М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 16 апреля 2012 года. В эфире 144-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Как обычно, мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – проект «Электронный бухгалтер «Эльба» - веб-сервис для малого бизнеса, который позволяет привести в порядок дела, бухгалтерские операции и сдать всю необходимую отчетность, не выходя из офиса или работая дома. «Эльба» проста в использовании и надежна в работе.
Если в первые годы развития Сети и всего виртуального цифрового пространства, возникающие сервисы и возможности были либо чистым развлечением, либо предназначались для гиков – людей, увлеченных компьютерами, то в последнее время чем дальше, тем больше высокие технологии и виртуализация глубоко проникают в жизнь даже очень далеких от IT людей. И в частности тех, кто это еще не осознает, в виде тех или иных сервисов, различных терминалов и так далее. Они всё чаще касаются самых важных для человека моментов – таких, как воспитание детей, здоровье и образование.
О последнем будем говорить в сегодняшнем выпуске программы с основателем и генеральным директором школьной образовательной сети «Дневник.ру» Гавриилом Леви. Приветствую, Гавриил!
Г.ЛЕВИ: Приветствую, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты, человек из бизнеса и IT, вдруг так серьезно занялся темой образования?
Г.ЛЕВИ: Как ты правильно заметил, с этой темой связаны все люди, сперва как ученики, студенты, потом как родители, в некоторых случаях как преподаватели. Это было не вдруг. Эта идея давно назревала. Впервые я столкнулся с электронным документооборотом, IT и эффективным его применением в области образования, когда поехал учиться в Америку, в Колумбийский университет. Там вся бухгалтерия, все бизнес-процессы внутри университета были в электронном виде. Запись на занятия, расписание, домашние задания, большинство лекций были в электронном виде, что в 2001 году было для меня большим культурным шоком в положительном смысле этого слова. В 2003 году появился Facebook, который изначально предполагался как закрытое сообщество для университетов. Как раз Колумбийский университет был вторым или третьим университетом, куда они пришли. Мне показалось, что синергия этих двух сервисов – социального образовательного сервиса и электронного документооборота для образовательных учреждений, может привести к отличному результату.
М.СПИРИДОНОВ: Ты был одним из первых, кто получил аккаунт в Facebook?
Г.ЛЕВИ: Одним из первых тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: В масштабах 850 миллионов, которые сейчас есть в Facebook, получается, что ты находишься в числе абсолютных пионеров.
Г.ЛЕВИ: Да, получается так.
М.СПИРИДОНОВ: Раз коснулись этого, скажи, каким был по твоим впечатлениям тогдашний Facebook? Сразу стало понятно, что это полезная и перспективная тема, или это было, скорее, развлечение или что-то не очень серьезное?
Г.ЛЕВИ: В то время больше были популярны такие сервисы, как Myspace, Classmates. Facebook на их фоне отличался очень чистым и четким дизайном, там не было ничего лишнего. Я думаю, именно это приковывало пользователей к нему. Во-вторых, привлекало то, что там была аудитория определенного вида – это люди, которые так или иначе связаны с университетами, потому что зарегистрироваться можно было только под e-mail, который выдается в американских университетах. Если в Myspace и Classmates были в основном дети и люди старшего возраста, то в Facebook сразу создавалась тусовка студентов, которые наиболее активны и продвинуты в различных IT-технологиях. За счет этого они очень быстро росли, быстро приводили своих друзей в этот сервис.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что он набирал за счет того, что имел академический дух закрытого клуба?
Г.ЛЕВИ: Да. На первом этапе всё было именно так.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, те, кто пришел сначала, были разочарованы?
Г.ЛЕВИ: Наверное. Так получилось, потому что сейчас Фейсбуком пользуются почти все, и первоначальная идея клуба для университетских друзей и товарищей немного потерялась.
М.СПИРИДОНОВ: Не будем разбирать, хорошо это или плохо, будем говорить о теме сегодняшней передаче. Сейчас досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеГавриил Леви родился 16 августа 1982 в Ленинграде. В 2004 году окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке по двум специальностям – экономика и компьютерные науки. С 2004 по 2009 годы работал в брокерской компании Capital Market Services, завершив карьеру в компании на посту руководителя Европейского представительства. В 2009 году основал школьную социальную сеть Дневник.ру. Увлекается футболом. Женат. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Как так получилось, что ты оканчивал Колумбийский университет, а не какой-нибудь Российский педагогический?
Г.ЛЕВИ: Я начинал учиться в СПбГУ, но с момента моего первого визита в США у меня была четкая цель и мечта учиться именно там. Мне тогда было 12 лет, и я побывал в Колумбийском университете, Гарварде и других университетах. Такая возможность у меня появилась только в 2001 году, и как только она появилась, я ей с удовольствием воспользовался.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько я знаю, ты перевелся. Как так получилось, ведь многие хотели бы так?
Г.ЛЕВИ: Да, там была конкурсно-грантовая программа, по которой было порядка 5000 заявок с нашего региона, СНГ и некоторых стран Восточной Европы, было несколько интервью, сочинение, огромное количество тестов. В итоге, мне удалось это всё выполнить.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильно, с твоей точки зрения, отличается образование по духу, по качеству в России и в Америке, в частности в том университете, в котором ты учился?
