М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 7 марта 2012 года. В эфире 138-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Мы традиционно благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – проект «Электронный бухгалтер «Эльба» - веб-сервис для малого бизнеса, который позволяет привести в порядок дела, бухгалтерские операции и сдать всю необходимую отчетность, не выходя из офиса или работая дома. Эльба проста в использовании и надежна в работе.
И еще небольшое, но важное объявление: 22 и 23 марта в Москве, в центре Digital October пройдет конференция eTarget: «Управление аудиторией и маркетинг в Интернете» - ключевое событие года для всех, кто заинтересован в освоении передовых инструментов интернет-маркетинга. Приходите, оно того стоит!
Так устроено современное общество, что вслед за возникновением того или иного явления или, тем более, отрасли, сперва их популяризаторами и евангелистами становятся энтузиасты, которые занимаются этим постольку-поскольку, а потом, по мере взросления, отрасль получает профессиональных летописцев – возникает отраслевая журналистика. Первый взрыв журналистики вокруг интернета и высоких технологий случился в конце 90-х – начале двухтысячных годов. Сегодня мы общаемся с руководителем одного из старейших российских изданий в сфере высоких технологий. У нас в гостях Максим Казак – главный редактор CNews. Максим, приветствую.
М.КАЗАК: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Начну, как часто это мы делаем в передаче, с дискуссионного вопроса – IT-журналистика на русском языке существует, или мы только тень знаковых англоязычных изданий?
М.КАЗАК: Вопрос в том, что мы понимаем под IT-журналистикой, что мы понимаем под этим термином. Мы всё-таки, прежде всего, ориентируемся на деловую журналистику. CNews – это, в первую очередь, деловое или общественно-экономическое издание об информационных и коммуникационных технологиях. Мы не столько пишем о самих технологиях, сколько о главных событиях, которые происходят на двух больших рынках – рынке информационных технологий и рынке связи.
М.СПИРИДОНОВ: Вас интересует то, что влияет на бизнес?
М.КАЗАК: В первую очередь, да. В пищевой цепочке мы находимся на самом верху. Нас интересуют, прежде всего, люди, которые принимают управленческие решения.
М.СПИРИДОНОВ: Мы общались со многими руководителями различных изданий в нише вокруг IT. Это и Юра Синодов из Roem.ru, это IT-инсайды вокруг интернета, вокруг кадровых перестановок. Это Денис Крючков с ХабраХабра, это удачный пример UGC. Как тебе кажется, найдена ли сегодня удачная ниша для IT, в которой можно и зарабатывать, и давать хороший контент, ваш пример деловой IT-журналистики – одно из возможных направлений?
М.КАЗАК: Безусловно, пример CNews свидетельствует о том, что такая модель найдена. Все 10 лет, которые мы существуем на рынке, мы являемся прибыльным изданием. Более того, наша прибыльность и аудитория постоянно растут, и наша модель, безусловно, является успешной.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, всем нужно писать об IT в преломлении бизнеса?
М.КАЗАК: Всем нет, потому что для большинства это будет бесперспективно. Мы родились в 2000 году на базе холдинга «РосБизнесКонсалтинг», соответственно, мы использовали те преимущества, которые были доступны нам. Рядом с нами ведущий и крупнейший в России деловой портал, поэтому мы посчитали это нашим основным преимуществом и двинулись в направлении деловой журналистики с ориентацией на эту аудиторию. Если сегодня кто-то с улицы начнет писать в таком же стиле, то у него не будет этого конкурентного преимущества, и он может потерпеть крах.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня вы сильно зависите от РБК, как донора?
М.КАЗАК: Нет. Пересечение по нашей аудитории менее 50%.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим об аудитории чуть позже. Куда тогда идти сегодня? Нас слушают люди, которые, в том числе, ведут собственные блоги, и кто-то из них хотел бы сделать из блога нечто большее. Кто-то имеет какое-то издание вокруг IT. Если бы ты сегодня начинал, то куда бы ты смотрел?
М.КАЗАК: Я бы создавал очень узкоспециализированное издание, посвященное очень узкой теме. Сегодня на рынке до сих пор существуют журналы или интернет-сайты, которые посвящены тематике банкоматов, узкой сфере защиты информации. Когда вы специализируетесь на каком-то очень узком вопросе, у вас есть вероятность того, что вы станете одним из лидеров. По крайней мере, вы будете заметны сразу. Но это стратегия может быть очень недолгосрочной, потому что по мере того, как этот рынок будет расти, его заметит крупное издание, как CNews, которое предложит купить вас или запустит соответствующий раздел и выделит соответствующий ресурс, и вы окажетесь в ситуации острой конкуренции. На несколько лет у вас есть возможность запустить такой раздел и получать прибыль. Если вы будете развиваться быстро, то, возможно, вы сможете удержаться в лидерах.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, сейчас нет иного способа, кроме как специализироваться? Делать общеотраслевое издание смысла не видишь?
М.КАЗАК: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеМаксим Казак родился 22 июня 1976 года в Казани. В 1998 году окончил факультет управления РГГУ. После окончания университета работал трейдером на срочном рынке акций, маркетологом в региональном операторе сотовой связи. С 2000 года работает в холдинге РБК. В 2002 году создал аналитическое агентство CNews Analytics. С 2004 года – главный редактор CNews. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Не надоело так долго находиться в одном проекте? У большинства наших гостей пестрое досье, у них каждые 2-3 года происходят изменения, а у тебя всё стабильно. С 2000 года ты в РБК, с 2002 года занимаешься CNews.
