М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 28 февраля 2013 года. Это 188-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – компания Cdnvideo — ведущий оператор собственной сети доставки контента. Сервис позволяет владельцам интернет-ресурсов сосредоточиться на их основном бизнесе – производстве и монетизации контента, отдав процесс его распространения по сети на аутсорсинг. Используя сеть CDN, вы сможете показывать видео на своих сайтах быстро, качественно и без каких-либо капитальных вложений.
Что-то последнее время, да впрочем и вообще, без малого три года существования программы мы убийственно серьезны. Мы практически никогда и ничего не говорили о развлекательных онлайн-проектах, о тех сайтах, где свое время ежедневно проводят миллионы человек.
Кроме всего, на улице начинается весна и настраивает на игривый лад, поэтому сегодня будем говорить о ресурсах для прокрастинаторов, о приколах, о красивых и мало-одетых женщинах.
У нас в гостях человек, принимавший самое непосредственное участие в создании и развитии таких сайтов, как webpark.ru или fishki.net а ныне директор проекта «Maximonline» Даниль Хасаншин. Приветствую, Даниль!
Д.ХАСАНШИН: Здравствуйте, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Даниль, по нашим данным ты занимался практически только развлекательными проектами. Чем продиктован выбор?
Д.ХАСАНШИН: Наверное, мне было интересно, весело и забавно.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но ты не единственный. Тем не менее, большинство смотрит, но не делает.
Д.ХАСАНШИН: С детства я мечтал стать программистом, как большинство сейчас мечтают. Я довольно успешно шел к этому. Я работал на крупном для Казани предприятии, и там я не мог проявить свое чувство юмора, неплохо развитое. Я начал собирать шутки, картинки и фотографии у себя на компьютере. Потом я решил поделиться этим. Раз вы сказали про весну, скажу, что есть зеленый и приятный парк, в котором хорошо гулять. Я подумал, почему нет веб-парка, купил этот адрес и начал заливать туда картинки и анекдоты. Как-то так всё и пошло.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент стало понятно, что это не просто развлечение, что это приносит более-менее ощутимые деньги?
Д.ХАСАНШИН: Наверное, прошло около 8 месяцев. Я был убежден, что я не хочу на этом зарабатывать деньги. Я делал это для удовольствия, у меня появлялись друзья, но я никому не платил, сам я также ничего не зарабатывал. Потом начали приходить рекламодатели. По тем временам были популярны казино, если я не ошибаюсь. Они предложили разместить рекламу, и цена размещения равнялась моей зарплате. Тогда я задумался, что это может быть интересно. В какой-то прекрасный момент я сказал об этом своему руководителю. Я решил заниматься своим развлекательным проектом.
М.СПИРИДОНОВ: И ушел с работы?
Д.ХАСАНШИН: Да, я ушел домой и начал работать из дома. По тем временам это было очень тяжело, это был очень рискованный шаг, в который никто не верил. Многие люди называли меня дураком, идиотом, глупцом. Проблемы начинались с того, что 1 мегабайт домашнего интернета стоил около 3 рублей, и при моей работе с картинками, видео, серфингом это было дико дорого.
М.СПИРИДОНОВ: Мы пошли сразу изучать историю, хотя в эпиграфе можно поговорить в общих чертах. Будем считать эпиграф законченным. Давай посвятим наших слушателей в нюансы твоей сжатой биографии и продолжим разговор. До этого скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru.
ДосьеДаниль Хасаншин родился в 1983 году в Якутии. В 2001-2004 годах учился в Казанском государственном университете по специальности «Криптография», после третьего курса покинул университет ради создания своего бизнеса. В 2004 году основал проект Webpark.ru, который впоследствии продал холдингу Independent Media. В 2009 году работал директором департамента массовых сервисов в компании РБК – Медиамир. С 2011 по 2012 год работал директором по маркетингу в компании HappLink.ru. В 2012 году работал в компании СТС-Медиа. С августа 2012 года директор проекта Maximonline.ru. Увлекается growth hacking. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, что, учась и живя в Якутии, ты не получил золотую медаль только потому, что у тебя 4 по якутской культуре. Это правда?
Д.ХАСАНШИН: Там была сложная история. У меня была четверка по английскому языку. Мне поставили четверку не потому что я его не знал, а потому что мне бы не дали медаль, так как у меня в 9 классе было больше четверок, чем должно было быть. Учительница захотела, чтобы я вышел с пятном, и поставила четверку.
М.СПИРИДОНОВ: Не будем вдаваться в подробности, раз в этом нет ничего забавного. Мы сегодня ищем развлекательный контент, в том числе и в твоей биографии. Что такое growth hacking?
Д.ХАСАНШИН: Это новый термин. Всё это окружало нас очень давно, просто термин появился в конце прошлого года на Западе. Это маркетинг в тесном сотрудничестве с программингом. Мой бэкграунд объединяет в себе и программирование, и маркетинг, так и получается growth hacking. Я предполагаю, что нужно поменять в продукте с последующим увеличением конверсии, ростом аудитории и прочим.
М.СПИРИДОНОВ: Это маркетинг, положенный на жесткие арифметические расчеты?
Д.ХАСАНШИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Начав проект и уйдя с работы, ты видел какую-то эволюцию развития проекта, учитывая то, что дешевел доступ в интернет, росла аудитория. В какой момент можно было сказать, что выбор был верным, и нечего опасаться за будущее Webpark?
Д.ХАСАНШИН: Был момент, очень сильно перевернувший мое мировоззрение. Мы опубликовали одну новость «Удав съедает кенгуру». Тогда я еще работал и был на презентации системы автоматизации Парус на Чебоксарском тракторном заводе. В тот день была публикация про удава. Тогда наша аудитория к обеду достигла 8000 пользователей. Это был 2004-2005 год, и тогда это была очень значимая цифра. Куда бы я ни пошел в интернете, эта публикация была везде. Ее пересылали по icq, e-mail, опубликовывали в ЖЖ, ссылались на нее. Мы не знали, что делать и куда бежать от этой аудитории.
