консолидация. Я думаю, что она произойдет, потому что это дорогой бизнес. На сегодняшний момент, чем больше игроков, тем лучше, потому что это развивает рынок рекламы.
М.С.: Потом, вы считаете, рынок укрупнится, и останется 2-4 крупных игрока?
Ю.М.: Да, я думаю, что останется 3-4 игрока.
М.С.: Вы планируете остаться в их числе?
Ю.М.: Безусловно.
М.С.: Что позволит это сделать?
Ю.М.: Что такое Zoomby на сегодняшний день? Крупнейший игрок в телевизионном контенте. Это так, потому что мы фокусируемся на этом виде контента. Телевизионный контент – это самое главное для нас. У нас есть стратегический партнер в виде ВГТРК. Он дает нам практически весь контент, на который у него есть права на эксклюзиве. Это уже 25% всего телевизионного контента в России, всё остальное мы пытаемся агрегировать. Так как пользователь хочет видеть агрегацию, ему не очень удобно ходить по разным сайтам, то он привыкает к тому, что на Zoomby он может найти практически весь телевизионный контент. Я думаю, что он становится лояльным.
М.С.: Ваше основное конкурентное преимущество заключается в том, что вы обладаете возможностью выкладывать контент ВГТРК?
Ю.М.: Это не единственное наше преимущество. Мы точно также работаем с другими каналами, но то, что мы выкладываем телевизионный контент в течение 2-3 часов после того, как он вышел в эфире – это, безусловно, наше конкурентное преимущество.
М.С.: Фактический вы являетесь онлайн-приставкой для ВГТРК?
Ю.М.: Почему для ВГТРК? Для всех каналов.
М.С.: Вы выкладываете не только их?
Ю.М.: Нет. Мы работаем практически со всеми каналами, за исключением ТНТ и НТВ, потому что в Газпром-Медиа принято такое стратегическое решение. Со всеми остальными мы так или иначе работаем.
М.С.: С СТС-Медиа тоже работаете? Они же у себя выкладывают этот контент.
Ю.М.: Да, с ними тоже работаем. Мы работаем с ТВЦ, у нас эксклюзив с ними, с РТВ, 5-ым каналом.
М.С.: Все программы, которые выходят на телеканалах, названных выше, появляются через некоторое время у вас?
Ю.М.: Не все, но большая часть.
М.С.: По какому принципу происходит отбор?
Ю.М.: Это зависит от того, есть ли права у самого канала. Иногда мы не покупаем весь контент, который есть, а выбираем лучшее.
М.С.: Вы покупаете контент или берете на реализацию?
Ю.М.: Это зависит от контента. Практически всегда мы берем на реализацию. Есть модель разделения доходов, но, если это очень смотрибельный контент, то нам приходится за него платить.
М.С.: Сегодня Zoomby работает только в России?
Ю.М.: Мы работаем на страны СНГ, и у нас около 20% трафика приходится на эти страны, но фокусируемся мы на России.
М.С.: В других странах не работаете?
Ю.М.: Нет.
М.С.: Я просто пытался зайти на ваш сайт из Германии, где я сейчас нахожусь, и мне это сделать не удалось.
Ю.М.: Так как весь контент ограничен по географии, и рекламодатель, размещая рекламу у нас, хочет видеть исключительно Россию, мы фокусируемся на этом рынке.
М.С.: Каковы примерно ваши объемы рекламы? Это только пре-роллы и пост-роллы?
Ю.М.: На сегодняшний день это пре-роллы и пост-роллы. В ближайший месяц мы начинаем показывать мид-роллы, потому что мы исчерпали весь инвентарь по пре-роллам и пост-роллам. У нас около 12 миллионов просмотров в месяц, даже чуть больше. Соответственно, 24 миллиона просмотров рекламных роликов.
М.С.: Солидно. А кто является вашими рекламодателями?
Ю.М.: Наши рекламодатели – это крупнейшие телевизионные рекламодатели, то есть Procter & Gamble, Unilever, Билайн, МТС, Мегафон и другие.
