М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 21 декабря 2012 года. Это 180-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска UMI.ru. UMI.ru – это сервис готовых интернет-решений для любого бизнеса. Он за 2 клика обеспечит бизнес сразу всем, что нужно для продаж в интернете. Уникальное преимущество UMI.ru – любой готовый сайт можно быстро перевести на отдельный хостинг, с полным сохранением всего содержания, дизайна, структуры, URL’ов страниц и позиций сайта в поисковой выдаче. На сервисе уже успешно работает более ста двадцати тысяч проектов.
Как я писал в предисловии к одной книге, «Предпринимательство – заразная болезнь». Войдя в эту реку один раз, почувствовав, что такое самостоятельное, ничем не ограниченное, кроме собственных возможностей и денег, творчество, сложно отказаться и вернуться в режим нормальной жизни.
Интернет-отрасль пока еще достаточно молода, но и в ней уже есть серийные предприниматели – те, кто несколько раз входил в эту реку. Также есть и свои бренды-легенды, а значит, есть люди, которые их создали.
Сегодня у нас в гостях человек, приложивший руку к созданию, например, таких монстров отрасли, как Озон.ру или платежной системы Assist. Это Виктор Козлов. Виктор, приветствую!
В.КОЗЛОВ: Здравствуйте, Максим! Здравствуйте, слушатели!
М.СПИРИДОНОВ: Вы мало публичны. Сказать, что вас много в медийном пространстве, нельзя, в то же время, судя по регалиям, вы заслуженный и серьезный предприниматель.
В.КОЗЛОВ: Да, я этим не злоупотребляю, я не могу сказать, что я публичный человек. Отчасти это обуславливается складом характера, а отчасти тем, что у меня много дел, и я не всегда нахожу время на участие в многочисленных мероприятиях.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, что приняли наше приглашение.
В.КОЗЛОВ: Мне было приятно получить ваше приглашение. Я сам регулярно слушаю вашу программу и считаю ее очень полезной.
М.СПИРИДОНОВ: Приятно. Спасибо. Сильно изменилась среда для IT-предпринимательства с 90-х годов, когда вы начинали, по сегодняшний день? Насколько велика разница?
В.КОЗЛОВ: Я считаю, что это две большие разницы. Когда мы начинали, не было инфраструктуры для ведения бизнеса, начиная с самых простых бытовых вопросов о том, чтобы снять приличный бизнес-центр, иметь нормальные коммуникации. Когда мы только начинали, не было возможности позвонить в автоматическом режиме в другую страну или послать факс.
М.СПИРИДОНОВ: Как это происходило?
В.КОЗЛОВ: Это осуществлялось через Главпочтамт.
М.СПИРИДОНОВ: То есть нужно было звонить телефонистке?
В.КОЗЛОВ: Да, заказывать звонок. Если нужно было отправить факс, то нужно было идти к арке Главного Штаба в Петербурге и там отправлять международный факс. Интернета тогда еще не было.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, инфраструктура изменилась колоссально.
В.КОЗЛОВ: Да, колоссально.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько стало понятнее, как строить бизнес? Тогда вы, наверное, входили в это направление неподготовленными?
В.КОЗЛОВ: Да, мы же были очень молоды. Рексофт – это первая компания, которую мы создали вместе с двумя одногруппниками. Мы были очень молоды, нам было по 23 года, у нас не было никакого опыта ведения бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Мы были молоды, нам нужны были деньги.
В.КОЗЛОВ: Да, у нас была уверенность в том, что мы являемся очень хорошими специалистами в разработке программного обеспечения, мы хотели попробовать. Только разрешили создание частных компаний, то есть можно было создавать ООО, и мы в этот корабль сразу прыгнули.
М.СПИРИДОНОВ: Это был 1991 год?
В.КОЗЛОВ: Это был май 1991 года.
М.СПИРИДОНОВ: Вы начали с клиентской разработки?
В.КОЗЛОВ: Да, мы начали с заказной разработки. Мы считали, что сейчас всё развивается, что появились персональные компьютеры, что услуги по разработке заказного программного обеспечения будут крайне востребованными. Мы были хорошими специалистами, поэтому мы стали это предлагать.
М.СПИРИДОНОВ: Вы делали бизнес-софт, а не софт для конечного пользователя?
В.КОЗЛОВ: Да, в основном это были различные бизнес-приложения.
М.СПИРИДОНОВ: В те времена, наверное, было модно делать что-то для установки на компьютер проприетарных приложений.
В.КОЗЛОВ: В тот момент у нас не было таких мыслей, потому что у нас денег не было. Любые такие разработки требуют опережающего инвестирования, то есть ты инвестируешь в продукт и надеешься на то, что ты сможешь разобраться со сбытом продукта и получить доход.
М.СПИРИДОНОВ: Финансовый запас прочности.
В.КОЗЛОВ: Да, у нас его не было. Мы решили попробовать себя в услугах. Мы предлагали услуги, а для этого особых средств не нужно, нужно только личное время.
М.СПИРИДОНОВ: Да, а также желание и руки. Как скоро вы начали делать что-то для себя?
