М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 13 сентября 2012 года. Это 165-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Традиционно мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – компания LiveTex с сервисом Chat&Calls. LiveTex Chat&Calls – это передовой онлайн-консультант для вашего сайта, обеспечивающий максимально эффективное и рациональное общение с клиентами: чат, бесплатный звонок с сайта, «активные продажи» и десятки других решений. Chat&Calls обеспечит рост конверсии, суммы среднего чека, сокращение расходов на call-центр и эффективную поддержку клиентов.
Осталось всего несколько дней до нашей очередной онлайн-конференции из цикла «Практика онлайн-бизнеса». В этот раз мы раскроем предельно важную для любого думающего предпринимателя и интернет-маркетолога тему – «Повышение конверсии и эффективности сайтов без затрат».
Это мероприятие можно назвать расширенным продолжением Рунетологии. Предельная концентрация полезной информации на единицу времени, лучшие специалисты Рунета, делящиеся своим опытом, и ваш покорный слуга в качестве ведущего этого уникального образовательного шоу.
Только в отличие от обычной Рунетологии в данном случае:
- в программе не один, а десять гостей – ведущих специалистов Рунета;
- программа выходит не в записи, а в прямом эфире из профессиональной телевизионной студии;
- вы, как участник, можете задавать вопросы каждому из экспертов и участвовать в формировании программы и более полном раскрытии темы конференции.
Это онлайн-событие состоится в среду, 26 сентября. Программа и регистрация на сайте onlinebusinesspractice.ru. Я жду вас на конференции. Приходите!
За недолгое, но бурное развитие жизни Глобальной Сети мы стали свидетелями десятков волн повышенного внимания к тем или иным сегментам онлайна, трендам и тенденциям. Когда-то волна приходила и отступала в небытие. Когда-то, начавшись с небольшой ряби, волна поднималась до масштабов девятого вала. Так стало, скажем, с социальными сетями, которые нарастали и вышли в девятый вал. Таким же нарастанием можно охарактеризовать мобильный веб. Это то, что мы видим сейчас, свидетелями чего мы являемся. Это я предсказывал задолго. А вот одна из очевиднейших ниш – онлайн-видео, как мне кажется, так и не смогла пока полноценно развернуться. Речь не столько о пользовательском внимании, оно уже присутствует, сколько о полноценном бизнесе на видео. Это важно для масштабного развития сегмента. Видео-хостинги, онлайн-кинотеатры, другие проекты вокруг сетевого видео, даже самые крупные за редким исключением убыточны или находятся в точке выживания, в точке ноль.
О видео и будем говорить сегодня. В гостях у Рунетологии веб-менеджер, известный в Сети, как президент группы компаний HeadHunter, но в этом выпуске выступающий, как инвестор стартапа «Clickberry» Юрий Вировец. Юрий, приветствую!
Ю.ВИРОВЕЦ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Раз ты вложил в проект деньги, следовательно, ты веришь в него. А что заставляет верить в сложную на сегодня для монетизации нишу онлайн-видео?
Ю.ВИРОВЕЦ: Да, конечно, я верю в него. Что заставляет верить? Прежде всего, это люди, которые занимаются проектом, и идея, которая мне кажется очень правильной, с помощью нее можно заработать деньги. Также это состояние рынка, коммерческое и технологическое. Я надеюсь, мы об этом подробно поговорим.
М.СПИРИДОНОВ: Как бы ты охарактеризовал состояние рынка? Что заставляет думать о том, что дальше будет хорошо или очень хорошо?
Ю.ВИРОВЕЦ: Идея очень проста. Мы начали говорить про волны и девятый вал. Если вспомнить про развитие интернета, то вначале интернет был на десктопных компьютерах, преимущественно у людей на работе. Потом интернет мигрировал к людям домой. Была пора порталов, потом настал звездный час поиска, потом появились социальные сети. Сейчас рассвет, и он будет продолжаться, последнее слово не сказано мобильным интернетом. Остается одна точка в доме, которая до сих пор не окучена новыми технологиями, бытовой прибор, который не окучен новыми технологиями, и это телевизор. Сейчас телевизор – это преимущественно первый канал, нтв, целевая аудитория – бедные и необразованные женщины, это должно измениться. Это будет меняться, потому что меняется технологическая платформа телевизионных приемников, технология передачи телевизионного сигнала меняется. Я бы это связал с развитием мобильного интернета. Это сейчас происходит в США и Японии. Если вы там зайдете в любой магазин, где продают телевизоры, то вы увидите, что подавляющее большинство телевизионных приемников идет с возможностью прямого подключения к интернету. Даже если у вас телевизионный приемник напрямую не подключается к интернету, то есть большое количество девайсов, достаточно удобных в использовании, так называемых медиа-плееров, которые подключаются к интернету и превращают телевизор в точку доступа в интернет. С этого момента начинается самое интересное, когда телевизор – это не приемник для Первого канала и НТВ, это полноценная точка доступа в интернет, но в этом еще конь не валялся. Давайте мы возьмем самый топовый медиа-плеер Dune (он стоит у меня дома), пожалуй, один из лучших на рынке. Что мы видим? Да, там можно посмотреть фильм, почитать Facebook, Твиттер, Ленту, но это всё дико неудобно, и этим никто не пользуется, потому что нет полноценного интерфейса. Что делать? Читать Facebook и Ленту с телевизора? Я не знаю, кому это придет в голову. При этом здесь явно есть возможность для того чтобы телевизор стал полноценным интерактивным каналом не просто пассивного восприятия информации, надо, чтобы человек сам мог что-то делать с той информацией, которая идет из телевизора. Из телевизора, прежде всего, идет видеоинформация. Фундаментальный вопрос – это поиск способа взаимодействия человека и видеопотока, который идет на него через телевизор. С моей точки зрения, технология интерактивизации видео – это один из многих шажков, который мы сейчас проходим для того чтобы окучить телевизор интернетом.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, будущее онлайн-видео в захвате большого экрана – телевизора, стоящего в гостиной каждой семьи?
