М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 12 мая 2011 года. Вы слушаете 97-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Как повелось, мы искренне благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Спонсор выпуска — интернет-супермаркет программного обеспечения Softkey, широко известный как дистрибьютор всемирно известных разработчиков. Компания работает как с частными, так и с корпоративными клиентами. Softkey — это широкий ассортимент, моментальная поставка заказа, удобная навигация по сайту. Авторам и поставщикам электронного контента Softkey предоставляет платформу для организации собственных витрин и интернет-магазинов. Сейчас Softkey проводит акцию «Счастливый e-mail». Участие в ней может принять любой желающий. Всем, кто откликнется на предложение, гарантированы призы. Как любое явление большого масштаба – русскоязычная глобальная сеть, взрослея и интенсивно увеличиваясь в размерах, обрастает своими легендами и культовыми проектами. При этом в статус легенд, так уж сложилось, как правило, переходят уже неживые проекты. Сегодня мы имеем возможность поговорить с руководителем живого, но определенно, легендарного в определенных кругах сайта - комьюнити E-xecutive.ru, и у нас в гостях его руководитель и совладелец Роман Василенко. Роман, привет.
Р.ВАСИЛЕНКО: Здравствуйте, Максим! Здравствуйте, слушатели!
М.СПИРИДОНОВ: Роман, начну, быть может, с острого вопроса, но так или иначе из него проистекает весь следующий разговор. Есть ли серьезные перспективы у проекта или сегодня, в условиях роста Facebook, деловых социальных сетей это уже маловероятно?
Р.ВАСИЛЕНКО: Слово “перспектива” всеобъемлющее и абстрактное. Что касается нашего проекта, то мы понимаем ту нишу, которую мы занимаем, чувствуем себя в ней уверенно. У нас в планах нет соревноваться с Facebook и другими социальными сетями и крупными интернет-ресурсами. В то же время мы по-прежнему развиваемся, у нас есть своя лояльная аудитория, которая нас любит. Мы с перспективой и оптимизмом смотрим в будущее. Главное – развиваться, а не сидеть на месте.
М.СПИРИДОНОВ: А вы развиваетесь и не стоите на месте?
Р.ВАСИЛЕНКО: По крайней мере, мы стараемся это делать, у нас много идей и планов. Не всегда, к сожалению, всё, что мы хотим реализовать, получается, но в любом бизнесе так, тем более в интернет-бизнесе, который является одним из самых волатильных и динамично меняющихся.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеРоман Василенко родился в городе Сортавала Республики Карелия. В 1985 году переехал в Санкт-Петербург. В 1999 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Там же окончил аспирантуру, защитив кандидатскую работу по теме «Управленческий учет». С июня 1998 по октябрь 2002 года — экономист в компании JV Interturbo (совместный проект Siemens и «Силовые машины»). С ноября 2002 по июль 2007 года возглавлял отдел стратегического планирования и маркетинга группы «Илим Палп» — крупнейшего игрока российской целлюлозно-бумажной отрасли. С июля 2007 по декабрь 2008 года — директор по проектам департамента стратегии и инвестиций холдинга «Проф-медиа». В феврале 2009 года совместно с партнерами выкупил у холдинга «Проф-медиа» проект E-xecutive.ru. В настоящий момент является его руководителем и совладельцем. Увлекается футболом, горными лыжами и покером.
М.СПИРИДОНОВ: Если не секрет, как получилось, что ты очутился в интернет-отрасли? У тебя произошел неожиданный скачок из сферы, казалось бы, мало связанной с интернетом.
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, я сейчас сам прослушал свою биографию и удивился. Получается, что я чужой и пришлый человек для интернет-отрасли, но так сложилась карьера, что я всю жизнь занимался финансами, инвестициями, проектами развития. Как было сказано выше, последнее время я работал в медийном холдинге “Проф-медиа”. Наверное, многие знают эту компанию.
М.СПИРИДОНОВ: Подавляющее большинство слушателей ее знают.
Р.ВАСИЛЕНКО: Это один из крупнейших частных медийных холдингов нашей страны. В Проф-медиа я столкнулся с интересными медийными проектами, такими как Рамблер, Афиша.ру. У Проф-Медиа есть и другие направления деятельности: сеть кинотеатров, телевизионные канала, радиостанции. Это была интересная работа. Порядка 2 лет я работал в Проф-Медиа, там мои знания в области стратегии, финансов, инвестиционного менеджмента органично вписались в медийную тематику. Мне очень понравилась отрасль, динамика, с которой она развивается, и, как многие другие, я понимаю перспективность интернета и бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не жалеешь о том, что оказался в этой отрасли?
Р.ВАСИЛЕНКО: Нет, не жалею. На самом деле, я очень рад, что в свое время смог решиться на переезд из Санкт-Петербурга в Москву. Это довольно избитая тема: многие менеджеры следуют по этой дорожке. Я переходил из одной отрасли в совершенно другую, не имея множество компетенций, но мне нравилась динамика развития медийного бизнеса в нашей стране. Это касается не только интернета, но и радио, и телеканалов. Это очень интересная сфера, и глаза у меня горят.
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты приходил в Проф-Медиа, E-xecutive был уже куплен структурой?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Помнится, до этого, будучи независимым, он в 2006 году был куплен примерно за 3 миллиона долларов Проф-Медиа, и впоследствии он оказался выкуплен у Проф-Медиа тобой и группой партнеров.
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, произошел процесс “Management Buy-out”, когда менеджеры компании выкупают саму компанию, либо какой-то из ее проектов. Сайт E-xecutive.ru был создан в 2001 году рекрутинговым агентством “Ward Howell”, он успешно развивался, и в 2006 году его приобрел холдинг “Проф-медиа”. Нельзя сказать, что это были потерянные годы для проекта, определенные инвестиции и новшества были реализованы, но в нашей стране грянул финансовый кризис, который все на себе почувствовали. Интернет-отрасль, в частности медийная отрасль очень волатильна, то есть когда всем хорошо, медийной отрасли очень хорошо, а когда всем плохо, рекламный бизнес страдает больше всех. Когда случился финансовый кризис, компания “Проф-Медиа” занималась реструктуризацией своих активов, и были сохранены, в первую очередь, профильные и крупные проекты, а часть небольших проектов (E-xecutive.ru для Проф-Медиа – небольшой проект) были выведены из состава холдинга. В частности, E-xecutive.ru мы с партнером выкупили.
М.СПИРИДОНОВ: Проф-Медиа распыляться не хотела?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да. Проф-Медиа очертила фокус своих активов, среди которых оказались крупные проекты, такие как ТВ3, Mtv, Рамблер, а такие небольшие, как E-xecutive.ru или Финансовый директор были выведены за пределы Проф-Медиа.
М.СПИРИДОНОВ: Де-факто Проф-Медиа зафиксировала убыток, так как купила проект за 3 миллиона, а продала за 1.4?
Р.ВАСИЛЕНКО: Если оперировать этими цифрами, то да. Официальных цифр никто не скажет, даже я промолчу. Я думаю, что это не самый большой убыток в медийной отрасли.
М.СПИРИДОНОВ: Почему в Проф-Медиа E-xecutive не прижился? Они не нашли способа заработка?
Р.ВАСИЛЕНКО: Когда E-xecutive был в проекте “Проф-Медиа”, он был одним из самых рентабельных активов в портфеле холдинга. Я имею в виду показатель прибыльности, но проект довольно маленький для того портфеля активов, который есть у холдинга “Проф-Медиа”. E-xecutive требовал к себе определенного точечного внимания, это проект, в который нужно детально погружаться, которым нужно глубоко и качественно заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: За последние годы E-xecutive потерял ту репутацию и ту статусность, которыми он обладал в 2005-2006 году. Ты согласен с этим?
Р.ВАСИЛЕНКО: Это объективная реальность. Появилось много других проектов.
М.СПИРИДОНОВ: В этом ключе расскажи, какая аудитория там была. Давай погрузимся в историю этого проекта, поскольку наши слушатели в своем большинстве – люди, работающие в интернет-бизнесе: менеджеры, управленцы, люди, строящие Рунет во многом. Молодая их часть может не знать, каким был E-xecutive в лучшие времена. Мог бы ты рассказать в двух словах историю E-xecutive? Как он возникал и каким он был в момент его покупки Проф-Медиа? Какая там публика была?
Р.ВАСИЛЕНКО: Повторюсь, что я не стоял у истоков проекта E-xecutive. Идеологом этого проекта является Юрий Николаевич Барзов – это один из партнеров Ward Howell – компании, которая в 2001 году создала закрытый клуб топ-менеджеров. При создании проекта первой мотивацией было создание закрытой базы топ-менеджеров России.
М.СПИРИДОНОВ: Какой был входной билет?
Р.ВАСИЛЕНКО: Насколько я помню, поскольку я в свое время тоже регистрировался на E-xecutive, первой тысяче были высланы индивидуальные приглашения, а дальше регистрировались топ-менеджеры и менеджеры среднего звена при наличии рекомендации от существующих сообщников.
М.СПИРИДОНОВ: То есть было сделано что-то похожее на то, к чему сейчас стремится Snob.ru?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да. Надо признать, что E-xecutive – уникальный проект в том смысле, что он был создан в 2001 году, и уже тогда это был прообраз тех социальных сетей, которые сейчас окружают нас. 2001 год – это год, когда еще не было ни Facebook, ни Вконтакте, ни Одноклассников, не было даже LinkedIn, то есть профессиональной мировой сетки, на которую мы частично ориентируемся. Идея создать социальную сеть менеджеров пришла в голову создателю еще в 2001 году, и постепенно проект становился всё более открытым, постепенно уменьшался барьер входа, там были не только топ-менеджеры, но и менеджеры среднего звена, со временем там появились и обычные менеджеры. Проект был популярным, потому что он был уникальным, тогда не было тех модных социальных сетей, в которых сейчас пропадает большая часть аудитории. На момент покупки Проф-Медиа, E-xecutive был очень популярным ресурсом, у которого было четкое понимание его монетизации, у которого был портфель лояльных клиентов. Я думаю, что в то время это была нормальная рыночная сделка.
