М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 3 декабря 2012 года. Это 176-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – Nethouse, конструктор сайтов нового поколения. Создайте сайт для своего бизнеса сами! Просто. Удобно. Бесплатно.
13 декабря наша школа интернет-маркетинга «Нетология» проводит уже третью конференцию из цикла «Практика онлайн-бизнеса». На этот раз мы говорим об электронной коммерции, и название конференции «Интернет-магазины: кейсы, «фишки», опыт практиков».
Напомню, весь цикл «Практики» - это мощный «интенсив по пробуждению маркетингового сознания». Девять часов участники в онлайн-режиме смотрят и слушают доклады, сами становятся участниками процесса.
Ведущие специалисты Рунета по электронной коммерции в течение одного дня расскажут об оригинальных решениях, которые позволили им привлечь больше клиентов и поднять прибыль интернет-магазинов, поделятся уникальным опытом организации бизнеса в интернете, дадут советы и рекомендации для интернет-магазинов малого и среднего бизнеса.
Как обычно, модерировать конференцию буду я. Программа и регистрация на сайте onlinebusinesspractice.ru. Приходите!
Задолго до появления социальных сетей, технологий контекстной и поведенческой рекламы, ремаркетинга, ретаргетинга и прочих новых инструментов интернет-рекламы в зарождающемся тогда Глобальном интернете появились email-рассылки. Это были первые электронные регулярные издания, доставляемые пользователю, альтернативы сайтам, на которые нужно было зайти, чтобы прочитать что-либо новое, а тут, пожалуйста, обновления падают в твой электронный ящик. Удобно.
Вскоре за появлением рассылок появились программы для их обеспечения и облачные веб-сервисы, которые давали возможность набирать подписчиков, вести рассылку, хранить ее архивные выпуски и так далее. В Рунете таким сервисом еще в конце 90-х стал проект Subscribe.ru. На рубеже веков по своей значимости для русскоязычной сети и рекламным возможностям он входил в число безусловных лидеров, наряду с Яндексом и Mail.ru.
С тех пор много воды утекло. О том, как сегодня чувствует себя сервис рассылок в Рунете, о том, как вообще выглядит будущее e-mail, как рекламного носителя и, более широко – средства общения пользователей, мы поговорим сегодня с директором по развитию веб-сервисов Subscribe.ru Сергеем Житинским. Сергей, приветствую!
С.ЖИТИНСКИЙ: Приветствую, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Сергей, ты сам подписан на какие-либо рассылки?
С.ЖИТИНСКИЙ: Я подписан на рассылки и группы Subscribe для того чтобы их контролировать.
М.СПИРИДОНОВ: Для души есть что-то?
С.ЖИТИНСКИЙ: Для души у меня есть несколько рассылок. Часть из них я веду, часть я читаю.
М.СПИРИДОНОВ: Не утомляет тебя их приход в ящик? Для многих пользователей рассылки с годами стали чем-то беспокоящим. E-mail становится местом скорее рабочей коммуникации.
С.ЖИТИНСКИЙ: Ко мне много всего в ящики приходит, у меня их много скопилось. Все они засветились в разных местах, поэтому ко мне приходит много нежелательной почты, в том числе.
М.СПИРИДОНОВ: Часто пишут деловые люди с предложением выдать тебе несколько миллионов долларов?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, бывало и такое, но это уже прекратилось. Видимо, эта тема себя уже исчерпала.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, они разочаровались в тебе как получателе.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, видимо. Было много девушек, которые хотели выйти за меня замуж и предлагали любовь и сердце навеки, особенно много их было из Африки. Может быть, у меня внешность негритянская, но вряд ли. Много было нежелательной почты, и я за годы научился с этим бороться, даже не работая в Subscribe. Надо отметить, что Subscribe еще больше меня этому научил, потому что здесь ведется жестокая борьба со спамерами.
М.СПИРИДОНОВ: Почему Subscribe частенько в народе называют спамером? Оправдано это или нет?
С.ЖИТИНСКИЙ: Спамеры и Subscribe как будто бы занимаются одним и тем же. Неискушенному человеку кажется, что это одно и то же. Мы шлем письма, и спамеры шлют письма. Мы делаем это цивилизованно, и мы никогда не шлем письма тому человеку, который на них не подписался. Мы всегда шлем письма людям, которые явно выразили свое желание получать ту или иную рассылку. В отличие от спамеров мы в каждом письме даем ссылку на отписку. Это тоже является требованием к цивилизованной рассылке. Все наши рассылки персонализированы. Каждый подписчик получает свою рассылку, на которую он подписался на нашем сайте или сайтах-партнерах. Каждый подписчик получает персонализированную ссылку со своего электронного адреса. Некоторые спамеры даже притворяются нами. Они делают оформление под нас. Кстати, поэтому много слухов, что якобы мы рассылаем спам. Мы всячески это опровергаем, мы жестоко боремся со спамерами, мы их вырезаем «каленым железом».
М.СПИРИДОНОВ: Они вам портят бизнес?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, они портят нашу репутацию, и мы всячески с ними боремся. Мы стараемся бороться с любыми слухами. Как-то в газете нас назвали спамерами, и мы добились опровержения.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сейчас послушаем рассказ о тебе в нашем досье. До этого скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru.
