М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. У нас 5 мая 2011 года. И это 96-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Как повелось, мы искренне благодарим за информационную поддержку программы наших друзей – деловой сайт Forbes.ru. Вот уже, пожалуй, несколько лет с большей или меньшей степенью настойчивости поговаривают о том, что роль блогов в интернет-отрасли растет, что вот-вот, еще немного, и они вообще станут играть чуть ли не доминирующую роль в Рунете. Однако проходят годы, и блоги так и не становятся массовым увлечением. Нет, они, конечно, растут и по посещаемости и по авторитетности, появляются и уходят новые лидеры, но в сравнении, например, с увлечением массового пользователя соцсетями или даже микроблогами, прежде всего Твиттерром, традиционные блоги все-таки проигрывают и остаются несколько на периферии, и даже в каком-то смысле элитарным занятием и чтивом. Поговорить о блогах сегодня и завтра мы пригласили владельца проекта «Новости в фотографиях» - Bigpicture.ru Сергея Барышникова. Напомню, что по Яндексу блог занимает первое место. Сергей, привет.
С.БАРЫШНИКОВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильно, на твой взгляд, блог отличается от электронного журнала? И есть ли вообще отличия?
С.БАРЫШНИКОВ: Что ты понимаешь под электронным журналом?
М.СПИРИДОНОВ: То, что позиционируют владельцы печатных изданий, как электронные версии своих журналов, или проекты типа Школы жизни, Мембрана.ру.
С.БАРЫШНИКОВ: Это коллективные блоги.
М.СПИРИДОНОВ: Мембрана позиционируется как электронный журнал, как и другой проект группы Болотова Drive2.ru.
С.БАРЫШНИКОВ: Вопрос в терминологии. Грань между блогом и электронным журналом расплывчатая. Как ни странно, мне кажется, что блоги несут меньшую ответственность за то, что в них написано.
М.СПИРИДОНОВ: Ты свой проект по каким-то соображениям называешь блогом? Он называется так потому, что он стоит на платформе WordPress, например?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, мы там постим только то, что интересно нам. За нами никто не стоит, нам всё равно на то, что происходит в блогосфере, мире. Случилось какое-то событие, которое нам интересно, мы его и запостили вне зависимости от того, будет ли кто-то еще эту информацию распространять.
М.СПИРИДОНОВ: Ты под названием “блог” что-то несешь, или мог бы назваться электронным журналом?
С.БАРЫШНИКОВ: Я считаю, что это блог. Может быть, блог-электронный журнал. На самом деле, я об этом никогда не думал.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что у блога меньше ответственности?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, электронный журнал – это политика хозяйств, учредителей, партий.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно ли такое, что твой блог, перейдя в руки какого-то издательского холдинга, станет электронным журналом, и практически ничего не изменится?
С.БАРЫШНИКОВ: Если у меня купят 100%, то конечно.
М.СПИРИДОНОВ: А что внешне должно измениться для того чтобы блог стал называться электронным журналом?
С.БАРЫШНИКОВ: Подача материала, цензура.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Эпиграф можно считать законченным. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеСергей Барышников родился 29 января 1976 года в Москве. В 1999 году окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «Обогащение драгоценных металлов». В Сети с 1995 года. Один из первых проектов — развлекательный ресурс «Хит-парад 20 века». В 1998 году вплотную занялся интернет-магазинами. Так, в июле 1999 года открыл Mobbiko.ru. В начале 2000-х купил сайт знакомств Kiss.ru. 1 июня 2009 года присоединился к работе над блогом Bigpicture.ru, который за месяц до того открыла его партнёр Евгения Молчанова. В июне 2010 года ресурс вышел на первое место в рейтинге блогов «Яндекса». Стремится стать первым российским блогером, который сумеет довести капитализацию своего блога до миллиона долларов. Одно из увлечений — путешествия по Южной Америке и Африке. Любимая страна — Италия. Женат. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом капитализация в миллион долларов должна быть измерена?
С.БАРЫШНИКОВ: Это доход за 1.5-2 года.
М.СПИРИДОНОВ: Ты хочешь сказать, что мультипликатор получится 1:1,5?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему так мало? Сейчас для интернет-бизнесов вполне подходят мультипликаторы в 5 годовых доходов. При оценке Mail.ru Group использовались вообще какие-то невероятные цифры.
С.БАРЫШНИКОВ: Не надо сравнивать Bigpicture с Mail.ru Group. Я считаю, что реально продаться за такие сроки. Я, конечно, буду рад, если эти сроки будут больше, но по тем предложениям, которые мне поступали, были именно такие цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Если продукт правильно и грамотно инвестиционно упаковать, то коэффициент будет 3-5.
С.БАРЫШНИКОВ: Согласен, мы просто этим еще не занимались.
М.СПИРИДОНОВ: Bigpicture – это ООО?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Давно?
С.БАРЫШНИКОВ: Месяц-полтора.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты сделал юридическое лицо? Без него вы не могли принимать рекламные деньги?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет, с приемом рекламных денег проблем не было, просто надо было решать вопрос с информационными агентствами. Для того чтобы создать юр.лицо была масса мелких причин.
М.СПИРИДОНОВ: На работе находится 2 человека?
С.БАРЫШНИКОВ: Да. Я и Женя Молчанова.
М.СПИРИДОНОВ: Вы являетесь совладельцами?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В какой пропорции?
С.БАРЫШНИКОВ: Не комментирую.
М.СПИРИДОНОВ: Ты доминирующий акционер?
С.БАРЫШНИКОВ: Не комментирую.
М.СПИРИДОНОВ: Регистрация – хорошая тенденция, которая проходит через весь интернет-бизнес последние пару-тройку лет. Для тебя это вынужденная мера, или ты подходишь к этому с социальной ответственностью?
