М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 1 апреля 2013 года. Это 193-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – компания Cdnvideo – ведущий оператор собственной сети доставки контента. Сервис позволяет владельцам интернет-ресурсов сосредоточиться на их основном бизнесе – производстве и монетизации контента, отдав процесс его распространения по сети на аутсорсинг. Используя сеть CDN, вы сможете показывать видео на своих сайтах быстро, качественно и без каких-либо капитальных вложений.
12 апреля в нашем центре онлайн-образования «Нетология» стартует новый курс по электронной коммерции «Руководитель интернет-магазина: сайт, склад, логистика, маркетинг».
Онлайн-курс разработан для владельцев и менеджеров интернет-магазинов, желающих повысить прибыльность своих проектов, качественно улучшить бизнес-процессы, а также настроить эффективный внешний и внутренний маркетинг компании.
Вы получите комплексные знания в сфере электронной коммерции от руководителей и менеджеров ведущих интернет-магазинов, отработаете практические навыки в предлагаемых для решения задачах, получите индивидуальную обратную связь по вашим проектам. Спешите зарегистрироваться на сайте netology.ru!
С первых дней появления Интернета в сеть мощным потоком начали вливаться энтузиасты. Они естественный драйвер любого нового процесса или явления. По сути, энтузиасты и строили веб таким, каким мы его знаем теперь. Они часто не были профессионалами того дела, которое брались вести в Сети или адаптировать для онлайна. Недостаток знаний они восполняли желанием и энергией. Во многом именно энтузиасты правили бал в Интернете конца 90-х – начала 2000-х. В последнее время, как мне кажется, происходит своего рода усушка и утряска. Те из энтузиастов, кто смог профессионализироваться, выросли и стали заметны. Те же, кто остался просто энтузиастом, попали под молох беспощадного «естественного отбора», проиграли конкуренцию за пользователя, затихли или вовсе исчезли из поля зрения. Это касается любой отрасли. Можно взять технологичные проекты, проекты сугубо контентного проекта.
Очень показательную в этом смысле эволюцию прошли блоги. Лучшие из спонтанно возникших экспериментов в журналистике, особенно на Западе, сегодня сопоставимы по влиятельности и авторитету с известными, профессиональными медиа-брендами из офлайна. Можно вспомнить TechCrunch и иже с ним.
Именно о контенте, его жизни и эволюции в Сети будем говорить сегодня. У нас в гостях со-основатель и главный редактор Smashing Magazine Виталий Фридман. Виталий, приветствую!
В.ФРИДМАН: Приветствую, Максим. Спасибо за приглашение!
М.СПИРИДОНОВ: Не за что. Спасибо, что пришел. Smashing Magazine – англоязычный ресурс, и не все слушатели Рунетологии могут его знать. Можешь в двух словах рассказать о проекте? Начни с цифр. Цифры – это штука суровая и понятная.
В.ФРИДМАН: Smashing Magazine – это журнал для дизайнеров и разработчиков, которые когда-либо сталкивались с созданием веб-сайтов. Мы появились в сентябре 2006 года. Тогда всё началось просто и сумбурно. Мы просто решили создать что-то интересное и новое. С течением времени мы обнаружили, что статьи, которые мы публиковали на сайте, оказались интересны многим людям. Сейчас у нас 10-11 миллионов посетителей в месяц. В основном, это люди из Америки, Канады, Европы, прежде всего, Великобритании и Германии.
М.СПИРИДОНОВ: Ты занимаешься этим проектом full-time, и это твой единственный проект?
В.ФРИДМАН: Сейчас это мой основной проект. В 2006 году это был маленький проект, которым я занимался в свободное от работы время.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь вставим твое досье. До этого скажу, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru.
ДосьеВиталий Фридман родился 8 февраля 1985 года в Минске. В 1999 году окончил университет Saarbruecken, факультет программирования и математики. До 2005 года работал фрилансером. В 2006 году стал со-основателем Smashing magazine. Живет и работает во Фрайбурге, Германия.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты оказался в Германии?
В.ФРИДМАН: В Германии я оказался более-менее случайно. Мой отец – физик, и мы переехали из Минска в Германию в 1999 году. Какое-то время я пытался найти что-то, что делало бы мою жизнь не такой скучной. Вначале я не знал людей, не знал языка, и мне было очень сложно. Так я начал заниматься делами, связанными с вебом.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе было 14?
В.ФРИДМАН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не говорил по-немецки?
В.ФРИДМАН: По-немецки я не знал ни одного слова.
М.СПИРИДОНОВ: Каково тебе было?
В.ФРИДМАН: Это было очень сложно и неприятно. Я чувствовал себя беспомощным. Именно это чувство беспомощности выводило меня из себя, я должен был что-то сделать.
М.СПИРИДОНОВ: И что ты сделал?
В.ФРИДМАН: Я пытался выучить язык, как можно быстрее. В школе я пытался быть лучше, чем все остальные, хотя это давалось очень сложно. Было время, когда я наизусть учил биологию и физику, чтобы сдать экзамены.
М.СПИРИДОНОВ: Ты учился в немецкой школе на немецком языке?
В.ФРИДМАН: Да, в немецкой школе на немецком языке.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, в первые недели или даже месяцы ты вообще ничего не понимал, да?
В.ФРИДМАН: Это было очень весело, оригинально и необычно.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро ты заговорил и начал чувствовать себя полноценным членом общества?
В.ФРИДМАН: Мне понадобилось довольно много времени. Я думал, что это будет происходить быстрее. Изначально я думал пойти на курсы немецкого, но до этого не дошли руки, так как я учился в школе, и времени на это уже не было. Я думаю, что где-то через год-полтора я начал хорошо понимать, что происходит вокруг, через полтора-два года после приезда я начал спокойно говорить.
М.СПИРИДОНОВ: В этом возрасте обычно за ребенка всё решают родители, или ты всё сам решал?
В.ФРИДМАН: Я оказался в ситуации, когда мне пришлось делать что-то самому. Родители пытались мне помочь, но когда я находился в школе, мне нужно было брать ответственность в свои руки.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, они тоже были заняты своей интеграцией.
