М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 4 августа 2011 года. Вы слушаете 109-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор выпуска — компания «Телфин» с её новым сервисом для ведущих бизнес в интернете — «Телфин.Стартап». Это прямой телефонный номер в Москве, Санкт-Петербурге, а также других городах России и мира, звонки на который можно перенаправлять на мобильный, стационарный телефон или автоответчик по заданному вами расписанию. «Телфин.Стартап» позволяет создать виртуальный офис, организовать бизнес-телефонию без привязки к конкретному адресу, наладить конференц-связь, сохранить номер при переезде, не потерять ни одного звонка и притом сэкономить. В настоящее время «Телфин.Стартап» проводит специальную акцию с призами — iPhone 4 и пять годовых подписок на «Телфин.Стартап» с московским или петербургским номером. Cсылку на информацию об условиях акции вы найдете в анонсе этого выпуска. Довольно давно, еще со времен доинтернетных, а для нас это можно сказать, доисторических, в определенных кругах, к которым, кстати, относятся и многие слушатели Рунетологии, сложилась традиция скептически относиться к продукции компании Microsoft. Но, как 20 или 10 лет назад, так и сегодня корпорация Microsoft является одной из опор мировой IT-индустрии. С этим поспорить сложно. О том, как себя чувствует детище Билла Гейтса в России, в Рунете, во всем мире, а также о том, что являет собой работа евангелиста в этой компании, мы говорим сегодня с руководителем направления веб-технологий российского представительства Microsoft – Гайдаром Магдануровым. Гайдар, привет.
Г.МАГДАНУРОВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Начну с провокационного вопроса. Положа руку на сердце, не считаешь ли ты, что Microsoft уже прошел период своего расцвета и сейчас, хотя еще и крайне силен, находится в стадии очень-очень медленного, но заката, уступая место молодым и сильным hitech-корпорациям новой волны?
Г.МАГДАНУРОВ: Я бы сказал, что Microsoft – это очень многообразная компания, которая содержит много разных подразделений, департаментов, продуктов, и они постоянно развиваются. Microsoft еще готовит сюрпризы. Microsoft пойдет туда, где находятся модные hitech-компании.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что дух компании позволяет готовить сюрпризы? Не секрет, что, выйдя на определенные масштабы, определенную степень зрелости, будь то компания, государство, империя, они начинают под собственным весом проседать, и это неизбежно.
Г.МАГДАНУРОВ: Я согласен, что так может получиться. Microsoft пытается справиться с этой проблемой, сохраняя внутри себя дух стартапа. У нас создаются новые дивизионы, команды переформатируются, руководство меняется местами. Очевидно, что операционная система «Windows Mobile» устарела донельзя. Была создана новая команда с новым руководителем, которая создала новый продукт «Windows Phone», который никак не связан с Windows Mobile. Это был внутренний стартап компании «Windows Mobile». Microsoft способен делать стартапы.
М.СПИРИДОНОВ: Было бы странно, если бы ты ответил по-другому. Я услышал тебя. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье гостя и продолжим.
ДосьеГайдар Магдануров родился 6 октября 1985 года в Москве. В 2002 году окончил Московский химический лицей. В 2007 году получил диплом Высшего химического колледжа РАН. В 2001 году стал главным редактором интернет-издания Visual Basic Streets. Тогда же вместе с командой веб-разработчиков занялся созданием и внедрением внутренних корпоративных порталов. С 2007 года — сотрудник российского представительства Microsoft, где выступал в качестве эксперта по веб-разработкам и веб-евангелиста. В настоящее время — руководитель направления веб-технологий. Возглавляет созданную в 2011 году комиссию по веб-разработке при Российской ассоциации электронных коммуникаций. С 2009 года оказывает экспертную и менторскую поддержку технологическим стартапам, проводит тренинги и семинары для IT-стартапов. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом ты научился работать в программировании? Твое химическое образование с этим направлением не связано.
Г.МАГДАНУРОВ: Когда я учился в 8-ом классе, мне на глаза попалась книжечка «Turbo Assembler 2.0». Я ее прочитал, и в тот момент я решил, что создавать программы для компьютера очень просто и что надо попробовать. Когда ко мне пришел человек и спросил, могу ли я написать программу, которая позволит ему в его кандидатской диссертации правильно оформить список литературы, я сказал, что смогу. Я попробовал написать ее на Assembler, понял, что это довольно долго и сложно, и я стал искать другие инструменты. Тогда мне и попался на глаза Visual Basic 1.0 для DOS. Это прекрасная графическая среда, которую я за день изучил, и написал программу. Так получилось, что ко мне потянулась вереница людей, просящих сделать какую-то программу. Со временем я изучил Visual Basic 6, потом я изучил языки для веб-разработки. Мой первый язык, с которым я работал – PHP. Я втянулся в разработку, и параллельно с химическим образованием, обучением и работой в академическом институте (4 года я был старшим лаборантом-исследователем), я делал разные проекты. Я собрал команду людей, которые занимались разработкой, это были фрилансеры, и вместе мы внедряли разные продукты. Программирование было со мной всегда.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты совмещал программирование с химией? Если ты всерьез занимался программированием, почему ты не перешел в другой вуз или другой лицей?
Г.МАГДАНУРОВ: Так получилось, что мне была интересна наука как таковая. Я занимался лазерной спектроскопией и кванта-химическими расчетами, которые во многом были совмещены с программированием. Мне было интересно заниматься наукой. Будучи студентом, заканчивая вуз, я начал работу над кандидатской диссертацией, но меня позвали работать в Microsoft, и я согласился.
М.СПИРИДОНОВ: Это и стало вехой твоего ухода из науки?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Утром я учился, днем работал в институте, вечером работал программистом, ночью пытался делать свои проекты. Мы пытались делать стартапы, коробочные продукты, занимались внедрением внутренних корпоративных порталов.
М.СПИРИДОНОВ: Утром деньги, вечером стулья.
