М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 22 февраля 2012 года. В эфире 136-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсором этого выпуска является сервис автоматизированного продвижения сайтов ROOKEE.
ROOKEE – это простой и доступный способ вывести свой сайт в ТОП поисковых систем. Для начала работы необходимо сделать всего 3 клика, а вся информация о результатах продвижения доступна в реальном времени.
В 2005-2009 годах немало бизнесменов и инвесторов, обладающих свободными средствами и «поддавшихся» обаянию новых технологий, зову будущего, устремились в интернет скупать разнообразные активы или участвовать в них, часто не очень обдуманно и с плачевными результатами. Порой, хотя гораздо реже, попадая в яблочко и за пару лет умножив вложенный капитал в разы, а-то и в десятки раз. Все мы наблюдали за этими людьми. Это люди, приходящие из нефтяной промышленности, из строительного бизнеса – часто из бизнесов, которые не имеют никакого отношения к интернету прежде или имеют косвенное. Наш сегодняшний гость не совсем такой. Более того, о нем авторитетное деловое издание «Financial Times» пару лет назад написало следующее, цитирую:
«...редкостная для России фигура: венчурный инвестор в стиле Силиконовой долины...»
В виртуальной студии Рунетологии со-основатель холдинга «WebMediaGroup» Сергей Калугин. Сергей, приветствую!
С.КАЛУГИН: Добрый день, Максим! Спасибо за добрые слова. Надо сказать, что Financial Times немного приукрасил ситуацию, но всё равно очень приятно.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда возникла эта заметка? Что имелось в виду под словами «венчурный инвестор в стиле Силиконовой долины»?
С.КАЛУГИН: Я уже не помню, как всё было.
М.СПИРИДОНОВ: Факт заметки помните?
С.КАЛУГИН: По-моему, такое было.
М.СПИРИДОНОВ: Во всяком случае, мы нашли. Каким инвестором Вы себя видите? Вы относите себя к какому-то стилю?
С.КАЛУГИН: Дело в том, что инвестиционным бизнесом я стал заниматься сразу после университета, это было 20 лет тому назад. Я работал в крупных структурах. Был банк «Инкомбанк», в котором я был директором по инвестициям. Моя карьера началась с залоговых аукционов. Тогда как раз делились большие куски собственности. Потом я ушел из банка, и мы сделали свою инвестиционную компанию, создавали холдинги или покупали для других. В какой-то момент мы поняли, что более правильно это делать для себя. Как раз к этому моменту подоспел кризис 1998 года. Осмотревшись вокруг, проанализировав те возможности, которые были, мы начали инвестировать в кабельное телевидение и доступ в интернет. Мы сделали приличную компанию, по мере ее роста в компанию приходили новые акционеры и инвесторы. В конечном итоге, эта компания вместе с мажоритарными акционерами была нами продана Банку России, потом она стала частью Ростелекома. Те деньги, которые мы от этого получили, нам захотелось вложить во что-то быстрорастущее и хоть сколько-то понятное. Поскольку мы к тому моменту получили определенный опыт работы в медиа, мы стали инвестировать в интернет.
М.СПИРИДОНОВ: Этого мы коснемся в вашем досье для того чтобы информация нашими слушателями была окончательно усвоена. Можно как-то обозвать Ваш инвестиционный стиль? Вы глубоко входите в дела инвестиционных компаний? Участвуете в каком-то ручном управлении, или вы вкладываете деньги для того чтобы потом их вынуть, вспоминая о том, что они туда вложены, раз в месяц на Совете директоров, например?
С.КАЛУГИН: Мы, наверное, находимся где-то посередине. Почему? Потому что по своей культуре, происхождению я менеджер. Я всегда какими-то большими или не очень большими активами управлял, соответственно, ментально очень тяжело пустить проект на самотек. С другой стороны, я хорошо понимаю тех менеджеров, которые операционно занимаются проектами, и плотное участие акционеров в процессе вряд ли добавляет им драйва. Я стараюсь контролировать базовые процессы в компании, принимать участие в основных решениях, но делать это так, чтобы контроль не был очень навязчивым, чтобы люди не лишались инициативы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы будем много говорить в беседе о том, как строится ваше взаимодействие, и каково ощущение у человека, пришедшего из инвестиционных компаний со строгой дисциплиной в интернет-бизнес. Также будем говорить о том, какие были ваши впечатления, поскольку общепризнанно, что здесь всё более свободно и, возможно, несколько необычно для вас. Однако, об этом чуть позже. Сейчас я скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеСергей Калугин родился 2 ноября 1966 года в Москве. В 1991 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1992 по 1996 год работал в Инкомбанке, прошел путь от экономиста до президента инвестиционной компании «Инком Кэпитал». С 1997 по 2000 г. – президент ЗАО «КПФ Капитал». В 2000 Сергей Калугин пришел в телекоммуникационный бизнес и возглавил компанию «РТР-Сигнал». В 2001 году основал компанию «Национальные кабельные сети». В 2007 году основал компанию «Национальные телекоммуникации». С декабря 2008 г. является управляющим партнером WebMediaGroup. Хобби – охота. Женат, воспитывает троих детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Оглядываясь назад, не жалеете о том, что не продолжили развитие в том, что вам было более известно – в кабельном телевидении, коммуникации, а пошли в контентный бизнес в интернете?
