М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 225-й выпуск программы «Рунетология», запись от 15 апреля 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в столице.
Если вспомнить всю, почти пятилетнюю историю программы, то нередко диалоги в Рунетологии начинались с рассказа гостя о том, как когда где-то в начале, хуже – середине девяностых, он осваивал интернет, удивлялся его красотой и возможностями, рассматривал перспективы. Сегодня у нас в гостях человек, который в начале 90-ых Интернет еще не осваивал, поскольку он родился только в 90-м году. Вероятно, он начал это делать несколько позже, о чем мы тоже поговорим. Мой собеседник в этом выпуске программы – самый молодой гость Рунетологии, со-основатель TJournal Никита Лихачев – интернет-издания о медиа, технологиях и трендах. Приветствую, Никита.
Н.ЛИХАЧЕВ: Привет, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы для себя определяете? TJournal – это больше редакционное СМИ или автоматический или полуавтоматический агрегатор новостей? Какой жанр вы собой являете?
Н.ЛИХАЧЕВ: Сейчас мы называем себя скорее интернет-изданием про медиа-технологии, но с течением времени у нас концепция довольно сильно менялась. Всё начиналось с агрегатора новостей, с более технологического проекта, и постепенно он превращался в СМИ.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня можно сказать, что это бизнес или то, что пытается быть бизнесом, или это пока эксперимент группы энтузиастов?
Н.ЛИХАЧЕВ: Можно сказать, что сегодня мы пытаемся быть бизнесом, пытаемся зарабатывать деньги на проекте, но эксперименты продолжатся в любом случае. Даже если мы выйдем на стройную струю денег, мы будем экспериментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Даже когда вы будете окупаться в купюрах, вы все равно будете в эксперименте?
Н.ЛИХАЧЕВ: Конечно. Я надеюсь, что мы будем окупаться в купюрах и продолжать делать эксперименты, которые будут делать проект круче.
М.СПИРИДОНОВ: Именно эту настойчивость в ваших экспериментах мне показалась любопытной. Во многом поэтому я предложил редакции пригласить тебя в гости пообщаться. Мне кажется, что вы, как я говорил за эфиром, кульбиты проводите регулярно и настойчиво пытаетесь найти нечто, что в формате нового времени, нового подхода к СМИ даст результат, аудиторию и, как следствие, даст приток денег, который позволит заниматься этим вдолгую.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Традиционно в начале программы короткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеНикита Лихачев родился в Воронеже 2 июня 1990 года. В 2011 году окончил бакалавриат Высшей школы экономики на факультете бизнес-информатики. С 2011 по 2013 год учился в магистратуре НИУ ВШЭ по программе мультимедийных коммуникаций. Был отчислен в апреле 2013 года за неуспеваемость. В 2008-2009 годах работал в компании Optimism.ru помощником оптимизатора. C 2009 по 2011 год работал в студенческой сети AIESEC, прошел путь от рядового сотрудника до вице-президента по коммуникациям московского локального комитета. В 2011 году стал со-основателем интернет-издания о медиа, технологиях и трендах Tjournal. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Не знаю, правильно ли так говорить, но мне кажется, что люди более молодого поколения, чем я, входя в жизнь и обнаруживая в ней сразу по факту интернет и его возможности, разделяются по интересам в нескольких направлениях. Я себя не отношу к старому поколению, к счастью, и надеюсь, что никогда не отнесу, но ты заметно младше меня, ты младше лет на 15. В твоей карьере тоже заметна попытка крена в сторону более технических профессий, в частности в сторону оптимизатора (техническо-маркетинговую профессию в данном случае). Тем не менее, тебя вынесло в медиа. Как это случилось и почему?
Н.ЛИХАЧЕВ: Вынесло в медиа меня совершенно случайно. После того как я закончил бакалавриат, я пришел поступать в магистратуру. Я пришел в комиссию, где принимают документы, и я подумал, что мне надоело заниматься бизнес-информатикой, точнее надоело учиться на этом факультете, и я решил посмотреть, что еще есть интересного. До этого я два года работал вице-президентом по коммуникациям, и я так или иначе занимался чем-то средним между пиаром, журналистикой и продвижением. Я увидел, что в приемной комиссии висит список факультетов, среди которых было название «Медиа-коммуникации». Мне показалось, что это очень прикольное слово и, наверное, сфера меня заинтересовала тем, что коммуникации и медиа как-то сливались в одно, переплетались вместе с журналисткой, и это было достаточно интересно. Я начал учиться и практиковаться. Одновременно с этим мы начали делать проект, и я подумал, что классно, что у нас получилось совместить профессиональную деятельность с учебой.
М.СПИРИДОНОВ: Почему у тебя была неуспеваемость, за которую тебя в итоге и отчислили?
Н.ЛИХАЧЕВ: Почему вообще возникла неуспеваемость?
М.СПИРИДОНОВ: Да. Почему, если тебе всё было интересно?
Н.ЛИХАЧЕВ: Мне было интересно заниматься журналистикой, а времени на то, чтобы сдавать какие-то научные работы, которые мне всегда не очень сильно нравились, у меня просто не было. Поскольку у нас в 2010 или 2011 году Вышка превратилась в Научно-исследовательский университет, появился сильный крен на научные работы. Они требовали достаточно большого количества времени, а у меня не было времени ими заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: То есть образование в области мультимедийных коммуникаций было несколько оторвано от мультимедийных коммуникаций?
Н.ЛИХАЧЕВ: На самом деле, была неплохая программа, связанная с практикой. Мы проходили ее в РИА Новостях, мы занимались с сотрудниками, которые нам преподавали практические вещи, но мне казалось, что это недостаточно живо, это недостаточно сильно меня это интересовало. Какими-то научными работами мне было некогда заниматься, и я максимально оттягивал процесс сдачи всех научных работ. Когда оттягивать уже было нельзя, меня отчислили.
М.СПИРИДОНОВ: Делая шаг назад от того, что ты сказал, что ты случайно в этом всем оказался, скажу, что мне кажется, что есть определенные предпосылки, по которым люди оказываются в журналистике. Думаю, ты тоже о них представляешь. Ты размышлял об этом? Что приводит людей в работу в СМИ?
Н.ЛИХАЧЕВ: Не то, чтобы прямо сильно размышлял. Я смотрел на то, чем я до этого занимался, после того, как начал заниматься журналистикой, и понимал, что я очень много раз входил в эту сферу, так или иначе. Еще со старших классов школы я начал увлекаться блогами и периодически тестировал разные платформы, пытался посмотреть, какие там форматы существуют, и как можно себя в них реализовывать. Долгое время я занимался какими-то длинными форматами, пытался создавать собственные standalone-блоги, потом переключился на более короткие форматы (Твиттер). Когда всё это вместе переплелось с продвижением в интернете, когда я работал в Оптимизме, мне казалось, что это одна сфера. Это было и продвижение, и СМИ, и журналистика, и невозможно заниматься чем-то одним, если только ты не какой-то суперузкий специалист.
