М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 5 апреля 2012 года. В эфире 142-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – проект «Электронный бухгалтер «Эльба» - веб-сервис для малого бизнеса, который позволяет привести в порядок дела, бухгалтерские операции и сдать всю необходимую отчетность, не выходя из офиса или работая дома. «Эльба» проста в использовании и надежна в работе.
Еще какие-нибудь несколько лет назад даже от бизнесменов можно было услышать вопрос «И что, в вашем интернете, правда, можно зарабатывать?». Сейчас на этот счет мало, у кого есть сомнения. Растет охват аудитории, растут финансовые обороты отрасли, в конце концов, возрастает осознанность рядовых пользователей. Десятки миллионов россиян принимают Сеть в свою жизнь, всё активнее ее используют, как информационный источник и средство коммуникации.
Как и прежде, драйверами роста Рунета во многом являются крупные веб-сервисы: почта, поиск, теперь еще соцсети. При этом развитие происходит с двух сторон. У нас вырастают отечественные лидеры рынка, и к нам приходят мировые лидеры. Самым заметным и значимым «заморским гостем» для кирилической Сети является компания «Гугл» со своим поиском и прочими виртуальными инструментами, предлагаемыми пользователю.
О том, какую роль отводит себе российское представительство компании, чем оно занимается приоритетно, какие планы на будущее имеет, мы говорим сегодня с руководителем Google Россия – Владимиром Долговым. Здравствуйте, Владимир!
В.ДОЛГОВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: В профессиональной среде наших коллег из Рунета есть два полярных отношения к Гугл в России. Первое – здорово, что всё большую роль в Рунете играет одна самых инновационных и сильных западных корпораций. Это полезная прививка инновации и демократии. Второе отношение: Гугл – это опасный элемент для русской Сети, если не сказать – враг, потому что он вытесняет Яндекс, забирает пользовательские данные россиян, уносит. Как вы комментируете такие высказывания?
В.ДОЛГОВ: Давайте начнем с того, являемся ли мы врагом для страны. Я думаю, что это очень странный взгляд. Интернет – это среда, в которой живет много пользователей. В России сегодня их более 50 миллионов. Россия по количеству интернет-пользователей – самая крупная страна в Европе. Если посмотреть со стороны пользователя, то наличие любого второго, а иногда третьего сервиса, создание того, что в экономике называется конкурентной средой, идет на благо пользователю, потому что выигрывает он. Те стороны, которые вступили в эту конкуренцию, выпускают гораздо более качественные и продуманные продукты. Что касается хранения персональных данных, Гугл – компания, которая чрезвычайно бережно и тщательно относится к этим вопросам, потому что с понятием «тайна личной жизни (privacy)» на Западе гораздо строже, чем у нас. Когда Гугл запускает свои сервисы в разных странах – такие, как Street View, панораму улиц городов, в том числе и российских городов, мы затушевываем лица людей, которые попали в кадр, и затушевываем номера машин. Их после этого нельзя распознать. Понятно, что во всех пользовательских соглашениях (слава Богу, оно у нас сейчас одно для всех продуктов) многократно повторено, что мы никому и никогда не отдаем те данные, которые предоставили нам пользователи.
М.СПИРИДОНОВ: Возвращаясь к теме конкуренции, предельной целью своей Гугл ставит победу над Яндексом, по крайней мере, в поисковом рынке, и повторение ситуации, которая имеет место быть в Германии, Франции, когда Гугл занимает 80-90% поискового рынка?
В.ДОЛГОВ: Например, в Испании у нас 99%. Никто до сих пор не понимает, откуда взялся мистический 1%, реально он существует, или это ошибка измерений. На самом деле, нашей целью является, скорее, принесение в Россию тех продуктов и сервисов, которые доступны нашим пользователям за рубежом. Мы начали над этим работать 6 лет назад. Хорошо, что мы очень сильно продвинулись. 6 лет назад в список доступных русским пользователям сервисов Гугла нельзя было смотреть без слез. Там было 4-5 строчек. Сейчас доступны не все сервисы, но, к счастью, их уже достаточно много. Это является нашей основной целью. Мы хотим иметь как можно больше локальных продуктов в России. Более того, сейчас у нас наметилась такая тенденция, что Россия является достаточно важной страной в компании, и очень многие проекты и продукты запускаются в России одновременно с самым большим рынком – Соединенными Штатами. Я уже не могу представить, как можно было жить без этого, настолько это естественно, когда есть Живой поиск, то есть когда результаты выдачи появляются по мере того, как ты набираешь текст в поисковом окне. Этот сервис был запущен одновременно в двух странах – России и Соединенных Штатах.
М.СПИРИДОНОВ: Какой на сегодня приоритет для центрального офиса в России? Не секрет, что одно время отношение было довольно спокойное, если не сказать прохладное. Гугл не торопился в Россию совсем. Сейчас, раз Россия – ведущая страна по количеству пользователей в Европе, наверное, отношение изменилось.
В.ДОЛГОВ: Я бы не сказал, что оно было когда-то прохладным, что компания холодно относилась в России. Если бы так было, зачем бы было сюда приходить 6 лет назад. Просто очень сложно говорить, что какая-то страна более важная, какая-то менее важная, а какая-то еще менее важная. Очень сложно выстроить такую лесенку. Я могу привести цитату представителя Совета директоров компании – Эрика Шмидта. Когда Эрик год назад был в России, в Петербурге на форуме, кто-то корреспондентов его спросил: «Насколько Россия важна для Гугла?». Он сказал, что он может привести один факт, который объяснит важность России. Россия входит в первую пятерку самых быстрорастущих стран в компании. Отсюда и важность.
