М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 203-й выпуск программы «Рунетология», запись от 4 июля 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Ансбаха (Германия), мой собеседник находится в Москве.
12 июля в центре онлайн-образования «Нетология» стартует курс по подготовке специалистов в области продвижения в социальных сетях. Курс «SMM-менеджер» разработан для тех, кто хочет освоить обширный SMM-инструментарий и использовать его для решения задач компании. Вы также сможете улучшить стратегию продвижения своего проекта и получить практические навыки работы с социальными сетями. Программа курса является уникальной и наиболее полной в Рунете. 40 часов теоретических занятий и 30 часов практики под руководством лучших экспертов в области SMM! Регистрируйтесь уже сейчас на сайте netology.ru!
Общеизвестно, что за виртуальные услуги пользователи платят менее охотно, чем за подобные услуги в офлайне, особенно в Рунете. В нашем виртуальном кириллическом междусобойчике особенно трепетно относятся к тому, что идеологи бесплатности называют «свободой Сети» и что чаще всего на поверку оказывается просто нежеланием платить.
Большинство крупных сервисов в интернете давно это поняли и предоставили пользователю альтернативу, которую грубо можно назвать возможностью расплатиться собственным вниманием. Речь идет о рекламной модели. Метафорически выражаясь, можно сказать, что в последние годы нас всё более надежно охватывают рекламные сети. Если драматизировать, можно сказать, что современный пользователь похож на героя античного мифа, обмотанного змеями, которые знают о нем всё больше и всё усиливают свое давление на него. Не хочу, чтобы это прозвучало в негативном ключе, это всего лишь метафора. Однако свои множественные кольца на нас накинули Яндекс, Гугл, Facebook, Вконтакте, и каждый из этих многомудрых змеев смотрит нам в глаза и понимает нас всё больше и больше...
О том, так ли все драматично, о положении вещей на рынке таргетированной рекламы и его перспективах, а также о выходе рекламной сети Вконтакте за пределы социальной сети мы говорим с сегодняшним гостем выпуска Рунетологии. В студии программы генеральный директор Creara Media, управляющий партнер Creara Advertising, со-основатель и руководитель центра обслуживания партнеров Рекламной сети ВКонтакте (РСВК) Social Tank Николай Шестаков. Приветствую, Николай!
Н.ШЕСТАКОВ: Максим, привет! Добрый день, уважаемые слушатели!
М.СПИРИДОНОВ: Твое мнение – не слишком ли много уже знают о нас социальные сети и интернет-корпорации?
Н.ШЕСТАКОВ: Наверное, достижение максимума, который бы удовлетворил рекламодателей с точки зрения знания своей целевой аудитории и возможности таргетировать месседж и продукт до уровня, максимально близкого к потребителю – золотая мечта любого маркетолога. Мы всегда будем двигаться в этом направлении, всегда будем пытаться узнать о человеке максимум того, что он хочет, где он бывает, какой у него потребительский интерес и так далее. Мне как пользователю очень страшно от того, что другие знают о моих предпочтениях, пожеланиях, покупках и так далее, но как маркетолога это меня очень радует. Я могу намного точнее работать со своей целевой аудиторией.
М.СПИРИДОНОВ: Но на работе ты забываешь о своих пользовательских страхах?
Н.ШЕСТАКОВ: Абсолютно. Я перехожу на другую сторону баррикад и стараюсь узнать максимум о пользователях.
М.СПИРИДОНОВ: Интересы рекламодателей, которые двигают индустрию, твоими руками в том числе, в направлении всё большего понимания каждого пользователя, совпадают с интересами каждого из нас? Или они скоро начнут конфликтовать? Формально конфликт есть и сегодня. Как пользователь, как частное лицо я беспокоюсь о том, что слишком много обо мне знают разные непонятные лица.
Н.ШЕСТАКОВ: Я подозреваю, что мы очень нерепрезентативны. Я общаюсь с друзьями, коллегами по рынку, и мы говорим о том, что кошмар то, что о нас многое знают социальные сети, поисковики знают, что мы ищем. Они объединяют свои данные и отдают их третьим сторонам, и в этот момент вся тайна нашего пребывания в интернете становится открытой и явной. У меня есть подозрение, что типичные пользователи, то есть 99% пользователей Рунета не настолько параноидальны. Они не понимают, что за ними следят. Показывая человеку, который попадает в целевую группу автомобильного бренда Ниссан, рекламу Ниссан, я не уверен, что мы его пугаем. Я не уверен, что он понимает, что он попал в целевую группу, и именно поэтому ему показывается эта реклама, потому что он мужчина, ему 25-45 лет. Его пока эта паранойя еще не захлестнула, но всё будет меняться. К сожалению, маркетологи не могут насытиться легкой коммуникацией, и они будут стараться максимально глубоко влезть. Возможно, человека будут преследовать со словами «Владимир, мы знаем, что вы хотите купить Ниссан». В этот момент может начаться паранойя. Во что это упрется, мне сложно сказать. Я надеюсь, что будет разумное поведение и со стороны рекламодателей, и со стороны тех игроков рынка, которые обладают знаниями. Не все знания нужно передавать вовне, есть privacy.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты считаешь, желания рекламодателей лучше узнать пользователей глубинно, а не на уровне паранойи конфликтуют с желаниями пользователей, потому что паранойя – это иррациональная вещь? Нужно пользователю, чтобы ему показывали именно такую рекламу, чтобы Владимиру показывали рекламу Ниссана именно в такой комплектации с такими вариантами кредитования, страхования и прочего?
Н.ШЕСТАКОВ: Я знаю мало людей, которые хотят, чтобы им показывали рекламу. Это базовый конфликт. Мало кто хочет видеть рекламу. Это разумное зло, которое мы видим в телевизоре, когда прерывается наш любимый сериал, мы его видим в интернете. Реклама – это всегда Interactive-маркетинг. Если ее показывают, то, как мне кажется, намного более правильно показывать интересную, актуальную и помогающую рекламу, то есть таргетированную рекламу. И контекстная, и поисковая, и тематическая реклама живет в помогающей области, это навигационная реклама. Например, человек пришел на строительный сайт, и ему показывается реклама, которая, возможно, поможет ему в поиске стройматериалов или товаров для дома, которые он собирался выбрать. Это чуть-чуть более легкая и менее раздражающая реклама, менее конфликтующая с интересами человека.
