М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 15 ноября 2012 года. Это 174-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – Nethouse, конструктор сайтов нового поколения. Создайте сайт для своего бизнеса сами! Просто. Удобно. Бесплатно.
Третий год подряд в своем блоге Spiridonov.ru я провожу предновогодний конкурс. В этом году он проходит с 19 ноября по 5 декабря. Тема 2012-го года - «То, что вы хотели знать об интернет-маркетинге, но боялись спросить». Для участия в конкурсе вам нужно написать статью, которая бы, так или иначе, раскрывала его название.
Пять победителей получат пять призов – пять iPhone 5... Извините за тавтологию. Одним словом, есть, за что побороться. Принимайте участие! Подробности в моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Пятые iPhone вас ждут!
Развитие геолокационных технологий в последние годы идет семимильными шагами. Согласитесь, применительно к геолокации слово «семимильные» весьма уместно. Как мне кажется, бизнес вокруг электронных карт сегодня развивается в трех основных сегментах. Это то, что условно можно назвать «общегеографическим». Например, Яндекс.Карты, GoogleMaps. Там всего понемножку – и карты, и спутниковые снимки, и адресная справка, и возможность построить маршрут, но подчеркну – всего понемножку. Второй тип – назовем его условно «желтые страницы с привязкой к местности». Это тот случай, когда ставка делается на полноту информации о каждом объекте, доме, об организациях в нем, часах их работы и т.п. Например, в России это 2Гис, особенно за Уральскими горами. Третий сегмент – навигаторы. Здесь основная функция – точная информация об оперативной дорожной ситуации: пробках и прочих нюансах, и предоставляемый сервис – построение маршрута движения из точки А в точку В.
Сегодня у нас в гостях представитель картографического бизнеса третьего типа – основатель компании «Navitel» Александр Казаков. Александр, приветствую!
А.КАЗАКОВ: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: Насколько близкой к правде кажется вам предложенная мной типизация картографических бизнесов?
А.КАЗАКОВ: Это сложный вопрос, потому что наша компания занимается всем понемножку. Безусловно, упор делается на правильное проложение маршрута с учетом пробок. Картографический бизнес с точки зрения навигации давно перестал быть бизнесом, который прокладывает маршруты из точки А в точку В с учетом дорожной ситуации – запретов, разворотов и типов дорог. Он становится всё больше и больше, это связано с тем, чтобы прокладывать маршрут с учетом пробочной информации, то есть динамической информации. Пользователя сегодня не удивить просто прокладкой маршрута, ему необходимо дать достоверную информацию об интересных точках, например, ресторанах. На сегодняшний день успешнее всего это делает Яндекс, 2Гис и Гугл. Мы очень сильно пересекаемся в области прокладки маршрутов, поиска необходимой информации, в том числе и онлайн-информации.
М.СПИРИДОНОВ: Означает ли это, что постепенно все игроки будут укрупняться и из специализации выходить в создаваемые комбайны, где всё будет присутствовать в полной степени? Будут и навигация, и спутниковые снимки, и points of interest, то есть точки интереса, и контекстная информация, и так далее? Или консолидация будет оставаться?
А.КАЗАКОВ: Безусловно, всё будет укрупняться. Есть одна проблема, которая возникает – то, что нас делает разными. Мы предоставляем офлайн-навигацию, то есть навигацию, которая не требует для прокладки маршрута интернета. Я не говорю о пробках и другой динамической информации (стоимость топлива на заправках, меню в ресторанах). Наше основное отличие заключается в том, что мы предоставляем пользователю карту в режиме офлайн. Ему не нужен интернет для того чтобы проложить маршрут и посмотреть карту.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, это временное отличие.
А.КАЗАКОВ: Да, когда-то все станут одинаковыми. Когда интернет станет абсолютно бесплатным, когда не будет роуминга, не будет платы за интернет, разницы между нами, Гуглом, Яндексом и другими игроками не будет. Нас будет отличать только качество картографической продукции, качество точек интереса, качество предоставляемых онлайн-сервисов (пробки). Сейчас мы боремся за пользователя, предоставляя ему качественную информацию, в том числе и онлайн-информацию.
М.СПИРИДОНОВ: В результате, вы будете биться на одном поле на равных условиях с Яндекс.Картами, Google Maps, 2Гис и так далее?
А.КАЗАКОВ: Это сложный вопрос. Биться – это не совсем правильно, так как у Яндекса, как мне кажется, основная бизнес-идея заключается в том, что они продают не навигацию, а рекламу, а мы продаем навигацию с онлайн-сервисами, и мы стараемся эту навигацию сделать более юзабельной в машине. Яндекс больше делает навигацию и предоставляет свои сервисы потребителю, предоставляя рекламу в своем программном обеспечении.
М.СПИРИДОНОВ: Вы считаете, что для Яндекса это будет оставаться не ключевым сервисом, и монетизация будет осуществляться привычным образом через рекламу?
А.КАЗАКОВ: Этот вопрос лучше задать Яндексу, но я вижу такой тренд. Они монетизацию делают через рекламу, предоставление информации, за которую им платят рекламодатели.
М.СПИРИДОНОВ: На мой взгляд, многие картографические сервисы рассматривают это как способ увеличения лояльности пользователя.
