М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 18 февраля 2011 года. Вы слушаете 85-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку программы нашего партнера - деловой сайт Forbes.ru. А спонсором этого выпуска является «Мегаплан» — интернет-сервис для управления бизнесом. «Мегаплан» позволяет не забыть про запланированные дела, увидеть, чем занят каждый сотрудник, быстро получить отчет о финансовом состоянии организации, контролировать воронку продаж, прогнозировать будущие заказы, вести клиентскую базу и многое другое. Получить бесплатный тестовый доступ к любому продукту Мегаплана и узнать о системе подробнее вы можете на сайте megaplan.ru. Еще относительно недавно в среде интернет-специалистов было обычным делом и даже, в каком-то смысле хорошим тоном, иронизировать над экспериментами государственных структур в области веб-присутствия. Что скрывать, я сам это не раз делал. Сегодня ситуация постепенно меняется, и последние 1-2 года государство все увереннее чувствует себя в интернете. Не для того, чтобы пропеть дифирамбы, но чтобы отдать должное, надо сказать, что присутствие в Сети государственного предприятия РИА Новости давно является уверенным и убедительным. Поговорить о внутреннем устройстве Rian.ru и всех сопутствующих онлайн-активностей “Российского информационного агентства Новости” мы пригласили директора по мультимедиа и новым проектам РИА-Новости – Наталью Лосеву. Наталья, здравствуйте.
Н.ЛОСЕВА: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: Правильно ли сказать, что все, связанное с РИА Новости в интернете, связано с Вами?
Н.ЛОСЕВА: Конечно, нет, потому что РИА Новости в интернете – огромная команда людей разных специальностей, творческих представлений и увлечений. Одно из условий нашего успеха в интернете – наша многогранность. Мы научились действовать синхронно и синэргечно.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек сейчас работает над сайтом?
Н.ЛОСЕВА: Сложно вычленить то количество людей, которое работает только в новых медиа, потому что у нас несколько десятков интернет-проектов, много мультимедийных проектов.
М.СПИРИДОНОВ: Это сотни?
Н.ЛОСЕВА: Всего в агентстве работает больше 1000 человек. Большая часть из них занимается производством новостей, видео. Я думаю, что вовлечены в производство мультимедиа больше 100 человек.
М.СПИРИДОНОВ: В любом случае решения ключевых вопросов замыкаются на Вас?
Н.ЛОСЕВА: Я несу ответственность за многие решения, которые принимаются в области новых медиа.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье эксперта.
ДосьеНаталья Лосева родилась 7 июля 1970 года в Новосибирске. По окончании школы поступила в Новосибирский государственный медицинский институт. Работала репортером, занималась журналистскими расследованиями. Основала Новосибирский пресс-клуб — независимую площадку для взаимодействия журналистов между собой и с ньюсмейкерами. В 2001 году окончила Московскую школу политических исследований. В 2007 году поступила в Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет на специальность «религиоведение». В 2000 году курировала один из интернет-проектов телеканала НТВ. В 2001 году занялась созданием и продвижением интернет-версии газеты «Известия». С марта 2004 года — директор интернет-проектов РИА «Новости». В 2005 году запустила проект «Наша победа», посвящённый хроникам Великой отечественной войны. Один из авторов первого учебника по интернет-журналистике. Увлечения — высокая кухня, автопутешествия, история религий. Пишет и публикуется как автор рассказов. Воспитывает сына. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что Вы в конце 90-х пришли в интернет, как руководитель?
Н.ЛОСЕВА: Нет, в интернет я пришла раньше, потому что Новосибирск – город быстро- и рано- интернетизированный. Для нас приход в интернет был естественным, когда в Москве о нем знали мало. Мы первую интернет-версию нашей газеты создали в 1996 году, а в 1998 году у меня уже был сайт pressclub.ru с разными сервисными и интерактивными вещами. Мое мучительное решение переехать в Москву было связано с хорошим предложением. В Москве искали специалиста по интернету, и искали их в тех городах, где IT-активность была развита.
М.СПИРИДОНОВ: То есть с 1996 года Вы управленец в вебе?
Н.ЛОСЕВА: Да, в 1996 году мне показали интернет, и я быстро начала этим заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сразу связали его с журналистикой или были какие-то другие направления?
Н.ЛОСЕВА: Да, все мои первые опыты в интернете были связаны с журналистикой, потому что изначально я журналист и репортер, и только потом медиа-менеджер.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по Вашему досье и по тому, что мы успели узнать из интервью, которые были представлены в нашей редакции, Вы также увлекаетесь политикой и религиозной философией?