М.СПИРИДОНОВ: Я хотел привести тебя к мысли, которую я сейчас озвучу. Может, ты ее подтвердишь, а может, и нет. В предельном варианте получается, что четко таргетированная реклама будет не рекламой, а информацией о том, что полезно для пользователя. Может, она будет не просто отвечать на наши запросы, она будет отвечать на запросы, которые не были высказаны. Программно анализируя действия и различные данные пользователя, можно выкопать то, в чем он сам себе еще отчет не отдал.
Н.ШЕСТАКОВ: Я с тобой согласен. Я это и имел в виду, когда говорил про навигационную составляющую таргетированной рекламы. Она помогает, иногда подсказывает и выводит на что-то новое. Одна из тактик, которая решается при помощи таргетированной рекламы нишевого брендинга, помогает людям находить новые решения их задач. В маркетинге огромное количество интересных кейсов. Например, в свое время очень интересно при помощи таргетированной рекламы операторы широкополосного доступа к интернету выходили на свою целевую аудиторию. Они брали людей, искавших dial-up доступ в начале 2000-х, и предлагали им совершенно новые ADSL-решения. Они брали старые интересы людей и рассказывали им о наличии нового продукта, таким образом, точечно предлагая новое актуальное решение. Это старый кейс из начала 2000-х, где как раз таргетированная поисковая реклама помогала человеку найти новое, более эффективное и более качественное решение его задач.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, мы находимся в переходном состоянии, когда таргетинг еще недостаточно точен и может докучать, но потом он сможет решать проблемы.
Н.ШЕСТАКОВ: Я очень надеюсь, что мы к этому идем.
М.СПИРИДОНОВ: И тут волна паранойи о том, что про человека всё знают, которая является отдельной темой для разговора, будет преодолена через осознание реальной или мнимой пользы предельно таргетированной рекламы. Сейчас рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеНиколай Шестаков родился 3 ноября 1984 года в Москве. В 2007 году окончил сразу два института: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, факультет финансов и кредита, и Международный институт экономики и права, факультет экономики и управления. В 2003 – 2012 годах работал в Яндексе, прошел путь от менеджера по работе с клиентами до директора Департамента по работе с клиентами. С 2012 года генеральный директор Creara Media, управляющий партнер Creara Advertising, руководитель и со-основатель Social Tank. Преподает в RMA и Высшей школе экономики, является консультантом по развитию проекта YOUDO. Увлекается путешествиями, чтением книг, гаджетами. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: 9 лет в Яндексе?
Н.ШЕСТАКОВ: На самом деле, 10 лет. Пришел я в 2002 году, это было лето. Я тогда как раз поступил на первый курс. Была летняя пора, когда было нечем заняться до 1 сентября. Я совершенно случайно попал на краткосрочную стажировку – подработку в Яндекс. В итоге, короткая стажировка закончилась 10 годами работы.
М.СПИРИДОНОВ: В масштабах твоего относительно небольшого возраста это почти полжизни.
Н.ШЕСТАКОВ: Абсолютно верно. Если брать сознательную жизнь, то совершенно точно.
М.СПИРИДОНОВ: Каким тогда был Яндекс? Многие наши слушатели в то время даже и не думали об интернет-индустрии. Нарисуй картинку того, что было внутри. Кто были те люди, которые строили тогдашний Яндекс?
Н.ШЕСТАКОВ: Картинка была замечательной, и я ее всё время вспоминаю с улыбкой на лице. Тогда нас было 15-20 человек, мы все помещались в относительно небольшом офисе, который находился на улице Вавилова, это было маленькое здание института математики Стеклова. В этом помещении сидели и менеджеры, и программисты, и только тогда зарождающийся коммерческий отдел Яндекса. Реклама до 2002 года активно не продавалась в Яндексе, в Рунете ее тогда вообще было немного. «Это был гаражный вариант стартапа», - так бы сказал человек, исповедующий идеологию Гугла. Только у нас не было гаража, гаражи в Америке популярны, а у нас было маленькое помещение в математическом институте. Все занимались всем, был семейный и приятный формат. Аркадий участвовал и в проджект-планированиях, и в коммерческой активности. Лучшего сейла, чем Волож я не видел. Он убеждал, почему реклама в Яндексе нужна, полезна, почему она даст бизнесу серьезные преимущества. Это была первая серьезная школа продаж, когда я видел Воложа, объясняющего что-то клиентам. Нужно отдать должное Яндексу, не всё из семейного формата удалось на 10-15-летнем пути ему растерять. Даже сейчас заходя к друзьям и коллегам в Яндекс, я встречаю почти всех 15 человек, которые тогда работали, то есть немногие ушли, и дух всё еще ощущается. Это корпорация с человеческим лицом.
М.СПИРИДОНОВ: Ты преподносишь празднично-торжественный вариант?
Н.ШЕСТАКОВ: Нет, это абсолютно искренне. Яндекс 2002 года – это компания, в которую я влюбился, поэтому 10 лет я в ней отработал. В моих словах нет ни единой пафосно-торжественной нотки, это искренние и глубокие переживания и чувства.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас многие замечают, что Яндекс сильно изменился, в том числе и вынужденно, став корпорацией, публичной компанией, многомиллиардным спрутом, дело которого – молотить деньги, и это не могло не сказаться на нем.
Н.ШЕСТАКОВ: Это не могло не сказаться. Когда я говорю про дух, я говорю про людей, которые всё еще остались в компании, которые на уровне топ-менеджмента всё еще напоминают тот самый небольшой коллектив. Если мы говорим про инфраструктуру Яндекса как корпорации в 3000 человек с огромным количеством сервисов, cash-flow и бюрократических процессов, то без этого было невозможно вырасти до таких масштабов, и это нужно понимать. Наверное, одна из причин, по которой я уходил – это то, что Яндекс стал большим министерством, в котором сложно чувствовать свой вклад в одно большое дело. Есть люди разных форматов. Кому-то интересно, удобно и приятно работать в больших бюрократических сложных масштабных организациях, кому-то нет. Я для себя выбрал формат собственных проектов и попытку создать свой маленький Яндекс, чтобы потом через 10 лет можно было вспоминать, как всё начиналось в своем бизнесе.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи о появлении Яндекс.Директа и собственном участии в этом большом деле.
Н.ШЕСТАКОВ: Практически с самого начала, как Яндекс начал выходить в публичный доступ, то есть с самого конца 90-х функционально он имел возможность показывать рекламу в привязке к определенным запросам. Тогда это не называлось Яндекс.Директом, это называлось контекстной рекламой. В большинстве случаев ее просто называли рекламой в интернете. Тогда не было необходимости разделять ее внутри интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Нет Интернета кроме Рунета, и Яндекс — пророк его!