М.СПИРИДОНОВ: При этом вы ее еще никак не монетизировали?
Д.ХАСАНШИН: Нет. Мы даже не понимали, что с ней делать.
М.СПИРИДОНОВ: Была какая-то группа людей?
Д.ХАСАНШИН: Был я и мой друг из Челябинска, которого я тогда еще ни разу в жизни не видел, но мы с ним уже работали.
М.СПИРИДОНОВ: Какова была ситуация с развлекательными ресурсами? Как я понимаю, глянец тогда еще основательно не вошел в интернет? Это сегодня станет еще одной темой нашей беседы. По сути дела, развлекательный контент практически полностью был делом рук любителей, в том числе любителей довольно специфического контента, типа «Удав съедает кенгуру».
Д.ХАСАНШИН: На тот момент из заметных был Анекдот.ру. Вообще в то время преобладали варезные ресурсы, и эти технические специалисты пытались шутить, но шутили они безуспешно.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь в виду блоги, где вместе с варезом вперемешку были шутки?
Д.ХАСАНШИН: Да, шутки, картинки. Они всё время это делали. Они находили какую-то смешную картинку и публиковали ее у себя.
М.СПИРИДОНОВ: При этом корневой историей была...
Д.ХАСАНШИН: Варез.
М.СПИРИДОНОВ: Это, видимо, про то, как менялась публика подобного рода ресурсов. Постепенно стали затребованы те ресурсы, где не было информации про софт, поскольку она неинтересна и часто непонятна публике, которая стала приходить в интернет.
Д.ХАСАНШИН: Абсолютно верно. Тогда очень сильно вырисовывался и набирал оборот nnm.ru (NoNaMe). Вокруг него, можно сказать, строился весь интернет.
М.СПИРИДОНОВ: Я помню, были ресурсы, образованные в холдинг. Это пупсик.ру, персик.ру. Кажется, Фоменко входил в эту историю.
Д.ХАСАНШИН: Кравченко тоже был.
М.СПИРИДОНОВ: Да, и он выглядел магнатом интернета. Где он, кстати?
Д.ХАСАНШИН: Он еще тогда очень резко пропал. Он уехал куда-то из России. Также параллельно была история с Костей Рыковым, но это бы не хотелось обсуждать.
М.СПИРИДОНОВ: Об этом не принято говорить. Костя все еще носит депутатский мандат?
Д.ХАСАНШИН: Вроде да. Кравченко уехал, а Костя Рыков остался.
М.СПИРИДОНОВ: Скажу, что господин Рыков имел достаточно большую подборку развлекательных ресурсов, причем не только такого мягкого характера, как Персик, но и гораздо более жесткого.
Д.ХАСАНШИН: Мне интересно его прошлое. Я даже частично с уважением к нему отношусь. Он в свое время смог этим воспользоваться.
М.СПИРИДОНОВ: Мы не раз в Рунетологии касались этого вопроса. Не будучи ханжами, мы не боимся этого. Подчеркиваю, что многие специалисты вышли из адалт-бизнеса, из порно, причем из разных сторон и разных направлений. В частности, высокие нагрузок.
Д.ХАСАНШИН: До сих пор ставят в пример и разбирают эти случаи.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Там был маркетинг, цепочки. В какой-то момент я читал много форумов на этот счет. Мне была крайне любопытна эта тема. Там сидят мыслящие люди, с острым и ярким умом, люди, владеющие инструментарием. Порой завидуешь. Таких людей бы вытащить на нормальную работу.
Д.ХАСАНШИН: Я раньше на выходных, в свободное от работы время заходил на западные форумы адалт-мастеров, читал об этом, интересовался. Тяжело было понимать их сленг, но как-то получалось.
М.СПИРИДОНОВ: Дизайн там порой прекрасен, интерфейсы продуманы и всё прочее. Я уже не говорю о том, что платежные системы во многом вылезали оттуда же, поскольку нужно было как-то принимать деньги за «взрослый» контент. Интересно то, что сейчас они загибаются. Я перестал за ними следить несколько лет назад.
Д.ХАСАНШИН: Нет, просто обычным маркетологам всё сложнее и сложнее понимать, откуда у них деньги, если нет брендирования, поп-апов.
М.СПИРИДОНОВ: Настолько они мудры стали?
Д.ХАСАНШИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал, что tube – бесплатные видео-хостинги с большим количеством подборки порно, убили отрасль почти наглухо. Нет?
Д.ХАСАНШИН: Убили, но они-то окупаются, приносят прибыль хозяевам.
М.СПИРИДОНОВ: Произошла какая-то рокировка?
Д.ХАСАНШИН: Да, такая же ситуация с лицензионным контентом в России. Правообладателям нужно было дружить с порно-хостингами, которые распространяют контент. Также и здесь.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты как-то нарисовать картинку эволюции развлекательных ресурсов? В какой момент они перестали быть сделанными на коленке? Даже когда их делал как бы магнат Дмитрий Кравченко, они были такими. Кто знает, где он, напишите, пожалуйста, в комментариях. Когда сайты стали проявлять симптомы более серьезного внешнего вида, отношения к работе и становиться чем-то похожими на глянцевые журналы?
Д.ХАСАНШИН: Про ресурсы Фоменко и Персик никто не говорил, потому что они были своего рода кольцами. Заходя туда, пользователь гулял по gif-анимациям, текстам с эротическим уклоном, и об этом было стыдно говорить. Их негде было обсуждать. Потом начали вырисовываться такие развлекательные порталы, которые можно было обсуждать, над которыми можно было смеяться. Это было дико интересно, все старались делиться, сохраняли картинки. Тогда мы думали, грузить 10 или 12 фотографий, потому что это очень сильно сказывалось на загрузке страницы, мы думали над оптимизацией картинок. Всё это было очень тяжело, и мы к этому очень тонко подходили. К нам начала приходить аудитория, потом в нашу сторону начали смотреть СМИ (когда мы начали обгонять их по аудитории). Они все дружно начали кричать. Я ругался с Рыковым, с ЖЖ насчет порно-технологий, хотя они сами применяли их, только в другом виде. Мы смотрели на них, и нам было смешно, когда они воевали за главную страницу в ТОП-100 Рамблер. Там рейтинг строился по заходам на главную страницу. Они рисовали баннеры, вели на главную и обманывали весь Рунет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь ввиду, что трафик гнался с развлекательных и порно-ресурсов на обычные?