С.БАРЫШНИКОВ: Никакой социальной ответственности. Накопилась масса мелких причин, по которым мы пришли к выводу, что пора регистрировать какую-то форму собственности, показывать своих доходы, заключать договоры и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Платить налоги?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, а как же? Раз ты ввязался во всё это, то надо платить налоги.
М.СПИРИДОНОВ: Ты занимаешься предпринимательством лет 15?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет, поменьше, с 1999 года.
М.СПИРИДОНОВ: Предыдущие проекты, которые упоминались в досье, не были такими заметными?
С.БАРЫШНИКОВ: Смотря с чем сравнивать.
М.СПИРИДОНОВ: С Bigpicture.
С.БАРЫШНИКОВ: Это были интернет-магазины, интернет-торговля. Mobbiko.ru был довольно заметным интернет-магазином. На пике – в 2002-2003 годах у него были обороты до 2 миллионов долларов в месяц. Для тех времен это довольно серьезные обороты.
М.СПИРИДОНОВ: В общем-то и сейчас эти цифры вполне приличные. Ты был его единственным владельцем?
С.БАРЫШНИКОВ: Мы с братом были совладельцами.
М.СПИРИДОНОВ: Какова судьба у этого проекта?
С.БАРЫШНИКОВ: Такая же, как и у всего рынка мобильных телефонов. Он был продан не на пике, к сожалению. Когда рынок стал умирать, когда все стали биться за 1-2 процента маржи, появилось понимание, что рынка дальше не будет, и мы его продали.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько по времени вы вели проект?
С.БАРЫШНИКОВ: Порядка 5-6 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Достаточно большой промежуток времени.
С.БАРЫШНИКОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Деньги, которые с него был получены, были нормальными?
С.БАРЫШНИКОВ: Смотря что подразумевать под нормальными. На них удалось создать сеть интернет-магазинов, которые были более мелкими, но которые занимали какую-то долю рынка. В 2007 году я завязал с интернет-торговлей, и больше туда никогда не вернусь.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
С.БАРЫШНИКОВ: Я очень сильно разочаровался в продаже товаров. Я насытился всеми процессами, которые связаны с торговлей: потребительским экстремизмом, битвой за 2% маржи. Я больше не хочу этим заниматься. Блогосфера намного приятнее, понятнее и интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: В том числе и компактней, потому что нет логистики?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, потому что нет офисов, нет огромных расходов на сотрудников. В компании было уже за 100 сотрудников, всеми ими приходилось управлять. Все управляющие функции замыкались на мне, и в какой-то момент мне всё это перестало быть интересным. Перенасыщение произошло.
М.СПИРИДОНОВ: Проект Kiss.ru, который ты вел с начала 2000-х годов, прозвучал?
С.БАРЫШНИКОВ: На тот момент это был самый популярный сайт знакомств, тогда не было Мамбы, Loveplanet и так далее. Он был очень интересным, но на него категорически не хватало времени, потому что все 25 часов в сутки занимал Mobbiko. В плане Kiss.ru были интересные события, когда люди каждую пятницу в Москве, Питере, Киеве и Новосибирске спонтанно собирались, никто их не организовывал, и происходили движухи. Можно было приехать в пятницу в Колпино, а проснуться в субботу в Киеве. Это со мной происходило несколько раз.
М.СПИРИДОНОВ: Как это происходило?
С.БАРЫШНИКОВ: Люди начинали созваниваться, рассказывать, что происходит в городах. Десятки, даже сотни людей собирались с помощью Кисса.
М.СПИРИДОНОВ: Получилось большое сообщество, а не сайт знакомств в его сегодняшнем понимании, где каждый за себя?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, тогда это было в диковинку.
М.СПИРИДОНОВ: Какой формат имел сайт?
С.БАРЫШНИКОВ: Те же анкеты, только не было никаких смс-сервисов.
М.СПИРИДОНОВ: Как-то он монетизировался? За счет рекламы?
С.БАРЫШНИКОВ: Там висели баннеры. Это был побочный проект. Сейчас я бы всё делал по-другому, но тогда мне некогда было им заниматься, и я его продал.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени ты им занимался?
С.БАРЫШНИКОВ: Года 3-4. Он просто лежал, с него капали деньги с рекламы, которые окупали хостинг и пару сотрудников. В какой-то момент он был первым.
М.СПИРИДОНОВ: Вырисовывается интересная картинка: получается, что начало 2000-х ты провел в заботах о магазине Mobbiko, параллельно присутствовал на сайте знакомств. Продав всё это в 2007 году, стал отходить от электронной коммерции, так?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, я практически год ничем не занимался, отдыхал от всего.
М.СПИРИДОНОВ: Здорово. Ничем не занимался по какой причине? Путешествовал?
С.БАРЫШНИКОВ: Съездил на чемпионат Европы по футболу, думал, гулял, путешествовал. В итоге, надо же было чем-то заниматься, я соскучился по деятельности.
М.СПИРИДОНОВ: Надо было заниматься почему? Деньги кончились?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет. Когда ты 10 лет прожил активно, без выходных, полгода-год ничегонеделания утомляют. Мне хотелось к чему-то вернуться, но к чему-то более спокойному. Так получилось, что я вошел в несколько развлекательных проектов небольшого масштаба.
М.СПИРИДОНОВ: Наподобие Фишки?
С.БАРЫШНИКОВ: Да. Мне хотелось понять, чем они дышат, возможно, приобрести пару проектов. Мне хотелось понять их кухню. Я полгода поработал в этом направлении, понял, как они продают рекламу, какой контент пользователям интересен.
М.СПИРИДОНОВ: Поработал как наемный сотрудник?
С.БАРЫШНИКОВ: Практически да. Как управляющий с долей от прибыли.
М.СПИРИДОНОВ: Это был не один из проектов РБК? Они много таких проектов купили.
С.БАРЫШНИКОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Вслед за этим ты принял решение, что можно сделать что-то свое?
