М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 204-й выпуск программы «Рунетология», запись от 4 июля 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Ансбаха (Германия), мой собеседник находится в Москве.
Наш материнский проект, центр онлайн-образования «Нетология» начинает новый набор на курс «Менеджер интернет-проекта: эффективное управление интернет-бизнесом». В процессе обучения вы сможете повысить эффективность работы своего проекта, разработать и реализовать стратегию продвижения, поднять продажи и капитализацию проекта. Важная составляющая курса – обширная практика и обратная связь по вашим интернет-проектам от ведущих топ-менеджеров Рунета. Вас ждут 40 часов интерактивных онлайн-занятий и 30 часов практики. Курс стартует 18 сентября и продлится 2 месяца. Регистрация и подробная информация на сайте netology.ru.
Туристический сегмент российской электронной коммерции романтичен – сам бизнес в нем завязан на путешествиях, новых городах, странах, новых впечатлениях. Он лишен проблем, связанных со складами, дорогами, доставкой – этого проклятья классического ритейла Рунета. Он имеет перед глазами успешные западные образцы, ставшие одновременно отраслевыми стандартами и многомиллиардными корпорациями.
Так получилось, что в Рунете тревел-сегмент имеет налет некоторой ажиотации, если даже не сказать скандальности. Было закрытие ряда шедро-проинвестированных туристических проектов. Скажем, недавнее закрытие ТревелМеню. Слухи и факты вокруг значительных инвестиций в Островок.ру и OkToGo, конфликт менеджмента AnywayAnyday с владельцем сервиса, последующая пикировка между OneTwoTrip и AnywayAnyday. Наконец, активные обсуждения того, пытаются ли на самом деле онлайн-продавцы отелей и билетов жонглировать ценой в зависимости от того, откуда пришел пользователь, с какого устройства, какие поиски проводил.
В общем, жизнь кипит! У нас в гостях неоднократно были представители travel-проектов. Более того, получается, что с руководителями почти всех крупных проектов мы уже поговорили. Сегодня восполним один из немногих оставшихся пробелов. У нас в гостях исполняющий обязанности генерального директора OZON.Travel Дмитрий Яковлев. Дмитрий, приветствую!
Д.ЯКОВЛЕВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Как ты оцениваешь положение вещей в тревел-сегменте Рунета на сегодня? Насколько ажиотирована та картинка, которую я нарисовал?
Д.ЯКОВЛЕВ: Она полностью соответствует действительности. Во-первых, рынок растет очень быстро, он дорос до космических цифр. Никто, конечно, этого не ожидал. Я помню, что в 2010 году люди говорили, что онлайн – это хорошо, но что пока они будут только пробовать, а лет через 5 это будет что-то собой представлять. Через год-полтора после 2010 года они тоже кинулись за хозяйскими мебелями. Конечно, сильная ажиотация присутствует, рынок очень горячий, много околорыночных событий. Картинка очень правильная.
М.СПИРИДОНОВ: Откат уже происходит? Закрылось несколько проектов в последнее время, в том числе и съевших несколько миллионов долларов, поджались некоторые проекты, например, Островок. Наиболее заметный проект Островок в бронировании гостиниц с точки зрения активности в пиар-сегменте недавно довольно отчетливо и ясно дал понять, что он поджимает пояс и сокращает персонал на треть. Означает ли это, что пришло отрезвление после того, как все ломанулись туда?
Д.ЯКОВЛЕВ: Нет. Проекты, которые закрылись, не были серьезными игроками, поэтому они и закрылись. Раз не получилось стать серьезным игроком, зачем продолжать? То, что происходит с Островком – это плановые события. Их бизнес не сократился, сократились их затраты. Конечно, это приветствуется новыми, более серьезными инвесторами, вложившими еще больше денег, никаких проблем в Островке я не предвижу, я предвижу их дальнейшее бурное развитие с пиаром и другими сопутствующими вещами. Также придет много иностранных игроков, в основном в сегмент авиабилетов. Две компании уже вышли, об Expedia какие-то слухи ходят. Экспедию боятся уже 15 лет из-за того, что она придет и всех уничтожит. В 2013 году их надо начинать бояться по-настоящему, вроде бы они действительно собрались делать какие-то реальные шаги.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь о том, что всё бурно растет. Я слышал другую точку зрения. Не смотря на несомненную активность пользователей в направлении интернета, денежные обороты пока еще не впечатляют. В частности, в продуктовом ритейле, в той же бытовой технике и электронике сети типа М-Видео смотрят в сторону Рунета и говорят, что даже самый большой сайт делает такой же оборот, как один их магазин.
Д.ЯКОВЛЕВ: Это верно для физических товаров. Я не знаю точных цифр, но когда-то оборот сайта М-Видео, Эльдорадо, Евросети составлял 2% от общего оборота, сейчас, наверное, цифры изменились. Особенно после кризиса они поняли прелесть этого оборота, потому что это более дешевый оборот, затраты на его генерацию оказались меньше. Мы же говорим про онлайн-тревел, и здесь мы давно догнали и превзошли лидеров офлайн-рынка. Есть VIP Сервис – самая гигантская компания, занимающаяся билетами в стране, и всем до нее далеко, но если говорить про маржинальность VIP Сервиса, то она еще меньше, чем маржинальность в онлайне. У них гигантский оборот, хорошие revenue, но то, как они делают этот оборот – это немного другая история. В месяц лидеры рынка суммарно делают 5-6 миллиардов рублей, и это, как мне кажется, неплохо. Это большой оборот, большие цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Если взять цифры, которые были опубликованы в Секрете фирмы в мае, там был рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-продавцов Рунета, то ежемесячно такие игроки, как OneTwoTrip и AnywayAnyday делают около 1,2-1,4 миллиарда рублей оборота. Кстати, меня удивило то, что на первых местах с большим отрывом находятся РЖД и Аэрофлот.
Д.ЯКОВЛЕВ: Так и есть.
М.СПИРИДОНОВ: У того и у другого больше 3 миллиардов рублей, а ближайший догоняющий – это Ulmart, у которого оборот в полтора-два раза меньше.
