М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 12 апреля 2012 года. Вы слушаете 143-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – проект «Электронный бухгалтер «Эльба» - веб-сервис для малого бизнеса, который позволяет привести в порядок дела, бухгалтерские операции и сдать всю необходимую отчетность, не выходя из офиса или работая дома. «Эльба» проста в использовании и надежна в работе.
И еще небольшая информация для малого и среднего бизнеса. 4 июня в Москве пройдет конференция «iБизнес». Вы узнаете, как с помощью интернет-инструментов управлять проектами, продажами, финансами и сотрудниками. Там, кстати, я веду одну из секций. Приходите!
Ландшафт Рунета, как впрочем, и всей сети Интернет, постоянно меняется. Эволюционное развитие, мода и другие факторы поднимают на волну то один, то другой тренд и, как следствие, проекты – то один, то другой, то целую группу проектов. Однако некоторые зоны интересов остаются неизменно. В масштабах жизни интернета – вечными, поскольку они возникли почти сразу с его появлением и с тех пор активно растут и развиваются. Одной из ниш стойкого пользовательского внимания является автомобильная тематика в онлайне. О том, почему это так и что ждать автомобилистам от интернета в будущем, мы поговорим сегодня с основателем одного из старейших порталов Рунета «AUTO.RU» Михаилом Рогальским. Михаил, приветствую!
М.РОГАЛЬСКИЙ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: А как бы вы оценили динамику интереса к автомобилям в сети с конца 90-x, когда вы начинали, по наши дни?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Интерес к автомобилям растет с ростом интернета. Это прямая пропорциональная зависимость. За счет того, что интернет приходит в каждый дом, автомобилистов, которые приходят на Auto.ru, становится больше.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, не только больше пользователей, но и больше процент интересующихся? То, что растет посещаемость, предсказуемо, потому что растет аудитория Рунета, но в то же время в этих новичках быть может не такой большой процент тех, кто интересуется автомобилями, или он сохраняется?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Auto.ru – это место, где не только можно купить-продать автомобиль и пообщаться. Огромное количество людей просто прицениваются к рынку, к тому, что они хотели бы купить. На экзотических марках просмотры предложений на продажу – 11-15 тысяч просмотров. Люди интересуются не только тем, на чем они могут ездить, но и тем, что бы они хотели когда-нибудь купить.
М.СПИРИДОНОВ: Какие-то тренды изменения внимания за последнее десятилетие можно наблюдать? Скажем, уменьшился интерес к поддержанным, увеличился к новым, или что-то подобное?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Такое есть. Продажи наших марок перевалили по количеству предложений. Сами знаете, что Газ уже практически не выпускается, уходит с рынка, а интерес к Газам остается, соответственно, открываются совместные предприятия, начинают выпускаться и продаваться новые автомобили иностранного производства. Рынок растет с развитием бизнеса в России.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что упал интерес к Вазу, или нет?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет. Интерес к Вазу не упал, он достаточно стабилен. У нас в базе сейчас примерно 280 тысяч предложений, и по Вазу примерно 37 тысяч предложений. Получается достаточно маленькая доля, до этого она была больше. Не надо скидывать со счетов то, что некоторые классы владельцев стали владельцами на основе новых автомобилей. Например, Skoda. Старую Skoda никто не возил, а когда появились первые Fabia, сформировался интерес к этим автомобилям, соответственно, начали возникать клубы на основе новых автомобилей. Фабии бу сюда не возили, их не было.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильна привязанность людей к конкретным маркам? Насколько много увлеченных среди ваших пользователей? Каков процент любопытствующих, приценивающихся пользователей, которые посмотрели и забыли про автомобили как таковые.
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас каждый пользователь просматривает порядка 52-57 страниц. Если их разделять на профессионалов и любопытствующих, то я думаю, что профессионалов процентов 10, остальные – это те, кто интересуются, кто хочет купить, продать, или кому просто любопытно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас рассказ о нашем госте. Через минуту продолжим.
ДосьеМихаил Рогальский родился 10 декабря 1966 года в Москве. В 1988 году окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М.Губкина по специальности «Электроника и информационно-измерительная техника». После окончания института работал риэлтором, готовил документы для различных банков, писал большое количество технических программ. В середине 1996 года Михаил Рогальский зарегистрировал домен auto.ru. В 1998 году принял решение заниматься сервером «Автомобили в России» на профессиональной основе. Увлекается автопутешествиями. Женат. Двое детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Никогда не думали о том, что было бы, если бы не занялись auto.ru? Получается, это моно-проект.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я права получил в 1997 году. Auto.ru на тот момент уже был год. Чем занимался бы? На тот момент, когда создавался Auto.ru, я создавал базы данных для интернета по покупке-продажи недвижимости. Может быть, я бы занимался этим на профессиональной основе, информационной системой – такой, как «Из рук в руки» и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Пошли бы в предпринимательство?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я пришел с предпринимательства. Я предпринимательской деятельностью занимаюсь с 1989 года. Я уже был в бизнесе.
М.СПИРИДОНОВ: Так или иначе, вы бы оказались в этом?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Очень тяжело сказать, потому что это стечение обстоятельств.
