М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 2 февраля 2012 года. В эфире 133-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсором этого выпуска является сервис автоматизированного продвижения сайтов – ROOKEE. ROOKEE – это простой и доступный способ вывести свой сайт в ТОП поисковых систем. Для запуска работы системы необходимо сделать всего 3 клика, а вся информация о результатах продвижения доступна в реальном времени.
Напомню также, что теперь у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». Подробности на сайте netology.ru.
Если разобраться в окружающем нас медиа-потоке, то существует не так уж много тем, которые по-настоящему интересны более или менее заметному проценту граждан страны. Одной из таких тем, которая как в советские времена, так и сегодня не оставляет равнодушными десятки миллионов русскоговорящих пользователей, является спорт. Итоги матчей, аналитика, спортивные слухи, а главное – возможность все это обсудить – мощный магнит, притягивающий внимание болельщиков. В Рунете есть несколько таких магнитов, несколько признанных лидеров спортивной ниши, и герой сегодняшней передачи – генеральный директор и совладелец одного из ведущих спортивных порталов кириллического сегмента Сети Sports.ru Дмитрий Навоша. Привет!
Д.НАВОША: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: Как помнят постоянные слушатели Рунетологии, мы с Дмитрием уже общались два с лишним года назад – в августе 2009. Многое ли изменилось с тех пор?
Д.НАВОША: Да, изменений хватает. Если говорить о продуктовой части всей нашей затеи, изменилось многое. Мы стали не только редакцией, не только медийным сайтом, мы стали сообществом спортивных болельщиков, причем успешным сообществом. На сегодня мы являемся крупнейшим тематическим сообществом в Рунете, наряду с Хабрахабром. У нас сотни тысяч зарегистрированных пользователей, на социальной части наша общая аудитория достигла почти 2 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, вы с ХабраХабром являетесь двумя состоявшимися сообществами в полном смысле этого слова, а все остальные пошли не в такой степени.
Д.НАВОША: Возможно. Я думаю, что какие-то успешные кейсы компании нарабатывать будут прямо сейчас. Я думаю, многие, включая и нас, и Хабрабабр, допускали какие-то ошибки. При этом мы и Хабрахабр успели сделать какие-то важные вещи, кто-то этого не успел сделать. Я не сомневаюсь, что нас ждет достаточно бурный рост тематических сообществ, социальных сетей и медиа, которые построены на интерактиве, на серьезном вовлечении пользователей. Я не уверен, что есть какое-то будущее у тематических проектов, которые не вовлекают пользователей в должной мере.
М.СПИРИДОНОВ: Мнение о том, что технологии, программирование и железо, которые закрыл Хабрахабр, и отчасти спорт – это единственное, во что можно всерьез вовлекать людей – ошибочное суждение, на твой взгляд? Впереди нас ждут сопоставимые по успешности проекты в области цветоводства, акушерства и так далее?
Д.НАВОША: Не знаю насчет акушерства, а что касается других нишевых тем – автомобилей, путешествий, музыки и так далее, то я не вижу способа сделать успешный проект без серьезного вовлечения пользователей на более высоком уровне, нежели просто написание комментариев. Мне кажется, что есть успешные проекты, помимо Sports.ru и Хабрахабра. Та же Афиша пытается вовлекать аудиторию. Я убежден, что для всех тематических проектов социализация – неизбежность, иначе им не стать успешными.
М.СПИРИДОНОВ: Одно дело – пользовательская активность, другое дело – полноценное UGC-СМИ, коим является Хабрахабр и Трибуна Sports.ru.
Д.НАВОША: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Давай не будем углубляться. Я дам комментарий о том, что, чтобы дать полную картину происходящего, я задам некоторые вопросы, которые звучали 2 года назад. В целом, будем говорить о новом представлении Рунета сегодня. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru
ДосьеДмитрий Навоша родился 5 апреля 1978 года в Минске. После окончания школы работал обозревателем в белорусской спортивной газете «Прессболл». В 1999 году переехал в Москву и начал работать обозревателем сначала в газете «Известия», затем — в издательском доме «Афиша». Был автором и редактором путеводителей по Лондону и Турину. В 2004 году приглашен на должность старшего редактора в газету «PROспорт». В 2006 году Дмитрий Навоша стал совладельцем и генеральным директором портала Sports.ru. Увлекается спортом и путешествиями. Женат. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Не жалеешь, что ушел из журналистики в предпринимательство?
Д.НАВОША: Не жалею абсолютно. Мне кажется, что я ушел не так далеко. Я занимаюсь любимым делом, тем, что мне действительно интересно, к чему у меня есть высокая мотивация. Я не думаю, что я ушел далеко. Я по-прежнему чувствую себя участником медийного процесса.
М.СПИРИДОНОВ: Ты перестал писать, или выходят какие-то твои заметки?