Ю.ВИРОВЕЦ: Да. Я уверен, будущее в том, что телевизор, стоящий в гостиной, станет полноценным интерактивным каналом, позволяющим людям не просто смотреть то, что им показывают, а делать это, регулируя просмотр по своему желанию.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Короткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеЮрий Вировец родился 27 апреля 1971 г. в Москве. В 1993 г. окончил химический факультет МГУ. В том же году поступил на факультет психологии МГУ, который окончил в 1996 г. В медиаотрасли с 1999 года в качестве создателя сайта National Job Club, который придумал и финансировал директор и совладелец компании «People You Need» Михаил Фролкин. Впоследствии компания была переименована в HeadHunter. C 2000 по 2008 гг. — со-основатель, генеральный директор HeadHunter. C 2008 года — президент группы компаний HeadHunter. Выступает инвестором в ряде интернет-проектов – таких, как Clickberry.com. Увлекается фотографией. Женат. Воспитывает двоих детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Пока звучало досье, я смотрел ленту Рунетологии. Мы говорили примерно 3 года назад. Тогда ты был полноценно внутри проекта HeadHunter.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я и сейчас состою внутри проекта HeadHunter. Другое дело, что я занимаюсь и другими проектами. Одно другому не мешает.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня, как я понимаю, операционной работой в HeadHunter ты не занимаешься?
Ю.ВИРОВЕЦ: Я занимаюсь инвестиционно-банковской работой. Операционной работой с 2008 года в HeadHunter я не занимаюсь, там есть управляющий директор. С моей точки зрения, там всё хорошо. В последние годы в HeadHunter я много занимался вопросами приобретения стартапов, инвестирования в стартапы. Я ездил учиться в университет Беркли для этого. Конечно, пришло время эти знания и желание использовать не только на деньги HeadHunter, но и на свои собственные.
М.СПИРИДОНОВ: Задам деликатный вопрос. Насколько долго операционный менеджер может держаться внутри проекта? Как поддерживается его интерес? Ты мог бы дальше развиваться как гендиректор HeadHunter, но ты решил пойти в другое направление. Чем это было продиктовано?
Ю.ВИРОВЕЦ: Это было продиктовано тем, что развитие проекта подошло к той точке, когда мне не хватало управленческой компетенции для того чтобы им управлять. Мы с основным владельцем HeadHunter – Мишей Фролкиным, решили, что мы найдем нового управляющего директора. Компания так разрослась, что я не чувствовал в себе способности ей управлять, и мы решили найти более профессионального управленца, так и произошло.
М.СПИРИДОНОВ: В чем симптомы? Поскольку наша аудитория – это средний и высший менеджмент Рунета, я думаю, всем будет это интересно. В чем симптомы недостатка компетенции?
Ю.ВИРОВЕЦ: В какой-то момент компания переросла точку моей личной компетенции. Какой симптом этого? Я думаю, что это внутреннее ощущение. Это момент, когда ты понимаешь, что процессов становится так много, что у тебя не хватает знаний и наличных инструментов для того чтобы всем этим управлять. Ты стоишь перед выбором – либо сделать самоапргейд, то есть тянуть себя за волосы вверх и повышать компетенции, либо отойти в сторону. Я подумал и решил, что я не вижу своей карьеры как управленца большой компании и решил отойти в сторону.
М.СПИРИДОНОВ: Если Clickberry вырастет в большую компанию, ты не будешь заниматься ее управлением?
Ю.ВИРОВЕЦ: Я и сейчас не занимаюсь управлением. Это позиция, которую я сознательно предпочел.
М.СПИРИДОНОВ: Ты представитель Smart-money, то есть приносишь деньги, отчасти компетенции, и не мешаешь операционному менеджменту?
Ю.ВИРОВЕЦ: Да, совершенно верно. Я представитель Smart-money. Это обычный путь для многих людей из нашей индустрии. Вся Силиконовая Долина стоит на этом. Большая компания делает IPO, много людей получает деньги, и часто эти деньги они несут не в банк или под подушку, а на тот же рынок стартапов, поддерживая команды, которые им нравятся. Это стандартный путь, и я тоже пошел по нему.
М.СПИРИДОНОВ: Что движет тобой? Почему ты несешь деньги именно в стартап? Там есть риск прогореть, а в надежном зарубежном банке есть стабильный, предсказуемый процент. Он, конечно, меньше, чем можно заработать в стартапе, но тем не менее.
Ю.ВИРОВЕЦ: Это же не вопрос денег. С точки зрения заработка, можно купить бензоколонку и получать стабильный доход, но мы же живем не для того чтобы выполнять свои банковские функции, мы живем для того чтобы было круто и интересно. Гораздо интереснее инвестировать в стартапы.
М.СПИРИДОНОВ: Ты инвестируешь скорее из азарта, нежели из желания заработать?
Ю.ВИРОВЕЦ: Желание заработать тоже присутствует, но с точки зрения жизни и стратегии, я думаю, это вопрос не финансовых, а психологических предпочтений.
М.СПИРИДОНОВ: Часто слышу от менеджеров больших проектов, в частности travel-проектов, проектов в области электронной коммерции, о большой мечте операционного менеджера построить ярдовую компанию, то есть компанию с капитализацией выше миллиарда долларов. Есть такая мечта, связанная с Clickberry или другой компанией?
Ю.ВИРОВЕЦ: Я не строю Clickberry, я даю деньги, пассивно что-то советую. Я не могу сказать, что я строю Clickberry. HeadHunter я действительно строил. HeadHunter – это, конечно, не миллиардная компания, но несколько сот миллионная, что тоже неплохо. Миллиардных компаний в Рунете не так уж и много.
М.СПИРИДОНОВ: Подтвержденных две. Это Яндекс и Mail.
Ю.ВИРОВЕЦ: Да. Это компании, за которые платили. Может, Ozon стоит под ярд, но не знаю. Я не думаю, что именно построить миллиардную компанию – это моя мечта как управленца. Я мог бы упираться, как тот же Дима Гришин. Он уперся, и каждый раз он делает самоапргейд, тянет себя вверх, за что ему большой респект. У человека должен быть огромный ресурс саморазвития для того чтобы он соответствовал уровню своей компании. У Гришина это получается. Я решил, что для меня это не очень правильный путь, мне интереснее заниматься другим.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом оптимально должны быть построены взаимоотношения операционного менеджера и инвестора, который часто нюхал больше пороха, чем молодые, пылкие, знающие, но неопытные ребята в менеджменте?
