М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 8 сентября 2011 года. Вы слушаете 114-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Традиционно мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор выпуска — компания «Телфин» с её новым сервисом для ведущих бизнес в интернете — «Телфин.Стартап». Это прямой телефонный номер в Москве, Санкт-Петербурге, а также других городах России и мира, звонки на который можно перенаправлять на мобильный, стационарный телефон или автоответчик по заданному вами расписанию. «Телфин.Стартап» позволяет создать виртуальный офис, организовать бизнес-телефонию без привязки к конкретному адресу, наладить конференц-связь, сохранить номер при переезде, не потерять ни одного звонка и при этом сэкономить. В настоящее время «Телфин.Стартап» проводит специальную акцию с призами — iPhone 4 и пять годовых подписок на «Телфин.Стартап». Cсылку на информацию об условиях акции вы найдете в анонсе этого выпуска. Довольно давно – еще со времен начала Рунета участники интернет-бизнеса, можно сказать, разделились на два лагеря. Одни из них занимались, собственно, Вебом, его наполнением – сайтами, порталами, поисковыми системами, сегодня еще и социальными сетями, видеохостингами и прочими проектами, которые собирательно можно назвать “контентом”. Другие занимались обеспечением жизни этого контента – магистральными линиями, дата-центрами, доменами, хостингом и так далее. Подавляющее большинство выпуском “Рунетологии” – это разговор про “контент” и его создателей. Сегодня один из редких случаев, когда мы будем говорить про “инфраструктуру”. Тем более что есть серьезный повод для этого – недавно два больших игрока доменной и хостинговой отрасли заявили о грядущем объединении. Со стороны доменов в этом союзе приняла участие компания Reg.ru, а “железную половину” сделки обеспечивает masterhost. Гость этого выпуска – основатель группы компаний .masterhost – Леонид Филатов. Леонид, добрый день!
Л.ФИЛАТОВ: Добрый день, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Как бы ты охарактеризовал ваше объединение с Reg.ru? Это один из рабочих моментов или поворотный этап в жизни компании?
Л.ФИЛАТОВ: Не знаю насчет поворотного этапа. Как было сказано в большинстве пресс-релизов, вышедших за последние пару-тройку дней, это объединение, прежде всего, не маркетинговых стратегий, а продуктовых стратегий, взглядов на будущее на 3-4 года вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Плодотворная и конкурентоспособная жизнь хостинговой компании сегодня в отрыве от других направлений возможна? Вы сейчас объединяетесь, то же самое сделали ваши конкуренты «Hosting Community», сейчас формируется единое поле для клиента.
Л.ФИЛАТОВ: Во-первых, то, что вы сравниваете Hosting Community и нас, не совсем правильно, потому что это принципиально разные сделки. У РБК это классический сценарий, это поглощение. Компания покупается, основатель компании выходит из бизнеса. Поглощения почти всегда заканчиваются убийством бренда, который покупается. Покупаются технологии, люди, и бренд перестает существовать.
М.СПИРИДОНОВ: Так происходит не всегда.
Л.ФИЛАТОВ: Да, но зачастую происходит именно так. Можно привести огромное количество примеров, когда компании после покупки перестают существовать. На хостинговом рынке с тем же самым РБК есть подобные случаи. У нас же сделка безденежная. Основатели компаний и текущие акционеры решили взаимно обменяться технологиями, опытом, знаниями для того чтобы сформировать новый подход к оказанию услуги.
М.СПИРИДОНОВ: При этом как на стороне РБК, так и на вашей стороне это конгломерат «хостинг+домен», шаг к конкурентной игре. Это, конечно, разные сделки, но, по сути, появилось 2 крупных домено-хостинговых холдинга.
Л.ФИЛАТОВ: Да. Рынок консолидируется с годами. До этого существовал рынок доменов и хостинга. Masterhost – это не только хостинговая компания, но и компания-регистратор. Reg.ru имел свое хостинговое направление. То есть принципиально ничего не меняется.
М.СПИРИДОНОВ: Хостинговые и доменные компании отдельно менее конкурентоспособны в сравнении с холдингами типа Вашего? Будут ли движения к консолидации в целом по рынку?
