М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 235-й выпуск программы «Рунетология», запись от 23 сентября 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я, как обычно в последние месяцы, веду из Москвы, мои собеседники также находятся в столице. Сегодня у нас необычный выпуск. Для меня довольно сложно будет провести это интервью, причина тому проста. Дело в том, что я буду интервьюировать собственных партнеров. С недавнего времени моя компания «Нетология» вместе с компанией, которая ранее называлась «100EGE», сегодня она называется Foxford, объединились. Мы собой являем единое целое «Нетология-групп». Ответы на ряд вопросов, которые я буду сегодня задавать для того чтобы сделать для слушателей программы понятной историю проекта, я сам уже знаю, но оговорюсь, что не все. Отдельные моменты мы с коллегами не проговаривали. Мне бы не хотелось, чтобы этот выпуск получился комплементарным, я бы не хотел, чтобы он рассматривался как пиар Foxford, поскольку я действительно считаю достойными его со-основателей для появления в нашей программе. Я уверен, что он интересен в сегодняшнем состоянии, и интересны его перспективы. Более того, для того чтобы совсем снять с себя подозрения, скажу, что проект появился в списке кандидатов для Рунетологии еще до того как возникла идея об объединении Нетологии и 100EGE. У нас планы обычно строятся на несколько месяцев вперед, и он уже давно стоит в очереди. По мере того как планы приближались, я был вынужден своим редакторам сказать, что так получилось, что мы слились с одним из наших гостей. Это длинный эпиграф к тому, чтобы представить сегодняшних героев программы «Рунетология». Это Алексей Половинкин и Максим Древаль. Коллеги, привет!
А.ПОЛОВИНКИН: Привет, Максим!
М.ДРЕВАЛЬ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Как я уже сказал, это со-основатели Центра онлайн-обучения Foxford.ru, ранее 100EGE. Я еще раз использую свою шутку, которую периодически повторяю. В девичестве проект назывался 100EGE, и почти 5 лет он существовал под этим названием. Начну с вопроса к тебе, Алексей. Ты реально видишь возможность построения не просто красивого образовательного проекта, но и бизнеса в области онлайн-образования в сегменте дополнительного среднего образования?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, конечно. Когда проект только начинался, идея заключалась в том, чтобы дополнить сегмент дополнительного школьного образования онлайн-курсами, то есть дать возможность школьникам со всей страны обучаться у лучших преподавателей Москвы и всей страны.
М.СПИРИДОНОВ: Идея ясна. Деньги там есть?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, конечно. У нас каждый школьник должен сдавать ЕГЭ после окончания школы, и большая часть из них проходит различную подготовку. Сейчас это в основном очные курсы и репетиторы. Это и есть наши основные конкуренты на текущий момент.
М.СПИРИДОНОВ: Ты думаешь, возможно изменить сознание пользователя, поменять установку, что если человеку нужно подготовиться к экзамену или подтянуть знания по предмету, ему нужно идти не к репетиторам, не на обычные курсы, как он привык, а в онлайн?
А.ПОЛОВИНКИН: Безусловно, такая проблема есть. Не все школьники и их родители понимают, что образование в онлайне может быть не хуже, а-то и лучше, чем очные аналоги. Мне кажется, что сейчас около 10-15% всей потенциальной аудитории понимает, что такая возможность существует, и со временем этот процент будет расти. Это во многом зависит от нас, потому что мы сейчас делаем рынок онлайн-обучения в нашей стране.
М.СПИРИДОНОВ: Макс, а есть какие-то проекты, которые полноценно конкурируют с Фоксфордом?
М.ДРЕВАЛЬ: Пожалуй, нет. Скорее репетиторы и очные курсы – полноценные конкуренты. Если говорить про онлайн, то в этой сфере появляется всё больше проектов, потому что рынок сейчас на взлете, их много, но пока о них нельзя говорить, как о серьезных конкурентах.
М.СПИРИДОНОВ: Этот вопрос я задавал лично в наших беседах. Почему так? В чем подвох? Почему на рынке, который мы с тобой оцениваем в 2 миллиарда долларов, плюс есть такие исследования, до сих пор никому не пришла в голову мысль отхватить заметный кусок? Фактически только Фоксфорд занимается этим основательно и полноценно.
М.ДРЕВАЛЬ: Было много проектов про ту или иную форму дистанционного обучения. Есть большое количество проектов с обучением по Скайпу, связанных с репетиторством. Есть проекты со своей платформой, похожей на Скайп, или поиск репетиторов онлайн, например, Эрудитор Групп.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, вполне успешный проект.
М.ДРЕВАЛЬ: Да, вполне успешный. Они не полностью оцифровывают образование и переводят его в онлайн-режим, они оцифровывают взаимоотношение пользователей в офлайне. По сути, они предлагают ту же самую концепцию репетиторства. Запад, кстати, тоже неособо блещет проектами в этой сфере. Технологически мы подошли к тому рубежу, когда это стало проще делать. Может быть, идеологически люди начали доверять такому подходу. Я думаю, через пару лет таких проектов будет масса. Я помню, когда мы начинали, их даже не было на горизонте, а сейчас они появляются по 5-10 штук в год. Кто-то да выстрелит.
М.СПИРИДОНОВ: Просто вы вошли в то окно возможностей, которое в момент вашего входа, было еще даже не приоткрыто? Видимо, вы его выдавили по тихой грусти или обошли со стороны. На самом деле, всё только начинается, а вы уже готово? Как-то так?
М.ДРЕВАЛЬ: Да. Рынок и без нас бы как-то к этому пришел, и мало бы что изменилось, но нам повезло оказаться в нем на самом старте.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. я думаю, для эпиграфа достаточно. Сейчас короткие биографические справки наших сегодняшних гостей, и мы продолжим.
Досье Алексея ПоловинкинаАлексей Половинкин родился в 1980 году в Дзержинске Нижегородской обл. В 2003 году закончил факультет Управления и прикладной математики Московского физико-технического института. В 2003-2008 гг. – ассистент кафедры высшей математики МФТИ. С 2008 по наст. время – старший преподаватель кафедры высшей математики МФТИ. В 2003-2010 гг. – менеджер проектов по тестированию бизнес-логики финансово-аналитических программных продуктов Reuters. В 2009 основал Центр онлайн-обучения Foxford (ранее - 100ege.ru). В 2009-2014 гг. – генеральный директор Центра онлайн-обучения Foxford (ранее – 100ege.ru). С лета 2014 года – директор по развитию и учебной работе Центра онлайн-обучения «Нетология-групп».
Досье Максима ДревальМаксим Древаль родился в 1991 году в городе Кемерово. Учился в МГУ им. Ломоносова на механико-математическом факультете. В 2011-2012 годах – менеджер проектов главной страницы «Яндекса» и приложений «Яндекс.Поиска» на устройствах. В 2012 году – менеджер проектов мобильных приложений почты Mail.ru Group. В 2010 году стал со-основателем и техническим директором (CTO) центра онлайн-обучения Foxford.ru (ранее 100EGE.ru). С лета 2014 года – исполнительный директор Центра онлайн-обучения «Нетология-групп».
М.СПИРИДОНОВ: Давайте начнем с того, как возникал проект. Я эту историю знаю не на 100%. Насколько я знаю, начинал всё Алексей. Что тобой двигало в 2009 году в желании выстроить онлайн-образование? До этого это было, мягко говоря, немодно.
А.ПОЛОВИНКИН: Дело в том, что именно в тот момент я думал о том, как мне дальше развиваться. Я мог либо развивать свой бизнес, либо строить карьеру в крупных компаниях в области финансовой математики и финансового риск-менеджмента. Так получилось, что на кафедре Высшей математики, где я вел семинары по математическому анализу, я пообщался с коллегами, и мы вместе решили начать проект, который даст возможность школьникам со всей страны заниматься с преподавателями, в первую очередь, с МФТИ. Так как на физтех поступало примерно 80% школьников не из Москвы и Московской области, а качество образования в регионах зачастую оставляет желать лучшего, мы посчитали, что возможность занятия с ведущими преподавателями МФТИ будет востребована. Так мы и начали этот проект.
М.СПИРИДОНОВ: На какие деньги?
А.ПОЛОВИНКИН: Изначально это были небольшие личные деньги, небольшие займы у друзей и родителей. Деньги инвесторов на старте мы не привлекали. Потребовалось несколько миллионов рублей для того чтобы начать проект.
М.СПИРИДОНОВ: И он сразу получил какой-то выхлоп, или сперва это был убыточный проект?
А.ПОЛОВИНКИН: Никакого выхлопа не было. Мы пытались найти готовое решение для вебинаров, и первый год мы потратили на поиск этого решения. Параллельно на коленке мы сделали некоторое решение, где видео снималось в отдельный поток, а аудиопоток отдавался в программе, которая собой представляла аудио-чат. У нас был полный рассинхрон. Как ни странно, в первое время у нас даже не было сайта. Мы занимались апробацией в школах Москвы, посылали туда своего студента, который собирал аудиторию школьников после школы, на проектор выводил изображение преподавателя, который в это время вел занятие, находясь в Московском физико-техническом институте, и таким образом к нашему занятию подключалось 50-100 школьников с разных школ Москвы.
М.СПИРИДОНОВ: Они платили деньги?
А.ПОЛОВИНКИН: Вначале они платили деньги, им выставлялись обычные квитанции, которые можно было оплатить в отделении Сбербанка. Занятия были платные. После первого года подобного обучения мы поняли, что это не очень эффективно, и требуются очень большие расходы, связанные с поездкой студента, нам удавалось собрать не такие большие группы школьников, как нам казалось удастся собрать в начале создания проекта. Мы начали пересаживать школьников на домашнее обучение.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, на самом деле, у вас было не онлайн-обучение, а смешанное обучение, то есть онлайн был в качестве передающей площадки, среды?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, это было смешанное обучение, онлайн был неким инструментом, чтобы передать преподавателя из аудитории физтеха в аудиторию в школе. В конце учебного года мы начали пробовать модель, когда школьник находится дома. Если школьник соглашался посещать наше занятие из дома, то до конца года мы с него не брали плату. Это была апробация, что это возможно, что это работает.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы тратили деньги. Что вами двигало, если они не возвращались, и не было ясных представлений о том, что это может вырасти в полноценный бизнес?
А.ПОЛОВИНКИН: Мы тестировали модель, мы искали решение, с помощью которого нам удастся сделать из этого успешную историю.
М.СПИРИДОНОВ: Верили, что найдете?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, конечно. Мы понимали, что за подобным онлайн-обучением будущее. Это социально-важный проект. Такой комплекс мотивирующих причин двигал нами.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Что-то изменило появление Максима в проекте?
А.ПОЛОВИНКИН: Появление Максима внесло в проект технологию. Когда я встретил Максима в компании Яндекс, как раз были мысли, что нам необходим сайт. Максим вызвался быть тем человеком, который поднимет нам сайт и начнет развитие будущего нашей онлайн-платформы.
М.СПИРИДОНОВ: Максим, а почему тебе в Яндексе не сиделось?
М.ДРЕВАЛЬ: В Яндексе мы встретились по случайности. Я там тогда уже не работал. Я даже уже не помню, по какой причине я там был. Возможно, на собеседовании. Тогда я работал в рекламном агентстве. Мы встретились благодаря нашему общему знакомому. Он рассказал мне про проект, он меня заинтересовал, там нужен был человек, который бы взял на себя техническую составляющую. Мы встретились и решили дальше двигаться вместе.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе было 19 лет?
М.ДРЕВАЛЬ: 18-19.
М.СПИРИДОНОВ: Какие цели и планы у тебя были в этом возрасте? О чем ты думал? Обычно это возраст для довольно неполного осознания себя и своих желаний и редко это возраст для активного вхождения в развитие какого-то бизнеса.
М.ДРЕВАЛЬ: Я тогда уже понял, что мне неинтересно продолжать обучение в МГУ, хотя я туда поступал на бюджет, сначала очень горел этим, потому что МГУ выглядел интересным и замечательным местом, куда все стремятся. На деле же оказалось, что я там просто трачу время. С первого же курса я начал работать в IT-компании. Это меня очень интересовало. Я через полгода стал менеджером проектов, а это была одна из самых крупных рекламных компаний. Мне нравилось делать IT-проекты, потом я ушел изМГУ.
М.СПИРИДОНОВ: Много ты успел сделать? Получается, ты успел отработать буквально несколько месяцев.
М.ДРЕВАЛЬ: Я с 2008 года там работал.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько тебе было в 2008 году?
М.ДРЕВАЛЬ: В 16, наверное, школу заканчивают.
М.СПИРИДОНОВ: Ок.
М.ДРЕВАЛЬ: Летом мне исполнилось 17, и я пошел работать в Publicis. Проработал я там где-то полтора года. Там были крупные бренды. Мне сразу попались большие проекты, и мне было интересно, но я быстро прошел этап рекламного агентства, потому что там стоят конвейерные задачи, а мне хотелось создавать что-то большое.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, это хорошая школа.
М.ДРЕВАЛЬ: Да, хорошая школа, безусловно. Я узнал многие инструменты, узнал, как вообще устроены IT-проекты. До этого я что-то делал, но всё это было на коленке, это было несравнимо с опытом огромной международной компании. Это был интересный опыт.
М.СПИРИДОНОВ: Ты делал именно как менеджер?
М.ДРЕВАЛЬ: Начал я как разработчик. Потом как раз случился кризис 2008 года, у нас сократили менеджеров, я выступил с инициативой, ее поддержали, и я занялся рядом проектов в компании. В 2009 году я ушел из Publicis, ушел из МГУ и в 2010 году я встретился с Лешей. Мы вместе начали делать проект100EGE.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не жалеешь, что ушел из МГУ и так и не получил высшее образование?
М.ДРЕВАЛЬ: Точно не жалею. Я просто подумал, что эти 5 лет я могу более эффективно использовать. Я не нашел эффективного использования в рамках университета. Кроме как получения диплома, который надо получить, я особой ценности не видел. Мне нравилось там несколько спецкурсов, но остальные занятия мне казались тратой времени. Я видел, как я гораздо больше опыта и знаний получаю при непосредственной работе над проектами в компании.
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты встретился с Алексеем, ты сразу понял, что ты будешь заниматься этим проектом, или это был процесс пристройки?
М.ДРЕВАЛЬ: Мне сразу понравилось, сразу стало это интересно, но, пожалуй, прошло несколько месяцев до того, как я окончательно загорелся проектом.
М.СПИРИДОНОВ: Эти несколько месяцев ты занимался проектом постольку-поскольку?
М.ДРЕВАЛЬ: Да. Сначала была задача поднять сайт. Меня попросили помочь, и я заинтересовался этим. Мы быстро подняли сайт. Дальше я всё больше и больше углублялся в проект, его идеи и задачи. Тогда я загорелся окончательно и дальше двигал его вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, здесь будет уместно дать справку о проекте.
Справка о компанииЦентр онлайн-обучения Foxford основан Алексеем Половинкиным и Максимом Древалем в 2009 году. Основной продукт компании – онлайн-курсы по всем школьным предметам с 5 по 11 классы на разных уровнях сложности, а также онлайн-подготовка к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам. По данным на сентябрь 2014 года Foxford провел свыше 25 000 онлайн-занятий, выпустил более 5 000 учеников платных курсов, создал более 80 годовых онлайн-курсов. Оборот за 2013 год превысил 35 млн. рублей. Планируемый оборот в 2014 году – более 100 млн. рублей. В 2013 году Foxford получил статус резидента Сколково. В 2014 году компания объединилась с Центром онлайн-образования «Нетология». Объединенная компания привлекла инвестиции в размере $1,1 млн., оценка объединенной компании составила $14,1 млн.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент у вас возникло ощущение, что проект начинает раскачиваться, что что-то начинает получаться, что из экспериментов и поисков получается что-то существенное? Алексей, ответь.
А.ПОЛОВИНКИН: Когда у нас начала появляться своя платформа, когда мы использовали свой сервис вебинаров, когда у нас были курсы, которые посещали более 100 пользователей, которые платили за эти курсы, стало понятно, что всё будет хорошо. Вопрос был в том, как нам прийти к этому светлому будущему.
М.СПИРИДОНОВ: Мысли о том, как прийти к этому будущему, присутствовали?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, нужно было развиваться, строить маркетинг и делать много разных действий, направленных на то, чтобы о нас узнало как можно большее количество школьников и родителей. К сожалению, у нас не было большой экспертизы в области маркетинга и продвижения. Очень хорошо, что мы встретились с тобой, Максим, и объединились с компанией «Нетология», теперь у нас очень сильная команда с точки зрения продвижения.
М.СПИРИДОНОВ: Давай финансовый год закончим, не надо комплиментов. Макс, ты постепенно входил в проект, это было итерационное вхождение. Сначала ты был просто привлеченным специалистом, который должен был сделать сайт, затем ты постепенно всё глубже и глубже входил в проект. Как у тебя сформировалось представление? Когда ты поверил в проект на 100% и стал готов заниматься им 100% своего времени?
М.ДРЕВАЛЬ: Это произошло достаточно быстро. Как только мы начали делать свою платформу, начали проводить на ней занятия, я начал видеть, что люди приходят, оставляют радостные отзывы, как им это помогает, как это здорово. Я увидел движение внутри системы, увидел, как из такой инертной среды, как образование, люди начинают приходить в онлайн. У меня сразу появилась куча идей и мыслей, как это развивать в технологическом и методическом плане. Мы думали, какие курсы запускать, что людям нужно. Мы делали что-то совершенно новое, и это вдохновляло очень сильно. В течение нескольких месяцев я точно понял, что нужно дальше развивать этот проект.
М.СПИРИДОНОВ: Что позволяло настроить взаимодействие с детьми? Мне кажется, что до сих пор, даже работая с вами, я до конца не понимаю психологию ребенка. Я не могу сказать, что я точно знаю, как завлечь ребенка, как ему объяснить, что можно обучаться в онлайне, новой, анонимной среде, не прощупываемой физически, как репетитор, которого можно потрогать и с которым можно поговорить тет-а-тет. Как можно убедить ребенка, что это то, что нужно?
М.ДРЕВАЛЬ: Мы начинали с аудитории наиболее мотивированных и одаренных детей. С ними было достаточно просто наладить контакт, потому что мы взяли и продолжаем брать лучших преподавателей. Некоторых из них они даже знали, за других говорили их регалии. Если у ребенка стояла задача поступить в МФТИ, МГУ или другой ведущий вуз, для него преподаватель и его регалии служили достаточной аргументацией. Им было легко объяснить, почему наши курсы лучше, чем репетиторство или очные курсы. Более того, нам помогали и продолжают помогать репетиторы по всей стране своим достаточно низким уровнем. По данным опросов видно, насколько недовольны качеством репетиторских услуг дети и их родители. Рынок подсознательно искал другое решение, просто его не было на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Реально недовольны? Я об этом не знал.
М.ДРЕВАЛЬ: Да. В 2012 году inFOLIO Research Group проводил исследование, и порядка 75% не удовлетворены качеством репетиторских услуг. Это колоссальная цифра.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это действительно много.
М.ДРЕВАЛЬ: Да. Мы всегда были за качество. Наша ключевая концепция – дать эффективное и качественное обучение в комфортной и доступной для детей форме. Поначалу было сложно. Мы начали с самых мотивированных и одаренных детей, потом они показывали свои результаты, и платформа подтверждала свою эффективность. С помощью сарафанного радио всё это начало раскручиваться. Люди стали к нам приходить, потому что стало понятно, что система работает.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей, насколько сложно привести в онлайн-формат преподавателей, заставить преподавать в онлайне людей из образовательной среды?
А.ПОЛОВИНКИН: Есть проблема в том, чтобы научить преподавателя взаимодействовать со школьником, потому что преподаватель не видит школьника, а в школе, на курсах и репетиторских занятиях преподаватель привык, что он может посмотреть школьнику в глаза, что-то понять, задать какой-то вопрос один на один и получить ответ. Надо сказать, что те высококвалифицированные преподаватели, которых мы привлекали, а это члены жюри всероссийских олимпиад, авторы школьных учебников, на самом деле, не боялись этого формата. Для многих из них это было неким челленджем в том смысле, что они уже всё попробовали, они уже по-разному готовили и учили школьников, и им было интересно попробовать формат обучения через интернет.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам вопрос и как ведущий программы, и как твой коллега, партнер, гендиректор компании. Сейчас наших методистов, наших преподавателей, команду из 26 человек удается зажечь идеей онлайн-образования, им это реально интересно?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, конечно. Весь август мы потратили на то, чтобы удвоить команду методистов и преподавателей. Основным критерием нашего отбора, помимо компетенции, адекватности и открытости, был интерес к онлайн-обучению. Мы смотрели, насколько человеку интересно именно онлайн-обучение, насколько он хочет развиваться вместе с нами, вместе с компанией, насколько он хочет нас сделать лидерами на рынке. Надо сказать, что подавляющее большинство к нам пришло именно из-за формата.
М.СПИРИДОНОВ: Как выглядит обучение сегодня? Каждый курс – это цепочка занятий в формате вебинара и задания, верно?
А.ПОЛОВИНКИН: Да. Курсы, как правило, состоят из 30 занятий, которые проходят по расписанию, озвученному на нашем сайте. Оно не будет меняться в течение года. Занятия проходят раз в неделю. В зависимости от класса занятия длятся либо 2, либо 3 академических часа. Нам удалось добиться того, чтобы школьники, которые посещают наши онлайн-занятия, ощущали, что они сидят на первой парте, и перед ними стоит преподаватель, задает им вопросы, и они могут ответить на них. Нам удалось достичь эффекта присутствия.
М.СПИРИДОНОВ: Прием с доской, который вы используете, сознательно был придуман? У вас в кадре стоит преподаватель у доски.
А.ПОЛОВИНКИН: Да, это сознательное действие. Мы, как ни странно, используем меловую доску для того чтобы максимально приблизиться к стандартному школьному занятию. Сейчас во многих школах уже используются цифровые доски, но, тем не менее, школьники больше привыкли к меловой доске. Так преподаватель становится более живым.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, это фетиш.
А.ПОЛОВИНКИН: Это фишечка, которую мы используем, которая позволяет нам понравиться школьнику и очаровать его всей харизмой наших преподавателей.
М.СПИРИДОНОВ: В процессе урока преподаватель общается со школьниками, а они отвечают ему либо в текстовом чате, либо голосом?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, есть возможность общения с преподавателем как голосом, так и в чате. При этом преподаватель помимо видеоизображения того, что он пишет на доске, может показывать школьнику любые задачи, презентации в зоне страницы, в которой школьник видит эту трансляцию. Соответственно, у преподавателя есть возможность добавлять любой интерактивный контент.
М.СПИРИДОНОВ: Каждое занятие ложится внутри LMS (Learning Management System), и можно посмотреть его потом отдельно, и каждое занятие сопровождается домашним заданием, если я правильно помню?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, у школьника появляется запись того занятия вне зависимости от того, был он на нем или нет, через час после окончания занятия. Около 30% наших школьников обучается с помощью записей, а не ходят на занятия в онлайне, потому что многие из них живут за Уралом, и из-за разницы часовых поясов они просто не могут посетить наши занятия. Тем не менее, они эффективно обучаются по нашим записям.
М.СПИРИДОНОВ: Когда я был во Владивостоке на конференции, там меня тоже просили что-то сделать с расписанием, на что я ответил, что всегда есть возможность смотреть занятия в записи. Макс, можешь рассказать, как построены домашние задания? Они выглядят в виде тестов, или это нечто более сложное?
М.ДРЕВАЛЬ: Это точно что-то более сложное, что видоизменялось в процессе, но всегда было нашей фишкой. Смысл в том, что каждый раз, когда школьник дает ответ на задачу, мы не просто показываем ему сразу правильное решение, говорим, правильно или нет он ответил, мы продолжаем его обучать в процессе решения задачи, даем ему подсказки. Допустим, он ошибся, ему дается подсказка с наводкой на решение задачи, он попробовал еще раз, и если он опять ошибся, мы снова даем ему подсказку. Таких подсказок может быть до 10-15 на задачу. Мы с моментальным фидбеком в любое время даем какие-то наводки и сопровождаем школьников в процессе решения задачи. Таким образом, решая, он пытается сам выработать способы и доходить до алгоритмов решения задач. Каждый раз когда он использует подсказку, снимаются баллы. Отвечая правильно, он получает разное количество баллов в зависимости от сложности задачи и темы. Всё это отражается на уровне освоения им каждой темы, успеваемости по занятию, по курсу в целом. У нас множество систем метрик. Например, самое интересное, что появится в ближайшее время – это возможность видеть уровень освоения по каждой теме. Это что-то новое для рынка образования. Мы отслеживаем все действия школьника в процессе обучения по курсу, и каждое из них отражается на уровне освоения им каждой темы. Так он может понять, какие темы у него проблемные, какие он освоил хорошо, если есть где-то пробелы, то как их восполнить, какими материалами для этого воспользоваться, какие задачки порешать, может, изучить связанную тему или дополнительное занятие посетить. Всё это осуществляется автоматически. Нами разработана достаточно большая система с точки зрения задач.
М.СПИРИДОНОВ: Есть такая штука, ссылка на которую присутствует в футере сайта. Я знаю, что скоро она будет в веб-версии. Это учебник Фоксфорда, который бесплатен. Какой смысл создавать бесплатный образовательный продукт рядом с платным курсом?
М.ДРЕВАЛЬ: Мне этот проект очень нравится своей идеей, своей значимостью. Я уже вижу, как он оказался востребован аудиторией. Изначальный смысл его был в контент-маркетинге для проекта. Мы хотели дать полезный и нужный рынку продукт и агрегировать в нем большое количество нашей целевой аудитории и релевантно предложить ей курсы Фоксфорда. У нас было огромное количество материала, который мы несколько лет разрабатывали в рамках курсов, пару лет назад мы научились этот контент грамотно структурировать, столкнувшись с проблемой большого количество курсов, пересекающихся конспектов, дублирующейся теории, разметки и поиска по ним. Тогда мы пересадили всю систему на граф тем, после чего стало достаточно просто развивать наш контент. Его накопилось огромное количество, там несколько тысяч тем, еще больше задач. Всё это мы структурировали, и пришла идея сделать учебник. Мы видели похожие действия на рынке, плюс был общий тренд по оцифровке контента в бесплатной форме. Мы решили не отставать от этого и выпустить свое решение на порядок лучше по качеству, чтобы стать главным на рынке бесплатного оцифрованного контента.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, это учебник по всем предметам школьной программы для старших классов?
М.ДРЕВАЛЬ: По сути, да. Это все предметы и все классы. В нем представлен теоретический материал, и есть ролики, которые мы сейчас активно снимаем. Их уже несколько сотен. В этих роликах наши ведущие преподаватели разбирают материал темы. Понятно, что это не курсы, это не такое обучение, где выстроена программа и есть комплекс метрик по обучению, но это инструмент быстро найти ответ на тот или иной вопрос в процессе решения задачи, выполнения домашней работы, изучения какой-то темы. Если ребенок не понял что-то на уроке в школе, то он может прямо там посмотреть ту или иную тему и найти быстрый ответ. Это в какой-то степени замена бумажному учебнику, пособию, при этом всё агрегировано в одном месте от лучших преподавателей.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас этот учебник существует в виде приложения для Windows 8, и если я правильно помню, он на первом месте в разделе «Образование».
М.ДРЕВАЛЬ: Он на первом месте в разделе «Образование» и на 30 месте в ТОПе-1000 всех бесплатных приложений. Мы обогнали многих гигантов, включая Яндекс, Мейл.
М.СПИРИДОНОВ: Надо оговориться, что store windows пока еще только формируется, поэтому обогнать Яндекс не так почетно.
М.ДРЕВАЛЬ: Не отнимай почет, пожалуйста.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай обгонять Яндекс, Вконтакте и Мейл в Андроиде и iOS, и тогда будет всё в порядке.
М.ДРЕВАЛЬ: Это тоже будет. В процессе погружения в этот сегмент стало видно, что у нас не так много образовательных приложений, и у них очень низкое качество. Микрософт загорелся сотрудничеством с нами. Наше приложение пошло на УРА, за 3 недели его скачало 5 тысяч пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей, насколько, как тебе кажется, велики возможности Фоксфорда в развитии за пределы платформы с курсами? Насколько это может быть интересно государству?
А.ПОЛОВИНКИН: В нашей стране много различных проблем, связанных с образованием, в том числе есть проблема с малокомплектными школами. В каждом регионе есть сельские школы, в которых в классе может учиться 3-5 человек, и содержать для них отдельных преподавателей по всем дисциплинам не очень выгодно. В результате разумным решением для этих детей было бы сделать кабинеты и точки доступа в виртуальный класс, где они смогли бы подключаться к онлайн-занятиям, которые проводились бы в это время одновременно сразу для нескольких малокомплектных школ. Сейчас такие школы закрываются, детей перевозят либо в интернаты в центр, либо возят на автобусах в ближайшие города. В результате, дети тратят несколько часов в день на поездки.
М.СПИРИДОНОВ: Дети тратят время, автобусы ездят, детей сопровождают взрослые люди, и это всё затраты.
А.ПОЛОВИНКИН: Еще надо отметить, что у нас происходит ряд изменений в школьной программе. Есть предложение ввести предмет «Естествознание», потому что чиновники считают, что, возможно, не стоит всем школьникам поголовно изучать физику, химию и биологию, особенно если они не собираются получать высшее образование или собираются получать его в другой отрасли. Для таких людей есть предложение сделать один предмет «Естествознание», а физику, химию и биологию сделать факультативно. Тут мы опять сталкиваемся с аналогом малокомплектной школы в рамках этих предметов. Будет какой-то класс, где 2-3 ребенка захотят изучать физику. Вопрос в том, как они это будут делать. Выход напрашивается сам собой. Можно сделать для них виртуальный класс, где они смогут с помощью компьютера и интернета подключиться к онлайн-занятию, и с ними уже будет заниматься не обычный школьный учитель, а преподаватель, у которого достаточно высокая компетенция и который умеет заниматься с мотивированными детьми.
М.СПИРИДОНОВ: Речь о том, чтобы суммировать этих детей, и будет не 2-3 человека на отдельное направление, а десятки или даже сотни детей?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, это будут дети из разных школ, и на одном онлайн-занятии, которое будет вестись из Москвы или регионального центра, будут присутствовать дети из различных школ и регионов. Так может развиваться и работа с одарёнными детьми, и профильные предметы, и индивидуальные занятия.
М.СПИРИДОНОВ: Это просто космос с точки зрения развития, если задуматься о том, какое количество детей сегодня получает недостаточное образование. Когда я об этом думаю, я вспоминаю, что у меня в школе какие-то предметы явно недодавались. Быть может, то, что преподаватель сам не был в этом заинтересован или делал это через пень-колоду, не пробудило во мне интерес, и я не стал великим геодезистом, например. Пробуждение интереса в детях, воспитание их силами лучших очень важны. Эти вопросы инструментом онлайна решаются наиболее эффективно. В итоге, на базе таких платформ в масштабе лет создается невероятный социальный лифт, то есть дети из регионов получают образование уровня Москвы и других миллионников и, как следствие, они имеют возможность обнаружить в себе новые задатки. Да, страна лишится еще одного комбайнера или сантехника, но приобретет физика, математика или инженера.
А.ПОЛОВИНКИН: Надо добавить, что на наших занятиях, особенно по олимпиадной подготовке по физике и математике, многие школьники из обычных школ имеют возможность заниматься с членами жюри всероссийских олимпиад, которые интересно и доступно рассказывают материал. В результате, обучаясь в обычных школах, им удается завоевывать места в финале всероссийских олимпиад школьников. Обучаясь в гуманитарных школах, им удается поступать в технические вузы города Москва.
М.СПИРИДОНОВ: Получив дополнительное обучение в Фоксфорде?
А.ПОЛОВИНКИН: Да. Мы даем школьникам неограниченные возможности.
М.СПИРИДОНОВ: Что мешает заменить школы? Мы говорим о том, что малокомплектные школы зачастую несостоятельны, в них не хватает преподавателей, эти преподаватели недостаточно компетентны и недостаточно мотивированы. Что мешает сделать полноценную онлайн-школу?
А.ПОЛОВИНКИН: Мы сейчас предлагаем регионам такую модель, когда в малокомплектной сельской школе будет один или несколько преподавателей, которые будут выполнять функцию воспитателей и системных администраторов. Они будут обеспечивать порядок, будут следить за тем, чтобы школьники присутствовали на занятиях, обеспечивать подключение к интернету. Школьники, присутствуя в школе, будут подключаться к онлайн-занятиям в рамках их программы. Мы готовим такие предложения региону, и сейчас мы будем собирать какой-то фидбек.
М.СПИРИДОНОВ: Ты веришь в то, что подобные онлайн-школы смогут стать значительной частью образовательной инфраструктуры в ближайшие годы в России?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, иначе наша страна полностью лишится села. Если всех детей постепенно вывозить в центр и там обучать, то они там и будут оставаться. Таким образом, в стране пропадет село, как таковое. Я думаю, что государство в этом не заинтересовано, и будут создаваться какие-то онлайн-истории, которые будут решать проблемы обучения в малокомплектных и сельских школах. Что касается замены школы, то в этом учебном году мы проводим курсы в рамках дополнительного школьного образования. Со следующего учебного года мы планируем получить лицензию на ведение образовательной деятельности в рамках обучения школьников, и мы сможем проводить аттестацию, сможем выдавать документы, подтверждающие, что школьник действительно у нас учится. Тем самым, школьники смогут выбирать, куда им ходить – в школу, которая находится около дома, в селе, или подключаться через онлайн к нам и обучаться у лучших преподавателей у нас.
М.СПИРИДОНОВ: И получать полноценный аттестат зрелости?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, и получать полноценный аттестат зрелости. Единственное, что для этого нам придется как-то с ним встретиться, чтобы пройти очную аттестацию, но мне не кажется проблемой необходимость встречаться раз в году. Можно всех привозить в Москву, а можно делать специальные точки в регионах, которые будут этим заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Выездные комиссии.
А.ПОЛОВИНКИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Потенциально Фоксфорд разделится на Фоксфорд Курсы и Фоксфорд Школу?
А.ПОЛОВИНКИН: Да, будут курсы, которые есть и сейчас, это дополнительное образование. Оно востребовано, оно интересно, и мы будем им заниматься. В следующем году стартует онлайн-школа, которая будет обучать школьников по всем школьным предметам, занятия в которой будут начинаться в 9 утра. Тем самым, школьники из Владивостока смогут подключаться к нам не утром, но всё равно посещать занятия в онлайне.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что при увеличении количества посетителей можно будет разбить занятия на часовые пояса.
А.ПОЛОВИНКИН: Да, конечно. В регионах можно найти преподавателей, которые будут на базе нашей платформы работать и вести занятия.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, одна из проблем того, как строить обучение из Москвы для жителей Дальнего Востока, заключается в том, что тяжко работать в часовом поясе другого населенного пункта, если он отстает от тебя на 5-7 часов и более. Макс, сейчас я задам тебе вопрос. Одна из основных проблем онлайн-образования – это мотивационная составляющая. Как Фоксфорд решает проблему с тем, чтобы подтолкнуть детей к образованию? Много ли людей, которые зарегистрировались на курс, не проходят его? Может быть, оплатили и всё равно не ходят?
М.ДРЕВАЛЬ: У нас таких очень мало, в пределах 10-15%. Эти люди в какой-то момент могут перестать посещать занятия. Мы всячески пытаемся поддерживать мотивацию, в том числе поэтому наши занятия не в записи, а в виде вебинаров. То, что ты знаешь, что в определенный момент времени преподаватель, к которому ты проникся, к которому ты расположен, приходит на урок, ведет его, и ты должен туда прийти, успеть к определенному времени – это важный инструмент мотивирования. Кроме того, у человека есть целая история с геймификацией, прогрессами. Человек видит, как он продвигается вверх по дереву знаний, как он осваивает всё новые и новые темы, он видит цель, к которой он идет. Это мотивирует человека не прекращать обучение и быстрее идти, чтобы подниматься вверх в рейтингах по сравнению со своими сверстниками и быть впереди. Многие даже пишут в обратную связь, когда у них где-то недосчитался балл. Человек просит добавить ему этот балл, а-то он спустился на одно место вниз. Люди проникаются историей рейтингов, они тоже их дополнительно мотивируют.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, модная тема геймификации в случае с детьми работает особенно хорошо. Как думаете развивать геймификацию? Как путем вовлечения в образовательную игру добавлять мотивы заниматься для учеников?
М.ДРЕВАЛЬ: Тут важно не заиграться. Если переборщить с геймификацией, то можно уйти в игры. Мы смотрим на примеры наших коллег, смотрим на Запад. Khan Academy – очень интересный пример в этом плане. Мы пытаемся осмыслить их идеи, добавляем свои. Самое главное, что мы планируем внедрить в ближайшее время – это система бейджиков за те или иные достижения, чтобы каждый шаг в процессе обучения как-то отражался, вознаграждался, чтобы человек видел весомый результат в виде какой-то формочки, бейджика, иконки и так далее. Всё это будет консолидироваться в публичном профиле, портфолио обучения, которым человек может поделиться с друзьями, который в соцсети внутри системы доступен. Это ближайшие шаги по геймификации, которые мы сейчас пытаемся внедрить.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей, тебе вопрос. Каким ты видишь образование в России, в частности онлайн-образование, в ближайшие годы? Как оно будет меняться?
А.ПОЛОВИНКИН: Хочется верить, что мы будем ведущим игроком, и названия Фоксфорд и Нетология будут ассоциироваться со словами «онлайн-образование» в России. Безусловно, мы встретим конкурентов на своем пути, но я надеюсь, что благодаря нашему опыту и тому, что у нас уже есть, нам удастся сохранить то лидерство, которое мы имеем сейчас. Сейчас нет похожих проектов, пока мы не видим никого, кто мог бы с нами конкурировать.
М.СПИРИДОНОВ: Да, нет того, кто всерьез бы мог с вами конкурировать. С этим согласен.