М.СПИРИДОНОВ: Я поделюсь с тобой своими соображениями. Похоже, выносит туда желание быть услышанным, желание делиться какими-то соображениями, которые кажутся ценными и полезными для масс, желание паблисити, в том числе.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, я думаю, это желание сказать то, что будет важно и что кому-то будет нужно.
М.СПИРИДОНОВ: Расставлять точки над i в действительности, в текущем информационном шуме.
Н.ЛИХАЧЕВ: Чувствовать собственную важность и расставлять точки над i.
М.СПИРИДОНОВ: Это разные вещи, заметь. Чувство собственной важности – это про себя, а расставлять точки над i и делиться какими-то важными вещами – это, наверное, про других. Для тебя что важнее?
Н.ЛИХАЧЕВ: Честно говоря, я не вижу в этом большой разницы. Для меня важно, чтобы где-то появилась какая-то информация. Есть фраза про то, что журналистика – это писать о том, что кто-то не хочет, чтобы кто-то написал. Когда ты пишешь что-то важное, и это вызывает какую-то реакцию, в любом случае на тебя обращается внимание. Ты хочешь расставить над i, и ты оказываешь какое-то влияние тем, что ты сообщаешь какую-то информацию. Естественно, таким образом, ты повышаешь собственную важность. Вопрос в том, что для кого является драйвером. У меня в разные моменты времени были разные драйверы. Когда-то хочется почувствовать, что ты на что-то влияешь, а когда-то хочется увидеть какие-то изменения. Мне кажется, это не противоречит друг другу.
М.СПИРИДОНОВ: То, что ты доносишь, важно? Сейчас, скажем, TJournal занимается не сказать, что какой-то общественно-значимым проектом. Рассказом о том, как какие-то бездомные животные или несчастные дети страдают, и это необходимо журналистам расследовать, вы не занимаетесь. Всё-таки ваша тема, как правило, более легкая.
Н.ЛИХАЧЕВ: Что значит «более легкая»?
М.СПИРИДОНОВ: Как я вижу, но я могу ошибаться, вы больше наблюдаете за происходящим в социальных медиа, и часто темой являются околоскандальные вещи или просто громкие события и заявления, сказанные в социальных сетях.
Н.ЛИХАЧЕВ: Частично так, да. У нас есть задача, которая заключается в том, чтобы следить за тем, что является трендовым, что обсуждают в соцсетях, что вызывает большую реакцию пользователей. Условно говоря, час назад упал Телеграм, и мы освещаем эту тему, потому что большое количество пользователей ей озабочено. Можно сказать, что это легкий материал, потому что от нас не требуется больших усилий, каких-то связей для того чтобы заметить, что какой-то сервис перестал работать и сообщить об этом пользователям. Какую-то задачу мы при этом решаем, какая-то часть людей не знает о том, что происходит, и мы просто сообщаем им информацию. Также у нас бывают материалы, которые я бы не назвал легкими, которые требуют от 10 часов до нескольких суток на их подготовку. Например, когда берется интервью у человека, у которого не просто взять интервью, или когда мы разбираемся в каких-то глубоких темах. Понятно, что мы во многом ориентируемся на материалы, которые позволят нам максимально эффективно и быстро набирать аудиторию, потому что у нас есть задача роста. Мне кажется, смесь таких материалов, которые одновременно и развлекают, и обучают, и сообщают какую-то новую информацию, и занимает определенную нишу.
М.СПИРИДОНОВ: То, что ты сейчас озвучил – это некое видение, некая явно формализованная концепция обучать, закреплять, давать новую информацию, и она явно сидит в головах создателей?
Н.ЛИХАЧЕВ: Я думаю, она до сих пор крутится в наших головах. Мы пытаемся ее поворачивать в разные стороны. Когда мы видим, что у нас происходит перекос на тему развлекательных материалов, мы стараемся придумать план на более глубокий и серьезный материал. Иногда нам кажется, что можно выехать только на развлекательных материалах, а иногда нам кажется, что надо отходить от этих материалов и двигаться в более серьезную плоскость. Мы проводим эксперименты, и у нас складывается ощущение правильности того, что мы делаем.
М.СПИРИДОНОВ: Правильность складывается исходя из реакции публики, то есть если пришла аудитория, появились просмотры и комментарии, значит, вы всё делаете правильно, а если не пришла, то неправильно, так?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, частично. Если мы видим, что у нас наблюдается рост, есть положительные отзывы, и при этом нам самим нравится то, что мы делаем, то мы рады. Сложно назвать какие-то другие более важные факторы для того, чтобы определить, правильно ли то, что мы делаем или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Давай уточнимся по поводу профиля и отойдем от этой несколько отвлеченной дискуссии, хотя очень интересной для меня. Затем вернемся к пошаговой истории тебя и TJournal для того чтобы наши слушатели имели о ней представление. Сперва поговорим о профиле, раз уж мы затронули эту тему. Как вы его для себя определяете?
Н.ЛИХАЧЕВ: Приблизительный профиль человека, который читает TJournal?
М.СПИРИДОНОВ: Профиль человека, который читает TJournal, профиль TJournal, который пишет для этого человека. Для меня это вещи одного порядка. Можно взять заметные проекты, которые, на мой взгляд, сделаны продуктово и журналистски хорошо. Например, Hopes&Fears – издание для молодых предпринимателей, Лента.ру времен Тимченко – общественно-политическое СМИ, обзор новостей, объективный и отжатый. Про что вы?