Д.НАВОША: Перестать, конечно, не перестал. Я много общаюсь с пользователями, с другими журналистами, внешним миром. Порой мне это удобнее делать письменно, нежели устно. Мои высказывания могут являться как комментариями, так и текстом. Некоторые пояснения пользователей тоже являются текстом. Наверное, журналистский опыт мне помогает. Такого, чтобы сесть и писать статьи, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Помогает ли опыт журналиста в управлении, написании стратегий развития, инструкций для сотрудников? Насколько важно владение словом?
Д.НАВОША: Это, безусловно, важно. Я думаю, это не бесполезное знание. Способность донести свою мысль как письменно, так и устно, сформулировать ее для разных людей, важна. У каждого человека свой речевой аппарат, свои способы понимания. Это помогает в управлении компанией.
М.СПИРИДОНОВ: Образность, которая воспиталась в тебе как в журналисте, помогает тебе как управленцу?
Д.НАВОША: Пожалуй, да.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то другие особенности у управленцев, пришедших из журналистики и других творческих специальностей?
Д.НАВОША: Я думаю, что журналистам не просто быть управленцами, потому что нужно воспитывать в себе некоторые качества, которые журналистам не всегда присущи. Например, способность делать какие-то вещи вовремя, способность контролировать свой перфекционизм. Я страшный перфекционист, но я понимаю, что порой это вредно для управления, создания продуктов. Есть еще какие-то минусы, которые сложно назвать навскидку.
М.СПИРИДОНОВ: В целом, ты не жалуешься?
Д.НАВОША: Да. Я крайне доволен тем, чем занимаюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Sports.ru имеет давнюю историю, которая состоит из двух периодов. Он появился в 90-х годах, если я не ошибаюсь?
Д.НАВОША: Да, это старейший спортивный сайт в Рунете. Станислав Гридасов открыл сайт 1 декабря 1998 года. Нам исполнилось 13 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Старейший, то есть самый старый?
Д.НАВОША: Да, самый старый. Он появился до Спорт-Экспресса.
М.СПИРИДОНОВ: На тот момент домен Sport.ru был занят?
Д.НАВОША: Наверное, был занят. Я не задавал Стасу этот вопрос, но подозреваю, что он был занят, потому что тогда уже существовал киберсквоттинг, но еще не существовали спортивные медиа.
М.СПИРИДОНОВ: Открывшись в 1999 году, до 2006 он жил так, как Бог на душу положит?
Д.НАВОША: Да, он жил в растительном состоянии. Это был частный проект, в первую очередь, Стаса, который сейчас является главным редактором журнала РRОспорт, и ряда других журналистов, которые были вовлечены в эту историю. Среди них был я, Василий Уткин, который и сегодня является акционером Sports.ru, и ряд других людей, которые не зарабатывали деньги на этом проекте, делали его как хобби.
М.СПИРИДОНОВ: Это был редакционный проект, а не UGC?
Д.НАВОША: Да, он был редакционным на 100%. Тогда понятия «UGC» не существовало. В 90-е такого понятия не было, в 2000-е к нему относились с пренебрежением.
М.СПИРИДОНОВ: Василий Уткин давно там? Я думал, он появился в 2006.
Д.НАВОША: Нет, он был там почти с самого начала. Он старожил и ветеран.
М.СПИРИДОНОВ: Происходили какие-то важные события до 2006 года? Или именно это дата начинает отсчет главной истории?
Д.НАВОША: Весь этот 8-летний период, который был до того, как у Sports.ru появилось юр.лицо, появились первые штатные сотрудники, первый собственный сервер, был очень важным. В этот период была сформулирована идея, которую мы пытаемся развивать. Это независимый, веселый, бодрый спортивный ресурс, который пытается, с одной стороны, быть предельно честным со своей аудиторией и предельно откровенно говорить о нашей теме, что присуще, к сожалению, не всем спортивным медиа на сегодня. С другой стороны, мы смотрим на спорт, как на развлечение, а не как на сектантство, как некоторые другие издания. Мы считаем, что спорт – прекрасное развлечение, которое может захватить гораздо большую долю населения, чем оно захватывает сегодня.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь об идеи Sports.ru. Мог бы ты посвятить слушателей в контекст того, что сегодня происходит в спортивной журналистике и спортивном Рунете? Это важно, учитывая ту нишу, которую вы для себя выбрали.
Д.НАВОША: Сейчас идет переходный период от бумажной эры к телевизионно-электронной. Не секрет, что телевидение значительно лучше себя чувствует, чем любые другие медиа в последние 3-4 года. Рост интернета – это то, почему выходит ваша передача и то, почему мы все в этом участвуем. С бумагой всё становится значительно хуже экономически, значит, и с содержанием тоже. С бумаги активно уходят люди, и бумажным изданиям приходится идти на компромиссы, зарабатывать не на своей прямой деятельности, а на обслуживании интересов клубов и лиг, о которых они могут писать.
М.СПИРИДОНОВ: Правда, что де-факто очень многие издания зарабатывают не на рекламе, а на том, что клубы платят деньги или дарят подарки за то, чтобы о них не писали плохо?
