Текстовая версия выпуска
М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 15 марта 2012 года. В эфире 139-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – проект «Электронный бухгалтер «Эльба» - веб-сервис для малого бизнеса, который позволяет привести в порядок дела, бухгалтерские операции и сдать всю необходимую отчетность, не выходя из офиса или работая дома. «Эльба» проста в использовании и надежна в работе.
Если в 19 веке на вопрос «Как дела?» классик русской литературы ответил «Воруют», то сегодня, в веке 21, на вопрос «Как дела в Рунете?», можно ответить «Хантят». Кадровой вопрос – один из острейших вопросов сегодняшних интернет-компаний страны. Грамотных специалистов и управленцев критически мало, а спрос на них велик. Толковых профессионалов ищут, сманивают, удерживают. Главный инструмент убеждения – финансы, хотя есть и другие. Об этом тоже будем говорить в этом выпуске. Выпуск у нас сегодня не простой, у нас спецвыпуск. Мне кажется, что тематика весьма любопытная и горячая. Мы будем говорить о зарплатах Рунета, а общаться будем с Аленой Владимирской, генеральным директором агентства «Pruffi». Алена, приветствую!
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Добрый вечер!
М.СПИРИДОНОВ: Ты, наверное, один из самых осведомлённых людей в плане денег в Рунете. Давай совсем коротко для тех, кто не слушал прошлую Рунетологию с тобой. Как ты возникла в кадрах?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я уже рассказывала об этом. Когда я заканчивала МГУ, я мечтала стать главным редактором журнала «Elle». Если бы мне кто-то сказал, что я буду работать в кадрах, я бы очень обиделась. На самом деле, я начинала в глянцевой журналистике. Я пришла оттуда с законами про то, что хантинг должен быть абсолютно прозрачным, очень публичным. Сначала я сделала Работу.ру, которая получила Премию Рунета, а потом меня схантил Мейл, точнее, я себя сама туда схантила. Сначала я делала Работу.Мейл.ру. Сделала я ее успешно, потом 3 года я была главным хантером компании, личным хантером Димы Гришина, Ани Артамоновой, Володи Габриеляна, то есть всех топов Мейл.ру. Когда я поняла, что я очень хочу свое дело, я ушла. Сейчас у меня собственное агентство.
М.СПИРИДОНОВ: Как в хантинг приходят люди? Хантинг – это работа по вербовке руководящих кадров, прежде всего.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет. Хантинг – это поиск тех людей, которые не ищут работу. Если вы размещаете свое резюме на рекрутинговых сайтах, то на вас выходят кадровики. Они вас собеседуют на соответствие с занимаемой должностью. Если на определенную позицию не находится человек, то тогда идет хантинг. Хантинг – это не обязательно топы, но обычно это ключевые позиции для бизнеса. Это может быть ведущий разработчик направления, который ни разу не является топом, но важен для бизнеса порой больше, чем многие топы.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, хантер – это проактивный кадровик и психолог?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет, на самом деле, это разведчик.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой договорились пообщаться, прежде всего, в связи с тем, что у вас вышло исследование о зарплатах и востребованности специалистов Рунета. Это исследование любопытное и обсуждаемое в Сети. По твоей инициативе, принятой мной с удовольствием, мы решили, что это исследование будет прокомментировано тобой в прямом эфире и дополнится какими-то подробностями, которых нет в других источниках. Верно?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, безусловно. Я тебя немного поправлю и скажу, что это не первое наше исследование. Раз в 3 месяца, то есть поквартально Pruffi проводит такое исследование. Интересно оно тем, что мы постоянно отслеживаем 2 критерия – востребованность и зарплаты специалистов в Рунете. Pruffi уже полтора года. У нас за полтора года накопилась довольно большая статистика, и мы видим, как меняется интернет с точки зрения зарплат и востребованности. Не сочтите это за рекламу, но это исследование ценно тем, что оно абсолютно бесплатно. Любой человек может прийти и прочитать его, прежде чем идти на собеседование или перед тем, как составлять свое резюме. Мне кажется, это важно.
М.СПИРИДОНОВ: Главный вопрос в таких случаях – это репрезентативность данных. Давай коротко поговорим о том, как данные получались, и насколько можно на них полагаться.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: На самом деле, мы понимаем, что нельзя опираться только на наши данные, как данные хантингового агентства, поэтому мы в начале исследования описываем нашу методологию. У нас в автоматическом режиме собираются все вакансии по ключевым сферам интернета, размещенные на большинстве рекрутинговых сайтов (Headhunter, Моем круге, LinkedIn и других). Мы их собираем, потом создается некоторый массив, в результате чего выделяются основные тренды. Есть одна сложность – в большинстве вакансий, связанных с топовыми должностями, не указывается зарплата, там чаще всего стоит договорная зарплата. Здесь мы выступаем экспертами, потому что чаще всего эти вакансии отдаются нам в работу. Мы знаем вилку зарплат. Тут мы ее подставляем сами. Когда этот массив собран, становятся понятны тренды по зарплатам и востребованности. Востребованность мы определяем соотношением вакансий и резюме на позиции. Далее мы проверяем эту же историю через экспертов. У нас есть несколько экспертов. Мы их никогда внешне не обозначаем, потому что мы их бережем. Это топовые персоны в своих сферах в интернете (порталах, играх, разработке и так далее). Мы говорим, что видим такой-то тренд, и спрашиваем, подтверждают они его или нет. В Publishing выходят только те тренды и те данные, которые подтверждают эксперты.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, ты еще не смогла договориться о том, можно ли называть фамилии. Ты не будешь называть фамилии?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Пока нет.
М.СПИРИДОНОВ: Это люди уровня гендиректоров крупнейших компаний Рунета.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, это президенты, гендиректора, технические лидеры проектов, руководители разработки и так далее. Всё зависит от тематики, но это всегда первые лица направлений.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде чем перейти к озвучиванию зарплат и твоим комментариям на этот счет, скажи, как тебе удалось сделать так, чтобы тебе давали всю эту информацию? Ты такая персона, с которой все охотно общаются. По крайней мере, так видится со стороны. Ты располагаешь возможностью взаимодействовать с большинством ключевых компаний в Рунете, с одной стороны, выполняя заказы, а с другой стороны, получая ценную информацию.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Во-первых, не со всеми. Мы всегда честно говорим, что Pruffi не работает с Яндексом. Это связано с моей работой в Мейле и прочими вещами. Я всегда отвечаю на этот вопрос шуткой. Хантер как врач или могильщик, рано или поздно вы у нас окажетесь – либо клиентами, либо соискателями. Во-первых, нас не любят обижать. Во-вторых, сейчас мало компаний в Рунете, которым мы не вывели топов или ключевых людей в бизнесе. Это доверие нарабатывается временем работы и отношениями с клиентом.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то цифры, которыми вы хвастаетесь? Я не хочу, чтобы это было рекламой, но любопытно.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: У нас на конец месяца было 300 вакансий, сейчас 311-312 вакансий, которые мы закрыли вручную, плюс через Pruffi Friends мы закрыли порядка 600 вакансий. В общей сложности мы приближаемся к 1000 за полтора года.