ДосьеСергей Житинский родился 21 января 1968 года в Ленинграде. В 1992 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «инженер физики полупроводников». Стоял у Истоков Интернета в России. В 1993 году открыл одну из первых компаний-Интернет-провайдеров в Петербурге. Сайт
ссылка созданный в «Невалинк» в 1994 году, был 6-м по счету сайтом о городе в мире. В 1999 году окончил школу бизнеса Открытого Университета Великобритании. С 1999 по 2002 год был топ-менеджером компании «Россия Онлайн». В 2004-2005 гг. занимался координацией разработки мультимедийного проекта — онлайн-игры «Пентакор». В 2007-2009 гг. выступал партнером в сервисах Бобрдобр и Экспонента (Мои родные). С 2008 года под его руководством проходила разработка социальных составляющих в веб-проектах Subscribe.ru. С 2010 года занимает должность директора по развитию веб-сервисов Subscribe.ru. Увлекается стратегическим развитием компаний. Женат, четверо детей. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Четверо детей – круто. Сколько младшему?
С.ЖИТИНСКИЙ: 9 месяцев.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю только еще одного человека из менеджеров Рунета, это Дима Сатин, у него тоже недавно родился четвертый ребенок.
С.ЖИТИНСКИЙ: Старшему 22.
М.СПИРИДОНОВ: Ничего себе! Круто! У меня старшей дочке 14 лет. Я на нее смотрю и думаю: «Боже мой! Неужели это моя дочь?!». Возвратимся к твоему досье. Мои редакторы вставили громкую фразу «Стоял у Истоков Интернета в России». Каковы были эти истоки?
С.ЖИТИНСКИЙ: Это была компания Релком, которая сначала занималась электронной почтой. Всё начиналось в Институте Атомной Энергии, они качали почту через Финляндию. Курчатовский институт был хабом, он распределял всё по другим институтам. Потом они создали коммерческую организацию, которая начала продавать услуги электронной почты.
М.СПИРИДОНОВ: Кто были первыми клиентами этой организации?
С.ЖИТИНСКИЙ: Я точно не знаю, поскольку я был узлом Релкома. Я не был у истоков самого Релкома, там были другие люди, это было в Москве. Мы заключили с ними договор, и мы работали в Питере как узел Релкома. У Релкома были крупные клиенты, начиная с Курчатовского института.
М.СПИРИДОНОВ: Это были корпоративные клиенты, прежде всего?
С.ЖИТИНСКИЙ: Корпоративные, потом пошли частники. Тогда еще была UUCP-почта, то есть был протокол UUCP, когда по модему соединялись две UNIX-машины и гоняли 64-битные кодировки, электронные сообщения. Сначала весь Релком работал на UUCP, никакого IP еще не было. Тогда я и создал свою компанию, мне было 25 лет, и мне хотелось создать свою компанию. Я разбирался в компьютерах, мне было это интересно. До этого у меня был узел Fido, до Релкома я занимался Fido. Потом мы создали компанию, которая была узлом Релкома. Релком перешел с UUCP-протоколов на TCP/IP, мы начали гонять почту по TCP/IP, и в 1994 году мы начали предоставлять услуги для клиентов по TCP/IP.
М.СПИРИДОНОВ: Какова была картинка возникновения веба? Можешь нарисовать общую картинку того, что собой представлял интернет? Какие сайты посещались? Какой контент был на этих сайтах? Многие наши слушатели в те времена только-только вылезали из детских штанишек, может, еще и не залезли в них.
С.ЖИТИНСКИЙ: Вначале это были текстовые UNIX-странички. Вы смотрите в UNIX-терминале команду, и вдруг в нем появляются гиперссылки. Там была программа Lynx, которая до сих пор существует, это текстовый веб-браузер для UNIX, там можно было ходить по ссылкам. Ты попадаешь на гиперссылку, и у тебя появляется другая страничка. Вначале это было без картинок, поэтому особенно не впечатляло. Это была новая система, которая позволяет удобнее ползать по гиперссылкам и расшифровывать их. В 1994-1995 годах появился Netscape – первый браузер, он был с картинками, дизайном. Всё было красиво, и всех впечатлило то, что можно предоставлять информацию в удобочитаемом, красивом виде, и читать ее могли не только специалисты. Раньше читать информацию могли только специалисты. Мы оказывали услуги электронной почты для клиентов, и у клиента обязательно должен был быть человек, который хотя бы мало-мальски обладал компьютерной грамотностью, который умел бы ставить UUCP-программу, ему куда-то должна была приходить эта почта, и он должен был уметь ее открывать. Я сам ездил и подключал клиентов. Было забавно, что некоторые руководители сами увлекались компьютерами и разбирались во всем этом, у некоторых их подопечные принимали почту, распечатывали ее и носили им.
М.СПИРИДОНОВ: Это выглядело, как в фильмах про войну, когда боец принес распечатанную радиограмму?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, типа того. Когда появился Netscape…
М.СПИРИДОНОВ: Когда появились картинки, начальники сами этим заинтересовались, потому что, как мы помним, двигателем интернета было порно.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, тогда, наверное, всё и началось, хотя я не знаю, я особо этим не увлекался.
М.СПИРИДОНОВ: Об этом не очень принято говорить, но это был мощнейший драйвер, в том числе драйвер развития текстово-графического интернета, потом с примесями мультимедиа и видео. Первичные инстинкты работают мощнее, чем желание познавать.
С.ЖИТИНСКИЙ: Естественно. Всё это началось тогда же. Netscape был драйвером всего. Дальше он начал развиваться, появились первые поисковики: AltaVista, Yahoo. Гуглом тогда еще не пахло, он появился значительно позже (в 1998-1999 годах). Я не понимал, зачем он появился, потому что я считал, что ниша уже занята, но я оказался не прав. Гугл показал, что его алгоритмы лучше алгоритмов всех остальных, в первую очередь, по скорости, но мы сейчас не о Гугле. Тогда всего этого не было, была парочка поисковиков, один портал Yahoo, который тогда был значительно беднее, чем сейчас, начали появляться какие-то сайты. Как только появился Netscape с картинками, сайты стали появляться очень быстро. Мы просекли фишку, и мы стали предлагать людям узнавать новости не из передач, а напрямую ходить на сайты газет, которые тогда начали появляться. Клиентам это понравилось, и мы начали подключать клиентов к интернету. Это всё происходило через модем на низкой скорости, но, тем не менее, это была передовая штука. Не смотря на то, что в нашей стране все вспоминают 90-е годы как тяжелые, нам, молодежи 25-28 лет, было очень интересно работать, потому что мы были пионерами в этой области. Не смотря на то, что я был владельцем компании, и у меня было 30 подчиненных (системных администраторов, подключальщиков, аккаунт-менеджеров и так далее), мы жили как одна семья, и у нас был драйв, что мы занимаемся новым делом. Нам было несильно важно, кто владелец, а кто нет, не было особого разделения в имущественном положении.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоило подключение для клиента в те времена?