Д.НАВОША: К сожалению, это так. Я не первый раз об этом говорю. Это очевидно для всех, кто имеет глаза и уши, кто способен анализировать события. Судя по всему, другого способа окупаться у бумажных изданий сейчас нет. Они пытаются присутствовать и в электронном формате, хотя это у них пока не очень хорошо получается.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня бумажные издания – ваши конкуренты?
Д.НАВОША: Я думаю, что в минимальной степени. Я не очень представляю себе людей, которые откажут себе в удовольствии зайти на Sports.ru только потому, что им в киоске по дороге на работу попался Советский спорт или Спорт-Экспресс. Даже если они купят газету, они всё равно к нам заглянут.
М.СПИРИДОНОВ: Для того чтобы обсудить происходящее в спорте?
Д.НАВОША: У них может быть много мотиваций. Обсуждение – это то, что не могут дать офлайновые издания, это прерогатива онлайна. Я думаю, что с точки зрения контента у нас есть масса плюсов. Я не хочу умолять работу коллег, но в чем-то мы дополним картину дня для болельщиков. Это несомненно.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Ты думаешь, что спортивные СМИ уйдут как ежедневные спортивные СМИ в печатном виде, или у них есть какие-то шансы?
Д.НАВОША: Если мы говорим о перспективе 2-5 лет, то бумажные СМИ будут существовать, несмотря на то, что они драматическими темпами теряли тиражи последние 3 года. Мне кажется, совсем ненужными они не станут. Какие-то из них всё-таки выживут и, надеюсь, будут радовать своих читателей.
М.СПИРИДОНОВ: Сильно отличается аудитория ежедневных печатных СМИ от онлайновых СМИ? Как я понимаю, что наполнение практически идентичное.
Д.НАВОША: Я бы не сказал. У онлайн-СМИ есть много преимуществ по сравнению с печатными. Мы можем использовать неограниченную площадь, мы ее не лимитируем. Если о матче Реал-Барселона в печатных СМИ вы прочитаете 2-3 тысячи знаков и увидите 1 фотографию, то у нас вы увидите несколько фотогалерей, обложки испанских газет на сегодня, переведенных главных испанских текстов, собственный репортаж, отзывы пользователей, в том числе качественные и длительные – можно сказать, рецензии на матч и так далее. По количеству контента мы уже давно превосходим любые бумажные СМИ.
М.СПИРИДОНОВ: Что движет людьми, которые всё еще читают бумажные СМИ? Многие люди, просыпаясь, идут к газетному ларьку, чтобы купить новый выпуск.
Д.НАВОША: Во-первых, есть привычка, которая будет работать на бумажные СМИ. Даже людям, которые имеют доступ в интернет, открыть газету удобнее и привычнее. Они знают, что и на каких местах там будет находиться. Это нормальный фактор, который будет работать еще какое-то время. Как мы знаем, есть аудитория, у которой нет возможности выходить в интернет. Главным образом она существует в регионах. В Москве таких людей всё меньше и меньше, их почти нет.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то цифры о том, насколько отличается аудитория у печатных СМИ в регионах и Москве? Мы знаем, что Москва наиболее интернетизирована. Вероятно, процент в Москве должен быть значительно меньше.
Д.НАВОША: На самом деле, это не так. В регионах плохо работает распространение печатной прессы. Распространение – это бич печатной прессы. Я много лет сам работал в печатной прессе, и я знаю, насколько это огромная проблема. Распространение дорогое, себя не окупающее, поэтому его отсутствие на хорошем уровне во многих регионах не позволяет газетам иметь большие тиражи. Реальные тиражи спортивных изданий высокие на фоне деловых изданий, но они ощутимо уступают аудитории сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи, как построен Sports.ru изнутри с организационной и редакционной точек зрения.
Д.НАВОША: Если говорить о контенте, то мы представляем собой довольно сложную структуру. Редакций у Sports.ru много, их столько же, сколько разделов в главном меню. У футбольного раздела есть своя редакция, у теннисного – своя. Мы понимаем, что значительная часть нашей аудитории приходит к нам не за всем контентом, что мы публикуем, а за конкретной темой, за любимым видом спорта.
М.СПИРИДОНОВ: В рамках одного СМИ существует несколько мини-СМИ?
Д.НАВОША: По сути, да. Sports.ru – зонтичный бренд для биатлонного СМИ, теннисного СМИ, футбольного СМИ и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Они сильно пересекаются между собой? Есть конфликты интересов, или они отлично уживаются в рамках своих разделов?
Д.НАВОША: Для конфликтов всегда есть возможность. Они все борются за деньги, за бюджеты, за место на главной странице, за ту степень влияния, которую мы способны уделять тому или иному разделу. Понятно, что футбол немного подавляет другие виды спорта, поскольку он более популярен в стране, нежели даже хоккей.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов внимания пользователей уделено футболу, а сколько другим видам спорта?
Д.НАВОША: Я бы сказал, что из 100% абстрактного интереса пользователей в стране интерес к футболу доходит до 60%, остальные виды спорта – 40%.