М.СПИРИДОНОВ: Быстрорастущих стран с точки зрения сервисов?
В.ДОЛГОВ: С точки зрения денег, пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу поискового рынка, получается, что России повезло, что в ней появился Яндекс, и возникла реальная конкуренция, в отличие от Испании, Германии, Франции и других стран?
В.ДОЛГОВ: Что значит повезло? России не повезло, что в ней появился Яндекс, потому что Россия – это страна, в которой есть достаточно хорошие специалисты, особенно в области разработки программного обеспечения. То, что в России появился Яндекс – это следствие той системы образования, которая была в стране, и надеюсь, есть до сих пор.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье гостя и продолжим.
ДосьеВладимир Долгов родился 6 июня 1959 г. в Украине. В 1982 г. окончил факультет проблем физики и энергетики МФТИ, после чего десять лет проработал в Троицком филиале Института атомной энергии им. Курчатова. В 1991 г. получил степень кандидата физико-математических наук. В 1992–1995 гг. занимал должность главы подразделения по разработке мультимедийных продуктов компании CompactBook Publishing, затем перешел на аналогичную должность в компанию R-Style. В 1996–1999 гг. работал в «Лукойл-информ», в 1999 г. стал главным редактором интернет-портала Prosto.Ru. В 1999–2000 гг. был главой Московского представительства Oxir Internet Solution. В 2000-2005 годах работал в интернет-магазине Ozon.ru, занимал позиции технического директора, директора московского филиала, коммерческого директора, генерального директора. В 2005 г. получил диплом MBA в Калифорнийском университете East Bay, в декабре того же года возглавил представительство Google в России. Женат. Хобби – чтение.
М.СПИРИДОНОВ: Правда, что вы были первым сотрудником и сами подписали приказ о назначении себя гендиректором?
В.ДОЛГОВ: Правда. Действительно, я был первым сотрудником и сам подписывал приказ, потому что есть такая русская традиция в русских компаниях. Человек, который приходит на позицию генерального директора в компанию, издает приказ, который звучал бы в петровские времена, как «Сим повелеваю назначить себя», потому что больше подписать некому.
М.СПИРИДОНОВ: Как шло дальнейшее построение стартового состава коллектива? Это очень интересно в контексте создания новой компании. Вам помогали, или вы делали всё самостоятельно? На кого вы опирались в самом начале?
В.ДОЛГОВ: Конечно, мне помогали. К счастью, нас быстро стало двое. Всегда есть люди в других офисах, которые помогут, подскажут, сделают что-нибудь. В тот момент, когда мы поняли, что пора начинать работать, мы начали искать людей. Первое, что было сделано – мы взяли на работу 12 программистов. Гугл купил маленькую российскую разработческую компанию, вернее формально компания была американской. Люди работали в Москве, мы купили компанию, и у нас сразу народонаселение в офисе возросло с двух человек до 14 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Кто был вторым?
В.ДОЛГОВ: Она сейчас не работает у нас, она ушла 2 года назад. Это была Ирина Павлова. Она сейчас является менеджером баскетбольной команды национальной баскетбольной лиги – Нью-Джерси. Это команда Михаила Прохорова.
М.СПИРИДОНОВ: Она пришла из американского Гугла?
В.ДОЛГОВ: Она формально была сотрудником американского Гугла, просто она русская по происхождению. Она долго жила в Москве, работала в Америке. Такой человек, который знает, как устроена жизнь там и как устроена жизнь здесь, бесконечно полезен при запуске нового офиса.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме программистов, были ли управленцы, которые потом возглавили департаменты или отделы? Вы набирали их сами или использовали кадровое агентство?
В.ДОЛГОВ: У нас на сайте есть Link, по которому можно бросить свое резюме на открытую позицию. Сейчас у нас есть открытые позиции. Приходили люди, мы с ними говорили, и если выяснялось, что человек действительно подходит нам по профилю, то его запускали по цепочке на интервью с другими сотрудниками. Это хорошая процедура, которая убирает некоторую субъективность, ведь человек оценивается 4-6 разными людьми из разных офисов. Сейчас я пытаюсь вспомнить, кто же был третьим, кроме меня и Ирины. Сдается мне, что это был наш директор по маркетингу.
М.СПИРИДОНОВ: Который сейчас уже тоже не работает?
В.ДОЛГОВ: Костя недавно ушел. Он решил начать собственный бизнес. Как бы сказали в любой западной компании, это нормальный шаг для человека, проработавшего на достаточно высоких позициях в достаточно солидных компаниях.
М.СПИРИДОНОВ: Еще раз вернемся к рассказу о Вас в форме представленного нами досье. Вы по-прежнему много читаете бизнес-литературы?
В.ДОЛГОВ: Почему только бизнес? Жизнь не кончается на бизнесе. Я стараюсь по-прежнему читать, читать, сколько могу. К сожалению, получается не очень много. Единственное, что изменилось – форма чтения. Если раньше это были бумажные книги, то сейчас всё больше и больше это электронные.
М.СПИРИДОНОВ: С планшета или смартфона?
В.ДОЛГОВ: Это планшет. Поскольку я человек, немного помешанный на всякого рода гаджетах, то сначала это были книги с электронными чернилами, потом это был планшет, недавно появился Kindle Fire. В итоге, у меня есть несколько устройств для чтения. С телефона я не читаю, мне кажется, что нужен больший размер.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы читаете из художественной литературы?
В.ДОЛГОВ: У меня юношеские вкусы. Я очень люблю хорошую фантастику. Мой самый любимый автор – это Терри Пратчетт, вся его серия Плоского мира и другие его книги. Также мне нравится Дэн Симмонс, но он шире, чем просто фантаст. Из серьезного чтения недавно была книга Умберто Эко «Пражское кладбище».