С.БАРЫШНИКОВ: После неудачной попытки купить подобный проект, я с удовольствием вошел в Bigpicture и работаю там уже 2 года.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда Bigpicture ничего серьезного собой не представлял с точки зрения актива? Это был один из множества блогов?
С.БАРЫШНИКОВ: Это был сделанный за 100 долларов блог на wordpress. Женя к тому времени потеряла работу, и ей хотелось заняться чем-то своим. У нее никогда до этого не было своего бизнеса, она была обычным наемным сотрудником в Харькове, и она создала блог. Она понимала, какой контент пользователям интересен, но как его монетизировать и как его раскручивать представления она не имела, она просто решила окунуться в омут. В мае 2009 года она делала один пост в день и не понимала, что ее ждет дальше. Мы с ней поговорили, я ей описал свое видение проекта, написал, за счет чего можно зарабатывать деньги и как его развивать и, начиная с 1 июня 2009 года, мы начали совместную деятельность: Женя занимается контентом, я занимаюсь раскруткой и монетизацией.
М.СПИРИДОНОВ: Ты контента совсем не касаешься?
С.БАРЫШНИКОВ: Касаюсь. Бывают спорные материалы, и Женя спрашивает совета, будем мы публиковать материал или нет. Она живет на Украине до сих пор, а я в Москве, и не всегда московские события ей бывают понятны, она не может проникнуться ими. В таких случаях я ей что-то советую, но мы стараемся не лезть в дела друг друга, так как у нас был неудачный опыт.
М.СПИРИДОНОВ: Грубо говоря, редакционная политика находится полностью в ее ведении?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, на 95%.
М.СПИРИДОНОВ: Как тебя вообще занесло в медиа? Получается, что ты резко сменил курс, перейдя из области электронных продаж и розницы в область создания медиа-ресурса, в область работы с информацией.
С.БАРЫШНИКОВ: Я же сейчас занимаюсь продажами, только я продаю не пылесос или холодильник, я продаю рекламные площади. Их продавать намного интереснее и прибыльнее. Я от этого получаю истинное удовольствие.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты по профилю продавец? Профиль не менял?
С.БАРЫШНИКОВ: Я люблю продавать, и я буду продавать. Я всегда занимался раскруткой проектов. Когда был Mobbiko, я также отвечал за раскрутку.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня поговаривают о том, что Bigpicture использует в том числе и черные методы поисковой оптимизации. Это так?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет, это происки конкурентов.
М.СПИРИДОНОВ: А серые?
С.БАРЫШНИКОВ: А что Вы понимаете под серыми?
М.СПИРИДОНОВ: Можно долго дискутировать. Задам вопрос по-другому: используете только белые методы, или есть какие-то приемы, которые не очень очевидны и не полностью укладываются в список, который вывешен в Яндексе.Вебмастер.
С.БАРЫШНИКОВ: Я не сеошник, я маркетолог. В этих нюансов я могу заблуждаться, но я точно знаю, что мы ничего плохого не делаем.
М.СПИРИДОНОВ: Нет опасности, что вас пессимизируют?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Ходят разговоры о том, что во многом рейтинг Bigpicture в Яндекс.Блогах надут за счет различных подковерных решений.
С.БАРЫШНИКОВ: Покупки ссылок?
М.СПИРИДОНОВ: Покупка ссылок хотя и многими порицается, но используется всеми. Она более или менее прозрачна.
С.БАРЫШНИКОВ: Максим, на рынке блогосферы, как и на остальных рынках, есть куча неудачников, которые, чтобы продать свои неудачи, пытаются придумать оправдания. Будь кто угодно на первом месте, про него будут сочиняться легенды, на которые у нас с тобой не хватит фантазии. Я к этому отношусь спокойно, потому что я знаю, что у нас ничего противозаконного не применяется.
М.СПИРИДОНОВ: Для тебя важно нахождение Bigpicture на первом месте?
С.БАРЫШНИКОВ: Да. Раньше это было не очень принципиально. С одной стороны, что касается трафика рейтинга блогов, то он уменьшился в 3 раза по сравнению с осенью. С другой стороны, оттуда идут рекламодатели, и этого нельзя не замечать.
М.СПИРИДОНОВ: Каков этот трафик? Какой он был и какой он сейчас именно с Яндекс.Блогов?
С.БАРЫШНИКОВ: Был 10-12 тысяч, сейчас 3-4 тысячи.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, не очень большой.
С.БАРЫШНИКОВ: Он очень ценный. Он намного ценнее, чем трафик с Яндекса и Гугла. Количество просмотров страниц и время препровождения на сайте там больше.
М.СПИРИДОНОВ: Люди идут смотреть конкретно блоги?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какая средняя глубина просмотра и среднее время на сайте?
С.БАРЫШНИКОВ: 4-5 страниц и порядка 4 минут.
М.СПИРИДОНОВ: Неплохо. Для журнала это вполне хорошие показатели.
С.БАРЫШНИКОВ: Для блога это отличные показатели.
М.СПИРИДОНОВ: Вы их специально достигали? Они менялись со временем?
С.БАРЫШНИКОВ: Они немного меняются. За последние полгода мы увеличили количество постов в сутки. Если раньше было порядка 5-6 постов в будни, то сейчас мы стараемся делать 8-10 постов. Соответственно, цифры немного поменялись.
М.СПИРИДОНОВ: Чем вы руководствуетесь, добавляя 8-10 постов в сутки? Их прочитать сложновато.
С.БАРЫШНИКОВ: Мы делали и 15, и 20 постов в сутки, люди такое количество не успевают читать. Эта цифра достигнута опытным путем. Мы играли с выводом определенного количества постов на главной странице и пришли к тому, что надо делать 8-10 постов в сутки и выводить 15 постов на главную страницу.