М.КАЗАК: Более того, с 2000 года я работаю в CNews. Дело в том, что динамика развития CNews настолько стремительная, что это очень интересно. В 2000 году мы были маленьким сайтом, конкурировали в своей области с такими же маленькими сайтами. Потом мы в своей нише неожиданно стали большим сайтом, потом мы стали маленькой медиа-компанией, которая занимается не только интернетом. Сейчас мы находимся на этапе перехода в статус средней медиа-компании, которая ведет проекты в разных областях. Если сравнить наш бизнес 2000 года и 2012 года, то это принципиально разные компании.
М.СПИРИДОНОВ: Структурно вы относитесь к МедиаМиру, или вы самостоятельны?
М.КАЗАК: Структурно мы абсолютно независимое подразделение в рамках холдинга РБК.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты рассказать, как в конце 90-х – начале 2000-х выглядел ландшафт IT-изданий, зарождающейся тогда сетевой журналистикой? Под каким знаменем вы заходили в этот ландшафт?
М.КАЗАК: Это довольно занимательная история. В 2000 году на рынке правили балом бумажные СМИ, прежде всего, клоны американских изданий, которые традиционно в значительной степени просто печатали переводные материалы. Интернет-СМИ по тематике IT тогда практически не было. Одна крупная американская компания посчитала, что она может выделять деньги на какие-то системообразующие проекты, которые будут формировать рынок информационных технологий в России. Она посчитала, что одним из таких проектов обязательно должно стать издание в сфере информационных технологий, которое будет выходить в интернете. Оказалось, что это издание должно быть деловым, а главным деловым порталом в интернете был и остается портал РБК. На базе этого союза и родился CNews. Эта американская компания выделила спонсорский бюджет на 3 месяца. Так в августе 2000 года родился CNews.
М.СПИРИДОНОВ: Они не вошли в капитал, они просто дали деньги, чтобы быть спонсором и размещать рекламу?
М.КАЗАК: Да. Они дали деньги на 3 месяца, через 3 месяца деньги кончились, и нам нужно было отправляться в свободное плавание.
М.СПИРИДОНОВ: В какой роли ты изначально выступал?
М.КАЗАК: Я работал аналитиком. Проект открылся в августе, в октябре я пришел на работу.
М.СПИРИДОНОВ: На руководящую должность ты пришел позже?
М.КАЗАК: Я стал главой агентства «CNews Analytics» в 2002 году, главным редактором CNews в 2004. В то время существовали сайты, которые специализировались на относительно узких тематиках. Прежде всего, лидерами рынка в интернете были сайты о сотовых телефонах, тогда существовали каталоги сотовых телефонов. Тогда был бум сотовой связи, и соответственно, люди постоянно искали себе мобильники. Они лидировали и по трафику, и по общему ажиотажу вокруг них. Также на рынке было заметно издание «Нетоскоп», которое было создано Яндексом, студией Лебедева и к ним примкнувшими коллегами. Это издание специализировалось исключительно на освещении событий, связанных с интернетом. Собственно говоря, так оно и называлось. Также существовало независимое издание Интернет.ру, оно, наверное, и сейчас существует. Были сайты, посвященные электронной коммерции, но это были микро-проекты. Самые заметные издания я перечислил.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается Интернета.ру, это боль Рунета. С таким названием сам Бог велел сделать главный информационный проект по этой тематике, но как-то странно он просел. Он вроде и велся серьезными людьми.
М.КАЗАК: Я никогда не считал этот проект интересным. Он был сделан как клон американского Интернета.ком, но там никогда не было сильной команды. Так получилось, что мы сразу поняли, что если мы будем писать про интернет, то наша жизнь будет недолгой. Мы поняли, что если мы будем писать только про мобильники, то мы тоже не сможем долго конкурировать. Мы выбрали тематику деловой журналистики не сразу, а постепенно. Мы начали концентрировать свое внимание на острых, конфликтных темах, начиная с 2004 года, когда я стал главным редактором. Не смотря на то, что рекламная модель у нас изначально, мы пошли на то, чтобы, в отличие от других изданий, заниматься расследованиями, поднимать темы, которые тревожат и нервируют влиятельных игроков отрасли – органов государственной власти, крупные компании, вендоры и так далее. Все эти компании привыкли к тому, что они дают рекламные деньги, и поэтому они правят балом. Они пытались нас шантажировать. Они привыкли к тому, что на рынке существуют только маргиналы, и они могут говорить со всеми изданиями сверху вниз. С CNews эта схема не сработала. Мы продолжали, продолжаем и будем продолжать публиковать острые и конфликтные материалы.
М.СПИРИДОНОВ: Указывая на те или иные проблемы вендоров?
М.КАЗАК: Вендоров, их партнеров, государства как регулятора. Я думаю, что это и стало главным конкурентным преимуществом CNews, и благодаря этому мы получили большую аудиторию и авторитет на рынке. Нас читали не только технические специалисты, но и руководители компаний. Еще целый ряд факторов привел к тому, что нам удалось занять нишу деловой журналистики.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи, пожалуйста, что вам мешает идти по пути, по которому следуют обычно не самые расторопные, не самые чистоплотные издания в отраслевой журналистике, и договариваться с одними, что про них будут писать либо хорошо, либо никак, и не договариваться с другими? Вам же, наверное, предлагают это.