С.ЖИТИНСКИЙ: Цена плавала. Ты спрашиваешь про 1994 год?
М.СПИРИДОНОВ: Да, про 1994-1995 годы.
С.ЖИТИНСКИЙ: Подключение стоило 20 или 30 долларов, в месяц человек платил 10-20 долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Но это были другие доллары?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да. У хорошего специалиста была зарплата 400 долларов. Сейчас таких цен нет. У простого народа были зарплаты меньше 100 долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Это было прилично. Как по бизнесу чувствовала себя компания? Насколько она была успешна?
С.ЖИТИНСКИЙ: Она никогда не была лидером, у нас всегда были конкуренты, были компании Эрком, Петерлинк. Они всегда немного нас обходили. Мы всегда были третьими по количеству клиентов, но мы шли ноздря в ноздрю. Например, у них было 6000 клиентов, а у нас – 5000-5500. Все мы были узлами сети Релком, все мы работали через единого московского провайдера, других выходов наружу не было. Потом они начали появляться, и в 1997 году стали вкладываться деньги в этот бизнес. В 1997 году появилась компания Ситилайн, которая вкладывала серьезные деньги через Коммерсант и Березовского, и начался обычный «акулий» бизнес. Ко мне в 1998 году пришли люди и сказали: «Мы хотим вас купить». Это были люди от Golden Telecom. Тогда был дефолт, и было очень интересно, когда мне с сотрудниками приходилось согласовывать курс доллара на следующую зарплату.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге ты продал компанию?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, я около года размышлял над этим. Мы с женой советовались, моя жена активно помогала мне в этом бизнесе. Она была там менеджером, занималась финансами. Мы решили продавать компанию, и в 1999 году мы закрыли сделку. Это была одна из первых сделок в интернете. Голден был первым, кто в интернете что-то покупал. Они купили меня и Гласнет в Москве. Поскольку они в 1999 году выходили на IPO, им в пиаре нужно было прогнать, что они не только в Москве имеют бизнес, но и в других регионах.
М.СПИРИДОНОВ: После этого ты подался в обучение?
С.ЖИТИНСКИЙ: Это были довольно большие деньги для обычного советского человека.
М.СПИРИДОНОВ: Какие деньги это были?
С.ЖИТИНСКИЙ: По сравнению с деньгами, которые идут сейчас, это совсем немного, но тогда для меня это было очень много. Это было меньше миллиона долларов, но больше полумиллиона.
М.СПИРИДОНОВ: Солидные деньги, особенно для конца 90-х. Это состояние.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, это много. Они многое сделали в моей жизни, в том числе и плохого, но я получил много опыта, и я рад, что всё так обернулось.
М.СПИРИДОНОВ: Что плохого? Может, укажешь направление, поскольку мы надеемся, что многие наши слушатели рано или поздно пойдут по этому пути? Они смогут построить собственные компании и успешно продать их, на них упадут деньги, которые меняют мир. Что им не стоит делать?
С.ЖИТИНСКИЙ: В первую очередь, надо прислушиваться к себе, и не стоит считать, что эти деньги как-то изменят тебя, что они что-то значат. Ты ценен сам по себе, ценны твои умения и опыт. Эти деньги, которые упали сейчас, завтра могут исчезнуть. В первую очередь, желательно этим не гордиться, не говорить, что ты крутой, что ты круче других, потому что тебе дали денег, и ты продал что-то. Деньги заставили меня впасть в иллюзию, что я крутой, что я сейчас буду делать бизнес, ворочать еще большими деньгами.
М.СПИРИДОНОВ: Получилось, что ты наделал ошибок?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, я вложил часть денег в биржу, часть куда-то еще, и в итоге, потерял их.
М.СПИРИДОНОВ: Ясно. Отучившись в Великобритании, ты стал выступать как нанятый менеджер.
С.ЖИТИНСКИЙ: Нет, Открытый Университет Великобритании открыл школу бизнеса здесь.
М.СПИРИДОНОВ: То есть учился ты не в Великобритании?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: После этого ты был только на подряде? Собственно предпринимательской деятельностью с тех пор ты не занимался?
С.ЖИТИНСКИЙ: Я занимался после 2002 года. Точнее, я делал попытку, которую я не считаю успешной. Невалинк – это успешный проект, он был начат, сделан, были свои трудности, но в результате я его продал. Все остальные проекты после 2002 года, которые я вел, я начинал и доводил до определенной стадии, но, не смотря на то, что некоторые по деньгам отбивались, я не считаю их законченными и успешными. Я вел предпринимательскую деятельность, но сейчас я от этого отказался.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты пришел в Subscribe?
С.ЖИТИНСКИЙ: Мы делали сервис Бобрдобр…
М.СПИРИДОНОВ: Точно. Получается, мы с тобой отчасти соприкасались, потому что Бобрдобр в первой редакции мы делали с Мишей Цыгановым, потом я вышел из этого проекта.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, ты вышел из этого проекта, и они начали искать тебе замену. Как раз в феврале 2007 года они почему-то вышли на меня и попросили делать для них маркетинг.