М.СПИРИДОНОВ: 15 последних?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это можно воспринимать как рекомендацию? 8-10 постов для блога – опти мальное число?
С.БАРЫШНИКОВ: У кого-то результаты эксперимента могут быть другими, у нас же они именно такие.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Твой проект сильно завязан на тебе? Bigpicture без тебя будет работать, изменится?
С.БАРЫШНИКОВ: Если там не будет либо меня, либо Жени, Bigpicture не будет в том виде, в котором он сейчас есть.
М.СПИРИДОНОВ: Это может быть самой главной проблемой при продаже проекта.
С.БАРЫШНИКОВ: Да, я это осознаю.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не думал о том, чтобы подготовить редакцию?
С.БАРЫШНИКОВ: Проблема в том, что я каждую неделю слышу “Давайте сделаем на основе Bigpicture соц.сеть для фотографов” или “Давайте наймем редакцию, снимем офис”. Всё это приведет к тому, что мы превратимся в 1001-ый СМИ. У нас увеличится трафик, но мы не хотим быть 1001-ым СМИ, мы хотим быть первым блогом. Мы хотим существовать в том виде, в котором мы существуем сейчас, в нем мы чувствуем себя комфортно, уютно, и он позволяет нам зарабатывать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Если в начале программы мы поняли, что различия между электронным журналом и блогом довольно призрачные, то как же мы поймем переход из блога в СМИ?
С.БАРЫШНИКОВ: Будет понятно, что пишут десятки авторов, потому что у всех разная подача материала, кто-то пишет об одном, кто-то о другом. Сейчас есть одна Женя, которая постит информацию и, тем самым, собирает аудиторию, потому что аудитории интересно именно то, что постит она. Всё очень просто! Когда будет десяток авторов, то будет не то.
М.СПИРИДОНОВ: Женя – автор каждого из постов, появляющегося на Bigpicture? Компилятор?
С.БАРЫШНИКОВ: Естественно, появляются посты, которые мы делаем сами. Например, сейчас мы с тобой разговариваем, а Женя находится в пресс-туре во Львове, соответственно, завтра и послезавтра будут появляться фотографии и тексты, сделанные именно ею.
М.СПИРИДОНОВ: Какой процент уникального контента и компиляции?
С.БАРЫШНИКОВ: Наших постов – один-два в неделю.
М.СПИРИДОНОВ: Именно репортажи Жени?
С.БАРЫШНИКОВ: Необязательно Жени, иногда я делаю фотографии. Если какое-то событие происходит в Москве, и мне интересно его снять, то я поеду и буду его снимать, и на Bigpicture появится репортаж.
М.СПИРИДОНОВ: Ты фотографией занимаешься? Ты хорошо снимаешь?
С.БАРЫШНИКОВ: Не то, чтобы мегахорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Какой у тебя фотоаппарат?
С.БАРЫШНИКОВ: Nicon.
М.СПИРИДОНОВ: Мне это ничего не скажет, но я думаю, что многим, кто нас слушает, это о чем-то сможет сказать. Какой конкретно?
С.БАРЫШНИКОВ: Это никому не интересно. Я не профессиональный фотограф и не собираюсь им становиться, мне это не очень интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе хватает мастерства для того чтобы делать подборку фотографий для постов в Bigpicture?
С.БАРЫШНИКОВ: Да. Я не хочу, чтобы люди не говорили о том, что горизонт завален.
М.СПИРИДОНОВ: Горизонт у тебя в порядке?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это хорошо. Ты не привлекаешь никаких фрилансеров, корреспондентов, журналистов?
С.БАРЫШНИКОВ: Фрилансеры есть. Например, я ничего не понимаю в программировании. Если мне надо повесить какой-то виджет, то я привлекаю программера. Если Женя не успевает, например, она уехала в пресс-тур, материалы же должны выходить, значит, привлекается фрилансер, который есть под боком. Фрилансеры периодически привлекаются, но их доля незначительна.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, возвращаемся снова к тому, что у Bigpicture есть 2 сотрудника: управленец и продавец, то есть ты, и твоя коллега, занимающаяся редакционной составляющей?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В этом смысле еще раз скажу о том, что проблемно будет продать проект. Сейчас возвратимся к предметным вещам. Блог монетизируется только через продажу баннерных мест и рекламные посты?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет. Баннеры мы продаем редко. За всю историю Bigpicture мы их продавали пару раз. Рекламные посты и фоторепортажи – самая высокодоходная часть.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоит фоторепортаж?
С.БАРЫШНИКОВ: Поехать и снять какой-то коттеджный поселок стоит 20-30 тысяч рублей?
М.СПИРИДОНОВ: Включая публикацию?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я видел, что расценки в блоге teh_nomad (не знаю, был это фейк или нет) на интервью с мистером Икс от 40 тысяч.
С.БАРЫШНИКОВ: Это фейк.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Откуда ты знаешь?
С.БАРЫШНИКОВ: Я в курсе того, что и сколько стоит в блогах.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько может стоить подобное интервью, как ты думаешь?
С.БАРЫШНИКОВ: Я думаю, что в 2-3 раза дешевле.
М.СПИРИДОНОВ: То есть 15-20?
С.БАРЫШНИКОВ: Я точные цифры тебе не скажу. Мало ли какие договоренности есть у людей, но это не стоит тех денег, о которых ты сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько рекламных постов у тебя в неделю выходит?
С.БАРЫШНИКОВ: Я стараюсь отталкиваться от того, что каждый 10-ый пост на Bigpicture должен быть рекламным?
М.СПИРИДОНОВ: Получается?
С.БАРЫШНИКОВ: Наполняемость порядка 80%. Как только наполняемость начинает приближаться к 100%, я сразу повышаю цены.
М.СПИРИДОНОВ: Получается около 5-7 постов в неделю?
С.БАРЫШНИКОВ: Больше.
