М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 205-й выпуск программы «Рунетология», запись от 24 июля 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник находится в Израиле.
В Нетологии полным ходом идет набор на самый популярный курс по управлению «Менеджер интернет-проекта: эффективное управление интернет-бизнесом». В процессе обучения вы сможете повысить эффективность, разработать и реализовать стратегию продвижения, поднять продажи и капитализацию проекта.
Важная составляющая курса – обширная практика и индивидуальная проработка ваших вопросов c ведущими топ-менеджерами Рунета. Вас ждут 40 часов интерактивных онлайн-занятий и 30 часов практических занятий. Курс стартует 11 сентября и продлится 2 месяца. Регистрация и подробная информация на сайте netology.ru.
Один из главных вопросов, который занимает сегодня операторов мобильной связи – как будет развиваться доставка голоса и текстовых сообщений. Еще несколько лет назад ничто не предвещало беды. Звонки с мобильного и sms были важной частью нашей жизни и главными статьями дохода в бюджетах операторов. Но сначала десктоп-мессенджеры стали всё активнее пролезать в мобильные устройства, тогда еще не очень совершенные, а потом и вовсе появились новые приложения, которые частично или полностью заменяли то, что мы привыкли делать посредством телефона и sms. В последние пару лет в эту битву с азартом новичков энергично включились мессенджеры социальных сетей.
Какой будет мобильная коммуникация будущего? Смогут ли мобильные операторы заставить мессенджеры делиться доходом под предлогом того, что последние пользуются их линиями доставки интернета, о чем в России всё время пытаются говорить мобильные операторы, кто будет выигравшим и проигравшим в коммуникационном поле голоса, видео и текстового сообщения.
Об этом и многом другом мы говорим сегодня с со-основателем коммуникационного приложения Viber Игорем Магазинником. Игорь, приветствую!
И.МАГАЗИННИК: Здравствуйте! Мой со-основатель сейчас показывает мне рожицы и не дает забыть о себе.
М.СПИРИДОНОВ: Ваш со-основатель по-русски не разговаривает?
И.МАГАЗИННИК: Он по-русски не разговаривает.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Начну с простого, но интересующего многих вопроса – умрет ли sms полностью, и как скоро, если да?
И.МАГАЗИННИК: Если мы посмотрим на то, что происходит сейчас на рынке текстовых сообщений, то можно сказать, что полностью он не умрет, но он приблизится к своей смерти в ближайшее время.
М.СПИРИДОНОВ: Смысл ему оставаться живым? Какой человек будет пользоваться платными знаками, ведь даже смс с одной буквой – это оплата мобильному оператору, если есть удобная, понятная и условно бесплатная альтернатива (за нее платишь пакетом)?
И.МАГАЗИННИК: Тут мы переходим к другому вопросу. Мы можем рассматривать конкуренцию мессенджинг-сервисов с смс-ками под двумя углами. Первый угол – это платность против бесплатности. Второй угол связан с удобством использования и возможностями, которые дают эти сервисы. По-моему, второй угол со временем становится более важным, нежели первый. Я думаю, что всегда останутся нишевые устройства, нишевые группы людей и нишевые условия, при которых люди будут продолжать пользоваться смс-ками, хотя бы по той простой причине, что смс будут работать всегда, везде и при любых условиях.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На этом закончим краткий эпиграф. Сейчас рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеИгорь Магазинник родился в Нижнем Новгороде. В 1991 году переехал жить в Израиль. Получил образование в области компьютерных наук в Университете Бар Илан (Израиль) и степень MBA в Open University. Участвовал в основании компании iMesh – одном из первых P2P-сервисов в мире, и долгое время работал CTO этой компании. В 2010 году совестно с Тальмоном Марком основал Viber. Живет и работает в Израиле.
М.СПИРИДОНОВ: Для вас Израиль – это вторая Родина, а не первая? Приехали вы туда, когда более-менее осознавали, где он находится, и что делает в этой жизни человек?
И.МАГАЗИННИК: В целом, да, но большую часть жизни я прожил в Израиле.
М.СПИРИДОНОВ: При этом говорите по-русски вы практически без акцента, то есть коммуникация во многом проходит на родном языке?
И.МАГАЗИННИК: Спасибо за комплимент. Во-первых, в Израиле довольно легко говорить по-русски без акцента, потому что большое количество людей свободно владеют русским языком. Во-вторых, половина нашей компании находится в Белоруссии, поэтому русский язык является одним из основных в нашей компании.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам вопрос по поводу компании. Половина компании – это группа разработчиков, сидящих в Бресте?
И.МАГАЗИННИК: Это большая группа разработчиков, сидящая в Минске, и небольшая группа разработчиков, которая сидит в Бресте.
М.СПИРИДОНОВ: Начиналось всё с Бреста?
И.МАГАЗИННИК: Начиналось всё с Бреста, но тогда еще не было Viber.
М.СПИРИДОНОВ: Привычка использовать аутсорсинг на территории бывшего СНГ возникла раньше, и она, возможно, была одной из предпосылок к построению большого технологического проекта, ведь можно получать качественную программистскую работу за относительно небольшие деньги?
И.МАГАЗИННИК: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Как сильно отличается зарплата программиста, который работает в Белоруссии, от зарплаты программиста, работающего в Израиле или США?
И.МАГАЗИННИК: Мы не платим зарплаты в США, поэтому я могу основываться только на публичных данных. Если мы смотрим на зарплату, который человек получает на руки, то можно сказать, что зарплата программиста в Израиле и зарплата хорошего программиста в Белоруссии практически одинаковая, и это при том, что жизнь в Израиле значительно дороже.
М.СПИРИДОНОВ: Так много уходит на налоги?
И.МАГАЗИННИК: Да. В Израиле прогрессивная система налогообложения, и для высоких зарплат налоги составляют примерно половину зарплаты.
М.СПИРИДОНОВ: Мы поднимали этот вопрос в разговоре с Сергеем Вильяновым – довольно заметным в России журналистом, пишущем об IT. Он тоже долго жил в Израиле, и он говорил о том, что Израиль – маленькая страна, но она технологически сильно продвинутая. Он выдвигал теории на этот счет, но я не буду их цитировать. Мне интересно ваше мнение. Почему это так? Почему в Израиле так много технологических стартапов? Почему рождаются всё новые и новые проекты, живут и побеждают те, что родились прежде?
