Текстовая версия выпуска
М.С.: Добрый день, коллеги. Сегодня 8 декабря 2011 года. В эфире 127-й выпуск программы "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсором сегодняшнего выпуска является облачный контент-фильтр. SkyDNS. SkyDNS – это защита от фишинга и ботнетов, блокировка баннеров, запрет доступа к нежелательным категориям сайтов. Базовые возможности сервиса бесплатны даже для юридических лиц, а стоимость коммерческой подписки для небольшой компании с десятком сотрудников составит всего лишь 300 рублей в месяц! Напомню также, что теперь у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга “Нетология”. На семинарах Нетологии, которые ведут опытные специалисты-практики, вы получите качественное образование в сфере рекламы, продвижения и PR в интернете. Подробности на сайте netology.ru. В предыдущих выпусках программы мы уже имели возможность пообщаться с руководством двух заметных платежных систем, обеспечивающих денежный оборот в онлайне. Однако картина была бы неполной без беседы с еще одним игроком этого рынка, хотя и модель его работы заметно отличается от модели работы конкурентов. Сегодня у нас в гостях президент группы «QIWI» – Андрей Романенко. Андрей, приветствую!
А.Р.: Здравствуйте.
М.С.: Какое место вы отводите себе на рынке электронных платежей? Как оцениваете свою долю, и являются ли другие крупные игроки (Яндекс.Деньги и Webmoney) вашими прямыми конкурентами?
А.Р.: Начнем с того, на каком рынке и с кем мы конкурируем. Мы свою историю начали в 2003 году. Тогда нам пришла в голову идея создать платежную систему. В феврале 2004 году мы запустили ОСМП – платежный сервис. Это B2B-бизнес, когда есть поставщики услуг, мы, агенты и торговые точки. Несколько лет назад мы задумались о том, куда будет развиваться рынок и пришли к выводу, что нужно создавать бренд и платежный сервис. В 2007 году был придуман бренд «QIWI», на основании которого был создан QIWI-кошелек. Это технология B2C. На российском рынке мы работаем с Яндекс.Деньгами и Webmoney, но, на самом деле, это не конкуренты. Чем больше людей в столь новом технологическом бизнесе будет присутствовать, тем лучше нам будет, потому что объять всю нашу Родину невозможно. Отсталость IT-систем многих поставщиков услуг сильна, и мы сами всё сделать не сможем. Если кто-то приходит к поставщику услуг и делает так, что он всё автоматизирует, то открываются ворота. Это касается рынка B2C. Что касается рынка B2B, на этом рынке присутствует компания «ОСМП», которая работает под брендом QIWI, компании ComPay, Элекснет и другие игроки. На рынке B2B наша доля около 42%. На рынке B2C долю назвать тяжело. Если взять нас троих (Яндекс, Вебмани и Qiwi), я думаю, наша доля больше 40%.
М.С.: Больше 40% совокупно от всего оборота электронных платежей?
А.Р.: Да.
М.С.: Это ваша доля как кого?
А.Р.: Как Qiwi-кошелька.
М.С.: Давай затронем терминальный рынок. Будет ли он двигаться к закату? Означает ли то, что вы смотрите в сторону электронного кошелька, то, что терминалы как бизнес будут умирать?
А.Р.: Этот бизнес в ближайшие 10 лет отмирать не будет, хотя бы потому, что я ближайшие 10 лет никаким другим бизнесом заниматься не планирую. В своей жизни еще раз построить историю с миллиардной компанией сложно. Мы и все мои партнеры, члены правления, вице-президенты считаем, что этот бизнес будет развиваться, будет расти. Россия от наличных денег к безналичным деньгам перейдет еще нескоро. Люди, к нашему счастью, на сегодняшний день, 90% денег, которые приходят им на карточку, снимают в банкомате. Это наш клиент, который получил наличные, а потом эти наличные расходует. Терминалы всегда будут точкой пополнения счета (в банке, в электронных деньгах, сотового провайдера и так далее). У российского человека всегда в кармане будут наличные, поэтому он всегда будет платить наличными деньгами. Доказательством этого является международный рынок. Мы заказывали исследования в 20 странах мира, анализировали средний чек наличными домохозяйств, считали, что люди оплачивают наличными. Оказалось, что до 100 долларов в 24 странах мира 91% покупок совершается наличными. До 20 долларов 96%. Статистику не обманешь. Я всегда удивлялся, почему в каждом туалете стоит банкомат. Потому что всё, что касается 10-100 долларов, снимается в банкомате, и все услуги оплачиваются наличными.
М.С.: То есть бизнес на терминалах, который так развит в России, это не русская история любви к наличности и недоверия к банкам, это происходит повсеместно?
А.Р.: Да.
М.С.: Насколько хорошо идет бизнес у вас в других странах? Насколько эффективно в сравнении с тем, что происходит здесь?
А.Р.: Все страны, которые мы выбираем, в той или иной мере похожи на Россию с точки зрения присутствия наличных денежных средств. Мы начали экспансию в СНГ, сейчас мы работаем в 21 странах. Во многих странах наша бизнес-модель работает. В тех странах, в которых эта модель не работает, мы переходим к Qiwi-кошельку и активно его продвигаем. Например, в Казахстан мы пришли 4 года назад. На сегодняшний день у нас 25 тысяч точек и миллиардные обороты.