В.КОЗЛОВ: У нас появился первый серьезный заказчик в начале 1993 года. Мы настолько плотно начали им заниматься, настолько увеличили размер бизнеса с ним, что свой первый миллион долларов мы сделали на одном заказчике. Это была серьезная работа для нас, и у нас до 1995-1996 годов не было даже мыслей заниматься другими продуктами. Все силы были направлены на то, чтобы разбираться с текущими проектами, растить компанию. У нас был очень бурный рост, за небольшое количество лет мы выросли с 3 до 150 человек. Это очень быстрый и непростой рост. Всему мы учились на ходу, тогда еще не было никаких бизнес-школ.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы пришли к своим продуктам? В какой момент эта мысль возникла и почему?
В.КОЗЛОВ: Эта мысль возникла, потому что мы увидели, что у сервисного бизнеса, то есть бизнеса, основанного на услугах, есть неприятное ограничение, он не очень сильно масштабируем. Если ты хочешь увеличить свои доходы, тебе нужно просто увеличивать количество разработчиков и количество проектов, которые ты ведешь, а это очень непросто. Чем больше людей, тем труднее ими управлять, и мы подумали, почему бы нам не попробовать продуктовый бизнес. У нас начали появляться такие мысли, потому что он хорош тем, что ты можешь тиражировать продукт и распространять его. Это другая модель.
М.СПИРИДОНОВ: Что было первым?
В.КОЗЛОВ: Первым был продукт для гостиничной сферы. Он нам достался достаточно забавно. Почему забавно? Потому что мы начали им заниматься, как заказной разработкой, но в ходе разработки наш заказчик обанкротился, не заплатив нам деньги даже за часть разработки.
М.СПИРИДОНОВ: Много работали?
В.КОЗЛОВ: Что-то он заплатил, что-то нет, за квартал работы он не заплатил.
М.СПИРИДОНОВ: Солидно.
В.КОЗЛОВ: Да. Нам этот продукт достался, потому что заказчик обанкротился и не оплатил часть работ. Соответственно, права на разработанный продукт к нему не перешли, они остались у нас, и мы подумали, почему бы нам не попробовать. Мы попробовали, и это очень неплохо получилось, хотя продукт нишевой, подходящий исключительно для гостиниц. Тем не менее, он занял определенную нишу на нашем и зарубежном рынке. Сейчас это просто отдельная компания, которую Рексофт сделал.
М.СПИРИДОНОВ: Софт до сих пор живет и используется в отелях?
В.КОЗЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы завершить традиционный эпиграф программы, скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Послушаем досье нашего гостя и продолжим разговор.
ДосьеВиктор Козлов родился в 1968 году в Мурманской области. В 1993 году окончил Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения по специальности «Автоматизированные системы управления». В 2006 году получил степень Executive МВА в Стокгольмской школе экономики. С 1991 года занимается ИТ-бизнесом и является со-основателем ряда известных компаний – таких, как Рексофт, OZON.RU, Fishup, ASSIST, Barsum (Барсум). В 2009 году стал совладельцем и членом совета директоров группы компаний «Неосистемы». В 2011 году стал со-основателем компании CleverPumpkin, которая занимается разработкой мобильных приложений для iOS и Android. Является членом российского отделения всемирной Организации Предпринимателей – Entrepreneurs’ Organization (EO), объединяющей более 8500 предпринимателей в 40 странах мира. Увлекается цифровым здоровьем (digital heatlh), футболом, теннисом и беговыми лыжами. Женат, воспитывает двоих детей. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Что такое цифровое здоровье?
В.КОЗЛОВ: Это очень перспективная область. По-русски это звучит смешно. На самом деле, имеется в виду то, что параметры, которые характеризуют человеческое здоровье, научились оцифровывать. Если взять анализ крови, то в нем можно выделить чуть ли не сотню биомаркеров, которые можно оцифровать и получить очень объективную картину здоровья человека. Есть и другие биомаркеры. Вся сумма технологий, которая позволяет перевести здоровье человека из аналога в цифровую плоскость (устройства, анализы, научные открытия) – это digital heatlh, то есть цифровое здоровье.
М.СПИРИДОНОВ: Это набор характеристик, которые позволяет создать картинку положения вещей и динамику?
В.КОЗЛОВ: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: У меня есть идея-фикс, которая мне очень нравится. Я ничего не делаю для того чтобы ее реализовать, поскольку понимаю, что это не моя компетенция, но мне очень нравится идея того, что рано или поздно будет создана универсальная медицинская карта человека. В ней он будет полностью оцифрован, и все медицинские коммуникации и вторжения, проводимые в его организме, то есть прием медикаментов, поход к врачу, МРТ, рентгены и прочие будут фиксироваться и давать полную картину того, что было прежде, и того, что делать каждому следующему специалисту.
В.КОЗЛОВ: Совершенно верно, это часть этого. Все данные имеет смысл хранить в четко структурированном, удобном для доступа виде. Это часть этой области.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько далеко зашли исследования в практическом смысле в этом направлении? Насколько я знаю, многое встает после того, как размышления упираются в практику, так как встает вопрос об анонимности и сохранности данных о здоровье и болезнях человека, которые порой очень интимны.