Л.ФИЛАТОВ: Движения, безусловно, будут. Основным побудительным мотивом к объединению всегда является возможность формирования рынка и спроса, то есть возможность показывать большому объему людей некие стандарты услуг, потребления.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом будет выглядеть ваше слияние в плане маркетинга? Останется одно название?
Л.ФИЛАТОВ: Это слияние не повлечет за собой убийство. Компании будут существовать под своими брендами, ничего с ними не сделается.
М.СПИРИДОНОВ: Убийство бренда порой бывает продиктовано бизнесом. Покупка маленькой компании и ее вливание в большую объясняется логикой укрупнения.
Л.ФИЛАТОВ: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье сегодняшнего гостя.
ДосьеЛеонид Филатов родился 7 декабря 1970 в городе Казани. Учился в Казанском авиационном институте по специальности «автоматизированные системы управления». С 1994 года работал на рынке ценных бумаг. В 1999 году основал компанию «Мастерхост». Наряду с основным бизнесом курирует интернет-СМИ «Хостинфо» и «Вебпланета», а также систему веб-аналитики OpenStat. Хобби — книги, философия, социология. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Надо сказать, что это одно из самых коротких досье, которое когда-либо звучало в Рунетологии. Как мне сказала редакция, ты до недавнего времени публичные интервью не давал.
Л.ФИЛАТОВ: Да, меня просто уговорили.
М.СПИРИДОНОВ: Мы присутствуем при эксклюзиве. Спасибо тебе большое. Очень приятно, что ты нашел возможность пообщаться.
Л.ФИЛАТОВ: Пресс-конференция в РИА-Новости – это моя первая пресс-конференция в жизни.
М.СПИРИДОНОВ: В редакционном совещании я сравнил это с потерей невинности.
Л.ФИЛАТОВ: Да (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: Как получилось так, что ты, начав с рынка ценных бумаг, оказался в хостинге в 90-х годах?
Л.ФИЛАТОВ: Есть разница между увлечениями и бизнесом. По образованию и призванию я технический человек. Я всегда этим увлекался, и я осознал, что деятельность на рынке ценных бумаг совершенно мне неинтересна, и тогда очень удачно подвернулся интернет.
М.СПИРИДОНОВ: Как он подвернулся? Мне всегда интересна история того, как человек приходит в интернет.
Л.ФИЛАТОВ: Был чат «Диван.ру». Этот чат был создан ребятами из МГУ, моими хорошими друзьями – Алексеем Сидоренко (он работает в компании 1С-Битрикс, он основатель и владелец группы «Махаон») и другими. Войдя в интернет, ища что-то интересное, я попал в этот чат, познакомился с людьми, стал с ними лично общаться. Тогда возникла сложность с размещением чата, и я предложил Алексею перенести этот сервер ко мне в офис. Это и есть начало хостинговой компании «Мастерхост».
М.СПИРИДОНОВ: Офис, который тогда занимался ценными бумагами?
Л.ФИЛАТОВ: Нет. Офис в то время занимался железками, серверным оборудованием.
М.СПИРИДОНОВ: Вы продавали его?
Л.ФИЛАТОВ: Обслуживали.
М.СПИРИДОНОВ: После появления первого сервера с этим чатом что-то изменилось, это стало толчком к тому, чтобы подумать о хостинге для других сайтов и сделать это коммерческой историей?
Л.ФИЛАТОВ: Стало толчком. Диван сразу принес некоторое количество проблем. Нам пришлось расширять канал, стало нужно заботиться о безопасности, пришлось привлекать внешних специалистов, которые потом стали сооснователями компании «Мастерхост». К примеру, Алексей Скрипка – человек, который работает в компании с самого начала и до сих пор. У нас появились бизнес-задачи, мы стали их решать, появились и проблемы, которые в последствии испытывал хостинг-провайдер неоднократно. Появилась необходимость расширять каналы, всё это обслуживать, в итоге улучшилось качество оказываемой услуги для Дивана, появились знакомые, которые понесли свои проекты к нам.