М.СПИРИДОНОВ: Pruffi Friends – это приложение в Facebook?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, там люди рекомендуют друг друга на вакансии. Они получают вознаграждение в том случае, если рекомендация была успешной, и кандидат вышел на работу.
М.СПИРИДОНОВ: Давай перейдем к исследованиям. Вы разделили группы специалистов, по которым вы делали замеры, на следующие категории: продукты, реклама, стартап, eCommerce, game-индустрия, диджитал (для меня важно понять, чем отличается диджитал и реклама, например), дизайн и верстка, разработчики и системные администраторы. Ты говорила, что среди системных администраторов всё понятно, но коротко всё же этого коснемся. Я на своем экране листаю исследование вверх. Начнем с продуктов. Опиши, что это за отрасль. Кто из наших слушателей может отнести себя к этой категории?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это те люди, которые отвечают за выпуск и продвижение продукта. Это продакты, бренд-менеджеры, пиарщики. Ключевые люди – это product-менеджеры.
М.СПИРИДОНОВ: Это электронные продукты? Программный продукт, веб-сайт?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Веб-сайт мы берем, мы не берем product с точки зрения ПО. Мы говорим чисто про веб. ПО сюда не попадает, по нему мы делаем отдельное исследование, там другие тренды, и там нет колебаний в течение трех месяцев. Эта отрасль значительно более спокойная, поэтому мы проводим это исследование раз в полгода.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь говорится о людях, работающих в основном над веб-сайтами?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, это порталы, крупные интернет-проекты. Сейчас мы можем говорить, что это также продакты, работающие на мобильных историях, то есть это вебовый продукт, но сделанный для мобильников и планшетов, потому что интернет постепенно выходит из веба, из стационарного компьютера.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь предложено 3 категории – продакт-менеджер, бренд-менеджер, пиар-директор. Это 3 наиболее востребованные? Почему именно эти? Там могут быть десятки других специализаций.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы выкладываем очень усеченную версию исследования. В каждой категории у нас по 15-20 профессий. Мы показываем наиболее часто востребованные, наиболее публичные профессии, которые определяют эту сферу. Все остальные тоже имеют место быть, но они значительно менее интересны. Определяющие специальности в этой категории и выходят в publish.
М.СПИРИДОНОВ: Часто бывает такое, что вы не можете определить, какие 3 определяют, что получается 6 равнозначных категорий.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Если мы не можем выделить 3, мы выделяем 2-5. Форма не довлеет над содержанием.
М.СПИРИДОНОВ: Понял. Продакт-менеджеры занимаются руководством продуктом. Если он практически нулевой, то есть у него опыт до 3-ех лет, то он может получать 50-80 тысяч рублей.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Сейчас я назову несколько параметров, ключевых для наших слушателей. Что мы сейчас обозначаем? Мы обозначаем цифры по Москве по окладу, а не по доходу. Обращаю внимание, что в эти цифры не входят компенсации, связанные с вашим питанием, мобильной связью, премии, проценты и другие формы вознаграждений. Мы указываем оклады и гросс-оклады, то есть оклады, не которые вы получаете на руки, а сумму вместе с налогами.
М.СПИРИДОНОВ: Туда включен НДФЛ?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Можно смело вычитать 13%.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, но мы честно говорим, что есть категории, где люди получают не полностью белую зарплату.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, по твоим наблюдениям какой процент рынка сегодня в Рунете находится в полностью белом сегменте, какой – в сером, какой – в черном?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я всех расстрою. Год-полтора назад я говорила, что рынок Рунета на 80% белый. Сейчас идет активное пузырение стартапов . Мы делим стартапы на 2 категории – стартапы, получившие большие инвестиции от венчурных фондов (всё больше миллиона долларов), и стартапы в посевной стадии, которые либо вообще не получили инвестирования, либо получившие до 500 тысяч долларов. Стартапы значительно «осерили» нашу отрасль. Довольно много в стартап-истории серых и черных зарплат, когда люди говорят, что они не получают зарплату, а на самом деле получают. Это связано с тем, что на этом рынке довольно много бизнес-ангелов. Далеко не все они обладают значительной бизнес-культурой, они платят неучтенные деньги из других бизнесов со своего кармана. В связи с пузырем стартапов отрасль посерела.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько? Можешь назвать какие-то цифры?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Если раньше 85-90% - это белая часть, то на 10% белая часть уменьшилась. Осталось около 70%. Многие порталы, крупные интернет-проекты не могут работать всерую и вчерную. Около 10% от общего количества трудоустроенных людей в отрасли серая стартапная история съела.
М.СПИРИДОНОВ: Связано ли это с налоговой политикой государства?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет, не связано. На самом деле, те изменения, которые произошли не очень давно, пока не сказались на отрасли. Большинство предприятий в отрасли должно показывать абсолютно белую отчетность. Это связано либо с выходом на IPO, либо с крупными инвесторами, которые диктуют свои правила. Там при всём желании зарплаты не скрыть. Я это связываю только с одним – бумом стартапов. Пока очень мало структурировано с точки зрения правового поля.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь вопрос в том, что культура инвестиций в России низкая. Мне кажется, что для инвестора белая отчетность – гарантии его будущих возвращений вложений или их мультипликация.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Инвестор инвестору рознь. Я не могу сказать за всех инвесторов, которые инвестируют в стартапы, что они инвестирую вчерную. Безусловно, этот рынок только начинает образовываться, и на нем довольно много «диких» игроков, у которых отношение к интернет-стартапу как к бизнес-колонке. Сегодня вложил 100 тысяч долларов, завтра достал 500 тысяч. Они подходят с такой же историей, не думая о том, как они будут делать следующие раунды.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Вернемся к продуктам. Как мы выяснили, product-менеджер имеет вилку 50-80. Давай сразу проговорим те коэффициенты, которые влияют на региональное распределение.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Когда мы говорим о регионах, надо понимать, что Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург – это 70% от московских зарплат. Остальные города-миллионники – 50-60% от московских зарплат. Города с населением от 500 тысяч до миллиона человек – 40-50%, далее всё очень индивидуально. Там люди устраиваются не через рекрутинговые проекты, а по знакомствам, потому что в маленьких городах люди знают друг друга.
М.СПИРИДОНОВ: Сильно могут отличаться зарплаты в городе в 100 тысяч человек у специалистов? Это 20-40% от Москвы?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я думаю, что от московских 10-15%.
М.СПИРИДОНОВ: Будет выравниваться рынок в этом смысле?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: На маленькие города вряд ли. На города-миллионники и на города с сильными техническими вузами постепенно будут выравниваться зарплаты, потому что туда приходят порталы, крупные интернет-проекты открывают там филиалы, студии или забирают людей. Там вырастают свои крупные и интересные проекты. У тебя в программе сегодня звучала реклама Эльбы. Естественно, Контур диктует зарплаты в своем городе.
М.СПИРИДОНОВ: Я где-то читал о том, что в Москве все хотят работать в Яндексе, в Екатеринбурге – в Контуре, в Новосибирске – в Алаваре.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я думаю, что в Екатеринбурге тоже хотят работать в Яндексе, потому что мы видим огромное количество людей из Екатеринбурга, которое работает в Яндексе.