В.КОЗЛОВ: Безусловно, такая проблема есть. Эти данные должны быть должным образом защищены, однако, эта проблема решаема. Есть много данных, которые чувствительны к защите. Например, платежные данные. Эта проблема решается в других областях, легко ее решить и в этой области. Я думаю, это будет решено. То, что это нужно, и то, что это будет в цифровом виде, не подлежит сомнению, как я думаю.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас есть практические действия? Можете привести примеры?
В.КОЗЛОВ: В России ничего нет, а за рубежом есть электронная история болезни, сейчас появляются сервисы, которые реализуют элементы цифрового здоровья. Уже есть реально работающие сервисы, по крайней мере, в США.
М.СПИРИДОНОВ: В Германии, которую хвалят за ее медицину, всё еще находится в зачаточном состоянии. Все данные о посещении врачей дробные, то есть они хранятся в программах, которые не синхронизируются друг с другом у врачей. В новой медицинской карте с чипом хранится небольшая часть информации, которая не дает полной картины. Наверное, еще далеко до того, чтобы мы могли основательно этим пользоваться.
В.КОЗЛОВ: Да, для того чтобы это было реализовано в масштабах всей страны, нужно время, но это очень быстро развивается, уже созрели все технологии, и проникновение интернета, устройств, грамотность населения уже подошли к критической черте, когда это всё может реально заработать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давайте вернемся к вашей биографии. Каким образом вы познакомились с интернетом и когда?
В.КОЗЛОВ: Познакомился с интернетом я где-то в 1994 году. Это было в Рексофте, мы были IT-компанией. Мы одной из первых компаний в Санкт-Петербурге получили доступ к нормальному корпоративному интернету. Я помню, что это стоило достаточно много, там с интернетом я и познакомился.
М.СПИРИДОНОВ: Нормальный интернет – это какая скорость?
В.КОЗЛОВ: Я не помню. Там и не требовалась большая скорость, потому что веб-сайты в то время были легкими, в них не было «тяжелых» элементов. Я не помню скорость, но она нас устраивала. Мы сделали первый вариант нашего сайта, создали корпоративные e-mail. Так мы начали пользоваться интернетом.
М.СПИРИДОНОВ: Когда стали думать о том, что интернет – это еще и возможность продолжить свой бизнес? Учитывая то, что вы занимались заказной программной разработкой, делали корпоративный софт, наверное, не сразу появилось понимание того, что можно что-то делать в онлайне.
В.КОЗЛОВ: Не сразу, но много времени это не заняло. Увидеть перспективу и увидеть то, что в интернете всё быстро развивается, было несложно. Было очевидно, что будет серьезное развитие. Нам потребовалось буквально 2 года после того, как у нас появился интернет, для того чтобы у нас возникла идея первого большого проекта, который мы захотели реализовать.
М.СПИРИДОНОВ: Что это было?
В.КОЗЛОВ: Это был Ozon.
М.СПИРИДОНОВ: Это был 1997 год?
В.КОЗЛОВ: Да, это был Ozon.
М.СПИРИДОНОВ: Ozon был создан под полным впечатлением от Amazon? Являлся он абсолютным клоном, или это было переосмыслением?
В.КОЗЛОВ: Он не являлся полным клоном. Я не буду скрывать, что мы смотрели на Amazon. Более того, мы были клиентами Amazon. Мы покупали там много книг.
М.СПИРИДОНОВ: По названию понятно, что Amazon оказал определенное влияние.
В.КОЗЛОВ: Да, влияние оказал, но мы не делали полный клон. Если сейчас вспомнить хронологию, то на момент запуска Ozon в нем были функции, которых не было в Amazon.
М.СПИРИДОНОВ: Это типа пути Вконтакте относительно Facebook?
В.КОЗЛОВ: Можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Вы оттолкнулись и пошли немного в своем направлении.
В.КОЗЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Правда, что вы планировали продавать автозапчасти, а не книги?
В.КОЗЛОВ: Нет, изначально у нас были партнерские отношения с рядом питерских издательств. Изначально это задумывалось как книжный магазин, и только потом, в ходе работы над ним мы поняли, что, наверное, имеет смысл добавить туда аудиозаписи и видео.
М.СПИРИДОНОВ: Как рынок откликнулся на его выход?
В.КОЗЛОВ: Неплохо. У нас достаточно быстро начался рост продаж. Мы за не очень дорого сделали себе рекламу, а тогда количество рекламных площадок было ограниченным. Мы вложили определенные деньги, реклама очень хорошо сработала, мы какое-то время получали беклог, то есть мы не могли вовремя выполнять все заказы. Конкуренция была не очень большой. Были проекты, были электронные магазины по продаже книг, но все они были не похожи на то, каким мы себе представляли настоящий магазин. Даже на момент того, как мы начали разрабатывать Ozon, были электронные магазины. Это были не очень профессионально сделанные вещи.
М.СПИРИДОНОВ: В конце 90-х было очень мало аудитории в Рунете. Насколько она была готова голосовать рублем? На сегодня можно сказать, что аудитория Рунета, которой стало на порядки больше, довольно лениво делится собственными деньгами. Тогда это было также или нет?
