М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 11 января 2013 года. Это 181-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – UMI.ru. UMI.ru – это сервис готовых интернет-решений для любого бизнеса. Он за 2 клика обеспечит бизнес сразу всем, что нужно для продаж в интернете.
Уникальное преимущество UMI.ru – любой готовый сайт можно быстро перевести на отдельный хостинг, с полным сохранением всего содержания, дизайна, структуры, URL’ов страниц и позиций сайта в поисковой выдаче. На сервисе уже успешно работает более ста двадцати тысяч проектов.
Обычно в начале каждого выпуска, еще до представления гостя я даю небольшой эпиграф к будущей беседе. Как правило, это общее описание той профессиональной сферы, на которой специализируется гость. Из этого эпиграфа логично вытекает первый вопрос. Только сегодня: и вводные слова, и первый вопрос не о профессиональном, а о личном. Однако сперва представлю гостей. Героями этой программы стали со-основатели Looksima, а прежде со-основатели такого проекта, как Lamoda, Алексей и Надежда Бочкаревы. Приветствую вас!
А.БОЧКАРЕВ: Добрый день!
Н.БОЧКАРЕВА: Добрый день, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Ну и собственно вопрос, который я уже анонсировал – как удается совмещать бизнес-партнерство и супружество, по сути, партнерство на личном фронте, там, где интересы и направления, возможно, входят в конфликт? Алексей, как Вам это удается?
А.БОЧКАРЕВ: Максим, это очень интересный вопрос. Надо сказать, что мы с Надей строим уже третий бизнес, и это не вызывает проблем. В самом начале, когда мы только познакомились, это был 2010 год, я заканчивал MBA, мы обсуждали очень много различных интерпренерских идей, думали о различных вариантах совместных бизнесов. Тогда, конечно, было сложнее. Оборачиваясь назад и смотря на всё то время, которое мы провели вместе, это уже не является проблемой, хотя времени на личную жизнь остается мало.
М.СПИРИДОНОВ: Надежда, вы согласны с ответом? Может, что-то добавите?
Н.БОЧКАРЕВА: Я могу добавить, что мы с Алексеем работаем очень много. Если бы мы не работали вместе, мы бы гораздо меньше времени проводили вместе, и в этом есть свои плюсы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы познакомились на бизнес-фронте, или сначала были личные отношения, а потом бизнес?
А.БОЧКАРЕВ: Это было не связано с бизнесом.
М.СПИРИДОНОВ: Вы вошли в бизнес-отношения сознательно, будучи парой?
А.БОЧКАРЕВ: Надо понимать бэкграунд. Возвратимся на три года назад, когда я учился. MBA очень сильно меняет мозги. Я шел на MBA с другим пониманием того, чем я хочу заниматься. В тот момент я как раз познакомился с Оливером Замвером – небезызвестной фигурой в европейском и глобальном интернете. После этого у меня очень сильно поменялось мышление, поменялись приоритеты в отношении тех бизнесов, которыми я хочу заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Ни о чем, кроме бизнеса, вы уже были не готовы думать?
А.БОЧКАРЕВ: Во-первых, у нас был дейтинговый период, конфетно-букетный период. Дело в том, что MBA, особенно MBA в Wharton – это очень трудозатратное время. Люди, которые там учатся, обычно не успевают делать ничего, кроме учебы.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал, что люди, которые воспитываются на MBA или работают в консалтинговых, аудиторских конторах «большой четверки», ходят под девизом «Зарабатывай деньги, друзей потом купим».
А.БОЧКАРЕВ: Если честно, в первый раз такое слышу.
М.СПИРИДОНОВ: Я это слышал. Подобные вещи я слышал не раз. Там всё очень гуманно, бело, пушисто?
А.БОЧКАРЕВ: Я думаю, это зависит от людей. Те люди, с которыми я учился, которых я знаю, таких принципов не имеют.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом сделаем небольшую паузу для того чтобы послушать рассказ о наших героях. Прежде скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Сейчас об Алексее Бочкареве, и мы продолжим.
