М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 16 июля 2012 года. Это 156-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов.
Неизменно тепло и искренне мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – агентство контекстной рекламы iContext — лидер рынка с более чем десятилетней историей и уникальными технологиями. Опыту iContext доверяют крупнейшие компании, поисковые системы, рекламные агентства и социальные сети Рунета.
Если сегодня произвольно выбранному эксперту по высоким технологиям предложить назвать три самых перспективных направления интернет-бизнеса, то с вероятностью 99% одним из названных направлений станет разработка приложений под мобильные устройства. Продвинутый эксперт еще подумает и добавит – особенно под iOS – операционную систему iPhone и iPad. В Рунетологии мы не раз затрагивали эту тему по касательной, но никогда еще не говорили об этом основательно. Сегодня у нас есть такая возможность. В гостях передачи создатель программ для iPhone/iPad «Купи батон!», он же Buy me a pie, «Tiny Beach» и других – Сергей Булаев. Привет, Сергей!
С.БУЛАЕВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Также нужно сказать, что ты приложил руку к созданию нескольких довольно известных блогов в Рунете, минимум два из них были в десятке самых популярных блогов Рунета, верно?
С.БУЛАЕВ: Да, так и есть.
М.СПИРИДОНОВ: Это блог «Интернетные штучки», ныне не работающий в полном режиме, и блог Lifehacker.ru.
С.БУЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи, пожалуйста, что тебя занесло в предпринимательство. Почему блоггинг и мобильная разработка? Почему интернет?
С.БУЛАЕВ: Я никогда не работал у кого-то на работе, у меня с самого детства началось увлечение интернетом, которое переросло в бизнес. Всё начиналось с программирования, фриланса. С детства я увлекался программированием, и когда появился интернет, появилась возможность что-то делать, и оказалось, что довольно легко находить заказчиков и что-то зарабатывать. Всё это перетекло в создание моей первой компании «Скрипт». Мы занимались аутсорсингом, брали заказы, делали их, но где-то через полтора года я немного подустал от аутсорсинговой деятельности, и когда один из моих крупнейших клиентов предложил выкупить у меня большую часть компании чтобы делать продукт, я согласился, и так мы стали продуктовой компанией.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, вы довольны этим.
С.БУЛАЕВ: Да, очень доволен.
М.СПИРИДОНОВ: Мы говорили о том, что аутсорсинг – это во многом беда и отчасти проказ хай-тека в России. Большое количество классных специалистов работает на экспорт в рамках аутсорсинг-программирования. Они делают какие-то фрагменты работ для крупных концернов, а не занимаются созданием собственных продуктов.
С.БУЛАЕВ: Я считаю, что аутсорсинг – это что-то вроде гастарбайтерства, когда ты продаешь свои мозги и получаешь деньги за сервис. Ты ограничен, и ты не создаешь ничего хорошего в своей стране.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошее, может быть, и создаешь, просто не в своей стране, и ты часто не видишь продукт, над которым работаешь, целиком.
С.БУЛАЕВ: Аутсорсинг – это часто создание драйверов, продуктов, которые никому не нужны, они не нужны конечным потребителям, они нужны какому-то бизнесу. Зачастую у аутсорсинга плохой контроль качества, и выглядят продукты страшно, пользоваться ими страшно. Когда компании наплевать на пользователя, она может отдать продукт, с которым будет работать пользователь, на аутсорсинг.
М.СПИРИДОНОВ: Это тема, которую мы с Сергеем договаривались поднять, мы не будем ее муссировать подробно, остановимся на этом. Я думаю, что в Рунетологии мы будем возвращаться к этой теме, потому что мысль, закинутая мне Сергеем и его партнером – Олегом, о том, что аутсорсинг – это непатриотичная тема, а главное, несозидательная, мне интересна. Мне мысль, что стоит заниматься собственными продуктами, хотя бы пока вы молоды, полны сил и не обременены необходимостью кормить большую семью, понравилась. Лучшие из нас рискуют и позже, как мы знаем.
С.БУЛАЕВ: Да, просто последствия могут быть плачевными.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье Сергея, и мы продолжим разговор.
ДосьеСергей Булаев родился 16 мая 1981 г. в Ульяновске. В 2004 году окончил Ульяновский государственный университет, факультет математики и информационных технологий. C 2000 по 2003 год работал программистом-фрилансером. В 2003 году основал компанию «Скрипт». В настоящее время возглавляет отдел iOS разработки в должности «Директор по продуктам». В 2006 году основал компанию Блоговед. С нуля создал работающий бизнес на базе тематического контент проекта - блога «Интернетные штучки». В 2008 году основал компанию «Буферная бухта», которая издает известные сетевые СМИ – Lifehacker.ru и Macradar.ru. Является инициатором создания общественной организации "Ульяновский совет по культивации интернет-технологий", в рамках которой в начале июля прошел международный неформальный слет айтишников – ULCAMP 2012. Увлекается путешествиями, горными лыжами. Женат, воспитывает сына. Живет и работает в Ульяновске.
М.СПИРИДОНОВ: Ты за кадром сказал о том, что ты волнуешься в этом разговоре. Самое сложное в интервью – это говорить с человеком, которого ты хорошо знаешь. С тобой мы очень хорошо знакомы, но я постараюсь абстрагироваться от этого и буду задавать вопросы, ответы на которые я порой знаю. Однако мне важно раскрыть твою точку зрения и дать ее узнать нашим слушателям. Для меня сегодня непростая передача в этом смысле, но я постараюсь быть на высоте. Почему тебя носило? Почему ты занимался то аутсорсингом, то блоггингом, точнее созданием медиа-продуктов на базе блогов, то iOS-разработкой? Ты непоследовательный?
С.БУЛАЕВ: Не сказать, что меня носило, потому что из компании «Скрипт» я никогда не уходил. Это мой основной бизнес, мои основные доходы, но у меня есть проблема – мне постоянно хочется что-то придумывать, а потом делать, это всегда получалось само собой, и все дополнительные проекты вырастали из увлечений и небольшой работы в вечернее время, из хобби.
М.СПИРИДОНОВ: Какое из увлечений на сегодня, как тебе кажется, наиболее перспективное и успешное?
С.БУЛАЕВ: На сегодняшний день это iOS. Так получилось, что я это делаю в рамках своей старой компании. Когда мне очень захотелось в iOS, я рассказал об этом своему партнеру, мы долго думали, обсуждали, спорили и пришли к выводу, что нам всем это очень нужно, и мы стали это делать.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно вы пошли в мобильную разработку? Чем занималась компания «Скрипт» до того?
С.БУЛАЕВ: До того у нас было несколько успешных веб-проектов на Западе с разной долей успеха, но мы подустали от этого всего. Видимо, успех был не такой большой, и нам хотелось чего-то нового. Я iPhone увлекался с момента их выхода, я Mac-пользователь со стажем более 5 лет, и, будучи на Mac, я встречал iPhone, и я всегда был фанатом телефонов, фанатом Apple. Я видел, что это очень перспективное направление, так мы туда и попали.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно?
С.БУЛАЕВ: Это случилось в конце 2010 года.
М.СПИРИДОНОВ: То есть 2 года вы в этом находитесь, даже меньше?
С.БУЛАЕВ: Мы начинали с нуля. Одному из наших ведущих программистов это было очень интересно. Он сказал, что будет строить отдел. Будучи успешным PhP-программистом, он изучил Objective-C, на котором пишутся программы для iPhone. Потом мы взяли двух первых студентов, у которых практически не было опыта iPhone-разработки, сами их научили, и все вместе научились делать iOs-приложения.
М.СПИРИДОНОВ: Что было первым успехом в этом направлении?
С.БУЛАЕВ: Я не знаю, знаешь ты или нет, но это был наш с тобой совместный проект.
М.СПИРИДОНОВ: Как я могу не знать? (смеется)
С.БУЛАЕВ: Если ты помнишь, то в тот момент, когда мы решили всё это делать, ты приехал ко мне в гости в Ульяновск, и я тебе рассказал, что мы собираемся это всё делать. Ты мне тут же предложил идею сделать клиента для твоего проекта Календ.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Это я предложил идею? Я думал, что ты.
С.БУЛАЕВ: Ты сказал, что у вас были какие-то наработки, но что-то не срослось.
М.СПИРИДОНОВ: Да, точно.
С.БУЛАЕВ: Да, и я за это сразу ухватился, мне это понравилось.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что я тебя надоумил делать проект, который потом вышел на первое место платных приложений русского AppStore.
С.БУЛАЕВ: Да, всё верно, так и есть.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно. Я не буду пока заходить в эту тему, поскольку хотелось бы прежде, чем говорить подробно о мобильных операционных системах и конкретно о ваших проектах в этих направлениях, поговорить и о других твоих начинаниях. Пока поставим паузу в истории с iOS и моим участием в ней. Я уже подзабыл об этом и думал, что дал добро на возможность такой работы, и вы с моими менеджерами делали это, а оказывается, идея была моя. Возвратимся к блогам. Мы с тобой общались вокруг блога «Интернетные штучки». Это был твой первый осознанный и серьезный проект в этом направлении?
С.БУЛАЕВ: Да, так и есть. В конце 2005 года я впервые посмотрел на блоги. Тогда в ЖЖ всё активно развивалось. Сначала я пытался вести свой личный блог, что-то у меня даже получалось, но это было для себя. Потом я начал читать западные блоги. Тогда только-только зарождался Techcranch. Тогда была еще тысячная посещаемость, а не миллионы, которые есть сейчас. Я быстро увидел, что в России нет аналога, и подумал, почему бы и нет, так я стал по вечерам писать на тему интересных интернет-проектов и назвал свой проект «Интернетные штучки».
М.СПИРИДОНОВ: И как скоро стало заметным внимание публики?
С.БУЛАЕВ: Это всё началось в конце февраля, в конце марта там появились первые 100 читателей. Я сразу понял, что основа правильного блога – это регулярные посты. Учитывая то, что для меня это было хобби, и писать я не очень хорошо умел, я быстро понял, что надо кого-то нанять. Достаточно быстро сформировалась команда, и через полгода над проектом работало несколько человек. У нас было 2 поста в день, и пошел быстрый и ощутимый рост.
М.СПИРИДОНОВ: Ты им платил?
С.БУЛАЕВ: Да, причем это были небольшие платежи. У проекта был бюджет в несколько сотен долларов в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Заработок был, или это была трата денег на хобби?
С.БУЛАЕВ: Заработка не было, просто мне нравился проект, я думал, что из этого может что-то вырасти, и сумма была совершенно ненапрягающей. Я оценивал это как расходы на развлечения.
М.СПИРИДОНОВ: Потом появились какие-то деньги?
С.БУЛАЕВ: Да, деньги появились, но они появились года через два, может, через полтора. Я очень долго не хотел пытаться зарабатывать, потому что посещаемость у проекта была небольшой, и было понятно, что серьезных денег не заработать, а к мелким не было стремления.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, тогда появился в проекте Слава Баранский.
С.БУЛАЕВ: Да, он был одним из первых авторов. Мы с ним до сих пор общаемся. Еще Владимир Яшников. Это люди, которые в контентном направлении до сих пор со мной.
М.СПИРИДОНОВ: Надо сказать, что Слава оказался одной из центральных фигур всего последующего развития твоего блоггинг-направления.
С.БУЛАЕВ: Многое продвинулось именно благодаря ему, поэтому сейчас он мой партнер.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас в Lifehacker, который на сегодня является для вас магистральным и главным проектом, он занимает одну из ведущих ролей вместе с Алексеем Пономаревым.
С.БУЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я очень осведомлен на этот счет (смеется).
С.БУЛАЕВ: Да. Алексей возглавляет компанию, а Слава является главным редактором, он также является совладельцем, у него небольшая доля.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к Интернетным штучкам. Ты сознательно вел его к продаже? Я участвовал в продаже этого проекта, и ты инициировал эту продажу. Ты изначально это планировал, или идея возникла спонтанно?
С.БУЛАЕВ: Нет, изначально планов не было. Сказать, что проект надоел, нельзя, это неправда. Он в последнее время, пока я им владел, приносил мне мало удовольствия, хотя в 2008 году мы стали блогом года. Мы стали блогом года, причем в финале мы выиграли у блога Артемия Лебедева. Я понял, что больше достигать нечего, доход проект приносил. Он был в плюсе, оборот был в несколько тысяч долларов, но не было видно, как он будет развиваться без серьезных вложений.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, ты его продал. Проект оказался в руках у управляющей компании, и в результате ошибок он сошел на «нет».
С.БУЛАЕВ: Так и есть. По условиям договора мы сотрудничали с переменным успехом больше года, но было много технических проблем. Там многое перестраивалось в команде, развития не было, были только проблемы.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы знал, что так будет, продал бы проект?
С.БУЛАЕВ: Конечно, нет. Я не знаю, где бы он был сейчас. Я имею возможность сравнивать его с Lifehacker, потому что на момент продажи Штучек Lifehacker был и работал, правда, его посещаемость была намного меньше. Я тогда предлагал покупателю забрать весь бизнес, но он отказался и сказал, что им интересны только Штучки. Я думаю, что на Штучки довольно сильно повлиял кризис, который разразился сразу после сделки. Управляющая компания была заинтересована в том, чтобы с помощью Штучек продвигать свои проекты, но из-за кризиса это было неуспешно, потому что продвигать было нечего.
М.СПИРИДОНОВ: Какие там были цифры? Какая была посещаемость у Lifehacker на момент продажи Штучек? Какая была посещаемость у Интернетных Штучек?
С.БУЛАЕВ: На момент продажи у Штучек было чуть менее 10 тысяч уникальных посещений в сутки, а у Lifehacker было 2-3 тысячи.
М.СПИРИДОНОВ: А на сегодня?
С.БУЛАЕВ: Сейчас у Lifehacker около 45 тысяч уникальных посещений в сутки.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Жаль проект, который мы с тобой отчасти похоронили, но я понимаю, что инвестиции пошли в том числе и в рост.
С.БУЛАЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: У вас еще есть проект «MacRadar». Как он чувствует себя?
С.БУЛАЕВ: Он чувствует себя не так хорошо, как Lifehacker. У нас был еще один проект – блог об интересных программах, который мы закрыли, слив его с Lifehacker. Это был совсем неуспешный проект, а Lifehacker находится посерединке. Мы его не закрываем, но у него нет большого роста. Там есть проблемы, которые мы пытаемся исправить, но успеха мы пока не добились. Он окупаем, на нем неплохо покупают рекламу, потому что сейчас бум iOS-приложений, но такого роста, как нам хотелось бы, нет, с ним еще предстоит много работать.
М.СПИРИДОНОВ: В чем успех? Для меня ваши 45 тысяч на Lifehacker – это тоже сюрприз, это довольно много. Для меня тогда было бы логичным увидеть подобный рост на MacRadar, тем более, тема горячая. Почему Lifehacker запустился, а MacRadar нет? Он слишком узкий?
С.БУЛАЕВ: Команды разные. Сравнивать не очень хорошо. Есть достаточно много успешных блогов о Маках, которые растут гораздо быстрее MacRadar, а это значит, что у нас проблемы.
М.СПИРИДОНОВ: Проблема в команде, или есть проблемы с чем-то другим?
С.БУЛАЕВ: Трудно сказать, но я считаю, что проблема, прежде всего, с контентом, потому что для блога самое главное – это контент.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай двигаться в сторону разговора про iOS и вашу разработку. Я думаю, что это будет главной темой нашей беседы. Сегодня Скрипт, прежде занимавшийся проектами в вебе, практически полностью переориентирован на iOS-разработку, верно?
С.БУЛАЕВ: Да, так и есть, причем мы наблюдаем за «каннибализацей» компании, мы видим, как iOS-отдел пожирает всю оставшуюся часть. Из других команд люди уходят, убегают и засасываются iOS-отделом.
М.СПИРИДОНОВ: Это энтузиазм, или это возникает по рабочим причинам?
С.БУЛАЕВ: Есть энтузиазм со стороны сотрудников, и это динамика развития.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы с тобой в начале разговора коротко накидали информацию о том, как развивались события с точки зрения построения проектов. Давай вернемся к этому. Вы замыслили в конце 2009 года, когда мы с тобой встречались в Ульяновске, направление iOS, договорились, что первый проект, который будет делаться, будет мобильное приложение на базе моего веб-сайта Календ.ру с различными праздниками и событиями. Что происходило дальше? Как вы пришли к тому, чтобы построить первое приложение?
С.БУЛАЕВ: Мы сделали его довольно быстро, это заняло не больше месяца. Сначала мы его выложили в AppStore, ничего не происходило, у нас не было понимания, как это всё продвигать. Мы думали, что оно пойдет само, а оно не пошло. У нас пошел негативный фидбек, мы переделали интерфейс, и я четко помню, что настроения были вначале негативными, но когда мы вышли с январских каникул в 2011 году, программа начала расти сама собой. Я помню, что в описании к приложению я добавил фразу «Думаете, праздники закончились? Повод есть каждый день». Я написал это в первом предложении в описании календаря, и он сам начал расти.
М.СПИРИДОНОВ: Всё решило это предложение, или еще какие-то обстоятельства этому сопутствовали?
С.БУЛАЕВ: Я думаю, что после праздников народ стал искать праздники, им хотелось продолжения. Ближе к концу января у нас была публикация на iPhones.ru – крупнейшем блоге про iPhone в России, которая нас закинула на первое место в AppStore. Мы долго оставались в Топ-100.
М.СПИРИДОНОВ: Какой срок жизни приложения? Есть какие-то средние цифры по тому, сколько приложение может держаться в тонусе и давать изрядные деньги?
С.БУЛАЕВ: Приложение надо обновлять, чтобы оно оставалось в тонусе. Календарь давно не обновлялся, у нас доходы немного стагнируют, и надо выпускать серьезный апдейт, заново проводить пиар-волну, и мы можем опять выстрелить.
М.СПИРИДОНОВ: Другое дело, что там достаточно сложно это будет сделать, переходя в режим разговоров по существу, поскольку контент уже использован, и непонятно, куда поворачивать его.
С.БУЛАЕВ: Что клево в iPhone? То, что быстро растет база новых пользователей, люди активно покупают телефоны. Я, к сожалению, не знаю, конкретных цифр, но я уверен, что очень сильно выросла база пользователей. Большинство пользователей не могут нормально найти приложение, они просто смотрят на то, что есть в топе, и ставят эти приложения. Если нам опять попасть туда, то установок будет много.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Если сделаешь, будет замечательно. Чем различается с точки зрения продукта разработка под мобильные системы и под веб? Как продуктовый менеджер, ты работал и в том, и в другом направлении.
С.БУЛАЕВ: Прежде всего, разработка мобильных приложений сильно идет от дизайна. Если что-то меняешь в дизайне, это может вызвать очень серьезные изменения в программировании. Если в вебе мы привыкли всё делать на прототипах, а потом всё это доделывать, потому что верстку изменить нетрудно, то в iOS это не работает. Там с дизайном надо быть очень аккуратным, продумывать его с самого начала. Тем более, от дизайна в iOS многое зависит, потому что люди привыкли к красивым и удобным приложениям. Надо сразу всё хорошо продумывать.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, итерационный путь, которым часто идут в вебе, здесь не подходит?
С.БУЛАЕВ: Он подходит, но надо больше работ провести до первого выпуска продукта.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь попробовать представить себе некий свод самых важных правил, который ты бы повесил на условном плакате рекомендаций iOS-разработчику, маркетологу? О чем бы ты говорил, о чем бы ты написал?
С.БУЛАЕВ: Я считаю, что важно делать продукты не под какие-то целевые аудитории, а под какие-то кейсы, под какие-то ситуации.
М.СПИРИДОНОВ: Например, под какие ситуации?
С.БУЛАЕВ: Могу привести пример Купибатона. Он сделан не под какую-то целевую аудиторию, он сделан под конкретную ситуацию. Это нужно, когда жена составляет список покупок для мужа, когда они находятся в разных местах.
М.СПИРИДОНОВ: То есть нужно закрывать какую-то нужду? Нужно, чтобы приложение отвечало ясной потребности?
С.БУЛАЕВ: Да. Второе, самое главное правило – не надо пытаться сильно расширить аудиторию, пусть она будет узкой, зато ты будешь помогать решать проблему гораздо лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Это обратный тренд от желания и возможности отдельных разработчиков впихнуть 100500 функций в программу или веб-проект. Ты предлагаешь обратное движение, то есть делать мало?
С.БУЛАЕВ: Да. Есть 2 основных направления развития продуктов. Первый путь широко распространен, это постоянное добавление нового функционала и расширение аудитории продукта. Второй путь – это постоянное упрощение функционала, уменьшение числа функций и более четкое позиционирование продукта. Второй путь – это деструктивная, разрушительная инновация. По первому пути очень тяжело идти новенькой компании, потому что там всё захвачено большими игроками, а сними конкурировать тяжело. Когда ты идешь по второму пути, легко конкурировать с большими игроками, потому что ты у них отжимаешь только маленькую долю рынка, им на это плевать, и ты постепенно можешь занять неплохую нишу.
М.СПИРИДОНОВ: Сначала ты делаешь продукт с большим количеством функций, а потом отсекаешь ненужное?
С.БУЛАЕВ: Для нас вырезать что-то – это обычное дело. У нас в приложении на каждой функции висит статистика, это всё связано с Google Аналитикой. Мы смотрим, чем люди пользуются, и если они чем-то не пользуются, то мы это убираем, чтобы это не мешалось.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Продолжим историю вашей жизни, историю вашего похода в iOS, ныне продолжающуюся и вполне успешно. Вы полтора-два года назад задумали подобный поход, начали с приложения для российского рынка на базе проекта Календ.ру, затем задумали и реализовали Купибатон. Какое развитие было дальше?
С.БУЛАЕВ: Купибатон мы делали с переменным успехом где-то с декабря 2009 года, то есть сразу после календаря праздников мы начали делать Купибатон. Я его придумал, находясь в магазине. У меня была смс от жены со списком покупок, и я постоянно перечитывал этот список, потому что я не мог там вычеркнуть продукты, и когда я что-то собрал, мне было нужно выбирать то, что еще не положено в корзину, и приходилось читать список заново. Я поймал себя на мысли о том, что я такой продвинутый IT-ник, я знаю много приложений для списка покупок, и почему я не могу пользоваться им сам, не могу заставить пользоваться им жену, я понял, что это связано с тем, что они все слишком навороченные, и ими трудно пользоваться. Я пришел домой, начал смотреть все эти продукты, на тот момент их было больше сотни. Простого приложения не было, ты не мог быстро создать список, иметь возможность синхронизировать и вычеркивать продукты. Они все были слишком навороченными, чего в них только не было – были и сканы баркодов, где-то надо было вводить цену продуктов, где-то надо было выставлять категорию. Чем больше у тебя всяких опций, тем дольше ты будешь добавлять продукты в этот список. На следующий день я рассказал об этом партнеру, ему идея очень понравилась, и мы начали делать приложение.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сделали?
С.БУЛАЕВ: Мы закончили его делать в конце мая, в мае следующего года разработка прервалась на доработки календаря. Когда он выстрелил, мы решили его доделать и улучшить. Тогда у нас уже были связи со многими блогами, потому что мы пытались продвигать Календарь праздников. Кроме того, мы по полной использовали Lifehacker, потому что это Lifehacker-тема. Там мы сразу выстрелили на второе место, на первое мы не попали, потому что там в это время был проект «The Heist». Он очень известный, и он очень долго держался на первом месте, и его бесполезно было пытаться свергнуть. После этого Купибатон оставался в Топ-20, это было до сентября, когда вышел наш первый конкурент – приложение с покупками от компании iFree. Они были уверены в том, что мы украли у них идею, потому что у них есть андроид-версия, которая вышла раньше Купибатона, и там есть внешние сходства, по идеи тоже есть сходства. Я встречался с их представителями на одной мобильной конференции. Мы работали по системе Basecamp, и там у меня были картинки с интерфейсом Купибатона, датированные декабрем, январем, это было до выпуска их проекта. Я смог доказать им, что мы ничего у них не крали, что мы это сделали гораздо раньше.
М.СПИРИДОНОВ: Вы совпали по идеям?
С.БУЛАЕВ: Да, и они в сентябре выпустили iPhone-версию, но, к счастью, с iPhone у них не всё так хорошо получилось, как у нас. В iPhone у них получилась немного не такая идея, они выпустили навороченное приложение. Когда они вышли, они попали вверх, наше приложение начало падать, но потом, в конце сентября мы опять вернули свое лидерство. Они так и колеблются низко.
М.СПИРИДОНОВ: В конце сентября 2011 года?
С.БУЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько на сегодня закачек Купибатона? Есть суммарная статистика?
С.БУЛАЕВ: Если сложить Купибатон и английскую версию Buy Me a Pie, то у нас больше миллиона скачиваний.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь перейдем непосредственно к английской версии. Выйдя на Россию, увидев, что это пользуется определенной популярностью, вы решили пойти в Америку?
С.БУЛАЕВ: Мы всегда шли на Америку, Россия – это первая ступенька, которую мы взяли успешно и довольно быстро. С Западом всё оказалось намного сложнее. Я не могу сказать, что у нас полный успех там. Мы сейчас довольно популярны в Европе, но США нам до сих пор взять не удалось. Там мы находимся среди лидеров списков покупок (на втором-третьем месте).
М.СПИРИДОНОВ: Что делалось для того чтобы вы сумели там прорваться? Что не удалось? Я помню, как год назад мы с тобой были в Тайланде, твой партнер Олег запускал маркетинг, и что-то там не пошло вначале.
С.БУЛАЕВ: Специалист по маркетингу – это мой партнер, но в общих чертах я понимаю, что мы делали, я в курсе всего. С AppStore проблема заключается в том, что никто не знает, как там продвигаться, нет хороших систем статистики, нет возможности отслеживать источники, откуда приходит трафик и во что он конвертируется.
М.СПИРИДОНОВ: Нет понимания того, как с этим работать с точки зрения статистики и маркетинга, анализа и действий в том направлении, которое дает больший результат.
С.БУЛАЕВ: Мы пытались подойти к продвижению, как мы подходили к этому в вебе. Мы начали работать с баннерными сетями, с сетями контекстной рекламы. Есть несколько таких сетей для iPhone, мы закупили там показы на достаточно большую сумму и обнаружили, что это невыгодно. Инсталляция за один доллар может обойтись и в 30, и в 40, и в 50 долларов, они просто не работают. Мы пытались общаться с иностранными блогерами, и у нас ни в какую не получалось. Видимо, у них полный завал, и таких, как мы, десятки тысяч, и все хотят попасть к ним в блоги. Есть много вещей, которые можно исправить. Многое в AppStore зависит от иконки, описания, локализация – это очень важный момент. В каждой стране свой отдельный AppStore со своим языком, и описания можно локализовать. Там есть ключевые слова в описании приложений, которые можно как-то оптимизировать, находить подходящие. Потихоньку наше приложение начало само-собой расти, оно подросло до небольшого уровня, но оказалось, что мы, находясь в заднице Запада, зарабатывали больше, чем в России, но настроения были негативными, потому что не было понимания, куда идти дальше и что делать. Мы в феврале сделали приложение бесплатным на 3 дня, и надо сказать, что это тоже известный ход.
М.СПИРИДОНОВ: Делать платное приложение бесплатным?
С.БУЛАЕВ: Да. Мы пробовали это делать тогда, когда мы в августе были в Тайланде, но сделали это на несколько часов, и это оказалось совершенно бесполезным, оказалось, что нужно, чтобы приложение было бесплатным хотя бы день, а лучше несколько. Мы сделали его бесплатным на 3 дня, и оно внезапно выстрелило. У нас за 3 дня было 200 тысяч скачиваний, и после того, как мы его опять сделали платным, оказалось, что люди рассказывают о нем друзьям. У нас были куплены adwords объявления на Гугле по названию, и мы увидели, как резко вырос трафик, потому что люди начали искать приложение в Гугле. Мы поняли, что ты раздаешь приложение, людям нравится, они начинают рассказывать друзьям, приложение становится платным, и люди его покупают.
М.СПИРИДОНОВ: В этом дьявольская хитрость и рецепт успеха?
С.БУЛАЕВ: Во всяком случае, нашего, это нам очень сильно помогло. У нас после этого утроились доходы.
М.СПИРИДОНОВ: В каких странах покупают больше всего?
С.БУЛАЕВ: Покупают больше в США, хотя мы там находимся невысоко, просто там самый большой рынок. Наше приложение очень успешно в Италии, Германии, Франции.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что вы уже после того, как началось активное развитие, сделали веб-версию, то есть возможность отправлять покупки и хранить список покупок в интернете.
С.БУЛАЕВ: Изначальная идея была в том, чтобы была возможность правильно пользоваться нашим приложением только тем, у кого один iPhone, чтобы жена могла составить список покупок в интернете, и он перешел к мужу. С самого начала так задумывалось.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, пользуются?
С.БУЛАЕВ: Я бы не сказал, что этим активно пользуются. Если посчитать число скачиваний и число тех, кто пользуется синхронизацией, то получается около 9%, но важно понимать, что только 53% пользователей запускают приложение во второй раз после того, как они его установили.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос по технологии. Почему AppStore настолько закрыт и не дает возможности разработчикам анализировать вход-выход с этой площадки людей, источники их прихода и, таким образом, выбирать более эффективные пути? Почему Apple не дает такой возможности?
С.БУЛАЕВ: Во-первых, потому что у них и так всё офигенно. AppStore, безусловно, эволюционирует. Я читал книги и истории о том, каким он был в самом начале. Потихоньку они развиваются, это всё очень нелегко делать, они считают, что темпы для них нормальные. Может быть, когда-нибудь у нас появятся такие инструменты.
М.СПИРИДОНОВ: В перспективе возможно встраивание чего-то типа Google Analytics, который позволяет понимать источники прихода и помогает маркетологам эффективнее продвигать свои приложения.
С.БУЛАЕВ: Я не знаю, это всё зависит от Apple. Мы Google Analytics можем встраивать в приложение, но мы не можем его встроить на страничку AppStore, на которую идет основной трафик и посчитать, сколько пришло и скачало.
М.СПИРИДОНОВ: В этом-то, как я понимаю, и есть проблема.
С.БУЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что для разработчика под iOS два направления игр и приложений являются главными, то есть либо это игра, которая развлекает, либо это то, что дает понятную прикладную пользу, решающую какую-то проблему.
С.БУЛАЕВ: Самое доходное – это то, что массовое. У iPhone нет родного приложения фонарика, нет кнопочки фонарика, хотя вспышку можно включить в видео-режиме, и она будет непрерывно гореть. Насколько я знаю, в AppStore более 10 тысяч приложений-фонариков. Я видел на форумах сообщения о желании покупки такого приложения, потому что Apple их больше не принимает. Имея инструменты для продвижения, люди могут продвигать всё, что угодно, рынок практически бездонный. В играх самая большая аудитория.
М.СПИРИДОНОВ: Именно поэтому вы туда тоже пошли?
С.БУЛАЕВ: Да, мы туда пошли в тот момент, когда у нас были негативные настроения – в конце прошлого года. Тогда у нас на Западе еще ничего хорошего не получалось, мы никак не могли выйти на окупаемость, даже на оперативную. Съездив на конференцию, послушав историю красивой девочки из Game Insight – Ольги Скворцовой о том, что они зарабатывают на двух приложениях по миллиону долларов в месяц, на двух ситибилдерах, мы поняли, что стоит себя попробовать и сделать что-то очень простое, но в игровом жанре. Надо сказать, что они очень опытные в построении игр, у компании многолетняя история, там всё начиналось с холдинга Astrum. У нас был игровой опыт, мы делали игру Eagle Eye, где ты смотришь на какую-то картинку, и там в течение 15 секунд что-то плавно меняется. Проект полностью провалился, люди устанавливали приложение и удаляли его, у нас был очень негативный опыт, плохой фидбек. Все говорили, что приложение очень сложное, мы пытались его упрощать, но у нас так ничего и не получилось. Мы решили сделать маленький ситибилдер.
М.СПИРИДОНОВ: Расшифруй, что такое ситибилдер.
С.БУЛАЕВ: Можно сказать, что SimCity, Ферма – это обычные ситибилдеры.
М.СПИРИДОНОВ: Простенькая строительная стратегия?
С.БУЛАЕВ: Да, это очень широкая ниша. В социальных сетях это очень популярное направление, и в мобильном сегменте тоже.
М.СПИРИДОНОВ: В одной беседе ты сказал, что люди стремятся построить свой идеальный мир, пускай в игровой и компактной форме.
С.БУЛАЕВ: Люди всегда пытаются куда-то убежать от своей жизни в какой-то маленький, но свой мир, который они могут менять больше, чем свою жизнь. Мы решили попробовать сделать какую-то простую игру, и чтобы минимизировать свои риски, мы решили не пытаться придумать что-то инновационное и новое, а посмотреть на успешные варианты и позаимствовать успешный опыт. Мы целенаправленно смотрели на такие игры, искали что-то простое. К счастью, в интернете есть сервисы, которые позволяют смотреть динамику ранков в AppStore, там есть топ наиболее доходных приложений. Можно легко посмотреть, какие приложения находятся на верху топа продолжительное время. Мы нашли несколько успешных игр, взяли идею игры из готового продукта, сделали рескин. Игра получилась совершенно другой, на другую тему, совершенно непохожей на оригинал, но идея заимствована, и так мы сделали приложение.
М.СПИРИДОНОВ: Это игра про то, что ты выстраиваешь свой городок?
С.БУЛАЕВ: Да, свой мини-курорт. В моей биографии говорили, что я очень люблю путешествовать. Я много путешествую, и мне нравятся улочки, где куча ресторанчиков, стоят отели. Ты такую улочку и строишь.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Значит, вы построили эту игру и запустили ее. Что было дальше?
С.БУЛАЕВ: Надо сказать, что строительство игры заняло определенное время. Пока мы ее делали, Купибатон выстрелил, мы вышли на окупаемость и даже стали зарабатывать какие-то деньги. У нас было понимание, что у нас есть проблема с фокусировкой, что мы делаем 2 совершенно разных продукта, потому что игры и приложения – это 2 совершенно разных бизнеса. Мы запускали Tiny Beach, когда почти никто из команды в ее не верил, настроения были негативными.
М.СПИРИДОНОВ: Вас часто качает!
С.БУЛАЕВ: Да. Мы ее запускали с мыслями, что мы выложим ее в AppStore, посмотрим, что статистика плохая, спишем расходы и будем заниматься своим любимым Купибатоном, развивать его, и всё будет нормально. Статистика оказалась очень хорошей. Мы выпустили игру сначала только на Новую Зеландию и Канаду, увидели, что игру неплохо качают и продолжают в нее играть, и выпустили ее по всему миру, кроме России, потому что у нас есть хорошие возможности по запуску в России. Компания «Буферная бухта» была очень занята на тот момент, и они попросили пока не запускаться в России и запуститься в следующем месяце, иначе запуск смажется.
М.СПИРИДОНОВ: Еще предстоит запуск Tiny Beach в России?
С.БУЛАЕВ: Да, он будет в этом или следующем месяце.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вставлю несколько цифр и данных, которые были предоставлены вами.
Стоимость разработки Tiny BeachВ создании игры «Tiny Beach» участвовала команда из 9 человек: 2-х дизайнеров-иллюстраторов, 3-х разработчиков, одного инженера по качеству, аналитика, гейм-дизайнера и продюсера. Разработка игры заняла 5 месяцев, затраты составили около 60 тысяч долларов. В App Store «Tiny Beach» распространяется по модели freemium: сама игра бесплатна, дополнительные уровни, предметы и умения персонажей необходимо покупать. В настоящий момент прибыльность игры составляет несколько сотен долларов в день.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, эта прибыльность достигается без какого-либо маркетинга?
С.БУЛАЕВ: Да. Важно оговориться, что несколько сотен долларов в день – это громкое заявление. Бывают дни, когда игра приносит 10 долларов, бывают дни, когда она приносит сотни долларов, но дней, когда она приносит десятки долларов, гораздо больше.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Ты мне сказал, что ты четко знаешь, какую кнопку нажать, чтобы обороты этой игры, которая еще никак не раскручивалась, резко выросли.
С.БУЛАЕВ: Да. Мы не проводили никаких маркетинговых действий. Сейчас всего около 10 тысяч установок. Это очень мало, мы знаем, как достаточно легко получить 100 тысяч установок. У нас есть опыт получения миллиона установок. Сам факт в том, что КупиБатон при таких цифрах столько не зарабатывал. Мы смотрим, как люди продолжают запускать приложение, как они играют в игру, и мы видим, что они реально играют. Есть много людей, которые продолжают в нее играть и через неделю, и через две недели, и это вселяет определенный оптимизм.
М.СПИРИДОНОВ: Неделя для подобной игрушки – это хорошо или плохо?
С.БУЛАЕВ: Как мне сказал мой гейм-дизайнер, показатель в районе 15-20% запуска приложения на седьмой день – это очень хороший показатель для игры. У нас около 15%. Важно понимать, что это базовый скелет, базовый цикл игры. Она еще не обвешена мясом, ее можно наворачивать и наворачивать, увеличивая длину игровой сессии и увеличивая число покупок, которое будут делать пользователи. Чем больше они будут играть, тем больше они будут покупать. У нас еще столько планов, и есть понимание того, что надо сделать, что можно быстро сделать. Мы не ожидали, что на старте будут такие показатели.
М.СПИРИДОНОВ: Каких результатов ты ждешь от Tiny Beach?
С.БУЛАЕВ: Game Insight зарабатывает по миллиону долларов в месяц на каждой игре. Чем мы хуже?
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты будешь зарабатывать миллион долларов каждый месяц на Tiny Beach?
С.БУЛАЕВ: Я думаю, к следующему году надо бы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Пригласишь на виллу, которую ты купишь вследствие бурного развития.
С.БУЛАЕВ: Обязательно.
М.СПИРИДОНОВ: Как будет дальше развиваться разработка игр и приложений в мобильной среде? Ты говорил, что вы в Андроид тоже шли. Давай попробуем поговорить о среде в целом.
С.БУЛАЕВ: Так сложились обстоятельства, что в нашей компании мы не уважаем Андроид, хотя в мире он занял достойную лидирующую позицию по числу устройств. Ты любитель?
М.СПИРИДОНОВ: Я не любитель, я отношусь к компьютеру и мобильному гаджету как к рабочему инструменту, а не как к предмету культа.
С.БУЛАЕВ: Безусловно, рынок Андроида достойный, чтобы на него выходить. Game Insight, рассказывая о своих доходах, говорил, что это доходы именно на Андроиде.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил, что денег там меньше.
С.БУЛАЕВ: Да. У меня у самого Андроида еще нет, он будет в ближайшее время, и тогда я смогу говорить с большей уверенностью. Я знаю, что на Андроидах лучше работает freemium-версия приложений. Купибатон будет безусловно бесплатным для Анроида, продавать его там бесполезно, Tiny Beach работает по freemium-модели, и эта игра идеально подходит для Андроида. Первой будет выпущена именно эта игра. Мы ее специально делали на платформе, которая позволяет выпускать приложения и для Андроида, и для iPhone. Сейчас она на Андроиде успешно запускается, мы ее чуть-чуть допиливаем, чтобы она работала и нормально выглядела на большом количестве устройств. Если не в июле, то в августе мы будем запускаться. Что касается Купибатона, то его нужно переписывать с нуля. Если в Гугле набрать «Buy me a pie», то Гугл первым делом автоматически подставляет Андроид, то есть люди ищут это. Гугл же продолжает поисковые фразы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Твое развитие в направлении Андроида понятно, я понял, что вы будете осторожно туда двигаться без особой охоты и особой любви. Как будет жить и развиваться рынок мобильной разработки? Будет ли также по деньгам лидировать iOS, или Андроид, будучи лидером по количеству устройств, опередит и в этом?
С.БУЛАЕВ: Трудно сказать, особенно в связи со смертью Стива Джобса. Я придерживаюсь того мнения, что таких же инноваций уже не будет, к сожалению. Я не знаю, что нас ждет, но рынок мобильной разработки будет расти быстрее всего остального.
М.СПИРИДОНОВ: От Windows Phone ждешь чего-нибудь?
С.БУЛАЕВ: Я ждал. Более того, в Буферной бухте мы даже запускали проект под Windows Phone, думая, что перспектива очень хорошая. Мы запустили проект в январе-феврале, и мы уже успели его закрыть.
М.СПИРИДОНОВ: Настолько всё было плохо?
С.БУЛАЕВ: Люди не остаются. Я читал хорошие материалы, обзоры приложений, но как профессионалы, мы видим, что ядро не формируется, плохо и грустно там всё.
М.СПИРИДОНОВ: Не ждешь ничего хорошего?
С.БУЛАЕВ: Я специально купил Windows Phone, походил с ним две недели. Надо сказать, что с Андроидом я две недели не осилил, но это было 3 года назад, когда Андроид был так себе, я думаю, что сейчас он лучше. Windows Phone мне понравился, я считаю, что их интерфейс клевый. Я считаю, что всё сделано хорошо, лучше, чем в Андроиде, который скопировал худшие части iOS. Windows взял лучшие идеи простоты интерфейса и успешно их реализовал, но ожидаемого развития и роста там нет.
М.СПИРИДОНОВ: Может, время должно пройти?
С.БУЛАЕВ: Оно идет, платформе уже третий год. Где эти устройства? Я другу посоветовал купить Windows Phone, и теперь мне стыдно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай двигаться дальше. У нас впереди пара рубрик, первая из которых «БИЗНЕС-ЦИТАТА», новая для нашей программы. Суть в том, что я зачитываю интересные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические персонажи, а ты комментируешь. Для начала я предложу тебе выбор. Сегодня мы предоставили в ассортименте герцога Веллингтона, Генри Форда или Фридриха Ницше.
С.БУЛАЕВ: Давайте Генри Форда.
М.СПИРИДОНОВ: Генри Форд однажды сказал: «Есть только один вид карьеры – собственное предприятие, остальные виды – иллюзия».
С.БУЛАЕВ: Очень интересное высказывание. Я считаю, что всё иллюзия. Я в объективную реальность не очень верю.
