М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 213-й выпуск программы «Рунетология», запись от 12 ноября 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в столице.
Небольшое объявление от наших коллег
Команда облачного контент-фильтра SkyDNS ищет ведущего аналитика по информационной безопасности.
Команда проекта входит в двадцатку лучших стартапов России по версии ИД Коммерсант и журнала Секрет Фирмы. В этом году SkyDNS вышел на западный рынок и запустил линейку продуктов для больших корпораций и операторов связи.
Если вы желаете присоединиться к большой истории и работать с Big Data – пишите по адресу
mail@skydns.ru М.СПИРИДОНОВ: Пожалуй, главная тема, которая волнует сегодня людей, работающих с контентом в разных его проявлениях, с текстовым контентом в частности – это вопрос, на какие платформы, какие среды распространения делать ставку. Не успели утихнуть споры о необходимости срочного ухода от бумажного носителя, как набирает силу мнение, что и в интернете издателям уже особо делать нечего, и что нужно идти в мобильные устройство, в Smart TV. Надеюсь, что в этом выпуске мы сможем основательно разобрать как тему жизни и выживания контентных проектов в сегодняшних реалиях, так и вопросы построения бизнеса вокруг них. У нас в гостях генеральный директор медиа-холдинга С-Media Стас Устенко. Приветствую, Стас.
С.УСТЕНКО: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: Стас, правда, что пару лет назад ты выпустил фантастический роман?
С.УСТЕНКО: Да, это скорее не фантастический роман. Издательство ему присвоило титул «Социальный триллер». Наверное, он ближе к этому жанру.
М.СПИРИДОНОВ: Вот как! О чем он?
С.УСТЕНКО: Рассказывать, о чем книга – это самое неблагодарное дело.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи в двух словах.
С.УСТЕНКО: Там много всего намешано. В ней много сатиры на современное общество, рассматривается развитие личности.
М.СПИРИДОНОВ: Для тебя это был программный шаг? Это не было просто хобби, возникшим постольку – поскольку?
С.УСТЕНКО: Это скорее хобби, но прорывное. Я последние 5 лет хотел написать книгу, но всё не шло. Я садился, писал 2 странички, смотрел на них и отправлял в корзину. Потом я начал писать и понял, что я пошел в нужном направлении. Где-то за полгода я написал книгу.
М.СПИРИДОНОВ: Роман издан?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какой тираж?
С.УСТЕНКО: 5000.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас его можно купить?
С.УСТЕНКО: Да, на Озоне, Литресе он есть. Издательство «Поколение» сделало достаточно хорошую выкладку. Он был во всех крупных магазинах и очень неплохо продался.
М.СПИРИДОНОВ: Мы коротко скажем об этом чуть позже. У нас получился нетематический эпиграф, мы отошли в сторону, дальше мы будем говорить об электронных медиа и их различных проявлениях, в частности об С-Media. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеСтас Устенко родился 28 июня 1975 года в Москве. В 1997 году окончил Московский Государственный Институт Стали и Сплавов, кафедру экономики и менеджмента. С 1999 по 2003 гг. разрабатывал различные интернет-проекты – такие, как dvdspecial.ru, участвовал в запуске журнала Total DVD. С 2003 по 2006 гг. – издатель, главный редактор журнала «DVD Эксперт», член финансового комитета ИД Game(land). С 2006 по 2008 гг. – коммерческий директор, издатель ИД C-Media. C 2008 г. – генеральный директор медиа-холдинга C-Media. В 2010 году написал фантастический роман «Наблюдатель». Увлекается кино, йогой, гаджетами. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Громко звучит название института, особенно в сборе с профессией, которую ты получил. Ты окончил Институт Стали и Сплавов и учился там менеджменту и экономике.
С.УСТЕНКО: Это очень хороший институт, очень хорошая кафедра. Профиль, который я получил – это маркетинг. Я специалист по менеджменту на предприятии, специалист по маркетингу, и это я активно использую.
М.СПИРИДОНОВ: По отзывам и инсайдам о тебе ты оправдываешь название собственного института. Говорят, что ты довольно жесткий, «стальной» управленец.
С.УСТЕНКО: Мне кажется, что я очень демократичный управленец, но в компании меня иногда за глаза называют Сталиным.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Каким-то образом в свое время ты оказался сначала в издательском деле, а потом в интернете.
С.УСТЕНКО: Нет, сначала я оказался в интернете. Все мои электронные увлечения и дела привели к тому, что в начале 2000-х годов мы стали заниматься сайтами. Поскольку после схлопывания пузыря доткомов этот рынок стал не слишком привлекательным на какое-то время, я переориентировался в сторону печатных СМИ, то есть на запуск DVD Эксперта и так далее. Где-то в 2008 году мы в C-Media приняли решение об отказе от концепции Издательского дома, который занимается печатными журналами, и переходе к цифровой форме медиа-компании.