Г.МАГДАНУРОВ: Да, так и было. Я практически не спал, и мне было хорошо. К концу моего обучения в вузе, когда я получил свой красный диплом (я до сих пор горжусь этим), у меня был выбор: либо глубже уходить в науку, либо активнее заниматься разработкой. Разработка меня перетянула тем, что я могу заниматься бизнесом. Microsoft меня подкупил тем, что я буду помогать развивать локальную систему программного обеспечения в России.
М.СПИРИДОНОВ: Как тебя нашли люди из Microsoft? Очевидно, что ты для них – очень ценный кадр. Объективно, ты довольно способный, если не сказать талантливый менеджер, судя по твоему послужному списку и по тому, что ты четко понимаешь, чего хочешь.
Г.МАГДАНУРОВ: Когда я учился в химическом лицее, я стал главным редактором сайта «Visual Basic Streets». Мне было интересно делиться своими знаниями, и когда я узнавал что-то новое или делал что-то новое, я тут же писал статью, делал пример, выступал на конференции, рассказывал об этом. В какой-то момент Microsoft меня заметил, и мне и моим коллегам из Visual Basic Streets сказали: «Вы такие молодцы! Давайте вы будете ездить на наши конференции и выступать на них». Мы согласились. Спустя некоторое время нам сказали, что они хотят нас поддерживать, вместе проводить какие-то конкурсы, мероприятия, и мы согласились. В 2005 году ко мне пришел тогдашний евангелист Microsoft и сказал, что номинировал меня на звание «Microsoft Most Valuable Professional». Это награда, которая дается людям в сообществе, по своей инициативе продвигающем технологии Microsoft. Я 3 года подряд получал это звание.
М.СПИРИДОНОВ: Это был не Петр Диденко?
Г.МАГДАНУРОВ: Нет, он пришел в Microsoft на несколько месяцев раньше, чем я. Это был Дмитрий Старостин, он создал интернет-сообщество в России. После него пришел Александр Ложечкин, который сейчас является директором моего департамента. Фактически этот человек меня поддерживал в свое время, помогал изучать технологии Microsoft, помогал мне продвигать себя как специалиста по этим технологиям. Он же и позвал меня в Microsoft, он мне позвонил и сказал, что я могу прийти к ним на собеседование. Это довольно забавная история. Мне позвонил Саша и сказал: «Приходи на собеседование». Я сказал, что приду. Я пришел на собеседование примерно в 9 утра. Я должен был пройти собеседование с директором департамента, в котором я, возможно, буду работать. Директор опоздал на 2 часа, но я его дождался. Дальше было невнятное собеседование, после которого меня схватила за руку девочка из hr-департамента, начала водить по разным интервью и тестированиям. Так получилось, что я до 8 вечера проходил всевозможные интервью, и в 8 вечера, когда я падал с ног, был очень голодным и злым, мне сказали, что мне нужно написать тест по математике. Я сказал: «Хорошо», а про себя подумал, что я всех их ненавижу и что я никогда не пойду работать в Microsoft, так как они плохо относятся к людям. Ко мне подошла девочка из hr, принесла мне банан и сказала: «Ты, наверное, голодный». Это меня завоевало, и я решил, что пройду эту пытку до конца. Я еще несколько дней ходил по собеседованиям, у меня было телефонное интервью с европейским потенциальным начальником. В начале января 2007 года мне сказали: «Выходи на работу», на что я сказал, что у меня контракт и что я не могу выйти на работу до 1 марта. Тогда мои будущие коллеги сказали, что я обнаглел, что меня в Microsoft зовут. Я сказал, что у меня нет других вариантов, и они сказали, что будут меня ждать. Так я и попал в Microsoft, сам того не желая и не стремясь в эту компанию.
М.СПИРИДОНОВ: Красивая история. Почему ты пошел к ним работать, если говоришь, что не стремился и не желал?
Г.МАГДАНУРОВ: В глубине души меня сильно подкупало то, что я не буду просто создавать какие-то продукты, писать статьи, что я буду влиять на индустрию, что я буду помогать разработчикам создавать продукты. Я посчитал, что лучше в будущем я буду помогать продавать продукты, буду заниматься не только разработкой, но и буду помогать разрабатывать маркетинговые стратегии. Самое главное, что меня подкупало – это то, что я мог быть посредником между разработчиками в Microsoft и разработчиками в России. Боль, которая есть у разработчиков в России, проблемы, которые у них есть, я мог доносить до разработчиков из Microsoft, и они будут меня слушать.
М.СПИРИДОНОВ: Ты изначально шел на должность евангелиста?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Когда я пришел в Microsoft, моя должность называлась «Development Evangelist», и в течение двух лет я занимал эту должность. Я ездил по всей стране, рассказывал про технологии. Спустя 2-2,5 года я стал больше фокусироваться на веб-технологиях и веб-бизнесе. Моя задача – помогать партнерам создавать новые продукты на нашей платформе, развивать их. Я стал заниматься интернет-технологиями, и спустя 3,5-4 года я стал руководителем направления веб-технологий. Я создал виртуальную команду, которая объединяет людей из разных департаментов. Наша задача – не столько продвижение технологий, сколько развитие бизнеса наших партнеров.
М.СПИРИДОНОВ: Становясь управленцем, ты остался публичным спикером, и всё также выступаешь в режиме евангелиста?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Моей особенностью стало то, что я стал меньше выступать, меньше времени уделять выступлениям, созданию контента, написанию статей и примерам, я стал больше времени уделять развитию бизнеса. Я помогаю партнерам придумывать продукты, стратегии продвижения, маркетинговые материалы. Я участвую в запуске этих продуктов. Помимо этого я занимаюсь аналогичной работой со стартапами, то есть нашими возможными будущими партнерами. При этом у меня остались чисто евангелистические задачи, то есть донесение информации о новых продуктах. Почему эта задача никуда не пропадает? Потому что мы постоянно выпускаем новые продукты, и люди, которые работают на наших предыдущих версиях, не имеют времени и зачастую желания изучать что-то новое, появившееся. Я это изучаю и пересказываю простым языком.