М.СПИРИДОНОВ: В каком промежутке времени из Дивана, хостящегося на одном из серверов, это превратилось в хостинг в несколько серверов?
Л.ФИЛАТОВ: Когда мы обслуживали сервера, мы уже предоставляли техническое обеспечение работы серверов, настройки безопасности Mail.ru. Тогда эта компания только-только переехала из Питера.
М.СПИРИДОНОВ: В каком году это было?
Л.ФИЛАТОВ: В 1998 году.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда это еще был не Mail.ru?
Л.ФИЛАТОВ: Да, это был проект Алексея Кривенкова.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек тогда было?
Л.ФИЛАТОВ: Тогда Mail.ru состоял из 4 серверов, там было около 10 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Ты к тому времени уже поддерживал парк из 4-ех серверов Mail.ru?
Л.ФИЛАТОВ: Да. Mail.ru стал очень бурно расти в тот момент, и мы добавляли где-то по 10 серверов в неделю. Тогда бум доткомов и случился, пошли инвестиции, реклама. Люди почувствовали интерес к веб-почте. Я застал Mail.ru еще тогда, когда он был стартапом.
М.СПИРИДОНОВ: Параллельно с Mail.ru развивалось и хостинговое направление?
Л.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Когда стало понятно, что это бизнес?
Л.ФИЛАТОВ: Примерно через год компания стала себя кормить.
М.СПИРИДОНОВ: Что до этого тебя кормило?
Л.ФИЛАТОВ: Работы по обслуживанию таких компаний, как Mail.ru. Мы обслуживали еще несколько компаний, которые мало кому известны.
М.СПИРИДОНОВ: Какой масштаб был через год?
Л.ФИЛАТОВ: Небольшой, он позволял платить зарплату 3-4 специалистам.
М.СПИРИДОНОВ: Какие точки роста можно выделить в развитии компании? Первая – это альянс с mail.ru?
Л.ФИЛАТОВ: Это не было альянсом. Mail.ru был просто клиентом.
М.СПИРИДОНОВ: Он был важным клиентом с точки зрения развития, или и без него бы всё получилось?
Л.ФИЛАТОВ: Те бизнес-задачи, которые мы решали для Mail.ru, сильно помогли нам развивать собственную компанию. Опыт по работе с высоконагруженными системами и большими парками серверов был очень ценен для нас. В итоге, мы не наступали на большое количество различных граблей, связанных с технологиями. Это позволило поступательно развивать бизнес, без резких бросков, скачков, проблем роста.
М.СПИРИДОНОВ: Какие точки еще можно назвать?
Л.ФИЛАТОВ: Наверное, 2000 год. Тогда был первый бум доткомов, все делали проекты, а хостинговых компаний было немного. Мастерхост был развивающейся компанией с гибкими условиями, гибким подходом к клиентам. За счет гибкости мы стали расти быстрее рынка. Рынок рос активно, но мы росли быстрее рынка. Так мы и стали одной из ведущих компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, или за последние пару лет очень сильно проредились ряды ваших конкурентов? Их стало намного меньше, раньше борьба была более активной, на виду было больше брендов.
Л.ФИЛАТОВ: Есть распространенное заблуждение, что на хостинговом рынке деньги делают из ничего. На самом деле, это достаточно сложный труд, система обслуживается большим коллективом людей. Рентабельность здесь не такая, как в тех же самых ценных бумагах.
М.СПИРИДОНОВ: Конкурентов стало меньше? Они начали вымирать?
Л.ФИЛАТОВ: Да. Есть 2 способа ведения бизнес. Первый способ – это абсолютная легальность, то есть соблюдение всех законов, оплата всех налогов, регистрация фирмы при наличии всех необходимых документов, лицензий. Есть второй способ ведения бизнеса, который в хостинге очень распространен. Брался большой дата-центр, в нем арендовался сервер, на него ставилась операционная система, делался сайтик, который объявлялся сайтом хостинговой компании. Ни разрешения, ни лицензий, ни контроля в данном случае нет. Деньги платились наличкой. Такие компании, как показывает практика, быстро прогорают. Я помню 20-30 таких компаний, которые прогорели.