В.ФРИДМАН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Родители остались в Германии и чувствуют себя более-менее комфортно?
В.ФРИДМАН: Да, родители до сих пор живут в Германии, только я живу во Фрайбурге, а они живут в Саарбрюккене. Когда мы организовали фирму, я переехал.
М.СПИРИДОНОВ: Какое было впечатление от перехода от белорусской образовательной системы к немецкой?
В.ФРИДМАН: Смутное. Когда я учился в Минске, всё было упорядочено. Я прекрасно помню, как учительница английского языка в Минске говорила, что у меня отличный английский, а когда я переехал в Германию, учительница в Германии сказала, что у меня ужасный английский, который никуда не годится. Это меня немного смутило. В целом, мне показалось, что система в Германии проще. У меня не было проблем в учебе в школе и университете.
М.СПИРИДОНОВ: Ты учился в Realschule?
В.ФРИДМАН: Я учился сначала в Realschule, а потом в гимназии.
М.СПИРИДОНОВ: Поясню для наших слушателей, что Realschule и гимназии – это повышенные ступени образования. После начальной школы потоки детей расходятся. Тот, кто имеет претензии на получение высшего образования, кто хочет чего-то добиться в жизни, идет в Realschule или гимназии. Жизнерадостный рабочий класс отправляется в Hauptschule, туда идет около 80% населения. Как ты оказался в Realschule? По идее, ты должен был получить какой-то проходной балл.
В.ФРИДМАН: В Realschule я оказался по случайности. Я не хотел идти в Hauptschule. Директор Realschule, в которую я хотел попасть, имел контакты и связи в Минске. Я с ним встретился, он меня взял, и я ему очень признателен за это.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, от этого у тебя было более интенсивное образование. Обе мои дочки живут и учатся в Германии. Моя дочка выла, когда она перешла из Grundschule в первый класс гимназии. Это был мощнейший скачок требований и объема материалов. В Hauptschule остались прежние требования, спокойный подход к детям, чтобы не перегружать их.
В.ФРИДМАН: Да, верно, но когда я учился в математико-физическом лицее в Минске, было гораздо сложнее. По крайней мере, сейчас мне так кажется. В этом плане у меня не было проблем.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, ты закончил Abitur, то есть подготовился к высшему образованию и пошел учиться дальше.
В.ФРИДМАН: Да, именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Какая у тебя специальность?
В.ФРИДМАН: Я изучал информатику и математику в Saarbruecken.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько я знаю, тебя не очень тронули сугубо технические дисциплины, и ты изначально склонялся к дизайну.
В.ФРИДМАН: Сложно сказать, потому что когда я пошел на информатику, я думал, что я буду ужасно крутым PHP-developer. С течением времени я обнаружил, что так четко и хорошо программировать я не умею. По крайней мере, так, чтобы код был красивым, и всё работало быстро и шустро. У меня это не получалось. Через какое-то время я понял, что у меня есть склонность к веб-программированию в целом, к разным вещам, которые являются частью веба. Потом я пришел к веб-дизайну, хотя свою первую страничку я сделал еще в 1998 году в Минске.
М.СПИРИДОНОВ: Нарисовал и спрограммировал?
В.ФРИДМАН: Да, но я бы не хотел, чтобы ее видели сегодня.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Окончив институт, ты работал как программист или дизайнер?
В.ФРИДМАН: Сложно сказать. Я начал работать фрилансером еще во время университета. У меня было довольно много проектов в самом университете, были небольшие проекты вне университета. Я работал и как дизайнер, и как программист. Особо много программировать было не нужно. Это были CSS, HTML, JavaScript. Для меня это не было проблемой уже тогда.
М.СПИРИДОНОВ: Так мягко и постепенно ты пришел к фиксации собственных размышлений в блоге, который и стал называться Smashing magazine.
В.ФРИДМАН: Всё было немного сложнее. Я начал писать статьи о вебе давно. Моя первая статься вышла в 1997-1998 годах в «Компьютерных вестях» в Минске. Когда я приехал в Германию, я хотел писать. У меня всегда была эта жилка. Я писал в «Русской Германии» и еще паре изданий. Потом я начал писать на немецком, тогда я писал для Доктор Веб. Потом я стал писать на английском. Сначала я писал в своем блоге, потом выработался контакт с главным редактором Доктор Веб. Его идеей было создать журнал о веб-дизайне на английском языке.
М.СПИРИДОНОВ: Его идея, и твое исполнение?
В.ФРИДМАН: Сначала мы всё делали вместе, то есть мы вместе писали и выпускали статьи. Сейчас всё разделилось. Он занимается финансовыми делами, стратегической работой, а я пихаю буквы туда-сюда.
М.СПИРИДОНОВ: Он всё еще твой партнер?
В.ФРИДМАН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент ты определился в языковом направлении? Когда у человека есть несколько языков, он в какой-то момент делает выбор или не делает его. Кто-то пишет на обоих языках, кто-то пишет либо на родном, либо на иностранном языке. Например, на родном языке пишет Макс Крайнов – известный бизнес-блоггер, рассказывающий о том, как он ведет дела, при том, что зачастую у него контакты не с русскоязычным пространством. Также есть Алекс Москалюк из Facebook, который пишет на родном языке, и возможно, он пишет еще на английском. Я знаю, что многие наши соотечественники пишут на немецком. Ты выбрал английский язык. Чем продиктован твой выбор? Просто аудиторией?
В.ФРИДМАН: В моем случае выбора не было. Я начал писать на немецком языке, потом у нас появилась идея писать на английском. Какое-то время я писал на обоих языках, но потом я заметил, что Smashing magazine занимает очень много времени. Сначала это был небольшой проект, которым я занимался на кухне у своих родителей или в столовой в университете, когда готовился к экзаменам. Тогда я писал на разных языках. На русском я довольно быстро перестал писать, потому что мне важно развиваться в каком-то направлении. Я часто пытаюсь брать вещи, которые я не знаю, и добиться чего-то в этой области. Также я довольно быстро отошел от немецкого.