М.СПИРИДОНОВ: Ты забегаешь немного вперед. Давай последовательно разберем твою карьеру. Занимаясь сайтами, ты строил проекты, которые уже можно было называть медиа, правильно? Это были журналы?
С.УСТЕНКО: Мы вступаем на грань, которая была обозначена в начале передачи. Что такое контент, и что такое носитель информации? На мой взгляд, носитель информации может быть любым. Это может быть печатный журнал, сайт, мобильное приложение и так далее. Главное – это то, что в нем размещено. Нужно размещать информацию там, где это востребовано аудиторией.
М.СПИРИДОНОВ: То, что ты делал первично в интернет-проектах, было носителями контента?
С.УСТЕНКО: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Последующий переход из интернета в бумагу был органичен? Ничего принципиально нового не приходилось узнавать?
С.УСТЕНКО: Безусловно, пришлось разбираться с продажей тиражей, работой с сетями и так далее. Определенная мишура на костяк навешивалась, но костяк и фундамент был неизменен. Он был, есть и будет всегда. Если мы производим контент, который востребован аудиторией, мы сможем его продать, и он будет потребляться аудиторией. Если мы производим что-то непонятное, то в какую угодно обертку контент не заворачивай, он никому не будет нужен.
М.СПИРИДОНОВ: Меня всегда интересовало, что очень большое количество проектов, которые могли бы называться журналами, сайтами, носителями контента, появлялось на заре Рунета, то есть в конце 90-х – начале 2000-х. Подавляющее большинство из них не становились медиа в более-менее высоком смысле этого слова, их авторы не сумели поднять их на уровень, когда бы это становилось чем-то за пределами свободного времяпрепровождения. Они делают какие-то сайты про собственные увлечения рыбалкой, но это ресурс, на котором не появляются рекламодатели, или случайно появляются и тут же убегают. Они делают ресурсы, касающиеся праздничной темы, например, собирают стихи, на них есть аудитория, но нет медиа-продукта. Что позволило тебе отличиться от них, выйти из этого множества и суметь профессионализироваться?
С.УСТЕНКО: Наверное, то, что мы изначально стояли на позиции производства профессионального контента. Мы растили авторов, и всеми людьми, с которыми я работал, я горжусь, и я горжусь тем, чего они добились.
М.СПИРИДОНОВ: Ты же не был профессионалом в этой области, ты не журналист.
С.УСТЕНКО: У меня образование «Маркетинг». Я не позиционирую себя как гениального писателя, я позиционирую себя как менеджера, а задача менеджера – это растить кадры, и это мы делаем достаточно успешно. На сегодняшний день наши площадки во многих отраслях являются непререкаемыми авторитетами. Проблема, которая была на заре интернета, которая очень сильно проявилась в 2008-2009 годах – это разграничение профессионального и непрофессионального контента. Интернет – это средство неограниченной свободы. Человек заходит и может делать всё, что угодно. Раз может, значит, и знает, что и как делать. Глобальная ошибка заключается в том, что люди считают, что пользовательский контент сможет подменить профессиональный. Мы это проходили в конце 2008-2009 годов, когда стартовало много проектов, и все они говорили, что редакции не нужны, что они будут создавать контент, опираясь на комьюнити вовлеченных людей. К сожалению, это невозможно. Комьюнити будет работать именно как комьюнити, как сообщество, блоги, форумы, площадки по обмену мнениями, но на базе комьюнити невозможно сделать качественный и профессиональный контент.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради скажу, что были единичные успешные попытки. Можно вспомнить ХабраХабр, Dirty, Лепра. Это коллективные блоги.
С.УСТЕНКО: Вы считаете, что они успешны с коммерческой точки зрения?
М.СПИРИДОНОВ: ХабраХабр с коммерческой точки зрения успешен. Там всё в порядке. Там более полумиллиона уникальных пользователей в сутки, и у этой аудитории очень хорошая покупаемость в силу того, что она конкретная и понятная, понятно, кому ее продавать. Что касается Лепры и Dirty, то это другая история. Они не за деньги, они за идею.