М.СПИРИДОНОВ: Можно как-то структурировать эти 40%? Сильно ли хоккей выделяется среди других?
Д.НАВОША: Да, хоккей достаточно сильно выделяется на фоне остальных видов спорта, кроме трех зимних месяцев, когда с ним начинает равняться биатлон. В декабре-январе это большая история. Он сопоставим с хоккеем. У нас очень интересная структура интереса к боксу. Про него почти никто не читает, не пишет, и его мало обсуждают между боями, но, как только происходит большой бой, он становится видом спорта №1. И футбольная, и хоккейная аудитория, и аудитория других видов спорта очень интересуется боксом. Бои тяжеловесов – одни из самых зрелищных. Дальше по нисходящей линии идет баскетбол, теннис и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Бои без правил вы не обсуждаете?
Д.НАВОША: Обсуждаем. Это одна из самых быстрорастущих тем. За последние 3 года она очень выросла. Мы рассматриваем бои без правил и бокс в одной категории и видим, что их аудитория очень сильно пересекается. Как только проявляется дефицит ярких личностей в боксе, люди из боев без правил заполняют этот дефицит.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня в интернете всё также лидерами остаются championat.com, sport-express, sportbox и вы, как и 2 года назад?
Д.НАВОША: С тех пор, как мы говорили, некоторые изменения произошли. Лидирующая группа осталась, но sport-express, который был первым, стал четвертым. Происходят и другие изменения внутри этого рейтинга. Я не думаю, что их стоит абсолютизировать, хотя всем хочется быть первыми. Все гордятся, когда становятся первыми. Мы не очень высокое значение придаем краткосрочным рейтингам. В декабре мы оказались вторым сайтом с минимальным отставанием от первого места. Мы на этом рынке надолго, и вдолгую всё равно будет побеждать лучший продукт. Продуктовая часть нас занимает больше, чем рейтинговая.
М.СПИРИДОНОВ: Я далек от спортивной журналистики. Перед записью мы говорили с редакцией о том, что лучшая журналистика в России у Спорт-Экспресса. Ты согласен с этим? Я понимаю, что сложно говорить, находясь внутри одного из игроков, но всё-таки.
Д.НАВОША: Я думаю, что мой ответ многими будет неправильно воспринят. Яне хочу умолять работу коллег из Спорт-Экспресса. Там есть прекрасные журналисты, лет 10-15 назад я был поклонником этой газеты. С моей точки зрения, она в какой-то момент начала сильно отставать от потребностей аудитории. Она закостенела, перестала развиваться, и компромиссы экономического свойства вынудили эту газету работать всё хуже и хуже, потому что живет она не аудиторией, а клубами, которые помогают Спорт-Экспрессу выживать. Тем не менее, я неплохо к ним отношусь, но с моей точки зрения, Sports.ru в этом лидер. К счастью, я не одинок в этом мнении. Для команды людей, которая вовлечена в работу над проектом, это очень важная вещь.
М.СПИРИДОНОВ: По вашим наблюдениям, вырастают ли состоявшиеся журналисты с большой буквы из UGC-СМИ, из тех, кто пишет заметки и периодически появляется на Трибуне?
Д.НАВОША: Да, вне всяких сомнений. Есть масса живых примеров тому, как это происходило. Несколько человек, проявившихся посредством Трибуны Sports.ru, стали неотъемлемой частью нашей команды. Не менее 10 человек стали нашими постоянными авторами. Редакторы разделов заказывают им тексты с той или иной регулярностью. Еще несколько человек работают в других изданиях или даже на телеканалах. Один на России-2, один в газете «Советский спорт». Я думаю, около 10 человек работает в региональных СМИ. Это неплохая школа журналистики, хотя журналистика – это не главное, что мы ждали от Трибуны. Это ее побочный эффект. Главным эффектом мы видим общение, возможность людей, интересных друг другу, удобным образом между собой общаться и обсуждать спорт.
М.СПИРИДОНОВ: Что нужно для того чтобы дорасти до журналиста, начиная в пользовательском СМИ?
Д.НАВОША: Способы достигать успеха – одни и те же: нужно быть интересным своей аудитории, нужно чем-то выделяться из общего круга людей, например, компетентностью и глубиной знаний, языком, особым взглядом на избитые вещи. Это похоже на журналистику, не хватает только сотрудничества с редактором. Редактор может ускорить развитие любого молодого журналиста, подсказывая ему правильные вещи, а блогеру приходится до них догадываться самому.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к структуре Sports.ru. По моим данным, у вас в штате работает 45 человек, это так?
Д.НАВОША: Да, это люди, которые полностью загружены Sports.ru, они не имеют другой работы. Не менее сотни человек я ежемесячно вижу в нашей гонорарной ведомости. Эти люди либо имеют какую-то другую работу, либо привлекаются под какие-то конкретные темы. Мы очень любим авторов, глубоко понимающих свои темы. Например, про немецкий футбол у нас пишет человек, который живет немецким футболом, про регби пишет человек, который живет регби.
М.СПИРИДОНОВ: Много таких людей, которые не просто увлечены, но и способны компетентно, грамотно рассказывать об этом, писать на хорошем языке?
Д.НАВОША: Таких людей хватает. В ответах на похожие вопросы я пишу: «Количество интересных людей с хорошим журналистским потенциалом значительно больше, чем количество рабочих мест, которые мы способны создать». Всех интересных людей мы на работу взять не сможем, они просто не поместятся в нынешнюю структуру рынка, в штат спортивного издания. Что касается языка, то понятно, что мы все не идеальны. Каким-то блогерам хорошего языка не хватает, но они могут добирать чем-то другим, например, компетентностью. У нас есть 2 блога, посвященных судейству, их ведут судьи. В одном случае это уважаемый пенсионер, который является судьей высшей союзной категории, он судил в советские времена, у него есть своя уникальная система оценки работы судей. Он рассказывает об этой системе на Трибуне и выставляет оценки по итогам всем матчей. Это очень интересно. В другом случае это молодой арбитр, который только начинает судить в первенстве Московской области. Он переводит массу литературы, проводит постоянный research и делится этим с аудиторией. С точки зрения языка, там есть определенные упущения, но это уникальный и глубоко компетентный контент, который нельзя создать другими способами. Сложно журналиста научить хорошо понимать тематику.
М.СПИРИДОНОВ: При этом контент бесплатен для вас?
Д.НАВОША: Он бесплатен в том смысле, что всё, что возникает на Трибуне, а не заказывается нашими редакторами, не предполагает оплаты. Оплата возникает в тот момент, когда мы приходим к интересным авторам и говорим: «Давай ты будешь нам писать об этом», тогда возникают договорные отношения.
М.СПИРИДОНОВ: Авторы, которые пишут у вас систематически, находятся в ожидании такого предложения?
Д.НАВОША: Я не уверен в том, что миссия Трибуны исчерпывается тем, что это школа молодого журналиста. Я думаю, что большинство людей имеют неплохую профессию, и они в жизни состоялись в какой-то другой роли, но при этом они с удовольствием делятся своими мыслями, потому что им это интересно. Ведущий блогер об американском футболе живет в Штатах, работает программистом. Кстати, супербол будет в ночь с 5 на 6 февраля. У него прекрасная высокооплачиваемая работа, просто спорт увлекает его. Я могу привести много других примеров. Например, журнал «Esquire» в свое время делал материал о людях, которые оставили больше всех комментариев в ведущих СМИ. На Sports.ru это был Рогожкин, который является кинорежиссером. Он снимает фильмы, а в свободное время развивает сообщество болельщиков Спартака на Трибуне Sports.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Это не тот, который снимал фильм «Особенности национальной охоты»?
Д.НАВОША: Нет, это другой. Есть 2 режиссера с такой фамилией.
М.СПИРИДОНОВ: Может, и больше. Сколько комментариев он оставил? Интересно представить степень его активности.
Д.НАВОША: За тот год, который оценивал Esquire, он оставил порядка 50 тысяч комментариев.
М.СПИРИДОНОВ: Это за какой промежуток времени?
Д.НАВОША: За год.
М.СПИРИДОНОВ: Это безумная активность. Насколько сильно отличается специфика ведения электронного спортивного СМИ в Рунете от того, что ты видишь за рубежом? В частности, от европейских и американских примеров.
Д.НАВОША: Конечно, мы с большим интересом смотрим на западные рынки. Это неисчерпаемый источник идей. При всём этом социализация там немного отстает. Мне не хочется, чтобы это выглядело как шапкозакидательские настроения, но ведущие американские спортивные СМИ только начинают давать пользователям ту или иную степень свободы. Отличие в том, что доля спортивного рынка в структуре всех рекламных расходов компаний в России меньше, потому что интерес к спорту в России пока значительно ниже, чем в западных странах. Когда мы начинали проект в 2006 году, мы проводили специальный анализ и выяснили, что в Штатах не менее 32% людей в ежедневном режиме потребляют спортивный контент в том или ином виде – смотрят матчи, читают новости, обсуждают спорт и так далее. В Британии 29%, а в России 5%. Эта цифра растет. Сегодня мы оцениваем долю постоянной спортивной аудитории в 7%. Она взлетает в небеса во время чемпионатов мира и Европы по футболу и олимпиад. Рост неизбежен, потому что русский ничем не хуже немцев, итальянцев или американцев. Спорт в их жизни будет занимать такую же роль. Зачатки этого роста мы видим и сегодня.
М.СПИРИДОНОВ: С чем связан интерес к спорту? С социальной стабильностью, наверное. Когда нет необходимости заботиться об этом, люди занимаются своим хобби, и этим хобби может стать спорт.
Д.НАВОША: Это одно из возможных объяснений, которое не является исчерпывающим. Достаточно посмотреть на Бразилию или Турцию, где доход на душу населения ниже российского, хотя динамика роста позволяет предполагать, что рано или поздно они могут обогнать нас. Там интерес к спорту такой же колоссальный. Когда мы делали эти расчеты, в Чехии было около 30%. У нас не очень привлекателен был спорт на протяжении советских лет. Он был государственной скучной вещью. Гордость нас будила, потому что талантливых, одаренных людей в Советском Союзе всегда было очень много, но зрелищная составляющая и спортивная культура у нас отсутствовали. В России она не очень-то появилась, ей предстоит выстроиться.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, не культура, а entertainment-составляющая. Мне кажется, именно это является главным привлекательным моментом в Америке и странах Европы. Это шоу-составляющее, антураж шоу-бизнеса вокруг. Нет?
Д.НАВОША: Антураж и зрелищность тоже. Слово «культура» я тоже употребил неслучайно, это набор ритуалов вокруг чего-то. Она существует, достаточно посмотреть на культуру болельщиков вокруг регби и других видов спорта в Британии. Во многих странах это, так или иначе, проявляется. Наш бывший главный редактор сейчас живет в Лондоне, и он делится ощущениями, что в мужской компании, если речь заходит не о спорте, то это непонятный разговор, потому что это совершенно очевидная тема для обсуждения среди мужчин. Что еще должно наполнять жизнь успешного человека?
М.СПИРИДОНОВ: Тема женщин на рыбалке у них не проходит?
Д.НАВОША: Я думаю, что женщины играют свою роль.
М.СПИРИДОНОВ: Каковы перспективы развития Sports.ru и спортивной журналистики в Рунете в контексте того, что вы сейчас укрупняетесь? Что вы видите в будущем?
Д.НАВОША: Мы видим развитие и прогресс. Что конкретно будет происходить? Я думаю, что спортивным сайтам придется отвечать на все технологические вызовы времени. Facebook, Вконтакте и другие социальные сети приучают пользователей к определенному уровню удобства, которому необходимо соответствовать и медийным сайтам. Например, уровню удобства подписки на интересный контент, тому, как происходит общение, перезагружается ли страница при просмотре фотогалереи или нет. Всем кажется, что она уже не должна перезагружаться. Нам предстоит выводить наши проекты на другой технологический уровень. Конечно, предстоит взрывной рост потребления видео-контента в спортивном интернете. Также будет происходить мобилизация интернета. Я пока не вижу какого-то всплеска потребления контента новостных сайтов с помощью мобильных телефонов по цифрам. В спорте это есть, вне всяких сомнений, потому что именно в спорте есть такой контент, который людям нужен прямо сейчас. Если сейчас играет твоя команда, а ты находишься не у телевизора и не в интернете, то мобильный – это прекрасный способ быть в курсе всего и обсуждать происходящее. Также появится способность удовлетворять способность не только пользователей, но и рекламодателей. В таком случае появится возможность зарабатывать деньги на все те задачи, которые нам предстоит решить.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи о монетизации Sports.ru. Что есть, кроме рекламы?
Д.НАВОША: На сегодняшний день практически 100% наших доходов – это реклама. Главным трендом внутри самой рекламы является рост востребованности спецпроектов. Если бы мы не делали спецпроекты на том уровне, на котором мы их научились делать, мы бы зарабатывали значительно меньше. При этом мы не теряем надежды сформировать какие-то другие источники дохода. Мы понимаем, что это необходимо для выживания на конкурентном рынке. Пока я не могу сказать, что наши попытки успешны, но мы только в начале пути.
М.СПИРИДОНОВ: Какие попытки уже сделаны?
Д.НАВОША: Например, мы ввели премиальные аккаунты для пользователей. Они могут давать как дополнительные практические удобства, так и более высокую стартовую точку в сообществах. Ты начинаешь не с нуля, у тебя следующий статус, ты уже не новичок. При этом предоставляется возможность отключать рекламу. Мы понимаем, что рекламные форматы будут становиться крупнее и, возможно, агрессивнее. При этом никакой контент от пользователей, которые не платят, мы не закрываем и не собираемся этого делать. Это важный для нас момент – мы хотим доносить наши знания о спорте и эмоции всем, кому это может быть интересно. Еще один элемент премиального аккаунта – элемент donation. Может, кто-то из пользователей сочтет, что раз он давно пользуется сайтом, и ему он нравится, то он может чего-то заплатить. В этом заложены, скорее, эмоциональные, нежели практические бенефиты. Я бы не сказал, что эта история оказалась успешной, потому что пользователи не понимают, за что им надо заплатить. Вопрос, который мы чаще всего видим – «Что я за это получу?». Взгляд, что он уже что-то получил, не оказался близким большому количеству людей. Мы видели сотни людей, которые купили платные аккаунты, некоторые являются адвокатами этой идеи. Они с пониманием относятся к тому, что сайту лучше стоять не на одной ноге, то есть зарабатывать не только на рекламе, но и на чем-то еще. Но мы понимаем, что устойчивого денежного потока эта история не сформирует, что нужно искать другие способы монетизации.
М.СПИРИДОНОВ: Какие способы? Есть какие-то мысли на этот счет?
Д.НАВОША: Да, есть. Я не уверен, что мы всё готовы раскрывать. Надеюсь, что в 2012 году мы что-то откроем, и часть из этого будет принципиальным ноу-хау для мирового рынка. Способы будут довольно любопытными и отчасти сомнительными. Непонятно, пойдет или нет. Что-то уже видно и напрашивается давно. Например, появление платных опций в фентези-играх.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается donation, могу сказать, что есть эффективнейший способ работать с этой историей, испробованный Википедией – можно грустными глазами создателя сайта смотреть на посетителя, как это сделал Джимми Уэйлс. Это работает!
Д.НАВОША: Я далек от того, чтобы сравнивать нас с Википедией. Я убежден, что нам удается украшать жизнь значительной части нашей аудитории, давать им что-то полезное. Мне кажется, что Википедия – это особая история. И вообще мы не любим грустить, мы бодрые и веселые.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Ты считаешь, что продавать спортивный контент в Рунете бессмысленно?
Д.НАВОША: С моей точки зрения, единственный тип контента, за который теоретически можно получать деньги – это прямые трансляции, и то, процент людей, который будет за это платить – до 10%, в теории он может вырасти до 30. Никогда он не будет больше, остальные 70% будут искать бесплатные варианты, я в этом убежден. Это так же, как с софтом.
М.СПИРИДОНОВ: Трансляции – это не ваш конек?
Д.НАВОША: Да, это не наш конек. В какой-то момент это было нашим осознанным выбором, потому что помимо нас в Рунете существуют другие игроки. Например, Спортбокс – сайт компании ВГТРК, которая обладает огромной базой контента. Пытаться конкурировать с ними лоб в лоб, было бы странно и глупо. Конечно, конкурировать с государственным сайтом, принадлежащим телевизионному каналу, бессмысленно. Нам нужно было наращивать какие-то другие мускулы и придумывать какие-то вещи, которые мы будем делать лучше всех. Тем не менее, мы будем и в видео-контенте продвигаться вперед. Весной пользователи увидят первые вещи.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается монетизации, не думали ли вы об открытии интернет-магазина, как сделал Спорт-Экспресс?
Д.НАВОША: Насколько я знаю, Спорт-Экспресс свой магазин закрыл. Мы тоже думали об этом. Эта идея лежит на поверхности, и многие медиа уже флиртовали с этой темой, но, насколько я знаю, почти ни у кого это не завершилось постоянной любовью. Бизнес интернет-магазинов очень сложный, и это отдельный бизнес, которым нужно заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Перейдем к вопросам блица, на которые я прошу тебя ответить лаконично.
Д.НАВОША: Ок.
М.СПИРИДОНОВ: Какое место займет сборная России на чемпионате Европы по футболу 2012 года?
Д.НАВОША: Она выйдет в четвертьфинал и там проиграет сборной Германии.
М.СПИРИДОНОВ: Традиционно. А почему именно Германии?
Д.НАВОША: По сетке так складывается.
М.СПИРИДОНОВ: Недавно президент РФС Сергей Фурсенко заявил, что каждый клуб, становившийся чемпионом России и СССР пять раз (либо кратное этому числу раз), имеет право нашить на форму звезду. Твое мнение?
Д.НАВОША: Я ко всему, что говорит Фурсенко, не готов относиться серьезно. К этому тоже.
М.СПИРИДОНОВ: Где на сегодняшний день работает лучшая команда спортивных журналистов?
Д.НАВОША: В Sports.ru
М.СПИРИДОНОВ: У какой команды в России самая красивая форма?
Д.НАВОША: У футбольного клуба Краснодара.
М.СПИРИДОНОВ: Это действительно так, или это шутка?
Д.НАВОША: Я с симпатией отношусь ко всему, что там происходит, и по части формы там тоже всё в порядке.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Напоследок задам вопросы слушателей, которые были предложены ими в анонсах передачи в блоге Spiridonov.ru, а также в сообществах Рунетологии на Facebook и в Твиттере. Vasily Kotov спрашивает: «Сколько платных аккаунтов на sports.ru? Каков процент от общего числа пользователей?».
Д.НАВОША: Несколько сотен, а процент мизерный, потому что у нас 5-миллионная аудитория, из них 400 тысяч зарегистрировано.
М.СПИРИДОНОВ: Какая динамика? Растет ли число регистраций?
Д.НАВОША: Число платных аккаунтов постепенно растет, но динамика обычных регистраций значительно выше.
М.СПИРИДОНОВ: Еще раз можно убедиться, что в Рунете предложение «Ребята, вы же нами пользуетесь, и вам нравится» не очень хорошо работает.
Д.НАВОША: По крайней мере, мы не делали грустные глаза.
М.СПИРИДОНОВ: У вас остался последний шанс.