В.КОЗЛОВ: Я не могу сказать, что все были готовы делиться. На тот момент мы осуществили гигантские инвестиции. Я думаю, что это отчасти обусловило то, что мы достаточно быстро стали четким лидером. На тот момент никто в Рунете не решался делать инвестиции такого размера. Конечно, это было сделано в опережающем режиме. Рынок был не готов всё нам отдать.
М.СПИРИДОНОВ: Деньги были полностью вашими?
В.КОЗЛОВ: Деньги были полностью нашими, потому что у нас не было возможности занять, собственно, и сейчас у IT-компаний ее особо нет.
М.СПИРИДОНОВ: Какого порядка инвестиции были сделаны?
В.КОЗЛОВ: Мы потратили порядка 600-700 тысяч долларов. На тот момент это были чудовищные деньги. Надо понимать, какой это был период.
М.СПИРИДОНОВ: С Озоном более-менее ясно. Впоследствии вы выделили его в отдельный проект, вышли из него. Как развивались события с вашими дальнейшими стартапами? Кто появился после, как он рос?
В.КОЗЛОВ: В ходе работы над Озоном мы хотели принимать кредитные карты, но никаких сервисов на тот момент не было, и мы были вынуждены создать ASSIST только для того, чтобы был платежный шлюз, с помощью которого можно было принимать кредитные карты в электронном магазине. Затем мы выделили ASSIST в отдельный проект, потому что в составе Рексофта он тоже был ни к чему, это отдельная компания с понятным бизнесом. Сначала был выделен ASSIST, потом был выделен Озон, потом было 2 раунда инвестиций, и после второго раунда мы вышли. Мы продолжали работать в нашем основном бизнесе разработки софта.
М.СПИРИДОНОВ: Других стартапов, которые бы также громко звучали, как ASSIST и Озон, не было сделано с тех пор?
В.КОЗЛОВ: Нет, не было.
М.СПИРИДОНОВ: Вы вышли из Озона. Я понимаю, что это было главным моментом откешивания, точкой переосмысления предпринимательской деятельности и жизни, да?
В.КОЗЛОВ: Я не скажу, что это главная точка жизни, но это был серьезный этап. Мы вышли из проекта, многому научились. Я могу сказать, что, реализуя этот проект, мы многому научились, начиная от технологических вещей, кончая тем, как вовлекать средства в проект, как вести переговоры с инвесторами и так далее. Это был очень интересный и неизвестный доселе вопрос, мало, у кого был опыт в этом. Были инвестиции в Озон, одновременно с нами тот же фонд купил долю в Яндексе, и это были одни из первых портфельных инвестиций, если речь идет об инвестфондах. Это были одни из первых более-менее больших сделок. Мы получили неоценимый опыт.
М.СПИРИДОНОВ: Вы в 2003 году выходили из Озона?
В.КОЗЛОВ: В 2002 году.
М.СПИРИДОНОВ: Вы уже более 10 лет занимались разработкой на заказ, стартапами, и как изменилось ваше отношение к работе. Насколько сильно вы лично и ваши партнеры были погружены в операционную деятельность?
В.КОЗЛОВ: Я до самого своего выхода из Рексофта полностью был в операционной деятельности, я был нормальным сотрудником. Суть была в том, что я работал на свою компанию.
М.СПИРИДОНОВ: В 2006 году вы получали МВА. Это произошло после 15 лет практической работы в бизнесе. Имело это смысл? Есть мнение, что МВА – это такая штука, которую полезно ставить на визитку наемному менеджеру, а предпринимателю она как корове пятая нога.
В.КОЗЛОВ: Да, но я в этом хотел убедиться сам. Понятно, что многому мы научились, работая и выполняя свои обязанности, но всё время был червячок, что, может быть, я чего-то не знаю, чего-то не понимаю, может, какие-то вещи можно делать лучше, может, стоит поучиться. Я принял решение поучиться и получить профильное бизнес-образование, чтобы структурировать те знания, которые я получил за работой. Я хотел узнать что-то новое и интересное, что могло бы мне и моему бизнесу принести большую пользу. Я пошел и получил образование. По факту я могу сказать, что эта форма более приемлема для наемных менеджеров. Тем не менее, я тоже получил ряд полезных вещей, и некоторые вопросы, в которых у меня была слабина, я улучшил и поднял. Например, я улучшил блок финансов.
М.СПИРИДОНОВ: Более операционный.
В.КОЗЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы выходили из Рексофта, были какие-то конкретные планы, или вы просто устали?
В.КОЗЛОВ: Там был комплекс факторов, как обычно это бывает. Когда занимаешься одним бизнесом такое большое количество лет, не смотря на то, что это твой родной бизнес, ты в нем, как в семье, ты отдал ему настолько большую часть своей сознательной жизни, что трудно отделить себя от него, усталость накапливается. Когда всё сходится вместе (усталость, рыночная ситуация, выгодное предложение со стороны инвестора, желание попробовать что-то новое), ты принимаешь решение, что время поставить точку в твоей работе в этой компании и начать что-то новое.
