М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 209-й выпуск программы «Рунетология», запись от 6 сентября 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту программу я записываю из Сан-Франциско, мой собеседник находится в Москве.
Нетология расширяет палитру курсов, и 30 октября у нас стартует совершенно новая программа «Веб-дизайнер: эффективный сайт от идеи до реализации». В программе обучение графическим редакторам, прототипирование, проектирование пользовательского взаимодействия, адаптивный дизайн и, разумеется, много практики. Подробная программа курса и регистрация на сайте netology.ru!
В контексте записи сегодняшней программы мне вспомнилось одно изречение времен американского Дикого запада «Кольт сделал всех равными». Иногда возникает ощущение, что чем-то подобным по значимости и разрушительной силе для традиционных подходов к обучению является онлайн-образование. Впервые со времен появления Homo Sapiens, как вида люди начинают получать равные возможности в эффективном освоении профессий и навыков. Впервые на старте житель далекого села уравнивается с жителем большого и богатого мегаполиса. Как известно, всю историю человечества второй имел гораздо больше возможностей и потенциала. Не секрет, что для меня лично тема онлайн-образования интересна и близка с практической точки зрения. Надеюсь, что сегодняшний разговор получится.
В гостях основатель Fotoshkola.net Аркадий Акулов. Приветствую, Аркадий!
А. АКУЛОВ: Приветствую, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: А какое, на твой взгляд, настоящее и будущее онлайн-образования? Нарисуй компактную картинку.
Если говорить о нашем направлении, которое немного отличается от классического онлайн-образования, ведь мы занимаемся хоббийной темой, то достаточно в недалеком будущем онлайн-образование будет непосредственно в фотоаппарате. Дистанция переноса фотографий на компьютер и их загрузки на Fotoshkola.net сократится. Что касается обычного образования, то я, если честно, не совсем верю в то, что онлайн-образование когда-нибудь заменит обычные вузы, и я очень скептически отношусь к современным проектам высшего образования. Я думаю, что никогда настоящего живого учителя, который любит ученика и пытается наполнить его как кувшин, не заменит веб-интерфейс.
М.СПИРИДОНОВ: Теплый ламповый педагог будет затребован всегда?
А. АКУЛОВ: Я бы сказал, что нужен наставник. Для серьезного обучения это очень важно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы будем сегодня касаться этих вопросов. Будем считать, что эпиграф закончен. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеАркадий Акулов родился 2 апреля 1981 года в Воронеже. В 2002 году закончил Московский гуманитарно-экономический институт. В 2000 году стал со-основателем женского онлайн-журнала Ameno.ru. В 2003 году основал рекламное агентство Marketing Drive. В 2004 году основал глянцевый журнал Pulse Воронеж. В 2006 году стал со-основателем сервиса Astrostar.ru. В 2007 году основал онлайн-журнал о фотографии и фототехнике Prophotos.ru. В 2008 году учредил первую национальную фотопремию «Лучший фотограф» Bestphotographer.ru. В 2010 году основал онлайн-фотошколу Fotoshkola.net. В 2013 году основал онлайн-фотошколу Fedot.com. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Если поверхностно взглянуть на твою биографию, то можно сказать, что в первое время тебя разбрасывало с некоторой амплитудой, но в последние годы ты взял четкий курс на работу с фотографией и всем тем, что с ней связано. Правильно?
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно. Я всю жизнь мечтал заниматься фотографией, и когда я успешно продал несколько проектов, я смог начать заниматься тем, что мне нравится. Направление непростое, поэтому близких денег в нем никогда не было, и я это очень хорошо понимал.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько я знаю, сейчас вы находитесь в операционном плюсе.
А. АКУЛОВ: Да, но прошло 7 лет с того момента, как мы начали этим заниматься. 7 лет мы занимаемся фотографией и 4 года фотошколой.
М.СПИРИДОНОВ: 7 лет прошло с момента появления сайта Prophotos?
А. АКУЛОВ: Да. Это был первый проект в области фотографий. С него всё и началось.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты вообще оказался в интернете?
А. АКУЛОВ: Это очень интересная история. Я очень долго просил родителей приобрести мне модем. Когда я его получил, я пользовался интернетом только по ночам, потому что интернет в Воронеже был безумно дорогим. Для того чтобы не будить родителей, мне приходилось накрывать подушкой телефон. Так я и попадал в сеть. С первых минут я понял, что за этим будущее. Я с восхищением погрузился в интернет, и через полгода я сделал первую страничку, которая до недавних пор висела в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Что на ней было?
А. АКУЛОВ: Это была дурацкая страничка, на которой я написал про себя, написал, что мне нравится. Прошло еще полгода, и я начал заниматься веб-дизайном, начал делать какие-то баннеры, нашел первого клиента из Германии, который платил мне смешные деньги. Он платил мне по 10 долларов за мою работу. Вот так всё и начиналось.
М.СПИРИДОНОВ: Когда появилось что-то более-менее сформированное? Что за проект это был?
А. АКУЛОВ: Это был интернет-проект Ameno.ru. Я его сделал с моим партнером Юрой Гуржием на последних курсах института. Мы поняли, что интернет становится бизнесом и решили сделать несколько проектов. Мы очень хорошо дополняли друг друга. Юра в тот момент сделал проект с анекдотами, а я – с гороскопами. Я с детства интересовался этой темой. Не сказать, что я фанат астрологии, но всё непознанное мне нравилось. Я отсканировал какие-то книжки, через месяц после того, как мы начали раскрутку наших проектов, Юра пришел и предложил вдвоем делать гороскопы и не делать анекдоты. Так появился наш проект Ameno.ru. Мы начали его активно развивать, наполнять контентом. До момента продажи проекта прошло 8 лет, и это были очень интересные годы. Сначала это был исключительно астрологический сайт. Когда я переехал в Москву и пообщался с людьми, моя картинка мира серьезно изменилась. Мы переделали проект в женский онлайн-журнал и начали зарабатывать серьезные деньги на рекламе и спецпроектах. В таком виде этот проект был продан Sanoma Independent Media.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, что ты прошел классический путь молодого человека, который вначале просто ткнулся в интернет куда попало, а потом стал пытаться осмыслить, как то, что он сделал, перейдет в бизнес-реальность, в то, что востребовано на рынке, и ты попытался привести имеющийся актив в рыночное состояние.