М.СПИРИДОНОВ: По твоей оценке, как изменилось за последние годы число конкурентов? По моим ощущениям их стало на порядок меньше. Это так или нет?
Л.ФИЛАТОВ: Те компании, которые выжили, стали на порядок крупнее и на порядок заметнее. Сейчас на рынке хостинга в России около 600 хостинговых компаний, которые объявили себя хостинговыми компаниями. Безусловно, многие из них ими не являются, они являются реселлерами какого-то другого хостинга, то есть маленькими пунктами по сбору платежей.
М.СПИРИДОНОВ: Какое количество компаний являются хостинговыми, то есть теми, кто обладает лицензиями, кто не является реселлером?
Л.ФИЛАТОВ: Я думаю, порядка трех десятков. Хостинговые компании делятся по специализации: есть исключительно дата-центры, они просто размещают оборудование клиентов, есть хостинговые компании, которые занимаются виртуальными выделенными серверами.
М.СПИРИДОНОВ: В какой сфере идет соперничество? В чем конкурентные преимущества? Что пытаются делать лучше других?
Л.ФИЛАТОВ: Объединение с Reg.ru призвано решить одну нетривиальную задачу – на порядок улучшить сервис и обслуживание клиента. Все борются за внимание клиента. Тот, кто сможет сделать клиента счастливым прямо сейчас, здесь и сразу, и победит в игре под названием «Бизнес».
М.СПИРИДОНОВ: Сделает клиента счастливым, не отходя от кассы (смеется).
Л.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что из вашего объединения следует большая перестройка логистики, продаж, интерфейсов? В идеале клиент должен нажать на одну-две кнопки и получить и сайт, и домен, и CMS.
Л.ФИЛАТОВ: Безусловно. Объединение – всегда сумма технологий: маркетинговых технологий, серверных технологий, технологий разработки, обслуживания. Этого мы и хотим добиться.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы будете дружить в маркетинговом плане, если ни один из брендов вы не планируете убивать? Под какой маркой будет выходить продукт?
Л.ФИЛАТОВ: Услуги у нас различаются. Мастерхост – это услуги и только потом регистратор, а Reg.ru – это регистратор и только потом хостинг. Если человек услышал «вкусную» рекламу по доменам и пришел купить домен, то ему нужны и хостинг, и CMS. Неважно, через какой канал продаж будут заходить клиенты. Неважно, за какой крючок ты зацепил клиента, главное, что клиент обратил на тебя внимание, и ты дал ему всё, что ему нужно, то есть сделал его счастливым. Каким брендом ты привлек внимание несильно важно.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения классических учебников бизнеса было бы логично сделать единое окно входа и вести всю рекламу на этот бренд, не распыляясь. Например, назваться MasterReg. объединив бренды. Вы идете другими путем. Объясните, как это будет выглядеть.
Л.ФИЛАТОВ: Витрин может быть сколько угодно, главное – не усиливать одну витрину, главное, чтобы все клиентские платежи шли в одну копилку.
М.СПИРИДОНОВ: В то же время важно, чтобы витрины не мешали друг другу, чтобы они своей конкурентностью не создавали необходимость дублировать маркетинговые бюджеты. Верно?
Л.ФИЛАТОВ: Не совсем. У меня есть собственное мнение на этот счет. Что собой представляет современная хостинговая компания-регистратор? Это размещение собственного сервера, аренда сервера, аренда сервера с программным обеспечением, виртуальный хостинг, клаудные решения и другое. Если компания занимается еще и регистрацией доменов, то это еще и домены в различных зонах. Домены в различных зонах обладают разными критериями при регистрации, то есть клиент должен удовлетворять разным критериям при регистрации, разной стоимостью, разным сроком обслуживания, разными сертификатами безопасности. Как всё это запихнуть на один сайт? Это очень нетривиальная задача. Сейчас мы очень сильно упростили сайт компании «Мастерхост», раньше он выглядел как новогодняя елка. Нетехническому человеку было достаточно сложно разобраться в том, что там написано, и отыскать цифру и кнопку «Купить». Специализированные бренды могут помочь в этом.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, ты считаешь, что подобное разделение услуг необходимо для удобства пользователей и что разведение брендов в рамках одного холдинга мешать не будет?
Л.ФИЛАТОВ: Если клиент будет попадать в единую контрольную панель, где он может найти и хостинг, и регистрацию, то почему бы и нет.
М.СПИРИДОНОВ: Когда в конце августа мы обсуждали ваше слияние, мы говорили о том, что получается, что на рынке уже есть 2 сильных игрока. Будут появляться ли еще такие игроки, или это маловероятно?
Л.ФИЛАТОВ: По размеру, наверное, уже нет. Я пока не вижу тех, кто готов объединиться. Может быть, произойдет укрупнение того же самого РБК за счет следующих покупок.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, ты не ждешь того, что у вас появится еще один сильный комплексный конкурент?
Л.ФИЛАТОВ: Уже лет 5 ходят страшилки о том, что на рынок российского хостинга придет крупный западный игрок, но он пока не приходит. Возможно, скоро придет.
М.СПИРИДОНОВ: Что ты думаешь насчет того, как соотносятся российские хостинговые рынки и глобальные рынки? По масштабу они, конечно, очень разные.
Л.ФИЛАТОВ: Хостинговый рынок – сервисный рынок. Его развитие зависит от общего уровня проникновения интернета в стране, желаний и возможностей частного бизнеса вести деятельность посредством интернета. Я часто бываю в Европе, Штатах. Там другой уровень развития. С точки зрения культуры пользования интернетом мы отстаем года на 3-4.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты оцениваешь масштабы? У крупнейших американских хостинговых компаний миллионы клиентов, да?
Л.ФИЛАТОВ: Да. Если взять зону .com, то там 50 миллионов доменов, если взять зону .ru, то у нас 3,5 миллиона доменов, а хостинг в отрыве от доменов не живет.
М.СПИРИДОНОВ: В Рунете где-то в 10 раз меньше сайтов, доменов и оборотов. Коэффициент 10 можно смело применять.
Л.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Устройство хостингового провайдера в России и устройство хостингового провайдера в Германии, США различаются по организации процессов?
Л.ФИЛАТОВ: Это зависит от опыта и желания обслуживать клиента. Есть и хорошие, и плохие крупные зарубежные компании. Почему там крупнее? Почему там проще? Даже нашим клиентам иногда проще обслуживаться за рубежом. Там работает другой принцип документооборота между компаниями и немного по-другому работает бухгалтерия. У нас бухгалтерское законодательство несколько архаичное.
М.СПИРИДОНОВ: Оно сложнее.
Л.ФИЛАТОВ: Да. Много усилий приходится прикладывать для того чтобы вести бизнес по тем законам, которые есть в Российской Федерации (в частности, налоговое законодательство). У нас на каждую копеечку нужна бумажка.
М.СПИРИДОНОВ: Беда в том, что не бумажка, а бумажки.
Л.ФИЛАТОВ: Да. На Западе ведется электронный документооборот, там действует другой принцип списания прибыли. Некоторые вещи там сильно проще, но российским юрлицам с ними работать сложно, и приходится работать через посредников.
М.СПИРИДОНОВ: Я не знал об этом. Все юридические лица России, работая за границей, работают исключительно через физлиц?
Л.ФИЛАТОВ: Да, у нас валютный контроль.
М.СПИРИДОНОВ: Да, просто так не заплатишь. Там и паспорт сделки нужен?
Л.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это безумие. При тех копейках, которые платят небольшие компании за хостинг, затраты труда гораздо выше.
Л.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи, как организована техническая составляющая? Чем западные игроки отличаются от российских?
Л.ФИЛАТОВ: Технологии те же самые. Российские хостинговые компании используют те же технологии, что и западные компании, просто у них рынок развит несколько больше в силу естественных причин. У нас интернет позже появился, и развивается он не совсем так, как нам хотелось бы.
М.СПИРИДОНОВ: Технологически мы такие же, как и Запад?
Л.ФИЛАТОВ: Технологические принципы те же.
М.СПИРИДОНОВ: На Западе человек получает лучшую, чем в России услугу, или нет?
Л.ФИЛАТОВ: Аналогичную.
М.СПИРИДОНОВ: Утверждаешь?
Л.ФИЛАТОВ: Утверждаю. У нас принято преклоняться перед Западом. В данном случае на Западе ровно то же самое. Люди, которые бывают за границей достаточно часто, подтвердят это. Иногда сталкиваешься с хамством, низкой квалификацией сотрудников – всё, как везде. Люди везде одинаковые.
М.СПИРИДОНОВ: Я в Германии живу несколько лет, и мне кажется, что немцы более клиентоориентированные, потому что у них есть передаваемый опыт. Он сидит в генах.
Л.ФИЛАТОВ: Про Германию не буду спорить, но попробуйте позвонить куда-нибудь в Германии в нерабочие часы, и вам ответят малазийский колл-центр.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно. Я не пробовал.
Л.ФИЛАТОВ: Европа работает четко по часам.
М.СПИРИДОНОВ: Бывает, что звонишь в крупные холдинги телекома или крупные банковские структуры и сталкиваешься с человеком, который говорит по-немецки с очень странным акцентом, который невозможно идентифицировать. Я недавно, будучи в Германии, говорил со специалистом из банка, в котором у меня есть счет, и не понимал, какой у него акцент. Мне показалось, что он был восточным. Скажи, пожалуйста, есть какие-то слухи о приходе западных игроков? Например, Google и facebook дошли до нас. Дойдет ли до нас хостинг?
Л.ФИЛАТОВ: С владельцами практически всех крупных компаний я знаком лично. Они смотрят на Россию. В России есть рынок, но он не настолько велик, чтобы перестраивать бизнес-логику. Чтобы открыть бизнес в России, нужно открывать российское юрлицо, а для этого необходимо знание российских особенностей, начиная с бухгалтерии, заканчивая отношениями с регулирующими органами. Рынок не подрос настолько, чтобы этими сложностями можно было пренебречь.
М.СПИРИДОНОВ: В ближайшее время ожидать прихода Амазона, например, и других западных игроков не стоит?
Л.ФИЛАТОВ: Не то, чтобы не стоит. Это зависит от них, от того, когда они перестанут бояться. Они уже пришли, просто сейчас бизнес посредством частных лиц держит проекты там. Статистика показывает, что Мастерхост – крупнейшая хостинговая компания по количеству обслуживаемых сайтов, а рынок хостинга российских сайтов за рубежом чуть больше. Много клиентов уже убежало за рубеж.
М.СПИРИДОНОВ: Какой объем российских компаний и физ.лиц уходит на запад?
Л.ФИЛАТОВ: Если Мастерхост обслуживает порядка 200 с лишним тысяч работающих сайтов, то на Запад ушло порядка 220 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Приличная цифра.
Л.ФИЛАТОВ: За рубежом уже столько клиентов, что их совокупно больше, чем клиентов у самой крупной хостинговой компании.
М.СПИРИДОНОВ: С чем ты связываешь такой отток? Мне кажется, что бизнес уводит свои виртуальные активы на запад для того чтобы быть недоступным для российских правительственных и специальных служб.
Л.ФИЛАТОВ: Пуганая ворона куста боится. Мы все прошли через 90-е годы (смеется). Люди могут выводить проекты за рубеж на всякий случай. Интернет – одна из самых задокументированных сред. Если какой-то серьезный преступник что-то делает в интернете, то его и через Интерпол прекрасно достанут. Было у нас 2 десятка клиентов, которые приходили с вопросом «А можно ли разместить сервер за границей для того чтобы до нас не добралась налоговая инспекция?», но это не самый важный побудительный мотив.
М.СПИРИДОНОВ: Какой самый важный? Мне кажется, что это основной мотив на сегодня. Многие мои проекты и проекты многих моих знакомых находятся на Западе именно потому, что там они менее доступны для недружественного поползновения, в том числе со стороны госструктур.
Л.ФИЛАТОВ: У нас в стране такое есть. Это касается не только интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Безусловно. Мы говорили о глобальных игроках мирового рынка хостинга. Российский игрок может стать игроком мирового уровня и предлагать услуги, всерьез конкурируя с крупнейшими представителями мирового уровня?
Л.ФИЛАТОВ: Безусловно, может. У меня есть масса примеров, когда российский бизнес выходил за рубеж и прекрасно там выживал и развивался. Это вопрос к владельцам и управляющим. Нет ничего невозможного, нужна только воля к реализации!
М.СПИРИДОНОВ: Я адресую вопрос к владельцу и управляющему крупнейшего хостинг-провайдера Рунета! Ты планируешь выйти на Запад?
Л.ФИЛАТОВ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь назвать сроки, планы?
Л.ФИЛАТОВ: Тут важны не сроки, важно, с чем выходить. Что такое может выдать компания «Мастерхост» или объединенная компания с Reg.ru, чего нет у текущих игроков западного рынка?
М.СПИРИДОНОВ: У тебя есть ответ на этот вопрос?
Л.ФИЛАТОВ: В принципе да. Мы готовим немного революционный подход к оказанию услуг, обслуживанию клиентов, что может привлечь большое количество клиентов.
М.СПИРИДОНОВ: Зарубежных клиентов?
Л.ФИЛАТОВ: Это не принципиально, поскольку технологии одинаковые.
М.СПИРИДОНОВ: Вы готовите некий инструмент, который станет сюрпризом для рынка и даст вам сильное конкурентное преимущество?
Л.ФИЛАТОВ: С этим сюрпризом можно идти на западный рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Это маркетинговый инструмент или технологический?
Л.ФИЛАТОВ: Это совокупность.
М.СПИРИДОНОВ: Какие у вас планы помимо объединения с Reg.ru и выпуска этого инструмента? Что вы будете делать в ближайшие 2-3 года?
Л.ФИЛАТОВ: Я очень надеюсь перестать быть управляющим группы компаний «Мастерхост» и перейти на другую смежную работу, как раз на разработку новых услуг, их обкатку. Я хочу перейти от операционной деятельности к творческой работе.
М.СПИРИДОНОВ: То есть стать директором по развитию?
Л.ФИЛАТОВ: Что-то типа этого.
М.СПИРИДОНОВ: Ты намекаешь на какие-то кадровые изменения, а кто возглавит объединенную структуру?
Л.ФИЛАТОВ: Это решать акционерам, а я – один из них.
М.СПИРИДОНОВ: Один из ключевых. Есть мнение, что облачный хостинг – это маркетинговое понятие. Так ли это? Движетесь ли вы в направлении облаков?
Л.ФИЛАТОВ: Облачный хостинг – это красивое выражение. В 50-60-е годы было понятие «порошковая металлургия», сейчас есть нано-технологии. Что такое облачные технологии? На самом деле, это всего лишь динамическое выделение ресурсов и географическое распределение систем хранения данных. Например, пришло 1000 дополнительных посетителей, потребовалось больше памяти, больше процессора. Этот ресурс выделился именно при наплыве посетителей. Раньше это называлось кластерами, сейчас это облака.
М.СПИРИДОНОВ: Вы будете двигаться в сторону этого модного слова?
Л.ФИЛАТОВ: Мы и так там.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас будет небольшой блиц. Я задам несколько вопросов, на которые прошу ответить по возможности лаконично. Не все вопросы будут напрямую касаться того, о чем мы говорили прежде. Когда ты зарегистрировал свой первый домен?
Л.ФИЛАТОВ: В 1999 году.
М.СПИРИДОНОВ: Что это был за домен?
Л.ФИЛАТОВ: Masterhost.
М.СПИРИДОНОВ: На чём держится российский интернет-рынок?
Л.ФИЛАТОВ: На людях.
М.СПИРИДОНОВ: Твоё любимое место в Москве?
Л.ФИЛАТОВ: Ресторан моего друга.
М.СПИРИДОНОВ: Какой? Я думаю, что можно дать немного рекламы.