М.КАЗАК: У тех изданий, которые пишут только про мобильники, ограничен круг рекламодателей и партнеров, поэтому они очень зависимы. Рекламодателей CNews, благодаря нашему обширному тематическому охвату, сотни. У нас очень диверсифицирован бизнес как по рекламодателям, так и по типам бизнеса, поэтому мы можем позволить себе отказываться от рекламных бюджетов в случае, если мы наталкиваемся на шантаж со стороны рекламодателей. У нас диверсифицированный бизнес, и мы можем позволить себе писать расследования, честные тесты. Мы постоянно находимся в конфликтных ситуациях с большим числом компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Я не знал по поводу конфликтных ситуаций. Можешь привести пример чего-то наиболее острого и наболевшего?
М.КАЗАК: Есть несколько групп конфликтных тем. Первая и самая значимая – это тема коррупции в органах государственной власти. Может быть, рыбный бизнес более коррумпирован, стройка более коррумпирована, я не специалист в этих областях, но в сфере информационных технологий госзакупки чрезвычайно коррумпированы. CNews является единственным изданием, который пишет об этом много лет. Мы пишем не теоретически, мы раскрываем конкретные сделки, конкретные тендеры, конкретные проекты, где деньги разворовываются. Мы пишем об этом открыто и много. Вторая конфликтная тема – всё, что связано с коррупцией у поставщиков информационных технологий.
М.СПИРИДОНОВ: Там тоже всё сурово? Подобно тому, как в госзакупках, или в корпоративном сегменте лучше?
М.КАЗАК: Там всё менее прозрачно, поэтому до этого гораздо сложнее докопаться. У них существуют свои острые темы, о которых они не хотят часто говорить. Например, один крупный поставщик компьютеров объявил, что он добьется таких-то показателей, а потом нам сотрудники этой компании по секрету сообщают, что они этих результатов не добились и не выполнили план на 30-50%. Мы пишем об этом. Первое лицо в ярости по этому поводу, оно снимает бюджеты. Мы очень спокойно к этому относимся, потому что мы знаем, что каждый факт, который мы публикуем, соответствует действительности, он абсолютно объективный. В конечном итоге, мы выигрываем, потому что такие материалы повышают авторитет издания, стоимость рекламы, число наших читателей.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас дам небольшую информацию про CNews, как таковой. Затем продолжим разговор в режиме диалога.
О CNewsСайт CNews.ru был создан в 2000 году на базе ленты новостей «Hi-Tech News» РИА «РосБизнесКонсалтинг» и быстро приобрел признание профессионалов IT-отрасли и широкой читательской аудитории. Специализация CNews – оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий. Ежедневно на сайте выходят свыше 100 новостей, освещающих состояние российского и зарубежного рынков компьютерного оборудования, программного обеспечения, информатизации, электронной коммерции, телекоммуникаций, игровой индустрии, тенденции развития отрасли, последние научные разработки. Сегодня в Cnews работают 60 человек. Суточная посещаемость около 200 000 человек. Доля рынка – более 50%.
М.СПИРИДОНОВ: Опять входим в диалог. Доля рынка – это доля на рынке деловых IT-изданий или всех IT-изданий?
М.КАЗАК: Никаких точных цифр, к сожалению, нет. Я думаю, что, если оценивать интернет-СМИ и бумажные СМИ, то мы зарабатываем сопоставимые цифры, то есть около 50%.
М.СПИРИДОНОВ: 50% с рынка вообще?
М.КАЗАК: Да, если мы берем рекламу, которая размещается в СМИ. Большинство медиа-холдингов, которые работают в этой отрасли, помимо того, что размещают рекламу, проводят мероприятия или другую деятельность, напрямую несвязанную с рекламой на страницах их изданий.
М.СПИРИДОНОВ: Посещаемость около 200 тысяч человек в целом по всем проектам?
М.КАЗАК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Что наиболее посещаемо?
М.КАЗАК: Главные новости, наш портал ZOOM – каталог техники, наши тесты.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты рассказать о структуре. Когда к вам заходишь, выясняется, что не всё так просто. У вас есть исследовательская группа, ZOOM, портал программного обеспечения. Хочется понять, насколько там всё актуально, поскольку писать о софте сейчас довольно сложно. Что пользуется большей популярностью?
М.КАЗАК: В 2000 году мы запустили службу новостей. Потом мы обнаружили, что мы не можем открутить нужное нам количество баннеров, все баннеры проданы, а нам нужно большее количество показов. Это привело нас к идее запуска каталога техники. Каталог – это большое количество просмотров страниц, и мы можем откручивать много баннеров. Мы запустили подпроект ZOOM.CNews.ru, где создали на тот момент лучший каталог техники в России на русском языке. Каталог Яндекс.Маркет в то время был гораздо слабее, чуть позже туда ушли несколько наших сотрудников. В итоге, Яндекс по очевидным причинам сумел сделать этот продукт чуть более полным, чем мы. Так появился ZOOM. До сих пор ZOOM является одним из лидеров нашей посещаемости. Мы часто первыми в стране тестируем те или иные устройства, получаем их эксклюзивно и пишем большие независимые и объективные тесты. В 2004 году мы поняли, что у нас есть всё необходимое для выпуска печатного журнала, и мы запустили журнал CNews. Это полноцветное глянцевое издание, которое рассчитано на тех, кто не всегда успевает читать наши материалы в интернете. Наша целевая аудитория – директоры по информационным технологиям, крупнейшие предприятия, органы государственной власти. Мы до сих пор успешно издаем этот журнал, и с ним всё в порядке. Он является прибыльным, и мы довольны этим проектом. В 2002 году был запуск агентства CNews Analytics. Мы создали первый в России рейтинг Cnews:100 – рейтинг крупнейших ИТ-компаний России. Тогда если вы только пришли в эту