М.СПИРИДОНОВ: И ты нанялся?
С.ЖИТИНСКИЙ: Я понимал, что там особенных перспектив не было, мы там делали мобильный проект, который был не очень удачным, но я решил попробовать. Я немного занимался маркетингом в 2004 году, в Вэб Пласе я был директором по развитию, это был интернет-провайдер, которого сейчас нет. У меня не было особенного опыта в маркетинге, было начальное образование, которое мне дали в школе бизнеса, я что-то знал про 4 Пи. Я подумал, что это типичный стартап.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас можно спокойно говорить о том, почему я ушел оттуда. Я отвечал за маркетинг, разработку и руководил проектом, а партнеры отвечали за техническую составляющую. Видимо, они прогадали с подрядчиками, потому что сервис на старте упал и никак не мог подняться несколько дней, в этом мы не нашли понимания, и я сказал, что я не могу так работать. Потом они стали восстанавливать это дело.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, потом всё было переписано, и технология была поменяна. В результате я занялся маркетингом, мы развили партнерские программы. Я делал всё, что мог, и я считаю, что мне повезло в том смысле, что пришел такой клиент, как Дом.ру. Это огромный интернет-провайдер из Центрального региона, у нас была с ними большая партнерская программа, после которой мы очень быстро выросли. Тогда еще не было никаких кнопочек, и в Бобре мы стали ставить кнопочки.
М.СПИРИДОНОВ: Это было время, когда ставились кнопки социальных закладок в блогах, которые тогда были гораздо активнее. Вместо Like'ов Facebook и Вконтакте были социальные закладки Delicious, Бобрдобр, Memori, которые я впоследствии построил.
С.ЖИТИНСКИЙ: Мы с тобой соревновались в Memori. Я это помню.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Вообще социальные закладки – любопытная штука, я об этом периодически вспоминаю в том смысле, что это очень интересный представитель веб-сервиса, который стал «неандертальцем», это было тупиковой ветвью эволюции. В тот момент он был нужен, он был востребован, он был на пике интереса в 2007 году, когда я строил Бобрдобр с ребятами, потом ушел и построил Memori. Я его продал через 2 месяца после построения. Это бурлило, а потом вдруг стало понятно, что эти социальные закладки – это только часть функционала. Что от него осталось? Это Like, кнопки в блогах и на сайтах, которые ставятся под постом. Они преобразовались в кнопочки в социальных сетях, а в остальном они свою жизнь отработали, хотя были очень популярны год-полтора.
С.ЖИТИНСКИЙ: Когда мы будем говорить про перспективы Subscribe, я расскажу обо всех идеях, которые начинались в Бобре. То, что я там продумывал, частично перекочевало в Subscribe.
М.СПИРИДОНОВ: Переходя к Subscribe, я хочу закончить разговор про Бобрдобр. Само название Бобрдобр родилось очень любопытно. Разговаривая по телефону с Мишей Цыгановым и его партнером, размышляя вслух, я говорил, что надо найти какой-то символ проекта, какого-то домовитого зверка. Мы думали над белкой, но она имеет негативную коннотацию в русском языке «Белочка», домен Белка.ру был занят. Бобр – домашний зверек, но домен Бобр.ру был занят. Я сказал, что к нему можно что-то добавить. Получилось БобрДобр. Мы ухватились за эту мысль и назвали проект именно так. Ладно, давай перейдем к нашей главной теме – Subscribe. Я сейчас предлагаю послушать несколько цифр о Subscribe. Потом перейдем непосредственно к разговору.
Справка о компанииSubscribe.ru – обладатель старейшей в Рунете службы тематических почтовых рассылок. В настоящее время в Subscribe.ru открыто более 25 000 рассылок, которые регулярно доставляются более чем 6 500 000 подписчикам. Аудитория получателей рассылок увеличивается каждый день на 3 000 человек. Ежемесячно Subscribe.ru распространяет более 100 миллионов электронных писем по всему миру и, таким образом, занимает 1-ое место в России и входит в 20-ку крупнейших служб почтовых рассылок в мире. В компании работает около 70 человек. Серверный парк – несколько сотен серверов. Финансовые показатели не раскрываются.
М.СПИРИДОНОВ: Задам сразу несколько вопросов по этим цифрам. Аудитория сервиса увеличивается на 3000 человек, то есть люди еще не разочаровались в получении рассылок?
С.ЖИТИНСКИЙ: Нет. К нам идет постоянный приток. Есть отток, и есть приток. Динамика положительная, то есть притока больше. Поскольку сайты заинтересованы в том, чтобы вести рассылки, они ведут свои рассылки, присылают уведомления о своих обновлениях, новостях, они работают со своей аудиторией через наши инструменты и подписывают новых читателей на свои рассылки на нашем сервисе. Аудитория не разочаровалась. Не смотря на то, что кому-то e-mail-инструмент кажется устаревающим, он количественно не падает, хотя нельзя назвать этот рост ошеломляющим.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что в последнее время очень четко обнаружилось разделение на два потока, о которых вы четко заявили в структуре компании. Есть отдельные тематические рассылки, то есть сервис для ведения тематических рассылок для тех, кто желает вести эту рассылку и работать со своими подписчиками в рамках облачного сервиса такого рода. Также это сервис для email-маркетинга, который в отличие от первого, как правило, не бесплатен, и дает гораздо более серьезные инструменты для взаимодействия бизнеса с конечным потребителем. В каком родстве находятся эти 2 сегмента? Это два параллельно развивающихся потока, или один поток перетекает в другой? Возможно, тематические рассылки будут потихоньку умирать и выживут только самые сильные, где есть хорошие и мощные авторы, и они автоматически будут обладателями этих самых рассылок, будут вести их через специальные сервисы, которые посчитают нужными, и будут свою базу, свои экспертные компетенции монетизировать. Как тебе такая мысль?