М.С.: Те, кому нужно покрытие, и те, кто привычным образом использует видео-рекламу, просто не в онлайне?
Ю.М.: Да. У них уже есть готовые ролики, им понятен этот формат. Так они коммуницируют со своей аудиторией, плюс им нужен охват.
М.С.: Содержание подобного рода проектов – очень дорогая история. Я знаю, что вы потратили порядка 3 миллионов на запуск, и планировалось вложить до 10 миллионов. Эта цифра как-то корректировалась?
Ю.М.: Это примерно те цифры, о которых мы до сих пор думаем.
М.С.: Вы еще не доложили деньги?
Ю.М.: Не доложили.
М.С.: Операционная окупаемость уже наступила?
Ю.М.: Нет.
М.С.: Когда планируется?
Ю.М.: В конце следующего – начале 2013 года.
М.С.: Это вполне реальные сроки?
Ю.М.: Я думаю, что да.
М.С.: Как бы вы обрисовали сегодняшний рынок? Опишите тех, кто работает вместе с вами, и тех, кто работает в нелегальном ключе. Что собой представляет видео в онлайне?
Ю.М.: К сожалению, на сегодняшний момент видео в онлайне – нелегальный контент. Большинство просмотров приходится на крупнейшую социальную сеть в России – Вконтакте. Это то, с чем нам сложно бороться. С этим можно бороться лишь качеством сервиса, который ты предоставляешь, интерфейсом и скоростью показа контента. Почему мы фокусируемся на телевизионном контенте? Потому что нам кажется, что это реальнее. Если мы показываем что-то через час-два после выхода в эфире, пользователь это посмотрит у нас. Если он хочет посмотреть фильм, который вышел в кинотеатре вчера, то его по определению невозможно легально получить, а во Вконтакте его можно посмотреть на следующий день.
М.С.: Юридически вы с ними не пытаетесь бороться?
Ю.М.: Юридически с этим пытались бороться все, но пока никому не удалось.
М.С.: Обидно по-человечески, когда вы покупаете контент, платите за него немалые деньги, а где-то он показывается бесплатно.
Ю.М.: Да, поверьте, очень обидно.
М.С.: Главная проблема в том, что там высока доступность. С этим вам бороться будет сложно. Степень известности, удобности и понятности для пользователя привычной социальной сети будет выше, чем любого внешнего сервиса.
Ю.М.: У нас в России люди привыкли смотреть видео во Вконтакте, а в мире видео не очень привыкли смотреть в соцсетях. Например, в Facebook его не смотрят, смотрят его на конкретных порталах. Мы не пытаемся бороться с пиратством. Нам кажется, что этим должны заниматься госслужбы или правообладатели, чей контент воруют. Мы же пытаемся предоставить пользователю возможность не ходить на пиратские сайты. В чем-то мы, безусловно, выигрываем, в чем-то проигрываем.
М.С.: Не пытались ли вы каким-то образом договориться об интеграции с ВКонтакте, при которой ваше приложение имело бы серьезный приоритет, и именно в нем смотрели бы лицензионные видео?
Ю.М.: С кем-то мы так договариваемся. Например, с Mail.ru у нас такая схема. Если мы им даем какой-то контент, и он есть у них в виде USG (нелегального контента), то они показывают наш контент. С Вконтакте договориться гораздо сложнее. Мы предпочитаем ничего не делать с Вконтакте, но я думаю, это вопрос времени, и такого пиратства в нашей стране не будет.
М.С.: Возвратимся к теме легального и нелегального просмотра. Сколько процентов по Рунету приходится на нелицензионное видео?
Ю.М.: Очень много. На Вконтакте и Rutube приходится около 70-80% просмотров.
М.С.: Видеосмотрения по Рунету?
Ю.М.: Да.
М.С.: Rutube достаточно внимательно относится к нелицензионному контенту и чистит его.
Ю.М.: Да, какая-то часть – UGC, какая-то – нелегальный контент.
М.С.: Какова ваша оценка? Сколько процентов приходится на нелегальный просмотр? 50, 70, 90?