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас немного о том, чем занимается российское представительство Гугл.
Чем занимается российское представительство Google?У Google Россия два офиса – в Москве и Санкт-Петербурге. Всего в российском подразделении работает около 150 человек – инженеры, сотрудники отдела продаж, маркетологи. Команда разработчиков занимается как глобальными сервисами, например, Поиском, в том числе голосовым, Chrome, Пробками, так и локальными проектами, среди которых можно выделить «Дороги России» и запуск прямых трансляций балетов Большого театра на YouTube.
М.СПИРИДОНОВ: Последние проекты – указанное сотрудничество с Большим театром, Дороги России – это полностью ваши инициативы, или они спущены каким-то образом с верхов?
В.ДОЛГОВ: Все проекты, которые есть и ведутся в российском офисе, бывают по природе двух типов. Есть платформа, на которой можно что-то построить. Это что-то всегда локальное, или приходит со стороны. Живые трансляции Большого театра на YouTube – это такого рода инициатива, когда платформа есть, и надо договариваться и запускать. Проект, который больше централизованный, который управляется глобальной командой – это музейный проект, второй этап которого был запущен позавчера. Это прогулки по музеям и снятое в безумном гигапиксельном разрешении одно полотно из музея, которое выбирает сам музей. В первой очереди проекта было 2 музея из России – Эрмитаж и Третьяковка. Во вторую очередь добавился Русский музей, музей изобразительных искусств имени Пушкина и музей Рериха.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько много самостоятельности предоставляет центральный офис офису Гугл в России? Как вы сильно связаны обязательствами согласовывать подробности?
В.ДОЛГОВ: В рамках большой компании всё, что мы делаем, должно согласовываться со стратегией компании. Оно должно быть в той же самой струе, но свобода для творчества достаточно большая. Очень важную роль играет локальность. Как вы понимаете, проект «Дороги России» мог быть запущен только в России и делаться только для России, потому что в других странах он бессмысленный. Скажи «Дороги Германии», и будет недоуменный взгляд.
М.СПИРИДОНОВ: Да, там нет таких проблем с полотном, которые привели к появлению проекта «Дороги России». В каком режиме у вас происходит синхронизация? И с кем конкретно? Это какой-то совет в Америке, или есть конкретный человек, который курирует российское направление с центрального офиса? В каком режиме, как часто вы с ним согласовываетесь? Ежегодно, ежемесячно, ежедневно?
В.ДОЛГОВ: Как и в любой обычной компании, у нас есть годовые планы работы, квартальные планы. Гугл – это компания, в которой все решения принимаются на основе каких-то данных, какой-то информации. Нельзя сказать «Побежали и сделаем это!». Надо понять, нужно ли людям то, что мы хотим сделать. Ты собираешь информацию, приходишь и говоришь, что хочешь сделать вот это. Если твоя точка зрения обоснована, ты можешь ее защитить, то никаких проблем. Я могу рассказать об инициативе, родившейся в России и долгое время работавшей в России. 3 года назад мы запустили локальную поддержку в России для наших рекламодателей. Это была телефонная поддержка, у нас был телефон, по которому можно было позвонить и получить консультацию специалиста. Специалисты объясняли, что и как нужно делать с рекламным аккаунтом в Adwords. Европа – не очень большая по территории, и все эти вещи никогда не делались по телефону, потому что они делались из e-mail из одного офиса в Дублине. Его хватает на всех, так как Европа маленькая. С Россией всё не так просто, потому что есть 3 часа разницы во времени с Москвой, а с Владивостоком уже 11 часов. Они в течение рабочего дня не могут пересечься. Также у нас немного другая бизнес-культура. У нас в России до сих пор проще взять трубку и позвонить, чем сесть и написать e-mail. 1,5 года такого рода поддержка существовала только в России. Начиная с середины прошлого года, она запущена по всему миру. Мне хочется думать, что мы были родоначальниками этого дела.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли какое-то конкретное лицо, с которым всё согласовывается, или это группа лиц?
В.ДОЛГОВ: Это никогда не одно конкретное лицо. Если этот проект делают ребята из маркетинга для каких-то узких целей, то они согласовывают это со своим руководителем в Европе. Если это вещь, которая требует взаимодействия нескольких функций, то есть организаций, которые работают с партнерами, которые занимаются продажами, маркетингом, то тогда делается совместное предложение. Собираются люди, которые отвечают за эти функции в Европе или США, если это совсем большой проект, и проект выносится на их решение.
М.СПИРИДОНОВ: Есть группы людей, и они разные в зависимости от того, какое направление согласовывается.
В.ДОЛГОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, значительную часть вашей работы составляет не столько локализация, сколько работа над глобальными проектами, да?
В.ДОЛГОВ: И локализация этих глобальных проектов для России. В первой версии проекта было 17 музеев, 9 стран. На второй фазе проекта были 151 музей и 40 стран. Дальше нужна была координация. Мы говорили, что это лучшие музеи России, которые просто обязаны быть в проекте наряду с Лувром, Версалем, Лондонской Национальной Галереей. Мы согласовывали время, когда ребята приедут, обеспечивали всю необходимую поддержку здесь, договаривались с музеями, чтобы они выделили людей, чтобы нас туда пустили, потому что это работа не на один день. Проехать с этой тележкой по всем залам занимает какое-то время.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что в ряде направлений, связанных с глобальными сервисами и их локализацией, фактически люди, работая в вашем офисе, не находятся в вашем подчинении?