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно, причем мой первый бизнес в Воронеже – это рекламное агентство. Я очень хорошо ориентировался в продажах, и когда я переехал в Москву, я начал общаться с агентствами и внес эту корректировку.
М.СПИРИДОНОВ: И Ameno из астрологического сайта превратилась в женский журнал?
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно. Аудитория у астрологического портала в основном женская, там было около 75% женщин. Мы доработали сайт с точки зрения контента, сделали рестайлинг журнала, сделали модный дизайн и начали работать с агентствами, после чего у нас начались продажи рекламы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сразу готовили его под продажу, или такая идея возникла позже?
А. АКУЛОВ: Я прекрасно понимал, что крупные издательские дома в тот момент пытались освоиться в интернете, они делали какие-то проекты, которые зачастую были достаточно смешными, хотя на них тратились довольно большие деньги. Когда мы делали рестайлинг Ameno, я принес дизайнерам пачку журналов Cosmopolitan и сказал, что мне нужен Cosmopolitan в онлайне. Они сделали дизайн нашего проекта, который мне безумно нравился. Тогда я понял, что в какой-то момент Independent Media обратит внимание на Ameno, и в один прекрасный день, когда я ехал в машине, у меня раздался звонок, и девушка сказала: «Здравствуйте! Меня зовут Ирина, я из издательского дома Independent Media Sanoma Magazines», и я расхохотался. Она спросила: «В чем дело, Аркадий? Что-то не так?». Я сказал, что всё нормально, что просто я их звонка 5 лет ждал.
М.СПИРИДОНОВ: У меня была подобная история с продажей одного из моих проектов. Я был уверен, что мне позвонят из одного холдинга, и мне позвонили из него. Правда, мне пришлось ждать не 5 лет, а несколько месяцев. Имея перед глазами список всех твоих проектов в хронологической последовательности, я вижу, что все твои проекты логично вытекали один из другого. По крайней мере, из Ameno вполне естественно возник Astrostar.
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Какова была идея, и какие были ожидания?
А. АКУЛОВ: Я обедал со своим будущим партнером Александром Бельским, и мы обсуждали новость о том, что Мамбу продали Финаму за 20 миллионов. Саша тогда сказал пророческие слова, он сказал: «Давай сделаем что-нибудь такое, что будет тянуть на 10% от этой сделки и построим проект по такой же модели». Мы придумали бизнес, который существовал в очень простом формате. Такой бизнес уже существовал в Америке, и мы использовали западную модель. С помощью партнерской программы мы смогли повторить успех Мамбы в том масштабе, в котором предлагал это сделать Саша, и мы продали проект тому же Финаму.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой до эфира говорили о том, что мы с тобой встречались на конференциях. Я вспомнил, что мы с тобой переписывались на старте Астростара. У меня тогда были контентные проекты ШколаЖизни.ру и Календ.ру, и туда встроились ваши гороскопы Астростара.
А. АКУЛОВ: Да, я прекрасно помню это время.
М.СПИРИДОНОВ: Я помню, что мы зарабатывали на вас более-менее ощутимые для нас тогда деньги. Объясню слушателям, как всё это происходило. Создавался субпроект на поддомене материнского проекта. У нас это был, по-моему, Гороскоп.Календ.ру и Гороскоп.ШколаЖизни.ру. Этот проект внешне был схож с материнским проектом, и у людей, приходящих с материнского сайта, не возникало проблем с переходами на новый сайт. Там можно было ввести собственные данные и получить персональный гороскоп. Как оказалось, многим людям это было интересно. Скольким, кстати говоря?
А. АКУЛОВ: Мы продали огромное количество гороскопов. В тот момент мы шутили, что мы в промышленных масштабах занимаемся астрологией. В месяц продавалось около 40-50 тысяч гороскопов.
М.СПИРИДОНОВ: Площадки, на которые вы встали, были довольно заметными. Это были не столько проекты типа моих, на которых были десятки тысяч человек посещаемости в сутки. По-моему, вы были даже на Мейле.
А. АКУЛОВ: Да, на Мейле Астростарс присутствует до сих пор. Также мы стояли на Рамблере и других ключевых площадках. Именно благодаря этой партнерке мы вышли на такой оборот.
М.СПИРИДОНОВ: Вы просто взяли модель Мамбы, когда бренд производителя скрывается?
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно. Насколько я знаю, эта история была заключительной успешной историей, связанной с партнерскими программами. После этого крупных проектов, которые на себя ставили серьезные порталы, уже не было.
М.СПИРИДОНОВ: Да, и сама история имела всплеск и затухание. Сегодня это совсем не то, что было прежде.
А. АКУЛОВ: Я недавно с ними общался, и всё у них здорово. Безусловно, был какой-то момент, когда всё было вау. Когда мы запустили первый сервис, мы его прикрутили на Ameno. Закончили мы работу ближе к утру.
М.СПИРИДОНОВ: Первый сервис Астростара?
А. АКУЛОВ: Да, это был персональный гороскоп. Мы его прикрутили по партнерке на Ameno. Пока я ехал домой в течение пары часов, мне Саша написал смс-ку «Друг, мы миллионеры». Около 150 гороскопов было продано за 2 часа.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это непередаваемые ощущения, и я желаю их ощутить каждому предпринимателю.
А. АКУЛОВ: Да, сразу же стало понятно, что мы попали в цель, и что дальше нужно стремительно работать.
М.СПИРИДОНОВ: Да, становится понятно, что всё не зря. Вы спланировали проект в виде подобия Мамбы с точки зрения распространения, построили его, стали зарабатывать деньги, и потом пришла идея продать проект. В какой момент она пришла?
А. АКУЛОВ: У нас было две сделки. Вначале к нам вошел Финам.
М.СПИРИДОНОВ: Он сам к вам пришел, или вы его пригласили?
А. АКУЛОВ: Не могу припомнить. Наверное, сам пришел. Мы не искали деньги, потому что мы тогда начали довольно прилично зарабатывать, мы каждый месяц серьезно росли. Мы точно не ходили по фондам.
М.СПИРИДОНОВ: Финам купил часть?
