М.СПИРИДОНОВ: Добрый̆ день, коллеги. Сегодня 20 сентября 2012 года. Это 166-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку деловой̆ сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – компания LiveTex с сервисом Chat&Calls. LiveTex Chat&Calls – это передовой онлайн-консультант для вашего сайта, обеспечивающий максимально эффективное и рациональное общение с клиентами: чат, бесплатный̆ звонок с сайта, «активные продажи» и десятки других решений. Chat&Calls обеспечит рост конверсии, суммы среднего чека, сокращение расходов на call-центр и эффективную поддержку клиентов.
Начиная разговор о соцсетях и соцмедиа, сегодня часто говорят о том, что по статистике Россия занимает одно из первых мест в мире по времени нахождения внутри социальных сетей. Наши пользователи очень основательно обустроились в своих уютных «жежешечках», «твиттерах» и «вконташах». Однако и здесь, как во многом другом, у России свой собственный путь. Мировой лидер социального веба, сервис с почти миллиардом пользователей, компания с капитализацией в полсотни миллиардов долларов, а при выходе на биржу в сотню миллиардов долларов Facebook, как и Наполеон в 1812 году вторгся, но не смог завоевать Россию. Аналогия с Наполеоном, разумеется, шутливая. Однако, положение вещей – не шутка. В отличие от почти всех мировых языковых зон в Рунете Facebook – не первая социальная сеть и даже не вторая, что, насколько я знаю, является уникальным случаем. В худшем случае Facebook находится на втором месте в нескольких странах, которые можно посчитать на пальцах одной, максимум двух рук.
О том, какие планы у первой в мире, но третьей в Рунете соцсети, о том, что думают внутри компании о развитии в России, о том, каких событий и шагов от них ждать, мы говорим сегодня с руководителем Facebook Россия Екатериной Скоробогатовой. Екатерина, приветствую!
Е.СКОРОБОГАТОВА: Привет, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Сразу задам довольно острый вопрос. Facebook вообще интересна Россия?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да, очень интересна, поскольку та команда, в которой работаю я – growthteam или команда, которая отвечает за рост. Внутри этой команды есть отдельная команда – international growth. Она работает над тем, чтобы Facebook рос на отдельных рынках. Вся команда сейчас активно работает над тем, чтобы Facebook рос в России.
М.СПИРИДОНОВ: Иначе ты ответить не могла. В реальных приоритетах на сегодня Россия входит хотя бы в десятку главных языковых зон?
Е.СКОРОБОГАТОВА: По количеству пользователей сейчас?
М.СПИРИДОНОВ: По количеству пользователей Россия является первой в Европе, поэтому потенциально она является интересным рынком. Однако взгляд может быть иным, поскольку есть ощущение, которое транслируют многие наблюдатели, оно касается того, что Facebook пока не думал о России всерьез. Есть ты, как добросовестный и позитивный человек, который хочет что-то делать, но ты одна.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Дело в том, что Facebook работает, прежде всего, над своим продуктом. Все работы над продуктом Facebook ведутся в одном месте в мире – в Калифорнии. Если вы посмотрите на то, как работает Facebook во всем мире, то вы увидите, что, помимо основного, самого крупного офиса компании в Менло-Парке, во всем мире у Facebook достаточно небольшое количество офисов. При этом все офисы, которые есть у Facebook в остальных странах – это небольшие офисы, которые занимаются продажами. Такой подход Facebook виден во всех странах мира, не только в России, и он ни в коем случае не свидетельствует о приоритетах Facebook, поскольку Facebook как компания не занимается тем, что открывает офисы во всех странах, он работает небольшими активными командами, которые могут быстро придумать что-то и реализовать это. Наличие или отсутствие большой команды, например, в России ни в коем случае не говорит об отсутствии приоритета.
М.СПИРИДОНОВ: В других языковых зонах подобная ситуация. Там один человек на языковую зону? Во Франции, Испании так?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Там нет никого.
М.СПИРИДОНОВ: Как?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Если вы посмотрите на офисы, которые есть у Facebook, то вы увидите, что у Facebook большой офис в Лондоне, который отвечает за европейский рынок и арабский рынки. Во Франции, Германии и Испании есть небольшие офисы. Во всех остальных странах нет офисов Facebook. Более того, те офисы, которые я сейчас обозначила – это офисы, где находится команда, которая занимается продажей рекламы.
М.СПИРИДОНОВ: В России рекламу централизовано вы пока не продаете?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы работаем с рекламным агентством, которое представляет наши интересы на российском рынке. Как ты правильно обозначил, для Facebook сейчас основная задача в России – увеличение количества активных пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Facebook и сам вырос в других языковых странах, а в России – зоне аномалий он не растет, поэтому появилась ты, возможно, будут дополнительные инициативы и люди.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Посмотрим на историю того, как развивался Facebook в разных странах. Например, в Бразилии, Индии, Японии и Корее есть свои сильные локальные сервисы. Исторически в каждой из этих стран был один, максимум 2-3 человека, которые отвечали за рост, за то, чтобы общаться с партнерами в каждой стране. Это не исключение для Facebook, это скорее правило.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что Facebook везде рос естественным образом, сам по себе, как трава после дождя.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Моя задача и задача моих коллег, которые работают со мной вместе, которые работают на отдельных рынках, прежде всего, связана с тем, чтобы работать с несколькими ключевыми партнерами, которые создают интеграции на платформе Facebook, которым интересно работать на платформе Facebook. Это задача ограничена созданием нескольких стимулов из разных точек, которые позволили бы Facebook расти. Мы знаем, что людям интересны игры, интеграции на сторонних сайтах, они заинтересовывают пользователя.