М.СПИРИДОНОВ: Я посчитал, что рекламный – каждый 10-ый.
С.БАРЫШНИКОВ: Есть же еще выходные. Порядка 7-10 постов в неделю.
М.СПИРИДОНОВ: Партнерские программы есть?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет, партнерских программ у нас нет, я не люблю с ними работать. Есть продажа контекстных ссылок и статей.
М.СПИРИДОНОВ: Контекстных ссылок в постах или внизу через ссылочные биржи?
С.БАРЫШНИКОВ: Прямо в постах.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоит такая услуга?
С.БАРЫШНИКОВ: В зависимости от параметра страницы от 20 до 50 долларов. В посте продается до трех ссылок.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что доход с проекта составляет от 250-300 до 400 тысяч рублей в месяц?
С.БАРЫШНИКОВ: В данный момент похожие цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом удается выходить на довольно серьезных рекламодателей? Я помню, что у тебя был Макдональдс. Я думаю, ты сам можешь назвать список наиболее заметных брендов.
С.БАРЫШНИКОВ: У нас были Макдональдс, Кока-кола, Киа, Хонда, пивные бренды, Касперский и так далее. У нас была масса мировых брендов. Каким образом? Либо через рекламные агентства, либо мы сами присылаем предложения им.
М.СПИРИДОНОВ: Каких сейчас рекламодателей больше: тех, кто приходит из агентства, или тех, которых вы находите сами? Или они вас находят?
С.БАРЫШНИКОВ: Рекламные агентства сейчас нам присылают около 20%.
М.СПИРИДОНОВ: Сами вас находят сколько процентов?
С.БАРЫШНИКОВ: На репортажи или рекламные посты?
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, что репортаж является промо-постом.
С.БАРЫШНИКОВ: Рекламный пост: покупайте наш товар, он у нас самый лучший, мы его быстрее всех привезем.
М.СПИРИДОНОВ: Я не думаю, что кому-то это интересно.
С.БАРЫШНИКОВ: Такие посты есть, они стоят своих денег, люди получают трафик и реальные заказы. Если говорить о репортажах из серии “Один день из жизни компании”, то подобных клиентов мы чаще находим сами.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к репортажам. Их сколько вы находите сами?
С.БАРЫШНИКОВ: 90% репортажей мы находим сами.
М.СПИРИДОНОВ: Происходит событие, находится интересная компания, и вы с ними связываетесь?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ты с ними связываешься, говоришь: “Ребята, есть такое предложение, мой блог №1, давайте сделаем репортаж. Это стоит столько-то”?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какое количество отказов ты получаешь?
С.БАРЫШНИКОВ: Это зависит от отрасли.
М.СПИРИДОНОВ: Кто самые сговорчивые?
С.БАРЫШНИКОВ: Последний из самых сговорчивых – бытовые услуги, а именно “Муж на час” – розетки починить, звонок и т.д. Из 10 отосланных предложений в первый час откликнулись четверо.
М.СПИРИДОНОВ: Удивительно. Почему, как ты думаешь?
С.БАРЫШНИКОВ: У людей, видимо, застой на рынке, соответственно, им хочется создать движуху. Из 200 отосланных предложений по кондиционерам 3 написали: “Вы что, с ума сошли? Мы уже и так всё продали”.
М.СПИРИДОНОВ: Если вы присылали это прошлым летом в Москве, то ничего удивительного.
С.БАРЫШНИКОВ: Нет, мы посылали это предложение 2-3 недели назад.
М.СПИРИДОНОВ: Как удалось вывести проект, который, на первый взгляд (это не мое мнение, а мнение многих блогеров), ничем уникальным не отличается, на первую позицию и так давно его там держать?
С.БАРЫШНИКОВ: Почему не отличается? Есть какие-то проекты, которые похожи на наш?
М.СПИРИДОНОВ: Есть ряд проектов, которые работают по тем же принципам. В своей статье о типах блоггеров (“10 портретов топ-блогеров Рунета”) я указывал их. Например, Etoday в каком-то смысле похож на ваш блог.
С.БАРЫШНИКОВ: Он единственный, кто более или менее похож на наш, но он более гламурный и глянцевый. У нас нет моделей, про которых на Etoday каждый второй пост, у нас нет часов. Мы более социальные, нам важны шахтеры, проститутки.
М.СПИРИДОНОВ: Вы стараетесь быть ближе к народу?
С.БАРЫШНИКОВ: Да. Те фотоблоги нашего формата, которые появляются, которые стараются нас в чем-то копировать, не живут более 3-4 месяцев, потому что это каторжный труд. Надо 20-25 часов в сутки на двоих тратить на блог, что не каждый себе может позволить. Те, кто какой-то период времени позволяют себе это делать, не могут его монетизировать, а когда нет финансовой отдачи, тема затухает. Пример такого фотоблога я вижу раз в 2-3 дня.
М.СПИРИДОНОВ: Что сделало Bigpicture первым в русской блогосфере? Это грамотная работа по продвижению, в том числе и попытка оптимизации?
С.БАРЫШНИКОВ: Нет, просто мы знаем, что интересно людям и что им интересно каждый день. Не просто случилось событие, мы его описали, и на месяц про нас все забыли. Мы стараемся делать каждый день какой-то материал, который по-любому заинтересует человека. Он приходит, увидит 10 постов, и хоть один-два ему будут интересны. Мы стараемся охватить максимальное количество людей. Мы знаем, что собой представляет наша аудитория, и преподносим ей тот материал, который она хочет увидеть.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь ввиду именно массовую публику, а не эстетствующих, то есть тех, на кого нацелен Etoday и другие?
С.БАРЫШНИКОВ: Он не то, чтобы на них нацелен, у них всё в порядке с Seo, поэтому у них больше посещаемость, чем у Bigpicture. Мы же знаем, что собой представляет наша аудитория, какие у нее предпочтения.
М.СПИРИДОНОВ: Что собой представляет ваша аудитория, если не секрет?
С.БАРЫШНИКОВ: Офисный планктон. Ребята 22-30 лет, в большинстве своем это мужчины (61%), которые начинают свой день с Bigpicture.
М.СПИРИДОНОВ: Те, кто любит “повтыкать”?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, но у нас нет постов из серии “Самый зачетный чел из Казантипа”.
М.СПИРИДОНОВ: Почему таких нет?
С.БАРЫШНИКОВ: Это фишки. Мы можем по-другому преподнести ту же тематику, например “как изменялись модели Playboy за последние 50 лет”. Такой пост будет не менее втыкабельным.
М.СПИРИДОНОВ: Вы чуть более эстетствующие?
С.БАРЫШНИКОВ: Мы не прямо смотрим на вопросы, мы смотрим на них со своим подходом. Этот подход устраивает 25-30 тысяч человек в день.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не можешь понимать, что некий крен в сторону Фишек вам массовости добавит, то есть чуть больше раздетых женщин, чуть больше сцен насилия, приколов за гранью того, что считается моральным, видео. Тем не менее, вы не постите такие материалы, у вас есть какая-то грань.
С.БАРЫШНИКОВ: Да, мы эту грань четко чувствуем. Мы знаем, что стоит постить, а что нет.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем вы эту грань ставите? Вы хотите подсократить аудиторию и отдать тех, кто жаждет женского тела и насилия, Фишкам?
С.БАРЫШНИКОВ: Есть несколько причин. У нас есть офисный планктон. Не каждый будет смотреть на сиськи на работе. Не каждый рекламодатель, который размещается у нас, будет размещаться на Фишках. Нас многие четко разграничивают.
М.СПИРИДОНОВ: Мотив заключается в том, чтобы не запятнать издание желтизной для того чтобы оставить себе респектабельного рекламодателя?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: И всё-таки, каким образом Bigpicture стал первым блогом в Яндексе?
С.БАРЫШНИКОВ: Мы больше всех захотели этого.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы для этого сделали? Я представляю, как вы сидели в темной комнате, сильно пыжились, напрягли кулачки и хотели.
С.БАРЫШНИКОВ: Я тебе даже открою небольшой секрет: с Женей мы первый раз увиделись спустя год после запуска Bigpicture.
М.СПИРИДОНОВ: Это довольно частая история с удаленными работниками. После того как я продал проект Memory.ru за несколько сотен тысяч долларов, я наконец познакомился с главным программистом проекта – девушкой, которая живет в Киеве (Наташей Ивашкевич).
С.БАРЫШНИКОВ: Да, это обычная история, соответственно, никаких темных комнат не было. На самом деле, это ежедневный тяжелый труд. Мы добились того, чтобы нас активно цитировали блогеры и сайты.
М.СПИРИДОНОВ: Именно за счет активного цитирования вы пробились вперед?
С.БАРЫШНИКОВ: Рейтинг блогов Яндекса состоит на 90-95% основывается на ссылках. Другой вопрос, что разные ссылки имеют разный вес. Яндекс постоянно что-то крутит. Нас активно цитируют соц.сети, блоги.
М.СПИРИДОНОВ: Какое количество ссылок появляется ежедневно? Ты считаешь этот показатель?
С.БАРЫШНИКОВ: Сколько на нас ставят?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
С.БАРЫШНИКОВ: От 300 до 1000.
М.СПИРИДОНОВ: Естественных?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы что-то докупаете?
С.БАРЫШНИКОВ: В соц.сетях нет.
М.СПИРИДОНОВ: А в блогах?
С.БАРЫШНИКОВ: В блогах практически нет. В последние 2-3 месяца я начал пробовать заниматься Seo и что-то докупал, сейчас не докупаю, потому что ничего нет лучше естественных ссылок, а это пустая трата денег.
М.СПИРИДОНОВ: Ссылки рождаются за счет контента, который попадает в десятку?
С.БАРЫШНИКОВ: За счет контента №1.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. У проекта есть сателлиты, насколько я знаю: AnimalPicture.ru, Блог о знаменитостях.
С.БАРЫШНИКОВ: Мы их забросили.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
С.БАРЫШНИКОВ: Потому что они на каком-то этапе были выгоды, но потом Яндекс посчитал, что все они сделаны в поддержку Bigpicture, и нанес на них АГС, мы на них и забили.
М.СПИРИДОНОВ: АГС – пессимизация?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, он оставил 10 страниц в индексе.
М.СПИРИДОНОВ: Ты как-то сказал: “У меня четкое мнение, что будущее только за блогоагрегаторами, коллективными блогами, как угодно их можно называть. Мы тоже двигаемся в этом направлении и объединяем вокруг Bigpicture талантливых блогеров, которые ведут тематические блоги”. Что ты имел в виду?
С.БАРЫШНИКОВ: Тогда я и имел в виду, что мы будем создавать сеть тематических блогов: авто, спорт, туризм и так далее, и лучший материал привлекать на Bigpicture. Это было год или полтора назад. Сейчас я считаю, что тогда я заблуждался.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас все усилия сосредоточены исключительно на Bigpicture?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас еще раз тебя процитирую. Фото с Марша несогласных у нас никогда не будет.
С.БАРЫШНИКОВ: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: Почему, учитывая то, что сегодня блогосфера Рунета – это место оппозиции, протестное место?
С.БАРЫШНИКОВ: Потому что мы не бежим, как многие фотоблогеры, 31 числа на Маяковку снимать Лимонова, Каспарова, Немцова и так далее. Их хлебом не кормить, но надо прибежать и сфотографировать. Я считаю, что нашей аудитории это неинтересно, ей фиолетово на все эти движения, потому что люди просто пиарятся и ничего не собираются добиваться. Зачем всё это постить в 2001-ый раз?