С.КАЛУГИН: Это очень хороший вопрос. Даже не знаю, как на него ответить. Дело в том, что каждый человек постоянно сравнивает те возможности, которые открывается, с той ценой, которую надо заплатить за их реализацию. Многое, конечно, зависит не то, чтобы от возраста, а от статуса. У Черчилля была такая поговорка «Молодость склонна к революциям и свободе, зрелость – к разумному компромиссу, а старость – к стабильности». Всё-таки интернет – среда, крайне живая, динамичная, и пока ты чувствуешь себя человеком, относительно молодым не с точки зрения возраста, а с точки зрения того, что хочется учиться, меняться и делать что-то новое, заниматься интернетом прикольно. Это доставляет большое удовольствие, хотя Вы абсолютно правы – многие вещи в этом бизнесе происходят крайне нелогично. После классических индустрий та публика, которую ты видишь в интернете, кажется немного странноватой.
М.СПИРИДОНОВ: Стабильности в этом определенно немного.
С.КАЛУГИН: Надо смотреть на разные сектора. Нам повезло, у нас есть инвестиции в электронную торговлю, которая является торговлей – такой сферой бизнеса, которая существует тысячелетия, поэтому, что касается электронной торговли, там всё достаточно понятно. Там много вызовов, но гораздо меньше, чем в медийном бизнесе, там не надо каждый день креативить, важно правильно делать базовые вещи. Я думаю, многое зависит от того, куда ты инвестируешь.
М.СПИРИДОНОВ: Если откровенно, я хочу получить такой ответ. Ожидания были гораздо большими, чем то, что есть сейчас, в темпах развития, или нет?
С.КАЛУГИН: Мы ожидали похожих темпов развития, но в других проектах. Мы участвуем в трех сегментам, у нас есть инвестиции в электронную торговлю, видео, и в то, что называется «вертикали». В самом начале мы думали, что вертикали будут расти гораздо быстрее, чем электронная коммерция. Оказалось, наоборот. В общем и целом, темпами мы довольны, но выросло не совсем то и не совсем так.
М.СПИРИДОНОВ: Позвольте осуществить провокационный SWOT-анализ по существующим проектам и пулу в целом. Любопытно посмотреть, как вы это видите, и высказать собственное мнение. У вас есть следующие проекты: сайты, касающиеся свободного времени – Menu и Inout, есть проекты в финансовой сфере – Bank.ru и Credit.ru (отличные домены), есть Dostavka.ru – электронная коммерция, есть попытка сделать медицинский портал – Medsputnik. Почему попытка? Может быть, это и не так, но мне показалось, что посещаемость невелика. Скорее, это заявка на портал, нежели состоявшийся проект. Также есть ваше участие в zoomby – большом, заметном на фоне других крупных проектов, онлайн-кинотеатре. Я назвал, может быть, не все проекты, но большинство, которые находятся на сайте. Это так?
С.КАЛУГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ничего крупного не упустил. Скажем, zoomby по тем связям с ВГТРК, по амбициям, который он демонстрирует, по посещаемости, может быть отнесен к числу крупных проектов. Другие крупные проекты, за исключением Фотосайта, который я не назвал, имеют очень невеликую затребованность. По крайней мере, по счетчикам у Menu, Inout, Bank.ru и Credit.ru посещаемость порядка 100 тысяч человек в сутки, а это не тянет на крупный проект. Верно? Доставка.ру – тоже не сказать, что какой-то гипермаркет. Могу предположить, что там посещаемость порядка 3-7 тысяч человек в сутки.
С.КАЛУГИН: Нет, там больше. Там сейчас 60 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: WebMediaGroup Ок, это другая история. Значит, Доставка.ру, учитывая то, что это реальные деньги, что-то генерит. По тем проектам, которые я только что назвал, которые сегодня не демонстрируют большой посещаемости, скажи: это было предсказуемо, или это провалы для вас?