Г.ЛЕВИ: Оно отличается организацией самого процесса. Если в России, по крайней мере, в то время, когда учился я, всё было заточено на подготовку к конкретной сессии, то на Западе в университетах гораздо ближе система к школьной, где есть контрольные работы, промежуточные тесты, домашние задания, чуть ли не посещаемость на лекциях. Всё это влияет на финальную оценку, а сама сессия, которых у нас было 2 (промежуточная и финальная), составляла 20-30% от финальной оценки. Мне кажется, это воспитывает гораздо более ответственное отношение к учебе, работе. Люди, которые смогли пройти такую подготовку, гораздо более успешно себя проявляют в бизнесе и реальных жизненных условиях.
М.СПИРИДОНОВ: Закончив, ты планировал вернуться в Россию, или ты изначально знал, что будешь стремиться остаться в США, чтобы работать там?
Г.ЛЕВИ: Я не имел каких-то конкретных планов относительно того, где я буду жить, чем буду заниматься. Всё получилось случайно, просто один из однокурсников предложил мне принять участие в стартапе, который создавали несколько его друзей, и я на эту, как тогда казалось, авантюру согласился для того чтобы получить реальную практику, хотя у меня были и более умные с точки зрения карьеры варианты. Я мог пройти практику в банке или какой-нибудь большой компании на Уолл-стрит, но я выбрал стартап, потому что мне казалось, что работать с друзьями над тем, что тебе интересно, правильнее. В итоге, всё это выросло в огромную транснациональную компанию с офисами по всему миру, сотнями сотрудников. Об этом решении я не жалею.
М.СПИРИДОНОВ: Тем не менее, ты в какой-то момент стал выходить из этой компании, хотя и занял там пост руководителя Европейского представительства, и занялся Дневником.ру.
Г.ЛЕВИ: Да, всё верно. Я вернулся в Россию с целью построения и организации работы европейского офиса. Это мы удачно выполнили, но сама компания в 2010 году подготавливалась к слиянию с другой более крупной компанией, поэтому те задачи, которые нам приходилось решать, были уже чисто корпоративными. Мне хотелось заниматься чем-то более интересным, творческим, хотелось вернуться к тому, чем мне приходилось заниматься на начальном этапе, поэтому параллельно началась работа над собственным проектом.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе хотелось заняться стартапом?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Компания «Capital Market» не была веб-базируема? Она была больше в финансах?
Г.ЛЕВИ: Мы занимались разработкой технологических решений для торговли на финансовых рынках, соответственно, там был и веб-клиент, и скачиваемый клиент, так что, по сути, это была IT-компания.
М.СПИРИДОНОВ: Что именно подтолкнуло тебя к созданию веб-проекта? Были ли какие-то предпосылки? Почему появился Дневник.ру, почему, если ты изготавливал софт, ты не стал автоматизировать школы, а стал делать то, что мы сейчас можем назвать облачным сервисом?
Г.ЛЕВИ: Я думаю, что за облачными сервисами будущее. Я так думал тогда. В 2008 году облачных сервисов было не так много, и если мы говорим о школе и о ее IT-инфраструктуре, то одна из основных задач, которую Дневник.ру пытается решить – это сделать эту инфраструктуру более эффективной и более дешевой. Облачный сервис экономит колоссальные средства на серверах, компьютерах, обрабатывающей мощности, которые в любом другом решении должны обеспечиваться либо школой, либо регионом. У нас же проект всю эту работу берет на себя.
М.СПИРИДОНОВ: Что было первым в твоем принятии решении о создании такого рода проекта? Денег, как я понимаю, пока что в этом немного, если они вообще есть. Насколько я знаю, вы только-только должны были выйти на окупаемость.
Г.ЛЕВИ: Основным мотиватором тогда было осознание того, что я сам как ученик, в будущем как родитель мечтал бы пользоваться таким сервисом. Мне кажется, что эта мотивация, если она есть в любом проекте, если она является основополагающей, чаще будет приводить к успеху, чем мотивация первым делом заработать как можно больше денег. Что касается денег, то мы специально избрали очень осторожную тактику. Мы принципиально никогда не планировали и не будем планировать брать деньги за наш сервис, мы стараемся придумать пути, как можно монетизировать тот трафик и ту посещаемость, которые есть на нашем ресурсе. У нас много различных идей как уже реализованных на Западе, так и наших собственных, но пока что мы работаем на создание продукта, создание идеальных и удобных интерфейсов, быстродействие и решение тех проблем, которые стоят перед современными школами.
М.СПИРИДОНОВ: Какова сама эволюция прихода идеи? Хочется представить, как ты к этому пришел. Ты пришел из бизнеса к созданию социально ответственного проекта, который, как ты сам сейчас говоришь, не ставил главной задачей зарабатывать деньги. Он в лучшем случае будет приносить небольшой плюс. Как возникла эта мысль? Почему такого рода сервис появился?
Г.ЛЕВИ: Я уже частично ответил на этот вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Желание понятно. Почему именно такой сервис, а не какой-то другой? Желание желанием, но дальше стоит вопрос практической реализации. Ты путем умозаключений пришел к тому, чтобы сделать такую историю, или это был путь проб и ошибок?
Г.ЛЕВИ: Это был путь проб и ошибок, как и любой путь стартапа. Изначально концепция была в сторону социального взаимодействия и общения, но при более тесном фидбеке и общении со школами выяснилось, что первоочередная задача, которая стоит сейчас – это перевод тех бизнес-процессов, которые есть в школе, в электронный формат. В определенный момент мы решили делать меньший упор на социальный функционал и сконцентрироваться на электронном документообороте для школ.