М.СПИРИДОНОВ: При этом и русский, и немецкий остались активными языками общения?
В.ФРИДМАН: На русском я общаюсь довольно редко. На немецком я тоже общаюсь довольно редко. Всё общение в офисе и Скайпе происходит на английском.
М.СПИРИДОНОВ: Твоя команда распределена, то есть она находится не только в офисе, но и за его пределами?
В.ФРИДМАН: У нас много людей, которые не говорят на немецком, хотя живут в Германии, поэтому мы предпочитаем общаться на английском.
М.СПИРИДОНОВ: Все, имея возможность общаться на немецком языке, даже кулуарно общаются на английском?
В.ФРИДМАН: Не все, но многие.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Думаю, что здесь будет уместна справка о компании.
Справка о компанииSmashing Magazine основан Виталием Фридманом и Свеном Леннарцем в 2006 году. Штаб-квартира расположена в городе Фрайбург, Германия. В редакции работает 23 человека из разных стран мира, включая Малайзию, Бразилию, Канаду, Словению, США, Казахстан, Беларусь и Германию. Всего за годы существования Smashing Magazine опубликовано свыше 1600 статей, многие из которых стали заметным явлением в мире веб-дизайна и разработки и впоследствии были включены в сборники лучших статей, изданных на бумажных носителях. В месяц Smashing Magazine генерирует 10-11 миллионов просмотров, основной заработок получает за счет рекламы и продаж в интернет-магазине Smashing Magazine Shop.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент стало ощутимо, что это может стать не просто занятием на кухне родителей, а чем-то большим?
В.ФРИДМАН: Сложно сказать. Дату я не помню, но я помню статью, которая многое изменила. Я ее написал за несколько дней до Нового года. В ней не было ничего особенного, просто несколько интересных ссылок со скриншотами. Я помню, как она прошлась везде, она принесла очень много трафика. Люди заметили блог, и это был большой скачок. В тот момент я еще толком не знал, принесет ли это какие-то деньги. Мы просто увидели, что есть трафик. Тогда мы начали задумываться о том, как мы будем финансировать всё это дело. Трафик в то время был довольно дорогим. Сначала мы начали с Google.Adsense, потом мы начали предлагать AdSpot. Тогда мы начали задумываться, куда это всё идет. У нас каждая статья должна иметь какой-то смысл, и это всегда было нашим фокусом. Когда мы разговариваем с авторами, мы всегда говорим о Substence, статья должна что-то давать. После прочтения статьи читатель должен узнать что-то новое для себя.
М.СПИРИДОНОВ: Вы перфекционисты.
В.ФРИДМАН: Я бы не сказал, что мы перфекционисты. Я не люблю это слово. Для меня перфекционизм связан с огромной затратой времени и попыткой достичь того, чего на самом деле не существует. Я пытаюсь сделать хорошие вещи в хорошее время.
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно понимаю, у вас публикуется относительно мало контента для блога с 10 миллионами уникальных посетителей в месяц. Вы обновляетесь скромно. Кто-то скажет, что мало, можно спросить, живы ли вы. Другие блоги могут за сутки публиковать 5-10-20-50 постов, в том числе и топовые блоги. Я смотрю вашу ленту и вижу, что у вас публикуется один пост в день.
В.ФРИДМАН: С самого начала для нас было важно не выпускать много статей. Мы хотим, чтобы каждая статья была уникальной, важной, полезной и очень интересной. У нас сложный процесс для отборки контента и его сортировки. Это всегда занимает довольно много времени, это всегда занимает несколько проходов. Перед тем как статья опубликовывается, она проходит через 2-3 экспертов в области, на тему которой эта статья написана. Если они выставляют хороший балл, хороший фидбек, тогда она выходит.
М.СПИРИДОНОВ: Если не выставляют?
В.ФРИДМАН: Если не выставляют, то она не выходит, и не важно, что думаю я, что думает автор. Есть много людей, которые лично меня не любят. Я замечательный человек, который сообщает им о том, что их статья не выйдет.
М.СПИРИДОНОВ: Для тебя пишут как штатные, так и внештатные авторы?
В.ФРИДМАН: Да. Штатных авторов у нас мало. У нас мало людей, которые пишут регулярно. Мы предпочитаем работать с дизайнерами и разработчиками, которые сделали что-то интересное, обнаружили что-то интересное в своем проекте, и тогда мы предлагаем им написать об этом статью. Такие кейсы всегда очень интересны.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Ценность, которую вы пытаетесь вместить в единицу контента, весьма высока, и вы ее накачиваете путем увеличения эффективности как текста, так и изображений. Я вижу, у вас используется много инфографики, готовятся специальные фотографии. Многие посты выглядят как презентации. Это сознательная политика?
В.ФРИДМАН: Да. Мы уделяем очень много внимания каждой детали. Тексты, которые находятся под картинками, должны быть как-то связаны с самой статьей. Сами картинки должны иметь определенный размер, они не должны быть слишком большими или маленькими, статья должна быстро грузиться на мобильных девайсах. Обычно это занимает много времени. Наше отличие от других публикаций заключается в том, что мы интенсивно работаем с авторами. Когда авторы начинают писать статью, они сами не знают, что в итоге получится. Мы не пытаемся найти людей, которые могут быстро и легко написать статью о 10 полезных tips для e-commerce. Мы делаем жизнь наших авторов сложнее и неприятнее. К концу процесса, когда статья выходит, они сами понимают, что узнали что-то новое для себя, изучили какой-то процесс. Мы пытаемся предоставить авторам возможность обдумать то, что они говорят, и то, что они пишут с критической точки зрения. Они должны доказать, что они правы.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени уходит на подготовку одной статьи?
В.ФРИДМАН: Сложно сказать. Я думаю, от 15 до 80 часов.
М.СПИРИДОНОВ: Статья готовится не месяцами?