М.СПИРИДОНОВ: Почему Facebook в России не вырос?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Россия представляет собой конкурентную среду, возможно, одну из самых конкурентных сред с точки зрения социальных сервисов после Китая. Facebook был переведен на русский язык достаточно поздно, у русских пользователей есть определенный языковой барьер, связанный с тем, что им не всегда удобно пользоваться сервисами на английском языке. Когда Facebook был переведен, на рынке уже присутствовало много социальных сервисов, которые качественно работают над продуктом, развиваются, они являются сильными конкурентами. Мы это признаем и принимаем. Мы считаем, что одной из причин, почему Facebook не растет в России так быстро, как нам хотелось бы, является сильная конкуренция. Пользователям довольно сложно перенести свой социальный круг из одного сервиса в другой, эта миграция не происходит за один или два дня, она происходит постепенно. Сейчас как раз происходит процесс, когда пользователи постепенно переходят с частью своих друзей на Facebook. Он происходит чуть медленнее, чем мы хотели бы.
М.СПИРИДОНОВ: Не секрет, что дело даже не в глобальной конкуренции и двух игроках, по большому счету, а в одном игроке, который является вашим клоном – Вконтакте. Не обидно то, что копия сделала оригинал?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы не комментируем конкурентов. Мы сосредоточены на том, чтобы делать свой продукт лучше, это наша задача.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Короткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеЕкатерина Скоробогатова окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Английский язык и литература». С 2003 по 2005 год работала в компаниях Промт и Агнитум, где отвечала за продвижение и продажи в Интернете. С 2005 по 2007 занимала должность менеджера по интерактивным коммуникациям компании «Бритиш Америкэн Тобако России». С 2007 по 2010 год Екатерина Скоробогатова занимала различные позиции в компании Nokia, в рамках которых отвечала за развитие бизнеса и продаж в России и СНГ. В 2010 году Екатерина Скоробогатова пришла в Facebook в качестве менеджера по развитию Facebook в России, с 2012 года – официальный представитель Facebook в России.
М.СПИРИДОНОВ: Помнишь фильм про Ленина, в котором был эпизод, где некий солдат спрашивал: «А ты Ленина видел?», и ему отвечали «Да, он в красной рубахе, высокий, румяный». Ты видела Марка Цукерберга?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да, конечно. Марк каждый день приходит в офис в Менло-Парке.
М.СПИРИДОНОВ: А где территориально находишься ты?
Е.СКОРОБОГАТОВА: В Москве. Я в Менло-Парке бываю раз в 2-3 месяца, провожу я там обычно две недели.
М.СПИРИДОНОВ: Ваше общение с ним личное, или он не занимается вопросами регионального развития?
Е.СКОРОБОГАТОВА: У меня было несколько встреч с Марком и командой, которая занимается региональным развитием, к которой я принадлежу.
М.СПИРИДОНОВ: Какой он в жизни?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Марк – обычный человек. Сложно каким-то образом обозначить его характер.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, он жесткий руководитель.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мне кажется, то, на что обращаешь внимание во время встреч с ним – это то, что он очень внимательно слушает, когда люди ему что-то говорят, не перебивает. Он очень быстро схватывает то, что ты ему говоришь, делает определенные выводы и задает вопросы. Общаться с ним – это непростая задача, потому что он очень быстро думает, схватывает и задает интересные вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Марк – жесткий руководитель?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Он не является моим непосредственным руководителем, поэтому мне сложно комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Фильм «Социальная сеть» близко к жизни воспроизводит то, какой в быту, работе Марк Цукерберг?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Нет. Они совсем не похожи. Марк говорит гораздо медленнее, спокойнее, он является гораздо более расслабленным человеком, нежели персонаж, представленный в фильме.
М.СПИРИДОНОВ: То есть он не такой фрик и задрот, как там представлено?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мне кажется, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай перейдем к твоей карьере, поскольку мы говорим сегодня не с Цукербергом, а с Екатериной Скоробогатовой. Как ты оказалась в интернете и почему?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я училась в университете и изучала иностранные языки. Я знаю немецкий, английский и французский, и я работала переводчиком. На последнем курсе я пошла работать переводчиком в компанию Промт и занималась там переводом различных маркетинговых текстов, пресс-релизов. Постепенно я начала заниматься самим интернет-маркетингом. Прежде всего, я оказалась там как переводчик. Промт работал на нескольких рынках, им нужно было переводить все имеющиеся у них материалы на несколько языков. Оказалась я, скорее, случайно.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда у тебя такой хороший язык?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Английский был моим основным языком. Когда я училась в институте, я изучала немецкий и французский, немного испанский. Мне кажется, что сейчас я забыла немецкий и французский, потому что общаюсь на них совсем мало.
М.СПИРИДОНОВ: Знаешь, что в Германии была довольно драматичная история с Facebook и социальными сетями? Одно время казалось, что будет ситуация, похожая на ситуацию в России, то есть будут лидировать социальные сети местного значения. Потом произошел резкий рывок, и они упали. В частности, лидеры тогдашнего рынка складывались по 100% в месяц, Facebook параллельно с этим активно рос.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да, конечно, я в курсе.
М.СПИРИДОНОВ: Почему там это случилось, а в России нет?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Много факторов, но один из самых важных факторов, как мне кажется, помимо нескольких интересных партнерских проектов, которые делали мои коллеги – это история о том, что все немецкие студенты обязательно один год из 5-6 лет, когда они учатся в университете, ездят на стажировку. Они часто ездят на стажировку в Америку или другие страны Европы. Facebook стал для них очень простым способом поддерживать связи со своими иностранными друзьями. Россия во многом является страной, в которой пользователи не так активно поддерживают связи или дружат с пользователями из других стран. В Германии важным моментом был социальный момент, связанный с тем, что молодежь и студенты очень активно и много путешествовали, и Facebook стал для них оптимальным сайтом, который они могли использовать для общения со своими друзьями за границей.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, сыграла роль гораздо меньшая языковая замкнутость Германии в сравнении с Россией?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да, в том числе.