И.МАГАЗИННИК: Это очень долгий разговор. Если попытаться вкратце описать этот процесс, то в Израиле в определенное время сложилась очень выгодная ситуация. Еще до того, как другие страны стали вкладывать большие деньги в образование и наращивание индустрии, в Израиле открылись представительства нескольких крупных американских компаний. Всё это начиналось с Моторолы, Интела. Постепенно вокруг этого при участии армии, в которой есть много высокотехнологичных проектов и подразделений, стал образовываться кластер, который стал расти, подкармливать себя, стал подкармливаться и снаружи, и изнутри. Из этого вышло много больших компаний, а вокруг них всё время появляются какие-то стартапы и идеи.
М.СПИРИДОНОВ: Не получают ли налоговые льготы технологические компании в Израиле?
И.МАГАЗИННИК: К сожалению, нет. Вернее, получают, но для этого нужно быть очень большой технологической компанией, причем желательно американской.
М.СПИРИДОНОВ: Это к разговору о том, что у Израиля с США особые отношения.
И.МАГАЗИННИК: Да, естественно.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы лично оказались в онлайн-среде? Было ли это предопределено образованием, или были варианты не идти в направление интернета, а работать в смежной специальности?
И.МАГАЗИННИК: Я шел не в направлении интернета, потому что интернет тогда находился в зародышевом состоянии. Я шел в компьютерное направление, в программирование. Я занимался этим еще в школе, продолжил заниматься этим и работать до армии, занимался близкой сферой в армии, и я продолжил работать по этому профилю. Со школьных лет я не видел для себя другого направления.
М.СПИРИДОНОВ: iMesh, который был аналогом Napster, как я понял, был первым большим проектом?
И.МАГАЗИННИК: Да, это был первый большой проект.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы вышли на него? Расскажите об этом в двух словах, чтобы наши слушатели были в курсе.
И.МАГАЗИННИК: Это были веселые, хорошие и интересные годы, когда только появился музыкальный формат MP3. Вслед за ним у людей появилось желание обмениваться музыкой, которое впоследствии перекинулось на фильмы и другие вещи. Инструментов для этого тогда практически не было, и у моего друга Тальмона Марко, с которым мы впоследствии основали Viber, возникла идея создать определенный инструмент для того чтобы люди могли искать контент, обмениваться им, скачивать друг у друга различного рода файлы.
М.СПИРИДОНОВ: То есть что-то типа пиринговых сетей?
И.МАГАЗИННИК: Да, это была пиринговая сеть. Когда начинались мысли об этом, Napster еще не было, и особо успешных проектов в этой сфере еще не существовало. На момент, когда мы довели проект до реализации, Napster уже существовал и был достаточно известным. С одной стороны, первое место и лавровые венки нам не достались, но с другой стороны, на нас не так быстро подали в суд, что было приятно.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро подали в суд?
И.МАГАЗИННИК: Подали в суд примерно через 3-4 года после основания компании.
М.СПИРИДОНОВ: Какую аудиторию вы успели набрать к тому моменту?
И.МАГАЗИННИК: На тот момент у нас было несколько десятков миллионов пользователей, то есть аудитория была достаточно большой.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы основательно прошли под пиратскими флагами?
И.МАГАЗИННИК: Можно сказать, что да.
М.СПИРИДОНОВ: Эта затея имела коммерчески корни, или это было просто увлечением юности?
И.МАГАЗИННИК: Она изначально имела коммерческие корни, но так как тогда никто особо не задумывался о бизнес-моделях, бизнес-модель была достаточно простой. Мы хотели сделать то, что будет нужно большому количеству людей, а потом найти какой-то способ монетизации.
М.СПИРИДОНОВ: Это была довольно популярная модель. Слава Богу, сегодня она почти нигде не повторяется.
И.МАГАЗИННИК: Она иногда работает.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, это ваш случай с Viber.
И.МАГАЗИННИК: Это можно обсудить, но в случае с Viber всё было не совсем так. Мы продумывали бизнес-модель. Можно сказать, что эта модель еще работает. Как правило, если есть достаточное количество пользователей, можно найти какие-то способы монетизации, иногда совершенно неожиданные.
М.СПИРИДОНОВ: Сам по себе такой подход небезопасен. Из санитарно-гигиенических соображений его лучше не пропагандировать, потому что именно таким путем шли 98% стартаперов. В России это слово имеет скорее негативный оттенок. Они приходили в никуда, не имея опыта, умения строить бизнес-модель. Они пытались собрать людей, которые не всегда собирались, а если и собирались, то они не знали, как их монетизировать.
И.МАГАЗИННИК: Я согласен. Я считаю, что наши 2 успеха – это скорее исключения из правил, и не стоит пользоваться моими словами как наставлениями к действиям.
М.СПИРИДОНОВ: Как говорят в телевизионных передачах «Ни в коем случае не пытайтесь повторить это дома».
И.МАГАЗИННИК: Абсолютно.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, заработать на этом не удалось.
И.МАГАЗИННИК: В итоге, заработать на этом удалось, и мы продолжаем на этом зарабатывать. Компания существует, она коммерчески успешная. Я надеюсь, компания будет существовать еще очень долго.
М.СПИРИДОНОВ: Вот оно что! На вас даже в суд не подали, или подали, но не смогли засудить?
И.МАГАЗИННИК: В суд на нас подали, но мы смогли стать единственной компанией, которая смогла заключить соглашение с американской ассоциацией звукозаписывающих компаний. С тех пор мы работаем легально, мы продаем и распространяем музыку.
М.СПИРИДОНОВ: Вы участвуете в операционной работе?
И.МАГАЗИННИК: Компания работает. В душе я всё еще чувствую себя частью этой компании, но в течение последних двух лет я там не работаю.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, в Израиле легально действует аналог iTunes, распространяющий MP3-файлы?
И.МАГАЗИННИК: Не только в Израиле, он занимается продажей музыки в Америке и Канаде, и распространением во всем остальном мире.
М.СПИРИДОНОВ: Какие обороты у компании?
И.МАГАЗИННИК: Так как компания частная, я не уполномочен рассказывать про обороты компании, но компания вполне успешная.
М.СПИРИДОНОВ: Это десятки или сотни миллионов долларов?
И.МАГАЗИННИК: Не уполномочен.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сколько человек работает в компании? Хочется представить себе масштаб трагедии.
И.МАГАЗИННИК: В компании работает от 100 до 200 человек. Компания занимается не только музыкой, у компании появилось огромное количество других проектов.
М.СПИРИДОНОВ: До какого момента вы занимались проектом iMesh?
И.МАГАЗИННИК: Вплотную до того момента, пока кому-то не пришла в голову идея попробовать что-то с VoIP.
М.СПИРИДОНОВ: До 2010 года?
И.МАГАЗИННИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: После этого вы продали свою долю?
И.МАГАЗИННИК: Нет, я остаюсь акционером компании.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Если бы нашей главной темой был проект iMesh, мы бы раскопали то, как вам удалось обойти все рифы, которые положили Napster на дно.
