М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 217-й выпуск программы «Рунетология», запись от 28 ноября 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в столице.
Мне очень нравился анекдот, который ходил в Рунете лет 7-8 назад. Звучал он, примерно, так – а ведь однажды наше правительство узнает-таки о существовании Интернета, сдаст какая-нибудь крыса…
С тех пор утекло очень много воды. Масштаб Рунета вырос на порядки, а исполнительная власть с некоторых пор довольно успешно закрепляется в нем. В общем, Рунет сдали. Была ли это крыса, или правительство нашло его самостоятельно, неважно, это дело не меняет. Сперва это были довольно неумелые и осторожные попытки проявить себя, порой комичные. Это касается и законодательного регулирования, и возможностей самопрезентации чиновников, министерств и ведомств. Надо признать, что сейчас это становится всё более цивилизованным, грамотным и осмысленным. Это происходит в том числе и потому, что в ряды госчиновников вливаются люди, которые глубоко разбираются в предмете и том, что такое Глобальная сеть и высокие технологии. Некоторые из них пришли непосредственно с руководящих должностей, которые они занимали в известных интернет-проектах. У нас есть возможность поговорить с одним из таких специалистов. Сегодня у нас в гостях экс-руководитель Почты@Mail.ru, заместитель директора Департамента развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергей Мартынов. Приветствую, Сергей!
С.МАРТЫНОВ: Привет, Максим! Привет, слушатели! Я рад, что мы сегодня пообщаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сложным было сменить роль топ-менеджера интернет-компании на функцию государственного человека? Несомненно, ты на этот вопрос отвечал многократно. Можешь коротко еще раз на него ответить?
С.МАРТЫНОВ: Прямо скажем, это было непросто, потому что у работ разная специфика, но это очень интересно, потому что это работа в новых условиях, в очень необычном проекте с интересной командой.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь не отвечать на мой следующий вопрос, если тебе нельзя разглашать эти данные. Зарплата у тебя выше или ниже, чем та, что была в топ-менеджменте Мейла?
С.МАРТЫНОВ: Она не выше, но, тем не менее, у меня достаточно достойная зарплата.
М.СПИРИДОНОВ: Ответить словами героя фильма «Небеса обетованные» и сказать, что зарплата у тебя хорошая, маленькая, но хорошая, ты не можешь. Она у тебя приличная.
С.МАРТЫНОВ: Она у меня такая, чтобы я мог работать над интересными задачами.
М.СПИРИДОНОВ: Думать над электронной Россией.
С.МАРТЫНОВ: Да. Прежде всего, мотивируют задачи и команда. Иногда нужно посвятить себя на какое-то время решению интересных задач.
М.СПИРИДОНОВ: Ты смотришь на работу на госслужбе, как на строку в собственной резюме, на часть биографии, или ты полагаешь, что это может быть долгим этапом?
С.МАРТЫНОВ: Если честно, то я смотрю на это как на строчку. Я не думаю, что в долгосрочной перспективе я буду строить карьеру чиновника. Сейчас мне интересно поучаствовать в том окне возможностей, которые есть сейчас, и привнести что-то новое и полезное в задачи, про которые мы сегодня поговорим. Я думаю, что я вернусь в интернет-бизнес и буду продолжать развиваться в IT-бизнесе.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе предоставляются эти возможности? У тебя не связаны руки?
С.МАРТЫНОВ: Руки не связаны. Работа в государстве похожа на жизнь в вязкой среде. Можно представить, что вместо воздуха у нас гель или жидкость, и ты двигаешься, ты всё можешь делать, но сама среда вызывает сопротивление, и это нормально, потому что государство – это структура, которая призвана быть стабильной, которая призвана гарантировать стабильность, не меняться, сопротивляться резким изменениям и нововведениям, чтобы защищать себя от нападок. В этом очень интересный конфликт. Интернет и IT – это быстрорастущая и часто меняющаяся среда, в которой изменения происходят быстро и часто. Моя работа – это та точка, в которой я пытаюсь одновременно объединить быструю изменяемость и правильным образом ее влить в структуру государства, которое стремится к стабильности.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты боец с гелем?
С.МАРТЫНОВ: Можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеСергей Мартынов родился 4 апреля 1983 года в Москве. В 2006 году окончил факультет Вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 2012 году поступил в бизнес-школу HULT (Лондон) по программе Executive MBA. С 2003 по 2006 годы работал техническим директором в компании Webmaster Agency, принимал участие в разработке заказных и ведении собственных интернет-проектов, в том числе realty.ru и webfile.ru. C 2005 по 2006 год разрабатывал алгоритмы обработки звука для компании Sound Genetics. C 2006 по 2008 годы был ведущим разработчиком и менеджером в компании Newmedia Stars, принимал участие в создании ряда интернет-проектов, СМИ и онлайн-игр, в том числе neznakomka.ru, vzglyad.ru, metro2033.ru,
ссылка preved.ru и другие. В период с 2006 по 2009 год принимал активное участие в проведении профессиональных конференций и семинаров «Российские Интернет-технологии», HighLoad++, ClientSide и другие. В разные годы консультировал ряд интернет-проектов, в том числе vkontakte.ru, imhonet.ru. С 2008 по 2010 год работал техническим директором в компании Notamedia. C 2010 по 2013 год работал руководителем проекта Почта Mail.Ru. C января 2013 года – заместитель директора Департамента развития электронного правительства в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
М.СПИРИДОНОВ: На совещании мы с редакторами говорили о том, что ты якобы был одним из первых пользователей Вконтакте. Так ли это?
С.МАРТЫНОВ: Да, я вхожу в первую тысячу пользователей. Это довольно простая история. Во Вконтакте меня пригласила моя однокурсница по МГУ, которая, видимо, была знакома с основателями. Я там написал, что я занимаюсь веб-разработкой, и через пару дней мне написал Павел Дуров, он сказал, что он увидел, что я занимаюсь веб-разработкой, и ему было интересно узнать мнение профессионала. Я ему написал развернутый ответ про то, как я оцениваю Вконтакте, какие технические проблемы я предвижу, на что он восторженно ответил, что с некоторыми проблемами, о которых я писал, они уже столкнулись, и они начали их решать. Слово за слово это вылилось в консультационный проект, который продолжался несколько месяцев, по большей части заочно, но иногда и очно. На ранних стадиях развития этого замечательного проекта я ему помогал, потом Олег Бунин присоединился, и мы помогали Павлу правильно организовать разработку и построить техническую архитектуру.
М.СПИРИДОНОВ: Почему не оказались в числе сотрудников? Он вас не приглашал, или вы не хотели?