А. АКУЛОВ: Да, Финам купил часть, потом прошло несколько лет, и весь проект был выкуплен Direct Group – компанией Паскаля Клемана.
М.СПИРИДОНОВ: У них довольно много проектов вокруг женской тематики.
А. АКУЛОВ: Да, по большей части вокруг женской тематики. У них большой опыт в астрологии в Европе. Они осознанно приобрели этот проект, а мы с удовольствием вышли из него, потому что к тому моменту нам уже сильно не нравилось заниматься астрологией.
М.СПИРИДОНОВ: По оценке вы стоили несколько миллионов долларов, если я правильно помню.
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: После этого ты занялся Ameno, и параллельно возникла история с Prophotos, или это было еще раньше?
А. АКУЛОВ: Ameno был продан раньше, и когда был продан Ameno, я сразу занялся Prophotos. Я получил деньги, и сразу было создано сообщество Prophotos в ЖЖ, которое сейчас находится на третьем месте среди всех сообществ в ЖЖ.
М.СПИРИДОНОВ: После истории с Астростаром мне было интересно твое дальнейшее развитие, как предпринимателя. Получается, я за тобой не то, чтобы следил, но мне было любопытно узнавать про тебя какие-то новости.
А. АКУЛОВ: Очень приятно.
М.СПИРИДОНОВ: Мне показалось, что крен в сторону Prophotos – это непонятный компромисс, то есть уход от денежной и яркой истории предпринимателя к непонятным фотографическим плутаниям.
А. АКУЛОВ: Безусловно, был юношеский максимализм. На самом деле, я очень хорошо понимал потребности рынка, и я думал, что в течение двух лет я буду строить Prophotos, а потом продам его по аналогии с Амено. Мне хотелось и заниматься фотографией, и по-быстрому выйти в cash с этим проектом, что не получилось сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы полностью закрыть тему с Амено, скажи, ты в итоге продал проект Independent Media.
А. АКУЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Там тоже было несколько миллионов долларов. 2-3?
А. АКУЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Со всем этим кешем ты рванул заниматься фотографией?
А. АКУЛОВ: Да. Фотография встретила меня очень грустно. Мы достаточно быстро собрали редакцию и начали работать над тестами. Первая сложность, о которой мы узнали – это очень ограниченное количество вендоров. Если на Амено у нас рекламу покупало огромное количество агентств для несметного количества женских брендов, то в фотографии с этой точки зрения всё очень грустно. Существует 10 производителей, которые очень искушены жизнью и которые очень хорошо разбираются в рынке, и своими деньгами они делиться не собирались. Разрыв отношений с одним вендором сулил большую дыру в бюджете. До 2008 года мы работали и вкладывали деньги в проект, потом настал кризис, и мы оставили небольшую часть команды. В течение полутора лет мы работали в солянке. У нас не было своего офиса, мы приходили в солянку и до вечера работали там. При этом мы сохранили проект, и я очень счастлив от этого. Это принципиальный проект.
М.СПИРИДОНОВ: Проект Prophotos стал точкой входа в фото-бизнес?
А. АКУЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как возникла Fotoshkola? Была ли она первым удачным экспериментом в области реального построения бизнеса на фото?
А. АКУЛОВ: После проекта Prophotos, во время кризиса я искал варианты, как найти деньги. Я прекрасно понимал, что от рекламодателей я их не получу. Я опять взял западную модель и создал фотопремию «Лучший фотограф».
М.СПИРИДОНОВ: Согласись, насколько стимулирующей штукой является кризис. Это классическая история в предпринимательстве. Ничто так не вправляет мозги, ничто не заставляет мыслить так широко, как ситуация, когда всё очень плохо.
А. АКУЛОВ: Золотые слова.
М.СПИРИДОНОВ: Хотя это очень болезненно. Всякий раз переживая такие вещи с различными проектами, я чувствую, что это очень тяжко, но каждый раз я понимаю, что ничто другое не заставило бы меня быть таким креативным, вынужденно изворотливым и изобретательным.
А. АКУЛОВ: В этом мире нет ничего лучшего, чем выхода из зоны комфорта. Только когда в моей жизни случались самые крайние ситуации, только когда денег не хватало даже на еду и квартиру, только тогда появлялись идеи, которые потом приносили миллионы.
М.СПИРИДОНОВ: Да, похожая ситуация. Возвратимся к премии.
А. АКУЛОВ: На Западе это совершенно нормальная практика, когда участник платит взнос за подачу своих работ на соискание премии. У нас таких проектов в России тогда не было, и когда я его начинал, мне говорили, что я сумасшедший, и ничего не получится, хотя мне так говорили всю жизнь. Тем не менее, мы создали этот проект, и мы заработали деньги, которые платили нам клиенты. Мы сменили модель, мы обратились к клиентам и сказали, что это здоровская штука. Мы собрали очень крутое жюри, всё это было достаточно новым.
М.СПИРИДОНОВ: Суть была в том, чтобы скинуться за участие, и совокупный призовой фонд должен был делиться между победителями с учетом того, что часть должна была остаться в виде маржи.
А. АКУЛОВ: Да, я иногда шучу, что это своеобразный кредит у населения.
М.СПИРИДОНОВ: Вы продолжаете брать кредиты у населения, верно?
А. АКУЛОВ: Да, этот проект в следующем году станет международным.
М.СПИРИДОНОВ: С каждым годом он вырастает?
А. АКУЛОВ: Да, совершенно верно. Это прекрасный проект, нашу оффлайновую выставку в прошлом году посетило более 16 тысяч человек. Ее 3 раза продляли. Проект можно назвать очень успешным.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек участвует в премии на сегодня?
А. АКУЛОВ: Около 15 тысяч человек.
М.СПИРИДОНОВ: Каждый из них делает взнос?
А. АКУЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В каком размере?
А. АКУЛОВ: В любительской категории взнос составляет около 300 рублей, в профессиональной категории взнос достигает 1200 рублей за подачу серии работ.
М.СПИРИДОНОВ: Слушатели сейчас могут посчитать деньги, которые приносит этот проект. Что касается сумасшествия, то мне вспомнилась фраза, сказанная руководителем Oracle, о том, что обвинения в сумасшествии его не пугают в отношении высказанных им идей, его пугает, когда его перестают обвинять в сумасшествии, и говорят, что это проходная мысль, и надо этим заниматься.