М.СПИРИДОНОВ: Вместо того чтобы делать социальную сеть для школ, вы стали делать интранет, CRM?
Г.ЛЕВИ: Мы стали делать CRM для школ. В IT-образовании есть термин LMS –learning management system. Именно его мы в определенный момент стали делать большую часть времени.
М.СПИРИДОНОВ: Это стало понятно в процессе практических изысканий, или вы находились еще в теории? Вы к тому моменту уже построили прообраз социальной сети на базе Дневника.ру?
Г.ЛЕВИ: Да, мы первые несколько школ запустили в чистую социальную сеть закрытого типа с регистрацией только для школ и с ограниченным функционалом для личного учета времени, дневников, домашних заданий без чего-то серьезного для школы.
М.СПИРИДОНОВ: В каком году это было? Сразу после старта?
Г.ЛЕВИ: Первую школу мы подключили в 2009 году. Уже к концу года мы запустили первые сервисы, которые ориентированы именно на директора, администратора, теперь мы запускаем сервисы, которые ориентированы на администрацию региона, на органы управления образованием. Фактически мы выстраиваем пирамиду управления, вплоть до министерства образования регионов.
М.СПИРИДОНОВ: Министерство образования, региональные Роно и так далее до школы?
Г.ЛЕВИ: Да, всё верно.
М.СПИРИДОНОВ: Я помню систему со школы, засевшую в голову. Сейчас немного цифр и снова продолжим.
Дневник.ру в цифрахНа сегодняшний день в компании Дневник.ру работает 120 человек, из них 89 сотрудников в Санкт-Петербурге и 31 сотрудник в регионах России. В зарубежных филиалах – в Украине, Польше, Израиле, Венгрии работает 37 человек. В общей сложности проект обслуживают 35 серверов и две облачные площадки – Amazon и Azure. Количество подключенных школ – 18 535, что составляет 82% реального рынка и 39% потенциального рынка. Средняя посещаемость сайта Дневник.ру – 265 000 человек в сутки. Среднее время нахождения на сайте – 8 минут. Оборот компании составляет несколько миллионов долларов в год, точные цифры не раскрываются. По масштабности и функционалу проект «Дневник.ру» в России конкурентов не имеет. В мире конкурентами являются проекты Moodle, Blackboard, Schoology, Edmodo.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, что имеется ввиду под реальным и потенциальным рынками?
Г.ЛЕВИ: Среди всех школ, которые используют какую-то LMS или IT-систему обеспечения электронного документооборота, Дневник.ру занимает более 80%. 4 из 5 школ используют нашу платформу. Если брать все школы, которые ничего не используют на данный момент, то процент, конечно, ниже.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы работаете только по России?
Г.ЛЕВИ: Нет, мы работаем в России, на Украине, запускаем проекты в Венгрии, Польше, Израиле.
М.СПИРИДОНОВ: У вас такая масштабная инфраструктура, такая длинная история работы, и по моим данным, вы только в конце прошлого года должны были выйти на окупаемость. Откуда у вас деньги на всё это?
Г.ЛЕВИ: На первом этапе это были Friends, Family and Fools.
М.СПИРИДОНОВ: Они все сложились?
Г.ЛЕВИ: Fool был я сам. В прошлом году мы привлекли первого венчурного инвестора, и сейчас мы находимся в процессе закрытия второго раунда, более крупного, как раз направленного на международное развитие в том числе.
М.СПИРИДОНОВ: Цифры вы разглашаете?
Г.ЛЕВИ: В прошлом году был 1,7 миллион долларов.
М.СПИРИДОНОВ: До этого все деньги – это твои деньги, деньги твоих друзей, семьи?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Даже по скромным расчетам это несколько миллионов долларов.
Г.ЛЕВИ: Да, всё верно.
М.СПИРИДОНОВ: Сильно. Настолько велика твоя страсть к образованию, твое желание поставить образование в России на фундаментально-программную основу? Где корысть? Это вопрос, который сейчас задают себе пользователи. Неужели ты такой святой человек?
Г.ЛЕВИ: Святости здесь нет. Дневник.ру – это очень самостоятельный и хорошо проработанный бизнес-проект, но, как я уже говорил, мы не хотим начинать с этого. В течение следующего года мы будем запускать различные сервисы, которые нам помогут не просто выйти на самоокупаемость, но и войти в десятку крупнейших IT-компаний России уж точно. Здесь всё зависит от того, сможем ли мы выполнить наши планы по развитию.
М.СПИРИДОНОВ: Ты деньги со школ брать так и не собираешься?
Г.ЛЕВИ: С детей, родителей и учителей деньги я брать не собираюсь. Возможен вариант, при котором регион будет покупать лицензию на наш продукт, но это только в том случае, если он не захочет использовать Дневник.ру по условно-бесплатной модели и не захочет использовать коммерческие сервисы, которые интегрированы в нашу платформу.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты рассказать на простом уровне, как работает ваш сервис? Как проходит внедрение для каждой отдельной школы?
Г.ЛЕВИ: Для школы это очень просто. Она заполняет заявку на сайте, мы проверяем реальность этой школы и правильность данных, и в течение 24 часов она может работать в проекте. Дальше она сама регистрирует пользователей, раздает им пригласительные коды и может спокойно переводить все свои процессы в онлайн-режим.