Н.ШЕСТАКОВ: Да. До начала 2000-х годов это не называлось Яндекс.Директом, это была реклама, которая показывалась в результатах поиска. Пользователи видели рекламу над первым результатом поиска, это спецразмещение, где Яндекс сейчас показывает 3 блока. Также был формат между 5-ой и 6-ой строчкой, где можно было показать баннер или текстовый блок. Это всё покупалось не автоматически, это всё покупалось вручную через отдел продаж. У нас сидело несколько ребят, которые занимались обслуживанием клиентов и размещением их рекламы. В 2003 году поток клиентов стал достаточно большим, и мы с ним уже не справлялись вручную, клиенты были разными, потихоньку начал приходить малый и средний бизнес, который не обладал высоким средним чеком. Тогда мы поняли, что рынок созрел для автоматической, автономной, не требующей участия человека со стороны Яндекса рекламы, и в тот момент под руководством Жени Ламизе мы выпустили на рынок инструмент, который позволял автоматически покупать рекламу на Яндексе через интерфейсы. Так и родился Яндекс.Директ, который выжил всю контекстную рекламу, которая показывалась в результатах поиска. Он заменил собой блок в середине поиска, блок спецразмещений. Так он эволюционировал. Мне удосужилось заниматься Директом практически с пеленок.
М.СПИРИДОНОВ: Какую функцию ты выполнял там? Как называлась твоя должность?
Н.ШЕСТАКОВ: Я возглавлял направление, которое мы тогда называли «Купи слова». Я возглавил это направление контекстной рекламы, которое вначале составляло достаточно маленькие обороты для Яндекса, потому что люди по старинке приходили и хотели купить какие-то графические изображения. Баннеры приносили в то время существенно больше, но в итоге через 10 лет 90% оборотов Яндекса – это контекстная реклама, то есть Директ. Я рос вместе с Директом. Я начал как sales-менеджер проекта «Купи слова», уходил я с позиции директора по работе с клиентами.
М.СПИРИДОНОВ: По идее, тебя должно было задеть «золотым дождем» после IPO.
Н.ШЕСТАКОВ: Чуть-чуть помочило дождем.
М.СПИРИДОНОВ: Раскрылись какие-то опционы?
Н.ШЕСТАКОВ: Я бы не хотел обсуждать эту тему. Я был рад и удовлетворен тем, как компания прошла через IPO.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Почему ты ушел? Потому что компания стала бюрократизироваться? Так можно подумать, услышав твои предыдущие слова.
Н.ШЕСТАКОВ: Было много разных причин. Во-первых, 10 лет – это большой срок, даже немного страшно. В 27 лет работать 10 лет в одной компании довольно страшно, я начал переживать о том, всё ли я видел вокруг, не потерял ли я что-то. Было ощущение хорошего и качественного зверька панды в зоопарке, у которого всё замечательно и стабильно, но также было ощущение, что за пределами зоопарка есть какая-то другая жизнь, очень интересная и более опасная. Там не будут 3 раза в день приносить еду, но та жизнь более интересная. Мне захотелось выйти за пределы инфраструктуры большой компании, которая охраняет и помогает развиваться, в свободное плавание. Это было одним из самых важных критериев и мотиваторов для ухода. Также мне было сложно переживать процессы, когда финансовые KPI ставятся чуть выше, чем размышления о пользователях. Большая компания должна показывать серьезный финансовый результат, который не всегда коррелирует с качеством сервиса для пользователей, чего в формате Яндекса 2002 года не было. Тогда пользователь был всем, и никакая монетизация не должна была идти в ущерб удобству человека при использовании сервисов Яндекса. Сейчас местами Яндекс поступается этими золотыми постулатами.
М.СПИРИДОНОВ: Грустно, но это судьба любой компании, вырастающей до размера корпорации. Она не может не бюрократизироваться в силу естественных законов природы.
Н.ШЕСТАКОВ: Да. У меня есть желание построить свой маленький Яндекс, где будет комфортно и небюрократично.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя всё очень резво получилось. Сейчас ты гендиректор Creara Media, управляющий партнер Creara Advertising. В этой группе компаний очень много всего, и кажется, что это целый холдинг. Компания больших размеров?
Н.ШЕСТАКОВ: Да, это правда. У нас сейчас работает больше 300 человек, мы объединяем разные направления. Например, Social Tank – это технологический, финансовый, юридический инструмент для общения веб-мастеров с VK и с работой с рекламной сетью VK. Если брать направление Creara Games, то оно в себя включает несколько компаний, которые сейчас вошли в состав холдинга, это Progestar, Crazy Bit и сами по себе Creara Games. Игровое направление – это Facebook-приложения, VK-приложения, приложения для мобильных платформ. Это направление по численности людей сейчас занимает около 70% всего штата группы компаний. Также у нас есть направление, которое занимается рекламными платформами. Мы создаем несколько CPA, RTB-систем, которые вот-вот собираемся выводить на рынок. Как группа компаний, мы достаточно диверсифицированы. Часть проектов родились и развивались вместе со мной, часть проектов – это проекты моих партнеров, которые мы сейчас объединили в группу компаний. Это не то, что мы с нуля построили за год, что я ушел из Яндекса.
М.СПИРИДОНОВ: Как тебе удалось так резво рвануть за год? Человеку, вышедшему из большой компании, обычно требуется время на то, чтобы оглядеться. Прошел год, а у тебя уже холдинг из 300 человек, что для интернет-индустрии довольно много.
Н.ШЕСТАКОВ: Даже меньше, чем за год. До октября-ноября прошлого года я даже не занимался Creara, мы вместе с Андреем Андреевым делали маркетинг Badoo на Россию. На самом деле, прошло меньше года. Во всем этом помогли любимые мной профессиональные партнеры, которые помогают мне, и совместными усилиями мы двигаем направления. Все они в свое время были менторами, визионерами в своих направлениях. Например, Борис Герцовский был директором по играм в Mail.ru. Все наши люди известны в отрасли, поэтому быстро создать качественную команду для них не было проблемой. С рекламной платформой мне тоже повезло. Очень многих ребят, которых я привел в компанию, я знал многие годы по работе в Яндексе и сотрудничеству с другими компаниями. Мы достаточно быстро и качественно смогли решить проблему персонала и команды.
М.СПИРИДОНОВ: Social Tank для тебя является основным приоритетом?