Ю.М.: Я думаю, что 70.
М.С.: И 30% смотрят в онлайн-кинотеатрах, типа вашего?
Ю.М.: Да, типа нашего или на сайтах телеканалов.
М.С.: Основная проблема – нелегальное видео в социальных сетях или торрентах?
Ю.М.: Торренты, безусловно, тоже мешают.
М.С.: Кто больше мешает развитию бизнесу?
Ю.М.: Это сложный вопрос. Мы оцениваем нелегальные ресурсы вместе. Если считать, что наша модель – стриминговая, то есть пользователь должен быть подключен к интернету, то более прямой конкурент – это Вконтакте, потому что с торрентов люди скачивают видео и смотрят его в офлайне.
М.С.: Хорошо. Когда вы смотрите на западные аналоги, то, что вы перенимаете, а что не принимаете в работу?
Ю.М.: Мы смотрим на то, как потребляется контент. Наша модель Catch Up родилась после того, как мы посмотрели на то, что смотрят на Западе.
М.С.: Catch Up – модель, означающая быстрый перенос телевизионных передач в онлайн.
Ю.М.: По-русски – это «вслед за эфиром». Так как Hulu – портал, созданный тремя мейджерами – NBC Universal, News Corp и Disney, то у каждого из них есть как телеканалы, так и фильмы. Мы видим, что телевизионный контент смотрят больше всего и смотрят его в течение 72 часов после того, как он вышел в эфире. Эту модель мы пытаемся перенять. В интернете телевизионный контент смотрят довольно часто.
М.С.: Вы не рассматриваете модель подписки?
Ю.М.: Пока нет.
М.С.: Думаете, это неперспективно для России?
Ю.М.: Да. Пока, неперспективно.
М.С.: В связи с тем, что мы не привыкли платить за контент?
Ю.М.: Есть несколько причин. Во-первых, телевидение всегда было бесплатным. Того, что оно включено в наши ежемесячные платежи, многие люди даже не знают. Во-вторых, в России очень большая доля пиратства, и пока с этим никто не может побороться. В-третьих, для того чтобы эта модель заработала, надо собрать абсолютно уникальный, очень качественный контент.
М.С.: Надо ли понимать, что на сегодня коллекция хорошего и разного контента от разных телевизионных производителей и киностудий разбросана по нескольким крупным видео-порталам Рунета?
Ю.М.: Да, именно так.
М.С.: Подарком для пользователей будет именно та возможная консолидация, о которой вы говорили?
Ю.М.: Да. Причем как в рекламной модели, так и в платной.
М.С.: Это будет самостоятельная консолидация, или она будет происходить вокруг телекомпаний или телевизионных холдингов?
Ю.М.: Мне кажется, что здесь стоит вопрос «У кого есть контент», потому что быть независимым игроком и всё время покупать контент – очень сложно. Правообладатель диктует условия, поэтому, безусловно, доступ к правообладателю, производителю контента очень важен. Мы это видим в нашей модели работы с ВГТРК. Я думаю, что это будет строиться вокруг медийных холдингов и телеканалов.
М.С.: Рано или поздно всё консолидируется вокруг уже состоявшихся брендов? То есть вокруг Первого канала, Газпром-Медиа, Стс-медиа, Нтв и так далее.
Ю.М.: Я думаю, что они в этом будут участвовать. Будут они это делать сами, или они будут кому-то давать свой контент – вопрос.
М.С.: Вам уже поступали предложения о покупке вашего сервиса со стороны крупных телеканалов?
Ю.М.: Поступали.
М.С.: В Германии давно всё поделено, и все существующие популярные видео-сервисы ушли в распоряжение телевизионных империй, которые имели и контент, и логистику, и менеджмент, и деньги. Таким образом, они всё это подмяли под себя, и сделали это онлайн-площадками.
Ю.М.: Примерно к этому всё и придет. Иногда это настолько крупные компании, что им внутри сложно сделать такие проекты. Крупнейшие порталы, например, Hulu и Netflix независимы, но у них есть стратегическое партнерство с телеканалами.