М.СПИРИДОНОВ: Они приезжают?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы знаем, что довольно много людей, которые сейчас делают топовые, ключевые продукты в Яндексе, из Екатеринбурга.
М.СПИРИДОНОВ: Глядя на грустную статистику по зарплатам в маленьких городах, надо ли понимать, что иного пути у молодого человека, который хочет развиться в интернет-индустрии, кроме как ехать в город-миллионник, нет?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: На самом деле, дело не в том, что вы будете получать другую зарплату. Москва – это город других расходов. Вы увидите, что разница значительная, но она не настолько большая. Другой вопрос, что в маленьких городах довольно сложно с подобной работой. Это чаще всего обслуживающая работа. Там интернет – обслуживающая история. Допустим, есть магазин, у которого есть сайт. Если ты программист, ты будешь всю жизнь ковыряться в этом сайте. Там очень мало возможностей для карьерного роста и реализации. К сожалению, пока так. Мы говорим о совсем маленьких городах. Если вы действительно хотите программить, заниматься серьезными продуктами, то нужно переезжать, причем как можно раньше. Не секрет, что в большинстве маленьких городов и учат не так качественно, как в большинстве московских вузов. Пока лучше переезжать.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли какие-то специальности, которые мало привязаны географически? От какой степени профессионализма наступает географическая привязка? Когда теряется ее значимость?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я часто отвечаю на этот вопрос с точки зрения преимуществ и недостатков фриланса. Если ты суперпрофессионал, то совершенно без разницы, где ты будешь работать. Количество заказов и твоя стоимость будут высокими, стоимость будет рыночной, но есть нюансы. Одно дело, если бы все уехали в Тайланд делать свой стартап, такой тренд сейчас есть. Тогда разницы нет, вам платят деньги на карточку. У нас много заказов, когда мы ищем людей и привозим их стартапы. Все команды уезжают работать в Гонконг, Тайланд. Когда ты работаешь на фрилансе, чаще всего ты не можешь всерьез влиять на бизнес-процессы, даже если ты очень востребован. Почему? Потому что тебе дают очень замкнутый кусок бизнеса. Для многих людей это чрезвычайно важно. Это главная проблема дизайнеров, работающих на фрилансе. Они работают хорошо и замечательно, но в определенный момент начинает вскрываться то, что они сделали прекрасную работу, ее плохо поставили на сайт, и в результате всё получилось ужасно и уныло. Когда ты находишься внутри бизнес-процессов, ты можешь на них влиять. Удаленно ты влиять на них не можешь. Какие профессии спокойно можно отдавать на удаленку? Это то, что связано с колл-центрами, дизайном и версткой, контентом, а именно наполнением магазинов. Новостной контент любят брать в основных городах, потому что можно сразу снять какой-то ролик, доделать интервью, а контент интернет-магазина можно сделать с любого города. Довольно часто берут SMM из регионов. Чаще всего это не очень удачно. Всё продвижение сайтов, оптимизация сайтов может проходить из регионов.
М.СПИРИДОНОВ: Программинг?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Давайте быть честными. Зачастую сначала передают заказ студии, потом чаще всего ее выкупают порталы или крупные интернет-проекты и оставляют в своем городе. Если мы говорим о программисте-одиночке, то таких не очень любят брать. Это так, если мы говорим о серьезных, больших и престижных проектах. С чем это связано? Это связано с невключенностью в бизнес-процесс. Люди не просто пишут код. Если ты работаешь в серьезном проекте, ты не просто пишешь кусок своего кода, ты участвуешь, вы вместе начинаете думать, что и где не так. У тебя сидит руководитель разработки и вся команда, и вы меняете что-то на ходу. В теории это выглядит очень хорошо, а в реалии это довольно сложно. Такие вещи любят стартапы и маленькие проекты. Я говорю именно об одиночных проектах. Большие и серьезные проекты предпочитают такие вещи не брать. Если вы суперпрофессионал, если вы кодите лучше всех в мире, то совершенно без разницы, где жить.
М.СПИРИДОНОВ: Можете жить на Марсе. Вернемся к нашей табличке. Я зачитаю цифры, поскольку масса интересного впереди. Продакт-менеджер с опытом работы до 3-ех лет может получать до 80 тысяч гросс-оклада. С опытом 3-5 лет – 80-150 тысяч рублей, довольно большой разворот. Видимо, как договоришься. Кстати, где больше платят? В порталах?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Буквально полгода назад лидерами по зарплатам были мощные стартапы, получившие серьезное инвестирование. Для того чтобы переманивать людей, они порой предлагали даже двойные зарплаты. Потом ситуация изменилась. Во многом, на это повлияла ситуация, связанная с выборами. В декабре начались всякие политические волнения, неспокойствия и прочее. Многие инвесторы придерживали вхождение в Россию, вхождение в новые проекты, либо немного ограничивались в траншах и дожидались результатов выборов. Порталы в это время уже показали первую или вторую отчетность перед акционерами после IPO или после ребрендинга (например, Рамблер). Понятно, что деньги IPO нельзя тратить на зарплаты, но все они должны были показывать резкий рост, открытие новых направлений, бурный рост продукта, юзеров и так далее. В тот момент, когда приостановились стартапы, порталы стали очень активно набирать людей. Они стали набирать сильных людей на большие зарплаты. Мы вернули ситуацию 3-ех летней давности, когда лидерами по зарплатам были порталы. Года полтора до этого лидерство по зарплатам было у стартапов. Было очень тяжело, потому что там были истории не про рынок и реальную оценку, а про забор персонала любой ценой.
М.СПИРИДОНОВ: Это ценовая война?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Когда ты показываешь, что у тебя работает очень сильная команда, тебе дают больший транш под следующую инвестицию. Ты показываешь, что у тебя работает 15 разработчиков из Яндекса, и вероятность получения денег в следующем раунде становится выше. На самом деле, это торговля командой. В результате, зарплаты были очень высокими, и это не очень хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас зарплаты сравнялись?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Зарплаты в порталах повысились. В целом, сейчас зарплаты в порталах выше.
М.СПИРИДОНОВ: Product-менеджеры с опытом 5-10 лет получают 150-250 тысяч, более 10 лет – 250. Если ты видишь какие-то важные комментарии, то озвучь их.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нас довольно часто спрашивают «Когда категория больше 10 лет, ведь всей отрасли около 15 лет?». Когда мы говорим, что он работает продактом, мы имеем в виду его последний опыт. 10 лет назад этот человек мог работать модератором, например. Мы не говорим, что весь опыт подразумевает, что он 10 лет работает ровно по этой компетенции.
М.СПИРИДОНОВ: То есть 10 лет в Рунете?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Его суммарный опыт в Рунете или близких отраслях.
М.СПИРИДОНОВ: Совсем коротко пройдемся по двум другим специализациям раздела «Продукты». Растолкуй, кто такой бренд-менеджер.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Подожди. Макс, обрати внимание, что человек с опытом 5-10 лет получает 150-250, с опытом более 10 лет – 250. Если ты работаешь больше 10 лет, то, вероятнее всего, тебе за 35. К сожалению, ценность людей в интернете с возрастом от 35 лет снижается, не смотря на очень большой опыт. Это связано с тем, что работодатели считают этих людей негибкими, дорогими и не желающими бежать вперед с выпученными глазами. Их опасаются брать. После 35 лет в интернете ты либо должен внимать, либо тебя должны хантить. Твой профессионализм должен быть настолько высок, что тебя должны хантить, не смотря на возраст и прочее.