Н.ШЕСТАКОВ: Это сложный вопрос. Думаю, что в моменте да. Сейчас мы проходим очень важный этап. В ближайший месяц мы выйдем из закрытого бета-тестирования, в котором мы находимся достаточно долго, причем это осознанное решение. У нас нет задачи быстро выбежать и обкатать на неготовой системе какие-то механизмы. Мы сейчас совместно с VK делаем много интересных вещей по таргетингу, по знанию о профиле человека, по его интересу. Когда мы выйдем из бета-тестирования, когда можно будет на живом прототипе увидеть, как всё это работает и живет, тогда у меня другие проекты начнут выходить на первый план, но до этого я буду нести этого ребенка на руках. Мы собираем данные совместно с VK со всего Рунета, складываем в единые профили их тематические интересы, соцдем интересы, этого на рынке пока еще никто и никогда не делал. Сейчас это основной проект, которым мы занимаемся.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения перспектив масштабирования, по-моему, он является самым перспективным из твоих проектов. Я ничуть не умоляю достоинства других проектов, но, учитывая твои слова, сказанные в интервью, о том, что вы собираетесь встать на один уровень с Яндекс.Директом и Adwords, это так.
Н.ШЕСТАКОВ: Наверное, да. По амбициям это самый красивый и масштабный проект. Мы видим, в чем мы можем посоперничать и с Директом, и с Adwords. Это сложно, непросто, но у нас есть ощущение, что у нас есть некоторые УТП, которые позволят нам это сделать. Есть проекты, которые мы пока не афишируем, они сейчас находятся в состоянии бета, и они, я надеюсь, будут не менее громкими и масштабными.
М.СПИРИДОНОВ: В рамках того же холдинга?
Н.ШЕСТАКОВ: Да, в рамках того же холдинга, но они необязательно рекламные. У нас есть интересный проект, который мы недавно запустили, он живет буквально несколько дней. Это мобильное приложение Moments, которое привнесет совершенно новое в сегмент мессенджинга в мобильных телефонах. Это геолокационная история, которая, мы думаем, полетит в масштабах мира. У нас есть много интересных проектов, в рамках которых мы будем развиваться, и это не только реклама, маркетинг, технологии и партнерство с VK.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя там всё очень резво происходит. Не боишься расфокусироваться?
Н.ШЕСТАКОВ: Нет. Я очень благодарен судьбе за партнеров, с которыми мы вместе идем. Они занимаются всеми этими проектами, это в большей степени их зона ответственности, куда я даже не лезу. Я радостно с тобой делюсь информацией о них, но на самом деле, я несильно участвую в этих процессах, потому что мои партнеры намного более экспертны в них. Я больше силен в технологиях, рекламе и маркетинге, а не в продуктах, которыми занимаются Боря Герцовский, Егор Данилов из Ivi.ru и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Целью слияния в холдинг было получение внешних денег?
Н.ШЕСТАКОВ: Нет, мы абсолютно самодостаточны. Ни одного доллара внешних денег в нас не инвестировано, мы никогда не привлекали инвестиций. Мы увидели синергию. Первая часть слияния произошла у ребят на уровне игровых проектов, и там синергия была очень понятной. Когда ты можешь сделать единый Publishing на 3 компании, ты единым маркетингом можешь продавливать приложения, можешь осуществить веральность и трафикогенерацию между приложениями, можешь смотреть на интересные данные, которые у тебя есть по одним типам игр, и переносить эти предположения на другие типы игр. У нас много синергетических вещей, которые мы получили после слияния игровых компаний. За год нам нужно было сделать рекламные сервисы, которые сейчас входят в Creara Advertising. Это формат Creara Media, который является прелоадером совместно с IMHO VI внутри приложений во Вконтакте, и Social tank. Это всё строилось с нуля.
М.СПИРИДОНОВ: На первый взгляд, у вас всё очень симпатично выстраивается, так что можно только поздравить. Если всё выглядит так же и при более глубоком погружении, то вы большие молодцы. Вернемся к теме – змеям, окутывающим пользователей Рунета. Одной из таких змей становится рекламная сеть Вконтакте с помощью Social Tank. Здесь будет уместно дать справку о компании.
Справка о компанииSocial tank – официальный сервисный центр рекламной сети ВКонтакте. Является автономным подразделением Creara Media. В команде Social Tank работает 10 человек. В день в рекламной сети ВКонтакте проходит свыше 100 миллионов показов. Вознаграждение за показ рекламы делится в пропорции 50 на 50 между ВКонтакте и рекламной площадкой, цифры по комиссии Social Tank не разглашаются.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы в бета-версии, верно?
Н.ШЕСТАКОВ: Да, мы находимся в закрытом тестировании. Мы открыто работаем для всех компаний, для всех паблишеров, которые являются владельцами приложений внутри ВК. Для них мы открыты. Для внешних сайтов, которые хотят подключиться, мы пока закрыты. Мы выборочно подключаем те сайты, которые, как мы считаем, подходят для тестирования, либо мы находим сайты для проверки гипотез по тематическим таргетингам. Например, нам нужно проверить гипотезу по медицинской тематике, тогда мы подключаем медицинскую тематику, но мы пока не открыты для приема всех желающих.
М.СПИРИДОНОВ: При этом рекламодатели автоматически попадают в эту внешнюю сеть или нет?
Н.ШЕСТАКОВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Если я покупаю рекламу во Вконтакте, то я могу предположить, что часть рекламы будет откручена на внешних сайтах?
Н.ШЕСТАКОВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Выбор я делать не могу? В случае с Гуглом можно показывать рекламу в поиске, а можно в рекламной сети.