М.СПИРИДОНОВ: До начала работы в Microsoft ты руководил командой фрилансеров, которая занималась внедрением корпоративных порталов, да?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Ко мне пришли люди и попросили написать систему, которая позволяет отслеживать наличие товаров на складе из любой точки Москвы. Начальник хотел иметь возможность посмотреть с любого компьютера, в любой момент, сколько на складе товаров. Я тогда написал простенькое веб-приложение, за двое суток изучив PHP, которого тогда еще не знал. Оно имело 2 интерфейса. Я поставил простой ноутбук, запустил приложение, и человек начал им пользоваться. Я даже не взял денег за разработку этого приложения, мне было это интересно. На следующий день ко мне пришли люди и сказали, что хотят получить что-то похожее. Получилось так, что стало приходить больше людей, и стали просить создать мощную систему, где есть учет действий пользователя, где есть разные категории товаров, раздел управления людьми. Я понял, что я не справляюсь, и на форуме написал, что мне нужны люди. Нашлось несколько людей, я с ними провел собеседование-интервью, они выполнили тестовое задание, после чего начали работать в моей команде. Я разбивал работу на шестерых, и они выполняли эту работу, я занимался сдачей этого проекта заказчику. Самое интересное, что 4-ых из них я никогда не видел.
М.СПИРИДОНОВ: В каком возрасте ты начал этим заниматься?
Г.МАГДАНУРОВ: Конкретно этим я начал заниматься в 2002 году, то есть в 17-18 лет (в момент перехода на первый курс).
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты уже тогда был серьезно погружен во все эти вопросы, и вместо того, чтобы бегать с девчонками, сидел за компьютером?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Я тогда интересовался только работой. Один из моих первых проектов, который мне попался – система для оборонного завода в Подмосковье. Я никогда не был на этом заводе и не видел данные, которые там хранятся, но мне сказали, что им нужно сделать систему, потом мне сказали, что возникли какие-то ошибки с данными. Это была игра вслепую, мы что-то делали, нам говорили, что что-то не работает, но мы не могли посмотреть, что именно. Это было настолько увлекательно, что меня втянула сама идея так делать продукты. Мы для каждого заказчика делали свой собственный продукт. Я был счастлив, и мне не надо было никому рассказывать, что я умею делать, я ни разу не искал заказчика, сарафанное радио работало на «Ура».
М.СПИРИДОНОВ: Это большая удача для специалиста, когда есть те, кто хотят потреблять и платить деньги. Возвратимся к Microsoft. Что было основным драйвером при принятии решения о переходе в эту организацию? В среде людей, имеющих отношение к технике, отношение к Microsoft часто скептическое. Неважно, обосновано оно или нет. Ты, тем не менее, пошел работать в эту организацию.
Г.МАГДАНУРОВ: Это длинная история. Один из заказчиков попросил реализацию на языке «Perl», потому что у него часть бизнес-логики была написана на этом языке. Я изучил Perl и был полностью доволен этими технологиями. В 2002-2003 году вышла первая версия .NET. Поскольку я интересуюсь технологиями, я решил попробовать, как я пробовал Java в свое время. Я попробовал эту технологию и понял, что она не годится для того, что я делаю, что она убогая, и я забыл про нее. Через год вышла версия 1.1. Я попробовал ее, понял, что лучше она не стала, забыл про нее. В 2005 году вышла версия 2. Когда я ее попробовал, мне она понравилась, там были какие-то заготовки компонентов, связка с данными осуществлялась в несколько кликов. Большая часть функционала, которую я обычно писал, используя свои собственные компоненты, наработки на PHP, была готова. Я показал эту версию фрилансерам, с которыми я работал. Они поигрались, и через пару дней мы решили попробовать собрать следующий проект на .NET. Мы его собрали. Нам удалось сделать его быстрее за счет того, что код проверялся на этапе написания и тестирования у нас, а не интерпретировался, как в PHP. В итоге, мы полностью перешли на разработку на .NET.
М.СПИРИДОНОВ: Переход в Microsoft – это органичный шаг?
Г.МАГДАНУРОВ: Я бы так не сказал. Мне было всё равно, какие технологии использовать, но идея, что я буду не просто создавать продукты, но и помогать другим людям, меня занимала. Мне хотелось этим заниматься. Были и другие параметры. Перед тем как идти на собеседование в Microsoft, я взял листик бумаги, разделил его на две части: с одной стороны написал плюсы, а с другой минусы. Я провел SWOT-анализ, понял, что у меня много заказов, но что мне это становится неинтересно, потому что все заказы были связаны примерно с одним и тем же, мы были близки к тому, чтобы сделать шаблон. Я понял, что в фриланс-бизнесе то есть заказы, то их нет, они бывают то интересными, то неинтересными. В моей команде фрилансеров многие периодически говорили о том, что в принципе было бы неплохо поработать в крупной компании, поскольку все ребята, с которыми я работал, были примерно моего возраста, и они не работали в крупных компаниях. Периодически они говорили, что было бы хорошо в них поработать, но никто не решался уходить. Я собрал их всех, и многие сказали, что хотели бы поработать в крупной компании, многие хотели бы уехать за границу. Мы поняли, что нужно что-то поменять в жизни.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент ты понял, что кроме программирования тебя интересует управление и публичные выступления?