Досье Алексей БочкареваАлексей Бочкарев родился 3 декабря 1978 г. в Москве. В 2001 году с красным дипломом окончил юрфак МГУ. В 2007 прошел курс Executive Education в Harvard Business School. В 2010 получил full-time MBA в Wharton Business School. В 1998-2000 преподавал Предпринимательское и Семейное право. В 2000-2001 работал юристом в Clifford Chance. В 2001-2005 работал на разных позициях в ABN AMRO Bank в России, Германии и Голландии. В 2005-2006 занимался финансовой и операционной реструктуризацией компаний в России. В 2006-2008 руководил региональной сетью Городского Ипотечного Банка, который был успешно продан банку Morgan Stanley. В 2010 в рамках сотрудничества с Rocket Internet запустил сервис серьезных знакомств eDarling.ru и стал CEO и со-основателем Lamoda.ru. В 2012 вместе с супругой создал международную компанию LOOKSIMA. Является консультантом нескольких венчурных фондов. Профессионально играл в баскетбол. Живет и работает в Нью-Йорке и Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Если вспоминать нашего недавнего гостя – Германа Клименко, ваша карьера практически идеальная. У вас крепкий корпоративный опыт на топ-позициях в разных направлениях, затем получение предметного продуктового опыта в интернете, а потом путь в личное предпринимательство.
А.БОЧКАРЕВ: Можно на это по-разному смотреть. Дело в том, что у тех людей, которые занимаются предпринимательством, которые не работали в крупных компаниях, совершенно по-другому работает голова. Говорить о том, что стандартная карьера в банке или юридической фирме способствует предпринимательским навыкам, я бы не стал.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Обычно предприниматель живет в несколько другом измерении, однако, опыт командообразования, управленческий опыт, опыт планирования, в том числе бизнес-планирования – это опыт, которого не хватает молодым предпринимателям. Он же набирается на топ-позициях.
А.БОЧКАРЕВ: Согласен в отношении опыта планирования, управления и так далее. Это очень полезный experience. Очень хорошо, если вы имеете опыт работы в крупных established-компаниях. Тем не менее, те люди, которые занимаются предпринимательством с юных лет, отличаются большой креативностью. Самые успешные компании были построены теми людьми, которые не знали, что построение какого-то продукта невозможно. Когда вы работаете в крупной компании, у вас, с одной стороны, очень широкий кругозор в отношении бизнес-вопросов в зависимости от вашей функции, с другой стороны, вы очень сильно ограничены этой функцией. Если давать совет, то очень сложно определить, стоит ли человеку заниматься предпринимательством с самого начала или необходимо сначала приобрести опыт в большой компании.
М.СПИРИДОНОВ: Есть версия, которая отчасти сопрягается с тем, что в свое время говорил Герман. Он говорил, что в ранней молодости следует получить опыт предпринимательства, набить шишки, которые для юного организма не так болезненны, потом пойти работать в корпоративную структуру, а затем снова уйти в предпринимательство.
А.БОЧКАРЕВ: Это тоже правильный подход, можно и так.
М.СПИРИДОНОВ: В том, как вы говорили, отвечая на мой предыдущий вопрос, мне показалось, что звучала некоторая грусть. Означает ли это, что сегодня вам что-то из бэкграунда работы топ-менеджером мешает в предпринимательской деятельности?
А.БОЧКАРЕВ: Я ни о чем не жалею, у меня отличный опыт. Я очень рад, что мне удалось поработать в таких успешных компаниях с такими умными людьми. Как пример, могу сказать, что мы экономим на юристах. Большинство договоров я сам читаю.
М.СПИРИДОНОВ: Это понятно, у вас в этом вопросе серьезная подготовка. Помимо образования, у вас есть практика. Как вы оказались в интернете? Почему после юридической практики, преподавательской работы в этой области, финансово-управленческой деятельности вы направились туда?
А.БОЧКАРЕВ: Я очень быстро разочаровался в профессии юриста. Это произошло сразу после окончания МГУ. Я понял, что я хочу видеть результат своих действий. Когда вы работаете юристом в большой консалтинговой компании, вы не всегда можете увидеть финальный результат, над которым вы работаете. Я принял решение, что я хочу поменять свою профессию, я хотел идти на MBA, и мне нужно было поработать в финансовых структурах. Соответственно, я пошел работать в банки. Что касается кардинального изменения мышления и занятия предпринимательской деятельности, то на это очень сильно повлиял Оливер Замвер. Как это произошло? Когда я шел на MBA, когда поступал в бизнес-школу, я был четко уверен, что я хочу заниматься Private Equity, и первый год учебы я целенаправленно изучал эту индустрию, разговаривал с представителями фондов и проводил максимум времени на встречах с этими людьми. В конце первого года обучения я съездил на конференцию в Германию, где познакомился с Оливером. Он сказал фразу, которую я очень часто говорю людям, которых я хочу взять на работу. Я им говорю, что этот бизнес не про то, чтобы строить таблицу в Excel, а про то, чтобы делать реальный бизнес. Это то, что сказал Оливер. На самом деле, это очень серьезное замечание. Когда вы работаете в фонде или консалтинге, вы достаточно много времени проводите над формальными вещами, которые можно и не делать. Если говорить о правильном подходе, эффективном и быстром подходе к тому, чтобы построить успешный бизнес, то нужно двигаться более динамично. Эта встреча с Оливером очень сильно поменяла мое мышление.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ориентация на результат, а не на внешнюю оболочку достижения этого результата?
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Эта тема, которую мы обсудим позже. Сейчас перейдем к досье вашей супруги. Сейчас Надя услышит о себе много нового и интересного.
Н.БОЧКАРЕВА: Внимательно слушаю.
Досье Надежды БочкаревойНадя Бочкарева родилась 18 февраля 1984 г. в Уссурийске. В 2006 году окончила Zicklin School of Business, Baruch College в Нью-Йорке. В 2007 работала в компании Estee Lauder в Нью-Йорке, где занималась брендом Bumble&Bumble. В 2008-2010 работала в компании Ouidad в Нью-Йорке. В 2010 вместе с супругом Алексеем Бочкаревым запускала eDarling.ru и стала со-основателем и Управляющим Директором Lamoda.ru. В 2012 вместе с Алексеем создала международную компанию LOOKSIMA. Увлекается позитивной психологией. Живет и работает в Нью-Йорке и Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Разумеется, ничего нового вы не услышали. Интересным мне кажется то, что из Уссурийска вы оказались в Нью-Йорке, где находитесь сейчас, во время записи программы. Мне кажется, Уссурийск, Калыма – это непонятные края.
Н.БОЧКАРЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вы продвигаете новый проект, о котором мы еще поговорим. Как ваша жизнь, карьера развивались от Уссурийска до столицы бизнеса?
Н.БОЧКАРЕВА: В Уссурийске никакой карьеры не было, там я родилась. В 2001 году вместе с родителями мы переехали в Нью-Йорк. Родилась я в семье военного, поэтому по России мы немного поездили, что было очень интересно. Нью-Йорк – это совершенно другой опыт, другая жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: В Нью-Йорке вы оказались, потому что семья уехала на постоянное место жительства?
Н.БОЧКАРЕВА: Да, именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что вы там оказались подростком.
Н.БОЧКАРЕВА: Я окончила школу в России, а там уже получила степень бакалавра.
М.СПИРИДОНОВ: Дальнейшая работа была только в американских фирмах?
Н.БОЧКАРЕВА: После окончания я решила, что я хочу работать в косметической индустрии, поэтому сначала я пошла работать в компанию Estee Lauder, потом в компанию Ouidad, которая занималась уникальной продукцией для кудрявых волос.
М.СПИРИДОНОВ: У вас кудрявые волосы?
Н.БОЧКАРЕВА: На самом деле, да, хотя сейчас они выглядят немного иначе.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Подходим к тому моменту, когда Вы, Алексей или вы вместе встретились с одним из основателей Rocket Internet – Оливером Замвером. Очевидно, эти события стали причиной того, что вы возглавили два проекта Rocket Internet в России: eDarling.ru и Lamoda.ru. Можете рассказать об этом, Алексей?
А.БОЧКАРЕВ: eDarling – это очень большой холдинг, который работает в очень большом количестве европейских стран. Мы не возглавляли эту компанию, мы приехали по приглашению Оливера, чтобы заниматься российской частью этого бизнеса. Конкретно мы запускали eDarling.ru. У eDarling нет представительства или бизнеса в России, они всем занимаются из Берлина. Мы жили в Берлине и запускали бизнес оттуда.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде чем перейти к Ламоде, которая в этой паре выглядит более заметной и более успешной в Рунете, могли бы обрисовать, что собой представляет Rocket Internet? Не смотря на то, что это самый крупный европейский инкубатор и акселератор, находящийся в Германии, в России о нем известно очень мало.
А.БОЧКАРЕВ: Я даже не знаю, с чем Rocket можно сравнить. Когда я учился, я два дня был на тренинговых курсах в US Marine Corps. Это военное подразделение, которое является одним из самых элитных подразделений американской армии. Если представить себе военный опыт, который получают курсанты во время обучения в Контико (одна из баз, где они учатся), то это очень похоже на то, чему учит Rocket. Rocket – чрезвычайно агрессивная компания, там работают умные люди, она широко известна именно своими executive skills, которые они прививают людям.
М.СПИРИДОНОВ: То есть умение делать выходы?
А.БОЧКАРЕВ: Замвер и Rocket в целом. Rocket был основан в 2008 или 2010 году. На самом деле, ему не так много лет. У Оливера Замвера есть два брата: Марк и Александр. Они очень успешные бизнесмены, они построили много успешных бизнесов. Они начинали с компании Jamba. Если помните, был лягушонок на мотоцикле, назывался Crazy Frog. Это был очень известный в Европе и России рингтон в начале 2000-х годов, и это одно из их творений. После этого они продали Jamba eBay и стали заниматься инвестированием и созданием различных компаний.
М.СПИРИДОНОВ: То есть бизнес-акселерацией?
А.БОЧКАРЕВ: Да, это более правильный термин. Они создали CityDeal, это очень успешная компания, которую они за 6 месяцев довели до такого уровня, что смогли ее очень быстро и успешно продать Groupon.
М.СПИРИДОНОВ: Уточню, что это был клон Groupon.
А.БОЧКАРЕВ: Да, совершенно верно. Их бизнес-модель такова, что они строят клоны успешных бизнес-моделей в Америке.
М.СПИРИДОНОВ: Памятуя, что пишут в немецких блогах на этот счет, скажу, что Rocket Internet – это и гордость, и боль немецкого сегмента сети. С одной стороны, это крупная компания, сделавшая несколько десятков заметных проектов. С другой стороны, это компания, которая как на конвейере клонирует успешные американские бизнесы, и чуткие национальные струны это задевает. Многим кажется, что нехорошо клонировать в таких масштабах.
А.БОЧКАРЕВ: В разных интервью Оливера спрашивают об этом. Обычно он отвечает, что одно дело, когда вы полностью клонируете бизнес-модель и все операции изнутри, а другое дело, когда вы клонируете саму идею, а всё, что находится внутри – это произведение самого Rocket. Я хочу немного поднять репутацию Rocket в мире. К сожалению, он имеет негативную репутацию. Они делают очень важные вещи. Они копируют, клонируют идею, но всё, что происходит внутри, построено с нуля с учетом тех ошибок, которые сделали фаундеры других успешных компаний. Они делают это идеально, иногда бывают ошибки, случаются провалы, но в силу опыта людей, которые работают в Rocket, этих ошибок не так много.
М.СПИРИДОНОВ: Логика понятна. По подобному пути в России идет Fast Lane Ventures. У них такая же модель. Состоялось ваше знакомство. Это было сначала Ваше знакомство, или вы вместе с Надей познакомились с Оливером и деятельностью Rocket Internet?
А.БОЧКАРЕВ: Это было мое знакомство. Оно произошло в апреле 2009 года. Мы с Оливером договорились о том, что мы хотим совместно запускать eDarling.ru. На тот момент eDarling уже существовал, он был очень успешен в Германии. Они начинали глобальную экспансию в различные страны – такие, как Турция, Польша, Россия. Мы договорились о том, что мы будем работать вместе. При этом нужно сказать, что Оливер сейчас имеет достаточно опосредованное отношение к eDarling, потому что eDarling – это уже established-компания, которая активно взаимодействует c eHarmony, поэтому взаимодействия с Оливером на этом уровне не было. Мы работали в eDarling и взаимодействовали с руководством eDarling.
М.СПИРИДОНОВ: Направление интернета случилось именно благодаря знакомству с ним? Если бы не было этого знакомства, вы бы и в интернет не пошли?
А.БОЧКАРЕВ: Нет, я был заинтересован в интернете, я смотрел на разные бизнес-модели во время учебы, у нас было достаточно много кейсов компаний, которые работали в интернете. Оливер явился лишь стимулом к тому, чтобы я действительно начал рассматривать vencure capital и интернет как профессиональную карьеру.