М.СПИРИДОНОВ: Выходили отдыхать или выходили в какие-то конкретные планы, мечты?
В.КОЗЛОВ: Нет, я не уходил отдыхать, и вообще я не планирую отдыхать в том смысле, что я не планирую сидеть и ничего не делать. Какое-то совсем небольшое время я отдыхал, буквально месяц. Я остался акционером, как минимум, двух компаний, которые являются наследием Рексофта. Это компания Barsum, которая выпускает специализированные продукты для учета телекоммуникационных расходов, для контроля над этими расходами, для предотвращения случаев мошенничества с корпоративной связью и так далее. Я там являюсь акционером до сих пор, я помогаю этой компании. Также у нас был и сейчас есть проект Fishup. Fishup – это фотосервис, что-то типа Flickr, но для Рунета. В нем я решаю определенные вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Он активен? Есть ощущение, что Fishup еще находится в лабораторной стадии.
В.КОЗЛОВ: Нет, он активный. У него 60 тысяч зарегистрированных пользователей. Более того, сейчас он переживает интенсивную фазу. Совсем скоро выйдет новая версия сервиса, которая будет содержать все мысли по развитию сервиса, которые мы концентрировали в течение последнего года.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с этим задам вопрос, ответ на который, наверное, не очень представляют многие наши слушатели, которые являются специалистами и предпринимателями. Что такое работа в совете директоров IT-компании? Какую роль в ней могут играть акционеры? Как они могут влиять на происходящее? Наши слушатели могут представить, как работать на операционном уровне. Есть команда, есть ребята, глаза горят, идея состоятельная, команда вменяемая, и всё работает. Если нет какой-то составляющей, то не работает. Что касается работы в совете директоров, то ничего, кроме больших застекленных залов с удобной офисной мебелью и дядьками в костюмах, обычно не представляется.
В.КОЗЛОВ: Хорошая аналогия. На самом деле, совет директоров – это важнейшая вещь для компании. В него, как правило, входят акционеры, если они являются активными, и топ-менеджмент компании. Это орган, который обсуждает самые важные вопросы для компании, но не на операционном уровне, а на стратегическом. С одной стороны, он дает указания непосредственно генеральному директору. Для него решение совета директоров является обязательным к исполнению. С другой стороны, члены совета директоров – это активный ресурс компании, они на себя берут выполнение ряда очень важных задач. Это может быть и общение с ключевыми клиентами, и проведение исследований, и конкретные задачи, связанные с постановкой финансового учета в конкретном подразделении, и так далее. Во всех компаниях, в совет директоров которых я вхожу, всё происходит именно так. Мы собираемся раз в месяц, и это выглядит не так, как вы сказали. Просто собираются люди, которые управляют бизнесом, которые являются владельцами и управляющими бизнеса, и решают все вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы входите в совет директоров компании CleverPumpkin. Как я узнал недавно, со-основателем там также является ваш сын.
В.КОЗЛОВ: Да, мой старший сын.
М.СПИРИДОНОВ: Комфортно работать с близким и родным человеком?
В.КОЗЛОВ: У меня были определенные сомнения на этот счет, но по факту оказалось, что это очень комфортно. Возможно, это зависит от человека.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что это на 100% зависит от человека.
В.КОЗЛОВ: Я всегда своих сыновей воспитывал так, что я к ним отношусь не как к детям, а как к очень самостоятельным личностям, которые ни в чем не уступают взрослым. Я к ним всегда относился как к равным. Меня никак не коробило, когда мнение моих сыновей отличалось от моего мнения, я к этому нормально отношусь. Я никогда не играл в папу и сына.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши отношения в рамках взаимодействия в компании – это взаимодействие молодого и старшего коллеги?
В.КОЗЛОВ: Да, я бы даже сказал, что равных коллег. Возраст у нас разный, но мнения абсолютно равные.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас короткая справка о компании.
Справка о компанииCleverPumpkin – молодая российская компания-разработчик мобильных приложений. Основана в 2011 году Виктором Козловым, Иваном Козловым и Всеволодом Биллевичем. Число сотрудников – 9 человек. Оборот за 2012 год – 6 млн. рублей. Средняя стоимость разработки приложения – 500 000 руб. Наиболее известные реализованные проекты CleverPumpkin – мобильные приложения для AviaSales.ru, Sports.ru, Groupon.ru, Sindbad.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Направление мобильной разработки было взято осознанно, или просто сын туда потянулся?
В.КОЗЛОВ: На самом деле, сын после окончания университета задумался о том, куда бы ему пойти. Конечно, у него перед глазами был мой пример – пример предпринимателя. У него было несколько предложений пойти на наемную работу, но он взял небольшой тайм-аут и думал, что ему сделать, и конечно, он активно консультировался в этом вопросе со мной. Я ему помогал в процессе поиска. Он всегда интересовался мобильными телефонами, он активный интернет-пользователь и пользователь мобильных устройств. Он сказал, почему бы не сделать это. Я ему сказал, что это очень хорошая и перспективная тема, и если он соберется в нее идти, то я мало того, что окажу полное содействие, так еще и готов дать уставный капитал. Собственно, так оно и вышло.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно вы начинали? Получается, год назад?