Д.ХАСАНШИН: Да, на главную страницу. Какой бы тематики ни был баннер, ссылка вела на главную страницу сайта. Новость было сложно найти, но они гнались за первую строчку в ТОП-100 Рамблера в нужных категориях.
М.СПИРИДОНОВ: И догоняли.
Д.ХАСАНШИН: Да, Дни.ру были очень сильны. Это до сих пор довольно значимый ресурс.
М.СПИРИДОНОВ: Они поднимались. Может быть, не только на этом, но и с этого они тоже получали трафик. Возвратимся к развлекательным ресурсам. Когда они начали меняться? Когда трафик подешевел?
Д.ХАСАНШИН: Я не скажу, что он подешевел. Он с самого начала был дешевым. К нам приходили СМИ.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил о том, что вы решали, сколько фотографий загружать. Они менялись, когда пользователь стал спокойнее относиться к тому, чтобы загрузить в свой бразуер страницу с большим количеством контента?
Д.ХАСАНШИН: Да, когда появился безлимитный интернет, плюс когда мы начали понимать, что это для нас не просто хобби, что это деньги. Мы честно хотели их отрабатывать.
М.СПИРИДОНОВ: Когда пошли реальные деньги?
Д.ХАСАНШИН: В 2005-2006 годах.
М.СПИРИДОНОВ: Какие это были деньги? Какого порядка?
Д.ХАСАНШИН: Я по тем временам зарабатывал раза в 3 больше, чем обычный программист или дизайнер. Я не успевал их тратить. В то время я не отдыхал, не знал, как отдыхать. Я зарабатывал намного больше, чем мог потратить.
М.СПИРИДОНОВ: Грубо говоря, 5-10 тысяч долларов выходило?
Д.ХАСАНШИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Что подвигло тебя продать проект? Устал заниматься им?
Д.ХАСАНШИН: Да, устал. Хоть я понимал, что нужно с ним делать, я не мог кому-то отдать его, посадить какого-то человека всё делать, потому что я бы всё равно делал всё сам. Я не мог отдать продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Продал ты его Independent Media?
Д.ХАСАНШИН: Да, нам пришло предложение. До нас продал ресурс Александр Рыбак РБК. Сумма по тем временам была грандиозной по рынку.
М.СПИРИДОНОВ: Миллион долларов, если не ошибаюсь?
Д.ХАСАНШИН: Около, но я не видел подписанных бумаг о продаже ресурса.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку я примерно в тот момент продавал проект РБК, я в курсе.
Д.ХАСАНШИН: Мемори?
М.СПИРИДОНОВ: Да. Я слышал разговоры в кулуарах.
Д.ХАСАНШИН: Ты продал примерно за те же деньги?
М.СПИРИДОНОВ: Поменьше, но у нас и проект был меньше. Ситуация сложилась так, что нам пришло предложение от Independent. Я на тот момент не хотел продавать ресурс, они просто спросили, готовы ли мы его продать за определенную цену. Мы на эту цену согласились, и я потом ее оправдывал.
Д.ХАСАНШИН: В каком году ты его продал?
М.СПИРИДОНОВ: В конце 2007 года официально состоялась сделка.
Д.ХАСАНШИН: Это самое бурное время.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Еще чуть-чуть, и я не смог бы его продать. Потом никто не продавал развлекательный ресурс.
Д.ХАСАНШИН: Да. В 2005-2007 годы сбрасывались проекты удивительного характера, они выдергивались из рук, как из печи вынимались горячие пирожки.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе Медиамир предлагали купить проект?
Д.ХАСАНШИН: Да, предлагали, но там были очень смешные цены. Они скупили весь развлекательный сегмент.
М.СПИРИДОНОВ: Да, там был Крип, Зиза.
Д.ХАСАНШИН: Да, и другие ресурсы. С десяток, наверное, наберется. Independent Media как раз искал развлекательный ресурс. На тот момент мы были одними из самых близких к чистым, на тот момент не купленным. У нас не было явной эротики, ругательных слов на главной странице.
М.СПИРИДОНОВ: Мы потом еще поговорим по поводу основательной эротики. Разделение с точки зрения практики и бизнеса эротики и порно – это очень любопытная тема. Я хочу оставить это на сладкое. Сейчас хочется понять, на что они надеялись. В частности, на что надеялся Медиамир? Я об этом не спросил Мишу Гуревича, когда он был в гостях. Он занимался координацией всей этой истории. Сегодня эти ресурсы во многом чувствуют себя совсем не так, как могли бы себя чувствовать, учитывая ставки, которые делались на них при покупке. В частности, твой Webpark существует где-то на затворках.
Д.ХАСАНШИН: Он остался таким же, каким я его продавал в 2007 году.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается Фишек и других названных проектов МедиаМира, то они тихо угасают, на мой взгляд. Они никак не развиваются.
Д.ХАСАНШИН: Фишки нет. Нельзя сказать, что они развиваются, но они и не умирают. Они живут, и у них свой интернет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Ты считаешь, что они нашли себя?
Д.ХАСАНШИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: И на сегодня всё еще имеют право на жизнь и перспективы?
Д.ХАСАНШИН: Да, так и есть. Есть проблема в том, что нынешние руководители и маркетологи не понимают, как продавать и пользоваться данным ресурсом.
М.СПИРИДОНОВ: Он продавабельный?
Д.ХАСАНШИН: Да, это всё хорошо работает.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что в таком окружении продавать рекламу, ориентированную на покупки, то есть тизеры или оплату за действие после клика, слишком несерьезно для рекламодателя. Мне кажется, что не будет эффекта. Что касается имиджа, это анти-имидж. Я сознательно формулирую такую категоричную позицию. Если ты видишь ситуацию по-другому, то возрази мне.
