М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 16 февраля 2012 года. В эфире 135-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсором этого выпуска является сервис автоматизированного продвижения сайтов «ROOKEE». ROOKEE – это простой и доступный способ вывести свой сайт в ТОП поисковых систем. Для начала работы необходимо сделать всего 3 клика, а вся информация о результатах продвижения доступна в реальном времени. Также напомню о том, что у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». Подробности на сайте netology.ru. С первых лет жизни Глобальной сети одной из самых излюбленных бизнес-моделей максималистов было собрать множество веб-сервисов под крышей одного большого портала и, взаимно их интегрировав, наслаждаться тем, как привлеченная аудитория ходит внутри созданного кольца от одного суб-проекта к другому. От почты к знакомствам, от знакомств к блогам, от блогов к видео-хостингу и так далее, ходит по порталу и возвращается на его страницы изо дня в день. На глобальном уровне это отчасти удалось сделать Yahoo. Правда, компания уже не первый год переживает непростые времена. На локальным рынке, несомненно, успешно задачу построения массового посещаемого портала реализовала компания Mail.ru. В портал сейчас перестраивается Рамблер, ранее известный как поисковая система. Все другие попытки построить в Рунете портал с более или менее заметной аудиторией не могу назвать успешными. Быть может, за исключением еще одной. Qip.ru – продукт компании «МедиаМир», хотя тоже есть вопросы. О том, чем живет, как устроен изнутри Qip, а также как чувствуют себя другие проекты МедиаМира, мы говорим сегодня с генеральным директором этой компании – Михаилом Гуревичем. Михаил, привет.
М.ГУРЕВИЧ: Приветствую.
М.СПИРИДОНОВ: Михаил, Qip.ru – флагманский проект МедиаМира, верно?
М.ГУРЕВИЧ: На сегодняшний день да, хотя это далеко не первый проект МедиаМира. Напомню, что мы существуем уже лет 7. Скоро всей компании РБК будет 20 лет. Прежде чем появился портал Qip.ru, был видеохостинг Smotri.com, была произведена инвестиция в сайт знакомств Loveplanet и ряд других проектов. Это не просто опыт успешного развития портала, а по сути, создание с нуля.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. На сегодня есть ощущение, что вы активно интегрируете всё, что у вас есть, всё, что можно прилепить к этому порталу, это так?
М.ГУРЕВИЧ: Мы поразвлекались с разными методами развития и продвижения. Так как мы экономически profitable компания, во многом наша стратегия построена на двух моментах: интересах пользователей и интересах рекламодателей. Рекламодатели любят порталы, поскольку они проще по логистике и понятнее с точки зрения клиентов. Эта возможность предоставить в рамках портала удобные сервисы для пользователей и предопределила такое развитие.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня у вас порядка миллиона по TNS в день?
М.ГУРЕВИЧ: У нас 3 миллиона пользователей в день в QIP. Это то, что мы видим по счетчикам Liveinternet и по внутренним счетчикам. Что касается TNS, то нужно разделять на 2 части: панель и счетчики. Счетчики показывают те же 3 миллиона.
М.СПИРИДОНОВ: Твои коллеги дали такую цифру. Это какой-то заниженный показатель?
М.ГУРЕВИЧ: Есть панельные замеры. Я готов ориентироваться на показатели TNS, но он ограничен только Российской Федерацией, а у нас есть Украина, Белоруссия и так далее. С другой стороны, я не понимаю, каким образом создается панель, зато хорошо понимаю, как работают счетчики.
М.СПИРИДОНОВ: По Liveinternet у вас 3 миллиона. Получается, что TNS недосчитывает 2 миллионов, либо они находятся за пределами страны.
М.ГУРЕВИЧ: Они находятся за пределами страны не в таких объемах. Давайте говорить о недельных и месячных показателях. Здесь будут показательные и понятные цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько в месяц уникальных пользователей?
М.ГУРЕВИЧ: По TNS за декабрь 2011 года у нас 9 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, большое количество возврата.
М.ГУРЕВИЧ: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Это то, что показывает QIP. Напомню, что в МедиаМир входит не только портал QIP, но и Smotri.com, где по тому же TNS есть 3 миллиона, а на роликах все 6,6 миллионов, проект Readme c 3,5 миллионами месячной аудитории, Loveplanet приносит порядка 3,3 миллионов вместе с партнерами и так далее. У вас неочевидная история с тем, что Loveplanet и Smotri.com имеют отдельные сайты, но в то же время это части портала QIP.
М.ГУРЕВИЧ: Это не части портала QIP. QIP взял от этих проектов White Label и интегрировал их в себя. С точки зрения сайта знакомств это достаточно распространенная модель. Та же Мамба интегрирована в Рамблер, Mail.ru и прочее. Smotri.com повторил эту модель для QIP, он присутствует там, но развивается и работает на отдельном сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы выйти из большого количества цифр, можешь сказать, сколько вообще уникальных пользователей есть у МедиаМира?
М.ГУРЕВИЧ: Я интернетчик, медийщик, но есть и рекламщики. Для того чтобы мы не спорили, наши рекламщики всё посчитали. Эти цифры они представляют клиентам, рекламным агентствам, с этими цифрами мы официально работаем. Соответственно, наша месячная аудитория порядка 16,5 миллионов пользователей, а недельная – порядка 8,5 миллионов. Счетчик TNS показывает 51,5 миллионов пользователей в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Уникальных?
М.ГУРЕВИЧ: Насчет счетчика TNS не могу сказать, хотя это похоже на правду.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, что нет. Я надеюсь, что наши слушатели не запутались в таком объеме цифр.