А.КАЗАКОВ: Это площадка для предоставления рекламы. Они всё равно будут стремиться к тому, чтобы делать эту площадку более качественной. Наша основная цель – предоставление, как можно, лучшей картографии, лучшего программного обеспечения, которым можно пользоваться в автомобиле. Для нас вторична реклама, а первична информация. Если есть кафе на Ленинградке или где-то в другом населенном пункте, мы его в любом случае покажем, как кафе, потому что мы не зарабатываем на этом деньги, у нас совершенно другая бизнес-модель.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеАлександр Казаков родился 3 декабря 1973 года в Новосибирске. В 1997 году с красным дипломом окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Физика». В 1997 году основал компанию «Академсофт». Специализация компании – биллинговые системы для операторов связи и сервис-провайдеров. С 2006 года Александр Казаков является генеральным директором ЗАО «Центр Навигационных Технологий», выпускающего программное обеспечение для навигационных устройств (GPS, GLONASS) и картографии под торговой маркой «NAVITEL». Женат. Воспитывает 2 детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Чуть ли не с самого начала карьеры вы занялись софтом для разных устройств. Сначала вы занимались биллинговыми системами, что было больше для корпоративного клиента, потом вы вышли в пользовательский сегмент.
А.КАЗАКОВ: Да. Первый проект – это биллинговые системы, это только корпоративный сектор, там огромные сервисы, это установка автоматизированной системы расчетов для операторов связи. Эта идея пришла, когда я учился в аспирантуре Новосибирского государственного университета. Я решил создать компанию, которая будет разрабатывать биллинговые системы. На тот момент на рынке практически не было российских игроков. Безусловно, были компания CBOSS и другие компании, которые занимались разработкой биллинговых систем, но они в то время продавали продукт крупнейшим операторам связи, например, МТС. Стоимость биллинговых систем была огромной. Были также иностранные системы. Так как автоматизированная система расчетов сильно взаимодействует с бухгалтерской системой и имеет свою российскую специфику, пришла идея создать систему, которая будет соответствовать всем российским стандартам расчетов для операторов связи, которую можно удобно и быстро установить и настроить. Мы рискнули, потому что успеха никто не обещал. На самом деле, это достаточно амбициозный проект. Если бы сейчас мне предложили такой же амбициозный проект, с учетом своего опыта и возраста я бы, может, уже не взялся, потому что успеха никто не гарантировал. Были большие компании, которые создавали биллинговые системы не один год, по сравнению с западными компаниями мы опоздали лет на 10.
М.СПИРИДОНОВ: Что собой представляют эти системы? Объясни на простом уровне, чтобы наши слушатели поняли тебя.
А.КАЗАКОВ: Есть оборудование, которое обеспечивает доступ к интернету или телефонным звонкам, это так называемая АТС. Автоматизированная система расчетов получает первичную информацию, некие записи, которые обрабатываются системой в режиме реального времени (это зависит от оборудования), система агрегирует эту информацию в различные отчеты, первичные бухгалтерские документы – счета-фактуры, акты выполненных работ, счета. Если баланс абонента приближается к нулю или приближается к какой-то цифре, система автоматически может отключать абонента от услуги.
М.СПИРИДОНОВ: Это то, что используется провайдерами и операторами связи?
А.КАЗАКОВ: Да, но мы создавали эту систему для Западно-Сибирского Транстелекома. Почему этот проект очень амбициозный? Потому что это оператор фактически первого уровня, у него большой объем трафика и данных. Эта система работает не на одном десятке серверов, система очень распределенная, она решает большие задачи с точки зрения объема информации.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Каким образом вы из софта в области бизнеса и расчетов перешли в картографию и навигацию?
А.КАЗАКОВ: Это был интерес к тому, что есть еще рынок B2C. Наверное, вы помните, в какой дикий восторг приводили приборы Garmin, которые покупались за рубежом, которые присылались друзьями, какой дикий восторг был, когда ты идешь, и за тобой идет этот курсор и показывает твое местоположение. У меня был такой прибор, и у меня был восторг от того, что я иду, и за мной движется курсор, но карт на тот момент не было, особенно учитывая, что я тогда жил в Новосибирске. Карт Новосибирска и близлежащих регионов тогда не было, и у меня возник вопрос, как всё это внутри устроено. У меня возникла идея создания карты для этого навигатора. Тогда я жил в Академгородке, и после создания этого небольшого кусочка возникло желание создать что-то большее.
М.СПИРИДОНОВ: Как карта создается? Например, у меня были бы проблемы с созданием.
А.КАЗАКОВ: Это достаточно сложно объяснить на словах, но существуют специальные редакторы, в которых можно создать карту. Для простого потребителя это выглядит как рисование объектов, но в конечном итоге это превращается в карту, когда ты вносишь описание объектов. Когда мы продали биллинговую систему 20 операторам связи, мой знакомый – генеральный директор спросил: «Как ты создал программу, которая работает на безумном количестве серверов? Ты взял и написал первую строчку, после чего возникла программа?». По картам примерно то же самое. Это сложно, это надо показывать, этому надо учиться.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что первую карту вы нарисовали сами?
А.КАЗАКОВ: Да, не я один, я со своими коллегами, с которыми мы вместе создавали программное обеспечение для операторов связи.
М.СПИРИДОНОВ: Потом было, как в анекдоте? Как вы заработали первый миллион? Купил яблоко, помыл его, продал, купил еще два яблока, а потом унаследовал миллион. Вы потом купили эти карты или рисовали их самостоятельно?