С.УСТЕНКО: Да, я говорил про Лепру и Dirty. Есть один-два прорыва в этой отрасли, но они не являются системными. Если мы возьмем пример любой другой площадки с посещаемостью 500 тысяч людей в сутки, которые генерят определенное количество контента, посмотрим на маржинальность, заработок и так далее, и сравним с площадкой, где продается эксклюзивный профессиональный контент, сделанный на высочайшем уровне, то у второй площадки будут большие обороты, большая прибыль, большая востребованность и вовлеченность аудитории. Сейчас можно зарабатывать очень большие деньги и на производстве печатных журналов, но мы этого не делаем по причине того, что считаем, что данное приложение сил не самое перспективное. Прикладывать силы нужно там, где рынок растет.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается бумаги и электронных медиа, у вас был интересный переход. Его я увидел, когда рассматривал историю Издательского Дома и твою карьерную историю. Ты пришел в C-Media, когда он был преимущественно бумажным, и постепенно переконвертировал его преимущественно в электронный, верно?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь рассказать о том, как это решение принималось? Почему вы так сделали? Какие бренды были убиты? Как принимались решения о том, что какие-то бренды должны покинуть эту бренную землю?
С.УСТЕНКО: Ничего убито не было, это вопрос производства контента и его распределения через ту платформу, которая востребована. На рубеже 2008 года мы по отзывам экспертов и общению с клиентами поняли, что печатный рынок идет вниз. В кризис бумажные журналы упали сильнее всего, а интернет за год вырос на 10%, не смотря на то, что бушевал кризис. Это стало и точкой принятия решения. Какой смысл расшибаться в лепешку и играть там, где рынок схлопывается? Естественно, он не схлопнется до 0,. Всё точно также, как в сравнении кино и театра. Кино не уничтожило театр, но…
М.СПИРИДОНОВ: Сделало его более элитарным искусством.
С.УСТЕНКО: Да, и схлопнуло эту нишу. Мы же не сравниваем Аватар и какой-то мюзикл. Понятное дело, что разница будет в несколько порядков. В 2009 году мы окончательно решили, что мы хотим стать цифровой компанией, медиа-холдингом, избавиться от приставки «Издательский дом» и заниматься цифровыми проектами. С 2009 по 2011 год мы сформировали довольно большой портфель площадок, баннерообменных сетей, агентств и так далее, нам удалось аккумулировать порядка 30 миллионов человек, и это позволило нам очень гибко перевести большую часть клиентов, сохранив с ними отношения, и перевести большую часть нашей аудитории. В 2012 году мы со спокойной душой смогли отказаться от ряда наших печатных журналов.
М.СПИРИДОНОВ: Бренды остались, а сами журналы перешли в интернет?
С.УСТЕНКО: У нас был журнал Hi-fi и сайт Hi-Fi.ru. На сегодняшний день Hi-Fi.ru существует в электронном виде для платформ iOS и Андроид, а в печатном виде его нет. Количество установок сейчас выше, чем тираж печатной версии. Таким образом, мы ничего не потеряли, плюс избавились от сложностей, связанных с сетями распространения, типографией, растаможкой и так далее. Сейчас есть фиксированные платежи за скачивание платформы.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, рентабельность заметно выросла?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Стоимость номера сильно отличается от той, что была в бумаге?
С.УСТЕНКО: На 10%.
М.СПИРИДОНОВ: Пойдем дальше. Я думаю, что сейчас будет целесообразно вставить справку о медиа-холдинге.
Справка о компанииМедиа-холдинг C-Media основан в 2006 году Олегом Чаминым. Среди активов компании 9 крупных тематических интернет-проектов Рунета – Film.ru, Hi-fi.ru, CARS.ru, Zvezdi.ru, Paparazzi.ru, Newsland.com, Sportliga.com, Maxpark.com и iWorker.ru, а также электронные журналы EMPIRE, Hi-Fi.ru; печатные журналы EMPIRE, «Аудиомагазин». В состав медиа-холдинга входят коммуникационное SMM-агентство Social Craft, баннерообменная сеть «Союз Журналистов», агентство мультиформатной видео-рекламы MediaToday, международная выставка HI FI & HIGH END SHOW. Ежемесячный охват аудитории на тематических веб-площадках – более 9 млн. уникальных пользователей. Суммарная ежемесячная аудитория всех проектов холдинга – более 30 млн. уникальных посетителей.
М.СПИРИДОНОВ: Довольно пестрая и удивительная с точки зрения разнообразия представленных продуктов подборка. Попробуем разобраться. Холдинг основан Олегом Чаминым, верно?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Олег Чамин – разнообразный бизнесмен, он занимался, в том числе сетью «Вулкан», одиозно известной. Что подтолкнуло его создать медиа-холдинг?
С.УСТЕНКО: Я боюсь, что получится испорченный телефон, и я не думаю, что стоит эту тему активно обсуждать. Изначально была идея выстраивания структуры в составе большого вертикально-ориентированного холдинга, куда входило несколько разных компаний. На рубеже 2008 года мы полностью пересмотрели ситуацию и сфокусировались на медиа-компании.
М.СПИРИДОНОВ: Проекты покупались или создавались с нуля?