М.СПИРИДОНОВ: Это действительно важный момент. Я понял, что у меня рубеж. Мне ровно 35.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Вот так я тебя и привела к кризису среднего возраста.
М.СПИРИДОНОВ: Да. После записи программы я ударился во все тяжкие. После 35 тебя должны хантить! Это очень верное определение. Я на этом делаю акцент, потому что я сам управленец. Я понимаю тебя и людей, которые, смотря на анкеты сотрудников, задают вопрос «Если к такому возрасту ты не руководитель, почему?».
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Ты можешь быть не руководителем. Например, человек давно работает и по-прежнему программист. У нас все хотят карьерного роста, никто не хочет очень узкого и глубокого профессионализма. Это плохо, но это побочная история того, что отрасль сильно бурлит и сильно развивается. Это связано с тем, что она молодая. Я с большим уважением смотрю на человека, который 10 лет работает программистом в разных компаниях, и при этом понятно, что он хороший профессионал. У меня нет вопроса «Почему Вы не ушли в руководители разработки?». Слава Богу, что не ушли. Вы прекрасны на своем месте, и вы любите свою профессию. Другой вопрос, что таких людей мы знаем, компании их знают и ценят, поэтому их будут хантить. Если эти люди – хорошие профессионалы, они чаще всего не размещают свое резюме, их хантят значительно раньше.
М.СПИРИДОНОВ: Чем старше вы становитесь, тем больше вопросов «Что ты сделал в свои годы для хип-хопа?» встает при наборе на работу. Верно?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, абсолютно.
М.СПИРИДОНОВ: Кто такой бренд-менеджер?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: В порталах и крупных интернет-проектах этих людей принято называть бренд-менеджерами, где-то их называют маркетологами.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Там вилки 35-60 у людей до 3-ех лет опыта, с 3-5-летним опытом человек может получать 60-100 тысяч, с 5-10-летним опытом – 100-150, с опытом более 10 летом – более 150.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я скажу, что может быть даже больше 500, просто эта должность будет называться иначе, например, вице-президент по маркетингу, директор по маркетингу. Это разумное развитие карьеры бренд-менеджера. В этом случае зарплата может легко доходить до 500 тысяч рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Вице-президенты и директора такого уровня получают деньги в районе 15-20 тысяч долларов, как раз те самые 400-600 тысяч рублей?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да. Ест некий гросс-оклад, дальше вступает система серьезных бонусов и поощрений. Эти люди отвечают за бизнес целиком, соответственно, их система мотивации строится от показателей бизнеса. У маркетинга она, конечно, будет строиться от трафика всего проекта или ключевых направлений проекта, где-то она привязана к продажам.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь коротко про пиар-директоров. Человек с опытом до 3-ех лет – 30-60 тысяч, с 3-5-летним опытом – 60-120, с 5-10-летним опытом – 120-180, с опытом более 10 лет – больше 180.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Когда у вас нет опыта, вас вряд ли назовут пиар-директором, вас назовут пиар-менеджером. Разницы никакой, сущность профессии заключается в том, насколько ты растешь, и когда у тебя появляются подчиненные. Все основные скиллы те же самые.
М.СПИРИДОНОВ: Есть несколько забавных поправок, стоящих под таблицей, дающие наценки. Если есть технические скиллы, то +20%.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Пиар-менеджеру это не столь нужно. Там есть боковые пометки, которые показывают, к чему относятся эти коэффициенты. Наличие технических навыков важно для продакт-менеджеров. Этот коэффициент не относится к бренд-менеджерам и пиар-менеджерам.
М.СПИРИДОНОВ: Опыт в портале дает +15% к зарплате.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Этот коэффициент действует практически для всех. Ценность людей в порталах по-прежнему чрезвычайно высока.
М.СПИРИДОНОВ: Наличие удачно проданного собственного проекта или проекта, который был в управлении, дает +40%.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Сейчас эта наценка дается практически всем. Это история про то, что человек может понимать бизнес целиком, он видит его не куском, он берет на себя ответственность целиком. Это чрезвычайно ценится, это важно.
М.СПИРИДОНОВ: Он понимает не только то, что он делает, но и то, как это встраивается в общую логику, общий организм компании и проекта.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Он понимает жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: Получение престижных профессиональных премий дает +50%. Какого рода премии? Премия Рунета?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Премии совершенно разные. Это могут быть премии Рунета, получение каких-то Каннских львов в своей категории, очень ценятся все зарубежные конкурсы.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Я не буду читать все поправки, потому что они не так принципиальны. Мне кажется, что полезно знать, что добавляет 15% к вашей стоимости по многим позициям стажировка в крупнейших международных агентствах, то есть понимание того, как устроена более предсказуемо организованная организация. Обычно в международных компаниях структура более упорядочена. Верно?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это во-первых. Во-вторых, сейчас активно платят за взгляд за пределы Рунета. Если ты поработал в этих компаниях, то чаще всего ты видишь не просто Рунет, ты видишь интернет. Считается, что ты лучше понимаешь мировые тренды.
М.СПИРИДОНОВ: Вхождение в жюри международных и российских профессиональных конкурсов дает 5% .
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это важно для маркетологов и пиарщиков.
М.СПИРИДОНОВ: Это к вопросу о том, что подобные проявления публичности могут добавить веса любому из специалистов.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Оплату за лоббизм никто никогда не отменял. Если ты входишь в какие-то конкурсы, очевидно, все рассчитывают, что ты как-то поможешь тем проектам, в которых ты работаешь.
М.СПИРИДОНОВ: Перейдем к следующему блоку – блоку «Реклама». Про что он?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Там про всё, что связано с работой в рекламных агентствах в направлении веба онлайн. Вторая категория, на которой мне бы хотелось остановиться – SMM.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что это один из важнейших трендов, которые имеют место быть зимой.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Этот тренд держится довольно давно. Вначале мы активно SMM хоронили. SMM значительно падал и в цене, и в спросе.