Д.ЯКОВЛЕВ: РЖД – это крупнейший игрок онлайн-тревела. У Аэрофлота огромный оборот, только надо понимать, что там учитывается оборот не только Аэрофлота.ру, но и Аэрофлота.ком, то есть это суммарные продажи Аэрофлота в интернете. Агентства догоняют Аэрофлот. Сейчас отставание в обороте в 2 раза, а в 2010 году было отставание в 5 раз, то есть темпы агентских продаж намного выше.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай считать, что эпиграф нами пройден. Сейчас досье нашего гостя, и мы продолжим разговор.
ДосьеДмитрий Яковлев родился в 1977 году в Москве. В 2000 году окончил МИРЭА по специальности «Инженер-математик». В интернет пришел в 1998 году, начинал с должности веб-мастера в компании «Дилайн», долгое время работал веб-программистом в небольших дизайн-студиях и в качестве фрилансера. В 2006-2008 годах – начальник отдела веб-проектов ITV Group. В 2009 году – ведущий менеджер ИТ-проектов OZON.travel. В 2010 году – директор по развитию бизнеса OZON.travel. С января 2013 – и.о. генерального директора OZON.travel. Женат, воспитывает двоих детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по биографии, у тебя классическая история специалиста, выросшего в управленца, step by step.
Д.ЯКОВЛЕВ: Я не знаю, является ли такая история классической для России.
М.СПИРИДОНОВ: Она не является на 100% классической для России, но такие истории бывают, случаются, и среди гостей Рунетологии они не то, чтобы часты, но они бывают. Начав с позиции специалиста, ты потихоньку укрупнял собственную личность и в итоге вырос до руководителя, директора большого бизнеса.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, так получилось.
М.СПИРИДОНОВ: Этот рост имел какие-то этапы, точки прорыва? Всякий раз интересно об этом говорить в контексте того, что нас слушают молодые люди. Они начинают свой путь и, возможно, какие-то соображения, мысли, конкретные примеры действий на что-то их натолкнут.
Д.ЯКОВЛЕВ: Моя карьера – это достаточно забавная история. Вообще всё началось в 14 лет. Тогда я учился в спецшколе, и передо мной стоял выбор пойти в лицей информационных технологий, достаточно уважаемое учебное заведение на тот момент, или оставаться в своей спецшколе. Это был 1992 год, и я взглянул на то, что происходит за окном, и понял, что мир как-то поменялся, мои родители не могут мне рассказать, чем я должен заниматься. Тогда сами родители не могли понять, чем они должны заниматься через год, потому что всё сильно поменялось, страна стала абсолютно другой. Я подумал, что, наверное, компьютеры – это перспективно. Английский-то я уже знал, и я решил отправиться в этот лицей. В этом лицее я получил огромное количество знаний в области компьютерной науки. То, что я получил в лицее, до сих пор мною используется. В 1996 году мы в институте шушукались о том, что есть такая штука, как интернет. У меня были связи с лицеем, я приходил туда и встречался с друзьями, и в этом же лицее я обнаружил интернет. Я посмотрел, не понял, что это такое, подумал, что это какая-то ерунда. Потом мне пришла в голову мысль о том, что, раз это всё популярно за рубежом, а я чуть ли не единственный, кто знает об этом, значит, наверное, нужно этим заниматься. Чем кончится институт, неизвестно, и я подумал, что это достаточно просто, конкуренции нет, а я понимаю, как это работает. Так я и пошел делать веб-сайты. Я помню, что у нас в институте на троих был один сделанный веб-сайт, и когда мы писали резюме в новые места, мы выдавали этот сайт за свою работу. Перед тем, как послать резюме, нужно было попросить веб-мастера – нашего однокурсника, который сделал этот веб-сайт, изменить в коде HTML копирайт, и каждый раз мы туда вписывали новые фамилии. На первом собеседовании я не знал ничего про HTML, веб-сайты, я просто имел общее представление, но я шел с полной уверенностью, что я всё это выучу, потому что там-то точно никто ничего не знает. Так всё и началось. Потом я попробовал программировать, вначале я выучил Perl, потом PHP, базы данных. Потом я понял, что просто программировать не очень интересно. Я смотрел на бедных заказчиков, и я понял, что заказчики ничего не понимают, когда они заказывают веб-сайты. Я понял, что во всём этом велика доля консалтинга. Таким образом, я стал перемещаться в управленческую область. В моем кратком резюме не прозвучала информация о том, что я работал в РБК Софт. Я там проработал всего полгода, но это был поворотный момент. Серьезным менеджером заказной разработки я стал именно там. Я там познакомился с крупными заказчиками и понял, что они очень плохо всё понимают. Я понял, что люди с трудом понимают, зачем им нужен веб-сайт, зачем мы мучаемся для того чтобы сделать им веб-сайт, соблюдаем сроки, работаем по ночам, чтобы потом на этот веб-сайт заходило 2-3 человека. Я решил, что я достаточно много всего знаю, и что мне нужно искать проект. Свой стартап я делать не хотел, потому что мы живем в России, а у меня есть семья, и это рискованно. Я решил пойти в солидную компанию, где мои умения и знания будут востребованы. У меня было сочетание технологической и управленческой подготовки. Так я очутился в OZON.travel. В какой-то степени это проект моей мечты. Поработав в разных компаниях, поработав фрилансером, я очень хотел уйти на сторону проекта, где будет сделано что-то большое, сложное и интересное для большого количества пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Ты был в проекте с самого начала?
Д.ЯКОВЛЕВ: Я был 6 или 7-ым сотрудником компании. Был гендиректор, финансовый аналитик и 4 оператора, я был первым IT-ником в компании.
М.СПИРИДОНОВ: OZON.travel создавался политической волей холдинга Озон?
Д.ЯКОВЛЕВ: OZON.travel создавался исключительно из бизнес-соображений. В 2008 году инвесторы посмотрели на отчет по электронной коммерции и увидели, что онлайн-тревел в 10 раз выше, чем книжки. Тогда они решили завести у себя новую категорию. Они планировали сделать OZON.travel как еще один бизнес-юнит внутри OZON.ru. На этапе разработки, когда выделенная команда проекта OZON.travel представила организационные, юридические и практические сложности, с которыми можно столкнуться в онлайн-тревеле, стало понятно, что это отдельная вещь, что просто в Озон в качестве бизнес-юнита это будет с трудом влезать. Постепенно стала расти отдельная компания. Это была сразу отдельная компания, потому что по организационным причинам это было правильнее.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде чем подробно говорить об OZON.travel, скажем пару слов о твоей личной биографии. Ты знаешь английский со школы довольно хорошо, потому что у тебя было усиленное преподавание?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, спецшкола №80, она достаточно известна.