М.С.: Они в любом случае должны родиться как стартапы для того чтобы быть инновационными, сильными, а потом, как карта ляжет: либо они будут проданы, либо вступят в серьезное партнерство с владельцами контента.
Ю.М.: Да.
М.С.: Как изнутри устроен Zoomby? Сколько человек у вас работает? Какие отделы у вас есть?
Ю.М.: У нас работает около 30 человек. Наш процесс достаточно понятный и прозрачный. Мы пытаемся агрегировать контент, соответственно, мы договариваемся с правообладателями, и у нас есть люди, которые этим занимаются. Мы пытаемся продать рекламу, соответственно, у нас есть люди, которые занимаются продажами. Также у нас есть программный отдел (самый большой отдел), который запускает все наши сервисы как в онлайне, так и на телевизорах с выходом в интернет и мобильных устройствах.
М.С.: Основа – работа с контентом?
Ю.М.: Сложно сказать. Я считаю, что в нашем бизнесе продукт состоит из контента и самого портала. Обе части очень важны.
М.С.: Можете озвучить цифры? Если я правильно помню, ваша посещаемость порядка 200 тысяч в сутки?
Ю.М.: Больше – около 250.
М.С.: Средняя глубина просмотра – 7 страниц?
Ю.М.: Да.
М.С.: Среднее время нахождения на сайте?
Ю.М.: Мы не меряем время, мы меряем длину просмотра. Длина просмотра – 18 минут.
М.С.: То есть смотрят в основном не до конца, или небольшой контент?
Ю.М.: Нет, это не так, потому что многие начинают смотреть видео, смотрят минуту-две, понимают, что это не то, что они искали, и уходят. Остальные досматривают. Очень мало тех, кто смотрит до середины. Средняя температура по больнице – 18 минут, но это означает, что около 30% процентов людей досматривают видео до конца.
М.С.: У вас есть фильмы и телевизионные передачи. Смотрят в основном телевизионные передачи?
Ю.М.: Да.
М.С.: Какой процент в пользу телевизионного контента?
Ю.М.: Я думаю, около 70%.
М.С.: Вы как-то взаимодействуете с Российским авторским обществом?
Ю.М.: Мы взаимодействуем с ним, поддерживаем его.
М.С.: Вы платите отчисления?
Ю.М.: Правообладателям мы платим.
М.С.: Я хочу понять роль РАО в работе порталов, подобных вашему. Понятно, что нужно платить деньги правообладателям, но РАО всегда, помнится, пыталось быть прослойкой, которая является оператором этих платежей. Так и осталось?
Ю.М.: Нет, это не так.
М.С.: Чем оно занимается? Вы просто с ним дружите?
Ю.М.: Наверное, да. Мы не очень активно сталкиваемся. С правообладателями мы работаем напрямую.
М.С.: Можно ли сказать, что сегодня рынок продаж прав на трансляцию цивилизовывается?
Ю.М.: Да, конечно. 2 года назад мы ходили по правообладателям, и мы были одними из первых, кто говорил с телеканалами и большими студиями о том, чтобы лицензировать их контент. Сейчас они все это делают и работают с большим количеством площадок. Они прописывают все права на разные формы показа контента. Сейчас рынок очень цивилизованный.
М.С.: Возвратимся к сайту. Вы показываете видео в стриминге, то есть не даете возможности его скачивать?
Ю.М.: Да.
М.С.: Это принципиальная позиция для того чтобы распространение не шло дальше?
Ю.М.: Нет, это не так, это просто модель работы. Нам кажется, что стриминговая модель более перспективна, она дает возможность агрегировать большее количество прав, чем скачивание.
М.С.: Прав какого рода?
Ю.М.: Прав на контент.
М.С.: То есть вам проще эти права приобретать?
Ю.М.: Да. Если вы даете возможность скачивать контент, то это отдельный вид прав, который надо получать отдельно.
М.С.: При том, что правообладатели понимают, что для умелого пользователя превратить идущий стриминговый файл в файл для скачивания несложно?