М.ГУРЕВИЧ: Давайте говорить о месячной аудитории. По панели она 16,5 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Принято. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.r. Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеМихаил Гуревич родился 19 ноября 1973 года в Москве. Окончил Академию коммерческих коммуникаций в Тель-Авиве (Израиль). Имеет диплом Северо-Западной Академии Государственной Службы при Президенте РФ. В медиа-отрасли с 1995 года. Со-основатель первого израильского информационного агентства на русском языке «Курсор». Ведущий первой русскоязычной радиопрограммы об Интернете ЧАВО.net. Карьерный путь продолжил в России в качестве парламентского корреспондента РИА «Росбизнесконслатинг», позже стал шеф-редактором и руководителем интернет-проекта Ytro.ru. С 2004 года – заместитель генерального директора по продвижению «РБК -Медиа». С 2006 года - руководитель компании «Медиа Мир» (холдинг РБК). Женат. Воспитывает троих детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Я подумал, что очень показательно то, что мы с тобой плавали в цифрах. У многих наших коллег проекты МедиаМира вызывают реакцию «Черт ногу сломит». Почему так, как ты думаешь?
М.ГУРЕВИЧ: В первую очередь, надо понимать, что холдинг РБК – холдинг деловой информации и новостной информации. Мы пробовали разные варианты развития после кризиса. Во многом, экономическая ситуация привела к тому, что мы решили, что пора консолидироваться, пора выстраивать привычную для рекламодателя модель. По сути, мы к ней движемся, выстраиваем портал, и он развивается. Мы не готовы присоединить к нему полностью LovePlanet и Smotri.com на данный момент по технологическим причинам и причинам user-experienced. C точки зрения пользовательской привычки, это отдельные порталы. Понятно, что рано или поздно мы их соединим, и будет один большой портал.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что именно от этого возникает недопонимание у наблюдателей, пользователей? Это связано с тем, что вы находитесь в движении от пула проектов к единому порталу, это переходная стадия?
М.ГУРЕВИЧ: По сути, любой наблюдатель такие выводы может сделать. Если 3 года назад было достаточно большое количество разрозненных проектов под разными доменными именами, то сегодня мы наблюдаем консолидацию, и она видна невооруженным глазом. Соответственно, можно предположить, что это наше стратегическое движение в сторону одного единого портала.
М.СПИРИДОНОВ: К этой теме вернемся, она очень интересная. Сейчас небольшое отступление в сторону твоей личной карьеры. Ты уехал в Израиль, а потом вернулся. Это любопытная история, кстати, не самая редкая на сегодня, особенно в медиа-среде. Как это у тебя произошло?
М.ГУРЕВИЧ: Это достаточно стандартная история. Я помню, лет 10 назад я был на какой-то интернетовской конференции, где мы говорили о медиа, тогда были только запущены новостные порталы. На ней выступали 4 человека, трое из них могли говорить на иврите (я, Антон Носик и Саша Шерман, который был тогда главным редактором Независимой газеты). Так получилось, что пользовательский интернет стал гораздо раньше доступен и распространен в Израиле. Мы, живя там, начали им активно пользоваться, и потом поняли, что с точки зрения применения своих знаний, опыта и идей, наверное, на русском языке правильнее и проще работать в России. Когда ты работаешь информационщиком, а практически все русские израильтяне, которые задают и продолжают задавать тон в российском интернете, были в той или иной степени журналистами, надо в какой-то момент принимать решение: переходить на иврит или оставаться в условиях гетто. Трудно оставаться в рамках гетто, потому что ты понимаешь, что ты сам слушаешь новости на иврите, читаешь газеты на иврите, смотришь телевизор на иврите, но зачем-то продолжаешь рассказывать новости той аудитории, которая не является социально активной, с одной стороны. С другой стороны, ты работаешь не столько медийщиком и журналистом, сколько переводчиком. Первоисточник информации тоже находится в другой языковой среде. В этот момент надо было принимать решение, и каждый принимал его для себя. Достаточно большое количество людей решили, что надо продолжить карьеру в России, и здесь мы оказались востребованными. Я, как минимум, раз в месяц бываю в Израиле. У меня там живут родители, мой ребенок от первого брака живет под Иерусалимом. Я приезжаю в Израиль, как домой. Я выхожу из дома в Москве, сажусь в самолет, лечу и прилетаю домой в Тель-Авив. Наверное, это сложно понять, но с годами к этому привыкаешь.
М.СПИРИДОНОВ: Я тебя понимаю, потому что у меня та же самая история с Германией.
М.ГУРЕВИЧ: Я думаю, что ты прекрасно понимаешь меня. Я всегда смеюсь, что у меня в душе есть 3 города: родной, любимый, лучший. Родной – Москва, любимый – Тель-Авив и лучший – Нью-Йорк. Такова современная жизнь, и ее сложно переделать.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что ты навсегда вернулся в Россию?
М.ГУРЕВИЧ: Нельзя так сказать, потому что я, в первую очередь, являюсь израильтянином. Это моя личная информация, личная позиция. У меня есть несколько знакомых – националистов. Моя позиция в том, что я не претендую на то, чтобы идти в российскую политику, определять судьбу Российской Федерации. Если считаете, что Россия для русских, а Израиль для израильтян, то у меня нет вопросов.
М.СПИРИДОНОВ: Засилье израильтян в российском интернете.
М.ГУРЕВИЧ: Это не засилье. Я могу сказать, что я много езжу в США и общаюсь со стартапами, и по сравнению с ситуацией в Силиконовой Долине, в России практически нет израильтян. Там практически в любом стартапе, не говоря уже о крупной корпорации, я перехожу на иврит после третьей фразы.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что Израиль плодовит в этом смысле.
М.ГУРЕВИЧ: Это не совсем тема нашего разговора, но я часто общаюсь на тему, почему так случилось. Во многом, это национальный ген. Когда в средние века запрещали заниматься тем, что тогда было круто, а тогда было круто владеть землей, животными или людьми, можно было заниматься тем, что тогда было презренно, а именно ростовщичеством. Сегодня экономика повернулась таким образом, что именно эти отрасли стали наиболее маржинальными. Мы, как были в них, так и остались, и продолжаем ими заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Не все знают, что IT-сфера в Израиле довольно развита. Если судить поверхностно, то подготовленностью израильтян, гораздо большей, чем россиян, можно объяснить это засилье.