А. АКУЛОВ: Я очень люблю, когда меня называют сумасшедшим, и я считаю это комплиментом.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Я думаю, мы вплотную перешли к основному предмету разговора – проекту Fotoshkola.net. Сейчас пара фраз о нем в виде справки.
Справка о компанииFotoshkola.net основана Аркадием Акуловым в 2010 году. По данным журнала «Секрет фирмы», первоначальные инвестиции составили 1 миллион долларов, которые Аркадий Акулов внес из личных средств. В 2012 году миноритарную долю в компании купил фонд Bright Capital, сумма инвестиций составила 3,5-4 миллиона долларов. Fotoskola.net является операционно прибыльной компанией, в которой обучаются более 43 000 учеников.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, такие парадные реляции достигнуты после довольно долгого пути.
А. АКУЛОВ: Да, безусловно. Prophotos и премия привели к проекту Fotoshkola. Без этих знаний и опыта ничего бы не получилось, и без любви к фотографии этого бы тоже не было. Я думаю, что моя увлеченность фотографией – это ключ к успеху Фотошколы. Мы обладали огромным опытом, понимали, что необходимо людям, каким образом это преподнести, мы умели работать. Наша команда организовалась 7 лет назад. С моими партнерами – Евгением Балашовым и Сергеем Небольсиным, я познакомился 7 лет назад, когда мы начинали Prophotos. Мы вместе идем к успеху. Я думаю, это одно из слагаемых нашего успеха.
М.СПИРИДОНОВ: Это партнеры и совладельцы проекта?
А. АКУЛОВ: Да. Когда мы стартовали Фотошколу, они стали совладельцами компании, у них сработали опционы, и я очень рад этому.
М.СПИРИДОНОВ: При этом мажоритарием являешься ты?
А. АКУЛОВ: На данный момент да.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи коротко о пути Фотошколы. По твоим интервью, которые я успел посмотреть, я понял, что путь был тернист, и победные цифры прибыльности и количества учеников, которые сегодня можно озвучивать – это результат проб и ошибок. Каковы они были?
А. АКУЛОВ: Безусловно. Когда мы начинали Фотошколу, мы очень хорошо использовали опыт Astrostar. Я прекрасно понимал, что нам нужно строить масштабируемый проект, меня совершенно не интересовало обучение 100 человек. Именно в этот момент появилась идея создать уникальную технологию, когда внутри образовательного интерфейса со студентом работает персональный преподаватель. Это был первый ключик в Фотошколе. Мы достаточно долго разрабатывали этот проект. До запуска мы работали около года, и потом мы выпустили первый курс. Я тогда немного схитрил, и для того чтобы не рисковать, сделал первый курс по детской фотографии. Он был ориентирован на мам, а не на фотографов. Эта аудитория мне была хорошо знакома не понаслышке, поэтому я прекрасно понимал, что с ней у меня получится выйти. Так мы запустили первый курс. Вначале всё это не было похоже на бизнес. Когда мы начали расти, у нас стали возникать сложности масштабирования. Мы закладывали рост, но когда в интерфейсе 24 преподавателя и 2500 студентов в течение месяца проходят обучение, контролировать качество продукта становится нетривиальной задачей.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь о качестве продукта, как о сложности. Были жалобы?
А. АКУЛОВ: Безусловно. Здесь важна скорость ответа. Сейчас нам удалось добиться того, чтобы 90% ответов преподавателей поступали в течение двух часов с момента загрузки фотографий по заданию студентов. Мы контролируем качество на нескольких этапах работы. Сами преподаватели – это невероятные профессионалы своего дела, которые работают у нас с момента старта проекта, некоторые приходили к нам позже. Это гораздо сложнее, чем просто продавать доступ к видео. Я думаю, ты меня прекрасно понимаешь.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я тебя прекрасно понимаю. Этот вопрос завязан на людях. Я довольно основательно готовился к программе и разговору с тобой. Я купил у вас один из курсов и прошел один из блоков заданий. Я на себе ощутил, что у вас контент не является доминирующим. Он полезен, он неплохо подан в виде текста, графики и видео, однако важнее то, что довольно быстро приходит доброжелательная и конструктивная реакция преподавателей. Именно это стимулирует заниматься обучением дальше. Когда мои фотографии разобрали и сказали, где хорошо, а где плохо, и можно то-то и то-то сделать, я понял, что ставка делается правильно. Мы тоже стремимся в этом направлении. В работе с преподавателями в Нетологии мы тоже стараемся сделать так, чтобы их практические знания перерастали в консалтинг при работе по конкретным заданиям и направлениям. Как ты построил эту конструкцию? Каким образом удается достичь такого быстрого ответа? Мне это интересно как специалисту. Когда ты работаешь с большим количеством студентов и большим количеством преподавателей, вероятность ошибки весьма велика.
А. АКУЛОВ: Согласен с тобой. Эта система строилась не один день. Я думаю, что самое главное в этом бизнесе – это гениальная команда. Со мной работают невероятные люди, которым я безумно признателен за то, что я могу каждый день создавать с ними этот проект. Всё происходило путем проб и ошибок. Вначале мы даже не думали о том, чтобы отвечать человеку в короткий период времени, мы не считали это приоритетным. Я был убежден, что за нами погонятся конкуренты, потому что опыт Astrostar показывал, что могут появиться недобросовестные конкуренты, которые создают сервис с красивой обложкой, но некачественный внутри. У нас с Astrostar такой конкурент однажды появился, и половину рынка за несколько месяцев он у нас отбил. Потом в течение года мы возвращали ее. Я очень не хотел повторения этой истории и серьезно вложился в контент, в том числе в видео. Я прекрасно понимал, что видео очень сложно копировать, и это очень емкая вещь по деньгам. Однако мы быстро поняли, что контент важен для продажи, но для обучения это не такая важная штука. Чуть позже я расскажу, к чему мы пришли сейчас. Мы недавно выпустили новую платформу Фотошколы, и в ней мы клиенту сообщаем, что он может не читать материал и не смотреть видео, но, выполнив задание, он добьется результата.
М.СПИРИДОНОВ: Контент становится справочным сопровождающим материалом, а не основой ценности курса?
