Текстовая версия выпуска
М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 15 декабря 2011 года. В эфире 128-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсором сегодняшнего выпуска является облачный контент-фильтр
SkyDNS. SkyDNS – это защита от фишинга и ботнетов, блокировка баннеров, запрет доступа к нежелательным категориям сайтов. Базовые возможности сервиса бесплатны даже для юридических лиц, а стоимость коммерческой подписки для небольшой компании с десятком сотрудников составит всего лишь 300 рублей в месяц! Напомню также, что теперь у «Рунетологии» есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». На семинарах «Нетологии», которые ведут опытные специалисты-практики, вы получите качественное образование в сфере рекламы, продвижения и PR в интернете. Подробности на сайте netology.ru. 10-12 лет назад у многих молодых людей появилась мечта. Мечту можно было представить в виде образа – специалист с ноутбуком, сидящий на берегу моря в экзотической стране. Для колорита к этому образу можно было бы добавить коктейль на столе или что-то более глобальное – постоянные перемещения по миру. Не то, чтобы такой мечты или людей ее реализовавших не было раньше, просто именно с появлением интернета возможность стать независимым и географически не привязанным ни к какой точке мира стала доступна многим профессионалам. Прежде всего, тем, кто работает в интернет-индустрии. На сегодня в таком режиме специалиста-фрилансера живут сотни тысяч, если не миллионы человек. Точных данных нет, хотя, возможно, какие-то сведения есть у моего сегодняшнего гостя. О том, каков он – современный фрилансер, чем живет, сколько зарабатывает, какие имеет радости и проблемы, мы беседуем сегодня с одним из основателей и генеральным директором крупнейшего в Рунете сайта для удаленных работников Free-lance.ru – Василием Воропаевым. Привет!
В.ВОРОПАЕВ: Привет!
М.С.: Василий, ты сам работал, как фрилансер?
В.В.: Конечно. Я до сих пор какую-то часть рабочего времени провожу как фрилансер.
М.С.: Интересно. А что ты делаешь?
В.В.: Начнем с того, что такое фриланс, потому что мы говорим про разные вещи. Ты говоришь про то, что нужно выполнять какой-то заказ, а я про то, что можно работать удаленно.
М.С.: Давай тогда определимся, что фриланс – это и то, и другое.
В.В.: Да. Я могу куда-то уехать, взять с собой ноутбук и 2-3 недели работать совершенно из другой страны.
М.С.: Ты называешь это фрилансом?
В.В.: Да, конечно.
М.С.: Предлагаю, чтобы не было путаницы, называть это удаленной работой, а под фрилансом понимать удаленную работу, которая снабжается бессистемными, а не постоянными заказами.
В.В.: Ок.
М.С.: Фрилансер – это тот, кто является сам себе менеджером и работодателем. Он ищет работу, находит какие-то проекты, изначально понимая, что они ограничены по времени, включается, выполняет работу, выходит из проекта и движется дальше.
В.В.: Да, но фрилансер может найти работодателя с проектом, который длится не час, не два и не месяц.
М.С.: Ок. Видимо, мы будем плавать в этих терминах. Однако, фрилансер – это тот, кто сам себе хозяин. Верно?
В.В.: Да.
М.С.: Он сам принимает решения о том, где ему жить, с кем ему работать или не работать. Если говорить формальными терминами, то он индивидуальный предприниматель в кубе, поскольку он принимает все решения для себя сам.
В.В.: Да. Мы каждого, отдельно взятого фрилансера рассматриваем как человека, делающего шаг к собственному бизнесу.
М.С.: Многие из тех, кто начинает на твоем сайте, выходят в собственный бизнес?
В.В.: Я могу сказать, что 30% людей, которые работают у нас на сайте, занимаются только фрилансом и живут им. Можно сказать, что эти люди идут в собственный бизнес.
М.С.: 70% - это те, кто работают где-то постоянно, а на фрилансе просто подрабатывают?
В.В.: Есть люди, которые устроились на работу в офис, приходят туда, садятся за компьютер и работают на нашем сайте, а есть люди, которые работают на своей работе и 10% времени тратят на дополнительные заказы. Наши опросы говорят о том, что 40% людей, которые сидят в офисе, большую часть своего времени тратят на фриланс.
М.С.: Обделяя этим временем работодателя?
В.В.: Да. Я на всех конференциях всем работодателям, которые говорят, что человек должен сидеть в офисе, говорю, что я на 99% уверен, в том, что любой IT-ник, который работает у вас в офисе, очень много времени тратит на работу на стороне. Вы можете это видеть, можете не видеть, но так оно и есть.