Г.МАГДАНУРОВ: Когда решил попробовать сделать свой продукт. Учась в 10 классе, делая маленькие программки для конвертации текста, я решил, что надо сделать shareware-программки, которые стоят пару долларов, распространяются везде, и на которых, наверное, можно заработать. Я сделал несколько программ от калькуляторов и конверторов текста до специализированных научных инструментов, и у меня была большая проблема в продаже этих инструментов. Я их делал, выкладывал на все возможные сайты, но покупок было мало. У модератора форума в Basic Streets была компания на Украине, и она занималась продажей софта shareware. Я подключился к нему и пытался свой продукт через него продать. Успехи были очень маленькие, было мало покупок. Если продукт был хорошим, то тут же для него писался кряк, и его покупали 2-3 раза, а потом он лежал в сети бесплатно. Я немного разочаровался во всем этом, и я начал думать, почему всё так складывается, и понял, что причина в очень маленьком охвате аудитории. Денег на продвижение не было, и я тогда еще не понимал, что такое продвижение в онлайне и что такое маркетинг. Я понял, что надо изучить эту тему, и я прочитал несколько книг, поговорил с людьми, которые занимаются маркетингом. Для своих продуктов я делал какие-то рекламные сайты, пытался давать рекламу, получалось это всё не очень. Методом проб и ошибок я понял, что работает, а что не работает, что приносит хороший результат, а что нет. В итоге я втянулся в это, и мне стало интересно этим заниматься. Когда у меня была задача привлечь других людей в работу над проектом, я стал изучать управление проектами. Я изучал разные книжки, выбирал методологию. Тогда было модно писать большие и толстые книжки про разные методологии. В итоге я остановился на чем-то, похожем на экстремальное программирование. Когда мы с командой начали думать о дополнительных разработках, о стартапах, мы стали придумывать небольшие проекты, пытались их реализовать, но у нас не было опыта. Мы не знали, кто такой инвестор, что такое бизнес-план. Мы делали какие-то прототипы, кому-то их показывали. В результате, они были засмеяны, и мы бросали эту идею, начинали делать что-то другое, это не взлетало, и мы начинали делать портал, он не взлетал, мы расстраивались, тратили много денег.
М.СПИРИДОНОВ: Получилось сделать в итоге что-то заметное?
Г.МАГДАНУРОВ: Нет. Единственный проект, который выстрелил в том смысле, что я смог заработать на нем какое-то количество денег – сервис, который мы разработали, потому что пришла в голову идея, почему бы его не разработать. Этот сервис получал зашифрованные данные из закрытой сети компании, расшифровывал публичные данные и публиковал их на публичный сайт компании. Он оказался никому не нужен. Я ходил в разные компании, предлагал его, никто его не брал. Спустя какое-то время двое ребят из моей команды, которые продолжили его развивать, смогли продать его американским заказчикам. Я деталей не помню, но этот продукт где-то используется.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге он принес какие-то профиты?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Вся эта история произошла 3-4 года назад, хотя продукт был создан 6-7 лет назад. Ребята написали, что им удалось продать этот продукт и что они мне, как первичному изобретателю идеи и тому, кто написал первый прототип, хотят заплатить. Я был очень удивлен этому. Все остальные проекты, которые мы пытались сделать, проваливались от недостатка опыта. Казалось бы, что было бы круто сделать систему поиска авиабилетов – такую, чтобы можно было бы ввести «хочу полететь в Европу, есть 30 тысяч рублей, куда я могу полететь?». Мы начинали это делать, и всё упиралось в то, что нет сервисов, чтобы проверять наличие билетов, мы не знали, с кем и как договориться. Были американские системы, а мы тогда еще плохо знали английский язык. Было много идей, мы начинали делать прототипы, показывали их кому-то, тратили деньги на рисование красивых картинок, на рекламу, на поездки к потенциальным инвесторам, в итоге всё загибалось, потому что мы не могли обосновать, почему проекты будут интересны и не могли нарисовать бизнес-план.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь «мы» из скромности, или потому что у вас была командная работа, и ты не был явным лидером?
Г.МАГДАНУРОВ: Наверное, мне проще говорить «мы». Microsoft приучил меня так говорить. Конечно, основным лицом всех этих проектов был я. Но когда я с кем-то общался, я говорил «мы», чтобы показать, что я не один всё это делаю, и чтобы ребята не обижались. Вообще у меня было много причин говорить «мы». Сейчас я говорю «мы», потому что говорю о корпорации.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к Microsoft . На своем примере расскажи, как строится карьерная лестница. Ты рос в несколько этапов?
Г.МАГДАНУРОВ: Microsoft очень разный. Есть корпорация «Microsoft», находящаяся в городе Редмонд, рядом с городом Сиэтл, в США. Там создаются продукты, во всех остальных странах находятся офисы продаж и маркетинга, здесь нет никакой разработки, здесь локализация, доработка бизнес-продуктов, но создания продуктов здесь нет. Офисы Microsoft делятся на несколько компонентов. Есть люди, которые обслуживают офис (финансисты, бухгалтеры, юристы), есть люди, которые отвечают за маркетинг продуктов. Они отвечают за выбранное количество продуктов. Есть аккаунт-менеджеры, которые работают в департаментов малого и среднего бизнеса, крупного бизнеса. Есть департамент консалтинга, он разрабатывает что-то на стороне консалтинга, то есть люди могут прийти в Microsoft и нанять людей из Microsoft писать им какую-то систему.
М.СПИРИДОНОВ: Дописывать существующую систему?
Г.МАГДАНУРОВ: Внедрять систему. Работа консалтинга дорогая, поэтому создавать продукт невыгодно, внедрять его дешевле.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоит внедрение? Это сотни или тысячи долларов?
Г.МАГДАНУРОВ: За человеко-час это сотни долларов, но точную цифру я назвать не могу. Также у нас есть департамент евангелизма. Задача департамента – работа с партнерами, студентами, школьниками, стартапами, IT-специалистами, разработчиками. Внутри этого департамента есть свои подразделения, занимающиеся той или иной работой. Мы в Microsoft любим менять структуру департаментов. У нас регулярно происходят реорганизации, переименования, перемещения, при этом структура компании остается плоской. Есть генеральный директор, совет директоров, сотрудники. Сотрудники могут находиться непосредственно под директором, если департамент маленький. Если департамент большой, то есть слой менеджеров. До генерального директора всего 2 шага. Большая часть сотрудников компании – менеджеры, не имеющие под собой подчиненных. Это интересная структура, в которой подчиненных непосредственно может не быть, но они есть в виртуальной команде. Это люди, которым я ставлю задачи, которые их выполняют, их я как-то контролирую, их производительность я как-то оцениваю вместе с их непосредственным руководителем.
М.СПИРИДОНОВ: Виртуальная команда – это удаленная команда?
Г.МАГДАНУРОВ: Нет. В документах нигде не прописано, что этот человек является подчиненным этого человека с точки зрения Трудового Кодекса. У нас нет таких должностей. Виртуальная команда может быть разделена по разным департаментов. С точки зрения Трудового Кодекса я не являюсь руководителем, у меня нет непосредственных подчиненных. У меня нет необходимости подписывать какие-то командировочные отчеты, но у меня есть виртуальные подчиненные – люди, которые работают в других департаментах. Практически в каждом департаменте есть человек, который отвечает по моему направлению, и часть своего времени он тратит на мои задачи. Я придумываю план, обсуждаю его вместе с этими людьми, мы решаем, кто и что будет делать, и мы это делаем. Каждый человек делится на несколько частей, часть его работает на меня, другая часть работает на другого виртуального руководителя.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи о своей карьере.
Г.МАГДАНУРОВ: Я был евангелистом, я отвечал за разные технологии. Куда скажут, туда я ходил, рассказывал про то, что просили, изучал то, что нужно изучить, и рассказывал об этом людям. Когда я стал руководителем «Веб-инициативы», у меня появилась виртуальная команда, то есть люди в департаментах, которые работают над моими задачами, маркетинговые менеджеры, набор людей в разных департаментах, отвечающий за свои продукты. Часть их времени тратится на совместные проекты со мной, они тратят время на задачи, которые им ставлю я. С точки зрения нормальной организации я являюсь руководителем, потому что у меня есть подчиненные, но мои подчиненные – не на 100% мои люди. Есть люди, которые выполняют только мои задачи. Я фактически руководитель. Путь мой был такой: вначале я был просто евангелистом, рассказывающим про всё, потом я сфокусировался на веб-технологиях, и я стал чемпионом по веб-технологиям. Если у кого-то есть вопросы про веб-технологии, то это ко мне, если у партнера какие-то проблемы с веб-технологиями, то он приходит ко мне. Следующий шаг – руководитель виртуальной команды, которая со временем становится больше, изменяется количество ответственности, мы отвечаем за всё большую часть бизнеса, мы получаем больше денег для финансирования маркетингового бюджета. Это рост не шагами, он происходит потихоньку. Ресурсов становится больше, становится больше ответственности.
М.СПИРИДОНОВ: Что ждет тебя дальше? Как продолжится твоя карьера в Microsoft?
Г.МАГДАНУРОВ: Если продолжать карьеру, то есть несколько вариантов. В Microsoft принято раз в 2-3 года менять направление деятельности для того чтобы человек не застаивался и чтобы он вносил свою экспертизу в другие проекты. Я был евангелистом, сейчас я больше менеджер, плюс я занимаюсь бизнесом, помогаю развиваться стартапам. Я думаю, что следующий шаг – это либо директор департамента, либо смещение в смежную область, например, переход в продуктовую команду, где я буду разрабатывать или маркетировать продукты. Я нахожусь на распутье. У меня есть видение планов, я знаю, в какую сторону я хочу развиваться, но сейчас я бы не хотел свои планы озвучивать. Я немного суеверный в этом плане.
М.СПИРИДОНОВ: Не секрет, что часто большие компании используются как трамплин для карьеры специалиста, менеджера, управленца, маркетолога и так далее. Для тебя Microsoft – трамплин?
Г.МАГДАНУРОВ: Наверное, да. Когда я работал евангелистом в Microsoft, ко мне периодически подходили люди из других компаний, которые говорили, что я хорошо выступаю, что они хотят, чтобы я у них работал, и мне несколько раз делали предложения разной степени вкусности, на которые я не соглашался, потому что мне нравилось работать в Microsoft. После 3-ех лет моей работы ко мне постоянно подходили люди с предложениями, не было конференции или встречи с партнером, на которой мне бы не предложили работу. Я даже ходил на собеседования, и мое руководство об этом знало, и я говорил, что мне это интересно, но если я вдруг решу уйти, то я обязательно сообщу об этом. Я встречался с огромным количеством людей, и мне постоянно предлагали работу. Полгода назад мне перестали предлагать работу, мне перестали звонить hr, перестали приходить люди и совать мятые пачки долларов. Я тогда очень удивился и спросил Алену Владимирскую: «Нормально ли это? Меня больше не любят?», на что она мне сказала, что в какой-то момент люди понимают, что нет смысла тебя пытаться переманить, что тебе и там хорошо, что если ты вдруг захочешь куда-то пойти, ты сам к ним придешь. Она сказала, что это не повод расстраиваться. Наверное, это так, потому что когда я общаюсь с инвесторами, инвестирующими в новые компании, они периодически мне намекают, что они хотели бы видеть меня руководителем той или иной компании, и под это готовы инвестировать. Они верят не столько в проект, сколько в руководителя. Такие разговоры регулярно ведутся. Я думаю, что моя работа в Microsoft сильно повысила мою видимость на рынке и дала мне очень много опыта.
М.СПИРИДОНОВ: Ты довольно много пишешь. На Хабре, в твоем блоге регулярно появляются новые статьи. Тебе нравится этим заниматься, или это производственная необходимость?
Г.МАГДАНУРОВ: Это было моей производственной необходимостью в какой-то момент времени. Когда я пришел в Microsoft, у меня было несколько блогов про технологии. Некоторые я вел под своим именем, некоторые под анонимным аккаунтом. Когда я пришел в Microsoft, у меня была метрика «количество читателей моего блога». Я должен был привлекать аудиторию. Когда мои задачи менялись, эта метрика пропала, и я перестал писать на какое-то время. Я решил, что у меня нет желания писать блоги, и если я захочу что-то написать, то я напишу книгу или статью в журнал. Так получилось, что спустя какое-то время мне стали приходить в голову какие-то идеи, я начинал искать в интернете советы и ничего не находил. Я начал делиться этим, делать заметки и записи. Совсем недавно я перезапустил свой персональный блог radiag.ru (Гайдар наоборот). На многих сайтах ник «Гайдар» занят, и я придумал себе другой ник. Я начал писать туда заметки и мысли, которые накопились. У меня есть 3 книги идей, в которые я пишу все мысли, которые приходят в мою голову. Я подумал, что нужно, чтобы эти идеи выходили наружу. Часть этих идей выплескивается в то, что я предлагаю стартапам, и они это используют в развитии своих проектов. Часть идей – это мысли о жизни, и их я излагаю в виде блога. Я пишу этот блог с целью четкого формулирования своих мыслей. Работая в Microsoft, я со своими коллегами часто общаюсь на «птичьем» языке – смеси английского с русским. С партнерами я тоже говорю на странном языке. Я понимаю, что моя способность четко излагать мысли и красиво выражаться угасает. Если я не буду ее поддерживать в виде описания своих мыслей и донесения информации, которая держится в моей голове, до людей, я могу сильно измениться, поэтому для меня это инструмент поддержания связи с внешним миром на хорошем качественном уровне.