М.СПИРИДОНОВ: По слухам, ты владеешь финским.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как так получилось?
Д.ЯКОВЛЕВ: У меня жена – финка. Я жил в Финляндии 3 года, поэтому я говорю на финском. Я очень не люблю этот язык, он очень сложный, и русским тяжело общаться на финском. Фразы и предложения там очень простые, а русские любят общаться сложными предложениями с деепричастными оборотами. Русский стиль мышления всунуть в финский язык очень сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал, что в финском языке огромное количество падежей, и многие сталкиваются с грамматическими сложностями.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, в финском языке 14 падежей, 7 инфинитивов, и нет будущего времени.
М.СПИРИДОНОВ: Это подарок для любителей изучения языков.
Д.ЯКОВЛЕВ: На самом деле, там больше фонетических проблем, потому что в финском языке много двойных гласных и согласных, и неправильное произношение этих гласных и согласных приводит к тому, что тебя никто не понимает. Слова могут превратиться в слова, противоположные по смыслу, и вместо того, чтобы сказать «Я вас встретил», ты скажешь «Я вас убил», либо же твое высказывание не будет понято собеседником. Сама грамматика достаточно математическая, и мне было очень легко. Это искусственный язык, потому что он очень молодой. Он был построен шведами-немцами, можно сказать, что он был выращен в пробирке. В грамматике есть некоторая избыточность, но в принципе она простая, математическая и логичная. Если ты понял правила, то ты можешь ими оперировать. Это не как в английском, когда ты можешь голову свернуть, чтобы понять, какой perfect тебе нужно использовать. В финском всё просто – есть правила, по которым ты говоришь. Если ты не понял правила, тогда ты не сможешь говорить.
М.СПИРИДОНОВ: На каком языке вы говорите с женой?
Д.ЯКОВЛЕВ: На английском.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай перейдем к OZON.travel. Здесь будет небольшая справка о компании.
Справка о компанииOZON.Travel – туристический проект ведущего российского интернет-магазина OZON.ru, начал свою работу в апреле 2009 года. В компании работает около 150 человек. Ежемесячная посещаемость сайта – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Финансовая информация не раскрывается. По данным независимых источников, доля OZON.Travel в валовой выручке холдинга OZON.ru за 2012 год составила сумму около 200 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что вы сильно растете от года к году.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да. В этом году мы опять вырастем более чем в 2 раза.
М.СПИРИДОНОВ: Твоя приставка «исполняющий обязанности» скоро исчезнет, и ты станешь полноценным руководителем компании?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, должен. Это будет официально объявлено.
М.СПИРИДОНОВ: Для тебя OZON.Travel является хотя бы отчасти авторским проектом, раз ты в нем находишься с первых дней его существования, или это проект, в котором ты являешься корпоративным менеджером, застрахованным от неприятностей стартапа, в котором ты присутствуешь, покуда деньги устраивают?
Д.ЯКОВЛЕВ: Если бы это был второй вариант, мы бы никогда не находились на лидирующем месте. Мы соревнуемся с компаниями, которыми управляют основатели. Дух внутри OZON.Travel точно такой же, это действительно авторский проект, другое дело, что я не являюсь единственным автором, есть творческий коллектив, и есть Озон, который выступил бизнес-инкубатором. В Озоне было очень комфортно начинать. Когда мы пришли, нам не нужно было заботиться о том, чтобы снять офис, настроить 1C, нанять IT-ников, которые будут менять мышки, закупать офисное оборудование, нанимать HR, который будет заниматься тимбилдингом, договариваться с юристами. Мы пришли, нам сказали заниматься делом, а всё остальное у нас было. Такой вариант не всегда возникает, и я считаю, что он гораздо безопаснее и лучше, чем собственный стартап. Я пришел в OZON.Travel, чтобы самореализоваться с точки зрения бизнеса, так я себя и веду с первой минуты.
М.СПИРИДОНОВ: Это стартап при страховке?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, так очень удобно. Здесь дело точно не в вознаграждении.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько автономен OZON.Travel от холдинга? Насколько часто происходит координация действий?
Д.ЯКОВЛЕВ: Есть холдинг, у холдинга есть управление, акционеры, и существует общая стратегия развития, которая должна согласовываться в рамках вертикальной структуры управления. Операции и то, что мы делаем каждый день, ни с кем не визируются, мы визируем результаты. Управление осуществляется на уровне сверки часов. Обещали и достигли, или обещали и не достигли. Компания управляется сотрудниками, которые работают внутри компании, иначе было бы невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: И все линии сходятся на тебе, или какие-то линии идут мимо тебя в холдинг?
Д.ЯКОВЛЕВ: Холдинговая структура управляет общей стратегией. Все компании внутри холдинга имеют свои собственные стратегии, и гендиректора всех компаний формируют стратегию исходя из собственного видения. Конечно, она согласуется с теми людьми, которым принадлежит холдинг, но реализация лежит на плечах каждого конкретного коллектива. Мне сложно представить, как можно управлять Sapato не изнутри Sapato, а OZON.Travel не изнутри OZON.Travel.
М.СПИРИДОНОВ: Очень просто. Можно ежедневно заходить в отделы, общаться через голову генерального директора с директором по маркетингу, директором по логистике и так далее.
Д.ЯКОВЛЕВ: Нет, это очень большие бизнесы, это просто невозможно, человек просто сойдет с ума.
М.СПИРИДОНОВ: Было бы желание. Такие случаи встречаются довольно часто.
Д.ЯКОВЛЕВ: Нет, это невозможно, потому что это большой бизнес. Когда планировался OZON.Travel, как бизнес-юнит, тогда было что-то подобное. Это происходило потому, что OZON.Travel планировался как бизнес-юнит внутри Озона, он бы тогда подчинялся вертикальному управлению внутри Озона. Сейчас это одна из очень крупных компаний внутри холдинга.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Зародившись в инкубаторе Озона, вы вылупились из него.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, но всё равно холдинговая структура всем помогает.