И.МАГАЗИННИК: Это очень долгая и интересная пиратская история, это прямо роман.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, почему бы вам не написать пост на Хабре? Вы знаете ландшафт Рунета, вы в курсе того, что в нем происходит с точки зрения заметных медийных площадок, в курсе движений внутри индустрии?
И.МАГАЗИННИК: Стараюсь быть в курсе.
М.СПИРИДОНОВ: Как часто вы бываете в России?
И.МАГАЗИННИК: Достаточно редко. Последний раз я был недели 3 назад.
М.СПИРИДОНОВ: Вы были на мероприятии на заводе в центре Москвы?
И.МАГАЗИННИК: По-моему, это было здание телеграфа.
М.СПИРИДОНОВ: Да, точно. Я вас там видел. Просто я сейчас смотрю на вашу фотографию на аватарке в Скайпе и понимаю, что я вас видел. Я там тоже был по приглашению, но быстро ушел. Возвратимся к нашему разговору об IT и вашей жизни. У Станиславского есть основополагающая книга, которую читают все студенты первых курсов театральных вузов «Моя жизнь в искусстве». Поговорим о вашей жизни в IT. Вы ушли из iMesh, желая заниматься voice over IP?
И.МАГАЗИННИК: Да, надо сказать, что проект Viber изначально был подпроектом, который мы стали разрабатывать в iMesh. Потом мы поняли его потенциал и отделили его в отдельную компанию.
М.СПИРИДОНОВ: В чем был главный посыл? Идея, что голос может ходить через IP, не нова.
И.МАГАЗИННИК: Да, не нова, хотя и тут пионерами были несколько израильских компаний. Идея не нова, были определенные лидеры, но с воплощением идеи, особенно во всем, что касается мобильных телефонов, были некоторые проблемы, как нам показалось.
М.СПИРИДОНОВ: Что стало толчком к тому, чтобы делать что-то свое?
И.МАГАЗИННИК: Было несколько толчков. Во-первых, толчком стало то, что мой друг и партнер Тальмон Марко долгое время жил за границей, и нам очень часто приходилось общаться по телефону. При этом мы пользовались всеми возможными способами, чтобы сэкономить. Израильтяне, как и русские, любят халяву. Мы испробовали абсолютно всё – мы ставили телефонные АТС, VoIP АТС типа Asterisk, пользовались Скайпом, использовали другие продукты, и мы пришли к выводу, что нет хорошего продукта, созданного под современные мобильные телефоны. Это были 2009-2010 годы, а тогда уже был iPhone, были аппликации на iPhone, и ничего хорошего под эту платформу сделано не было.
М.СПИРИДОНОВ: Принципиальный посыл заключался в том, чтобы сделать качественный мессенджер под мобильную платформу, не залезая в десктоп?
И.МАГАЗИННИК: Да, изначально мы хотели сделать что-то, что построено для работы на мобильной платформе, вся идеология была сконцентрирована вокруг того, чтобы продуктом максимально удобно было пользоваться на телефоне.
М.СПИРИДОНОВ: Вы начали конструировать свой продукт?
И.МАГАЗИННИК: Да, мы начали пытаться конструировать свой продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Через какое время появился первый более-менее работающий прототип?
И.МАГАЗИННИК: Первый работающий прототип появился очень быстро. Он появился буквально через 2-3 месяца после начала работы над проектом. Потом мы поняли, что путь от первого работающего прототипа до чего-то, что мы хотим показать кому-то, кроме своих друзей, достаточно долог. Если мы начали весной 2010 года, то первая версия вышла в декабре того же года.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ушел почти год на то, чтобы построить нечто осмысленное?
И.МАГАЗИННИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, здесь будет уместно дать справку о компании.
Справка о компанииКомпания Viber Media основана Тальмоном Марко и Игорем Магазинником в 2010 году. Головной офис находится на Кипре, центры разработки – в Минске, Бресте, Китае и Израиле. В компании работают 120 человек. По данным на июль 2013 года, приложением Viber пользуются свыше 200 миллионов человек в 193 странах мирах. Viber с самого начала является бесплатным для пользователей, зарабатывать Viber Media предполагает на предоставлении дополнительных функций. По данным независимых источников, в Viber инвестировано около 20 миллионов долларов, имена инвесторов не раскрываются.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сами много денег вложили в проект?
И.МАГАЗИННИК: Достаточно.
М.СПИРИДОНОВ: Большую часть или меньшую?
И.МАГАЗИННИК: Конечно, меньшую.
М.СПИРИДОНОВ: Какой был расчет инвесторов, которые заходили в проект, не имеющий на сегодня четкой бизнес-модели?
И.МАГАЗИННИК: Это не инвесторы, это скорее Friends and Family. Это в меньшей степени семья и в большей степени друзья, то есть это те люди, с которыми мы вместе делали другие проекты. Мы продолжили с ними работать, и все вкладывали в это деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Вряд ли они рассчитывали потерять эти деньги, то есть какая-то бизнес-стратегия тогда уже существовала?
И.МАГАЗИННИК: Да, безусловно. В этот раз мы не делали ту же ошибку, которая произошла при основании компании iMesh, и какие-то варианты бизнес-модели мы прорабатывали изначально.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день что-то из этого реализовано?
И.МАГАЗИННИК: Что-то реализовано, но пользователи еще ничего из этого не видели. Я думаю, что до конца этого года наши пользователи увидят несколько вещей, которые принесут монетизацию компании. Я надеюсь, что они принесут удовольствие пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Это не будет рекламная модель, то есть досаждающие баннеры или контекстные объявления?
И.МАГАЗИННИК: Нет, это не рекламная модель, мы изначально так решили, и мы от этого не отступаем. Мы не будем показывать рекламу в форме баннеров и сообщений, совершенно не связанных с программой.
М.СПИРИДОНОВ: Ваша модель монетизации – это дополнительные сервисы, которые, вы надеетесь, будут покупаться пользователями?
И.МАГАЗИННИК: Именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Будут ли покупаться, учитывая то, что два главных требования вы уже закрыли, то есть общение голосом и общение текстом?
И.МАГАЗИННИК: Мы не первые, кто пытается монетизировать подобные сервисы, ничего революционного мы предлагать не будем. Мы будем предлагать вещи, которые уже обкатаны у наших конкурентов. Я думаю, что они будут покупаться. Конечно, не все будут что-то покупать, но будет определенный процент, который будет платить.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь приоткрыть завесу тайны и сказать, что именно будет делаться?
И.МАГАЗИННИК: Если я не хочу, чтобы Тальмон сейчас зашел и открутил мне голову, то нет.