В.ДОЛГОВ: Это классическая матричная структура, когда есть взаимодействие по горизонтали и вертикали. Например, все инженеры, которые работают у нас в двух офисах в Москве и Питере, вообще мне не подчиняются, и это очень хорошо, потому что я могу с ними разговаривать секунд 20, а потом вся моя экспертиза в программировании заканчивается.
М.СПИРИДОНОВ: Вам непосредственно подчиняются те, кто работают чисто над Россией?
В.ДОЛГОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько их процентов из коллектива в 150 человек?
В.ДОЛГОВ: У нас есть инженеры, которые работают у нас, и их вертикаль подчинения уходит в Калифорнию. Один из их проектов – качество поиска, второй – работа над браузером Chrome. Это русский или нерусский проект?
М.СПИРИДОНОВ: Качество русского поиска.
В.ДОЛГОВ: Любого поиска. У каждого языка есть своя специфика, но есть и глобальный принцип.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно, как обстоят дела с ответственностью. Кто отвечает за качество локализации Google Maps для России? Команда, которая разрабатывает русскую версию этого глобального сервиса и подчиняется центральному Google Maps, или вы как руководитель подразделения?
В.ДОЛГОВ: Максим, с Maps всё гораздо проще. Maps – это невероятно сложный технологический проект, но организационно он простой. Есть оболочка, которую нужно наполнить данными. Оболочка есть достаточно давно, данные нужно постоянно обновлять, потому что меняются планы городов, строятся новые здания, нужно добавлять новые города. Это не разработка, а приобретение контента. Мы не рисуем карты сами, мы лицензируем их у компаний, которые работают в этой сфере. Это даже не разработка.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, это ваша зона ответственности?
В.ДОЛГОВ: Да, потому что есть люди, которые работают в центральной команде по приобретению этого контента во всех странах, а есть человек, который есть здесь.
М.СПИРИДОНОВ: А качество русского поиска?
В.ДОЛГОВ: Это инженерная задача. Я даже не знаю, на какую часть эта задача решается в Москве, на какую часть она делается в других наших офисах. Инженеры работают в распределенных командах, они не очень большие по количеству человек. Это может быть 5-6 человек, которые сидят в 5 разных офисах.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня Гугл. Россия – это матричная структура, собрание подразделений из людей, работающих над глобальными проектами, либо локализацией глобальных проектов, плюс небольшая группа людей, которая заточена только под русский рынок, которая занимается спецпроектами или наполнением данных.
В.ДОЛГОВ: Или локальными проектами, типа маркетинг, бухгалтерия или продажи в России.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается денег, там идет непрямой круг, когда вы получаете деньги от рекламы и их же используете в обеспечении операционный работы. Вы их отправляете дальше?
В.ДОЛГОВ: Да, это выручка, которая используется здесь и отправляется туда. Мы же не являемся владельцами машинки, которая продает рекламу, это собственность глобальной компании.
М.СПИРИДОНОВ: Денежная машинка работает всё также практически на 100% на контекстной рекламе?
В.ДОЛГОВ: Это то, что за 6 лет существования компании очень сильно поменялось. Если 6 лет назад это была только поисковая контекстная реклама, то есть реклама в поиске и на партнерских сайтах, то сегодня помимо текстовой рекламы есть графическая реклама – это то, что мы называем дисплей, мобильная реклама, реклама на YouTube (несколько вариантов: видео, поверх видео). Сейчас это достаточно широкий спектр.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько примерно сегодня в рекламе? 100% или почти 100% доходов Гугла – это реклама?
В.ДОЛГОВ: Практически все деньги, которые мы зарабатываем как компания, мы зарабатываем на рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: И сейчас есть тренд смещения от только контекста к контексту плюс медийным форматам, баннерам?
В.ДОЛГОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько примерно медийных форматов в рекламе Гугла сейчас?
В.ДОЛГОВ: Сложно сказать. Самое простое – подождать чуть меньше двух недель, когда мы объявим результат квартала. Там будет виден сплит по этому делу.
М.СПИРИДОНОВ: Это примерно 10%?
В.ДОЛГОВ: Не могу сказать. Во-первых, это сильно зависит от страны. Рекламу на YouTube в России мы начали продавать только во втором квартале прошлого года, поэтому понятно, что в России этот процент не равняется среднему по компании. При этом в Америке реклама на YouTube продается достаточно давно, и это популярный вид рекламы у тамошних игроков рынка.
М.СПИРИДОНОВ: В целом, видео-реклама хорошо идет по России?
В.ДОЛГОВ: Да, конечно. Я бы сказал, что видео-реклама и мобильная реклама – это 2 самых горячих тренда в цифровой рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: Горячих по развитию, или они уже приносят ощутимый оборот?
В.ДОЛГОВ: Горячих по интересу рекламодателей к ним и по скорости роста. Этот интерес возник буквально на отрезке последних года-полутора.
М.СПИРИДОНОВ: Самореклама Гугла, в частности реклама по телевидению и в другом офлайне дала какой-то ощутимый эффект? Выросла поисковая доля или доходы?
В.ДОЛГОВ: Если говорить о том, насколько была эффективна реклама на телевидении, то в результате усилий нашей маркетинговой команды Chrome по данным Liveinternet стал браузером №1 в России. На достаточно коротком отрезке времени, на достаточно конкурентном рынке нам удалось это сделать. Россия в этом плане – страна особенно удивительная, потому что в любой стране, как правило, есть 2 браузера – Explorer и Firefox. В России 3 браузера, есть еще один конкурент – Opera, причем Opera больше обоих этих браузеров. Chrome стартовал чуть более полутора лет назад на достаточно конкурентном рынке и сумел занять позицию №1.
М.СПИРИДОНОВ: На Chrome делается серьезная ставка, как я понимаю?
В.ДОЛГОВ: Chrome – это не просто браузер. Делать еще один браузер было бы не очень интересно. Chrome – это быстрый и безопасный браузер, который позволяет разработчикам сайтов и каких-то программ, которые работают в вебе, реализовать полностью все возможности. Этот браузер с самого начала полностью реализовывал возможности пятой версии языка HTML. Например, на Chrome возможны были удивительные вещи, которые производят действительно очень сильное впечатление. Я имею в виду создание того, что было сделано полтора года назад. Это интерактивный клип, рок-команда Arcade Fire, когда вы вводите адрес какого-нибудь города, и для вас специально делают собственный клип, включающий панорамы и Street View того места, которое вы ввели.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается Chrome, интересные события происходили пару-тройку месяцев назад, когда Гугл обратился к Яндексу и Mail.ru, имеющим собственные сборки этого браузера, с просьбой переименовать их. Это было связано с тем, что вы поняли, что их Chrome оттягивают долю от вашего Chrome и, таким образом, они получают какие-то профиты и бенефиты от телевизионной рекламы?
В.ДОЛГОВ: На самом деле, причина была не в этом, потому что доля браузеров, которые были сделаны на основе этого Open Source движка, не превышала 2%. Проблема была в другом. Chrome – это наша собственная торговая марка, и те браузеры, которые делаются, делаются на основе движка, который называется «Chromium». Когда есть несоответствие между платформой и названием, это может приводить к заблуждению пользователей, и это немного неправильно.
М.СПИРИДОНОВ: Почему вы раньше не просили коллег поменять названия?
В.ДОЛГОВ: Они появились относительно недавно – в прошлом году, а именно осенью. Если вы посмотрите на картинки из Liveinternet, то четко увидите, когда это случилось. Это произошло в ноябре.
М.СПИРИДОНОВ: Я помню, что браузер от Рамблера на Chromium появился еще по весне.
В.ДОЛГОВ: Браузер от Рамблера да, но никто никогда там особенно не претендовал на имя. Рамблер назвал его собственным именем – созвучным, но всё-таки отличным.
М.СПИРИДОНОВ: Является ли войной то, что сейчас происходит на рынке браузеров в связи с попыткой поставить по умолчанию тот или иной поиск от Яндекса, Гугла или Mail.ru? Есть различные программки, которые пытаются поставить стартовой страницей по умолчанию страницу X своего донора и сделать поиск по умолчанию тоже от него же. Я знаю, что там у вас тоже происходят какие-то движения. Mail.ru что-то пробовал внедрить, а вы?
В.ДОЛГОВ: Наша позиция достаточно проста. Пользователь может делать всё, что угодно. Это его право, и никто не оспаривает это право. Мы категорически против того, когда что-то делается без подтверждения пользователя. Это нехорошо. Например, вы приходите в банк, берете кредит, а потом выясняется то, что вы не прочитали, потому что вам не показали 25-ую страницу, на которой говорится, что все проценты нужно умножать на 4.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В связи с этим задам вопрос по поводу Mail. Они сейчас очень серьезную ставку делают на свой поиск. Как вам видится это? Станет ли Mail полноценным конкурентом для вас и Яндекса?
В.ДОЛГОВ: Если посмотреть на историю развития российского интернета, когда-то и Яндекс выходил на этот рынок как новый игрок, а на рынке безраздельно властвовал Рамблер. Возвращаясь к той же самой теме, которую мы обсуждали в начале передачи, могу сказать, что чем выше конкуренция, тем лучше для конечного пользователя.
М.СПИРИДОНОВ: Вас это не беспокоит?
В.ДОЛГОВ: Мы сами 6 лет назад выходили в Россию с долей поиска в 5-6%.
М.СПИРИДОНОВ: У вас было больше 10%.
В.ДОЛГОВ: Нет, упаси Боже. В 2005 году это были цифры, сильно меньшие 10%. Сейчас уже даже данных не осталось за те давние годы.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас идет еще одна вставка.
Позиции Google в России и миреВ январе этого года на долю Яндекса пришлось 59,6% поисковых запросов, на долю Google – 25,9%, Mail.ru – 8,5%. Год назад распределение долей было другим: Яндекс занимал 64,4% рынка, Google - 21,9% и Mail.ru - 7,4%. По итогам 2011 года в мировом масштабе Google занимает 80,6% процентов рынка поисковых запросов, Yahoo – 7%, Baidu – 6%, Bing - 4%, остальные поисковики – меньше одного процента.
М.СПИРИДОНОВ: Если сравнить цифры по миру вообще и по России, Гуглу России еще есть, куда тянуться.
В.ДОЛГОВ: Да, конечно, и это хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: То, что у Гугла уже 80% по миру в целом, не настораживает Гугл сам? Эта цифра была удивительна даже для меня, хотя я думал, что я в этих цифрах неплохо понимаю и ориентируюсь. Я думал, что у Гугла меньше. Гугл уже настолько силен в мировом масштабе, что, с одной стороны, он может расслабиться, потому что конкуренция довольно тяжела с таким серьезным лидером, а, с другой стороны, приобретя огромные масштабы, Гугл может превратиться в неповоротливую большую корпорацию, как это состоялось с ранее живыми и бодрыми стартапами.
В.ДОЛГОВ: Эта цифра является подтверждением того, что качество поиска является достаточно высоким, потому что в интернете очень сложно привязать пользователя к тому или иному сайту, к той или иной поисковой машине, потому что другая машина находится в одном клике от него. То, что пользователи по-прежнему используют гугл как поиск, подтверждает, что мы держимся на самом высоком уровне. Казалось бы, что поиск – это такая штука, которая есть, и ничего не в состоянии ее изменить, что это устоявшиеся принципы использования и алгоритмы, которые можно чуть-чуть улучшать, но не фатально. На самом деле, это не так. Например, есть взрыв использования смартфонов. Люди всё время носят с собой смартфон, некоторые и в ванную его с собой берут, спят с ним. Есть такая статистика, что двое из трех спят с ним. Я надеюсь, что он лежит рядом на тумбочке. Смартфон – это штука хорошая, но неудобная в плане использования для набора текста. У меня палец задевает сразу 2-3 кнопки, всё-таки они маленькие. Искать там нужно, но сложно, и появился голосовой поиск – штука, которая позволяет убрать все эти неудобства, просто произнести голосом поисковый запрос, он будет распознан, и ты получишь ответ. Еще более удобно использовать это, когда у тебя смартфон работает в качестве навигатора. Последнее, что совсем недавно появилось – это поиск по изображениям, причем это реальный поиск по изображениям, а не поиск по подписям к картинкам. Ты делаешь фотографию какого-то незнакомого тебе здания, памятника или фонтана, картинка анализируется, отправляется в облако, и тебе приходит ответ, что это памятник Юрию Долгорукому.
М.СПИРИДОНОВ: Вы говорите о том, что, не смотря на серьезную доминанту в мире, Гугл продолжает развиваться, и всё еще достаточно бодр?
В.ДОЛГОВ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы знаете, что в последнее время то там, то сям возникают статьи о том, что Гугл становится закостеневшей структурой, теряет живость, что это классическая корпорация, чуть ли не IBM своего худшего периода, когда все ходят в галстуках, когда всё регламентировано?
В.ДОЛГОВ: Говорят, что в IBM нужно было по пятницам в джинсах приходить. На самом деле, это не так. Мы не требуем приходить на работу в костюме и галстуке. Единственный сумасшедший в нашем офисе, который может прийти на работу в костюме и галстуке – это я. Если я прихожу в нем, это означает, что у меня какое-то внешнее выступление на конференции, или я еду выступать на телевидение. Во всех других случаях моя одежда гораздо проще. Средний возраст сотрудников компании достаточно молодой, да и руководство компании достаточно молодо. Считать, что мы закостенели, не стоит, это пока не так.
М.СПИРИДОНОВ: Может, вы дадите рекомендации, как быть в случае, подобном вашему, когда компания быстро растет, является довольно большой, с большим коллективом, чтобы, с одной стороны, не зажимать коллектив в тиски регламента, не прописывать ему всё до последнего шага и, с другой стороны, не давать расслабиться, потому что люди склонны к тому, чтобы блуждать между соснами, заниматься чем угодно, кроме работы? Даже в случае с Гугл.Россия, это большой коллектив в 150 человек.
В.ДОЛГОВ: Это самый популярный вопрос гостей, которые приходят к нам в офис. Они с ошалевшими глазами проходят по нему и спрашивают: «А где вы здесь работаете?». Первое впечатление – это то, что здесь созданы максимальные условия для отдыха, развлечений (теннисный стол, зоны отдыха, напитки, еда). Зачем тогда людям работать? На самом деле, всё совсем не так, потому что у каждого сотрудника есть достаточно четкий план работы, который согласовывается в начале квартала между сотрудником и его руководителем. Ставятся вполне себе реальные задачи, а дальше всё это оценивается по результату. Свобода состоит в том, что никто не будет тебя спрашивать, почему ты не был вчера на работе с 9 до 9.30, потому что твоя задача – достичь того результата, который согласован и который нужен в общей работе. Когда ты будешь это делать – это и есть свобода.
М.СПИРИДОНОВ: Это не значит, что каждый человек может прийти или не прийти в офис по собственному желанию, это согласовывается в рабочем порядке?
В.ДОЛГОВ: Да. Кто-то может работать из дома. Всегда люди болеют, только не нужно резко бежать, брать больничный, чтобы сказать, что ты опоздал на 15 минут, потому что был у врача. Каждый сотрудник может работать из дома, если это не мешает рабочему процессу, если он делает какую-то работу, которая не должна выражаться в присутствии на видео-конференции именно из офиса. Из дома это тоже можно сделать. До сих пор существует удивительное правило 20%, когда ты можешь 20% своего рабочего времени заниматься какими-то проектами, которые тебе интересны, потому что очень часто из этих проектов вырастает что-то очень интересное и полезное в рамках всей компании. Из этого в свое время выросли Google News. Я много раз говорил о музейном проекте, так вот – это был 20%-ный проект четырех сотрудников компании.
М.СПИРИДОНОВ: В Гугл. Россия есть какие-то проекты, которые развились из подобного 20%-ного лимита?
В.ДОЛГОВ: Этим достаточно регулярно занимаются наши программисты. Я знаю, что было несколько проектов, которые были поставлены в глобальные планы работ, которые были 20%-ными у них.
М.СПИРИДОНОВ: Не могу не затронуть тему Google+. Понятно, что это то, за что отвечает центральный офис, и вы к этому относитесь мало, но всё-таки хотелось бы услышать мнение одного из топ-менеджеров корпорации, то есть ваше мнение. Как вы смотрите на Google+ сегодня? Как смотрите на его перспективы, на его жизнь, насколько довольны? Не секрет, что разные исследования показывают, что время жизни пользователей на страницах Гугла+ сильно отличается от того, сколько времени он проводит на страницах более оживленных социальных сетей – в том же Facebook, Твиттере или Вконтакте.
В.ДОЛГОВ: Я так понимаю, что упоминается якобы результаты якобы исследования, которые были напечатаны некоторое время назад в одном из американских изданий. Так вот, результаты были настолько нелепы, на что было сразу указано, что на следующий день автору пришлось публиковать опровержение о том, что его неправильно поняли. Социальная сеть, в которой пользователь проводит пару минут – это что-то другое, а не социальная сеть. Какая бы она не была, так не бывает. Пару минут можно провести, засунув пальцы в розетку. На это двух минут хватит, а на социальную сеть нет. Google+, с нашей точки зрения, развивается достаточно хорошо. Это социальная сеть, которая существует не так долго, но у нее уже 100 миллионов пользователей, из которых 50 миллионов – это регулярные пользователи, которые заходят туда достаточно часто. С моей точки зрения, Google+ – это удивительная система, потому что у меня ко всем социальным сетям была одна большая претензия. Для начала я плохо себе представляю, как у меня может быть 250 друзей, а они все так называются, но это ладно, это вопросы наименования. Второй вопрос – как мне с ними общаться. Я чего-то написал, и все эти 250 человек это читают, а я писал только для троих или пятерых. Google+ эту проблему решает сразу. У вас есть круги, в которые вы можете объединять людей – ваших одноклассников по школе, ваших одногруппников по университету, ваших друзей по рыбалке, ваших коллег по работе, вашу семью. Сообщения, которые помечаются в один круг, видят пользователи этого круга. Рассказ о том, какого дивного леща я поймал в прошлые выходные на рыбалке, видят только те, кто был со мной, а не мои одноклассники, которые удивляются этому сообщению. Сообщение «А помните Светку из параллельного класса?» видят мои одноклассники, а не коллеги по работе. Это естественная модель поведения человека, плюс есть режим видеоконференций. Google+ – это не отдельно стоящий проект, а достаточно хорошо интегрированный. Эти самые режимы видеоконференций были внедрены в музейный проект, во вторую его версию. Это штука, при помощи которой можно даже читать лекции.
М.СПИРИДОНОВ: Понял Вас. Я бы говорил и дальше, но время неумолимо. Остались 2 небольшие рубрики. Сейчас короткий блиц, на вопросы которого прошу отвечать лаконично, лучше односложно. Вы ЗА или ПРОТИВ конфиденциальности в Сети?
В.ДОЛГОВ: За.
М.СПИРИДОНОВ: Что из прочитанного за последний год запомнилось больше всего?
В.ДОЛГОВ: Ружья, микробы и сталь или последняя книжка Гая Кавасаки.
М.СПИРИДОНОВ: Я поддерживаю по поводу книги «Ружья, микробы и сталь». Это блистательная книжка о развитии человеческой цивилизации.
В.ДОЛГОВ: Есть еще Коллапс.
М.СПИРИДОНОВ: Тоже прочитал недавно. Когда новый дизайн для Гугла смогут сделать в России?
В.ДОЛГОВ: Мы постоянно для него что-то делаем.
М.СПИРИДОНОВ: Хотели бы вы, чтобы Google был поисковиком номер 1 в Рунете?
В.ДОЛГОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Коммуникатор от Google у нас уже есть. Ждать ли планшет Google?
В.ДОЛГОВ: Не от Google, но с начинкой Гугла – Андроидом.
М.СПИРИДОНОВ: С начинкой Гугл существует множество.
В.ДОЛГОВ: Да, но мы коммуникаторы не делаем. То, что лежит у меня в кармане, имеет 2 логотипа – Самсунг и Гугл.
М.СПИРИДОНОВ: Такие же будут и планшеты?
В.ДОЛГОВ: Не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда последняя рубрика – вопросы слушателей. Эти вопросы были собраны в анонсах передачи в моем блоге Spiridonov.ru, представительствах Рунетологии в социальных сетях (Твиттер и Facebook), но еще не были собраны в Google+, поскольку там пока нет представительства, хотя об этом стоит подумать. Dmitry Chistov спрашивает: «Каковы размер и структура оборота Гугл Россия?».
В.ДОЛГОВ: Проще всего ответить о структуре. Мы зарабатываем деньги только на рекламе в России. Если говорить об оборотах, то мы не раскрываем деньги, собранные по странам. Можно поискать и найти оценки рекламных агентств, аналитиков рынка. Они приводят какие-то цифры, я не буду ни подтверждать, ни опровергать их. У компании, которая является публичной, есть правила, которым она должна следовать – правила биржи.
М.СПИРИДОНОВ: В публичной отчетности не указываются подразделения?
В.ДОЛГОВ: В публичной отчетности по правилам указываются общие доходы и распределение их по регионам, то есть Америка, Европа, Азия, Океания, Австралия.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Пойдем дальше. Андрей Чебурков спрашивает: «Когда гугл начнет на русском языке общаться с русскоязычным населением? А-то как перейдешь на какой-нибудь гугл-сервис, а все справки и инструкции на английском языке». Речь идет не об интерфейсах, которые по большей части переведены, а о справках и инструкциях.
В.ДОЛГОВ: Я бы сразу не назвал ни один сервис, у которого есть русский интерфейс, но нет русских справок. Мы никогда не переводим только меню интерфейса, это всегда сопровождается гигантской работой по переводу не только справок, но и локализацию продукта.
М.СПИРИДОНОВ: Мне тоже кажется, что подобные вещи встречались, но если вы утверждаете обратное, то, наверное, это ошибка.
В.ДОЛГОВ: На самом деле, всегда есть возможность посмотреть в правый верхний угол, там, как правило, стоит переключатель языков. Если в списке нет русского языка, а продукт локализован, то это странно. Я не могу назвать такого ни одного. Я не говорю, что перевод идеален, что это язык Пушкина и Гоголя, но язык русский.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку я не могут подтвердить каким-то конкретным примером, и пользователь не предложил это сделать, то не будем развивать эту тему дальше. Юрис спрашивает: «Как G+ собирается отвоевывать пользователей у Фейсбука, ВКонтакте, Одноклассников?». Сейчас вы скажете, что он не будет отвоевывать.