М.СПИРИДОНОВ: Вы много раз рассказывали историю создания Auto.ru в своих интервью. Я не буду заставлять вас делать это еще раз в полной мере. Я набросаю какие-то факты для наших слушателей, а вы поправите, ок?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: По моим данным в 1996 году вы зарегистрировали домен Auto.ru. Avto.ru через 3 года было взято. Это стало предметом определенных разбирательств.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Они до сих пор продолжаются.
М.СПИРИДОНОВ: Мы потом об этом поговорим. Тогда начал делаться сайт, верно?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Совершенно в любительском варианте, и в 1998 году, когда вы были совмещены с работы, где вы разрабатывали софт для недвижимости, заняв некоторое количество денег (по нашим данным 5 тысяч долларов), начали заниматься этим профессионально.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Немного по-другому. Я на тот момент работал в службе безопасности одного банка.
М.СПИРИДОНОВ: Оттуда вас сократили, что и стало катализатором появления старейшего портала Рунета?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Банк сократили.
М.СПИРИДОНОВ: Банк кончился?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Банк сократили. Это старая война Гусинского. Я работал в одном из банков, который принадлежал Гусинскому.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько было тяжело первое время? Я понимаю, что вы работали первые 2 года, если не больше, совсем один.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да. Основа команды была создана в мае 2000 года. До этого времени я один занимался Auto.ru. Я и писал, и развивал, и делал.
М.СПИРИДОНОВ: Рисовали дизайн тоже сами?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мне помогали люди за что-то.
М.СПИРИДОНОВ: Основа Auto.ru –это объявления?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, основа – это техническая информация, то есть фотографии автомобилей, их технические характеристики. Из-за того, что в 1997 году журнал «Автопилот» проявил коммерсантский интерес в том, чтобы получить домен Автопилот.Auto.ru, их ребята нашли в сети софт по конференциям, и возникли первые конференции. Я им их прикрутил, а для себя начал переписывать, потому что то, что было найдено, было абсолютно не профессиональным, оно поддерживало всё в одну страничку.
М.СПИРИДОНОВ: Переписывали под свой проект?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, я переписывал и под них, и под себя, потому что всё было написано на неизвестном для меня языке программирования. Я смотрел на экран, что он выдает, и писал собственные алгоритмы.
М.СПИРИДОНОВ: Auto.ru написан на PhP?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Сейчас написан на PhP, но до этого было много страниц в html-верстке. Первый язык, на котором я начал писать – это C. Все конференции были написаны на C. PhP появился в начале 2000 года.
М.СПИРИДОНОВ: Какой была ситуация на момент старта проекта, в первые годы, когда вы работали один? Были ли заметные автомобильные проекты? Было ли на что ориентироваться? Каковы были ожидания от всего этого, как от бизнеса?
М.РОГАЛЬСКИЙ: 1996 год был абсолютно спокойным, а в 1997 году появился auto.msk.ru. Я не помню, когда появился Владивосток. Стали появляться какие-то проекты, но они все были в зачаточном состоянии, потому что никто не понимал, куда развиваться и что делать. Те же самые печатные издания, когда я с ними разговаривал о том, чтобы получить у них информацию, не воровать, а именно получить разрешение на публикацию каких-то статей в Сети, не понимали, что это такое. Понимание интернета возникло примерно в конце 1998 года.
М.СПИРИДОНОВ: Понимание у множества людей?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да. Например, на Интел Интернет-премии мы в один год взяли 2 приза. Мы взяли именно «Сайт общения», как конференции, и «Веб выбирает вас». Для меня это одни из самых дорогих наград из всех, которые у нас есть.
М.СПИРИДОНОВ: В каком году это было?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мне кажется, это было в 1999 году.
М.СПИРИДОНОВ: В каком году вы для себя констатировали, что Auto.ru является одним из самых заметных порталов в Рунете, по крайней мере, тематических?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я думаю, это было в 1998-1999 годах. Активное общение людей было тогда, появились первые рекламодатели, первые расценки. Сам интернет развивался вместе с нами. Были стандартные рекламные баннеры 468*60. Где-то в то время я ввел квадратные баннеры. Стандарт сначала 100*100, потом 120*120. Я считаю, что я был одним из пионеров, которые внедряли стандарты.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом строили ценообразование? Как ориентировались во всём том, что на вас падало, потому что, как я понимаю, опыта в продаже медийных площадей у вас не было?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Ценообразование было договорным. Строка в конференции Skoda стоила 30 рублей на месяц. Салон или сервис размещался за 30 рублей в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: 1 доллар?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Недорого.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Сейчас во всем интернете расценки совершенно другие. Месяц может стоить от полутора тысяч рублей и выше.
М.СПИРИДОНОВ: Были такие моменты, как описывал ваш коллега, старожил интернета, создатель Анекдот.ру, когда Авто.ру находился в десятке или пятерке наиболее заметных сайтов Рунета?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы никогда не сбавляли своих позиций. Мы всегда находились и находимся в первой 30-ке. Среди всех кто-то более популярен, кто-то менее популярен, среди тематических мы никогда не сбавляли своих позиций.