С.ЖИТИНСКИЙ: Это сейчас и происходит. Мы являемся сервисом, через который авторы успешных рассылок работают со своей аудиторией.
М.СПИРИДОНОВ: Есть принципиальная разница. Вы с тематическими почтовыми рассылками являетесь обладателями как самой рассылки по лицензионному соглашению, так и базы данных подписчиков. Она не раскрывается для ведущего рассылки.
С.ЖИТИНСКИЙ: У нас есть два сервиса: платный и бесплатный. Технически они очень похожи, это сервисы по рассылке персонализированной информации по базе данных e-mail адресов. В бесплатном сервисе, поскольку мы не получаем денег, мы оставляем аудиторию своей. Мы предоставляем авторам инструмент, и они делают свою рассылку, имеют возможность расширять свою аудиторию, привлекать ее на свой сайт, работать с ней.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Есть ли будущее у такого рода сервисов, учитывая то, что сейчас, выводя проекты на бизнес-рельсы по всем направлениям, люди либо уходят в платный сегмент, то есть становятся обладателями своей базы и идут в режим email-маркетинга, либо перестают этим заниматься, поскольку энтузиазм заканчивается.
С.ЖИТИНСКИЙ: Перспективы есть, потому что люди, которые находятся на старте, хотят увеличить свою аудиторию, и мы даем им такие возможности. У нас большая база, мы хорошо экспонируем новые и хорошие рассылки, и это дает очень большой приток новой аудитории тем людям, которые в этом заинтересованы.
М.СПИРИДОНОВ: Бесплатные тематические рассылки всё еще затребованы? Ты так считаешь?
С.ЖИТИНСКИЙ: Я это знаю. Они бы начали умирать или сокращаться, но они по-прежнему развиты. К нам приходят всё новые и новые люди, которые открывают свои рассылки, с теми или иными целями им нужна аудитория. У них нет денег, и они начинают зарабатывать эту аудиторию. Другое дело, что бесплатного сыра не бывает. Либо они платят деньги, либо они не платят деньги, но тогда они должны создать хороший контент, который привлечет аудиторию, и они ее получат. Многим это удается. Я точно не знаю, но другой твой проект «Школа жизни», по-моему, вырос в том числе за счет рассылок Subscribe.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Сначала он использовал Subscribe, потом я на его базе сделал сайт. Сейчас это сайт с посещаемостью под 200 тысяч человек. Это развилось не потому, что он был на Subscribe, а по другим причинам. Всё-таки вернемся к Subscribe в его первоначальном варианте, то есть к истокам. Можешь рассказать совсем коротко о том, как он начинался, и как он развился? Я понимаю, что ты не присутствовал при этом, поскольку пришел в проект позже, но раз мы с тобой разговариваем, расскажи об основных вехах. Когда он зародился? Какие этапы проходил?
С.ЖИТИНСКИЙ: Зародился он в конце 90-х. Мы празднуем День Рождения в феврале, но точную дату уже никто не помнит. Это компания, которую организовал директор Михаил Мартьянов и его компаньон – технический директор Павел Яковлев. Они до сих пор здесь, они управляют компанией. Насколько я понимаю, Павел Яковлев пришел к Мартьянову с проектом портала Citycat, наподобие Yahoo, где бы люди распространяли новости и обменивались почтами. Одним из элементов этого сервиса были email-рассылки. Мартьянов к тому времени уже был менеджером с опытом, он работал в морских компьютерных системах, ездил учиться за границу. Он нашел каких-то финских инвесторов, они организовали предприятие, и всё началось. Email-рассылки начались практически в том виде, в котором они есть сейчас. Это были тематические рассылки на модели предоставления авторам бесплатных инструментов. Дальше всё это начало развиваться, обрастать всякими мелочами, вкусностями и удобствами. Почему эта тема достаточно хорошо выросла? Subscribe был известен на уровне Mail. Яндекс тогда был известен даже меньше. Были медленные линии связи, и людям было удобно получать информацию на почте. Ночью в офлайне информация приходит, и человек, приходя на работу, читает эту информацию. Он пришел, у него уже всё на компьютере, и ему не надо тратить время. На модеме 14.400 было довольно утомительно всё читать в онлайне, люди этим пользовались, и это довольно хорошо развивалось. Когда появились хорошие каналы связи – ADSL и так далее, всё это потеряло свою актуальность. Тем не менее, по инерции и за счет других факторов, которые до сих пор работают, суммарная аудитория продолжала расти. В 2004 году на базе бесплатного сервиса появилась платная версия Subscribe.Pro, которая сейчас является второй и равной бизнес-моделью в нашей компании. Первая – это рекламная модель, она изначально была намного больше, потому что платные сервисы были каплей в море.
М.СПИРИДОНОВ: Она была гораздо более затребованной в тот момент?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да. Мы продавали рекламу в почтовых рассылках, и только относительно недавно мы стали продавать ее на вебе (в 2007 году). Веб у Subscribe исключительно технологический. Веб – это ручки для настройки своей рассылки. Когда был создан Subscribe.Pro, появился сегмент крупных платных клиентов, исторически мы заняли нишу относительно крупных клиентов, например, банков, в отличие от некоторых наших конкурентов, которые начинали с мелких стартапов, частных лиц.
М.СПИРИДОНОВ: Принципиальная разница этих двух направлений заключается в том, что Subscribe.ru – это работа с конечным пользователем, как правило, частным лицом, которое либо хочет получать рассылки по той или иной тематике, либо хочет создавать рассылку и вести ее бесплатно. Второе направление Subscribe.Pro – это направление только для корпоративного сегмента, который хочет, владея базами данных пользователей, базой электронных адресов этих пользователей, с ними настраивать коммуникации.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, маркетинговые коммуникации со своими клиентами. Это происходит через наши инструменты благодаря нашему опыту, благодаря тому, что мы досконально освоили все технологии, умеем делать рассылки хорошо, быстро и надежно. У нас есть довольно важное преимущество – мы сертифицированы по 152-ФЗ «О персональных данных». Наши конкуренты, которые имеют заграничные корни, не могут быть сертифицированы, потому что только российская организация, созданная здесь, может получить этот сертификат. Это является одним из наших козырей.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем это нужно?
С.ЖИТИНСКИЙ: У нас есть федеральный закон, принятый года 2 назад. Все интернетчики уже знают о том, что мы можем спрашивать у пользователя его имя, год рождения, пол и так далее, но при этом мы не можем этой информацией по своему усмотрению где-то делиться, он должен явно это где-то разрешить, то есть поставить галочку. Все необходимые процедуры проставления этих галочек, задавания соответствующих вопросов должны присутствовать при сборе данных и работе с ними.
М.СПИРИДОНОВ: Это де юро, а де-факто? Вконтакте, Twitter, Facebook ничего подобного не делают. Facebook и Твиттер точно, они заграничные.
С.ЖИТИНСКИЙ: Facebook и Twitter да. Все заграничные компании должны подчиняться 152 закону на территории России. Возможно, они с этой информацией как будто бы ничего не делают, никому ее не передают.
М.СПИРИДОНОВ: Они должны бы, но не подчиняются.
С.ЖИТИНСКИЙ: У нас ситуация другая. Те же самые банки собрали информацию и нам ее дали для того чтобы мы сделали рассылку. Здесь должны соблюдаться эти вещи, и они у нас соблюдаются.
М.СПИРИДОНОВ: Раз мы вспомнили о социальных сетях, то скажи, как изменился Subscribe.ru, если изменился? Как вы смотрите на то, что сегодня общение, взаимодействие, получение, в том числе тематической информации, происходит, как правило, через социальные сети, и чем дальше, тем больше?
С.ЖИТИНСКИЙ: Естественно, мы об этом думали, и мое появление в Subscribe было связано именно с подобными размышлениями директора и руководства Subscribe. Как я уже сказал, веб до 2004-2005 годов на Subscribe выполнял служебную функцию по настройке своей рассылки, то есть там были интерфейсы для управления своей рассылкой. Поскольку каналы связи развиваются, директор принял решение, что информацией надо заниматься в вебе. Если говорить не о том, что Subscribe – это чисто провайдер услуг доставки, а что это еще и информационный провайдер, то надо развивать что-то на вебе. С 2006 года с переменным успехом организуются внутрикорпоративные проекты по выводу информации в веб. Поскольку мы были знакомы давно, морские компьютерные системы были клиентом Невалинка, в 2004 году мы занимались игровым проектом «Пентакор», который мы сначала хотели делать вместе с Subscribe, но потом у меня появился другой партнер, Михаил позвонил мне и сказал: «Я знаю, ты занимаешься БобрДобр, модными социальными вещами. Как ты смотришь на то, чтобы в Subscribe внедрить какую-то социальную составляющую?». Вместе с Мишей Цыгановым мы написали концепцию о том, как обработать информацию с почтовых рассылок, снабдить ее социальными составляющими и повесить на веб. В результате из этого проекта было взято не всё, но был взят довольно интересный сервис хостинга форумов – Subscribe.Группы. это похоже на Google.Groups, в нем нет ничего прорывного и уникального, но это была социальная составляющая, которую мы внедрили для аудитории Subscribe. Дайджесты – это сборники лучших выпусков Subscribe.ru. Для того чтобы привлекать аудиторию, мы отбираем контент, созданный нашими авторами. Это наш проект Дайджесты, в котором 14 тематик. У нас по ним ведутся довольно приличные дайджесты, которые распространяются всеми способами и имеют аудиторию 3 миллиона в месяц по почте. Мы добавили эти социальные составляющие, и всё это вместе было запущено в 2009 году, при этом мы слегка изменили дизайн, который тогда был образца 2001 года. Сейчас мы его опять хотим менять, потому что этот дизайн немного устарел, на мой взгляд.
М.СПИРИДОНОВ: Вы видели социальные сети, понимали, что они представляют какую-то опасность, на тот момент еще было неочевидно, какую, это стало понятно позже. Вы попытались внедрить механизмы социальных сетей в Subscribe.ru.
С.ЖИТИНСКИЙ: Не то, чтобы мы увидели опасность, мы понимали, что социальные сети есть, что они будут расти, но мы не видели в них конкурента, потому что социальная сеть растет вокруг человека. Есть человек, у которого есть друзья, он с ними связан, информационные потоки строятся на главной связи дружбы. Люди виртуально или в офлайне друг друга знают, и между ними есть информационные потоки.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не считали их конкурентами или опасностью. И сейчас не считаете?
С.ЖИТИНСКИЙ: Концептуально у нас разные подходы, мы пляшем от контента. Мы ввели понятие «Дружба», но оно у нас не пошло, то есть людям не очень интересно знать, их друг написал контент или нет, важно, что этот контент есть, он хороший, и он быстро развивается, набирает популярность, лайки.
М.СПИРИДОНОВ: Вы считаете необходимым высадить имеющуюся у вас аудиторию (6,5 миллионов подписчиков) в вебе для того чтобы эффективнее с ней взаимодействовать, или вас устраивает коммуникация через электронный адрес, и вы в этой парадигме и предполагаете оставаться?
С.ЖИТИНСКИЙ: Она высажена. У нас на
ссылка сейчас уникальная месячная аудитория составляет 6,5 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: А дневная?