М.СПИРИДОНОВ: Она получает такую CRM, в которую может добавить учителей, дать им разные полномочия, добавить учеников и их родителей, да?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие роли есть в функционале?
Г.ЛЕВИ: Ученик, родитель, классный руководитель, учитель-предметник, администратор, модератор, директор и представитель органов управления образованием.
М.СПИРИДОНОВ: Что конкретно там может происходить? Какие-то процессы учета оценок, виртуальные родительские собрания или что?
Г.ЛЕВИ: Есть 3 основных процесса, которые происходят в Дневнике.ру. Первый процесс – это социальное взаимодействие, то есть форумы, обмен фотографиями, видео, сообщениями. Это всё то, что мы привыкли видеть в социальных сетях за исключением того, что мы очень жестко модерируем весь контент, который генерируется нашими пользователями, и сюда нет доступа у посторонних людей, доступ есть только у тех, кто авторизирован через школу.
М.СПИРИДОНОВ: Нет никакого фронтенда? Нельзя зайти на парадную страницу школы и посмотреть на то, что она посчитает возможным открыть?
Г.ЛЕВИ: У каждой школы есть парадная страница, где она может публиковать то, что посчитает нужным – новости, фотографии, какие-то открытые отчеты, но общаться с учениками, видеть их персональные данные никто со стороны никогда не сможет.
М.СПИРИДОНОВ: Даже списка учеников он не увидит?
Г.ЛЕВИ: Даже списка учеников он не увидит.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас захожу на страницу и вижу, что там есть исключительно представители администрации.
Г.ЛЕВИ: Да, это не является секретом.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно.
Г.ЛЕВИ: Второе направление – это электронный документооборот. Что сюда входит? Электронный журнал, электронный дневник, домашнее задание, расписание, генератор различных отчетов. Школа должна сдавать десятки отчетов, которые мы, если школа заполняет всё в электронном виде, можем автоматизировать. Третье направление – дистанционное обучение и сервисы, которые призваны организовать обучение в дистанционном режиме. Это сервис видео-конференций, медиатека и электронная библиотека художественной литературы и различных пособий.
М.СПИРИДОНОВ: Чуть-чуть углубимся в это. Учет оценок означает то, что все оценки, проставляемые ученикам, оказываются в этой системе и доступны родителям, да?
Г.ЛЕВИ: Да. Каждый родитель может ознакомиться с успехами и достижениями только своего ребенка.
М.СПИРИДОНОВ: И увидеть, какое домашнее задание задано?
Г.ЛЕВИ: Да, домашнее задание, работы, которые ребенок делал. Ребенок может загрузить свое виртуальное портфолио, родитель может обратиться к учителю или классному руководителю с вопросами. Учитель может сделать какую-то рассылку.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько активны в этом учителя и родители? Мне кажется, что очень тонкая тема – это внедрение и готовность в ежедневном режиме всем этим пользоваться.
Г.ЛЕВИ: Начнем с учителей. Здесь всё зависит от нормативной базы, которая есть в школе, и оснащения техникой. Если учителей обеспечить рабочим местом, переносным планшетным компьютером или нетбуком и отменить в школе бумажные форматы, чтобы не производить дублирование данных, то учителя с радостью будут этим пользоваться и пользуются, потому что для них это колоссальная экономия времени и более эффективное распределение их обязанностей.
М.СПИРИДОНОВ: Мне сложно представить, что школы активно на это решаются. Наверное, скорее исключение, чем правило отказ от бумажного журнала.
Г.ЛЕВИ: Пока да, но к 2014 году все школы Российской Федерации должны полностью перейти на ведение электронного журнала.
М.СПИРИДОНОВ: Это по какому-то закону?
Г.ЛЕВИ: По распоряжению Правительства. На это выделены деньги – на повышение зарплаты учителей, на оснащение техникой всех школ. Здесь ведется очень серьезная работа.
М.СПИРИДОНОВ: На языке реалий это будет выглядеть так: вам нужно потерпеть полтора года, и в конце 2013 года жареный петух начнет клевать всех директоров школ, которые почему-то не подключились, они начнут метаться по рынку, и тут-то вы и придете.
Г.ЛЕВИ: Надеюсь, до такого не дойдет. У всех руководителей, администрации заложен определенный KPI, которые связаны с тем, насколько их регион использует IT, в том числе в образовании. Мы уже имеем соглашения с 23 регионами, которые говорят о том, что поставщиком этих государственных услуг для регионов будет именно Дневник.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Вы рассчитываете на массированный госзаказ?
Г.ЛЕВИ: Так или иначе, все школы будут использовать какую-то LMS-систему. Мы рассчитываем, что большая часть этих школ будет использовать Дневник.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Кто обычно отвечает за процесс внедрения в школе?
Г.ЛЕВИ: Обычно это завуч по IT или администратор, который назначается директором.
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, ты скажешь, что учитель информатики.
Г.ЛЕВИ: Учитель информатики должен обучать информатике, а здесь всё-таки немного другие задачи, которые ложатся на плечи учителя информатики только в том случае, если в школе нет специально выделенного человека для решения IT-задач.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы сказать, какие типовые проблемы встречаются при внедрении, кроме незнакомства с техникой и боязни ее?
Г.ЛЕВИ: Это отсутствие техники, неподготовленность, прежде всего, моральная к использованию чего-то нового, и нормативная подготовка, которой иногда не бывает, и в итоге получается, что, с одной стороны, бумажные форматы еще не отменили, а электронные уже хотят начать внедрять. Это 3 основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В остальном проблем никаких нет, только успешные кейсы.