Н.ЛОСЕВА: У меня был долгий период изучения политологии, это довольно большой пласт моей жизни. Что касается истории религии и религиоведения, то это сфера, которая находится между хобби и жизнью, потому что я воцерковленный человек, и мое увлечение историей религии началось с моих попыток познать тот предмет, с которым я сталкиваюсь повседневно в своей духовной жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Это находится в гармонии со сложной и стрессовой работой?
Н.ЛОСЕВА: Воцерковленность вообще трудно сочетается с миром, но что как ни мир (те соблазны и искушения, которые нас окружают) помогает воспитывать в себе духовную волю.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, конфликта нет?
Н.ЛОСЕВА: Конфликт изначально заложен между миром и жизнью крестьян, но я думаю, что это не тема нашего сегодняшнего разговора.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу не о конфликте, а об интересном обстоятельстве. Вы заканчивали как медик, а оказались в журналистике, как так получилось?
Н.ЛОСЕВА: К сожалению, я не закончила медицинский институт.
М.СПИРИДОНОВ: Но Вы учились в нем.
Н.ЛОСЕВА: Да, это был осознанный выбор. Я из семьи врачей, и я хотела быть детским психиатром. Я не далеко ушла в профессии, потому что моя профессия сопрягается с психиатрией (смеется). Я начала писать довольно рано: еще со школы. Журналистика была для меня абстрактной, воображаемой и нереальной профессией, а медицина реальной. Но жизнь сложилась так, что журналистика оказалась намного реальнее, и в 16-17 лет я начала публиковаться.
М.СПИРИДОНОВ: Это шло параллельно с поступлением в институт, обучением?
Н.ЛОСЕВА: Да, потом журналистика перетянула меня.
М.СПИРИДОНОВ: Войдя в журналистику в интернете, было ли для Вас очевидным, что с этим будет связана Ваша жизнь? Или офлайн-журналистика конфликтовала с этим направлением?
Н.ЛОСЕВА: Конфликта не было, было любопытство, как это будет сочетаться. С одной стороны, было ощущение абсолютных возможностей, другой реальности, скорости, отношений с аудиторией. С другой стороны, был страх, очень типичный для всех традиционных журналистов – страх “Не разрушит ли это профессию?”. Сейчас мы видим, что профессию это не разрушает, а дает ей новую форму, новые пути реализации. Сегодня журналистика находится в более живом и менее искусственном взаимодействии с жизнью и аудиторией.
М.СПИРИДОНОВ: До РИА Новости, в которых Вы работаете с 2004 года, Вы работали в двух других заметных медиа-структурах: НТВ и Известия, верно?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Где было интереснее работать? Где была более яркая работа с точки зрения профессиональной реализации?
Н.ЛОСЕВА: Это точно не НТВ, потому что, к сожалению, мой единственный год работы в интернет-департаменте НТВ – последний год существования НТВ как части империи Гусинского. Мы видели сложные времена, смену команд. То, что было задумано, не было реализовано. Известия – очень полезный и яркий опыт, потому что в Известиях мы прошли путь эволюции от традиционной газеты до раздвоения на традиционную редакцию и редакцию онлайна, и затем мы перешли на этап зарождающейся синергии, от дуализма к единому изданию, и это было очень интересно и полезно. Этот опыт во многом сформировал меня как медиа-менеджера.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что Вы там прошли свою эволюцию?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько удалось построить продукт? Не сказать, что Известия сейчас делают какую-то погоду на Медиарынке.
Н.ЛОСЕВА: Когда я уходила из Известий, они были в тройке интернет-СМИ России, они были заметным изданием с огромной аудиторией – аудиторией, в разы превышающей его тираж. Когда мы ушли, Известия продолжали держать свой тренд, потом происходили смены команд. У нового руководства газеты интернет не оказался в числе приоритетных направлений, поэтому у Известий не получилось продолжить тренд развития лидерства.
М.СПИРИДОНОВ: И они ушли во вторую, если не в третью лигу.
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Когда Вы уходили из Известий и переходили в РИА “Новости”, Вы сказали, что сайт Риан1 – САйт упущенных возможностей. Не могли бы как-то трактовать эти слова?
Н.ЛОСЕВА: Риан вовремя вышел в интернет (насколько я знаю, от безысходности), потому что на Ленту была плохая подписка, и было принято решение выкладывать в онлайн. Тогда кроме этого преимущества, никаких других преимуществ не было. В тот момент мне показалось, что все настолько далеко ушли вперед, что компенсировать годы (2001-2004), будет невозможно. К счастью, оказалось, что это возможно.
М.СПИРИДОНОВ: На тот момент было огромное количество контента, огромная журналистская сеть, которая есть у РИАНа сейчас, но ничего другого реализовано не было?
Н.ЛОСЕВА: Да. В интернете вываливание сотни заголовков ничего не значит.
М.СПИРИДОНОВ: Да, надо сделать это таким образом, чтобы статьи были приняты аудиторией.