А. АКУЛОВ: Совершенно верно. Важна именно практика. Сколько бы видео ни посмотрел человек, если он после этого не выходит на улицу, не снимает карточки и не делает какого-то резюме, которое ему помогает сделать эксперт, ничего не выйдет. Эксперт говорит, что человек, например, второй раз ошибается на одной и той же ступеньке, и предлагает способы исправления ошибки, и работы улучшаются. Магия Фотошколы заключается в том, что человек на третьем уроке видит, как он серьезно продвинулся. Это видно невооруженным взглядом. Важна практика и еще раз практика.
М.СПИРИДОНОВ: Размышляя о том, как строится образование, на какие слагаемые его можно разбить, мы приходили к следующей упрощенной структуре. Образование – это информация, но ее полно, и можно получить большое количество информации повсеместно, можно собрать курсы, вполне сопоставимые с твоими и моими, даже бесплатно. Ценность имеет упорядочивание информации, которое производит тот или иной образовательный бренд, и гораздо большую ценность имеет человеческая составляющая. Важен реальный коучинг, консалтинг специалистов, которые отвечают на вопросы не как поисковые системы, а отвечают на вопросы с учетом того, кто является учеником, в каком виде он задает вопрос, каков его уровень, на каком этапе обучения он находится и так далее. Учесть такой контекст поисковая система пока что не может. Важна индивидуальная составляющая. Также важно присутствие человеческого или технического начала, которое как-то дисциплинирует. Это либо сроки обучения, либо словесные наставления преподавателя. Как ни крути, человеку нужен кнут, который его собирает и приводит к обучению, заставляет его выбрать обучение, а не какую-то другую активность, например, чтение книжки, просмотр фильма или поход с друзьями куда-то. Также важна коммуникация учащихся людей, создание виртуального сообщества людей, которые обмениваются идеями, флюидами и, как следствие, они вместе идут по образовательному пути, и это их поддерживает. Такие составляющие я вижу в онлайн-образовании и образовании вообще. А ты?
А. АКУЛОВ: Подписываюсь под каждым словом. Я в начале нашего диалога немного смутился и не смог ответить на вопрос, как я представляю себе будущее онлайн-образования. Самое важное, на мой взгляд – это сказать человеку, что у него получится, и направить на определенный путь, зажечь в его глазах блеск для того чтобы ему захотелось учиться. К сожалению, видео и статьи очень редко способны на это. Когда ты рассказывал про преподавателей, я понял, что ты невероятно профессионально смотришь на бизнес. Цель нашего преподавателя – за первые два занятия познакомиться со студентом и понять его задачи, понять, что это за человек, на каком уровне он снимает, и выстроить непосредственно под него всё последующее обучение. Только при таком подходе можно добиться серьезных результатов. Преподаватель, посмотрев на фотографии, никогда не будет требовать со студента, который только начал снимать, фантастических работ, и говорить, что человек неправильно снимает. Это же творчество, в этот момент у человека просто пропадет желание снимать. Преподаватель скажет: «Всё получилось здорово! Вот здесь получился цвет, вот здесь получился свет, а вот здесь ты опять допускаешь ошибку. Давай исправлять ее, это можно сделать так-то и так-то». Преподаватель – это своего рода наставник, и зачастую преподаватели становятся друзьями или товарищами наших студентов. В этом заключается магия образования с живым человеком. Безусловно, студенту нравится, когда его работы оценивают, когда ему рассказывают о конкретных ошибках. Вряд ли машина в ближайшем будущем сможет рассказать тебе, насколько прекрасна твоя фотография.
М.СПИРИДОНОВ: В этом смысле важно сказать о том, что в онлайн-среде свойство преподавателя не только как информатора и строгого цензора, но и как коммуникатора, становится критически важным. Важна его способность позитивно вовлечь и поучаствовать в работе студента не только на уровне информирования и сухой оценки, но и по-человечески.
А. АКУЛОВ: Согласен с тобой.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, я повторяю твои слова. Поскольку это близкая для меня тема, и я о ней много думал, то если я перехватываю инициативу, то надуманные мной вещи и вынесенные из практики идеи я по ходу действия озвучиваю. Вы недавно представили новую LMS – Learning Management System, то образовательное пространство, в котором вы проводите обучение. Что она собой представляет? В чем ее отличие от старой с точки зрения тенденций в онлайн-образовании, которые вы поняли?
А. АКУЛОВ: Возвращаясь к твоим словам, скажу, что после старта Фотошколы мы довольно быстро поняли, что студентам необходимо общаться вместе. Ключевое изменение в новой платформе – это лента работ студентов, которая очень похожа на ленту в Facebook. В эту ленту попадают все работы, которые студент желает расшарить и показать. Другие студенты могут видеть фотографии и читать комментарии преподавателя. Это еще один дополнительный инструмент обучения. Человек заходит с утра в ленту, видит новые интересные работы, смотрит, какие ошибки допускают люди и черпает какие-то здоровские идеи. Каждый снимает абсолютно по-разному, и одно и то же задание, даже если его выполнит 10 тысяч человек, все выполнят по-разному. У нас появилась командная игра. Кто-то фотографирует лучше, и появляется дополнительная возможность учиться на чужих ошибках.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что из образовательного проекта вы стали контентным и коммуникационным?
А. АКУЛОВ: Да, безусловно. Новая Фотошкола – это клуб, в котором мы предоставляем доступ к человеку, и даже после того, как студенты проходят обучение, они остаются внутри проекта и взаимодействуют с другими студентами и смотрят фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: Когда они окончили оплаченный курс, они могут присутствовать в коммуникации с другими студентами, которые в это время проходят обучение?
А. АКУЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В этом есть здравый бизнес-резон. Глядя на то, как другие проходят курсы, они гораздо более вероятно купят еще.
А. АКУЛОВ: Конечно. Самое интересное – это то, что мы полностью отказались от продажи контента. Мы говорим, что у нас очень крутой контент, мы научились снимать потрясающие ролики, писать очень интересные образовательные материалы, но, тем не менее, мы не жадничаем, и человек может заходить, показывать этот контент друзьям. Одно время меня спрашивали, как мы боремся с воровством. Воровство – это прекрасно. Когда кто-то выкладывает в торрентах наши файлы, мне очень радостно, потому что люди увидят, насколько здоровски мы снимаем контент, и они поймут, что у нас есть преподаватели, без которых магия не работает. Мы с тобой об этом говорили 5 минут назад.