Д.ХАСАНШИН: Есть World of Tanks, Танки.Онлайн. Они самостоятельно живут в своем интернете, они живут сами по себе, они рекламируются абсолютно везде, они готовы скупать всё, что угодно, им интересен любой трафик. На западном сайте наших коллег Maxim.com на пре-роллах в видео крутится один из игровых ресурсов, но я не могу сказать, что не бывает ненужного трафика.
М.СПИРИДОНОВ: В развлекательных и не очень серьезных ресурсах можно продвигать такие же развлекательные и родственные проекты, например, игры?
Д.ХАСАНШИН: Да, потому что в играх огромные бюджеты, огромные деньги, огромные прибыли.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, игры+знакомства?
Д.ХАСАНШИН: Я бы так не сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Почему они не цивилизовались?
Д.ХАСАНШИН: Не знаю. Наверное, смысла не было.
М.СПИРИДОНОВ: Есть Фишки.нет, где есть какой-то трафик, есть Webpark со своим трафиком, также есть около 10 подобных ресурсов. Они внешне не поменялись никак, имидж свой не попытались выпрямить, хотя трафик можно было направлять во что-то, более-менее приличное, силами компаний МедиаМир или Independent Media. Можно было докрутить контент, интерфейс, дизайн для чего-то более приличного и привлечь более серьезного и платящего рекламодателя.
Д.ХАСАНШИН: Они не понимают эти площадки, они не живут ими, они не видят в этом смысла. Webpark после продажи очень хорошо поддерживает трафиком Men’s Health, а Men’s Health – это премиум-ресурс, где хорошо, чисто и открыто продается реклама.
М.СПИРИДОНОВ: Зайдя рассмотреть эти проекты снова, я понимаю, что глаз останавливается, и появляется масса вещей, которые заставляют меня зависнуть над ними. Их наличие заставляет меня не заходить туда никогда.
Д.ХАСАНШИН: Смущает?
М.СПИРИДОНОВ: Не смущает, просто я считаю, что это увлекающий в этот момент и эту секунду совершенно бесполезный контент. Потом смертельно жалко время, которое было на это убито.
Д.ХАСАНШИН: Так и есть. Когда я продал ресурс, я на него не заходил. Я не могу объяснить причину, но я не ходил и спокойно жил.
М.СПИРИДОНОВ: Если есть жизнь за пределами посещения подобных ресурсов, слава Богу. Давай вернемся к продуктам, то есть перейдем из режима беседы о смысле жизни развлекательного контента к режиму разговору о конкретном продукте. Поговорим о глянце и Maximonline. Прежде чем говорить об этом, я бы хотел дать небольшую справку.
Справка о компанииЖурнал MAXIM основан в Великобритании в 1995 году и сегодня издается в 18 странах мира. В России Maxim появился в 2002 году, а онлайн-версия журнала – в 2006 году. Сегодня посещаемость Maximonline составляет 2,5 миллиона посетителей в месяц. В редакции работает 12 человек, в их число входит директор проекта, главный редактор, 5 редакторов по разделам, 2 программиста, верстальщица, арт-директор, бренд-менеджер, а также рекламный отдел в составе 4 человек. Основные конкуренты – Playboy, Men's health, Esquire. Финансовые показатели не раскрываются.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты оказался в этом проекте? Ты сам пришел, или тебя позвали?
Д.ХАСАНШИН: Позвали. Меня рекомендовали, потом меня позвал главный редактор Максима Александр Маленков. Я пришел на встречу, мы поговорили минут 30 и поняли, что говорим об одном и том же и хорошо понимаем друг друга. Буквально через день он позвонил мне, спросил, смогу ли я приехать вечером на встречу. Когда я приехал, я оказался в кабинете у Виктора Михайловича Шкулева, и там произошла та же самая беседа. Жан де Витт, который сейчас остро обсуждает интернет, там тоже присутствовал.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи нашим слушателям, кто эти люди.
Д.ХАСАНШИН: Президент и вице-президент компании Hearst Shkulev Media.
М.СПИРИДОНОВ: В холдинг которой входит несколько довольно известных изданий, типа Elle...
Д.ХАСАНШИН: Elle girl, Starhit и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Это глянцевые издания, которые базировались, прежде всего, в печатных версиях. Получается, что Maximonline находится под опекой главного редактора всего Максима.
Д.ХАСАНШИН: Я бы так не сказал. Саше это наконец-то интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде он был на отшибе?
Д.ХАСАНШИН: Редакция журнала и редакция сайта жили раздельно, это были две разные единицы. Меня Виктор Михайлович и Жан де Витт пригласили на своего рода эксперимент, когда Maximonline вывели в самостоятельную единицу, то есть появились свои программисты, свои дизайнеры, своя редакция, но территориально мы сидели с редакцией журнала. Это единственный сайт, который сидит с редакцией журнала.
М.СПИРИДОНОВ: Глядя на сайт, я понимаю, что там очень красивый контент, мало одетых женщин, шикарные фотографии, но я не понимаю, как это может работать с точки зрения бизнеса. Если ты мне скажешь, что у вас всё чудесно и шоколадно, я поверю. Также я могу себе представить, что это придаток печатной версии, то есть промо-версия печатного журнала, которая сама по себе денег особо не приносит, а только их ест. Как на самом деле?
Д.ХАСАНШИН: На самом деле это вполне успешная и самостоятельная бизнес-единица, это не придаток к журналу, как было ранее. Сейчас это большой и самостоятельный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: С твоим приходом произошли какие-то измерения, которые можно измерить в численных показателях?
Д.ХАСАНШИН: Да, но мне трудно сравнивать, потому что я не был в том году в январе. Если сравнивать этот январь с тем январем, то показатели улучшились.
М.СПИРИДОНОВ: По трафику вы выросли?
Д.ХАСАНШИН: По трафику мы растем ежемесячно. Мы выполняем план, который составлен мной. Сегодня был выполнен план февраля по всем показателям. Остался только последний показатель – посещаемость проекта.
М.СПИРИДОНОВ: По посещаемости план выполнен?
Д.ХАСАНШИН: Выполнен. По уникальным пользователям, по продаже рекламу давно выполнен.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас продажи координируешь ты?
Д.ХАСАНШИН: Нет, это делается на уровне издательского дома, интернет-департамента. Мы очень дружим и плотно работаем.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме твоего кураторства версии Максима в онлайне, придается такое же значение кому-то из печатных изданий в их онлайн-версиях из числа изданий холдинга?
Д.ХАСАНШИН: Пока нет. Мы были экспериментом, совершив который руководство подтвердило свою точку зрению, что правильно выводить все онлайн-версии в самостоятельные бизнес-единицы и держать их рядом с офлайновыми журналами, чтобы они работали в одной команде. Сейчас такое же внимание будет уделяться и другим изданиям. Посмотрим, что получится.
М.СПИРИДОНОВ: Навскидку кажется, что это немного поздновато. Вроде давно интернет стал очевидной реальностью.
Д.ХАСАНШИН: Нет смысла спешить. При тех объемах, которые зарабатывает издательский дом на офлайне, нет смысла спешить.
М.СПИРИДОНОВ: Офлайн-цифры ты раскрывать не можешь. Может, ты не все знаешь. В целом, офлайн растет, растут продажи рекламы в печатных изданиях?
Д.ХАСАНШИН: Я не знаю. Я могу только сказать, что у нас нет паники, нет кризиса.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по тому, что они не торопятся в онлайн, там всё в порядке.
Д.ХАСАНШИН: Да, иначе бы все паниковали.
М.СПИРИДОНОВ: Политика партии не озвучивается? Не говорят, что пора собираться в онлайн всерьез, или это эксперимент?
Д.ХАСАНШИН: Эксперимент был не в этом. Есть большие планы, они говорят, что будут работать в онлайне, просто они не спешат.
М.СПИРИДОНОВ: Не озвучивает ли руководство холдинга далекостоящие цели на 3-5-7 лет? Где будут издания холдинга?
Д.ХАСАНШИН: В топе.
М.СПИРИДОНОВ: То, что они надеются на это, понятно. Где они будут находиться с точки зрения среды? Это будет печатная продукция, это будут планшеты, десктопные версии журнала или еще что-то?
Д.ХАСАНШИН: Я вижу, что будет интеграция. Я не вижу в ближайшем будущем, что не станет печатного Максима. Он останется, просто будет более плотная интеграция. Может, будет разделение, пересечение контента. Планшеты – это среднее звено, это самостоятельный интернет, который является связью бумаги и онлайна.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько перспективна идея глянцевых журналов в планшетах, в частности Maximonline, как тебе кажется?
Д.ХАСАНШИН: Полная копия журнала неперспективна и неинтересна. На данный момент есть реализация через сервис, куда мы просто выгружаем принтовую версию в формате pdf. Это просто, чтобы было.
М.СПИРИДОНОВ: Там не хватает размера?
Д.ХАСАНШИН: Да, мы очень мучаемся с разворотами, увеличениями.
М.СПИРИДОНОВ: Всерьез специальной версией вы не занимаетесь?
Д.ХАСАНШИН: Делаем. Мы идем сразу по нескольким направлениям. В ближайшее время мы ее покажем. Просто некоторые технологии делаются самостоятельными предпринимателями, самостоятельными стартапами, и мы не видим ничего зазорного в том, чтобы в партнерстве с ними выйти на рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Вы ее еще не выпустили на рынок, а находитесь в процессе создания?
Д.ХАСАНШИН: Мы тестируем ее. Я вижу ее на своем iPad, iPhone, но на рынке в общем доступе ее еще нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В Maximonline интересуются, прежде всего, девушками?
Д.ХАСАНШИН: Я бы так не сказал. Это то же самое, что и развлекательные ресурсы. Покупают по обложке, но читают весь журнал. В 90% контента нет девушек. Там юмор и другой развлекательный материал. Люди читают, любят, поправляют, корректируют, присылают жалобы.
М.СПИРИДОНОВ: Есть тема, которую мы обсуждали с редакцией, касаясь вечного вопроса, где эротика, а где порно, и где поставить грань. У вас обнаженные девушки, но я понимаю, что есть табу на показ сосков и совсем интимных частей тела. Всё остальное показывается в разных вариантах. Мы подумали, зачем останавливаться. Это из цензурных или эстетических соображений?
Д.ХАСАНШИН: И то, и другое. Я уверен, что никто не считает, что если бы не замазывались соски и прочие места, то это бы стало порнографией. Скорее всего, это эстетика и моральные принципы.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем массовой публике смотреть на девушек в Maximonline, если можно пойти на те же самые порно-tube и там увидеть всё, без всяких замазываний, в разных вариациях, с участием множества персон?
Д.ХАСАНШИН: Она их смотрит, просто там свои звезды, у нас свои звезды. Наших смело показывают по телевизору, а Сашу Грей, например, показывают по телевизору только с паспортом в руках. Это немного разные звезды, и они друг другу не противоречат.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде всего, это разные модели потребления, разные состояния души потребителя.
Д.ХАСАНШИН: Согласен. Кому-то не хватает того, что девица показывает во время клипа, и он ищет что-то более интересное.
М.СПИРИДОНОВ: В условиях, когда раздетых и предельно раздетых женщин множество, люди стали искать одетых женщин?
Д.ХАСАНШИН: Это эстетика.
М.СПИРИДОНОВ: Мы коснулись еще одного момента. Женщины, поданные эстетично, стоят довольно дорого. Не то, чтобы их приходится покупать, просто нужно обеспечить эту эстетику. Это и дорогие фотографы, и декорации, и свет, и костюмы, и визаж. Для того чтобы привлечь девушку, нужно заплатить ей гонорар. Чем интереснее она потенциальной публике, ищущей одетых женщин, тем дороже будет стоить ее участие. Это всё стоит дорого, и в онлайн-версии это не окупается, верно? Это работает в комплексе с печаткой?