М.СПИРИДОНОВ: Перейдем собственно к сайту. Собственная модель вашего бизнеса заключается в том, что вы продаете не только и не столько авиабилеты, как делают это названные OneTwoTrip и AnywayAnyday, не только и не столько гостиницы, как делают Букинг, Островок.ру и OkToGo, вы продаете и авиабилеты, и гостиницы, и железнодорожные билеты, и страховки. В этом заключается ваша концепция, вы стараетесь дать единое окно.
Д.ЯКОВЛЕВ: Мы начинали с динамического турпакета. Это был 2008 год, и тогда было слишком много наивных представлений о технологиях, которые возможно использовать в тревеле, и много наивных представлений о модели поведения пользователей в онлайн-тревеле. Сейчас это немного переродилось в то, что мы предоставляем возможность купить любую туруслугу, которая распространяется онлайн и востребована пользователями. Кроме названных тобой продуктов, есть и другие продукты, но пока спрос на них в том объеме, в котором это было бы интересно для реального бизнеса, не виден.
М.СПИРИДОНОВ: У меня есть целый веер вопросов на эту тему. Ты говоришь о том, что есть ряд услуг, которые не востребованы. Почему вы не добавляете прокат машин, оформление виз? Прокат машин логично напрашивается, поскольку Экспедиа это продает. Почему вы это не продаете?
Д.ЯКОВЛЕВ: Потому что пока что усилия, которые мы должны потратить на создание этого продукта, довольно большие, и мы не видим возврат в виде прибыли и доходов, который бы соответствовал величине этих усилий. Мы не вводим услуги в виде партнерок и White label, и это наше принципиальное решение. Мы вводим услуги под своим брендом, где мы предоставляем сервис клиентам. Ввод такой услуги довольно дорогостоящий, а выхлоп может быть не таким большим.
М.СПИРИДОНОВ: Эта услуга пока несильно затребована российской публикой?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, мы не видим большого спроса. Мы будем экспериментировать с машинами различными способами, но 40 вкладок от нас вы не увидите. У нас есть 4 вкладки, и, похоже, это надолго.
М.СПИРИДОНОВ: Каково пропорциональное распределение прибыли между этими вкладками?
Д.ЯКОВЛЕВ: Основной доход приносят авиабилеты.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов они занимают? 40-50 или больше?
Д.ЯКОВЛЕВ: Гораздо больше.
М.СПИРИДОНОВ: 70-80%?
Д.ЯКОВЛЕВ: Еще больше.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой играем.
Д.ЯКОВЛЕВ: Как всё выглядит на рынке? Есть люди, специализирующиеся на билетах по простой и понятной причине. От билетов самая большая отдача. Час вложенных усилий приносит гораздо больше денег, чем в любых других продуктах, поэтому все занимаются билетами. Есть люди, которые занимаются отелями, но за исключением Booking.com у всех возврат усилий гораздо ниже, чем у билетчиков. Глядя на Европу, можно сказать, что там сейчас поворотный момент. В билетах сейчас очень высокая конкуренция, кончается потолок роста, а люди привыкли, что они занимаются продуктом, в котором относительно легко добиться успеха. Нужно просто сильно поработать, и всё будет сильно хорошо. Что делать дальше, в какой другой продукт идти, не очень понятно. В Европе компании существуют по 10-12 лет, и они занимаются только билетами. Это настроенная машинка, которая дает деньги и пользователей, они придумают пару новых трюков в следующем году, получат рост и будут так жить.
М.СПИРИДОНОВ: Львиная доля – это авиабилеты?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, и так у всех крупных российских игроков.
М.СПИРИДОНОВ: Агрегированных продаж?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я даже не назову крупных игроков, кроме OZON.Travel, которые делают ставку на агрегацию.
Д.ЯКОВЛЕВ: Если говорить о том, кто является лидером среди российских компаний, то лидерами являются компании, которые продают авиабилеты.
М.СПИРИДОНОВ: Да, причем они продают исключительно авиабилеты. Недавно OneTwoTrip, который на сегодня лидирует по продажам в тревел-сегменте в Рунете, начал продавать букинг по партнерке.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вроде бы они готовят какой-то специализированный собственный поисковик по отелям.
Д.ЯКОВЛЕВ: В марте они хотят его запускать, насколько я знаю. Отели – это очень сложная тема, и есть гигантский игрок Booking.com, с которым достаточно сложно соревноваться, здесь нужны нестандартные ходы, или вы будете тратить очень много денег с неизвестным финальным результатом.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к логике построения вашего сайта. Авиабилеты занимают львиную долю, как я понял. Гостиницы занимают большую часть остальной составляющей?
Д.ЯКОВЛЕВ: Транспортные услуги являются основным драйвером роста на данном рынке.
М.СПИРИДОНОВ: То есть следующими идут ж/д билеты?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Не смотря на то, что вы продаете то же самое, что продает сайт РЖД, только добавляете свою комиссию?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: Почему покупают у вас? Мне бы в голову не пришло купить на OZON.Travel железнодорожный билет, просто потому что я знаю, что можно прийти непосредственно к поставщику.
Д.ЯКОВЛЕВ: Из-за удобства. Некоторым людям не приходит в голову, что можно прийти к поставщику.
М.СПИРИДОНОВ: Какого рода удобство?
Д.ЯКОВЛЕВ: Интерфейс, оплата, постпродажное обслуживание, скорость заказа.
М.СПИРИДОНОВ: У вас можно платить не только картами?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, webmoney, Яндекс.Деньги, карты у нас лучше принимаются.
М.СПИРИДОНОВ: Почему лучше?
Д.ЯКОВЛЕВ: У нас отказов по карте меньше.
М.СПИРИДОНОВ: Да, у РЖД у меня были отказы по картам. Страхование занимает заметные обороты?
Д.ЯКОВЛЕВ: Нет, пока не очень, просто в Рунете мало трафика по этой тематике.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к теме, которую ты косвенно задел. Вы в розовых мечтах планировали продавать комплексные туры, но отказались от этого и стали отдельно продавать авиабилеты, гостиницы, железнодорожные билеты и так далее. Верно?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что по такой же неровной тропинке прошли ТревелМеню, которые недавно закрылись. Они тоже вначале хотели продавать туры, но у них из этого ничего не вышло.