отрасль, то вам было абсолютно непонятно, кто есть кто, у кого какая выручка. Всё было непрозрачно. Существовали рейтинги, которые определяли только лучшие IT-компании. Что такое лучшие IT-компании, я, например, не понимал. Мы предложили компаниям рассказать нам о своей выручке. Сначала наши запросы воспринимались в штыки, все нам говорили, что это коммерческая тайна, но через год-два мы сумели собрать полноценную таблицу, которую мы до сих пор ежегодно выпускаем. Это до сих пор является лучшим рейтингом российских IT-компаний. На тот момент это стало очень значимым проектом. Это привлекло внимание всей отрасли. Далее наше аналитическое подразделение постоянно развивалось, и мы стали выполнять работы для нескольких групп заказчиков. В первую очередь, это органы государственной власти. Мы делали крупные проекты для Министерства связи и информационных технологий, для Правительства Москвы и так далее. Сначала они были связаны только с тематикой информационных технологий, потом мы стали делать аналитику по темам, которые косвенно связаны с IT. На сегодняшний день мы находимся в постоянном производстве аналитических отчетов для самых разных заказчиков. Помимо госорганов, это российские и иностранные вендоры и потребители информационных технологий, то есть те предприятия, которые покупают те или иные системы. Им нужно разобраться, какую систему им купить, кто лидер на рынке центров обработки данных и так далее. Мы собираем уникальные цифры, которые больше не публикует никто. Это и рейтинги, и исследования. CNews Analytics является значимым генератором выручки. В 2007 году мы запустили подразделение CNews Conferences. Мы стали организовывать конференции благодаря управленческому гению, нашему генеральному директору – Эдуарду Эрколу. Он поставил этот бизнес на ноги. В прошлом году мы организовали более 40 мероприятий – круглые столы, конференции и наше крупнейшее мероприятие CNews Forum, которое посетило более 1300 человек. Мы арендуем в отеле Radisson Славянская 5 залов. Там проходят крупное пленарное заседание, 4-5 заседаний и большая выставка.
М.СПИРИДОНОВ: Эти мероприятия для руководителей, управленцев?
М.КАЗАК: Да, туда приходят руководители IT-компаний и заказчиков. Посмотрите на список тех, кто выступал в прошлом году. Это главный IT-директор МВД России.
М.СПИРИДОНОВ: Его было бы очень интересно послушать.
М.КАЗАК: Это был очень значимый доклад, потому что МВД ранее было очень закрытой и непрозрачной структурой. Никто не понимал, как устроена их информатизация. Впервые в рамках CNews Forum был представлен доклад, где всем стало понятно, что у МВД есть своя стратегия, свои программы, которые были описаны.
М.СПИРИДОНОВ: Какое впечатление они производили на фоне стратегий крупных IT-компаний, которые работают на корпоративном рынке в условиях конкуренции, там, где есть, за что зацепиться и бороться?
М.КАЗАК: Это звучало достаточно современно. Я имею некоторое представление о том, как предстоит дело в Вооруженных силах Российской Федерации, и по сравнению с ними МВД выглядит гораздо более современно. Это если сравнивать сопоставимые вещи.
М.СПИРИДОНОВ: Как выглядят Вооруженные силы?
М.КАЗАК: Мне кажется, что там недоработанная стратегия.
М.СПИРИДОНОВ: Там всё совсем плохо?
М.КАЗАК: По той информации, которая есть у меня, там есть, над чем работать.
М.СПИРИДОНОВ: Они не отчитывались у вас на форумах?
М.КАЗАК: Нет, мы ждем их. Мы дождались МВД, сейчас мы ждем Вооруженные силы. У нас выступал директор по информационным технологиям Мегафона, генеральный директор HP, заместитель руководителя Федерального казначейства, Газпромбанк, IT-директор Альфабанка. Это влиятельные люди, которые ежегодно распределяют миллиарды и десятки миллиардов рублей бюджета на информационные технологии. Их мнения о том, как будут развиваться информационные технологии, значимы для отрасли. Мы создали для них площадку, мы проводили CNews Forum 4 года с 2007 года. В этом году, в ноябре мы тоже его проведем. Кроме CNews Forum, мы проводим десятки конференций примерно по 100-150 участников.
М.СПИРИДОНОВ: При таком количестве сотрудников, которое было названо (60 человек), вы справляетесь с десятками конференций, учитывая то, что большинство работает над изданиями?
М.КАЗАК: Да. У нас существует группа в составе 6 человек, которая организует эти мероприятия. Сейчас мы организуем мероприятия в Казани, Сочи. В ближайшее время мы анонсируем CNews Forum Казань, CNews Forum Сочи. Я надеюсь, у нас будет успешная региональная экспансия в этом направлении.
М.СПИРИДОНОВ: Это способ монетизации, а не только способ пиара?
М.КАЗАК: Наша задача – предоставить доступ партнерам CNews, соединить поставщиков и потребителей информационных технологий. Мы предоставляем им разные инструменты взаимодействия. Это могут быть интернет, бумажный журнал, конференции. Чуть позже у нас добавился формат видео. В 2008 году мы запустили направление CNews TV, тогда вышел в эфир наш первый интернет-канал. Мы запустились примерно одновременно с Russia.ru. Это были самые первые интернет-телеканалы в России.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня там у вас не то, чтобы густо. У вас появляется один-два ролика в день.
М.КАЗАК: Для нас важно не количество, а прибыль проекта. Мы делаем именно то, что дает нам максимальную прибыль. РБК является публичной компанией, и смысл нашей деятельности, в том числе заключается в том, чтобы обеспечить акционеров максимальной прибылью.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Что касается TV и вообще новых медиа, вы продолжаете работать в жанре «текст+картинка». При этом звук или движущаяся картинка используются очень мало. Это значит, что ты, как главный редактор, не веришь в эту историю, или время не пришло?