Н.ЛОСЕВА: Интернет-СМИ должны быть живыми, дышащими организмами, меняющимися каждую минуту.
М.СПИРИДОНОВ: Насчет этого можно поспорить, если посмотреть на одного из лидеров рынка – Ленту.ру.
Н.ЛОСЕВА: Когда я говорю про перемены, я не имею в виду дизайн. Лента.ру очень чутко идет за интересами аудитории. У Ленты.ру есть 2 столпа их успешности. Во-первых, это то, что они вовремя появились, они имеют колоссальное ядро аудитории и колоссальный кредит доверия. Во-вторых, Лента.ру в своей редакционной политике четко, тонко и талантливо чувствует и прогнозирует интересы аудитории. Когда я говорю, что интернет-СМИ должны дышать в унисон с аудиторией, я имею в виду именно это.
М.СПИРИДОНОВ: Что такое редакционная политика в контексте новостного СМИ? Нужно просто быстро, своевременно и четко освещать текущие события в разных областях жизни?
Н.ЛОСЕВА: Это типичное заблуждение, потому что любому неновостному СМИ достаточно идти вслед за новостными агентствами и ориентироваться. Условия конкуренции среди новостных СМИ настолько жесткие, что ты выигрываешь только тогда, когда ты умеешь прогнозировать любое событие. Внутренняя установка, которую я пропагандирую в команде и разбираю со студентами – нет новости, которую нельзя спрогнозировать. Если ты не можешь спрогнозировать факт, ты должен иметь набор сценариев, по которым тот или иной тип события может развиваться. Мы понимаем, что если мы не будем прогнозировать события, не будем вести долгосрочное планирование, то мы проиграем. Следовать за событиями – путь неудачников.
М.СПИРИДОНОВ: Большая часть работы, в частности РИА Новости, заключается в том, чтобы анализировать ситуации и построить возможные сценарии развития событий?
Н.ЛОСЕВА: Мы страшные, невыносимые зануды. У нас в день проходит несколько планерок, и у нас проходят долгосрочные планерки. Вся наша жизнь подчинена планированию. Для нас мало спрогнозировать события, нам еще необходимо спланировать наши действия, чтобы в нужное время, в нужной точке оказались те подразделения, люди, инструменты, которые дают картинку. Более того, когда мы сегодня говорим о нашем присутствии, планируем наше присутствие, мы говорим не только про сайт, но и про мобильные телефоны, iPad приложения, iPhone, социальные сети. Гармоничное, правильное присутствие на таком количестве платформ невозможно, если ты не зануда. Мы отвечаем за весь мир с точки зрения новостей, а это невозможно, если ты не умеешь спрогнозировать, спланировать.
М.СПИРИДОНОВ: Это очень интересно. Означает ли это, что ваши аналитики способны давать прогнозы и доставлять информацию для спецслужб, госструктур, которые в этом нуждаются?
Н.ЛОСЕВА: Мы же из Советских времен знаем, что 70% информации разведка брала из открытых источников. Я думаю, что сегодня интернет позволяет любой спецслужбе сделать хороший анализ (блогосфера в этом помогает), было бы кому анализировать. Подписчиками на нашу Ленту являются пресс-службы, аналитические, финансовые и другие структуры.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что русская служба BBC любит тему универсального солдата – журналиста, который снимает, видео, делает фото, пишет статьи, может наговаривать аудиокомментарии. РИА Новости также являются застрельщиками?
Н.ЛОСЕВА: Мы одни из первых в мире стали застрельщиками. Мы адепты концепции универсального журналиста – человека, который может не просто снять фото, видео, дать информацию для инфографики или начитать свой текст. Дело не в этом, это навыки. Самое простое – приобрести навыки. Для этого у нас действует внутренняя школа мультимедийной журналистики. Сложнее – изменить сознание, мозг, уметь увидеть историю не текстом и не видео, а уметь увидеть историю стереоскопично и решить для себя, какой формат лучше (текст, видео). Это самое главное умение, которое мы воспитываем в себе, как в медиа-менеджменте. Главное – увидеть событие ощущениями пользователей, решить, что он захочет посмотреть на видео, а что увидеть в тексте.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня настал момент, когда это возможно и нужно, когда мультимедиа во всем своем спектре может раскрываться и раскрывать события?
Н.ЛОСЕВА: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Согласны ли Вы с определением, которое дал Василий Гатов? Он сказал, что современная журналистика в онлайне – режиссура медиа. Функции журналиста – функции режиссера, который строит кадр, принимает решения о том, каким инструментом стоит пользоваться.