М.С.: Есть ли данные, сколько процентов специалистов в области IT, находящиеся в офисе и называющиеся штатными сотрудниками на постоянной занятости, подрабатывают на фрилансе?
В.В.: Я думаю, что около 90% IT-ников это делают.
М.С.: Хорошо. Возвратимся к тем, которые поступают более благородно, идут прямым путем на сайт и развиваются до компании. Как часто это бывает?
В.В.: Это происходит сплошь и рядом. У нас много примеров, когда к нам на сайт приходило физическое лицо, брало себе заказы, через некоторое время у этого человека появляется помощник, потом появляется еще один помощник, потом появляется партнер, и так они дорастают до какого-то ИП, потом регистрируют компанию.
М.С.: Говорят, что чуть ли не все толковые фрилансеры вынужденно становятся менеджерами, управляя заказами, которые поступают им, передавая их на компетентных сотрудников, которых они контролируют, а сами не являются исполнителями.
В.В.: Таких очень много, но есть и такие, которые попробовали себя в роли менеджера, поняли, что это не их направление, и вернулись к тому, что они сейчас имеют. Если посмотреть на топ наших фрилансеров, можно увидеть и тех, и других.
М.С.: Что отличает специалиста от специалиста+хорошего менеджера?
В.В.: Это личные качества. Мне кажется, что ничего более, потому что один может распределять заказы на других людей, а другой, не зная, что такое менеджмент, или не умея это готовить, приходит к тому, что ему выгоднее увеличить цены на свои услуги, спокойно работать и кататься на серфинге на Бали, чем создавать компанию и решать проблемы с заказчиками в роли менеджера.
М.С.: Выясняется, если у человека задатки управленца или их нет.
В.В.: Конечно.
М.С.: Хорошо. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
Досье.
Василий Воропаев родился 24 февраля 1981 года на Южном Урале в городе Златоуст. В 2003 году окончил Южно-Уральский государственный университет по специальности инженер-электрик. В 2001 году переехал в Санкт-Петербург, где основал дизайн-студию «Петрограф». В 2004 году вместе с партнером Антоном Мажириным создал проект Free-lance.ru. Увлекается путешествиями по не туристическим маршрутам, плаванием (мастер спорта по плаванию), боксом. Холост. Живет и работает в Москве.
М.С.: Говорят, что твои родители очень энергично ввели в спорт?
В.В.: Они вели меня за руку.
М.С.: Почему ты в нем не оказался? Мы с тобой виделись лично, по комплекции ты довольно крепкий спортсмен.
В.В.: Наверное, я стал таким, потому что занимался спортом. Моя детская мечта – профессиональный спорт, но не получилось. Ну и слава Богу, я не жалею об этом.
М.С.: Что помешало?
В.В.: Я занимался плаванием, и я не смог проплыть на тот результат, который давал бы мне путевку в сборную России. Таким образом, я не попал в сборную и понял, что жизнь на этом не заканчивается и решил заниматься чем-то другим, но спорт я не забросил.
М.С.: Сейчас занимаешься спортом?
В.В.: Сейчас я занимаюсь боксом, но не профессионально.
М.С.: Любительский спорт?
В.В.: Да. У меня нет никаких соревнований.
М.С.: На ринге тебя не ждать?
В.В.: Нет, конечно (смеется).
М.С.: В свое время ты приехал из Урала в Петербург. Почему не в Москву?
В.В.: Мы вместе с Антоном и еще одним человеком основали студию графического дизайна «Петрограф». Именно Антон, однажды приехав в Златоуст, где он тоже родился, пришел ко мне и предложил попробовать вместе. Через какое-то время я приехал к нему, и мы вместе создали эту компанию.
М.С.: Ты ехал с конкретной задачей?
В.В.: Да. Мысль была следующей: попробовать что-то сделать не в маленьком городе.
М.С.: Какие бы ты дал советы тем, кто сегодня переезжает из маленьких городов?
В.В.: Надо это сделать, как можно раньше, и не думать о том, что ты в своем городе король, директор, у тебя есть квартира, машина, а что будет там – неизвестно. Если есть желание расти, то можно, не сжигая мосты, переехать. В больших городах больше возможностей.
М.С.: Как ты, так и Антон Мажирин не однократно рассказывали историю создания Free-lance.ru. Мог бы ты озвучить компактную версию для слушателей Рунетологии? Как родилась идея?
В.В.: У нас была дизайн-студия, которая имела клиентов. Однажды у нас был заказ, который потребовал какого-то специалиста, которого не было у нас в штате. Мы зашли в интернет, чтобы найти этого человека, но мы не смогли это сделать. Так мы и решили создать сайт для того чтобы самим находить людей и, не нанимая их в штат, давать им какие-то проекты. Мы зарегистрировали домен и выпустили первую версию сайта.