А.КАЗАКОВ: После того как мы создали карту, я начал интересоваться, каким образом в России создавать карту с учетом российского законодательства. Прочитав закон, изучив его, я понял, что надо перемещаться в Москву, получать лицензии, и просто рисовать карту невозможно, необходимо покупать первоисточник, то есть топографическую основу, это топографическая карта в цифровом виде. На базе первой карты, которую я приобрел у Роскартографии, мы создавали карты. Я приобрел топографическую карту, навигационные карты тогда в России не существовали. На Западе они уже были, а в России их еще не было. Навигационный слой мы создавали с нуля.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это было? Когда вы занимались первыми картами и перемещались в Москву?
А.КАЗАКОВ: Это было почти 7 лет назад. Через 3 месяца будет 7 лет, как я переместился в Москву.
М.СПИРИДОНОВ: То есть 2005 год?
А.КАЗАКОВ: 2006 год. Я отпраздновал Новый год и сказал своим родными и близким, что я еду в Москву.
М.СПИРИДОНОВ: На какие деньги вы занимались этим? Вложения на входе немалые.
А.КАЗАКОВ: Не стоит забывать о том, что проект биллинговых систем – это достаточно успешный проект. Он был прибыльным и остается прибыльным, так как работа в этом секторе достаточно интересная. Эти деньги позволили начать и запустить проект, плюс был случай, как в анекдоте про яблоки.
М.СПИРИДОНОВ: Что про яблоки? Что было в вашем случае?
А.КАЗАКОВ: Упорная работа, собственные руки и собственная голова позволили заработать деньги, которые потом вложились в проект.
М.СПИРИДОНОВ: Вы вкладывали только самостоятельно?
А.КАЗАКОВ: Да, я собственными руками создавал карты, я сам ездил на старой праворукой машине с новосибирскими номерами в Москве, собирал треки, обновлял карты. Таким было начало. После этого я приезжал, обновлял карту. В Москве я тогда был один, в Новосибирске была моя команда. Это позволило создать первую карту.
М.СПИРИДОНОВ: Как появилось то, что можно назвать продуктом, то, что можно было пытаться продать?
А.КАЗАКОВ: Был навигатор Гармин, для которого мы создавали карты. Мы потеряли Гармин, когда были на Алтае, это любимое место для туризма, когда ты живешь в Новосибирске, потому что это близко, там красиво, там замечательные места. У нас не было возможности купить новый с точки зрения денег, в России они тогда еще не продавались. У нас было устройство, для которого мы писали приложение, которое позволяло управлять звонками. Это устройство и послужило первым устройством, на котором было разработано первое программное обеспечение, это Windows Mobile. Впоследствии это стало навигационной системой.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы начали что-то продавать?
А.КАЗАКОВ: Это еще не продавать, это мы разрабатывали для себя. Продавать мы начали в 2006 году, когда я переехал в Москву.
М.СПИРИДОНОВ: Переезжая в Москву в 2006 году, вы уже имели продукт?
А.КАЗАКОВ: Имели, но этот продукт был не таким, каким он является сейчас. Когда я переезжал в Москву, как такового продукта еще не было. Продукт – это программы и карты, а карт тогда еще не было. В течение года продукта не было. Мы начинали продавать карту Новосибирска, Екатеринбурга, потом карту Москвы.
М.СПИРИДОНОВ: Это были карты для конкретных готовых продуктов – для железных устройств?
А.КАЗАКОВ: Это была программа, которая устанавливалась на операционную систему Windows Mobile. Карты, которые мы создавали, мы включали в продукт. Собственно, так возникал Гис.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Давайте тогда послушаем информацию о том, что собой представляет Навител сегодня.
Справка о компанииNavitel Navigator – программный продукт, произведенный российским лидером в области систем и технологий навигации ЗАО «Центр Навигационных Технологий». Первая версия Navitel Navigator появилась в 2006 году. По разным оценкам Navitel Navigator занимает от 60% до 80% рынка PND-навигаторов в России и 16% рынка навигационных программ, используемых на смартфонах. На зарубежных рынках наиболее сильные позиции Navitel Navigator занимает в Восточной Европе и Латинской Америке. За 6 лет работы Navitel Navigator выпущены карты 55 стран, длина дорожного графа, обработанного специалистами компании, составила более 41 миллиона километров. Детализировано 67 457 городов. Всего в базе данных Navitel Navigator содержится информация о 970 360 городах и населенных пунктах. Общее число пользователей – свыше 10 миллионов человек.
М.СПИРИДОНОВ: Где используют систему больше? В России?
А.КАЗАКОВ: Да. На сегодняшний день да, потому что мы начинали с России. В России у нас от 60 до 80%. Безусловно, в России нас используют больше на сегодняшний день. В Украине у нас достаточный объем рынка. В Белоруссии у нас практически 99%, там нет никого, кроме нас. Количество людей, безусловно, меньше, так как там меньшее население. В Казахстане мы достаточно сильны, у нас почти 90% рынка, а все остальные 10% - это тот же Навител, но не совсем легальный. В Восточной Европе у нас меньший процент, но людей, проживающих в Восточной и Западной Европе, больше.
М.СПИРИДОНОВ: Где в Латинской Америке вы находитесь?
А.КАЗАКОВ: Мы находимся в 9 странах Латинской Америки. Мы сильно представлены в Мексике. В ближайшее время мы будем делать публичный релиз, покажем карту, которую можно будет публично купить. До этого публично мы ее не представляли. Это связано больше с маркетинговыми мыслями. Мы начали работать там на PND, но в ближайшее время мы выпустим карту Латинской Америки, и маркетинг расскажет обо всех странах, где мы есть. В Мексике у нас представлено много городов, мексиканские курорты у нас очень хорошо представлены. Люди, которые ездили туда, которым я давал протестировать продукт, были очень довольны картами Мексики. Даже по сравнению с известными игроками на рынке мы выглядим неплохо.