М.ГУРЕВИЧ: Есть книга «Startup Nation». Израиль в этом отношении крайне похож на США по многим параметрам. Это надментальные нации. Когда у тебя папа из Йемена, а мама из Болгарии, то выделить отдельную ментальность достаточно сложно. Это надментальное развитие IT-отрасли позволяет быть востребованной практически повсеместно. Это происходит в США, Израиле. Отдельно от США, в Израиле происходит ситуация, что там всего 7 миллионов населения, соответственно, активный рынок порядка 6 миллионов. Тебе просто негде развернуться, твой стартап сразу же рассчитан на международное развитие. Третий момент заключается в особенности ситуации с безопасностью. Инвестиции в IT крайне прибыльны, и они окупаются за счет военной ситуации. Если мы посмотрим на все успешные стартап-команды, то это те ребята, которые вначале обучались в университете за счет армии, потом 3 года служили, потом 3 года работали за зарплату на армию, а потом этот сплоченный коллектив, успешно отработавший, как минимум, 6 лет вместе, выходит и делает тем же коллективом стартап. Можно посмотреть на тот же ICQ со всякими интересными фишками, например, номерами вместо имен. Мы можем предположить, что, возможно, такая система использовалась для системы сообщений между ракетами. Потом она была перенесена в обывательскую нишу и стала мессенджером. Подобных стартапов достаточно много. Не стоит забывать, что Израиль – один из лидеров по стартапам в области информационной безопасности. В целом, надо понимать, что это вторая страна после США по количеству компаний, представленных на Nasdaq.
М.СПИРИДОНОВ: Находясь в Израиле, ты снова почему-то выбрал русское информационное поле. Это связано с тем, что ты недостаточно хорошо знал язык, или это был выбор ментальности?
М.ГУРЕВИЧ: Так получилось. Не то, чтобы я был фаталистом, но я даю весьма не малый процент удачи тому, как сложились обстоятельства. В какой-то момент меня пригласили, в какой-то момент я с кем-то познакомился. Например, Саша Цесарь, который и начинал «Курсор». Это была первая русскоязычная, постоянно обновляемая информационная страничка в интернете. Было очень смешно, мы читали новости, а потом весь текст выкладывали в интернет. Это была бесконечная полоса информационного текста. Практически за пределами России на русском языке ничего подобного не было. Как-то так получилось, что я попал в это русскоязычное медийное пространство в Израиле, которое было крайне активным в свое время. Это было не из-за того, что мы все такие любители писать, читать и рассказывать. Создателями всей индустрии русскоязычной прессы в Израиле были... Я думаю, никто не догадается, какая отрасль больше всего повлияла. На самом деле, это строительная отрасль. За несколько лет приехал миллион человек. На 6 миллионов приехал еще миллион, и каждому нужна квартира. Надо как-то рекламировать свои услуги. В тот момент у подрядчиков случился шок, они не понимали, что делать. 20% населения хотят где-то жить, надо им что-то покупать, у них есть какие-то ипотечные скидки, особые условия, потому что государство заинтересовано в том, чтобы эти люди не жили на улице. Таким образом, строители начали вкладываться в русскоязычную прессу, и она начала неимоверно расцветать. Я оказался в радийной ее части. С тех пор я к радио отношусь крайне нежно и считаю, что это лучший медийный носитель, наиболее тонкий и интеллигентный.
М.СПИРИДОНОВ: Не тянет назад в журналистику? Ты давно от нее отошел?
М.ГУРЕВИЧ: Я в свое время создал газету «Утро.ру». 5 лет я ей ежедневно занимался, и в какой-то момент я понял, что, когда нет открытого политического процесса, а есть катание под ковром, надо писать о сиськах и письках, потому что информационное пространство крайне ограничено. Это очень пошловато, и лучше просто заниматься сиськами и письками, то есть какими-то развлекательными проектами, а не сублимировать серьезную и важную медийную информацию в этот пошлый бордель.
М.СПИРИДОНОВ: Это было тогда. Как сейчас?
М.ГУРЕВИЧ: Дальше оно пошло по восходящей. Я сегодня понимаю, что я правильно определился. Мы все говорим о том, что есть определенные ограничения в прессе, есть очень узкое информационное поле. За последние несколько месяцев оно сильно расширилось, и мы даже не знаем, что с ним делать, потому что мы привыкли находиться в крайне узком информационном коридоре. Сегодня это снова интересно. Возможно, в какой-то момент я снова займусь информационной составляющей, хотя пока я для себя это не планировал, но тот, кто следит за мной в Facebook, может это заметить.
М.СПИРИДОНОВ: То, что ты мне рассказывал за эфиром, и то, чего мы сейчас коснемся, показывает, что времени у тебя на это нет.
М.ГУРЕВИЧ: Времени нет, есть желание.
М.СПИРИДОНОВ: От журналистики ты пошел по карьере управленца. Это был осознанный выбор, или так получилось?
М.ГУРЕВИЧ: Это то, что я умею. Я активно начал заниматься интернетом в 1995 году. Я, кажется, писал об этом для Русского пионера, это была очень смешная история. Я был интернет-провайдером в Иерасулиме. У меня была маленькая шарашка под названием «Акванет». У меня стоял сервер, и было 32 модема. Они стояли у меня в техническом туалете. Бабушка моей первой жены приходила, и ей объясняли, что когда эти модемы мигают, деньги капают. Она заходила и смотрела, как капают денюжки. Это был 1995 год. С интернетом я изначально был связан. Опыта в этой отрасли у меня больше всего. Так само собой получилось.
М.СПИРИДОНОВ: Управление возникло из интернета?
М.ГУРЕВИЧ: Да, конечно, потому что эту отрасль я изучал не в университетах, а на кончиках своих пальцев. Я делаю только то, что сам понимаю и как понимаю. Сегодня я базируюсь на опыте, который есть, и на понимании процессов, которые от медиа-носителя несильно зависят. Эти процессы повторяются в разных подотраслях, сегментах медиа-индустрии. Сегодня мы наблюдаем в мобильном интернете, который на сегодняшний день для меня наиболее интересен, ситуацию веба 6-летней давности. Настолько они похожи, что у меня дрожь по телу.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь, что ты не учился. Тем не менее, у тебя за спиной есть Северо-Западная Академия Государственной Службы при Президенте РФ.