С.КАЛУГИН: Когда мы заходили в эти проекты, мы думали, что они будут медийными проектами. Мы рассчитывали, что мы будем зарабатывать на медийной рекламе, а для этого главное – аудитория. По мере развития этих бизнесов мы поменяли парадигму, и сделали их сервисными. Например, Bank и Credit – проекты, ориентированные на то, что люди оставляют заявки на кредиты. С этой точки зрения – с точки зрения заявок на кредиты для меня как для инвестора эти проекты очень успешные, потому что через него уже прошли десятки тысяч заявок на кредиты. Те люди, которые туда ходят, ходят не для того чтобы посмотреть новости или оставить какую-то информацию о себе, о своем знакомом, написать в блоге или посидеть в социальных сетях. Многие медийные проекты проинтегрированы с социальными сетями, пристегнуты к блогосфере. У нас это сервисная история, и люди туда приходят за тем, чтобы получить кредит. С этой точки зрения мы довольны этими проектами. Если говорить о них, то выручка за последний год там выросла в 2 раза.
М.СПИРИДОНОВ: Выросла она от каких значений?
С.КАЛУГИН: Мы там зарабатывали совсем немного денег. Сейчас речь идет о том, что мы подходим к миллиону. Самое главное, что эти проекты сами себя кормят и быстро растут по выручке. Мы хотели делать медийные проекты, в какой-то момент времени поняли, что это не совсем правильно, и сделали сервисные истории. Как сервисные истории, они развиваются, как мне кажется, неплохо.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения внешнего наблюдателя, который глубоко погружен в интернет, который занимается анализом всего того, что есть, и сам ведет какие-то проекты, набор того, что есть у WebMediaGroup достаточно неожиданный. Есть очень разные направления, некоторые из них действительно производят впечатление проектов, которые слабенько живут, и выглядеть они могли бы интереснее. Тот же Кредит.ру по дизайну смотрится как сайт 2005 года. Вы извините за то, что я так резок.
С.КАЛУГИН: Так и есть.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, он не переделывался. Почему у вас такие разные проекты? Как происходило формирование этого пула?
С.КАЛУГИН: Что касается Кредита, история была следующая. В 2007 году мы купил ресурс, который назывался Кредит.ру. Вы абсолютно правы, дизайн из тех времен. Тогда же мы решили развивать мультифинансовую платформу, чтобы там были не только кредиты, но и депозиты, карточки, обменные пункты. Если вы посмотрите на Банк, то дизайн более-менее сносный. Он в современной парадигме смотрится адекватно. Мы зарабатываем не на медийной истории, мы зарабатывает на продаже заявок на кредиты, поэтому с точки зрения бизнеса мы им довольны, тем более, людей там совсем немного. Что касается набора проектов, история следующая: вначале нашего пути мы думали, что лучше всего в России выстрелят вертикали, потому что нам казалось, что это абсолютно свободное поле. Наверное, это была теоретическая конструкция, потому что практически по всем вертикалям модели развития мы пересмотрели. То, что я рассказываю про Кредит – это нормальный пример.
М.СПИРИДОНОВ: Под вертикалями вы имеете в виду группы контентных проектов одного направления?
С.КАЛУГИН: Пусть так. Мы хотели строить какие-то порталы, которые были бы значимы в каких-то отраслях, например, в финансах или медицине. Что касается Медспутника, у нас была команда, которую мы финансировали для того чтобы она создала этот проект. По целому ряду причин этого не получилось, поэтому мы этот проект заморозили. Что касается zoomby, то это для нас это очень органичная история. Я уже рассказывал о том, что мы много занимались Телекомом и медиа, и сейчас мы этим тоже занимаемся. Что касается Доставки, то для нас это случайный проект. Мы просто кредитовали акционеров Доставки, и в тот момент, когда компания попала в кризис, мы выкупили этот проект.
М.СПИРИДОНОВ: Есть мнение о том, что WebMediaGroup очень наглядно показала пример многих инвесторов. Ваш пример очень показателен в том смысле, что вы начали со спонтанного, интуитивного инвестирования и вложения денег в проекты порой неожиданного характера, а потом, набрав опыта, набив шишки, взялись за что-то, более-менее понятное с точки зрения бизнеса и перспектив, в частности появился zoomby. Возможно, появится что-то еще. Что касается Доставки, то я не знал, что этот сайт имеет такую посещаемость, значит, он тоже прибыль генерит.
С.КАЛУГИН: Доставка – очень удачный проект. Он в этом году вырос в 2 раза, просто он, может быть, менее публичен, чем все остальные, но он растет и движется очень неплохо. В электронной торговле можно иметь огромный оборот и не иметь бизнеса. Это точно так же, как и в других медийных проектах, где можно покупать кучу трафика, быть по посещаемости №1, но не зарабатывать. Мы всё-таки стараемся искать какой-то баланс между репутацией и заработком.
М.СПИРИДОНОВ: Доставка – это только витрина, или свои склады, своя логистика?
С.КАЛУГИН: Свои склады и своя логистика. Если почитать исследования по рынку электронной торговли, то это явно не последний ресурс.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли назвать проекты до zoomby пробой пера?
С.КАЛУГИН: Отчасти это так, но в каждом бизнесе, особенно в стартапе, важно упорство, важно каждый день сидеть, придумывать что-то новое, быть готовым к тому, что тебя постигнет неудача и искать новые решения. Я бы не сказал, что наши вертикали находятся в каком-то кризисе, они просто растут в другой парадигме, где показатели посещаемости не являются главными. Поскольку мы ушли в сервисную модель, для нас главное – выручка, которая имеет устойчивую тенденцию к росту. Для нас важно, что операции имеют положительную маржу. Мы инвестируем в развитие, но текущие операции компания окупает, что тоже важно.
М.СПИРИДОНОВ: В целом, компания в плюсе?
С.КАЛУГИН: Да, мы в плюсе.
М.СПИРИДОНОВ: Как юридически всё это организовано? У каждой компании отдельное юрлицо?
С.КАЛУГИН: Это разные юридические лица.
М.СПИРИДОНОВ: Они все сами по себе прибыльны, или прибыльность означает совокупный доход группы проектов, и на выходе получается, что одни других компенсируют?
С.КАЛУГИН: У нас не все проекты прибыльны. Например, zoomby имеет отрицательный денежный потом, но это понятно, ведь проекту всего год. Я думаю, что ни один год мы будем в него инвестировать, прежде чем проект выйдет на прибыльность, хотя сейчас мы понимаем, когда и при каких условиях это произойдет. Что касается остальных проектов, то они имеют позитивный денежный поток.
М.СПИРИДОНОВ: Как они управляются? Как всё это выглядит с точки зрения инвестиционной и операционной структуры?
С.КАЛУГИН: У нас на каждый проект есть команда, есть Мария Флорентьева, которая является директором компании «WMG». Она осуществляет текущее управление всеми нашими проектами. Проходят планерки, советы директоров, мы периодически смотрим инвестиционные бизнес-кейсы, то есть это классическая история.
М.СПИРИДОНОВ: У каждого проекта есть свой лидер?
С.КАЛУГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какого размеры команды?
С.КАЛУГИН: По-разному. В Доставке работают сотни человек, в zoomby меньше 30, в вертикалях 50 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Во всех вертикалях?
С.КАЛУГИН: Да, если их вместе считать, то 50 человек.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения расположения, они сидят в одном офисе или разнесены?
С.КАЛУГИН: В наше время сидеть в одном офисе непринципиально важно, хотя сейчас для того чтобы лучше управлять затратами, мы перевезем все компании в одно место.
М.СПИРИДОНОВ: До этого они находились в разных точках?
С.КАЛУГИН: Доставка сидела в одном месте, а все остальные проекты – в другом. У нас было 2 офиса.
М.СПИРИДОНОВ: Последние годы многие рассуждают об улучшении коммуникационных возможностей, когда можно общаться через Скайп, телефон, в режиме видео-связи, через чаты, в социальных сетях. Есть одно мнение – всех сотрудников можно переводить на удаленную работу, экономить на офисе, на всём, включаю уборку, покупку оборудования, потому что у каждого свои ноутбук и мышка. Вторая группа людей считает, что надо учитывать психологическую составляющую, что люди не меняются, что их нужно сажать друг с другом, им нужно давать пространство общения, атмосферу команды, чувство плеча, возможность для обмена идеями, их нужно держать вместе в офисе. Вы как полагаете?
С.КАЛУГИН: Во-первых, есть такие бизнесы, дистанционно работать в которых достаточно сложно. Например, электронная торговля, где должны быть курьеры, кладовщики, бухгалтеры, то есть те люди, которые привязаны к офису. Что касается других наших бизнесов, более медийных, то, конечно, там часть людей работает вне офиса, они работают удаленно. Нам кажется, что важно, когда люди общаются между собой не только посредством компьютера, но и имеют возможность поговорить, чаю выпить, в переговорной посидеть и поболтать. У нас есть офис, и большинство людей сидят в нем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сторонник того, что этот офис необходим для того чтобы работа строилась эффективно?
С.КАЛУГИН: Мне кажется, что по жизни у нас так получается лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Возвратимся к моменту набора пула проектов. Как происходила оценка? Как происходил выбор?
С.КАЛУГИН: Мы смотрели, прежде всего, на те проекты, которые, как нам казалось, имеют возможность хорошо вырасти, которые находятся в нишах, где нет конкурентов, и там, где бизнес-идея была нам понятна. Это базовые критерии выбора. Мы также думали о том, сколько денег у нас в кармане. Понятно, что Яндекс нам не купить.
М.СПИРИДОНОВ: У вас было порядка 10 миллионов?
С.КАЛУГИН: Вложили в бизнес мы гораздо больше, но всё равно это десятки миллионов, а не сотни.
М.СПИРИДОНОВ: Какая была самая крупная покупка? Какой из проектов стоил дороже других?
С.КАЛУГИН: На первом месте Доставка, потому что это ритейл, на втором месте идет zoomby.
М.СПИРИДОНОВ: В расходной части?
С.КАЛУГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Zoomby создавался с нуля?
С.КАЛУГИН: Да, zoomby – это стартап.
М.СПИРИДОНОВ: А когда вы собирали пул, что было самым дорогим?
С.КАЛУГИН: Дороже всего мы купили Кредит.
М.СПИРИДОНОВ: Фотосайт дорого стоил?
С.КАЛУГИН: Не помню. Я не хочу вводить вас в заблуждение. Это было несколько лет назад, но всё равно все проекты стоили порядка миллиона.
М.СПИРИДОНОВ: Zoomby понятно, как будет развиваться. Сложно предсказать, будет ли он успешным на 100%, как карты лягут, это зависит то того, насколько хорошо будет работать команда. Что будет с контентной частью – проектами типа Банк.ру, Кредит.ру, Инаут, Меню, Фотосайт? Вы планируете докупать такие проекты? Думаете ли эти продать и заняться только двумя крупными?
С.КАЛУГИН: Сейчас для нас это не очень актуально. Я говорил о том, что в наших вертикалях не так давно изменилась парадигма развития. В этой новой парадигме они очень хорошо растут. Кредит чуть ли не удвоился за год. Зачем нам выходить из этих проектов, если мы видим, что это быстрорастущий и устойчивый бизнес? Вряд ли мы сейчас что-то продадим. Хотя знаете, как говорят, что если придут и предложат огромные деньги, то продать можно всё.
М.СПИРИДОНОВ: Вы согласны с этим? Вы не прирастаете душой к каким-то проектам?
С.КАЛУГИН: Это хороший вопрос. Я думаю, что прирастаем. Без этого невозможно достичь результата. Только тогда, когда ты живешь чем-то каждый день, что-то может получиться, но бизнес есть бизнес. Мы находимся в нем достаточно давно. Мы купили и продали десятки компаний и для себя, и для других, соответственно, это понятное душевное упражнение.
М.СПИРИДОНОВ: Покупку новых подобных активов вы не предполагаете?
С.КАЛУГИН: Я думаю, вряд ли мы сейчас что-то купим, только если для достройки существующих бизнес-линий. Связано это с тем, что наш интеллектуальный ресурс ограничен. Нам бы эффективно развивать то, что мы имеем. Вряд ли мы будем куда-то инвестировать.
М.СПИРИДОНОВ: Вас во многих изданиях называли венчурным инвестором. Вы себя таковым считаете? Для тех, кто не знает, поясню, что это рискующие инвесторы, которые не рассчитывают на то, что обязательно получит прибыль, а вкладывается в несколько направлений и готовы терять.
С.КАЛУГИН: Я думаю, это правильно. Для нас всегда было очень важно сделать что-то своими руками. Мы люди, которые любят что-то создавать. С этой точки зрения, мы венчурные инвесторы. Мы понимаем, что может получиться, а может не получиться. Удовольствие от этого огромное. Приятно жить каким-то творческим трудом.
М.СПИРИДОНОВ: Была какая-то этапность в развитии пула проектов, набранного в 2009 году? Были какие-то поворотные моменты? У вас была попытка создать социальную сеть. Об этом поговорим отдельно.
С.КАЛУГИН: Вначале мы купили Меню, Банк и Фотосайт, несколько лет мы сидели в этом сегменте, потом мы стали собственниками Доставки. Через какое-то время мы решили инвестировать в видео в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Социальная сеть, которую вы строили, была юношеской, если я не ошибаюсь, да?
С.КАЛУГИН: Да. У нас не получилось.
М.СПИРИДОНОВ: Как она называлась?
С.КАЛУГИН: Она была в нескольких ипостасях. Мы меняли доменные имена, потому что пытались подстроиться под аудиторию.
М.СПИРИДОНОВ: Наш предыдущий герой – Михаил Гуревич также имел такой опыт. Они строили социальную сеть Твиди, и там более-менее получилось. Также они строили Вспомни.ру, но там ничего не срослось. Не заметили, что такой проект появлялся на горизонте и исчез также скоротечно, как и появился?
С.КАЛУГИН: Я могу вам сказать про наш опыт. Дело в том, что был такой период, когда социальные сети демонстрировали потрясающую динамику, и казалось, что можно создавать социальные сети для какой-то узкой аудитории. Мы хотели сделать социальную сеть для детей и подростков, но дети и подростки к тому времени уже переползли в Одноклассники и Вконтакте. Мы поняли, что мы не набираем ту динамику, которую хотели, а чего-то уникального предложить не можем, поэтому проект затих.
М.СПИРИДОНОВ: Каких максимальных показателей он добился? Посещаемость или пользовательская база?
С.КАЛУГИН: Я не помню, но по сравнению с Одноклассниками и Вконтакте это были несопоставимые цифры. Мы даже не вышли на миллион в месяц, по-моему.
М.СПИРИДОНОВ: Это потому что в принципе невозможно строить специализированные сети, или потому что у вас, как и у МедиаМира не получилось?
С.КАЛУГИН: Я думаю, что второй вариант. Мы не смогли найти какого-то особенного формата, не смогли его скреативить. Так получилось, что наша аудитория ушла в другие социальные сети. Видимо, этому есть простое объяснение – детям и подросткам хочется казаться старше, поэтому они сидят в сетях, где сидят люди более старшего возраста. Видимо, это ментальная и статусная вещь.
М.СПИРИДОНОВ: Были еще какие-то неудачи, которые могли бы быть поучительными для вас?
С.КАЛУГИН: С Медспутником у нас не получилось. Базовая проблема – это проблема команды. Та команда, которую мы привлекли, сделала не совсем то, что было нужно, а всё или многое переделывать заново мы не смогли, у нас не хватило ресурсов. Этот проект сейчас находится в спящей форме.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени и денег было потрачено?
С.КАЛУГИН: Мы потратили чуть меньше миллиона.
М.СПИРИДОНОВ: Рублей?
С.КАЛУГИН: Долларов. У нас были большие амбиции. Наверное, я ошибаюсь, и мы потратили около 500-600 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени это всё длилось?
С.КАЛУГИН: Где-то полгода.
М.СПИРИДОНОВ: Вы были способны приобрести проекты и поддерживать их на свои деньги, однако, вы дважды привлекали со-инвесторов, да?
С.КАЛУГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Чем вы руководствовались? Если есть деньги, то вкладывай.
С.КАЛУГИН: Всегда хорошо иметь единомышленников, партнеров, с одной стороны. С другой стороны, для проекта, который находится в самом начале развития, очень важно иметь возможность в случае необходимости получить дополнительный капитал. Львиная доля денег в проектах – наша собственная, но иметь возможность обратиться к другому кошельку очень правильно. В конечном итоге, это повышает шансы на успех.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом происходит участие ваших со-владельцев в управлении?
С.КАЛУГИН: Они, скорее, финансовые инвесторы, они не очень активно занимаются текущим менеджментом, они управляют компанией через Совет директоров.
М.СПИРИДОНОВ: Они в курсе происходящего?
С.КАЛУГИН: Конечно, это их же деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Это частные лица или корпоративные?
С.КАЛУГИН: Среди инвесторов есть ГазпромБанк и фонд «Лидер».
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом аргументировали необходимость прихода этих инвесторов для них самих, или они сами постучались к вам?
С.КАЛУГИН: Лидер – фонд, который занимается венчурным инвестированием. Что касается ГазпромБанка, я думаю, у них та же история. Они, зарабатывая основные деньги на традиционном бизнесе, хотели попробовать что-то экстремальное с возможностью заработать намного больше.
М.СПИРИДОНОВ: Михаил Гуревич сказал: «Я поддерживаю ряд известных интернет-деятелей, которые считают, что в России нет стартапов. В России действительно нет стартапов, в них нет смысла». Он имел в виду, что все удачные идеи копируются с Запада. Согласны?
С.КАЛУГИН: Я не совсем согласен. Почему? Мы живем в глобальную эпоху. Так получается, что в разных странах возникают аналогичные по смыслу проекты – поисковики или социальные сети. Наверное, когда люди создавали эти проекты, они смотрели на аналогичный опыт на Западе, но сказать, что это чистое копирование, и что у людей не было своих идей, нельзя. Я думаю немного по-другому. Я думаю, что когда возникает какая-то потребность или возможность что-то сделать на локальном рынке, то люди это делают и часто используют опыт более передовых стран, но говорить о том, что в России всё тупо копируют, я бы не стал.
М.СПИРИДОНОВ: Вы смотрите на Запад, или за границы России, может, в страны СНГ? Есть ли какие-то бизнес-планы?
С.КАЛУГИН: Готовы ли мы куда-то инвестировать или выйти туда со своими проектами?
М.СПИРИДОНОВ: Будете ли доносить свои бизнес-интересы за пределами России?
С.КАЛУГИН: Что касается инвестирования в другие проекты, то мы пока не хотим этого делать ни в России, ни за ее пределами. Мы считаем, что у нас нет ресурсов. Все те ресурсы, которые есть, задействованы в существующих бизнесах. Что касается тиражирования наших проектов на какие-то другие территории, то об этом тоже рано говорить, потому что наши проекты еще не достигли таких размеров. Если вы посмотрите на Яндекс, когда он стал выходить на другие рынки, то до этого момента он 7 или 10 лет развивался здесь. Наверное, до тиражирования мы еще не доросли.
М.СПИРИДОНОВ: В каком временном промежутке возможно доращивание проектов и выход на зарубежные рынки, и вообще нужно ли это? Может быть, остаться в России и не думать об этом?
С.КАЛУГИН: Для нас это, скорее, теоретический вопрос. Понятно, что, занимаясь бизнесом, ты каждый день анализируешь возможности, которые перед тобой открываются, и то, что ты имеешь. Важно правильно рефлексировать и понять, настал такой момент или нет. Для нас это теоретический вопрос, а строить прогнозы сложно. Дай Бог угадать хотя бы на год-три.
М.СПИРИДОНОВ: Я это спрашиваю, потому что на Западе, особенно для инвестора, имеющего понимание того, что такое обращаться с деньгами, есть гораздо больше объектов для инвестирования. Сам бизнес по масштабам, если он состоялся, резко больше, чем российский. Если вспомнить инвестиции DST, сегодня расколовшегося на DST Global и Mail.ru Group, то они вложили в Facebook деньги, сопоставимые с деньгами, которые вы вложили в свою компанию. Сейчас мы понимаем, что после IPO эти деньги вырастут в миллиарды.
С.КАЛУГИН: DST вкладывал совсем другие деньги. Там были сотни миллионов, насколько я помню.
М.СПИРИДОНОВ: В конечном счете, да, но первичные инвестиции, по-моему – это десятки.
С.КАЛУГИН: Не буду спорить. Это очень индивидуальная вещь. Она зависит от того, чувствует ли инвестор себя на тех рынках уверенно или нет. Что касается нас, то я не чувствую, что мы так хорошо понимаем, как будет развиваться тот или иной проект в Силиконовой Долине для того чтобы нести туда свои деньги. Можно вложить деньги в венчурный фонд, где профессионалы, которые дышат этим воздухом каждый день, инвестируют в десяток проектов, из которых пара проектов окажется удачной. Наверное, эта идея имеет смысл. Пока у наших проектов неплохая динамика, и нам хочется их поддерживать, все наши усилия сосредоточены на наших собственных проектах, мы фокусируемся, прежде всего, на них. Во-вторых, всё-таки мы не совсем финансовые люди. Мы имеем большую долю предпринимательства, мы много участвуем в развитии проектов. История DST – финансовая, инжиниринговая история. Это не совсем наш бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что вам, кроме вложения денег, нужно еще в это поиграть, то есть участвовать операционно, жить этим, гореть, получать расстройства или, наоборот, радости от того, что что-то получилось или не получилось?
С.КАЛУГИН: У каждого есть свой собственный алгоритм успеха. Люди, взрослея и занимаясь разными историями, понимают, какая модель для них подходит, а какая нет. У нас до этого всегда лучше получалось тогда, когда мы достаточно глубоко погружались в те проекты, в которые инвестировали. Это не совсем игра. Конечно, и драйв, и кайф важны, но у нас просто лучше получается, если мы не держим наши проекты на совсем вытянутой руке, у нас лучше получается тогда, когда мы в них активно участвуем.
М.СПИРИДОНОВ: На Ваш взгляд, инвестиционный климат в России благоприятный или оставляет желать?
С.КАЛУГИН: Зачем вы спрашиваете? Вы же читаете всякие research, аналитики.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, что Вы думаете на этот счет.
С.КАЛУГИН: Я не хочу спорить с ведущими рейтинговыми агентствами.
М.СПИРИДОНОВ: Я имею в виду не то, что публикуют в газетах «Ведомости» или других деловых изданиях. Я сейчас говорю об общем впечатлении Вас, как предпринимателя и инвестора. Насколько Вам комфортно работается в России в технологической сфере, Интернете?
С.КАЛУГИН: Я так понимаю, что Ваш вопрос звучит примерно так «Можно ли в России рассчитывать на успех?». Я считаю, что можно.
М.СПИРИДОНОВ: Удобно ли работать в России в области интернета, высоких технологий?
С.КАЛУГИН: Ответ на этот вопрос состоит из нескольких частей. Есть общеэкономическая ситуация – насколько население состоятельно, готово ли оно что-то потреблять, нужны ли ему для этого какие-то порталы.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Я думал вывести Вас на некую мысль, которую сейчас прямо озвучу. Сильно ли для Вас отличается бизнес в офлайне от бизнеса в онлайне? И чем, если да?
С.КАЛУГИН: В интернете проще. Я думаю, что контролирующие органы, которых, как правило, упоминают, когда говорят о том, что они мешают бизнесу, в интернете, видимо, понимают меньше, поэтому менее в нем активны.
М.СПИРИДОНОВ: То есть пожарники и санэпидстанции не так часто заходят?
С.КАЛУГИН: Они просто не понимают, что им делать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом основную часть беседы завершим. Сейчас небольшой блиц, на вопросы которого прошу отвечать лаконично.
С.КАЛУГИН: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: С просмотра каких сайтов или пользования какими сервисами Вы начинаете утро?
С.КАЛУГИН: Я смотрю News.ru, РБК и Ведомости.
М.СПИРИДОНОВ: Интересный выбор. Что чувствуете, когда оказываетесь в таком месте, где не работает wi-fi, и не доступен мобильный интернет?
С.КАЛУГИН: Свободу.
М.СПИРИДОНОВ: Не угнетает вас это? Не чувствуете потерянности, нет ощущения, что вы выпали из пространства?
С.КАЛУГИН: Вы знаете, в последнее время мне это нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Подолгу можете находиться без связи?
С.КАЛУГИН: Я охотник, поэтому неделю могу.
М.СПИРИДОНОВ: До какого возраста, на ваш взгляд, человек способен учиться?
С.КАЛУГИН: Думаю, что вечно, до смерти.
М.СПИРИДОНОВ: Пользуются ли ваши дети интернетом, если да, то что вы им разрешаете, а что запрещаете?
С.КАЛУГИН: Конечно, пользуются. Я им ничего не запрещаю. Надеюсь, что на совсем спорные ресурсы они не ходят. Я их не контролирую.
М.СПИРИДОНОВ: Только надеетесь, не контролируете?
С.КАЛУГИН: Я считаю, что это невозможно. Единственная степень контроля – это внутренняя. Главное научить их тому, что хорошо, а что плохо, а дальше пусть они сами определяют.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то книги в области бизнес-образования, управления, которые вы как предприниматель с опытом можете посоветовать нашим молодым предпринимателям, которые слушают программу?
С.КАЛУГИН: Самая любопытная книга про бизнес, которую я прочитал – афоризмы Черчилля.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Напоследок задам пару вопросов из тех, что пришли в анонсах программы. Напомню, что каждая передача анонсируется в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, в аккаунте Рунетологии в Твиттере и facebook. Как выбираете направление деятельности при запуске нового проекта: больше анализируете или доверяете интуиции?
С.КАЛУГИН: Трудно сказать. Надо сказать, что это мучительный процесс, там участвует и то, и другое.
М.СПИРИДОНОВ: Методики нет, есть отдельные случаи?
С.КАЛУГИН: Есть навыки, а поскольку проекты, как правило, очень разные, то работают навыки и инстинкты.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Большинство вопросов, которые были заданы, мы так или иначе обсудили, поэтому задам, пожалуй, последний вопрос. «Можете ли одним предложением рассказать, в чем секрет вашего успеха?», - спрашивает Aleksandr Yanovskiy.
С.КАЛУГИН: Я думаю, что главное – упорство.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Большое спасибо, Сергей. На этом всё. Если есть, что добавить в финале, то можете это сказать. Если нет, то будем заканчивать.
С.КАЛУГИН: Завтра выходной день, поэтому хочу всем пожелать максимально хорошо его провести.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Нас будут слушать уже после праздников, но пусть люди проводят все дни хорошо. В финале напомню о том, что у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». Зайдите на сайт netology.ru сейчас и узнайте, как стать более компетентным, а значит, высокооплачиваемым интернет-специалистом. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель холдинга WebMediaGroup Сергей Калугин. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!