М.С.: Почему зарегистрировали домен Free-lance.ru, а не Freelance?
В.В.: Потому что этот домен был занят.
М.С.: Затем они на вашей популярности получили определенную аудиторию? Или они были и до этого заметны?
В.В.: Немного некрасиво так говорить, но так и есть.
М.С.: Кто владеет тем сайтом, вы в курсе?
В.В.: Да, в курсе.
М.С.: Это крупный холдинг или одиноко стоящая компания?
В.В.: Одиноко стоящая компания. Мы поддерживаем связь, поэтому ничего плохого я говорить не буду.
М.С.: У вас нет конфликта?
В.В.: Нет, мы обсуждаем рабочие мелочи.
М.С.: Вы, наверное, пытались их купить, или они вас. Так?
В.В.: Да, пытались. Они не согласились.
М.С.: Мало денег было?
В.В.: По моим меркам было много денег. В последний раз я предлагал cash.
М.С.: Когда был последний раз?
В.В.: В январе.
М.С.: Любопытно, что же будет дальше. Получается, чем больше вы растете, тем больше трафика вы отдаете им. Они гораздо менее заметны, чем вы.
В.В.: Я сижу и грустно мотаю головой. К сожалению, мы ничего сделать не можем.
М.С.: Хорошо. Возвратимся к истории проекта. В какой срок был построен сайт?
В.В.: Месяца 4 мы делали первую версию и выложили ее. В первый день было зарегистрировано 1000 аккаунтов.
М.С.: Откуда были эти люди?
В.В.: Видимо, была незанятая ниша. Надо сказать, что таких сайтов, как наш, на тот момент было порядка 5-6, но никто из них не смог ничего предложить.
М.С.: Включая Weblancer.net, который сейчас является наиболее крупным вашим конкурентом?
В.В.: Да. Я бы сказал, что они с Freelance одинаковые.
М.С.: Когда я общался с твоим коллегой – Антоном Мажириным, он говорил, что Weblancer – довольно сильный конкурент.
В.В.: Он им был, но теперь они сравнялись. Мы растем, Freelance тоже растет, а у Weblancer нет ошибочного трафика.
М.С.: Они растут сами по себе.
В.В.: Они стоят на месте.
М.С.: Weblancer – украинский проект?
В.В.: Да.
М.С.: При этом он работает, прежде всего, на Россию.
В.В.: Да, конечно.
М.С.: Раз мы коснулись региональных различий, не могу не сказать о специальностях. Вы пытались внедрять новые отрасли, не буквально завязанные на интернете?
В.В.: Да, конечно. В ближайшее время мы выложим много разделов неинтернетных специальностей, уже сейчас есть бухгалтерия, юристы, архитекторы, инжиниринг разного рода.
М.С.: Вы собираетесь расширяться до бесконечности, или есть какой-то предел? Окажутся ли в вашем списке садовники, сантехники, специалисты по уборке помещений?
В.В.: Про последних не могу ничего сказать. Мы хотим попробовать такие профессии, как офис-менеджеры, курьеры, потому что нам самим нужны эти люди, и мы их не можем найти в минимальный срок за разумные деньги. Обратная связь от пользователей, которые к нам приходят, и наши потребности толкают нас к развитию.
М.С.: Можно ли сказать, что на сегодня сайты, подобные вашему – это веб-сайты удаленной работы для людей вокруг интернет-отрасли?
В.В.: Да, конечно. Сейчас порядка 80-85% - это интернет.
М.С.: Есть более-менее успешные, с твоей точки зрения как специалиста, проекты, которые занимаются фрилансом в других отраслях? Например, мне известны западные проекты, касающиеся фриланса в области работы по дому. В Германии я видел сайт по найму нянь, уборщиков, садовников, которые готовы работать за почасовую оплату.
В.В.: Есть стартапы, которые хотят это сделать. У них что-то получается, что-то нет, но пока видимых результатов нет ни у кого в Рунете.
М.С.: Почему? Они плохо работают, или эти люди (садовники и другие) еще не пришли в интернет?
В.В.: Я думаю, что второй вариант. Нет еще такого проникновения этих людей. В интернете есть часть людей, но большой массы нет.
М.С.: Они еще не освоили интернет?
В.В.: Да. У нас была аналогичная проблема. Наша первая цель – собрать сообщество. Когда мы запустились в 2004 году, никто не знал, что такое фриланс. На всех конференциях я говорил, что это такое, а потом вел диалог. Сейчас всё поменялось.
М.С.: Возвратимся к истокам вашего сайта. В какой момент вы стали прибыльны и почувствовали, что это то, что нужно? Или это случилось в первый день, когда вы увидели 1000 человек, пришедших на сайт?