Ю.М.: Это не так. Я не соглашусь с вами. Это вопрос технологии. Если у вас есть технология стриминга, то вам даже не нужен никакой DRM, то есть система защиты контента, потому что контент никак нельзя скачать. Если у вас технология Progressive download, то умелые юзеры смогут скачать файл.
М.С.: Просто записать находящуюся на экране запись?
Ю.М.: Будет очень плохое качество. Зачем? Тогда можно во Вконтакте смотреть.
М.С.: Вы считаете, что вы хорошо защищены?
Ю.М.: Да, очень.
М.С.: Какие существуют сейчас способы защиты видео? Из последних моих разговоров, которые были полгода-год назад, мне показалось, что защита довольно неэффективна. По крайней мере, с точки зрения подхода к этой защите более-менее знающего специалиста. Сегодня что-то изменилось?
Ю.М.: Когда совершаешь сделки с глобальными компаниями (NBC Universal, News Corp, Disney и CBS), они в течение долгого времени тестируют платформу, потому что для них защита контента – это главный приоритет. У нас 100%-ная защита. Я не знаю людей, которые могут скачать наш контент.
М.С.: Вы продаете цифровой контент, вы одни из тех, кто обучает пользователя смотреть, участвовать в потреблении легального контента. Почему только видео? Почему не музыка или книги?
Ю.М.: Может быть, мы к этому придем.
М.С.: У вас есть такие планы?
Ю.М.: Правообладатель в этих случаях очень разный. Книжный бизнес и музыкальные студии принципиально другие. В этом нет никакой синергии, экономии масштаба. Видео – одна из частей цифрового контента. Сделав успешный проект в области видео, можно создавать успешные бизнесы в других областях.
М.С.: Это будет другой проект, или Zoomby может разрастись до цифрового супермаркета, где будут разные виды цифрового контента?
Ю.М.: Пока не знаю. Я думаю, что книги – это другой бизнес. Их скачивают, их совершенно по-другому потребляют, в музыке тоже есть проблемы, связанные с тем, что музыка глобальна. Телевидение и видео в основном локально.
М.С.: Локально в рамках языковых зон?
Ю.М.: Да. Если крупный мировой игрок из области музыки захочет выйти на российский рынок, ему это не будет составлять никакого труда, потому что практически весь контент у них есть. С нуля это сделать в России очень сложно.
М.С.: В таком случае, куда вам можно развиваться?
Ю.М.: Мы видим себя в видео. Нам кажется, что это настолько большая ниша, что нам еще на несколько лет ее хватит.
М.С.: Какой контент пользуется наибольшей популярностью у вас?
Ю.М.: Телевизионные сериалы. Если называть какие-то тайтлы, то могу сказать, что то, что успешно на телевидении, является успешным в интернете. Например, сериалы «Светофор», «Закрытая школа», «Ликвидация».
М.С.: У вас есть все серии этих сериалов?
Ю.М.: Да.
М.С.: По пользовательскому вниманию доминирует эротический контент?
Ю.М.: У нас его практически нет.
М.С.: Мне показалось, что я что-то подобное у вас видел.
Ю.М.: У нас очень маленькая коллекция.
М.С.: Детский контент много смотрят?
Ю.М.: Мультики тоже смотрят, они тоже достаточно популярные.
М.С.: Не помните процента?
Ю.М.: По тайтлам это сравнимо с телевизионным контентом. По процентам сказать сложно, потому что у нас намного меньше мультиков, чем телевизионного контента.
М.С.: Насколько много внимания вы уделяете разработке приложений для мобильных платформ?
Ю.М.: Очень много. Для нас это стратегическое направление. Как только мы решили запускать Zoomby, мы начали делать приложение для телевизоров. На сегодняшний момент, у нас есть приложения для телевизоров Philips, Samsung, LG, адаптированный сайт для iPhone и iPad. Может быть, мы сделаем приложение, но сайт хорошо работает в мобильной версии. У нас есть Андроид-приложение. Мы будем развиваться в этом направлении.