Д.ЯКОВЛЕВ: У ТревелМеню была немного другая стратегия. Они хотели продавать готовые туры, а все остальные продукты являлись дополнительными.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально у вас тоже была такая идея?
Д.ЯКОВЛЕВ: Мы хотели продавать динамический пакет. Идея ТревелМеню заключалась в дистрибуции пакетов туроператоров. Туроператор должен был оставаться владельцем продукта, а ТревелМеню должен был работать по агентской схеме и просто распространять туры через интернет, экономя на издержках, включая офис, людей, они хотели иметь более эффективную экономику. Мы собирались и пока не отказываемся от идеи создавать динамические пакеты, то есть делать то же, что делает Экспедиа, то есть создавать продукт самим. Он необязательно туроператорский, и не всегда будет нужна страховка. Получается, что то, что человек закажет, будет формироваться в реальном времени. Он выбирает перелет и отель.
М.СПИРИДОНОВ: Он сам создает набор?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы предоставляете конструктор?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, но это является наивным представлением о рынке и о том, как это может работать. В результате, это будет полу-конструктор. Скорее всего, это будет готовый тур с возможностью широкой кастомизации, когда можно будет менять компоненты.
М.СПИРИДОНОВ: Полный конструктор пока невозможен?
Д.ЯКОВЛЕВ: Вероятнее всего, он никому не нужен.
М.СПИРИДОНОВ: Слишком сложны стыковки?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, всё выходит слишком сложно. Людей, которым нужно что-то слишком сложное, нет. Есть понятие «самостоятельные путешественники». Мы все самостоятельные путешественники, мы все самостоятельно идем в турагентство и покупаем там пакет, нам же не турагентство дарит пакет и говорит, куда нам ехать. Просто пользователи выбирают, каким образом они приобретут перевозку и отель, руководствуясь предложениями, имеющимися на рынке. Если по направлению существует возможность заказать билет отдельно, отель отдельно, и это будет самая лучшая цена, они пойдут и сделают так. Если по направлению самый простой, дешевый и экономически выгодный вариант – это заказ пакета, то они пойдут и закажут пакет. Нет людей, которые говорят, что они никогда не будут покупать готовые пакеты, или что они никогда не будут самостоятельно заказывать авиабилеты. Если вам говорят: «Частями получается дешевле в 2 раза», вы идете и заказываете частями, и все барьеры, что вы не знаете языка, не знаете, как ориентироваться в зарубежной стране, отходят на второй план, и так как получается в 2 раза дешевле, вы разберетесь. Если пакет стоит в 2 раза дешевле, то вы возьмете пакет. Конечно, есть эксцентричные личности, которые скажут, что они не любят туроператоров и купят всё по отдельности. В целом, когда мы говорим о поездках на отдых или поездках по делам, всё сильно зависит от цен. Тот, кто дает лучшую цену, всегда выигрывает.
М.СПИРИДОНОВ: В любых покупках всё во многом управляется ценах.
Д.ЯКОВЛЕВ: Нет, есть Luxury-сегменты. Я понимаю, что мы далеки от момента, когда имела место быть следующая история. «Почем ты этот галстук купил?», «За 400», «Дурак, за углом он стоит 500». Это бородатый анекдот времен красных пиджаков, но есть такая модель поведения, когда человек говорит, что он не хочет покупать дешевые товары. Во многих консьюмерских вещах это есть, а в тревеле этого нет. Человек может сказать, что он хочет лететь дорого, но заставить его переплачивать в 2 раза за бизнес-класс, просто потому что он заказывает на другом веб-сайте, невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай вернемся к структуре построения вашей бизнес-логики. На сегодня OZON.Travel – это сегментированная возможность либо купить авиабилеты, либо заказать гостиницу, либо купить железнодорожные билеты, либо оформить страховку, и они между собой мало коррелируют?
Д.ЯКОВЛЕВ: OZON.Travel помогает людям понять, как им составить тур.
М.СПИРИДОНОВ: В перспективе вы полагаете на базе этого попытаться построить конструктор, позволяющий вырисовывать себе тур?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да. Есть модель потребления турпродукта. Когда вы едете на выставку, вы не собираетесь покупать тур. Вы знаете, что туры в Берлин на 3 дня не продают, вам надо купить билет и забронировать отель. Когда вы едете отдыхать, вы зачастую используете пакеты. Туроператоры много лет вкладывали деньги в модель поведения людей, и иногда приходится подстраиваться под эту модель. Всё это может быть отдельными услугами, но людям часто удобнее смотреть на это, как на пакет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Возвратимся к турам, которые вы не стали продавать, а ТревелМеню стал. Что случилось с ТревелМеню, что их лодка утонула?
Д.ЯКОВЛЕВ: Русские туроператоры не заинтересованы в дистрибуции своих продуктов в онлайне. У них есть отстроенная инфраструктура продажи своих пакетов. С точки зрения туроператоров ТревелМеню был просто агентом, это еще одно агентство, которое просило от них слишком многого. Оно просило, чтобы у них были работающие системы по бронированию в онлайне, чтобы всё это выдерживало количество запросов, которое обычно генерируется в онлайне, при этом через некоторое время после своего открытия оно не генерировало в 10 раз больше продаж, чем любое другое агентство. Как думают туроператоры? Если мы вложились в свои сети дистрибуции, зачем нам вкладываться в непонятную онлайн-дистрибуцию, через которую ничего не продается? Зачем мы будем что-то делать, если мы прекрасно продаем это через сети офлайновых агентств? Это моя точка зрения.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что в тревел-сегменте туроператоры всё еще полноценно в онлайн не поверили?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, не поверили. Есть только пара операторов, которые хоть что-то продают через свои собственные сайты частным лицам. Надо понимать, что представление о туроператорах, как об отсталых замшелых компаниях, в корне неверное. Автоматизация бизнеса туроператоров находится на высочайшем уровне, только они автоматизирует совсем не то, они автоматизирует взаимоотношения с партнерами, они автоматизируют создание пакетов, распространение пакетов до своих офлайновых турагентств. У всех туроператоров есть так называемый онлайн, просто этот онлайн – это интерфейс агента в систему туроператора, который предназначен только для агента. То, что туроператоры всегда пробовали сделать – это вывернуть этот интерфейс агента и посмотреть, закажет ли стандартный пользователь через это. Конечно, не закажет, потому что система предназначена для профессиональных пользователей, она настроена на совсем другие нагрузки, на совсем другой режим пользования.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли понимать, что туроператоры в каком-то смысле сознательно тормозят развитие онлайн-продажи туров, поскольку они удовлетворены тем, как идет бизнес при продаже через сеть представителей, через турагентства?
Д.ЯКОВЛЕВ: Ты должен понимать, что я являюсь гендиректором OZON.Travel, и это мое частное мнение, но мой ответ «Да». Я человек, который никогда не был связан с внутренностью туроператоров, но в моем представлении ты полностью прав. У людей есть выстроенная цепь дистрибуции, есть понятная экономика, люди понимают, сколько денег им нужно взять в начале года, какие контракты с какими партнерами подписать, сколько это принесет им продаж, как это распространится и так далее. Люди, которые устроили этот бизнес, могут просто смотреть и контролировать его, реагируя на какие-то внешние изменения. Выход в онлайн – это Terra Incognita для них, потому что специалистов нет, подтвержденных кейсов, что это даст существенное конкурентное преимущество, нет, а свободные ресурсы туроператоров всегда ограничены, поэтому они предпочитают не рисковать. Можно сказать, что они тормозят развитие, но, на мой взгляд, это осознанное бизнес-решение.
М.СПИРИДОНОВ: Я не говорю о какой-то реакционной силе и злых людях, которые не дают развиваться. Речь о том, что они находятся в патовой ситуации. Если они начнут активно двигаться в онлайн, они подкосят развитие дистрибьюторской сети.
Д.ЯКОВЛЕВ: Я бы не сказал, что они в патовой ситуации, они скорее смотрят на интернет с иронией. Они думают, что им нужна онлайн-стратегия, потому что мы ходим втроем и пугаем всех своими оборотами. Конечно, они очень успокаиваются, когда понимают, что речь идет об авиабилетах, но в перспективе мы способны угрожать их бизнесу. Если крупнейшие игроки онлайн-тревела смогут предложить продукт, который будет интереснее, чем продукт туроператоров, люди просто уйдут от туроператоров. Никого нельзя заставить покупать поездку в 2 раза дороже, если рядом лежит поездка в 2 раза дешевле, которую просто нужно заказать частями.
М.СПИРИДОНОВ: Меня несколько удивили данные компании PhoCusWright о том, что на сегодня 7% россиян имеют возможность путешествовать за границей, и из них лишь 7% используют онлайн-сервисы для выбора и оплаты туруслуг. Получается, что в принципе еще мало людей, способных выехать за границу. Общеизвестно, что российский туризм на львиную долю – это туризм outgoing, то есть туризм на выезд, а не на въезд. Только 7% из той малой части, которые могут выехать, используют онлайн-сервисы. Получается, всё еще велика степень привычки к офлайн-покупкам, к необходимости прийти и увидеть менеджера по туруслугам и обсудить с ним все особенности своего будущего путешествия.
Д.ЯКОВЛЕВ: Возможно. Просто надо попросить у OZON.Travel, OneTwoTrip и AnywayAnyday список популярных направлений по продажам. На первом месте будет Москва-Санкт-Петербург, а это совсем не туризм. Дальше начинаются вариации, но в десятке будут такие замечательные туристические направления, как Москва-Махачкала, Москва-Киев. Фактически торговля билетами в онлайне к тревелу имеет небольшое отношение. Конечно, какие-то люди покупают билеты именно с целью поездки на отдых, но их не так много. В основном, это перелеты по делам. Когда тебе нужен билет, ты покупаешь билет там, где он стоит дешевле всего. Когда тебе нужна дешевая поездка, то зачастую у туроператоров очень много хороших вариантов, они же не зря работают. Они не могут упустить весь рынок, у них всё хорошо с продуктом. Зачем Трансаэро заказал себе самый крупный самолет в мире и возит тонны людей в Таиланд, Турцию и Египет? Они же не зря это делают. Конечно, регулярные рейсы туда не сравнятся с другими рейсами. Есть направления, на которых заказ частями дешевле, а там, где пакет выходит дешевле, нам нечего предложить.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. По Рунету прошла волна разговоров о манипуляциях с ценами в зависимости от типа трафика (контекстная реклама, прямой заход, поиск), по которому пришли пользователи, в зависимости от устройств (Андроид, iOS и так далее). Есть мнение, что в зависимости от типа трафика и типа поведения пользователя на сайте поисковики, в том числе OZON.Travel, дают разные цифры и всячески пытаются подтолкнуть человека к покупке, указав, что заканчиваются места в отеле, что авиабилет после повторного поиска вырастет в цене и так далее. Происходит ли это массово? Делаете ли вы это?
Д.ЯКОВЛЕВ: Это прекрасная романтическая история, которую мне выгодно поддерживать. Конечно, в зависимости от времени суток, в зависимости от вашего девайса, в зависимости от того, писали ли вы вчера в Фейсбуке или Вконтакте, мы устанавливаем цену. Реальность намного проще и заключается в том, что и у агентств, и у поставщиков туруслуг есть динамическая система управления ценообразованием, которая по более простым бизнес-правилам управляет ценами. Зачастую у авиакомпаний и гостиниц эти системы намного более развиты. Это зачастую вопрос ложной корреляции. Например, человек посмотрел сайт через 10 минут с другого браузера и увидел другую цену, и он подумал, что мы ловкачи, и когда он смотрит сайт с более дешевого браузера, мы показываем ему более низкую цену. На самом деле, нет, за эти 10 минут тариф просто поменялся, или какие-то тарифы по какому-то классу были закрыты и так далее. У агентств есть системы, которые динамически управляют наценками, но цена гораздо больше зависит от поставщиков. То, что видится людям, на русском рынке так не работает. То, что если смотреть сайт с Сафари с iPad, будет одна цена, если смотреть с Firefox с компьютера будет другая цена, это неправда. Особенно в сезон, особенно по популярным направлениям цены имеют специфику быстро меняться в зависимости от поставщиков, от того, какие тарифы вернулись, какие тарифы только что продались, в зависимости от того, как сработал поисковый алгоритм GDS. Он не возвращает всегда одну и ту же выдачу.
М.СПИРИДОНОВ: Что такое GDS?
Д.ЯКОВЛЕВ: Это Global Distribution System, система поиска и бронирования билетов.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, вы бы сделали такое, но просто руки пока не дошли?
Д.ЯКОВЛЕВ: Все делают, но не так, как это всё описывается.
М.СПИРИДОНОВ: Не так изощренно.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, не так изощренно, всё гораздо проще и понятнее. С компаниями всё сложнее. То, что видят люди – это зачастую результат управления ценами поставщиками или технических проблем.
М.СПИРИДОНОВ: Если представить себе, что ты даешь рекомендации близким знакомым, то скажи, стоит ли проводить поиски гостиниц и авиабилетов в классическом варианте, то есть в разлогиненном состоянии, в режиме инкогнито?
Д.ЯКОВЛЕВ: Не стоит. Если цена нравится, надо брать, потому что в тревеле цена может моментально измениться. Самый главный совет – если вы удовлетворены ценой, берите, потому что цена через день может измениться. Да, она может стать ниже, но обычно через день она становится выше. Чем ближе время вылета, чем востребованнее направление, тем меньше шансов купить билеты за хорошую цену. Так как это тревел, и маржинальность в нем очень низкая, речь всё равно идет о 200-300 рублях, поэтому игра не стоит свеч. Если вы видите цену на 2-3 тысячи ниже, чем обычно, покупайте сразу, потому что через 10 минут этой цены может не быть.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты думаешь, куда движется тревел-сегмент в Рунете? Будет ли происходить большая консолидация игроков, или на коне так и останутся текущие заметные представители? Будет ли активным вторжение Запада? Нарисуй какую-то картинку будущего.
Д.ЯКОВЛЕВ: Конкуренция в сегменте авиабилетов будет нарастать, и небольшие компании будут активнее уходить с этого рынка. У крупных игроков всё будет хорошо, потому что они наладили технологии, связанные с ассортиментом, привлечением пользователей, у них воронки продаж построены. У них вопрос только в том, чтобы вливать больше денег и быстрее всё это обрабатывать. У небольших компаний с этим хуже, и им становится всё сложнее и сложнее. Иностранцы уже очень сильно присутствуют. Греческие компании являются заметными игроками на нашем рынке, шведские компании активно выходят на рынок. Русские компании лучше понимают рынок, поэтому пока это мало, кого смущает. Я думаю, что с лидерами рынка не будет происходить ничего негативного. Другое дело, что наблюдается некоторый кризис идей. ТревелМеню не получилось, с отелями всё не очень понятно, не понятно, сколько на них можно заработать. Глядя на Европу, жизнь только на билетах возможна. Она будет постоянно видоизмениться, всегда много дел, связанных с билетами. Что будет представлять собой рынок по игрокам и продуктам, сказать сложно. Может быть, будут сильные билетные компании и Booking.com. Может быть, кто-то придумает какую-то интересную вещь, на которой сможет зарабатывать, и это даст следующий рывок. Это 2 основных варианта развития событий. Нас точно ждет консолидация. Небольшим агентствам будет всё сложнее и сложнее. Опять же надо понимать, что сейчас барьер входа на рынок авиабилетов не очень высок, и общее количество игроков не будет сильно уменьшаться. Всегда будет появляться кто-то, готовый бросить перчатку лидерам.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня нет каких-то предпосылок к дальнейшему развитию сегментов? Через 3-5 лет картинка будет такой же, просто обороты будут больше?
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, точно.
М.СПИРИДОНОВ: Где бы мог произойти прорыв? Часто бывает такое, что все говорят, что ничего не случится, а потом возникает направление, начинающее резко развиваться. Я слышал, что будет поисковик по отелям с более детальной проработкой возможности поиска, то есть будут указаны метраж комнаты, набор специфических особенностей и так далее.
Д.ЯКОВЛЕВ: Люди очень простые. Если цена не будет хорошей на этом сайте, то никто там ничего покупать не будет. Если там не будет столько отелей, сколько есть на Booking.com, то там никто ничего покупать не будет. Вопрос в бизнес-модели. Booking.com гениален тем, что у него прекраснейшая бизнес-модель, повторять которую бессмысленно. Booking.com – это фактически агентство контекстной рекламы, это крупнейшее в мире агентство контекстной рекламы и SEO, только оно специализируется на отелях и продвигает свою площадку. Чем занимается Booking.com? Он берет комиссию с отелей с отсрочкой платежа, закупает на эти деньги контекстный трафик, и на этом арбитраже трафика живет. Booking.com – это даже не про тревел, это просто торговая площадка, которая всем так нравится. Из-за того, что объем Booking.com стал очень большим, им пришлось еще заниматься кассовыми сервисами. Когда Booking.com был маленький, он просто говорил: «По всем проблемам обращайтесь в отели». Сейчас Booking.com берет с отелей 50% комиссии и делает продажи отелям. Он кладет эту комиссию в контекст по этому направлению или названию отеля, отель становится первым в выдаче, и Booking.com продает его. Конечно, они работают над конверсией. Для того чтобы конверсия была хорошей, нужно хорошее описание отелей и так далее, но бизнес-модель заключается в другом. Она заключается не в описании отелей и поисковике, это просто арбитраж контекстного трафика и SEO-трафика. Прорыв нас ждет, когда кем-то будет открыта новая бизнес-модель. Мы продолжаем гнуть свою линию, то есть делать универсальное агентство, где билеты являются якорным продуктом, который позволяет нам привлекать пользователей. Остальные услуги мы допродаем пользователям. Билеты – это заход к клиенту. Первую покупку человеку намного легче сделать в виде билета, а дальше мы пытаемся предлагать ему другие услуги. Мы будем гнуть эту линию, и я думаю, что эта модель тоже выстрелит. В России мало внутреннего туризма, иначе можно было бы законтрактовать тонну русских отелей, но их нет, некого контрактовать. По частным делам мало, кто ездит. В основном, это поездки корпоративных клиентов, то есть командировки, а это не онлайн-тревел в том смысле, в котором мы про него говорим. Контрактовать зарубежные гостиницы – это очень дорогостоящее занятие. Законтрактовать столько же отелей, сколько есть у Booking.com, чтобы вывести туда небольшое число клиентов, о котором мы говорим, не получится, так как непонятно, насколько это будет бизнесом. Будет новая бизнес-модель, будет успех. Не будет, значит, всё будет так, как есть сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: Будем ожидать ввода в коммерческую эксплуатацию телепортации.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, или продажи билетов на Марс.
М.СПИРИДОНОВ: У нас на очереди рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в ней мы зачитываем интересные мысли знаменитых людей и просим гостя их прокомментировать. Обычно это предприниматели, герои кинофильмов или исторические персонажи. Прежде мы просим гостя выбрать одного героя из трех кандидатов. На сегодня у нас есть Билл Гейтс, основатель Microsoft, Ричард Бренсон, основатель Virgin, и Чарльз Кеттеринг, американский предприниматель, вице-президент General Motors. Чью цитату ты хотел бы услышать?
Д.ЯКОВЛЕВ: Несомненно, Билла Гейтса, потому что он создал половину всего того, что мы видим вокруг себя. Кстати, Экспедиа из Майкрософта вышла.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам поставил себя в забавную ситуацию. Интересно, как ты прокомментируешь его слова. Билл Гейтс сказал: «В любое время уходите и создавайте свое дело, а в Гарвард вернуться никогда не поздно». Это противоположно тому, что говорил ты про стартапы.
Д.ЯКОВЛЕВ: Здесь мужчина немного лукавит. Всё-таки у него были мама и папа, которые помогли ему с этим стартапом «Майкрософт». Я понимаю, о чем он говорит. На самом деле, так я и поступил. О чем говорит Гейтс? О том, что если вы видите новый рынок, на котором никого нет, и вы думаете, что вы в нем сможете разобраться, бросайте всё и идите туда, и не надо идти на MBA и учиться у кого-то. Вы будете первым, а потом вторые будут слушать ваши лекции. Я с ним согласен, но он немножко лукавит. У него тоже за плечами был свой Озон в виде мамы и папы, которые обеспечивали и финансирование, и первый контракт. В общем, он прав. Когда на рынке есть растущая и прорывная технология, то не надо ждать, надо бросаться заниматься ей, и потом вы будете читать лекции.
М.СПИРИДОНОВ: Создавать фонды имени себя.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Мы задаем те вопросы, которые были собраны в соцсетях в аккаунтах Рунетологии и моем блоге, где публикуются анонсы программы. Анна спрашивает:
«OZON.travel имеет аккредитацию IATA. Насколько это важно для бизнеса? Какие преимущества дает аккредитация? Есть ли она у конкурентов?»/
Д.ЯКОВЛЕВ: Аккредитация IATA есть у всех крупных компаний. В принципе можно работать без нее. Это скорее бизнес-решение, которое позволяет в будущем идти в гораздо более большое количество смежных бизнесов. Аккредитация IATA позволяет иметь прямые отношения с поставщиками, а когда есть прямые отношения с поставщиками, они видят твои объемы, они готовы давать спец.условия. Когда у тебя есть спец.условия и прямые продажи, ты можешь стать агрегатором и предлагать интересные варианты клиентам. Кроме того, с точки зрения клиентов аккредитованное агентство лучше, чем субагент, это более солидно.
М.СПИРИДОНОВ: IATA – это международная ассоциация воздушного транспорта.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, для того чтобы продавать авиабилеты по прямым договорам с авиакомпанией через систему взаиморасчетов BSP, необходимо быть аккредитованным агентом IATA. Мы также аккредитованы в ТКП, а это российский BSP.
М.СПИРИДОНОВ: Саша Савченко спрашивает: «Дмитрий, расскажите, как вы проектируете веб-интерфейсы. У вас собственные идеи и специалисты в штате или вы обращаетесь к агентствам?».
Д.ЯКОВЛЕВ: У нас в штате нет собственных специалистов, потому что ни один дизайнер не смог так долго продержаться. Это оказалось очень сложно для них, креативным людям тяжело работать долго и упорно над одним и тем же проектом. У нас есть некоторые принципы проектирования пользовательского взаимодействия, которые мы сформулировали в самом начале создания компании. Например, любой поиск должен начинаться с минимального количества входных параметров, чтобы у пользователя была возможность получить, как можно больше данных, которые он потом сможет отфильтровать. Кроме того, мы до конца не используем методологию проектирования по сценариям, персонам, но некоторые элементы этого у нас есть. Интерфейс должен быть инновационным, он должен отличаться от других сайтов по продаже авиабилетов. Первый интерфейс разработал Олег Чекалин – известный проектировщик, у него было 7 разных вариантов, мы остановились на одном и до сих пор развиваем его.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально дизайн был спроектирован не вами, а сейчас развивается вами?
Д.ЯКОВЛЕВ: Олег Чекалин тогда был в команде.
М.СПИРИДОНОВ: Из того, что ты говорил, могло показаться, что вы развиваете интерфейс силами какого-то внешнего агентства, а это было бы несколько неожиданно для меня, поскольку слишком глубоко нужно понимать этот бизнес для разработки интерфейсов.
Д.ЯКОВЛЕВ: Да, поэтому с внешними агентствами мы не работаем. У нас есть люди, которые являются дизайнерами-проектировщиками, но они не всегда работают в штате. С агентствами мы не работаем, это невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сергей Филимонов спрашивает: «Ozon.Travel задействует от Ozon только бренд или использует также инфраструктуру и иные ресурсы Ozon?».
Д.ЯКОВЛЕВ: У нас 25 собственных IT-ников, собственный операционный персонал, собственный call-центр и отдел маркетинга, мы используем компетенции интернет-маркетинга, бэкофисные вещи и мощь холдинга.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое. На этом мы заканчиваем разговор. Если есть, что сказать в качестве резюме, предлагаю тебе это сделать. Если всё сказано, то ставим точку.
Д.ЯКОВЛЕВ: Спасибо большое за разговор. Мне кажется, было много всего интересного. Добавить мне нечего.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо и тебе. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был исполняющий обязанности генерального директора OZON.Travel Дмитрий Яковлев. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся.