М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 6 июля 2011 года. Вы слушаете 105-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска — облачный сервис SkyDNS. Этот интернет-фильтр оградит вас от опасных и нежелательных сайтов, назойливой рекламы и баннеров, ботнетов и вирусов, сделает ежедневную работу в интернете спокойной и безопасной. В его базе содержится информация о трех миллионах сайтов, которые разбиты на категории. Какие из них заблокировать, выбираете вы сами. SkyDNS полезен как дома, так и на работе. Детей защитит от порнографии, а сотрудникам сбережет время, которое раньше уходило на посещение развлекательных ресурсов. И главное: пользоваться интернет-фильтром SkyDNS можно совершенно бесплатно. Все прошедшие, более чем 100 с лишним выпусков Рунетологии, за редчайшим исключением, мы исправно обсуждали проекты, сделанные в Рунете и для Рунета. Сегодня у нас в гостях руководитель нескольких успешных стартапов, ориентированных преимущественно на запад. Это практически первый случай, я могу еще вспомнить Evernote, о котором мы говорили со Степаном Пачиковым несколько месяцев назад. Последний заметный проект, построенный сегодняшним гостем, называется Ecwid.com. А зовут нашего гостя Руслан Фазлыев. Руслан, привет.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Привет, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Почему приоритет твоих проектов – западный рынок?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Я бы не сказал, что это западный рынок. Наш приоритет – планета. Я считаю, что рынок во всем мире один, и границы весьма искуственны в современном мире.
М.СПИРИДОНОВ: Это правда. При этом также правда, что ваш форум поддержки на английском языке и что нет русской версии. Вы заточены на англоговорящий мир?
Р.ФАЗЛЫЕВ: У нас очень много сделано для англоговорящего мира, но мы также поддерживаем 30 языков, и наиболее часто используемыми языками у нас являются английский, французский, немецкий, испанский и русский. У нас тяжелый акцент на российский рынок, но в целом мы работаем на всю планету.
М.СПИРИДОНОВ: Ты политкорректно хочешь показать, что вы в России и для России, но де-факто вы понимаете, что денег там больше.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Денег на западе больше, хотя среди пользователей Ecwid 7% российских клиентов, что гораздо больше, чем доля электронной коммерции в России в глобальном рынке. Мы уделяем особое внимание России: у нас есть выделенный форум тех.поддержки для российских пользователей, много спец.возможностей для России. В целом, мы стараемся не делать преференций ни для какой конкретной страны, нами управляет только рынок, развитие электронной коммерции в различных странах.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что ваш основной клиент – американец?
Р.ФАЗЛЫЕВ: США – самая большая доля, также большие доли у Евросоюза, Австралии, Канады. Индонезия и вся Юго-Востояная Азия растет в последнее время.
М.СПИРИДОНОВ: Население Азии активно растер. Я недавно узнал, что в Индонезии около 300 миллионов человек.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, плотность населения там большая.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас коротко поговорим о твоем проекте. До этого скажу, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье Руслана и продолжим.
ДосьеРуслан Фазлыев родился 27 мая 1980 года в городе Октябрьск Башкирской ССР. В 1997 году поступил в Ульяновский государственный технический университет на факультет информационных систем и технологий. Будучи студентом, совместно с партнерами основал компанию «Сибирские коммуникации» — интернет-провайдера и первую частную телефонную компанию в Ульяновске. В 2000 году ушел с третьего курса университета и основал стартап X-Cart — платформу для электронной коммерции. В 2003 году открыл компанию «Креативная разработка». В 2009 основал проект Ecwid.com, с которым через несколько месяцев победил в конкурсе стартапов, организованном Google и Forbes. Увлекается рыбалкой, охотой, сноркелингом, дайвингом. Женат. Живёт и работает в Ульяновске.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно ли я понимаю, что все твои проекты прямо или косвенно связаны с электронной коммерцией?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи коротко о Ecwid.com тем, кто не понимает, о чем идет речь.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Ecwid.com – способ очень быстро прикрепить интернет-магазин к любому существующему сайту или странице в социальной сети. Это также просто, как и вставить ролик с Youtube.
М.СПИРИДОНОВ: Как мне рассказывал один знакомый гик, это возможность “заимбедить виджетом e-shop”.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Вау! Возьмем на вооружение.
М.СПИРИДОНОВ: До этого ты занимался и сейчас занимаешься компанией “X-Cart”, которая является донором.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Ecwid на данный момент находится на грани того, чтобы оперативно окупаться. Он, конечно, не отбыл долгосрочные инвестиции, но он покрывает все текущие расходы. Нашим флагманским старичком является X-Cart – первая массовая платформа в мире.
М.СПИРИДОНОВ: X-Cart – это электронный магазин в аренду?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это программное обеспечение для электронного магазина. Это что-то, построенное до Saas. Человек ставит код в свой хостинг, сам его модифицирует, сам всем занимается.
М.СПИРИДОНОВ: Это аналог других электронных решений, который можно поставить на свой сервер, и им заниматься, да?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. Я бы сказал, что X-Cart – это Microsoft Word, а Ecwid – Google Docs.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Ты тоже, я смотрю, приводишь зримые метафоры.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи, пожалуйста, как ты вообще оказался во всем этом? Ты классическим образом ушел из высшего учебного заведения и занялся интернетом. Почему интернетом, и как ты оказался в этом сегменте? Почему ты не стал заниматься поисковой системой, каталогами, а занялся тем, что в итоге стало более или менее экспортным продуктом?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это случайность. Так получилось, что наши первые клиенты (мы готовы были делать всё, что угодно, для кого угодно) в основном просили делать для них интернет-магазины. Мы делали эти магазины, делали их с нуля.
М.СПИРИДОНОВ: Была студия веб-разработки, я правильно понимаю?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Наш путь от студии веб-разработки до специализации на софте электронной коммерции занимал пару месяцев. Мы поняли, что нет смысла делать интернет-магазины каждый раз с нуля, что можно сформировать наши наработки в виде какой-то платформы php для интернет-магазинов. Мы это сделали, начали эту платформу продавать, и мы были первыми на этом рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодняшний кризис фирм, занимающихся веб-разработкой, и движение в сторону создания коробочных продуктов или комплексного маркетинга, вы прошли очень быстро, еще 10 лет назад, поняв, что работа с клиентом довольно сложна? Сегодня все веб-разработчики говорят, что это сложный и маломаржинальный бизнес.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Мы любим работать с клиентом. Когда вас может заменить любая другая компания на рынке, это плохо. Я думаю, что в любой индустрии происходит движение в сторону массовых решений. Если взять автомобильную индустрию, то мы увидим, что все первые автомобили собирались индивидуально, и, даже заказав автомобиль какой-то конкретной марки, можно было выбрать, какое ателье будет делать кузов. В итоге, массовые автомобили вытеснили автомобили ручной сборки.
М.СПИРИДОНОВ: Верна ли легенда о том, что, когда у вас заказали первый интернет-магазин, вы сказали, что он у вас есть, хотя вы его не имели, и за 36 часов склепали его?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, это совершенно верно. Я считаю, что, если предоставляется шанс, то за него нужно хвататься. Это был наш первый заказ. Мы никогда не работали с западными клиентами, и, когда меня спросили, готовим ли мы решения для электронной коммерции, я задумался и понял, что биллинг мы делали, с платежами работали, что опыт по всем компонентам мы имеем, просто никогда не собирали их воедино, и смело сказал, что у нас такой опыт есть. Наш клиент был не прост, он попросил показать нас примеры. Через сутки мы ему показали пример. Ночью работали.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом появился X-Cart? Как я понимаю, именно X-Cart позволяет тебе платить зарплату 130 сотрудникам?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Он драйвер роста всех других проектов. Видимо, он чувствует себя финансово защищено. Как он появился? Он возник вследствие всех разработок?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Та программа, которая была написана за ночь, являлась прообразом X-Cart. Вернее, она была прообразом нашей первой Карты, но мы довольно быстро поняли, что это несовершенный технический продукт, и имели смелость убить наш первый продукт и запустить новый.
М.СПИРИДОНОВ: Как это происходило? Это было ритуальное действо?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, оно было очень сложным. Он тогда очень быстро развивался, имел много возможностей, но там был совершенной неструктурированный код, который приводил к пользовательским проблемам, но сами пользователи не понимали, что у них есть эти проблемы. Они видели штучные неприятности, но мы видели массовую картину, и я поставил целью заменить эту платформу, что было сложно сделать, поскольку, когда мы сделали другую платформу и вывели ее на рынок, пользователи не хотели переходить с той платформы, потому что они смотрели на список возможностей и говорили, что это полная фигня. Клиенты смотрели на список возможностей и покупали гораздо менее качественный продукт F-Kart с меньшим потенциалом, с которым у них были проблемы. Чтобы заставить пользователей покупать X-Cart, я был вынужден назвать его “Gold” и завысить цену. Клиенты сразу поняли, что X-Cart гораздо круче, и стали его покупать.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы пришли к этой идее? Она пришла сама по себе, или это было эволюцией? Я слышал о подобных решениях, об инстинкте парадоксального свойства. В продукте ничего не изменилось, он просто был назван по-другому?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Он был назван по-другому, он был переписан с нуля для того чтобы упростить целый ряд задач по поддержанию F-Kart. Сейчас это может звучать странно, но F-Kart не имел никакой системы шаблонов, и код в нем был смешан с презентацией, что для любого современного продукта было бы ужасным, но в то время это было нормально, так и родилось PHP. Фишкой PHP-кода была возможность включать маленькие куски кода в HTML, современные PHP-программы – программы, которые включают кусочки HTML-кода в PHP.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понял, что у вас сперва не покупали X-Cart, и только тогда, когда вы назвали свой продукт “Gold” и подняли цену, он стал покупаться?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, у нас покупали наш более ранний продукт, который, как мы считали, имеет гораздо меньшее будущее, мы хотели пересадить клиента на X-Cart.
М.СПИРИДОНОВ: Эволюция этого решения? Как вы решили, что нужно поднять цену?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Не покупали люди, потому что считали, что это некруто. Я думал, как объяснить им, что это круто, и решил поднять цену.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько подняли по процентам?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Он был примерно на 40% дешевле F-Kart, потом стал на 40% дороже.
М.СПИРИДОНОВ: И все всё моментально поняли?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: X-Cart до сих пор не является облачным решением?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Теоретически есть возможность купить его вместе с хостингом, как облачное решение, но с точки зрения его философии, он ориентирован на то, что есть разработчик, который ковыряет код, который любит это делать. Клиенты, которые выбирают этот продукт, хотят иметь у себя под рукой возможность что-то изменить, они не доверяют облачным решениям. Таких людей достаточно много.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы противопоставляете аналогам, конкурентам?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Эти конкуренты появились намного позе, и им нужно было что-то противопоставлять X-Cart.
М.СПИРИДОНОВ: Занимаясь этим как разработчик в 2005-2006 годах, я помню, что компания, к которой я имел отношение, сделала магазин на другом решении, хотя вы тогда работали вовсю.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, мы к этому времени существовали около пяти лет на рынке. В 2005 году кроме нас было около 100 карт. Когда я понял, что нужно дифференцироваться, мы разработали Ecwid. X-Cart и на сегодня является решением, которое имеет наибольшее количество функционала на рынке решений электронной коммерции, потому что этот функционал писался 10 лет. Как сказал один наш клиент, когда он рекламировал X-Cart своим товарищам: “Вы только подумайте, что вы покупаете продукт, в который вложено 1000 человеко-лет труда. Где вы найдете еще один такой?”. В X-Cart большее количество функционала, а Ecwid очень легко интегрируется в существующие веб-сайты.
М.СПИРИДОНОВ: Не слишком ли он прост для полноценных магазинов? Это соображение возникло по ходу первого ознакомления. Это ведь просто виджит.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Я думаю, что на сегодня из всех разработанных когда-либо виджетов в мире, Ecwid – самый сложный виджет. Я не знаю другого, более сложного. По поводу набора функционала, могу сказать, что он достаточен для большинства магазинов, но, конечно, не для всех, потому что он довольно молодой, ему всё-таки не 10 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Он появился год-два назад?
Р.ФАЗЛЫЕВ: В 2009 мы начали его писать, к сентябрю у нас появилась бета-версия.
М.СПИРИДОНОВ: До того момента каков был размер компании, выросшей на F-Kart?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Примерно такого же порядка. Мы размер не меняли. Фундаментально я настроен на сохранение или даже минимизацию размера компании. Я хочу максимизировать ценность, которую создает каждый сотрудник, а не строить ревенью путем массовой продажи сервисов.
М.СПИРИДОНОВ: Основной состав – это разработчики, программисты?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, разработчики, программисты. Я думаю, так будет всегда, потому что мы, прежде всего, техническая компания, а не компания, сфокусированная на продажах, как некоторые наши конкуренты. Вместо того, чтобы ориентировать наших людей на разработку решения для одного конкретного клиента, мы предпочитаем делать так, чтобы каждый разработчик удовлетворял потребностям как можно большего количества клиентов, потому что тогда мы дадим каждому разработчику плечо рычага для применения своих способностей, и они смогут создавать наибольшую ценность, и в результате больше зарабатывать.
М.СПИРИДОНОВ: У вас давно на руках продукт, который обеспечивает работой 100 с лишним человек, обеспечивает компанию хорошей рентабельностью, но в то же время тебя представляют как автора решения, которое еще имеет небольшое количество клиентов, и само нерентабельно, и требует небольшого количества людей. Относительно большого X-Cart оно маленькое. Однако, акцент внимания почему-то сместился туда. Почему, как ты думаешь?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Когда Facebook только начинал иметь многомиллионные цифры, он был маленьким по сравнению с Myspace, но это не помешало ему со временем убить не только Myspace, но и всех конкурентов Myspace.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что твой Ecwid убьет твой же X-Cart?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. Я думаю, что со временем это произойдет. Я очень люблю бежать впереди паровоза, и я считаю, что он никогда не убьет его полностью. На сегодня есть много разработок автоматического стрелкового оружия, что совершенно не мешает таким компаниям, как Beretta, специализироваться в том числе на изготовлении отличных двустволок по технологии 200-летней давности. У них есть свои потребители, потому что для некоторых дел нет ничего лучше, нежели хорошая двустволка Beretta. X-Cart – классический подход. В будущем этот рынок будет сильно уменьшен, но он сейчас важен, потому что нет ни одного другого решения с таким мощным функционалом. Конечно, возможность легко вмешиваться в функционал и менять его будет еще долгое время востребована. Ecwid придется попотеть, чтобы достигнуть такого же уровня гибкости.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что активы, рентабельность постепенно перетекут из X-Cart в Ecwid?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это уже происходит. Так получается, что проекты дополняют друг друга. Ecwid построен по философии стартапа. Это полностью независимая команда, которая не является частью старой команды, на них не распространяются никакие правила, касающиеся остальной команды, и эта команда управляется непосредственно мною, чтобы обеспечить полную независимость от сторонней бюрократии и снабжение ресурсами. Моя старая компания была инкубатором для Ecwid. Сейчас идет переход в сторону Ecwid. При этом Ecwid получает часть клиентов от X-Cart, и X-Cart получает часть клиентов от Ecwid, потому что для кого-то функционал Ecwid маленький, и они используют X-Cart, и довольны этим. Речь идет об обмене вдохновением. Когда мы только начали писать Ecwid, X-Cart в какой-то степени стагнировал, он очень медленно развивался. Когда мы запустили Ecwid, когда он начал демонстрировать какие-то успехи, команда X-Cart проснулась и начала двигаться не чуть не медленнее команды Ecwid.
М.СПИРИДОНОВ: Кем управляется команда X-Cart? Тобой?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Нет, у нее есть свой руководитель. На сегодняшний день это Вячеслав Петров, и они очень хорошо двигаются.
М.СПИРИДОНОВ: Обе эти компании полностью тебе принадлежат? Или у тебя есть партнеры?
Р.ФАЗЛЫЕВ: У меня есть партнер, с которым мы когда-то начинали, и с тех пор ничего не изменилось.
М.СПИРИДОНОВ: Вы пополам владеете компаниями?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Очень близко к этому.
М.СПИРИДОНОВ: Очень любопытно вернуться к логике принятия решения по поводу появления Ecwid. Ты считаешь, что он рано или поздно сместит X-Cart? Есть решение электронной коммерции, требующее внедрение в код этого решения – коробочный продукт. Это проверенное решение электронной коммерции, которое хорошо покупают по всему миру. Его минус по твоей логике в том, что он не отвечает нынешним требованиям, и он постепенно будет вымирать. Почему это будет происходить? Потому что он необлачный?
Р.ФАЗЛЫЕВ: У X-Cart нет больших недостатков, это отличный продукт. Я считаю, что есть одно правило: ты не должен стесняться убить свой собственный продукт первым, потому что твои конкуренты не будут стесняться убить твой продукт. При том, что X-Cart может бороться за лидерство на рынке, я знаю, что когда Ecwid убьет X-Cart, он перевернет весь рынок и убьет всех конкурентов. У Ecwid конкурентов нет.
М.СПИРИДОНОВ: Сплошная война. Я хочу подтвердить или опровергнуть свою догадку. Ты считаешь, что время X-Kart ушло, потому что они необлачные, сложноватые для настройки, для потребителя в высокотехнологичной отрасли, что нужны более простые, быстрые решения?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. 10 лет назад X-Kart был значительным упрощением для пользователей: они могли взять готовую платформу и начинать с нее. 10 лет спустя этого недостаточно. Ecwid гораздо проще, и он вытеснит X-Kart, потому что он облачный, он не требует ковыряния с кодом. Очень важно – он интегрируется с любым веб-сайтом. Все остальные проекты электронной коммерции так построены, что они не видят никакого сайта, они считают, что сайт – это магазин, на самом деле это статьи, блоги, форумы и так далее. Форум считает, что он – единственная часть сайта, блог считает, что он единственная часть, магазин считает, что он единственная часть сайта, и только Ecwid считает себя частью сайта. Этот магазин будет работать на вашем сайте, с вашим текущим дизайном, всё, что вы вложили в создание вашего веба, сохранится, и вам не нужно будет это выбрасывать, вы можете добавить интернет-магазин к тому, что вы имеете.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Ты собираешься довести капитализацию компании до 100 миллионов, да?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Я думаю, да. 100 миллионов – это хорошая цифра.
М.СПИРИДОНОВ: В последнее время все нацеливаются на миллиард. Почему у тебя всё так скромно?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Все посмотрели фильм про Facebook. Как они заработают миллиард, я поаплодирую.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. По данным, которые вы же публикуете, у Ecwid сегодня 40% пользователей из США, порядка 36% - из Европы, остальные из Азии, России. Всё-таки США и Европа – ваша львиная доля доходов.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Они чем-то отличаются от нас? Если есть русская версия у сайта, почему туда наши соотечественники не рвутся сломя голову, а люди из США и Европы относительно хорошо покупают ваш продукт?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Соотечественники рвутся в Ecwid, много моих личных знакомых, вдохновленных Ecwid , завели на нем магазины. Моя жена завела интернет-магазин, причем я об этом узнал только тогда, когда он уже работал.
М.СПИРИДОНОВ: Они так или иначе имеют на себе твое влияние, они знакомы с тобой.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. Суть в том, что доля Ecwid на российском рынке достаточно весома, но для нас российский рынок сильно меньше, чем рынок США и Европы.
М.СПИРИДОНОВ: Что ты понимаешь под рынком? Сейчас в России вообще ничего подобного толком нет. У вас 100%.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Например, iPhone забирает рыночную долю Nokia, но он представляет совершенно другую парадигму телефонов. Точно также, несмотря на отсутствие аналогов Ecwid, мы конкурируем с другими способами построения интернет-магазинов, то есть со способом поставить тяжелый скрипт.
М.СПИРИДОНОВ: То есть конкурируете с X-Kart и его конкурентами?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Отличаются тамошние клиенты от наших?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Сравним банан и человека: 70% ДНК идентичны. ДНК человека и ДНК шимпанзе идентичны на 98.5%, поэтому говорить о большом различии между людьми с разных точек мира было бы самонадеянно. Люди одинаковые, просто там чуть больше развит рынок, там больше объем. Я думаю, что между европейским и американским рынками больше разницы, чем между европейским и российским рынками.
М.СПИРИДОНОВ: Какая разница между ними?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Американский и европейский рынки отличаются тем, что есть огромный ровный рынок. Если человек создал Facebook, этим Фейсбуком сразу может пользоваться всё население США, которое массово вовлечено в интернет, очень активно и имеет деньги. Если человек создает Facebook в Голландии, то пользоваться им будут только голландцы до тех пор, пока он не сделает поддержку еще десятка языков. Там везде свои юридические системы, локальные правила и так далее. Таким образом, относительно усилий выхода на рынок США дает наибольший рынок, поэтому любые глобальные проекты должны начинаться в США, а потом локализоваться. Так как рынок США огромен, за него огромная конкуренция, и нужно действовать на очень высоком, профессиональном уровне. Иногда стратегия сделать какой-то локальный клон проще хотя бы потому, что не нужно конкурировать с монстрами, с огромными финансовыми ресурсами.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу конкуренции и работы на том или ином рынке более или менее понятно. Расскажи по поводу местоположения. Я знаю, что ты на эту тему высказывался. Вы находитесь в Ульяновске, это довольно экзотическое место для американского рынка. Не мешает это? Не хотелось бы, как многие, переехать в Сан-Франциско, Кремниевую Долину, там расположиться и разойтись на полную катушку? Или в Ульяновске всего хватает?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Есть байка о том, что человек подходит к фотографу и говорит: “Вы здорово фотографируете. Наверное, у вас классный фотоаппарат”, на что он отвечает: “Вы так вкусно готовите. Наверное, у вас отличные кастрюли”. Я бы не стал фокусироваться на географическом местоположении, хотя оно играет определенную роль. Принципиальную роль имеет то, что вы делаете. Можно заниматься глобальными проектами в российской глубинке. Я бы даже привел пример Новосибирска. Сибирь – это тьма для американца. При этом они производят такую вещь, как Parallels Desktop for Mac, который установлен на огромном количестве компьютеров, в том числе в США. Это для меня один из основных факторов, почему я осмелился купить себе компьютер Mac.
М.СПИРИДОНОВ: Ты тоже перешел на ту сторону?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это было достаточно давно, но тем не менее.
М.СПИРИДОНОВ: Ecwid – небольшой, но гордый стартап, который вскоре задушит не только внешних, но и внутренних конкурентов, а именно своего отца (как в античной мифологии). Каковы были этапы развития Ecwid? Когда появились первые клиенты? Когда их число стало заметным? Когда он вышел на окупаемость?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Для внутренней команды никаких убийств не будет, будет плавный переход, люди смогут заработать деньги, работая над другим проектом. Вначале был концепт, который был разработан за месяц-два, потом был очень долгий путь от концепта до того, с чем бы могли работать люди. Нельзя было ничего покупать, но можно было просматривать каталог, добавлять товар. Принципиально было понятно, что технология работает и что она работает в разных браузерах. Следующий, очень значимый период – его выпуск. Это очень тяжелая история, потому что Ecwid был таким клевым, он так мне нравился, нравился всем ребятам из команды. Мы ожидали, что сейчас мы его выпустим, и нас порвут на кусочки, мы всем станем нужны, про нас везде напишут. Мы его выпустили, разослали огромное количество писем всем клиентам X-Kart. Сам проект был рассчитан на большую загрузку. Мы очень волновались, выдержит ли он ее. Он выдержал, потому что 70 человек зарегистрировали аккаунт в первый день. Это было смешно, это было шоком для нас, и я вспомнил историю с FedEx. Это первая служба подобного класса. Основатель первым решил, что служба доставки должна быть одна, единая, со своей инфраструктурой, со своими самолетами, и, взяв в лизинг самолеты, построив инфраструктуру, гигантскую по цене, FedEx в первый день отправил две посылки, что не помешало им преуспеть в будущем.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши посылки когда посыпались?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Тяжело выявить этот момент. Я думаю, что в истории любого успешного проекта есть такое, что люди делают, делают, делают работу, поднимают голову и видят, что эта работа успешна, через какое-то время это замечает пресса, через какое-то время рост может стать очевидным трендом, но назвать точку переворота тяжело.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько сегодня аккаунтов?
Р.ФАЗЛЫЕВ: 70-75 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Платных из них?
Р.ФАЗЛЫЕВ: 1600.
М.СПИРИДОНОВ: Каждый 60-ый платный.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, примерно так, но нельзя забывать, что далеко не все аккаунты являются активными. Например, лишь 20% Твиттер-аккаунтов что-то пишут. Люди просто регистрируются и не пишут там ничего. Также и у Ecwid. Есть люди, который просто зашли, посмотрели, что есть такое решение для интернет-магазинов, и всё.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы делаете для того чтобы как-то сделать более активными продажи и увеличить количество платящих клиентов? Вы как-то работали с маркетингом, или просто сидели и ждали, пока клиенты сами доберутся до вас?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Если посмотреть на историю iPhone, то первый iPhone не имел специальных приложений, в нем могли быть запущены только веб-приложения. Рынок дал фитбек, и он развивался от версии к версии. Мы выпустили версию, посмотрели, как отреагировал рынок, внесли улучшения, потом еще и еще. Я не могу сказать, что какое-то улучшение было решающим, просто мы каждый день что-то подкручиваем. Если взять Minecraft – замечательный проект, то нельзя сказать, что какой-то из апдейтов принципиально изменил продукт. Он постепенно улучшался и в какой-то момент стал модным.
М.СПИРИДОНОВ: Амбиции компании – 100 миллионов. В пользователях как они исчисляются?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Порядка 200 тысяч пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: 100 миллионов – капитализация и 200 тысяч пользователей?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: При этом акцент будет сохраняться на Америке?
Р.ФАЗЛЫЕВ: У нас нет акцентов, просто мы смотрим, откуда у нас основная масса пользователей, и для тех, кто нам платит больше, мы делаем больше. Я принципиально уверен в том, что рынок электронных решений достаточно плоский. Если Microsoft побеждает в США, то он побеждает везде. Сделать глобальное решение локальным гораздо проще, чем сделать локальное решение глобальным. Посмотрите на историю Автоваза. Долгое время наше государство всячески его защищало, искусственно создавая условия, в которых он мог бы быть конкурентоспособным, что никак не помешало вазовским машинам быть вытесненными с наших улиц. Опасно запираться на локальном рынке, всё равно придет кто-то, кто более успешен глобально. Тот, кто успешен глобально, будет вынужден решить такое количество проблем, что к моменту прихода на локальный рынок, он будет сильнее всех на нем.
М.СПИРИДОНОВ: Давай поговорим о тенденциях. Сейчас одна из главных и наиболее заметных – это социализация. Вы пытаетесь интегрироваться с социальными сетями, причем это не всегда получается. Я слышал, что ваше приложение в Facebook заблокировали.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. Мы – приложение номер 2 по электронной коммерции на Facebook. Все наши конкуренты находятся в США, но это не мешает нам быть вторыми, хотя долгое время западная пресса нас игнорировала, сейчас что-то начинает меняться. Мы двигаемся вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Как оно работает в Facebook? Это корзинка и полноценный магазин?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, и всё это привязано к функционалу Facebook, магазин привязан к социальному профайлу. Социальная коммерция – это очень большая и перспективная тема. Но так как мы находимся в России, есть некая предвзятость, нас действительно очень легко забанить на Facebook. Есть много бизнесов в России, которые созданы людьми, отчаянно пытающимися заработать деньги, уверенными в принципе “Не обманешь – не продашь”, поэтому создаются приложения сомнительного вида. Я думаю, что в рамках такой предвзятости нас автоматически забанили за огрех одного из клиентов, который повесил защищенную копирайтом картинку. Нас закрыли, и потребовалось довольно серьезное вмешательство, чтобы наше приложение вернули. Мы связывались не только с самим Фейсбуком, но и с редакторами TechCrunch. Мы предполагаем, что после этого нас включили обратно. В целом, наше приложение было заблокировано 3 дня. Я уверен, что американскую компанию бы так не банили, я надеюсь, что и нас больше не будут.
М.СПИРИДОНОВ: А почему вы заявляете о себе, как о русских разработчиках? Может быть, не нужно так прямо указывать это? Для западного клиента это если не красная тряпка, то настораживающий фактор. На вашем сайте Ecwid.com в разделе “About” указан ваш адрес в Ульяновске. Почему не поставить офшор? Почему не перевести головной офис в Лондон, Германию?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Я встречался с одной компанией, у которой офис находится якобы за рубежом и у которой все сотрудники имеют придуманные западные имена и фамилии (на самом деле, это русские сотрудники). Мне кажется это странным, я горжусь тем, что мы из России, что у нас нет никаких проблем с тем, что мы из России, мы не хотим ничего скрывать от наших клиентов, которые понимают наш подход, и со временем мы трансформируем доверие клиента. Это наш путь, и я в него верю.
М.СПИРИДОНОВ: Это социальная позиция?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. Я считаю, что гораздо лучше быть откровенным с клиентом и говорить, что мы из России, ведь это не мешает нам быть лучшими. Они даже лучше запоминают нас, потому что мы из России. Я не хочу скрываться, прятаться, писать “Made in EU”. Если так написано, значит, сделано в Польше, потому что немецкий продукт будет сделан в Германии. Если бы я жил в Польше, я бы с гордостью писал, что сделано в Польше, но я живу в России и с гордостью пишу, что сделано в России.
М.СПИРИДОНОВ: Эта позиция вызывает большое уважение, поскольку по бизнесу это вопрос нескольких тысяч евро. Отношение массового клиента станет менее настороженным, и то, что ты не врешь, вызывает уважение. Какими ты видишь перспективы электронной коммерции? На Западе ситуация лучше, но в России взрыва не происходит. Взрыв социальных сетей произошел, а взрыв коммерции не произошел по объективным причинам: сложности с платежами, доставкой, особенно вне Москвы и Петербурга. Что будет дальше, как ты думаешь? Как будет развиваться электронная коммерция?
Р.ФАЗЛЫЕВ: В России с учетом масштаба и нездоровой централизации электронная коммерция будет развиваться очень бурно. Если на сегодня она не имеет такой большой доли экономики, какую она имеет в США, это значит, что это очень интересный рынок. Интернет-магазины – очень перспективное направление. Мы можем посмотреть на европейский и американский рынки и поймем, что будет в России в обозримом будущем. Если когда-то в США сильно развивалось подключение к интернету по выделенной линии, то на сегодняшний день можно сказать, что в России это тоже произошло.
М.СПИРИДОНОВ: Да, большинство пользователей не пользуется dial-up, но они не становятся более грамотными. Мне знакомый рассказывал очень хорошую историю о том, что его мама – активный пользователь интернета, не умеет вбивать адрес в адресную строку, она всё находит через поиск. Она вводит в поисковую систему название сайта, а потом по ссылке переходит на сайт. Она многое покупает в электронных магазинах, но вопрос в том, как она это делает. Она выбирает товар, звонит, договаривается, и курьер привозит товар. Это совершенно не та модель, которая есть в Германии или в США, где всё происходит на уровне взаимодействия с электронными интерфейсами, с сайтом. Я очень много товаров покупают через eBay, даже находясь в России, а сейчас я большую часть времени нахожусь в России. Я захожу, выбираю товар, 2-3 клика, через Paypal происходит расчет, и заказ ушел. Я знаю, что в квартире, где живут мои дочки, через какое-то время будет лежать этот товар. Всё это произойдет без участия курьеров, без расчета наличными и без звонков. В России свой путь, как, впрочем, и всегда.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Я думаю, что когда-то то же самое было и в США. Когда появлялись первые магазины, пользователи были не так в них уверены, но когда они привыкли к какому-то магазину, интерфейсу, они более охотно стали размещать заказы сразу, с помощью кредитной карты. Что касается специфики ввода названия сайта в поисковую систему, признаюсь, что я тоже так делаю, потому что поисковая система вероятнее всего исправит ошибку написания, а человеку свойственно ошибаться.
М.СПИРИДОНОВ: Давай поговорим об агрегаторах предложений интернет-магазинов для соц.сетей. Они конкуренты?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это, скорее, не конкуренты, а партнеры. Это очень важное партнерство для нас. К сожалению, на сегодняшний день я не видел ни одного успешного агрегатора, который бы соединял все магазины воедино, обычно они только мешают искать товар. Например, я ввожу в Google какой-то товар, а получаю ссылки на агрегаторы, захожу туда, вижу там ссылки на неработающие магазины. Мне это сильно мешает найти товар. Это мой опыт на данный момент, но со временем ситуация может измениться: может открыться более успешная агрегационная система. Я занимаю выжидательную позицию, я готов сотрудничать с агрегаторами, но сам пока не очень верю в эти перспективы. Посмотрим!
М.СПИРИДОНОВ: Кто твой клиент? Какой он? Это блогер, который решил что-то продавать? Это мелкий торговец какого-то товара? Это большая фирма, переходящая из офлайна в онлайн?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это блогер, дизайнер, разработчик веб-сайтов, который делает что-то на заказ, и Ecwid дает ему возможность очень быстро предоставить качественный продукт и не заботиться об апдейтах. Если привести конкретный пример, то, наверное, интереснее будет рассказать о социальной коммерции, о том, как она работает. У нас есть клиент – американский качок. Он живет в маленьком городке, где его все уважают, у него есть страничка на Facebook, люди его френдят, и как-то он наткнулся на Ecwid, услышал, что Ecwid помогает продавать товары в Facebook. Он добавил к своей страничке магазин всякой еды для качков (протеиновые коктейли, аминокислоты). Если до этого люди на Facebook просто спрашивали у него, что он посоветует, чтобы набрать вес при такой-то программе занятий, то теперь он может не только ответить, но и показать товар в своем магазине. Эта страничка заработала, пока это не является его основным бизнесом, но это хороший дополнительный доход.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, очень разные клиенты. Нельзя сказать, что какой-то группы людей намного больше?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, всё так. Например, кто-то продает билеты на конференции в Лондоне, есть большие коммьюнити, которые добавляют Ecwid и продают клевые майки. Это могут быть диджеи, которые продают треки, или фотографы, которые продают медиа-файлы.
М.СПИРИДОНОВ: Я много взаимодействую с твоими коллегами из Ульяновска. Ульяновск, как мне кажется, является узницей IT и городом, выдающимся в этом ключе. Это правда? Или это только мое мнение?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Безусловно, он таким является. Ульяновск – это не Москва, не Питер и не Новосибирск, но относительно размера города здесь очень большая индустрия, очень много проектов, которые работают на мировом уровне. Это очень сильный IT-центр, и для этого есть четкие исторические предпосылки. Дело в том, что когда-то это был тихий, провинциальный городок на Волге (Симбирск), где родился Ленин. К его 100-летию комунисты создали хорошую инфраструктуру, хорошую сеть университетов, пригласили замечательных преподавателей.
М.СПИРИДОНОВ: Это был 62-ой год?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да, остатки этого работают до сих пор. Город был искусственно развит, здесь есть база талантливых людей, которые остаются здесь до сих пор.
М.СПИРИДОНОВ: Какие стартапы, проекты, компании из Ульяновска тебе идейно близки? Кого бы ты назвал среди главных и заметных?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Например, Купибатон и Календарь праздников разработаны местной ульяновской компанией. Они в разное время занимали позицию №1 в русском AppStore.
М.СПИРИДОНОВ: Это «Скрипт» Сергея Булаева?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Они же делали блог “internet.net”, потом продали его, сейчас делают блог “lifehacker.ru”, который находится в ТОП-10 блогов Рунета.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Меня всегда удивляло то, как они умудряются писать блоги, которые интересны всей стране, то есть быть в соприкосновении с самыми лучшими новостями, базируясь в Ульяновске. Точно также кого-то может удивлять то, как мы можем рулить электронной коммерцией, находясь в Ульяновске.
М.СПИРИДОНОВ: Компания Александра Щербина.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Они занимаются разработкой веб-сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: У них же тоже более 100 сотрудников.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это одна из крупнейших компаний в городе и одна из крупнейших веб-студий страны. Они производят веб-сайты, они продают сервисы. Они успешны в своей области, и я этот успех очень уважаю. У нас в городе есть техническая компания, которая производит комментарии. У меня к ним значительные претензии, они в свое время инвестиционными западными деньгами увели у меня очень большое количество сотрудников, удвоив им зарплаты. По большому счету, они базировались на моей технической базе. Это нехорошо, и я даже думал мстить им, но передумал.
М.СПИРИДОНОВ: Заканчивая ульяновскую подборку, которая могла продолжаться достаточно долго, хочу назвать сайт “Person.com”.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Person.com – это очень крупный dating-сайт в Великобритании. У него замечательная команда, я слышал от их авторов о том, как они придумали монетизацию.
М.СПИРИДОНОВ: Я тоже слышал эту историю. Раз мы затронули эту тему, сделаю приятное Сергею Булаеву, который является организатором ульяновского мероприятия, которое будет проходит в июле. Это большая неформальная тусовка людей, занятых в IT-области, куда приглашаются люди из других городов. В частности, я буду там. Я сейчас предложу тебе ответить на вопросы короткого блица.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Давай.
М.СПИРИДОНОВ: Я напомню правила. Может быть, не все вопросы будут иметь прямое отношение к тому, о чем мы говорили прежде. Главное – отвечай на вопросы коротко. Поехали! Каких западных сервисов не хватает в России?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Всяческих.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе лично, например?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Paypal.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно, он придет после принятия закона о платежных системах. Главный стимул для долгой продуктивной работы в твоей компании для твоих сотрудников?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Делать офигенные продукты мирового масштаба, создавать системы.
М.СПИРИДОНОВ: Интернет реально помогает строить подлинно гражданское общество в России?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Что тебе нужно на рабочем месте для полного комфорта?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Интернет.
М.СПИРИДОНОВ: И всё?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Для полного комфорта будет слишком большой список, а так мне хватит интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, что ты почту проверяешь раз в два-три дня, неделю, это так?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Это зависит от некоторых обстоятельств: иногда раз в день, иногда раз в 2-3 дня, иногда раз в неделю.
М.СПИРИДОНОВ: Объясни, почему? Мне эта позиция близка, я хочу выйти на нечто подобное, но пока не удается. Почему ты не находишься в коммуникации постоянно, как это частенько вынуждены делать большинство из нас?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Человек присасывается и начинает производить выход, люди строятся в огромную цепочку, и никто не знает, кто генерит эту цепочку. Я вдруг понял, что не я управляю компанией, а эта цепочка, и я захотел ей управлять.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не теряешь в эффективности, в темпах?
Р.ФАЗЛЫЕВ: По-настоящему важных задач я не теряю.
М.СПИРИДОНОВ: Мессенджерами ты не пользуешься?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Те, с кем мне иногда нужно быстро связаться, имеют мои контакты. Со мной легко войти в контакт, я не думаю, что я генерирую значительные задержки. Фокус производит результат быстрее, нежели рассеивание внимания.
М.СПИРИДОНОВ: Ты стараешься максимально ограничить какие-то взаимодействия и сосредоточиться на работе?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Когда я выполняю какую-то задачу, я хочу максимизировать фокус. Анализ событий внешнего мира – это одна из задач.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас задам несколько вопросов от слушателей, которые были собраны в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, в аккаунтах Рунетологии на Facebook и в Твиттере. Artur Sabirov спрашивает: “Каким образом используется PayPal для приема платежей, если ты юридически находишься в России?”.
Р.ФАЗЛЫЕВ: К сожалению, российские пользователи никак не могут принимать платежи через PayPal. Мы сами не принимаем платежи через PayPal. Человек может прислать деньги партнерской компании, но прямая работа с PayPal в России, к сожалению, невозможна. Если человек находится в стране, с которой PayPal работает, то у него будет работать PayPal.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Владислава Коробова. Большинство российских компаний ведут учет товаров в 1с. Планируется какой-нибудь метод синхронизации вашего каталога с внешними на предмет наличия товара на складе? Планируется синхронизация с 1с?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Мы сейчас делаем API, уже сейчас есть API, который отдает продукты. Мы оставляем возможность сторонним разработчикам заработать, создав модули интеграции. Если они будут нерасторопными, то мы сделаем это сами.
М.СПИРИДОНОВ: Михаил Раяк спрашивает: “Как вы привлекаете пользователей?”.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Мы не продавцы и никогда на этом не фокусировались, мы просто делаем самый лучший продукт, и мы считаем, что пользователи сами нас найдут. В мире социальных технологий этот подход работает, потому что информация о том, что где-то что-то появилось, быстро распространяется.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы вообще не тратите деньги на рекламу?
Р.ФАЗЛЫЕВ: Да. Я не думаю, что Minecraft тратили деньги на рекламу, и это не помешало им продаваться миллионными тиражами.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом будем заканчивать. Спасибо большое, что нашел время пообщаться. Мне было интересно. Надеюсь, тебе тоже. Если есть что добавить, прошу.
Р.ФАЗЛЫЕВ: Спасибо, Максим, мне было приятно пообщаться. Желаю всем роста!
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был основатель проекта Ecwid.com – Руслан Фазлыев. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!