М.С.: Хорошо. Сейчас досье нашего гостя и продолжим.
Досье.
Андрей Романенко родился 26 августа 1979 год в Будапеште. В 2003 году окончил международный независимый эколого-политический университет по специальности «менеджмент». В 1998 году основал свою первую фирму — «Магазин пластиковых карт» (МПК) по распространению и продвижению карт экспресс-оплаты за услуги связи. В 2003 году совместно с АКБ «Русский инвестиционный клуб» создал центр по обработке операций по приему платежей, осуществлявший процессинг крупнейших платежных систем ОСМП и E-port. В настоящее время – QIWI. С 2008 года – президент группы «QIWI», в которую входят ОСМП, QIWI Кошелек, QIWI Реклама, PayKiosk, Лотоинтегратор. Соучредитель двух инвестиционных фондов – AddVenture и iTech Capital. Женат, воспитывает 2-ух дочерей. Живет и работает в Москве.
М.С.: Когда ты оканчивал институт, был ли выбор: идти работать по найму или заниматься своим делом?
А.Р.: Когда я учился в 9-ом классе, мной было принято решение, что я всегда буду работать на себя. Бизнесом я начал заниматься в 10-ом классе. Тогда был популярен Митинский рынок, и в Москве было много торговых точек по продаже компьютерных игр. Я организовал небольшой коллектив людей, который занимался именно этим. Мы записывали игры на дискеты, красиво их упаковывали и продавали. Когда я окончил школу, я поступил в институт. К тому времени пришел турецкий компакт-диск и убил мой бизнес. Турки своей экономикой убили многие бизнесы в России. Рядом с моим институтом был большой завод пластмассы, и, ходя по магазинам, находящимся рядом с институтом, я понял, что негде нет пакетов, что некуда положить то, что ты купил. Кое-где они были, но они были тонкими, некрасивыми, без логотипов. Тогда я и предложил одному большому супермаркету поставлять пакеты с их логотипом. Несколько лет я развивал этот бизнес. Потом пришли турки с дешевым целлофаном и убили мой бизнес. Тогда у меня уже были хорошие отношения с несколькими магазинами в Москве и области, и мне пришла в голову идея заняться дистрибуцией скретч-карт. Первую карточку в 1998 году выпустил МТС-интернет, вторую выпустил билайн. Я создал команду и в конце 1998 года начал заниматься дистрибуцией скретч-карт. С 1999 года по 2005 годы я был главным продавцом скретч-карт на московском рынке с долей около 70-80%. Торговых точек, куда мы их поставляли, было порядка 8000.
М.С.: Вы производили пакеты, или просто покупали где-то?
А.Р.: Мы размещали заказ на производство, давали логотип. Производил пакеты московский завод на шоссе Энтузиастов.
М.С.: Почему это не могли сделать универмаги?
А.Р.: Такой услуги тогда не было на рынке. Это был старый российский ритейл, тогда были магазины, которым хотелось думать, что они супермаркеты.
М.С.: Учиться вы успевали?
А.Р.: На самом деле, учиться несложно. Главное – это понять предмет, изучить его и сдать экзамен, можно было не ходить на занятия.
М.С.: Вы в институт не ходили?
А.Р.: Почему? Я ходил примерно на 50% занятий, но для меня большинство предметов были понятными, близкими. Не так сложно, позанимавшись несколько часов, пойти и сдать. Преподавателю же нужно преподнести материал не так, как написано в учебнике, а так, как ты его понял, и рассказать, как эти знания применить на практике.
М.С.: Образование было получено осмысленно, или всё это делалось для корочки?
А.Р.: Если бы делалось для корочки, то я бы его просто купил. Это был осмысленный выбор. Финансовый менеджмент – то, чем я пользуюсь. В моем бизнесе я занимаюсь управлением людьми, созданием команды и построением финансов.
М.С.: Что важнее – умение находить нужных людей и управлять ими, или умение верно управлять финансами?
А.Р.: Конечно, создавать команду. Самое главное – найти ее и создать. Можно найти хорошую команду, но она может не ужиться у тебя в коллективе. В своей работе я 50% времени уделяю работе с людьми.
М.С.: Есть какие-то правила, которыми вы руководствуетесь при подборе людей, при формировании команды, или всё построено на интуиции?
А.Р.: На интуиции. Я веду таблицу людей, с которыми я знакомлюсь, общаюсь, встречаюсь, куда вношу какие-то их характеристики. Если мне нужен какой-то человек, поднимаю эту таблицу и ищу нужного человека. Кто такой руководитель? Это HR.
М.С.: В каком формате вы ведете эту базу? Это excel или какая-то специальная программа?
А.Р.: Это программа, написанная на access еще лет 7 назад. Вначале там были контакты, потом все контакты перешли в Outlook, потому что всё должно синхронизироваться.
М.С.: Сколько в вашей базе контактов?
А.Р.: В мобильном телефоне у меня 7500 контактов.
М.С.: Серьезно. Какую роль сыграл ваш отец (работник Внешторгиздат)? Как я понял, он занимал довольно серьезную должность.