М.СПИРИДОНОВ: Нет, вначале мы очень долго на SMM молились.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это было очень давно. Отрасль сама испортила себе жизнь, и только выборы ей помогли. Сначала в SMM верили как в чудо. SMM говорил, что он сделает максимальные продажи за минимальные деньги. Туда вкладывались большие деньги, были совершенно неадекватные зарплаты. Анекдот про то, что мне перезванивал Гоша на уроке по алгебре, совершенно правильный, потому что мальчик или девочка в 19 лет без опыта могли прийти и получить зарплату 80-90 тысяч рублей. Была не оценена отрасль, не были введены бизнес-показатели, как оценивать работу, специалиста. Ничего не было понятно. Потом было огромное разочарование, и в последние полгода SMM значительно падал и в цене, и в востребованности. Зарплата в 90 тысяч у человека с 3-ех летним опытом работы упала до 45 тысяч. При этом значительно падала востребованность. Раньше на каждую вакансию было минус полтора резюме, и приходилось хантить людей. Потом была ситуация, что на каждую вакансию SMM было по 7-8 резюме. Почему? Потому что во многих больших компаниях сократился спрос, историю не поняли с точки зрения бизнеса. Случились выборы, стало понятно, что большое количество информационных войн будет вестись в интернете. Как результат, в середине ноября мы увидели резкий спрос на SMM-специалистов. Мы увидели спрос на SMM, огромным спросом пользовались все люди, которые могут работать с видео, которые могут его делать и продвигать, сеять в соцсетях. Любой человек, который мог хоть что-то посеять в соцсети в этот момент находил себе не зарплату, а высокий доход. Зарплаты практически не изменились, может, чуть-чуть поднялись, но выплачивались очень большие премии и бонусы по результатам. Там оплата шла от результата. За эти месяцы люди получили 3-5 окладов. Опять же отмечу некоторую печальную историю, что далеко не все эти доходы были белыми.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ты можешь сделать прогнозы сейчас?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы ожидали, что SMM упадет, но он не упал. Дело в том, что политика из нашей жизни не ушла. Стало образовываться большое количество политических партий, движений, стали появляться новые лидеры, у которых оказались деньги. Эти люди перешли из одного лагеря в другой или остались в этом же лагере, но они продолжают работать. Если раньше SMM – это в основном истории востребованности про eCommerce, а также про большие бренды, которые хотели имиджево продвигать себя в соцсетях (многие разочаровались), то сейчас SMM ушел в политику и прекрасно себя чувствует. Доходы не уменьшились, возможно, премии будут не такими большими, но все хорошо себя чувствуют.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Коротко пройдусь по зарплатам. С опытом 0-3 года человек получает от 30 до 80 тысяч. Зарплата, видимо, сильно зависит от того, с какой стороны силы человек находится, или от того, как хорошо он пристроился. Как я понимаю, этот рынок еще не организован.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Сами SMM-щики в своей среде говорят, что выгоднее всего было работать на Прохорова. Не знаю так это или нет, но слух такой держится.
М.СПИРИДОНОВ: С опытом 3-5 лет вы сможете получать 45-100 тысяч рублей, с опытом 5-10 лет – 65-200 тысяч.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: На самом деле, это работа с лидерами мнений. Ты являешься лидером мнений, и в этом случае твой доход формируется совершенно иначе, твоя работа может заключаться в одном посте в месяц или в нескольких ссылках. Это другая история. Для того чтобы стать лидером мнений, надо не просто очень хорошо писать, но и писать, как минимум, активно лет 5.
М.СПИРИДОНОВ: Перейдем к следующей категории. Аккаунт-директор, аккаунт-менеджер – должности друг над другом, у кого-то больше, у кого-то меньше ответственности, да?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Аккаунт-директор при опыте 0-3 года может получать 70-120 тысяч.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Когда мы говорим о том, что у него опыт 0-3 года, мы говорим, что он только что стал аккаунт-директором, а до этого он работал или аккаунт-менеджером, или перешел из другой сферы. Сюда ты можешь перейти из медийки, из печатных СМИ. В интернете не так много точек входа их других отраслей, как кажется на первый взгляд. Аккаунт-менеджер, аккаунт-директор и руководитель отдела продаж – это точки входа, куда активно берут продавцов и руководителей из других сфер.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. С опытом 3-5 лет аккаунт-директор может получать 120-180 тысяч, с опытом 5-10 лет – 180-250, с опытом более 10 лет – больше 250 тысяч. Аккаунт-менеджер при опыте 0-3 года может получать 35-65 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 50-80 тысяч, с опытом 5-10 лет – 80-120, с опытом более 10 лет – до 150 тысяч. Теперь поговорим о руководителе отдела продаж. Это агентство, как правило?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет. Когда мы говорим о руководителе отдела продаж, то он может работать как на стороне клиента, так и на стороне заказчика. Это просто специфика работы.
М.СПИРИДОНОВ: Продажники получают неплохо. Человек при опыте 0-3 года может получать 45-100 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 80-180 тысяч, с опытом более 10 лет – более 350 тысяч. Продажники всегда нужны.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: При этом ты можешь не становиться руководителем отдела продаж. Многие этого не хотят, потому что к тому моменту они набирают такую клиентскую базу, что они не хотят брать на себя ответственность за весь коллектив, они сидят на своих клиентах и отлично себя чувствуют. Они зарабатывают хорошие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Они остаются менеджерами по продажам?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: В таком случае их уже называют не просто менеджерами, а ведущими руководителями продаж такого-то направления. По сути, он остается менеджером по продажам выделенного направления или большого куска бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Хороший менеджер – это святой человек, который всегда нужен каждому бизнесу. Обращу внимание слушающих коллег, что это один из постулатов, который работает на 100%. Менеджер по продажам при опыте 0-3 года может получать 30-85 тысяч, с опытом более 10 лет – более 120 тысяч. Как говорит Алена, это могут быть очень высокие цифры, просто вы не будете управленцем, а будете большим продавцом.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: При этом у вас прекрасная история, вас будут очень любить ваши клиенты, вы уже будете на уровне личных связей общаться с ними. Есть классическая американская история, когда человек с клиентами ездит играть в гольф, отмечать дни рождения, они вместе ездят отдыхать. В последнее время мы видим у кандидатов нежелание идти в менеджеры по продажам. Это связано с тем, что отрасль не настолько молодая, они считают, что всё поделено, что они ничего не смогут заработать. Практика показывает, что когда мы устраиваем людей, ничего еще не поделено. Приток в интернет настолько большой, что люди очень быстро начинают зарабатывать и иметь доход 100-150 тысяч рублей. Востребованность чрезвычайно большая, карьерный рост чрезвычайно высокий, если вы этого хотите. Самое главное – уважение внутри проекта, внутри бизнеса чрезвычайно высокое, потому что вы тот человек, который приносит основные деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Скажу об одной из поправок, которая дана под блоком «Реклама», меня она позабавила. Знание ведущих персон Рунета на уровне личных контактов добавляет 50% к зарплате. Это может конвертироваться в какие-то полезные действия для компании.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Стартап-категория. Здесь есть фаундер, то есть основатель, СТО (технический директор), СМО (директор по маркетингу), директор по продажам. Тут есть забавная разбивка, она зависит от того, сколько денег получено. Есть инвестиции менее полумиллиона долларов и более. Поговорим об инвестициях в полмиллиона. Если вы основатель стартапа, то до года опыта работы вы можете рассчитывать на 30-60 тысяч рублей. Вроде вы главный, но деньги совсем маленькие.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Все считают, что если вы основатель, то вы работаете за идею. Это деньги на прокорм, чтобы вам хватало на доширак и дорогу до работы и до дома. К сожалению, у нас в такие маленькие стартапы чаще всего идут люди, для которых это первая работа. Это очень плохо, потому что это влияет на качество стартапов. В Америке и Европе в стартапы идут люди, поработавшие 5-10 лет в этом направлении бизнеса, всё в нем понимающие, имеющие свои деньги. Как результат, они вообще не получают зарплату. Они, скорее, вкладывают свои, чтобы выпустить продукт. У нас это деньги на выживание.