М.СПИРИДОНОВ: Какая там была модель монетизации? Что-то продавалось в качестве услуг, или использовалась только реклама?
Р.ВАСИЛЕНКО: Конечно, превалировала рекламная бизнес-модель, как и до сих пор в нашем проекте. Изначально E-xecutive был создан как работный сайт. С первого дня создания на нем размещались вакансии. Сначала это были только топ-менеджеры, сейчас это еще и управленческие вакансии – барьер немного расширен. Что касается монетизации, она за эти годы несильно изменилась. Прежде всего, это реклама и сервис вакансий.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день сайт себя кормит?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, я могу похвастаться этим. Зная проекты в отечественном интернете, в том числе и изнутри, немного проектов, которые работают в плюс. Мы работаем в плюс.
М.СПИРИДОНОВ: Во многом потому, что вам удается продавать рекламу?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я думаю, что здесь завязано несколько факторов. Прежде всего, лояльность наших клиентов. С некоторыми клиентами мы работаем почти 10 лет. Наверное, качественная аудитория – это наш главный показатель. Наверное, вы знаете, что TNS Gallup измеряет индекс качества аудитории. Он у нас один из самых лучших в Рунете, мы входим в ТОП-5 по этому показателю наряду с Ведомостями, Коммерсантом, Forbes. Качество аудитории и лояльность клиентов – главные наши козыри.
М.СПИРИДОНОВ: Если дорисовывать картинку для тех, кто плохо знает проект, то у вас есть конгломерат из деловой социальной сети, хантингового сайта и контент-ресурса, то есть электронного журнала, касающегося вопросов управления, так?
Р.ВАСИЛЕНКО: Вы, наверное, закрыли не больше 50% тех направлений, которые есть у нас на сайте. Хотелось бы добавить, что это сайт о карьере, у нас много контента о том, как строить карьеру, как развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Это направление я включаю в понятие электронного журнала. Это периодический контент, возникающий по околоделовым тематикам.
Р.ВАСИЛЕНКО: Важно подчеркнуть бизнес-образование, это одна из наших хитовых тем. Мы очень уверенно чувствуем себя в этом направлении. Мы работаем со всеми бизнес-школами страны, а также с некоторыми западными бизнес-школами.
М.СПИРИДОНОВ: Вы проводите что-то или поддерживаете, как информационный партнер?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мы поддерживаем как информационный партнер, сами мы ничего не проводим. Мы рекламируем услуги бизнес-школ, также мы много внимания уделяем контенту о бизнес-образовании. Любой менеджер, задумавшийся о MBA, может найти всю информацию о бизнес-образовании как в нашей стране, так и за рубежом у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Если отматывать назад, то на каком моменте можно было остановить тенденцию и не пустить E-xecutive в стагнацию, не допустить оттока аудитории в сторону социальных сетей делового и общего профиля, работные сайты? Можно ли было что-то сделать для того, чтобы это не случилось? Раньше было совершенно уникальное деловое сообщество топ-менеджеров, которое тогда находилось практически на неконкурентном поле, а сейчас которому приходится несладко в силу оттока пользователей?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я не совсем согласен со словом “отток”. Аудитория E-xecutive перерастает себя. Есть жизненные циклы проектов и изделий, также есть и жизненный цикл аудитории. Человек пользуется ресурсами в среднем 3 года. Многие из тех менеджеров, которые сейчас говорят о том, что E-xecutive устарел, что он сейчас не тот, зачастую сами переросли наш сайт: либо они стали топ-менеджерами, и ничего нового о карьере не могут найти, либо эти люди читают только Ведомости, чего им достаточно. Я не скажу, что мы сильно потеряли в аудитории: кто-то приходит, кто-то уходит. Если рассуждать о том, что можно было бы исправить, заглянув на 2-3 года назад – социальная составляющая. E-xecutive был прообразом социальной сети, оставался один шаг до настоящей социальной сети. Может быть, это должна была быть первая деловая социальная сеть в России, пусть и не такая большая и не такая попсовая. Наверное, можно было это сделать раньше.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы сегодня удерживаете аудиторию? Например, Профессионалы.ру провалились, даже LinkedIn в России не очень пошел. Как вы удерживаете аудиторию? Чем?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я думаю, что многогранностью. С одной стороны, мы очень сложный сайт. Я часто слышу от своих друзей и коллег мнения, что на нашем сайте очень сложно сориентироваться, что у нас много информации. С другой стороны, эта многогранность и позволяет нам оставаться на плаву. Каждый наш читатель, каждый наш пользователь может найти для себя что-то интересное. У людей разные мотивации: кто-то занимается поиском профессиональных контактов, кто-то занимается поиском профессионального контента, кто-то занимается самообразованием через форумы. На нашем сайте возможна регистрация только под настоящими именами и фамилиями, модерация проходит вручную. Раньше с этим было совсем строго, сейчас не так строго, но всё равно все зарегистрированные пользователи E-xecutive зарегистрированы под настоящими именами и фамилиями, с указанием должностей. Любой наш форум почти на 100% профессиональный, у нас нет флуда, троллинга. Всё это приводит аудиторию к нам, а также позволяет сохранять нам ядро аудитории и уверенно чувствовать себя на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Вы являетесь элитарным проектом, как вы думаете?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я бы не сказал, что мы элитарный проект. Я даже не знаю, что вложить в это понятие. Мы уже не сфокусированы только на топ-менеджерах, мы не сфокусированы только на богатых людях. Наш фокус – это средний класс.
М.СПИРИДОНОВ: Под элитарностью я понимаю подчеркнутые указания на то, что это закрытое комьюнити само по себе, что оно особенное? Я помню, что эту особенность транслировали первые годы E-xecutive. Я не был активным пользователем этого проекта, но я мог увидеть в 2005-2006 годы его элитарность. Сегодня же ее действительно нет. Это осознанный шаг ухода от такого рода позиционирования?
Р.ВАСИЛЕНКО: Вы абсолютно правы. Когда создавался проект, он был нацелен на элитарность, это был закрытый клуб топ-менеджеров. Этот проект создавала компания, которая занимается только executive-персоналом, то есть только топ-менеджерами, поэтому ореол элитарности присутствовал. Наверное, это и придавало проекту популярность, потому что запретный плод всегда сладок. Сейчас мы стараемся быть максимально открытыми, мы рады любому новому пользователю. Конечно, у нас есть своя ниша, у нас есть некие правила поведения в нашем сообществе, у нас есть утвержденная декларация, которая почти не изменилась с 2001 года, то есть правила поведения в сообществе, например, требование находиться в клубе под настоящими именами и фамилиями.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня этим требованием никого не удивишь, так как Facebook и ВКонтакте также требуют этого.
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, здесь ничего элитарного я не вижу. Мы профессиональное сообщество менеджеров.
М.СПИРИДОНОВ: Если раньше вы были для топ-менеджеров, то сегодня вы прикладной ресурс для менеджеров?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Не является ли это опасным, так как, уходя от элитарности, вы автоматически попадаете в конкурентный ряд с новыми деловыми социальными сетями? Например, Facebook предлагает то же самое (создать аккаунт, вносить информацию о своей деятельности), но он массовый. Прелесть любого особенного сообщества в том, что оно другое, а не такое, как все. Отказ от этого – небезопасный шаг. Не будет ли это проигрышем в перспективе лет?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мы совсем не отказываемся от того, что мы специализированный сайт, просто мне не очень нравится слово “элитарность”. Мы не элитарное сообщество, мы специализированное сообщество. У нас не так много развлекательных функций, как в социальных сетях, для нас главные ориентиры – карьера, образование и деловая информация. Отчасти мы являемся деловым СМИ, потому что у нас есть своя редакция, свой контент, но мы не конкурируем с крупнейшими деловыми изданиями (Ведомости, Коммерсант). У нас есть золотая середина, и мы понимаем, что нам надо ее соблюдать. Мы не можем быть очень маленьким проектом, закрытым от всех, в то же время мы не собираемся становиться многомиллионным проектом. Во-первых, мы сообщество для менеджеров, а их определенное количество. В нашей декларации прописано, что должен быть какой-то опыт работы, то есть не каждый менеджер будет зарегистрирован в нашем сообществе.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом сегодня строится работа по проекту? Какая команда работает над сайтом?
Р.ВАСИЛЕНКО: Сейчас над проектом работает около 25 человек. Самое главное подразделение – это редакция, которая готовит как собственные контентные материалы, так и помогает размещать большой объем User-generated content, то есть контент наших пользователей. Также большой отдел нашей команды – это коммерческий отдел. У нас свои продажи, мы ни от кого не зависим, мы сами монетизируем свой проект.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы не работаете с агентствами?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мы работаем с агентствами, но у нас очень большой объем прямых продаж.
М.СПИРИДОНОВ: Развитие проекта по функциям и разделам постоянно происходит или это разовое мероприятие? Де-факто он стремится быть большим всеохватывающим тематическим порталом.
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, это тематический портал для менеджеров.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме контента в формате электронного журнала, у вас есть форумы, разделы образования. Что-то вы внедряете постоянно, или имеющая место быть структура зафиксирована на какой-то момент, и вы от нее танцуете, ее наполняете?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мы стараемся развиваться, может, мы это делаем не так стремительно, как хотелось бы, но мы это делаем исходя из тех ресурсов, которыми обладаем. Мы маленький независимый проект. Что касается функций, мы наконец-то реализовали функции социальных сетей, к которым все уже привыкли. Например, мы сделали сервис “Группы”, что позволяет пользователям создавать профессиональные подгруппы на нашем сайте. Маркетологи тусуются вместе, юристы вместе, финансисты вместе. Мы пытаемся перерабатывать тот пласт контента, который наработан редакцией за 10 лет, мы его всячески структурируем, создаем новые разделы, развиваем видео. Я не скажу, что это масштабные видеоролики или видеопрограммы, но это интересные мини-интервью с интересными людьми, прежде всего с управленцами, гуру. Мы запустили раздел “Звездные интервью”, где мы пытаемся спрашивать не совсем людей из сферы менеджмента, финансов и маркетинга, а просто известных публичных людей о менеджменте, о том, как быстро развивать бренд.
М.СПИРИДОНОВ: Кто конкретно отвечает за развитие сайта? Это ты?
Р.ВАСИЛЕНКО: За долгие годы в E-xecutive сложилась сильная команда. В проекте есть люди, которые работают 7-8 лет. За все эти годы они не потеряли интерес к проекту, у них по-прежнему горят глаза. Развитием занимается весь менеджмент сайта, прежде всего, это главный редактор Андрей Семеркин и другие члены нашей команды. У нас нет строгого диктаторского управления, все решения мы принимаем достаточно демократично, мы вырабатываем консолидированное мнение, инициатива у нас приветствуется.
М.СПИРИДОНОВ: Дело в том, что E-xecutive по интерфейсам очень сильно устарел, и именно в этом его главная проблема, как считают многие. Ты с этим согласен?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мне сложно спорить с мнением людей, которые являются потребителями, внешними пользователями нашего продукта. Мы думаем об интерфейсе, в этом году мы планируем провести редизайн сайта. Повторюсь, что интернет-индустрия стремительно развивается, и новые технологии и стандарты подачи информации, юзабилити сайта быстро меняются, сложно за всем успеть. Такая проблема есть, мы это понимаем, мы открыты к диалогу с нашими пользователями и рекламодателями. Мы собираемся меняться.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас нет конкретных планов по редизайну сайта?
Р.ВАСИЛЕНКО: Планы есть. Я думаю, что в этом году вы увидите новый облик E-xecutive.
М.СПИРИДОНОВ: Может, ты приоткроешь завесу тайны: кто планируется как исполнитель? Какая-то студия будет привлекаться, или это будут внутренние ресурсы?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мне не хотелось бы подробно останавливаться на этой теме. Частично мы будем заниматься редизайном сами, частично будем привлекать.
М.СПИРИДОНОВ: До конца года новый облик будет показан публике?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, это не будет что-то радикально новое, E-xecutive сохранит свои основные функции. Мы не можем радикально изменить наш сайт. У нас очень консервативная и трепетная аудитория, и редизайн E-xecutive последний раз был 4 года назад, и это был очень сложный процесс. Меня тогда не было в команде, но до сих пор ходят истории о том, как тяжело аудитория E-xecutive воспринимала любые изменения в дизайне сайта.
М.СПИРИДОНОВ: Общеизвестно, что любой редизайн сложно принимается аудиторией, особенно если аудитория мало-мальски себя ценит, он воспринимается как личный вызов. Если человек пользовался электронным кабинетом, а потом в нем что-то поменялось, то он отнесется негативно к изменениям.
Р.ВАСИЛЕНКО: Максим, ты попал в точку. До сих пор мы очень часто спорим с нашей аудиторией. Многие из наших сообщников, которые присутствуют в проекте с самого начала, считают, что это их проект, поэтому любое нововведение зачастую получает негативный отклик. Мы стараемся вести диалог с нашей аудиторией. На форуме главный редактор часто дискутирует с нашей аудиторией, пытается объяснять функции, которые мы добавили или которые убрали. Очень часто мы слышим мнение, что это наш сайт, почему вы там что-то делаете, почему вы не посоветовались с нами.
М.СПИРИДОНОВ: По данным, которые у меня есть, ваша база данных пользователей – порядка 200 тысяч.
Р.ВАСИЛЕНКО: Сейчас она немного больше, она всё время прирастает. Сейчас у нас порядка 250 тысяч зарегистрированных пользователей – это те, кто прошел ручную регистрацию под своими настоящими именами, фамилиями и должностями. Читательскую аудиторию мы оцениваем в 500 тысяч в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько активной аудитории?
Р.ВАСИЛЕНКО: Есть ядро аудитории, есть люди, которые периодически заходят на наш сайт просто посмотреть вакансии, кто-то приходит случайно из поисковика. Много аудитории к нам приходит из поисковиков, это и понятно, ведь мы на рынке 10 лет, у нас много контента. У нас есть ядро аудитории – те люди, которые живут на сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько?
Р.ВАСИЛЕНКО: Мне сложно назвать цифру. Я думаю, что это не больше 5000 человек – это те, кто каждый день заглядывает на наш сайт.
М.СПИРИДОНОВ: Кто эти люди по географии, социальному портрету? Это среднее или высшее звено?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я думаю, это среднее звено. Логично предположить, что высшее звено – это люди, которые каждый день в интернет и не заходят. Если взять топ-менеджера, то ему нужна печатная версия какой-нибудь деловой газеты.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, это старый образ топ-менеджера. Сегодня даже у Президента другой формат.
Р.ВАСИЛЕНКО: У нас все любят подражать президенту, поэтому все сидят в Твиттере, с iPad. Наверное, я нарисовал старый образ управленца, современные управленцы сидят в интернете. Под ядром я понимаю тех людей, которые очень часто участвуют в дискуссиях, пишут на форумах, комментируют наш контент. Я думаю, что это люди среднего звена, потому что у них больше свободного времени на то чтобы погрузиться в проблематику продаж на нашем сайте или в то, как выстроить кадровое дело на маленьком предприятии. Ядро – это те, кто постоянно присутствуют на нашем сайте.
М.СПИРИДОНОВ: У вас ведутся активные дискуссии на форуме?
Р.ВАСИЛЕНКО: Да. Большая часть – это те пользователи, которые я причисляю к ядру. Наша аудитория делится на писателей и читателей. Большая часть – читатели, то есть те люди, которые читают материалы, дискуссии, форумы, но которые сами крайне редко оставляют какие-то комментарии.
М.СПИРИДОНОВ: Так почти у всех контентных ресурсов.
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, это нормально. Я думаю, что доля распределения ядра активной аудитории плюс-минус будет одинакова у всех ресурсов. Есть множество книжек, написанных по этому поводу, поэтому у меня нет переживаний, я понимаю, что есть читатели и писатели. Например, я являюсь читателем, мне интересно читать форумы и статьи, но я редко оставляю свои комментарии и активно участвую в дискуссиях, и таких людей большинство.
М.СПИРИДОНОВ: Отойдем от темы редизайна, которую мы недавно затронули, то есть того, чего жаждет определенная группа потребителей. Другая провокационная мысль такова, что без революции E-xecutive не обойтись, без кардинального изменения никак. Как Рамблеру, так и E-xecutive без революции не вернуться на прежние темпы развития, не приобрести хотя бы часть прежнего успеха. Ты с этим согласен?
Р.ВАСИЛЕНКО: А что такое революция?
М.СПИРИДОНОВ: Это крутой перелом, ход конем, который может поставить на дыбы аудиторию, который сможет остановить медленное утекание. Оно, безусловно, происходит, я не знаю, насколько быстро, но то, что менеджеры при прочих равных выберут пойти в Facebook, Мой круг, LinkedIn и другие социальные сети, а читать они будут Коммерсант, Эксперт и Forbes – это точно.
Р.ВАСИЛЕНКО: Я не сторонник революций. Идеология E-xecutive – поступательное, качественное развитие. Может быть, можно согласиться с тем, что нужна какая-то свежая, уникальная идея, которая позволит проекту освежиться, сделать re-fresh. Возможно, мы придем к этой идее. У нас очень креативная команда, у меня на столе постоянно лежит несколько вариантов нашего развития, постоянно мы обсуждаем какие-то проекты, которые было бы правильно внедрить. Я зачастую выступаю осторожным судьей, который удерживает наших креативных менеджеров. Если мы придем к идее, в которой я всё пойму, которая, как мне покажется, выстрелит, мы станем самыми лучшими и уникальными, конечно мы ее реализуем. Сейчас мы хотим делать качественный востребованный продукт. Пусть он не востребован миллионами, но наша аудитория в 500 тысяч – определенный успех. Мы хотим быть качественными профессионалами в тематике карьеры, бизнес-образования, в разделе управленческих вакансий. Сейчас я не могу сказать, что нам нужна революция и что мы готовы к ней, но мы держим руку на пульсе.
М.СПИРИДОНОВ: Куда ты видишь целесообразным вести проект? Ты являешься капитаном, который принимает решения, пускай и в плотной консолидации с коллегами?
Р.ВАСИЛЕНКО: Окончательные решения принимаю я. Если мы будем всё время спорить, то мы никогда не примем никакого решения. Я повторюсь, что я считаю, что мы должны делать качественный продукт. За последнее время мы сильно прибавили в тематике бизнес-образования. Мы хотим активно развиваться в этом направлении, но в то же время мы понимаем, что оно достаточно ограничено. Не миллионы жителей нашей страны думают о том, как бы получить степень MBA в Париже или, на худой конец, в Москве. Поэтому наряду с темой бизнес-образования, мы не забываем другие темы, которые интересны менеджерам. Мне хотелось бы стать порталом для менеджеров, чтобы каждый менеджер в нашей стране знал, что есть E-xecutive, где можно найти любую полезную информацию, которая поможет ему в работе, построении карьеры и образовании.
М.СПИРИДОНОВ: Может, стоит тогда обратиться к звену, которое находится между нижним и средним, дать возможность пользоваться сайтом новичкам, потому что познавать, общаться, быть активным в вебе способны, скорее, люди молодые и стоящие на не очень высоких должностях? Чем выше должность, чем выше статус, тем меньше времени и желания что-то обсуждать и у кого-либо учиться.