М.СПИРИДОНОВ: Дам короткий комментарий по поводу Германии. Меня удивила история от моей дочки, которая учится в гимназии в Германии, ей почти 14 лет. Она рассказывала, что на уроке информатики к ним приходили старшеклассники и давали семинар о правилах поведения в Facebook. В течение дня им рассказывали, как отличать фейковые аккаунты, как реагировать на спам, как реагировать на сексуальные домогательства и так далее. Я был поражен полнотой этой информации и тем, насколько большое внимание уделяется в средней школе в Германии работе с Facebook.
Е.СКОРОБОГАТОВА: В этом смысле Facebook является постоянно присутствующим средством коммуникации для детей, для молодежи. Их учат, как вести себя на улице, со взрослыми, в общественном транспорте, также их учат тому, как вести себя в онлайне и Фейсбуке.
М.СПИРИДОНОВ: Как мы знаем, для этого возраста в России Вконтакте – это постоянный способ коммуникации.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Для многих да.
М.СПИРИДОНОВ: У нас школы еще не додумались до такого.
Е.СКОРОБОГАТОВА: В этом смысле сейчас есть несколько проектов, включая недавно принятый закон, который пытается регулировать то, каким образом подростки используют интернет. Я думаю, что постепенно Россия придёт к цивилизованному взгляду и пониманию того, что в интернете есть свои правила, свой этикет.
М.СПИРИДОНОВ: Facebook как-то влиял на то, что в Германии систематически говорится о грамотной работе в Facebook?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Насколько я знаю, нет. Мы работаем с различными общественными организациями. Нам очень важно, чтобы пользователю было максимально комфортно работать с Фейсбуком. Мы пытаемся рассказывать о том, как и что можно сделать, почему что-то работает так или иначе.
М.СПИРИДОНОВ: В России вы тоже такого пока не делали?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Довольно сложно делать такие вещи в России. У нас не такая распространенная система общественных организаций, с которыми мы могли бы работать. Они есть, но их не так много, и они не всегда готовы к диалогу.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты говорила о том, что Facebook.Россия принципиально ничем не отличается от Facebook.USA. Так ли это?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Как часть компании или как сообщество пользователей?
М.СПИРИДОНОВ: Я понял, что и в том, и в другом ключе.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Сообщество пользователей в разных странах разное, оно состоит из разных аудиторий. В России аудитория Facebook начиналась с тех пользователей, которые имеют связи и контакты друзей за границей. Безусловно, это чаще жители больших городов, которые много путешествуют. Ядро аудитории влияет на то, какие пользователи приходили за этим ядром в Facebook для того чтобы встретиться, познакомиться и пообщаться. Сейчас аудитория Facebook в России – это, скорее всего, жители больших городов, более взрослые пользователи, нежели аудитория Вконтакте. Скорее всего, пользователи Facebook – это люди 20-27 лет, это и характеризует аудиторию Facebook в России. Что касается того, что именно делают пользователи в России, делают ли он что-то большее или меньшее, нежели пользователи в других странах, то, насколько я знаю, нет. Одна забавная черта заключается в том, что пользователи в России очень много пишут. У нас «литературоцентричная» страна, и люди пишут большие посты. Такие посты я видела только от своих российских друзей.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, аудитория российского Facebook – это аудитория людей мира? Согласна с отдельными оценками о том, что Facebook – это очень премиальная аудитория, что это средний класс и выше с имущественной и образовательной точек зрения?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мне сложно комментировать подобные утверждения. Средний класс – это размытое понятие. Вероятность того, что пользователь Facebook – это образованный, работающий человек, который недавно окончил университет, выше, нежели у остальных социальных сервисов в России. При этом сейчас мы видим, что в Facebook приходит массовая аудитория. Мы особенно рады этому, она приходит не только в Москве и Санкт-Петербурге, мы видим, как растет пользовательская база в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, то есть во всех городах-миллионниках.
М.СПИРИДОНОВ: Какой мотив у российского пользователя, осваивающего виртуальное пространство, прийти именно в Facebook, а не Вконтакте? Не секрет, что очень часто вариантом поведения является то, что человек пришел во Вконтакте, немного посмотрел, и пока основательно не освоился, пошел посмотреть прототип. Может быть, он знал, что по образу Facebook делался Вконтакте, может, не знал, но, не обнаружив в Facebook большого количества видео разного характера, аудиозаписей, он возвращается во Вконтакте и зависает там.