М.СПИРИДОНОВ: Здорово, что ты способен это делать, потому что у большинства людей есть проблемы со способностью формулировать мысли и дисциплинировать себя.
Г.МАГДАНУРОВ: Да, я согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Я хотел поговорить по поводу Microsoft. На сегодняшний день к веб-продуктам Microsoft неоднозначное отношение. Несомненно, Hotmail имеет большое количество аккаунтов, но в целом возможности Microsoft в интернете, по общему признанию, были большими, чем достигнутые показатели. Ты с этим согласен?
Г.МАГДАНУРОВ: Да. Наши онлайн-сервисы, которые мы пытаемся использовать для монетизации, пока еще не приносят нам прибыли.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
Г.МАГДАНУРОВ: Это связано с разными причинами. Прежде всего, с тем, что Microsoft изначально не понимал, что и как делать в интернете, он упустил время. Когда Google активно продавал рекламу, Microsoft только думал об этом. Качество поискового движка было плохое, поиск терял свои позиции. Microsoft упустил много времени. Сейчас Microsoft в плане своих онлайн-сервисов взял себя в руки и начал делать сервисы лучше. Есть прекрасный человек, который сейчас занимается поиском Bing. Он регулярно рассказывает сотрудникам, что будет реализовано на Bing, что нового появится. Там действительно продумано много инноваций, они сейчас находятся в процессе реализации. У нас есть уверенность, что это сможет развить наши сервисы в интернете. Например, Bing стал активно отбивать долю на американском рынке. Тот же Hotmail внедряет инновации, например, интеграцию с онлайн-приложениями Офиса, то есть документы, которые пересылаются внутри Hotmail, могут быть открыты и отредактированы непосредственно в браузере. Тот же Hotmail интегрируется с нашим сервисом «SkyDrive», который позволяет бесплатно хранить в интернете до 25 гигабайтов информации. Через SkyDrive можно посылать гигабайты в электронной почте. Инновации постоянно происходят, мы делаем много интересного.
М.СПИРИДОНОВ: Microsoft прикупил себе несколько процентов Facebook. Это имеет перспективы с точки зрения развития Microsoft?
Г.МАГДАНУРОВ: У меня на этот счет есть свое мнение, которое не совпадает с мнением Microsoft. Всё, что я говорю в подкасте – это мое персональное мнение, и я не выражаю точку зрения компании. Наш альянс с Facebook необходим для того чтобы Microsoft еще больше закрепился в онлайн-сервисах. Мы будем делать всевозможный функционал, который пока скрыт, и я не могу про него рассказывать. Мы приняли одно решение, которое было продемонстрировано как прототип на конференции в России, на нее приезжал мой коллега из корпорации, и он показал, что мы сделали на основании статусов на Facebook. Фактически Microsoft платит Facebook за получение в реальном времени всех статусов, и по этим статусам проводится текстовый анализ. На основании этого текста можно определить, в какие даты, какие продукты компании «Microsoft» и других компаний упоминались. Бывают и негативные, и позитивные отзывы. Например, когда у нас запускается новый продукт, мы смотрим на отзывы, смотрим, какие характеристики указываются в позитивных отзывах, какие в негативных. Этот продукт пока не выпущен на рынок, возможно, он будет частью Bing, возможно, будет отдельным продуктом, возможно, он не выйдет никогда. То же самое сделано с Твиттером.
М.СПИРИДОНОВ: Партнерство с Facebook, Твиттером – это флаг для вас, а не главный драйвер развития? Вы показываете, что вы держитесь за тренды?
Г.МАГДАНУРОВ: Мы не имеем главного драйвера, мы имеем набор сервисов. Мы предлагаем электронную почту, порталы, поиск, сервисы для хранения информации. У нас много сервисов, и мы развиваем наш портфель сервисов, в том числе и с партнерами. Весь бизнес Microsoft – это партнерский бизнес. Microsoft изначально ничего сам не продавал, не внедрял, всё это делали партнеры. У нас есть консалтинг, который что-то внедряет совместно с партнерами. У нас все продажи делают партнеры. В прошлом году порядка 95% денег, заработанных Microsoft – это деньги, заработанные через партнеров. За каждый доллар, заработанный Microsoft, партнер получал 7-8 долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам только что описал довольно заметное созвездие веб-сервисов, многие из которых выполнены на хорошем уровне. Hotmail, облачные сервисы, Офис, ушедший в облако, неплохой поиск для Америки – всё это не набирает достаточной аудитории. Что нужно сделать, чтобы корпорация, имеющая опыт по маркетингу, деньги для развития, стартовую аудиторию, смогла противопоставить свои проекты конкурентам? В поиске и Офисе – Гуглу, в области облачного хранения данных – Dropbox? Почему пока что в России не складывается реальной конкуренции? Microsoft присутствует почти формально.
Г.МАГДАНУРОВ: Microsoft – это компания, которая верит в инновации и хочет принести инновацию. Делать аналог того, что хорошо получилось сделать у конкурентов – это хорошо, но хотелось бы сделать что-то новое. В каких-то областях мы впереди планеты всей. Наша облачная платформа – это место, где хостится Office 365, туда переносятся все наши онлайн-ресурсы. Это передовая платформа и для разработчика, и для пользователя. Это то, чем мы гордимся. Мы хотим быть передовой платформой везде. Если мы делаем новый телефон (тот же Windows Phone 7), то идея – не стать клоном iPhone или Android, а сделать новый подход. Windows Phone 7 – это не телефон в понимании того же Apple (телефон – это сборище приложений). Мы считаем, что телефон – это способ объединить все потоки общения в единое целое. В нашем телефоне в смс показываются не только классические смс, но и сообщения из Facebook, на Windows Live . В новой версии телефона, которая вышла пару недель назад, есть возможность объединить статусы из Facebook и смс. Отдельно есть контакты людей, подкачиваемые из Facebook, Windows Live. Ко всему этому привязана история коммуникаций. В отдельной вкладке можно посмотреть все письма, смс, сообщения в Facebook, Твитере, которые были между владельцем телефона и другим человеком.
М.СПИРИДОНОВ: Всё это замечательно, но де-факто в том же самом Windows Phone всё это сыро исполнено. Идея хороша, но в исполнении всё немного не так. Я процитирую твоего коллегу – Петра Диденко, который полгода назад в Рунетологии говорил о том, что «У Microsoft на сегодняшний день продукты не получаются простыми и понятными, к сожалению. Все, что связано с Вебом, у Microsoft обычно для разработчика, а не для пользователя». Он это говорил, уже уйдя из Microsoft. Ты с этим согласен?
Г.МАГДАНУРОВ: Частично согласен. Тот же самый Windows Phone 7 вышел в первой версии сырым продуктом, но тогда было принято решение, что надо выпустить продукт, посмотреть концепцию, как люди примут новый интерфейс. Люди его приняли, и мы стали развивать этот продукт. В новой версии это не сырой продукт, это полноценный телефон, который оригинальнее iPhone. Я приведу вам пример маленьких и смешных инноваций. Вчера я сидел в кафе и показывал телефон своему собеседнику, и вокруг собрались люди и сказали: «Как круто!». Когда тебе приходит смс, там меняется значок улыбающегося смайлика на подмигивающий значок. Когда много непрочитанных смс, он становится удивленным. Это оригинальность, которая привлекает обычных пользователей. Это то, ради чего стоит попробовать использовать этот телефон. Я приведу еще один пример того, что Microsoft верит в инновации и как он их продвигает. Наша игровая приставка Kinect – это система, которая позволяет не использовать джойстик при игре в нашу игровую приставку xBox. Kinect – это несколько камер, которые строят модель человека и определяют, как он двигает руками, ногами, видят его мимические действия. Сейчас Kinect – это самый быстро продаваемый в мире электронный гаджет. Насколько я знаю, он будет включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстро продаваемый гаджет. Это действительно здорово! Причем этот прибор стоит довольно дешево, каждая домохозяйка может себе его позволить. Это инновации, в которые верит Microsoft. Нужно делать нечто, что привлечет людей.
М.СПИРИДОНОВ: Гайдар, ты не раз говорил о том, что главный тренд на рынке веб-технологий – это отмирание сайтов и переход в соц.сети и микроблоггинг. Ты считаешь, что это так?
Г.МАГДАНУРОВ: Похожие мысли я высказывал. Я считаю, что интернет 3.0 будет больше ориентирован на человека. Он будет строиться вокруг социальной активности человека.
М.СПИРИДОНОВ: Как он будет выглядеть?
Г.МАГДАНУРОВ: Я думаю, что основной тренд – это уход от ставшего стандартным веба 2.0, когда пользователи генерируют контент, общаются в социальных сетях, когда есть много сервисов, которые вместе объединяются. Будет переход к персонализированному интернету. Я человек, у меня есть аккаунт в социальной сети, я из своего аккаунта захожу в интернет-магазин, и мне тут же предлагают товары, которые соответствуют тому, что я когда-то указал, как нравящийся мне товар в социальной сети, или то, о чем я когда-то писал. Фокус всех сайтов будет заключаться не в представлении контента или витрины организации, фокус будет на человеке. Я захожу на сайт, и он меняется. Мне кажется, что это один из основных трендов. Второй тренд – то, что называется семантическим вебом, когда всевозможные роботы обрабатывают информацию, предназначенную для человека, развитие микроформатов, поисковые системы, которые будут вытягивать информацию с сайта, а не просто показывать ссылку на страницу. Веб станет более читаемым и для машин в том числе, которые будут предоставлять человеку новые сервисы. Я верю в то, что у пользователя будет больше персонификации на сайтах.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Если не возражаешь, перейдем к короткому блицу. Я задам вопросы, которые не совсем связаны с тематикой нашей беседы, но которые касаются ее. Я прошу отвечать на эти вопросы максимально лаконично. Хорошо?
Г.МАГДАНУРОВ: Очень постараюсь. Я сегодня необычайно многословен.
М.СПИРИДОНОВ: К чему тебе было труднее всего привыкнуть при поступлении в штат Microsoft?
Г.МАГДАНУРОВ: К огромному количеству электронной почты.
М.СПИРИДОНОВ: Какие средства предпочитаешь использовать для расчётов в интернете (банковская карта, электронные деньги)?
Г.МАГДАНУРОВ: Я предпочитаю использовать кредитные карточки.
М.СПИРИДОНОВ: На сколько вперёд ты планируешь свою деятельность (дни, неделя, месяцы)?
Г.МАГДАНУРОВ: В плане встреч с партнерами – на недели и месяцы, в плане крупных задач и запуска проектов – на год.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли на сегодня крупная интернет-компания, успех которой кажется тебе иррациональным, логически недостаточно мотивированным?
Г.МАГДАНУРОВ: Я думаю, что таких компаний много. Например, успех Facebook оправдан, но ожидания сильно завышены.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас задам вопросы слушателей. Сергей Пылагин спрашивает: «Наша компания специализируется на интранет-системах и учетных системах для бизнеса. Сейчас после утопления Silverlight и выпуска слабого (с точки зрения построения учетных систем) Miscrosoft Lightswitch понимаешь, что здесь конкурировать с 1С бесполезно. Будут ли предложены новые бизнес-платформы в ближайшем будущем?». В вопросе есть несколько утверждений, которые можно оспорить.
Г.МАГДАНУРОВ: Утопление Silverlight не происходит. Silverlight – это наша медиа-платформа, у которой есть гораздо больше возможностей работы с мультимедиа, чем в стандарте HTML5. Silverlight никуда не денется, он используется в телефоне.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос в том, что он не смог создать большую конкуренцию и отстает по распространению.