В.КОЗЛОВ: Да, это была середина 2011 года.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что имел место заметный рост, или это был этап становления?
В.КОЗЛОВ: Нет, это этап становления. Заметного роста пока нет, и это обусловлено рядом причин. Очень трудно на этом рынке стартовать так, чтобы расти. Я в бурном росте пока не вижу серьезной необходимости.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что компания начала так же, как в свое время начал Рексофт. Всё началось с клиентской разработки. Предполагается движение в собственные продукты?
В.КОЗЛОВ: Да, предполагается. Не скрою, что у нас есть несколько очень интересных идей продуктов, но этот рынок конкурентный. Не мне тебе, Максим, рассказывать, ты и сам знаешь, насколько конкурентным является этот рынок.
М.СПИРИДОНОВ: При этом у него очень высокая востребованность. Сейчас есть колоссальный дефицит в компетентных разработчиках и управленцах в этой области, в толковых приложениях, которые грамотно оцифровывают существующие веб-проекты или те или иные процессы в жизни человека.
В.КОЗЛОВ: Безусловно. Согласен. В этом есть большая перспектива. Тем не менее, учитывая то, что наши ресурсы не являются очень большими, мы, как и другие разработчики, хотели бы выбрать бизнес-идею, которая по-настоящему может сыграть.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, вы «тренируетесь на кошках», делая клиентскую разработку, отрабатываете методику и нарабатываете идеи, а дальше вы шагнете в свои продукты?
В.КОЗЛОВ: Абсолютно точно. То же самое мы проходили с Рексофтом.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро?
В.КОЗЛОВ: У нас намечено, что мы в первом квартале следующего года стартуем разработку нашего первого продукта. Мы уже даже определили этот продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Что за продукт?
В.КОЗЛОВ: Пока я не могу раскрывать. Конкуренты не дремлют.
М.СПИРИДОНОВ: В области приложений или игр?
В.КОЗЛОВ: В области приложений. Это будет бизнес-приложение.
М.СПИРИДОНОВ: Почему не игры? Они прекрасно монетизируются.
В.КОЗЛОВ: Согласен. Учитывая те ресурсы, которые мы имеем, и тех людей, которые у нас есть, мы понимаем, что игры – это не наше.
М.СПИРИДОНОВ: 9 человек в штате. Ясно, что компания бутикового характера, специальная разработка, люди очень дорого стоят, но, наверное, есть какой-то запас денег у вас, как у предпринимателя. Вы могли бы подзакачать их и собрать больше людей. В этом нет необходимости?
В.КОЗЛОВ: Это очень сложно сделать. Вопрос даже не в деньгах, вопрос в том, чтобы сделать команду, которая будет сплоченной, квалифицированной, профессиональной и хорошо работающей. Здесь не всё можно решить деньгами. Я это точно знаю. У меня в этом плане богатый опыт. Зачастую нужен тщательный подбор ресурсов, время на то, чтобы они сработались как команда, и тогда эти люди смогут давать результаты и эффективно работать.
М.СПИРИДОНОВ: Отмотаем на этап, когда вы вышли из Озона и закончили заниматься Assist. Почему не пошли в этап серийного производства? Почему не стали бизнес-инкубатором, бизнес-акселератором?
В.КОЗЛОВ: Рексофт по факту являлся бизнес-инкубатором, из него было инкубировано много проектов. Это 2 стандартных программных продукта, которые теперь стали отдельными компаниями, 3 больших интернет-проекта. Всё это он сделал из себя, и при этом сам он рос, как компания.
М.СПИРИДОНОВ: Это очень здорово и очень круто, но есть ощущение, что это было побочным следствием, что на это не делалось особой ставки, или я ошибаюсь?
В.КОЗЛОВ: Не делалось, потому что Рексофт – очень серьезный и большой бизнес, и он, конечно, требовал очень серьезного и большого внимания. Именно он был поставщиком всех тех инвестиций, всех тех средств, которые были использованы для создания проектов. Именно он поставлял деньги. Им невозможно было не заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: В этом контексте задам другой вопрос. Есть специализация работ предпринимателя на стадии серьезной зрелости, когда он переходит в режим активного содействия созданию компаний молодыми предпринимателями. Можно входить в руководство фондом, что нередко случается, можно руководить каким-то акселератором, специализирующимся на создании и выпуске в свет продуктов, а не делать это по остаточному принципу. Какова правильная эволюция развития предпринимателя в вашем видении? Каким путем идете вы?
В.КОЗЛОВ: Трудно сказать. Мне кажется, это индивидуальный вопрос. Я даже не размышлял, каким путем иду я. В рамках Рексофта мы реализовывали те проекты, которые мы все считали перспективными. От некоторых проектов мы отказывались, некоторые реализовывали. Я себя позиционирую как бизнес-ангела. Я постоянно смотрю перспективные проекты, ко мне приходят предложения об инвестициях в различные проекты, но пока чего-то интересного для себя и перспективного я не увидел. Я себя сейчас позиционирую как человека, который часть времени отдает тем бизнесам, в советах директоров которых он состоит и которыми он владеет. Отчасти я смотрю на новые проекты, потому что у меня еще есть возможности участвовать в других проектах.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что какое-то время вы уделяете участию в жизни организации, объединяющей предпринимателей (EO), да?
В.КОЗЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Что это за организация? Насколько она интересна для вас, и чем?
В.КОЗЛОВ: Это очень важная для меня организация. Я отдаю ей приличный объем времени и считаю, что, участвуя в этой организации, я достаточно серьезно вырос как предприниматель. Скажу буквально пару слов об этой организации. В этой организации состоят только предприниматели, причем предприниматели только определенного уровня. У нас есть определенные требования к принятию в эту организацию. Сейчас у нас в России 30 участников, в мире 8500 участников. Эта организация нацелена на то, чтобы предприниматели учились чему-то новому, росли и делились опытом друг с другом в очень эффективном формате. Это происходит через локальные мероприятия, которые мы сами проводим, и через глобальные мероприятия, которые проводит организация. Основная ценность заключается в том, что ты можешь делиться с коллегами своим опытом и получать от них знания.
М.СПИРИДОНОВ: Вступительные условия – это оборот компании не меньше миллиона долларов в год?
В.КОЗЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоит это удовольствие?
В.КОЗЛОВ: Членский взнос порядка 2 тысяч долларов в год.
М.СПИРИДОНОВ: В этот взнос входит участие в мероприятиях?
В.КОЗЛОВ: Да, конечно, участие во всех локальных мероприятиях бесплатное. Также ты можешь посещать все глобальные мероприятия за отдельную плату.
М.СПИРИДОНОВ: Я немало в последнее время слышал об этой истории, поэтому я решил уделить ей определенное время. Каким видите будущее с точки зрения развития интернет-предпринимательства в целом? Насколько случившееся развитие с 90-х годов через резкое улучшение инфраструктуры, через изменение отношения властей к ситуации будет меняться? Как будет меняться ситуация с интернет-бизнесом в Рунете и глобально?
В.КОЗЛОВ: Я думаю, что это будет только развиваться. Количество активных и платежеспособных людей в интернете неуклонно растет, а это очень важно. Чем больше людей имеет доступ к интернету, тем это благотворнее влияет на развитие бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Каждый человек, выходящий в интернет, носит в кошельке потенциально ваши деньги.
В.КОЗЛОВ: Да, и нужно помочь ему с ними расстаться.
М.СПИРИДОНОВ: Нужно помочь ему с ними с удовольствием расстаться.
В.КОЗЛОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как складывается ситуация с предпринимательством в целом? Есть мнение, что в России, как было, так и сейчас не очень нужно заниматься предпринимательством, не происходит пропаганды на уровне страны. Люди, которые это делают, в простом народе ходят с маркой спекулянтов, торгашей или чего-то в этом роде.
В.КОЗЛОВ: Я бы так не сказал. Мне кажется, что отношение к предпринимателям меняется. Что касается пропаганды, то со стороны нашего государства она неплохая, а вот реальных шагов мало. «Очень хорошо, мы любим малый и средний бизнес. Надо, чтобы большее количество граждан имело активную позицию, чтобы они работали и создавали рабочие места». Нам же наш руководитель говорит, что у нас должно быть 25 миллионов рабочих мест к какому-то году. Я не понимаю, как это возможно сделать, но, тем не менее. Если брать жесткие факты, то есть законодательство, простоту ведения бизнеса, защищенность бизнеса, то в нашей стране есть очень большой простор для улучшений. Однако это не значит, что надо сидеть и ждать, когда будет хорошо, надо работать.
М.СПИРИДОНОВ: Надо делать хорошо.
В.КОЗЛОВ: Надо делать хорошо, надо работать, а не ждать у моря погоды.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давайте двинемся дальше. Сейчас очередная рубрика – «Бизнес-цитата». Напомню, что в ней мы предлагаем интересные, неожиданные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические персонажи, и просим прокомментировать мысли выбранного человека нашего гостя. Сегодня для вас есть следующие предложения. Это Генри Форд, основатель Ford Motors, Джек Лондон, классик мировой литературы, и Ицхак Азидес, гуру менеджмента, преподаватель Стэндфордского и Колумбийского университетов. Кто вам ближе из названных?
В.КОЗЛОВ: Давайте Ицхака.
М.СПИРИДОНОВ: Ицхак Азидес сказал: «Несмотря на быстрое увеличение числа школ менеджмента, рост материальных стимулов, лавину книг по менеджменту и множество консультантов, найти или подготовить «идеального менеджера» по-прежнему столь же нереально, как повстречать единорога».
В.КОЗЛОВ: Соглашусь с ним. Всё дело в том, что сам человек – это настолько уникальное, разностороннее и сложное существо, что нет какой-то единой методики или пошагового руководства, которые позволили бы получить от него предсказуемый результат. В любом случае каждый человек, особенно если он собой что-то представляет – это нечто уникальное.
М.СПИРИДОНОВ: Последняя рубрика – это вопросы слушателей, которые были собраны в анонсах программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии в Фейсбуке и аккаунте Рунетологии в Твиттере. Андрей Басков спрашивает: «Виктор, что вы думаете о рынке мобильной разработки в России?». Насколько зрел и конкурентен этот рынок?
В.КОЗЛОВ: Рынок крайне незрел, конкуренция в каком-то виде есть, но я не могу сказать, что она очень жесткая. Не смотря на большое количество игроков, для них всех достаточно места, клиентов и проектов. Большинство этих компаний очень небольшие, и они сейчас находятся на этапе, на котором решится, перестанет существовать компания или она пойдет вверх и будет развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Озвучу продолжение вопроса от Андрея Баскова. Во сколько вы оцениваете сейчас CleverPumpkin? Можно ли как-то оценить компанию на этом этапе?
В.КОЗЛОВ: Можно, это же компания по разработке. Я очень хорошо владею методиками оценки любых сервисных компаний, которые предлагают услуги по разработке. Слава Богу, в Рексофте я этому научился. Я не вижу смысла ее оценивать, это начинающая компания. Она не очень дорого стоит. Может, миллионов 10 рублей.
М.СПИРИДОНОВ: То есть 3 с небольшим миллиона долларов.
В.КОЗЛОВ: Просто ее за такие деньги никто не собирается продавать.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что такие продукты на сегодня очень неликвидны, потому что очень мало корректив, и всё завязано на конкретных людях.
В.КОЗЛОВ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Задам следующий вопрос. Как студия привлекает клиентов, какие основные каналы продаж?
В.КОЗЛОВ: У нас нет ничего уникального в этом плане. Все эти правила действуют и для разработчиков обычного ПО. Каналы все те же самые. Это и реклама по ключевым словам в интернете, это и участие в профильных мероприятиях, которых сейчас немало, это и личные продажи (очень серьезный блок) через личные связи, через личные контакты, рекомендации тех людей, с которыми ты хорошо поработал.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Олег спрашивает: «Какие ниши в приложениях будут особенно актуальны в скором будущем? Поделитесь перспективными идеями».
В.КОЗЛОВ: Это непростой вопрос. Например, есть одна ниша, связанная с той темой, о которой мы говорили вначале, то есть цифровое здоровье. Сейчас мобильные устройства вышли на тот уровень, когда к ним могут присоединяться различные сенсоры, которые мониторят параметры организма, а мобильные устройства будут как терминал для того, чтобы ты постоянно был в контроле, чтобы ты постоянно контролировал свое здоровье.
М.СПИРИДОНОВ: Мы не будем далеко заходить, чтобы не рассказывать сразу все перспективные темы. Дадим нашим слушателям возможность подумать и пофантазировать самостоятельно. Владислав Коробов спрашивает: «Есть ли смысл делать компанию, которая разрабатывает приложения только под одну платформу, например, под Android, но очень хорошо?».
В.КОЗЛОВ: Я в этом не вижу большого смысла. Я не говорю, что это невозможно. Это возможно, почему бы и нет, но, на мой взгляд, это не очень целесообразно. Если мы будем смотреть со стороны клиента, то когда клиент приходит к разработчику с какой-то задачей, то, как минимум, под iOS и Андроид ему приложения нужны, потому что они занимают до 90% рынка мобильных устройств. Ему идти и заказывать разработку у разных разработчиков не очень удобно. Я не вижу целесообразности в такой специализации.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Как считаете, имеет ли смысл создавать новостные СМИ, исключительно как приложения, или у подобных идей нет будущего?
В.КОЗЛОВ: Не возьму на себя роль оракула, но я думаю, что это нецелесообразно. Конечно, есть сервисы, которые были только мобильными, которые достигли определенного размера. Например,foursquare или instagram, который только впоследствии сделал веб-часть, но это специализированные сервисы. Если говорить о СМИ, то я не уверен, что имеет смысл иметь только мобильное приложение.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что девиз следующего года будет коротким и емким, и это многоплатформенность. Любой сервис, любое СМИ, любой источник информации или способ коммуникации будет по умолчанию восприниматься пользователем, как нечто, к чему должен быть доступ с любой точки – с планшета, со смартфона, с ноутбука или компьютера и с большого экрана телевизора, и под каждый источник должно быть свое приложение, свой способ донесения информацию. Как мне кажется, многоплатформенность всё больше проявляется и показывает свою категорическую необходимость для любого серьезного проекта.
В.КОЗЛОВ: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Виктор, спасибо большое за беседу. Мы записываем ее до Нового года, а именно в день, когда был обещан конец света. Пока еще всё в порядке, надеюсь, так и будет, и наша беседа выйдет в свет после Нового Года. С наступающим вас!
В.КОЗЛОВ: Спасибо большое. И вас!
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Если есть, что добавить в финале, то прошу. Если всё, что хотелось, уже было произнесено, то будем ставить точку.
В.КОЗЛОВ: Я хочу пожелать всем слушателям успехов, поздравить с Новым Годом, пожелать всего самого хорошего в наступающем году.
М.СПИРИДОНОВ: Для них уже в наступившем.
В.КОЗЛОВ: Да. Хочу пожелать, чтобы они что-нибудь предприняли в этой жизни. Это очень важно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был серийный предприниматель Виктор Козлов.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!