С.МАРТЫНОВ: Приглашал, но я тогда не решился переехать в Питер, оставить то, что у меня было в Москве и перевезти семью из Москвы в Питер.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты мог бы оказаться техническим директором или вице-президентом?
С.МАРТЫНОВ: Наверное, мог бы.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай вернемся к началу твоей карьеры. Глядя в строки твоей профессиональной биографии, я понимаю, что ты чуть ли не с первых дней присутствия в разработке активно строгал веб-сайты и участвовал в построении проектов, в том числе и тех, которые потом становились известными. Что тебя привело в веб-разработку? Ты бы мог заниматься чем-нибудь другим.
С.МАРТЫНОВ: Я обычно отвечаю, что я родился одновременно с протоколом TCP/IP. В числа, близкие к дате моего рождения он был введен в строй, и с тех пор весь интернет строится на этом, поэтому я связан с интернетом с рождения.
М.СПИРИДОНОВ: Ты можешь при этом закатывать глаза и говорить, что это было предначертано.
С.МАРТЫНОВ: Да, что-то типа того. Более того, 4 апреля (День моего рождения) считается днем Святого Исидора, который уже позже был назначен покровителем интернета. Это второй прикол, связанный с этим.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда можно совсем закатывать глаза и еще более загробным голосом говорить об этом, и все вопросы сразу отпадут.
С.МАРТЫНОВ: Мои родители – инженеры, они технари, работали в НИИ, я с детства был склонен к точным наукам, у меня техническое мышление. У меня была огромная подборка журналов «Наука и жизнь» за многие годы. Я их читал еще в младшей школе и по ним заочно изучил Basic и основы программирования. Я писал программы на бумажке, также у меня был программируемый микрокалькулятор МК-61. Для него было интересно писать программы, даже игры для него писали. Всё это пошло с детства. Я ничуть не удивляюсь тем, что я занимаюсь интернетом. Конкретно к интернету я пришел после второго курса, когда знакомые позвали меня работать в Webmaster Agency. До этого я пользовался интернетом и делал какие-то простейшие сайты. Мне сказали, что нужен разработчик на Перле. Перл я тогда не знал, но я купил книжку, почитал ее, пришел на собеседование и сказал, что я начал его изучать, что базовые вещи я знаю, что с другими языками программирования я знаком. Я пошел работать, довольно быстро стал называться техническим директором в этой маленькой веб-студии. Первый мой опыт работы был именно там.
М.СПИРИДОНОВ: Довольно интересная черта твоей биографии, которая, видимо, и столкнула тебя с Олегом Буниным – это работа в Newmedia Stars Константина Рыкова?
С.МАРТЫНОВ: Да, совершенно верно. Я 3 года занимался сайтами, и это были очень интересные и плодотворные годы. В моей биографии был упомянут проект webfile.ru. Фактически это был первый файлообменник Рунета. В начале 2000-х были очень популярны файлообменные сервисы. В тот момент я увидел, что на Западе они уже популярны, а в Рунете ими начинают пользоваться, но в Рунете тогда подобного проекта не было. Тогда я сделал webfile.ru в рамках агентства Webmaster, и с тех пор в Рунете появилось множество файлообменников. Webfile.ru мы тогда продали компании Web Interactive World, хотя могли проект оставить себе и вырастить его до больших масштабов, но что сделано, то сделано. В какой-то момент Олег Бунин, найдя меня на просторах Рунета, написал мне, что он собирает команду для нового проекта DreamTeam. Я с ним пообщался, познакомился, и у меня было внутреннее чувство, что надо куда-то дальше двигаться, поэтому я согласился и пошел к нему работать, о чем ни разу не пожалел.
М.СПИРИДОНОВ: Что за формирование было в Newmedia Stars? Я очень мало об этом знаю. На тот момент я территориально не находился в России. Я не был лично знаком ни с Константином, ни с тобой, ни с Олегом, наше знакомство случилось позже. Со стороны казалось, что это нечто, щедро профинансированное, с очень большими, даже раздутыми амбициями, стремящееся стать чуть ли не ведущим холдингом Рунета. К этому времени они сдулись. Что было тогда, и почему они малозаметны сейчас?
С.МАРТЫНОВ: На тот момент у Константинова Рыкова были успешно работающие СМИ-проекты, были амбиции и средства, чтобы развиваться в других направлениях. Команда собиралась под проект Незнакомка.ру, который должен был стать главным дейтинг-сайтом Рунета и побить существующую на тот момент Мамбу. Олег до этого работал в Рамблере, потом он перешел и начал собирать хорошую команду людей, которые были бы способны создать технически грамотный проект. Тогда действительно было достаточно хорошее финансирование, действительно планировалось это на очень большие масштабы. Мы закладывали отказоустойчивую, масштабируемую архитектуру для огромных нагрузок. По некоторым нетехническим причинам проект был позже свернут. Его основатели не смогли договориться. Тем не менее, это привело к тому, что сформировалась очень сильная команда, и это дало начало циклу профессиональных конференций «Российские Интернет-технологии» и другим. Некоторые единомышленники из команды под предводительством Олега Бунина создали их и вели их много лет. Олег до сих пор продолжает вести эти конференции.
М.СПИРИДОНОВ: Как минимум, HighLoad++ существует. Вернемся к Newmedia Stars. Получается, в Рунетологии мы невольно сегментами рисуем историю Рунета, представляя ее с точки зрения разных участников событий. Что там происходило? Откуда были деньги? Это личные деньги Рыкова, или уже тогда были какие-то вливания со стороны его политической деятельности, то есть со стороны Единой России? Почему же всё-таки амбиции стать таким мощным холдингом не оправдались? Они прямо завяли.
С.МАРТЫНОВ: Я мало погружался в вопросы политической деятельности, я и сейчас стараюсь не лезть в политику, не смотря на то, что я нахожусь на госслужбе. Я знаю, что были успешно работающие проекты Кости Рыкова, были партнеры, которые инвестировали в новые проекты. Кроме Незнакомки был еще ряд интернет-проектов, например, Russia.ru, который какое-то время назад был очень популярным интернет-телевидением.
М.СПИРИДОНОВ: Потом он сменил формат и сдулся.
С.МАРТЫНОВ: Возможно. На самом деле, это характерно для Рыкова. Он очень активен и заинтересован на старте проектов, но он достаточно быстро теряет интерес к ним, поэтому многие его проекты бурно начинаются, а потом не продолжаются. Мне кажется, что на энергетическом уровне со всеми проектами тех лет произошло то же самое. Пока у Константина был большой интерес к ним, они жили и подпитывались. Когда интерес пропадал, проектам не хватало лидера, который бы их вел, который бы наполнял их энергией, и они сдувались.
М.СПИРИДОНОВ: Какого масштаба был этот холдинг и сама инфраструктура Newmedia Stars, когда ты там работал?
С.МАРТЫНОВ: Когда я там работал, Newmedia Stars выросла до 300-400 человек. Часть людей относилась к СМИ (Взгляд.ру, Дни.ру, Сенсатор.ру, существующий на тот момент), это редакция, новостники и так далее. Часть людей – это технический департамент. Он состоял из 30-35 человек в самые большие времена. Мы занимались целым рядом проектов. Кроме Незнакомки и СМИ, о которых я упомянул, был интересный медиа-проект preved.ru. Это первый видео-чат в Рунете, который был очень интересным социальным феноменом. Это пример того, как технология, которой до этого не было, тут же стала интересно использоваться. Были люди, которые делали театральные представления в видео-чатах, были люди, которые делали шоу. Какое-то время это существовало с очень интересным социальным эффектом. Правда, потом всё это свелось к порнухе, и пришлось проект закрыть, потому что модерировать было некому и некогда.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что Newmedia Stars имел финансовые возможности, ресурсные возможности в виде команды и прочие возможности с точки зрения проектов, чтобы стать одним из ведущих холдингов Рунета. По модели проект похож на сегодняшний РБК, может быть, даже круче.
С.МАРТЫНОВ: Да, потенциал к этому был. Помимо перечисленного, были еще и медийные возможности по рекламе своих проектов, была хорошая команда в техническом и менеджерском планах, ребята собрались хорошие.
М.СПИРИДОНОВ: Что же тогда случилось? Ушла энергия?
С.МАРТЫНОВ: Да, во многом ушла энергия, и команда к началу 2008 года разбежалась. Энергии заниматься проектами уже не было, и многие люди ушли. Бизнес сконцентрировался вокруг СМИ, что совершенно нормально для бизнеса, потому что СМИ тогда были прибыльными и понятными. Холдинг занял определенную нишу.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Оставим в покое Newmedia Stars. Не скажу, что жаль, что у него не получилось стать одним из ведущих холдингов Рунета, поскольку я не имею к нему никакого отношения, просто любопытно, что это произошло, и интересно поговорить о причинах этого. Возможно, мы вернемся к этому в других выпусках, когда будем говорить с другими участниками событий. Пойдем дальше. Опуская подробности, после работы в Newmedia Stars ты оказался на должности техдиректора Notamedia – одной из самых известный компаний-разработчиков, верно?
С.МАРТЫНОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Отработав там 2 года, ты перешел в почту Mail.ru и стал ее руководителем?
С.МАРТЫНОВ: Да. В Notamedia я отработал почти 3 года. Это был очень интересный период. Notamedia тогда сотрудничала с Newmedia Stars, потому что Костя Рыков и Адриан Крупчанский были знакомы. По-моему, они вместе учились в институте. Адриан Крупчанский – это руководитель и владелец компании Notamedia. Когда Newmedia Stars стала сворачиваться, Адриан позвал меня к себе строить из дизайн-студии полноценную веб-студию, что мы, собственно, с интересом и удовольствием два года делали. Сейчас Notamedia – это крупная компания, там работает около 80 человек, а для веб-студии это много. Когда я еще работал в Notamedia, на меня вышла небезызвестная Алена Владимирская. Она познакомилась со мной и стала зазывать в Mail.ru. Это был 2009 год, и на тот момент я не был готов оставить Notamedia, потому что тогда продолжалось формирование команды. Тогда мы отложили переговоры, но год спустя мы их возобновили. На тот момент я уже чувствовал, что в Notamedia я сделал то, ради чего туда пришел. Команда была сформирована, компания действительно вышла на другой уровень по сравнению с тем, что было. Я согласился на предложение Mail.ru, тем более что предложения стали интереснее. На момент когда мы разговаривали, не было однозначного разговора о почте, мы разговаривали о спектре возможных применений меня в Mail.ru, и все задачи были достаточно интересными. Я взял месяц на завершение дел в Mail.ru, и когда я пришел, Анна Артамонова – мой руководитель, сказала, что, прежде всего, заниматься нужно будет почтой. Так я и стал заниматься почтой Mail.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Что изменилось в процессе твоей работы над почтой? К чему ты пришел, когда начал работу, и от чего уходил? Чем можно гордиться?
С.МАРТЫНОВ: Гордиться можно, прежде всего, перезапуском Почты во всех смыслах. Почта Mail.ru – это старейшая почта в Рунете. С точки зрения мирового рынка электронной почты это очень старый и большой проект. Он раньше занимал 4-ое место по количеству ежедневных пользователей в мире и занимал 1-ое место в Рунете. В рамках компании Mail.ru и фонда DST почта Mail.ru в последние годы до моего прихода была в забытие. Она работала, приносила деньги, а компания концентрировалась на новых направлениях и развивала новые сервисы. Почтой занимались меньше, ее поддерживали, но она стагнировала на фоне развивающихся конкурентов. Моей задачей было перезапустить процесс, то есть сделать так, чтобы почта снова стала активно развиваться. Разумеется, для этого нужно было доформировать команду. Команда была усилена раза в 3 по численности, очень сильные люди пришли в команду почты Mail.ru – как технические, так и продуктовые. Нужно было многое делать с продуктом. Почему я, технический директор на тот момент и вообще технарь, был приглашен на продуктовую позицию менеджера почты Mail.ru? Ответ на этот вопрос кроется во внутренней структуре компании Mail.ru. На тот момент в Mail.ru было сильное разделение между технической и продуктовой частью. Технари жили сами по себе, у них была своя вертикаль власти, менеджеры сами по себе, и между ними была пропасть непонимания. Это, к сожалению, типичная ситуация, когда менеджер приходит и говорит: «Давай сделаем такую формочку», а программист говорит: «Да, давай, на это уйдет полгода», и эта ситуация была очень частой. Со мной такой номер не прокатывал, поскольку у меня у самого программистский бэкграунд. Я говорил программисту, что мы садимся за его компьютер и не встаем, пока мы не сделаем эту формочку. Выяснялось, что до вечера вполне можно успеть. Это непонимание было преодолено. Мне кажется, проект стал развиваться довольно быстрыми темпами.
М.СПИРИДОНОВ: Что конкретно изменилось?
С.МАРТЫНОВ: С точки зрения продукта мы сделали два плавных редизайна. Мы решили не делать радикальный редизайн, который бы полностью изменил User experience почты Mail.ru. Мы провели исследования, которые показали, что это было бы негативно воспринято пользователям, поэтому мы стали плавно причесывать интерфейс. На текущий момент почта Mail.ru продолжает этот тренд, он плавно улучшает свои интерфейсы. Также было очень большое количество технического рефакторинга. По большому счету на момент, когда я пришел, основная масса почты Mail.ru была написана в конце 90-х годов, и там еще работал код, написанный Дмитрием Гришиным – президентом Mail.ru Group. Понятно, что за это время масштабы всего интернета очень изменились, масштабы проекта изменились, и технологии сильно изменились. Если раньше были единицы серверов, то сейчас их тысячи. Требовалось большое техническое перепроектирование для работы на новых масштабах.
М.СПИРИДОНОВ: Менялось всё, или какие-то части? Это интересно, потому что проблема роста для массовых пользовательских сервисов не единична. Скажем, LiveJournal постоянно жалуется на свой старый движок и старую платформу, и он якобы является заложником того, что он на ней сидит и не может никуда с нее уйти с таким большим количеством пользователей. Вы многое меняли? Можно сказать, что вы всё еще сидите в своей основе на старом?
С.МАРТЫНОВ: Это известная проблема. Я считаю, что подход, что мы сейчас всё перепишем заново, а потом мигрируем на новую технологию, всегда неправильный. Я не знаю ни одного проекта, который бы переписался с нуля и успешно мигрировал на новую технологию. Я считаю, что правильный подход – это эволюционный подход. Мы его и применяли. Мы переписывали как отдельные подсистемы, так и существующие части проекта, наиболее критичные с точки зрения нагрузки и надежности. За время моей работы было 2 или 3 серьезные технические итерации перехода на новые технологии, в том числе в системах хранения, системах обработки веб-страниц в выдаче. Например, к нам присоединился замечательный специалист Андрей Сумин, который до этого работал в Хедхантере, а до этого в Яндексе. Под его руководством мы переделали всю систему шаблонизаторов на шаблонизаторы, написанные на JavaScript и работающие на движке V8, что, я считаю, для проекта почты революционным и очень полезным. Проект интерактивный, в нем много синхронных интерфейсов, но при этом почта продолжает поддерживать старые браузеры, вплоть до браузеров с отключенным JavaScript, для которых сейчас существует отдельная легкая версия. На тот момент для них поддерживалась полноценная общая версия. Когда у тебя на сервере и на клиенте работает одна и та же технология, один и тот же JavaScript, это очень удобно с точки зрения разработки.
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты уходил из почты, какой запас оставался у продукта? Ясно, что делалось всё так, чтобы проект постоял еще какое-то время. Как долго еще почта в твоей версии сможет существовать без критических обновлений и переписывания всей или части платформы?
С.МАРТЫНОВ: Когда я оставлял почту, она была в состоянии быстрого движения вперед, а не в статичном состоянии с запасом. Там сейчас работает настолько сильная команда, что этот темп ничуть не теряется. Я иногда шучу, что я знаю план релизов Почты на 3 года вперед. Конечно, это не так, но когда я сейчас смотрю на анонсы Mail.ru по поводу новых выпущенных сервисов, я радуюсь, что еще одна задачка закрыта. Задел сделан большой, многое задумано, многое сделано, и многое продолжает делаться командой.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь подойдем к теме, которая станет предметом всей нашей дальнейшей беседы – теме государства и интернета. Начнем с того, как ты там оказался. Как тебя занесло туда? Был ли ты к этому предрасположен, или подобное решение было для тебя неожиданным?
С.МАРТЫНОВ: Это было скорее неожиданным. Я сам удивился, когда здесь оказался. Произошло это тоже немного мистически. В сентябре прошлого года я пришел в Министерство связи для того чтобы обсудить закон о связи. Тогда планировалось принятие нового федерального закона о связи, который должен был заменить закон о почтовой связи и коснуться других видов связи. Он мало касался Mail.ru, кроме одного момента. В какой-то строке была формулировка, из которой следовало, что услуги электронной почты на территории Российской Федерации имеет право оказывать только назначенный федеральный оператор связи, то есть почта России. Это меня немного напрягло, и я пришел разобраться с этим. Я участвовал в заседании вместе со специалистами из РАЭК. Мы вместе обсудили, что имелось в виду, и предложили свои поправки к этой формулировке. Собственно там я познакомился с Денисом Свердловым. Когда я вышел из Министерства связи, были жуткие пробки в Москве, я сел в какое-то кафе попить кофе, и мне позвонили из хантингового агентства и спросили меня, знаю ли я что-нибудь о Министерстве связи. Я сказал, что я только что оттуда вышел. Мне сказали: «Ой, вы уже с собеседования. Как жалко». Я сказал, что я не с собеседования, что я вышел с другого мероприятия. Агентство, которое работало на Министерство связи, предложило меня познакомить с ним поближе и сказало, что, может, мне это будет интересно. Я подумал о том, что познакомиться стоит. Так я еще раз познакомился с Денисом Свердловым, но уже в новом качестве. Мы несколько раз встречались, общались, и он заразил меня идеей, что стоит прийти и сделать жизнь граждан Российской Федерации лучше, что есть к этому предпосылки и возможности. В итоге, я стал завершать работу в Mail.ru и плавно перешел в Министерство связи.
М.СПИРИДОНОВ: Стоит послужить для Отчизны.
С.МАРТЫНОВ: Фактически да. Сейчас моя работа – это мой собственный комитмент той интересной задачи, которую я сейчас решаю.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь описать, чем ты сейчас занимаешься?
С.МАРТЫНОВ: Много чем. Сфера моей ответственности в Министерстве – это проекты, которые касаются конечного пользователя. У министерства много сфер ответственности. И почта России, и сотовая связь, и внутренняя информатизация государства, то есть переход государства в целом на использование информационных технологий, входят в зону ответственности Министерства. Многие проекты в этой сфере не касаются конечного пользователя, то есть они заключаются в построении баз данных, интеграции систем и так далее. Я же отвечаю за направления, которые касаются конечного пользователя. Конечно, это портал Госуслуги и многие другие системы. В целом, это регулирование этой отрасли, этой экосистемы.
М.СПИРИДОНОВ: Госуслуги находятся под твоим курированием?
С.МАРТЫНОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что ты там главный или один из главных?
С.МАРТЫНОВ: Это очень не похоже на работу над проектом в Почте Mail.ru. Если в Почте Mail.ru и в любом другом крупном проекте ты, будучи руководителем проекта, имеешь прямой контакт с каждым человеком, который работает над проектом, ты непосредственно говоришь, что и как будет сделано, строишь планы, всё разрабатываешь, то в Министерстве всё совсем не так. Я являюсь внутренним заказчиком этого проекта, мы заказываем его исполнителям. В случае с Госуслугами.ру это компания Ростелеком, которая назначена единым исполнителем по ряду проектов. Ростелеком реализует этот проект. Это совсем не то же самое, что управление проектом in-house.
М.СПИРИДОНОВ: Ты заказчик в единственном лице, и ты выступаешь как внешний менеджер для группы разработчиков, находящихся в Ростелекоме?
С.МАРТЫНОВ: Я являюсь менеджером со стороны Министерства связи, но группа разработчиков находится не в Ростелекоме. В Ростелекоме есть разные исполнители, субподрядчики по разным направлениям. Госуслуги.ру включают и call-центр, который находится не в Ростелекоме, и саму разработку, где есть обычный субподряд на какую-то из компаний Ростелекома. Компания с государственным участием в соответствии с 223-ФЗ проводит закупки и выбирает поставщика на основе конкурса. Этот процесс настолько растянут по сравнению с бизнесом, что длина цепочки от управленческого импульса до реакции на него очень большая, и это создает совершенно другую структуру работы.
М.СПИРИДОНОВ: Длина цепочки объективно вызвана необходимостью держать систему в устойчивости, или это бюрократизация, которую вы не смогли преодолеть?
С.МАРТЫНОВ: Я бы сказал, что это и то, и другое. Разумеется, это вызвано необходимостью поддерживать систему в непротиворечивом состоянии, чтобы не было всякого рода злоупотреблений. С точки зрения каждого отдельного проекта это создает совсем другую структуру управления. Первое время мне казалось, что это сложность управления, но сейчас я понял, что это другой характер управления. Вместо того чтобы писать задачи конкретным программистам и верстальщикам я создаю общие правила жизни, которые приведут к правильному результату, то есть задаю правильное направление и рамки.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что Госуслуги – это главная часть Электронного правительства, главная часть информатизированной Российской Федерации, которую видит конечный пользователь, гражданин страны?
С.МАРТЫНОВ: Гражданин страны видит довольно много фронтендов. Мы это называем каналами оказания госуслуг или каналами взаимодействия с государством. Конечно, это портал Госуслуги.ру, региональные порталы Госуслуг. В некоторых регионах они очень сильные и развернутые. Я думаю, что москвичи хорошо знают портал госуслуг Москвы и другие интернет-проекты, которые делает Москва, например, gorod.mos.ru, dom.mos.ru. Они сейчас объединяются под единой платформой. Также это сайты отдельных органов власти. Например, у налоговой есть сайт с большими возможностями. Задача электронного правительства заключается не только в развитии одного сайта Госуслуги.ру, она заключается в том, чтобы развивать всю экосистему в целом, в том, чтобы на всех сайтах услуги становились лучше. Мы не хотим построить один основной сайт, единую точку входа, всё остальное запретить и сказать, что всё будет жить там. Я считаю, что это такой же рынок, как и любой другой рынок. Конкуренция между разными сайтами действует на благо, она полезна.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что здесь будет уместна справа о Госуслугах. Дальше мы поговорим о структурированной и фрагментированной картинке и о путях того, как эта фрагментированность сможет хотя бы отчасти действовать во благо гражданина и пользователя.
Справка о компанииGosuslugi.ru – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая доступ физических и юридических лиц к различным государственным услугам в электронном виде – таким как, например, выдача загранпаспорта, регистрация автомобиля и так далее. Первая версия портала открыта в 2009 году. На сегодняшний день число зарегистрированных пользователей превысило 6 миллионов человек. Средняя посещаемость портала составляет более 3 млн. уникальных посетителей в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к теме разных интерфейсов взаимодействия государства и граждан. Раз у нас есть такая оказия, давай попробуем нарисовать картинку того, как всё это выглядит. Я попробую начать, а ты меня будешь поправлять, если не возражаешь.
С.МАРТЫНОВ: Давай.
М.СПИРИДОНОВ: Де-факто есть часто никак не связанные базы данных министерств, ведомств, федеральных агентств, региональных представительств, муниципалитетов и так далее, которые в электронном виде хранят информацию о гражданах и связанных с ними информационных событиях, записях в разных реестрах и так далее. Это огромное лоскутное одеяло, состоящее из очень разных кусочков. Верно?
С.МАРТЫНОВ: Да, это так. Я бы сказал, что не всё информатизировано, есть довольно много данных, которые хранятся на бумаге в шкафах, папках и так далее. Тем не менее, эти данные тоже могут участвовать в электронном взаимодействии.
М.СПИРИДОНОВ: Они тоже должны быть оцифрованы? Это планы государства?
С.МАРТЫНОВ: Конечно. Планы государства заключаются в том, чтобы переходить на информационные технологии, потому что они в конечном итоге снижают себестоимость владения. Автоматизация позволяет улучшить качество и снизить расходы. Понятно, что этот процесс неизбежен даже без какого-то центрального импульса регулирования, и отдельные ведомства и министерства внедряют информационные технологии, потому что они внедряются во всем мире.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, главный ужас заключается в том, что это внедрение, прежде всего внедрение на местах и добавление новых лоскутов в это и так уже многослойное одеяло, с одной стороны, упрощает жизнь каждого отдельного министерства, муниципалитета или района, а с другой стороны, это добавляет головной боли тем людям, которые должны всё это свести в единую систему. Мог бы ты сказать, как сегодня смотрит Минкомсвязи на решения того, чтобы все эти базы данных в итоге сводились в единое пространство?
С.МАРТЫНОВ: Ты правильно отметил, что Минкомсвязи является центром координации этой информатизации, IT-отделом, который заинтересован в том, чтобы внедрения отдельных систем были совместимы, чтобы интеграции происходили, чтобы интеграции происходили согласованно, чтобы не возникало технических преград. В рамках Электронного правительства был запущен проект СМЭВ, он сейчас реализуется. СМЭВ – система межведомственного электронного взаимодействия. По сути, это интеграционная шина, к которой подключаются разные системы, это точка обмена информацией. Отдельные ведомства со своими информационными системами выводят в СМЭВ сервисы, то есть реализуют API, в котором можно задать вопрос и получить ответ. Это API используется для получения сведений, например, какой-нибудь госорган запрашивает у ГИБДД информацию о владельце определенного автомобиля, это можно сделать в электронном виде. Такое же API можно использовать для предоставления сведений или заявки граждан на получение госуслуг. Например, если гражданин заполняет заявление о регистрации автомобиля на портале госуслуг, то оно в электронном виде поступает в ГИБДД, и когда гражданин приходит в ГИБДД, там вся эта информация уже есть и хранится в их базе данных. Этот проект развернут во всей стране, в него включены все федеральные органы власти и многие региональные органы власти. Таким образом, у СМЭВа есть федеральная часть, в которую выведены 109 разных сведений от разных федеральных органов, и региональная часть, в которую выводится по 20 региональных сведений от каждого региона. Поскольку регионов в России много, получается большой проект по интеграции сотен разных IT-систем. СМЭВ также используется как площадка, платформа для остального взаимодействия и интеграции различных IT-систем. Если вернуться к госуслугам, то Госуслуги.ру – это фронтенд над многообразием информационных систем и IT-инфраструктурой государства. На портале Госуслуги размещена форма, которую человек может заполнить, и заявление отправится, и дальше через СМЭВ это заявление попадает в информационную систему того или иного ведомства, в котором дальше и происходят все бизнес-процессы.