М.КАЗАК: Я уверен в том, что видео будет одним из доминирующих форматов взаимодействия между поставщиками контента и его потребителями. Именно поэтому мы запустили CNews TV одними из первых. Вопрос в том, что достаточных ресурсов для полноценного производства видео-контента у нас нет, но по мере того, как растет рынок IT в России, и по мере того, как растет рынок интернет-рекламы, такие ресурсы будут появляться. Наше телевидение будет развиваться. Нам легко сравнивать CNews и CNET, но когда мы возьмем цифры и сравним рынок IT в США (550 миллиардов долларов) и рынок IT в России (25 миллиардов), то всё станет понятно. Точно также и с рекламой – рынок интернет-рекламы в США составляет 25 миллиардов долларов, а в России даже полутора нет.
М.СПИРИДОНОВ: CNET – крупное IT-издание американского рынка.
М.КАЗАК: CNET – это один из лидеров в производстве видео-контента по тематике IT в США. По мере того, как у нас будут появляться дополнительные ресурсы, наше интернет-телевидение будет развиваться. Сейчас оно нас устраивает в том формате, в котором оно есть, потому что мы его используем как инструмент, в том числе для освещения наших мероприятий и других сфер нашей деятельности. Это бизнес-проект, и почти ко всему, что мы делаем, мы относимся как к бизнесу. Всё должно приносить деньги, мы не хотим делать что-то только ради красоты или только из-за того, что нам нравится технология.
М.СПИРИДОНОВ: Давай посчитаем деньги, если не возражаешь. Всегда интересно считать чужие деньги, особенно делать это публично. Вы зарабатываете на баннерной рекламе внутри проекта, на аналитических исследованиях, на конференциях. Что еще является предметом заработка?
М.КАЗАК: Основные направления были перечислены.
М.СПИРИДОНОВ: Не думали сделать какой-нибудь раздел с платной подпиской? Как тебе тема платной подписки на издания в интернете?
М.КАЗАК: У нас в редакции есть сторонники того, что мы должны, как можно быстрее запускать платные сервисы, но пока мы очень осторожно относимся к этому. Мы видим, что в России успешных прецедентов нет. Если смотреть на то, что сделали некоторые деловые газеты, то я пока не видел позитивных цифр. Если бы они у них были, они бы кричали об этом или хотя бы тихо сообщали. Мы видим, что рекламная модель за предыдущие 10 лет показала себя несравнимо более эффективно, чем платные подписки. Дело в том, что закрылся не только Нетоскоп, который писал об интернете, закрылись, в том числе и другие издания, например издание «Алгоритм». Оно было построено именно по принципу платной подписки. По доходам это ничтожная доля того, что зарабатывал CNews даже в то время, когда они существовали, не говоря о сегодняшних цифрах. Рекламная модель оказалась гораздо более правильной. Скорее всего, она будет таковой еще лет 5.
М.СПИРИДОНОВ: В России или в мире?
М.КАЗАК: Я думаю, в России.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. О других способах заработка не думали? Например, продавать какие-нибудь сопутствующие товары? От сувенирной продукции вокруг издания или IT до чего-то большего?
М.КАЗАК: Когда рынок интернет-рекламы растет на 50-100% в год, на мой взгляд, бессмысленно заниматься придумыванием чего-то. Мимо нас текут реки денег, и наша задача успеть их направить в правильное русло. Можно выйти на берег с удочкой и начать ловить рыбу. Ты поймаешь три рыбины, покормишь кота, и твой проект будет успешным. Ты можешь придумать другой способ ловли рыбы с берега не на одну удочку, а на две удочки. Вместо этого можно выйти в море и выловить три тонны, а не три рыбки. Примерно в этой ситуации мы находимся. Сейчас нужно просто направлять парус в нужном направлении.
М.СПИРИДОНОВ: Вы прямо завалены предложениями рекламодателей?
М.КАЗАК: Мы растем очень быстро, и мы этим очень довольны.
М.СПИРИДОНОВ: Странно было бы быть недовольными. Сегодня в Рунете вы чувствуете себя хорошо, у вас нет конкурентов, а те, что есть, несколько не в вашей нише находятся.
М.КАЗАК: Все, кто получают деньги за рекламу информационных технологий или услуг связи, забирают наши деньги. В какой-то степени они конкуренты, хоть они это делают другими способами, но всё равно это наши деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Кто является, с твоей точки зрения, наиболее близким конкурентом для CNews в России?
М.КАЗАК: Это не интернет-проекты, это издательские дома, которые до сих пор издают журналы. Сейчас они переживают агонию, существуют преимущественно за счет коррупционных схем, когда российские компании обворовывают американских поставщиков при участии менеджеров из этих американских компаний. Эти схемы существуют уже лет 10 в России. До сих пор только за счет этих схем существуют эти старые бумажные журналы. Сделать с этим что-то очень сложно, потому что это коррупционные схемы, которые действуют годами на рынке. Они, наверное, сейчас являются одними из наших значимых конкурентов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты нарисовал конкурентов в виде аморальных типов в агонии.
М.КАЗАК: Я с большим уважением отношусь к редакторским группам некоторых российских журналов, но понятно, что их бизнес остался глубоко в прошлом. Они не сумели адаптироваться к переменам на медийном рынке. Сейчас их модель дала трещину, и они идут ко дну. Они сами не будут отрицать, что они живут за счет этих схем, потому что это видно на их полосах.
М.СПИРИДОНОВ: Как чувствует себя ваш печатный журнал?