Н.ШЕСТАКОВ: Да, ты можешь сказать, что ты параноик, что ты не хочешь показываться нигде, кроме ВК. Пока ты не можешь выбрать, какой тип рекламного сообщения показывать внутри ВК, а какой показывать вовне. Мы обсуждаем с ВК целесообразность этого. Я думаю, что мы не будем этого делать, потому что в отличие от поисковиков у нас нет разного качества кликов. Когда ты показываешь рекламу по запросу «Пластиковые окна» в выдаче в поиске, ты работаешь с моментальным интересом человека. Это, наверное, самый горячий и сладкий клик, который можем быть. Мы ловим человека, у которого созрела потребность, и он пришел к Яндексу. Это будет клик совершенно другого качества, если реклама будет показываться на строительном сайте, где есть статья про пластиковые окна. На этом сайте человек может просто читать о том, как ухаживать за пластиковыми окнами зимой, чтобы они не лопнули, у него нет явной заинтересованности, и его клик с большой долей вероятности может быть сделан из любопытства, а не из желания купить. Именно поэтому поисковые системы дают возможность по-разному управлять ставками, по-разному управлять рекламными сообщениями. У нас другая история. У нас, в первую очередь, основой таргетинга является соцдем-портрет. Сейчас типичный рекламодатель во Вконтакте – это компания, которая знает, что ее целевая аудитория – студенты. Например, МТС выпустил новый тариф для студентов. Мы помогаем найти этого человека не только внутри Вконтакте, где он пишет сообщения своим друзьям, слушает музыку, смотрит видео, мы также преследуем его на сайтах, которые вовне Вконтакте подключены к нашей рекламной сети. Качество не меняется, потому что у человека не было явно сформировавшегося интереса. Следующий этап развития Social tank и РСВК как раз про интересы человека. Вконтакте знает о пользователях намного больше, чем использует в таргетинге на текущий момент. Мы понимаем и знаем, что человек пишет у себя на стене, какие группы, какой контент он помечает «Like». Понятно, что он не будет ставить Like под пластиковыми окнами, нет группы любителей пластиковых окон, но, тем не менее, какие-то паттерны можно увидеть. Самое важное – это виджеты Вконтакте, которые расположены на сотнях тысячах сайтов в Рунете, которые позволяют собирать информацию о том, на какой сайт зашел человек, откуда он пришел, по какому рефереру он пришел с поисковой системы и так далее. Собирая всё это в единый профайл, у нас складывается краеугольный камень, и мы знаем максимум интересов человека.
М.СПИРИДОНОВ: Вы анализируете контентную активность? Например, человек пишет о том, что он ненавидит пластиковые окна у себя на стене.
Н.ШЕСТАКОВ: На данный момент нет. Мы пока не считаем это приоритетом, мы обязательно будем это делать, но пока это не в приоритете. Я считаю, что это не даст такого улучшения качества, как, например, знание о том, какие типы сайтов посещает человек.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, вы руководствуетесь тем, что дела, посещения сайтов, like говорят больше, чем слова «Ненавижу то», «Люблю это»?
Н.ШЕСТАКОВ: Да. Контент, который люди пишут у себя на стене, носит скорее житейский характер. По нему понять коммерческие предпочтения человека сложнее, нежели по тому, если он пошел на автомобильный сайт выбирать себе машину.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме всего, можно вспомнить классическую фразу Доктора Хауса «Все врут».
Н.ШЕСТАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Где проходит линия разреза Social Tank и отдела разработки Вконтакте? Как я понимаю, базовую часть рекламной сети пишут они.
Н.ШЕСТАКОВ: 99% пишут они.
М.СПИРИДОНОВ: Да, а что делаете вы? Эта линия разреза есть? Для Вконтакте и для вас вопрос сотрудничества висит всегда. Что-то может случиться, у вас могут смениться приоритеты, у них могут смениться приоритеты, вдруг вам придется разойтись. Насколько вы плотно слеплены друг с другом?
Н.ШЕСТАКОВ: Мы неплотно слеплены, и это осознанно. Мы на берегу договорились о важных вещах для ребят из ВК и для нас. Мы понимаем, что технология – это то, куда нас никогда не пустит ВК, потому что это является их продуктом. Мы являемся скорее консультантом. Исходя из опыта, в том числе моего прошлого опыта по Директу, мы им что-то подсказываем. Технология создания и программирования находится в потрясающих руках чемпионов мира по программированию, сидящих в доме Зингера. У нас очень четкое разделение. Мы на 100% забираем на себя все нелюбимые Вконтакте процессы. Это финансовые и юридические вопросы, Support, модерация площадок и приложений, которые мы подключаем. Мы берем на себя всё ресурсоемкое в плане людей. ВК – это сильно бутиковая компания, и это нужно понимать. Во многом благодаря этому мы нашли общий язык, потому что когда мы пришли с идеей насчет внешней рекламной сети, мы объяснили, в чем наши преимущества. Во многом они были связаны с тем, что им не нужно будет внутри себя создавать монстрообразный Яндексовский Sales-кластер. Мы были готовы взять на себя подключение партнеров, выплаты, Яндекс.Деньги, безнал, налоговую отчетность и так далее, а это то, чем Дуров и его команда не хотят заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Вы договорились о том, что вы будете приносить им добавленную стоимость за счет дополнительных пользователей извне Вконтакте, и от вас к ним потоком будут течь какие-то денюжки?
Н.ШЕСТАКОВ: Примерно да, плюс очень важным является тот момент, что мы берем на себя большое количество рутинных, неудобных для Вконтакте процессов, связанных с поддержкой большого количества веб-мастеров. Это достаточно большая армия людей, задающих вопросы, имеющих некоторые технические сложности. Можно нанять 100 человек support, но тогда Вконтакте станет не совсем бутиковой компанией, какой она хочет оставаться. Мы эти задачи взяли на себя.
М.СПИРИДОНОВ: Такая форма жизни, как веб-мастер всё еще существует? По крайней мере, в классическом представлении ее нет, как мне кажется. По-моему, все сайты, которые обрели какую-то форму, прошли через фильтры пользовательского внимания и стали посещаемы, так или иначе, оформились как компании, юрлица. Веб-мастер в моем представлении – это одинокий волк, зачастую без юридического лица, который сам делает сайт, сам верстает, сам занимается дизайном, сам продает рекламу и так далее.
Н.ШЕСТАКОВ: Это вопрос терминологии. Под веб-мастером я понимаю человека или юридическое лицо, которое обладает ресурсами с определенным количеством трафика, которые он хочет максимально эффективно монетизировать. Веб-мастера с одним ресурсом сейчас сложно встретить. Ты прав в том, что они всё больше и больше обеляются и укрупняются. Сейчас они не такие чернушные, какими они были 10 лет назад. Тогда это были непонятные люди, которые по icq присылали кошелек webmoney, на который они хотели получать деньги. Такой формат уходит в прошлое. Сам веб-мастер, как ячейка интернетовской инфраструктуры, владелец трафика, присутствует, и он никуда не денется. Они масштабируются и укрупняются, но это до сих пор десятки тысяч игроков рынка, которые занимаются монетизацией своего трафика.
М.СПИРИДОНОВ: Это малый и средний бизнес, где-то даже гипермалый бизнес, на уровне хобби?
Н.ШЕСТАКОВ: Иногда это фрилансеры, которые сидят под пальмой в Таиланде, и для них это неплохая денюжка. Иногда у меня язык не повернется назвать этих людей средним бизнесом. Есть сайтовладельцы, которые маленькой командой из трех-четырех людей, где есть один верстальщик, один копирайтер, один SEO-ник, работают и зарабатывают 100-300 тысяч долларов в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Какие перспективы развития и роста Social Tank ты видишь? Вы пару-тройку месяцев назад рассказали о себе. Как долго продолжится бета? Когда уже можно будет увидеть вас в открытой регистрации? Когда блоки РСВК посредством Social Tank окажутся на значительном количестве сайтов? Когда вы начнете конкурировать с Гуглом и Яндексом?