М.СПИРИДОНОВ: Раз коснулись 1998 года, вспомним и 2008 год. Я слышал в одном из ваших интервью, что кризисы на вас почему-то практически не оказывали влияния. Так ли это?
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас была сезонность, сейчас времена начинают сравниваться. Весной и осенью были всплески активности, когда люди покупали или продавали машины, смена колес тоже была в это время. За последние 3-4 года эта динамика выровнялась. У нас нет спада активности, спада посещений. В начале 2000-х годов Авто.ру посещали только с работы, у нас не было домашних посещений, мы всегда субботу и воскресенье при расчете рекламы считали за один день. Мы полностью выровнялись – люди пользуются Авто.ру ежедневно, 24 часа в сутки.
М.СПИРИДОНОВ: Кризисы давали какую-то просадку?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Что удивительно, нет. Кризис 1998 года мы не рассматриваем.
М.СПИРИДОНОВ: Да, там всё было в самом зачатке.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да. В первые месяцы какого-либо кризиса была большая активность, потому что фирмы начинали избавляться от автопарка, начинали копить деньги и что-то продавать. От нас рекламодатели не уходили.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас поговорим об Авто.ру в цифрах.
Auto.ru в цифрахСегодня в команду Авто.ру входит 63 человека. Бесперебойную работу портала обеспечивают свыше 200 серверов. Конкуренты – автомобильные классифайды drom.ru, auto.mail.ru и другие. Посещаемость сайта – более миллиона человек в сутки. Среднее время на сайте – 12 минут. Среднее количество страниц, посмотренных на сайте – 55 на человека.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается посещаемости, в Liveinternet, в который я заглянул, показывается порядка 600-700 тысяч.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Миллион – это стандартная цифра?
М.РОГАЛЬСКИЙ: 10 апреля количество посетителей – 1 046 128 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Давно перешли через миллион?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Месяца 2 назад.
М.СПИРИДОНОВ: Какова динамика роста? Можно ли назвать процент роста, или он меняется от года в год?
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас динамика роста постоянная. Мы по количеству показов выросли в 2 раза. Динамика достаточно стабильная. Мы растем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы растете в 2 раза каждый год?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Не в 2 раза. В разные годы по-разному.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается посетителей, можно ли построить четкую динамику?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я по Рамблеру сейчас посмотрю. По сравнению с 2007 годом сейчас мы выросли примерно в 9 раз. В сравнении с 2009 годом мы выросли в 3 раза, по сравнению с 2010 годом мы не очень сильно выросли.
М.СПИРИДОНОВ: Глядя на график вашего роста в Liveinternet за 3 года, могу сказать, что у вас скачкообразный рост, видимо, связанный с сезонностью. В июле, как правило, небольшой спад, да?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, это общий спад всего интернета, потому что люди уезжают в отпуска.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, как будет в этом году. Мне кажется, что в том году это чувствовалось меньше, именно в силу того, что люди стали больше использовать мобильные устройства, использовать интернет не только на работе, но и в частной жизни, порой в режиме 24*7. С посещаемостью разобрались. Миллион хостов – красивая цифра. На какое место ставите себя среди конкурентов?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Максим, мы очень странная компания. Мы не смотрим на наших конкурентов. Мы не занимаемся тем, что грызем ногти в углу из-за того, что кто-то что-то сделал. Мы считаем, что мы должны сами развиваться, поэтому мы идем без оглядки на кого-либо. Исторически Авто.ру был законодателем мод. Всё, что сделано на Авто.ру, что придумано (все технические характеристики, описания, кузова и так далее), слизано с нас. Я в свое время ввел понятие «Вседорожник», и на всех сайтах не написано «Универсал», там всегда написано «Вседорожник», например. Куда не плюнь, за основу берется Авто.ру, потом идет собственная фантазия. Мы всегда являлись законодателем мод.
М.СПИРИДОНОВ: Конкуренты признают это?
М.РОГАЛЬСКИЙ: А что им остается делать? У нас всегда появляется что-то новое. Получается так, что нам приходится думать на несколько месяцев вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Источник этого нового – это ваши идеи, или вы смотрите в западный интернет, или это микс?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Примерно до 2008 года всё было моими идеями. В 2008 году я немного отошел от оперативного управления.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас кто этим занимается?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Этим занимаются специальные люди, специальная команда дизайнеров, разработчиков. У нас постоянно происходят какие-то летучки, обсуждения того, как это будет выглядеть. Мы как всегда готовим очередную бомбу, и я думаю, что в этом году мы полностью поменяемся.
М.СПИРИДОНОВ: Полностью поменяетесь внешне или внутренне?