Н.ЛИХАЧЕВ: Если говорить совсем коротко, то мы обзор новостей из интернета. Это очень сложное выражение, потому что в интернете много чего происходит. Сейчас и новости генерируются в интернете, и очень много людей приходит в интернет. Мы всегда себя позиционировали как издание про интернет, про то, что рождается, появляется и происходит в интернете. Когда-то у нас был формат сливов, который заключался в том, чтобы обозревать скандалы между популярными пользователями в соцсетях, например, знаменитостями. Суть заключалась в том, что мы даем хронологию какого-то скандала пользователям, и они могут самостоятельно не пролистывать ленту до конца и не разбираться в том, откуда он произошел и кто в нем участвовал, а просто прочитать об этом у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически жанр таблоида?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, раздел и назывался «Таблоид». Это был уникальный формат, которого в Рунете ни у кого не было, насколько я помню. Он тогда стал нашей визитной карточкой. Это был чистый пример истории, которая рождается и умирает в интернете, и которую потребляют пользователи, сидящие в интернете. На нас вряд ли когда-то бы вышел офлайн. Периодически мы замечали, что такие темы происходят в интернете. Рождаются мемы, будь то картинки или вирусные ролики, появляются знаменитости, которые стали известны благодаря Youtube, Твиттеру или благодаря уникальному формату, который они использовали. Например, Дюран, который стал известен благодаря граффити, который рисовал Вконтакте и публиковал граффити у себя на стене. Очень большое количество таких героев. Эти герои периодически основывают собственные компании, открывают какие-то сервисы, становятся участниками каких-то офлайновых новостей. Они вырастают из сферы интернета и становятся еще более известными. Мы стараемся всю эту сферу подхватывать. Чем дальше у нас развиваются технологии, чем шире проникает мобильный интернет, и чем больше становится гаджетов, которые подключены к интернету и которые позволяют пользоваться теми же сайтами, которыми мы привыкли пользоваться на компьютере, тем больше офлайновой жизни и офлайновых новостей проникает в интернет. Мы начинали с того, что мы просто описывали какие-то локальные мемы, какие-то локальные события русскоязычного интернета и привлекали что-то с Запада, сейчас мы понимаем, что вся индустрия потихоньку переходит в интернет, и мы становимся всё более массовыми.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы становитесь и отчасти общественно-политическим, и отчасти lifestyle-СМИ, так?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да. Если говорить о профиле, то медиа, технологии и тренды – это 3 направления, в которые мы стараемся укладывать все наши материалы. Медиа – это всё, что связано с социальными медиа, СМИ, то есть журналистикой. Это всё, что происходит в интернете в плане распространения информации и создания новостей. Технологии – это всё, что связано с гаджетами и технологическими компаниями (например, Гугл, Facebook, производители дронов). Тренды – это всё, что касается обсуждаемых в интернете тем. Это может быть общественно-политическая тема, которая вызвала настолько сильный резонанс в соцсетях, что даже если ты не какой-то гик или углубленный в какие-то темы человек, ты заметишь ее в своих лентах в Твиттере, ВКонтакте, ЖЖ и так далее, потому что это очень сильно бомбануло. Такие вещи, которые становятся дико популярными в интернете, мы тоже фиксируем, потому что это оказывает определенное влияние на культуру интернета. В этих трех вещах мы пытаемся описать нашу концепцию.
М.СПИРИДОНОВ: Я сознательно не останавливал твое описание, хоть это и заняло много времени. Как я понимаю, оно всё еще неокончательно устаканилось, да?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, это достаточно большая проблема. Очень бы хотелось донести человеку, в чем заключается TJournal, одной фразой. Пока это сложно. Недавно один из читателей написал нам на почту и поблагодарил нас за то, что мы делаем (такое периодически случается). Я решил спросить у него, как бы он мог описать, в чем заключается концепция TJournal как СМИ, так как раз человек поблагодарил нас, значит, это человек, который представляет нашу целевую аудиторию. Он сказал достаточно понятную фразу, он сказал, что TJournal – это сайт, который смотрит на всё происходящее через призму интернета. Действительно мы какие-то вещи, в том числе общественно-политические, пытаемся рассматривать через призму интернета. Например, происходит какая-то волна, связанная с миграцией. Если помните, у Павла Дурова был пост о семи причинах, по которым не стоит уезжать из России. Конечно, это тоже был мем, рожденный в интернете, но он был связан с глобальными тектоническими сдвигами в России, с тем, что из России уезжают программисты, сейчас многие чувствуют, что из России надо уезжать из-за политической обстановки. Мы решили опросить деятелей интернета, представителей интернет-компаний, журналистов, блогеров, известных в интернете, о том, стоит ли уезжать из России. Получился локальный материал, который смотрит на происходящее через призму людей, рожденных и развивающихся в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Наверное, не через призму интернета, а через призму молодых людей 20-25 лет, которые живут в интернете.
Н.ЛИХАЧЕВ: Я бы не сказал, что Олегу Кашину было 20-25 лет, когда его спрашивали. Условно говоря, это примерно такое поколение.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к тематике вашего издания. Как мне кажется, TJournal – это издание рассказа о новостной картине дня, недели, месяца через призму молодых людей 20-25 лет, сидящих в интернете.
Н.ЛИХАЧЕВ: Что-то вроде того, но я бы не хотел делать ограничение по возрасту. Мне кажется, возраст здесь не имеет никакого значения.
М.СПИРИДОНОВ: Имеет, поскольку вы мыслите несколько иными категориями. Этот телеграфный стиль, способ подборки и взгляд на вещи несколько отличают вас.
Н.ЛИХАЧЕВ: У нас просто достаточно молодая команда, у нас нет людей старше 26 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде чем подойти к короткой истории проекта я еще раз скажу о том, что во многом причиной моего желания пообщаться в формате Рунетологии было то, что, как мне кажется, сегодня в СМИ главным обстоятельством является не просто тотальный информационный шум, а бешеное количество информационных поводов любого вида, формы и способа потребления. Каждый новый проект пытается как-то всё это осмыслять и как-то по-своему строить и преподносить. Учитывая то, что вы являетесь во многом лабораторией эксперимента, людьми, которые энергично пытаются что-то построить, что видно со стороны по вашим перерождениям, интересно пообщаться о том, как вы смотрите на то, что происходит со СМИ и новостным потоком, каким образом вы фильтруете его так, чтобы собирать максимальное количество внимания вокруг вашей концепции мира в преломлении новостей.
Н.ЛИХАЧЕВ: В чем заключается вопрос?
М.СПИРИДОНОВ: Это не вопрос, это длинное объяснение того, почему еще интересно пообщаться и почему хочется говорить о TJournal с тобой как с одним из его создателей. Вернемся немного назад. Коротко расскажи, как возникла идея проекта, и какие этапы он прошел. Я знаю, что ты неоднократно рассказывал об этом в различных интервью, но повторись еще разок для наших слушателей. Давай пройдем хронологию.
Н.ЛИХАЧЕВ: Давайте попробуем. Со времен, когда я работал в AIESEC (это был 2009-2011 годы), я начал очень активно пользоваться Твиттером. У меня сложилась неординарная ситуация, когда я начал читать очень большое количество людей, гораздо большее, чем в среднем читают люди. Если не ошибаюсь, в среднем люди читают 150-200 человек, а я читал 600-800 человек. Это было на момент, когда я работал вице-президентом по коммуникациям.
М.СПИРИДОНОВ: Ты их реально читал? Просто обычно подписываются и на большее количество людей, но читают неособо.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, я понимаю, что есть люди, которые подписываются на всех, кто подписывается на них, но у меня была ситуация, когда мне нужно было следить за большим количеством источников. Плюс у нас в организации было большое количество людей, за которыми я следил. В этом и заключалась моя работа. У меня сложилась привычка пользоваться Твиттером с iPhone, и у меня была проблема с тем, чтобы проверять его 24 часа в сутки. Просто люди, которые подписаны на большое количество людей, обычно сидят с компьютера и проверяют Твиттер раз или два в сутки. Они не могут читать длинные ленты, иначе они просто не смогут промотать их до конца. У меня такой проблемы не было, потому что я читал твиты по мере того, как они появлялись. У меня была другая проблема – я не понимал, какой из твитов более важный, а какой менее важный, потому что Твиттер никогда не отображал количество ретвитов. Вещь, которую я объясняю, конечно, очень локальная. Однако она побудила создать программу, которая позволит определить, какие твиты более важные, а какие менее важные, как выглядит картина со стороны человека, который обработал всю эту информацию и отсортировал ее по степени важности. С моим питерским другом, программистом мы придумали робота, который позволит систематизировать отобранную базу блогеров. На начальном этапе там было 200 людей, которые, как нам казалось, наиболее активно следят за новостной повесткой, и если они что-то публикуют, то это действительно важно. Нам казалось, что эти люди на 95% покрывают всю повестку новостей в Рунете по разным темам.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально ты подходил к проекту, как к возможности агрегировать и как-то систематизировать новостной поток?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да. Целью проекта была борьба с новостным шумом. В 2011 году появлялось большое количество сообщений, и мне казалось, что я скоро повешусь от того, что я читаю всю свою ленту. Мне нужно было разработать какой-то инструмент, который позволит смотреть на всё более сжато, который позволит определить самое главное и отсечь неглавное, отфильтровать новостной шум. Мы прошлись по базе роботом, отсортировали все твиты по популярности и увидели, что эта база более-менее объективно отражает то, что важно и то, что обсуждается в Рунете. Понятно, что та повестка, которая получалась исходя из этой базы, не была похожа на повестку СМИ, потому что СМИ формируется достаточно субъективно. У нас получался коллективный разум, который при помощи ретвитов оценил, что важнее из новостей, которые публикуются во всех СМИ. Базой для этого был выбран Твиттер, как самый удобный сервис в плане открытости и обработки.
М.СПИРИДОНОВ: Какова была реакция аудитории?
Н.ЛИХАЧЕВ: Какой аудитории? Мы сделали этот проект и увидели, что та информация, которая обрабатывается при помощи робота, может обновляться несколько раз в день, поскольку генерируется большое количество твитов, они периодически устаревают, и жизнь каждого твита актуальна в течение 3-6 часов. Несколько раз в день эту информацию можно обновлять. Мы решили, что даже если мы просто создадим страницу, на которой эти твиты будут обновляться, это уже будет полезным инструментом для людей, которые следят за новостной повесткой. Так появилась первая версия проекта. TJournal в первом своем проявлении выглядел как одна-единственная страница, на которой публиковались все самые популярные твиты. Когда мы ее опубликовали, там появился парсер, который вырезал новостные ссылки, то есть ссылки на определенные СМИ. Он обрабатывал их отдельно – брал заголовок, брал лид и делал карточки самых обсуждаемых новостей.
М.СПИРИДОНОВ: В этот момент появилась публичная версия?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да. Это было лето 2011 года. С тех пор мы стали допиливать анализатор, и я понял, что это круто. Проект начал привлекать определенное внимание, но для того чтобы полностью создать картину, не хватало одного технологического анализа, мы открыли раздел с редакцией, и я начал туда писать небольшие статьи. У меня была цель привлечь внимание к проекту, поэтому я начал брать интервью у людей, которые, так или иначе связаны с Твиттером или созданием новостей. Я брал интервью у Жени Козлова, Саши Плющева и так далее. Я начал привлекать внимание к проекту, как к инструменту, который позволяет отфильтровать новостной шум, и при этом я давал читателям мнения людей, которые что-то значат в этой индустрии.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, давал колонки с интервью?
Н.ЛИХАЧЕВ: По сути, да.
М.СПИРИДОНОВ: При этом агрегатор оставался главной частью проекта?
Н.ЛИХАЧЕВ: Он всегда был главной частью проекта, потому что находился на главной странице, и с нее можно было переходить на колонку с интервью. Дальше, к сожалению, было не так много этапов, в которые можно было бы глубоко окунуться. Суть дальнейшего развития заключалась в том, что я понимал, что одного анализатора не хватает, и иногда какие-то темы, которые команде проекта кажутся более важными, чем то, что сейчас находится в Топе, мы хотели продвигать в нашем редакционном разделе. Если новость не вышла в ТОП, а может, эта новость вообще нигде не появилась, человек всё равно сможет найти эту новость у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Как возникла команда проекта? До этого ты говорил, что был ты и программист.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, так мы и продолжали работать. Он занимался созданием автоматической части проекта, а я занимался редакцией. Как только у меня начало расти количество новостей, которые я хотел писать в редакцию, я начал понимать, что я уже не успеваю их писать один. Я начал говорить своим друзьям, которые были так или иначе задействованы в медиа, что если у них есть желание писать статьи, то они могут присоединяться, и мы будем вместе делать редакционный раздел. Они отреагировали отлично, и какое-то время ребята помогали мне писать статьи бесплатно, потому что это было ново и прикольно для всех нас. Нам очень нравилось писать статьи, которые никто нигде не писал, и создавать такую крутую картину дня.
М.СПИРИДОНОВ: Форматы статей задавал ты? Их же можно очень по-разному писать.
Н.ЛИХАЧЕВ: Их можно было писать по-разному. У меня самого никогда не было своего стиля, у меня не было особых навыков написания новостных статей. Если говорить, что мы сейчас экспериментируем, то тогда мы экспериментировали в 100 раз больше. Я не знал, как будет выглядеть наш style guide, я даже слова тогда такого не знал. Никто ничего не контролировал. Я спрашивал у ребят, не хотят ли они написать эту тему, они говорили, что вроде тема прикольная, так мы и писали. Дальше редакционный раздел начал разрастаться. Потом больших вех не было. Условно говоря, появилось два раздела. Когда я понял, что уникальный формат сливов со скандалами из соцсетей набирает популярность и становится карточкой проекта, мы выделили его в отдельный раздел «Таблоид». Все остальные новости у нас публиковались во втором редакционном разделе «Times». Эти два раздела параллельно росли в течение года. Мы запустили их осенью 2011 года, и они росли до 2012 года. Сам анализатор, то есть главная страница проекта, которая состояла из топа твитов и топа новостных статей, которая позволяла анализировать повестку дня, работала достаточно эффективно. Мне кажется, она справлялась со своей задачей очень хорошо. Мы подали заявку на грант в Start Fellows – проект, который основали Павел Дуров и Юрий Мильнер, и выиграли грант в размере 25 тысяч долларов. Изначально мы делали проект на свои деньги. Мы подали заявку на грант осенью, через несколько месяцев мы его получили. На эти деньги нам удалось еще достаточно долго существовать с учетом того, что авторы, которые помогали нам в написании статей, делали всё бесплатно. Мы периодически запускали некоторые проекты, которые так или иначе связаны с соцсетями. У нас неплохо взлетел TwiStock – биржа акций Твиттер-аккаунтов, суть которой заключалась в реализации вирусной механики в Твиттере. Мы сделали проект, который позволял покупать акции любого Твиттер-аккаунта. Это была виртуальная игра, где тебе давались виртуальные деньги, и ты мог купить акцию Медведева или Ксении Собчак в Твиттере, и если ее популярность согласно нашему алгоритму растет, если она получает больше упоминаний, если у нее появляется больше фолловеров, то и твои акции растут. Суть проекта частично заключалась в этом, но главной сутью было то, что когда ты покупал акции в Твиттере, тебе нужно было логиниться в своем аккаунте, и ты отправлял уведомление этой знаменитости о том, что ты купил ее акции. Когда некоторым знаменитостям, типа Алексею Алексеевичу Венедиктову и другим известным блогерам и телеведущим стало приходить большое количество уведомлений о том, что кто-то покупает их акции, они начали об этом писать и привлекать свою аудиторию в наш проект. Им это нравилось, им льстило то, что кто-то покупает их акции. Они начинали это ретвитеть. Через несколько часов после старта проекта у нас появилось несколько десятков тысяч новых посетителей при учете, что до этого наша дневная посещаемость была 2-3 тысячи уникальных посетителей. У нас упал сервер, через несколько часов мы его подняли. В течение пары дней проект очень активно кипел, о нас даже написали пара СМИ. Наверное, это был первый наш выход в СМИ. После этого проект существовал еще месяца 2, и его популярность очень медленно спадала, потому что мы не успевали вводить новые фичи. Потом мы его закрыли. Самое забавное, что этот проект привлек внимание моих друзей. Один из них спросил, не хочу ли я возобновить его с какой-то монетизацией, с какой-то денежной составляющей, чтобы люди могли пополнять свой счет, покупать акции, а потом обменивать акции на виртуальные или реальные подарки. Я сказал, что у нас нет ресурса на то, чтобы создать из этого крутой проект и зарабатывать на нем деньги. Он сказал: «Ну ладно» и через несколько месяцев запустил свой проект с таким же названием, он даже умудрился привлечь инвестиции в размере 200 тысяч долларов, если я не ошибаюсь. Он постарался, он молодец.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, проект состоялся, он жив?
Н.ЛИХАЧЕВ: У него вроде не состоялся. В начальной версии он запустился с таким же функционалом, как у нас, но за виртуальные деньги можно было покупать реальные вещи. Не знаю, купил ли кто-нибудь эти реальные вещи или нет, но, по-моему, через несколько месяцев я уже об этом проекте ничего не слышал.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Правильно я понимаю, что последним ключевым этапом на сегодня был приход Султана Сулейманова в сентябре?
Н.ЛИХАЧЕВ: Если говорить о крупных этапах, то да. Приход Султана Сулейманова совпал с тем, что мы поменяли главную концепцию проекта. Изначально он был аналитическим и основывался на технологии анализа популярности в Твиттере. Проект по анализу самых популярных новостей и твитов потом перерос в отдельный подпроект «Медиатор». Мы даже хотели выделить его в отдельный сайт, но потом передумали. В конце лета 2013 года у нас появилось несколько сотрудников в штате, которые занимались новостями, и мы поняли, что нам интересно делать какое-то крутое СМИ, и была возможность переманить к себе Султана. Он согласился перейти из Ленты, он проработал там два года.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда появилась такая возможность? Насколько я понимаю, Султан – достаточно опытный и сильный журналист. Чем вы его сманили?
Н.ЛИХАЧЕВ: Я с ним познакомился в 2013 году.
М.СПИРИДОНОВ: Что было для него мотивом?
Н.ЛИХАЧЕВ: Об этом лучше говорить с Султаном, но я могу сказать, что, проработав два года в Ленте, он не чувствовал там потенциала для роста, как мне кажется. В Ленте он был нужен как редактор рубрики «Интернет» и не больше. Как я понимаю, его там не рассматривали в качестве какого-то руководителя, там не было таких движений, и ему просто надоело, как он когда-то говорил, «писать буковки». Представьте себе молодого человека, который работает в крупной компании и понимает, что сколько бы он ни был профессиональным и успешным, он не может сказать, что он на 100% связан с успехом компании, она имеет свою историю, основателей, управленцев, которые сделали большой вклад в нее, гигантскую команду, которая ее постоянно поддерживает, реализоваться ему сложно. Другое дело, когда ты работаешь в небольшом стартапе, и когда ты вовлекаешься во все процессы, которые в нем происходят, и когда ты не имеешь поддержки со стороны уже отлаженного механизма, когда тебе этот механизм приходится выстраивать самому. Мне кажется, Султана привлекла возможность создания собственного проекта, возможность вложения в работу в небольшой компании, где он может почувствовать, что он вносит очень большой вклад.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно я понимаю, что сегодняшний вид TJournal и его будущая стратегия формируется, прежде всего, вами двумя, или есть еще участники этого процесса?
Н.ЛИХАЧЕВ: Стратегия у нас формируется всей командой. У нас нет такого, что кто-то один что-то предлагает.
М.СПИРИДОНОВ: Предлагать могут все, но кто-то является лидером.
Н.ЛИХАЧЕВ: Всё, что касается нашей редакционной политики и идей по развитию TJournal как СМИ, конечно, определяется мной и Султаном. Султан отвечает за наш новостной контент, а я отвечаю за развитие отдельных форматов, например, интервью, тематических текстов и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Чьими силами развивается TJournal как сервис?
Н.ЛИХАЧЕВ: Силами Ильи Чекальского – нашего технического директора, и нашего программиста Саши, который работает с основания проекта.
М.СПИРИДОНОВ: По моим данным у вас работает 7 человек.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, сейчас редакция состоит из 3 редакторов помимо меня и Султана. Это Витя Степанов, который недавно пришел из Ленты, Оля Жигулина и Вадим Елистратов.
М.СПИРИДОНОВ: Это люди, работающие full-time?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На что вы живете? Вы достаточно зарабатываете для того чтобы хотя бы эту команду содержать?
Н.ЛИХАЧЕВ: Нет, конечно. Мы пока недостаточно зарабатываем. Рекламой мы начали заниматься только с начала лета 2013 года, и этот процесс происходил очень медленно. Зарабатываем мы пока недостаточно для самоокупаемости, пока нас финансируют инвесторы.
М.СПИРИДОНОВ: Кто этот инвестор?
Н.ЛИХАЧЕВ: Это совладелец Селектела и бывший акционер Вконтакте Лев Левиев.
М.СПИРИДОНОВ: Его мотив – любопытство или желание получить невероятные деньги на росте проекта?
Н.ЛИХАЧЕВ: Я думаю, как у любого инвестора, у него есть инвест. желание получить деньги на росте проекте. Во всяком случае, он разделяет наш подход к созданию СМИ и его, прежде всего, интересует технология, по которой мы работаем. У нас есть технология анализа популярности в соцсетях, а также у нас есть технология по обеспечению работы редакции. У нас самописная админка, сайт сделан полностью нами. Мне кажется, эти технологии уже достаточно успешны, они обкатаны нами для того чтобы они потом могли их потом выделить в продукты и продавать.
М.СПИРИДОНОВ: Инвестора часто интересуют формализованные бизнес-планы, финансовые модели, которые показывают перспективы проекта. Есть они у вас?
Н.ЛИХАЧЕВ: Суперформализованных нет, но у нас есть определенные задачи по росту и реализации продуктов. Это всё, что касается наших аналитических продуктов, мобильных приложений, новых разделов и новой функциональности в плане редакции. У нас есть определенный план, который мы реализуем по договоренности с инвестором.
М.СПИРИДОНОВ: Он утвержден инвестором. Он как-то контролируется?
Н.ЛИХАЧЕВ: Конечно, контролируется.
М.СПИРИДОНОВ: В каком режиме инвестор присутствует в проекте?
Н.ЛИХАЧЕВ: У нас нет офиса, в который мы приходим и ежедневно встречаемся с инвестором. Сейчас мы все работаем по домам в режиме почтовой переписки и звонков.
М.СПИРИДОНОВ: Регулярно общаетесь? От одного-двух контактов в день, неделю, месяц?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, регулярно. У нас даже бывают случаи, когда выходит какая-то статья, в которой поехала верстка, и инвестор может написать о том, что она поехала. Он первый с утра может прочитать статью, пока никто не проснулся и не увидел.
М.СПИРИДОНОВ: Вовлеченный инвестор у вас! А давно он вошел в проект?
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, давно. Это было в 2012 году. Мы просто раскрывали эту информацию сильно позднее – в 2013 году.
М.СПИРИДОНОВ: Я помню, что информация ходила, как горячий факт. Говорилось «Ага! Оказывается, инвестор TJournal – бывший акционер Вконтакте, это неспроста». Это неспроста?
Н.ЛИХАЧЕВ: Юра Синодов расследовал это дело. Что неспроста?
М.СПИРИДОНОВ: Является ли TJournal площадкой-рупором взглядов инвестора?
Н.ЛИХАЧЕВ: Если даже я скажу, что не является, то я думаю, мне никто не поверит на слово. Можно оценить темы, которые мы освещаем. Мы стараемся в плане Вконтакте всегда всё освещать со всех сторон. Я чуть-чуть углублюсь в эту тему. Использования медиа-актива TJournal в качестве рупора для продвижения каких-то тем, благоприятных для инвестора, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Часто в СМИ входят не как в бизнес-продукт, и в вашем случае пока бизнеса толком не построено, пока есть некий концепт, увлеченная команда, об этом и говорить рано, а входят как в инструмент влияния. Неслучайно ходят такого рода соображения и, конечно, они будут ходить. Ваше дело, как к этому относиться и как это отрабатывать. Откуда приходит основная аудитория?
Н.ЛИХАЧЕВ: Основная аудитория приходит из соцсетей. На первом месте Вконтакте, на втором – Твиттер.
М.СПИРИДОНОВ: Я видел, что ваша группа Вконтакте астрономическая с точки зрения проектов вашего масштаба, небольших поджарых стартапов. У вас несколько сотен тысяч человек в группе.
Н.ЛИХАЧЕВ: Чуть больше 230 тысяч. Да, это живые люди. У нас никогда не было цели накручивать группу, это просто очень на эффективность влияет. У нас недавно случилась странная ситуация, когда неизвестные боты вдруг начали репостить наши записи из Вконтакте, и мы перестали понимать, какие наши статьи пользуются спросом аудитории, а какие нет. Я написал об этом Жоре Лобушкину, который является пресс-секретарем Вконтакте. Я попросил его как-то в этом разобраться, а он спросил, как нам это мешает, сказал, что нам же, наоборот, прикольно, что у нас больше репостов. К сожалению, для нас это неприкольно.
М.СПИРИДОНОВ: Почему такая разница в сообществах Вконтакте и Facebook? Во Вконтакте у вас почти 250 тысяч подписчиков.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, а в Facebook у нас 5 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Мягко говоря, скромно, особенно если сравнить цифры.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, скромно. Во-первых, это, наверное, связано с тем, что никто из команды активно не сидит в Facebook. Мы ужасные адепты Вконтакте в плане функционала, и вообще у нас рабочие чаты происходят во Вконтакте, потому что это безумно удобно. У нас никогда не было понимания, как нужно себя правильно вести в Facebook. Я думаю, что эту проблему разделяла в том числе и Лента.ру, которая в Facebook долгое время имела такие же показатели, как и мы, если брать процентное соотношение. Это было, пока модераторы из администрации Facebook не добавили какие-то предложенные страницы, и они там начинали сильно расти, но при этом Facebook не давал им никакого трафика. Есть определенное понимание того, как нужно вести себя во Вконтакте, что аудитории нужно, на каком языке общаться с аудиторией, и какие там есть механики. В Facebook такого понимания у нас нет, алгоритм отображения постов для меня абсолютно непонятен. Сейчас я начинаю понимать, что без вложения средств на рекламу раскачать начинающую группу, а тем более, группу, которая имеет начинающие показатели, но при этом старую, которая не испытывает вовлечение текущей аудитории, очень сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Многие говорят, что аудитория Вконтакте и Facebook – это очень разная аудитория как по социальному составу, так и по возрасту и по взглядам. Facebook более взрослый. Ты понимаешь, как журналист, в чем разница между этими аудиториями?
Н.ЛИХАЧЕВ: Аудитория Вконтакте, Facebook и Твиттера?
М.СПИРИДОНОВ: Можно и так. Я говорил, прежде всего, про Facebook и Вконтакте. Мне кажется, ваша разница в сообществах очень показательна. Было бы интересно услышать твои мысли на этот счет.
Н.ЛИХАЧЕВ: Мне кажется, там нет особой разницы по возрасту. Возможно, есть разница по формату. Во Вконтакте аудитория больше рассчитывает на развлечения, как мне кажется. Просто сообщать информацию во Вконтакте недостаточно, к ней нужно добавлять какой-то развлекательный формат. Ты либо размещаешь свои развлекательные и информационные записи в сообществе, либо ты добавляешь какой-то развлекательный элемент к своим записям. Мы пытались придумать какой-то свой формат, и в итоге пришли к тому, что мы ко всем записям рисуем комиксы или фотожабы, которые создают развлекательный элемент. В Facebook такая штука не работает, там удобнее просто сообщать информацию и пользоваться их стандартными алгоритмами типа парсинга большой фотографии. Что касается развития сообщества, то есть привлечения новой аудитории в сообщество, я про Facebook вообще ничего не могу сказать. Я понимаю, что есть такой стереотип, что в Facebook сидит более профессиональная аудитория, поэтому там удобно вклиниваться в какие-то сообщества по профессиональным интересам. Если у тебя статья с подборкой мнений пиарщиков или подборкой фактов, как работать в пиаре, то тебе будет удобно вклиниться в какое-то сообщество пиарщиков на Facebook, потому что там эта статья вирусно распространится. Во Вконтакте профессиональных тематических сообществ маловато, зато есть много достаточно успешных блогеров с большой аудиторией, которые имеют собственные сообщества или страницы, которые твою информацию могут потом распространить.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил о том, что цель TJournal заключается в систематизации текущего новостного потока и представлении его в понятном удобном виде. История с новостями тебя не пугает? Я в последнее время неоднократно задумывался о том, что новости просто пожирают нас, особенно в моменты информационных взрывов, например, которые происходят сейчас на Украине. Эти события, к которым мы имеем косвенное отношение и которые на нас помогут повлиять, вовлекают нас настолько, что мы начинаем жить этими событиями, особенно учитывая ту доступность информации и то разнообразие информационного меню, которые есть сейчас. Не пугает тебя это?
Н.ЛИХАЧЕВ: С точки зрения того, что мы начинаем жить теми вещами, в которых могли вообще не участвовать?
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения того, что мы начинаем жить в новостях, начинаем проводить в них огромное количество времени, забывая о том, что нужно создавать новости и действовать, то есть быть не наблюдателем. Чтение новостей, анализ и обсуждение этих новостей в социальных сетях, которые занимает значительное количество времени у многих наших знакомых – это не очень созидательное дело.
Н.ЛИХАЧЕВ: Я думаю, что у каждого есть свои порядки вовлечения в чтение и обсуждение новостей. Если есть возможность потратить много времени на обсуждение, почему нет. Это просто еще одна форма развлечения. Мне кажется, она сейчас приобретает большую популярность. Это социализация и развлечение. Вместо того чтобы пойти вечером потусоваться, многие люди тусуются в комментариях и общаются с теми же самыми людьми, просто они не видят друг друга лично. Мне кажется, ничего страшного в этом нет. Мне даже нравится, что есть целое поколение людей, которое знакомится благодаря Твиттеру или Facebook. Люди приходят на конференцию, и я знаю многих из них, потому что мы общались с ними в комментариях, и мы не испытываем дискомфорта в общении, потому что заочно мы уже знакомы. Мне кажется, это даже прикольно. То, что обсуждение и потребление новостей, занимает большое количество времени, частично неплохо. Возможно, в этом есть логичная потребность. Если у человека есть потребность в том, чтобы читать много новостей, значит, либо он профессионал в этой сфере, либо это его форма развлечения. Мне кажется, это не такая страшная вещь. Наоборот, хорошо, что есть большое количество различной информации, и мы можем выбирать, откуда и что читать, составлять мнение исходя из разных источников. Это хорошо только для тех людей, которые могут разбираться в источниках и понимать, какому из них стоит доверять, кого стоит читать, а кого нет.
М.СПИРИДОНОВ: В твоих словах есть то, с чем могу согласиться, и то, с чем не соглашусь. Я не хотел бы сильно углубляться в эту тему, потому что времени мало, а есть еще несколько вопросов, которые хотелось бы раскрыть. Однако коротко выскажусь, чтобы озвучить свою позицию для наших слушателей. Технологии СМИ сегодня с точки зрения журналистики работают на те вещи, которые не могут не привлекать внимание. Обычно технология построения новостного заголовка и новости, как таковой, нацелена на то, чтобы создать ощущение опасности либо сыграть на чувствах, связанных с сексом. Опасность и секс всегда привлекают человека.
Н.ЛИХАЧЕВ: Еще деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но это менее важно.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, согласен.
М.СПИРИДОНОВ: На этом хорошо работает сегодняшняя журналистика, используя современный инструментарий социальных сетей и других способов донесения информации, используя интернет и цифровое пространство в целом. Это создало такой коктейль, в котором можно жить и вариться вечно, из него можно вообще не вылезать. Это будет псевдореальность. Есть игровая псевдореальность, когда можно закапываться в играх и жить в них. Вроде как ты живешь, а вроде как и нет. То же самое случилось и с новостями, как мне кажется. Сложилась методика построения заголовка и новости, работающая на то, что сидит глубоко в подсознании, и технологии доставки, то есть социальные сети, мобильные сервисы и так далее. Всё это вместе дает такой поток, которого я потихоньку начинаю опасаться, я очень сильно страхуюсь от него. Я как предприниматель и как человек хочу тратить время на жизнь и созидание, а у меня его не хватает, потому что для меня очень важно, что происходит на Украине. Для меня это реально важно, потому что меня это тоже может коснуться. Я сейчас начинаю физически отсекать себя от новостного потока, потому что я понимаю, что я в нем тону, и времени на жизнь не остается.
Н.ЛИХАЧЕВ: Я думаю, что нужно приучать себя пользоваться инструментами, которые уменьшают новостной поток, и, если есть возможность, максимально сокращать список источников. У меня есть проблема с тем, что мой список источников постоянно разрастается, и я это дело пока не контролирую. Предполагаю, что в скором времени я столкнусь с той же проблемой, что есть и у вас.
М.СПИРИДОНОВ: Пока мозг более-менее молодой и готовый воспринимать много всего, он еще держит удар, но постепенно он тоже начинает закипать. Вопрос защиты от новостей встает. Можно остаться в них, и тогда личная жизнь, вопросы бизнеса, вопросы построения проекта, которые для меня гораздо важнее, потеряют очень сильно. Даже проводя совещания, я размышляю, как там сейчас в Славянске.
Н.ЛИХАЧЕВ: Это интересно, но мне кажется, что если личная жизнь и бизнес сильно увлекают человека, то у него не может оставаться времени на чтение новостей, и он сам себя отсекает приоритетом. Ему даже не нужно никаких инструментов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сейчас говоришь о человеке, который полноценно отвечает за себя, но большинство людей существуют более-менее неосознанно.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, но это их проблемы.
М.СПИРИДОНОВ: Да, флаг им в руки. Давай вернемся к началу нашей беседы, когда я тебя спрашивал о том, как тебя вынесло в журналистику. По-моему, сейчас, учитывая то, что возможность подняться в журналистике в публичном поле довольно открыта, может четко отработать лифт для молодых и энергичных людей с живым умом и желанием быть публичными. Кому хватает ума, им достает возможность построить что-то осознанное, или они находятся в экспериментах, как вы, например. Другие пытаются трубить о себе в разной степени успешности, пиарясь на чем угодно. Если есть возможность, они рассказывают о том, какие у них красивые шмотки, как много денег у папы и так далее. На самом деле, должен солировать ты, но мне эта тема так интересна, что я говорю больше, чем я обычно говорю в формате интервью. Каким ты видишь развитие сегодняшних СМИ? Какими будут СМИ будущего?
Н.ЛИХАЧЕВ: Я думаю, что СМИ будущего будут существовать только на мобильных платформах, и новости будут приходить в качестве уведомлений.
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, ты скажешь, что прямо в мозг будут приходить.
Н.ЛИХАЧЕВ: Условно говоря, они, конечно, будут приходить в мозг, но это уже совсем футурология, а мы говорим о ближайшем будущем. Я рассчитываю, что у меня не будет необходимости заходить на сайт, чтобы читать новости, я буду просто получать их, как когда-то люди получали газеты у двери дома.