М.СПИРИДОНОВ: В моем представлении большинство работников образования – люди довольно старых взглядов, консервативных. Может быть, это и хорошо. Я очень зримо представляю себе разговор на педсовете, когда на предложение внедрить ваш проект или аналогичный проект, директор скептически говорит: «И что вы хотите отказаться от бумажных журналов? Потом всё куда-нибудь исчезнет, и что?». После драматической паузы все говорят, что так нельзя.
Г.ЛЕВИ: Средний возраст учителя – порядка 50 лет, но такие взгляды никак не связаны с какой-то их консервативностью. Они, скорее всего, связаны с нежеланием делать дополнительную работу, но после того, как мы объясняем, что для школы это полезно и для учителя это экономия времени, и если мы показываем, где именно это полезно, где экономия и где повышение эффективности, то взгляды кардинально меняются.
М.СПИРИДОНОВ: Значит ли это, что почти каждую школу приходится уговаривать и убеждать, и для этого выделены специальные продавцы или менеджеры?
Г.ЛЕВИ: На первом этапе было именно так. Мы работали с каждой школой индивидуально. Сейчас мы работаем с муниципальными органами управления образованием или с комитетами, министерствами образования, убеждаем их, чтобы они внедряли это решение централизованно. Чем больше школ в регионе используют такую систему, тем больше положительных эффектов.
М.СПИРИДОНОВ: Им есть, о чем отчитаться во внедрении IT в образовании?
Г.ЛЕВИ: Да, это классический «win-win» для всех участников процесса.
М.СПИРИДОНОВ: Мы разобрали 2 составляющие вашего проекта – социальная сеть (общение, обмен файлами) и электронный документооборот. Кстати, модерируются файлы, которые ученики и учителя загружают?
Г.ЛЕВИ: Да, у нас есть система модерации, и весь контент, который загружается, модерируется.
М.СПИРИДОНОВ: Это ваша забота или забота администраторов этой CRM в каждой конкретной школе?
Г.ЛЕВИ: Это совместные усилия. Есть активисты-администраторы в школах, которые сообщают нам о каких-то нарушениях, также есть команда внутри Дневника, которая в большей степени автоматически просматривает весь контент.
М.СПИРИДОНОВ: Вы вычищаете нелицензионные музыку и видео и какие-то незаконные вещи, типа порнографии и насилия?
Г.ЛЕВИ: Случаев порнографии у нас пока что не было. Здесь в нашу пользу играет психологический эффект. Если на обычном сайте в интернете ты можешь анонимно написать всё, что угодно, и без привлечения ФСБ и правоохранительных органов найти концы не удастся, то в Дневнике будет сразу видно, кто, откуда и когда совершил то или иное правонарушение. Были прецеденты, где это выливалось в конкретные наказания в виде отчисления, но таких случаев за 4 года работы единицы.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку у вас всё по приглашениям, как в Facebook лучшего периода?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: С социальной сетью всё понятно, с электронным документооборотом тоже. Меня интересует дистанционное обучение. Там у вас видео-конференции или что-то в этом роде?
Г.ЛЕВИ: Видео-конференции – это один из инструментов, который позволяет организовать процесс обучения. Есть и другие инструменты: медиа-хранилища различных файлов и библиотека, которая позволяет в электронном виде читать всю художественную литературу, которая проходится в школе. В принципе мы можем загружать туда любые тексты, также и школа может создавать собственную виртуальную библиотеку. Также у нас есть конструктор тестов, который позволяет проводить любые форматы тестов онлайн прямо в Дневнике, начиная с ЕГЭ и заканчивая маленьким тестом контрольной работы по конкретному материалу.
М.СПИРИДОНОВ: В идеальном варианте ученик может находиться как в школе, так и вне ее и продолжать оставаться в процессе обучения?
Г.ЛЕВИ: Так и происходит. Когда зимой некоторые школы закрываются из-за морозов или карантина, то обучение продолжается в Дневнике.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Это напомнило мне мои отпуска. Несколько лет назад они у меня закончились, потому что если ноутбук с собой, то я уже на работе. Учеников это настигло с раннего возраста.
Г.ЛЕВИ: Мне кажется, это полезно, потому что это лучше подготовит их к университету и реальной жизни. Мы уже собираем статистику с тех первых школ, которые работали в Дневнике с самого начала, и у них положительная динамика. Повышается успеваемость, посещаемость, и в целом удовлетворение всех участников процесса от тех образовательных услуг, которые они получают. Мы даже не говорим о том, что есть побочные эффекты, которые может измерить только государство. Например, снижение детской преступности, снижение детского алкоголизма, наркомании и так далее, которые опосредовано имеют место быть.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Последний вопрос по функционалу. Не часты ли запросы дать вам коробочную версию? Как мы знаем, в России мало доверяют чему-то, не находящемуся в руках, не стоящему на сервере под столом у того же завуча или пресловутого учителя информатики. Многие сервисы имеют аналоги у тех же разработчиков в коробочной версии, которые можно поставить у себя. У вас это просят?
Г.ЛЕВИ: Регионы просят разработать систему, при которой все персональные данные могли бы храниться на сервере в регионе, так как, по их мнению, это более безопасно, хотя на самом деле это не так. Тем не менее, мы разрабатываем такую систему, и осенью мы планируем ее запустить в ряде регионов.