М.ГУРЕВИЧ: Тогда не было интернета, мы изучали какие-то юридические вещи.
М.СПИРИДОНОВ: Было это полезно?
М.ГУРЕВИЧ: Абсолютно нет. Это мой взгляд. Я верю в то, что образование полезно. У меня есть дети, которым я всячески стараюсь это объяснять. Мне очень повезло в том, что я попал в момент зарождения интернета как отрасли, когда этому нельзя было выучиться, а можно было только жить в этой медиа-среде. Видимо, такой метод образования лично для меня наиболее приемлем. Мне повезло, что я попал в то время, когда эта медиа-среда возникла. Хотя, если бы я родился на 30 лет раньше, я попал бы в телевидение, если бы на 60 лет раньше, то попал бы в радио.
М.СПИРИДОНОВ: МедиаМир возник как отколовшийся от РБК кусок?
М.ГУРЕВИЧ: Не совсем отколовшийся. Безусловно, мы отдельная компания, наши финансовые показатели консолидированы в холдинге, но по управлению, бюджетам, стратегиям мы отдельные компании. Когда ты говоришь, что у нас черт ногу сломит, то во многом это из-за того, что у нас есть момент того, что именно мы продвигаем – РБК как зонтичный бренд или МедиаМир отдельно.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом делили проекты, когда появлялся МедиаМир?
М.ГУРЕВИЧ: Деловые новостные проекты и неделовые. Всё, что находится в моем ведении в рамках компании «МедиаМир» - неновостное и неделовое, это entertainment.
М.СПИРИДОНОВ: При дележке тебе достались те самые, названные ранее сиськи?
М.ГУРЕВИЧ: Часть проектов были приобретены в той или иной степени, какие-то были развиты с нуля. Мне достались самые честные информационные ресурсы, которые не пытаются сублимировать. Есть устоявшееся выражение «сетевой хомячок». Сидит человек на работе, он должен чем-то заниматься, он работает, но, как мы знаем, работает он не 24 часа в сутки и даже не 8. Соответственно, ему надо что-то читать, смотреть, комментировать. В этот момент он понимает, что системный администратор следит за ним, и ему надо читать какие-то пристойные ресурсы, чтобы не возникли вопросы «Что он на них полдня делал?». У многих информационных ресурсов не малая часть была посвящена такой информации, которая не является общественно-политической, а именно сублимирует те самые тайные желания офисного пользователя.
М.СПИРИДОНОВ: Развлекаться и не работать?
М.ГУРЕВИЧ: К сожалению, да.
М.СПИРИДОНОВ: Как кейс, ситуация с МедиаМиром сложилась правильно по бизнесу? Кризис 2008 года очень сильно по вас ударил и поставил на грань выживания.
М.ГУРЕВИЧ: Он достаточно сильно по нам ударил, но как в известном анекдоте «Не дождетесь». Нас хоронили неоднократно. 2009 год – это не первый случай наших похорон и не последний. Нас любят хоронить. Они никак не могут извлечь уроков из того, что мы не умираем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы извлекаете уроки из того, что случилось?
М.ГУРЕВИЧ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку нас слушают люди, которые являются управленцами разного уровня в вебе, любопытно рассмотреть ситуацию, в чем была ошибка, если она была, что можно было сделать, чтобы МедиаМир чувствовал себя лучше, чтобы не было грани, на которой он стоял, и сегодня была большая посещаемость, выручка и так далее?
М.ГУРЕВИЧ: Нам не хватило буквально года для того чтобы мы вообще не почувствовали кризис. У нас не стояла задача заработка, у нас стояла задача маркетингового продвижения. У нас было несколько сделок, которые должны были здорово укрепить наше положение и стать точками ростами. К сожалению, кризис это нарушил. Кроме того, до кризиса мы исходили из немного другого посыла, другой стратегии. Мы развивали проекты по отдельности, они синергировали между собой, но не в той степени, в какой синергируют сегодня. Во многом, ситуация оказала серьезное влияние, но и мы оказались в новой реальности. Мне кажется, что сегодня наши финансовые и аудиторные показатели подтверждают, что мы успешно преодолели проблемы и продолжаем развитие. Надо быть мобильным, нужно понимать, что ты хочешь иметь в итоге, не слушать, когда тебя хоронят другие, а умирать тогда, когда умираешь сам.
М.СПИРИДОНОВ: Да, желательно даже не умирать.
М.ГУРЕВИЧ: Как видно по результату, мы не умираем. Даже обидно, правда?
М.СПИРИДОНОВ: Мне ничуть необидно.
М.ГУРЕВИЧ: Сидит цирк, говорит: «Ложитесь в гроб», а у нас не получается. Мы не можем влезть в параметры, которые подходят для гроба, и мы продолжаем жить и развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Откровенно говоря, это выглядит немного по-другому. Судя по тому, что я могу собрать из мнений коллег и наблюдателей, могу сказать, что вы смотритесь пестрым одеялом, которое состоит из проектов, порой неоднозначных (например, Ziza.ru, которая сейчас интегрировалась в портал).
М.ГУРЕВИЧ: Хорошо. А когда Independent media покупает…
М.СПИРИДОНОВ: Мы сейчас не говорим о том, что другие покупают. У каждого есть свои косяки. Я сейчас озвучиваю даже не свою позицию, потому что я знаю ситуацию изнутри, поскольку мы с тобой взаимодействовали, я тебе продавал один из проектов, который сейчас является частью Qip.ru. Я сейчас говорю об общем мнении. Многие считают, что это пестрое одеяло, которое довольно добротно, однако, не сказать, что элегантно слеплено в портал. За счет того, что к этому приделан мессенджер, дающий дополнительный трафик, это всё имеет определенное количество посещений, и при правильно построенном отделе продаж оно продаваемо. Если исключить очень радикальные и очень лояльные мнения, то складывается такая картинка.