М.С.: Понятно. Каким видите будущее проекта? Что будет делаться в ближайшие год-два для того чтобы стать одним из тех самых игроков потенциальной большой тройки в области онлайн-видео?
Ю.М.: Можно выделить 3 направления. Первое – это контент. Мы будем агрегировать большее количество контента. Сейчас мы понимаем, что люди смотрят. Сначала мы ставили какие-то эксперименты, пытались понять, что будут смотреть люди, сейчас мы это точно знаем. Второе – стратегия гаджетов. Мы будем развивать приложения для телевизоров и приставок. Третье – мы будем заниматься большей персонализацией этого контента и «социальным телесмотрением». Мы недавно запустили новый сайт, на днях запустили возможность смотреть то, что смотрели твои друзья, рекомендовать им что-то.
М.С.: Что будет главным драйвером роста для онлайн-видео? Что должно произойти, чтобы рост шел более активно? Сейчас вы находитесь в операционном минусе, и если это будет длиться долго, то у инвесторов могут начать сдавать нервы.
Ю.М.: Я думаю, что сомнений ни у кого нет. На один Netflix приходится около 30% всего трафика в Америке. Видео люди смотрят! Вопрос – как будет развиваться рынок. Нам кажется, что рынок видео-рекламы будет развиваться гораздо быстрее, нежели рынок рекламы в целом. Чем быстрее он будет расти, тем нам будет легче.
М.С.: Что должно случиться для того чтобы он рос быстрее? Или он и так растет, и этого достаточно?
Ю.М.: Он и так очень быстро развивается. Рынок не просто удваивается ежегодно, он растет быстрее. Мне кажется, что в следующем году он вырастет в несколько раз. Всё идет ровно так, как мы предсказывали.
М.С.: Как вы оцениваете обороты видео-рекламы в онлайне за прошедший год? Какими будут обороты за этот год?
Ю.М.: В прошлом году было около 15-20 миллионов долларов, в этом году будет около 60.
М.С.: Он всё еще относительно небольшой в сравнении с телевизионным рынком.
Ю.М.: Да.
М.С.: На этом всё. Сейчас небольшой блиц, на вопросы которого прошу отвечать лаконично.
Ю.М.: Хорошо.
М.С.: Сколько денег в месяц вы тратите на покупку лицензионного контента – фильмов, книг, музыки?
Ю.М.: Мы тратим на это около 50% своей выручки.
М.С.: Я говорю о вас лично.
Ю.М.: Я трачу достаточно много денег на покупку контента. Наверное, около 20-30 долларов в месяц.
М.С.: Кого следует наказывать – тех, кто скачивает нелегальный контент с торрентов, тех, кто размещает нелегальный контент на торрентах или тех, кто владеет торрент-ресурсами?
Ю.М.: Тех, кто размещает.
М.С.: Тех, кто скачивает, не нужно?
Ю.М.: Они очень часто не знают о том, что они скачивают нелегальный контент.
М.С.: Возможно. Вы знаете, что в Германии, Франции, США есть эффективная практика борьбы с этим? Специальные юридические конторы создают фейковые раздачи контента и, отслеживая по ip с помощью провайдеров пользователей, которые скачали ту или иную раздачу, хорошо наказывают их рублем.
Ю.М.: Это хорошая идея.
М.С.: Это эффективно работает. Я сам несколько лет назад умудрился оказаться в такой ситуации, скачав одну песню немецкого исполнителя, будучи в Германии. Меня через полгода достали повестками, и я заплатил порядка 1,5 тысяч евро за то, чтобы пойти на мировую. Они хотели получить штраф в размере 5 тысяч. Это очень эффективная воспитательная практика. Возможна ли в ближайшие год-два одновременная премьера нового художественного фильма в кинотеатре и на видеопортале, скажем на zoomby.ru?
Ю.М.: Я думаю, что только по российскому контенту, а по западному – нет.
М.С.: По западному на Западе?
Ю.М.: Да.
М.С.: Назовите 1-2 главных события в интернет-индустрии в этом году, которые, с Вашей точки зрения, являются самыми интересными и важными? Что Вам запомнилось?