М.КАЗАК: Он чувствует себя хорошо. В последнем номере пришлось увеличить количество страниц на 40 полос, потому что там было много рекламы. Там тоже бесплатная модель, поэтому подавляющая часть тиража распространяется бесплатно – либо по бесплатной подписке, либо на наших или других целевых мероприятиях.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Ожидаются вами конкуренты с Запада? Ты можешь представить, что Techcrunch, Wired или Engadget придут, создадут русские редакции и дадут жару?
М.КАЗАК: Techcrunch не является напрямую конкурентом СNews, потому что мы почти не пишем про интернет. Для нас этот сегмент не интересен. Именно поэтому появились проекты Roem и другие. Там нет денег, а если и есть, то очень маленькие. Если Techcrunch придет в том виде, в котором он есть сейчас, нас это не будет беспокоить. Wired – это интересное издание, но оно занимается вопросами информатизации. Вряд ли их интересуют стратегии IT МВД или Казначейства, проект СМЭФ (Система Межведомственного Электронного Взаимодействия), универсальные электронные карты и так далее. Дело в том, что модель СNews уникальна. Нам об этом говорили разные люди, нам время от времени предлагают выходить на рынки других стран, говорят, что в Европе не существует аналога СNews и что непонятно, как они там живут. Это говорят наши читатели, которые привыкли потреблять качественную информацию об IT-отрасли в России. Они выходят на рынки других стран и хотят потреблять там такую же информацию, но ее там нет.
М.СПИРИДОНОВ: Именно в преломлении делового издания?
М.КАЗАК: Да. Wired – это не деловая журналистика. У СNews уникальная модель. Они могут забрать часть IT-бюджетов на себя, но они вряд ли повторят нашу модель.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Если продолжить и закончить тему гипотетически приходящих на русский рынок западных изданий, то, как им набирать редакцию? Сегодня найти людей, которые хорошо пишут про IT – это проблема? Вам было сложно набрать хороший штат? Ты, наверное, считаешь людей, которые у вас работают, профессионалами высокого уровня. Дефицит ли их сейчас на рынке?
М.КАЗАК: Безусловно, дефицит. Они кочуют из одних изданий в другие. Ведомости хантят людей у нас, мы хантим людей у Ведомостей. Это очень низкая ниша, где специалистов можно пересчитать по пальцам двух рук в лучшем случае. Это огромная проблема, поэтому мы воспитываем людей под те задачи, которые перед нами стоят. Очень редко нам удается кого-то привлечь со стороны или просто взять какого-то нового сотрудника на работу и сразу поставить его на ответственный фронт работ.
М.СПИРИДОНОВ: Много воспитываете сами?
М.КАЗАК: У нас сейчас сложился очень хороший и дружный коллектив, прежде всего, в службе новостей, который существует несколько лет. В последнее время мы не брали в службу новостей новых сотрудников, потому что меня полностью устраивает команда, которая есть сейчас, она сильнейшая на рынке. Даже в тех же ведущих общественно-экономических газетах люди не могут позволить себе выделить 6 сотрудников только на освещение этой темы. Нам удалось обойти их и на этом поле. На сегодняшний день мы являемся поставщиком лучшей деловой информации в области информационных технологий в России. По связи, наверное, нет, хотя у нас тоже бывают эксклюзивные тексты. По IT мы лидеры.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Коротко хочу коснуться темы структуры. Расскажи, какие существуют подразделения? Слушая тебя, думается, что у вас всё здорово, поэтому интересно, как это всё организовано. Какие у вас отделы? Кто за что отвечает?
М.КАЗАК: У нас есть служба новостей – группа высокопрофессиональных сотрудников. Также у нас есть CNews Analytics – это наши аналитики, которые занимаются подготовкой отчетов и проведением исследований.
М.СПИРИДОНОВ: Платных?
М.КАЗАК: Они не только платные, они частично платные, частично бесплатные. Мы публикуем значительную часть цифр, которые они собирают, в открытом доступе в журнале и на сайте CNews. Мы окупаем эти затраты через рекламу. Также у нас есть программисты, которые находятся в постоянной загрузке по запуску и обновлению наших сервисов.
М.СПИРИДОНОВ: Планируются ли какие-то коррекции на сайте? Ни я один заметил, что ваш сайт выглядит не так, как выглядят сегодня ведущие СМИ. Он немного устаревает, если не сказать, устарел.
М.КАЗАК: Ведущие СМИ – это какие?
М.СПИРИДОНОВ: Ведущие не с точки зрения направления, того, что они круче или не круче вас. Речь идет о тех, кто в тренде современного оформления. В этом смысле для меня это Слон и их дизайн. У них есть яркость, наглядность и крупность визуальной подачи. Сегодня вы существуете вне моды, вы в тренде дизайна 4-5-летней давности.
М.КАЗАК: Действительно нашему дизайну примерно столько лет. За это направление у нас отвечает генеральный директор – Эдуард Эркола Я бы переадресовал этот вопрос ему. Мне кажется, что у нас сейчас дизайн, может быть, не самый модный, но он эффективный для наших продуктов, взаимодействия с аудиторией, потому что на нем можно быстро найти главные новости, аналитику. Мне кажется, что структурно он правильный, но я консервативный человек. Может быть, я просто к нему привык. Мы обсуждали эту тему, мы тоже это чувствуем.
М.СПИРИДОНОВ: Но пока не собираетесь менять?
М.КАЗАК: Наверное, будем менять. Нас интересует не только красота, но и представленность всех ветвей нашего бизнеса на сайте в оптимальном формате.
М.СПИРИДОНОВ: Это очевидно. Продолжай про структуру. Мы остановились на программистах.