М.ГУРЕВИЧ: Да, забавная. Надо понимать, что мы часть холдинга. Об этом обычно сторонние наблюдатели не забывают. Как мне сказал когда-то один из известных сетевых журналистов, вас проще и приличнее не любить, чем любить. Сегодня я наблюдал очень интересный момент. Все таксисты начинают с вами говорить о своей нелюбви к нынешней власти. Почему они это делают? Они же не просто заводят разговор, им нужно вызвать симпатию, и они надеются на большую оплату. Соответственно, они приходят к тому, что такая тема и такой подход вызовут наибольшую симпатию любого, кто сядет в такси. Это говорит об аудитории такси.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе попадаются тонкие психологи среди таксистов, со мной разговаривают больше про камеры, которые навешены по Москве, и что это их очень расстраивает.
М.ГУРЕВИЧ: Они говорят о том, что вызовет поддержку у человека, который садится рядом. Во-первых, это незнакомый человек, а во-вторых, им надо вызвать симпатию, чтобы получить больше денег. Говоря о РБК как холдинге, наверное, проще говорить о нас в негативном режиме, но семи тысячам сотрудникам холдинга это не мешает.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу свое мнение. Готовясь к программе, я размышлял, в чем может быть главная претензия. Сегодня, пожалуй, весь мир, во многом под воздействием Apple и перехода к упрощенным и ярким решениям и интерфейсам разного рода в вебе, телефоне или банкомате, стремится к няшным интерфейсам, красивым, понятным, прозрачным, хипстерским решениям. В этом смысле Qip.ru таковым не является. Он добротно сделан, но он простецкий с точки зрения дизайна интерфейсов.
М.ГУРЕВИЧ: С одной стороны, он достаточно простой, но с другой стороны, я бы не сказал, что он не современный. Там есть интересные куски, и мы следим за трендами, которые есть в мире, всячески меняемся. В этом отношении Марина Родионова, которая руководит порталом Qip.ru – ценный сотрудник и человек, который следит за трендами. Мне кажется, это у нее получается хорошо и успешно. Во всяком случае, аудитории нравится, и глубина просмотров увеличивается. Это лучшая оценка того, правильно мы делаем или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Глубина у вас относительно невелика – порядка 3 страниц на человека.
М.ГУРЕВИЧ: Смотря по каким страницам. У нас получается около 10.
М.СПИРИДОНОВ: По TNS 3.
М.ГУРЕВИЧ: Забавно. Мы присутствуем на Liveinternet. Любой пользователь может туда зайти и посмотреть нашу статистику, там есть просмотры, уники.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас зашел на start.qip.ru, посмотрел статистику по Liveinternet, там вообще 1.8 страниц на пользователя. Ссылка со счетчика на qip.ru ведет на одну статистику, а заходя через Liveinternet, я захожу в другую статистику. За сегодня 1,9 миллионов зашло.
М.ГУРЕВИЧ: Это пока. За вчера было 2,808 миллионов, а просмотров – 5.2. Это без Loveplanet. Loveplanet дает достаточно большое количество показов.
М.СПИРИДОНОВ: Это мы смотрим консолидированные цифры по qip.ru?
М.ГУРЕВИЧ: Да, это не Loveplanet, а именно qip.ru.
М.СПИРИДОНОВ: А та статистика, которая показывается со счетчика – это что?
М.ГУРЕВИЧ: Это только первая страница.
М.СПИРИДОНОВ: Как всё непросто. Затронем еще одну тему, которая не раз поднималась в дискуссиях. Есть мнение, что для МедиаМира айсбергом, на который он натолкнулся, стал сервис Вспомни.ру – попытка построить собственный Вконтакте или Одноклассники.
М.ГУРЕВИЧ: Я общался с одним американским стартапом. В его личной презентации написано, сколько проектов успешных, а сколько неуспешных. Мне это крайне понравилось, потому что негативный опыт – опыт, куда более ценный, нежели положительный. В этом отношении нам не хватило времени для раскрутки Вспомни.ру, с одной стороны. С другой стороны, я считаю, что мы чуть позже, чем было нужно, занялись его раскруткой. Если мы вспомним 2002 год, когда был кризис доткомов, то все развлекательные продукты, в том числе и в Рунете, казались инвестиционно и монетизационно непривлекательными, а деловые и новостные ресурсы достаточно успешными. Наверное, мы несколько задержались и опоздали с активным выходом в массовый интернет. Как смогли, мы нагоняли людей, но нам не хватило времени для того чтобы закрепиться с точки зрения аудитории, социальных связей между аудиторией. С другой стороны, мы видим такое же окно возможностей с точки зрения мобильного интернета. Как раз мобильный интернет находится там, где десктоп находился 6 лет назад. Можно активно заняться мобильным интернетом, когда он станет привлекателен для инвесторов. Для инвесторов он станет привлекательным года через 3. Вопрос – не будет ли поздно. Я считаю, что всем нужно заниматься вовремя, а мобильным интернетом нужно заниматься сегодня. С десктопом мы немного опоздали.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты вернуться к Вспомни.ру и рассказать историю. Мне кажется, что это очень любопытно с точки зрения искренней и серьезной попытки с большими вложениями создать социальную сеть. Назови причины неудачи, кроме несвоевременности.
М.ГУРЕВИЧ: В какой-то момент мы решили выйти на рынок социальных сетей, благо, что они были крайне востребованы, и инвесторам это было интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это было?
М.ГУРЕВИЧ: Буквально за год до кризиса.
М.СПИРИДОНОВ: В 2007?
М.ГУРЕВИЧ: В 2008, если я не ошибаюсь, мы запустились, а в 2009 мы всё это дело похоронили, хотя там до сих пор есть около 4 тысяч пользователей, которые между собой активно общаются.
М.СПИРИДОНОВ: Писали вы сами или что-то покупали?
М.ГУРЕВИЧ: Писали всё с нуля.
М.СПИРИДОНОВ: Под руководством Горного?