М.СПИРИДОНОВ: Есть мнение, что Навител занял прочные позиции на тех рынках, где в свое время не было представлено сильных игроков (Гугл, Яндекс, ТомТом, Гармин).
А.КАЗАКОВ: Яндекс тогда не был представлен с точки зрения картографии, в том числе и в Восточной Европе. Гугл занимал достаточно хорошие позиции, если мы говорим о Восточной и Западной Европе. Если говорить о том, почему ТомТом в России достаточно слаб на сегодняшний день, то могу сказать, что у них было намного больше шансов, чем у нас, они пытались зайти в Россию раньше, чем Навител пришел на рынок. Стартовые позиции у ТомТома были гораздо сильнее с точки зрения программного обеспечения, карт и желания.
М.СПИРИДОНОВ: Нельзя сказать, что вы стали тем раком, который на безрыбье, тоже будет рыбой?
А.КАЗАКОВ: Нет, я бы сформулировал по-другому. Вчера нам Восточная и Западная Европа были не интересны, поэтому ТомТом и Гармин там живут и чувствуют себя спокойно, и так как нам этот рынок сейчас стал интересен, эти игроки будут чувствовать себя не совсем уютно. Скорее, так, потому что если говорить о Восточной Европе, то наша карта гораздо сильнее. Это не я говорю плохо о конкурентах, можно почитать различные статьи, анализы. Это не заказные статьи, там объективная оценка дорожного графа, качества представленной информации. В частности, это Болгария, бывшая Югославия, Македония, Черногория. Мы достаточно сильны там, у нас лучше адресная база, потому что мы работаем с локальными партнерами в части базовой картографии, и мы обновляем картографию с помощью нашей геодезической службы в Европе. Мы делаем эту карту лучше.
М.СПИРИДОНОВ: За счет чего вы собираете информацию и делаете свои карты актуальными? Какие процессы на это настроены? У 2ГИС работает огромный call-центр, который регулярно (раз в месяц) обновляет информацию об организациях, вплоть до самой маленькой парикмахерской в Урюпинске.
А.КАЗАКОВ: Я читал об этом в интервью. Если говорить о дорожном графе, то мы создали достаточно большую геодезическую службу в Европе, которая собирает информацию с дороги, она собирает видеотреки и привозит эту информацию в европейский офис, который обрабатывает эту информацию. У нас есть много контрактов с различными европейскими компаниями, которые сами собирают эту информацию для иных целей, например, для систем мониторинга, для тех же целей, для которых собирает 2ГИС. Мы работаем с такими партнерами.
М.СПИРИДОНОВ: То есть у вас есть поставщики с разных сторон.
А.КАЗАКОВ: Да. В каждой стране есть свой поставщик.
М.СПИРИДОНОВ: Направление контекстной справки, то есть points of interest – заправки, магазины, кафе, время их работы, меню и так далее, вы тоже каким-то образом поставляете?
А.КАЗАКОВ: Да, конечно. Мы ставим техническое задание нашим партнерам в Европе, либо самостоятельно собираем данную информацию. Это зависит от страны, в разных странах это устроено по-разному.
М.СПИРИДОНОВ: Как сегодня устроена компания? Сколько у вас офисов? Если я правильно понял, у вас есть европейский офис, это ваш офис, а не офис партнеров. Как выглядит структура компании с точки зрения представительств и подразделений?
А.КАЗАКОВ: В России есть центральный офис, который находится в Москве, в Новосибирске у нас большой офис, также есть офисы в Белгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ставрополе. У нас есть украинский и белорусский офисы. У нас есть европейский офис в Восточной Европе, сейчас он находится в Чехии, в ближайшие дни будет открыт европейский офис в Польше. В следующем году будет открыт офис в Германии. Это будет сделано для упрощения работы в Западной Европе, так как в ближайшее время мы выпускаем карту Западной Европы со всеми странами Западной Европы.
М.СПИРИДОНОВ: Офис в Новосибирске – это офис разработки?
А.КАЗАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это классическая история в Академгородке. Офисы в Европе – это представительства маркетинга?
А.КАЗАКОВ: Не только, это и разработка картографической продукции. В Европе мы разрабатываем европейские карты. Безусловно, там присутствует свой маркетинг, так как на европейском рынке другой язык, другой подход к маркетингу. Голова, которая управляет маркетингом, сидит в Москве, она ставит основные задачи, которые должен решать европейский офис. Презентации, проведение мероприятий в Польше требует польского языка, в Чехии – чешского языка, в Германии – немецкого языка. Безусловно, там есть отдел продаж.
М.СПИРИДОНОВ: Какие главные отделы, направления внимания, действий у вас есть?
А.КАЗАКОВ: Без технических специалистов невозможно создание продукта. Создание продукта – это технический отдел, и он достаточно большой. Без отдела картографии невозможно создание карты. Если создать очень хорошую программу без карты, этот продукт будет никому не нужен. Если программа будет очень слабенькой, но будет хорошая карта, потребитель не будет покупать продукт, не будет с ним работать. Что касается отдела продаж, то если мы не сможем это продать, то не сможет работать технический отдел. Если говорить про отдел маркетинга, то скажу, что если не доказать потребителю, что наш продукт лучший, не сказать об этом, то отделу продаж будет практически невозможно работать.
М.СПИРИДОНОВ: Какой отдел самый большой?
А.КАЗАКОВ: Технический.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек в нем работает?