М.СПИРИДОНОВ: Если вы имеете инвестиции более полумиллиона долларов, то фаундер может рассчитывать на 150-200 тысяч. Если у него опыт от одного до 3-ех лет, то это 350-500 тысяч.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: В тот момент, когда стартап получил приличные инвестиции, к тебе уже подходят в категории найма, даже если у тебя есть доли в проекте. К тебе рынок и инвесторы относятся ровно так же, как к общим рыночным специалистам. Тебя могут сместить с фаундера и обратиться к нам за поиском нового фаундера. Мы знаем такие истории. При этом ты можешь оставаться акционером. Довольно часто мы подбираем такие стартапы, получившие инвестиции. Входит фонд, он видит, что всё перспективно и интересно, но человек на фаундера не тянет. Они договариваются, человек остается либо просто акционером, либо занимает какую-то должность, а мы хантим фаундера. Таких историй много.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, такие же нюансы работают в отношении технического директора, директора по маркетингу и директора по продажам в категории «Стартап».
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Обратите внимание, что наиболее ценная история с точки зрения зарплат практически всегда – технический директор. Он на начальных этапах ценится значительно выше, чем фаундер.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это заметно по вашей таблице. Кстати говоря, я бы сказал, что и маркетолог очень важен.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Инвестор рассуждает иначе. Он считает, что маркетинг можно исправить, добрать, купить. Если изначально сделан плохой программинг, то и покупать нечего. На начальном этапе очень ценят именно человека, который отвечает за весь код.
М.СПИРИДОНОВ: Еще раз скажу, что зарплаты у директоров по маркетингу, продажам и технического директора в случае, когда инвестиции относительно невелики, не шокируют. Это до 120 тысяч. Когда инвестиции более полумиллиона долларов, зарплаты вполне рыночные. Люди получают столько, сколько бы они получали в агентствах, работая в сегментах офлайн-бизнеса, имеющих интернет-направление. Верно?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да. Если мы говорим о коэффициентах, то все они не очень важны, но сейчас опыт учебы или работы в Кремниевой Долине очень ценится и дает хорошую прибавку практически всем специалистам. Считается, что у тебя есть связи, есть понимание, как продавать и делать стартапы, и у тебя есть взгляд на стартап не с точки зрения Рунета, а с точки зрения мировых трендов.
М.СПИРИДОНОВ: Я добавлю, что в стартапе во многих ячейках таблички стоит поправка, что, кроме зарплаты есть еще и доля. Эта доля, бонус или опцион наличествует у основателя, это зачастую присутствует у всех сотрудников.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, у всех ключевых сотрудников.
М.СПИРИДОНОВ: Далее идет блок «eCommerce». eCommerce цветет и пахнет, да?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Он цвел и пах до выборов. Под выборы он утих. Он никуда не пропал, он просто застыл в ожидании. Сейчас он начинает возрождаться. Это единственная история, где ценность маркетинга и продаж может быть выше, чем ценность технического специалиста, иногда даже ценность контента.
М.СПИРИДОНОВ: Я озвучу цифры. Руководитель проекта при опыте 0-3 года может получать 40-80 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 100-150 тысяч, с опытом 5-10 лет – 150-250 тысяч, с опытом более 10 лет – более 250 тысяч. Онлайн-маркетолог, который работает в электронной коммерции, при опыте 0-3 года может получать 40-70 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 70-100 тысяч, с опытом 5-10 лет – 100-150 тысяч, с опытом более 10 лет – 150-180 тысяч. Не буду всё зачитывать. Здесь отчасти повторяющиеся цифры. Что кажется интересным?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Обрати внимание на первый коэффициент. Это история про хантинг. Как сфера, eCommerce очень дорогая, и здесь очень не любят брать людей без релевантного опыта. Это связано с тем, что eCommerce чаще всего делают не интернет-проекты, а те люди или компании, которые пришли из офлайна. Здесь хантинг и предыдущая работа в релевантной сфере очень важны, может быть надбавка около 50%.
М.СПИРИДОНОВ: Еще я скажу о том, что по моим наблюдениям онлайн-маркетолог в eCommerce – это больше считающий маркетолог, в отличие от маркетолога веб-сервиса, где он должен иметь видение и представление о рынке.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да. Это не про стратегию, это история про трафик, генерацию лидов, то есть переходов трафика в реальные деньги конкретных пользователей, это история про математику интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Если вы плохо обращаетесь с Excel, то вы не онлайн-маркетолог в электронной коммерции.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Абсолютно.
М.СПИРИДОНОВ: Следующая категория – гейм-индустрия.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Перед тем, как ты будешь озвучивать цифры, я расскажу об одном тренде game-индустрии. На самом деле, это очень несчастная отрасль. Туда очень легкий и быстрый порог входа, он дешевый. Ты разработчик, сидел в GameDev, сделал 1-2 игры по вечерам, запустил их на свои 5-10 тысяч долларов, которые подкопил. Если она пошла, то ты не идешь в найм и делаешь следующую игру. Ты открываешь свою студию, потом эта студия разоряется. Гейм-индустрия – это сфера, где люди сложно переходят из найма в найм, потому что им легче и быстрее открыть собственное дело, чем в других историях.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что, дробясь на собственные дела, они создают броуновское движение?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Если студии не взлетают, то это броуновское движение, но чаще всего студии выпускают одну-две игры, и в результате ее покупают. Может быть, за не очень большие деньги, но ее покупают как команду. Там работают немного другие законы. Там хантинг очень дорогой и очень сложной, потому что людей мало, из собственных студий люди не очень любят переходить в найм, они хотят, чтобы выкупили студию, а так они не идут.
М.СПИРИДОНОВ: Самые затребованные категории в гейм-индустрии – это веб-разработчики Java, C, C++, флеш-разработчики, гейм-продюсеры и гейм-дизайнеры.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: В разработку попали все разработчики под iOS и Андроид. Это то, что сейчас является трендом в гейм-индустрии. Они все вынесены в разработку, потому что они существуют не только в гейм-индустрии.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим о них чуть позже. Не сказать, что идут шокирующие деньги, но они вполне солидные. Веб-разработчик при опыте 0-3 года может получать 40-80 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 80-150 тысяч, с опытом 5-10 лет – 150-200 тысяч, с опытом более 10 лет – более 200 тысяч. У флеш-разработчика порядки примерно такие же. Веб-разработчик при опыте 0-3 года может получать 40-70 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 70-120 тысяч, с опытом 5-10 лет – 120-2000 тысяч, с опытом более 10 лет – более 200 тысяч.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Там ты руководитель небольшой студии, а если ты работаешь в большой студии, то у тебя есть кусок этого бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: У гейм-дизайнера похожие цифры. Он может получать 200-250 тысяч, если его опыт больше 10 лет.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Поскольку индустрия маленькая, и хантинг сложный, то за переход из компании в компанию ты можешь получить +30-50%.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что гейм-индустрия и электронная коммерция – самые активные на хантинг?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, потому что там денег много, и они быстрые. Где больше денег, там больше хантинга. Это гейм-индустрия, электронная коммерция, портал, сейчас еще стартапы с хорошими инвестициями.