М.ГУРЕВИЧ: Да. Было несколько партнеров, которые должны были обеспечить раскрутку, привлечение пользователей и так далее. Частично они это выполнили, частично нет. Была придумана маркетинговая стратегия, но нам нужен был еще один год, как минимум. С другой стороны, нужно было начинать на год раньше.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что продукт был хороший, просто оказался не ко двору с точки зрения времени выхода?
М.ГУРЕВИЧ: Он, безусловно, оказался не ко двору. Что касается, хороший он или плохой, есть очень странный момент. Если мы посмотрим на самые популярные сайты в интернете, то заметим, что они наиболее ужасные с точки зрения user-experience, навигации и всего остального. Иногда можно сказать, что проект не удался, значит, он был слишком технологически продвинут. На самом деле, это так. Мы можем вспомнить и Рамблер в самом начале, и Одноклассники, и Facebook, и Твиттер, который многим до сих пор непонятен.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы не сказал, что это работающее правило.
М.ГУРЕВИЧ: Чаще всего именно так.
М.СПИРИДОНОВ: В этих случаях, мне кажется, природа показывает нам главенство духа над материей. Это настолько своевременная и удачная идея (например, Одноклассники), что люди готовы прорываться сквозь безумные интерфейсы, падающие сервера, и идти к регистрации и попытке вернуть свою молодость.
М.ГУРЕВИЧ: Безусловно. Они это делают, чтобы найти своих одноклассников, разбросанных по всей стране. Непонятно, зачем то же самое было делать студентам в рамках Facebook, когда они находятся рядом, а интерфейс, мягко говоря, не дружественный. Каждый из них появился в правильном месте и в правильное время. Не секрет, что в свое время мы вели переговоры об инвестициях в Одноклассники, просто вариант предлагаемых инвестиций немного не отвечал нашей стратегии. РБК – стратегический инвестор, претендующий на контрольный пакет. Там была проведена правильная предварительная работа по сбору базы данных. С точки зрения Одноклассников, я считаю, что секрет их успеха – агрессивная и правильная политика сбора базы данных и представление под эту базу сервиса. Если мы вспомним, то в первые несколько месяцев на Одноклассниках люди регистрировались, но не очень понимали, что там делать.
М.СПИРИДОНОВ: Сбор данных пользователей или школ, институтов и так далее?
М.ГУРЕВИЧ: Пользователей. Там не было системы общения внутри, сайт подвисал, невозможно было кого-то найти, просто собиралась база данных.
М.СПИРИДОНОВ: Как она собиралась?
М.ГУРЕВИЧ: Она собиралась с помощью очень агрессивного контекста, например, найди свою первую любовь. Контекстные объявления были повсеместно, они позволили создать большую базу данных, которую потом наложили на веб-сервис. Вначале он был не совсем успешным с точки зрения технологий, потом много раз менялась технологическая подложка. Когда появился Вспомни.ру, мы исходили из того, что можно сразу предложить пользователям. Времени нам не хватило, хотя были и другие проблемы, которые надо признавать. Мы позже вышли, чем надо было. Наверное, наш посыл, который был сформирован, был не столь точечным, как посыл Вконтакте или Одноклассников. Вспомним, что одновременно с Вконтакте развивалась сетка Факультет.ру, которая на одном из КИБ+РИФ была представлена, как чуть ли не первая социальная сетка, но более технологически продвинутая. Видимо, именно это их и подкосило, или им не хватало фокусировки. Тот же Вконтакте изначально был чуть ли не региональным, северо-западным сервисом, и только потом он начал активно развиваться и выходить за пределы северо-запада. По статистике у них около 47% было из одного региона, и это была не Москва. Если в общей статистике Рунета мы наблюдаем Санкт-Петербург на уровне 10%, то там было 47. Ребята сфокусировались в одном месте, а потом стали развиваться по всей стране. То же самое в свое время делал Facebook. Одноклассники нашли очень правильный и точечный подход, учитывающий всю постперестроечную вакханалию, когда одноклассники оказались разбросанными не только по всей стране, но и по всему миру. Что случилось с их первой любовью, многим было интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. У нас немного времени, поэтому хочу пройтись еще по паре ваших продуктов. Насколько сегодня от вашего мессенеджера зависят портал и другие сервисы? В какой-то момент казалось, что довольно серьезно.
М.ГУРЕВИЧ: Qip.ru разрабатывается нашим подрядчиком – компанией «Российские интернет-решения». Это Сергей Кравцов, это не самая публичная, но и не самая скрытая личность. Мне кажется, что он развивается интересно и правильно. Он плотно сотрудничает с Facebook, Твиттером. Надо понимать, что у пользователя со временем меняются нужды и ожидания. Когда пользователь начинает активно пользоваться мобильными телефонами как интернет-коммуникаторами, оказывается, что тот плюс, который есть в мессенджере, в телефоне ему не нужен, соответственно, создаются новые сервисы и возможности. С другой стороны, мы вдруг понимаем, что один протокол уходит в небытие, коим является icq, а другие начинают развиваться. Протоколы, основанные на джаббере (Facebook, Livejournal, Вконтакте, Qip), крайне востребованные и нужные. Мне кажется, Qip оперативно реагирует на нужды пользователей. На мои нужды как пользователя Qip реагирует не так быстро, поскольку мне нужна Mac-версия, но мы всячески работаем над этим, и я надеюсь, что вскоре решим эту проблему. За последние годы появились достаточно хорошие версии Qip для мобильных платформ (iPhone, Android). Сейчас развивается Qip 2012, социально-ориентированный продукт, который позволяет вам практически полноценно общаться в ведущих социальных сетях, интегрировать между собой практически все протоколы общения, которые популярны в России. Мне кажется, проект движется в правильном направлении. Во всяком случае, он интересен и востребован.
М.СПИРИДОНОВ: Является ли Qip-мессенджер главным донором портала Qip?