Е.СКОРОБОГАТОВА: На российском рынке пользователи привыкли к тому, что у них множество точек, социальных сервисов, которыми они пользуются. Если посмотреть на моих друзей или на моих знакомых, родственников, то все они поддерживают несколько аккаунтов. Они поддерживают аккаунт в Одноклассниках, во Вконтакте и Facebook. Может быть, они даже завели себе аккаунт в Твиттере. Если говорить о том, что именно нравится или не нравится пользователям в Facebook по сравнению с другими социальными сервисами, то, насколько я знаю, многим в Facebook нравится лента новостей, и для нас это очень приятно, потому что лента новостей – это самый главный и основной продукт Facebook. В ленте новостей пользователь Facebook проводит примерно 80% своего времени. Для многих Facebook – это своеобразный агрегатор новостей, куда попадают новости друзей, новости страниц, на которые человек подписан. Для многих это основная фича Facebook, за которой они возвращаются. Если говорить о том, где и кто зависает, то самое важное – то, где у вас находятся друзья, сколько друзей в каждом из сервисов что-то интересное пишет или комментирует публикации. То, над чем мы сейчас работаем в России – это не агрессивное привлечение новых пользователей, мы работаем над тем, чтобы зарегистрированным пользователям было интересно возвращаться в Facebook. Самая главная задача для нас – это найти для них друзей. Если мы найдем для них друзей, им гораздо интереснее будет находиться в Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь, что вы не работаете над агрессивным привлечением. Значит ли это, что вы этим не особо озадачены и что достигнутые на сегодня показатели вас устраивают, или они максимально возможные по тем или иным причинам?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Когда я говорю об агрессивном привлечении пользователей, я говорю о создании новых регистраций. Как мы все прекрасно понимаем, людей можно заставлять регистрироваться на сервисах разными способами. Для нас самое главное – это не сделать так, чтобы мы получали на 20 тысяч регистраций в день больше, для нас самое главное – это сделать так, чтобы зарегистрированным пользователям было интересно возвращаться в Facebook. Если говорить о том, как растет Facebook, то он растет в тот момент, когда зарегистрировавшийся пользователь освоился в Facebook, начал что-то публиковать и приглашать туда своих друзей, что самое важное.
М.СПИРИДОНОВ: Пустил корни.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да. Для нас лояльность наших пользователей гораздо важнее десятка новых регистраций. Мы знаем, что лояльный пользователь, который публикует что-то и приглашает новых друзей – это самый правильный и основной источник органического роста и прихода новых пользователей – его друзей.
М.СПИРИДОНОВ: В этом месте приведу некоторые цифры.
О компанииПо данным сайта Socialbakers.com социальной сетью Facebook в России пользуются 6 413 660 человек, что составляет 4,6% населения страны и 10% пользователей, подключенных к интернету. Самыми популярными страницами являются страница Марии Шараповой (8 млн. подписчиков), Анны Курниковой (1 млн. 813 тысяч подписчиков), Андрея Аршавина (821 620 подписчиков), Дмитрия Медведева (759 799 подписчиков). По данным блога gawker.com состав акционеров Facebook выглядит следующим образом: сотрудники владеют 30% акций, в руках основателя сети – Марка Цукерберга 24%, фонду Юрия Мильнера Digital Sky Technologies принадлежит 10%. За прошлый год ключевые показатели компании, с января по сентябрь составили: прибыль 2,5 млрд долларов, активы 5,6 млрд, из них наличные деньги составили 3,5 млрд, чистая прибыль 714 миллионов. Капитализация на сегодня составляет 49,9 млрд долларов.
М.СПИРИДОНОВ: 6,5 миллионов – аудитория Facebook в России. Это довольно скромная цифра на фоне конкурентов, у которых порядка 30-40 миллионов или даже больше. Или вы не находите, что цифры скромные?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Во-первых, эти цифры не являются официальными цифрами Facebook, и комментировать их я не могу. Официальные цифры Facebook – чаще всего, глобальные цифры, иногда мы отдаем статистику по регионам. Цифры Socialbakers я комментировать не готова.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Тогда о сегодняшнем положении вещей без привязки к цифрам. Несомненно, Facebook проигрывает Вконтакте и Одноклассникам. Слушая тебя, я понимаю, что вы сейчас не готовы давать рекламу по телевизору и на каждом столбе. Как, с твоей точки зрения, дальше будет развиваться конкурентная ситуация? Пока Вконтакте имеет видео, аудио и такую пользовательскую базу, сила притяжения уже находящихся внутри пользователей гораздо больше. Видео и аудио – это серьезные козыри, которых у вас нет. Одноклассники имеют свою региональную публику, обычно это люди старше 30-35 лет, и у них мотив – это встречи молодости, реальные встречи одноклассников. Мне кажется, что вам будет сложно найти серьезный прорыв.
Е.СКОРОБОГАТОВА: То, что мы делаем сейчас – это работа с нашей лояльной аудиторией. Рост, который мы сейчас видим, не станет взрывным в какой-то момент, он невзрывной сейчас. Мы рассчитываем на то, что мы будем продолжать расти, мы будем занимать определенную долю рынка. Мы сейчас видим, что процесс принятия и процесс того, как быстро пользователи начинают работать с сервисом и понимать его, занимает какое-то время. Очень важно, чтобы те пользователи, которые к нам пришли, поняли, научились и осознали, что хорошего и интересного есть в Facebook. Важно, чтобы они поняли, как работает лента новостей, каким образом можно пользоваться хроникой, как можно ее заполнять, какие фотографии туда дополнять, как можно пользоваться приложениями на сторонних сайтах. Facebook – это непростой продукт, и за всё время своего существования он вырос из простейшего базового набора профилей в интересную, не всегда простую структуру. Мы видим, что пользователи начинают привыкать и узнавать Facebook постепенно. Как только они его узнают, он начинает им нравиться, и они начинают приглашать туда своих друзей. Как я говорила, рост в России не будет агрессивно быстрым, он будет постепенным, и я уверена, что мы постепенно будем занимать всё большую долю рынка именно за счет активного лояльного ядра, которое у нас есть, которое любит Facebook и пользуется им достаточно активно.
М.СПИРИДОНОВ: Очень деликатно и обтекаемо отвечаешь.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Facebook не работает агрессивными и большими планами, Facebook работает мелкими итерациями, когда мы запускаем что-то, смотрим, как это работает, запускаем еще что-то. У нас есть много маленьких проектов, которые направлены на то, чтобы делать опыт российских пользователей более интересным для Facebook в Facebook. Мы смотрим, как они будут работать, дальше появляются новые проекты. Это не наполеоновские планы, это постоянная работа над тем, чтобы сделать сервис лучше.
М.СПИРИДОНОВ: У меня появилась мысль, может быть, кощунственная с точки зрения России. Может быть, Facebook слишком белый и пушистый для немытой России? Может быть, его удел – это оставаться прибежищем для малого процента интеллигентов.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мне сложно комментировать. Если посмотреть на успех Facebook во всем мире, то это сервис, работающий для всех, это массовый сервис. Я не сомневаюсь в том, что у Facebook отличные шансы стать массовым сервисом в России.
М.СПИРИДОНОВ: Были же кейсы, когда Facebook переламывал тенденцию. Я знаю, что в Германии был сломлен целый ряд крупных игроков. Кстати, они были слабыми в том, что они были раздроблены. В Бразилии Гугловский Orkut был переломлен.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Бывают ситуации, когда Facebook выходит на первое место, какое-то время находясь за спиной лидера.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Конечно. Если посмотреть на истории во всех странах, которые ты только что перечислил, то так и произошло. У Вконтакте есть база видео и аудио, это очень сильный актив, но для Facebook самое важное – это сделать так, чтобы люди использовали Facebook для общения. У нас нет задачи убить какой-то сервис, у нас есть задача сделать так, чтобы максимальный процент пользователей интернета в той или иной стране общался, поддерживал свои дружеские связи на Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку у тебя нет запрета на произнесение названия вашего главного конкурента – Вконтакте, видимо, вы неревнивы и допускаете возможность того, что видео и аудио они посмотрят там, а к вам придут общаться с друзьями из Лондона, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорка.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы надеемся, что люди придут общаться с друзьями не только из Лондона, но и из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска.
М.СПИРИДОНОВ: При отсутствии друзей за пределами России Вконтакте полностью удовлетворяет потребности российского пользователя.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я не соглашусь. Мне кажется, Facebook в этом смысле отлично работает в поле агрегации новостного контента и контента друзей и создает определенное пространство. Facebook интересно читать, и это отличное конкурентное преимущество, которое отмечают многие пользователи.
М.СПИРИДОНОВ: Ты упомянула о простоте пользования, в то время как в вопросах к нашей программе не раз встречались местами гневные выражения о том, что у вас запутанный интерфейс, в котором тяжко разобраться. Как вы обычно отвечаете на такие высказывания?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Есть ряд причин, которые повлияли на это. Дело в том, что Facebook был создан больше 7 лет назад. До сих пор им пользуются люди, которые начинали им пользоваться более 7 лет назад. За 7 лет в интернете многое изменилось, появилось много новых возможностей для общения, для коммуникаций, для того чтобы делиться тем или иным контентом со своими друзьями. Интерфейс Facebook представляет собой пример эволюции и добавления новых возможностей. Появились check-in, возможность устанавливать себе хронику приложений, которые транслируют информацию о том, какую музыку вы слушаете, или сколько километров вы пробежали. Появились новые возможности для того чтобы тем пользователям, которые начинали пользоваться Facebook 7 лет назад, было интересно, Facebook сохраняет свою привлекательность для них. Facebook должен меняться быстрее своих пользователей. Он должен предоставлять им новые возможности быстрее, чем человек подумает об этом, чем он увидит это на другом сайте и начнет этим пользоваться. Одна из причин успеха Facebook состоит в том, что мы постоянно меняемся, мы пересоздаем свой сервис с самого начала. Если посмотреть на Россию, то пользователи в России пришли в Facebook позже, это произошло год-два-три назад. Тот интерфейс, который их встретил, не всегда понятен для них, не всегда прост. При этом мы работаем над тем, чтобы сделать его простым и понятным для русских пользователей, мы пытаемся учитывать их требования, но нельзя забывать о том, что Facebook всегда будет глобальным сервисом, мы можем делать изменения в каких-то рамках.
М.СПИРИДОНОВ: Во многом Facebook получил огромный толчок, начал расти при появлении там возможности добавлять приложения различными пользователями, не имеющими отношение непосредственно к Facebook. Это общеизвестно. Какова на сегодня роль приложений в Facebook?
Е.СКОРОБОГАТОВА: В целом возможность создавать сторонние приложения в Facebook – это, безусловно, один из решающих моментов, который определил успех Facebook. Создание открытой платформы, создание API – это важнейший шаг в истории Facebook, важнейший шаг в истории всей индустрии. Если бы Facebook этого не сделал, то не появились бы социальные игры, куча других интересных проектов, других интересных и успешных бизнесов. Было интересное исследование, которое говорит о том, что у Facebook есть своя огромная экономика, которая поддерживает и кормит большое количество людей по всему миру. Это разработчики, которые делают что-либо в Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: Есть компании с десятками и сотнями миллионов оборота, даже миллиардами есть.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Это очень интересно. Когда Sheryl Sandberg выступала на конференции DLD в Германии, она приводила очень интересные цифры о том, что на самом деле Facebook помогает всей мировой экономике, европейской экономике в частности. Огромное количество людей в той же Германии сейчас создает успешные игры и другие приложения на платформе Facebook, и это является для них вполне понятным источником дохода. Платформа – это одна из важнейших частей в нашем продукте, есть специальная команда, которая занимается ей. Если посмотреть на то, что анонсирует Facebook каждый год на своей конференции F8, то мы всегда анонсируем изменения в платформе. Для нас платформа – это самая важная часть, которую мы активно развиваем.
М.СПИРИДОНОВ: Платформа – это открытое программное поле, которое позволяет внешним разработчикам писать свои программы, использующие данные Facebook и встраивать свои данные в Facebook. В связи с этим можно выйти на разговор о том, что стало предметом твоего согласия на это интервью. Мы с тобой долго договаривались, и вот случилось то, что Facebook хочет рассказать о Facebook Developer World Hack. Мы этим цинично воспользовались. Давай поговорим о том, что интересно вам, потом вернемся к тому, что интересно слушателям.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Ты не представляй меня как человека, который ждал рекламной паузы.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно, это тоже является частью жизни Facebook. Интересно это в том контексте, что для нас это большая кадровая ярмарка.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я не соглашусь.
М.СПИРИДОНОВ: Что это такое? Что такое Facebook Developer World Hack?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Facebook Developer World Hack – это встреча разработчиков, шанс для Facebook рассказать о возможностях платформы. Сейчас огромное количество компаний конкурирует за внимание разработчиков. Разработчик может создавать приложения не только на платформе Facebook, он может создавать мобильные приложения, он может создавать приложения для российских социальных сервисов. Есть ограниченное время, ограниченные силы, которые каждый разработчик готов потратить на платформу. Мы это понимаем, поэтому мы делаем подобные мероприятия для того чтобы собрать разработчиков и рассказать им, почему платформа Facebook – это та платформа, на которой они должны что-то делать. Наша задача – это собрать разработчиков, услышать их фидбек, их мнение о том, что им нравится или не нравится, рассказать о наших планах и объяснить, как развивается платформа.
М.СПИРИДОНОВ: Что будет там происходить?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Facebook Developer World Hack – это очень интересное мероприятие, мы сделали его так, чтобы оно отражало наши ценности. По-русски это звучит немного странно, к сожалению, но Facebook активно развивает и всячески работает над созданием своей собственной культуры, культуры хакеров. Хакер – это не кто-то злой и плохой, кто хочет украсть ваш пароль или взломать вашу электронную почту, это человек, который может решить сложную проблему интересным и необычным способом. Это мероприятие будет разбито на 2 части. В первой части наши разработчики расскажут о платформе, о том, как она работает, о новостях. По времени это займет буквально 2-3 часа. В течение остальных порядка 6-7 часов участники смогут разбиться на команды или самостоятельно смогут создать приложение на платформе или его прототип, по завершении сессии программирования, когда люди будут создавать что-то, 3-4 судьи будут оценивать представленные прототипы или приложения, они выберут лучшие, и мы будем раздавать призы. Это своего рода соревнование для настоящих хакеров.
М.СПИРИДОНОВ: Лучшие получат предложение о работе?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Нет. Мы из всех команд, которые выиграют в европейских хаках, выберем одну или две и отправим их в офис в Сан-Франциско. У нас нет задачи набрать новых программистов, наша задача – создать новые и интересные приложения на платформе. Как я уже сказала, платформа для Facebook – это стратегически важная вещь. Facebook не может создать всё сам, мы не можем создать новые игры, разработать новые сервисы, но мы хотим, чтобы разработчики использовали нас как базу и площадку для создания сервисов, что приводит к тому, что пользователям Facebook становится гораздо интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: Почему это проводится в Москве?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы проводили в Москве подобное мероприятие, но немного другого формата, это был Developer Garage, там было несколько лекций для разработчиков. Мы регулярно проводим такие мероприятия. World Hack – это первая большая серия мероприятий, которая проходит по всему миру (в Бразилии, Индии, Японии, Корее, России, Берлине, Барселоне, Лондоне). Это целый ряд event’ов, которые объединены этой темой.
М.СПИРИДОНОВ: Какого числа это состоится?
Е.СКОРОБОГАТОВА: 1 октября. Можно регистрироваться, у нас сейчас очень длинный лист ожидания, но мы всё равно всех приглашаем на регистрацию. Прежде всего, это мероприятие для разработчиков, а не для менеджеров проектов, менеджеров по рекламе или маркетингу. Мы стараемся их отсеивать и сделать так, чтобы к нам пришли только разработчики, только те люди, которые в действительности могут что-то создать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай пойдем дальше. Есть несколько вопросов, которые интересуют меня лично. У вас есть несколько интересных альянсов с разными крупными компаниями, в частности вы довольно хорошо дружите с Майкрософтом. Верно?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Выбор Майкрософта был обусловлен тем, что они стали вашими акционерами, или на то есть какие-то иные мотивы?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Дело в том, что в целом мы стараемся работать со всеми крупными компаниями в отрасли. Мне сложно комментировать партнерство с Майкрософтом, потому что я конкретно этим вопросом никогда не занималась. Я не смогу прокомментировать эту ситуацию. Одно из последних интересных партнерств – это интеграция в iOS 6.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда такая нежность со стороны Apple? Они довольно ревностно относятся к тому, чтобы с кем-либо взаимодействовать.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Дело в том, что приложение Facebook – это самое большое по количеству пользователей приложение для iPhone. Для них мы важный, понятный и основной игрок на их платформе.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Как вы смотрите на другого монстра, вашего друга-конкурента Google? Есть ли у вас претензии на его поисковый рынок? Не планируете зайти на его поисковый рынок так же, как он зашел на ваш рынок с Google+?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мне будет сложно комментировать конкурентов. В рамках Google+ они, безусловно, являются конкурентом для нас. Я не готова как-то комментировать наши отношения с ними.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Будете осваивать поисковый рынок? Будете делать свою поисковую машину, которая забьет баки Гуглу?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы также не комментируем свои планы, но мы работаем и думаем над тем, каким должен быть правильный поиск, в том числе поиск на Facebook, каким образом данные с Facebook могут учитываться в поиске на сторонних сайтах. В России у нас есть партнерство с Яндексом, которому мы передаем фид с публичными апдейтами пользователей. Когда вы публикуете что-то в Facebook и делаете это для всех, подобный фид, определенным образом структурированный, мы передаем Яндексу, и Яндекс со своей стороны думает над тем, каким образом сделать поиск более социальным. Для нас это очень понятное партнерство, которое позволяет сделать так, чтобы пользователи Яндекса находили интересные новости на Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: Какими сегодня являются приоритеты Facebook с точки зрения развития? Как ставят задачи региональным менеджерам? Как выглядят стратегические планы Марка Цукерберга и компании на ближайшие 2-3 года?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы активно говорим об этом на рынке. Важнейшим стратегическим направлениям для Facebook является мобильное направление. Уже сейчас мы видим, что большое количество пользователей Facebook во всем мире переключается на мобильные. Мобильный интерфейс – это основной интерфейс для доступа в Facebook. Более того, есть рынки, например, Африка, где пользователи впервые выходят в интернет со своего мобильного телефона, у них нет компьютеров. Мы работаем над тем, чтобы их опыт использования Facebook на мобильном телефоне был правильным. Facebook был первым основным сервисом, с которым пользователи начинали работать, когда они выходили в интернет с мобильного. Мобильное направление – это самое важное для нас сейчас, оно охватывает весь спектр существующих мобильных телефонов. Если мы говорим о таких рынках, как Европа, Америка, то мы говорим, прежде всего, о пользователях смартфонов. Например, российский рынок сейчас переходит из точки, где люди пользовались простыми телефонами, к моменту, когда люди пересаживаются на смартфоны. Наличие очень дешевых смартфонов на Андроиде на рынке этому способствует. Мы работаем и с приложениями для Андроида, и с приложениями, которые работают на всех простых телефонах. Компания сейчас сфокусирована на том, чтобы сделать пользовательский опыт максимально оптимальным для мобильной среды. Это не так просто, потому что в мобильном всё совсем по-другому.
М.СПИРИДОНОВ: Не секрет, что именно эта претензия часто звучит со стороны инвесторов Facebook, которые продают акции, полагая, что Facebook не справляется с задачей и недостаточно эффективен и активен в мобильной среде, в частности недостаточно хорошо монетизирует эту среду. Сегодня, как известно, у вас там, если и продаются баннеры, то гораздо менее эффективно. Кстати говоря, я недавно услышал довольно забавное в этом смысле замечание. Ты можешь его не комментировать, я понимаю, что это не твоя компетенция. Покупка Instagram тем источником, который со мной беседовал, рассматривался как запасной аэродром мобильных пользователей для Facebook. Если тут не удастся совсем, то там есть удавшаяся история. В Instagram есть десятки миллионов пользователей, если не сотни. Как ты считаешь, станут ли социальные сети в целом крупнейшими кластерами, вокруг которых в дальнейшем будут концентрироваться пользователи? Была эпоха порталов, потом была эпоха поисковых систем. Становится ли сегодня точкой входа социальная сеть? Будут ли они потом спрутами, охватившими все сегменты виртуальной жизни пользователя?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Facebook не стремится замкнуть на себе интернет. Наша задача – это, скорее, быть точкой агрегации, точкой раздачи трафика для всего остального интернета. Мы оцениваем эффективность фильтрации ленты новостей для каждого конкретного пользователя по тому, на сколько ссылок внутри ленты новостей человек кликнул, и сколько раз он перешел из ленты новостей. Это говорит нам о том, что пользователю интересно читать, переходить, смотреть, что публикуют его друзья. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что мы рассматриваем себя как некую социальную прослойку для всего интернета. Платформа Facebook позволяет сторонним сайтам интегрировать социальную составляющую, сделать так, чтобы, когда вы заходите на Афишу или Звук.ру, проигрывалась музыка, которая нравится вашим друзьям, либо вы видели статьи, которые понравились вашим друзьям. Facebook является основным поставщиком механизма социальной фильтрации для всего интернета, и я уверена, что это будет продолжаться, потому что это нравится и пользователям, и партнерам, то есть тем сайтам, которые интегрируют эту платформу.
М.СПИРИДОНОВ: Какими главными KPI измеряются удобство и удовлетворенность пользователей внутри сети? Время в сети?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Для нас важно время, которое он проводит в Facebook, мы также оцениваем, сколько раз в неделю человек заходит на Facebook, процент дневных пользователей, процент недельных пользователей и так далее. Безусловно, самый важный KPI, на который мы смотрим – уровень вовлеченности пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Я неслучайно задал этот вопрос. Есть забавный афоризм «Сидеть в социальных сетях и гордиться тем, что не смотришь TV – это всё равно, что сидеть на героине и радоваться, что не пьешь». Смотрение телевизора часто считается недостойным занятием среди интернетчиков. Согласна с этим афоризмом?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Нет. Мне кажется, что любые социальные сервисы – это некий фон, который присутствует в жизни каждого. Это естественный фон, потому что все современные средства коммуникации позволяют вам делиться своей жизнью со своими друзьями быстрее и проще. Мне кажется, это ни в коем случае не разобщает, не ухудшает качество жизни, а только улучшает.
М.СПИРИДОНОВ: Речь не о том, что ухудшает качество жизни, а о том, что это имеет высокую степень вовлечения. Вы вовлекаете, и пользователи вовлекаются и сидят на этом основательно. Я начал программу с того, что мы вторые или третьи в мире по времени нахождения внутри социальных сетей после Израиля и Бразилии.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Это связано с тем, что подобная статистика учитывает в том числе и данные по прослушиванию музыки и видео-смотрению.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай закроем нашу основную рубрику. У нас впереди две небольшие рубрики. Первая из них – это Бизнес-цитата. Мы зачитываем интересные мысли знаменитых людей (предпринимателей, мыслителей, исторических и литературных персонажей) и предлагаем прокомментировать их гостю. Чью цитату ты бы хотела услышать сегодня? Мы предлагаем Билла Гейтса, основателя корпорации Microsoft, Брайана Трейси, известного бизнес-тренера, автора книг по мотивации и Эсти Лаудер, основательницу одноименной косметической империи.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Эсти Лаудер.
М.СПИРИДОНОВ: Девушки выбирают девушек. Эсти Лаудер сказала: «Величайшим из всех мифов является тот, который обещает волшебную формулу мгновенного успеха». Согласна?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я полностью согласна. Я не уверена, что это величайший из всех мифов, но я могу точно сказать, что успех Facebook – это очень много работы разных сотрудников, в том числе моей работы. Достигнуть успеха без ужасного, тяжелого, длительного и изнурительного труда невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливо, скорее, обратное. Большой успех – это колоссальный труд.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: За исключением ситуации невероятных удач. Последнее, о чем мы сегодня поговорим – это вопросы слушателей. Я задам не все вопросы, которые были заданы. Их было довольно много. Напомню, что анонсы программы публикуются в сообществе «Рунетология» в Facebook, в аккаунте Рунетологии в Твиттере и моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Это происходит еженедельно, за пару-тройку дней до разговора. Там люди оставляю те или иные вопросы, мы их используем в процессе интервью и в разговоре с гостем в завершении программы. Arthur Avstreih спрашивает: «Каким вы видите Facebook через лет так 5? Что именно может измениться?».
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мне кажется, Facebook будет полностью мобильным. Я уверена, что будет много новых сервисов, которые завязаны исключительно на мобильную составляющую. Если бы Марк создавал Facebook сейчас, то он бы создал его только на мобильном, возможно, у него не было бы веб-версии вообще.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно, у него не было бы выбора.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Задам вопрос от довольно активного пользователя, самодеятельного евангелиста российского Facebook – Вячеслава Квирикашвили. Почему в русском фейсбуке пользователи не получают ответы от модераторов на свои вопросы?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Дело в том, что поддержка Facebook работает следующим образом. На сайте есть определенные точки, где вы можете сообщить о своих проблемах. Наша поддержка это видит, связывается с вами и помогает. Дело в том, что Facebook – это почти миллиард пользователей. Не смотря на то, что у нас огромная команда поддержки, которая работает во всем мире, к сожалению, у нас нет ресурса для того чтобы отвечать на все вопросы пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек работает в поддержке русского Facebook?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я не могу назвать цифру.
М.СПИРИДОНОВ: Они находятся в Калифорнии?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Команда находится в Дублине.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Nikolay Khlebinsky пишет: «Недавно Facebook закрыл позицию Growth Manager, Russia. Кто стал новым сотрудником? Как он будет растить Facebook в России?». Как будут делиться ваши полномочия?
Е.СКОРОБОГАТОВА: К сожалению, мы не комментируем информацию о позициях, которые закрыты, до того момента, пока человек не начинает работать. Я хочу сказать, что это хороший знак того, что команда расширяется, того, что мы будем делать много нового и интересного в России.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Как происходит набор персонала в Facebook?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Есть открытая страница facebook.com/careers, где выложены все открытые позиции в Facebook на данный момент. Вы можете подать заявку в любую страну, это будет зависеть от ваших навыков. Вы можете отправить свое резюме на эту позицию прямо на сайте, или если кто-то из ваших друзей работает в Facebook, вы можете указать того или иного человека, которого вы знаете, и попросить его рекомендацию. После того как вы подали заявление, с вами связываются наши работники, мои коллеги, и вы обсуждаете, насколько вы подходите под эту позицию, насколько вам хочется ее занять.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, ты мне опять не скажешь точных цифр, но обозначь порядки. Сколько русскоговорящих сотрудников работает в Facebook, сколько из них являются гражданами России?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я не знаю точную цифру. У нас есть внутренняя группа в Facebook, которая называется «русскоговорящие», это большая часть русскоговорящих, которые работают в Facebook. Мне кажется, их порядка 50-70 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Общий штат корпорации?
Е.СКОРОБОГАТОВА: Точную цифру я не знаю. Мы сейчас быстро растем. Я думаю, около 3000 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Получается относительно небольшой процент, вряд ли кто-то шифруется.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я не думаю, что кто-то шифруется. Большая часть этих людей работает в Калифорнии, большая часть – это программисты. Довольно много людей из Украины и Белоруссии.
М.СПИРИДОНОВ: Filip Borcov спрашивает: «Кто первый – Facebook или Google, сделает поиск по мобильным телефонам?».
Е.СКОРОБОГАТОВА: Мобильный поиск существует в Facebook, есть поиск, который работает в мобильном приложении, он немного другой, он оптимизирован под мобильный интерфейс.
М.СПИРИДОНОВ: Филипп, вы, видимо, пропустили, всё уже сделано, либо мы не поняли вопрос.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я думаю, мы не поняли вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Екатерина, вопросы закончились. Я мог бы задавать вопросы дальше.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Я могу ответить на остальные вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Если тебе будет несложно, ответь на вопросы, которые были заданы в моем блоге. Спасибо. Время исчерпано. Если есть, что добавить в качестве послесловия, то прошу.
Е.СКОРОБОГАТОВА: Наверное, нет. Спасибо тебе.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, Екатерина. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была руководитель Facebook Россия Екатерина Скоробогатова. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!