Н.ШЕСТАКОВ: Мы очень надеемся, что это произойдет до начала активного бизнес-сезона, то есть до сентября. Мы во многом зависим от коллег из Вконтакте. Сейчас стоит технологическая задача доработать профили накопления информации, тематические данные, которые мы будем собирать. Это очень ресурсоемкий процесс, и я надеюсь, что он будет завершен в ближайшие месяц-полтора, и тогда мы будем готовы выйти на открытый рынок. Сейчас стоимость 1000 показов, которые мы даем для веб-мастеров, владельцев трафика, несопоставима с поисковой рекламой Google.Adwords и Яндекс.Директа. За счет того, что они предоставляют рекламодателю четкий тематический таргетинг, их CPM выше. Мне бы хотелось выходить на рынок с конкурентным CPM, чтобы сразу предлагать конкурентное решение веб-мастерам по отношению к Яндекс.Директу и Google.Adwords.
М.СПИРИДОНОВ: Об этом писали в статьях в профильных изданиях. Говорилось, что пока ваш CPM довольно неконкурентен.
Н.ШЕСТАКОВ: Да, он пока невысок. По сравнению с Яндекс.Директом и Google.Adwords он пока ниже. У них где-то 35-50, у нас где-то 15-20. Нас пока неправильно сравнивать. Мы пока не хотим выходить на рынок, потому что нас невольно будут сравнивать с Директом и Google.Adwords, а мы пока разные, и нас неправильно сравнивать на одном поле. Когда мы будем готовы выйти в Высшую Лигу, тогда начнется интересная борьба.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно я понимаю, что функция блока рекламы Вконтакте на внешних сайтах заключается в том, чтобы показывать рекламу залогиненным пользователям Вконтакте и собирать дополнительную информацию об их поведении.
Н.ШЕСТАКОВ: Да, как и у Яндекс.Директа. Все компании так делают. Яндекс.Директ своими блоками собирает данные о пользователях, также делает Google.Adwords, Google Analytics и Яндекс.Метрика. Это всё маленькие скрипты-шпионы, которые за нами следят. Мы ничего нового не изобрели.
М.СПИРИДОНОВ: Да, мы снова возвращаемся к началу нашего разговора. Почему так получилось, что вы возникли? Это произошло потому, что Вконтакте хочет оставаться бутиком и не хочет заниматься поддержкой? У них большая пользовательская поддержка, и они могли посадить еще какое-то количество людей.
Н.ШЕСТАКОВ: Генератором идеи были мы. Мы пришли и рассказали о своем видении и готовности помогать.
М.СПИРИДОНОВ: До этого у них не было желания выйти за пределы соцсети? Это вы их натолкнули на эту мысль?
Н.ШЕСТАКОВ: Я не знаю, были ли у них мысли и идеи на этот счет, но у них не было никаких действий до того, как мы не начали с ними общаться. Возможно, еще одним поводом начать думать в этом направлении был запуск аналогичного продукта у Facebook, который недолго просуществовал. Мне кажется, это стечение факторов, в том числе наша активность, активность Facebook и так далее, и мы оперативно взялись за этот проект и начали его двигать и развивать.
М.СПИРИДОНОВ: Когда всё началось?
Н.ШЕСТАКОВ: Прошлым летом возникла идея, и с октября мы приступили к разработке. С января-февраля мы начали подключать первых партнеров, первые приложения, производить какие-то выплаты. Пусть в закрытом режиме, но мы функционировали как полноценная компания.
М.СПИРИДОНОВ: Ты упомянул о Facebook и их эксперименте в направлении рекламной сети за пределами социальной сети. Почему Facebook свернулся? Не настораживает ли это вас?
Н.ШЕСТАКОВ: Не настораживает. Американский рынок устроен по-другому, мы сильно разные, там монополия Гугла с точки зрения монетизации трафика для веб-мастеров, и она заставила рынок развиваться по-другому, там с Гуглом очень сложно конкурировать. В России по-прежнему много баннерных сетей, которые активно используются веб-мастерами. Директ с Гуглом дают серьезные деньги, но не для любого типа трафика. Они хорошо работают на узко-тематических ресурсах, а на обще-тематических ресурсах мы зачастую показываем более высокий CPM, чем Яндекс и Гугл. В России вся внутренняя кухня устроена по-другому. Мы анализировали некоторым образом опыт Facebook, но не имея цифр и результатов теста. Нас это не пугает, мы четко понимаем, какую долю рынка мы можем занять. Мы трезво оцениваем свои шансы, и мы не считаем, что можно было чего-то испугаться. Я надеюсь, что все наши планы сбудутся.
М.СПИРИДОНОВ: Какую долю рынка вы хотите занять?
Н.ШЕСТАКОВ: Я вспомнил свое Яндексовское прошлое. Мы в Яндексе любили говорить, что мы не готовы комментировать наши планы и рассказывать про них. Я не буду шокировать наших конкурентов своими амбициозными планами и публично их озвучивать. Мы надеемся занять большую долю рынка, но цифру я называть не буду.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты говорил: «Мы сейчас в процессе общения с крупными паблишерами масштаба РБК, СУП и т.д.». Вы всё еще в процессе?
Н.ШЕСТАКОВ: Да, в процессе. С кем-то мы уже подписались, кто-то уже проводил первые тесты. Мы тестировались с РБК, мы оттестировались с СУПом. Мы ждем следующей стадии, когда мы не просто сможем провести какие-то тесты и понять, где мы конкурентны, а где мы неконкурентны по CPM с другими игроками, а когда мы сможем предложить коммерчески интересные инструменты. Сейчас мы осознанно не лезем в прямую конфронтацию с монстрами рынка, мы пока просто тестировались.
М.СПИРИДОНОВ: Есть подписанные соглашения с крупными порталами, которые смогли бы стать ядром?
Н.ШЕСТАКОВ: С РБК и СУПом мы подписаны, у нас готов договор, который позволяет нам в любой момент начать сотрудничество, это уже просто технический и коммерческий вопрос. Пока мы не будем уверены в том, что мы сможем показать хороший CPM, мы не будем пытаться произвести первое не очень приятное впечатление. Первое впечатление можно произвести только один раз, и мы как раз ждем этой возможности.