Д.ХАСАНШИН: Оно окупается на уровне журнала. Это заслуга журнала, Александра Маленкова и всей команды журнала Максим. Мы даем вторую жизнь этим материалам. Они были использованы, отработаны, далее мы используем их снова и приносим дополнительную прибыль.
М.СПИРИДОНОВ: По нашим данным, на сегодня 2,5 миллиона человек в месяц посещают проект. Это уникальные пользователи?
Д.ХАСАНШИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек заходит в день?
Д.ХАСАНШИН: От 100 до 150 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Высок процент постоянных посетителей?
Д.ХАСАНШИН: Примерно половина – это постоянные пользователи.
М.СПИРИДОНОВ: Каков объем обновлений?
Д.ХАСАНШИН: У нас 4 видео в месяц, мы добавляем по одному видео в неделю, там одна девушка с обложки, плюс внутренний материал. Также у нас есть пара видео с различными звездами. Видео – это наш уникальный контент, который нельзя использовать в офлайне. Это является вторичным продуктом от фотосессий, которые полностью готовит журнал. В день выходит около 5 новых материалов, плюс одна запись в блоге.
М.СПИРИДОНОВ: Это материалы не новостного характера, это статьи?
Д.ХАСАНШИН: У нас был эксперимент с новостями. Когда пришел я, со мной согласился работать Алексей Караулов. В итоге, мы решили отказаться от новостей. Раз мы не делаем это лучше других, то мы не будем этим заниматься. Мы лучше снимаем девушек, звезд, мы берем интервью. Когда мы пишем новости, это получается хуже, чем у 50% новостных СМИ на рынке, поэтому нет смысла этим заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы позиционируете место проекта среди других онлайн-ресурсов? Для кого и про что Maximonline?
Д.ХАСАНШИН: Для мужчин, не про гламур, не про спорт. Это когда человек следит за своей внешностью, смотрит футбол перед телевизором с пивом, но не принимает в этом активного участия, курит и при этом ходит в спортзал или бегает.
М.СПИРИДОНОВ: Для меня есть две большие разницы в развлекательных ресурсах любительского толка, как Фишки, Webpark и многие другие, и профессиональных изданиях, которые делают хороший продукт в онлайне, как Maximonline, Elle и другие. Хороший вариант глянца, родившегося в интернете – издания группы LookatMe. Это интересные находки, свои решения, синтез приемов, найденных в печатке, перенесенных в онлайн и грамотно адаптированных, и чистых онлайн-приемов. Есть ли сегодня грань между любительской историей и профессиональной журналистикой? Можно ли сказать, что UGC побежден, и надежды на то, что весь контент в интернете будут делать пользователи, а не профессионалы, нет, и дальше, как и раньше, издания будут развиваться за счет профессиональных журналистов, тексты будут писать профессионалы, снимать видео будут профессионалы? Или вес UGC, вес любительских ресурсов будет высок?
Д.ХАСАНШИН: Не будет высок. Чем больше UGC в интернете, тем больше контента от нас. Профессиональный контент всегда будет ценен. UGC никогда не станет профессиональным.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь, что Фишки не умирают. Умрут они под вашим давлением? По идее, должны, потому что это одна модель потребления, это прокрастинация, это способ убить время.
Д.ХАСАНШИН: Надо обговорить промежуток времени. Через 5 лет Фишки точно умрут. Через 2 года они, наверное, будут существовать.
М.СПИРИДОНОВ: Умрут, если не смогут профессионализироваться?
Д.ХАСАНШИН: Они не будут профессионализироваться. Единственный, кто пытается как-то развиваться – это ЯПлакалъ. Это наши хорошие друзья с самого начала. Они пытаются развиваться, они работают с рекламными агентствами, выпускают спецпроекты. Это пример развлекательного ресурса, который старается идти в ногу со временем. Они работают, как только могут.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что девиз нашего времени для подобных ресурсов «Профессионализируйся, либо умри»?
Д.ХАСАНШИН: Да, так и есть.
М.СПИРИДОНОВ: На 100% это так? Есть маргинальный юмор и маргинальный контент, который никогда не будут позволять себе профессиональные издания, хотя, наверное, не стоит говорить «никогда».
Д.ХАСАНШИН: Использовать слово «мем» начали пару лет назад, и было стыдно говорить или обсуждать это. То же самое с Trollface. Сейчас у нас есть рубрика «Мемы недели», куда мы собираем выстрелившие за неделю истории. В большинстве своем это истории социальных сетей.
М.СПИРИДОНОВ: Слушая тебя, я понимаю, что аудитория, более требовательная, с большим эстетическим порогом восприятия, мигрирует на сайты типа вашего, где всё красивее как с точки зрения языка, так и с точки зрения изображения, видео. Аудитория с меньшими потребностями, с более низкой планкой мигрируют в профессиональные, но «желтые» издания, типа Life News.
Д.ХАСАНШИН: Вы говорите такими словами и терминами, которые я боялся употреблять. Так и есть. Я подписан на Твиттер Экспресс-газеты, мне интересно читать заголовки, меня это забавляет, и это пользуется популярностью, люди ходят, читают и смотрят.
М.СПИРИДОНОВ: Да, этим всегда будут пользоваться в рамках любительского ресурса, либо в рамках профессионального, циничного заработка на интересе к трэшу.
Д.ХАСАНШИН: Уровень трэша тоже растет. Что было трэшем полгода назад, сейчас люди воспринимают легче. Люди становятся жестче. Их уже не пробрать тем юмором, который был раньше. Когда мы в 2005 году опубликовали «Удав съедает кенгуру», это была жесть. Мы не знали, что мы получим, и через что мы идем. Сейчас на это никто не реагирует, сейчас показывают, как его достают оттуда, разрезают, и люди на это нормально реагируют. Тогда мы боялись, это было гранью.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Добавим пару слов о монетизации проекта. Вы зарабатываете на продаже баннеров?
Д.ХАСАНШИН: Только на рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: На спецпроектах?
Д.ХАСАНШИН: Да. У нас есть два направления. Спецпроекты у нас работают со всем департаментом. У нас бывают кросс-проекты, проекты между различными площадками, а также в кооперации со сторонними ресурсами.
М.СПИРИДОНОВ: Спецпроект – это, по сути, мини-сайт, который продвигает рекламодателя, используя родство с материнским брендом Maximonline.
Д.ХАСАНШИН: Там могут использоваться технологии, которых у нас нет. Мы не вводим их, потому что это может негативно отразиться на нашем ядре. В случае со спецпроектом это эксперимент, креатив. Мне очень нравятся наши спецпроекты. Когда я пришел в Максим, я гордился некоторыми проектами. Я давал ссылки, но меня не понимали. Это другой мир, это другое качество. Мне очень жалко, что большинство из них умирают через какой-то период.
М.СПИРИДОНОВ: Предполагаются еще какие-то пути монетизации проекта? Есть сильный бренд «Максим», его можно продвигать. В качестве одного из путей диверсификации денежных потоков печатные издания используют офлайн-мероприятия. Если создан модный бренд, то вокруг этого можно в офлайне крутить, и это тоже способ.
Д.ХАСАНШИН: Вы назвали модель Maxim.com, он занимается этим довольно успешно. В прошлом году они провели около 70 крупных мероприятий под брендом «Максим».
М.СПИРИДОНОВ: Российский Максим этого не делает?
Д.ХАСАНШИН: У нас нет собственного event-агентства или людей, которые занимаются event. Maximonline не будет этим заниматься, потому что у нас нет таких ресурсов.
М.СПИРИДОНОВ: Будут ли другие способы монетизации? Вдруг до нас дошли слухи, что вы якобы собираетесь строить дейтинговый сервис.
Д.ХАСАНШИН: Нет. Мы пробовали. Когда я пришел, было небольшое партнерство с одним из сайтов знакомств, который отличается от Мамбы и loveplanet. Мы провели эксперимент, но это не подошло нам по духу, потому что Максим не про то. Нам это неинтересно.
М.СПИРИДОНОВ: Максим – это журнал для мужчин?
Д.ХАСАНШИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Для мужчин с претензией, то есть мужчин, ценящих себя и знающих себе цену. Есть понятие «Мужской интернет»? Если есть, то что можно в него облечь?
Д.ХАСАНШИН: Мужской интернет – это большая часть интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Этот мир мужской. Так говорят женщины в расстройстве.
Д.ХАСАНШИН: Женщины умнее, потому что они молчат, когда не видят смысла вступать в диалог. Я приведу пример по сторонней площадке, которая не имеет отношение ни ко мне, ни к конкурентам. В прошлом году я был на YouTube Partner, где нам рассказывали, что демография YouTube – 50:50 по зарегистрированным аккаунтам. 80% активности проявляют мужчины. YouTube очень просил приходить и создавать женские каналы, чтобы женщины как-то себя проявляли. То же самое в социальных сетях. Я недавно узнал, что моя сестренка, которая младше меня на 5 лет, является модератором группы во Вокнтакте «Дочки-сыночки». У этой группы больше 100 тысяч подписчиков. Там свой интернет, и я об этом узнал совершенно случайно.
М.СПИРИДОНОВ: Как складываются отношения профессионального глянца и социальных сетей?
Д.ХАСАНШИН: Это совсем другая аудитория. Мы можем сравнивать офлайн и онлайн и искать какое-то пересечение аудитории, в соцсетях то же самое. Это не аудитория сайта больше, чем на 50%. Когда мы пишем какой-то юмор, нас многие из соцсетей не понимают. Мы пишем «Владимир Анатольевич Путин» в соцсетях, идет ссылка на что-то политическое с юмором, приходят люди из соцсетей, регистрируются и пишут в комментариях, что правильно «Владимир Владимирович Путин». Есть непонятная грань.
М.СПИРИДОНОВ: Пока вы не нашли, как работать с социальными сетями?
Д.ХАСАНШИН: Нет, мы довольно успешно с ними работаем. В нашей группе во Вконтакте 50 тысяч подписчиков, в Facebook – около 14 тысяч подписчиков. Мы очень хорошо с ними работаем, просто это другие методы работы, другое общение. Это на шаг дальше от журнала.
М.СПИРИДОНОВ: Это плохо или хорошо?
Д.ХАСАНШИН: Хорошо, это другая аудитория, это больший охват.
М.СПИРИДОНОВ: По сути дела, социальные сети сегодня могут стать донором контентных ресурсов, причем вполне эффективным. Для вас также?
Д.ХАСАНШИН: Нет, это не донор для нас, это совершенно незначимый процент.
М.СПИРИДОНОВ: К вам больше приходят из закладок и поисковиков?
Д.ХАСАНШИН: Да. Первый топ поисковых запросов – Максим журнал, Максим сайт и прочие. Поисковики составляют огромную долю.
М.СПИРИДОНОВ: Завершая основную часть программы, вернусь к вопросу, который я уже поднимал. Что перспективнее в интернете – порно или эротика? Казалось бы, порно. Если идти до конца, то идти. Эротика – это потакание инстинктам, в частности инстинкту размножения. Более эффективное потакание присутствует в порно.
Д.ХАСАНШИН: Я разочаруюсь в обществе, если победит порно. Это ненормально. Я надеюсь, что всё остановится на эротике, и эта грань сохранится.
М.СПИРИДОНОВ: Рамки приличия, потому что порно отвоевало значительную часть.
Д.ХАСАНШИН: Это не только рамки приличия, но и внутреннее восприятие. Грань между эротикой и порно должна передаваться из поколения в поколение. Это относится не только к изображениям и видеоматериалам, но и к текстам, одежде. Эта же грань присутствует во всем в жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к предпоследней рубрике нашей программе. Это рубрика «Бизнес-цитата», в которой мы зачитываем интересные мысли знаменитых людей и предлагаем дать комментарий нашему гостю. Предварительно я предлагаю на выбор людей. Сегодня у тебя есть возможность выбрать цитату Павла Дурова, со-основателя Вконтакте, Сергея Брина, со-основателя Google или Марка Цукерберга, со-основателя Facebook. Кто тебе интересен?