В.В.: Почувствовали в первый же день. Мы сделали одну большую ошибку – закрыли первую версию сайта и стали делать еще лучшую версию. Зарабатывать мы начали через 1.5 года, окупать всё, что нам хотелось, стали года через 2. Дальше мы развивались по мере того, как у нас были деньги на развитие.
М.С.: В какой момент к вам пришел инвестор?
В.В.: У нас не было инвесторов, которые пришли к нам и дали деньги на развитие. В 2007 году нам начали звонить люди из РБК, Рамблера, ребята, которые купили Skype. Мы тогда жили в Питере и не понимали, что им надо. В 2007 году мы договорились с DST и Headhunter.
М.С.: Договорились о вливании денег подо что, если не под развитие? Это был Cash-out?
В.В.: Да, это был Cash-out. Сумму я, конечно, не назову.
М.С.: Сколько процентов они тогда взяли?
В.В.: DST взял 20% и Headhunter взял 20%. Это была большая для нас по тем временам сумма. Но воспитание, незнание говорили нам о том, что нужно развиваться по средствам, и мы не взяли ни копейки из этих денег. Когда доллар скакал, мы заработали на этих деньгах еще какие-то деньги. Этим летом мы выплатили дивиденды из этих денег.
М.С.: Из денег, которые были вложены в компанию?
В.В.: Да.
М.С.: На сегодняшний день в компании работает порядка 80 человек?
В.В.: 70.
М.С.: У вас всё также нет офиса, или уже есть?
В.В.: У нас есть офис, но не в классическом понимании. Например, сейчас я сижу в офисе, где тихо, хороший интернет, где никто мне не будет мешать. Мы используем офис для совещаний топ-менеджеров. У нас есть диван, яблоки, чай и так далее. Мы сюда приходим не каждый день.
М.С.: Там вообще никого может не быть?
В.В.: Сейчас уже такого быть не может. Мы взяли девушку – офис-менеджера. Ее мы наняли потому, что мы замучались принимать курьеров, которые приходят от сторонних компаний и приносят нам документы. Было такое, что мне звонили и говорили «приехал курьер, что с ним делать?». Я говорил, чтобы он подходил к моей машине, говорил, где я находился.
М.С.: Почему было не посадить бухгалтерию, административный аппарат?
В.В.: У нас очень долго бухгалтерией занимались в Петербурге, когда мы сами жили в Москве. Сейчас главный бухгалтер частенько приходит в офис.
М.С.: Когда состоялся переезд из Петербурга в Москву? Что стало его причиной?
В.В.: Антон переехал, это было его желание. Я переехал из-за сделки с DST и Headhunter. Я понял, что в командировки не наездиться, вся тусовка здесь, все деньги здесь, что пора. Я всё перечеркнул в Питере и переехал в Москву.
М.С.: Не жалеешь?
В.В.: Нет.
М.С.: Хорошо. Насколько вы наблюдали за западными аналогами, отталкивались от них, делали нечто подобное или противоположное?
В.В.: Это интересная для меня история. Так как мы с Антоном из маленького города, мы не знаем английский язык. Мне до сих пор стыдно, что я его не знаю настолько, чтобы свободно на нем говорить. Мы всё брали из своей головы. Когда мы продавались DST, была шутка «зайдите и посмотрите на людей, которые не знают английский язык». Как оказалось в итоге, мы сделали всё то же самое, что есть у наших конкурентов в англоязычном сегменте. Мы пришли, не зная, что есть там, к тому, что они сделали сами.
М.С.: Ты имеешь в виду Elance?
В.В.: Да.
М.С.: То, что на Elance похожие интерфейсы и кое-где инфографика – это сознательно, или это сходство мнимое?
В.В.: У нас похоже на них?
М.С.: Мне показалось, что по духу есть сходства.
В.В.: Возможно, есть. Если мы возьмем поисковые системы во всем мире, у них тоже ест какие-то сходства, но это идет от пользователя, от того, что происходит в отрасли и бизнесе.
М.С.: Эти западные системы специализируются, прежде всего, на удаленной работе интернет-специалистов?
В.В.: В большинстве своем да, но, как и мы, год назад они начали задумываться о других направлениях. Возникают отстоящие сайты, которые пытаются охватить конкретную нишу, например, работу по дому или работу руками.
М.С.: Ваши амбиции распространяются на запад?
В.В.: Да. Я не готов говорить об этом подробно, потому что пока еще рано. Мы думаем о Западе параллельным направлением – направлением стартапа.
М.С.: Это рисковый проект?
В.В.: Да, конечно.
М.С.: Пойдете таким же профилем? Создадите сайт для фрилансеров на англоязычном рынке?