Д.НАВОША: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Armen Davoyan спрашивает: «Какие стадии развития должен пройти спортивный ресурс?».
Д.НАВОША: Я думаю, что все интернет-проекты, особенно если они делаются людьми без большого опыта, каковыми были мы изначально, должны пройти одни и те же стадии – начать что-то делать, допустить массу ошибок, вовремя их проанализировать и начать делать по-другому. Потом ты снова понимаешь, что ты сделал что-то не так и что нужно выявить эти моменты и снова внести коррективы.
М.СПИРИДОНОВ: Постоянная спираль?
Д.НАВОША: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Евгений Кириллов спрашивает: «Дмитрий, скажите, пожалуйста, какую роль на sports.ru играют fantasy-турниры?».
Д.НАВОША: К сожалению, не такую большую, как в Соединенных Штатах, где в fantasy на сегодняшний день в американский футбол играет 29 миллионов человек. Это отдельная культура. Может, мы не тешимся иллюзией, что мы вырастем до такого же размера, но мы пытаемся сделать fantasy модным и приятным, потому что оно этого заслуживает.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты в двух словах объяснить, в чем суть fantasy-турнира?
Д.НАВОША: Вы можете стать главным тренером Мадридского Реала или своей собственной команды, собрать в нее живых футболистов и набирать очки. Если ваши футболисты будут играть плохо, то у вас будут вычитаться очки. Допустим, Криштиану Роналдо не забил вчера пенальти, в таком случае вы получите вычет. Если он отлично отыграл, забил 3 гола, вы получите много плюсов. В этом и заключается игра.
М.СПИРИДОНОВ: Это футбольный симулятор?
Д.НАВОША: Это футбольный менеджер.
М.СПИРИДОНОВ: Игроки, которые там присутствуют, прямые копии реальных игроков?
Д.НАВОША: В вашу команду входит настоящий Криштиану Роналдо. В зависимости от того, как он на самом деле выступает, ваша команда будет продвигаться вперед или падать. При этом вы играете против десятков тысяч таких же людей, которые пытаются собрать свои комбинации футболистов.
М.СПИРИДОНОВ: Планируется ли каким-то образом монетизировать азарт-игроков?
Д.НАВОША: Планируется. Мы будем вводить определенные платные опции, и в некоторых играх можно будет бороться за более существенный приз, но для этого надо будет заплатить вступительный взнос.
М.СПИРИДОНОВ: Это один из способов монетизации?
Д.НАВОША: Да. Это очевидная история. Она существует в Соединенных Штатах. Когда мы начинали развивать игры в России, мы понимали, что такая стадия наступит.
М.СПИРИДОНОВ: Aleksey Kravets спрашивает: «Какие основные причины успеха Трибуны, почему она взлетела, а Дрибблер Тематических Медиа – нет?».
Д.НАВОША: Я очень люблю тематические медиа и людей, которые там работают. Успех Трибуны предопределен примерно тем же, чем успех Хабрахабра – горячим интересом людей, которые всё это делали. Мы фанаты спорта, и это чувствуется. Денис Крючков и другие ребята также увлечены темой IT. Я думаю, это важнее, нежели функционал, который есть на Трибуне и был на Дрибблере. В Дрибблере был не хуже функционал, может, даже лучше. По крайней мере, на первом этапе, сейчас мы развиваемся очень быстро.
М.СПИРИДОНОВ: Ты 2,5 года назад в нашей беседе говорил, что вы что-то делаете с тематическими медиа. Это был Дрибблер или нет?
Д.НАВОША: У нас была попытка сделать совместный проект, но мы не договорились. В итоге, каждый стал делать свой. Тем не менее, мы дружим и интенсивно общаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Федор спрашивает: «Как проходит отбор работников портала? Какими качествами должен обладать сотрудник sports.ru?».
Д.НАВОША: У нас работает много разных людей. Продавцы должны обладать одними качествами, дизайнеры – другими, журналисты – третьими. В целом, мы приветствуем интерес к спорту. Для журналистов это необходимо. Разработчики, которые не увлечены спортом и не понимают, для кого и зачем они что-то разрабатывают, у нас не задерживаются. Если говорить про всех сотрудников, то важен интерес к спорту. Если говорить про журналистов, то важна способность развиваться, прогрессировать, смотреть на мир с открытыми глазами.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок задам вопрос, который был опубликован в Твиттере. Сколько у Дмитрия тренировок в неделю?
Д.НАВОША: Я бы сказал, что полторы, хотелось бы выйти на 3 тренировки.
М.СПИРИДОНОВ: Что именно ты делаешь? Чем ты занимаешься?
Д.НАВОША: Я иногда играю в футбол, баскетбол, плаваю. Это 3 основных вещи, которыми я увлекаюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Будем заканчивать. Если есть, что добавить напоследок, то прошу, или я ставлю точку в этой передаче, посвященной спорту и Sports.ru.
Д.НАВОША: Спасибо, что позвали.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, что пришел. На этом будем финалиться. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!