А.Р.: Он долгое время руководил Внешторгиздат.Венгрия. Я родился там и прожил много лет. Потом моя семья вернулась сюда (из загранкомандировки, как это тогда называлось). В 1989 году папе предложили создать на российском рынке рекламное агентство, он его создал и активно развивал. В 2003 году он принял решение прекратить заниматься одним и тем же. В 1999-2000 годах отец помогал мне с финансированием. В 2003 году мы приняли решение работать вместе, и каждый взял на себя определенный фронт работы.
М.С.: Сегодня он работает с вами?
А.Р.: Да, мы партнеры. Начиная с 2003 года, мы активно развиваем все наши бизнесы.
М.С.: Он является и акционером, и управляющим работником?
А.Р.: Да, конечно.
М.С.: Возвратимся к вашей карьере. Первой большой компанией был магазин пластиковых карт?
А.Р.: Да.
М.С.: Как он был построен?
А.Р.: В конце 90-х один мой товарищ устроился работать к одному из сотовых операторов. Они выпустили скретч-карты. Он мне позвонил и сказал: «Ты несколько лет занимаешься дистрибуцией. Подскажи, куда нам пойти?». Я взялся помочь. Я вывесил объявление «»Продаются скретч-карты в интернете, на сайте барахолки. Через 5 минут мне позвонили, сказали «Я Евгений, готов купить». Я купил 300 карточек на 3000 долларов и продал их. Я понял, что это хороший бизнес и решил создать магазин пластиковых карт.
М.С.: Это были карты по оплате чего-то?
А.Р.: Это скретч-карты сотовых операторов, интернет-провайдеров. В начале 2000-х у меня была компания «МПК», которая занималась распространением скретч-карт всех провайдеров. В тот момент было очевидно, что карты – далеко не самый оптимальный инструмент оплаты, так как было слишком много дополнительных расходов, связанных с их изготовлением, хранением, транспортировкой, реализацией. У меня на тот момент в логистике работало около 100 машин, которые колесили по Москве и области и производили доставку в каждую конкретную точку.
М.С.: С ума сойти. Каким-то образом это преобразовалось в ОСМП, или идея ОСМП возникла параллельно?
А.Р.: Я сделал вывод из этого опыта. Я понял, что необходимо четко отслеживать тенденции рынка, что нельзя довольствоваться достигнутым, нужно всегда пытаться забегать вперед. В ином случае это может грозить потерей позиций. В 2003 году была создана компания «ОСМП». Ключевую роль сыграли знакомые, которые работали у одного из сотовых операторов. Они позвонили и сказали: «К нам приехали какие-то французы. Они что-то предлагают, нам это не нужно, может, ты пообщаешься?». Я в тот момент уже занялся поиском универсального инновационного платежного инструмента. Тогда к нам пришла компания, технология которой состояла в том, чтобы наносить пин-коды оплаты на скретч-карты и продавать их в магазинах. Я несколько раз тогда съездил во Францию, посмотрел на их технологии и предложил их немного изменить. Я предлагал следующее: человек подходит, выбирает провайдера, называет номер телефона и вводит сумму. Они сказали, что это очень сложно. Они сказали, что нужно несколько миллионов евро, что нужно платить 0,5% за транзакцию, вызов специалиста из Франции стоит 5 евро в час. У меня в то время уже была команда IT-шников, я вызвал главного из них (Диму) и спросил, понимает ли он что-нибудь в процессингах. Он сказал, что не понимает, но если надо будет, то разберется. В итоге, я пошел договариваться с поставщиками услуг, а он – делать систему. 16 февраля у нас было 3 договора с МТС, Билайном и Мегафоном, и мы запустили систему. У нас было несколько дилеров, у которых были салоны связи. Мы к ним на компьютеры поставили программу, и начался прием платежей.
М.С.: То есть изначально была только программа, но не было самих терминалов?
А.Р.: Была программа на компьютерах и были POS-терминалы. Компьютеры – продукт для салонов связи, POS-терминалы – продукты для тех торговых точек, где мы продавали скретч-карты. На тот момент скретч-карты продавались в маленьких магазинах. Мы хотели заменить кучу карт, которые там лежали в остатках, и поставить терминалы. Папа тогда занимался изучением того, у кого можно эти терминалы купить, потому что у Ingenico он стоил около 100 тысяч евро, а папа в интернете нашел корейскую компанию «Linudix». Мы с ними созвонились, они приехали и привезли 20 опытных образцов в чемодане. Они были задержаны шереметьевской таможней, потому что товар посчитали контрабандой. Потом вопрос разрешился. Это был хороший продукт, который стоил около 400-500 долларов. Нам всё понравилось, мы сделали под него софт, привезли первую партию в несколько тысяч. За несколько лет мы продали 5-7 тысяч терминалов. К тому времени европейские производители начали опускать цены (VeriFone, Ingenico). Мы начали работать с ними, на сегодняшний день у нас около 12 тысяч терминалов и около 20 точек в мире, которые работают на технологии POS-терминала. Когда Дима пошел писать систему, я пошел искать контент, поставщиков, компаньонов. Я пошел в Русский Инвестиционный Клуб. Я обратился к компаньону с предложением построить собственную платежную систему, опираясь на те возможности, которые у нас были. У меня на тот момент была сеть порядка 600 картоматов. Раньше был канадский завод, который производил картоматы для подводных лодок. Подводники использовали телефонные карты, чтобы звонить домой. Аппараты стоили по 8 тысяч долларов, туда можно было заложить 8 номиналов скретч-карт и продавать. В Москве с 2001 года мы развивали собственную розницу и продавали скретч-карты. У нас был опыт с дистрибуцией скретч-карт, терминальной розницей. Мы с Русским Инвестиционным Клубом запустили платежную систему, и в конце 2004 года мы поняли, что карточки уже несильно актуальны. Через год стало понятно, что бизнес будет работать. Мы начали задумываться о том, что надо диверсифицироваться, и к лету 2005 года был разработан платежный терминал, который был утвержден в том виде, в котором мы его привыкли видеть. Мы заказали первые 100 штук и думали, что же с ними делать. Как всегда, нас спас интернет. На тот момент было несколько форумов, мы повесили объявления, и через 3 дня мы продали все 100 терминалов.
М.С.: Продавали вы их ниже средней рыночной цены? Продавали по себестоимости?
А.Р.: Нет, там была прибыль. Если сейчас терминал стоит 75 тысяч рублей, то тогда он стоил около 150. Тогда все запчасти стоили дороже, потому что были маленькие объемы. Как только объемы стали увеличиваться, цены на комплектующие упали.
М.С.: То есть вы продавали терминалы с невысокой маржой и зарабатывали на транзакциях?
А.Р.: Да. На тот момент, когда мы вышли с ценой 120 тысяч рублей, были производители, которые пытались продавать платежные терминалы по 7-10 тысяч долларов. Русская душа всегда хочет много заработать один раз и не думать о дальнейшем. Мы решили, что нужно продавать, окупая себестоимость и все затраты и выдать в мир массовый продукт, который все поймут. Мы сделали бизнес в коробочке, и за 2005-2009 годы, мы произвели около 80 тысяч терминалов. Через год многие подхватили эту тему и тоже начали производить, пытаться конкурировать, но на сегодня наше производство работает, производит 5-10 тысяч в год и продает по всему миру.
М.С.: В каком виде вы предлагали бизнес в коробочке для предпринимателей?
А.Р.: Люди приходили, заключали с нами договор на прием платежей. Люди заключали договор на покупку терминала, люди искали магазин, где взять площадь в аренду, устанавливали терминал, вводили логин-пароль, и им оставалось только раз в несколько дней забирать деньги и производить техническое обслуживание. До сих пор этот бизнес работает именно так. Есть много маленьких, средних и больших сетей в стране, есть семейные бизнесы с 20-30 терминалами в небольшом городе – семья из трех человек работает, больше у них никого нет, и они прекрасно зарабатывают деньги.
М.С.: Практически все терминалы находятся не в вашей собственности, а просто куплены и обслуживаются вами?
А.Р.: У нас в собственности нет ничего, у нас агентская модель. На сегодняшний день у нас порядка 5500 поставщиков услуг, 6000 интернет-магазинов, со всеми ними у нас договора, и между поставщиками услуг и клиентами стоят наши точки и агенты. Агентов у нас 7500. У 7500 агентов 210 тысяч торговых точек, из них 140 тысяч – это терминалы и 70 тысяч – компьютеры и POS-терминалы. 52 миллиона абонентов ежемесячно приходят на наши торговые точки и доверяют оплату нам и нашим агентам.
М.С.: Все эти приборы и софт, поставленный на компьютеры – это единая сеть?
А.Р.: Да. У нас 18 типов приложений для всех типов устройств. У нас есть приложения для всех мобильных устройств, для компьютеров у нас есть программа «Qiwi Кассир», чтобы кассир мог принимать деньги. Если у кассиров стоит программа 1С, и они в ней ведут весь учет, то есть модуль для 1С. Если у компании своя внутренняя система учета, то у нас есть протокол, по которому можно к нам подключиться и принимать платежи. Под все POS-терминалы, которые есть на мировом рынке, у нас написаны софты. Всё, через что можно передать идентификатор и сумму, мы поддерживаем. На одном из рынков, на котором мы присутствуем, мы сделали устройство, похожее на небольшой компьютер. У него есть трубка, с помощью него можно платежи делать и домой звонить.
М.С.: Как произошел переход в сторону электронных денег? Какие перспективы видите за этим рынком?
А.Р.: В 2000 году были скретч-карты, в 2003 – прием платежей, в 2004 – терминалы, в конце 2005 года мы создали компанию «Мобильный кошелек», в которую набрали команду единомышленников и начали инвестировать в развитие мобильных технологий. Мы хотели создать интернетовский процессинг, где с помощью интернета можно было бы что-то делать. У ОСМП тогда была большая доля рынка, на рынке была компания E-port. Мы пришли к выводу, что надо объединиться. В конце 2006 года мы случайно познакомились с Юрием Мильнером. Тогда я узнал, что он стал акционером E-port. Мы решили объединить наши усилия по развитию рынка, и в середине 2007 года мы создали бренд и компанию Qiwi, в которых объединили 2 процессинга – ОСМП и E-port. Туда же вошла компания «Мобильный кошелек», которая сегодня называется Qiwi Кошелек. Тогда мы начали активно развивать технологию, наполнять сайты и мобильники сервисами, которые мы собирали в компании ОСМП. Мы считали, что 50% людей будет в мобильнике, а 50% - на компьютере.
М.С.: Qiwi Кошелек вами не разрабатывался, вы его купили и адаптировали под себя?
А.Р.: Нет. Мой подход – никакого аутсорса, мы всё делали внутри себя. В 2005 году мы создали компанию «Мобильный кошелек», в которую набрали менеджеров, которые до сих пор работают и развивают этот проект. Сегодня он переименован в Qiwi Кошелек, потому что был создан бренд Qiwi.
М.С.: Понятно. Перспективы – 50 на 50: платежные терминалы и электронный кошелек?
А.Р.: Платежные терминалы будут являться способом пополнения аккаунта в электронных деньгах, у сотового оператора и так далее. Qiwi Кошелек – это большая экосистема, которая на сегодняшний день состоит из 4-ех основных составляющих. Во-первых, в нее можно любым способом ввести деньги (мы начинали с терминалов), сейчас это можно сделать практически с помощью любого банкомата, любого платежного терминала наших конкурентов, любой банковской карты. Если у вас есть счет у мобильного оператора, мы можем брать деньги оттуда путем мобильной коммерции. Во-вторых, с кошелька можно вывести деньги в любом виде, в котором ты хочешь: системой денежных переводов, на банковский аккаунт, на счет мобильного оператора и так далее. Слева ввод, а справа вывод, сверху оплата в пользу сотовой связи, интернета, переводов, билетов и так далее, а внизу – интерфейсы. Мы считаем, что у нас большая экспертиза в маркетинге интерфейсов. Для конечных пользователей у нас есть технологии для всех мобильников, почти для всех планшетников, сайт в интернете, смс, веб-интерфейс в социальных сетях и так далее.
М.С.: Говорят, что вы довольно серьезно относитесь к развитию, что у вас есть специальный отдел, который этим занимается. Можете рассказать, как построена работа этого отдела? Суда по тому, насколько подробно и многословно вы рассказываете о различных способах взаимодействия с пользователями, отдел работает эффективно.
А.Р.: У меня есть пунктик на этот счет. Многие удивляются, как основатель и президент компании порой опускается до самого низа. Например, сегодня я полчаса слушал звонки, слушал, как разговаривают с пользователями, смотрел на жалобы клиентов. У нас есть специальный отдел, который измеряет качество звонков. При транзакциях в 100 рублей не всегда удается предоставить качественный сервис. Например, сегодня я слушал запись того, как абонент попросил предоставить данные, где в городе Дубне можно заплатить за сотовый телефон. Оператор идет по программе, он сказал: «Зайдите на сайт, там есть раздел «Точки», выберите свой город, и вы найдете ближайшую к вам точку». Клиенту это не понравилось, и он пожаловался. Я считаю, что оператор мог бы сказать и лучше, но в принципе он поступил так, как написано в инструкции. У меня есть специальный отдел по тестированию интерфейсов. Там сидят люди, которые с утра до вечера играются с интерфейсами. Есть специальный отдел, где люди сидят перед терминалами под несколькими камерами, вводят данные, потом получаются карты того, куда человек смотрит. Например, человек не готов воспринимать больше 8 объектов. Он вначале смотрит не влево, вправо, вверх или вниз, он смотрит в центр, потом идет против часовой стрелки. Есть большая группа, которая занимается этим. Возглавляет этот отдел человек, который работает со мной уже много лет. Он прекрасно понимает, что нам нужно.
М.С.: Это отдел развития или это комплекс отделов, занимающихся различными направлениями? Я слышал, что у вас есть специальная методика обработки идей. Любопытно, как это построено, учитывая то, что вы достигли определенных результатов.
А.Р.: Есть отдел маркетинга, в котором задействованы разные функции. Я открыт для любого сотрудника. Никому не запрещено преподносить идеи, рассказывать о них. Если идея будет хороша, она будет внедрена, а человек получит премию. Каждый труд должен оцениваться. Большое количество идей мы черпаем у наших пользователей, которых у нас на сегодня десятки миллионов человек по всей стране. Нам пишут на почту, звонят в call-центр и предлагают сделать какие-то фичи, внедрить какие-то функции, что-то подправить. Мы всё это анализируем, думаем, что нужно и что ненужно.
М.С.: Очевидно, что поступают тысячи и даже десятки тысяч идей. Каким образом они фильтруются?
А.Р.: Есть несколько уровней людей, которые отсортировывают письма. Раз в две недели я их рассматриваю и думаю, что мы будем внедрять, а что нет.
М.С.: Судя по тому, что вы рассказываете, вы лично активно участвуете во всем этом?
А.Р.: Другого бизнеса, который будет стоить больше миллиарда и который можно построить в ближайшие 10 лет, я не вижу, поэтому всё свое время я посвящаю компании. В 1998 году я ее построил, с этого момента я ее развиваю. Я в нее верю, это моя вторая семья.
М.С.: Вы основной акционер компании?
А.Р.: У нас было несколько слияний. E-port был создан в 2000 году, его основал Борис Ким. В 2006 году Юрий Мильнер вошел в E-port. В 2007 году мы объединились. К нам в состав пришли Юрий Мильнер и Борис Ким. В таком составе мы жили до конца 2010 года. В конце 2010 года Юра Мильнер сделал IPO Mail.ru Group. У них тогда было 25%, 75% было у отцов-основателей. В конце 2010 года к нам вошла японская корпорация «Mitsui». Они купили у нас 14.9% акций (по оценке компании в 645 миллионов долларов).
М.С.: Вы основной акционер?
А.Р.: Да, конечно. У основателей на сегодняшний день больше 60 процентов. 22% у Mail.ru Group, 14.9 у Mitsui, остальное у нас.
М.С.: Учитывая то, как вы погружены в работу, можете ли вы себя назвать «работоголиком»?
А.Р.: Я загружен всегда, потому что всегда под рукой компьютер, iPad, 2 iPhone, всегда должен быть в наличии высокоскоростной мобильный интернет. Без него я жить не могу. Даже когда я нахожусь в роуминге, я вожу с собой wi-fi-модем, в котором стоит сим-карта. В день я потребляю под гигабайт трафика, потому что всё в онлайне, нужно всегда смотреть, что происходит, нужно всегда жить духом компании.
М.С.: Оправдано ручное управление, учитывая масштаб компании?
А.Р.: Есть порядка 20 вице-президентов, которые прекрасно работают, я всё им доверяю. Они много лет со мной, в ближайшее время никто никуда не уйдет, и все будут активно развивать компанию. Мы всем идем к цели, которую мы поставили. Ручного управления нет, в принципе я могу выключить телефон и ничего не делать, но душа-то всегда болит. Хочется смотреть, как и что делается, посмотреть дневную статистику. У нас весь бизнес в онлайне, и нужно смотреть, что происходит с любым новым продуктом каждый день, каждую неделю, каждый месяц и производить какие-то изменения, чтобы компания развивалась. Можно раз в месяц приходить на совет директоров и что-то предлагать, но я предпочитаю генерить идеи и воплощать их в жизнь.
М.С.: Это не производственная необходимость, а инициатива и желание работать?
А.Р.: Да, конечно.
М.С.: Хорошо. Как вы оцениваете жизнь электронных денег в дальнейшем? Как они будут взаимодействовать с реальными деньгами?
А.Р.: Давайте откроем кошелек. Я сегодня открыл свой кошелек и увидел, что там лежат рубли, какая-то иностранная валюта, 6 карточек, из них 3 – новый продукт «QIWI Visa Plastic», одна карточка American Express, одна зарплатная карточка и карточка для личных покупок. У меня в руках всегда есть кошелек и мобильный телефон. Весь тренд идет к тому, что должна появиться электронная валюта, которую я могу также легко достать, как и реальные деньги, и распорядиться. Я сейчас открыл iPhone, запустил Qiwi кошелек и оплатил кому-то сотовую связь.
М.С.: Слияние реальных и онлайн-платежей – это и есть тенденция развития?
А.Р.: Да. Весь мир идет к этому, всё будет в мобильниках, социальных сетях и в интернете.
М.С.: Наличка вообще пропадет?
А.Р.: Наличка будет всегда, потому что все доходы человека превращаются из заработной платы в наличные деньги. Наличными деньгами нужно распоряжаться – что-то оставить на карте, что-то – на пополнение электронных денег, а что-то – на наличные покупки. Соответственно, банки никогда не будут работать с микро-транзакциями. Для этого и был принят закон «О национальной платежной системе», согласно которому каждому игроку на рынке отдали свое место, чтобы каждый занимался своим бизнесом. Банк никогда не будет работать с транзакцией 150 рублей, потому что платежка от Центрального банка Российской Федерации стоит 7 рублей. Для этого вводится электронная валюта, через которую можно оплачивать такие платежи. Для чего мы сделали продукт «QIWI Visa Plastic»? Это некое добавление к QIWI Кошельку в виде интерфейса. Есть электронный кошелек, на котором есть электронные деньги. Сегодня этими деньгами можно распорядиться через несколько интерфейсов: мобильник, терминал, сайт, пластиковая карта Visa. Я достаю из кошелька QIWI Visa Plastic, прокатываю через POS-терминал и плачу за чашку кофе. Сейчас, когда тебе приносят счет в ресторане, ты можешь оплатить его двумя методами: положить карточку или положить наличные. В питерской сети ресторанов мы разработали способ, когда можно написать номер кошелька. Официант дойдет до своей системы, в которой он пробивает чек, введет метод оплаты «Qiwi Кошелек», номер и сумму. Тебе в онлайне прилетает запрос «С вас такой-то ресторан хочет списать такую-то сумму. Подтверждаете?». Если вы подтверждаете, то счет оплачен.
М.С.: Подобного рода инновационные способы оплаты покупки, пластиковые карты, традиционные банковские счета, ваши электронные деньги или электронные деньги ваших конкурентов будут стремиться к какой-то интеграции и полному слиянию? Или будет такое многообразие и пестрота? Расскажи про перспективу ближайших 3-5 лет.
А.Р.: Есть экосистема Qiwi. Нам не важно, чьи деньги – наши или еще чьи-то. Сегодня к Qiwi Кошельку можно прицепить наличные деньги, пополнив счет, можно привязать любую пластиковую карту. Если человек захочет заплатить в Qiwi Кошельке деньгами со своей карточки, мы ему дадим это право. Есть у пользователя деньги на счету у сотового оператора, пожалуйста, привяжи счет, используя платформу мобильной коммерции, и плати деньгами сотового оператора. Наша задача – подключить все деньги, которые есть у пользователя в разных местах, и давать право ему через наши удобные интерфейсы распоряжаться деньгами.
М.С.: Можно ли это сравнить с тем, что происходит сегодня с месседжингом, когда пользователю уже не очень понятно, по какому каналу ему приходят сообщения: через чат Facebook, по смс или через какое-то специальное приложение?
А.Р.: Да. В новой версии прошивки iPhone, пополнив баланс в кошельке, выскакивает на экране мгновенное сообщение «Ваш баланс пополнен на такую-то сумму, платеж от того-то».
М.С.: Хорошо. Что у вас происходит в инвестициях? Я знаю, что вы являетесь совладельцем пары венчурных фондов. Этот шаг был обоснован желанием как-то диверсифицироваться?
А.Р.: Есть тезис «Деньги – это зло». Много денег в жизни не нужно. Когда у тебя что-то есть, деньги не должны лежать, они должны работать. Деньги нужно вкладывать! Мы все деньги, которые зарабатываем, вкладываем в наш основной актив – Qiwi. В связи с тем, что в том году была закрыта большая сделка для нашего рынка, появились свободные деньги. Это было знаковое событие, я видел много публикаций в январе этого года на этот счет. Я даже не мог предположить, что это будет настолько актуальной темой. Мы приняли решение, что нужно создать фонд, который будет инвестировать в интернет-проекты, инфраструктурные проекты и интегрировать эти проекты в Qiwi. В основном, мы финансируем проекты, которые принесут контент для группы Qiwi. Все проекты в той иной форме должны монетизироваться. Один из источников платежа на сегодня – это Qiwi Кошелек. Зная, что нужно проектам, мы через фонд создаем качественный продукт – лучший, чем конкуренты. В итоге, был создан фонд «iTech Capital» вместе с со-основателями группы «Qiwi». На сегодняшний день он активно участвует в развитии российского инвестирования. Мы идем туда, где есть мобильники, инфраструктура и интернет.
М.С.: Вы инвестируете и готовые проекты?
А.Р.: Да. Мы в первом квартале будем объявлять, куда мы инвестировали деньги. Параллельно я лично профинансировал фонд «AddVenture 3». Первым и вторым фондом были созданы такие проекты, как Групон, Pixonic и другие. Я поверил команде Сергея Карпова и Павла Терентьева. Они создали AddVenture 3 вместе с командой из первого и второго фондов. Я проинвестировал часть денег. На сегодняшний день они профинансировали более 5 проектов.
М.С.: Хорошо. На этом основная часть программы закончена. Сейчас короткий блиц, на вопросы которого прошу отвечать лаконично. Сколько в России должно быть венчурных фондов, с Вашей точки зрения?
А.Р.: Я считаю, что должно быть много. Чем больше капитала придет в Россию, тем лучше будет российской экономике и населению. Если брать фонды, которые занимаются интернетом и мобильными технологиями, то популяризация интернета станет больше.
М.С.: Галицкий считает, что должны быть сотни фондов. Согласны с ним?
А.Р.: Да.
М.С.: Нужно ли составлять бизнес-план или, если идея ясна и мотивирует, сразу бросаться в бой?
А.Р.: Нужно броситься в бой, остановиться, посмотреть, живой продукт или нет. Если он живой, есть какой-то тренд, то сделать примерный бизнес-план, чтобы было, на чем себя проверить через полгода.
М.С.: Какую книгу в области бизнеса, предпринимательства вы советуете почитать?
А.Р.: Почитайте книгу Олега Тинькова.
М.С.: Первую или вторую?
А.Р.: Вторую книгу. Я сейчас читаю книгу про Стива Джобса.
М.С.: Новая биография?
А.Р.: Да.
М.С.: Какие языки вы хотели бы выучить?
А.Р.: Я бы хотел доучить английский и начать учить французский.
М.С.: Сейчас задам вопрос-шутку. Сначала этот фрукт называли «обезьяний персик», затем «китайский крыжовник». А как теперь называют это фрукт?
А.Р.: Киви.
М.С.: Это всё с блицом. Напоследок задам вопросы слушателей, которые поступили в анонсах программы в моем блоге по адресу Spiridnov.ru, аккаунтах Рунетологии в Facebook и Твиттере. Данил Иванов спрашивает: «Андрей, объясните пожалуйста такой факт: некий вирус блокирует содержимое компьютера и просит для разблокировки произвести платеж с помощью платежной системы QIWI. Неужели вы не проверяете сервисы, с которыми работаете?». Часто возникают такие жалобы?