С.УСТЕНКО: Ряд проектов был создан с нуля, некоторые проекты были куплены, причем мы покупали проекты с 10-летней историей на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Куплены были в основном электронные издания?
С.УСТЕНКО: Да. Например, Film.ru, Hi-fi.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Film.ru должен был стать конкурентом Кинопоиска?
С.УСТЕНКО: Нет. Мы никогда не планировали делать из Film.ru конкурента Кинопоиска. Film.ru базируется не на пользовательской информации и не на обсуждении кинематографа пользователями, а исключительно на профессиональном контенте профессиональных кинокритиков, в том числе там много материалов от британской редакции EMPIRE, которая имеет прямой доступ на все съемочные площадки на несколько месяцев раньше, чем другие СМИ. Это информационное поле для вовлеченных людей, которые хотят читать информацию о кино от профессионалов. То же самое и с Hi-fi.ru. Не смотря на то, что на Hi-fi.ru есть огромный форум и огромное комьюнити вовлеченных пользователей, ядром сайта являются профессиональные рецензии, тесты, техники и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Возникновение SMM-агентства, баннерообменной сети – это инфраструктурные инструменты для того чтобы эффективнее монетизировать трафик на контентных ресурсах?
С.УСТЕНКО: Не совсем. Мы просто видим ниши, которые развиваются, и стараемся их активно закрывать. Если мы говорим о MediaToday, то в систему включено 1250 сайтов, поэтому наши 9 площадок там не играют особой роли.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда такой активный поход в инструменты? Обычно если холдинг занимается чем-то профильным, то он этим и занимается. Он создает, поглощает, покупает, развивает контентные ресурсы, и это его главный профиль, а продажи рекламы нередко вынесены за пределы, а у вас не только свои продажи, но есть и свои дополнительные инструменты, которые вы транслируете и на другие ресурсы. Почему вы туда направились? Что к этому подтолкнуло?
С.УСТЕНКО: Мы посчитали, что эти сектора будут очень быстро развиваться, и так оно и получилось. Темпы роста по нашей баннерообменной сетке очень впечатляющие, и это один из способов диверсификации нашего портфеля. Портфель нашей компании сильно диверсифицирован, и мы считаем, что это большой плюс.
М.СПИРИДОНОВ: Баннерообменная сеть растет, в то время как другие баннерообменные сети потихоньку уходят?
С.УСТЕНКО: Я никогда не слышал о том, что баннерообменные сети куда-то уходят. Наоборот, они очень активно прирастают. С внедрением мобильных инструментов они будут прирастать и дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Насчет мобильных инструментов я не буду утверждать, но то, что баннерообменные сети в их классическом виде отошли, это точно, или я чего-то не понимаю?
С.УСТЕНКО: Я не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Союз журналистов – это сеть, которая классическим образом позволяет меняться трафиком сайтам одного профиля?
С.УСТЕНКО: Меняться трафиком, покупать и продавать его.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ресурсы туда входят? То, что я видел в классическим виде, и то, что знают большинство, например, RLE и подобные проекты, почили в бозе.
С.УСТЕНКО: Союз журналистов не почил. Какие сети почили в бозе, и вообще почему к этому рынку иногда скептически относятся? Потому что на нем работало много продуктов с использованием не слишком качественного трафика. Я не буду углубляться в эту тему, но по факту так и было. Союз журналистов – это баннерообменная сеть в смокинге, то есть мы продаем очень хороший и качественный трафик дорогим клиентам. Этот сегмент у нас активно растет, и мы считаем, что это одно из лучших наших вложений.
М.СПИРИДОНОВ: Назови клиентов.
С.УСТЕНКО: На сайте обозначена большая часть клиентов, и она ротируется. Если мы сейчас зайдем туда, то мы увидим 3DFiles, NEWSru.com.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. SMM-агентство – это тоже отклик на зов времени?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Оно занимается выполнением внешних заказов?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как поживает видео-реклама MediaToday?
С.УСТЕНКО: Мы считаем, что MediaToday – один из лидеров российского рынка в этом направлении, и мы очень активно это направление развиваем и делаем на него очень большие ставки. Это продукт завтрашнего дня.
М.СПИРИДОНОВ: В чем специфичность этого продукта? Я тебя пытаю не для того чтобы что-то выведать, я просто хочу, чтобы для наших слушателей, которые не знакомы с твоими проектами, вырисовалась картинка.
С.УСТЕНКО: Я никаких секретов не открою. У MediaToday есть 3 направления: видео-клик, Videointeractive, видео-ролл. В следующем году мы планируем из 3 основных инструментов сделать 10, но пока забегать вперед рано. Видео-клик – это всплывающий ролик при наведении курсора мыши на выделенное в тексте слово. Videointeractive – это всевозможные интерактивные спецпроекты, то есть баннеры, которые при наведении курсора расхлопываются в видеоряд и так далее. Видео-ролл – это вставка ролика перед видео-потоком.
М.СПИРИДОНОВ: Вставка в ваш плеер, или она интегрируется в любой видео-хостинг?
С.УСТЕНКО: Интегрируется.
М.СПИРИДОНОВ: Она должна встать внутрь? Ее нельзя вставить, скажем, в ролики Youtube, или можно?
С.УСТЕНКО: В ролики Youtube нельзя вставить, но если на площадке есть свой плеер, то туда можно вставить.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к истории C-Media. Он сегодня стал набором разных проектов. Я чуть позже коснусь этой разности в их презентации и тематике. Какие были этапы построения? Каким образом вы их между собой интегрировали? Я знаю, что на фоне кризиса было принято решение срезать косты. Как это делалось? Мог бы рассказать об истории построения холдинга и его доведения до сегодняшнего состояния?
С.УСТЕНКО: Мы обрисовали ряд секторов, которые считали перспективными для роста и понятными в плане компетенций для нас. Если мы не самые большие специалисты в fashion, то мы и не вкладывались в площадки, которые освещают эту тему. Если наши специалисты хорошо понимают технику, то мы решаем приобрести Hi-fi.ru. По такому принципу мы сформировали определенный набор секторов, которые решили закрыть. Мы считаем, что мы это выполнили. На этом и базировалась наша стратегия. Мы оценивали перспективы роста сектора и наличие в этом секторе свободных ниш или проектов, которые мы можем купить за адекватные деньги. После того как весь набор продуктов был создан, мы сделали кросс-промо, но пересечение аудитории не является ключевым преимуществом. Мы специалисты выращивания и выведения на прибыль проектов. У нас есть понимание того, что им нужно для развития, какой персонал нужен для обеспечения контента, какие шаги нужно сделать, чтобы их развить, чтобы они стали особенными, уникальными и очень хорошо воспринимались аудиторией, и мы знаем, как продавать на них рекламу. У нас стоят всевозможные таргетинги, то есть мы можем вычленить человека практически по любому профилю и показывать рекламу именно ему.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, реклама распределяется очень неравномерно. На отдельных ресурсах ее зримо много, то есть она бросается в глаза, причем в буквальном смысле этого слова, потому что она делает это с помощью раскрывающихся окон.
С.УСТЕНКО: Например?
М.СПИРИДОНОВ: Zvezdi.ru, Paparazzi.ru. Как мне показалось, там рекламы в избытке.
С.УСТЕНКО: Мы сейчас активно не развиваем Zvezdi.ru, Paparazzi.ru. Проекты работают на перепродаже трафика, а не на традиционной медийной рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: Они стали расстрельной командой?
С.УСТЕНКО: Нет. Аудитория на них активно растет. Просто мы не увидели больших перспектив в росте этого сегмента, который нам достался в наследство, и мы немного сместили с них фокус усилий.
М.СПИРИДОНОВ: Вы решили, что нужно его максимально замостить рекламой и забыть о развитии?
С.УСТЕНКО: Развитие идет, но не такое, как в Film.ru, например.
М.СПИРИДОНОВ: Какие сейчас приоритеты у холдинга?
С.УСТЕНКО: Это все наши баннерообменные сетки и наши профильные площадки, то есть Film, Hi-fi, CARS, Newsland.
М.СПИРИДОНОВ: Именно там создается профессиональный контент в регулярном режиме?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, я не с того места начал знакомство с вашими продуктами, потому что Zvezdi.ru и Paparazzi.ru являются пестренькими, мягко говоря.
С.УСТЕНКО: Да, они пестренькие.
М.СПИРИДОНОВ: Про желтенькие не я сказал, но суть такая. СпортЛига тоже является одним из профильных активов?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как построена работа по ним? Насколько автономны редакции? Насколько они регулируются и направляются холдингом?
С.УСТЕНКО: Мы не сторонники того, чтобы говорить редакциям, что им делать. Если мы будем стоять над каждым автором, то непонятно, зачем нужна такая редакция. У каждой площадки есть свой руководитель, которого мы называем издателем. Издатель отвечает за бизнес-процессы в проекте. Он утверждает бизнес-план и общую концепцию того, как проект развивается и как он должен выглядеть. За подачу материала и контентное развитие отвечает главный редактор. В проекте идет работа издателя и главного редактора над формированием того потока информации, который будет максимально востребован.
М.СПИРИДОНОВ: Какого размера у вас редакция? Есть какой-то средний размер, или люди неравномерно распределены в проектах?
С.УСТЕНКО: Очень неравномерно. Это зависит от нагрузки. Скажем, тестовая лаборатория в Hi-fi со своим измерительным стендом, фотолабораторией и так далее требует больших усилий, чем Film, где сходил в кино, посмотрел и написал рецензию.
М.СПИРИДОНОВ: В среднем от 2-3 человек до десятков?
С.УСТЕНКО: От нескольких до 10 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Всё это объединено в рамках одного местоположения, или они распределены?
С.УСТЕНКО: По большей части редакция объединена в одном месте, а сети могут находиться в других офисах.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы определяете преимущества в плане доставки? У вас всё еще есть бумага, электронные журналы в десктопном вебе и мобильные приложения.
С.УСТЕНКО: Надо понимать, что никогда нельзя быть на 100% уверенным в чем-то. Если бы мы на 100% знали, что какой-то инструмент заработает, то мы бы только в нем и сидели. Мы активно общаемся с аудиторией, пытаемся спросить у нее, мы выпускаем тестовые разработки и пытаемся по ним оценить востребованность. Скажем, электронный журнал. На начало этого года очень мало кто прогнозировал значимый процент скачиваний электронного журнала для iPhone. Все потребляли журналы исключительно на планшетах, потому что там есть картинки, анимация, всё красиво крутится и так далее. Как его можно смотреть на 4-дюймовом экране? Сейчас у нас темпы роста iPhone-версии раз в 5 выше, чем темпы роста iPad-версии. Я думаю, что к следующему году объемы если не сравняются, то они будут сравнимы. Получается, что на начало этого года люди не хотели читать журналы на iPhone, потому что им не хватало размера экрана и так далее, а через год темп жизни настолько ускорился, что это становится одним из векторов. Я еду в метро, стою в пробке на машине, и мне неохота доставать планшет, я лучше не экране смартфона, который всегда со мной, посмотрю информацию.
М.СПИРИДОНОВ: С чем это связано? Это глобальная смена привычек, или это просто увеличение диагонали экрана?
С.УСТЕНКО: Я бы не сказал, что очень сильно увеличилась диагональ экрана для iPhone. В 5 и 5S одинаковая диагональ.
М.СПИРИДОНОВ: У 4 и 5 разные диагонали.
С.УСТЕНКО: Это было в прошлом году. Я сомневаюсь, что это так сильно сказалось. Тем более, 0,3 дюйма – это не так много. Это скорее ускорение ритма жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Просто люди обживаются в мобильном пространстве и чувствуют себя там более комфортно?
С.УСТЕНКО: Да, люди обживаются в мобильном пространстве, и люди живут всё в более высоком ритме. Если раньше можно было подойти к компьютеру, взять печатный журнал, то потом стало удобнее дома работать на планшете, и зачем тогда мне дома еще за компьютер садиться, если я на работе за ним сижу? Я могу сесть на диван, взять iPad, и мне будет удобно. Сейчас планшеты не успевают за этими темпами, и всё сосредоточивается на смартфоне. Например, я стою в очереди в магазине, достаю iPhone и читаю статью. У нас на порталах порядка 9 миллионов уникальных юзеров в месяц. На начало этого года мобильная аудитория составляла 400 тысяч человек, и это был очень неплохой показатель на начало 2013 года. Мы в течение года не предпринимали никаких усилий по росту мобильного трафика, то есть рост был исключительно органический. На сентябрь 2013 года у нас был миллион мобильного трафика. Я думаю, что к концу года будет 1 200 000, то есть за год мобильный трафик увеличился в 3 раза.
М.СПИРИДОНОВ: Мобильный трафик у вас полностью монетизируется или частично?
С.УСТЕНКО: У нас весь трафик монетизируется частично. Я сомневаюсь, что на рынке много площадок, которые монетизируют 100% своего трафика.
М.СПИРИДОНОВ: Какие модели вы используете? Это только продажа приложений?
С.УСТЕНКО: Это трафик порталов, а не приложений, то есть люди смотрят сайты с телефонов. Трафик портала полностью монетизировать на каких-то площадках невозможно. Самые низколиквидные баннеры всё равно будут отдаваться под баннерообмен, крутилки или что-то еще, а не продаваться.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы смотрите на мобильного пользователя? Раз на веб-порталах такой высокий мобильный трафик, может быть, и не нужно развивать мобильные приложения?
С.УСТЕНКО: Наоборот. Как раз больше всего и нужно развивать мобильные приложения. Сайты достаточно неплохо выглядят и на экранах современных смартфонов.
М.СПИРИДОНОВ: Можно делать адаптивные сайты, как многие говорят, и успокоиться.
С.УСТЕНКО: Адаптивный сайт – это термин, который под собой мало, что несет.
