М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 1 марта 2012 года. В эфире 137-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Мы, как обычно, благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска – проект «Электронный бухгалтер «Эльба» - веб-сервис для малого бизнеса, который позволяет привести в порядок дела, бухгалтерские операции и сдать всю необходимую отчетность, не выходя из офиса или работая дома. «Эльба» проста в использовании и надежна в работе.
И еще одно сообщение – 7 марта – последний день приема заявок на конкурс сайтов «Рейтинг Рунета» - ежегодной премии за лучшие сайты в своей номинации. Подать заявку на участие в конкурсе могут как владельцы сайтов, так и профессиональные веб-разработчики.
Когда в фантастических фильмах или в шутку в дружеской беседе звучит фраза «Большой брат следит за тобой», то, как правило, имеется в виду, прежде всего, то, что этот «Брат» знает, где мы находимся. Еще недавно располагать такой информацией могли только спецслужбы, да и то при использовании большого количества оборудования. Сегодня фактически каждый из нас может это сделать. Помогут сервисы геолокации, позволяющие рассказать друзьям о своем местоположении, поделиться впечатлениями, добавить фотографии или, наоборот, узнать, где был и где находится тот или иной знакомый, приятель или родственник. Такие сервисы существуют как самостоятельно, так и как часть больших интернет-проектов. Например, Гугл, Facebook владеют собственными подпроектами, которые пока не позиционируются как отдельные направления, но уже присутствуют и активно используются теми, кто находится в этих сетях. Однако, не только в Рунете, но и в мире не найдено однозначной модели построения бизнеса на этих сервисах, которая бы выстрелила и была убойной, как, например, в свое время выстрелила модель построения бизнеса на приложениях в социальных сетях, но существует этих моделей немало.
Один из сооснователей крупнейшего геосоциального сервиса Рунета «AlterGeo» Александр Доржиев сегодня у нас в гостях. Александр, приветствую!
А.ДОРЖИЕВ: Здравствуйте! Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Ты веришь в геолокацию, как бизнес, или это только технология, которую можно вывести в бизнес?
А.ДОРЖИЕВ: Безусловно, я верю в геолокацию как в бизнес, причем это может быть технологический бизнес. У нас работает такое направление, то есть это технология определения местоположения разными способами – wi-fi, gsm, wimax, ip, это то, что мы называем гибридной навигацией. Эта технология востребована, у нас есть клиенты. Понятно, что количество таких клиентов исчисляется не тысячами и миллионами, в России это единицы, максимум десятки. Это крупные интернет-сервисы, которым, например, нужно геотаргетировать рекламу. Технологическое направление – конкретный и понятный бизнес. Мы делаем технологию и продаем ее. Есть другое направление – создание пользовательских сервисов, которые естественно монетизируются. Это является бизнесом ровно по тем причинам, почему является бизнесом любой сервис с большим количеством пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня у AlterGeo большое количество пользователей?
А.ДОРЖИЕВ: Зарегистрировано около 850 тысяч, но если говорить о ежемесячной аудитории, то она порядка 90 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Что именно делает AlterGeo более привлекательным, нежели аналоги, например, популярный среди продвинутой тусовки интернетчиков Foursquare?
А.ДОРЖИЕВ: Во-первых, это 2 разных продукта, 2 разных мобильных приложения. Есть люди, которым очень нравится Foursquare, есть люди, которым очень нравится AlterGeo. Есть люди, которые сидят на Windows, и те, кто сидят на Mac. И то, и другое – это более развлекательные сервисы. Они сходны, но у них есть разные акценты. Если говорить о преимуществах для российского пользователя, то мы очень серьезно работаем в направлении привлечения максимального количества партнеров. Когда человек ходит куда-то часто, любит какое-то заведение, это заведение должно полюбить его. Для обеспечения качественной работы этой части нам нужно большое количество партнеров, большое количество заведений, которые с нашей помощью будут вознаграждать своих посетителей. Одним из серьезных преимуществ является то, что мы работаем в России, мы являемся инициатором этих партнерств, мы их ищем, привлекаем, заключаем с ними партнерские соглашения и следим за тем, чтобы эта система работала. Сейчас у нас больше тысячи партнеров. Для сравнения скажу, что в Москве всего 6 тысяч заведений общественного питания.
М.СПИРИДОНОВ: Многие мои знакомые, говоря об AlterGeo, говорят, что они не понимают, зачем им пользоваться, поскольку есть Foursquare, а это еще один сервис, который, по всей видимости, имеет меньшее количество пользователей. У него нет понятного профита.
А.ДОРЖИЕВ: Для интернет-аудитории, конечно, небольшая скидка за лояльность не является мотиватором, но это же совсем не значит, что остальным пользователям это неинтересно. Есть большое количество пользователей, которые очень четко понимают, где профит. Он ходит куда-то и получает скидку. Как отвечать на этот вопрос? Мы с этим столкнулись достаточно давно. С того момента, когда мы только начинали это делать и делали первые эксперименты по механикам, которые можно реализовывать в приложении, мы увидели, что действительно есть большое количество пользователей, которые открывают приложение, смотрят и задают вопрос «Это вообще зачем?». Это логичный вопрос, но вся геолокация – это не первая необходимость для человека, это развлечение, которое рассчитано примерно на 5% интернет-аудитории.
М.СПИРИДОНОВ: Это работает на сегодня? У вас есть забавные звания (в Foursquare звания мэра, у вас легенды), любопытные возможности поделиться впечатлениями, заочно оставлять комментарии по тому или иному месту, в итоге получается подборка впечатлений людей, которые реально там были. Есть ощущение, что пока что эта механика не запустилась. Опровергни меня или подтверди, что вы ждете запуска.
А.ДОРЖИЕВ: На чем основано ощущение?