Д.ХАСАНШИН: Павел Дуров.
М.СПИРИДОНОВ: Павел Дуров однажды сказал: «С точки зрения биохимии, алкоголь и никотин — такие же наркотики, как кокаин и марихуана. Меня не прельщают рекламные бюджеты наркоторговцев, которые разрушают разум и подрывают здоровье россиян». Что скажешь?
Д.ХАСАНШИН: Он молодец, что так считает. Я приведу себя в пример. Я самостоятельно бросил курить полтора года назад, просто поняв, что я могу без этого обходиться.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что хорошо, что у них есть рекламные бюджеты в интернете?
Д.ХАСАНШИН: Нет, нехорошо. Это его точка зрения, но я не согласен с тем, что это распространяется на интернет в целом.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, давай закроем рубрику на этом. Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Egor Danilov (по всей видимости, это экс-Product Director в ivi.ru) спрашивает: «Сколько денег приносит maximonline.ru в месяц?».
Д.ХАСАНШИН: Много.
М.СПИРИДОНОВ: Это миллионы или десятки миллионов рублей?
Д.ХАСАНШИН: Не скажу.
М.СПИРИДОНОВ: Задам еще один вопрос от него. Кто является еще конкурентом именно в онлайне, с твоей точки зрения?
Д.ХАСАНШИН: Конкурентов нет. Мы сравниваем себя со Спортбоксом, Спортс.ру, но мы не конкуренты.
М.СПИРИДОНОВ: Men’s Health?
Д.ХАСАНШИН: Они маленькие, они слишком много про спорт говорят.
М.СПИРИДОНОВ: Егор спрашивает: «Расскажи про мобильники. Какую долю они занимают?».
Д.ХАСАНШИН: 10%, причем людям не нужна мобильная версия, и только 1% пользуется мобильной версией. Остальным интересен сайт в полном виде.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что надо быть не только эротоманом, но и мазохистом, чтобы смотреть со смартфона картинки девушек.
Д.ХАСАНШИН: Я тоже не понимаю, почему так. У нас есть мобильная версия, и она довольно аккуратная.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что это троллинг, но всё-таки озвучу. Герман Клименко спрашивает: «Даниль, вот как ты считаешь, кто круче, ты или Егорка?» (видимо, вопрос про Егора Данилина).
Д.ХАСАНШИН: Я опытнее, он мой младший брат.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам более серьезный вопрос от AlexKuksa.
Д.ХАСАНШИН: Это мой партнер по Вебпарку.
М.СПИРИДОНОВ: Знакомые лица. Он спрашивает: «Каким личным достижением вы особенно гордитесь?».
Д.ХАСАНШИН: Тем, что смог женить на себе жену.
М.СПИРИДОНОВ: Давно женаты?
Д.ХАСАНШИН: 5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо через 5 лет гордиться таким достижением. Это здорово. Вопрос от него же. Что лучше для сайта Максимонлайн – адаптивный дизайн или отдельно мобильная и планшетная версия? Этот вопрос многие себе задают.
Д.ХАСАНШИН: Я не знаю, почему пользователи не пользуются мобильной версией. Нам придется идти к адаптивной версии.
М.СПИРИДОНОВ: Какие мысли по монетизации мобильного трафика? Вы его сейчас как-то монетизируете?
Д.ХАСАНШИН: Абсолютно никак.
М.СПИРИДОНОВ: Проблема Марка Цукерберга вас тоже беспокоит.
Д.ХАСАНШИН: Нет, слишком мала аудитория, слишком мала возможная прибыль по сравнению с тем, что у нас сейчас работает. Мы на этот счет не беспокоимся.
М.СПИРИДОНОВ: Ефимов Дмитрий спрашивает: «Насколько близка аудитория Космополитен к аудитории журнала Максим по уровню интеллектуального развития?». Отличаются ли женщины от мужчин?
Д.ХАСАНШИН: Мы очень любим девушек, которые читают Космополитен. Они умнее нас.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вы считаете, можно ли говорить о существовании интернета «для мужчин» и интернета «для женщин»?
Д.ХАСАНШИН: Он пересекается, просто женщинам где-то комфортнее. Герман Клименко создал новую метрику «МедиаМетрикс», это рейтинг на основе переходов из соцсетей. Я попросил его создать срез по категории «Дом и семья», чтобы посмотреть, что читают женщины. Он сделал, и мы увидели, что ТОП-30 – это рецепты. Об этом думают и говорят женщины.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что интернет – унисекс, но есть сегменты женского и мужского интернета. Действительно, кулинария и рукоделие – женский сегмент, а девушки и спортивные темы – это мужской сегмент.
Д.ХАСАНШИН: Да, очень понятна демография. На новостных ресурсах больше проявляют активность мужчины, нежели женщины. Скорее всего, женщины в этом плане немного умнее.
М.СПИРИДОНОВ: Вячеслав Квирикашвили спрашивает: «Даниль, какие перспективы ты видишь для развития этого ресурса?».
Д.ХАСАНШИН: Перспективы огромные. Поскольку мы лидеры, нам нужно удерживать первенство и увеличивать охват аудитории в Рунете.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты полагаешь, надолго ты в нем?
Д.ХАСАНШИН: Я не знаю компанию, в которую я бы ушел. Я ощущаю себя на том месте, к которому стремился последние 5-7 лет. Мне здесь всё нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Наша беседа закончилась. Время истекло, и вопросы исчерпаны. Думаю, получился неформальный, весенний выпуск. Надеюсь, было забавно и нескучно. Даниль, спасибо тебе за время. Если есть, что сказать в финале, то говори.
Д.ХАСАНШИН: Спасибо большое вашей передаче и спасибо всем тем, кто дослушал до этого момента.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был директор проекта Maximonline Даниль Хасаншин.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.