В.ФРИДМАН: Это зависит от автора. Есть авторы, которые пишут быстро, есть авторы, которым нужно очень много времени. Иногда у нас выходят старые статьи, которые требуют очень много интенсивной работы, в том числе и рутинной. 80 часов – это немало.
М.СПИРИДОНОВ: Да, для одного поста это немало. Вернемся к твоей редакции и людям, которые у тебя работают. Почему такая пестрая команда по городам и странам? Потому что в Германии недостаточно квалифицированных кадров?
В.ФРИДМАН: Хороший вопрос. У нас никогда не было цели создать интернациональную команду, но с течением времени получилось, что именно такая команда и создалась. Мы находимся во Фрайбурге, а Фрайбург не является центром вселенной. Это маленький городок, в котором практически ничего не происходит в плане дизайна и веб-разработок. Мы его выбрали, в том числе потому, что это тихий, красивый и приятный городок. Он позволяет нам полностью фокусировать наше внимание на качестве своей работы. Одновременно это значит, что найти квалифицированных людей, которые работают и живут здесь, довольно сложно. Люди, которые у нас работают, частично живут в Германии, во Фрайбурге. В целом, это является проблемой. Найти хорошего разработчика здесь очень тяжело. Привлечь кого-то из Амстердама или Берлина во Фрайбург практически невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Ты берешь их удаленно?
В.ФРИДМАН: Да. Мы часто работаем с фрилансерами, которые работают в той стране, в которой живут. Найти хороших людей в Германии, как и везде, сложно. У нас довольно высокие требования, я люблю работать с людьми, с которыми я могу ходить пить пиво, с которыми я могу разговаривать обо всем. Это для меня очень важно. Просто работать с кем-то, потому что он superstar, не получается. У нас была ситуация, когда у нас работал профессионал, который совершенно не подходил для нашей команды, но он знал всё обо всем.
М.СПИРИДОНОВ: Ты пытаешься вытащить людей к себе во Фрайбург для того чтобы они были физически доступны и приходили к тебе в офис, или это непринципиально для тебя?
В.ФРИДМАН: Для меня это непринципиально, но зачастую складывается ситуация, когда хочется что-то обсудить быстро, без мучений в Скайпе, особенно если это большие и серьезные проекты. Например, новые книги, новые проекты. Такие вещи я предпочитаю обсуждать с глазу на глаз.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек из постоянного состава компании работает в офисе?
В.ФРИДМАН: В офисе у нас работает 21 человек. У нас есть много людей, которые работают вне офиса. Они работают частично, то есть не всё время.
М.СПИРИДОНОВ: Постоянных сотрудников на удаленной работе у тебя нет? Ты их всех забираешь в офис или не берешь на работу?
В.ФРИДМАН: По возможности да. Например, support, где важно отвечать на письма наших читателей, как можно быстрее.
М.СПИРИДОНОВ: Много писем поступает?
В.ФРИДМАН: Слишком много. Раньше я пытался ответить на каждое письмо, теперь это невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько писем в день?
В.ФРИДМАН: Я думаю, что у меня появляется около 150-200 писем в почтовом ящике каждый день.
М.СПИРИДОНОВ: Это письма от новых людей, или включая рабочую переписку?
В.ФРИДМАН: Включая рабочую переписку.
М.СПИРИДОНОВ: Не так фатально, как я думал.
В.ФРИДМАН: У меня очень много фильтров, которые облегчают мою жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: Для увеличения продуктивности удаленной работы есть масса современных инструментов. Я знаю, что вы активно используете всякие облачные сервисы и системы тайм-менеджмента. Как ты смотришь на сегодняшнее развитие? Насколько эффективным становится удаленный контакт? Видишь ли ты возможным, что в ближайшее время он станет еще более эффективным за счет каких-то новых средств? Насколько быстро будет эволюционировать тот же Скайп и другие способы коммуникации?
В.ФРИДМАН: Совсем недавно я обнаружил интересную программу, которая позволяет одновременно работать над практически любой программой (фотошоп, текстовый редактор и так далее). Это довольно интересно, но я не знаю, насколько это разовьется в будущем. В нашем случае очень сложных и очень крутых средств мы не используем. Самая главная программа для моих to-do – это мой текстовый редактор. У меня есть файлик «to do.txt», туда я ставлю плюсики и минусики.
М.СПИРИДОНОВ: Нехитро. А календарь?
В.ФРИДМАН: Календарь, конечно, есть. Мы часто используем Google.Docs, у нас там много таблиц. Кроме того, мы используем BaseCamp для более сложных проектов. Сложных вещей мы не используем.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не ожидаешь большого прорыва в технологиях в области удаленной работы, которые позволят сокращать разрыв между личной работой в офисе и контактом на расстоянии?
В.ФРИДМАН: Для нас это никогда не было проблемой. Если есть сложные вещи, которые нужно обсудить, тогда их лучше обсудить с глазу на глаз. У нас было много проектов, которые мы делали с фрилансерами, и проблем не было. Мы общались либо через BaseCamp, либо через Скайп, и всё было в порядке.
М.СПИРИДОНОВ: Несколькими минутами раньше ты сказал, что порой сложновато общаться, если появился важный вопрос, а его нет возможности решить лично.
В.ФРИДМАН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это мой личный вопрос, который меня интересует, поскольку я сам довольно много езжу и руковожу проектами, построенными прежде, или теми, которые у меня сейчас находятся в активе. Вопрос эффективного удаленного управления и средств для этого – это вопрос, занимающий меня, чуть ли не в первую очередь.
В.ФРИДМАН: Я понимаю тебя, Максим. Мне приходится много вещей объяснять через Скайп, но у меня не было ситуации, когда мне срочно нужно было что-то новое.
М.СПИРИДОНОВ: Я всё жду, когда технологии будут двигаться в сторону 3D-проекции, чтобы ощущение от общения по интернету было всё ближе к ощущению личного общения. Как ты полагаешь, насколько реальна такая история в бытовом пользовании в ближайшие годы?
В.ФРИДМАН: Я не знаю, насколько это было бы полезно. Мне вполне достаточно видеть человека, видеть его мимику, слышать, что он говорит, и как он это говорит.