М.СПИРИДОНОВ: При этом что-то, инсталлирующееся на сервер школы, вы делать не собираетесь?
Г.ЛЕВИ: Мы собираемся делать офлайн-клиент, который позволит пользователям работать в системе в офлайн-режиме при отсутствии интернета, но когда будет появляться интернет, данные будут синхронизироваться. Полностью хранить данные на сервере в школе, во-первых, нельзя, это не соответствует закону о персональных данных, а во-вторых, это неэффективно для самой школы.
М.СПИРИДОНОВ: Там инфраструктура очень расширяемая. Наверняка вы об этом уже думали, может, и сделали. Я думаю, что туда будут включаться мобильные устройства, вызов родителя в школу будет происходить путем прихода уведомления ему на смартфон.
Г.ЛЕВИ: Да, к этому всё идет.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Будем двигаться дальше. Что касается монетизации, где деньги? Кроме того, что вам, видимо, будет платить государство посредством региональных образовательных структур, что-то еще будет?
Г.ЛЕВИ: Я могу озвучить несколько направлений, которые мы сейчас планируем запустить. Первое направление – это интернет-магазин для школ и родителей, который будет отчислять часть прибыли самой школе. Эта система очень успешно используется на Западе. Всё равно тебе как родителю или как ребенку-пользователю нужно покупать себе компьютер, телефон, ноутбук и так далее, почему бы не сделать это через интернет-магазин своей собственной школы и не помочь, тем самым, ей материально. Мы большие надежды возлагаем на это направление.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически это будут платформы партнерских программ каких-то больших магазинов?
Г.ЛЕВИ: Естественно, мы на первом этапе не планируем делать свои склады. Это будут партнерские предложения от других магазинов, которые профессионально этим занимаются.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически они выложили у себя витрину, и им капает процент с каждой покупки, и все довольны?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно.
Г.ЛЕВИ: Второе направление – это электронная столовая и оповещение о входе-выходе ребенка из школы. Здесь решаются две задачи. Во-первых, мы убираем наличные деньги из школьного оборота, которые несут в себе ряд рисков – покупка алкоголя, сигарет и различного рода конфликтные ситуации с другими детьми, когда деньги могут быть изъяты более сильными детьми. Мы переводим всё на карточки, по которым ребенок может оплачивать свой обед в столовой, покупать себе дополнительные продукты, заходить в школу и выходить из нее через систему турникетов. Те родители, которые захотят смс-оповещение о всех этих действиях, смогут их заказать через Дневник.ру. Здесь мы видим и интерес со стороны школы, чтобы эти системы у них устанавливались, интерес со стороны партнеров-разработчиков систем, и наш интерес также понятен. Третье направление – это продажа контента, прежде всего, образовательного. Мы хотим создать аналог AppStore, где каждому пользователю будет предложено выбрать в зависимости от его пристрастий и профиля тот или иной образовательный контент. Например, игры, обучающие видео, книги, учебники, пособия – всё, что существует на рынке сегодня. За счет того, что всё это будет очень тесно интегрировано с нашей системой дистанционного обучения, и преподаватели смогут встраивать этот контент в план урока, эффективность от реализации этого контента будет гораздо выше.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы построить какую-то футурологическую модель того, куда вы уже собираетесь двигаться, и того, куда вы, возможно, пойдете для того чтобы представить всю инфраструктуру, которая в будущем будет построена в России на базе Дневника.ру или подобных сервисов? Как она будет выглядеть со всеми мобильными устройствами, включающимися в эту систему, иными сервисами и возможностями?
Г.ЛЕВИ: Начнем издалека. Через 10 лет хотелось бы, чтобы образование в интернете ассоциировалось именно с нашим брендом, как сейчас поиск ассоциируется с Гуглом или Яндексом, социальная сеть с Вконтакте или Facebook. Если перейти к более приближенному будущему, то есть планы, прежде всего, расти географически. Как я уже говорил, мы запускаем проект в ряде стран Восточной Европы уже сейчас. До конца года мы планируем также запуститься в США – на самом большом и серьезном рынке как с точки конкуренции, так и с точки зрения объема.
М.СПИРИДОНОВ: Вы хотите взять в том числе и высшее образование, не только среднее?
Г.ЛЕВИ: Мы хотим взять и высшее, и дошкольное образование, а также образование, которое не связано с реальными образовательными учреждениям в принципе, это будет онлайн-интернет-образование.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Что касается географического расширения, вы выходите на рынки других стран. Аналогов в США не боитесь? Там наверняка есть сильные игроки.
Г.ЛЕВИ: Мы никого не боимся. Мы считаем, что с технической точки зрения проект конкурентоспособен на самом высшем уровне, в том числе в сравнении с американскими аналогами, а во многом он их превосходит. Здесь стоит вопрос больше с точки зрения развития и дистрибьюторской сети, и инвестиций, чем вопрос технологий.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, образование в любой стране продиктовано развитием представления об этом образовании, менталитетом людей, и оно очень по-разному представлено, оно потребует разных функционалов, автоматизации разных процессов.
Г.ЛЕВИ: Абсолютно верно, поэтому для той же Америки нам пришлось кардинально перестраивать очень многие части сайта, в том числе и социальную часть, потому что некоторые вещи там оказались недопустимыми. Например, взаимодействие между учеником и учителем нам, скорее всего, придется либо брать в очень жесткие рамки, либо полностью отключать. Технологически основные проблемы были именно в образовательной части, потому что там абсолютно другая система классов, другая система оценивания, но мы ко всему этому готовы
М.СПИРИДОНОВ: Как я понял, есть какой-то третий фактор, который ты хотел упомянуть.