М.СПИРИДОНОВ: Это сайт, который адаптируется под платформу.
С.УСТЕНКО: Ваш сайт адаптивный?
М.СПИРИДОНОВ: Если брать сайт Нетологии, то частично.
С.УСТЕНКО: Давай возьмем какой-нибудь неадаптивный сайт. Современная платформа Андроид или iOs позволит достаточно комфортно потребить сайт на экране смартфона.
М.СПИРИДОНОВ: Если не сделано грубой ошибки верстки, то да.
С.УСТЕНКО: Если рубрикатор не поплывет на текст, вы спокойно всё это отмасштабируете пальцами, всё прочитаете и будете вполне довольны, но мобильные приложения – это как раз средство отличаться от этого, ведь в нашем ритме играют роль даже мельчайшие отличия. То, что не надо куда-то заходить, масштабировать, что-то искать, тыкать в рубрикатор – это важно, и это дает революционное преимущество отдельному мобильному приложению. Также важна сама подача информации. Как ни крути, подача информации в журнале и интернете отличается, и подача информации на сайте и в мобильном приложении тоже отличается, и она обязана отличаться.
М.СПИРИДОНОВ: В чем эти отличия?
С.УСТЕНКО: Это нюансы каждой платформы, нельзя назвать конкретные отличия. Прежде всего, короче тексты, ярче выводы, нагляднее и понятнее верстка, в мобильных приложениях совершенно другое оформление иллюстраций, отсутствие одной рекламы и присутствие другой рекламы, отсутствие определенных инструментов, утяжеляющих интерфейс, которые необходимы в традиционном вебе. На мой взгляд, в адаптивную верстку всё это вложить невозможно. Мне кажется, путь развития – это развитие мобильных приложений.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, ты планируешь все проекты, которые не отправлены в отстойник истории, например, Zvezdi и Paparazzi, развивать в мобильных приложениях?
С.УСТЕНКО: В отстойник истории у нас никто не отправлен, мы просто концентрируемся на том, что на сегодня максимально быстро растет. Zvezdi и Paparazzi чувствуют себя прекрасно, они живут и обновляются.
М.СПИРИДОНОВ: Если быть честным, там тяжело находиться, потому что там избыток рекламы. Складывается ощущение, что это могила.
С.УСТЕНКО: К сожалению, это финансовая модель, которой живут эти проекты. Можно убрать рекламу, и тогда сайт не будет обновляться или будет обновляться гораздо реже.
М.СПИРИДОНОВ: Для вас важно, чтобы проект окупался?
С.УСТЕНКО: Да, конечно. К сожалению, это данность. Люди жалуются, что они покупают глянцевый журнал и на первых 20 страницах видят рекламу. На это главный редактор отвечает: «Если бы не эти 20 страниц рекламы, никакой редакции бы не было». В случае с Paparazzi то же самое. Как можно на это жаловаться?
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Все твои глянцевые проекты выйдут в мобайл?
С.УСТЕНКО: Поэтапно да. Я не берусь сейчас ставить какие-то сроки, но у нас есть четкие планы.
М.СПИРИДОНОВ: При этом десктопные версии останутся?
С.УСТЕНКО: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: В мобайле монетизация будет преимущественно за оплату приложений, подписку, или будет рекламная модель?
С.УСТЕНКО: Мы пока не планируем вводить оплату за приложения, скорее будет модель free-to-pay, когда в приложение встроены какие-то инструменты покупки эксклюзивного контента, но, прежде всего, будет базовая модель заработка на рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: Как и в бумаге, в электронных версиях будет продажа внимания читателя рекламодателю?
С.УСТЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Нам нужно двигаться к финалу, осталось всего несколько минут. Впереди будет одна небольшая рубрика. Будем закрывать разговор об индустрии. Какие ты видишь тренды развития электронного контента, контента с точки зрения потребления и бизнеса? О чем ты как управленец думаешь, когда наблюдаешь за тем, как развивается отрасль и твоя компания?
С.УСТЕНКО: Прежде всего, я думаю о скорости. Если раньше горизонт планирования был очень далеким и легко прогнозируемым, то сейчас он сокращается. Скорость жизни настолько возрастает, что чтобы стоять на одном месте, приходится бежать всё быстрее и быстрее, а мы стоять на одном месте не любим, поэтому нам приходится бежать очень быстро. Самое главное – это обилие информации, и проникновение информации, которое есть сегодня, будет расти и дальше. Информационное поле диктует определенные законы, и при этом мы не можем четко сказать, как будет меняться это поле с введением новых инструментов. В следующем году выходят Google Glass, и пока комментарии экспертов сильно разнятся. Кто-то говорит, что аудитории не будут очень интересны эти очки, а кто-то говорит, что это будет революцией, сравнимой с выходом первого iPhone. Если это будет революцией, то система потребления информации сильно изменится.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не рассматриваешь платформу Smart TV как возможность для текстово-графических медиа?