М.СПИРИДОНОВ: Видеоконференции?
В.ФРИДМАН: Да, для меня их вполне достаточно. Когда идет Brainstorm, нужно иметь какой-то способ быстро создавать новые идеи, записывать их, развивать их вместе и так далее. Это вещь, которую хотелось бы иметь в другом виде, поэтому такие вещи мы предпочитаем делать вживую.
М.СПИРИДОНОВ: Когда я размышляю о том, что формирует эффективность личного взаимодействия, я понимаю, что, во-первых, это не вербалика. Помимо голоса должна быть четко слышна интонация, а она часто скрадывается при неидеальной связи, также важны мимика, жесты. Важно, чтобы человек был доступен твоей энергетике, чтобы можно было его вовлечь мимикой, жестами. Это может быть доступно только в хорошей видеоконференции, лучше в режиме 3D. Об этом я мечтаю.
В.ФРИДМАН: Честно говоря, я никогда об этом не думал. Для меня самое важное и самое мощное средство для обсуждения идей – это когда два человека находятся рядом, и есть большой лист бумаги с хорошим карандашом. Иногда этого вполне достаточно.
М.СПИРИДОНОВ: Как правило, достаточно, если это общение личное. Когда оно неличное, приходится как-то сублимировать. Вернемся к твоему продукту. Вы выпускаете мало статей, и для такого большого издания это удивительно. Как я понял, у вас еще есть книги. Вы их формируете на базе статей?
В.ФРИДМАН: По-разному. У нас есть e-books, которые мы формируем на базе статей, но эти статьи в e-books имеют другую форму. Конечно, там нет рекламы. Перед тем как выпускать избранные статьи в e-books, мы просматриваем их. Для меня очень важно, чтобы я мог гордиться статьями, которые выходят в e-books, чтобы я мог гордиться работой, которую мы проделали. Каждый раз, когда выходит новая e-book, внутри должно появляться чувство гордости.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько всего книг вышло у вас на этот момент?
В.ФРИДМАН: Около 40, но у нас было много технологических проблем, особенно вначале. Сейчас у нас более простой процесс.
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно понимаю, эти книги можно получить, купив по одной, а также можно подписаться на год?
В.ФРИДМАН: Да, правильно. Кроме того, годовая подписка включает несколько дополнительных возможностей, которые мне кажутся прикольными. Наши подписчики могут выбирать темы, на которые мы в будущем будем писать статьи, и e-books, которые мы создаем.
М.СПИРИДОНОВ: Затронем еще одно направление, которое я не до конца понимаю, которое вы не монетизируете, а просто используете, это Job Board.
В.ФРИДМАН: Job Board – это опция по заработку. Люди, которые ищут работу, могут посмотреть, какие для них есть опции, но если кто-то хочет запостить Job Opening, то за это нужно заплатить.
М.СПИРИДОНОВ: То есть платят за размещение вакансии?
В.ФРИДМАН: Да. Максим, ты знаешь русский лучше, чем я.
М.СПИРИДОНОВ: Да, наверное, я знаю русский лучше, чем ты. Я им пользуюсь последние 10 лет, а ты нет. Тем не менее, ты хорошо говоришь на развернутом русском в сравнении со многими нашими соотечественниками в Германии, с которыми я знаком. Германия – это вторая Родина для меня. Ты говоришь блестяще, ты знаешь, как частенько общаются наши соотечественники. Они создают жутчайшую смесь из немецкого и русского языка.
В.ФРИДМАН: Я читаю ХабраХабр и пытаюсь смотреть за тем, что происходит в русском интернете. Есть многие проекты, которые выпускаются только на русском, и это ужас. Есть много классных вещей, которые не выходят на Запад, хотя могли бы. По качеству они порой намного лучше, чем то, что выходит на Западе.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно твое мнение, как человека со стороны. Что из происходящего в Рунете за последнее время показалось тебе любопытным?
В.ФРИДМАН: Есть «БЭМ» - методология Front-end Development, которая сейчас сильно популяризируется Яндексом. Я был очень приятно удивлен тем, что Яндекс сам вышел на нас и предложил написать статью об этом. Это довольно интересная вещь, которая была сложной, абстрактной и неожиданной для многих западных читателей. Наверное, для такого сайта, как Яндекс, она нужна.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, глядя из Германии на происходящее в Рунете, ты, не пытаясь сделать комплимент отрасли, считаешь, что у нас всё очень неплохо.
В.ФРИДМАН: Я считаю, что очень даже неплохо. К сожалению, я не вижу много статей на русском о CSS и JavaScript. Есть несколько блогов и несколько дизайнеров, которые интенсивно этим занимаются. Я даже знаю многих из них, но хотелось бы, чтобы информации было больше. Мы открыты для всех, и я всегда рад получить интересные статьи или идеи из России и других стран мира.
М.СПИРИДОНОВ: Компании, известные в дизайне и юзабилити в Рунете, слышны на Западе? Слышны ли они для тебя? Например, бюро Горбунова, Студия Артемия Лебедева или UsabilityLab Димы Сатина?
В.ФРИДМАН: Дело в том, что еще с Минска я помню студию Лебедева. Я помню работы, которые они тогда делали. Честно говоря, они для меня неизвестны. Если бы я тогда не узнал Артемия Лебедева, я бы и сейчас о нем не узнал. В мире много профессиональных дизайн-студий, которые делают феноменальную работу. Я не смотрю на создателей.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что с точки зрения подхода в разрезе кодинга, дизайна, мобильных устройств, графики ты видишь компании тех людей, которые не очень заметны внутри Рунета, а те, которые заметны в Рунете, не очень известны тебе. Получается, у них разные аудитории.
В.ФРИДМАН: Я знаю довольно много дизайнеров из самых разных западных студий, но я никогда не имел связи ни с кем из студии Артемия Лебедева и так далее. Я не знаю, почему, но до этого не дошло. Года 3-4 назад у нас вышла статья о российском интернете, но я лично не вел интервью с дизайнерами из России. Кстати, это была классная статья, потому что я для себя узнал много нового.