М.ГУРЕВИЧ: Частично он являлся таковым. При установке предлагается установить в качестве стартовой странички портал Qip.ru, но на сегодняшний день достаточно большое количество сервисов интегрировано в портал. Например, фотофайл, в который мы в свое время инвестировали, сейчас полностью интегрирован в портал Qip.ru, почта.ру – почта, которая полностью интегрирована в портал Qip.ru, Зиза, White Label от Loveplanet и Smotri.com, всякого рода форумные решения. По сути, можно говорить, что на сегодняшний день это один из главных локомотивов, но не единственный и не важнейший.
М.СПИРИДОНОВ: В нашей беседе с Сашей Горным, который прежде был техническим директором МедиаМира и возглавлял разработку, он говорил, что на момент августа прошлого года не было внятной договоренности с тем, на каких правах и на каких условиях Qip сидит на протоколе Icq, который, как известно, перешел к Mail.ru Group.
М.ГУРЕВИЧ: Он не возглавлял разработку.
М.СПИРИДОНОВ: Он координировал работы.
М.ГУРЕВИЧ: Да. Мы ждем каких-то предложений, иногда даже ведем переговоры. Другое дело, что они должны быть основаны на каких-то разумных условиях. Я думаю, что это вопрос переговоров, юристов. Я буду крайне рад любой логичной договоренности, которая пойдет на пользу как юзерам, так и компаниям.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, что вы оба говорите так, но до сих пор вы не договорились.
М.ГУРЕВИЧ: Мы же разговариваем, мы нормальные люди.
М.СПИРИДОНОВ: Вас не отличают? Раньше падала связь по протоколам Icq у пользователей Qip.
М.ГУРЕВИЧ: Мне трудно комментировать. Я могу сказать, что пользователи очень активны, они намного более активно пользуются протоколами, которые сегодня востребованы и присутствуют на рынке, и это не Icq.
М.СПИРИДОНОВ: Вы планируете урегулировать отношения с Icq?
М.ГУРЕВИЧ: Что сказал Саша Горный?
М.СПИРИДОНОВ: Он сказал, что вы ведете переговоры.
М.ГУРЕВИЧ: Значит, всё будет хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Обсудим еще один проект из числа заметных – Loveplanet. Он активно рекламировался в 2007-2008 годах. Как он себя чувствует сегодня?
М.ГУРЕВИЧ: Мы до сих пор используем энергию. Для многих пользователей это привычный формат общения, не только для знакомств, но и для простого общения. Он очень хороший и успешный. Это не социальная сеть, потому что для пользователей, которые хотят познакомиться, есть своя логика поведения. Там пользователь знакомится, общается, и если он женился, то он пропал с сервиса. Если не сложились отношения, он возвращается на сайт и снова общается. Если вы сравните Loveplanet 5-летней давности, 3-летней давности и сегодняшний, то это совершенно разные проекты с совершенно разными возможностями. Другое дело, что его активное развитие связано с маркетинговыми моментами. Действительно, наши конкуренты из Мамбы.ру первыми договорились с крупнейшими порталами, которые являются донорами для них. Мы на это пиршество опоздали, но зато мы смогли договориться с большим количеством более мелких партнеров и успешно развили головной сайт, который является локомотивом на сегодняшний день. Проект достаточно успешный и с точки зрения удерживания аудитории, которая постоянно растет, и с точки зрения финансов. Компания «МедиаМир» должна быть благодарна Loveplanet, потому что в кризис микроплатежи не падали, а, наоборот, росли.
М.СПИРИДОНОВ: У Мамбы тоже, они этому радовались. В предыдущем выпуске мы говорили с Андреем Бронецким – гендиректором Мамбы.ру. Прямо или косвенно он осторожно подтвердил то, что существует отток пользователей из службы знакомств Мамба в социальные сети. Мне кажется, у вас должно происходить что-то подобное.
М.ГУРЕВИЧ: Есть 2 потока, их надо разделять. Сайты знакомств – это не сайты для повседневного, публичного социального общения. Вывешивать туда место работы, образование и всю остальную информацию неразумно и глупо. С другой стороны, очень важна логика. Все, кто присутствуют на сайте знакомств, хотят познакомиться. Вы можете зайти на профиль любого профиля или девушку и написать: «Привет! Я хочу с тобой познакомиться!», и тебе не ответят: «Уважаемый, вы как себя ведете?». На Одноклассниках, в Facebook и Вконтакте такое может произойти. В отличие от социальных сетей и сервисов общего общения, это нишевой сервис. В какой-то момент, когда резко стали развиваться социальные сети, был мощной отток в их сторону, люди пытались там знакомиться. Там знакомиться неудобно, и там нет сервиса для этого, они сделаны совсем для другого, поэтому спустя какое-то время произошел массовый возврат пользователей, но за счет того, что нас нельзя использовать для публичного социального общения, безусловно, некоторые ушли. До сих пор на Loveplanet есть аудитория, которая по привычке пишет у нас блоги. Удобнее и правильнее для этого использовать большие социальные сети. В общем, вначале все убежали, потом масса прибежала, сейчас происходит кристаллизация аудитории. Есть пользователь, который говорит, что про политику он пишет в LiveJournal, про сиюминутные события в Твиттер, а фотографии публикует на Facebook или Instagram. Происходит кристаллизация и пользователей, и сервисов.
М.СПИРИДОНОВ: Есть немного другое мнение. В социальных сетях пользователи всё больше ведут полноценную виртуальную жизнь, это полноценное отражение реальной личности, а на сервисах знакомств сидят воображаемые личности, немного дутые, зачастую анонимные, где из личных свойств присутствует, скорее, марка автомобиля и телефона.
М.ГУРЕВИЧ: Максим, представь, что ты знакомишься с девушкой. Что ты ей скажешь? Ты улыбнешься, расскажешь хорошую шутку. Ты покажешь то, что считаешь своим главным плюсом. Или ты скажешь свое место работы, свой телефон, всю свою публичную жизнь, покажешь список своих друзей. Мне кажется, что психология знакомства подразумевает то, что ты сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас процитирую одного очень известного деятеля в области знакомств. Он сказал: «Знакомства четко движутся к adult. Это становится сервисом больше для быстрых контактов, в том числе имеющих цель получить быстрый секс, и в том числе сайт девушек не очень тяжелого поведения».