М.СПИРИДОНОВ: Вашей аудитории вообще интересна политика?
С.БАРЫШНИКОВ: Конечно. Ведь все еврейские темы собирают массу комментариев.
М.СПИРИДОНОВ: Это не политика, это терки на скамейке.
С.БАРЫШНИКОВ: Будет какая-то терка с газом, Украиной, мы сделаем пост, и обязательно прибегут люди и напишут сотни комментариев.
М.СПИРИДОНОВ: Я смотрю, что количество комментариев у вас достаточно небольшое.
С.БАРЫШНИКОВ: Есть посты, которые публиковались год назад или полгода назад, но на них до сих пор люди ежедневно приходят и обсуждают их. Если мы опубликуем пост про заброшенный аэродром, то люди не будут обсуждать эту тему, а живые темы, например, неонацистов, люди до сих пор обсуждают. Если отбросить спам, то в день набегает около 300 комментариев.
М.СПИРИДОНОВ: Совокупно по всем постам?
С.БАРЫШНИКОВ: Да, мне кажется, это нормально для такого количества аудитории.
М.СПИРИДОНОВ: Есть разная публика с точки зрения комментирования. Твой офисный планктон не очень настроен что-то комментировать.
С.БАРЫШНИКОВ: Он посмотрел, повтыкал, как ты говоришь, и, может, нажал кнопку “Like”.
М.СПИРИДОНОВ: Есть известная песня “Каждую пятницу я …, но каждый понедельник я огурцом”.
С.БАРЫШНИКОВ: Да, узнаю свою аудиторию.
М.СПИРИДОНОВ: Грустный портрет получается.
С.БАРЫШНИКОВ: Почему? Они ходят в рестораны, они покупают машины, они ездят в Турцию. Это рай для рекламодателей.
М.СПИРИДОНОВ: Классика обывателей. Оставим их моральные качества на их собственный суд. Сейчас настала пора поговорить в формате Блиц. Я задам несколько вопросов, на которые прошу ответить коротко.
С.БАРЫШНИКОВ: Ок.
М.СПИРИДОНОВ: Стоит ли блогеру монетизировать свой блог с первых дней?
С.БАРЫШНИКОВ: С первых дней нет, а с 3-5-ого месяца да.
М.СПИРИДОНОВ: Что из твоего предшествующего опыта в веб-бизнесе помогло при создании Bigpicture?
С.БАРЫШНИКОВ: Опыт понимания того, что интересно среднестатистическому пользователю.
М.СПИРИДОНОВ: Главные SEO-запросы, по которым ты раскручиваешь свой блог, или по которым заходят в блог?
С.БАРЫШНИКОВ: Новости в фотографиях.
М.СПИРИДОНОВ: Известны “три С” в интересах аудитории: секс, скандалы, смерть. А что идёт по популярности после них?
С.БАРЫШНИКОВ: Тоже на “С”?
М.СПИРИДОНОВ: Можно и на другие буквы.
С.БАРЫШНИКОВ: Тогда политика, хотя нет – деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Да, пожалуй, это так. Богатство, в случае если говорить о визуализации этих денег. Блиц закончен, но я не задал несколько вопросов, о которых хотелось бы поговорить, поэтому впервые в истории программы я вернусь назад. Прежде чем обращаться к вопросам пользователей, задам 2-3 вопроса от редакции. Как ты относишься к актуальным событиям блогосферы (DDoS ЖЖ, действия Навального)?
С.БАРЫШНИКОВ: Я стараюсь следить за этими движениями. К тому, что делает Навальный, отношусь крайне положительно, я высылал два раза деньги на РосПил. Даже когда были виртуальные выборы мера, мы сделали специальный пост, что Bigpicture поддерживает Навального. Нам Алексей прислал тогда удивленное письмо со словами “Вам кто-то денег заплатил?”. Это было наше желание.
М.СПИРИДОНОВ: Ты поддерживаешь не как частное лицо, а как издатель?
С.БАРЫШНИКОВ: Bigpicture поддерживает Алексея Навального.
М.СПИРИДОНОВ: Но не оппозицию в целом?
С.БАРЫШНИКОВ: В оппозиции много мутных людей, поэтому я не могу сказать, что мы поддерживаем оппозицию.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим о противостоянии Stand-alone и блогхостинга. Как бы ты порекомендовал действовать начинающим блогерам сейчас?
С.БАРЫШНИКОВ: Попробуйте, что такое ЖЖ, что такое Liveinternet, поймите, блог – это ваше или нет, потом собирайте свои пожитки и переходите на отдельный домен, потому что за ним будущее. Только отдельный домен сможет принести деньги, и вы сможете уволиться со своей основной работы.
М.СПИРИДОНОВ: Там вы владеете всем, получается?
С.БАРЫШНИКОВ: Да. В конце концов, вы сможете продать свой блог, что нельзя сделать в ЖЖ. Рекламодателям больше нравятся автономные блоги.
М.СПИРИДОНОВ: Это спорное утверждение, потому что ЖЖ имеет сильный пиар.
С.БАРЫШНИКОВ: Но для рекламодателей больше рекламных возможностей именно в отдельных блогах, а никак не в ЖЖ.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к вопросам слушателей. Задам вопрос от terehoff – твоего коллеги – блоггера. Cколько "закладочного" трафика, сколько поискового, сколько идет с подписки, сколько с твиттера и социальных сетей?
С.БАРЫШНИКОВ: Закладочный трафик – 40%, поиск - 20-25% в зависимости от событий, происходящих в мире, ВКонтакте – 3-4 тысячи в день, Facebook – 1000, Твиттер – 500-1000.
М.СПИРИДОНОВ: Malik Lysatchov спрашивает: “Какие перспективы развития на год, 3 года? Возможны ли интеграции с другими интересными сервисами?”.
С.БАРЫШНИКОВ: Маловероятно, потому что из того, что нам предлагали, нам было мало, что интересно, хотя предложения поступали и от крупных порталов. Что касается развития, то в плане контента всё будет также, в плане рекламных возможностей – будет масса нового. Один из проектов, который начнется буквально через 2-3 недели, будет первым в Рунете.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, ты в интервью говорил о том, что в сентябре случится нечто, и что это нечто потрясет основы мироздания.
С.БАРЫШНИКОВ: Могу сказать эксклюзив для твоей программы.
М.СПИРИДОНОВ: Давай.
С.БАРЫШНИКОВ: Первого сентября стартует проект, суть которого заключается в том, что семья блогеров будет жить исключительно за счет своего блога целый месяц. Партнеры блога предоставят жилье, еду, транспорт, развлечения, туризм и так далее. Мы будем жить только за счет своего блога и не потратим ни копейки, даже наша кошка будет есть еду от партнера.
М.СПИРИДОНОВ: Семья блогера – твоя семья?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. А что за партнер, или это группа партнеров?
С.БАРЫШНИКОВ: С партнерами уже есть предварительные договоренности, это серьезные бренды. Все остальные будут, видимо, привлекаться по ходу эксперимента.
М.СПИРИДОНОВ: Он стартует первого сентября?
С.БАРЫШНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как он будет называться?
С.БАРЫШНИКОВ: У нас есть несколько названий, в конце мая мы объявим точное название. У нас будет серьезная информационная поддержка, и всё будет хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Какие перспективы у этой истории? Масштаб?
С.БАРЫШНИКОВ: Аудитория увеличится в разы, как мне кажется.
М.СПИРИДОНОВ: Это будет отдельный блог, а не Bigpicture?
С.БАРЫШНИКОВ: Это будет в рамках Bigpicture, это специальный проект – реалити-шоу. Мы будем загружать видео несколько раз в день, фоторепортажи. На Bigpicture будет создан отдельный раздел, но посты будут попадать в основную ленту. У меня есть концепция, к которой я всё больше и больше склоняюсь: продавать рекламные посты – не совсем правильный ход. Блогер должен жить за счет своего блога. Рекламодатели, партнеры должны предоставлять свои услуги, товары, а блогер – описывать свои впечатления от использования продукции и жить за счет этого.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мстислав Колючий пишет: “Попросите, пожалуйста, Сергея прокомментировать две фразы: “Я ворую фотографии с других ресурсов” и “Я беру фотографии с других ресурсов”. И понимает ли он разницу между “ворую” и “беру”?”.
С.БАРЫШНИКОВ: История с воровством – очень актуальная для нас история. Как правило, эти истории развивают начинающие фотографы с претензией на профессионализм и с криком “Мы тут всё фотографируем, а ресурсы, такие как Bigpicture, у нас всё воруют и не дают нам развиваться”. На самом деле, никто их фотографии не берет, потому что они еще до конца не научились фотографировать. В результате, получаются смешные ситуации, когда мы берем какой-то пост у фотоблогера. Например, он сгонял в Бельгию, сделал фотки, у него всё красиво получилось, мы с ним договорились, разместили материал у себя, поставили на него ссылки, и он через 3-4 часа пишет: “Bigpicture молодцы, я получил 1000 человек, у меня 100 подписчиков, я очень доволен, я буду вам все время присылать материал”. В то же время в комментариях начинается возня о том, что Bigpicture опять своровал, не дает независимых фотографам развиваться. Без улыбки к этой проблеме я относиться не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Хочешь сказать, что сегодня все фотографии, находящиеся у вас, находятся у вас на законных основаниях, и они не сворованы?
С.БАРЫШНИКОВ: Если пост полностью взят из ЖЖ, то в обязательном порядке стоит активная ссылка на автора в начале поста. Пост начинается с фразы “Такой-то фотоблогер съездил туда-то, что он нам и хочет показать”. Если мы сами собираем материал, переводим что-то с иностранных источников, то в обязательном порядке указывается автор каждой фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: С архивной ссылкой?
С.БАРЫШНИКОВ: Мы же не знаем, какое агентство он представляет, мы указываем автора. Всего один раз у нас была ситуация, когда нам написал марокканец, который попросил снять фотографию, которую мы опубликовали год назад, и мы ее сняли. Все довольны тем, что мы размещаем фотографии, недовольны только блогеры “а-ля правдорубы”, которым только дай за что-нибудь побороться.
М.СПИРИДОНОВ: Ты утверждаешь, что у тебя всё законно?
С.БАРЫШНИКОВ: У меня всё в порядке. Если у кого-то есть какие-то претензии, они могут написать мне, и мы решим вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Последний вопрос. Владислав Коробов спрашивает: “Как вы думаете: лучше больше картинок на площадь странички или меньше картинок, побольше скроллинга?”. Сколько картинок постить на одну страничку?
С.БАРЫШНИКОВ: Бог его знает. Постите, сколько вам угодно. Всё зависит от того, какие картинки, какого качества. Много нюансов.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом и закончим. Мы все темы обсудили. Я тебя благодарю за то, что нашел время пообщаться. Спасибо за откровенность. Я уверен, что программа будет полезна и любопытна многим нашим слушателям. Если есть, что добавить, то говори.
С.БАРЫШНИКОВ: Я хочу поздравить своего партнера – Женю с Днем Рождения. Женечка, расти большой!
М.СПИРИДОНОВ: Рунетология присоединяется к поздравлениям. Это первый случай, когда мы в эфире поздравляем кого-то с Днем Рождения. Спасибо тебе, поздравления твоей коллеге. Напоследок — короткое обращение к нашим слушателям. Напомню, что мы будем вам благодарны за ваши оценки и комментарии в iTunes. Найти ссылку можно через поиск, а прямая ссылка есть в шоу-ноутс этого выпуска. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был владелец блога «Новости в фотографиях» Сергей Барышников. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!