М.СПИРИДОНОВ: Мне любопытно, как это устроено, так что продолжай.
А. АКУЛОВ: Следующее новшество – это развитие направления практики. Мы серьезно переосмыслили задания, как таковые. Если первая Фотошкола была очень академичным проектом, где мы требовали от студента выполнения достаточно сложных заданий, то в новой Фотошколе мы кое-что изменили. В LiveJournal есть сообщество «Один мой день», где люди в особенном формате выкладывают всё, что они сделали за день. Они с утра встали, показали свой дом, свою кошечку, свою работу и так далее. Это очень популярное сообщество. Я понял, что нам необходимо предложить человеку не абстрактные академические задания, а предложить ему снять свою жизнь, поэтому все задания в новой Фотошколе показывают человека в эту ленту. Он снимает то, что лежит у него в сумке, он снимает вид из своего окна и так далее. Представь, насколько интересно смотреть за жизнью других людей внутри образовательного проекта! Сейчас у меня открыта лента Fedot, и там американцы выкладывают свои фотографии. Это безумно интересно, потому что это совершенно другой мир. У кого-то из окна виден океан, у кого-то видна пустыня.
М.СПИРИДОНОВ: О Fedot мы еще поговорим. Вы уже запустили новый интерфейс? Он уже работает?
А. АКУЛОВ: Да, он работает на русском и английском языках.
М.СПИРИДОНОВ: В том самом проекте Fedot, который является вашим выходом на американский рынок с подобным продуктом?
А. АКУЛОВ: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас я хочу еще раз обрисовать для наших слушателей картинку, логику развития и твою предпринимательскую логику. Получив на руки LMS-систему, позволяющую работать с визуальным контентом, ты начал искать параллельные способы ее применения, и логичным образом возник шаг в сторону. Я имею в виду проект, который специализируется на хобби. Напомни, как он называется.
А. АКУЛОВ: Artmart.
М.СПИРИДОНОВ: Там происходит обучение рисунку, что близко и родственно обучению фотографии. Как я понял, там планируется запуск еще каких-то сходных вещей.
А. АКУЛОВ: На самом деле, Artmart не стал таким успешным, как мы планировали. Объясняется это очень просто. Когда ты покупаешь камеру за 1000 или 3000 долларов, а она не снимает так, как тебе обещал производитель, заплатить еще 100 долларов для того чтобы она стала инструментом, которым ты хотел обладать, тебе несложно, и ты легко можешь это сделать. В случае с рисованием человек покупает карандаш и ластик, а это стоит приблизительно 100 рублей. Убедить купить достаточно дорогостоящий курс в таком случае очень сложно. Это очень нишевый проект. Мы всё равно очень рады, что мы его построили, потому что мы получили огромное количество опыта и создали самые яркие курсы, которые существуют.
М.СПИРИДОНОВ: Принципиально важно то, что был сделан шаг в сторону в рассуждениях, как можно это использовать, и попытка была произведена. Как мы знаем, попытки далеко не всегда бывают успешными. Следующий шаг вперед по логике – это создание англоязычной версии проекта или некоторое переосмысление проекта для англоязычного, прежде всего, американского рынка, и создание Fedot.com.
А. АКУЛОВ: Стоит сказать о том, что аналогов такой платформы в мире не существует. Никто не учит фотографии в таком формате и, тем более, масштабируемо. Так что шаг был достаточно логичным, и мы очень долго готовились к этому проекту. Сейчас есть 5 курсов на английском языке.
М.СПИРИДОНОВ: Под это вы и получали инвестиции от Bright Capital?
А. АКУЛОВ: Частично да. Инвестиции были потрачены на Америку.
М.СПИРИДОНОВ: Нужны были эти 3,5-4 миллиона долларов? Это довольно заметные деньги. Учитывая то, что вы операционно прибыльны, может быть, стоило вложиться своими деньгами и не получать такой балласт в виде дополнительных акционеров?
А. АКУЛОВ: Прошел ровно год с момента запуска Фотошколы, и все мои деньги кончились. Я такой человек, что я не умею держать какие-то деньги на черный день, поэтому я вкладывал всё свое. Я думаю, это тоже в какой-то мере позволило получить следующий раунд. Я совершенно не жалею о партнерстве, у нас замечательный фонд, в котором работают талантливые люди. Что касается того, стоило ли, то мне кажется, что если с умом распоряжаться деньгами, то они позволяют делать всё несколько качественнее, тем более, когда масштаб достаточно большой. Когда ты делаешь 5 курсов, это весьма дорогая штука. Если ты посмотришь наше приветственное видео на Fedot.com, то ты увидишь, что это уровень съемок, очень близкий к уровню съемок в кино. У нас работает полноценная команда, то есть режиссер, актеры, чтобы человеку было интересно. Главное в фотографии – это зажечь желание, чтобы человеку захотелось снимать, чтобы ему захотелось с утра взять камеру и сделать несколько снимков.
М.СПИРИДОНОВ: Ты мне сейчас напомнил историю, которая не имеет отношение к разговору, но я позволю себе лирическое отступление. Размышляя о собственной работе над проектами, анализируя конкурентов в разных направлениях, я в какой-то момент пришел к короткому анекдоту, который я воспринял как руководство к действию. Я его реализую пока что не в идеальном варианте, но стремлюсь к тому, чтобы реализовывать по максимуму. Собственно, вот и сам анекдот. Когда в селении умирает старый еврей, о котором ходят легенды о том, что он заваривает прекрасный чай, собирается вся община вокруг ложе умирающего патриарха и спрашивает: «Дорогой, не уходи! Поделись секретом, как ты делаешь такой прекрасный чай». Он слабеющим голосом говорит: «Евреи, кладите больше заварки». На мой взгляд, это полностью касается бизнеса, и большая ошибка и мощнейшее препятствие в преодолении пути в большой бизнес у представителей малого и среднего бизнеса – это неспособность правильно использовать деньги, отсутствие денег на то, чтобы делать хороший продукт.
А. АКУЛОВ: Если бы я получил эти деньги 5 лет назад, это были бы странные деньги, которые бы мы неосознанно потратили. В разной ситуации деньги играют разную роль.