М.СПИРИДОНОВ: Не смущает тебя тот факт, что ты планируешь конкурировать в прямом бою с собственным продуктом? Ты и в этом смысле перешел на другую сторону. Получается, ты становишься на другую сторону силы с точки зрения конкуренции за пользователя между рекламными сетями, и ты будешь конкурировать с Директом, который ты сам во многом взращивал.
Н.ШЕСТАКОВ: Я бы переживал, и у меня был бы внутренний конфликт интересов, но нужно понимать, что Social Tank – это не владелец технологий, это не РСВК. Чем больше клиентов, чем больше они готовы платить за трафик, который должен быть очень качественным, тем больше денег ты можешь давать веб-мастерам. Этим всем занимается ВК, мы этим не занимаемся. В этом месте мы техническая прослойка между веб-мастерами, владельцами трафика, паблишерами и Вконтакте. На нашей стороне нет продукта, как такового. Есть консультации, которые мы радостно предоставляем ВК, иногда они к ним прислушиваются, иногда спорят с нами и делают по-своему, но у нас нет такого, как было с Директом, где я сильно участвовал в развитии продукта. Мы центр операционной поддержки партнеров, а в Директе это был непосредственно продукт. Я считаю, что я не совсем перешел на другую сторону. Конечно, мы будем помогать РСВК развиваться, но, наверное, это не продуктовая часть, которая была в Директе.
М.СПИРИДОНОВ: В какой-то момент вы разойдетесь, и РСВК пойдет своим путем, а ты пойдешь своим путем?
Н.ШЕСТАКОВ: Я думаю, да. Для меня любой проект конечен с той точки зрения, что я спринтер, а не стайер. Мне не очень интересно долго бегать на длинную дистанцию, потому что я расфокусируюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Твой опыт работы в Яндексе показывает обратное.
Н.ШЕСТАКОВ: Яндекс все эти 10 лет переживал очень интересные этапы, и каждый год у тебя была другая компания, каждый год менялся масштаб задач, каждый год менялись типы задач, менялся рынок, и каждый год было что-то новое. У меня было много спринтерских забегов в рамках одной длинной дистанции. Когда Яндекс перестал так бурно развиваться, менять проекты, и рынок перестал так быстро расти, мне стало скучно, и я ушел. Я прекрасно понимаю, в какой момент я перестану быть настолько нужным для Social Tank, чтобы постоянно поддерживать этого ребенка. Когда мы поймем, что у нас есть хорошие профильные знания о пользователях, когда мы наладим качественные и финансово-удобные, саппорто-идеальные отношения с веб-мастерами, тогда я пойду делать что-то новое. Я уверен, что что-то интересное я точно найду.
М.СПИРИДОНОВ: Каким ты видишь будущее интернет-рекламы на уровне концептуального видения? Как будет меняться отношение пользователя к рекламе? Ожидаешь ли ты волны паранойи, когда массовый пользователь поймет, что его считывают вдоль и поперек и узнают его лучше, чем он сам себя знает?
Н.ШЕСТАКОВ: Интернет под влиянием мобильных платформ в ближайшие 5 лет очень сильно изменится, и я уверен, что через 5 лет мы будем видеть интернет совершенно другим. Сейчас для нас интернет – это то, что мы видим в ноутбуке и планшетнике. Я подозреваю, что через 5 лет у меня уже не будет ноутбука. Возможно, мы переедем на мобильные платформы, мы не будем обладать теми техническими возможностями для браузера, которые есть сейчас, они будут другими. Это всё сильно поменяет с точки зрения наличия поисковой выдачи, как таковой. Человеку не нужна поисковая выдача, ему нужен ответ на его вопрос, а ответ на его вопрос – это, по сути, всегда один сайт. Всё это будет меняться, потому что технологии всё больше и больше начинают понимать, что реально нужно человеку исходя из того, кто он, какой у него пол, возраст, какие у него были запросы. Рано или поздно мы придем к тому, что очень сильно изменится вся инфраструктура интернета. Я уверен, что в ближайшие 5 лет она изменится под влиянием мобильных технологий и поисковых форматов и предпочтений. Я точно знаю, что что-то точно будет меняться, но я не готов сказать, в каком месте.
М.СПИРИДОНОВ: Под мобильными ты понимаешь недесктопные технологии?
Н.ШЕСТАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это и переносные компьютеры, и умные датчики, и Smart TV?
Н.ШЕСТАКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: То есть насыщение цифрового пространства дополнительными объектами, которые прежде и не думали собираться в интернет, и вдруг они там оказались.
Н.ШЕСТАКОВ: Либо дополнительными вещами, либо, наоборот, унификацией этого всего в рамках одного девайса. Я вижу всё больше людей, которые обходятся одним Андроидом или iPhone.Они там используют и почту, и социальные сети. Они уже не используют ноутбук, потому что им не нужно постоянно писать почту. В этот момент у человека единый вход в интернет, который лежит у него постоянно в кармане. Получается, что интернет становится геолокационно привязанным. Сейчас огромное количество очень интересных стартапов вокруг геолокации. В частности, сервис Moments, который мы сейчас делаем, тоже про геолокацию. Социальные сети тоже пойдут в геолокацию. Мы начнем не просто хотеть пойти пообедать, мы будем находить людей вокруг офиса, у которых есть смежные интересы, и мы будем знакомиться и говорить про бизнес, книжки, природу, музыку и так далее во время обеда. Мы станем другими с точки зрения мобильных платформ, геолокации и развития социальных сетей, знающих о нас намного больше, чем мы хотим. Как следствие, изменится и реклама, она будет всё больше и больше пугать нас своими знаниями о нас, и паранойи нам не избежать.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько массовой может стать эта паранойя? Не ожидаешь ли ты общественных движений против рекламных сетей, против сбора информации? Сейчас есть детский сад, когда какой-то общественный деятель или активист партии против пиратов что-то сказал, и все сказали: «Да, нехорошо, что нас читают», забыли и пошли дальше писать статусы в Твиттере, где геолокация проставляется автоматически, постить фотографии. Зная какие-то общие законы массовой психологии, можно представить волну противодействия. Волна поднимается, и остановить ее всегда очень сложно, если она набрала критическую массу. Не ожидаешь требования прекратить ставить куки, требования освобождения от всевидящего ока?