А.Р.: Такие жалобы есть. Мир компьютерной преступности развивается быстрее, чем развиваются компании. Мы здесь не при чем. Всегда будут существовать хакеры, те, кто с ними воюют, антивирусные компании, но, к сожалению, пользователи порой настолько глупы, что доверяют замаскированным под бренды сервисам. До сих пор людям звонят и говорят «с вашим сыном что-то произошло, срочно пополните такой-то аккаунт», и люди отдают свои последние деньги, чтобы помочь сыну, а на самом деле помогают телефонному террористу.
М.С.: Вы относите подобные истории, скорее, в сторону глупости пользователей?
А.Р.: Да, не более того. Это победить невозможно. Пользователь где-то заразился, у него отсутствует антивирус, к нему попала какая-то программа. Что компании-производители могут с этим сделать? Ничего.
М.С.: Отследить по номеру кошелька можно только постфактум?
А.Р.: Да, конечно. Это ввод пользователя в заблуждение, не более того.
М.С.: Хорошо. Илья спрашивает: «Я что-то где-то слышал, но объясните, пожалуйста, обстоятельно: почему такой сервис, как платежный терминал не существует в западном мире?». Это так?
А.Р.: В Европе так, потому что у сотовых операторов устаревшие платформы. Если вы захотите пополнить счет сотового телефона в Европе, то вы сможете это сделать только с 10 до 1, либо с 3 до 7, потому что вы должны прийти в точку, сказать, какого оператора хотите пополнить, вам напечатают пин-код, вы его введете. Именно поэтому европейский рынок мы не рассматриваем, мы на него не идем. Мы пытались вести переговоры с рядом европейских операторов, объяснить им то, что нужно переходить к онлайн-оплате и пополнению счета на любую сумму, но, к сожалению, это у нас не получилось.
М.С.: На сегодня у них есть какие-то подобные системы. Через некоторые немецкие банки можно пополнить счета немецких мобильных операторов.
А.Р.: Все системы построены на ограниченную сумму. Ты можешь пополнить счет только на определенный номинал. Мы считаем это утопией. Человеку нужно позволить оплатить любую сумму.
М.С.: Где, кстати говоря, существуют подобные терминальные сети, кроме тех, где вы их разворачивали?
А.Р.: В Канаде. Мы там не работаем, но там есть большая компания, которая прекрасно работает и развивается.
М.С.: Это не единственный прецедент?
А.Р.: Во многие страны, где это уже есть, мы идем и начинаем активно конкурировать.
М.С.: Сергей спрашивает: «Андрей, расскажите, пожалуйста, что вы считаете главным для предпринимателя, кто им может стать? Хотелось бы узнать, по какому критерию вы выбираете объекты для инвестирования». Первый вопрос интереснее.
А.Р.: Чтобы стать предпринимателем, необязательно иметь хватку, нужно просто хорошо и много работать и не думать о том, что деньги достаются легко. Нужно на первом этапе от самого начала до самого конца всё контролировать. Что касается объекта инвестирования, то мы смотрим на несколько вещей. Во-первых, для нас важно, чтобы проект был инфраструктурным. Во-вторых, проект должен легко работать с любыми социальными сетями, чтобы темы «Like», «Пригласи друга» в проекте были, иначе придется вкладывать миллионы в маркетинг и развитие. В-третьих, проект должен быть в интернете. В-четвертых, проект должен обязательно ложиться в мобильники.
М.С.: Задам вопрос от недовольного клиента. «Расскажите, пожалуйста, какие изменения нас ждут в работе службы техподдержки? В настоящее время эта работа не выдерживает никакой критики».
А.Р.: Я соглашусь с этим тезисом. Моя мечта – общение с пользователями исключительно через почту, через формы или мобильные устройства. Сегодня у меня 38 тысяч звонков, а средний звонок длится 3 минуты. То есть 100 тысяч минут сегодня потратило 200 операторов на разговоры с клиентами. Зачастую клиенты звонят и не могут объяснить, что у них случилось. Если общаться с клиентами через интернет, то всё будет проще. Всегда можно будет провести разбор полетов и оказать услугу. В телефонном сервисе всегда есть проблемы. Его можно было бы улучшить, но, к сожалению, с каждым годом зарплаты в России растут. Себестоимость любого звонка для нас порядка 20 рублей. Когда ты зарабатываешь 0,5% на средней транзакции в 100 рублей, каждый звонок убыточен.
М.С.: Напоследок задам вопрос от себя. Ваш основной вектор развития – российский или зарубежный рынок?
А.Р.: Естественно, мы фокусируемся на российском рынке. Здесь мы родились, здесь мы живем и никуда уезжать мы не собираемся. Именно здесь мы будем привлекать рабочую силу, в частности IT-специалистов. Я считаю, что лучших наших IT-ников никого нет. Но мы будем диверсифицироваться, нельзя, чтобы весь бизнес был в одной стране. На сегодняшний день у нас больше 25% бизнеса не в России. Я буду доволен, когда в России останется 30% бизнеса.
М.С.: Понятно. Спасибо большое. На этом всё. Если есть, что добавить в финале, пожалуйста, и будем закругляться.
А.Р.: Спасибо большое. Было очень приятно пообщаться. Я в первый раз даю интервью в таком формате.
М.С.: Ок. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был президент группы «QIWI» - Андрей Романенко. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!