М.СПИРИДОНОВ: Нужно уметь заваривать, имея заварку, и это правда.
А. АКУЛОВ: Деньги деньгам рознь. Когда они просто вкладываются, это одно, а когда они осознанно тратятся, это совершенно другое. Их количество нам, безусловно, не помешало и не повредило.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи пару слов о Fedot.com. Что у вас там происходит? Какие планы?
А. АКУЛОВ: В Fedot.com сейчас запущено 5 курсов. В ближайшее время мы стартуем кампанию на Kick Startet для того чтобы собрать деньги на старт еще 10 курсов. Мы уверены, что у нас получится это сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Почему вы уверены? Мне кажется, что Kick Startet – это лотерея.
А. АКУЛОВ: Да, это лотерея, но мы человеку, который инвестирует достаточно небольшую денюжку в Fedot.com, предоставим возможность учиться на всех наших образовательных программах, которые появляются на Fedot. Я думаю, это очень хорошая мотивация. Это не какая-то магическая разработка, это очень понятный бизнес, большое количество людей интересуется фотографией, и нам нужно не так много денег, нас больше интересует именно эксперимент.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, вас больше интересует пиар.
А. АКУЛОВ: Пиар и интерес. Нам нужно 150 тысяч на 10 курсов, и я думаю, мы очень легко их соберем.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы планируете инсталляцию проекта на американский рынок? Я думаю, для многих слушателей это довольно любопытная история. Быть может, кто-то это уже делает, кто-то планирует. Вот у вас есть продукт, и, казалось бы, выведи его в английском варианте, и всё начнется. Я думаю, что всё не так.
А. АКУЛОВ: Я расскажу тебе историю старта Fedot. Когда мы запускали этот проект, мы над ним очень долго работали. Безусловно, это самый тяжелый проект, который мы когда-либо создавали, и дело не только в том, что он сделан на английском языке. У нас было огромное количество различных коммуникаций. В день, когда мы стартовали этот проект, я организовал фуршет в офисе, мы пригласили людей, был праздник, шампанское и так далее. Я попросил притащить в офис рынду и сказал, что мы будем в нее колотить каждый раз, когда у нас будут что-то покупать. Мы запустили проект, распили шампанское, запустили рассылки, запустили рекламные кампании. Всё работает, а рында молчит. Через час после того как мы открыли фуршет, мой глаз немного начал подрагивать. К счастью, прошло часа полтора, и наш технический директор Серега Небольсин ударил в эту рынду, и это был единственный звонок за день. На мой взгляд, эта история по поводу выхода на американский рынок очень символична. В тот день мы продали один курс. К счастью, мы продали хотя бы один курс, иначе бы я очень сильно расстроился.
М.СПИРИДОНОВ: Что было дальше?
А. АКУЛОВ: Дальше мы начали искать партнеров, менять американских менеджеров, мы сменили 3 менеджера по маркетингу. Всё было, как и в России, ничего нового.
М.СПИРИДОНОВ: У вас есть какая-то управляющая команда в Америке?
А. АКУЛОВ: У нас продакш в Америке и несколько человек, занимающихся маркетингом и финансами.
М.СПИРИДОНОВ: То есть создание курсов, а не продакшн программной платформы?
А. АКУЛОВ: Да, продакшн осуществляется в Сан-Франциско.
М.СПИРИДОНОВ: Ок, как раз здесь я сейчас и нахожусь. Почему вы делаете новый продакшн, если у вас есть готовые решения, которые, казалось бы, можно просто перевести?
А. АКУЛОВ: Так сделать не получится, потому что фотография – это очень особенная штука. Если ты покажешь американцам фотографию дачи, они вряд ли поймут, про что был урок. Здесь абсолютно новый контент, новые задания, и видео здесь совершенно другое, потому что продать то, чтобы они смотрели на русских, достаточно сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Когда стартовал проект?
А. АКУЛОВ: Где-то полгода назад.
М.СПИРИДОНОВ: Какова динамика?
А. АКУЛОВ: Динамика положительная.
М.СПИРИДОНОВ: Но с одного пользователя в день сложно уйти в отрицательную динамику.
А. АКУЛОВ: Дело в том, что мы очень долго запускали 5 курсов. У нашего бизнеса есть определенная специфика. Мы запустили один курс по Canon, но у нас очень затянулись съемки по остальным курсам, и мы не могли толком покупать рекламу. Для того чтобы Фотошкола продавалась, нужен ассортимент. В России на данный момент у нас около 30 курсов, и это очень осмысленный шаг, потому что клиенту нужен выбор. У нас такого выбора не было, и мы достаточно долго продавали один курс, а это действительно сложно. Во-первых, у нас был фокус только на тех людей, у которых техника Canon. Во-вторых, не было ассортимента. В-третьих, сама Фотошкола еще не выглядела Фотошколой. Фотошкола при наличии одного курса – это один курс.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ожидания у тебя от Fedot? Станет ли он доминирующим проектом в пуле проектов вокруг фотографии? Что вы ожидаете по финансам? Какую капитализацию ты видишь в бизнес-планах и бизнес-мечтах?
А. АКУЛОВ: Когда мы стартовали первую Фотошколу, я ставил своей целью быть в коробке с каждой камерой, продаваемой на этой планете. К этой цели мы идем. На прошлой неделе мы подписали контракт с российским Canon, и в пол миллиона коробок, начиная с конца октября, попадет наш бесплатный курс. Это выход и в Америку, и в Азию. Мы находимся в коробке с камерой, клиент открывает ее, активирует бесплатный курс, начинает обучение, а потом покупает другие курсы.
М.СПИРИДОНОВ: Прекрасно. Это бартерный проект?
А. АКУЛОВ: Мы своим продуктом меняем маркетинг индустрии. Это звучит достаточно громко, но это действительно так. Раньше для того чтобы продать фотоаппарат какой-то модели, вендор тратил бюджет в миллион долларов на продвижение. Потом ему было необходимо потратить еще миллион долларов для того чтобы продать человеку объектив, потому что человек приобрел камеру и исчез. 90 с лишним % людей не знает, что объективы влияют на качество съемки, что их можно менять и так далее. Люди покупают камеру и убегают. Что мы предлагаем вендору? Заходя на проект, клиент активирует свой бесплатный курс и заполняет подробную анкету. Так мы узнаем его e-mail и телефон. Внутри курса мы сразу же начинаем показывать ему потрясающие фотографии и говорить, на какие объективы они сняты, и рядом находится кнопочка «Купить».