М.ГУРЕВИЧ: Это всегда очень смешно звучит, потому что все пользователи-мужчины считают, что на сайте знакомств только матери-одиночки, а все девушки считают, что на сайтах знакомств только мужики-маньяки, которым ничего не дают. И то, и другое является огромной натяжкой. Нет отдельной аудитории интернета, есть пользователи, которые пользуются интернетом. Если в стране люди как-то знакомятся, то и в интернете они будут знакомиться также. Штаты – более британская страна, там более развиты сервисы, когда ты платишь и ищешь себе жену, мужа и так далее. Если в России отношения менее ханжеские, то есть свои особенности. Это, скорее, особенности страны, а не сервиса. Я не считаю, что сайты знакомств движутся в сторону adult, для этого есть специальные сайты, которые крайне востребованы. Я общался с одним известным аналитиком, и он давным-давно зафиксировал, что проститутки первыми ушли из офлайна в онлайн, так как вся их целевая аудитория находится в онлайне.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Думаю, что тему Loveplanet мы закроем. У нас заканчивается время. Ты много общаешься со стартапами в Штатах и других странах. Какие впечатления?
М.ГУРЕВИЧ: В Израиле и Штатах я много общаюсь, много изучаю. Это полезно для моей основной деятельности, и мне лично это интересно. Я дожил до такой ситуации, когда я могу увлекаться чем-то таким, и это мне может приносить прибыль. Я изучал вирусный маркетинг в начале февраля. Это очень интересное направление. Я поддерживаю ряд известных интернет-деятелей, которые считают, что в России нет стартапов. В России действительно нет стартапов, в них нет смысла.
М.СПИРИДОНОВ: Сурово ты припечатал всю российскую отрасль, которая думает, что они есть.
М.ГУРЕВИЧ: Они есть в Америке. Я там встречался с огромным количеством русскоязычных стартаперов, которые делают крайне интересные и многообещающие проекты, а местами известные, популярные и прибыльные стартапы. Там находится отрасль. Это всё равно, что попробовать в Латвии добывать нефть, но нет ее там, а в России ее навалом. Здесь ее можно добывать, и это правильно. Все говорят, что им надо, чтобы их сервис подключили к нашему API, что это станет толчком для развития. У нас об этом можно списываться, договариваться, а там надо просто выйти и выпить пива с представителями других стартапов. Там живет эта отрасль. Я общался с разными стартапами в разных странах, и мне кажется, что есть 2 центра в мире: один находится в районе Сан-Франциско, другой – в Израиле. Даже стартапы, которые находятся в Нью-Йорке – это огрызки, которые в итоге переезжают в Силиконовую Долину. Фильмы создаются в Лос-Анджелесе, Голливуде и Индии. У нас они тоже создаются, они немного интересны, но мы не претендуем сделать на них мировую кассу. Со стартапами то же самое. В России правильно взять и быстро локализовать. Аудитория по метафизическим причинам не готова сразу пользоваться глобальными игроками, американскими стартапами, она с большой радостью обратится к локальному ресурсу, который может на 100% на момент создания быть похожим на американский сайт. Я никого не обвиняю в пиратстве. Тот же Вконтакте в точке создания был абсолютным клоном, но дальше началось развитие разных мозгов: Цукерберга в Facebook и Дурова во Вконтакте. Они пошли в разные направления, но старты наиболее интересных стартапов в России – это копипаст. Люди просто быстрее всех остальных поняли, что это мировой тренд, быстро повторили его на локальным рынке, и это стало успешным. Это, к сожалению, работает.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши проекты – во многом, повторения западных проектов.
М.ГУРЕВИЧ: Мы работаем для российского пользователя. Надо понимать, что свежая модель вряд ли будет востребована. Я до сих пор всегда упоминаю Ай-я-яй, который сделал Ашманов в свое время. В этом, как мне кажется, была свежая мысль. Ну и что? Где оно? Хотя мне до сих пор крайне нравится эта модель. Я уверен, что если бы ребята вовремя переехали в Штаты с этим стартапом и там бы его двинули, или сегодня был бы большой экзит, и это было бы имплантировано в какую-то большую корпорацию, то это бы стало достаточно успешным продуктом.
М.СПИРИДОНОВ: Все так говорят. Они бы приехали со своими коробками и чемоданами, и что?
М.ГУРЕВИЧ: Если ты золотоискатель, ты можешь искать золото у себя дома, а можешь приехать на прииск. На прииске золото есть, а у себя дома можно его искать. Там находится отрасль. В Сан-Франциско есть стартап-пивняки. Это мое любимое развлечение в Сан-Франциско. Они пьют пиво и общаются. Там такое количество свежих идей, которое ты не услышишь ни на одной конференции! Там программисты в свободное от работы время собираются, слушают speech стартапщика и программируют его стартап. Что-то удается, и они получают какую-то долю, что-то не удается. Как ты представляешь такое у нас?
М.СПИРИДОНОВ: Пытаются что-то такое делать.
М.ГУРЕВИЧ: Можно и в Нью-Йорке пытаться, но там не получится это сделать. Там мощная банковская отрасль, телекомовская индустрия, медийная индустрия, но не интернетовская. Главный стартап Нью-Йорка – Foursquare. С ним носятся как со знаменем.
М.СПИРИДОНОВ: Всё и будет так беспросветно в российском стартаперстве, как ты рисуешь, или будущее что-нибудь принесет?
М.ГУРЕВИЧ: Я считаю, что стартапы будут развиваться в Израиле и Silicon Valley, но интернет-индустрию в России ждет светлое будущее.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое за беседу.
М.ГУРЕВИЧ: Не за что.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу «Рунетология». В этой передаче снимем рубрику с вопросами слушателей и с блицом, поскольку нет времени. У нас в гостях был генеральный директор компании «Медиа Мир» Михаил Гуревич. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!