Г.ЛЕВИ: Третий фактор – это развитие других форматов. Например, сейчас мы запустили проект с мобильным приложением для учителей. Оно работает на платформе Android. Совместно с регионами мы планируем каждому учителю подарить персональный планшет, который будет призван заменить бумажный журнал. Это реально сделает использование Дневника.ру максимально удобным и эффективным.
М.СПИРИДОНОВ: Планируете подарить каждому учителю в нашей стране?
Г.ЛЕВИ: Начнем с тех школ, которые готовы к этому технически, где есть wi-fi, сети, компьютеры, где учителя обучены, где школа готова отменить бумажный журнал уже сейчас, не дожидаясь 2014 года.
М.СПИРИДОНОВ: У вас планов громадье, это очень благородное и любопытное дело. Если бы ты не пошел в Дневник.ру, чем бы ты занимался?
Г.ЛЕВИ: Наверное, каким-то другим проектом, тоже связанным с IT, тоже связанным с разработкой каких-то решений, делающих каждодневную жизнь и процессы в ней более простыми и эффективными.
М.СПИРИДОНОВ: Это общий ответ. Образование и заточенность на эту тему – это более-менее случайность, или это безусловный выбор, который не мог тебя никак обойти? Я вижу, что ты в это очень погружен, видимо, очень увлечен этим. Интересно, как ты в этом всём оказался при том, что у тебя были альтернативы. Если было вложено несколько миллионов долларов, у тебя лично были вполне приличные деньги на руках, ты мог пойти в игровой бизнес, построить еще одну социальную сеть.
Г.ЛЕВИ: Альтернативы были, они есть и сейчас. Это не значит, что я больше никуда не инвестировал за это время, но я считаю, что Дневник.ру – это наиболее перспективный проект из всех, в которых я мог бы участвовать. Образовательная ниша наиболее перспективна в целом, если сравнивать различные направления. Я думаю, она более интересна, чем игровое направление, которое сейчас переживает определенный бум, но в долгосрочной перспективе образование, в том числе интернет-образование – это то, что затронет каждого человека вне зависимости от возраста и географии.
М.СПИРИДОНОВ: В одной из предыдущих программ наш гость Сергей Орловский говорил о том, что он видит слияние игровой и образовательной индустрии. Игровые методики придут в образование, и дети будут учиться играючи или играть, обучаясь.
Г.ЛЕВИ: Я очень жду, когда это наконец-то произойдет. Для Дневника.ру это была бы идеальная ситуация. Это была бы площадка для разработчиков игровых приложений образовательной направленности. Мы уже запускали ряд тестов. Например, недавно мы запустили совместный проект с программой Lingualeo, и результат очень положительный и в плане конверсии, и в плане интересов пользователей, и в плане фидбека от них. Я думаю, что за этим будущее, и чем раньше оно наступит, тем лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Ты можешь себе представить и планируешь ли ты, что внутри Дневника.ру будет появляться всё большее количество приложений сторонних разработчиков, подключающиеся через открытые API, но это будут игровые-обучающие приложения и программы?
Г.ЛЕВИ: Это могут быть абсолютно различные приложения, которые связаны с образованием, которые помогают сделать этот процесс более интересным и захватывающим для учеников.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас у нас блиц, на вопросы которого прошу тебя ответить максимально лаконично. Готов?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие качества ты приобрел, работая 5 лет в брокерской компании?
Г.ЛЕВИ: Компания была разработчиком программного обеспечения, поэтому основные качества – это обязательность и ответственность, потому что любая ошибка могла превратиться в многомиллионный иск от клиента.
М.СПИРИДОНОВ: Когда планшеты заменят бумажные учебники в школе, твой прогноз?
Г.ЛЕВИ: В течение 5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: В какие интернет-проекты ты не стал бы вкладывать деньги в ближайшие 2-3 года?
Г.ЛЕВИ: В купонные сервисы.
М.СПИРИДОНОВ: Какая средняя зарплата в Дневник.ру?
Г.ЛЕВИ: Порядка 60 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты относишься к переходу Чемпионата России по футболу на систему «осень-весна»?
Г.ЛЕВИ: Мне кажется, что инфраструктура к этому пока что не готова, но если подготовить инфраструктуру, то положительно.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё с блицом. Сейчас последний блок – вопросы слушателей. Перед программой мы собираем вопросы к будущему гостю, разложив анонсы у меня в блоге по адресу Spiridonov.ru, Facebook в сообществе Рунетологии, в Твиттере. Те вопросы, которые не прозвучали прямо или косвенно в предыдущем интервью, я задаю по ходу. Сергей Лямин спрашивает: «За счет чего происходит монетизация? Государство или инвестиции?». Как я понимаю, больший расчет на государство в перспективе.
Г.ЛЕВИ: Это интересный вопрос. Прозвучало сразу 3 слова, которые не связаны между собой.
М.СПИРИДОНОВ: Да, инвестиции тут ни при чем.