Л.ФИЛАТОВ: Тогда придется давать много рекламы, иначе остальные друзья обидятся, а у меня много друзей-рестораторов.
М.СПИРИДОНОВ: Понял. Планируешь в будущем открывать интернет-СМИ?
Л.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В рамках твоего холдинга открывалось несколько небольших и ныне живущих проектов в области интернет-СМИ, в частности отраслевых СМИ, например Вебпланета. Что это для тебя? Это хобби, или это инструмент влияния на отрасль?
Л.ФИЛАТОВ: И то, и другое. Когда меня спрашивают, зачем я занимаюсь средствами массовой информации и зачем я купил Вебпланету со странным человеком в виде главного редактора – Лехой Андреевым, я отвечаю: «Чтобы мне было, что почитать утром».
М.СПИРИДОНОВ: Тебе просто симпатичен Леха Андреев?
Л.ФИЛАТОВ: Мне симпатичны некоторые люди, симпатично то, как они пишут. Леха Андреев мне симпатичен. Мне симпатична Вебпланета в ее текущем формате, без грязи, без желтизны, без «горячих» фактов. Все статьи, которые выходят – это вдумчивый анализ, который помогает и в бизнесе.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Перейдем к вопросам слушателей. Вопросы задаются в сообществе Рунетологии в Facebook, Твиттере и моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Практически на все вопросы мы ответили. Я задам всего лишь пару вопросов, которых мы не коснулись. Denis Borisovsky спрашивает: «Какие преимущества и недостатки хостинга в России по сравнению с США? Какие решения существуют для эффективного охвата всех регионов Азии и Aфрики?»
Л.ФИЛАТОВ: И в Азии, и в Африке используются те же самые технологии, они трансграничные. Надо строить отдельные компании в Азии, потому что там другое отношение к бизнесу.
М.СПИРИДОНОВ: Нужно ли хостить проект в географической близости от того места, где его потребляют? Если проект работает для потребителя Азии, нужно ли его хостить в Азии?
Л.ФИЛАТОВ: Проект нужно хостить там, где живет основной потребитель. Каналы связи сейчас шустрые, толстые, широкие, но мы проводили исследование и выявили, что, если идет большой поток запросов к проекту, то небольшая задержка отражается на количестве просмотров. Иногда клиент не ждет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты это говоришь не для того чтобы агитировать русского пользователя использовать Мастерхост?
Л.ФИЛАТОВ: Нет. Если клиент вещает на европейскую аудиторию, то логично поставить оборудование в Европе.
М.СПИРИДОНОВ: Mcast спрашивает: «Пользовался вашим виртуальным хостингом. Меня не устроил интерфейс панели управления. Для меня он показался немного запутанным. Планируется ли улучшить юзабилити системы?».
Л.ФИЛАТОВ: Планируется, и оно даже улучшается. Система управления хостингом, ее идеология закладывалась в 2000-е годы. Чтобы революционно изменить юзабилити, разработчикам приходится проводить достаточно серьезную работу В ближайшее время стоит ожидать изменение панели управления. Вообще есть 2 мнения на этот счет. Первое мнение – для пользователя панель неудобна и непонятна. Есть второе мнение, которое обычно высказывают технари. Они говорят, что всё очень логично и понятно.
М.СПИРИДОНОВ: Если массовый клиент говорит, что тяжело, то нужно его слушать.
Л.ФИЛАТОВ: Безусловно, поэтому мы и меняемся.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На этом заканчиваем. Спасибо огромное за то, что нашел время пообщаться. Было любопытно поговорить. Мы впервые за долгое время говорили о железе. Это полезно с точки зрения самообразования, которым и занимаются слушатели программы «Рунетология». Если есть, что добавить, то прошу.
Л.ФИЛАТОВ: Большое спасибо за приглашение. Было очень интересно познакомиться и поговорить. Я хочу поблагодарить наших потенциальных и текущих клиентов за доверие и понимание. Мы будем стараться относиться к вашим задачам и проблемам с любовью и пониманием.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Спасибо. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был основатель группы компаний «Masterhost» – Леонид Филатов. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!