В.ДОЛГОВ: Он не возьмет в руки оружие и не пойдет отвоевывать – это точно. Это всегда выбор пользователя. Я всегда говорю, что Россия – страна уникальная. Россия уникальна даже в этом. Даже самые популярные социальные сети – это наши российские. Facebook не очень в России прижился, он есть, но он не столь популярен, как Вконтакте и Одноклассники. Пользователи сделали выбор, поэтому ты должен быть лучшим, чтобы выбрали тебя. Это мы и делаем.
М.СПИРИДОНОВ: Будет ли какая-то маркетинговая активность по Google+ с вашей стороны, какая была по браузеру Chrome?
В.ДОЛГОВ: Она была и по поиску вообще, Google+ – это продукт, который мы очень любим, к которому очень хорошо относимся.
М.СПИРИДОНОВ: Будете его так рекламировать?
В.ДОЛГОВ: Мы будем его всячески продвигать, и не только в телевизоре.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. движемся дальше. Екатерина Клинк спрашивает: «Какие планы по развитию google analytics?».
В.ДОЛГОВ: Google analytics – продукт, который развивается непрерывно. Это та жизненно необходимая вещь, которой пользуются наши рекламодатели, которая отслеживает эффективность рекламных компаний. Он будет развиваться, он уже умеет делать много того, чего не умел 2-3 года назад. Издатели, которые издают книжки по google analytics, жаловались, что выходит книжка, которая устаревает моментально, потому что мы делаем новую версию продукта.
М.СПИРИДОНОВ: Развиваться будет, а направление развития?
В.ДОЛГОВ: Это отдельная команда. У меня к google analytics пользовательское отношение, и оно намного менее профессиональное, чем у ребят, которые с ним активно работают.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Я коротко вернусь к вопросу про facebook и Вконтакте. Повторяет ли Facebook ошибку Google, задерживая полноценное открытие подразделения в России? Многие считают, что Гугл поздновато открыл свое подразделение в России.
В.ДОЛГОВ: Пусть лучше ребята, которые работают в Facebook, скажут про это.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как наблюдатель, находящийся на локальном рынке, понимаете ситуацию глобально. Как вы думаете, пора ли Фейсбуку открыть полноценное представительство?
В.ДОЛГОВ: Офис Facebook в России давно есть.
М.СПИРИДОНОВ: Есть один представитель.
В.ДОЛГОВ: Я не знаю, хорошо это или плохо.
М.СПИРИДОНОВ: Владислав Коробов спрашивает: «Когда Гугл в России будет документально взаимодействовать с юрлицами по вопросам вывода средств из AdMob и AdSence?.
В.ДОЛГОВ: Я к этому могу добавить еще Android Маркет. Мы работаем в этом направлении. Я думаю, что достаточно скоро. Мы знаем об этой проблеме, и мы ее решим.
М.СПИРИДОНОВ: Скоро – это в масштабе недели или месяца?
В.ДОЛГОВ: До конца года.
М.СПИРИДОНОВ: Пожалуйста, озвучьте понятный список причин, почему в России от Google Play есть только приложения? Смогут ли россияне использовать музыкальный и видеосервис от Google Play?
В.ДОЛГОВ: Это проблема не на нашей стороне. Она состоит в том, что производители контента нервно относятся к дистрибуции своих произведений в России. На Западе его производят сильно больше, чем в России. По той же причине в России нет музыкального магазина Apple. iTunes работает, но купить ничего нельзя.
М.СПИРИДОНОВ: Проблема правообладателей?
В.ДОЛГОВ: Да. Менеджеры очень осторожны в этом вопросе. Я думаю, что эту проблему надо решать всем миром, в том числе представителям тех организаций, которые занимаются дистрибуцией музыки и видео. DVD и CD у нас довольно давно продаются.
М.СПИРИДОНОВ: То есть это проблема эволюции взглядов на цифровой контент со стороны правообладателей и разбавление их паранойей?
В.ДОЛГОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Максим спрашивает: «Как скоро режим просмотра улиц придет в средние и малые провинциальные города?».
В.ДОЛГОВ: Надеюсь, что достаточно скоро. Мы наконец-то всерьез занялись этим. Это большая и серьезная задача. У нас помимо панорам улиц, есть специальные проекты – парки в Москве и Питере. Это то, чем мы будем заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Можете озвучить, какого рода ресурсы работают над реализацией этой задачи? Это специальные машины?
В.ДОЛГОВ: Это машины, «трайки» - это когда система, которая снимает, ставится на что-то похожее на трехколесный велосипед, маленькая по площади тележка, которая ездит в музеях (примерно 40x60 см, зато 2,5-3 метра в высоту). По улицам ездят автомобили.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько единиц техники задействовано?
В.ДОЛГОВ: Я не знаю, потому что команда, которая занимается этим проектом, снимает не только в России. Я знаю только то, что они меряют города длинной улиц в городе.
М.СПИРИДОНОВ: Совокупной длиной?
В.ДОЛГОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом всё. Будем заканчивать. Спасибо большое за откровенный разговор.
В.ДОЛГОВ: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: В финале напомню про дочерний образовательный проект Рунетологии – школу интернет-маркетинга «Нетология». Зайдите на сайт netology.ru сейчас, и узнайте, как стать компетентным интернет-специалистом.
Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был руководитель Google Россия – Владимир Долгов.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!