В.В.: Да.
М.С.: Что можно сделать, чтобы побить конкурентов?
В.В.: У нас есть идеи, которые мы хотим вынести на западный рынок. Я не готов про них говорить, но, проведя опросы среди интернет-гуру, я делаю вывод, что даже сторонним людям кажется, что это уникальное предложение даже для того рынка.
М.С.: Эта идея не пришла в голову владельцам сайтов-лидеров?
В.В.: Я думаю, что им это не надо, потому что они в другой весовой категории, а мы хотим выйти стартапом.
М.С.: Как вы будете им заниматься? Антон отошел от управления, да?
В.В.: Да, 2.5 года назад.
М.С.: Сейчас он спящий акционер, который собирается продавать свою долю?
В.В.: Да.
М.С.: Ты оперативно управляешь компанией?
В.В.: Да.
М.С.: Как ты будешь распределять время между состоявшейся компанией с оборотом 600 миллионов долларов в год и западным стартапом?
В.В.: Цифра оборота неправильная, правильную цифру я не назову. Ты, наверное, посчитал сумму денег, которая проходит в виде проектов?
М.С.: Да. Оборот компании меньше?
В.В.: В данный момент да.
М.С.: И всё-таки как ты будешь распределять полномочия, силы и время?
В.В.: Компания может расти вширь и делать один продукт, а может расти вширь и делать 2 продукта. Я пока не вижу никаких проблем.
М.С.: У этого проекта будет отдельный руководитель?
В.В.: Естественно.
М.С.: Он и будет локомотивом? А ты будешь продюссировать?
В.В.: Наверное, это будет менеджер.
М.С.: Финансироваться проект будет за счет Free-lance.ru или внешних средств?
В.В.: За счет внутренних средств. Нам иногда предлагают деньги, но мы от них отказываемся.
М.С.: Нет ли в аудируемой отчетности Mail.ru Group ваших оборотов?
В.В.: Они есть, но зашиты очень глубоко, их не найти.
М.С.: Кому интересно, может покопаться.
В.В.: Да.
М.С.: На сегодняшний день посещаемость сайта 3.5 миллиона человек в месяц?
В.В.: Да, похожие цифры.
М.С.: Сколько человек в сутки?
В.В.: Надо считать. Если мы говорим о непокупном трафике, то 50-70 тысяч человек в день. 3,5 миллиона – это по Гуглу?
М.С.: Я пользуюсь теми цифрами, которые мне предоставила редакция и которые редакция затребовала у твоих коллег. Что вы используете для привлечения людей? Получается, что в какие-то дни у вас трафик больше традиционных 50-70 тысяч человек раза в 2.
В.В.: Сейчас мы не тратим ни копейки на сторонний трафик. Рост идет из того, что мы имеем, с других наших активностей.
М.С.: Вы не тратите деньги на то, что принято называть маркетингом?
В.В.: Тратим деньги на маркетинг, но не в тех объемах, в каких могли бы тратить.
М.С.: Какую маркетинговую активность вы проводите?
В.В.: В 2011 году был пиар в СМИ. Сейчас мы перестроили весь маркетинг, и в 2012 году всё изменится.
М.С.: Как?
В.В.: В детали я углубляться не буду. Скажу лишь то, что мы считаем каждый чих.
М.С.: Любой маркетинг решает какие-то конкретные задачи. Какие у вас задачи? Что вам нужно? Кого вы привлекаете, учитывая то, что у вас 80% рынка? Кстати, это правильная цифра?
В.В.: Да, правильная, но я всегда называю цифру в 90%, потому что если посмотреть на посещаемость, то 80%, а если посмотреть на деньги, то я не думаю, что оба наши конкурента зарабатывают больше 10%.
М.С.: Это еще один способ посчитать обороты вашего бизнеса (смеется). Какие проблемы вы закрываете своей маркетинговой активностью?
В.В.: Трафик и конверсия.
М.С.: Конверсия в зарегистрированных пользователей?
В.В.: Да.
М.С.: Каков идеальный фрилансер в вашем представлении? Что он должен сделать, с точки зрения бизнеса, чтобы быть молодцом? Он должен сделать pro-аккаунт, то есть заплатить деньги, и проводить сделки без риска?
В.В.: Для нас идеальный человек – тот, который решил жить так, как он хочет, и стремится к собственному бизнесу. Если ты решил это делать, то ты не сможешь сделать и шага без какой-то активности. Активность на нашем сайте – социальная составляющая (блоги, сообщества), платный аккаунт + гарантия своей работы через сделки без риска.
М.С.: Сколько процентов покупают pro-аккаунты?
В.В.: Это секрет, потому что это касается денег. Я пока не готов говорить про деньги, потому что есть кое-какие моменты, на которые это может повлиять. Через год, возможно, я их озвучу.
М.С.: Сколько процентов сделок проводится, как сделки без риска?
В.В.: Каждый месяц происходит рост в 50-100% при том, что этот сервис не навязан работодателю. Конкретную цифру не буду называть.
М.С.: Но цифра сильно растет?
В.В.: Да, у нас на это ставка.
М.С.: Вы следите за тем, чтобы фрилансеры, получающие деньги от вашего работодателя, платили налоги?
В.В.: Если это проходит через наши сервисы, мы обязаны это делать, потому что деньги поступают исполнителю от нас, а в законе четко написано «от кого поступили деньги, тот и налоговый агент». У нас нет выхода, кроме как платить налоги. Фрилансер не получит деньги, пока мы не заплатим за него все налоги.
М.С.: Получается, что вы платите вместо 100% 150. Вам нужно отдать 50 в фонды.
В.В.: Проценты немного другие. Фонды мы переносим на работодателей, потому что это их затраты. НДФЛ мы берем из денег исполнителя.
М.С.: Как это выглядит для фрилансера? Он заключил сделку на 100 рублей. Эти деньги были перечислены работодателем вам. Сколько он получит из этих 100 рублей?
В.В.: Мы платим НДФЛ и берем наши 5%.
М.С.: С кого вы берете 5%?
В.В.: Берем и с работодателя, и с исполнителя.
М.С.: По 2,5%?
В.В.: Нет, по 5.
М.С.: В итоге со 100 рублей фрилансер получит 100 рублей за вычетом 18%?
В.В.: Не совсем так, потому что мы вначале платим НДФЛ, а потом с оставшейся суммы берем 5%.
М.С.: У фрилансера должно быть юридическое лицо, или он может выступать как частное лицо?
В.В.: Он может получать деньги как физическое лицо. Если он ИП или компания, мы не платим за него никакие налоги, а просто вычитаем свои 5%.
М.С.: Получается, что ИП быть лучше?
В.В.: Да. Открываются новые возможности. Конкретно в этом случае преимущество на лицо.
М.С.: Да. ИП просто платят 6% с оборота.
В.В.: Нет, 6% человек платит сам, если он находится на этом налогообложении. Налог с компании платит сама компания, налог с физического лица платит тот, кто дает этому физическому лицу деньги.
М.С.: Иными словами, сколько платит индивидуальный предприниматель? Сколько он получает со 100 рублей сделки?
В.В.: 100 рублей за вычетом 5%.
М.С.: Больше он ничего не должен?
В.В.: Нет.
М.С.: Налоги уже уплачены?
В.В.: Нет. Налоги индивидуальный предприниматель платит согласно своему графику налогообложения.
М.С.: 6% с оборота?
В.В.: Есть разные проценты, но если у вас 6%, то вы платите 6% с оборота.
М.С.: Мне кажется, последние годы многие компании взяли очень резкий вектор на обеление компании в области налогового законодательства. Есть такое?
В.В.: Да. Если говорить про меня, то я за то, чтобы платить налоги и спать спокойно.
М.С.: Фрилансеры стали более сознательными в этом смысле? Они понимают, что налоги нужно платить?
В.В.: Если сравнивать времена 6-летней давности и нынешнюю ситуацию, то конечно. Если сравнивать по месяцам, то рост этого сервиса 50-100%. На глазах количество людей, которые хотят быть честными, растет.
М.С.: С чем это связано, как ты считаешь?
В.В.: Наверное, это связано с нашей политикой и политикой, которую ведет государство.
М.С.: В чем заключается политика государства? В том, что они пропагандируют уплату налогов, или в том, что налоговое законодательство либеральное?
В.В.: И в том, и в другом. Это совокупность действий правительства. Если говорить про фрилансеров, то и мы играем не последнюю роль. Наш сайт – место, где собираются профессионалы определенного направления. Хотите дешевое и серое, идите к конкурентам. У нас такого нет.
М.С.: Что касается налогового законодательства, мне сдается, что для мелких предпринимателей оно не так уж либерально. В сравнении с Германией есть большие проблемы в том, что при малых оборотах уплачиваются заметные налоги.
В.В.: Есть такое мнение. В чем-то я его разделяю. В той же Великобритании есть понятие «самозанятость». Государство говорит: «Если вы не хотите работать на кого-то, займитесь чем-то, не надо болтаться по улицам». Что касается конкретных ставок налогов, можно было бы начинать брать налоги с какого-то значения оборота. Но я считаю, что налоги – это неотъемлемая часть нашей жизни, я никогда не обращал на них внимания. Есть НДС, надо его платить. Что вы с этим сделаете?