М.СПИРИДОНОВ: На недостаточной массовости. У вас реально тишина. Я специально поставил приложение на Андроид. Оно симпатично, оно мне понравилось с точки зрения продукта. Я нашел всего двух друзей из моих знакомых, которые также использовали AlterGeo.
А.ДОРЖИЕВ: Ты чем пользуешься из крупных социальных сетей – Вконтакте или Facebook?
М.СПИРИДОНОВ: Facebook.
А.ДОРЖИЕВ: У нас сейчас такая ситуация. Если сравнивать нашу аудиторию с аудиторией Foursquare, то это почти то же самое, что сравнивать аудиторию Контакта и аудиторию Facebook не по количественным показателям, а по тому, кем является эта аудитория. В Facebook сидят работники маркетинга, IT-ники, а во Вконтакте сидят студенты и выпускники различных вузов, в общем, люди, имеющие меньшее отношение к IT-индустрии, индустрии интернет-маркетинга, интернет-журналистики. Я очень упрощаю, но примерно так.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что AlterGeo – Foursquare для нормальных людей?
А.ДОРЖИЕВ: В общем, да. Это было наше вполне сознательное решение. В какой-то момент мы поняли, что есть ядро интернет-активной аудитории. Это очень интересная аудитория, и мы бы хотели, чтобы она любила наш продукт и пользовалась им. Мы решили, что наш продукт предоставляет достаточно профита для того чтобы быть востребованным среди всей аудитории. Ты правильно говоришь насчет малочисленности этой аудитории. Я это подтверждаю. Действительно, одна из первых мыслей, которая приходит человеку в голову – это «Зачем я буду это делать?». В то же время геолокационные сервисы решают некоторый набор мелких задач, которые нужны не всем, но многим. Например, найти подходящее для себя место в родном городе или в городе, куда ты приехал. Кроме AlterGeo и Foursquare, с помощью какого сервиса можно подобрать себе хорошее место?
М.СПИРИДОНОВ: Раз мы этого коснулись, скажу, что я вижу у вас массу опасностей с конкурентной точки зрения, причем не в прямых нишах, а опосредованных. Например, модули геолокации в социальных сетях или на крупных порталах являются вашими конкурентами. Они их докрутят, сделают более привлекательными для пользователей. Например, те же самые Places у Facebook, Latitude у Гугла и другие. Это одна составляющая. Вторая составляющая – различные картографические, каталогические сервисы. Таковым является ДубльГис. Он тоже идет в вашем направлении. Это движение довольно поступательное и серьезное. Также они помогают найти прачечную рядом, рестораны и так далее, правда, у них нет впечатлений пользователей. У них пока нет оценки, но я думаю, она появится со временем. Есть еще пара-тройка направлений, которые также прямо или косвенно с вами могут конкурировать. Как вы к этому относитесь? Что вы думаете насчет такой конкуренции? Видится ли она вам опасной?
А.ДОРЖИЕВ: Мы относимся к ней очень хорошо. Всё, что делается вокруг нас с использованием геолокации, может являться источником нового взгляда, свежих идей о том, как можно видоизменить механики, продукт, чтобы он стал по-настоящему интересен. Искать опасность в том, что кто-то добавляет себе инструменты по определению местоположения, довольно странно, потому что местоположение сейчас есть практически в каждом мобильном приложении. Ты открываешь прогноз погоды на телефоне, например приложение Gismeteo, и оно определяет местоположение. Глупо же этого бояться! Есть крупные социальные сети. Тот же Latitude существует примерно с 2008 года. Никто же им не пользуется.
М.СПИРИДОНОВ: Это мина замедленного действия. Эта штука пока не используется серьезно, поскольку она стоит на крупнейшей в мире поисковой системе, которая сейчас превращается в портал с всё большим функционалом социальной сети. Я это говорю, чтобы тебе оппонировать. Не сказать, что я очень серьезный оппонент, просто проговаривая такие вещи, я хочу понять, как ты на это смотришь. Несомненно, ты разбираешься в предмете гораздо глубже.
А.ДОРЖИЕВ: У меня очень простая точка зрения на этот счет. Базовая механика отметки человека где-то, когда человек говорит, что он находится там-то, сама по себе не несет никакой ценности. Да, это сделал Facebook, но это приносит очень мало ценности Facebook и практически никакой ценности пользователю. Потребность в том, чтобы рассказывать друзьям, где я нахожусь в настоящий момент, есть у 1-2% людей. Что еще может сделать Facebook на базе этого? У Facebook есть фотографии, видео, общение, ссылки. Они сделают еще места. На базе этих данных о географии, о посещении мест можно сделать достаточно большое количество сервисов. Например, lifestreaming всех направлений. Есть несколько популярных приложений Foodspotting, когда люди фотографируют еду, есть приложение, где фотографируют всё, снимают видео. Те же рекомендательные сервисы, когда я открываю приложение чтобы узнать, куда ходят люди, которые своим поведением, посещаемыми заведениями и потребляемой едой похожи на меня. Всё это можно сделать на базе географического функционала. Вопрос в том, будет это делать Facebook или нет. Скорее всего, всё это Facebook делать не станет. Скорее всего, он даже не станет делать 10% от этого. У него другие цели, огромное количество своего функционала и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай сейчас не будем глубоко уходить в эту тему, поскольку мы сможем продолжить эти размышления в основной части передачи. Добавлю только то, что пришло в голову. Пока ты говорил, я думал, что же еще такое может быть, и вспомнилось, что у мобильных операторов есть подобный прототип возможности найти человека по его сим-карте по базовым станциям. Грамотным образом обработав это, они могут сделать подобный сервис. Также вспомнилось, что есть сервисы типа Трипстер, также имеющие мобильные приложения.