А.КАЗАКОВ: Порядка 500. Это картографы и программисты. Я не пытаюсь их делить, потому что создание программного обеспечения и карт – это две очень связанные вещи, и сказать, кто из них картограф, а кто программист, иногда крайне сложно. Карта – это база данных, которая требует графического представления. Делить картографов и программистов крайне сложно. Безусловно, можно разделить людей, которые создают именно программу Navitel или именно карту, но между ними есть большой отдел, который превращает эту базу данных в то, что потребитель видит на экране.
М.СПИРИДОНОВ: Это отдел юзабилити?
А.КАЗАКОВ: Это отдел, который умеет конвертировать карту и делает ее доступной для чтения на экране устройства.
М.СПИРИДОНОВ: Почему я спросил? Навителу предъявляются претензии по поводу того, что у вас навигация со слабой юзабилити, не очень удобным и понятным интерфейсом. Нельзя сказать, что есть только претензии, есть и похвала и сотни тысяч довольных клиентов.
А.КАЗАКОВ: Эти претензии имеют место быть. Они были, они и остались. Первая причина – найти людей, которые будут довольны всем, и сделать так, чтобы всем нравился интерфейс, практически невозможно. Кому-то нравятся красные, кому-то – белые, кому-то – зеленые цвета. Очень сложно угодить всем с точки зрения цвета. С точки зрения юзабилити мы двигаемся вперед. У меня есть информация, что претензии были к предыдущей версии, в текущей версии мы стараемся учитывать замечания пользователей и делать программу более юзабельной, быстрой и удобной в использовании. Когда мы начинали делать программу, мы начинали ее делать как программисты, и мы старались навязать пользователю функционал, который по нашему мнению казался очень удобным и понятным. Мы старались не делать автоматизацию некоторых процессов. Например, определение спутников. Пользователю непонятно, зачем их определять, если программа сама могла бы их определить. Мы старались делать интерфейс, который бы показывал, сколько спутников он поймал, чтобы человек мог сам всё настраивать. Нам казалось, что это удобно, но пользователь говорил о том, что это неудобно, он не понимал, зачем это нужно, человеку не хочется знать об этом и настраивать это. Вторая причина – это расположение кнопок на экране. Невозможно создать очень хорошую программу за очень короткое время. Нам всего 6 лет, и за это время мы сделали большой прогресс. Это не только мое мнение, наши европейские потребители говорят, что программа достаточно удобная, ей стало удобно и понятно пользоваться. Мы не останавливаемся на достигнутом, скоро мы опять удивим наших потребителей новой версией, которая будет еще удобнее, понятнее и быстрее.
М.СПИРИДОНОВ: Как вас встречают в Европе? Как вы сами говорили, там достаточно сильные позиции у Гармина, TomTom и других более мелких и амбициозных разработчиков.
А.КАЗАКОВ: Я не скажу, что с хлебом и солью. Встречают плохо, но мы доказываем, что мы имеем право на долю рынка. Встречают нас текущие игроки не очень дружелюбно, но потребители встречают нас достаточно хорошо, потому что им наша навигация кажется удобной и понятной. Мы даем функционал, который на сегодняшний день не дают другие. Люди устали от решений, которые раньше были там. У них всё очень плохо с точки зрения развития, потому что они поделили рынок, сидят, и им некуда стремиться, а мы немного стимулируем этот рынок, мы заставляем их делать программу лучше. Потребитель от этого всегда в выигрыше.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Поскольку я живу на две страны, я часто бываю в магазинах типа МедиаМаркт, Сатурн, и я не видел там Навител.
А.КАЗАКОВ: Не могли видеть, потому что в Германии мы только сейчас выйдем на рынок. В Восточной Европе нас можно увидеть в этих магазинах, а в Западной Европе пока нет.
М.СПИРИДОНОВ: Вас там можно было увидеть в железных коробках, а не в качестве софта?
А.КАЗАКОВ: Софт там редко продается, сейчас весь софт перемещается в Google Play, в AppStore. Сейчас нет смысла продавать софт в коробках, его никто не покупает, его покупают непосредственно с устройством. Это удобно, понятно и быстро. В Европе очень сложно найти навигационный софт, который продается в коробках.
М.СПИРИДОНОВ: Вы продаетесь в коробках в той же Евросети?
А.КАЗАКОВ: В России да.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи о структуре продаж в России. Что приносит больший доход?
А.КАЗАКОВ: Вы же озвучивали цифры. На сегодняшний день PND-рынок – это самый большой на сегодняшний день рынок.
М.СПИРИДОНОВ: То есть железные коробки навигаторов?
А.КАЗАКОВ: Да, сами устройства.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно вы занялись установкой софта в коробку и продажей в таком виде?
А.КАЗАКОВ: Сразу же. Как только мы начали заниматься этим проектом, мы занялись установкой на устройства PND и другие. Мы одновременно занялись продажей компакт-дисков, продажей через скачивания с интернета, продажей через allsoft, softkey, продажей в устройствах с предустановленным программным обеспечением. Это произошло в 2006 году.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы думаете, насколько долго еще протянут железные навигаторы? Скорее всего, через 4-7 лет они полностью исчезнут.
А.КАЗАКОВ: Это сложный вопрос. Они не исчезнут, они просто иммигрируют во что-то другое, переместятся в какие-то другие устройства, например, в планшетные компьютеры.
М.СПИРИДОНОВ: Они исчезнут как отдельные устройства, они будут еще одним приложением на смартфоне или планшете.
А.КАЗАКОВ: Безусловно, да, потому что эти устройства дешевеют, они удобнее, они выполняют не только функции навигатора, они выполняют и другие задачи.
М.СПИРИДОНОВ: Вы к этому как-то готовитесь?
А.КАЗАКОВ: Да, у нас же есть 16% на рынке продаж на телефоны и планшеты.
М.СПИРИДОНОВ: Какие шаги вы предпринимаете или будете предпринимать для того чтобы поезд не ушел?
А.КАЗАКОВ: Мы уже их предпринимаем. В телефонах и планшетах мы предлагаем Revenue Share-схему. Мы предлагаем триальную 30-дневную версию, когда пользователь может попробовать продукт, после чего купить его. Мы работаем с производителями устройств, и мы предлагаем делить между нами деньги от продажи нашего программного обеспечения.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько занимает приход от продажи через AppStore, Google Play в структуре доходов?
А.КАЗАКОВ: Я бы разделил 70 на 30.
М.СПИРИДОНОВ: 70 – это коробки?
А.КАЗАКОВ: Да, навигаторы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы очень активно предлагаете установку под разные платформы. Это связано с тем, что есть спрос? Например, довольно экзотическая Bada от Самсунга, Симбиан, Windows Mobile.
А.КАЗАКОВ: У нас нет желания ограничивать нашего пользователя в плане платформы. Сегодня нашему потребителю нравится платформа Bada, завтра ему будет нравиться Андроид, послезавтра – iOS. Мы делаем решения для разных платформ. Нас иногда спрашивают: «Зачем вы делаете карту города Минусинск или города, в котором живет 15-20 тысяч человек, города, в котором все знают его, и никто не ездит в нем по навигатору?». У нас такой же ответ на этот вопрос. Мы хотим делать наш продукт с точки зрения картографического покрытия очень ровным и качественным для всех регионов. Куда бы наш потребитель ни попал, в какой город бы ни приехал, везде он может пользоваться качественной навигацией. Какой бы аппарат наш пользовать ни выбрал, он везде может пользоваться одной и той же навигацией, которая работает и на iOS, и на Андроиде, и на других платформах.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по всему, львиная доля – это iOS и Андроид?
А.КАЗАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к структуре компании и к ее размерам. 500 человек – это технический отдел. Сколько всего человек работает в компании?
А.КАЗАКОВ: У нас работает чуть больше 500 человек. Львиную долю составляет технический отдел, к которому я отношу программистов, картографов, геодезическую службу, службу технической поддержки, call-центр. Персонала, который работает в отделе продаж и маркетинговом отделе, существенно меньше, поэтому я бы округлил до 500, но это не означает, что компания состоит только из технических специалистов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы являетесь действующим операционным руководителем?
А.КАЗАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как глубоко вы погружаетесь в детали построения продукта? Рисуя первые карты, сложно сейчас избежать искушения и также погружаться в продукт?
А.КАЗАКОВ: Я достаточно сильно погружен в создание продукта, но я не навязываю свое мнение. Наравне с техническими специалистами я высказываю свое мнение, говорю, почему мне кажется, что что-то будет хорошо, или что что-то будет плохо. Мы дискутируем и принимаем общее решение. Наш технический директор принимает финальное решение. Я специально не беру на себя функцию принятия окончательного решения. Так как я действующий руководитель, к моему мнению, возможно, прислушиваются больше, но финальное решение принимает технический директор.
М.СПИРИДОНОВ: Вы единственный владелец компании?
А.КАЗАКОВ: Нет, есть мои товарищи, мои друзья, с которыми мы с аспирантуры начали создавать этот бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Это компания, которой владеет и управляет менеджмент, или есть какие-то внешние деньги?
А.КАЗАКОВ: Нет, внешних денег нет, это я и мои товарищи.
М.СПИРИДОНОВ: Часто приходят с предложением дать денег?
А.КАЗАКОВ: Да. Когда мы начинали, когда нам нужны были деньги, такие предложения вообще не приходили, а сейчас такие предложения есть.
М.СПИРИДОНОВ: Не берете?
А.КАЗАКОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько давно вы операционно прибыльны?
А.КАЗАКОВ: Сложно сказать, насколько мы прибыльны, потому что наши затраты всё равно высоки. Лучше сказать, что мы не работаем в убыток. Затраты на создание, обновление и поддержку всей инфраструктуры достаточно большие, но мы не работаем ради работы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы в нуле?
А.КАЗАКОВ: Мы получаем небольшую прибыль. На сегодняшний день, к сожалению, требуются огромные инвестиции на поддержание огромной махины, в частности, на обновление карты, создание нового программного обеспечения.
М.СПИРИДОНОВ: Если есть какие-то планы, и нет накоплений, может, есть смысл взять какие-то внешние деньги для того чтобы реализовать амбициозные планы?
А.КАЗАКОВ: Нам хватает денег на реализацию наших амбициозных планов, мы не испытываем недостатка в деньгах.
М.СПИРИДОНОВ: Нет планов, которые не закрываются доходами компании?
А.КАЗАКОВ: Нет. Вы же помните, что у меня не одна компания, у меня еще есть компания, которая занимается развитием и внедрением биллинговых систем, там работает другой директор, мой товарищ, которого я знаю 15 лет, он работает директором. Оба мои бизнеса развиваются достаточно успешно.
М.СПИРИДОНОВ: Просто Навител – это более заметная марка, и тот бизнес не менее успешен?
А.КАЗАКОВ: Да. Если мы спросим телекоммуникационных провайдеров, например, Транстелеком, технических специалистов, менеджмент, то для них более заметной маркой будет Академсофт.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь сказать, что Академсофт – для денег, а Навител – для души?
А.КАЗАКОВ: Нет, они обе для души. У меня нет задачи заработать, урвать деньги с рынка и убежать, есть задача развить и построить красивый проект, на который через несколько лет можно будет смотреть и говорить: «Ухты! Какую штуку я создал!».
М.СПИРИДОНОВ: Кроме того, какую штуку создал, какие глобальные цели стоят? Например, выход на биржу, покрытие картами всей планеты?
А.КАЗАКОВ: Покрытие картами всей планеты, создание инфраструктуры, которая способна поддерживать эти карты в актуальном состоянии. Эти амбициозные планы, безусловно, стоят. У нас есть планы по развитию, и выход на биржу не исключен.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день Навител – это, скорее, российская компания. Предполагается, что она станет глобальной компанией со штаб-квартирой в Европе или Америке?
А.КАЗАКОВ: Она не совсем российская. В Европе мне говорят: «Навител – европейская компания. Планируется ли выход в США и другие страны?». Безусловно, выход планируется, мы хотели бы быть глобальной компанией.
М.СПИРИДОНОВ: В США не заходили, потому что там есть сильные игроки?
А.КАЗАКОВ: Да, Гугл, там очень сложно работать. Есть рынки, на которых работать интереснее не с точки зрения отсутствия игроков, а с точки зрения населения.
М.СПИРИДОНОВ: Есть популярная тема выхода в Юго-Восточную Азию. Эта тема также присутствует в картографии?
А.КАЗАКОВ: Да, Юго-Восточная – это наша следующая цель.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд?
А.КАЗАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как дальше будет развиваться эта отрасль? Мы коротко затронули тему того, как космические корабли в перспективе будут бороздить просторы Мирового океана. Как дальше будут развиваться сегодня несколько по-разному видящие свой бизнес картографические компании? Как бы вы нарисовали это будущее? Каким будет комбайн будущего, который будет обладать и функционалом полной картографии, и спутниковыми снимками, и контекстными справками, и навигацией? Как это будет выглядеть?
А.КАЗАКОВ: Это сложный вопрос. Он будет выглядеть ровно так же, как и сейчас. Безусловно, будут присутствовать 3D-модели различных городов, будет дополненная реальность и так далее. Есть некоторые вещи, которые будут делаться, но основная задача любого игрока – это создание карты и поддержание ее в актуальном виде. Кто это сделает, тот и будет победителем.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, это карты с сопутствующей информацией.
А.КАЗАКОВ: Да. Я считаю, что точки интереса – это объекты на карте.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько далеко может идти эта сопутствующая информация? От информации о кафе и времени его работы можно прийти к меню кафе, постоянно обновляемому, информации о структуре компании, персонале и аккаунтам официантов в социальных сетях и так далее.
А.КАЗАКОВ: Эти ГИС-системы могут создаваться бесконечно, вопрос в том, насколько это будет востребовано рынком. Например, когда я прихожу в кафе, мне без разницы, что написано в социальном профиле у конкретного официанта, но не без разницы, какое там меню, какой повар там готовит (возможно, мне будет интересна страница повара). Что будет востребовано рынком, всё это будет. Это будет наполняться, дополняться, обновляться и развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: По всей видимости, вскоре ведущие игроки мирового рынка покроют всю планету с точностью до булавочной головки и начнут соревноваться в маркетинге, то есть в том, кто лучше представит свой продукт, кто даст более полную контекстную справку.
А.КАЗАКОВ: Да, полнота и удобство использования для всех потребителей, а не только для программистов, которые умеют работать с компьютером – это главное. Все потребители, которые захотят пользоваться этим, должны смочь этим пользоваться. Вспомните смартфоны. Когда был Windows Mobile, еще до Андроида и iPhone, смартфоны не были популярными, они были сложными телефонами, тогда еще были стилусы, и ими пользовались только люди, которые были знакомы с компьютерами. Потом появился iPhone. Почему он стал популярным? Потому что он удобный и понятный, красивый и легкий, он выполняет функции не компьютера, а телефона, но в том числе он выполняет функции чтения почты, пользования интернетом и так далее. Когда пользователь покупал его для того чтобы он был телефоном, он постепенно привыкал к тому, что им можно пользоваться как устройством, позволяющим выполнять функции микрокомпьютера.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается удобства интерфейсов, то мне кажется, что сам факт наличия справочной информации в программе является приговором для нее. Если пользователь ее интуитивно не понимает, то это диагноз.
А.КАЗАКОВ: Да. Кто преподнесёт информацию в интерфейсе лучше всех, тот и победит.
М.СПИРИДОНОВ: То есть впереди большая битва?
А.КАЗАКОВ: Да. По моему мнению, на сегодняшний день лидеры – это Гугл и Apple.
М.СПИРИДОНОВ: В картографии? Последние их карты сильно ругают.
А.КАЗАКОВ: В интерфейсе, в умении преподнести информацию в самом удобном виде и сделать так, чтобы телефон не раздражал, когда человек им пользуется в различных ситуациях. Гугл со своим Андроидом тоже хорош.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что своим конкурентом вы также считаете Гугл? Будущая битва будет в основном с ним?
А.КАЗАКОВ: Да, мы считаем их конкурентами. Жаль, что Гугл не считает нас конкурентами.
М.СПИРИДОНОВ: Быть может, это пока.
А.КАЗАКОВ: Да. Нам предстоит борьба за долю рынка, потому что Гугл сделал Гугл.Навигатор. К счастью, пока им пользоваться в России, Восточной Европе неудобно, там слабый функционал, но, тем не менее, они развиваются и будут развиваться, и я не исключаю, что мы будем с ними конкурировать. Самое главное, чтобы они знали, что мы с ними конкурируем. Тогда цель, которую мы поставили перед собой, будет достигнута, и мы будем продаваться на бирже.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое. На этом основная часть нашей беседы завершилась. Впереди две небольшие рубрики. Первая из них – это бизнес-цитата. Напомню, что в ней мы зачитываем интересные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические персонажи, и предлагаем прокомментировать их гостю программы. Чью цитату хотели бы услышать сейчас – Дэвида Джозефа Шварца, известного американского психолога и автора книг по саморазвитию, Берти Чарльза Форбса, основателя журнала Forbes, или Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании?
А.КАЗАКОВ: Давайте Черчилля.
М.СПИРИДОНОВ: Уинстон Черчилль сказал: «Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще – сильнейшим ударом сплеча».
А.КАЗАКОВ: Да, целиком согласен. Кто первый, тот и лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Деликатность не для бизнеса?
А.КАЗАКОВ: Мы говорим про бизнес, а не про человеческие качества. Безусловно, в бизнесе необходимо быть самым быстрым, самым креативным, надо делать всё быстро и хладнокровно, и тогда ты достигнешь своей цели. Ты всё равно должен оставаться человеком, и тогда у тебя всё получится. Если ты будешь всё делать быстро, но при этом будешь плохим человеком, у тебя ничего не получится.
М.СПИРИДОНОВ: По этому поводу есть хорошая цитата от Берти Чарльз Форбс. Он сказал: «Пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не бизнес, а жизнь».
А.КАЗАКОВ: Да. Нельзя забывать про семью, хобби. Твоя жизнь не должна состоять только из параноидального занятия одним проектом, тогда ничего не получится.
М.СПИРИДОНОВ: Пойдем дальше. Сейчас будут вопросы слушателей. Напомню, что они были оставлены нашими слушателями в анонсах программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, в сообществе Рунетологии в Facebook, в аккаунте Рунетологии в Твиттере. Рекомендую подписаться! Max Volkov спрашивает: «Пойдёт ли Navitel по пути размещения рекламы на картах, платного размещения объектов и информации о них?».
А.КАЗАКОВ: Да. В ближайшем релизе мы будем это размещать. Назвать это рекламой сложно. Это может быть воспринято рекламой. Часть крупных сетей, сетевых заправок будет выглядеть в виде иконок, которые символизируют бренд. Взглянув на карту, пользователь будет понимать, что это за объект. Например, будет возможность посмотреть все заправки Лукойл на карте. Мы будем давать ту информация, которая будет удобна с точки зрения пользования навигацией. Зарабатывать на рекламе в навигации мы не собираемся.
М.СПИРИДОНОВ: Вы будете получать деньги?
А.КАЗАКОВ: Да. Мы будем размещать брендированную информацию, сетевые магазины и заправки, и они готовы за это платить.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Maxim Korsakov спрашивает: «Правильно ли я понимаю, что карты и пробки у вас полностью свои?».
А.КАЗАКОВ: Да, и карты, и пробки наши, это наш сервис, который мы развиваем. Помимо Навитела у нас есть мониторинговая система, которая позволяет получать данные с различных транспортных объектов, которые потом интерпретируются как пробки на экране.
М.СПИРИДОНОВ: От него же вопрос. У вас только автомобильная маршрутизация? Или есть возможность прокладывать маршруты пешком и на общественном транспорте (может, планируете?)?
А.КАЗАКОВ: По общественному транспорту сейчас этого нет. В планах на ближайшие полгода этого нет. Пешеходная навигация стоит в планах. Сейчас в некоторых городах этим можно пользоваться. Я думаю, что в ближайшее время мы запустим пешеходную навигацию в Москве, она будет составляться с учетом подземных переходов, тротуаров и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Вы согласны с тем, что пешеходная навигация у Гугла, которая есть по Москве, делает карты Гугла сильно преимущественными по отношению к Яндексу, например?
А.КАЗАКОВ: Наверное, да. Та пешеходная навигация, которая есть у Гугла, и у Навитела сейчас есть, даже, наверное, чуть лучше. Например, надо учитывать переход огромного проспекта на другую его часть. Гугл не знает о пешеходных мостах, о подземных переходах, о светофорах, по которым можно перейти дорогу.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок задам вопрос от себя лично. Вы не опасаетесь того, что, делая ставку на основные платформы (Apple Store, Андроид Play, в перспективе, может быть, Windows Phone Market), вы делаете ставку на то, что очень ненадежно, потому что у всех трех игроков есть свои карты, и они могут вас закрыть?
А.КАЗАКОВ: Нет. Я не думаю, что эти игроки нас будут закрывать. Если они о нас узнают, поймут нас и начнут нас закрывать, наверное, у нас будут другие пути распространения. Опасаться тогда должен весь рынок. Вряд ли это произойдет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое. На этом мы заканчиваем. Если есть, что добавить в финале, то прошу.
А.КАЗАКОВ: Спасибо большое за интервью. Спасибо пользователям. Я готов ответить на все вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы можете сделать это в комментариях к подкасту, который появится на PodFM через несколько дней после записи. Друзья, вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель Navitel Александр Казаков.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!