Ю.М.: IPO Яндекса.
М.С.: Согласны ли Вы с тем, что право на свободный и бесплатный доступ в Интернет должно стать одним из конституционных прав гражданина России?
Ю.М.: Не уверена.
М.С.: Хорошо. На этом блиц закончен. Напоследок вопросы слушателей, которые были заданы в анонсе программы в блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществах Рунетологии на Facebook и в Твиттере. Пользователь DIS спрашивает: «Планируется ли сотрудничество с сотовыми операторами на предмет бесплатного трафика для вашего сервиса?».
Ю.М.: Да, планируется. Мы будем так работать и с сотовыми операторами, и с провайдерами интернета.
М.С.: В какие сроки это реализуется?
Ю.М.: Я думаю, что в течение ближайших полугода-года.
М.С.: Планируется ли, и если да, то, как скоро. выкладывать на сервисе популярные в России, но не показываемые по центральным каналам сериалы и мультсериалы? («Доктор Хаус», «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва» и прочие).
Ю.М.: Это западный контент. Он в какой-то степени уже присутствует у нас. У нас есть 2 сериала Диснея «Клиника» и «Анатомия страсти», сериал MTV «South Park». Расширять эту библиотеку мы не планируем, потому что мы фокусируемся на телевизионном российском контенте.
М.С.: Это значит, что спрос на подобные сериалы невелик?
Ю.М.: У нас нет.
М.С.: Видимо, гиковская тусовка помешана на подобного рода сериалах. Я себя к ней отношу, потому что мне, например, очень нравится Доктор Хаус.
Ю.М.: Я тоже смотрю эти сериалы, но я их смотрю тогда, когда идет премьера в Америке. В России они появляются гораздо позже, поэтому они уже не очень актуальны.
М.С.: Относительно позже. Сейчас Доктор Хаус в российском переводе выходит в течение нескольких дней после премьеры (на торрентах).
Ю.М.: Легально его найти невозможно. Легально этот сериал, если и закупали, то пара-тройка каналов в ограниченном количестве. Они отказались от этой затеи, потому что это, видимо, нерентабельно.
М.С.: Понятно. Artem спрашивает: «Когда можно ждать полноценных спортивных трансляций в прямом эфире?».
Ю.М.: Я думаю, что от нас их ждать не стоит. Прямой эфир – это не самое стратегическое направление для нас. Мы сделали новости от 5 каналов в прямом эфире. Спорта в прямом эфире, наверное, у нас не будет.
М.С.: Прямой эфир вы вообще планируете развивать на своем сайте?
Ю.М.: У нас были такие идеи, но, скорее, это будет касаться телеканалов, а не спортивных трансляций.
М.С.: Андрей спрашивает: «Используете ли Вы технологии защиты медиа-контента, если да то какие – PlayReady DRM или Adobe Flash Access, если нет, то какие способы защиты вы используете?».
Ю.М.: Мы используем технологию, которая не предполагает DRM, то есть стриминг. Стриминг – самая надежная технология, ее невозможно взломать.
М.С.: Насколько производители медийного контента требовательны к правилам безопасности передачи данных конечному пользователю?
Ю.М.: Становятся достаточно требовательными. Конечно, их невозможно сравнить с западными мейджерами, которые очень внимательно изучают платформу в течение полугода. Но наши правообладатели становятся внимательнее.
М.С.: У них есть на это техническая экспертиза? Мне кажется, именно это самая большая проблема для них, потому что интернет – новая для них среда.
Ю.М.: Она у них появляется.
М.С.: Молодцы. Юля, на этом будем заканчивать. Время передачи истекло, закончились вопросы. Если есть, что добавить в конце, то прошу.
Ю.М.: Спасибо. Было очень интересно.
М.С.: Спасибо Вам за то, что нашли время. Я знаю, что вы сейчас находитесь не в Москве. Мы в последнее время очень часто с гостями находимся в разных точках мира. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была генеральный директор ОАО «ВебТВ» (видеопортал Zoomby.ru) – Юлия Митрович. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!