А.ДОРЖИЕВ: TripAdvisor.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Их приложения также позволяют найти те или иные рестораны, гостиницы. Вокруг геолокации цветет масса всего, но мне кажется, что пока бизнесом в полном смысле этого слова ни одно из направлений не стало. Вполне допускаю, что наша дальнейшая беседа в чем-то это опровергнет. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего сегодняшнего гостя и продолжим.
ДосьеАлександр Доржиев родился 5 декабря 1982 года в Иркутске. В 2005 году окончил Московский физико-технический институт (МФТИ). Работал на различных технических должностях в интернет-провайдере Plus.ru. Cооснователь хостинг-провайдера Paltus.ru (компания продана в 2008 году). С 2008 года – соучредитель AlterGeo. Занимался мобильной разработкой, руководил серверной частью. Сейчас управляет всем комплексом работ по развитию бизнеса AlterGeo. Любит кататься на сноуборде, ходить под парусом, играть в шахматы и читать книги. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Что вынесло тебя в геолокацию? Почему это направление занимает тебя уже 5 лет?
А.ДОРЖИЕВ: 4 года. Ты так меня не пугай. Мы начали весной 2008 года. Для меня это не было долгим приходом в геолокацию. Автор идеи wi-fi-позиционирования – Денис Алаев. Придумал он всё это не сразу, он был тогда студентом или аспирантом МАИ. Это всё относится к его специальности. Это было предметом его работы, его исследований, и в какой-то момент я услышал, что он этим занимается. Меня заинтересовала эта тема. Мы с ним достаточно долго общались. Почему меня это заняло? Потому что мне было интересно, что можно определять местоположение по Wi-fi. Это же круто. Это стало очень интересно. Мы стали думать, что же мы можем сделать на базе этого. Понятно, что есть научная работа, есть технология, которую можно сделать, но как ее можно применять. В рамках этих исследований мы начали выступать на конференциях, рассказывать об этом, общаться с различными людьми, которые давали советы, предлагали что-то. В итоге это выросло в 2 направления – технологическое направление и пользовательский сервис.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи в двух словах, как сегодня строится бизнес AlterGeo. Как эти 2 направления разделяются по процентам выручки?
А.ДОРЖИЕВ: Я не уверен, что я назову верные проценты. Посмотрим, буду ли я их называть. Есть доходы от лицензирования технологического направления, там есть несколько клиентов. Технология используется для создания нового пользовательского опыта, основанного на геолокациях, на массовых сервисах, либо для геотаргетирования рекламы. Там всё построено на лицензионных платежах в зависимости от количества запросов. Есть также наш пользовательский сервис. Мы стараемся эти 2 направления изолировать друг от друга, потому что это логично, это 2 разных бизнеса. В пользовательском сервисе 2 источника дохода. Первый источник – это платежи пользователей. Я думаю, что надо подробнее остановиться на модели с платежами пользователей. Второй источник – это рекламные доходы. Мы стараемся делать интересные спецпроекты, где есть рекламные доходы.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что технологическое направление прибыльно, а пользовательское пока что убыточно?
А.ДОРЖИЕВ: Я не очень хотел бы произносить это вслух, но это так. Есть нюансы. Если с технологическим направлением всё понятно, и нет никакого смысла пытаться вкладывать в него больше, чем нужно. С пользовательским направлением всё по-другому. Мы имеем возможность и потенциал монетизировать его так, чтобы оно стало, как минимум, окупаться, но это будет совершенно ошибочный ход, потому что сначала пользователи. Не бывает пользовательских сервисов, которые вначале строят бизнес, а потом нарабатывают пользовательскую базу. Мы проводим эксперименты по монетизации, пробуем разные бизнес-модели. Я расскажу об этом подробно, но во главу угла мы ставим блага пользователей. У нас есть возможность развивать и дотачивать продукт до идеала, и это наша цель.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай начнем с технологического направления, поскольку там будет более компактный рассказ, как я понял. Я понимаю, что вашими клиентами являются Яндекс, Qiwi.
А.ДОРЖИЕВ: Яндекс был нашим клиентом, на текущий момент он им не является. Они реализовали подобную технологию своими силами после того, как попробовали ее с нами. Они поняли, что она работает, и решили делать ее самостоятельно.
М.СПИРИДОНОВ: Какие крупные клиенты у вас есть?
А.ДОРЖИЕВ: Мы сейчас сотрудничаем с Mail.ru, Бегуном. Наверное, ты знаешь, есть такая «социальная сеть», скорее, сервис знакомств – Badoo.com.
М.СПИРИДОНОВ: Да, знаю.
А.ДОРЖИЕВ: В России она не очень сильно представлена, хотя уже и здесь набирает обороты. Они также являются нашим клиентом по геолокации.
М.СПИРИДОНОВ: Все эти клиенты покупают возможность пользования технологией за какую-то фиксированную сумму?
А.ДОРЖИЕВ: Она условно-фиксированная. Она зависит от количества запросов. Если это партнерство именно по определению местоположению, то сумма зависит от количества запросов. С Бегуном мы организовали совместное таргетирование рекламы, и это Revenue sharing.
М.СПИРИДОНОВ: Каждый случай отдельно?
А.ДОРЖИЕВ: Да, их всё-таки единицы, и там очень индивидуальный подход.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько компаний работают в этом направлении с вами?
А.ДОРЖИЕВ: Наших клиентов?
М.СПИРИДОНОВ: Ваших партнеров по технологическому направлению.
А.ДОРЖИЕВ: 4.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что каждый случай – это отдельное направление?
А.ДОРЖИЕВ: Одним из недостатков работы в технологическом направлении является очень длинный период получения клиентов. Представь себе, что такое договориться с Бегуном о совместном таргетировании рекламы. Это не делается мгновенно.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что не дольше, чем с Mail.ru.
А.ДОРЖИЕВ: Естественно. Мы работаем с Qiwi, но с ними у нас некоммерческое сотрудничество.
М.СПИРИДОНОВ: С ними у вас бартер?
А.ДОРЖИЕВ: У нас очень интересная схема. Мы определяем местоположение терминалов Qiwi. Они не знают его, а теперь знают, благодаря нам.
М.СПИРИДОНОВ: Это была ваша инициатива?
А.ДОРЖИЕВ: Это была наша совместная инициатива и их заказ. Мне просто кажется это очень интересным проектом.
М.СПИРИДОНОВ: С технологическим направлением мы разобрались. Теперь расскажи про пользовательское направление. Как у вас там обстоят дела?
А.ДОРЖИЕВ: Именно про бизнес?
М.СПИРИДОНОВ: Как тебе удобнее. Большинство слушающих нас сейчас и тех, кто будет читать эту программу в виде текстовой версии, думаю, что знакомы несильно с вами, и им любопытно узнать, чем вы живете.
А.ДОРЖИЕВ: Давай я начну издалека. Когда мы начинали делать этот пользовательский сервис, там не было никаких заведений, никаких мест, это был сервис, с помощью которого можно было посмотреть, где находятся твои друзья, и рассказать друзьям, где находишься ты. Собственно, этим является Latitude и на данный момент. Они начали немного позже нас делать то же самое. Я думаю, на тот момент у нас было больше пользователей. Нужно же как-то это всё монетизировать. Понятно, что есть геотаргетирование рекламы, но для этого нужна достаточно большая пользовательская база. Мы начали пробовать всякие интересные возможности. Нужно логично связать живых людей, которые пользуются этим приложением, и реальный мир, то есть заведения, в которые эти люди ходят, чтобы на стыке этих двух сущностей получался какой-то интересный контент. Нужно было создать взаимный интерес. Пользователи должны были получать какую-то ценность от приложений, а мы должны были что-то предложить заведениям. Мы и пошли таким путем. 2 года назад бизнес AlterGeo строился на том, что мы продавали свою партнерскую программу заведениям. Сотрудничество было платным. Мы старались продать и заработать. Если упрощать, то это спецразмещение информации о заведениях. Они были специальным образом маркированы, и заведения наших партнеров были видны лучше, чем заведения наших непартнеров. У них была возможность коммуницировать с нашими пользователями, предлагать им специальные акции, бонусы и так далее. Мы достаточно долго пытались это всё продвигать, но потом стало понятно, что продажа такого рода инновационных рекламных услуг в мобильных приложениях локальным бизнесам – заведениям, кафе, ресторанам – это достаточно сложная штука. Они готовы в этом участвовать, но не очень готовы платить за это деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, что большинство не очень понимает, о чем идет речь.
А.ДОРЖИЕВ: Да. Сейчас уже намного проще объяснять. 1,5-2 года назад объяснять было довольно сложно. У нас было не очень много партнеров. Как правило, удавалось договориться с крупными сетями и работать с ними. Мы подумали и придумали следующую схему монетизации и бизнес-модель, когда сотрудничество с заведениями мы осуществляем бесплатно. Эти партнерства ничего не стоят для заведений, они могут размещать любую информацию, но у нас есть модерация, предпочтения и направленность. Любой локальный бизнес может с нами партнерствовать и предлагать различные бонусы нашим пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Как он появляется в вашей базе? Вы его вносите, или он сам себя может занести?
А.ДОРЖИЕВ: Добавление этих локаций свободное. Любой человек может занести данные. Это может делать, например, маркетолог кафе. Есть места, где высокая пользовательская активность. Если люди ходят в заведение, то запись будет создана в нашей базе самими пользователями.
М.СПИРИДОНОВ: Он не получает каких-то административных прав, позволяющих ему делать что-то большее, чем могут делать пользователи, которые бы также могли создать эту точку?
А.ДОРЖИЕВ: Если к нам обращается партнер, если он подтверждает, что он является администрацией этого заведения, то, конечно, он получает администраторские права, возможность редактировать описания, добавлять и удалять какие-то фотографии, смотреть статистику посещаемости, создавать специальные предложения.
М.СПИРИДОНОВ: Может ли он модерировать комментарии?
А.ДОРЖИЕВ: Нет, у нас есть собственная служба модерации. У нас классический принцип. Удаляется детское порно, всё неприличное. Никакой цензуры там нет, это просто модерация в целях соблюдения законодательства.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не пытаетесь как-то обелить или, наоборот, создать кворум критических мнений по отношению к тому или иному заведению? Можно направлять комментарии либо в одном, либо в другом ключе. Теоретически это может быть объектом направленного воздействия со стороны конкурентов.
А.ДОРЖИЕВ: Максим, мы не занимаемся подобными вещами. Как любой сервис, имеющий User-Generated Content, мы периодически становимся жертвой того, что сейчас называется Social Media Marketing, всевозможных спамеров, которые пишут в комментариях, что что-то очень хорошо или очень плохо. Это тоже задача нашей модерации. Если человек спамер, то его нужно заблокировать и бороться с ним. С нашей стороны ничего подобного исходить не может. Мы таких услуг не предлагаем. Тем более, в этом совсем нет смысла, потому что у нас нет коммерческих взаимоотношений по этому виду партнерства с заведениями.
М.СПИРИДОНОВ: Вы пытаетесь придерживаться нейтральной позиции и создавать объективное представление о каждой локации, которая была внесена в вашу базу?
А.ДОРЖИЕВ: Да, конечно, хотя бы потому, что они нам ничего не платят.
М.СПИРИДОНОВ: Невозможно, заплатив, удалить что-либо?
А.ДОРЖИЕВ: Я не вспомню, чтобы ко мне кто-то обращался с такой просьбой, так что нет. Мы такой услуги не предлагаем, и, надеюсь, не будем предлагать. Тут возникает логичный вопрос – «Если мы перестали брать деньги с заведений и партнеров, то где мы собираемся их брать?». Это был момент роста купонных сервисов. Мы тоже немного посмотрели на эту модель. Вроде у нас скидки, у них скидки, и там их продают. Мы решили, что мы тоже применить такую технологию. У нас есть партнерства с заведениями, они представляют 15%-ную скидку, которую мы можем выдать пользователю за то, что он 3 раза посетил это заведение, стал его легендой, завсегдатаем, частым гостем. Если он достиг какой-то ступени, то он награждается скидкой или бесплатным кофе. Может, он пришел в первый раз или не попал под критерий раздачи, тогда у него есть возможность приобрести эту скидку. Например, 10%-ную скидку за 10 рублей. Экономически для пользователя это совершенно оправданное действие, так как он может сэкономить 100 рублей, заплатив 10 рублей. Это одна модель. Тут нужно сразу оговориться, что больших прибылей она нам не принесла, потому что мы ее не стараемся обильно продвигать. У нас сейчас устроены все механики приложений таким образом, чтобы пользователю практически не нужно было эту скидку приобретать за наличные деньги. Даже если он не является сверхлояльным пользователем, он может за свою активность в приложении (что-нибудь сфотографировать, написать несколько отзывов) заработать несколько очков и получить эту скидку. У нас есть небольшое количество покупок этих купонов, но они не окупают проект, просто за счет того, что мы эту модель не продвигаем.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы зарабатываете деньги по пользовательскому направлению исключительно через купонные сервисы?
А.ДОРЖИЕВ: Это наш купонный сервис с нашими партнерами, с нашей партнерской сетью, построенный на других принципах, которые не убивают партнерский бизнес, как это часто бывает с купонами от 50 до 90%. Это небольшие скидки за небольшие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Какие это объемы? Это тысячи или десятки тысяч?
А.ДОРЖИЕВ: Это 1-2 тысячи пользователей в месяц. В купонах – 3-4 тысячи. На текущий момент это не очень много. Это я говорю не о тех купонах, которые используются, а о тех купонах, которые куплены за деньги. Купонов, которые используются в заведениях, около 20 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно ли я понимаю, что ваш основной партнер сегодня – это заведения питания?
А.ДОРЖИЕВ: Да, это очень логично. Во-первых, потому что это локальные бизнесы, которые посещаются людьми чаще всего. Что человек чаще посещает? Даже сложно сказать. Это локальные бизнесы, которые давно и привычно занимаются тем, что привлекают пользователей. Они ищут инструменты, и мы стараемся предоставить им новый инструмент, который приведет к ним живого человека. Этого человека можно пощупать, увидеть в статистике, накормить, сделать ему скидку и сделать всё возможное, чтобы он пришел во второй раз. Для них это самое ценное, что можно предложить.
М.СПИРИДОНОВ: Как много руководителей заведений питания, которые уже сегодня говорят: «Да, к нам геолокационные сервисы приводят более-менее заметный процент посетителей»? Или это более-менее случайные посещения до сих пор.
А.ДОРЖИЕВ: Большинство наших партнеров видят наших посетителей. Другой вопрос, что это десятки человек в неделю, а не сотни или тысячи, если говорить в расчете на заведение. Они видят этот эффект. На текущий момент нет взрывного интереса к геолокационным сервисам, как это было с купонами, когда один попробовал, а следом идет очередь из заведений, которые стремятся дать скидку в 50-70%. Интерес есть, и эффект, конечно, они видят.
М.СПИРИДОНОВ: Неужели вы никак не пытаетесь взять деньги или предложить им дать деньги для того чтобы они могли как-то выделиться?
А.ДОРЖИЕВ: Мы реализуем рекламные спецпроекты. Есть одно направление – партнерства, которые реализуют программы лояльности, ориентированные на наших пользователей. Это одно направление, у которого есть четкие правила, от которых мы не отступаем. Есть другое направление. У нас есть рекламный отдел, который занимается созданием, придумыванием какие-то интересных спецпроектов, за реализацию и проведение которых мы берем деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь привести какой-нибудь яркий пример?
А.ДОРЖИЕВ: Недавно мы работали с Каро-фильмом. Мы сделали конкурс, в ходе которого наши пользователи должны были несколько раз побывать в кинотеатре, чтобы получить бесплатный пригласительный на двоих. По-моему, это было 9 раз. Проект длился несколько месяцев. Суть в чем? Пользователи, которые там отметились, были теми людьми, которые точно посетили кинотеатр и сходили в кино, потому что необходимым условием для участия была приложенная фотография билета на конкретный сеанс. Результаты получились довольно хорошими.
М.СПИРИДОНОВ: По вашей оценке или оценке Каро-фильма?
А.ДОРЖИЕВ: Оценку Каро-фильма достаточно сложно получить, потому что их проходимость – это миллионы человек ежемесячно. У них аудитория, безусловно, больше, чем у нас, но если говорить об эффекте, который можно увидеть в нашем приложении, то в сети кинотеатров за месяц было 50 отметок до начала этой истории, в конце цифра выросла до 1700 за тот же период. После окончания этого проекта цифра чуть-чуть упала, но несильно. С одной стороны, можно сказать, что те же самые люди ходили и в Каро и пользовались нашим приложением, просто они стали отмечаться, потому что у них появился дополнительный стимул, и для Каро ничего не изменилось. С другой стороны, 10-15% людей мало того, что отмечаются, так у них еще есть какое-то количество друзей непосредственно в AlterGeo, и они делают кросс-постинг в свои Твиттеры, Facebook, Вконтакте.
М.СПИРИДОНОВ: Я ни разу не видел кросс-постинга с AlterGeo, хотя с Foursquare вижу регулярно.
А.ДОРЖИЕВ: С Foursquare, безусловно, больше, но если поискать в Твиттере, то наших тоже достаточно большое количество.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе виднее.
А.ДОРЖИЕВ: Я просто по-другому их смотрю. Я мониторю конкретные вещи. Если твои друзья не пользуются AlterGeo, то, конечно, ты их не увидишь.
М.СПИРИДОНОВ: Я уже понял, что у меня неправильные в этом смысле друзья. У вас есть рестораны, кафе, кинотеатры. Какие еще типы локаций заметны на карте AlterGeo?
А.ДОРЖИЕВ: У нас еще есть салоны красоты – полировка ногтей, покраска волос и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько велик коллектив, работающий над проектом?
А.ДОРЖИЕВ: У нас работает порядка 30-35 человек. Я не скажу более точную цифру, потому что у нас есть иркутский офис, в котором находится разработка. Сейчас, наверное, чуть больше 30 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Помнится, у вас был офис в Екатеринбурге, или я ошибаюсь?
А.ДОРЖИЕВ: У нас было представительство не только в Екатеринбурге, но и в Новосибирске, Киеве, Петербурге, мы выпускали пресс-релизы на этот счет. Мы открыли представительство в Екатеринбурге, точнее пригласили на работу представителя, но через несколько месяцев стало понятно, что при правильной организации работы нашего call-центра и наших city-менеджеров, которые уже были в Москве, необходимости в расходах на оплату людей на местах практически нет. В случае крайней необходимости можно слетать в командировку. Я вчера летал в Екатеринбург, правда, по другому делу.
М.СПИРИДОНОВ: Какова структура коллектива? Call-центр занимает львиную долю?
А.ДОРЖИЕВ: Нет, он состоит из 4-5 человек. У него меняющийся состав. Есть 3 city-менеджера, которые непосредственно заключают договоры. Есть руководители call-центров, планировщики, 3 маркетолога. Всё остальное – разработка или руководство разработкой.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал, что у вас какая-то часть или какое-то время заметная часть разработки была отдана на аутсорс. Это так?
А.ДОРЖИЕВ: У нас есть аутсорс. Это замечательная киевская компания «Стенфи». Мы до сих пор с ними сотрудничаем, они выполняют существенную часть работ по разработке наших мобильных приложений. У нас долгая история мобильной разработки. Если интересно, могу сделать небольшой экскурс того, как мы пришли к аутсорсу.
М.СПИРИДОНОВ: Если коротко, давай.
А.ДОРЖИЕВ: В 2008 году я еще сам писал прототипы на Windows Mobile. C 2009 года у нас появилась возможность расширяться, набирать команду. Тогда iPhone только появились, а в России они совсем не были распространены, и мы сели за все 4 платформы, которые тогда можно было придумать – Windows Mobile, Symbian, iPhone и Java-приложения, то есть приложения для таких телефонов, как Nokia 3110. У нас в команде появились разработчики – по разработчику на каждую платформу. Это было нашим заблуждением, потому что на самом деле для того чтобы сделать приложение нужен ни один разработчик на каждую платформу. Делать приложение для дешевых телефонов с монохромным дисплеем – это тоже наше заблуждение. В итоге, мы поняли, что разработка мобильного приложения под платформу с более-менее богатыми возможностями – это комплексная, командная работа, то есть работа дизайнера, ни одного программиста. В какой-то момент мы решили попробовать аутсорс, мы попробовали, и нам понравилось. Сейчас у нас идет немного обратный процесс. Мы бы хотели сбалансировать это дело. Сейчас часть разработки ведется внутри, лучше, когда большая часть находится внутри, а часть в случае серьезных нововведений, серьезного изменения функционала аутсорится. Сейчас из платформ у нас есть Андроид, iPhone и Windows Phone 7. Эта разработка – это огромные затраты, немаленький штат, и операционно это несильно просто.
М.СПИРИДОНОВ: В июле прошлого года группа инвесторов оценила вас примерно в 40 миллионов долларов, купив 25% за 10 миллионов. Верно?
А.ДОРЖИЕВ: До 10 миллионов. Я не буду утверждать, что именно 10 миллионов, я не могу называть эту цифру.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. У вас уже 2-ой или 3-ий раунд инвестиции.
А.ДОРЖИЕВ: Если считать начальные посевные инвестиции от фонда «Addventure», то это будет третий раунд. Если считать по-взрослому, то, наверное, это второй раунд. Был первый большой раунд от Kite Ventures, сейчас от Intel и Almaz.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, как вы отвечали на, несомненно, звучавшие, особенно в момент получения инвестиций, удивления коллег по отрасли. Вам дают большую сумму серьезные инвестиционные фонды, даже группы фондов. В вас так интенсивно поверили такие серьезные люди, хотя всё еще кажется, что вы совсем убыточны, и не совсем понятны перспективы. Чем вы их взяли? Что они в вас увидели, как ты думаешь?
А.ДОРЖИЕВ: Не хочется себя хвалить, но я горжусь составом основателей нашей компании. Среди нас есть трое людей с очень серьезными техническими скиллами. Наверное, нечем особо гордиться, но они долго и много работали в разных IT-отраслях, в программировании, есть люди с бизнес-опытом. Я знаю, что для инвесторов состав и качество команды являются очень важным фактором при принятии решений. Я думаю, модель, о которой я рассказывал (с небольшими пользовательскими платежами) – это совершенно незакрытая модель, просто есть вопрос последовательности действий. Вначале нужно набрать аудиторию, а потом на больших числах эта модель будет работать.
М.СПИРИДОНОВ: Со временем вы ожидаете всё большего наплыва пользователей как в мир мобильных приложений, смартфонов, так и в ваш сервис? Будет развиваться аудитория, а вы готовы, во всеоружии, вы отработали разные модели, кое-какие успели отбросить. Тут-то всё и пойдет?
А.ДОРЖИЕВ: В реальности жизнь обстоит немного по-другому. Мы не сидим и не ждем, пока смартфонов станет много, и на каждом из них будет наше приложений. У нас очень простая и понятная задача. Продукт должен быть таким, чтобы он нравился, чтобы человек хотел его запустить, показать своему приятелю, чтобы он, выбирая между двумя похожими продуктами, выбрал наш продукт. В общем, это огромное количество работы.
М.СПИРИДОНОВ: Есть из чего выбирать? В России сейчас есть аналоги вашему сервису? Я не могу вспомнить кого-то заметного, кроме западных сервисов.
А.ДОРЖИЕВ: В России именно в этом направлении ничего заметного нет.
М.СПИРИДОНОВ: Я прав, что вам еще немного потерпеть, поперебиваться с хлеба на воду, или с бутерброда без колбасы на бутерброд с колбасой, и через год-полтора-два колесо будет раскручиваться?
А.ДОРЖИЕВ: Сидеть и ждать скучно, мы будем работать, развивать новые версии, новые механики, потому что оставлять так, как есть, неинтересно не только нам, но и пользователям. Мы хотим сделать сервис, который интересен и полезен огромному количеству людей.
М.СПИРИДОНОВ: Вы смотрите на западные сервисы – Foursquare или Gowalla? Хотите что-то перенять?
А.ДОРЖИЕВ: Не принято говорить, что мы посмотрели, нашли, что-то хорошее и сделаем также. Естественно, мы смотрим, но всегда есть опасения, что что-то хорошо сделано, но для себя неприятно. Чем гордиться, если ты просто возьмешь и скопируешь? Это нездорово. Разумные идеи каким-то образом перерабатываются, они могут вылиться в какой-то наш функционал. Мы смотрим очень внимательно, следим за новостями, всё читаем, всё изучаем и пользуемся.
М.СПИРИДОНОВ: Если коротко вернуться к инвестиционной теме, то, как много предложений о покупке вы получали? Какие это были сервисы или проекты? Мне думается, что Яндекс к вам точно должен был заходить с таким вопросом.
А.ДОРЖИЕВ: Я не могу раскрывать такую информацию. Точнее, я не знаю, могу я ее раскрывать или нет, поэтому не буду. Предложения о покупке были, по разным причинам мы никаких таких соглашений ни с кем не заключили. В ближайшее время компания не будет продана, только если не предложат что-то очень быстрое и очень выгодное. Причины разные. В основном, это несоответствие предлагаемой цены нашим ожиданиям. Мы-то знаем, что через некоторое время AlterGeo» станет очень большой и дорогостоящей компанией, и когда нам предлагают меньше, чем мы хотим, это не совсем адекватно.
М.СПИРИДОНОВ: По моим данным посещаемость сайта около 500000 в месяц.
А.ДОРЖИЕВ: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько людей используют мобильные приложения в день, месяц?
А.ДОРЖИЕВ: В месяц порядка 90 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Что делают люди на сайте?
А.ДОРЖИЕВ: Когда человек ищет какое-то заведение, он может в Яндексе или Гугле написать «Кофехауз на Ордынке», и среди ссылок будет ссылка на профиль этого места в AlterGeo. И в Яндексе, и в Гугле у нас неплохие позиции. Он приходит, он может увидеть отзывы других пользователей, фотографии из этого места и так далее. Большая часть активности такого рода. Человек ищет какое-то место, видит наш сайт и находит на нем интересный контент. Кроме этого, у нас реализован вес функционал мобильных приложений. Другой вопрос – насколько он востребован. На сайте тоже можно отмечаться, писать отзывы. Всё, что можно сделать в мобильном приложении, можно сделать и на сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. На этом, пожалуй, всё с вопросами основной части. Если ты не возражаешь, сейчас будет короткий блок с блиц-опросом.
А.ДОРЖИЕВ: Давай.
М.СПИРИДОНОВ: На вопросы блица я прошу отвечать по возможности лаконично. Altergeo одной из первых стала размещать рекламу на асфальте. Не чувствуете ли угрызений совести от того, что стали родоначальниками такого порой неоднозначного тренда? Насколько я знаю, после вас пошли рекламироваться все, кому не лень.
А.ДОРЖИЕВ: Нет, нисколько не чувствуем угрызений совести. Нельзя сказать, что мы были первыми в этом. Рекламу размещали и до нас.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты стал предпринимателем?
А.ДОРЖИЕВ: Очень хотелось. Я стал предпринимателем сразу после окончания института. Я работал начальником отдела хостинга в провайдерской конторе. У меня сложилось ощущение, что для того чтобы заниматься этим делом, мне совершенно необязательно работать по найму. Я решил попробовать, и у меня получилось.
М.СПИРИДОНОВ: Миллион долларов для тебя – много или мало?
А.ДОРЖИЕВ: Я таких денег в руках никогда не держал, поэтому мне сложно судить. Я думаю, что как для частного лица довольно много, а для компании, я не думаю, что это много. Всё относительно.
М.СПИРИДОНОВ: Готов ли хоть завтра продать свою долю в AlterGeo, если поступит достойное предложение?
А.ДОРЖИЕВ: Я готов рассмотреть предложение.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли такие люди, про которых ты бы мог сказать, что с ними ты бы пошел в разведку?
А.ДОРЖИЕВ: Конечно, есть. У меня есть большое количество друзей, про которых я могу так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом блиц завершен. Последний блок, который нам предстоит пройти – это вопросы слушателей. Напомню, что эти вопросы были заданы в анонсе программы у меня в блоге по адресу Spiridonov.ru или в анонсах, расположенных в представительствах Рунетологии в Твиттере и Facebook. Антон спрашивает: «В нашем городе (Оренбург) нет ни одного места со скидками. Нет предложений, или есть отбор? Какие критерии?».
А.ДОРЖИЕВ: У нас критерии присутствия при поиске партнеров простые. Мы на первое место поставили крупные города – города-миллионники, потом города поменьше. Оренбург, насколько мне известно, довольно большой город. Жалко, что там нет наших партнеров. Наверное, со временем мы туда доберемся своими силами. Если человек является двигателем прогресса, то мы будем очень благодарны любой помощи. Если он официанту или администратору заведения расскажет, что было бы неплохо, чтобы его заведение было представлено скидкой в AlterGeo, и даст наши контакты, то нам это действительно поможет, потому что какое-то количество партнеров приходит само.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, Антон, вы сами виноваты, что в вашем Оренбурге нет скидок.
А.ДОРЖИЕВ: Нет, Антон, конечно, не виноват. Всё будет.
М.СПИРИДОНОВ: Максим спрашивает: «Интересует, какие инструменты использовались для привлечения аудитории?».
А.ДОРЖИЕВ: Использовались различные инструменты. Рекламные объявления в социальных сетях, контекст. В общем, различная интернет-реклама.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня вы всё еще тратите заметный бюджет на рекламу?
А.ДОРЖИЕВ: У нас есть бюджеты на рекламу, но мы достаточно давно поняли, что самой лучшей рекламой любого сервиса является сам сервис. Самые лучшие эффекты мы всегда получали, когда делали что-то новое, будь то технология или сам сервис. В таком случае это становится интересно журналистам. По телевизору было несколько сюжетов о нас на различных каналах. Сам продукт распространяется быстрее только благодаря сарафанному радио. Покупной трафик такого эффекта не дает. У нас сейчас все маркетинговые бюджеты уходят на организацию всевозможных активностей. У нас за последние полтора месяца прошло 4 конкурса с призами за отметки, фотографии, пополнение нашей базы. В Новосибирске, на Украине, в Питере и по всей стране проходили конкурсы.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой затронули вопрос аудитории в самом начале программы. Ты говорил о том, что Foursquare примерно равен Facebook, а AlterGeo – Вконтакте. Сейчас можно будет это раскрыть, поскольку Alexey Grigoryev спрашивает: «Чем аудитория AlterGeo отличается от аудитории 4sq?».
А.ДОРЖИЕВ: Людям из IT-индустрии больше нравится продукт Foursquare. Можно искать разные причины. Может быть, каждый за собой замечал, что зарубежный продукт часто априори воспринимается как более качественный, чем сделанный в России. Понятно, что это не первопричина. Может быть, у людей друзья за рубежом, и в этом дело.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, в этом и есть основная причина. Также и пользование Facebook. У людей зарубежные друзья, много разъездов, у них большая интернациональность. Люди, находящиеся в IT в среднем и высшем менеджменте, много ездят, они больше интегрированы в мировое сообщество.
А.ДОРЖИЕВ: Да, в общем-то это вполне логично и разумно, просто не надо забывать, что есть люди, которые путешествуют немного меньше, говорят по-русски, общаются во Вконтакте и Одноклассниках. Это очень хорошая аудитория, мы ее любим.
М.СПИРИДОНОВ: Это и есть ваша аудитория?
А.ДОРЖИЕВ: Когда мы начинали всё это делать, мы поставили себе целью сделать хороший продукт здесь для России, для нашего пользователя. Мы считаем, что этот рынок очень хороший, он достаточно большой. Есть, к чему стремиться.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. На Запад вы смотрите? То, что вы делаете продукт для России, стало понятно всем тем, кто нас слушал. Мое личное ощущение – на то есть основания. Вы далеко продвинулись, имеете инвестиционную поддержку, опыт, незаметны конкуренты. Вы рассматриваете движение на Запад и конкуренцию с Foursquare?
А.ДОРЖИЕВ: Мы такой вариант развития событий не исключаем. У нас есть англоязычные локализации, есть варианты выхода на другие рынка (например, в Прибалтику, Италию, Испанию). Такие предложения есть, потенциальные партнеры есть. Другое дело, что нужно фокусироваться на чем-то конкретном, чтобы оно получилось. Прямо завтра мы на этот рынок не пойдем. Я думаю, что, если конкурировать с Foursquare, то это нужно делать с какими-то доработанными механиками. Сервисы Foursquare и AlterGeo постоянно изменяются, постоянно добавляют какие-то вещи, которые добавляют много нового и сильно меняют сервис. Посмотрим, что будет. Я думаю, что все шансы у нас есть.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Спасибо большое. Если есть, что добавить в финале, то прошу тебя, и будем завершаться.
А.ДОРЖИЕВ: Мне кажется, что мы очень хорошо поговорили. Слушателей я могу поблагодарить. Вами была предоставлена хорошая возможность.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, что пришел. Передача выходит 7 марта. Можешь сказать что-то в адрес слушательниц и пользовательниц AlterGeo.
А.ДОРЖИЕВ: Во-первых, спасибо всем лицам обоих полов за то, что 4 марта классно проголосовали. Я надеюсь, что все проголосуют классно. Я думаю, к 7 марта страсти по этому поводу еще не утихнут.
М.СПИРИДОНОВ: Очень хочется верить.
А.ДОРЖИЕВ: Всех девушек с 8 марта. Мы постараемся сделать что-нибудь особенное для девушек.
М.СПИРИДОНОВ: Я присоединяюсь к твоим поздравлениям. С 8 марта прекрасную половину слушательниц Рунетологии и вообще всех пользовательниц интернета. В финале напомню о дочернем образовательном проекте Рунетологии – школе интернет-маркетинга «Нетологии». Зайдите на сайт netology.ru сейчас и узнайте, как стать более компетентным и высокооплачиваемым интернет-специалистом. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был сооснователь геосоциального сервиса «AlterGeo» Александр Доржиев. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!