М.КАЗАК: Кроме программистов, у нас есть девушки, которые занимаются документарным оформлением. У нас есть большая Sales-группа.
М.СПИРИДОНОВ: Какая? Судя по всему, она у вас подкованная.
М.КАЗАК: Я думаю, около десятка человек, даже чуть больше.
М.СПИРИДОНОВ: Вы продаете через какие-то активные продажи, или это только работа на прием?
М.КАЗАК: Это, прежде всего, активные продажи. Все клиенты на рынке распределены между менеджерами. Они находятся в постоянном диалоге с клиентами.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Кого-то забыли, или это всё?
М.КАЗАК: Безусловно, есть подразделение CNews Conferences, и это всё.
М.СПИРИДОНОВ: Если не возражаешь, теперь коротко коснемся IT в России. Я тебя попытал о том, как устроен CNews. Любопытно твое мнение о том, что собой являют высокие технологии в Рунете с точки зрения тебя как наблюдателя. У тебя, наверное, накоплены какие-то соображения на этот счет.
М.КАЗАК: Мы 10 лет наблюдаем за тем, как развивается отрасль. Очевидно, что по состоянию на сегодня есть как успехи, так и неудачи. Одной из главных неудач является скукоживание хардверного бизнеса в России. Если 10 лет назад российские сборщики компьютерной техники доминировали на рынке, то сегодня от их доминирования не осталось и следа. По сути, международным вендорам удалось полностью вытеснить с рынка российских сборщиков компьютеров, прежде всего, за счет того, что десктопы были заменены ноутбуками. Российские сборщики не смогли перестроиться, не смогли производить ноутбуки должного качества, при этом технологическом переходе они потеряли рынок. То же самое происходит на рынке серверов. Железячный бизнес россияне потеряли.
М.СПИРИДОНОВ: Безнадежно?
М.КАЗАК: Не бывает ничего безнадежного. Для его развития нужна стратегия государства, нужны серьезные усилия. К сожалению, у нашего регулятора на сегодняшний день недостаточно либо ресурсов, либо желания, либо внимания к этой теме даже для того чтобы разработать стратегию развития информационных технологий в России. Это факт! В России на сегодняшний день нет стратегии развития информационных технологий, хотя раньше она была. Если бы прилагались усилия, то, наверное, можно было бы всё изменить. Сейчас будут значимые изменения в связи с вступлением в ВТО. Вряд ли это упростит жизнь российским сборщикам. Ситуация сложная в этом направлении. Российская IT-отрасль состоит из трех больших сегментов: рынка железа, рынка программного обеспечения и рынка услуг по внедрению программного обеспечения или по настройке железа. Про «железный» бизнес мы поговорили. Что касается софтверного бизнеса, то здесь есть успехи. Есть российские компании, которые доказали свою конкурентоспособность, которые успешно конкурируют с международными поставщиками. Например, компания 1C, Касперский и некоторые другие компании в более узких нишах. Я думаю, что будущее российской отрасли IT связано именно с программным обеспечением, в том числе это связано с переходом на облачную модель. Это большая и долгая тема, которую можно обсуждать. Что касается услуг, то здесь пока доминируют российские компании, но я думаю, что это временная ситуация, и интеграторов со временем обойдут иностранные поставщики, просто для них сейчас российский рынок слишком мал. Они не хотят сидеть на берегу с удочкой и ловить трех рыбок, но по мере того, как рынок будет расти, они будут приходить. Они уже приходят, они начинают заниматься продажами и вытеснять интеграторов. Я думаю, что процесс будет набирать силу. Будущее IT, если ничего не изменится, в сфере программного обеспечения, где мы остаемся конкурентоспособными, где у нас есть хорошая школа. Российские компании научились правильно строить процесс разработки программного обеспечения. Правда, есть одно «Но». Непонятно, что называть российской компанией. Яндекс является голландской компанией, Parallels является американской компанией, где зарегистрирован Касперский или ABBYY никто не знает. Это условно российские компании.
М.СПИРИДОНОВ: Это компании с российскими корнями и штатом, который находится преимущественно в России.
М.КАЗАК: Да, но мне кажется, что для России это обидная ситуация.
М.СПИРИДОНОВ: Эта обидная ситуация проистекает из моего следующего вопроса. Какова динамика взаимоотношений государства и IT?
М.КАЗАК: Есть 2 вектора. Первый – государство выступает крупным заказчиком IT и потребляет всё больше и больше. В этом направлении достигнуты успехи. Информатизация госсектора сделала значимый шаг вперед, в том числе благодаря усилиям президента Медведева, благодаря тому, что была создана комиссия вначале во главе с Собяниным, потом с Володиным. У государственной информатизации появился высокопоставленный начальник, до этого такого начальника не было, и каждое министерство занималось информатизацией так, как считало нужным, и был полный хаос. Несколько лет назад была построена система, на мой взгляд, очень правильная. Мы долго выступали за создание такой системы. Вчера мы опубликовали сообщение о том, что в рейтинге ООН Россия скакнула на 32 ступени вверх в рейтинге стран по уровню информатизации. Это безусловный успех. С другой стороны, государство должно выступать не только потребителем IT, но и регулятором отрасли. Здесь есть большие проблемы. По сути, отрасль отдельно, а государство отдельно, никакой значимой поддержки не оказывается, и это прискорбно.
М.СПИРИДОНОВ: Особый интерес проявляется только при наличии большого госзаказа в этой отрасли и возможности получить откат.