Г.МАГДАНУРОВ: Распространение Silverlight довольно большое. У меня есть цифры, но называть их я не могу, это запрещено. Они неплохие, придется поверить мне на слово. Почему мы его не утопили? Потому что мы его сами используем в SharePoint, в нашем коммуникаторе, в картах Bing и так далее. Что касается Lightswitch и систем, конкурирующих 1С, то Lightswitch – это продукт, который мы создали, памятуя былую славу Visual Basic. Lightswitch помогает делать простые формы, которые создаются автоматически на основании тех данных, которые есть у разработчика, и часто этого хватает для простых систем, для учетных систем, для хранения каких-то данных. Насчет конкуренции с 1С я не буду вдаваться в дискуссию, но у нас по-прежнему остается платформа .Net, которая улучшается.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Владислав Коробов спрашивает: «Вы делаете тренинг "Использование сарафанного радио в маркетинге". Сейчас есть хорошие инструменты для прогнозирования такого рода акций?».
Г.МАГДАНУРОВ: Да, инструментов очень много. Именно сегодня утром я записывал подкаст с Игорем Манном для нашего проекта «Webprofessionals.ru». Мы с ним обсуждали интернет-маркетинг. Он говорит, что интернет-маркетинг отличается от классического тем, что в нем всё можно измерить. Использование инструмента сильно зависит от того, что мы хотим получить. Для простого контроля количества уникальных пользователей, повторных визитов, времени пребывания на сайте есть Яндекс. Метрика. Пожалуй, это самый мощный инструмент в Рунете, у которого есть возможность строить карту по кликам. Если же нужна более хитрая аналитика, например, покупки, которые делает пользователь, привязка этих покупок к профилю пользователя, то это система, которую нужно реализовывать. Чем сложнее правило, тем больше нам необходимо делать самостоятельно. Базовые метрики – такие как посещаемость, источники трафика умеют измерять огромное количество систем.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос от Дмитрия Яхнова. Какие общественно-полезные некоммерческие проекты осуществляет Microsoft? Например, у Google есть проект make the web faster.
Г.МАГДАНУРОВ: На эту тему можно очень долго говорить. Microsoft, как и большинство американских компаний, старается быть дружелюбным. Он пытается сделать что-то хорошее в том, в чем он профессионален. Есть 4 базовых направления, по которым Microsoft работает. Первое направление – это образование, то есть помощь в создании компьютерных классов, обучение людей. Недавно людям в Африке, пострадавшим от болезней, помогали научиться чему-то новому на технологиях Microsoft. Microsoft участвовал при разработке курсов и помогал людям. Второе направление – повышение эффективности работы организаций, являющихся некоммерческими, то есть организаций, которые не зарабатывают деньги, но несут пользу людям, например, организаций, которые борются за охрану окружающей среды, которые помогают бороться с мусором. Таким организациям Microsoft предоставляет программное обеспечение, инструкции по тому, как можно наиболее эффективно внедрять инструменты для повышения эффективности работы организации. То, что мы продаем, мы бесплатно отдаем тем, кто пытается делать мир лучше. Третье направление – это реакция на то, что происходит в мире. Например, сотрудникам от нашего HR приходило письмо, в котором было написано, что мы можем пожертвовать какое-то количество денег на восстановление Гаити, при этом Microsoft за свои деньги удвоит эту сумму. Помимо этого культура компании заставляет сотрудников помогать людям. Например, когда произошла страшная катастрофа в Японии, японские сотрудники Microsoft помогали создать инфраструктуру, на основании которой боролись за выживаемость Японии. Они создали решения, которые позволяли отслеживать доставку продуктов, медикаментов. Четвертое направление – это помощь людям с ограниченными возможностями. Наша помощь заключается в том, что делается в продуктах. В наших продуктах всегда была лупа для того чтобы люди с плохим зрением могли что-то рассмотреть, поддержка голосового распознавания речи. Это позволяет человеку, у которого есть проблемы со здоровьем, работать с компьютером. Помимо всего этого мы боремся за чистый окружающий мир, мы боремся с бумагой в офисе, стараемся максимально использовать электронный документооборот, мы разделяем мусор, у нас есть 3 бака для мусора. Корпоративные машины мы выбираем по принципу самого экологически чистого выхлопа. Мы делаем мир лучше! Мы стараемся сделать интернет безопасным для детей. Браузер Internet Explorer можно ругать за многое, но там есть хорошая система родительского контроля, там есть система безопасности, которая позволяет настроить браузер так, чтобы дети не заходили на вредные сайты. Это для нас серьезный приоритет, потому что мы не хотим, чтобы дети заходили на сайты, на которые и взрослым лучше бы не ходить.
М.СПИРИДОНОВ: Евангелисты по призванию, а не только по профессии. Получилось красиво! Гайдар, спасибо большое за то, что нашел время пообщаться. Если есть что добавить от своего лица или от лица компании, то пожалуйста, и будем ставить точку в этой программе.
Г.МАГДАНУРОВ: Спасибо большое за приглашение. Мне было очень приятно принять участие в передаче, в которой приняло участие огромное количество интереснейших людей. Я, наверное, никогда не найду время послушать все выпуски, но Рунетология – это прекрасная передача. В заключение я бы сказал лично от себя, что, мониторя рынок и видя, что появляется сейчас в интернете, зная, что планирует делать Microsoft, наши партнеры и наши конкуренты, я в восхищении от того, что скоро будет в интернете. Мир меняется настолько быстро, появляются настолько интересные вещи, что нас ждет счастье, радость и многое необычное. Я рад тому, что я в этом участвую.
М.СПИРИДОНОВ: Резюмировать можно цитатой из песни группы Сплин «Я живу в ожидании чуда».
Г.МАГДАНУРОВ: Да, чудо уже здесь.
М.СПИРИДОНОВ: Гайдар, спасибо. Вы, друзья, слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был руководитель направления веб-технологий российского представительства Microsoft – Гайдар Магдануров. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!