Н.ШЕСТАКОВ: Вспоминая фильмы про будущее, становится страшно, что про нас всё знают. Если переборщить и в какой-то момент не провести жесткую границу privacy, куда не должны залезать маркетологи, социальные сети, которые не должны продавать это внешним рекламным сетям, то может случиться неприятный момент. Уже сейчас многие люди пользуются несколькими браузерами для того чтобы не хранить в рамках одного браузера всю информацию о себе. Есть люди, которые удаляются из социальных сетей, потому что понимают, что про них можно узнать очень много информации, зайдя к ним на страничку. Паранойя есть уже сейчас, но она пока несильно масштабная. В ближайшие годы меньше ее точно не станет.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, ее станет больше, и она может стать такой волной. Я не настаиваю на этом, но, слушая тебя и размышляя сам, я хочу понять, насколько это возможно. Сейчас народ в онлайне занимает тема взаимоотношения государства и виртуального пространства. Были случаи утечки информации в США, связанные с доступом спецслужб США ко всему тому, что ведут пользователи публичных корпораций в интернете. Вторая тема, которая занимает пользователей – это пользователь и продукты интеллектуального творчества, то есть книги, музыка, видео. Для Рунета это очень острая тема, потому что у нас пока парадигмы на этот счет в голове не устаканились. Еще одна волна, которая, как мне кажется, нас ожидает, но которая пока не видна – это осознание того, что за нами следят, и что с этим нужно что-то делать.
Н.ШЕСТАКОВ: Я очень надеюсь, что рынок будет саморегулироваться, и будет ответственность людей, обладающих знаниями, то есть социальных, рекламных сетей. Я надеюсь, они поймут свою ответственность и не будут чрезмерно досаждать человеку, превратив маркетинг из помогающего в утопический. Мы знаем, что человека интересовало, мы знаем, какой продукт человеку может быть интересен. Сейчас это позитивный момент, который позволяет делать рекламные сообщения менее раздражающими, более навигационно интересными и актуальными. Главное, чтобы это не превратилось в утопию, когда мы будем видеть рекламу, преследующую человека, называющую его по имени и фамилии, рассказывающую ему о том, что он обязан купить именно эту машину, потому что вчера он снял в банкомате такую сумму, по которой можно предположить, что он обладает достатком, достаточным для покупки этой машины. Это будет страшно, и этого я себе не пожелаю через 5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Если обострить, то реклама будет обещать рассказать твоей жене о том, на каких сайтах ты бываешь.
Н.ШЕСТАКОВ: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Давай будем откровенны. Пока что в мозговых штурмах групп, которые обсуждают развитие подобных сетей, эти вопросы не стоят в приоритете.
Н.ШЕСТАКОВ: Да, но уже сейчас некоторая реклама преследует людей. Я вспомнил одну анекдотическую ситуацию с нашим коллегой из Бегуна. Одну девушку из топ-менеджмента очень долго преследовала ее же реклама на Бегуне по увеличению груди. Она в кулуарах на конференции призналась, что она ничего не может поделать, что за ней уже 2 месяца гоняется ее же реклама в Бегуне. Она сказала, что скоро уже согласится на нее. Чрезмерная назойливость уже сейчас начинает пугать людей. Это ответственность и зона полного контроля рекламных сетей, которые должны это понимать и аккуратно работать с пользователями, дабы не спугнуть их, иначе мы можем потерять доверие пользователя.
М.СПИРИДОНОВ: Я сознательно продлил нашу с тобой дискуссию для того чтобы дать почву для размышлений нашим слушателям. Мне кажется, что мы высказали мысли, которые могут быть интересны тем, кто слушает Рунетологию. Поскольку у нас есть еще один блок, перейдем к нему. Сейчас будет рубрика «Бизнес-цитата», в которой мы зачитываем интересные мысли знаменитых людей. Сегодня редакция предложила немного поиграть, и вместо цитат, которые обычно читаю я, будут даны выдержки из фильмов. Сегодня у нас 3 фильма на бизнес-тематику. Это фильмы «Бойлерная», «Уолл стрит» и «Гленгарри Глен Росс». Все эти 3 фильма про жестких хапуг-менеджеров.
Н.ШЕСТАКОВ: Все, кроме третьего фильма, я смотрел, и они мне понравились.
М.СПИРИДОНОВ: Если тебе первые два фильма понравились, то обязательно посмотри фильм «Гленгарри Глен Росс». Мне эти фильмы показались любопытными с точки зрения изучения такого типа людей, как менеджеров в своем предельном виде. Выбери один из трех фильмов, мы поставим цитату из этого фильма и попросим как-то прокомментировать ее.
Н.ШЕСТАКОВ: Давай «Уолл стрит», я Майкла Дугласа люблю.
Бизнес-цитатаГордон Гекко, главный герой из фильма «Уолл стрит» в исполнении Майкла Дугласа: «Жадность – это хорошо, жадность – это правильно, жадность окупается, жадность очищает и дает свободу. Это сама суть эволюционирующего духа. Жадность, в чем бы она не проявлялась, в поисках славы, любви, стремлении разбогатеть, всегда способствовала развитию человечества, и именно она, я в этом убежден, спасет не только «Телдер пейпер», но и любую другую корпорацию и Соединенные штаты. Благодарю за внимание».
М.СПИРИДОНОВ: Что скажешь по этому поводу?
Н.ШЕСТАКОВ: Я бы не хотел жить в таком мире, где правят жадность и финансовые ценности. Жадность – это свойство, которое близко только миру с единой ценностью – деньгами.
М.СПИРИДОНОВ: Согласись, рациональное в этом было.
Н.ШЕСТАКОВ: Да, и я прекрасно понимаю, насколько эта фраза близка американцам. В Америке деньги поставлены как некоторый культ. Американская мечта – это реализация через нищету в миллионера. Русским еще про душу хочется подумать. Может, потому что мы бедные.
М.СПИРИДОНОВ: Может, это излишнее прекраснодушие, и нужно быть рациональнее и трезвее.
Н.ШЕСТАКОВ: Да. Не только в деньгах счастье, но проблема в том, что понимаешь это только тогда, когда разбогатеешь.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На этом закончим. Спасибо большое за беседу. Если есть, что добавить в финале, то можешь это сделать.
Н.ШЕСТАКОВ: Мне было очень интересно пообщаться с тобой. Я надеюсь, мое безумное волнение будет не очень сильно мешать нашим слушателям додумать наши слова.
М.СПИРИДОНОВ: Ты прекрасно держался, я и не думал, что ты волнуешься.
Н.ШЕСТАКОВ: Супер. Спасибо. Я надеюсь, моего волнения никто и не услышит.
М.СПИРИДОНОВ: На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был генеральный директор Creara Media, управляющий партнер Creara Advertising, со-основатель и руководитель центра обслуживания партнеров Рекламной сети ВКонтакте (РСВК) Social Tank Николай Шестаков.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока!