М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. У микрофона Максим Спиридонов. Вы слушаете 251-ый выпуск программы «Рунетология», запись от 24 апреля 2015 года.
В марте этого года, совсем недавно широко известный в узких кругах, в чем-то даже культовый бизнес-журнал «Секрет Фирмы» был перезапущен. Новый владелец и издатель, новая команда, новый главный редактор (хотя и далеко не новичок в своем деле).
В программной статье на старт проекта этот человек писал: «Сделать предпринимателя ролевой моделью – обязательный пункт в детоксе экономики, сидящей на углеводородной игле». Как я понимаю, именно так можно резюмировать стержневую идею новооткрытого «Секрета фирмы».
Автор цитаты сегодня у нас в гостях. Это главный редактор онлайн-журнала для предпринимателей «Секрет фирмы» Николай Кононов. Николай, приветствую.
Н.КОНОНОВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Как можно понять из твоих статей и интервью, к новому «Секрету фирмы» ты относишься не столько, как к очередному проекту, сколько, как к миссии. Так ли это? Строишь ли ты при этом сам бизнес на том, что организуешь медиа про предпринимательство?
Н.КОНОНОВ: В каждом медиа-проекте есть составляющая миссии, без этого он не работает. Это обычная составляющая. Что касается своей собственной истории, то я в чем-то работаю Николаем Кононовым. В данном случае я со своей командой пришел перезапускать уважаемый и классный медиа-бренд, журнал «Секрет фирмы». Мы обращаемся довольно осторожно с этой хрупкой субстанцией. Да, в этом есть определенная миссия.
М.СПИРИДОНОВ: Бизнес из этого планируется?
Н.КОНОНОВ: Да. Разумеется, для компании Рамблер это бизнес, а не благотворительный проект. Безусловно, это бизнес. Это не любительская история, это стартап внутри большой интернет-компании.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какой-то срок, который дан тебе Рамблером на то, чтобы ты вывел издание на какие-то KPI, пусть даже не в плюс, а хотя бы на определенные обороты?
Н.КОНОНОВ: Передо мной стоит аудиторная задача. Бизнес-задача в данный момент до конца не сформулирована с точностью до копейки, но аудиторная задача передо мной стоит, какие-то конкретные показатели я пока не буду раскрывать. Естественно, речь идет о месячной аудитории, которая исчисляется миллионами, а не десятками и сотнями тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Думаю, для эпиграфа этого достаточно. Сейчас традиционное досье нашего гостя.
ДосьеНиколай Кононов родился 24 августа 1980 года в Москве. В 2002 году окончил факультет журналистики МГУ, кафедру литературно-художественной критики и публицистики. В 2003-2004 годах работал репортером в газетах «Известия» и «Столичная вечерняя». В 2004-2005 годах работал специальным корреспондентом в журнале «Эксперт». С 2005 по 2010 годы работал обозревателем и редактором в российском издании Forbes. В 2010-2011 годах работал старшим редактором Slon.ru. В 2011 году вернулся в Forbes и редактировал сайт Forbes.ru. С 2012 по 2015 годы работал главным редактором интернет-журнала Hopes&Fears, а затем редакционным директором Look At Media. С января 2015 года – главный редактор «Секрета фирмы» (secretmag.ru). В 2011 году выпустил книгу «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля». В 2012 году выпустил ставшую бестселлером книгу «Код Дурова. Реальная история соцсети «ВКонтакте» и ее создателя». Обе книги вошли в шорт-лист литературной премии «НОС», которой награждается лучший нон-фикшн на русском языке. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Довольно прозрачно из твоего резюме следует, что тема предпринимательства и бизнеса тебя живо и давно интересует. Это так?
Н.КОНОНОВ: Да, это правда. Я стараюсь вывести тему предпринимательства из гетто деловой журналистики, которую привыкли воспринимать, как нечто скучное и сухое. Я показываю всем, что делаю, я показываю, что бизнес и предпринимательство – это обстоятельства, в которых действуют очень классные герои. Моя редакция – это люди, которые видят за этими обстоятельствами какие-то более серьезные и интересные истории. Мы сейчас записываем эту программу, и буквально только что глобальный англоязычный сайт Кворц напечатал нашу историю про то, как в Якутии What’s up заменяет людям интернет, и про то, как каждый человек в городе Якутск, включая пенсионеров и прочих, пользуются What’s up как локальными медиа. Эти вещи из российской журналистики мы перевели на уровень глобальной повестки.
М.СПИРИДОНОВ: Круто. Кстати говоря, Якутск – это удивляющий город контрастов. Там свой интернет со своим центром в виде якутского портала. У них очень большая специфика.
Н.КОНОНОВ: То, что у них был свой якутский интернет, помогло этому порталу ykt.ru очень классно и мощно развиться. Потом в Якутию всё-таки пришел интернет. Они сейчас идут немного в сторону, они запустили приложение для такси и классно развиваются в Дальне-Восточном федеральном округе, то есть не только на Дальнем Востоке, но и в Магаданской области и так далее. Там во главе всего этого стоит довольно интересный герой – программист Арсен Томский.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я знаком с ним, и несомненно, однажды он станет героем Рунетологии. У нас он стоит в планах. Вернемся к твоей биографии. Ты сейчас рассказываешь о бизнесе и об определенных успехах Секрета фирмы, но давай это обсудим чуть позже. Сейчас расскажи о том, что тебя привело в бизнес. Почему так явно тебя в какой-то момент стало сносить в деловую периодику, деловые медиа?
Н.КОНОНОВ: Дело в том, что я начинал свою карьеру в качестве репортера, который летал в Чечню и описывал первые выборы Кадырова-старшего, например, или в Ингушетию в лагеря беженцев и в прочие необычные места, которые не связаны с бизнесом. Потом бизнес-журналистике понадобились люди, у которых взгляд документалиста на происходящее, и так получилось, что меня наняли в журнал Forbes. Там я некоторое время работал корреспондентом, адаптировался к деловой журналистике. Когда я адаптировался, я понял, что внутри этой темы для предпринимательства есть огромное количество очень удачных персонажей. Предприниматель – это человек, который что-то делает, который поднимает свою задницу и идет менять мир. Понятно, что он идет зарабатывать, но, как мы все понимаем, денежная мотивация находится в ряду других вещей. Когда я понял, что в этой теме много классных героев, я начал их описывать. У меня была рубрика, когда я должен был приезжать в регионы, жить там какое-то время и находить там классных местных героев. Причем предпринимателями мы считали не только людей, которые хорошо зарабатывали или сделали что-то большое, но и социальных деятелей, даже иногда каких-то прогрессивных чиновников. Я общался с такими людьми и в итоге писал небольшой очерк. Эти герои копились, и в итоге я нашел генеральную сюжетную линию, которая их всех объединяет, и написал первую книгу «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля». Так я к этому всему и пришел. Если тебе не нравится, как сделаны какие-то продукты вокруг тебя, иди и сделай свой продукт, который тебе будет нравиться. Не ной, а сделай что-то свое.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент ты начал делать что-то свое? Когда ты занимался Слоном или Forbes, ты уже делал что-то свое?
Н.КОНОНОВ: В 2009 году мы запускали Forbes.ru небольшой командой во главе с Гришей Пунановым – очень хорошим редактором, который сейчас живет в Австралии, где у него свой малый бизнес. Там я был линейным редактором, какое-то время я пытался совмещать работу автора, который ездит и пишет, и работу редактора. Я понял, что нужно или делать что-то свое и внутри этого существовать, или оставаться только автором. Я решил, что надо попробовать сделать что-то свое. В Слоне у меня был опыт заместителя главного редактора. У Слона был исторический период, когда им управляло сразу 4 старших редактора, и не было главного. В какой-то момент я услышал, что в Look At Media хотят запускать проект про бизнес, я написал в Facebook Васе Эсманову, с которым я на тот момент не был знаком, я сказал, что у меня давно есть идеи по этому поводу, и я предложил встретиться и поговорить. Так я стал главным редактором Hopes&Fears.
М.СПИРИДОНОВ: Hopes&Fears возник как твой проект, или концепция была спущена сверху?
Н.КОНОНОВ: Там было два взаимонаправленных движения. С одной стороны, были Look At Media и Вася Эсманов, который придумал название Hopes&Fears, который придумал концепцию, который видел, что городская публика запускает классный малый бизнес. С другой стороны, шел я, который понял, что нужно делать бодрое, классное и фанковое медиа про предпринимательство, а не скучное, как существующие на тот момент бизнес-медиа. Мы встретились, подружились и решили заниматься этим проектом вместе. Так и родился Hopes&Fears. До этого момента он существовал как блог внутри городского издания The Village.
М.СПИРИДОНОВ: Куда он потом и вернулся, после трех лет существования.
Н.КОНОНОВ: Да, его потом туда вернули.
М.СПИРИДОНОВ: В развитии Hopes&Fears можно выделить какие-то этапные моменты, которые тебе кажутся знаковыми и интересными с точки зрения твоего роста как профессионала и главного редактора?
Н.КОНОНОВ: Когда я об этом думаю, я всё мерю не собой, а людьми, которых мне удалось собрать, и тем, что нам удалось вместе сделать. Это не просто красивые фразы, и я хочу угодить своей команде и всех их похвалить. Это, на самом деле, так. Мне удалось подобрать людей, которые внутри журналистики, описывающей предпринимательство, мыслят довольно нетривиально. У нас были большие и хорошие вещи, например, нас перепечатывали мировые бизнес-издания. Нас перепечатывали очень многие, например, Business Insider, Кворц, The Verge, цитировали Business Week, The Verge и так далее, чуть ли не The Financial Times. Это было очень классно! Здорово, когда ты какие-то истории с локального российского рынка доставляешь до уровня мировых медиа, читатели которых познакомились с твоей историей и что-то о ней подумали. Это всегда круто! Мы ушли из гетто бизнес-журналистики и, когда в 25-ый раз Павел Дуров передумал уходить из Вконтакте, а на самом деле, все-таки ушел, нам надоело про это писать, и мы опубликовали историю, которая довольно здорово полетела. Сейчас я хочу рассказать про жанры. Интернет-медиа воспринимаются, как работа, в первую очередь, с новостями, повесткой или смешными креативными штуками и так далее. Мы туда добавили мощные традиционные жанры документалистики, например, большие очерки, так называемые longread’ы. Вначале все говорили, что их никто не читает, потом все говорили, что их все читают, теперь выяснилось, что всё зависит от того, насколько внятная, броская и захватывающая история в них рассказывается. Например, мы как-то хотели посмотреть, как люди в Россию ездят работать из стран бывшего Советского Союза. Мы подумали о том, как раскрыть эту тему. Можно было бы 25-ый раз написать про миграцию, но это было бы никому неинтересно, и мы решили показать конкретного человека. В отдаленном киргизском ауле мы нашли девочку с очень необычной судьбой, отправили к ней автора, и автор проехал с ней 2000 километров до Москвы, и получилась довольно личная история, сквозь которую просвечивали очень большие вещи, и это было здорово. Собственно, благодаря этому Hopes&Fears и стал известным. Это нетривиальное издание, но при этом в нем есть хорошая журналистская работа.
М.СПИРИДОНОВ: Закрытие Hopes&Fears год назад для меня было событием, которое заставило переосмыслить взгляд на деловую журналистику со стороны, для меня это было громом среди ясного неба. Я в нее глубоко не погружаюсь, и моя деятельность, как журналиста отчасти, настолько для меня вторична и занимает настолько маленькую часть моего времени, что я не успеваю погружаться в эту среду. Мне казалось, что это успешный проект в интересной, востребованной и монетизирующейся теме, а само закрытие говорило о неуспешности проекта.
Н.КОНОНОВ: Надо понимать, что решение принималось после того, как всем стало довольно страшно при взгляде на рекламный рынок. Это было весной, и тогда начались санкции и всё, что с этим связано. Было понятно, что прогнозы рекламного рынка, а Look At Media зарабатывает, как ты знаешь, на баннерах и на спецпроектах, были довольно неутешительны. Это было главной причиной закрытия издания. В остальном мы шли по плану. Нельзя сказать, что мы должны были иметь такую-то аудиторию, а мы имели меньшую аудиторию. Нет, такого не было. Ввиду этих прогнозов было принято решение объединить два издания – The Village и Hopes&Fears. По этому поводу есть довольно большое интервью Васи Эсманова в Tjournal, где он рассказывал о всех нюансах. Потом к этому добавился еще один мотив. Основатели Look At Media захотели использовать бренд Hopes&Fears для своего глобального издания. Если ты сейчас зайдешь на hopesandfears.com, то ты увидишь англоязычное красивое городское издание, которое сейчас издается в Нью-Йорке. Конечно, оно абсолютно не предпринимательское, оно скорее про городскую культуру, но в том числе одним из мотивов было освободить этот бренд, чтобы выйти с ним на глобальный рынок, потому что бренд очень хороший. Название достаточно универсальное и броское, оно дает эмоцию. Название медиа-бренда не может быть безэмоциональным.
М.СПИРИДОНОВ: По крайней мере, нежелательно, чтобы оно было таким.
Н.КОНОНОВ: Мягко говоря, да, особенно если идет речь о стартапе, а не о заслуженном бренде с большой историей. Сам нейминг и всё, что окружает весь брендинг, должны нести эмоции.
М.СПИРИДОНОВ: Ожидания Look At Media и всего рынка годичной давности о том, что всё пойдет в тартарары, что рекламный рынок пойдет под откос, оправдались? Если да, то насколько?
Н.КОНОНОВ: По категориям баннерной рекламы и категориям спецпроектов всё действительно падает. Насколько в соответствии с прогнозами, я не скажу, но однозначно, падает. Растет контекст и программатика.
М.СПИРИДОНОВ: Что такое «программатика»?
Н.КОНОНОВ: Это вид рекламы, когда рекламодатель может выбрать себе какую-то аудиторию и показывать ей свои объявления. Это к Look At Media отношения не имеет, они этим не занимаются, в том-то и дело, что у них фокус на баннерной рекламе и спецпроектах. Это их хлеб, это то, что они делают очень хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, какой твой прогноз с положением вещей в Look At Media? Это один из ведущих и самых ярких издательских домов на сегодня. Хочется верить, что у них всё будет хорошо.
Н.КОНОНОВ: Мне тоже хочется верить, что у них всё будет хорошо. Со мной из Hopes&Fears в Секрет фирмы перешла почти вся команда, и у нас у всех остались очень хорошие воспоминания об этой компании, а также друзья в ней. Мы дико желаем, чтобы все сотрудники и работодатели там жили хорошо, чтобы никаких скандалов там не было, чтобы Hopes&Fears в итоге взлетел.
М.СПИРИДОНОВ: Скандалы, которые имеют место быть у них в последнее время, в частности скандалы с невыплатами со стороны издательского дома, активно обсуждались авторами, фотографами. Они говорят о том, что финансовое положение шаткое?
Н.КОНОНОВ: Они скорее говорят о том, что есть проблемы в менеджменте.
М.СПИРИДОНОВ: В этом смысле не буду критиковать их, это не мое дело, но действительно странно выглядит при нестабильности на рынке России и некоторых проблемах, которые видны, смещение акцента внимания в Нью-Йорк на Hopes&Fears.com.
Н.КОНОНОВ: Мне кажется, логика запускать сейчас глобальный Hopes&Fears абсолютно оправданной, потому что, во-первых, речь идет о валютной выручке. Во-вторых, если у людей набрались компетенции, чтобы запускать глобальное издание, пробовать его ставить на ноги и врываться с ним на англоязычный медиа-рынок, то почему бы это не сделать? Это абсолютно оправданно, и на фоне того, что происходит с баннерной рекламой и спецпроектами в России, по бизнесу это как раз очень понятное желание.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, именно сейчас внимание основателей желательно направлять на местные проблемы, потому что их решение требует быстрых действий, возможно, нетривиального подхода, и не факт, что нанятые люди смогут решить эти вопросы. Так как внимание основателей там, автоматически здесь внимания несколько меньше.
Н.КОНОНОВ: В этом отношении я с тобой согласен. Я уже не там несколько месяцев, поэтому отвечать за них не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это понятно, мне просто была интересна твоя точка зрения. Ты сказал о том, что часть команды Hopes&Fears переместилась в Секрет фирмы. Мы сейчас коснемся этого вопроса, однако до того как подойти к разговору о журнале в его новой реинкарнации, скажем пару слов про книги, в частности про книгу «Код Дурова». По прошествии трех лет после написания той книги ты доволен тем, как она вышла? Насколько правильно был выведен образ, несколько романтизирован образ Дурова?
Н.КОНОНОВ: Он, конечно, не романтизирован. Все, кто знакомы с Павлом Дуровым, понимают, что он просто очень яркий персонаж, поэтому он кажется романтическим героем. На самом деле, он просто яркий. На момент, когда я писал эту книгу (а писал я ее с конца 2011 года до середины 2012 года), всё было довольно корректно рассказано, и какие-то вещи мне кажутся довольно удачными. По форме это более попсовая книга, нежели моя первая книга. Это нормально, потому что главные герои – это поп-герои, и продукт – это абсолютнейший поп-продукт, масс-продукт. Конечно, после всего, что произошло, на некоторые эпизоды я пересмотрел свою точку зрения, но в целом, я могу сказать, что образ Дурова в книге отображен корректно.
М.СПИРИДОНОВ: Корректно и на сегодня, с учетом поправок на то, как его карьера и личность развивались в последние несколько лет?
Н.КОНОНОВ: Естественно, там нет этого, потому что, как я сказал, я закончил писать книгу в середине 2012 года. Всё, что с ним случилось за эти 2,5 года – это довольно существенные вещи, но они автоматом не могут туда войти, я не собираюсь дописывать книгу, как статью в Википедии. Может, когда-нибудь потом я вернусь к этой теме и к этому герою, но не сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: Вследствие чего возникла эта книга? Почему было не сделать серию лонгридов?
Н.КОНОНОВ: Всё и началось с лонгрида. В Forbes вышла статья «Код Павла Дурова», с этого всё и началось. Всё началось с обычного желания автора найти классного героя. К этому герою меня вывел такой персонаж, как Злата Николаева, которая в тот момент была журналистом, а я был ее редактором на сайте Слон.ру. Сейчас она ушла в пиарщики и работает в РБК. Она познакомилась с довольно закрытыми в тот момент парнями из Вконтакте и помогла мне выйти непосредственно на Павла и сделать так, чтобы диалог начался. Это было желание автора написать классную и яркую историю. Было очевидно, что Дуров торчит из российского пейзажа как гвоздь, и об него споткнуться было нельзя. Вопрос был только в том, чтобы найти к нему подход.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. В итоге, из лонгирда выросла книга, поскольку в лонгрид это уже не вмещалось?
Н.КОНОНОВ: Было очевидно, что за пределами этих несчастных 10 тысяч знаков лонгрида существуют другие истории и другие обстоятельства, которые было бы очень здорово взять и описать. Я взял и описал. Я работал над книгой год с лишним, и мы несколько раз встречались. Это большая и честная книга. Как Айзексон писал о Джобсе? Они встречались, писали письма, гуляли и так далее. Это нужно для того чтобы автор обладал всей полнотой знаний о своем герое и наблюдений за ним в разных обстоятельствах, что немаловажно.
М.СПИРИДОНОВ: Когда и в каком виде у тебя возникло предложение возглавить Секрет фирмы?
Н.КОНОНОВ: Предложение возникло после новости о том, что Секрет фирмы продается компании Рамблер. Я прочитал эту новость, и мне стало интересно, что же там происходит. Я спросил у Алены Владимирской, что там происходит. Алена Владимирская знает практически всё, что происходит, но на этот раз она сказала, что она не в курсе происходящего и адресовала меня к Дмитрию Малову – операционному директору Рамблера. Мы с ним познакомились, встретились, и из всего выросла идея перезапустить Секрет фирмы с новой командой.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, покупали Секрет фирмы не под тебя?
Н.КОНОНОВ: Нет, конечно. Было бы очень сильным заявлением так сказать. Я был не в курсе этого дела, я не в курсе, какие были мотивы, и как эта сделка делалась. Это лучше спросить у президента Рамблера Александра Мамута. Я появился уже на той стадии, когда его уже купили и начали думать, что делать с ним дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно. Судя по тому, как он смотрел на издание «Коммерсант», его перспективы не были очевидными, не скажу, что были печальными. Несомненно, в медиа очень многое зависит от того, кто конкретно будет реализовывать авторскую концепцию в роли главного редактора. Странно, что они просто покупали бренд, который с точки зрения Коммерсанта, может быть, свое отработал, и не знали, что с ним дальше делать.
Н.КОНОНОВ: Я не могу всё это комментировать, потому что делал это всё не я. Возможно, там были какие-то идеи, но когда начался разговор со мной, у меня были свои идеи по поводу того, что надо делать с Секретом фирмы. У меня была идея, что печатное издание – это совершенно другая история. В свою очередь, Hopes&Fears – это тоже совершенно другая история, и надо делать что-то новое. Концепция издания, как всё о бизнесе в России, всё самое интересное и самое важное, журнал в интернете, а не новостное агентство, то есть издание, которое рассказывает в разных жанрах разные истории, совершенно необязательно привязанные к новостной повестке, хотя в том числе и такие тоже. Эту концепцию Рамблер купил.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Думаю, в этом моменте мы вставим рассказ о Секрете фирмы, и дальше мы продолжим разговор.
Справка о компанииЖурнал «Секрет фирмы» основан в октябре 2001 года и выходил как печатное приложение к журналу «Деньги» издательского дома «Коммерсант». Тираж составлял 65 000 экземпляров. В дальнейшем журнал стал самостоятельным еженедельником, а в 2006 году вновь вошел в число изданий «Коммерсанта». В конце ноября 2014 года вышел последний бумажный номер «Секрета фирмы». На момент закрытия аудитория «Секрета фирмы» по данным TNS составляла в среднем около 190 000 человек. Бренд и архив закрытого журнала выкупила интернет-корпорация «Рамблер и Ко». Сумма сделки по данным газеты «Ведомости» составила 10 млн. рублей. В марте 2015 года издание журнала возобновилось в интернете на домене secretmag.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Ты, наверное, тоже скажешь, что ты этого не знаешь, но всё-таки задам тебе этот вопрос. Откуда такая сумма в 10 миллионов рублей? Как она получена?
Н.КОНОНОВ: Это не ко мне. Я эту сделку не делал, и я приглашенный главный редактор. Я не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Каким образом сейчас устроена работа Секрета фирмы? Насколько глубоко он интегрирован внутрь компании «Рамблер и Ко»? Кто твой начальник?
Н.КОНОНОВ: Это отдельный юнит, отдельное издание внутри компании Рамблер и Ко. Оно не прикреплено ни к каким другим юнитам – ни к медийным, ни к сервисным. Мой начальник – это операционный директор Рамблера Дмитрий Малов. В том числе с его поддержкой нам удалось запуститься за 2 месяца. Я вышел на работу 12 января, и тогда не было ничего, кроме концепции в моей голове. Мы быстро встретились с дизайнерами, сделали бриф, обговорили идеи, обговорили, как развивать эти идеи, и всё началось, а закончилось через 2 месяца. В ночь с 20 на 21 марта мы стартовали. Разумеется, мы сейчас будем допиливать продукт, будем выпускать мобильное приложение, будем выпускать адаптивную версию. Всё это произойдет в мае. Мы стартовали с колес, и внутри Рамблера мы проходим как лин-стартап. У нас маленькая и бодрая команда, довольно универсальная, довольно сухой и поджарый бюджет и большие амбиции и заряд энергии.
М.СПИРИДОНОВ: Как быстро набиралась команда?
Н.КОНОНОВ: Костяк команды – это люди, которые делали Hopes&Fears. Это писатели и редакторы, которые заточены на большие, классные и оригинальные истории, связанные с предпринимательством в широком смысле. Нас объединили с The Village, и людям было не очень интересно делать истории лайфстайла, делать что-то, что проходит по категории general interest. Когда от Рамблера поступило такое предложение, мы взяли и согласились. Ушли все, кроме двух людей – Юры Болотова – архитектурного критика, который пишет про технологии, ему было не очень интересно писать про бизнес, и Анны Соколовой – нашего шеф-редактора, которая про бизнес, но которой по своим обстоятельствам было не очень интересно это предложение. От старого состава Секрета фирмы к нам присоединился Николай Гришин, который сейчас у нас заведует большими редакционными спецпроектами и колумнистикой и пишет свои истории. В общем, это костяк. Также мы наняли несколько молодых талантливых авторов, и они влились в нашу команду. Еще из The Village к нам перешел специальный корреспондент Витя Фещенко. Вот так мы все и собрались. Дизайнер и фоторедактор также с нами перешли. Это продолжение Hopes&Fears, но как продукт это что-то другое.
М.СПИРИДОНОВ: То, что это продолжение Hopes&Fears, довольно сильно чувствуется. Я не скажу, что это плохо, просто определенный выработавшийся стиль, очевидно, не мог не быть перенесенным в плоскость новой площадки с той же командой, работающей над таким же тематическим проектом.
Н.КОНОНОВ: Само собой. Ты должен быть ярким, броским, лаконичным и при этом выразительным, ты должен искать какие-то глубокие истории. Если ты это делаешь, то твой нарратив выстраивается так, что он отличим от других. Вот и всё. Тематически мы, конечно, другие. Если Hopes&Fears больше концентрировался на стартапах и офлайновых городских историях, то сейчас у нас фокус на классных компаниях со всей России, на больших темах, которые связаны не только с повесткой Москвы и стартапов, но и связаны с интересными развившимися бизнесами. Наш акцент сместился таким образом.
М.СПИРИДОНОВ: Не боишься ли, делая деловую журналистику, раскрывая тему предпринимательства ярко и классно, пересластить и сделать продукт не про это, уйти в жанр, более легкий, чем это требуется для раскрытия темы?
Н.КОНОНОВ: Нет, для этого нужно чувство вкуса и меры. Нужно важные вещи, в которых важны детали, пусть даже кажущиеся сухими, рассказывать в деталях. Весь вопрос во вкусе и чувстве меры. Когда-то ты можешь рассказать историю с помощью эмоджи, когда-то этого делать нельзя, и нужно очень сухо и внятно описывать, в чем суть бизнесовой коллизии или какого-то конфликта. Мы очень гибкие в этом плане. Мы можем и так, и эдак. У нас есть мощный базис опыта деловой журналистики, который позволяет нам, когда надо, включать свои расследовательские компетенции, а когда надо, включать креативные компетенции. В этом мы не видим проблемы, у нас нет внутренних жанровых ограничений. Мы маленькая и гибкая команда, и наш продукт строится по очень простым законам, а внутри этих законов он может меняться.
М.СПИРИДОНОВ: Что это за законы? Можешь коротко сформулировать их?
Н.КОНОНОВ: Это ровно то, что я формулировал. Надо рассказывать внятно, лаконично, не теряя глубины понимания истории, не теряя важных деталей этой истории, и нужно целиться в те темы и тратить время на те темы, которые действительно очень важны, а не просто любопытны. Это единственный тематический style guide. Когда мы делаем какое-то серьезное расследование, например, мы описывали, как местные чиновники в Крыму отнимают бизнес у предпринимателей, мы, безусловно, никакой игровой и креативной составляющей не добавляли, потому что она была просто неуместной. Мы просто взяли, провели расследование и рассказали читателю то, что мы накопали.
М.СПИРИДОНОВ: Как по структуре построена редакция? Сколько в ней человек? Какие функции задействованы?
Н.КОНОНОВ: У нас очень простая и маленькая редакция. У меня один заместитель, есть выпускающий редактор, который сидит на выпуске, есть редакторы и корреспонденты. Вот и всё. Все они разбиты по трем условным направлениям. Первый отдел – это отдел великих русских писателей, это отдел специальных корреспондентов, которые ездят и пишут большие темы, но в то же время не забывают выполнять какие-то оперативные редакционные повинности, например, берут экспресс-интервью, дозваниваются куда-то и так далее. Второй отдел – это отдел разъяснения новостей. Когда случились какие-то события, нужно разъяснить их и понять, что они значат. Это необязательно сегодняшние события, это может быть какой-то новостной тренд, который идет в последние недели или даже месяцы. Этот отдел занимается расследованиями таких вещей, как, например, темой, как отбирают бизнес в Крыму. Третий отдел – это отдел прикладных проблем бизнеса, там производятся полезные материалы, связанные с тем, как повысить эффективность каких-то операционных процессов. Также у нас есть Николай Гришин, который занимается колонками. Каждое утро у нас начинается с того, что выходит колонка какого-то предпринимателя о каких-то насущных проблемах с яркими и полезными историями. У нас есть дизайнер, фоторедактор, есть новостники, которые сидят не в Москве. Один сидит в Екатеринбурге, один – в Новосибирске. Есть корректор на удаленке. В общем, у нас небольшая мобильная редакция. Совершенно нераздутая, работающая за счет сильных и креативных личностей.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил о том, что KPI по деньгам сегодня не стоит, стоят аудиторные KPI.
Н.КОНОНОВ: Да. KPI по деньгам тоже будут, но просто сейчас они не готовы. Мы сейчас хотим посмотреть, как мы будем выполнять свой план, а пока мы его перевыполняем. В общем, мы будем корректировать свой взгляд на развитие Секрета фирмы и выстраивать реалистичные KPI по бизнесу. Мы это будем делать в ближайшее время, но пока этого нет. Сейчас я не могу сказать, что мы должны заработать 10 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы будете это делать в ближайшие недели, месяцы или годы?
Н.КОНОНОВ: В ближайшие месяцы.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, в этом году?
Н.КОНОНОВ: Разумеется, в этом году. Я думаю, что летом.
М.СПИРИДОНОВ: У вас средняя глубина просмотра 1.7, и у вас довольно высокий процент отказов. Это говорит о том, что сейчас льется много трафика с Рамблера, и он нецелевой?
Н.КОНОНОВ: Во-первых, в Гугл Аналитикс я вижу, что отказы у нас совершенно нормальные, а глубина такая, как ты сказал. Есть компания Рамблер, у которой много проектов. Среди посетителей этих проектов есть люди, которых интересует тема бизнеса, и нам нужно забрать их себе, для этого нам нужно на этих проектах показать свой контент, чтобы привести этих людей к себе и удержать их. Сейчас мы на других проектах ловим наших читателей. Какое-то время это будет продолжаться, и уже сейчас растет ядро аудитории, и растут группы в социальных сетях. Наш акцент ровно на это и нацелен, а не на то, чтобы манипулировать трафиком.
М.СПИРИДОНОВ: Какое количество своих людей у вас будет в перспективе, и какое количество людей вы будете привлекать с донорского Рамблера?
Н.КОНОНОВ: Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Это будет зависеть от того, какое количество людей мы сможем оттуда себе забрать. В идеале рост выглядит следующим образом. Ты выпускаешь классные материалы, и люди начинают тебя читать напрямую. Они будут добавлять проект в закладки, оставлять у себя в браузере или заходить на сайт каждое утро, в общем, anyway. При этом будет мощный рост социального трафика. Так это выглядит в идеале.
М.СПИРИДОНОВ: А монетизация будет за счет медийной рекламы и спецпроектов?
Н.КОНОНОВ: Да, также осенью у нас включится контекст.
М.СПИРИДОНОВ: Они же уже вроде стоят.
Н.КОНОНОВ: Сейчас стоит не контекст, сейчас у нас стоит баннер.
М.СПИРИДОНОВ: У вас сейчас показывается какой-то ретаргетинг.
Н.КОНОНОВ: Да. Конечно, нас пока еще не видят новостные агрегаторы. Мы к ним подключились, но они нас пока не видят, но это нормально для сайта, который только-только стартовал. Secretmag же создавался полностью с нуля. Раньше Секрет фирмы просто выкладывал свои материалы на kommersant.ru/sf. Вот и всё. Мы стартуем с нуля, поэтому у нас пока нет поискового трафика, и эта доля будет расти.
М.СПИРИДОНОВ: Если смотреть на мотивацию издателя, наверное, он предполагает продавать выросшую аудиторию Секрета фирмы вместе с аудиторией Газеты, Ленты и других деловых изданий внутри холдинга.
Н.КОНОНОВ: Это вопрос к бизнес-лидерам. Смысл в том, что наша аудитория дорогая, качественная, и она повышает общее качество аудитории проектов и всего Рамблера.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В целом, глядя на деловую журналистику, насколько позитивным тебе видится будущее, учитывая то, что значительное количество бизнес-медиа на пороге 2008 года и после него умерло? Я сейчас даже не вспомню все названия, а их было немало, прежде всего, в онлайне. Закрылся Секрет фирмы в его предыдущей редакции, до этого закрылся Hopes&Fears, который велся тобой. Какая-то проблемная карма у деловой журналистики.
Н.КОНОНОВ: Hopes&Fears просто не успел набрать существенную высоту, и он не закрылся, его просто слили вместе с The Village, и ни один человек никуда не ушел. Мы существенно усилили команду The Village. Нельзя сказать, что это крах, просто всё свели в The Village, чтобы совместить lifestyle-издание и бизнес-издание. Что касается других проектов, то всегда у людей есть амбиции запускать какие-то издания про бизнес, и часто эти амбиции не реализуются. Сейчас ситуация изменилась, потому что те издания были бумажными. Сейчас есть интернет, и у него есть возможности и скорость. Я смотрю в будущее с оптимизмом, потому что появляются модели монетизации через paywall, и я смотрю на них с оптимизмом. Скорее есть общая проблема со свободой слова и воздействием на нее государства. Проблемы читательского интереса я не вижу.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что достаточно аудитории, желающей читать про предпринимательство? У меня порой возникает такое ощущение, что я, в частности мой круг общения, находится в розовых очках, ему кажется, что если их это интересует, то это интересует всех и каждого, в то время как подавляющее большинство страны (90%) совершенно не про это. Большинство людей устраивает SpeedInfo и LifeNews.
Н.КОНОНОВ: Это печально, но ты всё правильно говоришь. Это касается 90%, но остается 10%, а это 14 миллионов человек. 14 миллионов человек – это аудитория, за которую вполне можно бороться. Мы говорим только о гражданах России, а русскоязычная аудитория существенно шире. Если уж 14 миллионов и еще какие-то миллионы вне России не считать большой аудиторией, то что же тогда считать большой аудиторией? Конечно, надо понимать, что бизнес – это удел немногих, но, с другой стороны, вопросы «Как зарабатывать больше?», «Не открыть ли собственное дело?», «Как быть эффективным в своей работе?» вечные, и они связаны с базовыми потребностями человека. Я не могу сказать, что это суперузкая вещь, если, конечно, не фокусироваться на финансовых рынках и так далее. Даже можно фокусироваться на финансовых рынках, ты же видишь, как растут сервисы, которые позволяют потребителям играть на том же Forex и зарабатывать на краткосрочных колебаниях валют.
М.СПИРИДОНОВ: Эти сервисы ведут к возможности обогатиться, а здесь можно обогатиться знаниями, и-то это можно сказать с оговоркой «Если сможешь это сделать, и если сможешь вынести что-то важное из текстов, которые ты читаешь».
Н.КОНОНОВ: Да, но всем же понятно, что очень важно то, что человек читает по своей теме. Это крайне важно! Если ты sales, то важно не только читать книжки каких-то великих sales или какие-то технические книжки. Если ты не будешь понимать, как процесс продаж встроен в глобальный процесс построения классной компании, ты будешь в большом минусе. В бизнесе много прекрасных и интересных историй, которые просто интересно почитать. Вчера мы опубликовали историю человека, который сделал приложение для такси №1 в России. Это вовсе не Яндекс.Такси и не GetTaxi, это приложение Максим из Кургана. Это история человека, который работал на труповозке, у него самого случались какие-то личные трагедии, но он был очень упрямым человеком. Мы последовательно рассказываем, как он строил свою сеть, которая сейчас работает в 89 городах России.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я читал эту историю. Это российский Убер.
Н.КОНОНОВ: Да, это российский Убер, и критикуют его ровно за то, за что критикуют Убер.
М.СПИРИДОНОВ: Я читал эту статью, она очень толково и интересно написана. Мы в программе часто разбираем внутренности построения проектов, бизнес-составляющие. Давай поговорим о внутренностях. Есть профессия «Главный редактор», роль которой достаточно неясно представляется большинству наших слушателей. С одной стороны, очевидно, что это человек, который руководит процессом. С другой стороны, главред в России – это больше, чем главред. Некоторые одиозные фигуры, особенно это видно в соцсетях, если вращаться в нужных кругах, например, Галина Тимченко, Вася Эсманов, ты представляете собой свои издания и рождаете специальный образ главного редактора. Я не могу это объяснить, но это чувствуется. Ты бы мог как-то прокомментировать это? Кто такой «главный редактор СМИ» на сегодня?
Н.КОНОНОВ: Главные редакторы бывают разными. Ты сейчас сказал «главный редактор», а я ослышался, и мне показалось, что ты сказал «главный едактор», то есть человек, который ходит по всяким встречам и ест. Есть такие главные редакторы, и есть другие. Они разные. Если вести речь про интернет-медиа, стартапы, то главный редактор должен сидеть со своей командой и фигачить вместе с ней и быть ввязанным во все процессы, он должен быть безумным.
М.СПИРИДОНОВ: В каком-то смысле это как режиссер в театре, причем радикальный режиссер, который является носителем и вдохновителем всех главных идей и главных стратегических целей.
Н.КОНОНОВ: Да, типа того. Это человек, который сидит внутри зрительного зала и светит разными фонариками ярким авторам и редакторам, которые играют на сцене. Это хорошая метафора, и я тоже о ней думал. Очень важны эмоции. У каждого медиа есть некий месседж, и если говорить про интернет-медиа, про стартап, то должен быть дух стартапа. Кто такой CEO стартапа? Это человек, который находится в продукте и миссии этого продукта, и человек, который при этом четко следит за расходами, чтобы они не зашкаливали, и человек, который общается с инвесторами. В моем случае этот человек является главным редактором, и в случае Галины Тимченко тоже, потому что у них тоже стартап. Что касается того, что в России главный редактор – это больше, чем главный редактор, то это так, так повелось, и этому надо соответствовать. Издания, в которых у главного редактора, как у паровоза, не светит прожектор, который не просто освещает путь, а еще и пытается разглядеть, что за поворотом, ни к чему хорошему не приходят. Если нет такого человека во главе, то ничего хорошего обычно не получается. Эти качества в себе надо развивать.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, для яркого издания неизбежно необходима фигура яркого главного редактора, или даже наоборот – только яркий главный редактор может породить яркое издание, и фактически это издание будет являться отражением мировоззренческой общественно-политической позиции этого человека.
Н.КОНОНОВ: Не совсем так. Во всех вопросах ты говоришь о главном редакторе. На самом деле, хороший главный редактор не мешает творчески самореализовываться своей команде, при этом не забывая о читателях.
М.СПИРИДОНОВ: При этом он должен задавать направление, в рамках которого команда работает.
Н.КОНОНОВ: Да, но направление – это то, о чем все договариваются изначально. Мы играем по таким правилам, у нас определенные этические требования к сотрудникам, у нас определенные технические правила и профессиональные установки, и мы стоим на определенной позиции. Дальше люди работают. Кому нравится, тот остается, а кому не нравится, тот уходит.
М.СПИРИДОНОВ: Давай поговорим об этических правилах. Насколько для вас приемлемы или неприемлемы те правила, которые сейчас цветут и пахнут в разных изданиях российской журналистики, российского телевидения? Я беру, прежде всего, новостную журналистику Первого канала, второго канала, НТВ, LifeNews. Насколько такого рода допущения для вас возможны, или вы отрицаете их?
Н.КОНОНОВ: Прямо скажем, на Первом канале журналистики уже не осталось, там есть только пропаганда.
М.СПИРИДОНОВ: Выглядит это, будто журналистика. Все думают, что это журналистика.
Н.КОНОНОВ: Все думают, что это журналистика, но, на самом деле, это пропаганда в чистом виде. После того как Министр Обороны говорит о том, что информационное оружие – это оружие №1, а журналисты – это базука, из которой палишь в сторону врага, обсуждать нечего. У нас очень понятные принципы. Я не буду их все перечислять, но это те же принципы, по которым работают нормальные деловые медиа во всем мире. Если брать Россию, это ровно те же правила, по которым работают Ведомости или Forbes.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли размежевание в журналистской среде?
Н.КОНОНОВ: Мы не занимаемся апофатической журналистикой, мы не говорим, что мы не такие, как кто-то. Если мы видим, что какие-то редакции работают по другим правилам, то это не наша история, и мы не тратим время на то, что мы не в состоянии изменить, и то, что нас не касается. У нас есть свои правила, которых мы придерживаемся, это очень понятные и объективные правила. Мы стремимся к объективности. Полностью объективным может быть только Господь Бог. Для нас важны проверка информации и беспристрастный подход к информации. Если у автора есть гипотеза, но фактура перевешивает, и автор понимает, что, на самом деле, всё выглядит по-другому, то он не хватается за свои идеологические костыли, он рассказывает реальную историю, ни о чем не умалчивая. Для нас важно, чтобы человек получил полную информацию о кейсе, проблеме, явлении или человеке.
М.СПИРИДОНОВ: Не опасаешься ли ты, что в какой-то момент к тебе могут прийти, попросить остановиться и попрощаться, как было с Галиной Тимченко в том же Рамблере?
Н.КОНОНОВ: Я не комментирую эту ситуацию, но я хочу сказать, что типологически это разные издания. Старая Лента.ру и наш только что запущенный Секрет фирмы – это разные издания. Есть какие-то конвенции, с которыми согласилось руководство Рамблера и по которым работаем мы.
М.СПИРИДОНОВ: Темы у вас более безобидные.
Н.КОНОНОВ: В общем, полет нормальный. Я бы не сказал, что у нас безобидные темы. Каждая большая статья очень обидная, и нам звонят герои. Никому не нравится взгляд со стороны, и это нормально. Я как главный редактор привык к тому, что постоянно приходится отбивать какие-то атаки, и наши редакторы к этому привыкли. Это нормально. У нас издание о бизнесе, и у нас тоже есть свои острые темы.
М.СПИРИДОНОВ: Обострения на основе острых тем отношений с издателем ты не опасаешься? У вас есть какие-то договоренности.
Н.КОНОНОВ: Мы договорились о неких конвенциях, которые подразумевают, что мы занимаемся качественной и профессиональной журналистикой, без фигур умолчания, без звонков сверху и так далее. Эти конвенции исполняются.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. У нас осталось немного времени, поэтому пойдем дальше. Перед тем как попрощаться, хотелось бы нарисовать какую-то картинку того, что происходит в России и в мире в области журналистики. Можешь дать какое-то компактное видение того, что представляет собой медиа-пространство страны в целом?
Н.КОНОНОВ: Журналистика занимает малую часть медиа, большая аудиторная часть – это вовсе не журналистика.
М.СПИРИДОНОВ: Развлечения и пропаганда?
Н.КОНОНОВ: Нет. Это не журналистская работа. Если смотреть на медиа в широком смысле этого слова, то это не типичная журналистская работа, это аудио, видео, картинки, это гораздо шире, чем журналистика. Журналистика – это раскапывание каких-то историй и полной картины определенной ситуации, героя или событий. При том, что журналистика интересует довольно небольшую аудиторию, сама по себе она очень важна, и никакие институции типа блогеров или коллективного разума не будут настолько эффективными в создании и разъяснении объективной картины, насколько эффективны профессиональные медиа. Вопрос только в том, что эти медиа должны быть профессиональными, они должны быть безумными по отношению к своей работе и качеству этой работы. Люди должны видеть за своей работой нечто большее. Важность журналистики очень велика. Идеальный пример – это американский рынок, где одна небольшая публикация может привести к большим изменениям и в обществе, и в политической структуре и так далее. Что говорить, если вчера была история с урановой компанией Хилари Клинтон, которая связана с какими-то российскими структурами. Теперь репутации Хилари Клинтон нанесен существенный удар. Американский рынок в смысле влияния журналистики на страну, на ведение со страной очень важных разговоров на очень важные темы, является довольно эталонным. В России это не так.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо или плохо то, что журналистика в США и во многих странах Европы является пресловутой четвертой властью, которая во многом влияет на положение вещей в стране, на власть в стране?
Н.КОНОНОВ: Это прекрасно, потому что она балансирует другие институты. Это важный элемент в балансе политики, гражданского общества, это элемент сдерживания противоречий. Глобальная цель журналистики – это установление истины и, в конечном счете, защита слабых.
М.СПИРИДОНОВ: У нас в стране в последние годы идет обратный процесс. У нас медиа теряет власть, и даже когда медиа выступает с какими-то заявлениями и разоблачениями, это почему-то очень плохо работает.
Н.КОНОНОВ: У нас поле журналистики сужается, а поле пропаганды расширяется. У нас есть экономическое и юридическое давление на независимую журналистику, и оно усиливается. В этом есть огромная проблема, но мы стараемся смотреть с оптимизмом и надеемся, что всё изменится. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что мы живем в сужающемся пространстве.
М.СПИРИДОНОВ: Ты веришь, что этот тренд обратим в ближайшие годы?
Н.КОНОНОВ: Смотря что иметь в виду под ближайшими годами. У меня нет прогноза по этому поводу, хотя бы потому что за последний год пролетело много черных лебедей, произошло много событий, которые никто не может предсказать, но которые существенно влияют на общую картину. Это еще хуже, чем предсказание по нефти. Я не буду гадать, я хочу сказать, что мы защищаем свои профессиональные стандарты своим фактом работы по этим стандартам.
М.СПИРИДОНОВ: И будь, что будет, судя по твоему настрою.
Н.КОНОНОВ: Типа того.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай перейдем к обобщению. Что происходит в мире в медиа? Что происходит в хорошей журналистике на Западе? На что смотреть, на какие тренды и издания следует обратить внимание нашим слушателям?
Н.КОНОНОВ: Сейчас я вижу 2 любопытных для меня тренда. Первый тренд – это то, что происходит с Басфидом, когда сочетается популярный подход с очень серьезными темами. По бизнес-модели это сочетается с очень оригинальной и креативной продажей рекламы. Получается, что ты на серьезные темы говоришь полушутя и в сопряжении с какими-то простыми вещами. Второй тренд – это Медиум, это платформа для паблишеров, издательств, людей, которые пишут тексты, у которых около 25 миллионов юзеров в месяц. Они принципиально не показывают видео и принципиально сосредотачиваются на тексте, они борцы за будущие тексты. Их успех показывает, что есть вещи, которые невозможно показывать картинками и фотографиями, и эти вещи работают только в тексте. Для меня это очень важно. Для меня было немного тревожно, что визуалы забьют текстуалов. Этот пример медиа показывает, что надежда есть, и что есть истории, которые классно воспринимаются в буквах.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что лет 5-7 лет назад можно было усомниться в перспективах написанного текста, поскольку напирали видео и различные мультимедиа, и в этом буме казалось, что тексты станут незначительными, что они уйдут в очень узкую нишу. Сейчас очевидно, что текст никуда не денется.
Н.КОНОНОВ: Не денется. Вопрос в каналах. Есть та же история про мессенджеры. Пример чатов в What’s up – это история про то, как люди собирают свое собственное тематическое медиа, это не как в Facebook, где собирается общий винегрет, это очень тематические каналы получения информации. Третий тренд, который меня интересует – это мессенджеры, они не являются тем, чем они кажутся, это не только про коммуникацию, это и про медиа.
М.СПИРИДОНОВ: Они могут быть не только тем, чем они кажутся.
Н.КОНОНОВ: Да. Эта тема мне сейчас очень интересна, и на эту тему я собрался пообщаться с Павлом Дуровым. Он ведущий специалист по этой истории в мире. Он и про нарратив, и про истории, и при этом он абсолютно сфокусирован на теме коммуникации.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Николай, нам пора заканчивать. Как обычно, я предлагаю гостю дать короткое резюме к тому, что было сказано, или если вдруг какая-то важная тема не была затронута, можно сказать о ней пару слов, и мы поставим точку.
Н.КОНОНОВ: Мы поговорили о важных вещах. Читайте свежих нас!
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был главный редактор онлайн-журнала для предпринимателей «Секрет фирмы» Николай Кононов. Меня зовут Максим Спиридонов. Пока.