М.СПИРИДОНОВ: Следующая категория – онлайн-подразделения компаний.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это онлайн-подразделения офлайновых компаний. Например, есть офлайновая компания, которая делает онлайновый проект. Это могут быть собственные сайты или стартап-проекты.
М.СПИРИДОНОВ: Говоря о категории «Реклама», мы говорили о стороне исполнителя, здесь мы говорим о стороне клиента?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь следующие основные представители: диджитал-директор/руководитель направления, аккаунт-менеджер и продюсер/стратег/креативщик. Последняя категория затребована? Я не часто встречаю подобных специалистов.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Она очень затребована, потому что рынок растет. Требуются очень разные ходы, и в последнее время креативщики очень затребованы.
М.СПИРИДОНОВ: Это люди, которые разрабатывают концепции рекламных компаний, присутствия в Сети?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, они не просто их разрабатывают, но и могут защитить их перед клиентом, то есть сначала узнать требования клиента, понять, что ему нужно.
М.СПИРИДОНОВ: Он же работает на свою компанию?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да. Он должен понять, что руководство хочет в интернете, чего ему нужно. Чаще всего люди этого не знают. Они говорят, что они хотят в интернет. Он должен это понять, наложить на особенности и брендинг компании, всё это придумать, разработать и защитить перед своим же руководством.
М.СПИРИДОНОВ: Это человек, который разрабатывает онлайн-проекцию бизнеса офлайновой компании.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это серьезная фигура.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, очень серьезная. Меня чрезвычайно удивляет, что достаточно много запросов на таких людей без опыта работы. Офлайновый бизнес бережется, он очень осторожно подходит к онлайну. Запросы на креативщика с опытом работы год и с зарплатой 60 тысяч рублей меня очень удивляют. Обычно ничего хорошего из этого не получается.
М.СПИРИДОНОВ: Брать на подобную должность людей без опыта – это как покупать дешевую китайскую электронику. Видимость есть, а пользы никакой. Видимо, тебе всё-таки приходится подбирать людей на такие позиции. Коротко поговорим о деньгах. Диджитал-директор при опыте 0-3 года может получать 60-90 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 80-150 тысяч, с опытом 5-10 лет – 150-200 тысяч, с опытом более 10 лет – более 200 тысяч. Продюсер-креативщик при опыте 0-3 года может получать 40-80 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 80-140 тысяч, с опытом 5-10 лет – 140-190 тысяч, с опытом более 10 лет – более 190 тысяч. Ясное дело, что эта цифра может быть очень большой. Она зависит от того, что это за бизнес.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Там очень индивидуальные цифры. Кроме этих окладов полагаются бонусы за успешность онлайнового бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, дополнение насчет получения профессиональных престижных премий +20% - это значок для людей не из онлайна, для руководства. Раз люди оценили, можно и мне брать.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это страховка. Офлайн страхуется от незнания отрасли.
М.СПИРИДОНОВ: Подраздел «Дизайн и верстка». Эти специалисты могут работать удаленно и получать неплохие деньги, даже в малых городах и за пределами страны. В то же время основные моменты, которые проговариваются, для тех, кто находится в офисе.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Здесь говорят про офис. Мы можем от этого вывести зарплату на фрилансе, но цифры будут значительно уменьшены, и они будут нестабильны.
М.СПИРИДОНОВ: Они могут работать в разных направлениях – как на стороне клиента, так и на стороне исполнителя, то есть агентства. Там есть арт-директор, дизайнер интерфейсов, верстальщик. Почему просто дизайнер не вынесен отдельно?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Дизайнер чего?
М.СПИРИДОНОВ: Просто дизайнер чего-нибудь. Дизайнер полиграфии, веба.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы говорим об интернете. Один сегмент – это студии. Дизайнер перестает существовать в вебе как профессия, возникает дизайнер интерфейсов. Ты рисуешь иконки, но ты очень серьезно занимаешься юзабилити интерфейсов. Это значительно более востребовано, чем просто дизайнеры. Какой смысл просто рисовать? Весь интернет апеллирует пользователю. Того, что ты красиво что-то нарисовал, мало. Ты должен сделать так, чтобы это было удобно, чтобы пользователь оставался на сайте, ходил по нему, больше смотрел, больше покупал. Эти 2 профессии постепенно смыкаются, и появляется дизайнер интерфейсов.
М.СПИРИДОНОВ: То, что специализация существует, понятно. Вопрос в том, как это воспринимает рынок. Мне казалось, что всё еще ищут дизайнеров, а потом специализации рождаются внутри каждой компании отдельно. Это может быть дизайнер фирменного стиля, дизайнер иконок или иллюстратор.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Если мы говорим о сегменте рекламных студий, где это есть, то этот тренд уходит.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Арт-директор при опыте 0-3 года может получать 35-75 тысяч, с опытом более 10 лет – более 200 тысяч. Дизайнер интерфейсов получает 40-80 тысяч при малом опыте, с опытом 3-5 лет он может рассчитывать на 90-150 тысяч, с опытом более 10 лет можно получать более 200 тысяч. Верстальщик получает заметно меньшие деньги, но не сказать, что они совсем маленькие. Он получает 30-55 тысяч при опыте 0-3 года, при опыте 3-5 лет он может рассчитывать на 50-80 тысяч, при опыте 5-10 лет – 80-120 тысяч, при опыте более 10 лет – более 120 тысяч.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это золотые люди. Все мечтают, чтобы они не ушли в дизайнеры или арт-директора. Их берегут, потому что хороший верстальщик верстает крупные вещи, например, главную страницу портала, крупнейшего интернет-магазина.
М.СПИРИДОНОВ: Это прикладная и незаметная профессия, с одной стороны. С другой стороны, критически важно, чтобы в ответственных проектах стояли серьезные и знающие люди, поскольку необходимость отображения в разных браузерах одинаково и отработка всех скриптов делает работу верстальщика адской.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это совсем не так просто и скучно, как кажется на первый взгляд.
М.СПИРИДОНОВ: Совсем коротко обсудим коэффициенты. Получение профессиональных премий может дать до 50%.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Разработчики у нас везде жизненно необходимы. Как виден кадровый голод?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это просто катастрофа. Все постепенно понимают, что невозможно хантить друг у друга, потому что вход вырастает в астрономические цифры. В большинство проектов нужно много разработчиков. Сейчас мы видим тренд, что разработчиков стали учить внутри порталов, крупных проектов, стали появляться внешние школы разработчиков. Емкости институтов, выпускающих программистов, совершенно не хватает. Каждый крупный проект, у которого есть хоть какие-то деньги, выкручивается, как может.
М.СПИРИДОНОВ: Еще надо отметить, что программистов в той степени, в которой они нужны для проектов в интернете, не учат в институтах. Их подготавливают к тому, чтобы они научились.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да. Человек во многом учится сам. Прекрасно, если разработчик во время учебы делает свой стартап.
М.СПИРИДОНОВ: Парадоксально, но в стране есть кадровые единицы, которые критически затребованы, могут получать большие деньги. Их затребованность – это десятки тысяч, если не сотни, да?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Я думаю, что близка к сотням.
М.СПИРИДОНОВ: При этом их негде не учат.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет. Есть же Бауманка, МГУ, МИФИ. Их учат.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но ни в одном учебном заведении нет специализации «Веб-программист».