Г.ЛЕВИ: Начнем по порядку. Насчет инвестиций я рассказал. На первом этапе Fools, Friends and Family, на втором этапе венчурное инвестирование от фондов. Что касается государства, мы будем реализовывать некоторые проекты с участием государства по лицензионной модели. У нас запланирован ряд сервисов, которые будут монетизировать тот трафик, который есть на Дневник.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Vitaly Ilnitsky спрашивает: «Как быть сельским школам в тех местах, где даже онлайн-трансляции с выборов не было?».
Г.ЛЕВИ: Я примерно такой же вопрос задавал Президенту. Он пообещал, что в течение нескольких лет этот вопрос будет решен, и каждая школа будет оснащена и техникой, и высокоскоростным интернетом для того чтобы использовать в том числе такие программы, как Дневник.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Ты видишь усилия государства по автоматизации школ, по компьютеризации школ?
Г.ЛЕВИ: Да, вижу колоссальный прогресс. Более того, если сравнивать нас с некоторыми странами Восточной Европы, мы их превосходим. Здесь была проделана очень хорошая работа. Другое дело, что в некоторых регионах на местах есть проблемы, но это проблемы работы чиновников в этих районах. В целом, Федерация свои обязательства в этом направлении выполняет, в том числе и финансовые.
М.СПИРИДОНОВ: Anton спрашивает: «Что думаете про последнюю инициативу Facebook про закрытые учебные группы с доступом по почтовому домену ВУЗа?». Получается, это некоторый возврат к корням.
Г.ЛЕВИ: Да, они вернулись к тому, с чего начинали, и это вполне естественно, потому что эта ниша оказалась не восполнена после того, как с нее ушел facebook, а спрос на такого рода сервис есть.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, это не полноценный Дневник.ру, потому что социальная составляющая там присутствует, а функционала дистанционного обучения и электронного оборота там нет?
Г.ЛЕВИ: Да, получается одно из трех направлений, которое закрываем мы.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от того же пользователя. Расскажите ваши планы по мобильным платформам (iOS, Android, Windows Phone).
Г.ЛЕВИ: Android для учителей мы уже запустили, и он сейчас тестируется в 12 школах, которые получили планшеты от Дневника.ру. Мы активно его дорабатываем, учитывая фидбеки, проблемы, которые возникают.
М.СПИРИДОНОВ: Там полноценная работа с сайтом, или функционал урезан?
Г.ЛЕВИ: Функционал урезан, и он специально ориентирован на 3G-связь, чтобы всё было максимально быстро, чтобы надо было передавать минимум информации.
М.СПИРИДОНОВ: Есть возможность поставить оценки и дать домашнее задание?
Г.ЛЕВИ: Там есть вся работа, которая касается электронного журнала, плюс домашние задания и расписание. С планшета можно просто зайти на сайт и использовать сам сайт, но он будет немного тяжелее. В перспективе мы планируем разработать программы не только для учителей, но и для учеников и родителей для мобильных телефонов. Мы хотим, чтобы с любого мобильного телефона и любого планшета можно было пользоваться всеми основными нашими сервисами.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Он несколько неожиданный для меня, но возможно, ты в курсе, откуда ноги растут. Timles спрашивает: «Прислали к нам в школу письмо из департамента образования Приморья с одной интересной статьей от чиновника академии педагогических наук, где он критикует Дневник.ру, как систему, передающую данные пользователей за кордон, и утверждает, что через год Дневник станет платным!».
Г.ЛЕВИ: Это всё происки конкурентов. Мы знаем, откуда растут ноги. Не буду озвучивать фирму, которая заказала эту статью и рассылает ее по управлениям образования. Это бизнес по-русски. Вместо того чтобы прославлять себя, лучше ругать конкурентов. Естественно, это полный бред. Мы ничего не передаем за кордон, у нас есть лицензия от ФСБ по обработке персональных данных. Мы один из немногих сервисов в России, который имеют такую лицензию и официально может эти данные обрабатывать и хранить. То, что Дневник станет платным, неправда, этого никогда не будет.
М.СПИРИДОНОВ: Сервера у вас находятся на территории России?
Г.ЛЕВИ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Мы хотели коснуться конкурентов, но так и не коснулись. Под занавес задам пару вопросов. Как я понимаю, у вас 2 основных конкурента. Это 1Dnevnik.ru и Корус Консалтинг, верно?
Г.ЛЕВИ: Я бы назвал другие фирмы. Это NetSchool и Барс Образование.
М.СПИРИДОНОВ: Это облачные сервисы, или они предоставляют что-то другое?
Г.ЛЕВИ: У них есть облачная составляющая, и у них больше всего среди наших конкурентов подключенных школ. В 1Dnevnik.ru и Корус речь идет о десятках активных подключений, а у NetSchool и Барса несколько тысяч, но в любом случае до наших показателей им очень далеко. Мы уверены в том, что большая часть рынка будет именно у Дневника.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом время истекло. Спасибо тебе большое за возможность послушать и узнать об этой системе. Я не очень был в теме, поскольку несколько далек от темы образования в России. Мои дети учатся не в нашей стране. Надо сказать, что я был приятно удивлен тем, насколько у вас всё развито.
Г.ЛЕВИ: Спасибо за возможность рассказать о проекте.
М.СПИРИДОНОВ: В финале напомню про наш дочерний образовательный проект – школу интернет-маркетинга «Нетология». Зайдите на сайт netology.ru сейчас и узнайте, как стать компетентным интернет-специалистом. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель и генеральный директор школьной образовательной сети «Дневник.ру» Гавриил Леви.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!