М.СПИРИДОНОВ: Кто-нибудь из дизайнеров, юзабилистов, кодеров из России тебе известен?
В.ФРИДМАН: Боюсь, что нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Интересно, что ты говоришь правду. Как Германия смотрит на происходящее в российской сети? Интернет-отрасль, наверное, знает о том, что Россия – это самый крупный по количеству пользователей рынок онлайна, обогнавший рынок Германии.
В.ФРИДМАН: Я думаю, что самая главная проблема в этом случае – это языковой барьер. То же самое я вижу в Китае. Практически никто из немецких дизайнеров не знает, что происходит в Китае, и практически никто не знает, что происходит в России.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошее и понятное сравнение.
В.ФРИДМАН: Я часто слышу, что это другой менталитет, другая культура, есть много маленьких нюансов. То, что я часто вижу на русских сайтах, для меня довольно удивительно. Например, в Газете.ру длина строки никак не ограничена. Если у тебя большой монитор, длина строки будет увеличиваться. В Германии такого не бывает нигде. Меня это удивило. По-моему, это довольно типично для России. Я не скажу, что это странная верстка, просто для меня это необычно. Похожие вещи есть в Китае.
М.СПИРИДОНОВ: Длинная строка, ничем не ограниченная – это недостаточный профессионализм дизайнеров и верстальщиков.
В.ФРИДМАН: Честно говоря, я не знаю, как читает средний русский пользователь. Я думаю, что особой разницы нет.
М.СПИРИДОНОВ: Длина строки по горизонтали должна составлять 450-600 пикселей, это среднее удобное количество, и если она больше, то становится невозможно читать.
В.ФРИДМАН: Да, 75-90 символов.
М.СПИРИДОНОВ: Различается ли визуальная культура создания веб-сайтов, интерфейсов различных веб-сервисов в Германии и России?
В.ФРИДМАН: Когда я в последний раз обращал внимание на русские сайты, мне казалось, что в них больше воздуха, больше пространства. Часто там большой шрифт и большие картинки. Многие дизайнеры смотрят друг на друга. Я думаю, что за последние годы многие дизайны стали похожими, независимо от региона их происхождения.
М.СПИРИДОНОВ: Мода на интерфейсы и дизайн в вебе становится универсальной, стремится к тому, что ты сейчас перечислил. Большие и крупные заголовки, крупный шрифт, много воздуха, мало контента, большие и яркие картинки, недлинные тексты.
В.ФРИДМАН: Да. В целом, в веб-дизайне происходит много всего. Сейчас идет большая дискуссия о дизайне. Flat дизайн – это попытка делать дизайны, которые кажутся более подходящими для веба. Если посмотреть на Гугл и их интерфейсы, то обычно нет больших и ярких графиков или картинок, кнопки одного-двух цветов, нет 3D-эффектов и так далее. С другой стороны, можно посмотреть на то, что делает Apple. В iBooks они пытаются имитировать на экране вещи из реальной жизни, вещи, которые находятся вокруг нас. Эти две философии сейчас столкнулись друг с другом. Многие люди считают, что первый вариант лучше, другие считают, что второй вариант лучше. Они обсуждают, что, как и почему. Я считаю, что данная дискуссия бессмысленная, потому что дизайн – это вопрос контекста. В одном проекте лучше будет работать один дизайн, в другом – другой. Проблема с первым дизайном заключается в том, что дизайны обычно очень похожи, монотонны, даже цветовые гаммы очень похожи.
М.СПИРИДОНОВ: Он вызывает мало эмоций?
В.ФРИДМАН: Эмоции есть, но нет эмоциональной связи с дизайном. Если бы я выбирал, я бы создавал скорее первый дизайн, но это потому, что я совершенно не умею работать в фотошопе и создавать странные эффекты с 3D. В целом, это явление, которое очень типично для Запада. Насколько я знаю, в России такие беседы тоже есть.
М.СПИРИДОНОВ: Конечно. Вернемся к твоему продукту и к тому, как вы зарабатываете деньги. Хочется обсудить набор рекомендаций для тех, кто нас слушает. Вы размещаете рекламу в постах. Как мы выяснили, контент создается кропотливо и внимательно. На базе лучших из статей вы создаете книги, которые продаете либо по модели подписки за 99 долларов в год, либо продаете книги по отдельности. Вы создали Job Board для размещения вакансий, которые тоже приносят деньги. Также есть магазин, в котором вы продаете книги.
В.ФРИДМАН: Да. В магазине мы продаем e-book, также мы продаем печатные книги. Печатные книги – это отдельная история. Что напечатано, то не исправишь и не поменяешь. В этих книгах весь контент эксклюзивный. Мы связываемся с авторами, которые пишут книги для печатного издания. Важно то, что все, независимо от того, кто и над чем работает, получают деньги за это, даже если не хотят.
М.СПИРИДОНОВ: Это принципиальная позиция, которую вы пропагандируете?
В.ФРИДМАН: Да. Для нас очень важно, чтобы процесс инвестирования времени в статью, главу был учтен. Если в конце месяца мы замечаем, что кто-то не послал счет за свою статью или главу, мы им присылаем письмо и намекаем на то, что они должны его послать.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. От редакторов Рунетологии, которые общались с тобой, я слышал о том, что ты не про деньги, что этим занимается твой партнер. Тем не менее, ты хотя бы в общих чертах имеешь представление, что приносит больше денег. Деньги – это кровь бизнеса, и они нужны для того чтобы проект развивался. Что приносит больше – реклама, книги?
В.ФРИДМАН: Большинство денег приносит реклама. Я человек, который хотел бы ставить как можно меньше рекламы. Благодаря дополнительным сервисам, я считаю, мы могли бы иметь тот же доход, который мы сейчас получаем от рекламы. За последние 2-3 года количество показов рекламных блоков сильно уменьшилось в то время, как трафик стабилен, и в зависимости от ситуации он то немного растет, то немного падает.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по Алексе, в последние несколько месяцев у вас наблюдается небольшое падение.