М.РОГАЛЬСКИЙ: И внешне, и внутренне.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу замечание от одного моего знакомого. Когда он узнал, что у вас было 6 редизайнов за историю жизни, он удивился, он сказал, что у него есть ощущение, что он ни одного не видел. Авто.ру как будто не менялся.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Они настолько лаконично входили в жизнь! Первый дизайн я делал на коленке. Мы сделали картинку, потом мы сделали машинку. Вначале у нас было что-то типа руля Мерседеса. Потом пошла игра с ней, потом появился светлый дизайн. Дальше все изменения шли незаметно для любого человека, даже для вас. Если вы ходите по Авто.ру, вы в какие-то моменты даже не сможете определить, что некоторые сервисы находятся в разных дизайнах из-за того, что мы постоянно ищем какую-то золотую середину.
М.СПИРИДОНОВ: Бомба, которую вы готовите, какого направления?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Она идеологическая. Мы переписываем движок Авто.ру, меняем всю справочную информацию, меняем выдачу, представление. Мы будем избавляться от каких-то сервисов, будем объединять сервисы, получится более лаконичная структура. Исторически так получилось, что существует субдомен третьего уровня, потому что мы физически на момент, когда всё это делали, на одном сервере не могли держать продажу автомобилей и конференции. Они конфликтовали между собой.
М.СПИРИДОНОВ: По количеству хостов, или потому что это разные системы?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Они конфликтовали, потому что один сервер не мог всё это поддерживать. Для того чтобы физически всё это разносить, приходилось всё это выносить на отдельные железки.
М.СПИРИДОНОВ: Это пересадка на принципиально другой движок, другой язык, или это что-то менее радикальное?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Меняется архитектура. Года полтора назад мы поняли, что мы не можем дальше развиваться. Когда мы вводили какие-либо новые сервисы, нам приходилось писать заплатки. Мы поставили задачу написать более универсальный и проще настраиваемый движок для сайта. Например, технические характеристики абсолютно разные. Описать легковой автомобиль и описать мотоцикл – это две разные структуры.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Из кого состоит команда? Кто сегодня работает, занимается оперативной деятельностью, в том числе и оперативным руководством?
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас существуют отдел развития, в котором все разработчики, дизайнеры, верстальщики и так далее; коммерческий отдел, который занимается договорными отношениями с клиентами. Получается так, что эффективная часть – это примерно 60-70% сотрудников. 70% - это разработка, 30% - это все остальные службы.
М.СПИРИДОНОВ: Это инфраструктура?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы самостоятельно продаете рекламу или с чьей-то помощью?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы используем различные каналы. Мы работаем с крупными агентствами, некоторым давая эксклюзивные места, и продаем рекламу напрямую.
М.СПИРИДОНОВ: В одной из передач года 2 назад вы говорили об обороте в сто миллионов рублей. Я имею ввиду Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым. Вы говорили о годовых оборотах?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня эти обороты выросли?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я думаю, да, потому что я подписывал баланс, и там сумма была больше.
М.СПИРИДОНОВ: Она стала больше в разы или на проценты?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Честно говоря, к этому моменту нашего разговора я просто не готов. Я не занимаюсь бухгалтерией, я занимаюсь долгосрочным планированием. Финансовые составляющие меня никогда не интересуют.
М.СПИРИДОНОВ: Кто занимается контролем? Если владельцы компании – вы и ваша супруга, то кто-то должен контролировать финансовые потоки.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Пускай супруга этим занимается.
М.СПИРИДОНОВ: То есть супруга в курсе?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, она профессиональный бухгалтер, соответственно, она спокойно ведет все эти операции.
М.СПИРИДОНОВ: Это подарок судьбы, что на супругу можно положиться на 100%, если вы даже не знаете, какие обороты у компании. Значит, вопрос по структуре с точки зрения не отделов, а сайта. Какой из подразделов на сегодняшний день набирает большее количество внимания, больше посещений, и больше развивается вами?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Если идти от большего к меньшему, то на первом месте стоит продажа транспортных средств, дальше идет мототематика, потом конференции.
М.СПИРИДОНОВ: Мототематика в целом? И продажа, и новости?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мототематика по посещаемости – это 4-ый или 5-ый по счету сервис на Авто.ру. исторически так сложилось, что мы перетянули на себя практически весь рынок мототехники за счет профессиональных свойств.
М.СПИРИДОНОВ: У вас и конференции по этому поводу, и продажи, и всё прочее?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да. Мы не ставили себе задачей составить конкуренцию Мото.ру или другим сайтам, связанным с мотоциклами, но так сложилось, что, развивая сервис, мы развивали мототематику. Мы заносили справочники, у нас активна продажа мототехники, квадроциклов, водного транспорта, снегоходов. У нас есть конференции, мы не перестаем уделять им внимание. Сейчас очень сильно развиваются отзывы владельцев. У нас есть команда, которая отвечает именно за развитие этого сервиса. Мы постоянно продвигаем его вперед. Честно говоря, мы уделяем внимание всем остальным нашим сервисам.
М.СПИРИДОНОВ: В меньше пропорции, поскольку они менее посещаемые?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Имея порядка 40-50 сервисов, невозможно каждому уделять равноценное внимание. Некоторые проекты написаны, и мы к ним не притрагиваемся. Те же самые голосования. Мы их используем такими, какие они есть. Мы будем переписывать сервис новостей, потому что мы считаем, что он не может быть в наших рамках, он должен быть более медийным, интересным, он должен идти в ногу со временем. Мы сейчас решили нанять стороннего разработчика и посмотреть, как будет работать сторонняя команда. Так получается, что у нас нет чужого программного обеспечения, у нас всё написано своими руками.
М.СПИРИДОНОВ: Я смотрю, что у вас на сайте расположены виджеты социальных сетей – Вконтакте и Facebook, показатели по которым можно мерить. У вас очень скромные показатели, относительно такого огромного портала, как ваш, с миллионной посещаемостью в день. Авто.ру на Facebook имеет чуть более 4000 поклонников, а Вконтакте почти 30 тысяч. Значит ли это, что все ваши читатели удовлетворены возможностью иметь профиль на сайте, и этого достаточно? Получается, у вас нет опасности, исходящей из социальных сетей, или вы чувствуете эту опасность?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы понимаем, что мы всё равно должны поворачиваться лицом к людям. Зарегистрировавшись во всех социальных сетях, мы там общаемся. Мы зарегистрировались не для галочки, наши сотрудники уделяют этому внимание. С другой стороны, происходит постоянный анализ социальной активности. У нас будут запускаться сервисы, которые будут подогревать эту активность.
М.СПИРИДОНОВ: Не опасаетесь того, что постепенно ваша публика будет перетекать в авто-сообщества в социальных сетях?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Так получилось, что конференции на Авто.ру были альма-матер для клубов, которые вышли из Авто.ру и начали общаться отдельно. Получалось так, что, охватывая всю автотематику, мы не могли уделять внимание каким-либо тонкостям или специфике. Мы глобальный проект, но уходить в мелочи бывает достаточно сложно. Надо или выделять это в отдельное подразделение и развивать, или отдавать кому-то другому.
М.СПИРИДОНОВ: Ожидать того, что у вас будет социальная сеть внутри проекта, пока рановато?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, Максим, у нас очень много делается в этом направлении. У нас переписывается сервис посетителей, и там будет довольно много социальных составляющих. Сейчас многие могут сказать, что Авто.ру находится в стагнации, что он не меняется в последние год-два, но у нас внутри происходит работа. Мы не можем запустить кусочек, потому что другие кусочки должны к этому кусочку подойти. Мы не можем выпиливать лобзиком, нам нужно выпиливать всю картину сразу.
М.СПИРИДОНОВ: Будет или не будет социальная сеть на базе Авто.ру?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Будут зачатки. Появятся карма, рейтинги, возможности медийности, обсуждения. Мы в эту сторону смотрим, соответственно, мы смотрим на опыты социальных сетей. Мы всё время находимся на острие иглы, смотрим, какие тенденции развития существуют и применяем их.
М.СПИРИДОНОВ: Вы смотрите вокруг с точки зрения глобального развития, но не особо смотрите на конкурентов?
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас работают обычные люди, и они являются посетителями не только Авто.ру, но и огромного количества других сайтов – и социальных сетей, и сайтов-конкурентов. Кто-то на Drive.ru крутил свою машину, поддерживал интерес, писал, фотографировал. На совещаниях каждый высказывается именно на основе собственного опыта. Мы не оторваны от всего мира.
М.СПИРИДОНОВ: В игровой индустрии очень важна вовлеченность практически каждого работающего в компании, по крайней мере, судя по моим разговорам с менеджерами из этой отрасли. Попросту сотрудник должен быть игроком или быть немного этим заинтересован, или быть вовлеченным по самое «не хочу». В автомобильной тематике так ли это? Все ваши сотрудники авто-фанаты или нет?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, Максим, мы не требуем каких-то профессиональных навыков. У нас есть определенные требования к нашим сотрудникам. К нам пришел главный редактор новостей, и он до сих пор не водит машину, но у нас появляются хорошие, грамотные автомобильные новости. Многие сотрудники, например, разработчики, не имеют собственных автомобилей, но это не мешает им быть профессионалами в своей области.
М.СПИРИДОНОВ: Увлеченность тематикой непринципиальна, важнее знание профессии?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Очень сложно об этом говорить. К определенной категории людей у нас достаточно серьезные требования. Например, в отдел справочной информации мы стараемся брать людей, разбирающихся в автомобильной тематике. Один из наших сотрудников долгое время занимался запчастями для грузового транспорта, то есть он прекрасно знает коммерческий транспорт, он знает, что такое спецтехника, что такое шасси и так далее. Придя к нам, он выбрал направление коммерческого транспорта. Он достаточно профессионально всё это поддерживает.
М.СПИРИДОНОВ: Понял вас. Какие направления развития проекта, кроме того, что вы планируете серьезный технический рефакторинг, вы видите важнейшими для Авто.ру? Мобильное приложение для iOS у вас вроде есть.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Для iOS есть. Мы постоянно анализируем свою аудиторию, смотрим, кто и куда ходит. Мы анализируем, с каких устройств к нам идет трафик. Как только мы увидели, что доля мобильных устройств у нас достаточно высокая, мы запустили проект m-auto.ru, то есть мобильное приложение, которое позволяет осуществлять поиск поддержанных автомобилей. Потренировавшись на мобильном приложении, мы поставили задачу разработать приложения для Windows 7, Яблока, Андроида. Для Windows 7 у нас уже есть приложение, для iOS оно тоже существует, нормально развивается, для Андроида оно появится где-то в сентябре.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько серьезную ставку вы делаете на мобильное направление? Сколько процентов людей, как вам кажется, в ближайшие годы будет переходить на работу с сайтом через мобильные устройства?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы считаем, что мы в это ввязались. Мы будем поддерживать и развивать это направление. Нельзя написать приложение для iOS и сказать, что мы достигли каких-либо вершин. У людей появились пожелания добавить мототематику, поиск по мототематике, соответственно, мы поставили перед разработчиками задачу решить этот вопрос. Когда мы выдавали техническое задание по разработке приложения для Андроида, мототематика уже была включена в базовое задание. Мы не сидим на месте, мы понимаем, что это будет развиваться, соответственно, в эту сторону надо глядеть и постоянно что-то делать.
М.СПИРИДОНОВ: Вы зарабатываете на тех продавцах автомобилей, которые делают это системно, а не на тех, кто размещает 1-2 объявления.
М.РОГАЛЬСКИЙ: На тех, кто занимается коммерческой деятельностью.
М.СПИРИДОНОВ: И продаете баннерную рекламу. Верно?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Что-то еще есть, что вам приносит деньги?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Существуют маленькие службы выделения своего объявления цветом, спецпредложения. Мелочь мелочью, но это тоже приносит деньги. Есть услуга, если человек хочет обновить свое объявление, но не хочет его заново заносить, это тоже можно сделать за смс-ку.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов получает компания с баннеров, и сколько с предоставления услуг вокруг объявлений?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я думаю, что 60 на 40.
М.СПИРИДОНОВ: 40% - это баннеры?
М.РОГАЛЬСКИЙ: 60% - это баннеры и другая реклама, 40% - это наши собственные услуги (карточки, выделения и так далее).
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно помню, вы не используете контекст.
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас нет собственного контекста. У нас стоит и Яндекс, и Гугл, и Бегун и другие системы. Мы постоянно экспериментируем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы собираетесь отказываться от размещения контекстной рекламы?
М.РОГАЛЬСКИЙ: У нас достаточно профессиональная собственная система размещения рекламы, и я думаю, что в ближайшее время будет включен именно контекст. Мы шаг за шагом ее развиваем, нагружаем и понимаем, что можем нагрузить поиском по контексту. Первое – можно тупо выставлять рекламу на тех страничках, где есть информация по Форду Фокусу, но, к сожалению, у нас нет системы, которая бы производила анализ страниц. Некоторые сети, типа Бегуна скачивали страницу, проводили ее анализ, искали ключевые слова, а потом выдавали страницы. Если у нас это появится, то это будет в ограниченном виде.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается новаций, ходят слухи, что вы делаете свой глобальный проект, типа Маркета. Он сможет стать движком для продажи всего на свете. Это так?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, это слухи. Маркет – это достаточно сложная система. На Авто.ру никогда не было профессиональной системы по продаже запчастей, например. У нас есть продажа запчастей и продажа шин и дисков (хороший проект на Авто.ру, у нас люди исторически продавали и покупали шины, искали резину и диски). Разрабатывая эти 2 проекта, мы экспериментируем над системой представления информации. Это будет что-то близкое к Маркету, но повторить Маркет будет достаточно сложно, поэтому мы даже не думаем об этом.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к вашим конкурентам. Сильно вам вредит то, что для русского уха написание Auto.ru должно идти через «v», а не через «u»?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы очень спокойно к этому относимся. Слава Богу, что я в 1997 году зарегистрировал юридическое лицо OOO «АВТО.РУ». С 1997 года это юридическое лицо имеет фирменное наименование на русском и английском языках.
М.СПИРИДОНОВ: Это позволило вам выиграть?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Это позволило нам отстоять право, чтобы не было фирм, которые бы занимались размещением рекламы в интернете от имени ООО «АВТО.РУ». 2 года назад было заседание Высшего Арбитражного суда, на котором было признано, что мы имеем свое фирменное наименование, которое у нас было с 1997 года, там заставили других переименоваться. Сейчас юристы решают вопрос воспроизведения и трактовки фирменного наименования Авто.ру на английском языке.
М.СПИРИДОНОВ: Если вспоминать о других инцидентах, был момент с Авто.Яндекс.ру, когда вы и другие крупные порталы запретили индексацию автомобильных объявлений. Верно?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы не запретили индексацию, мы запретили публикацию на Авто.Яндекс.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Чем было вызвано это решение?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Яндекс пошел не в поисковую нишу, поэтому мы отнеслись к этому спокойно. Создали они сервис, и пускай он существует, но без нас.
М.СПИРИДОНОВ: Вы опасались, что он станет сильным конкурентом и будет оттягивать внимание пользователей на себя?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, мы не опасались этого. В конце марта на Яндексе был небольшой технический сбой, и на Яндекс.Маркете появились наши объявления. Мы посмотрели, что глубина просмотра и трафик, который пошел с Яндекса, понизил наши основные показатели. У нас была глубина просмотра – 57 страниц, а стала 55. Количество отказов во много раз возросло, поэтому мы даже не рассматриваем Яндекс как манну небесную.
М.СПИРИДОНОВ: Вы понимаете, что получилось так, что крупные порталы Рунета в своем большинстве имеют авто-разделы, а Яндекс толком не имеет. У Рамблера есть свой авто-раздел, у Мейла есть, а у Яндекса нет. Это просто к слову.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Каждая компания, каждый портал имеет свои пути развития. Мы за всеми спокойно наблюдаем, и если появляется что-то интересное, на что стоит обратить внимание, мы его обращаем. Как они развиваются – не наше дело.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно, к вам периодически поступают предложения о продаже доли или всего проекта. Я убежден в этом, хотя никакой информации на этот счет у меня нет. Так ли это?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, конечно. Как только кто-то выходит на IPO, сразу прибегают те, кто выводил их на IPO, с предложением аналогичных услуг.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не собираетесь туда?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, я российский житель.
М.СПИРИДОНОВ: На IPO?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Пока нет. Мы всегда жили на собственные средства. У нас достаточно денег, чтобы покупать оборудование, иметь красивый офис, даже 2, платить достойные зарплаты. Каких-либо лишних денег нам не надо.
М.СПИРИДОНОВ: Возможна ли такая ситуация, при которой вас убедят продать компанию или часть компании?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Невозможно же одну треть жизни заниматься одним и тем же.
М.СПИРИДОНОВ: Вы занимаетесь треть жизни этим проектом.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, ровно треть жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вы подумываете о том, что может быть такое предложение, на которое вы согласитесь?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, я даже не подумываю и не рассматриваю. Если бы Авто.ру не было семейной компанией, если бы были другие игроки, которые бы тянули одеяло в разные стороны, может быть, имело бы смысл задуматься. Когда существует понимание и гармония, надо дальше развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Не устали от того, что находитесь в одном и том же треть жизни?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я нет. Существует огромное количество разных людей, которые занимаются оперативным управлением, общим руководством или определенными направлениями. Я в 2007 или 2008 году пришел один раз на работу, сказал, что меня нет, и это продолжается до сегодняшнего дня. Я ушел от оперативного управления, и все вопросы, возникающие у любого человека, решаются через офис.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами вы воплощаете мечту, описанную в книжке о 4-часовой рабочей недели? Вы работаете в удовольствие, постольку поскольку?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я не могу так сказать, потому что мой рабочий день начинается в 8 утра. Я на работе с 8 утра, мой рабочий день может закончиться и в 10, и в 12 часов вечера. Я занимаюсь не оперативным управлением, я занимаюсь координацией и общим развитием. Любой человек в нашей команде может предложить встретиться и поговорить по каким-либо вопросам, соответственно, приходится освещать вопросы, которые относятся к оперативному управлению.
М.СПИРИДОНОВ: Вы выполняете классическую функцию руководителя-стратега, настраиваете коммуникации и планируете далеко идущее будущее?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Фактически так. Я постоянно нахожусь на гребне того, что у нас происходит. Я постоянно встречаюсь с нашими службами не как генерал, а общаюсь с ними по текущим вопросам. У каждой команды, которая ведет определенные проекты, есть сроки представления того, что они делают. 4 раза в неделю можно прийти и послушать, куда мы продвинулись, к чему мы пришли. Я понимаю, что творится в компании, мне не нужно стоять у каждого человека за спиной и назначать какие-то встречи для того, чтобы понять, что происходит.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Пожалуй, на этом остановлюсь в основной части передачи. Дальше идут две небольшие рубрики, которые будут завершающими. Сейчас короткий блиц с вопросами, на которые прошу отвечать лаконично. Как далеко забирался на автомобиле?
М.РОГАЛЬСКИЙ: 1400 километров – до Самары.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько раз за всю историю проекта вам предлагали купить домен auto.ru или весь сайт?
М.РОГАЛЬСКИЙ: 2-3 раза в месяц приходят предложения.
М.СПИРИДОНОВ: Какими социальными сервисами пользуетесь в повседневной жизни?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я исторически не пользуюсь социальными сервисами. Когда-то я сдуру зарегистрировался в Одноклассниках, а так я стараюсь нигде не находиться.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Почему зарегистрировался? Было веяние времени.
М.СПИРИДОНОВ: Почему не находитесь?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Я не настолько социально активный человек, что буду писать о себе, о своих взглядах. Я считаю, что личная жизнь, личное существование должны быть вне работы, вне моей публичной жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Какой тип руководителя вам ближе – диктатор или демократ?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Демократ. Надо уметь отдавать возможность управления какими-либо направлениями, отдавать ответственность и требовать с людей более плотно.
М.СПИРИДОНОВ: Умеете ли вы предсказывать экономические кризисы?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, экономические кризисы я не могу предсказывать, но тенденция поведения рынка мне всегда видна. Мне видно, у кого какая активность.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Последняя рубрика – вопросы слушателей. Напомню, что я озвучиваю вопросы, которые ранее не были затронуты нами в беседе. Они поступили в анонсе программе в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, в сообществах Рунетологии в Facebook и Твиттере. Первый вопрос от Филиппа Ильина-Адаева – руководителя и создателя Banki.ru, идеологически очень похожего на Авто.ру в том смысле, что это тоже монопроект одного человека, который много лет им занимается. Вы знакомы с Филиппом?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Он пишет: «Спросите у Михаила, не устал ли он столько лет развивать бизнес... А заодно, ждать ли его когда-нибудь в Фейсбуке».
М.РОГАЛЬСКИЙ: Нет, не устал. Я свой аккаунт в Facebook отдал под аккаунт Авто.ру. Я зарегистрировался как персоналий, создал официальную страничку и отдал ее в управление нашим сотрудникам. В Facebook я не могу появиться. Я могу появиться, но это бывает очень редко.
М.СПИРИДОНОВ: То есть не ждать?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Думаю, что нет.
М.СПИРИДОНОВ: Во сколько вы оцениваете Auto.ru?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Невозможно оценить из-за того, что нет той степени мерила. Если бы хотелось денег, то это был бы другой вопрос. Авто.ру существует как торговая марка, как фирменное наименование и юридическое лицо. Существует оборудование, какие-то материальные ценности. Единственное, что мы поставили задачу – произвести оценку товарного знака Авто.ру. Мы еще не заказали экспертизу. Мы пришли к мысли, что нам стоит сделать экспертизу и посмотреть, как специалисты оценивают его.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь ли озвучить какие-то предложения в деньгах, от которых вы отказывались?
М.РОГАЛЬСКИЙ: В 2008-2009 годах нам предлагали порядка 25-30 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Пользователь MyVe спрашивает: «Авто.ру запускал проекты по страхованию, туризму, ТВ. Какие ещё проекты планируется запускать в рамках нетематических сателлитов?».
М.РОГАЛЬСКИЙ: Так получилось, что из 10-15 проектов, которые мы запускаем, порядка 30% приходится закрывать. Страхование, туризм уже закрыты. Авто.ру ТВ будет развиваться. Мы делаем ставку на медийное развитие, у нас в офисе построена студия, у нас закуплено оборудование, у нас можно снимать. Через какое-то время мы постараемся, чтобы наши новостные редакторы могли являться перед экранами, чтобы у нас появились видео и голос.
М.СПИРИДОНОВ: OnlineDomains спрашивает: «Вопрос, который мешает мне спать. Домен Auto.ru зарегистрирован в 1997 году, в то время как avto.ru – в 1999 году, через 2 года после регистрации первого. Собственно мой вопрос заключается в том, почему не был зарегистрирован и другой вариант написания?».
М.РОГАЛЬСКИЙ: Потому что в 1996-1997 годах были классические наименования, то есть классические английские слова. Транслит появился тогда, когда закончились нормальные названия. У нас даже в мыслях не было, что Авто.ру можно написать как-то по-другому. На тот момент стоимость годовой поддержки домена была примерно 150 долларов. Это были очень большие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Для вас тогдашнего?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Да, конечно. Домен был зарегистрирован в 1996 году, а в 1997 году я его перевел на физическое лицо. До этого не существовало правил, по которым администраторами доменов могли быть физически лица. 1997 год – это фаза, когда физики начали регистрировать разные домены.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Сергей Артемов спрашивает: «Команда auto.ru не любит работать с внешними партнерами, которые предлагают к реализации какие-то готовые решения, всегда идет своим путем, зачастую путем ошибок. Я понимаю, что поток ходоков с прожектами может быть большой и выбор не прост, однако, я вижу и то, что реализуются некоторые, абсолютно непрофильные, партнерские проекты (модный купонный сервис к примеру, который я уже не нашел на сайте). В связи с этим я хотел спросить, какие направления интересны для развития сайта auto.ru, какие идеи вы сможете принять извне?».
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы можем принять любые идеи. Мы готовы рассматривать те же самые стартапы. Когда у людей есть идеи, мы готовы предоставить и техническую базу, и посадить их в офисе. Нам всё интересно, просто бывают плевки в сторону. Что касается того же самого купонного сервиса, мы попробовали работать с ним, обожглись и для себя поняли, что партнериться там больше никогда в жизни не будем.
М.СПИРИДОНОВ: На чем обожглись? Что случилось?
М.РОГАЛЬСКИЙ: Мы не получили эффекта. Мы развили чужой проект, но не получили обратного развития.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Спасибо большое за ваше время. Вопросы закончились, и закончилось время передачи. Спасибо за то, что ответили на вопросы.
М.РОГАЛЬСКИЙ: Спасибо, что выслушали.
М.СПИРИДОНОВ: В финале напомню про дочерний образовательный проект Рунетологии – школу интернет-маркетинга «Нетология». Если вы развиваете свой интернет-бизнес, обучите своих сотрудников и сделайте свой бизнес более эффективным. Если вы специалист, то научитесь тому, как стать более эффективным и боле знающим интернет-специалистом.
Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель автомобильного портала «auto.ru» Михаил Рогальский.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!