М.СПИРИДОНОВ: Глобально победят агрегаторы, которые фильтруют безумный новостной поток, который меня настораживает и пугает, или СМИ, построенные через персоналии? Вы в себе пытаетесь сочетать и то, и другое.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, и я думаю, что такие СМИ и должны победить. Очевидно, что я буду продвигать собственные идеи. Я не чувствую, что может победить автоматический агрегатор. Я до сих пор не удовлетворен продуктом Гугл.Новостей или Яндекс.Новостей, я понимаю, что мне действительно не хватает персоналий. С одной стороны, в плане доверия, что это живой человек, и ему есть, что терять, что это не машина, которая может что-то случайно выкинуть, и я никогда об этом не узнаю. С другой стороны, мне хочется какого-то характера, персоналии в плане каких-то оттенков личности. Я вижу, что автор интересен, потому что это человеческий текст. Я вижу, что новость была подобрана правильно, потому что человек решил, что она важна. В конце концов, даже те же Яндекс.Новости всё равно работают при помощи модераторов, сейчас нельзя сделать полностью автоматический продукт. Автоматические агрегаторы будут помогать, но победят те, кто смогут сочетать и автоматические инструменты, и крутой подход к редакционному контенту. Главное – это найти формат в тех платформах, которые будут в дальнейшем появляться, найти формат в Facebook, Твиттере и Вконтакте. Сейчас это 90% успешности нового СМИ.
М.СПИРИДОНОВ: Формат представления новостей?
Н.ЛИХАЧЕВ: Формат распространения информации и формат, в котором ты можешь привлекать новую аудиторию. Нужно что-то гениальное, что может привлечь людей за счет новизны или оригинального подхода. Если ты не являешься большой машиной типа Ведомостей или РИА Новостей, которых, к сожалению, уже не существует, то ты привлекаешь аудиторию только за счет какого-то оригинального подхода, за счет того, что ты открываешь какие-то темы, которые никто не открывал. Так мы и начинали. Нужно смотреть, через какие каналы распространяется информация, а сейчас она распространяется через соцсети, а дальше она будет распространяться через мобильные платформы, и занимать то место, которое будет самым нагретым, придумав самый успешный и самый оригинальный формат.
М.СПИРИДОНОВ: Всё бы было хорошо, если бы соцсети не требовали очень выхолощенного подхода, подхода развлекательного характера.
Н.ЛИХАЧЕВ: Ты же можешь там раздавать собственные персоналии. Главное – разговаривать с аудиторией на ее языке и, если ты разговариваешь с аудиторией на ее языке, ты не выхолощенный, ты человеческий характер показываешь.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что в процессе становления новой концепции, если ретроспективно посмотреть на ситуацию, то подход к публичной журналистике и публичному выступлению прошел за последнее время очень много этапов и микроэтапов. Была стандартная концепция, которая существовала в последние несколько десятилетий, когда есть профессионалы, которые пишут, и есть площадки, на которых они пишут. Их немного, это газеты и радио, их содержание дорогое, поэтому они ограничены числом. Дальше пошел тренд на то, что все пишут про все (так называемый User-Generated Content), и было поветрие, что журналистика умрет. Потом стало понятно, что не умрет, потому что люди пишут ерунду. Потом возник нюанс, что новостной поток огромен, и стало непонятно, как его фильтровать, появилась масса вопросов, связанных с тем, какие фильтры и агрегаторы ставить. То, что ты перечислил – это несколько типов, а их можно комбинировать, можно фильтровать автоматически, полуавтоматически, через персоналии (можно вспомнить последние эксперименты Кашина, когда он построил СМИ имени себя). Мне кажется, что в сухом остатке на сегодня СМИ продолжают оставаться в состоянии эксперимента, как и вы. То, куда их вынесет, то, каким станет новый формат представления СМИ, представления, агрегации и донесения информации до конечного пользователя, открытый вопрос.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да, открытый, поэтому мы находимся в процессе постоянных экспериментов.
М.СПИРИДОНОВ: Не устали от них?
Н.ЛИХАЧЕВ: Нет, конечно, это же очень интересно. Ты пробуешь новую штуку и смотришь, работает она или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Не боитесь, что инвестор потеряет интерес, и деньги кончатся? Судя по тому, что энергии у вас хватает, это единственное, что может вас подкосить.
Н.ЛИХАЧЕВ: Понятно, что нам нужно экспериментировать и при этом постоянно наращивать базу, которая сделает нам подушку безопасности. Мы сейчас наращиваем эту базу за счет рекламы и хотим выйти на самоокупаемость, чтобы дальше эксперименты не могли критически повлиять на проект.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то представления о том, когда вы сможете оказаться на грани самоокупаемости?
Н.ЛИХАЧЕВ: Точных представлений нет, но я надеюсь, что мы придем к этому летом.
М.СПИРИДОНОВ: Болезненная тема.
Н.ЛИХАЧЕВ: Да. Просто сейчас идет очень активная работа с рекламодателями, и то, как она себя покажет, даст возможность делать прогнозы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, Никита. На этом будем заканчивать. Спасибо тебе большое за уделенное время.
Н.ЛИХАЧЕВ: Спасибо за вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Надеюсь, что я не слишком много работал в монологе. Каждый раз я себя останавливаю в таких ситуациях, понимая, что надо дать высказаться гостю, но когда тема меня захлестывает, когда она мне интересна, я чувствую, что порой меня несет больше, чем обычно. Если есть вещи, которые мы еще не сказали, традиционно предлагаю в конце программы сделать резюме или добавить что-то к вышесказанному.
Н.ЛИХАЧЕВ: Мне кажется, мы подробно по всему прошлись. Ты затронул тему того, стоит ли бояться того, что сейчас происходит с новостями. Мне кажется, что очень преждевременно люди занервничали.
М.СПИРИДОНОВ: Будет хуже, ты хочешь сказать?
Н.ЛИХАЧЕВ: Нет, наоборот. Всё зависит от самих людей. Не будет хуже из-за того, что произойдет какой-то технологический сдвиг, будет хуже, если люди разочаруются, кто-то опустит руки, и перестанут появляться новые медиа-проекты. Если будет больше медиа-проектов, будет больше экспериментов, у нас будет больше конкурентов, и в СМИ будет больше конкурентов, что очень хорошо повлияет на всю индустрию, и вырастут крутые проекты, которые будут уверенно себя чувствовать и которые не исчезнут в обозримом будущем.
М.СПИРИДОНОВ: В любом случае проекты будут расти в совершенно новых условиях в отличие от тех проектов, которые сегодня существуют и которые уже состоялись. Например, Лента, Ведомости. Для их появления были совершенно другие предпосылки, была совершенно другая конкурентная среда и другая среда распространения. Еще раз спасибо тебе. На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был Никита Лихачев, со-основатель TJournal. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.