В.ФРИДМАН: Да, я тоже заметил. Надо будет посмотреть, почему.
М.СПИРИДОНОВ: Симптомов стагнации или кризиса у вас нет?
В.ФРИДМАН: Нет, этим даже не пахнет.
М.СПИРИДОНОВ: Интерес рекламодателей не стал падать?
В.ФРИДМАН: Нет. Есть проблема, которую мы сильно замечаем. Не смотря на то, что трафик в порядке, показы рекламы действительно падают. Практически каждый год они падают довольно сильно. Когда мы сделали дизайн сайта в 2011 году, это был большой и важный фактор. 13% пользователей не видят нашу рекламу, и это довольно большая цифра, она растет.
М.СПИРИДОНОВ: Мы как раз подошли к теме, которую я хотел обсудить. Не полагаешь ли ты, что профессиональный контент будет уходить из бесплатного доступа в платный и именно на этом зарабатывать? Многие офлайн-бренды закрывают сайты и делают подписку. Например, российские Ведомости, английский Times и так далее. Не это ли модель будущего?
В.ФРИДМАН: Сложно сказать. Если есть сильный бренд, которому люди доверяют, который люди читают годами, то это возможно. Для меня всегда было важно, чтобы контент, который мы выставляем в интернет, был доступен для всех. Еще важнее для нас сделать так, чтобы люди, которые приходили на сайт, читали что-то, находили что-то полезное для себя, имели с нами связь. Если мы все статьи заблокируем, тогда можно забыть про твиты, facebook и другие социальные эффекты, которыми мы наслаждается. Это всё бы мигом ушло. Мы пытаемся заработать деньги благодаря тому, что мы публикуем статьи, которые люди читают, благодаря которым они имеют эмоциональную связь с нашим брендом. Потом они покупают наши книги, посещают наши конференции, смотрят нашу рекламу. Я не думаю, что 100%-ая оплата была бы для нас опцией.
М.СПИРИДОНОВ: Модель фремиума, по которой вы и идете вовсю, и будет ответом. Статьи, которые вы делаете, будут являться демонстрационным контентом. Он будет вполне потребляем, съедобен и хорош, но при этом этот контент будет скорее носить демонстрационный характер, и в статьях, блогах прямо или косвенно будет подчеркиваться, что ваши компетенции заключены в томах книжек, на которые можно подписаться в ежегодном режиме или покупать по отдельности. Похоже, что вы уже вышли в эту модель.
В.ФРИДМАН: Да, можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно, это и есть модель движения многих экспертных ресурсов?
В.ФРИДМАН: Я часто вижу сайты, которые очень интенсивно занимаются тем же, что и мы. Они следят за каждой статьей, имеют дополнительные фишки, за которые нужно платить. Это могут быть какие-то дополнительные сервисы. Сам по себе контент в какой-то форме остается доступным, а за дополнительные вещи нужно платить.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, туда всё и будет двигаться. Нам пора двигаться к финалу. Впереди две небольшие рубрики, которые традиционно входят в состав программы. Первая из них – это рубрика «Бизнес-цитата», в которой мы зачитываем интересные мысли знаменитых людей и предлагаем гостю их прокомментировать. Сначала нужно выбрать одного из трех. Специально для тебя мы нашли цитаты Артемия Лебедева, известного российского дизайнера, Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, авторов книги «Бизнес в стиле фанк» и Криса Бангла, бывшего главного дизайнера BMW. Кто из них тебе нравится больше?
В.ФРИДМАН: Мне интересно, что сказал Лебедев.
М.СПИРИДОНОВ: Артемий Лебедев однажды сказал: «Дизайн не надо обсуждать, он является решением поставленной задачи. Обсуждать можно только одно: решена задача или нет». Согласен? Стоит ли обсуждать дизайн?
В.ФРИДМАН: Всегда есть много решений определенных проблем, в том числе и в плане дизайна. Могу сказать, что это хорошая цитата.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, что в контексте решения задачи обсуждать нечего. Нельзя говорить о цветах, кнопке или красоте логотипа, можно говорить о том, решена задача или нет с точки зрения маркетинга, юзабилити. Эмоционально можно говорить о дизайне, и в этом есть предмет для полемики.
В.ФРИДМАН: Когда мы рассуждаем о дизайне, мы предпочитаем думать о визуальном дизайне, хотя дизайн – это в большей степени то, как пользователи используют программу, какие функции доступны. Для меня это более важные пункты, нежели эстетика. Я не считаю, что эстетика не важна, потому что именно эстетика придает дизайну что-то персональное и личное. Я думаю, что очень часто мы пытаемся решить определенные проблемы в дизайне, но мы часто забываем о том, что только решения недостаточно, важно создать эмоциональную связь с читателем.
М.СПИРИДОНОВ: Эмоциональная составляющая дизайна – это субъективная штука, и сложно об этом говорить. Пойдем дальше. Последняя рубрика – это вопросы от слушателей. Напомню, что эти вопросы собраны нами в местах анонсов нашей сегодняшней беседы. Это аккаунт Рунетологии в Facebook, Твиттере и мой блог по адресу Spiridonov.ru. Подписывайтесь! Задам наиболее интересные вопросы, которые не были затронуты нами. Артур спрашивает: «Сколько требуется времени, чтобы вывести ресурс на более-менее хорошую посещаемость (~ 100 тыс. в сутки)?». Какие рекомендации можно дать редакторам блога? Как наращивать лояльную публику?
В.ФРИДМАН: Самый главный элемент – это очень строгая структура. Когда мы только запустили сайт, для нас было важно выпускать, как минимум, 2 статьи в неделю на протяжении года. В первую неделю, когда мы только запустились, для нас было важно заниматься этим проектом, как минимум целый год вне зависимости от того, развивается он или нет, и публиковать как минимум 2 статьи в неделю. Эти статьи должны быть хорошими и толковыми. Мы обнаружили, что мини-прорыв был спустя 5 месяцев. С каждым месяцем трафик рос и рос. Если ты веришь в то, что твой продукт имеет потенциал, в то, что ты делаешь его правильным и полезным, он будет расти. Конечно, это зависит от темы и от того, как много души и сил вкладывается в каждый пост.
М.СПИРИДОНОВ: Мы об этом и говорили всю программу, дальше вдаваться в подробности не будем. Александр спрашивает: «Адаптивный дизайн или мобильная версия сайта? Ваше мнение, Виталий?».
В.ФРИДМАН: Это хороший вопрос. Я не знаю, какой правильный термин используется в русском для обозначения Responsive дизайна.
М.СПИРИДОНОВ: Это как раз адаптивный дизайн.
В.ФРИДМАН: На Западе есть большая разница между Adaptive и Responsive дизайнами. Responsive – это часть Adaptive дизайна.
М.СПИРИДОНОВ: Дизайн, который адаптируется под устройства, или специальная мобильная версия на планшете, смартфоне, отдельная версия для десктопа, Smart TV?
В.ФРИДМАН: Я большой фанат адаптивного дизайна.
М.СПИРИДОНОВ: Сайт должен мигрировать в то пространство, в котором он находится, и он должен быть универсальным?
В.ФРИДМАН: Да. Это довольно сложно сделать. Это гораздо сложнее, чем делать отдельный мобильный сайт. Я видел много фирм, которые имели много проблем, создавая различные сайты для различных устройств. Если подумать о том, сколько времени это займет на протяжении года-двух лет, то создание отдельных сайтов займет очень много времени, в то время как создание Responsive дизайна в самом начале занимает больше времени, чем создание отдельных сайтов, но, я думаю, это более эффективно.
М.СПИРИДОНОВ: Ты за те сайты, которые эффективно подстраиваются под все версии платформ, на которых они показываются?
В.ФРИДМАН: Да, но это не так просто. Есть много проектов, для которых Responsive дизайн не работает. Например, старая библиотека со странной CMS или онлайн-банкинг. Часто возникают технологические проблемы, которые не позволяют создать адаптивный дизайн, который будет работать везде. Тогда нужно думать, как сделать лучше. Иногда следует создавать и Responsive дизайн, и мобильный сайт, иногда это имеет смысл. Тогда мобильный сайт будет показываться на определенном классе девайсов.
М.СПИРИДОНОВ: Константин Аминев спрашивает: «Скажите, какие маркетинговые средства используются для поддержания посещаемости и увеличения новых пользователей Smashing Magazine?».
В.ФРИДМАН: Для нас главные каналы – это Твиттер и Facebook. Если посмотреть на то, что мы делаем в Твиттере, то в какой-то степени это маркетинг. Мы публикуем много ссылок на полезные статьи, это не только наши статьи, это, прежде всего, статьи, которые публикуются в community. Таким образом, мы рассылаем зерна полезности тем, кто следит за нами в Твиттере. Это помогает, потому что люди говорят и пишут о нас. Те люди, на которых мы ссылаемся, тоже пишут о нас. Сегодня многие знают о нас.
М.СПИРИДОНОВ: В Твиттере у вас порядка 700 тысяч подписчиков?
В.ФРИДМАН: Да. Активную рекламную кампанию мы не ведем.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Привлекали ли вы в проект инвестиции?
В.ФРИДМАН: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Roma спрашивает: «Не поступало ли предложений продать ресурс?».
В.ФРИДМАН: Такие предложения были, но мы их не рассматриваем всерьез.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
В.ФРИДМАН: Я занимаюсь тем, что мне действительно нравится. Мне было бы некомфортно отдавать контроль. Мне не нужно много денег, чтобы нормально жить. Я сам по себе довольно скромный человек.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по всему, вы неплохо зарабатываете?
В.ФРИДМАН: Мне хватает, но я бы не сказал, что я богач.
М.СПИРИДОНОВ: Vladimir Fedotov спрашивает: «Скажите, Виталий, а что еще вы читаете, кроме Smashing Magazine?».
В.ФРИДМАН: Я читаю много статей, которые появляются у меня в Твиттере, я читаю маленькие приватные блоги, в которых дизайнеры и разработчики пишут о том, что они делают, выставляют свои мысли. Я часто хожу на Hacker News. В целом, для меня Твиттер – это самый главный источник.
М.СПИРИДОНОВ: Андрей спрашивает: «Как вы подбираете авторов для статей и книг?».
В.ФРИДМАН: Мы предпочитаем не брать авторов, которые хотят писать для нас, мы стараемся приглашать их лично. Мы смотрим, кто и что делает, мы смотрим за проектами, которыми занимаются люди. Мы приглашаем писать людей, которые знают толк в том, что они делают.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Сколько стоит авторская статья?
В.ФРИДМАН: В среднем статья стоит 200-400 долларов. Эти деньги получает автор.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ресурсы порекомендуете по теории вопроса? Можешь вспомнить 2-3 ресурса, которые будут полезными?
В.ФРИДМАН: Есть интересный сайт, который мне очень помогает. Ссылку на него мы запостим в качестве комментария к интервью. Это как Hacker News, но он сфокусирован на дизайне.
М.СПИРИДОНОВ: Если тебе несложно, в комментарии скинь ссылки, которые тебе кажутся полезными. Мы и наши слушатели будем тебе благодарны. На этом всё. Спасибо тебе большое. Традиционно в конце программы предлагаю тебе дать какое-то резюме.
В.ФРИДМАН: Мы всегда ищем интересные статьи, вещи, которые делают дизайнеры и девелоперы во всем мире. Я бы был очень признателен, если бы вы, уважаемые слушатели, которые работали над интересными проектами, связались с нами через Твиттер или форму на сайте. Мы всегда ищем интересных людей. Я знаю, что есть много классных проектов в России, которые не получили достаточного внимания. Я был бы рад, если бы мы могли это изменить.
М.СПИРИДОНОВ: Отлично. Спасибо тебе большое за интересную беседу.
В.ФРИДМАН: Спасибо за приглашение, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель и главный редактор Smashing Magazine Виталий Фридман.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока!