М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 7 июня 2012 года. В эфире 151-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Как обычно, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска агентство контекстной рекламы iContext — лидер рынка с более чем десятилетней историей и уникальными технологиями. Опыту iContext доверяют крупнейшие компании, поисковые системы, рекламные агентства и социальные сети Рунета.
Напомню, что 28 июня наша школа интернет-маркетинга «Нетология» проводит онлайн-конференцию «Практика онлайн-бизнеса». В программе доклады и выступления на актуальные темы построения, продвижения и оптимизации бизнеса в Сети, практические советы и прикладные рекомендации лучших специалистов Рунета. Присутствовать на конференции можно из дома или офиса в любой точке мира. Осталось всего пара дней действия специальных низких цен. Смотрите подробности на сайте onlinebusinesspractice.ru
Сегодня в Рунете сложно найти сегмент бизнеса, где не шли бы активное строительство и борьба за клиента. Везде, где найдены способы собрать пользовательское внимание и так или иначе монетизировать его, кипит жизнь. Особенно ярко заметно это оживление в сегментах уже доказавших свою капиталоемкость и перспективность. Бурно цветут электронная коммерция, игры, мобильные приложения и, конечно, туристическая тема в разных типах и проявлениях этой формы жизни онлайн-бизнеса. О том, какова ситуация на виртуальных фронтах реальных путешествий, мы поговорим сегодня с основателем одного из старейших туристических проектов Рунета «Travel.ru» Асей Патрышевой. Ася, приветствую Вас!
А.ПАТРЫШЕВА: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: Ася, мне кажется или последние полтора-два года в вашем сегменте наблюдается бум щедро-проинвестированных стартапов?
А.ПАТРЫШЕВА: Честно говоря, всё время существования сайта в среднем каждый месяц открывалось по 2-3 сайта. В этом нет ничего нового, в них только стало чуть больше денег на старте, и они быстрее умирают. Раньше они 2 года жили после того, как появлялись, сейчас полгода-год.
М.СПИРИДОНОВ: Не вызывают беспокойства сегодняшние сайты, например, Островок или Oktogo, которые сильно профинансированы и мощно о себе заявляют.
А.ПАТРЫШЕВА: Мы занимаем несколько иную нишу. В сегмент, которым мы занимаемся, народ активно не идет, я этого не вижу. Идут в основном в прямые продажи, чтобы сразу получить деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Эти стартапы вас несильно беспокоят?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Краткий рассказ о нашей гостьи, и мы продолжим.
ДосьеАся Патрышева родилась 18 декабря 1973 года в Ленинграде. В 1997 году работала вебмастером-дизайнером в компании Nevalink. В ноябре 1997 года переехала в Москву, работала технологом в компании Ситилайн, затем в студии Артемия Лебедева. В 1998 году работала вебмастером в компании INTEL. В 1997 году основала сайт «Еда в Санкт-Петербурге», который затем был продан компании Port.ru. В 1998 году основала туристический портал Travel.ru. В 1995 году зарегистрировала первый в истории России частный домен kenga.ru. Увлекается путешествиями и ведением проектов в Живом Журнале – ru_travel, daite_skidku и pro_odejki. Замужем, воспитывает троих детей. Живет и работает в Москве и в штате Колорадо (США).
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку вы работаете с 1998 года, означает ли это, что вы самый старый или один из самых старых проектов.
А.ПАТРЫШЕВА: Один из самых. Когда появился Travel.ru, было еще несколько туристических порталов. Был сайт 100 дорог, был еще один приятный проект. Некоторых уже совсем нет с нами, поэтому вспомнить, кто был до нас, сложно. 100 дорог, Туризм.ру, Маяк.инфо, который теперь называется Вотпуск.ру – это наиболее старые проекты.
М.СПИРИДОНОВ: Как по классике «Иных уж нет, а те далече»?
А.ПАТРЫШЕВА: Получается, да.
М.СПИРИДОНОВ: С чем связаны регулярное появление проектов, их смерти и перерождения? Почему такая активность?
А.ПАТРЫШЕВА: Самое частое, когда у кого-нибудь, особенно новичков рынка появляется идея. Они приходят снаружи, пробуют найти себе что-нибудь туристическое и думают, что сейчас они быстренько всех построят, сейчас они что-то придумают. Часто это происходит с IT-людьми, которым совершенно не понять, как может быть такое, что до сих пор у авиакомпаний нет единых правил и кодов тарифов и обозначений, что нельзя всё быстро и просто искать, почему никто до сих пор это не сделал. Они начинают это делать, тонут в болоте, либо теряя интерес, либо понимая, что всё совсем плохо, или находят узкую нишу. На рынок системы поиска туров, бронирования авиабилетов выходил даже Рамблер давным-давно. Они этим пробовали заниматься, писать поисковую систему по турам, но точно так же, как и сотни других проектов, они увязли в болоте и потерялись.
М.СПИРИДОНОВ: Почему у вас получилось?
А.ПАТРЫШЕВА: Я бы не сказала, что у нас получилось. Мы ушли в информационную часть гораздо больше, чем в транзакционную. Мы стоим рядом и предоставляем всю информацию, пока нет возможности делать полноценные большие покупки, то есть любые туры, любые отели, любые авиабилеты. Проще всего с отелями, с них и пошел основной поток, потом авиабилеты, и сейчас подтягиваются туры в автоматическом режиме, следом за ними идет динамическое пакетирование, когда в реальном времени складываются пакеты из авиабилета, гостиницы и трансфера.
М.СПИРИДОНОВ: Вы остаетесь, прежде всего, информационным порталом, но не делаете акцент на транзакции, продажи из-за того, что осторожничаете или по другим причинам?
А.ПАТРЫШЕВА: Сложно сказать. С информацией у нас хорошо получается, с транзакционной моделью, продажами всё несколько сложнее. Авиабилеты продаются, гостиницы бронируются, даже железнодорожные билеты продаются, но это требует большой офлайновой инфраструктуры. Это как с интернет-магазином. Практически нереально сделать интернет-магазин только витриной и получать большую прибыль, если у тебя нет отстроенной логистики или партнера, который этим полностью занимается.
М.СПИРИДОНОВ: Есть примеры в вашем сегменте. Например, Aviasales – довольно успешная компания, которая продает услуги других авиакомпаний или агентств.
А.ПАТРЫШЕВА: Лиды.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, да.
А.ПАТРЫШЕВА: Это поиск. Да, есть такая ниша. Она близка к информационной задаче. Честно говоря, мы сосредоточились больше на контенте, и с программированием гораздо меньше развлекались, в частности потому, что у нас не так много программистов в компании.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что вы занимались тем, что понимаете, а в то, что не ваше, старались не лезть?
А.ПАТРЫШЕВА: Так тоже можно сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы сейчас вернемся к Travel.ru более подробно. До этого хотелось бы сказать пару слов о вашем погружении в интернет, о специфике того, как вы в нем оказались. По нашим данным, вы зарегистрировали первый частный домен в России – kenga.ru. Верно?
А.ПАТРЫШЕВА: Да, примерно так.
М.СПИРИДОНОВ: Почему именно kenga? Как так получилось, что вы были первой?
А.ПАТРЫШЕВА: Это было осенью 1995 года. Kenga потому, что я долго искала название, которое было бы созвучно с доменом .ru. Kenga.ru вполне хорошо читается, был еще вариант Guru, но ни малейшего отношения ко мне это не имело, а Kenga мне более приятно. Я отправила заявку на регистрацию, тогда решение о выдаче доменов принимал специальный комитет, на котором проводилось голосование по делегированию каждого домена в зоне .ru. Их тогда было очень мало, в итоге у меня появился домен, на котором я создала свою домашнюю страничку.
М.СПИРИДОНОВ: Что за комитет? Эти люди физически встречались по каждому домену?
А.ПАТРЫШЕВА: Эти люди физически встречались, это проходило в Москве. Они встречались и голосовали. Я подозреваю, что они не только голосовали, но и занимались чем-то координационным. Такое когда-то было.
М.СПИРИДОНОВ: Забавно. Вы продали ваш проект «Еда в Санкт-Петербурге», в 1997 году?
А.ПАТРЫШЕВА: Не в 1997, eda.spb.ru был продан в 1999 году Port.ru вместе с сопутствующим проектом eda.msk.ru, но ни один из проектов так и не получил дальнейшего развития, хотя там велись большие работы. К сожалению, их так и не перезапустили, и они в затухающем виде существовали до 2007 года, когда пришлось закрыть все отзывы и гостевые книги по причине непомерного спама. Сейчас это никому не нужно.
М.СПИРИДОНОВ: Сделка была на какие-то серьезные деньги, или это было чисто символически?
А.ПАТРЫШЕВА: Там был сложный бартер.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажите историю вашей работы в студии Лебедева.
А.ПАТРЫШЕВА: Это было в 1997 году, когда нас уговаривали переехать в Москву. Моего мужа выманивали в Ситилайн. Мне тоже нужно было где-нибудь работать, и Тёма предложил поработать у него в студии. У него тогда было мало людей – буквально 4-5 человек. Я работала веб-мастером, и с одним из тех людей, с кем он сотрудничал по дизайну, я тоже работала (с Демьяном Кудрявцевым). Это всё питерская тусовка. Тогда Демьян и Ситилайном занимался. Мы переехали в Москву – мой муж отправился в Ситилайн, а я в студию Лебедева и в Ситилайн.
М.СПИРИДОНОВ: Как долго вы работали у Лебедева?
А.ПАТРЫШЕВА: Несколько месяцев. Потом мне предложили работу в Intel, и это было предложением, от которого было трудно отказаться.
М.СПИРИДОНОВ: Это было более солидное предложение, чем работа в компании из четырех человек?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет, дело не в этом, просто у меня там не со всеми сложились отношения, и мы со студией Лебедева полюбовно расстались.
М.СПИРИДОНОВ: Каково было впечатление от студии?
А.ПАТРЫШЕВА: Отличное место для работы, для проведения досуга, особенно хорошо там удавались полдники и ужины. Я вспоминаю с большим удовольствием и работу в студии, которая мне многое дала. Тёма – большой профессионал.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда, как я понимаю, всё держалось на нем?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет. Денис Шохин тогда играл очень большую роль в работе студии, сейчас тоже. Я не говорю о том, что там тогда было 2 гениальнейших программиста, сейчас их, наверное, еще больше. Это серьезные для студии люди.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Теперь к вопросу о том, как возник Travel.ru. Это произошло в 1998 году?
А.ПАТРЫШЕВА: Домен был зарегистрирован в 1997 году, и тогда же я пыталась сделать на нем что-то. Сам веб-сайт открылся в 1997 году, но в красивом виде он появился в 1998 году.
М.СПИРИДОНОВ: В первой версии это была полностью ваша работа?
А.ПАТРЫШЕВА: Почти. Мы сложили все тексты, всё информационное, что у нас было. Я темой путешествий занималась очень давно, еще со времен Fido, когда я была модератором rutravel. С тех пор я собирала русскоязычную страноведческую информацию, потому что ее было очень мало. Я складывала ее на диск, раздавала всем желающим, и когда появился интернет, появилась уникальная возможность сделать эту информацию общедоступной. Когда я работала в Intel и задумалась над этим, я поняла, что это вариант того, чем можно заниматься. Если предложить турфирмам размещать там рекламные строчки о турах, то это может быть вполне окупаемым бизнесом. Я ушла из компании Intel заниматься собственным бизнесом, чем занимаюсь до сих пор. В Intel я проработала год с копейками.
М.СПИРИДОНОВ: В этот год сайт существовал и развивался?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет, он не развивался, он был в дремлющем состоянии. Там появилось что-то, после чего я ушла думать, что вообще там нужно делать. Я поговорила с Лешей Кривенковым, который был основателем Mail.ru Почты. Они запустились осенью 1998 года, весной 1999 года мы договорились о том, что Mail.ru дает какое-то количество денег, поддерживает нас офисом, если надо программистом и прочим, и за это он получает какой-то процент в компании. Так мы и запустились.
М.СПИРИДОНОВ: С тех пор Mail.ru остался в компании?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет. Mail.ru вышел в 2003-2004 годах.
М.СПИРИДОНОВ: Как выглядит сегодняшняя структура владения?
А.ПАТРЫШЕВА: У меня и моего мужа 24%, остальным владеют две оффшорные компании – представители иностранных фондов.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас дам небольшую информацию о Travel.ru в цифрах.
Travel.ru в цифрахВ штате Travel.ru работает порядка 35 человек. Чаще всего меняются журналисты и программисты. Оборот в месяц – около двух миллионов рублей. Travel.ru работает на 3 серверах, среднесуточная посещаемость 70-90 тысяч уникальных посетителей. По мнению Travel.ru, конкурентов у них практически нет.
М.СПИРИДОНОВ: Как назвать другие туристические сайты, если не конкурентами?
А.ПАТРЫШЕВА: Коллегами. Со многими из них мы общаемся и дружим.
М.СПИРИДОНОВ: По Liveinternet в последние 2 года ваша посещаемость более-менее колеблется в пределах 70-90 тысяч человек. Как такового роста не наблюдается. Не значит ли это, что ваши «неконкуренты» постепенно отъедают ваш трафик?
А.ПАТРЫШЕВА: Дело не в том, что они отъедают, просто появляется очень много нишевых сайтов, и люди с общего уходят на более узкоспециализированные сайты. Любители Таиланда общаются в одном месте, любители Европы – в другом месте, те, кто ездят поездами – в третьем месте, фанаты замков – в четвертом месте и так далее. Часто это непересекающиеся между собой группы людей. Они живут в своем мире и редко выходят наружу.
М.СПИРИДОНОВ: Что с точки зрения контента на сайте Travel.ru наиболее затребовано? Сами статьи или возможность обсудить те или иные вещи, касающиеся путешествий, в режиме форума?
А.ПАТРЫШЕВА: Форум у нас очень популярен, но большим спросом пользуются статьи, особенно визовые разделы. Это то, чем мы по праву гордимся. У нас наиболее полное и подробное описание того, что требуется для получения визы практически во все страны мира, у нас расписаны тонкости в зависимости от города подачи. У одного и того же консульства одной и той же страны в Питере, Москве, Новосибирске могут быть абсолютно разные требования и к соискателям виз и к наборам документов. Мы следим за этим, обновляем эту информацию. Более того, у нас довольно неплохая страноведческая информация. Это и советы по стране, по курортам, что можно посмотреть, есть, что почитать, есть красивые фоторепортажи из разных уникальных мест, также у нас есть новости. Мы внимательно следим за всем, много переводим, много пишем. Наш транспортный журналист Юрий Плохотниченко очень хорошо известен в транспортных кругах, авиакомпании его в основном не любят, потому что он старается писать свое непредвзятое мнение с точки зрения пассажиров.
М.СПИРИДОНОВ: Для кого у вас новости? Для отрасли, для турагентств?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет, для путешественников. Это принципиальное решение. У нас новости с точки зрения простого человека, который интересуется туризмом и путешествиями, у нас взгляд на мир именно с этой точки зрения. Если все пишут про то, что в Италии землетрясение, то мы скорее напишем о том, что происходит с аэропортами, вокзалами, экскурсиями, музеями, есть ли смысл ехать, отменять тур или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Почему вы не дополнили информацию по странам и городам UGC-контентом, то есть возможностью пользователей дополнять информацию, находясь на месте?
А.ПАТРЫШЕВА: У нас есть личный опыт и письма читателей, под каждой статьей в страноведении можно оставить свое мнение, свой комментарий не по сути статьи, а именно рассказать о своем опыте. Проблема в том, что никто не несет ответственности за истинность. Если есть главный редактор и редактор, отвечающий за раздел, то он перепроверяет информацию, связывается с людьми на местах, мониторит рынок. У нас есть редактор, который постоянно находится в движении. Он перемещается по Африке, Азии, Америке, с места он обновляет наши страноведческие разделы, внося правки о том, работает погранпереход или нет, где и что можно сделать и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Не думали о том, чтобы перевезти сайт на Вики-движок, отдать пользователям возможность в режиме Википедии править информацию?
А.ПАТРЫШЕВА: Зачем? В Википедии наблюдаются шикарные войны за то, что на самом деле так, а что нет.
М.СПИРИДОНОВ: Верно, но при этом полнота этой энциклопедии несопоставима с другими за счет того, что можно привлечь огромное количество людей.
А.ПАТРЫШЕВА: Такое же количество людей придется привлечь на редактирование и хоть какую-то проверку. Я не говорю даже о проверке грамотности. У нас на Travel.ru есть корректоры, которые проверяют и новости, и страноведение, и всё остальное, что является большой редкостью для туристического портала. WikiTravel – хорошая вещь, там есть узкие выжимки на тему туризма.
М.СПИРИДОНОВ: Модель, которая у вас сейчас существует, то есть модель информационного портала, наполненного исключительно вашим контентом, не будет изменена в ближайшие годы?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет, в этом плане мы не планируемся меняться.
М.СПИРИДОНОВ: Могли бы рассказать чуть больше о том, что еще собой является Travel.ru? У вас есть еще несколько сегментов.
А.ПАТРЫШЕВА: Самое большое – это журналистика. У нас есть переводчики, которые занимаются переводом новостей, потому что мы отслеживаем новости на разных языках, у нас есть польский, финский, арабский языки. Мы недавно открыли раздел для тех, кому скучно на рабочем месте. Там фотографии и описания чудес света, уникальных мест мира. У нас есть фоторепортажи из довольно редких точек, у нас бывают красивые картинки, интересные тексты, письма читателей тоже можно читать, можно прочитать чужие истории поездок. Для меня один из самых любимых разделов – это раздел спецпредложений авиакомпаний. Сложно удержаться и ничего не покупать, особенно когда там низкие цены на дальние направления. Сейчас появились дешевые билеты в Латинскую Америку, в Азию до 15 декабря. За 500-600 евро можно улететь и в Бразилию, и в Пунта Кану.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом у вас появляются эти предложения? Это эксклюзивная информация?
А.ПАТРЫШЕВА: Мы ведем мониторинг. Мы отслеживаем сайты авиакомпаний, в том числе авиакомпаний, которые мы не продаем, но которые могут быть интересны нашим читателям. Сами авиакомпании иногда присылают факсы, e-mail. Не всё появляется в системах бронирования, там довольно тяжело отслеживать. Это ручная работа, мы делаем расчет тарифа со всеми сборами в рублях. Часто бывает так, что нам пишут информацию, что билет из Москвы стоит 50 долларов, а потом оказывается, что сборы составляют 350 долларов, и в результате получается, что цена менее выгодна, чем у регулярного тарифа на этом же направлении, у этой же авиакомпании.
М.СПИРИДОНОВ: Как у вас работает поиск по авиабилетам?
А.ПАТРЫШЕВА: У нас есть движок, в реальном времени по системе бронирования он ищет данные. Систем бронирования ограниченное количество.
М.СПИРИДОНОВ: Покупка происходит у вас на сайте?
А.ПАТРЫШЕВА: Покупка и оплата происходит непосредственно на сайте, есть возможности оплаты через Евросеть, почту России, Qiwi, виртуальными деньгами и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: С информационными разделами разобрались. Давайте совершим виртуальную экскурсию по сайту.
А.ПАТРЫШЕВА: У нас очень большой и развесистый сайт, на нем можно даже заблудиться. У нас есть табло аэропортов, погода, также у нас есть очень красивая интерактивная карта безвизовых стран, там можно по континентам посмотреть, какая страна является безвизовой, и какие требуются документы. Если страна безвизовая, это не значит, что можно поехать с внутренним паспортом. Там могут быть дополнительные ограничения, которые как раз у нас и расписаны.
М.СПИРИДОНОВ: Расписаны только для россиян или для граждан других стран тоже?
А.ПАТРЫШЕВА: Только для россиян. Мы ориентируемся исключительно на русскоязычном сегменте с российскими паспортами. В плане виз мы не можем объять необъятное. Мы занимаемся только российскими гражданами. У нас есть большой раздел про оформление загранпаспортов, в частности у нас написано, что следует делать, если паспорт не дают, заявление не оформляют и так далее. Мы ведем подробные списки про то, какие нужны доверенности на детей. Даже если доверенность не просят на границе, для оформления визы она всё равно нужна. У нас есть большие разделы про пляжи и курорты с фотографиями и подробными описаниями. По Греции у нас практически попляжное описание. У нас есть предложения горящих туров, это фактически строчная реклама от турфирм, но туры там действительно горящие и интересные.
М.СПИРИДОНОВ: Горящие туры реально существуют? В их существовании многие сомневаются.
А.ПАТРЫШЕВА: Они реально существуют. Чаще всего это маркетинговая ошибка туроператов или агентов, в результате чего цена на тур вынужденно снижается. Мы периодически проверяем, что действительно есть предложения по такой цене, по телефону не должны говорить, что это цена от и что нужно добавить, как минимум, еще определенную сумму. Также у нас есть отзывы по авиакомпаниям, очень подробная информация про авиакомпании и аэропорты, полезные советы про то, как бронировать авиабилеты, про авиа-альянсы, про спецпитание в аэропорту, про типы сканеров в аэропорту для тех, кто опасается за свое здоровье и следит за всем этим. Мы пишем про горные лыжи, круизы.
М.СПИРИДОНОВ: Это всё информация. Как у вас построен раздел «Гостиницы»?
А.ПАТРЫШЕВА: У нас сейчас есть описания отелей и отзывы по отелям.
М.СПИРИДОНОВ: Это ваш уникальный движок?
А.ПАТРЫШЕВА: Это наш уникальный контент. Что касается движка, то у нас партнерство с компанией «Oktogo». Скоро в полном объеме у нас будет запущено бронирование.
М.СПИРИДОНОВ: До этого у вас была только информация?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет. У нас было бронирование с другими компаниями, до этого мы работали с Expedia.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько активен форум на сегодня? Я знаю, что есть одиноко-стоящие форумы по путешествиям, которые больше на слуху, чем форум Travel.ru, или я ошибаюсь?
А.ПАТРЫШЕВА: Конечно, форум Винского более популярен, чем форум Travel.ru. У нас с Винским отличные отношения. Лучше поддерживать дружеские и рабочие связи, чем считать людей конкурентами и вести войну. У нас много зарегистрированных пользователей, регулярно появляются новые сообщений, живое общение, но специфика нашего форума в том, что у нас очень много новичков и тех, кто еще не силен в самостоятельных путешествиях. На нашем форуме дежурят специальные модераторы, которые регулярно отвечают на одни и те же вопросы. Это то, что вызывает раздражение на форумах со сложившейся аудиторией. Одно дело, когда один-два раза спросят о том, как получить длинную Шенгенскую визу, а другое дело, когда практически каждый день появляются люди с этим вопросом. Они не удосужились прочитать ответы на вопросы, предыдущие ветки, поэтому у нас есть специальные модераторы, которые честно отвечают на все вопросы, дают ссылки, чтобы люди не уходили обиженными и чтобы постоянным посетителям форума, его костяку не мозолили глаза одни и те же вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Какие ветки наиболее активны? Я вижу, что есть отдельные ветки, где последние сообщения были оставлены в начале мая.
А.ПАТРЫШЕВА: Есть редкие темы. Например, есть ветка про Португалию, которая у нас выделена отдельно, там в апреле что-то спрашивали.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ветка про визы в страны Африки, там последнее сообщение было оставлено 19 января. Видимо, это не очень интересно россиянам.
А.ПАТРЫШЕВА: Это довольно редкая вещь. В этом и ценность, что у нас есть страницы и информация по таким вещам, которые могут быть востребованными единицами, но это не значит, что этим не нужно заниматься. Я сторонник того, что если появилась информация, то не надо ее прятать, пусть она будет, и она найдет своего ценителя.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не переводите общение в оперативном режиме в социальные сети, как сейчас это модно делать?
А.ПАТРЫШЕВА: В Facebook у нас есть своя страница, во Вконтакте у нас нет ничего, В Твиттере есть. Мы не переводим, потому что там другой формат, другая аудитория, другая площадка. В Facebook мы публикуем наши наиболее интересные новости, интересные темы, истории, обсуждения, но это совсем иное. Форум там не устроить, потому что форум – это другое.
М.СПИРИДОНОВ: В последнее время в связи с ростом соцсетей активность на форуме не тухнет?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет, скорее, наоборот. В последние год-полтора активность на форуме растет.
М.СПИРИДОНОВ: Могли бы вспомнить 2-3 примера наиболее частых вопросов?
А.ПАТРЫШЕВА: Все и всегда спрашивают о том, как получить длительную шенгенскую визу, как оформить доверенность на ребенка (этот вопрос даже у меня уже вызывает неадекватную реакцию), как бы без турфирмы поехать в Таиланд, как забронировать гостиницу.
М.СПИРИДОНОВ: Какие направления сейчас популярны, кроме Таиланда, который пользуется известностью?
А.ПАТРЫШЕВА: У кого?
М.СПИРИДОНОВ: У тех людей, которые общаются у вас, которые приходят к вам читать информацию.
А.ПАТРЫШЕВА: У нас много самостоятельных туристов и много туристов, которые выбирают пакетные туры. Это Турция, Греция, Балканы и Азия в виде Таиланда, Малайзии, Индии, также это Америка. В последнее время Америка пользуется большим спросом.
М.СПИРИДОНОВ: Северная или Южная?
А.ПАТРЫШЕВА: США.
М.СПИРИДОНОВ: Вы живете половину времени, как я понял, в США, в Колорадо.
А.ПАТРЫШЕВА: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: С чем это связано? В каких краях вы живете?
А.ПАТРЫШЕВА: Это связано с горами. Я живу между Денвером и горами, это место называется Flatiron. Почему? Потому что однажды мы туда приехали к друзьям. Это было больше 10 лет назад. Нам настолько всё понравилось, что в какой-то момент мы сняли там жилье и остались там жить. Один раз в горах поживешь и больше никакой местности не надо.
М.СПИРИДОНОВ: Горы есть в Крыму, Австрии или Швейцарии. Почему-то вы выбрали именно США.
А.ПАТРЫШЕВА: Европа принципиально отличается от Америки тем, что в Европе слишком много людей. Конечно, плюс в историческом наследии, но в той же Европе олени не приходят прямо под окна большого жилого комплекса. У тебя под окном не мышкует койот. В Штатах есть неистребленная живность. Если не считать восточного побережья и Калифорнии, плотность проживающих людей намного ниже, особенно в центральных штатах. Там просторы, бесконечное небо и природа.
М.СПИРИДОНОВ: Вы половину года живете в Москве, а половину в Америке?
А.ПАТРЫШЕВА: Не совсем так. Мы иногда уезжаем месяца на 3-4 в Штаты, иногда бывает так, что мы год-два живем там, потом здесь. Сейчас период, когда мы живем в Москве, а в Штатах бываем наездами, но через некоторое время мы отправимся туда.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы решаете организационные вопросы школы?
А.ПАТРЫШЕВА: У нас еще маленькие дети, поэтому им без разницы.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько лет вашему старшему ребенку?
А.ПАТРЫШЕВА: Старшим двойняшким 4 года и 3 месяца, а младшему 8 месяцев.
М.СПИРИДОНОВ: Где они будут учиться?
А.ПАТРЫШЕВА: Это сложный вопрос. Вряд ли в России, скорее, в Штатах.
М.СПИРИДОНОВ: В тех краях, где мышкует койот?
А.ПАТРЫШЕВА: Да. Это когда он подпрыгивает, чтобы потом носом и лапами попасть в норку и вытащить мышку за хвостик или за тушку, чтобы быстро ее проглотить. Обычно это происходит в 5-6 утра. В Москве в это время как раз рабочий день, сидишь, работаешь, смотришь в окно, а под окном мышкует койот.
М.СПИРИДОНОВ: Как строится ваше взаимодействие с бизнесом? Кто остается?
А.ПАТРЫШЕВА: У меня есть зам, который занимается оперативными вопросами и продажей рекламы. Я не занимаюсь продажей рекламы, а это основной источник нашего дохода. Даже находясь в Москве, я работаю из дома и появляюсь в офисе раз в неделю или даже реже. Вся наша работа построена на том, что все отвечают на e-mail, находятся в мессенджерах, умеют работать самостоятельно. Intel меня научил самостоятельной работе с удаленным начальством. Когда я была веб-мастером в Интеле, это была еще не огромная компания, там работало человек 40-50. Это была практически горизонтальная структура, у большинства людей начальство находилось в Европе или Америке. Ты сидишь, твой маленький начальник может сидеть здесь, а может сидеть там, и всё общение с ним проходит по телефону или e-mail. Ты работаешь самостоятельно, есть фронт работ, и ты копаешь. Если ты не умеешь самостоятельно работать, то грустно и плохо.
М.СПИРИДОНОВ: И скоро покидаешь работу?
А.ПАТРЫШЕВА: Да. Также и в Travel.ru. У нас работают люди, которые умеют самостоятельно работать, знают, что и как, умеют задавать вопросы другим для того чтобы наиболее плодотворно дальше что-то делать.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько людей у вас работает в офисе, а сколько удаленно?
А.ПАТРЫШЕВА: 10 человек работает в офисе. Есть те, кто предпочитает работать в офисе. Программисту и веб-мастеру лучше работать в офисе, потому что sales необходимы правки, стоя над плечом.
М.СПИРИДОНОВ: Веб-мастер – это технолог, который правит HTML и делает простые дизайны?
А.ПАТРЫШЕВА: Да. Это даже не верстка контента. Версткой контента у нас занимаются сами журналисты-редакторы. Пара редакторов работает в офисе, продажа проходит в офисе, бухгалтерия и секретарь сидят в офисе.
М.СПИРИДОНОВ: Те, кто работают удаленно, находятся в Москве?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет. У нас есть люди в Кирове, в Ростове-на-Дону, в Питере у нас большая диаспора, вплоть до филиала. Есть 2 человека, курсирующие между Израилем и другими странами.
М.СПИРИДОНОВ: Мы затронули вопрос рекламных денег. Что еще, кроме прямой рекламы и комиссионных продаж туров, авиабилетов и отелей, приносит деньги?
А.ПАТРЫШЕВА: Комиссионных от продаж туров у нас нет, потому что у нас на сайте нет системы продажи туров. У нас есть контекстная и медийная реклама, спецпроекты и нестандартное размещение. Это собственная рекламная модель и транзакционная модель.
М.СПИРИДОНОВ: Очевидно, сильно доминирует реклама над транзакционными доходами.
А.ПАТРЫШЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: А сколько процентов она занимает?
А.ПАТРЫШЕВА: Процент меняется от месяца к месяцу, но в среднем транзакционные доходы приносят нам примерно 5-10 процентов. Мы надеемся на рост этой составляющей, иначе мы бы не занимались этим и не вкладывались в создание движка. Реклама продается очень хорошо, глубина продаж высокая, спрос настолько большой, что у нас практически кончается трафик на сайте, и мы думаем над тем, чтобы делать новые интересные разделы и предлагать новые идеи рекламодателям. Часто бывает так, что авиакомпании стоят в очереди, ожидая дырок в других рекламных компаниях, потому что одновременно размещаться на конкурирующих направлениях они не могут.
М.СПИРИДОНОВ: Если всё так хорошо с покупаемостью рекламы, почему не поискать возможности повышения трафика?
А.ПАТРЫШЕВА: Мы повышаем трафик, но мы же не можем покупать мусорный трафик на сайтах с красивыми картинками. Это сильно снижает доверие к Travel.ru. Мы покупаем контекстную рекламу, огромное количество низкочастотных запросов. У нас тысячи объявлений в Директе и Гугле, но до тизеров и обмена желтыми заголовками новостей мы не опускаемся. Наши новости с нашими текущими заголовками, к сожалению, в обмен неособо берут, потому что они ненажимаемые.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько у вас процентов прямого трафика, сколько людей приходит с поиска, сколько с рекламы? Наверное, приходит много тех, кто напрямую запрашивает какое-то название пляжа в Греции или визу в Испанию и так далее.
А.ПАТРЫШЕВА: У нас очень большой поисковый трафик что с Яндекса, что с Гугла. К нам приходят по 30-40 тысяч человек в сутки. Наверное, поисковый трафик занимает почти половину. Трафика с контекстной рекламы процентов 15. Прямого набора не так уж и много. Можно ли считать приход прямым заходом на сайт, если человек зашел в Яндекс и набрал в строке поиска Travel.ru? Такие тоже есть.
М.СПИРИДОНОВ: Почти что можно, хотя формально это поисковый трафик. Мы приближаемся к завершению нашего разговора. Как думаете, есть ли смысл сейчас строить проект, подобный Travel.ru? Если да, то в какую сумму это бы обошлось?
А.ПАТРЫШЕВА: Самое дорогое – это создание уникального контента. Я не берусь оценить, сколько бы сейчас стоило подобное. Наверное, это несколько сотен тысяч долларов. Проблема в том, что нельзя нанять 100 журналистов, и через месяц получить страноведческий сайт, на это нужно время, а время не купишь ни за какие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, это довольно сложно.
А.ПАТРЫШЕВА: Это сложная задача.
М.СПИРИДОНОВ: Каким вы видите сегодняшнее состояние туристического рынка в Рунете? Каким, как вам кажется, он будет завтра?
А.ПАТРЫШЕВА: К счастью, сейчас появились системы бронирования и продажи туров. Я думаю, что в этом плане рынок будет развиваться очень активно. Также активизировались продажи авиабилетов. Сейчас война идет на грани того, что завоевывают аудиторию, стараясь не брать сбор за оформление авиабилетов, иногда работая в минус, чтобы получить лояльных клиентов. При этом еще не вычерпана сама аудитория тех, кто покупает, и общий рост продаж авиабилетов будет и дальше наблюдаться. С бронированием гостиниц то же самое. Я думаю, что будет добавляться динамическое пакетирование и мета-поисковики с динамическим пакетированием, то есть создание предложений. Ты искал авиабилет, и там же поискал гостиницу и автомобиль.
М.СПИРИДОНОВ: Это будет развиваться на основе наших порталов, или придут сильные западные игроки – такие, как Expedia, например?
А.ПАТРЫШЕВА: С турами точно не придут западные игроки, потому что туры – это заморочки каждого локального туроператора. Многие решения, которые сейчас существуют – это решения от туроператоров, а не сторонние разработки.
М.СПИРИДОНОВ: Это какие-то комплексные предложения или конкретные порталы?
А.ПАТРЫШЕВА: Это технологические вещи, которые позволяют продавать туры. Это всегда местные системы, местные компании что в Европе, что в Америке, что у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Почему нет крупных порталов, построенных туроператорами? Они не хотят портить рынок своих подрядчиков – турагентств?
А.ПАТРЫШЕВА: Я думаю, что им просто не до этого. Они заняты продажей туров, и это у них неплохо получается. Что они могут предложить на портале? Нужно же делать контент, а контент – это деньги, которые не пошли на развитие туроператорского бизнеса. Может быть, туроператорский бизнес прибыльнее, чем создание контента и продажи с него.
М.СПИРИДОНОВ: Они могут представить это в каком-то более-менее удобном виде в интернете.
А.ПАТРЫШЕВА: У них у всех это представлено в удобном виде, у них есть база отелей с подробными описаниями. Они сами делают эти описания, там есть фотографии. У многих есть даже видео. Без этого турист не в состоянии сделать выбор. Есть туроператоры, у которых на сайте под описаниями туров и отелей есть отзывы туристов.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, что при этом на слуху независимые игроки. Давайте перейдем к блицу. В рамках этого блока я прошу ответить на вопросы максимально лаконично.
А.ПАТРЫШЕВА: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Оптимально ли организован ваш рабочий день?
А.ПАТРЫШЕВА: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Как бы вы распорядились наследством в миллион долларов?
А.ПАТРЫШЕВА: Я думала над этим. Наверное, я бы поехала куда-нибудь, села на берегу номера и кидала в море камушки месяцев 5-6, потом я бы стала думать, что я на самом деле хочу.
М.СПИРИДОНОВ: Есть анекдот насчет камушков. Что будешь делать, когда уйдешь на пенсию? Сяду в кресло-качалку. Когда через несколько месяцев тебе надоест, что ты будешь делать? Начну раскачиваться.
А.ПАТРЫШЕВА: Примерно так.
М.СПИРИДОНОВ: Вместо камушков можно кидать пятитысячные купюры в море.
А.ПАТРЫШЕВА: Нет. Во-первых, я не любитель эпатажа. Во-вторых, я жадина. Я найду лучшее место для траты денег.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени нужно, чтобы научиться предпринимательству?
А.ПАТРЫШЕВА: Не нужно время, нужна уверенность в себе и в том, что ты делаешь.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы можно было вернуться в прошлое, сохранили бы свой проект о ресторанах, кафе и клубах Санкт-Петербурга – eda.spb.ru?
А.ПАТРЫШЕВА: Да. Я бы многое сделала иначе. Я даже сейчас иногда думаю о том, чтобы его реанимировать, но это вряд ли произойдет.
М.СПИРИДОНОВ: Какие нереализованные детские фантазии или мечты еще остались, кроме океана и камушек?
А.ПАТРЫШЕВА: Подняться на какие-нибудь горы, сделать что-нибудь глобальное и полезное.
М.СПИРИДОНОВ: Последняя рубрика – это вопросы от слушателей. Задам вопросы, которые были оставлены слушателями Рунетологии в анонсе программы в моем логе по адресу Spiridonov.ru, либо в сообществах Рунетологии в Facebook и Твиттере. Я предлагаю вам подписываться. Aktien Gesellschaft спрашивает: «Откажутся ли российские потребители от готовых туров?».
А.ПАТРЫШЕВА: Конечно, не откажутся. Это как сказать, что не надо продавать замороженные продукты и готовые обеды в магазинах, потому что все должны идти на рынки и готовить сами. Кто-то не любит выбирать себе гостиницу, искать авиаперелет, кто-то не умеет, кто-то не хочет, кому-то проще сэкономить время, чем деньги, или кто-то понимает, что есть направления, где пакетные туры всегда будут дешевле, чем самостоятельно составленное путешествие.
М.СПИРИДОНОВ: Следующий вопрос от Николая. Как построены взаимоотношения с турагентствами? Наполнением сайта турами занимается непосредственно каждое турагентство само, либо вся работа ложится на ваших контент-менеджеров?
А.ПАТРЫШЕВА: У нас турагентства не участвуют в наполнении нашего сайта, потому что турагентства размещают у нас исключительно строчную рекламу. Они в состоянии редактировать ее сами, у них есть логин и пароль. Если же вы спрашиваете о том, что делают турагентства со своими сайтами, то тут всё зависит от турагентов. Кто-то сам наполняет, кто-то подключается к туроператорам или общим системам бронирования туров. Это зависит от количества денег, от фантазии и от желания.
М.СПИРИДОНОВ: Владимир Федоров спрашивает: «Будут ли какие-то изменения в дизайне и юзабилити? Мне кажется, что проект немного отстает в этом направлении от конкурентов». Наверное, он смягчает пилюлю. Я слышал, что считается, что Travel.ru серьезно устарел в плане дизайна.
А.ПАТРЫШЕВА: Travel.ru устарел по дизайну, потому что у нас перфекционизм, нам хочется чего-то хорошего, но пока хорошее не придумалось, на полумеры мы не соглашаемся. У нас в планах есть редизайн и улучшение навигации по сайту. Мы находимся в процессе.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Михаила. Видно, что он не очень погружен в тему, но я задам его вопрос. «Хочу сделать свой трэвэл-проект, на что стоит обратить внимание, чем стоит заниматься с бюджетом в 3000 долларов?».
А.ПАТРЫШЕВА: С бюджетом в 3000 долларов лучше всего отправиться в путешествие в недорогое место, писать оттуда и понять, что трэвэл-проект создается не ради денег. Маловероятно, что он будет приносить деньги. Это скорее хобби и образ жизни, образ мыслей. Как и в любом другом бизнесе, надо решать проблему, а не пытаться искать бриллианты.
М.СПИРИДОНОВ: Если есть 3 тысяч долларов, то можно завести бесплатный блог и писать о путешествиях, о возможных тревелах. Так вырос проект Aviasales. Дело в вашей энергии и желании этим делом заниматься. 3 тысяч, конечно, не хватит, но начав с чего-то, можно это развить. Roman Likhov спрашивает: «У меня сайт про Пхукет (один из курортов Таиланда). При хорошем раскладе посещаемость, которую можно достичь – 2000-3000 человек в сутки. Какой, на ваш взгляд, лучший способ монетизации подобных узконишевых ресурсов на данный момент?».
А.ПАТРЫШЕВА: Проблема в том, что люди, которые ходят на сайты по определенным странам, редко покупают пакетные туры. Они стараются обходить турагентства, они покупают напрямую билеты в авиакомпаниях, бронируют гостиницы, поэтому возникает проблема с рекламой. Размещать рекламу туроператоров, турагентов бесполезно, а авиакомпании и системы бронирования отелей покупают рекламу на гораздо более посещаемых сайтах, поэтому остается единственное решение – это контекстная реклама, где в виде медийной рекламы появятся те же самые авиакомпании и системы бронирования. Может быть, можно договариваться с локальными туроператорами или локальными точками, которые предлагают вещи, без которых трудно обойтись. Например, аренду машин, аренду домов.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, посещаемость в 2-3 тысячи слишком мала для того чтобы рассчитывать на какие-то более-менее заметные деньги?
А.ПАТРЫШЕВА: Посещаемость в 2-3 тысячи может приносить 100-200 долларов в месяц при удачно построенных страницах и удачном размещении.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Синица спрашивает: «Я бы хотел сделать сайт-витрину, стать партнером 2-3 крупных туроператоров и продавать туры, получая за это процент. Как получить доступ к базе туров?».
А.ПАТРЫШЕВА: Партнерских систем я не знаю, тем более, которые бы работали за процент в России. Кроме того, в отличие от кучи других вещей, которые могут продаваться сами по себе, продажа авиабилетов, гостиниц и туров требует вовлеченности продавца, требуется давать советы, отвечать на глупые вопросы, просто ссылки и перенаправления не приводят к продажам практически никогда.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое за ваше время. Мы закончили. Если есть, что добавить, прошу Вас.
А.ПАТРЫШЕВА: Спасибо. Мне было интересно отвечать на вопросы. Каждое такое интервью – это способ взглянуть на нашу компанию со стороны, увидеть что-то неожиданное.
М.СПИРИДОНОВ: Удалось увидеть что-то неожиданное?
А.ПАТРЫШЕВА: Да, я не скажу об этом. Мы лучше будем совершенствоваться и дальше с учетом того, что я услышала.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была основатель Travel.ru – Ася Патрышева. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Приходите на конференцию «Практика онлайн-бизнеса» по адресу onlinebusinesspractice.ru. Будьте здоровы. Всего хорошего.