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Конечно, надо учить языкам, но дело не в этом. Очень серьезно вымываются специалисты западными компаниями. Мы за последние полгода видели, что к нам приезжали и хантили очень крупные западные компании. Постоянно забирает не российский, а центральный Гугл, в Майкрософт люди уезжают работать. Люди уезжают работать в крупные стартапы. Те, кого мы производим, часто вымываются. Вымываются самые лучшие кадры, вымываются те люди, которые поработали 3-4 года в порталах на ключевых должностях. Это очень печально. К сожалению, мы не всегда можем воссоздать таких специалистов. Крупные порталы и интернет-проекты открывают собственные школы разработки, берут стажеров.
М.СПИРИДОНОВ: Можно вспомнить о том, что Дмитрий Гришин собирался чуть ли не институт открывать.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Дима курирует довольно много кафедр. В ближайшие дни он проедется по всем центральным вузам Москвы, где готовят разработчиков, там будут проведены встречи. Все выкручиваются, как могут.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь о деньгах. Руководитель команды при опыте 0-3 года может получать 40-80 тысяч, с опытом более 10 лет – более 250 тысяч. Разработчик Perl и PHP при опыте 0-3 года может получать 40-60 тысяч, с опытом 3-5 лет он может получать 70-110 тысяч, с опытом 5-10 лет – 90-150 тысяч, с опытом более 10 лет – более 150 тысяч. Напомню, что градация довольно условная. Ее можно использовать для ориентировки, но не для того чтобы буквально бросать на стол работодателю эту таблицу и говорить, что он мало платит. Далее идет интересная, крайне затребованная категория – разработчик под мобильные платформы.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Когда здесь мы говорим о категории от 5 лет, мы отнюдь не говорим, что все эти годы человек разрабатывал под iOS или Андроид, мы говорим о том, что его суммарный опыт разработки более 10 лет. Сейчас действительно многие программисты, видя там большую и интересную нишу, переходят и активно осваивают эти технологии. Если опыт более 10 лет, это не значит, что 10 лет он работал над Андроидом. Мы понимаем абсурдность такой трактовки.
М.СПИРИДОНОВ: По деньгам они получают примерно столько же, сколько и разработчики Perl и Php. Это 30-70 тысяч при малом опыте и более 150 тысяч при опыте более 10 лет. Далее идет разработчик на Ruby on Rails.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы его выделили, потому что в последнее время востребованность на этот язык чрезвычайно большая. Эту моду ввел Групон. Дарбери перед тем, как продавался Групону, был написан на Ruby on Rails. После этого все eCommerce-проекты, все купонные сервисы стали писаться на Ruby on Rails. Потом на него перешли модные хипстерские проекты, типа LookAtMe. Востребованность в таких программистах чрезвычайно высока. Что касается опыта в 10 лет и больше, то мы говорим о специалистах, которые сначала кодили на одном языке, а потом перешли на другой язык. Сейчас все говорят, что это круто и интересно, что это будущее.
М.СПИРИДОНОВ: Деньги за Ruby on Rails примерно такие же. Напоследок поговорим о системных администраторах. Как характеризуется эта отрасль? Насколько затребованы эти люди? Насколько стабильна отрасль?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Конечно, они затребованы. Возможно, на них нет такого бума, но это всегда нужные специалисты. Хороших всегда хантят. Не смотря на все внутриотраслевые анекдоты про системных администраторов, их очень любят и ценят. Без них тоже ничего не будет.
М.СПИРИДОНОВ: Это как наличие администратора, завхоза.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это техническая должность, до нее надо доучиться, она требует большого интеллектуального труда. Это вопрос надежности вашего предприятия.
М.СПИРИДОНОВ: В поддержке пользователей низкая планка довольно невысокая. Там платят от 25 до 40 тысяч людям без опыта. При опыте более 10 лет вы сможете получать более 100 тысяч рублей. Ведущий Windows-администратор при малом опыте может получать 30-50 тысяч рублей, при опыте более 10 лет – более 100 тысяч. Unix/Linux-администратор получает 30-60 тысяч при 0-ом опыте и более 110 тысяч при опыте более 10 лет. Руководитель группы системных администраторов с опытом 3-5 лет может получать 90-150 тысяч, с опытом 5-10 лет – 150-180 тысяч, с опытом более 10 лет – 180-250 тысяч. Это, наверное, одна из ключевых фигур, потому что на таких людях держатся все большие компании.
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это надежность.
М.СПИРИДОНОВ: Вот мы и подошли к финалу. Алена, какое резюме можно сделать? Что для тебя главное, что случилось за эту зиму? Чего ты ждешь в перспективе?
А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Первое, что я хочу сказать – мы живем в счастливой отрасли. Даже если будет кризис, он, конечно, коснется интернета, но в значительно меньшей степени, чем другие отрасли. Бизнес пойдет в интернет для того чтобы спасти свой основной бизнес. Из этого мы делаем вывод, что надо учиться кодить. Даже если вы не станете программистом, надо понимать хотя бы на уровне продвинутого пользователя, как разговаривать с программистами. Вы будете чрезвычайно востребованы, если вы будете знать и понимать основы программирования. Во-вторых, отрасль будет расти быстро, поэтому не надо удивляться тому, что в интернете карьерный рост бывает в течение полутора лет. Каждые полтора года человек может рассчитывать на карьерный рост, потому что всё быстро растет и пузырится. Он будет переходить на новую ступень в своей компании, либо в другую компанию. При этом будьте осторожны. В интернете хантят очень много и очень часто. Постарайтесь не переходить чаще, чем раз в 2-3 года, если нет объективных обстоятельств. Это связано с тем, что 2-3 раза перепрыгнув очень быстро в течение года, вы глобальную часть своей стоимости теряете. Никто не любит летунов. Сначала вы быстро растете, потом ваш карьерный рост и ваша стоимость начинают проигрывать тем коллегам, которые всё это время провели в одной компании, развиваясь в рамках своего проекта. Что я вижу в перспективе? Я вижу, что SMM будет жить и развиваться. Будут очень востребованы все программисты, прежде всего, Андроид, iOS, Ruby. Будет востребовано всё, что связано с играми. Мы видим, что к нам приходят крупнейшие западные компании набирать специалистов любого уровня. Далеко не всегда это история про хантинг и отъезд туда, это история про то, что здесь начинают открываться филиалы, подразделения. Востребованы все! Рунет выходит за рамки Рунета. Всё больше становится интернета с точки зрения кадров. Не уезжая из России, вы можете работать у мировых лидеров и быть очень востребованным человеком.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое, Алена. Было очень интересно. Мы с тобой проговорили гораздо больше, чем предполагалось. Надеюсь, оно того стоило. Это был спецвыпуск «Зарплаты Рунета». Столько много про деньги мы не говорили никогда! Стоит ли повторять подобного рода разговоры, например, ежеквартально? На этом прощаемся с тобой. В финале напомню про дочерний образовательный проект Рунетологии – школу интернет-маркетинга «Нетология». Зайдите на сайт netology.ru сейчас и узнайте, как стать компетентным интернет-специалистом. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была Алена Владимирская, генеральный директор агентства «Pruffi». Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!