М.СПИРИДОНОВ: Миллион закачек Buy me a pie – это тоже иллюзия?
С.БУЛАЕВ: Конечно. Для кого-то это много, для кого-то это мало, для кого-то это вообще не имеет значение. Что касается высказывания, то, безусловно, это мой путь. Я с детства хотел иметь свое предприятие, и к счастью так всю жизнь и происходило, пусть оно и не полностью мое. Я целенаправленно не хотел работать по найму и не выбирал этот путь.
М.СПИРИДОНОВ: В твоей иллюзии ты не работаешь по найму. Ок, последняя рубрика – это вопросы слушателей. Здесь озвучу некоторые из оставленных в моем блоге комментариев, комментариев, оставленных в сообществе Рунетологии в Facebook и Твиттере. Сейчас я параллельно смотрю на количество поклонников программы «Рунетология» на Facebook и вижу, что мы перешли цифру в 6 тысяч человек. Если вы не являетесь поклонником, то немедленно заходите на страницу Рунетологии. Нам будет приятно, а вы будете постоянно получать информацию о новых гостях. Eugene Mischenuk спрашивает: «Вопрос про лайфхакер. Какие три главных совета Сергей мог бы дать для контентных проектов типа Лайфхакер?».
С.БУЛАЕВ: Директор Буферной бухты Алексей уже начал отвечать на вопросы. Он неплохо ответил на этот вопрос. Мое мнение таково, что для блога главное – контент, основной источник трафика – это поисковики, на втором месте у нас идет Facebook. Трафик с поисковиков тоже идет по контенту. В последнее время весь наш рост связан с вирусными постами, которые целенаправленно фигачит наш главный редактор. У него есть разные спорные вещи, и мне иногда страшно читать это.
М.СПИРИДОНОВ: Слава в последнее время разошелся и пишет о том, что нужно немедленно запретить социальные сети, сериалы и всё, что отвлекает от лекций по квантовой физике.
С.БУЛАЕВ: Дело в том, что у него реально формируется какой-то клуб на эту тему.
М.СПИРИДОНОВ: Я тоже в этом смысле за Славой. После прочтения поста насчет ограничения социальных сетей я окончательно стал рубить свое время, которое тратится на Твиттер и Facebook. Я сейчас пишу, но практически не читаю, читаю я книжки. В общем, живу по Славе. Slavka спрашивает: «Почему не выходит подкаст 42?».
С.БУЛАЕВ: Подкаст 42 – это эксперимент, который продвигался с переменным успехом. Основная причина его закрытия – это неокупаемость, его убыточность.
М.СПИРИДОНОВ: К сожалению, многие подкасты держатся на энтузиазме, а потом сдуваются, потому что не зарабатывают денег.
С.БУЛАЕВ: Я могу добавить, что один из ведущих подкаста 42 теперь тестирует Tiny Beach.
М.СПИРИДОНОВ: Нашлось, чем заняться. Anton zhitarev спрашивает: «Как долго рак будет поедать ЛайфХакер? Утомили однообразные «советы» о том, как из кота сделать подставку под айпад».
С.БУЛАЕВ: Аудитория растет, значит, большинству людей нравится. Мы делаем редизайн проекта, и в новом дизайне будет возможность настройки тех рубрик, которые люди хотят читать. Читатель сможет убрать всё, что ему не нравится, и читать только то, что нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Writer спрашивает: «Какие есть малобюджетные способы для создания уникального контента?».
С.БУЛАЕВ: Писать самому.
М.СПИРИДОНОВ: Да, либо никаких.
С.БУЛАЕВ: Писать самому – это не всегда бюджетный способ. Если твое время стоит дорого, то это не бюджетный способ.
М.СПИРИДОНОВ: Артемий Арсентьев спрашивает: «Вышел ли MacRadar.ru на самоокупаемость?».
С.БУЛАЕВ: Он вышел на самоокупаемость, но ситуация вокруг него нездоровая, и мы будем проводить серьезные изменения.
М.СПИРИДОНОВ: Сергей, был ли у тебя опыт работы с децентрализованной командой по контентному проекту? Если да, то может ли, на твой взгляд, при хорошей и сильной команде и сегодняшних средствах коммуникаций, проект поддерживаться полностью децентрализованно неограниченное количество времени?
С.БУЛАЕВ: Все контентные проекты, в которых я принимал участие, были децентрализованными. Слава Баранский живет в Киеве. У нас есть авторы, которые сидят в офисе, и есть авторы, которые живут в разных городах России и Украины.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент проект/команда выросли настолько, что централизация или хотя бы частичная централизация становятся необходимыми?
С.БУЛАЕВ: Это произошло года полтора назад, на второй или третий год жизни проекта. Как только мы стали выходить на серьезный уровень посещаемости, как только стала критичная регулярность, стало критичным большое количество постов, мы были вынуждены нанять кого-то в офис, потому что с удаленными сотрудниками постоянная проблема в том, что они пишут нерегулярно, и ответственность у них ниже. Человек, который сидит в офисе, всегда что-то напишет и сделает.
М.СПИРИДОНОВ: Владислав Коробов: «Скажите, сколько у вас iOS-программистов и Android-программистов?».
С.БУЛАЕВ: Чистых Андроид-программистов у нас нет, у нас был один человек, которого мы брали на должность Андроид-разработчика, это было года полтора назад. Мы попробовали Андроид, закрыли это направление, переучили его под iOS. Он сопротивлялся, ему не нравились iPhone, теперь он мучается от того, что ему опять приходится заниматься Андроидами. Мы будем увеличивать число андроид-разработчиков, будет команда человек из 3, которая будет делать Купибатон для Андроида. Что касается iOS-разработчиков, у нас их 9.
М.СПИРИДОНОВ: Ок, Сергей, закончились вопросы. Есть что-то, что можно добавить?
С.БУЛАЕВ: Не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Мы могли бы еще обсудить много тем. Например, тему вашего ульяновского патриотизма. Если тебе в голову не приходит ничего важного, то мы можем заканчивать.
С.БУЛАЕВ: Я думаю, что лучше закончить, иначе разговор продлится еще час.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был создатель программ для iPhone/iPad «Купи батон!» и «Tiny Beach» - Сергей Булаев. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!