М.С.: Возвратимся к теме фриланса. Можно ли составить типичный портрет сегодняшнего фрилансера?
В.В.: Молодой фрилансер до 30 лет.
М.С.: Какой процент женщин?
В.В.: Сейчас относительное количество мужчин стало уменьшаться. Если раньше было 90% на 10%, то сейчас 80% на 20%. Абсолютное большинство нашей аудитории (около 85%) – люди с высшим или неоконченным высшим образованием. Это про тот миф, что фрилансер – это студент. 30% - это Москва, всё остальное – регионы, включая СНГ.
М.С.: Отличается стоимость работы хороших специалистов из Молдовы от специалистов того же уровня из Москвы?
В.В.: Если мы берем специалиста выше среднего уровня, то нет. Любой человек, который достиг каких-то высот на Украине, будет брать столько же денег, сколько его коллега того же уровня из Москвы. Что касается исполнителей низкого уровня или низкой оплаты труда, то в регионах стоимость гораздо ниже.
М.С.: В каких случаях можно рассчитывать на дисконт, и в каких случаях нужно понимать, что ты нанимаешь специалиста определенного уровня, и где бы он ни жил, он будет стоить определенную сумму денег?
В.В.: Всё зависит от того, что нужно сделать. Если это дизайн для большого проекта, то вы не найдете дизайнера интерфейсов, который живет в регионе и берет на порядок меньше денег за проект, чем тот, который живет в Москве. Если мы говорим про специалистов, работа которых занимает полчаса-час, работа которых не требует определенного опыта или умственных данных, то можно найти человека из региона, который выполнит работу дешевле, чем москвич. Если мы говорим о банках, то тети в шапках, которые сидят в Москве, стоят гораздо дороже, чем те же тети в шапках, которые сидят в Курске. Для большого банка 30 людей, которые набирают цифры из платежек, приносят колоссальную экономию, если это регион.
М.С.: Кто же эти тети в шапках?
В.В.: Это образ, я никого не хочу обидеть. Допустим, люди, которые сидят в банках и набивают во внутреннюю банковскую систему цифры из платежек.
М.С.: Это бухгалтеры, работающие с первичными документами?
В.В.: Нет.
М.С.: Делопроизводители?
В.В.: Наверное, да.
М.С.: Да, и call-центры дешевле держать не в Москве.
В.В.: Да.
М.С.: В общем, работа классного специалиста будет стоить определенных денег, и регион не будет играть большой роли?
В.В.: Да. Когда человек понимает, что он достиг чего-то, он смотрит на своих конкурентов, и цены растут только вверх.
М.С.: Когда мы 2 года назад общались с Антоном, он называл разделение фрилансеров на категории: новички и топ-фрилансеры – одной из главных задач. Была она решена за эти 2 года?
В.В.: Конечно. Развитие самой отрасли привело к тому, что есть топовые специалисты, специалисты среднего уровня и новички.
М.С.: Заходя в аккаунт специалиста, можно увидеть, какого он уровня? Это указано, или это нужно определять исходя из его работ?
В.В.: Сейчас значком это не отмечено, но мы идем к этому. Что касается работ, то это видно невооруженным глазом.
М.С.: Это видно только тем, кто разбирается в этом.
В.В.: Да. Тот, кто разбирается, увидит сразу. Если обычный человек приглядится, то ему тоже всё станет понятно. Если взять копирайтеров, то один пишет без ошибок, а другой не ставит запятые.
М.С.: Я это сказал к тому, что те, кто не разбираются, могут быть введены в заблуждение приемами бросания пыли в глаза.
В.В.: Всё так же, как и в обычной жизни. Если вы в чем-то не разбираетесь, то пыль в глаза может многое изменить.
М.С.: Логично. Каких специалистов на сегодняшний день не хватает, какие фрилансеры затребованы больше всего?
В.В.: Востребованы как были, так и остаются дизайнеры, то есть люди, которые работают с графикой. Сейчас очень много специалистов по текстам – переводчиков, копирайтеров, рерайтеров. Относительно 2008 года этих людей стало на треть больше. Если посмотреть на прирост дизайнеров, то он не такой большой. Также популярны программисты, люди, занимающиеся оптимизацией.
М.С.: Не слишком ли много людей, работающих с текстом? Мне кажется, что их стало настолько много, что они друг другу портят обстановку, они пытаются демпинговать. В таком количестве зачастую очень сложно отыскать хорошего специалиста.
В.В.: Я повторю, что мы – та площадка, на которой фильтруются люди. Хороших специалистов сложно найти, но у нас есть рейтинг. Он показывает уровень того, как работает один копирайтер относительно другого.