М.СПИРИДОНОВ: Можно представить, что СМЭВ – это единый хаб, куда как розетками втыкаются электрические лоскутные одеяла и, как следствие, он их всех объединяет, и в идеальном варианте он должен позволять как получить, так и отдать любую информацию из любого региона, любого местечка страны, по базовым моментам связанную с гражданином.
С.МАРТЫНОВ: Совершенно верно. К этому сейчас и идет, хотя идет местами достаточно странно. Часть сведений хранится в виде бумажных архивов, и в электронный вид они не переведены. Для таких сведений тоже может быть осуществлено электронное взаимодействие. Выглядит это так – по СМЭВ приходит запрос, он отображается на экране у чиновника, который сидит и отвечает за обработку этих запросов, и чиновник идет к шкафу, извлекает нужные сведения, забивает их в форму на экране и отправляет ответ. Таким образом, запрос получается асинхронным. Ответ может быть дан не за секунды, а за часы или даже за несколько дней, но, тем не менее, взаимодействие в электронном виде есть. С одной стороны, это не очень, но с другой стороны, это лучше, чем отправлять это в бумажном виде по почте или как-то еще узнавать эти данные без применения электронных средств.
М.СПИРИДОНОВ: Чья политическая воля, чья направляющая рука сегодня организует все эти процессы? Слушая тебя, я понимаю, что нужен недюжинный управленец или управленцы, хотя, скорее всего, лидер должен быть один, который обеспечит четкую логику архитектуры построения всех этих стыковок, сценарии и стратегии развития, чтобы, в конце концов, всё работало без сбоев. Я уверен, что эта лоскутность сейчас вызывает массу проблем и нюансов. Кто лоббирует эти интересы, учитывая косность госструктур, учитывая, что далеко не все чиновники понимают целесообразность всего этого? Есть ли такой человек? Можно ли сказать, что в этой роли выступает министр или кто-то из замминистров?
С.МАРТЫНОВ: Я бы хотел немного оппонировать твоему заявлению о косности госструктур. Нужно сказать пару слов о команде министерства. Когда в прошлом году министром стал Николай Никифоров, очень активный и живой молодой человек, он стал собирать новую команду, и команды эти, по большей части, формируются из людей из бизнеса. Для доброй половины сотрудников министерства это первый опыт работы в роли чиновников, это люди, которые делали реальные проекты в интернете, IT или телекоме. Это очень здорово, потому что люди настроены на мощную работу и результат. В этом, конечно, есть и минусы, потому что люди плохо знают про то, как именно работает государство, и этому приходится учиться, но как толковые люди, они этому учатся. В целом, команда министерства замечательная. У меня было ощущение, что вокруг будет совершенно непробиваемая стена из чиновников из других ведомств, с которыми придется общаться, от которых придется добиваться невозможного и так далее. Я очень рад, что я сильно ошибался. Практически во всех ведомствах, с которыми я общаюсь, есть очень толковые и образованные люди, которые стараются сделать всё лучше и горят идеями. Я не могу сказать, что таких людей очень много, но такие люди есть везде, и это радует. В IT, как в достаточно современной сфере, таких людей, как мне кажется, довольно много, поэтому информатизация делается не людьми, которые в этом ничего не понимают, а настоящими профессионалами. Она идет не так уж и плохо с технической точки зрения.
М.СПИРИДОНОВ: Ты хочешь сказать, что политической воли, необходимости пробивать не требуется?
С.МАРТЫНОВ: Предпосылкой к развитию СМЭВа стало принятие 210-ФЗ, в котором написано следующее «когда государство хочет получить от человека справку или информацию о чем-то, которую он может получить в любом другом государственном органе, государство должно получить эту информацию самостоятельно, и человек не должен никуда гоняться». Отсюда возник вопрос о межведомственном взаимодействии. С принятием этого закона ведомствам стало нужно гораздо больше общаться. Стало понятно, что это невозможно делать без перевода информации в электронный вид, без использования IT-технологий. Так родился, во многом успешно реализовался и продолжает реализовываться проект по межведомственному взаимодействию. Параллельно развивается предоставление услуг в электронном виде.
М.СПИРИДОНОВ: СМЭВ – это интранет-платформа?
С.МАРТЫНОВ: Это технологическая платформа построения веб-сервисов, это API, которое работает по принципу «Запрос-ответ». Туда входят xml-сообщения в определенном формате, подписанные электронно-цифровой подписью. Внутри этого формата своя специфика каждого сервиса в силу разных бизнес-процессов разных ведомств.
М.СПИРИДОНОВ: Авторство этой системы за Минкомсвязи?
С.МАРТЫНОВ: Да, Минкомсвязи является оператором и заказчиком этой системы, а техническим исполнителем является Ростелком. Специалисты Ростелекома многое привнесли в эту систему, они проектируют технический слой.
М.СПИРИДОНОВ: Ростелеком и его подрядчики?
С.МАРТЫНОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что всё, что делается в Госуслугах и в Электронном правительстве – это работа Ростелекома?
С.МАРТЫНОВ: В последнее время да. Два года назад Ростелеком был закреплен единственным исполнителем по этой теме. Это дает возможность министерству не проводить длительную конкурсную процедуру на каждую доработку, а заказывать всё у Ростелекома большими пачками, а Ростелеком своими силами или силами подрядчиков всё это реализует. Это сильно упростило негативные стороны государственной жизни, то есть необходимость в стабильности. Это компромисс в борьбе между гибкостью и закостенелостью.
М.СПИРИДОНОВ: Ты уже дважды упомянул о том, что в Минкомсвязи пришла новая команда, начиная от министра, заканчивая представителями из бывшего топ-менеджмента интернет-проектов. В связи со сменой руководства страны, в связи с тем, что господин Медведев, являвшийся одним из ведущих пропагандистов новых технологий в правительстве, не меняется ли отношение к Минкомсвязи и его инициативам по информатизации, технологическим инновациям? Снаружи есть ощущение, что это несколько начало тормозиться именно с момента, когда господин Медведев перестал быть президентом и, как говорят политологи, стал терять свой вес и значимость в Правительстве.
С.МАРТЫНОВ: Моему внутреннему наблюдению из Минкомсвязи еще нет и года. В этом масштабе могу сказать, что с сентября этого года у нас произошел подъем, потому что образовалась правительственная комиссия по вопросам, которые нас интересуют, и ее как раз возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев, и это достаточно сильная движущая сила для нас. Наверное, нужно сказать о том, как вообще работает государство. Министерства и федеральные органы выполняют поручения Правительства. Правительство курирует все министерства и раздает им поручения. Когда ты хочешь что-то сделать в государстве, инициировать какой-то новый проект, ты это обосновываешь и вносишь предложения в Правительство, которое тебе в ответ может дать поручения. Оно их дает, если это целесообразно, если есть нормальные обоснования. Дальше в рамках информатизации эти поручения давались всем ведомствам. Информатизация и оптимизация госуслуг – это процесс, в который вовлечены многие. Нам важно, чтобы у Правительства был к этому интерес. То, что у нас появилась правительственная комиссия под предводительством Медведева – это очень хороший знак. Мы на прошедших заседаниях рассмотрели ряд вопросов, и у нас есть движение в эту сторону.
М.СПИРИДОНОВ: Ты хочешь сказать, что падения энтузиазма насчет информатизации, обеспечения высокими технологиями работы Правительства и взаимодействия Правительства и граждан нет?
С.МАРТЫНОВ: Падения нет. Наоборот, мы смотрим с энтузиазмом в следующий год, когда я надеюсь очень сильно улучшить портал госуслуг. В этом году в силу разных причин мы не сделали редизайн и радикальное перепроектирование интерфейсов. Мы сделали некоторые улучшения, сделали кое-что по отдельным услугам, произвели системные улучшения, но я надеюсь, что следующий год будет результативным и поворотным с точки зрения внешнего наблюдателя и с точки зрения пользовательского опыта.
М.СПИРИДОНОВ: Как будет развиваться портал Госуслуги и другие интерфейсы взаимодействия государства и граждан в общих чертах в краткосрочном периоде? Какое стратегическое видение того, что еще не запланировано, но хотелось бы сделать?
С.МАРТЫНОВ: В краткосрочной перспективе будет упрощение и изменение процедур регистрации на портале Госуслуги. Сейчас зарегистрированный пользователь на портале Госуслуги должен подтвердить свою личность. Сделать это можно, придя в отделение Ростелекома и показав там свой паспорт, или получив заказное письмо по почте России, потому что в момент получения заказного письма сотрудник почты также проверит ваш паспорт, а в заказном письме будет код для активации аккаунту. Это достаточно неудобно, потому что письмо идет долго, а Ростелеком есть не везде, его нет в некоторых городах и регионах. Давно назрел вопрос о том, как упростить регистрацию. Мы решились на очень важный шаг – мы делаем простую предварительную регистрацию так, как ее делают большинство интернет-порталов. Мы используем смс, присланные на телефон, для защиты от ботов, для того чтобы убедиться, что это живой пользователь. Уже с такой регистрацией человек может пользоваться порталом и получать какие-то преимущества от того, что у него есть аккаунт, например, смотреть штрафы за свой автомобиль, оплачивать их и так далее. Для более серьезных госуслуг, для услуг, которые как-то меняют положение вещей, а не просто носят справочно-информационный характер, нужно убедиться, что это именно тот человек, за которого пользователь себя выдает, и для этого есть процедуры верификации по показу паспорта сотруднику. Мы сейчас заложили возможности для того чтобы это можно было делать в большом количестве мест, например, в многофункциональных центрах, которые сейчас строят по всей стране, в органах власти. Мы сейчас разговариваем с ГИБДД по поводу того, чтобы можно было при визите в ГИБДД заодно зарегистрироваться в Госуслугах. Также это можно будет сделать в миграционной службе и на почте России. Вопрос регистрации – это достаточно серьезное изменение.
М.СПИРИДОНОВ: Регистрация упростится. Что еще произойдет?
С.МАРТЫНОВ: В ближайшее время мы планируем перепроектировать интерфейс портала, потому что с точки зрения пользовательского опыта там многое нужно улучшать. Это продуктовая работа, которую мы запланировали на следующий год.
М.СПИРИДОНОВ: Вы будете влиять на продукт, или вы будете находиться вне рабочих групп и просто говорить, хорошо сделано или плохо?
С.МАРТЫНОВ: Конечно, мы влияем на продукт. Мы стараемся построить работу так, чтобы имеющийся у нас опыт был применен с максимальной пользой и отдачей.
М.СПИРИДОНОВ: Вы изучаете удачные примеры других государственных структур, которые построили свои Электронные Правительства и системы взаимодействия с гражданами? Классический и канонический пример – это Сингапур.
С.МАРТЫНОВ: Конечно, да. Кстати, в Сингапуре всё достаточно красиво снаружи, и многие их хвалят, но не всегда там всё удобно внутри. На самом деле, из ближайших европейских стран самая продвинутая страна – это Эстония. Там у 92% граждан есть ЭЦП, и они этой ЭЦП умеют пользоваться. Там возможно удаленное голосование на выборах со своего компьютера с помощью ЭЦП. Я даже не знаю, есть ли такое в любой другой стране мире. До 25% граждан голосуют дома, сидя у компьютера, остальные предпочитают ходить на избирательный участок. Надо сказать, что Эстония – довольно маленькая страна, там проживает около 1,2 млн. человек. Конечно, масштаб у нас в 100 с лишним раз больше, тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Сейчас есть проект по формированию паспорта нового образца, который будет выглядеть в формате карточки, и на карточке будет ЭЦП. Наша задача – обучить граждан им пользоваться и предоставить возможности применения.
М.СПИРИДОНОВ: Вы также участвуете в проекте разработки этой истории?
С.МАРТЫНОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что в связи с этим универсальная электронная карта, которая планировалась как прообраз единого документа, не будет создана?
С.МАРТЫНОВ: Она создана.
М.СПИРИДОНОВ: Она не станет массовой?
С.МАРТЫНОВ: Я думаю, что она не станет обязательной к получению, как это планировалось в какой-то момент. Собственно, из этого вырос проект паспорта. Важно отметить, что технологически это преемственные проекты. В одном случае мы будем считать это официальным документом, в другом случае это карта, выданная каким-то юрлицом. Я неслучайно сказал про экосистему. Нам очень важно развивать экосистему, чтобы появлялись возможности применения карт, ЭЦП, аккаунтов людей в госуслугах. Когда мы создаем эти возможности, они подтягивают за собой и использование. Здесь и спрос рождает предложение, и предложение рождает спрос.
М.СПИРИДОНОВ: Давай попробуем нарисовать светлое будущее электронной России через 4-5 лет. Что будет сделано к 2018 году? Я знаю, что согласно указу президента России в 2018 году 70% граждан нашей страны должны пользоваться государственными услугами в электронном виде, причем качество оказания услуг должно устраивать 90% пользователей. Как бы ты видел построенное и работающее электронное Правительство в рамках реализации этого указа или просто по велению души, а именно электронное взаимодействие с гражданами через 4-5 лет?
С.МАРТЫНОВ: Я сначала скажу про оценку уровня качества. Это очень важная вещь, которая произошла в этом году в формате пилотного проекта, который в следующем году будет расширяться. Это система мониторинга качества государственных услуг, то есть фидбек от пользователей по поводу того, насколько они удовлетворены государством. Я считаю, что это очень важный момент, потому что до этого не было такого, чтобы государство целенаправленно спрашивало пользователей, насколько они удовлетворены. Теперь есть постановление и предпосылки в виде документов и поручений, и есть запущенный пилотный проект. Когда гражданин получает какую-то госуслугу, ему на следующий день приходит смс-сообщение, в котором написано, что он получил такую-то госуслугу, и его просят оценить качество по пятибалльной шкале. Отправка такого смс является бесплатной для гражданина. Выборочно осуществляется обзвон граждан с расширенной анкетой. Человеку задают несколько вопросов, уточняют, что было хорошо и что плохо. Эта система – это достаточно революционный шаг, потому что теперь можно оценивать, что хорошо, а что плохо. Разумеется, она немгновенно внедрится в масштабах всей страны. Сейчас она внедрена в Росреестре, в следующем году добавятся другие ведомства. Я считаю, что это начало большого и важного пути. Это то, что касается оценки качества.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Нарисуй картинку будущего крупным штрихом, по возможности коротко и в наиболее ярких красках, которые могут быть почувствованы и поняты конечным пользователем, жизнь которого упростится.
С.МАРТЫНОВ: Довольно интересно это делать в аудио-формате, а не рисовать на бумажке. Я часто рисую такую картинку. Я ее всегда начинаю рисовать от пользователя. У нас есть пользователи, которые взаимодействуют с государством разными способами. У гражданина есть разные варианты взаимодействия с государством. Это органы исполнительной власти, МФЦ, портал госуслуг, сайты различных государственных органов. Мы хотим построить единую систему авторизации на всех сайтах, то есть будет единый аккаунт гражданина, который будет служить точкой входа. Мы в этом году переделываем систему авторизации Госуслуги.ру так, чтобы подключить авторизацию было также просто, как сделать кнопки «Вход с Facebook» или «Вход с Вконтакте». Это будет работать на той же технологии, и ее смогут подключать разные сайты. Применение этой технологии будет обязательным на государственных сайтах. При авторизации человека и взаимодействии с ним через разные сайты, у него будет возможность переключаться из одного канала в другой и использовать преимущества одного и другого. Пользуясь социальной сетью, человек может заходить в нее с сайта, через мобильное приложение, получать смс-уведомления. В случае государства к этому добавляются личные визиты и возможность позвонить в call-центр, где могут проконсультировать и сказать, в каком статусе находится заявление и так далее. В бэкэнде есть различные информационные системы разных органов, которые обеспечивают это взаимодействие. Мы движемся к проактивности услуг. Мы хотим, чтобы государство не просто принимало от человека заявление на что-то, а чтобы система сама подсказывала о чем-то человеку. Уже сейчас есть смс-уведомления о штрафах, это можно развить на совершенно разные жизненные ситуации. Мы хотим, чтобы портал Госуслуги и вся экосистема, про которую я говорю, напоминали человеку о том, что ему пора сменить загранпаспорт или гражданский паспорт, что ему пора обновить права и так далее. Это нормальный пользовательский сервис, который стал обычным для бизнеса и коммерческих проектов, но пока он еще не везде внедрен с точки зрения взаимодействия с государством. Мы стараемся сделать сервис удобнее с этой точки зрения.
М.СПИРИДОНОВ: Будем надеяться, что в будущем всё станет соответствовать ожиданиям пользователей, которые уже у многих выработались при общении с коммерческими сервисами, которые и напомнят, и подскажут и так далее. Мой личный опыт общения с электронным Правительством очень короткий. Я не так давно подавал заявление на вступление в брак в ЗАГС. Видимо, я прошелся по всем возможным граблям. Всё началось с того, что введя длинный список данных о себе и своей будущей супруге, я вводил их снова руками в анкету, потому что они никак не передались в ЗАГС. Плюс очередь, которую мне выдали на определенное время, была потеряна. Мне сказали проходить в живую очередь и становиться в нее.
С.МАРТЫНОВ: Максим, это очень хороший пример. Именно это я имею в виду, когда говорю, что нужно построить общие правила жизни экосистемы. Невозможно проконтролировать все отделения ЗАГС и все органы власти, потому что в них работает огромное количество людей, но возможно построить внутреннюю культуру, в которой мы будем стремиться к тому, чтобы данные не пропадали, к тому, чтобы клиента обслуживали в назначенное время, чтобы это происходило без очередей и затрат времени. Безусловно, это долгий путь. Мне кажется, что сейчас мы закладываем очень правильные импульсы для того чтобы всё шло в нужном направлении.
М.СПИРИДОНОВ: Хочется верить, что у вас это получится, потому что в этом кровно заинтересован каждый гражданин страны. Сергей, нам пора заканчивать. Традиционно в финале я предлагаю гостю сделать резюме к нашей беседе, или сказать то, что не было сказано. Если добавить нечего, то я ставлю точку, и мы завершаем программу.
С.МАРТЫНОВ: Я рад, что мы с тобой поговорили. Было интересно вспомнить мой путь в интернете и IT. Я надеюсь, что мне будет, чем похвастаться через пару лет в теме про государство, и что когда будут какие-то вполне обозримые результаты, мы вернемся назад и посмотрим вместе на всё это. Желаю всем слушателям верить в то, что всё будет хорошо, и стремиться сделать это своими руками. Всё в наших руках.
М.СПИРИДОНОВ: Будем надеяться, что у тебя и твоих коллег всё получится, поскольку на нас это скажется. На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был заместитель директора Департамента развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергей Мартынов. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.