М.СПИРИДОНОВ: Он же не понимает русский язык.
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что я уже достаточно сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, это модели, которые на сегодня используются в социальных сетях и мессенджинге.
И.МАГАЗИННИК: И в социальных сетях, и в более больших наших конкурентах. Если мы посмотрим на Скайп, то можно сделать какие-то выводы.
М.СПИРИДОНОВ: Ок, то есть платными будут звонки на обычные телефоны, где не установлен мессенджер. Не думали о том, чтобы сдвинуться в сторону дейтингового сервиса с геолокационной привязкой?
И.МАГАЗИННИК: Это то, что происходит с любым успешным интернет-проектом. На каком-то этапе им начинают пользоваться в качестве дейтингового сервиса. Я думаю, что при добавлении определенного функционала это произойдет, и даже если мы не будет планировать эту функциональность для дейтинга, ее для дейтинга начнут использовать. Я думаю, что рано или поздно это произойдет вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Как бы вы обрисовали Viber с точки зрения его сильных сторон? Прежде чем перейти к разговору о ландшафте мессенджинга на сегодня, хочется услышать ответ на этот вопрос.
И.МАГАЗИННИК: В этом сложном ландшафте Viber выделяется функционалом голосовых звонков. Мы на несколько голов выше всех наших конкурентов, как мне хочется считать. Что касается сообщений, мы включаем в себя практически всё, что есть у наших конкурентов вместе взятых, и до конца года мы включим в себя всё. Мы много работаем над тем, чтобы всё чаще и чаще выпускать новые версии, предоставлять нашим пользователям новую функциональность, мы много думаем о наших пользователях.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь перейдем к разговору о ландшафте. Например, я пользуюсь Whatsapp. Я не знаю, как так получилось.
И.МАГАЗИННИК: Я надеюсь, это изменится после нашего разговора.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку я добросовестный человек, поскольку я готовился к программе и много узнал о вас, я снова поставлю Viber. Я когда-то ставил его на предыдущем смартфоне года полтора-два назад, но я не помню, из-за чего именно я перестал им пользоваться. Я сейчас пользуюсь Whatsapp, как и подавляющее большинство моих знакомых. Я не знаю, почему так получилось, видимо, это перешло из рук в руки. Мне кажется, что их база гораздо больше.
И.МАГАЗИННИК: Их база больше, но нужно помнить, что Whatsapp появились примерно за год до нас и остальных подобных сервисов. У них был год для захвата рынка, и они этот год вполне успешно использовали.
М.СПИРИДОНОВ: Объективно говоря, пиар у них лучше, по крайней мере, в России. Она гораздо заметнее для пользователей, нежели Viber. Это из-за того, что они раньше вышли?
И.МАГАЗИННИК: Чем они заметнее для пользователей? Я в российских источниках вижу статьи про Viber, а про Whatsapp особо ничего не видел.
М.СПИРИДОНОВ: Я сужу по коммуникациям с моим широким кругом контактов, и все они профессиональные, то есть это люди, вращающиеся в онлайн-среде, и Viber довольно редко упоминается, Whatsapp гораздо чаще. Не будем углубляться в эту тему, потому что я использую не статистику, я говорю о субъективных впечатлениях. На сегодня у Whatsapp больше людей.
И.МАГАЗИННИК: Было бы интересно поговорить об этом, но так как детальная статистика нигде не публикуется, то сравнить очень сложно. Я думаю, что в России мы уже популярнее, чем Whatsapp. За последние полгода мы видим сильный прирост пользователей из России, что позволяет нам считать, что Россия будет для нас одной из ключевых территорий.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько в России сейчас пользователей?
И.МАГАЗИННИК: Много. Эти данные я готовил для определенных статей, которые выпускались в России, но сейчас я их найти не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял, почему в последнее время Whatsapp заметнее. Ходили слухи о попытке покупки их то ли Гуглом, то ли Facebook, и это активно полоскалось.
И.МАГАЗИННИК: Да, где-то 4 раза ходили подобные слухи.
М.СПИРИДОНОВ: Да, а про вас не говорят. Видимо, вам тоже нужно пустить такой слух.
И.МАГАЗИННИК: Видимо, Whatsapp больше любит распускать слухи, нежели мы.
М.СПИРИДОНОВ: К вам тоже должны поступать подобные предложения. Следующая дверь после Whatsapp – это вы.
И.МАГАЗИННИК: Если учитывать то, что это просто слухи, то слухи про нас мы распускать не хотим. Подобные предложения или есть, или будут.
М.СПИРИДОНОВ: Например, Yahoo сейчас только к ленивым не зашла с предложением о покупке, в частности, они заходят к молодой, коммуницирующей, сидящей на мобильных аудитории.
И.МАГАЗИННИК: Yahoo к нам не заходила.
М.СПИРИДОНОВ: Логично было бы зайти к вам.
И.МАГАЗИННИК: Будем надеяться, что они слушают вашу передачу.
М.СПИРИДОНОВ: Это ведь тоже бизнес-стратегия, в полный рост продемонстрированная Instagram. Можно растить компанию без особых надежд на ближайшие заработки, просто растить аудиторию, а потом красиво продать ее крупному игроку.
И.МАГАЗИННИК: Мы же уже говорили, что это неправильно, и не этому мы должны учить будущее поколение стартаперов. Я согласен с тем, что это очень неправильно. Прежде всего, нужно строить настоящую компанию, которая рассчитана на то, что если ее никто не купит, то она всё равно будет приносить прибыль, всё равно давать работу сотрудникам и приносить прибыль акционерам.
М.СПИРИДОНОВ: В вас говорит хороший и здоровый MBA.
И.МАГАЗИННИК: Нет, это во мне говорит опыт и нежелание ждать, пока придет дядя и купит. Сейчас мы относимся к этому по-другому, нежели относились к этому при запуске нашего первого проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Логично предположить, что у вас есть бизнес-план, и в нем есть графики и таблицы, указывающие на ориентировочные даты выхода на операционную окупаемость.
И.МАГАЗИННИК: Да. Есть надежда, что это произойдет в этом году.
М.СПИРИДОНОВ: Есть основания полагать, что так и будет, если вы еще не запустили то, что должно стать источником денег, и не знаете, как это будет работать?
И.МАГАЗИННИК: Мы надеемся. Эти графики и таблицы могут совпасть с реальностью, а могут и не совпасть.
М.СПИРИДОНОВ: Если не совпадут, денег у вас хватит?
И.МАГАЗИННИК: Если не совпадут, будем продолжать вкладывать деньги в компанию и развивать ее.
М.СПИРИДОНОВ: Продолжая рисовать ландшафт, скажу, что кроме Whatsapp, есть и другие проекты. Есть тот же самый Скайп, который оставляет желать на Андроиде, однако, он кроссплатформенный, он работает на десктопе, есть ICQ, пытающийся отжать свои проценты рынка, есть Mail Agent, есть мессенджеры социальной сети. Как вы смотрите на все эти продукты?
И.МАГАЗИННИК: Я постараюсь не задеть никого из конкурентов, я попробую объяснить, что я думаю про эти продукты. Если мы смотрим на Скайп и его кроссплатформенность, то можно отметить, что у Viber не меньшая кроссплатформенность, чем у Скайпа. У нас тоже есть версия для десктопа, версии для всех ведущих мобильных платформ, и мы стараемся, чтобы Viber работал на всех возможных платформах. Изначально Скайп не рассчитан на использование на мобильных платформах. Именно за счет этого дефекта нам во многом и удалось приобрести подобную популярность. Почему-то этот дефект никто не хочет чинить уже несколько лет.
М.СПИРИДОНОВ: Это загадка для меня, как пользователя Андроида. Я каждый год покупаю новые флагманы, и я думаю, что Скайп должен на них нормально работать, но нет. Это выглядит как саботаж, такое ощущение, что сидит засланный казачок и бракует версии для Андроида. Что касается iOS, то там, как говорят, всё более-менее.
И.МАГАЗИННИК: Там тоже не всё хорошо. Я как пользователь iOS скажу, что с iOS не всё хорошо. Я очень рад, что мне за последние полтора года ни разу не приходилось запускать Скайп на телефоне. Если я забывал его выключить, то у меня через час садилась батарейка, и я оказывался без телефона. Будем винить в этом и компанию Скайп, и компанию Apple. Сейчас проблема заключается еще и в том, что, будучи достаточно большой корпорацией с неизвестным количеством засланных казачков, Скайп стал частью еще более огромной корпорации. Сейчас ждать каких-то инноваций и каких-то улучшений не стоит.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас Майкрософт находится в процессе большой революции. Они всё перестраивают, и они сильно ориентируются на текущие тенденции. Ясно, что это большая компания с бюрократией и другими нюансами, что там сложно воплотить любые инициативы, однако, они пытаются быть в тонусе.
И.МАГАЗИННИК: Конечно, мы следим за тем, что происходит в Майкрософте. Во-первых, мы делаем Viber для нескольких платформ, которые делает эта компания. Я сам пользуюсь Windows и продолжаю им пользоваться. Я думаю, что Майкрософт сейчас делает еще большую революцию для того чтобы как-то бороться с негативными результатами предыдущей революции Windows 8. Я думаю, нам стоит запастись поп-корном и посмотреть, чем всё это закончится.
М.СПИРИДОНОВ: Похоже на то. Со Скайпом более-менее поняли. У него действительно есть проблемы с мобильными устройствами, и это позволяет вам обходить их. Что с другими мессенджерами?
И.МАГАЗИННИК: Давайте не будем говорить про ICQ, потому что вы первый человек, от которого я слышу это некогда славное имя за последние полтора-два года.
М.СПИРИДОНОВ: Как говорится, о покойнике либо ничего, либо хорошо.
И.МАГАЗИННИК: Да. Они были первыми, они проторили всем дорогу, и это была прекрасная компания, именно такой мы ее и запомним. Что касается Whatsapp, то скажу, что они молодцы, они сделали очень хорошую работу. Они были первыми, изначально много решений пришло от них, у них стабильный и хороший сервис. Ничего, кроме восхищений я не могу в их сторону выразить.
М.СПИРИДОНОВ: У них нет голоса.
И.МАГАЗИННИК: Да, у них нет голоса, но я хотел к этому подойти немного с другой стороны. Whatsapp выбрали для себя довольно интересную стратегию. Если некоторые берут пример со Стива Джобса, то Whatsapp решил брать пример с создателей Craigslist. В России его знают гораздо меньше.
М.СПИРИДОНОВ: То есть предельный минимализм?
И.МАГАЗИННИК: Да, предельный минимализм, голый скелет функциональности, но то, что они дают, должно работать хорошо. По-моему, Whatsapp это удается, потому что та функциональность, которую они предоставляют, как правило, работает очень хорошо. Еще две недели назад было удобно приводить пример, что Whatsapp выпустили последнюю версию для iPhone в декабре прошлого года, но две недели назад они выпустили новую версию, и сейчас я этот пример приводить не могу. В декабре прошлого года они увеличили количество пользователей, которые добавляются в группы, и сейчас по прошествии полугода они ввели новую фичу, которая позволяет одновременно посылать несколько фотографий. В Whatsapp этого раньше не было, раньше можно было посылать одну фотографию, сейчас можно посылать несколько, и это эволюция Whatsapp за полгода. При этом программа работает прекрасно, и много человек ей пользуется. Правильный это подход или нет, покажет время. Если встать на место Whatsapp, то есть компании, которая первой вошла на рынок, у которой большое количество пользователей, то, наверное, такой подход возможен, но я думаю, что такой подход невозможен для нас. Мы должны бегать по стенкам, рвать себя и пытаться всё время выпускать новые версии с новыми возможностями, новыми интересными штуками, что гораздо тяжелее.
М.СПИРИДОНОВ: Готовят ли они голос, как вы считаете? С одной стороны, это было бы логично. С другой стороны, это противоречило бы политике предельного минимализма.
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что нет из-за этой политики, и я думаю, что для них это правильное решение.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, они заложники своего минимализма, и в этом, возможно, их слабая сторона.
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что в этом их и сильная, и слабая сторона.
М.СПИРИДОНОВ: Я приведу другой пример, который будет более понятен нашим пользователям. Craigslist из России мало виден, но есть Твиттер, который тоже является заложником собственного минимализма. Как он ни пытался развиваться в сторону мультимедиа, всё равно очень узки границы. В этом его сила, в этом же его слабость. Мне кажется, в этом они близки с Whatsapp.
И.МАГАЗИННИК: Да, это тоже хороший пример.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Дальше, наверное, стоит рассмотреть мессенджеры социальных сетей, прежде всего, Facebook-мессенджер.
И.МАГАЗИННИК: Сказать, что мы рассматриваем мессенджеры социальных сетей как конкурентов нельзя. Если мы рассматриваем всё, что может послать сообщение и обеспечить голосовой звонок, как конкурентов, то да, но я думаю, что сейчас сегмент, в котором мы находимся, то есть сегмент программ, которые работают конкретно для передачи сообщений и не основываются на социальных сетях, более интересен. Пользователи смотрят на это по-разному. Во-первых, социальные сети не совпадают по списку друзей со списком друзей, которые есть у тебя в телефонной книжке.
М.СПИРИДОНОВ: Это спорно для многих, местами контакты совпадают.
И.МАГАЗИННИК: Для многих спорно, но судя по себе, я определенно могу сказать, что у меня гораздо более сконцентрированы те люди, с которыми я действительно общаюсь, в телефонной книжке, а не в Facebook, куда я иногда захожу и смотрю на список своих френдов и не понимаю, кто все эти люди.
М.СПИРИДОНОВ: Я могу привести десяток примеров своих знакомых, у которых будет обратная ситуация, то есть в телефоне у них номера коммунальных служб, салонов красоты, подруг из далеких городов, с которыми они созваниваются очень редко, а в Facebook у них реальное общение.
И.МАГАЗИННИК: Понятно, что такие люди есть, и такое явление имеет место быть. Я думаю, с этим нам тоже придется каким-то образом работать, подстраиваться под это.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, эти мессенджеры являются вашими прямыми конкурентам. В частности, Facebook и Google Hangouts, который сейчас всё больше пытается раскручиваться, и подчеркивается его существование в этом мире. Учитывая то, что за ними стоят крупные компании с большим количеством разработчиков, они могут себя очень серьезно показать.
И.МАГАЗИННИК: Крупные компании, которые стоят за кем-то, прибавляют определенную силу, но они не гарантируют успех проекта. И у Facebook, и у Гугла было довольно много неуспешных проектов, которые частично закрыты, частично еще существуют. Если мы смотрим на конкуренцию, то я думаю, что лучше всего смотреть на конкуренцию по номерам. Когда мы смотрим по номерам, то мы видим, что мессенджер Facebook и Google Hangouts не там. Они еще не там, или уже не там. Как только вышел мессенджер Facebook, он был очень популярным, но сейчас, если посмотреть на статистику AppStore и Google Play, то мы увидим, что они являются нашими конкурентами, но не самыми важными.
М.СПИРИДОНОВ: Самыми важными конкурентами остаются однополчане, то есть тот же самый Whatsapp?
И.МАГАЗИННИК: Да, и все остальные аппликации, которые делают примерно то же самое, что и мы.
М.СПИРИДОНОВ: Есть 3 типа коммуникации, 2 из которых вы охватили. Видео собираетесь добавлять?
И.МАГАЗИННИК: Собираемся. Я не люблю говорить про вещи, которые мы еще не сделали, но могу сказать, что в видео мы собираемся. Видео у нас уже есть на десктопе, и на мобильных оно тоже появится.
М.СПИРИДОНОВ: Я недавно вел конференцию одного из заметных медиа-брендов – Коммерсанта, касающуюся мобильных операторов. Я бы сказал, что мобильные операторы в России чрезвычайно обеспокоены, даже возмущены активностью сервисов типа вашего. Они не то, чтобы злы на вас, просто вы заставляете их терять выручку. Они размышляют о том, как быть с вами. Одна из концепций, которую я слышал, озвучиваемая топ-менеджерами, гласит, что надо договариваться о том, чтобы фильтровать трафик, и каждый тип трафика, например, трафик VoIP или трафик Скайпа оплачивался, чтобы выручкой с этого трафика владелец делился. Грубо говоря, проходит звонок через Скайп, который стоит 10 центов за минуту, и 5 центов должно отдаваться мобильному оператору. Происходит ли у вас такое взаимодействие с мобильными операторами? Не является ли оно проблемой?
И.МАГАЗИННИК: Оно является проблемой в некоторых странах. Сначала поговорим про проблематичные страны. Если вы читали новости, то вы, наверное, видели, что нас закрыли в Саудовской Аравии. Трудно сказать, из-за чего это произошло, теорий на этот счет довольно много, начиная с того, что наши разговоры и сообщения нельзя прослушать, заканчивая тем, что они не любят терять деньги. Я думаю, что есть часть и того, и другого. Тем не менее, есть страны, которые закрывают нас по тем или иным причинам. Если говорить о всём, что связано с мобильными операторами, то я думаю, мы видим такую же историю, которая происходила с ISP в начале интернета. Сначала ISP предоставлял и e-mail, и портал, и search-сервисы и так далее. Постепенно всё это отошло в другие компании, а ISP стал заниматься тем, чем они занимаются сейчас, то есть предоставлением инфраструктуры доступа к интернету. Постепенно то же самое произойдет с телефонными компаниями. Из-за сложности координации всего, что происходит в мире телефонных компаний, сервисы, сопоставимые с тем, что дает наш сегмент, конкурировать с нами не смогут. Я думаю, что нам нужно будет найти какие-то способы работы вместе. Это одна эко-система, и нам выгодно, чтобы телефонным компаниям было хорошо, и я надеюсь, что им выгодно, чтобы нам было хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Им выгодно, чтобы с ними делились.
И.МАГАЗИННИК: Если будет такая возможность, я думаю, мы будем рассматривать такой вариант. Мы всегда за диалог. Мы недавно заключили договор в Индонезии с одним из крупнейших индонезийских операторов, который дает пользователям возможность купить удешевленный тарифный план, который не дает доступа ко всему интернету, но дает возможность неограниченно пользоваться Viber.
М.СПИРИДОНОВ: Операторы говорят, что они не хотят становиться трубой, через которую будет течь трафик неизвестного характера, они не хотят просто его доставлять, потому что иначе они сильно просядут в бизнесе или даже разорятся. Они становятся просто инфраструктурой, которая уже гораздо сильнее у других компаний. У того же Гугла огромная инфраструктура, отчасти вхожая в Россию. Станут они этой трубой, или они смогут отжать какие-то деньги, памятуя былые заслуги по доставке голоса и смс?
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что постепенно всё будет изменяться. Года полтора назад генеральный директор AT&T сказал, что он видит, как AT&T превращается в трубу в течение 5-7 лет. Он сказал это как что-то, в чем он абсолютно уверен. Кто я такой, чтобы спорить с ним?
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Что еще важно обрисовать для того чтобы ландшафт мессенджинга был абсолютно ясным для наших слушателей? СМС всё еще играют какую-то роль, но говорить о том, что смс будут как-то конкурировать, не стоит, они просто есть, и они будут потихоньку уносить песню за собой?
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, они будут потихонечку умирать, потому что мы и наши конкуренты могут дать лучшие возможности по сравнению с базисными смс, стандарт которых с 80-х годов не менялся. Это будут несравнимые сервисы. Чтобы еще как-то обозначить этот ландшафт, скажу, что я вижу всё больший и больший переход от голосовой связи к текстовым сообщениям.
М.СПИРИДОНОВ: Могли бы нарисовать картину будущего в области мессенджинга в ближайшие 3-5 лет? Каким вы видите рынок мобильных и десктопных приложений для обмена текстовыми сообщениями, голосовыми звонками, видео-конференций через 5 лет?
И.МАГАЗИННИК: Я не думаю, что появится большое количество новых игроков. Если мы смотрим на то, что вы назвали нашим полком, то в нашем полку не прибыло ни одного крупного игрока за последние полтора года. Барьер всё время растет, поэтому, наверное, мы увидим более интересное деление рынка между теми игроками, которые существуют сейчас. Я думаю, что за 5 лет появится огромное количество новых сервисов, про которые мы сейчас даже подумать не можем.
М.СПИРИДОНОВ: Будет ли какое-то движение в сторону единого интерфейса? Мы на редакционном совещании перед записью программы говорили о том, что было бы неплохо, чтобы все мессенджеры как-то объединились, чтобы можно было из одного окна общаться с разными типами аккаунтов. Например, чтобы был Whatsapp, Viber и Скайп.
И.МАГАЗИННИК: Мы переизобретаем Миранду и другие кросс-мессенджеры?
М.СПИРИДОНОВ: Да, что-то такое было.
И.МАГАЗИННИК: Если коротко ответить на этот вопрос, то моя позиция очень проста. Баба Яга против! Сейчас объясню, почему. Если мы посмотрим на ту же Миранду, то она давала убогую функциональность подсоединения к различным мессенджерам. На одной стороне линейки находятся инновации, а на другой стороне линейки находится кросс-функциональность, которая позволяет сетям общаться друг с другом. Понятно, что если мы заставляем несколько сетей работать друг с другом, то всегда функционал будет определяться за счет наименьшего функционала, который поддерживают все. Мы хотим дать нашим пользователям большее, поэтому мы выступаем на стороне инноваций. Если мы посмотрим, к чему привела попытка того, чтобы все работали вместе, и все могли говорить со всеми, то есть явный пример в виде смс. Смс работает именно так. Что нам дает смс, и как он изменился с 80-х годов?
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, будет битва гигантов. Будет так же, как и в фильме «Горец», то есть остаться должен только один?
И.МАГАЗИННИК: Я не думаю, что остаться должен только один. Мне как пользователю будет гораздо интереснее, если останутся несколько. Люди привыкли выбирать между несколькими вариантами, и не надо забирать у них эту возможность. Кроме того, на нашей планете живут очень разные люди. Они различаются по возрасту, полу, они живут в разных странах. Я думаю, что есть место для определенного, не очень большого количества игроков, остаться могут несколько, и каждый найдет пользователей, которые будут предпочитать именно его для каких-то определенных вещей.
М.СПИРИДОНОВ: Я размышлял, какая польза от того, что остаются несколько крупных брендов, и подумал, что это альтернатива местами стирающимся этническим, национальным и политическим границам. Поскольку людям теперь группироваться по таким признакам становится всё сложнее, они будут группироваться по признаку приверженности к разным брендам.
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, это тоже будет интересно. Мы уже сейчас видим, что бренды воспринимаются по-разному в разных странах.
М.СПИРИДОНОВ: Если отменить национальности и границы, то можно будет нарисовать несколько кругов в разных плоскостях. Например, будет национальность Apple-филов и национальность Андроид-манов.
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что люди будут делиться на тех, кто предпочитает зеленый Whatsapp, и тех, кто предпочитает фиолетовый Viber.
М.СПИРИДОНОВ: История показывает, что как только люди объединяются по какому-то признаку, они тут же начинают конфликтовать, кто лучше. Хочется верить, что этого не случится.
И.МАГАЗИННИК: Тут всё гораздо проще. Не у всех людей есть деньги, чтобы покупать 2 камеры Nikon и Canon, не у всех людей есть деньги, чтобы покупать 5 iPhone и смартфон на Андроиде, но Whatsapp и Viber можно держать на одном телефоне.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. К вашему слогану можно будет добавить «Viber вне политики».
И.МАГАЗИННИК: Мы стараемся быть вне политики.
М.СПИРИДОНОВ: Вне потенциальных футуристических конфронтаций между приверженцами разных брендов. Мы совсем зафантазировались, пора идти дальше. Напомню, что у нас еще есть две рубрики. Первая из них – это рубрика «Бизнес-цитата». В ней мы зачитываем интересные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей и предлагаем гостю прокомментировать эти мысли, предварительно выбрав того человека, который наиболее симпатичен. Сегодня у нас на выбор есть Роберт Таунсенд, американский предприниматель, автор книг по менеджменту, Теордор Рузвельт, 26-ой Президент США и Аристотель Онассис, греческий миллиардер, судовладелец. Кто из трех названных вам наиболее интересен?
И.МАГАЗИННИК: Так как я не политик и не пытаюсь им быть, и я не судовладелец, я выберу американского предпринимателя.
М.СПИРИДОНОВ: Роберт Таунсенд сказал: «Менеджер не должен руководить чем бы то ни было больше пяти-шести лет. Иначе он выдыхается, теряет интерес к делу и становится пленником собственных шаблонов, которые были революционными идеями, когда он возглавил организацию». Согласны?
И.МАГАЗИННИК: Больше согласен, чем не согласен.
М.СПИРИДОНОВ: То есть нужно по санитарному признаку управленцу через 5-6 лет менять место приписки?
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что хороший управленец это сам поймет. Когда человеку становится неинтересно, он сам должен уходить. Сохранять интерес к одному проекту в течение 6 лет и больше можно, но только если этот проект всё время фонтанирует, и ты являешься частью этого фонтанирования. Тогда это возможно, но это скорее исключение из правил. Даже если мы смотрим на стартапы, то мы видим, что через 5-6 лет они выходят на более-менее проторенную дорожку и дальше едут по накатанной. По себе могу сказать, что я в компании iMesh работал с 1999 по 2010 год, и я воспользовался бы этим советом на 5-6-ом году, хотя компания преобразовывалась несколько раз, и каждый раз она себя заново находила.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Пойдем дальше. У нас последняя рубрика – вопросы слушателей. Напомню, что анонсы собираются в аккаунтах в Facebook и Твиттере. Подписывайтесь! Artem Vysotsky спрашивает: «Одна из фишек умирающего Skype – безопасность. Что по этому поводу можете сказать Вы? Предоставляет ли Viber информацию о пользователях и переговорах спецслужбам либо схожего рода организациям?».
И.МАГАЗИННИК: Viber по определенного рода запросам спецслужб, возможно, будет предоставлять очень лимитированную информацию. Лимитацию мы построили для себя изначально. Мы не записываем звонки, они, как правило, не проходят через наши сервера, мы не сохраняем переписку пользователей. Подходим мы к этому очень серьезно. Конечно, если это расследование похищения ребенка, то, возможно, на какую-то кооперацию с нашей стороны можно рассчитывать, но про систематическую кооперацию со службами охраны порядка, особенно в некоторых странах, говорить не стоит. Опять же мы возвращаемся к тому, что нас закрыли в Саудовской Аравии. Нас закрыли, а Whatsapp нет, так что делайте свои выводы.
М.СПИРИДОНОВ: После скандала с PRISM и развития событий с тем, следят спецслужбы или не следят, имеют прямой доступ к серверам интернет-компаний или нет, пошла небольшая волна паранойи или волна здравомыслия, и многие заметные деятели в интернете стали говорить о том, что пора проектировать свои системы безопасности, в частности мессенджеры. Буквально недавно российский Вконтакте объявил о том, что будет делать закрытый мессенджер. Если не ошибаюсь, Kim Dotcom, одиозно известный автор ныне закрытого Megaupload, говорил о том, что он что-то подобное делает. Насколько безопасность является для вас маркетинговым инструментов? Планируете ли вы ее усиливать до такой степени, что вы будете говорить: «Все открыты, а мы в танке».
И.МАГАЗИННИК: Безусловно, безопасность для нас не является маркетинговым инструментом, она является важным фактором внутри компании. Мы серьезно относимся к безопасности данных наших пользователей, и мы тратим большие ресурсы на их хранение. Я удивлен, что не было задано вопроса по новостям о том, что Viber якобы взломала Сирийская Освободительная армия, которые вчера распространились. Такой взлом действительно имел место быть. Я не могу не сказать об этом, говоря о безопасности. С помощью Фишинг-атаки был взломан суппорт сайта Viber, который хранится на сторонней системе, который никак не связан с нашими бэкэндами. С точки зрения наших пользователей никакой потери информации не произошло. Безопасность мы не будем использовать в маркетинге.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что не стоит зарекаться.
И.МАГАЗИННИК: Если мы посмотрим на последние тенденции с точки зрения появления социальных сетей, то такие понятия, как безопасность и privacy постепенно уходят от нас. Я смотрю на современную молодежь, не относя себя к ней, и я вижу, что вся их жизнь находится в полном публичном доступе. Про какую безопасность мы можем говорить? Кому из молодых ребят 20-ти лет, кроме тех, кто занимается торговлей наркотиками, это интересно?
М.СПИРИДОНОВ: Я недавно в программе «Рунет сегодня» сравнил безопасность как продукт и моду на экологические продукты, которая в последнее время захлестнула страны Европы и другие развитые страны. Прежде все догадывались, что кушают они не самую хорошую магазинную еду, что в ней могут быть вкусовые добавки, вкусовые усилители химического характера, пестициды и так далее. Недавно это стало продуктом маркетинга, и стали появляться эко-продукты и био-продукты, и они стоят гораздо дороже. Это уже целая индустрия, и мне показалось, что, возможно, эко-продукт с точки зрения безопасности защиты данных в области онлайна очень скоро станет одним из направлений индустрии
И.МАГАЗИННИК: Это очень интересно. Возможно, что-то подобное произойдет. Мы не знаем, используются в эко-продуктах пестициды или нет, а в случае с продуктами информационных технологий мы еще меньше будем знать, слушает нас кто-то или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Это точно. Идем дальше. Dennis Buryakovskyy спрашивает: «Какова виральность проекта, какой маркетинговый бюджет?». Сколько пользователей регистрируется ежедневно или ежемесячно?
И.МАГАЗИННИК: Ежедневно регистрируется порядка полумиллиона пользователей, сейчас даже больше. Сейчас у нас значительно больше 200 миллионов зарегистрированных пользователей. Включать пиар в маркетинговый бюджет?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
И.МАГАЗИННИК: Тогда получится в районе 2 тысяч долларов в месяц. Если его исключить, то получится 0.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, виральность проекта крайне высока.
И.МАГАЗИННИК: Да, она крайне высока. Мы не покупаем пользователей, мы не вкладываем деньги в рекламу, мы не вкладываем деньги в маркетинг компании. Единственное, что мы делаем – мы связываемся с блогерами, пользуемся услугами пиар-компаний, но всё это маркетингом даже трудно назвать.
М.СПИРИДОНОВ: Это продающий пиар.
И.МАГАЗИННИК: При этом я не говорю, что это хорошо или правильно. Если те, кто меня слушают, думают, что это правильная стратегия, то это не так, это не всегда правильная стратегия, просто у нас виральность продукта настолько высока, что нам это не нужно. Я думаю, что в будущем мы сильно изменим свой подход к маркетингу.
М.СПИРИДОНОВ: Технически справляетесь с таким ростом пользовательской базы?
И.МАГАЗИННИК: Технически справляемся, но на это уходит много бессонных ночей, много трудов и сил. Мы стараемся справляться. За всё время существования сервиса у нас было достаточно мало существенных отключений. С 2010 года у нас было меньше 100 часов неполадок с сервисом.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько их было за последний год?
И.МАГАЗИННИК: В 2013 году была пара часов, когда сервис был не совсем стабилен, но полных отключений не было.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Андрей Деренченко спрашивает: «Чем вы лучше скайпа?». Мне было бы интересно узнать, чем вы лучше в контексте голоса. Понятно, что вы меньше вылетаете, меньше тратите батарейку. Что еще?
И.МАГАЗИННИК: Я думаю, что еще очень важно то, что при звонке с Viber на Viber, если мы говорим про мобильные девайсы, не нужно заранее контактировать с человеком и договариваться с ним о звонке, о чем пользователи Скайпа очень хорошо знают. Сначала нужно договориться, а потом созвониться и поговорить. Что касается Viber, то можно просто ткнуть пальцем в понравившееся имя и через несколько секунд с большой долей вероятности начать разговор с этим человеком. Если мы говорим про качество звука, то мы очень много вкладываем в то, чтобы наши голосовые звонки хорошо работали при любых условиях сети. Даже когда сеть не 3G, а EDGE или GPRS, голосовой звонок с большой вероятностью будет работать.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое. Вопросы закончилось, истекло время программы. Если есть, что сказать в качестве резюме ко всему нашему разговору, то можете сказать пару слов. Если нет, то я поставлю точку.
И.МАГАЗИННИК: Очень приятно было поговорить и ответить на эти вопросы. У меня во время нашего разговора возникло несколько интересных мыслей, потом нужно будет их обдумать.
М.СПИРИДОНОВ: Подумайте по поводу эко-продукта безопасности. Еще раз спасибо, Игорь. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель Viber Игорь Магазинник. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.