М.КАЗАК: Иногда бывает так.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое за беседу. Я хочу перейти дальше и коснуться 2 рубрик, которые традиционно находятся в завершении программы, первая из которых – блиц. На вопросы блица прошу отвечать лаконично, односложно, если можно «да/нет». Некоторые вопросы будут неожиданными, но нельзя сказать, что они будут большим сюрпризом, поскольку все касаются нашей предыдущей беседы. Ок?
М.КАЗАК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Через сколько лет умрет бумажная пресса?
М.КАЗАК: В России через лет 5 в своем большинстве, но не целиком.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени ты тратишь на телевизор, а сколько на Интернет?
М.КАЗАК: В 18 лет я бросил курить, в 22 есть мясо, в 27 смотреть телевизор. Я не смотрю телевизор уже 10 лет, как минимум. В интернете я провожу много часов ежедневно.
М.СПИРИДОНОВ: Достигнет ли стоимость компании Apple суммы в триллион долларов (посвящено сегодняшнему выходу третьего поколения iPad)?
М.КАЗАК: Безусловно, да, но не потому что бизнес Apple будет стремительно развиваться, а потому что доллары к этому времени превратятся в бумагу.
М.СПИРИДОНОВ: Ты ожидаешь краха американской экономики?
М.КАЗАК: Они уже давно являются банкротами, и это понятно всем.
М.СПИРИДОНОВ: Станет ли ГЛОНАСС конкурентом GPS в самом широком смысле этого слова?
М.КАЗАК: Возможны разные варианты. Я верю, что такой путь возможен.
М.СПИРИДОНОВ: Смог бы ты вживить себе подкожный чип (например, чип-паспорт гражданина РФ)?
М.КАЗАК: Если бы для меня это было удобно, то да.
М.СПИРИДОНОВ: Последняя рубрика – это вопросы от слушателей. Напомню, что это те вопросы, которые поступили в анонсах программы в сообществах Рунетологии в Facebook, Твиттере, а также в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, где публикуются анонсы каждого выпуска. Кстати, подписывайтесь. Михаил спрашивает: «Много ли посетителей читают аналитику, так ли она важна для них?».
М.КАЗАК: Здесь важно не количество читателей, а качество. Даже если 3 человека прочтут наши цифры, и это будут 2 министра и президент Российской Федерации, то для нас этого будет достаточно.
М.СПИРИДОНОВ: Президент Российской Федерации читает CNews? Есть какая-то информация на этот счет?
М.КАЗАК: Мы видели, как развивается реакция из Администрации Президента на некоторые на наши публикации. Люди, которых мы критиковали в наших публикациях, со слезами на глазах рассказывали об этом. Я думаю, что эта информация доходит до Администрации и до людей, которые принимают решения.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы оцениваете насыщенность рынка узкотематических сми? Много ли свободных ниш?
М.КАЗАК: Ниш много. Как я говорил, сейчас их можно занимать. В интернете всё еще только начинается, и есть большое число возможностей.
М.СПИРИДОНОВ: Какой контент пользуется популярностью у ваших читателей?
М.КАЗАК: Разоблачения. Всё, что связано с разоблачением чиновников, каких-то корпоративных скандалов, когда на рынке разваливается крупнейшее слияние двух российских компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Твоя оценка SMM для продаж. Почему люди не хотят шопиться в соцстеях? Ты, как наблюдатель, сталкивался с этим. Пока не очень получается подружить электронную коммерцию и SMM.
М.КАЗАК: Честно скажу, я не берусь выступать экспертом в этом вопросе, потому что мы работаем на рынке медиа и к электронной коммерции имеем весьма отдаленное отношение. Давайте я воздержусь. Я не хочу говорить о том, в чем я не уверен.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Тогда задам вопрос от себя по поводу соцмедиа. Я смотрел, что вы представлены в соцсетях, но скромненько, скорее, формально. Это означает, что вы пока не нашли себя в них, или не считаете, что они могут быть полезны для CNews?
М.КАЗАК: У нас есть группа а Facebook в составе около 8 тысяч человек, она постепенно растет. У нас нет к ней особого внимания, просто мы считаем, что если некоторым нашим читателям удобнее читать CNews там, то мы обязаны предоставить им такой сервис. Те, кому это удобно, присоединяются. Эта группа растет на несколько десятков человек в сутки. Нас это устраивает.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо.
М.КАЗАК: В завершении хотелось бы отметить, что мы очень много сегодня говорили о деньгах и бизнесе и меньше затронули ту сторону CNews, которая связана с поставкой контента. Для меня, как для главного редактора это является очень важным. Мы публикуем уникальный материал, уникальные цифры. Наши корреспонденты подчас идут на больший риск, когда они пишут о конфликтных темах, не раз они получали угрозы со стороны участников рынка. Я бы хотел, чтобы читатели знали о том, что люди рискуют, добывая для них эту информацию, и с уважением относились к их труду. Я это говорю без иронии.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо тебе большое за беседу. Мне кажется, что было интересно. Мы увидели то, как построен проект изнутри и получили внятное представление о нем. Для меня, и я думаю, для многих наших слушателей, которые зачастую читают издания более популярного характера, стало понятнее, что вы собой представляете, на какую аудиторию рассчитываете, чем зарабатываете и чем живете.
М.КАЗАК: Спасибо. Был рад ответить на вопросы. Пока.
М.СПИРИДОНОВ: В финале напомню про дочерний образовательный проект Рунетологии – школу интернет-маркетинга «Нетология». Зайдите на сайт netology.ru сейчас и узнайте, как стать компетентным интернет-специалистом. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был Максим Казак, главный редактор Cnews – одного из крупнейших изданий в сфере высоких технологий в России и странах СНГ. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!