М.С.: Нам нужно идти дальше. Сейчас будет блиц. Я прошу тебя отвечать на вопросы предельно коротко, в идеале односложно.
В.В.: Хорошо.
М.С.: Ты мастер спорта по плаванию, верно?
В.В.: Да.
М.С.: В каком стиле, и на каких дистанциях?
В.В.: Кроль 50 метров один раз проплыл.
М.С.: Что ты имеешь в виду?
В.В.: Это не подтвержденное на соревнованиях звание.
М.С.: Кандидата ты получил?
В.В.: Да, несколько тысяч раз.
М.С.: Какие главные качества фрилансера?
В.В.: Самоорганизоованность.
М.С.: Ты как-то сказал, что программа-максимум для тебя – откусить от пирога самой крупной и старейшей биржи фриланса – elance.com. Когда выполнишь эту задачу?
В.В.: В следующем году.
М.С.: Почему ты до сих пор не выучил английский язык?
В.В.: Потому что ленивый.
М.С.: Доводилось ли тебе в жизни носить фрак?
В.В.: Нет.
М.С.: А галстук-бабочку?
В.В.: Нет.
М.С.: На этом всё. Сейчас задам вопросы слушателей, которые поступили в анонсах программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии на Facebook и аккаунте в Твиттере. Дмитрий Безруков спрашивает: «Как пришли к нынешней модели монетизации проекта?».
В.В.: Методом проб и ошибок и методом переосмысления бизнеса компании.
М.С.: Какие изначально были модели?
В.В.: Изначально был платный аккаунт, который должен был решать все проблемы, потом мы поняли, что этого недостаточно. Так как мы крупный игрок рынка, нужно идти от отрасли, и мы пришли к сделке без риска, к тому, что работодатель должен предоставлять гарантии исполнителю.
М.С.: Владимир Шварц спрашивает: «За что же так порезали квоту для неPRO?».
В.В.: Это политика компании. Мы хотим сделать рынок белее и хотим, чтобы каждый отвечал за любое свое действие. Также это бизнес-модель компании.
М.С.: Александр Котов спрашивает: «Какая, по вашему мнению, доля фриланс-рынка в России и русскоязычной части СНГ уже занята глобальными сервисами (в %)?».
В.В.: Если мы говорим про фрилансеров, то я не могу назвать количество, но оно существенное. Если мы говорим про работодателей, что важнее, как мне кажется, то доля elance и oDesk нулевая.
М.С.: Российские фрилансеры и фрилансеры из СНГ зарабатывают на западных сайтах больше?
В.В.: Нет, это еще одно заблуждение.
М.С.: Ты авторитетно утверждаешь, что заработок у фриланса на западе не больше, чем заработок в России?
В.В.: Конечно. Надо понимать, что я говорю про того фрилансера, который живет этим, а не от случая к случаю берет проекты.
М.С.: Хорошо. Михаил спрашивает: «Работает ли в реальности модель сделки без риска? Ведь зачастую техническое задание уточняется по ходу выполнения работы, да и желаемое качество результата описать не так уж просто».
В.В.: Конечно, работает. Мы предусмотрели все эти моменты, их легко можно встроить в интерфейс сервиса.
М.С.: Это контролируется вручную или автоматически?
В.В.: Если сделка прошла гладко, то есть так, как запланировали обе стороны, то в автоматическом режиме. Если есть какие-то проблемы, то этим занимается «арбитраж», который судит по тому, что есть в документах, ТЗ.
М.С.: Как часто возникают проблемы в сделках без риска?
В.В.: Процент очень маленький. Я думал, что он будет большим, и нам придется расширять штат людей, которые разбираются в разработке, но по факту оказалось, что всего около 3-5% проблем.
М.С.: Совсем немного. В завершении передачи задам вопрос от себя. У тебя работает около 70 человек. Чем они заняты? Какие есть отделы?
В.В.: 10 человек – это бухгалтерия, офис-менеджер, ассистент, отдел кадров, менеджер по персональным данным. 30 человек – это разработка, а именно копирайтинг, программирование, дизайн, верстка и так далее. Еще 30 человек – это поддержка: модераторы, финансовая часть в плане сбора отчетности.
М.С.: Сколько у вас менеджером среднего звена?
В.В.: У нас есть технический директор, директор клиентского отдела, директор по маркетингу и пиару и главный бухгалтер.
М.С.: Это главный управляющий аппарат?
В.В.: Да.
М.С.: На этом всё. Если есть, что добавить, то прошу.
В.В.: Я хочу поздравить всех с наступающим Новым Годом.
М.С.: Присоединяюсь. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель и генеральный директор Free-lance.ru – Василий Воропаев. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!