Ю.ВИРОВЕЦ: Нельзя давить, особенно лезть, надо стараться помогать связями. В этом смысле мой недолгий опыт общения с Юрием Мильнером оказался очень поучительным. Мне кажется, что они сделали много хорошего для тех компаний, в которые они инвестировали. Многие говорят, что они сделали много плохого, но такая позиция невмешательства и помощи наиболее правильная, большинство инвесторов ее исповедуют. Я не знаю инвесторов, которые бы, инвестировав в компанию, приходили бы каждый день и давали советы, что делать генеральному директору. От таких инвесторов, конечно, надо бежать.
М.СПИРИДОНОВ: Мы плавно подходим к основной теме нашей беседы – теме видео и стартапа Clickberry. Каким образом он оказался в зоне твоего внимания? Почему именно он?
Ю.ВИРОВЕЦ: Случайно, как и многое в жизни. Алексей Бабин – основатель компании, пришел к нам в HeadHunter с идеей получить нас как клиента. Он прислал свой интерактивный ролик. У меня был вау-эффект и инсайд, что это очень круто. Там была девушка, можно было кликнуть по левой или правой груди (грудь была одетая). Если кликнуть по левой, она говорила одно, если кликнуть по правой, то она говорила другое. На меня это произвело большое впечатление. Я понял, что это круто, и что из этого можно сделать большую историю. В жизни всё оказалось гораздо сложнее, чем виделось вначале, но, тем не менее, я верю, что из этого получится большая история.
М.СПИРИДОНОВ: Какие деньги ты вкладываешь в это?
Ю.ВИРОВЕЦ: Я бы не стал говорить об этом.
М.СПИРИДОНОВ: Ты единственный инвестор или нет?
Ю.ВИРОВЕЦ: Инвесторов много. Я не самый ранний инвестор, там были еще более ранние, нежели я. Всего 5 или 6 совладельцев у этой компании.
М.СПИРИДОНОВ: Какая у тебя доля?
Ю.ВИРОВЕЦ: Порядка 10%.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай послушаем информацию о проекте, и дальше будет небольшой сюрприз, нехарактерный для Рунетологии.
Clickberry в цифрахВ штате Clickberry работают 27 человек, из них 5 в головном офисе в Лос-Альтос, Калифорния и 22 сотрудника в Москве. Московский офис – это программисты и тестирование, калифорнийский офис – sales&marketing. На данный момент у компании 3000 клиентов c совокупной аудиторией 10 миллионов уникальных посетителей в месяц. Финансовые показатели не раскрываются. В облачной системе хранения/доставки хранится более 20 тысяч единиц интерактивного видео, созданных аудиторией за 3 последних месяца с момента запуска. Для обеспечения работы компания использует MS Azure Cloud.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас сюрприз, который я анонсировал. К нам присоединяется Алексей Бабин – основатель и CEO компании Clickberry .
А.БАБИН: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Добрый день! Мог бы ты вкратце рассказать, как работает Clickberry? Что интересного и уникального в технологии?
А.БАБИН: Я хотел бы начать с того, что Clickberry – это достаточно уникальный сплав великолепных программистов, очень талантливых инвесторов и советников проекта с большим опытом. Благодаря такому сплаву таланта технических специалистов и опыта людей, которые строили огромные бизнесы, мы можем двигаться вперед. Это применимо к любой индустрии, не только к видео, онлайн-видео, интерактивному видео. Как вы правильно, Максим, сказали, Clickberry находится на двух континентах – в Москве и Лос-Альтос. В Лос-Альтос мы переехали совсем недавно, до того мы находились в Пало-Альто, но мы выросли из старого офиса. Сейчас Clickberry находится на начальном этапе своего рыночного развития, мы потратили достаточно много времени на развитие технологий, на построение их таким образом, чтобы они были легко масштабируемыми и легко интегрируемыми к нашим клиентам. Сейчас мы пожинаем плоды этого труда и подключаем как крупных клиентов, так и растим базу Small / Medium Business, которые используют нашу технологию. Мы выпускаем новые дополнительные функции, на начальном этапе мы были сконцентрированы на том, чтобы сделать минимальный необходимый продукт для рынка, поверх него мы делаем дополнительные функции, понимая, что конкретно нужно нашим клиентам.
М.СПИРИДОНОВ: Ты рассказал о компании. Расскажи о самой технологии. Как это работает для клиентов, которые уже есть у вас?
А.БАБИН: Продукт можно условно разделить на 2 части. Первая часть – это продукт для Small / Medium Business, это interactivity creatot для Mac, PC, iPad и онлайна в дальнейшем. Это приложение, которое позволяет за считанные секунды и минуты сделать интерактивное видео, в один клик выложить его в наши облака и оттуда распространить его, куда угодно.
М.СПИРИДОНОВ: Распространение происходит обычным образом, как и на Youtube?
А.БАБИН: Да, всё работает в облаке. Второй продукт – это B2B-продукт, который позволяет интегрировать возможности интерактивного видео на сторону клиента, у которого есть большой объем обычного видео, которое надо превратить в интерактивное. Также это контент-проекты. В B2B у нас есть User-generated content-клиенты, которые аккумулируют у себя видео и позволяют своим пользователям делать их интерактивными. Также у нас есть контент-проекты, которые профессионально делают видео-контент и превращают его в интерактив, чтобы взаимодействовать с клиентами. В основе всего этого лежит облачная система, которая позволяет пропускать через себя огромное количество видео-контента, имея возможность очень четко отслеживать, что происходит внутри видео. Это очень важная часть, которая не видна зрителю и кажется подводной частью айсберга. Она очень важна, потому что интерактивное видео делает очень важную вещь – оно позволяет пользователю взаимодействовать с видео, а это означает, что увеличивается время, проведенное внутри видео, получается взаимодействие и отклики клиента. Всё это надо отслеживать для того чтобы можно было динамично менять то, что работает не очень хорошо, чтобы повысить конверсию. Конверсия в таких видео очень высокая.
М.СПИРИДОНОВ: Юрий, задам вопрос тебе. Нужен ли этот интерактив? На сегодня потребитель, особенно сидящий перед телевизором в гостиной с пивом и чипсами, не настроен на взаимодействие с картинкой. Его и так всё устраивает.
Ю.ВИРОВЕЦ: Не совсем. Представьте себе, что вы смотрите кулинарную передачу – чрезвычайно популярный формат телепередачи. Мы знаем, такая передача есть на каждом канале. Вы смотрите эту передачу и хотите, чтобы рецепт блюда, которое готовит повар, пришел вам на e-mail, потому что вам неудобно сидеть с блокнотом и ручкой и всё это записывать. Вы нажимаете на кнопку на пульте, тыкаете указателем на блюдо, и тут же появляется рецепт в текстовом виде, вы нажимаете на кнопку, и он отправляется вам на e-mail. Вы можете кликнуть на это блюдо, и ваш заказ уходит в интернет-магазин, и полный список продуктов для этого блюда оказывается в вашей корзине, и вам их привозят. Это один из простых примеров. Другой пример был недавно реализован. Представьте, что вы смотрите фильм, и вы хотите узнать, как зовут актера. Вы можете нажать кнопку на пульте или своем iPhone, фильм останавливается, и вы голосом можете спросить «Как зовут актера?», и выезжает ссылка. Вы можете спросить, сколько стоят очки на героине, вам выезжает ссылка на eBay или Amazon, и вы можете их сразу купить. Это не будет востребовано? Я абсолютно уверен, что будет, и на всех людей, которые видели, как это работает, это производит вау-эффект.
М.СПИРИДОНОВ: То, что сейчас имеет место быть – это некая переходная стадия? Те ролики, которые выложены у вас на сайте в качестве примеров, любопытны, но у меня вау-эффекта они не вызывают. Может, я скептически настроен.
Ю.ВИРОВЕЦ: Ролики на сайте – это в основном рекламная продукция бизнеса, то есть продающие ролики, или любительское видео. У вас есть продукт, вы можете показать его фотографию в интернете, а можете снять его на видео, при этом можно будет кликать на разные стороны этого продукта, и будут появляться разные сведения о том или ином аспекте этого продукта. Это существенно повышает конверсию, количество кликов и эффективность рекламы. То, что сейчас есть на десктопе и на мобильных устройствах – это переходная стадия к большому телевизору. Реально большой телевизор – это большая игра, и если говорить про миллиардные компании, то я надеюсь, Clickberry станет миллиардной компанией, завоевав большой телевизор.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно я понимаю, что это переходная стадия, и в итоге к этому должны подключиться технологии распознавания речи, интеллектуальные технологии?
Ю.ВИРОВЕЦ: Это всё есть. Штука, при которой вы кликом останавливаете кино и узнаете, сколько стоят очки на герое, реализуется с помощью Google Voice. Всё прекрасно работает.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, оно работает в идеальных, полулабораторных условиях.
Ю.ВИРОВЕЦ: Почему? Siri же работает. Технология распознавания голоса – это не проблема сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько корректно это происходит на английском языке, я не скажу, потому что я мало с этим сталкивался, но в русском языке пока караул.
А.БАБИН: Раз зашел вопрос о корректности работы голосового управления, то скажу пару слов. Например, Siri и любые другие голосовые ассистенты работают достаточно эффективно, но сложность Siri в том, что человек может спросить всё, что угодно.
М.СПИРИДОНОВ: Для меня потребительская ценность будет велика тогда, когда в любом фильме, в любой передаче, в любой точке работы видео-картинки я смогу сказать «Стоп», телевизор остановится (это, наверное, и сейчас сделать несложно, распознаватель речи сейчас сможет это прочесть), и я смогу задать вопрос неочевидным образом. Например, кто этот человек в сером. Система должна понять, о чем я говорю, распознать это интеллектуально, перевести это в логические образы и отработать интерактивное видео.
А.БАБИН: Об этом я как раз и хотел рассказать. Дело в том, что если сравнивать с Siri, то в Siri совершенно неочевидно то, о чем пользователь может спросить. Siri не знает контекста, в котором находится пользователь. Точность распознавания вопроса, даже если он сформулирован с помощью большого количества «э», «а» и бульканья пива в бутылке, порядка 99%, даже в текущих лабораторных прототипах. На экране телевизора в определенный момент времени есть ограниченное количество объектов, о которых можно спросить, выбор не очень широк. Человек не будет спрашивать о том, что не видит в телевизоре, или о том, что контекстно не связано. Здесь точность фантастическая, ее даже невозможно сравнивать с Siri, она намного выше.
М.СПИРИДОНОВ: Нужно будет растегировать каждый кадр?
А.БАБИН: Не кадр, нужно будет ввести ключевые слова к объектам и добавить вещи, которые нужно показывать. На самом деле, это звучит сложно, но занимает это сущие минуты по сравнению с тем временем, которое тратится на создание видео-контента. Это 0,2% времени от общего времени создания видео.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я хотел добавить несколько слов. Нужно растегировать не каждый кадр, а каждую сцену. Обычно в среднем фильме около нескольких сотен или десятков сцен. Количество объектов, которые могут представлять интерес в каждую единицу времени, в обычном фильме редко превышает 10, обычно их 6-7. Растегировать фильм можно за 10 человеко-часов. Это не такая большая сложность по сравнению с тем, сколько на этом можно заработать. Для провайдера фильма, который показывает какой-то старый фильм, который на нем не зарабатывает, это хорошо. Когда фильм растегирован, можно вставить туда рекламу, и это прямой путь зарабатывать большие деньги на этой технологии.
М.СПИРИДОНОВ: Для вас как инвестора стратегическое направление – это приведение этой технологии в состояние абсолюта, в котором любая телевизионная продукция дефолтно тегируется по вашей технологии, и вы за счет этого выиграете, поскольку вы являетесь провайдером этой технологии?
Ю.ВИРОВЕЦ: В идеале, да.
М.СПИРИДОНОВ: Будет так?
Ю.ВИРОВЕЦ: Прежде всего, это касается телевизионных шоу, фильмов, непрямоэфирного контента.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Задам вопрос Алексею. Является ли сегодняшняя стадия работы компании переходной в смысле продукта? Означает ли, что сегодня технологии работают в лабораториях, и вы выпустили полуфабрикат на рынок для того чтобы как-то окупаться, показывать показатели инвесторам, но на самом деле, главное впереди, и это будет сильно отличаться от того, что есть сейчас?
А.БАБИН: Я не совсем согласен с таким утверждением. Любой продукт эволюционирует. Если он не эволюционирует, значит, это мертвый продукт. Для нас Small / Medium Business является самой живой средой, которая позволяет получать реальный отклик и изменять продукт. Мы работаем с компанией «Tivo» - одним из крупнейших провайдеров кабельного телевидения в Америке. Для того чтобы получить какой-то фидбек от такой крупной корпорации, нужно много времени. Более того, они не всегда сами понимают, что им надо. Им лучше предложить уже готовое решение, оттестированное и проверенное на других пользователях. Small / Medium Business – это самая живая среда, которая зарабатывает деньги. Анализируя то, что они делают, мы понимаем, куда двигать продукт дальше. Безусловно, продукт состоит из трех частей: создание интерактивного видео, его хранение и показ. Работа со Small / Medium Business позволяет нам все эти 3 части очень эффективно развивать. С момента запуска мы добавили несколько очень важных фич, некоторые из которых запатентовали, они связаны с social media, их нет даже у Фейсбука, но они есть у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи на конкретном удачном примере. Можете показать, как малый или средний бизнес использовал ваш работающий продукт?
А.БАБИН: Да, конечно. Приведу один из последних примеров, который мне очень нравится. Певец Kelly James из Лос-Анджелеса сделал интерактивное видео меньше, чем за час, выложил на Facebook и поставил как promoted-пост, на что было потрачено около 300 долларов. Это музыкальный клип, внутри которого можно было лайкнуть каждого, отдельно взятого персонажа, который участвует в клипе, просто кликнув по нему. Там можно было купить билет, внутри видео можно было выбрать концерт и город и перейти на сайт покупки билетов. В результате того, что видео попало на Facebook, 15% зрителей лайкнули хотя бы одного персонажа в видео. Соответственно, 6% пользователей выбрали нужный им концерт и перешли на сайт покупки билетов.
М.СПИРИДОНОВ: Процент конверсии замечательный. Какие числовые значения?
А.БАБИН: Как я понимаю, этот ролик еще крутится. Общее количество просмотров – порядка 30 тысяч, сейчас уже больше.
М.СПИРИДОНОВ: Неумопомрачительная цифра.
А.БАБИН: Если бы это была Рианна или Джастин Бибер, то были бы сотни миллионов просмотров.
М.СПИРИДОНОВ: Почему они не приходят к вам?
А.БАБИН: Дайте нам время, и они придут.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени работает проект в его сегодняшнем виде? Если я правильно помню, вначале была компания Actio.tv, которая была преобразована в Clickberry.
А.БАБИН: Нет, Actio tv – это первоначальный проект, который я основал, но в тот момент я руководил своей первой компанией «Combarco» в области гибридных автомобилей. Так как я не мог посвящать время проекту, был нанят сторонний менеджмент, но проект не пошел, мы не смогли сделать продукт и разработать нормальную маркетинговую стратегию выхода на рынок. В итоге, проект тихо угас, люди разошлись, и нормальный продукт не появился. В какой-то момент я устал от машиностроения и гибридных технологий, и я нашел менеджмент в свою первую компанию. Я решил возобновить компанию, но с прицелом на международный рынок, и я решил сам руководить ей. Мне пришлось ползти вверх, но проект, который возрождается в новом виде, в новом качестве, иногда бывает сильнее, чем первоначальная идея.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы восстановить первоначальную историю полностью, скажу, что Юрия в эту историю втянул ты. А тебя кто, если ты изначально не являешься специалистом в этой области?
А.БАБИН: Я не являлся специалистом в автомобилях. Это не помешало мне создать компанию и успешно ее развивать. Три недели назад они выпустили платформу гибридных автомобилей на супер-маховиках. Идея интерактивного видео существует очень давно. Первопроходцами в попытке сделать это в начале 90-х были IBM. История имеет очень давние корни, все пытались это сделать, все понимали, что там что-то будет. Я приведу очень простую аналогию, которая всё проясняет. Если посмотреть на развитие текста, то вначале был письменный, рукописный текст, потом был печатный текст, потом появился электронный текст, а потом появился гипертекст. Гипертекст привел к бурному развитию интернета, без него мы не представляем интернет. Там другие порядки цифр, нежели у печатного или электронного текста. С видео за последние 100 лет, с момента показа братьями Люмьер паровоза, приходящего на станцию, практически ничего не происходило. Даже Youtube – это способ доставки контента, а не кардинальная его эволюция. Превращение видео в интерактивное видео с возможностью пользователя взаимодействовать с ним – это то же самое, что превратить текст в гипертекст. В такую сладкую нишу пытались приходить все, но рынок был не готов. Пока не было gps, не было возможности сделать foursquare и так далее. Если бы не было мобильных устройств, смартфонов, Твиттер был бы не очень эффективен. Появились мобильные телефоны, и появился Твиттер. Сейчас люди смотрят телевизор, но смотрят его через приставки, через smart tv, видео онлайн растет фантастическими темпами, и в какой-то момент рынок стал готов к этому. Я верю, что мы сможем это сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Рынок готов, и ты оказался основателем и руководителем компании, которая этим занимается?
А.БАБИН: В общем, да.
М.СПИРИДОНОВ: Ты с нуля всё это строил? Как это всё возникало?
А.БАБИН: Привлекались люди, которые пытались что-то подобное делать. Если ты сам чего-то не знаешь, нанимай людей, которые это знают, как говорил Стив Джобс, и не мешай им. Так как я не технический специалист, я больше маркетолог, мне проще было найти людей, которые что-то об этом знают. Не всегда хорошая команда может сделать хороший продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Юрий, ты хотел что-то добавить?
Ю.ВИРОВЕЦ: Я хотел добавить, что вопрос даже не в технологии, а в бизнес-модели, потому что технология интерактивного видео сложная, но это не бином Ньютона. Довольно давно многие люди этим занимались. Вопрос в том, как сделать бизнес-модель, с помощью которой можно на этом заработать, надо увязать интересы пользователей, производителей рекламы и производителей контента, чтобы был работающий клубок. Создание бизнес-модели – это самое сложное. До сих пор Clickberry – это во многом проект, который ищет эту бизнес-модель, хотя идеи есть, и деньги уже зарабатываются, но этот процесс непрерывно происходит. Алексей не зря сказал, что фидбек от клиентов очень важен. Каждый раз приходит что-то новое, и появляются новые идеи, как еще можно сделать так, чтобы пользователям было удобно, а мы могли заработать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Есть бизнес-план выхода сегодняшнего продукта на прибыльность?
Ю.ВИРОВЕЦ: Да, есть. Ожидается, что в 2014 года компания должна стать прибыльной. Я надеюсь, что так и будет.
М.СПИРИДОНОВ: Задам вопрос касательно не столько проекта, сколько видео-потребления. Если помнишь, я вначале сказал о том, что именно монетизация – краеугольный камень в онлайн-видео. Как будет дальше развиваться потребление видео-продуктов? Какие продукты будут потребляться в концепции, которую ты отчасти задел – концепции 3 экранов? Многие аналитики говорят, что концепция потребления сегодня – это экран компьютера, мобильный экран (планшет или смартфон), большой экран телевизора. Как в этом всём будет распределяться видео-потребление? Где место для интерактивного видео?
Ю.ВИРОВЕЦ: Конечно, это smart tv, потому что это естественно для человека. Многие поколения привыкли смотреть видео по телевизору. 99,9% видео потребляется через телевизор и будет потребляться через него, и то, что сейчас люди смотрят Youtube через мониторы или мобильные устройства – это анахронизм. Просто Youtube пока не очень удобно смотреть на телевизоре, хотя там тоже происходит определенная эволюция. Вопрос в том, насколько будет быстро развиваться проникновение smart- приставок и самих приемников, но я думаю, что это произойдет довольно быстро, судя по беглой пробежке по магазинам.
М.СПИРИДОНОВ: Быстро – это сколько? Обычно время жизни телевизора дома – 2-5 лет.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я думаю, что через 2 года подавляющее большинство телевизоров будут иметь выход в интернет. В России сейчас идет переход на цифру. Я думаю, наша страна будет несколько отставать. В Америке доставка телеконтента в основном происходит по кабелю. Там, где контент идет по кабелю, всё произойдет очень быстро.
М.СПИРИДОНОВ: Мы говорим в глобальном режиме. Юрий находится в Китае, где он каким-то образом нашел возможность выйти из великого китайского фаервола в Скайп.
Ю.ВИРОВЕЦ: Скайп не заблокирован.
М.СПИРИДОНОВ: Да, тогда прекрасно. Алексей находится в Калифорнии, в таком виде мы беседуем. Мы находимся в разных часовых поясах. Алексей, у тебя ночь?
А.БАБИН: У меня сейчас 7 утра.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Задам вопрос Алексею. Как бы ты нарисовал будущее? Опиши по-своему.
А.БАБИН: Дело в том, что мое мнение совпадает с мнением Юрия и мнением членов нашего Совета директоров. Всё это обсуждается внутри компании, всё базируется не только на нашем видении, но и на данных, которые мы с рынка получаем. На американском рынке сейчас 43% всех новых телевизоров, которые продаются – это connected TV, которые автоматически подключаются к интернету через Wi-fi или Cable. В прошлом году эта цифра была в 37%. Прогнозируется, что в следующем году эта цифра будет еще выше. Сейчас на американском рынке практически не представлены телевизоры, которые невозможно подключить к интернету, дальше эта тенденция будет только увеличиваться. Раньше телевизор был просто коробкой, которая по воздуху получала сигнал в одну сторону, сейчас есть двусторонняя связь.
М.СПИРИДОНОВ: Как быть в давнишнем споре, который присутствует в области видео? Кто победит – телевидение-интернет или интернет-телевидение? Означает ли это, что не будет победы, а будет сплав до неузнаваемости?
Ю.ВИРОВЕЦ: Будет конвергенция.
А.БАБИН: Именно над этим мы работаем. Мы хотим вернуть людей к телевизору, дать им возможность в том виде, в каком они привыкли, со свободой выбора, взаимодействием, интерактивизацией получать контент на большом экране, на котором удобнее смотреть.
М.СПИРИДОНОВ: Телевидение, кроме доставки – это еще и медиа-бизнес. Как оно на это среагирует? Сегодня оно совершенно неинтерактивно, и оно не настроено становиться интерактивным, потому что это лишние дополнительные затраты, время, переоборудование, иные технологии. Например, первый канал и второй канал показывают своему основному потребителю (женщинам 40-45+) сериалы о красивой или некрасивой жизни. Зачем им сдвигаться?
А.БАБИН: Я не могу сейчас сказать про российский рынок. Телевидение в России – это очень специфичный рынок. Он неконкурентен, мы прекрасно знаем, как работает российское телевидение. Предлагать новые технологии на российском телевидении можно будет через какое-то время. Я могу сейчас говорить про американский рынок, на котором мы работаем. Дело в том, что телевидение как медиа-бизнес всё время ищет новые способы монетизации. Текущие бюджеты утекают в интернет, причем утекают со скоростью воды сквозь растопыренные пальцы. Это очень большая проблема для них. Наше решение позволяет с минимальными затратами, без изменения инфраструктуры добавить интерактивный слой взаимодействия с пользователями, что позволит им монетизироваться совершенно по-новому. Это является одной из ключевых компетенций Clickberry. Простота и малозатратность создания интерактивного контента позволят монетизироваться владельцам видео.
М.СПИРИДОНОВ: Юрий, вы тоже согласны с тем, что американский телевизионный рынок с удовольствием примет вашу технологию?
Ю.ВИРОВЕЦ: Люди везде консервативны, и конечно, телевизионные компании, производители телевизионного контента, рекламные агентства – это огромные структуры, которые в силу своей природы небыстро принимают решение, но по нашему опыту общения на представителей этих компаний это производит вау-эффект. Другое дело, что сама по себе машина не может быстро перестроиться. Мы помним время, когда на интернет смотрели как на непонятную игрушку, никому ненужную. Те же печатные СМИ, книжные издатели так считали. Сейчас мы знаем, как поменялась ситуация. Я думаю, что то же самое произойдет с телевизионными каналами.
А.БАБИН: Если штурмовать крепость в лоб, то для этого нужны неимоверные ресурсы и очень большое количество времени. Чаще всего на таких сложных рынках, как наш, выживают стартапы, которые находят путь через другие возможности. На американском рынке существует большое количество производителей видео-контента, которые поставляют видео-контент на Smart Tv напрямую, минуя эти огромные конгломераты. Один из наших клиентов – очень крупная компания, которая производит огромное количество видео-контента. У них есть свой канал доставки видео-контента к потребителю на большой экран, и нам не нужно договариваться с огромными корпорациями о том, чтобы интерактивный контент, который они начали делать по нашей технологии, был доставлен зрителю, они сами могут это делать. В итоге, крупные корпорации будут вынуждены адаптироваться к технологии, потому что мелкие и средние компании уже ее используют. Это обходной маневр, мы его активно используем, он менее затратный для стартапа.
М.СПИРИДОНОВ: Российский телевизионный рынок, как это обычно происходит, с некоторой задержкой обращает внимание на происходящее на развитом западе, но потихоньку он будет подтаскивать что-то подобное?
А.БАБИН: Я думаю, что да.
Ю.ВИРОВЕЦ: На российском рынке проникновение технологии очень маленькое. Единицы телевизоров в России подключены к интернету. Пока этого не произойдет массово, каналам не будет смысла этим заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос, который обращу к вам обоим. В каком году в вашем представлении технология, описываемая вами, станет абсолютной реалией и естественным порядком на американском телевидении, а потом на российском?
Ю.ВИРОВЕЦ: Сложно сказать. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Я думаю, что лет через 5. Есть определенные технологические циклы. Появилась технология GPS. Сколько времени прошло с того момента, как появился GPS, до того момента, когда появился Foursquare? Я думаю, что лет 5, хотя могу ошибаться. Я думаю, что в нашем случае это займет от трех до 5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Коммерческое использование GPS, потому что GPS давно существует как военная технология.
Ю.ВИРОВЕЦ: Именно GPS, как массовый продукт. Военные его использовали давно.
М.СПИРИДОНОВ: Через 5 лет в Америке это будет встроено естественным образом в каждую телевизионную передачу, фильм.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я думаю, что это будет неким стандартом технологии. С помощью Clickberry или других компаний это будет реализовано. Могу упомянуть редкий для стартапа, вышедшего из России, случай. Алексею удалось привлечь Нолана Бушнелла – легендарного человека, которого Стив Джобс считал своим учителем в бизнесе, в состав Совета компании. Алексей может пару слов сказать об этом.
А.БАБИН: Дело в том, что это основатель компании Atari, считающейся со-основателем Силиконовой Долины. Бушнелл считается одним из лучших visioner’s, которые смотрят вперед и предугадывают, что будет. Когда я с ним встретился и показал ему прототипы того, что у нас есть, единственное, что он сказал – «За этим будущее». После этого он присоединился к нам на постоянной основе, и он помогает нам советами и связями. То, что за этим будущее, понимают все, и он в том числе. Я согласен с Юрием, что временные порядки – порядка 5, максимум 7 лет. Темпы развития рынка Connected TV набирают фантастические обороты. Здесь очень важно не отстать от рынка, в том числе и в технологическом плане. Нолан сказал мне отличную фразу. Все, наверное, знают фразу о тому, что стартап – это прыгнуть с обрыва в море, и во время полета вниз командой, не имея чертежей, пытаться собрать самолет, чтобы не разбиться о камни и улететь. Это достаточно известная аналогия. Нолан сказал, что самое страшное в этом падении – не собрать самолет, а перед падением выяснить, что собирали самолет, а получился автомобиль, и не важно, каким деревом у тебя отделан руль, всё равно об камни разобьетесь. Очень важно в правильный момент понять, что вы действительно собираете самолет и взлететь на нем.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, 2017 год – это год вероятного наступления интерактивного телевидения в жесткой связке с интернетом.
А.БАБИН: Да.
Ю.ВИРОВЕЦ: К столетию великого октября постараемся.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что надо подгадать, чтобы запуститься 7 ноября. На этом закончим эту часть нашего обсуждения. Впереди еще две небольших рубрики. Первая из них – это Бизнес-цитата. Это недавняя рубрика, в которой мы зачитываем интересные, порой парадоксальные мысли знаменитых людей – предпринимателей, известных мыслителей, исторических персонажей и так далее, и предлагаем гостю как-то их прокомментировать. Сегодня мы предлагаем вам следующих персонажей – знаменитых людей. Это Джон Стюарт, английский экономист, автор термина «утилитаризм», Ли Якокки, американский менеджер, бывший председатель правления корпорации Crysler и Джастин Менкес, известный специалист по подбору менеджеров высшего звена, автор книги «Управленческий интеллект». Кто вам больше по душе?
Ю.ВИРОВЕЦ: Давайте Стюарта.
М.СПИРИДОНОВ: Джон Стюарт Милль (английский экономист, автор термина «утилитаризм») сказал: «В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас добрых дел».
Ю.ВИРОВЕЦ: Надо как-то прокомментировать эту фразу?
М.СПИРИДОНОВ: Если можешь.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я думаю, что это юмор. Понятно, что для совершения добрых дел нельзя нанять людей, можно нанять людей для совершения хороших дел. В этом есть разница. Понятно, что во времена Джона Стюарта то, что делали люди, они в основном делали своими руками. Ремесленник шил сапоги и продавал их на рынке. Тогда казалось новым, что для того чтобы сделать что-то большое, ты не должен это делать сам, а должен нанять правильных людей для этого. Ощущение этого меняющегося мира было уловлено им именно в этой цитате. Сейчас хорошие вещи действительно нельзя сделать в одиночку. С этой точки зрения пока мало, что поменялось.
М.СПИРИДОНОВ: Ты позитивно истолковал. Мне казалось, что речь идет о том, что чем более технологичным становится человечество, тем более бездуховным. Давай пойдем дальше.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я не думаю, что речь могла идти о духовности, он же был утилитаристом.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Пойдем дальше. Последняя рубрика программы – вопросы от слушателей. Это вопросы, которые мы собрали в разных анонсах, размещенных в интернете. Это мой блог по адресу Spiridonov.ru. где размещаются анонсы всех программ за несколько дней до записи передачи, сообщество Рунетологии в Facebook и аккаунт Рунетологии в Твиттере. Если еще не подписались, то я рекомендую это сделать. Владимир Левченко спрашивает: «Почему в качестве платформы был выбран Adobe AIR?».
А.БАБИН: Adobe AIR позволял нам на раннем этапе быстро прототипировать и сделать продукт для разных платформ, то есть был один код для разных платформ. На начальном этапе развития компания должна быть очень экономной, нанимать однотипных программистов для каждой отдельной платформы – непозволительная роскошь. Мы выбрали Adobe AIR, и технология себя оправдала. Имея общий код, мы могли делать продукты для разных платформ.
М.СПИРИДОНОВ: Я не очень глубоко в этом разбираюсь, но, по-моему, сейчас всё видео переходит на HTML 5.
А.БАБИН: У нас работает HTML 5. Вопрос про Adobe AIR, как платформу разработки приложения, а не средство показа.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Речь идет о редакторе?
А.БАБИН: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Stoxxx спрашивает: «API для сторонних разработчиков откроете?»
А.БАБИН: Да, это есть в планах на этот год. Это делается для разработки сторонних дополнительных сервисов для нашей платформы. Разработчики смогут создавать дополнительные плагины для наших редакторов и средств проигрывания.
М.СПИРИДОНОВ: Это тоже может быть точкой роста. Частенько именно через API находятся интересные и неожиданные возможности, которые команда не всегда видит.
А.БАБИН: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Михаил Дмитриев спрашивает: «А вы в HeadHunter продолжаете работать?».
Ю.ВИРОВЕЦ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Слава Богу, а-то Михаил беспокоится, что HeadHunter бесхозный.
Ю.ВИРОВЕЦ: Нет, всё с ним хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Марина Полеснова спрашивает: «А вы сами какое видео в интернете смотрите?».
Ю.ВИРОВЕЦ: У меня стоит медиа-плеер, подключенный к интернету. Я смотрю либо интернет-телевидение, например, телеканал Дождь, но чаще я смотрю какой-то контент из интернета. В основном, сериалы, которые я скачиваю из интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Скачиваешь с торрентов?
Ю.ВИРОВЕЦ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. А Алексей?
А.БАБИН: Дело в том, что я просматриваю практически весь контент, который делают наши пользователи для того чтобы понимать, что делается и как. На то, чтобы смотреть какой-либо другой видео-контент в интернете, у меня уже нет ни сил, ни желания. Иногда я позволяю себе посмотреть сериалы HBO.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос, связанный с предыдущим ответом Юрия. Торренты сегодня мешают развитию видео в сети?
Ю.ВИРОВЕЦ: Нет. Торренты – это отдельная история, это средство доставки. Интерактивное видео – это один из способов для производителей контента бороться с торрентами, потому что интерактивность делает видео для пользователя гораздо более привлекательным, чем голый фильм, скаченный с торрентов. Это способ привлечь аудиторию к контенту, поставляемому через провайдера. Алексей в Америке имеет возможность смотреть сериалы HBO. К сожалению, в России их можно смотреть только через торренты.
М.СПИРИДОНОВ: Торренты не являются абсолютным злом, как рисуют российские правообладатели?
Ю.ВИРОВЕЦ: Это отдельная история. Конечно, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что ты жестко стоишь на стороне открытости всего, чего можно.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я не люблю правообладателей.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, не будем сейчас касаться этой темы подробно. Азамат Мамыралиев спрашивает: «В чем ваше принципиальное отличие от других подобных проектов?». Ваши конкуренты могут опередить вас?
А.БАБИН: Конкуренты всегда могут опередить. Здесь очень важны две вещи: vision и execution. Правда, Vision without execution is hallucination. Видение без реализации – это просто галлюцинация. Мало видеть, надо еще реализовывать правильно. У нас есть два отличия от конкурентов. Во-первых, наша технология легко масштабируема и легко встраиваема к клиентам без требования изменения инфраструктуры, что очень важно. Во-вторых, в нашем случае интерактивное видео безумно легко создавать. Это два главных препятствия, которые мешали развитию до этого. Интерактивное видео было тяжело создавать, его было тяжело встраивать к клиентам. Оно было очень сильно нишевой технологией. Мы эти два основных элемента убираем, поэтому я считаю, что мы наших конкурентов опережаем. Это два основных проблемных места.
М.СПИРИДОНОВ: Юрий, в чем ты, как стратег и инвестор, видишь главное отличие проекта, его главную прелесть?
Ю.ВИРОВЕЦ: Во-первых, это проект из России. Важнейшим конкурентным преимуществом является более дешевая разработка, чем разработка аналогичных проектов в Америке. Это преимущество с точки зрения инвестора. Второе преимущество в том, что это изначально облачный сервис. То, что он был сразу построен под возможность очень сильного масштабирования – это его огромное преимущество. Очень часто, как только популярные сервисы начинают набирать пользователей, они начинают захлебываться. В данном случае от этого есть защита, и это тоже очень важное конкурентное преимущество. Третье конкурентное преимущество заключается в том, что Clickberry дает своим крупным клиентам возможность использовать видео без упоминания бренда Clickberry на своих промо-страницах или сайтах. Это то, что называется white label. Это тоже важный момент для распространения и продвижения.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое, коллеги. На этом будем заканчивать. У нас получилась несколько необычная программа. Сегодня у нас разные локации – Китай, Россия, США. Мне кажется, получилось довольно любопытно и полезно. Если есть, что добавить в качестве короткого резюме в финале, то прошу. Если нет, то будем закругляться.
Ю.ВИРОВЕЦ: Я верю в то, что технология телевизора, подключенного к интернету, будет проникать всё глубже и глубже, и средства взаимодействия человека с телевизором – это самый топовый и хитовый момент в технологиях.
М.СПИРИДОНОВ: У нас есть шанс наблюдать за тем, как домохозяйки и домохозяины получат новое развлечение?
Ю.ВИРОВЕЦ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей, твое резюме?
А.БАБИН: Я согласен с Юрием. В какой-то момент люди начали собираться вокруг радиоприемников, потом вокруг телевизоров, теперь они будут собираться вокруг телевизоров, чтобы посмотреть интерактивное видео. Я хотел добавить, что я очень благодарен Юрию за всю его поддержку. В итоге, всё будет хорошо. Если всё еще не очень хорошо, значит, это не конец.
М.СПИРИДОНОВ: Глубокая мысль. Я предлагаю на этом поставить точку. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях были со-основатель и президент группы компаний HeadHunter, инвестор Clickberry Юрий Вировец, а также основатель и CEO Clickberry Алексей Бабин.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Удачи!