С.ЖИТИНСКИЙ: 400 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Прилично. Заработок по рекламной модели происходит больше в рассылках или на сайте?
С.ЖИТИНСКИЙ: И там, и там. Дело в том, что мы продаем пакеты. У нас продавцы работают с клиентами и продают кампании. Например, нужно обеспечить какое-то количество контактов. Клиенты платят деньги, и им нужны определенные результаты. Мы их добиваемся и через почту, и через веб. Баннеры идут и там, и там, как правило. Сейчас через веб побольше. Почему еще в 2006-2007 годах была поставлена задача вывести аудиторию в веб? Потому что рекламодателю проще работать с вебом, потому что он видит свою рекламу, он понимает, кто на нее смотрит, видит, как она выглядит, а в почте всё это немного скрыто. Человек может посмотреть рассылку, получать ее, но это не так очевидно. Рекламу в почте продавать сложнее, поэтому наши специалисты, которые умеют продавать рекламу в почте, более квалифицированные как продавцы, чем продавцы рекламы в вебе.
М.СПИРИДОНОВ: Как себя чувствуют аналогичные западные сервисы с точки зрения продажи рекламы в вебе, в email, с точки зрения динамики роста? Вы не наблюдаете за этим?
С.ЖИТИНСКИЙ: Это хороший вопрос. Я подумал, почему мы за этим не наблюдаем. Мы не наблюдаем за этим.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Будущее коммуникации и, как следствие, будущее ваших рекламных площадок, будет смещаться из e-mail в какое-то другое направление? Видно, что смещается, но насколько это смещение будет драматичным? Останутся ли в e-mail исключительно корневые рабочие коммуникации? Станет ли e-mail якорем, куда можно бросить точку для регистрации на сайте, в той же социальной сети, как место только рабочей коммуникации? Означает ли это, что сервисы для email-рассылок будут постепенно терять свою значимость вплоть до полного ухода с горизонта?
С.ЖИТИНСКИЙ: Я думаю, что полного ухода не произойдет. Сейчас происходит трансформация, наверное, она уже произошла. По e-mail информация сама по себе не ходит, ходят только уведомления. Наши клиенты, как правило, не рассылают тексты. Например, приходит начало статьи и ссылка «Читать дальше». Фактически это реклама, то есть на почту идет реклама контента, который размещен на сайте. То же самое делаем мы. Те самые дайджесты, которые мы рассылаем по почте – это реклама, с помощью которой мы собираем аудиторию на нашем сайте. Работать с аудиторией на сайте проще, продавать ее проще, делать ее значительно более эффективной проще. В этом смысле e-mail, как информационная рассылка, умирает, но, как методика уведомлений, нет. Мы продолжаем рассылать уведомления. Например, люди обсуждают футбольный матч в группе, и о каждом комментарии мы предупреждаем пользователей, мы отправляем сотни тысяч уведомлений аудитории. Не смотря на то, что Subscribe – это сервис рассылок, а сервис социальных форумов появился только в 2009 году, из групп мы высылаем больше уведомлений в день (7-8 миллионов). E-mail в этом смысле будет оставаться, я не вижу, чтобы он умирал, не говоря уже о маркетинговых коммуникациях. Когда мы активно и много работаем с крупными корпоративными клиентами, например, банками, многие из них говорят, что у них есть смс, и непонятно, зачем им нужен мейл. Наиболее продвинутые люди понимают, что е-mail – это больше, чем смс, потому что в смс не засунуть так много хорошо упакованной и красивой информации. E-mail – это обертка, которая ведет тебя на сайт. Сама информация должна быть на сайте, а в e-mail должны быть уведомления. Ящик – удобное место, где можно получать уведомления и сортировать их по тематикам. Я хотел рассказать о том сервисе, который сейчас у нас выходит. До Нового года мы хотим для наших авторов в бета-версии выпустить сервис подборок. Это сервис, который вобрал в себя элементы рассылок, форумов, групп и блогов. Он позволяет тем людям, которые профессионально работают с информацией, агрегировать ее, выбирать самое нужное и лучшее и создавать собственные дайджесты. На Западе такие сервисы есть, и они, как правило, платные, это стоит порядка 100 долларов в месяц. Любой аналитик и маркетолог может подписаться на RSS-каналы, ленты, твиттеры, ленты facebook и другие источники, которые имеют ленточный характер, то есть постоянно текут, меняются, у него есть инструмент, куда все эти ленты стекаются. Он имеет возможность смотреть на них и быстро фильтровать и сортировать эту информацию. Из этого он может формировать свою информационную ленту, которая может быть приватной, например, для компании, а может быть публичной. Я вижу большую перспективу за этими сервисами.
М.СПИРИДОНОВ: Это инструмент в продолжение группам? Это еще один способ высадки из email на сайт?
С.ЖИТИНСКИЙ: Это уже работа на вебе. Высадка с e-mail на сайт – это, в первую очередь, дайджесты и группы.
М.СПИРИДОНОВ: Этот сервис подборки – это спойлер, будущая премьера, на которую вы делаете ставку?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да. Мы считаем, что этот сервис позволит нам не просто высадить аудиторию из e-mail на сайт, а увеличить ее, то есть привлечь людей, которые будут работать с материалами.
М.СПИРИДОНОВ: Это сервис, аналогов которого в Рунете сейчас нет?
С.ЖИТИНСКИЙ: Прямых аналогов я не вижу.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. Любопытно. Когда он будет запускаться?
С.ЖИТИНСКИЙ: До Нового года мы хотим выпустить бета-версию, сейчас идут последние приготовления. У нас есть план на год вперед. Сейчас выйдет первый вариант, это будет агрегатор ленты новостей, создание подборок и выгрузка их на веб. Я надеюсь, что 15-20 декабря мы это сделаем. Мы сделаем подарок себе и нашей аудитории. Это не то, чтобы анонс, когда все готовятся к выходу нового iMac. Я не хочу делать таких анонсов, но сервис мы выпустим и будем им пользоваться вместе с нашей аудиторией.