Н.ЛОСЕВА: Я не знала, что Вася так сказал. Для себя мы это решили еще лет 5 назад, у нас термин “режиссировать заметку” – обыденный оборот. Если мы говорим про мультимедийную заметку, которая состоит из текста, из двух видео-иллюстраций, одного слайд-шоу, то, конечно, речь идет о новом для отрасли умении – о режиссуре. Мы должны таким образом построить рассказ, чтобы пользователь шел наиболее эффективным и работоспособным путем, чтобы он посмотрел как можно больше единиц информации, которые мы для него приготовили, то есть нельзя сваливать всё в одну кучу и нельзя бессистемно размазывать. Это на наших глазах формирующаяся профессия.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько универсальных специалистов работает на РИАНе и как они распределяются?
Н.ЛОСЕВА: Порядка 80% наших корреспондентов, которые в 40-50 точках мира работают, так или иначе снимают видео, делают фото, экспериментируют с мультимедийной журналистикой. В нашей московской редакции сотня человек, которые умеют это делать. Есть очень увлеченные этим люди, есть те, которые боятся этого направления. У нас также работает огромная команда, которая работает с нашими интернет-ресурсами: выпускающие мультимедийные редакторы, продюсеры, люди, которые работают с социальными сетями. У нас есть очень успешный проект “Ты репортер” – UGS-проект – проект, который полностью построен на работе с пользовательским контентом. Это новая отрасль. Мы понимаем, что сегодняшние медиа не могут конкурировать, полагаясь только на своих корреспондентов, они могут выигрывать только тогда, когда у них есть армия гражданских журналистов, воспитанная, тренированная, мотивированная. Если мы будем говорить о различных специальностях новых медиа, то их более десятка.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши журналисты, репортеры, которые занимаются народной журналистикой, собраны? Они являют собой некую силу, которую можно использовать, или это пока еще попытки и эксперименты?
Н.ЛОСЕВА: Второй год мы работает, всерьез полагаясь на них. Я помню, что первые успехи мы получили в трагичных ситуациях, как и всегда бывает в нашей профессии. Первый эффект и силу народной журналистики мы почувствовали, когда произошла трагедия с Невским Экспрессом, когда мы получили первые фотографии через полтора часа после того, как произошла трагедия, и мы опередили на несколько часов мировые агентства. Когда произошел пожар в Храмой Лошади, мы получили много кадров и свидетельств с места происшествия. Это были первые результаты. Повторюсь, что они, к сожалению, зачастую трагичны. Сегодня это сила, которая включена в наши бизнес-процессы. Когда мы планируем темы, мы часто рассчитываем либо на тех людей, которые есть в нашем активе, либо на тех людей, которых мы можем найти. Это определенная методика и навык. В новогодние каникулы произошла драма, когда с моста упала машина в Москву-реку. Так как это произошло в Москве, где особая концентрация наших журналистов, на одном месте оказались сразу 3 наших репортера. Они не стали жестко конкурировать, они объединились и написали совместный репортаж.
М.СПИРИДОНОВ: Это пользователи?
Н.ЛОСЕВА: Да, пользователи.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько активных пользователей, которые стремятся быть более или менее постоянными авторами?
Н.ЛОСЕВА: Наши пользователи участвуют в бонусной системе, то есть мы не платим им деньги, они зарабатывают бонусы. По нашему бонусному рейтингу порядка 100 человек очень активны.
М.СПИРИДОНОВ: Какова регулярность: раз в день, неделю?
Н.ЛОСЕВА: Тех, кто поставляет информацию раз в неделю, несколько десятков.
М.СПИРИДОНОВ: Является ли этот проект узницей кадров? Оттуда берутся штатные сотрудники?
Н.ЛОСЕВА: Пока нет. Люди, которые становятся гражданскими репортерами – зачастую состоявшиеся люди со своей жизнью, у которых есть любимая профессия. Это для них хобби, граничащее со второй профессией. В этом, наверное, фишка. Они это делают не за деньги, а за удовольствие, за принадлежность к клубу, бренду.
М.СПИРИДОНОВ: За сопричастность?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько этот проект может развиваться, как Вам кажется? Когда о таком проекте знают все, его приложение стоит в каждом смартфоне, то владелец подобного рода сетки – неубиваемый монстр медиа? Насколько Вы надеетесь на развитие проекта в таком масштабе?
Н.ЛОСЕВА: Именно в таком масштабе и хотелось бы его развивать. Мое убеждение в том, что именно в такой парадигме, которая подразумевает использование природных сил (пользователи и очевидцы), заключается залог успеха тех информационных агентств, которые будут мировыми лидерами через 5-10 лет. Сегодня весь мир снимается на видео, на фото за счет того, что то количество девайсов, которое находится в руках у людей, позволяет сделать многократную копию каждой секунды во всем мире.
М.СПИРИДОНОВ: И с любого ракурса.
Н.ЛОСЕВА: Да. Подменять это только созданной сетью корреспондентов неблагоразумно, неэкономично. Гораздо правильнее воспитать в себе умение работать с природной силой, то есть с людьми, которые являются потенциальными свидетелями. В таком случае немного меняется роль СМИ, они перестают быть просто информатором, они становятся верификатором информации. Когда произошел взрыв в Домодедово, наши корреспонденты случайно оказались в аэропорту, поэтому мы были самыми первыми (это журналистская удача), но параллельно в Твиттере шел вал сообщений, спекуляций, интерпретаций, страшилок. Наш человек отслеживал социальные сети, и это был чудовищный поток очень разной информации. О чем это говорит? О том, что пользователь становится перегруженным потоком противоречивой информации. Он чувствует, что им манипулирует. В этот момент пользователь говорит: “Спасибо большое, социальная сеть, но я пошел в средства массовой информации, чтобы узнать, что на самом деле произошло”. Проблемы с информированием больше нет. Мир информирует сам себя. Проблема состоит в подтверждении информации.
М.СПИРИДОНОВ: И с фильтрацией.
Н.ЛОСЕВА: Да, у СМИ появляются новые функции.
М.СПИРИДОНОВ: Относительно всего этого выделилось 2 мнения. Первое было популярно в социальных сетях по понятным причинам: традиционные СМИ, в том числе электронные, умерли, и балом правят социальные сети (Твиттер, Facebook), потому что они быстрее реагируют, в них через несколько секунд-минут появляются первые сообщения о событии. Второе мнение заключается в том, что именно сейчас и стало понятно, что социальные медиа стали средой донесения информации, а традиционные СМИ как были, так и остались средой обработки, сопоставления, проверки и выдачи информации. Вы согласны со вторым мнением?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что социальные сети стали вашими поставщиками информации?
Н.ЛОСЕВА: Не только поставщиками информации. Это кладезь. Я отношу себя к тем медиа менеджерам, которые ценят соц.сети и с огромным уважением и вниманием относятся к развивающейся соц.среде. Это не только поставщик информации, это поставщик и барометр настроения, это очень четкий индикатор того, насколько ты попадаешь или не попадаешь в аудиторию, насколько ты находишься в режиме диалога с ней, это источник эспертного мнения. Социальная среда – ресурс, большие недры разных богатств, которые нужно использовать.
М.СПИРИДОНОВ: В те часы, когда случилась трагедия в Домодедово, было ощущение, что наметилась еще одна тенденция. Когда социальные сети завоюют каждого из нас, подобного рода информирование и обмен впечатлениями и фактами внутри социальных медиа может стать почти бесполезным. Я имею в виду ситуации, когда по тегу “Домодедово” было огромное количество дезинформации, информационного шума и саботажа.
Н.ЛОСЕВА: Это регулируется. Интернет и новые медиа – естественная среда, которая подлежит природным законам саморегулирования. Выбирая свою информленту, вы четко отсеете тех, кто вас дезинформировал, тех, кто пытался вами манипулировать. Я думаю, что здесь нет нужды в каком-то внешнем регулировании.
М.СПИРИДОНОВ: Вы верите в самонастройку этой среды?
Н.ЛОСЕВА: Да. Например, в арабском мире социальные сети стали инструментом не очень чистоплотных людей, решающих свои проблемы и задачи. Очень важен баланс между соблазном отрегулировать эту среду и опасностью того, что умные и расчетливые люди, которым нужно решать свои проблемы, придут в эту среду и будут эти массы использовать. Это вызов, который раньше перед миром не стоял.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли думать, что со временем информационное агентство или серьезный новостной сайт превратится в редакцию головастиков, аналитиков – серьезных людей, решающих, как верифицировать, фильтровать, построить, соответствовать формату издания, а сама информация (факты) будет поступать от пользователей по каналу “Ты репортер” или с помощью социальных сетей, то есть не будет нужды в той сети репортеров, которая есть у вас сейчас?
Н.ЛОСЕВА: Не совсем так. Вы правы в том, что поток фактов и новостей будет всё больше добываться не руками репортеров, а из аудитории. Но что хочет аудитория? Она же хочет не просто читать факты, она хочет, чтобы с ней поговорили, чтобы ей объяснили, почему так происходит, какие есть точки зрения. Аналитическая, комментарийная журналистика будет предполагать, что автор не ставит точку после того, как он написал свое мнение, свой комментарий, это будет только началом диалога. Формат колумнистики превратится в колумнистику с разговорами, обсуждениями. Я думаю, что останется репортаж, потому что аудитории всегда важно увидеть чье-то настроение, объяснение, эмоции. Что касается новостной ленты, то она изменит свою природу. Хорошая нарративная журналистика, я думаю, сохранится.
М.СПИРИДОНОВ: Что Вы понимаете под нарративной журналистикой?
Н.ЛОСЕВА: Рассказывающая журналистика.
М.СПИРИДОНОВ: То есть останется репортаж, в котором очень много авторства?
Н.ЛОСЕВА: Да, также останутся интервью, видео-зарисовка.
М.СПИРИДОНОВ: Тот контент, в котором много авторской позиции того, кто его воспроизводит?
Н.ЛОСЕВА: Да, творческой журналистики.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к механике работы rian.ru, если Вы не возражаете. У вас действительно развита работа с социальными медиа, но, судя по трафику и по степени заметности бренда, пока она развита не очень сильно?
Н.ЛОСЕВА: Наш рекорд: с одной сетки 250 тысяч переходов за сутки.
М.СПИРИДОНОВ: С социальной сети?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это очень большой результат.
Н.ЛОСЕВА: Даже для нас это ощутимый трафик. По посещаемости наша страница в Facebook стоит на втором месте после страницы самого Facebook в России, то есть охват у нас неплохой.
М.СПИРИДОНОВ: Вы имеет в виду не тех, кто поставил “Like”?
Н.ЛОСЕВА: Нет, по этому показателю мы на третьем или четвертом месте среди СМИ при том, что мы не покупали рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: 25 тысяч поклонников у вас.
Н.ЛОСЕВА: Да. Если Вы зайдете в статистику, то увидите, что мы стоим на втором месте по посещаемости страницы. До 5 января мы были на третьем месте, сейчас на втором. Во Вконтакте у нас в группе 40 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Моя компания как автор ряда контентных проектов сейчас занята интеграцией в соц.медиа. Представить себе, как можно получить 40 тысяч подписчиков и 250 тысяч переходов, я не могу.
Н.ЛОСЕВА: Когда мы говорим про тему социальных сетей, то мы имеем в виду несколько механизмов. Есть люди, которые заходят к вам на страницу, комментируют что-то, обсуждают. В чем прелесть социальных сетей? Это вирусный маркетинг. Как только вы нажали на Like, ваши действия сразу отражаются в вашей информленте. В среднем, у каждого пользователя 250-350 друзей, и начинается вирусный маркетинг.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я этот момент упустил. 250 тысяч – колоссальная цифра. Я потрясен!
Н.ЛОСЕВА: Это наш рекорд. Ежедневно мы получаем меньше людей.
М.СПИРИДОНОВ: Это было связано с Домодедово?
Н.ЛОСЕВА: Или с Домодедово, или с событиями на Манежной площади. Это было в декабре.
М.СПИРИДОНОВ: Я так подумал, потому что сейчас, общаясь с коллегами, которые занимаются контентными проектами, мы приходим к тому, что необходимо интегрироваться с социальными медиа, сообществами. Все говорят, что пока что заметного трафика с социальных сетей нет, а Вы назвали цифру, которая стала большим сюрпризом для многих. Сколько у вас людей работают над этим направлением?
Н.ЛОСЕВА: Надо работать на 3 шага вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Это сейчас и делается большинством людей.
Н.ЛОСЕВА: Людей, которые работают непосредственно с социальными сетями, сейчас трое.
М.СПИРИДОНОВ: При этом ведется довольно серьезная активность.
Н.ЛОСЕВА: Да, но мы большая и дружная компания, мы научились собирать лучшие силы в агентстве. Если Вы зайдете на нашу страницу в Facebook, то Вы увидите, что там дежурят журналисты, редакторы. Мы всех заставляем, уговариваем, убеждаем приходить и работать в социальную сеть. Это, конечно, бесплатно, но люди получают от этого колоссальное удовольствие. Мы авторам и журналистам открываем бездну удовольствия и пользы от прямого общения со своей аудиторией.
М.СПИРИДОНОВ: Вам, кстати, нравится Твиттер Ленты.ру?
Н.ЛОСЕВА: Воздержусь. Мне кажется, что такие вещи не нужно называть официальным каналом издания.
М.СПИРИДОНОВ: Дозировать?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я поражаюсь тому, что там происходит. Я до сих пор не определился в своем отношении к этому, потому что мне это, как человеку, очень нравится, но с другой стороны, это серьезное новостное издание.
Н.ЛОСЕВА: Если бы они назвали это неофициальным каналом, это было бы неплохо. В любом случае это интересный case.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно, Тимченко еще не видела этого канала (смеется). Что меня искренне удивляет и вызывает уважение, вы стопроцентная госструктура?
Н.ЛОСЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: И вам удается гибко работать с новыми инициативами, с новыми проектами? Какова механика возникновения новых проектов в рамках большой структуры?
Н.ЛОСЕВА: Во-первых, помимо бюджетных денег у нас есть свои деньги, которые мы сами зарабатываем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не окупаетесь?
Н.ЛОСЕВА: Мы порядка 50% зарабатываем сами, и эта цифра растет, потому что мы научились продавать медийную рекламу, продаем наши сервисы. Все проекты, которые сейчас создаются, планируются в том числе через призму монетизации. Деньги на развитие есть, наше руководство позволяет нам экспериментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Есть задача выйти на окупаемость?
Н.ЛОСЕВА: Это не моя кафедра и не мой вопрос. Те проекты, которые веду я, делаются с учетом того, чтобы они могли окупаться и зарабатывать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Как ставится задача: хотелось бы, чтобы окупались, или это обязательно?
Н.ЛОСЕВА: Конечно, хотелось бы, но это не мой вопрос, потому что я трачу деньги, так как я создаю продукты. Моя команда имеет возможность много экспериментировать. РИА Новости работает в режиме лаборатории со многими проектами, мы многое пробуем, мы не идем вслед за кем-то, мы стараемся спрогнозировать, пробовать направления, проекты. Проекты рождаются мозговым штурмом, идеей, и принимаются решения о том, чтобы попробовать, посмотреть на эффект, поэкспериментировать. Это очень естественный живой процесс.
М.СПИРИДОНОВ: Из последних проектов, которые вы внедрили, какой Вам кажется наиболее интересным, достойным внимания?
Н.ЛОСЕВА: Проект 2010 года “Ты репортер”. Этот проект за 7 месяцев стал образцовым в мире, и мы представляли его на разных международных профессиональных конференциях. Наш опыт сейчас изучается многими мировыми ведущими агентствами. Это был экспериментальный проект в чистом виде. Этот проект был сделан на общих плечах, как эксперимент и опыт, и он выстрелил.
М.СПИРИДОНОВ: Когда он стартовал? В середине года?
Н.ЛОСЕВА: Стартовал он в мае, то есть в мае ему будет год.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Рассказывают, что вы готовите новый сайт, планируется редизайн РИА. Что будет меняться? Какие глобальные задачи стоят?
Н.ЛОСЕВА: Когда мы говорим про сегодняшний РИАН, мы видим шанхайский город. Мы настолько интенсивно развивались (за 3 года существования сайта мы запустили 3 формата видео, вышли в круглосуточное видео-вещание, у нас огромной пласт сложной инфографики, мы вышли в социальные сети, большое развитие получила колумнистическая журналистика), что сайт, который разрабатывался 3 года назад, тесен и не приспособлен для всего того, что есть сейчас. Первый пункт – реорганизация контента так, чтобы пользователю было удобно, чтобы он не терялся в том объеме, который мы ему предлагаем. Во-вторых, если 3 года назад фото и видео – иллюстрация к заметке, то сегодня фото, видео и инфографика – это очень большая часть рассказа. Значит, графически должно быть придумано новое решение. Сайт делается совместно со специалистами из лаборатории, которая занимается поведением пользователя. Нам очень важно математически вычислить самую удобную конструкцию ресурса. Дизайн делает дизайнер с мировым именем.
М.СПИРИДОНОВ: Когда планируется старт готового продукта?
Н.ЛОСЕВА: Я очень надеюсь, что новые РИА Новости мы представим осенью. Этот год – год 70-летия РИА Новости, поэтому было бы здорово и красиво, если бы мы могли осенью запустить новый сайт. Я думаю, что нам удастся уложиться в те сроки, которые мы сами себе отводим.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас задам несколько вопросов, которые нашей редакцией объединены в импровизированный блиц. На эти вопросы я прошу отвечать коротко, по возможности односложно.
Н.ЛОСЕВА: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Как попасть на работу в РИА?
Н.ЛОСЕВА: Очень хотеть.
М.СПИРИДОНОВ: Где чаще всего берёте сотрудников?
Н.ЛОСЕВА: С улицы. Смотрим на горящие глаза, готовность много работать с удовольствием.
М.СПИРИДОНОВ: Самый полезный совет, который Вам давали в журналистике?
Н.ЛОСЕВА: Я не могу вычленить какой-то совет. Самое главное умение в журналистике – умение слушать собеседника и аудиторию. Журналистика – это не монолог со сцены.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ценные советы или рекомендации даете Вы своим сотрудникам?
Н.ЛОСЕВА: Я советую быть перфекционистом.
М.СПИРИДОНОВ: Лучшее западное информагентство по вашему мнению?
Н.ЛОСЕВА: Американский Associated Press, французский AFP.
М.СПИРИДОНОВ: Чем они берут?
Н.ЛОСЕВА: Они берут умением быть очень гибкими, мобильными и интенсивными.
М.СПИРИДОНОВ: Какие сайты чаще всего смотрите, кроме Rian.ru?
Н.ЛОСЕВА: Yandex, CNN, Google.
М.СПИРИДОНОВ: Более или менее традиционный набор. У нас осталось несколько минут, и я задам вопросы слушателей, которые были заданы в анонсе в нашем сообществе на Facebook, в Твиттере и в моем блоге. Anna S спрашивает: “Наталья, тяжело ли сотрудничать в сфере новых медиа с ретроградами от исполнительной власти? Проводите ли вы ликбезы для сотрудников пресс-служб органов государственной власти?”
Н.ЛОСЕВА: У нас вопрос так не стоит. Я не могу сказать, что мы чувствуем влияние ретроградов, потому что ретрограды отдельно, мы отдельно. Другое дело, что мы действительно проводили семинары для сотрудников пресс-служб разных органов. Нас иногда просят рассказать о новой журналистике, и нас это безумно радует. Это значит, что пресс-службы развиваются и хотят быть адекватными формату и времени.
М.СПИРИДОНОВ: Какое у вас взаимодействие с пресс-службами? Часто жалуются люди нового мышления на то, насколько в другой парадигме живут ретрограды?
Н.ЛОСЕВА: Есть замечательные пресс-службы, есть пресс-секретари, которые не любят журналистов.
М.СПИРИДОНОВ: В целом вы довольным контактом с государством, другими госструктурами?
Н.ЛОСЕВА: Это зависит от ведомства.
М.СПИРИДОНОВ: Динамика на улучшение есть? Думаю, что сперва было больше непонимания.
Н.ЛОСЕВА: Да, есть. Сейчас мы чаще стали получать от пресс-служб видео или фотографии, и это очень здорово.
М.СПИРИДОНОВ: TotalBlog спрашивает: “Как пришла идея/что подтолкнуло заниматься инфографикой?”.
Н.ЛОСЕВА: Идея пришла в голову главному редактору – Светлане Миронюк. Она вдохновилась, насколько я помню, опытом испанских предшественников. Это было ее волевое решение. Мы получаем огромное удовольствие от этого. Сейчас мы ушли далеко вперед. Я надеюсь, что инфографика станет одним из самых популярных синтетических форматов журналистики в ближайшее время.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что это трафикогенерирующий контент. На хорошую инфографику много приходит людей с тех же социальных сетей.
Н.ЛОСЕВА: Конечно. Инфографика – это чаще всего наглядное, яркое, простое объяснение сложных процессов. Здорово, когда ты не читаешь 28 больших статей, а смотришь на картинку, и сложные процессы красиво раскладываются в голове. Для меня как для блондинки это очень полезно.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял Вас. Хорошо. Autostat agency спрашивает: “Какие по вашему мнению перспективы у "коллективных медиа" (или коллективных блогов) таких, как хабрахабр?”.
Н.ЛОСЕВА: Я думала об этом. Я не могу сказать, что это история, которая будет иметь продолжение. Может, это очень яркое пятно времени. Скорее всего, их ждет судьба хороших, развитых локальных коммьюнити, но не медиа, как агентов влияния.
М.СПИРИДОНОВ: Я могу добавить, что тематическим медиа пока не удалось повторить успеха Хабрахабра в других нишах. Хабрахабр состоялся, там полмиллиона пользователей в день, и они постоянно растут на 100% в год.
Н.ЛОСЕВА: Безусловно, это явление.
М.СПИРИДОНОВ: Их же попытки сделать нечто подобное в других нишах пока что не получились.
Н.ЛОСЕВА: Я даже не знаю, будет ли через 3 года Facebook занимать такую нишу, играть такую роль, которую он играет сегодня. Мое личное мнение, что на смену социальным сетям придет что-то другое, другой формат. Я мучительно пытаюсь представить, что это может быть, но пока я не могу понять, что это.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что Facebook поправит 10 лет, а-то и больше, но это мое личное ощущение.
Н.ЛОСЕВА: Посмотрим.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам последний вопрос. Andrey спрашивает: “Пожалуйста, дайте совет молодому новостному сайту, который стоит в самом начале своего пути. На что обратить внимание в первую очередь?”
Н.ЛОСЕВА: В первую очередь, надо прописать, кто является вашей аудиторией, составить группы. Прописав аудиторию, надо понять, в чем буде заключаться ваше уникальное предложение для каждой группы аудитории.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли смысл идти в новостные сайты, учитывая то, сколько их сейчас на рынке?
Н.ЛОСЕВА: Имеет смысл идти в гиперлокальные ниши не только с точки зрения географической локальности (районы, подъезд), но и с точки зрения интересов (сайт любителей желтых кактусов). В такой нише можно достичь успеха, а потом постепенно укрупняться.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое. Было очень интересно пообщаться и познакомиться.
Н.ЛОСЕВА: Спасибо Вам.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях была заместитель главного редактора, директор по мультимедиа и новым проектам РИА-Новости Наталья Лосева Наталья Лосева. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!