С.УСТЕНКО: Smart TV – это прекрасное направление, и мы его очень любим. Мало того, мы очень любим технику. Это одно из направлений, это очень удобно. У меня тоже телевизор подключен к Wi-fi.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется логичным, что глянцевые журналы, журналы, касающиеся автомобилей, спорта, те журналы, которые имеют большие иллюстрации, будут на больших экранах.
С.УСТЕНКО: На мой взгляд, это совсем нелогично. Никому в голову не может прийти смотреть журнал на экране телевизора. Это из серии «есть не вилкой, а лопатой». Наверное, тоже можно, но, сомневаюсь, что нужно.
М.СПИРИДОНОВ: А как еще смотреть большие фотографии?
С.УСТЕНКО: Там же не только фотографии. Любой электронной контент – это, прежде всего, текст. Под Smart TV нужно или перекладывать текстовый контент в видео-поток, чтобы были нарезка фотографий и проговаривание текста, или создавать отдельные подкасты и видео-каналы. Просто рассматривать фотки на экране – это абсолютный тупик, а формирование видеоряда под это дело и транслирование этого видеоряда – это замечательно. Например, я прочитал журнал на электронном устройстве, а когда пришел домой, передо мной транслируется красивый видеоряд, и проговаривается текст, это здорово.
М.СПИРИДОНОВ: Можно представить, что в будущем ведущие бренды будут представлять номер в версии десктопа, бумажную версию в красивом и дорогом представлении, также будет мобильное приложение, которое имеет свои бенефиты, и видеоверсия для Smart TV.
С.УСТЕНКО: Как вариант. Мне кажется, в этом есть определенный вектор, более живой, нежели трансляция текстовой версии в Smart TV, но это пальцем в небо.
М.СПИРИДОНОВ: Да, мы и пытаемся нарисовать образ будущего. Бумага останется, и она будет еще долго и уверенно жить, просто в каком-то небольшом сегменте?
С.УСТЕНКО: Долго, уверенно и счастливо. Может быть, она будет жить в нормальном сегменте. Просто там не будет солидных темпов роста и солидных прорывов. Это консервативный рынок, как театр. Он будет жить еще 100 лет и никуда не денется. Например, вы сели в самолет, вас попросили выключить все электронные устройства, вы достали журнал и читаете его.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас, кстати, в Америке в отдельных авиакомпаниях перестали просить выключать их, и говорят, что это дальше пойдет. Боюсь, это убьет бумагу.
С.УСТЕНКО: Посмотрим. Значит, будут читать в других местах.
М.СПИРИДОНОВ: Осталось единственное место – туалет, хотя туда тоже многие ходят с гаджетами. Сейчас будет последняя рубрика «Бизнес-цитата». В ней мы зачитываем интересные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, мыслители, герои кинофильмов, и предлагаем гостю прокомментировать цитату. До этого мы предлагаем выбрать одного из отобранных нами героев. Сегодня у нас есть Томас Джефферсон, 3-ий президент США, Генри Форд, основатель Ford Motors и Рой Эш, основатель Litton Industries.
С.УСТЕНКО: Форд.
М.СПИРИДОНОВ: Генри Форд любил и умел говорить рублеными фразами. Однажды он сказал: «Богатство, как и счастье никогда не достигается напрямую. Оно приходит как побочный продукт предоставления услуг». Согласен с этим?
С.УСТЕНКО: Безусловно. Главное – это заниматься любимым делом и делать его со страстью, а всё остальное – побочные продукты.
М.СПИРИДОНОВ: Что важнее – счастье или богатство, с твоей точки зрения?
С.УСТЕНКО: Счастье складывается из множества компонентов.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно счастье без богатства?
С.УСТЕНКО: Я не отвечу на этот вопрос, потому что счастье состоит из множества факторов. Счастье – это здоровье, любовь, богатство, любимое дело, силы, увлечения, друзья и так далее. Счастлив ли богатый, но больной человек? Сомневаюсь.
М.СПИРИДОНОВ: На этом закончим. Если есть, чем зафиналить, я предлагаю тебе сказать резюме к нашей беседе. Если нет, то я поставлю точку.
С.УСТЕНКО: Мы живем в очень интересное время в очень интересном мире, который очень быстро меняется, и это здорово.
М.СПИРИДОНОВ: Надо поспевать быть счастливым, быть и с друзьями, и с богатством. На этом всё. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был генеральный директор медиа-холдинга C-Media Стас Устенко. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.