М.СПИРИДОНОВ: Да, при широком охвате это может повлиять. Аркадий, к сожалению, время истекает. У нас осталось буквально пару минут на рубрику «Бизнес-цитата». Перед этим скажи, каким ты видишь будущее онлайн-образования в твоем сегменте и онлайн-образования в целом. Построй футурологический прогноз.
А. АКУЛОВ: Я верю в онлайн-образование. Во многих областях оно позволяет людям получить знания. У нас учатся люди с любых точек планеты, и это очень здорово. Я вижу очень серьезное развитие. Этот рынок меняется каждый день, каждый день гениальные команды придумывают новые технологии. Я думаю, что в ближайшие 5 лет мы увидим совершенно новые предложения от крупнейших компаний на этом рынке, которые, скорее всего, будут содержать премиальные услуги с обучением у конкретного человека, который с тобой занимается, но при этом с использованием технологий, которые позволяют проверять, по крайней мере, в нехобийниых тематиках, работы и ответы. Я думаю, что онлайн-образование повлияет в целом на ситуацию в мире, потому что огромное количество людей сможет достаточно дешево получить начальные знания. Для вузов это потрясающая возможность получать гораздо больше студентов. Сейчас практически каждый вуз имеет онлайн-платформу. Пускай они пока достаточно странно выглядят, но я думаю, что в ближайшие годы появятся какие-то лицензионные решения, которые позволят всем институтам перейти на технологию, которая будет очень эффективной.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, всё, что может быть оцифровано и выведено в программные интерфейсы, будет там находиться, плюс какое-то человеческое участие и тепло в некоторых областях будет оставаться в офлайне.
А. АКУЛОВ: Да, я думаю, так и будет.
М.СПИРИДОНОВ: Либо эффективно эмулироваться путем видео-конференций, коммуникационных платформ.
А. АКУЛОВ: Да, мы же сейчас прекрасно общаемся. Ты находишься в Сан-Франциско, а у меня ощущение, что мы находимся рядом, и между нами идет обмен знаниями. Это простой пример конкретного диалога. Если бы я с тебя еще взял 300 баксов, получилось бы онлайн-образование.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Ты с меня можешь взять 300 баксов, я с тебя могу взять 300 баксов. В итоге, каждый останется при своем, но вроде бы каждый и заплатил. Наша последняя рубрика – это рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что мы отбираем интересные высказывания знаменитых людей и предлагаем обсудить их в небольшом диалоге. Предварительно необходимо выбрать из предложенных в ассортименте того, чью цитату тебе хочется услышать, каждый раз у нас на выбор есть 3 человека. Сегодня у нас забавный набор, и у нас есть Джон Рокфеллер – американский миллиардер начала XX века, Шарль Де Голль – французский военачальник и Президент Франции, а также Президент России Владимир Путин. Чью цитату ты бы хотел услышать?
А. АКУЛОВ: Безусловно, Путина.
М.СПИРИДОНОВ: Владимир Путин однажды сказал: «Всем, кто открывает новое дело, регистрирует предприятия, нужно давать медаль за личное мужество». Согласен?
А. АКУЛОВ: Сложно поспорить с такими словами.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли давать такую медаль? Мне кажется, что склонность к предпринимательству – это состояние души, неусидчивость, конвертирующаяся в бизнес. Награждай, не награждай, она либо есть у человека, либо ее нет.
А. АКУЛОВ: Я думаю, что Владимир Владимирович смотрит со своей колокольни. Ему-то налоги нужны, вот он и медалями готов разбрасываться. Я с тобой согласен. Я думаю, что это состояние души. Например, я не представляю свою жизнь в спокойном состоянии. За предпринимательский дух мне ничего не нужно, зачастую даже денег. Собираясь заниматься большинством проектом, я не думаю о том, что я сейчас заработаю деньги, которые я потом на что-то потрачу. Я просто действую и думаю о том, что мы сможем сделать то-то и то-то на эти деньги, что я смогу нанять больше потрясающих людей, которые сделают продукт гораздо интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: Я еще прочту цитату, которая мне понравилась больше, чем цитата Путина. Джон Рокфеллер сказал: «Кто работает целый день, тому некогда зарабатывать деньги». Мне кажется, это глубже, чем медаль за личное мужество.
А. АКУЛОВ: И очень спорно.
М.СПИРИДОНОВ: Да ладно?
А. АКУЛОВ: Только недавно я общался на эту тему со своим другом. Я недавно прочитал материал о том, что по-хорошему предприниматель должен работать не так много, и у него должно быть полдня свободного времени.
М.СПИРИДОНОВ: Об этом и говорит Рокфеллер.
А. АКУЛОВ: Да. Я трудоголик, поэтому у меня практически нет свободного времени, я всё время посвящаю работе. Конкретно в моей истории мне это очень помогало. Если бы я в обед собирал свой портфель и уходил читать книжку, не факт, что всё бы получилось.
М.СПИРИДОНОВ: Это зависит от психотипа. Наверное, ты не понимаешь этого высказывания. Для меня и многих моих знакомых действительно важно отойти от операционной деятельности на какое-то время. Часто не получается этого сделать. Иногда хочется отойти от операционных дел хотя бы на полдня, хотя бы на выходные для того чтобы отвлеченно поразмышлять о том, куда я иду, что происходит, что будет дальше, какие у меня новые возможности, о которых я прежде не задумывался.
А. АКУЛОВ: Безусловно. Я спасаюсь путешествиями. Я очень много путешествую, и именно в эти моменты у меня появляется возможность посмотреть на бизнес со стороны и по-другому оценить ситуацию.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Нам надо ставить точку. Если есть слова, которые мог сказать в качестве резюме, то прошу.
А. АКУЛОВ: Я хочу пожелать тебе успеха. У тебя здоровский проект в онлайн-образовании. Спасибо за интересную беседу, было очень приятно пообщаться.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо тебе. На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель онлайн-фотошколы Fotoshkola.net Аркадий Акулов.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.