М.СПИРИДОНОВ: Если ваши предположения верны, то мы должны будем услышать о том, что появился новый сервис, который хорош и нужен?
С.ЖИТИНСКИЙ: Мы сначала проведем бета-тестирование с нашей проверенной аудиторией, погоняем ее несколько месяцев, и если наши предположения, что этот сервис удачен и интересен им, оправдаются, то мы об этом расскажем всем остальным.
М.СПИРИДОНОВ: Если он хорош, то информация о нем вирусно распространится.
С.ЖИТИНСКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Нам пора заканчивать. Осталось еще немного времени на две наши традиционные рубрики. Первая из них – «Бизнес-цитата». Напомню, что это рубрика, в которой мы предлагаем гостю цитаты известных людей: предпринимателей, известных мыслителей или исторических персонажей. Всегда на выбор предлагается 3 реально существующих персоны. Сегодня мы приготовили для тебя Филиппа Котлера, основоположника современного маркетинга, Тару Хант, основательницу co-working движения и Джона Рокфеллера, первого в истории долларового миллиардера. Кто тебе нравится больше?
С.ЖИТИНСКИЙ: Второй, я ее меньше всего знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Тара Хант: «Если при разработке продукта вы думаете, в первую очередь, о монетизации, и во вторую – о людях, то, скорее всего, вы не получите ни того, ни другого».
С.ЖИТИНСКИЙ: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Есть и другое мнение. Частенько на стартаперских посиделках от инвесторов звучит призыв к здравому смыслу. Они говорят: «Люди, думайте о том, кто это будет покупать». Получается, что надо думать о деньгах или о людях через призму их денег, а не о людях сперва, а о деньгах потом. Тем не менее, вариант Тары Хант тебе ближе?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, он мне ближе. Я всё это изучал, с инвесторами много общался, по Бобру я с Мильнером общался. Я думаю, ты тоже знаешь всех этих людей. Я тоже через всё это прошел. Я сел и подумал, что я хочу быть человеком, хочу понимать, что нужно людям. Когда у меня появились деньги, я увидел в этом две стороны медали. Я понял, что к жизни нужно относиться не через деньги, это мой опыт. Я не говорю, что он подойдет всем. Я считаю, что хороший инженер создает хорошую вещь, и он особенно не думает о деньгах.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что должен присутствовать синтез двух подходов. Нужно идти туда, где есть незакрытые нужды, а лучше – людские боли, но если хочешь сделать так, чтобы это было полезно и имело шансы на длительную жизнь, нужно сделать так, чтобы за закрытие этих болей и проблем люди были готовы тебе заплатить. Иначе долго ли ты продержишься на энтузиазме? Месяц, год?
С.ЖИТИНСКИЙ: Согласен с тобой. Мне нравится слово «инженер». Я инженер. Я ушел от инженерства давно. Я был инженером в 1993-1994 годах, когда создавал интернет-компанию, потом я стал менеджером, маркетологом. Сейчас я немного соскучился. В рамках подборок и другого развития Subscribe, которым мы занимаемся, я погрузился в тенденции JavaScript и подобные вещи, мне это интересно. Я вижу, что за счет красоты реализации можно достигнуть эффекта во всем проекте. Если реализация красивая, то она привлечет деньги. Это один из элементов.
М.СПИРИДОНОВ: Нам надо двигаться дальше. Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Напомню, что это вопросы, которые были собраны нами в нескольких местах – в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, где регулярно проходят анонсы будущих выпусков Рунетологии, в сообществе Рунетологии в Facebook и аккаунте Рунетологии в Твиттере, Рекомендую подписаться! Задам буквально 2-3 вопроса. Дмитрий Огарков спрашивает: «Как, по вашему мнению, будет меняться электронная почта в последующие несколько лет? Будет ли она меняться вообще?».
С.ЖИТИНСКИЙ: Как я уже сказал, она будет носить уведомительный характер, она будет уведомлять о событиях, которые происходят.
М.СПИРИДОНОВ: Контента там будет всё меньше, и всё больше будет микро-формата?
С.ЖИТИНСКИЙ: Да, причем чуть ли не в заголовках.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей спрашивает: «Пользовался рассылкой subscribe.ru для рассылки новостей своего сайта, перешел на Google Groups. Массу неудобств доставило то, что нельзя получить список подписчиков для миграции на другой сервис, почему?».
С.ЖИТИНСКИЙ: В бесплатных сервисах мы оставляем знание аудитории для себя. Мы считаем, что раз мы даем бесплатный инструментарий, то аудиторию мы должны оставлять себе. Это правила игры.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Саша Савченко спрашивает: «Скажите, пожалуйста, какие, по-вашему, главные отличия e-mail-маркетолога от спамера?».
С.ЖИТИНСКИЙ: Я их уже упоминал в этой беседе.
М.СПИРИДОНОВ: Давай ими и завершим.
С.ЖИТИНСКИЙ: Цивилизованная рассылка отличается от спама тем, что пользователь явно выражает желание подписаться на рассылку, в каждом письме обязательно присутствует ссылка на отписку, цивилизованная рассылка носит персонифицированный характер, то есть она, как правило, обращается к клиенту по имени.
М.СПИРИДОНОВ: Ок, Спасибо большое, Сергей. Наше время истекло.
С.ЖИТИНСКИЙ: Спасибо вам.
М.СПИРИДОНОВ: Будем ставить точку. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был директор по развитию веб-сервисов Subscribe.ru Сергей Житинский.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.