Р.ВАСИЛЕНКО: Пожалуй, соглашусь. Процесс омоложения аудитории E-xecutive есть, и это факт. Это вызвано тем, о чем ты, Максим, упомянул. Мы становимся первой площадкой для молодых менеджеров и стараемся сохранить лояльность менеджеров к нашему проекту. Мы стараемся предоставить на одном сайте для них максимальный объем информации.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что сейчас E-xecutive стоит в переходном периоде от старой пользовательской базы, которая неизбежно в течение 3 лет устает от проекта, каким бы хорошим он не был, к поглощению и освоению новых молодых, “зеленых” кадров, которые, может быть, не такие высоко-стоящие, но которым это нужно?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я думаю, что это справедливое высказывание. Я не хочу сказать, что мы отказываемся от той аудитории, которая раньше была с нами. Мы рады, что у нас есть сообщники, которые почти 10 лет вместе с проектом, но стратегически мы больше ориентированы на молодую аудиторию, потому что мы им будем интереснее и полезнее. Мы сами стараемся меняться именно с прицелом на этих молодых менеджеров. За последние 2 года мы существенно изменили нашу контентную политику. Если раньше E-xecutive был сборником научных, сложно читаемых материалов, то сейчас мы стараемся готовить редакционные статьи, которые провоцируют наших читателей на дискуссию, мы стараемся разбить наших читателей на 2 лагеря: кто-то за, кто-то против. Мы видим результаты этой новой контентной политики. Зайдя на наши форумы, можно увидеть, что наши форумы значительно помолодели, там появляются новые лица, которых мы зацепили тем или иным дискуссионным материалом. Мы не пишем о политике, это единственная тема, которой мы не касаемся на нашем сайте, но мы стараемся все остальные злободневные темы в области менеджмента и карьеры освещать и стараемся провоцировать наших читателей на обмен мнениями, на поиск истины.
М.СПИРИДОНОВ: Я веду много консультаций в формате того, что делать с проектом, когда не очень понятно направление развития (это не твой случай, ты не нуждаешься в моем совете), но я не могу не высказаться на эту тему. Мне кажется, что для вас та самая революция – явная, четкая и смелая ориентация на молодых менеджеров, на менеджеров, которые находятся на порядок ниже, но которые готовы быть адептами вашего ресурса, в том числе активными адептами, которыми не являются в большинстве своем люди старшего поколения. Они не являются распространителями вирусов, они не обсуждают это так активно, как молодежь. Мне кажется, что было бы классно, если бы проект получил яркий новый интерфейс, такой же современный дизайн, и всем своим видом (сервисами, контентом) обращался к молодым менеджерам, учил их, предоставлял им удобные способы общения не только на форумах, но и через более открытую политику работы с социальными сетями. Сейчас де-факто становится правилом, когда можно авторизоваться не только через аккаунт сайта, но и через аккаунт facebook и других социальных сетей. Мне кажется, что если бы я говорил о развитии в рамках консультация, то я бы говорил именно о привлечении более пассионарной, молодой, желающей познавать публики, потому что публика, которая есть сейчас, ценна, у нее высокий Affinity Index, но она довольно пассивна и постепенно уходящая. Это мое сугубо личное мнение.
Р.ВАСИЛЕНКО: Есть много факторов. Тема интересная, мы могли бы долго ее еще обсуждать. E-xecutive может попсоветь, становиться более легким сайтом, ориентирующимся на более широкую аудиторию. Я уже говорил, что мы пытаемся найти золотую середину. Affinity Index – важный показатель для нас. E-xecutive – прежде всего, рекламная бизнес-модель, и основные наши доходы – доходы от наших рекламодателей. То, что мы находимся в топе по Affinity Index, характеризующим качество аудитории, очень важно для нас. Вы знаете, что в интернете много технологий, как можно быстро и стремительно привлечь молодую аудиторию: можно немного изменить заголовки, немного упростить контент, и она придет. Мы бы быстро смогли вырасти в 2 раза по количеству трафика, но качество нашей аудитории стоит на первом месте для нас, потому что именно качество позволяет нам быть рентабельными.
М.СПИРИДОНОВ: Это понятно. В этом и заключается неоднозначность и сложность задачи.
Р.ВАСИЛЕНКО: Это многофакторность задачи. С одной стороны, мы понимаем, что нам надо стремительно меняться, становиться больше, попсоветь, с другой стороны, мы понимаем, что наша индивидуальность и ключевая компетенция - то, что мы сайт с очень качественной аудиторией, и наши клиенты это знают, и поэтому мы с ними очень активно и эффективно работаем.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к блицу – вопросам, на которые я прошу отвечать коротко, по возможности “да” или “нет”, если это невозможно, то отвечай односложно.
Р.ВАСИЛЕНКО: Я постараюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Первая яркая удача в твоей карьере?
Р.ВАСИЛЕНКО: E-xecutive.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы ты был вынужден продать E-xecutive сейчас, то инвестору какого типа доверил бы дальнейшее развитие проекта?
Р.ВАСИЛЕНКО: Хотелось бы, чтобы это был медийный игрок – тот, кто уже находится на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Переговоры такого типа ведутся?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я периодически встречаюсь с людьми, которым нравится E-xecutive и которым кажется, что они знают, как провести революцию, пока ни одного правильного решения, как мне кажется, я не увидел.
М.СПИРИДОНОВ: Кого-нибудь из нынешних топов самого E-xecutive привлекали в компанию непосредственно через это сообщество?
Р.ВАСИЛЕНКО: Через наше же сообщество?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
Р.ВАСИЛЕНКО: У нас, насколько я знаю, часть редакторов пришла в свое время из нашей базы. Светлана Шишкова, которая занимается развитием, в свое время пришла в E-xecutive по рассылке.
М.СПИРИДОНОВ: Почему из карточных игр ты предпочитаешь покер, а не, например, преферанс?
Р.ВАСИЛЕНКО: Я не очень сильный игрок. Для меня это легкое хобби и время расслабиться, а покер – это не самая сложна игра.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Блиц закончен. Напоследок задам несколько вопросов слушателей, которые не прозвучали в рамках основной беседы. Владимир Владимирович спрашивает: “ E-executive за 10 лет накопил обширную базу знаний и мог бы стать, например, крупным венчурным фондом. Люди, деньги, идеи – всё для этого есть. Почему вы им не стали?”.
Р.ВАСИЛЕНКО: Возможно, это один из наших пользователей, потому что в наших дискуссиях сейчас активно обсуждается тема создания на базе E-xecutive венчурного фонда. Мы довольно открыты к этому диалогу, с нашими пользователями мы обсуждали эту идею и думаем над этим проектом, мы сделали небольшие шаги в этом направлении. Вполне возможно, что, имея такую качественную базу сообщников, достаточно состоятельную, которая может инвестировать в небольшие стартапы, мы воспользуемся этой идеей.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Vadim Babeshkin спрашивает: “Как оценивается уровень (компетентность) аудитории ресурса e-xecutive.ru?”.
Р.ВАСИЛЕНКО: Мы всячески замеряем качество нашей аудитории. Мы проводим внутренние исследования, мы опрашиваем нашу аудиторию. Просто посмотрев на базу данных наших пользователей, можно понять, сколько генеральных директоров в нашем сообществе, сколько маркетологов, сколько финансистов, сколько продажников, сколько HR. Мы периодически проводим такие исследования, потому что мы хотим понимать, сколько лет нашей аудитории, хотим нарисовать среднестатистический образ аудитории e-xecutive. Сейчас это менеджер среднего звена в возрасте от 25 до 35 лет с уровнем дохода, выше среднего.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас задам последний вопрос от слушателя, остальные задавать не буду, поскольку мы так или иначе касались их. Виктор спрашивает: “Почему не все предприниматели становятся Романами Абрамовичами?”.
Р.ВАСИЛЕНКО: Важно оказаться в нужном месте в нужный час.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, что Роман Абрамович – это не предприниматель, а бизнесмен. Предприниматель – это тот, кто что-то предпринял и построил свой бизнес с нуля, а господин Абрамович получил большие активы, не занимаясь их строительством.
Р.ВАСИЛЕНКО: Да, наверное, это не самый правильный пример предпринимательства в нашей стране. На страницах нашего сайта мы сейчас активно развиваем тему предпринимательства, и я очень хотел бы, чтобы в нашей стране становилось больше предпринимателей, которые создают проекты и вкладывают свои деньги, продавая для этого свои машины и квартиры, чтобы этот средний класс в нашей стране вырос. Мне кажется, от этого будет польза не только для нашей экономики, но и для гражданского общества. Наверное, Роман Абрамович – это не самый уместный пример предпринимательства. Мне кажется, что в этой ситуации сложились все звезды в нужный момент.
М.СПИРИДОНОВ: Да, и до сих пор стоят в зените. На этом всё! Спасибо большое за то, что нашел время пообщаться. Было очень любопытно узнать о тебе, как управленце, и о проекте, имеющем большой возраст и статусность в рамках Рунета. Если есть, что добавить, прошу тебя, и будем заканчивать.
Р.ВАСИЛЕНКО: Про E-xecutive я могу говорить часами, потому что я к нему отношусь, как предприниматель, не смотря на то, что не я его создал, а появился в этом проекте спустя годы. Реальное отношение к проекту предпринимательское, у меня горят глаза, мне интересно то, чем я занимаюсь. В свое время это был челлендж, я строил четкую карьеру управленца, видел себя топ-менеджером, но в какой-то момент я решил попробовать себя в своем проекте. Я не жалею об этом, мне очень интересен мой проект, поэтому желаю каждому слушателю найти свой проект или свое любимое дело. Работа должна нравиться. Большое счастье – когда ты идешь на работу, и тебе хочется ей заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это, пожалуй, главное в жизни. Спасибо тебе большое. Вы слушали программу "Рунетология". У нас в гостях был руководитель и совладелец проекта E-xecutive.ru Роман Василенко. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!