А.ПОЛОВИНКИН: Возможно, кто-то не хочет рисковать. Может быть, люди считают, что пока нет рынка. У нас сейчас есть преимущество, потому что мы первые. Наша задача – закрепиться, вырваться вперед и уйти как можно дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Наш плюс в том, что мы прошли путь проб и ошибок. Нетология и Фоксфорд получили свои шишки, наступили на свои грабли и наработали опыт и команды, которые дают довольно большую фору, как мне видится. Вследствие этого на рынке, который только начинает формироваться, мы имеем довольно сильные перспективы. Дальше всё зависит от того, как мы будем использовать эти перспективы.
А.ПОЛОВИНКИН: Главное, что нам удалось, как мне кажется – это объединить компетенции в области образования и IT. Нам удалось собрать людей, которые очень хорошо дополняют друг друга, и вместе мы образуем ту команду, которая способна создать бренд №1 в онлайн-образовании в России.
М.СПИРИДОНОВ: Может быть, у нас даже один из самых многочисленных онлайн-образовательных проектов в мире. Я не думаю, что у Coursera больше 100 штатных сотрудников, как у нас.
М.ДРЕВАЛЬ: На full-time вряд ли.
М.СПИРИДОНОВ: Макс, твое мнение по поводу предстоящего будущего образовательного сегмента в России, онлайн-образования, нашей роли в нем? Как будет меняться образовательная среда? Как будет меняться отношение пользователей к онлайн-образованию?
М.ДРЕВАЛЬ: Рынок по своей природе довольно инертный, но сейчас он, видимо, вынужденно, в условиях среды начинает достаточно активно меняться. Я убежден, что скоро школы столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны альтернативных школ, онлайн-школ, онлайн-подходов. Законодательство в этом плане шагнуло далеко вперед и уже всё разрешило и описало, стало понятно, как всё это делать. Такие школы точно начнут появляться. Конечно, вряд ли все школы станут онлайновыми. Скорее всего, будут появляться гибридные решения. Я не исключаю, что мы в этом смысле станем платформенной технологией для реализации подобных гибридных школ, где есть классический подход и онлайн-формат обучения. Туда же двигаются и вузы. Они пока что опережают. Там сейчас есть тренд МУОКов. Я достаточно скептически отношусь к МУОКам. По крайней мере, пока они не подтвердили свою бизнес-пригодность с точки зрения окупаемости проектов.
М.СПИРИДОНОВ: С МУОКами есть одна большая проблема, котораязаключается в их привлекательности, то есть их бесплатности. 5% - это та самая страшная цифра по Курсере. Именно столько людей в среднем оканчивают курсы на Курсере, то есть каждый двадцатый.
М.ДРЕВАЛЬ: У меня пока нет уверенности, что МУОК станет полноценной альтернативой. Скорее всего, он останется как дополнительный инструмент, библиотека знаний, и он будет и дальше поддерживаться инвесторами и заинтересованными в развитии таких проектов компаниями. Сами вузы, скорее всего, тоже трансформируются в симбиоз онлайн-формата и очного обучения. Есть все предпосылки к тому, что мы глубоко интегрируемся во все эти процессы, как технологическая платформа.
М.СПИРИДОНОВ: От себя добавлю, что в образовательном сегменте в течение ближайших 10-15-20 лет будет происходить процесс сродни тому, что происходит в медиа-среде, но там он начался чуть раньше. Существующие заметные бренды становятся многоплатформенными. Например, Эхо Москвы – это сегодня не только радио, но и сайт, и довольно велико значение этого сайта. ТНТ – это не только телеканал, это еще и большой видео-хостинг на их же сайте. Многоплатформенность будет прогрессировать, и будут выживать самые сильные медиа-бренды, очень сильно меняя очертания. То же самое будет в образовательном сегменте. Скорее всего, будут выживать основные бренды. Тот же Оксфорд, Стэнфорд. Будем надеяться, что и наш бренд достигнет сопоставимой значимости. У бренда будет немного иное представление. Возможно, образование будет становиться бесплатным или почти бесплатным, но деньги всё равно там будут, потому что деньги нужны для того чтобы люди были дополнительно мотивированы. Те самые 5% Курсеры в нашем случае с Нетологией и Фоксфордом становятся совершенно другими цифрами. Всё чертовски меняется в образовательном сегменте, и действительно здорово то, что вы, как люди увлеченные и знающие, следящие за этим давно и работающие в этом, понимаете, куда плывете. Также надеюсь, что наше с вами партнерство поможет нам, и мы совместно выплывем в интересную сторону. В целом, более социально значимый сегмент еще нужно поискать. Коллеги, у нас есть пара минут. Если есть, что добавить в конце, если есть, как резюмировать наш разговор, то прошу. Если всё главное было сказано, то можем просто поставить точку. Алексей, Максим?
М.ДРЕВАЛЬ: Я могу добавить, что этот проект для меня не только бизнес, это вдохновение. Я четко понимаю, как мы уже сейчас, а дальше будем больше, меняем образование в стране. Многие это делают на словах, а мы на деле двигаем наше образование вперед. Это очень приятное ощущение, приятное состояние.
А.ПОЛОВИНКИН: Когда-то давно я думал, чем же мне заниматься, и направление образования было выбрано, потому что это социально-значимый проект. Мы действительно делаем добро и даем людям новые возможности, что очень ценно.
М.СПИРИДОНОВ: Это нас и питает. Когда видишь, что в результате твоих действий в мире становится немного лучше, это добавляет мотивации и делает бизнес более эффективным. Коллеги, спасибо вам большое за ваше время. На этом поставим точку. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях были со-основатели Центра онлайн-обучения Foxford.ru Алексей Половинкин и Максим Древаль. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.