М.СПИРИДОНОВ: Как развивалась работа по eDarling? В какой момент к этой работе подключилась Надя?
А.БОЧКАРЕВ: Надя участвовала с самого начала. Как только мы приехали в Берлин, мы вместе работали в этой компании. Мы провели не очень много времени в eDarling, всего около полугода. Подготовив компанию к запуску, мы переключились на Ламоду. В силу определенных административных причин мы не могли запускаться в России так быстро, как хотелось бы. К сожалению, первой была запущена Турция, о чем руководство eDarling потом сожалело, потому что Россия является одним из самых успешных рынков для них.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня является?
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: eDarling в России сейчас чувствует себя хорошо?
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Удивительно. Мне казалось, что он и ему подобные проекты находятся в стадии подвеса, то есть пациент скорее мертв, чем жив.
А.БОЧКАРЕВ: Максим, это достаточно закрытый рынок и закрытая ниша. Если говорить про рынок серьезных знакомств, то, по моему ощущению, на нем есть два игрока – Теамо и eDarling, и они делят весь этот рынок. Есть еще Monamour, который принадлежал Мамбе, но его репутация и его технологии не соответствовали тем технологиям, которые есть у Теамо и eDarling, поэтому он не рассматривался в качестве серьезного конкурента на моменте входа.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Надя, каким образом началась ваша лично и ваша с Алексеем работа в Lamoda?
Н.БОЧКАРЕВА: Началась она с момента, когда Алексей договорился с Оливером о том, что мы из Берлина уезжаем в Москву. Мы были первыми двумя людьми в Москве, которые занимались Ламодой. Началось это всё очень быстро. Мы опоздали с закупками. Нам нужно было составлять ассортимент на весну, а составлять ассортимент нужно было в сентябре-октябре 2010 года. Мы же приехали в ноябре. Началось всё это очень быстро и резко. Мы ходили к поставщикам и пытались найти обувь для продажи. Это была совершенно новая и интересная индустрия, и мы справились.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально была концепция сделать клон Zappos в России?
Н.БОЧКАРЕВА: Скорее, клон Zalando в России. Это немецкая версия Zappos.
М.СПИРИДОНОВ: То есть сделать клон клона?
Н.БОЧКАРЕВА: Пожалуй, да.
М.СПИРИДОНОВ: Я припоминаю, что Zalando довольно активен в немецком интернете. В чем разница? Мне показалось, что они чертовски похожи.
Н.БОЧКАРЕВА: Zalando быстрее смогли стать успешными.
М.СПИРИДОНОВ: Не волочить так долго существование до выстрела и успеха, как Zappos?
Н.БОЧКАРЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. По сути, сделать ставку на торговлю обувью и взять рынок.
Н.БОЧКАРЕВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько удалось Ламоде это сделать?
Н.БОЧКАРЕВА: Скорее удалось.
А.БОЧКАРЕВ: Мне кажется, что есть Sapato и Lamoda. Безусловно, есть и другие игроки, просто они не настолько видны на рынке. Также есть один из лидеров – Wildberries. Когда мы начинали бизнес в Ламоде, у нас был единственный конкурент Sapato. Мы понимали, что бизнес Sapato делается Fast Lane. Там был Маттье, небезызвестный вам. Он очень грамотный управленец, он имеет очень хороший опыт. С ним было достаточно сложно соревноваться, особенно учитывая то, что когда мы приехали в Россию и стали заниматься обувью, ни Надя, ни я, ни кто-то другой не имел ни малейшего представления об этом рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Что у вас было? Вы выехали в Москву. С чем вы выехали? С каким-то напутствием от Оливера или кого-то из команды? С деньгами, конкретным бюджетом? С задачами, планами? Что было на входе, и как всё это развивалось?
А.БОЧКАРЕВ: Был большой бюджет, были консультации со стороны людей, которые делали этот бизнес в Германии, было общение с Оливером, он давал очень ценные советы.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально вас было двое?
А.БОЧКАРЕВ: Да. После этого к нам присоединился еще один партнер. Затем пришло еще несколько немцев, которые являются основателями Ламоды и до сих пор работают в компании.
М.СПИРИДОНОВ: Ламода строилась, как российская компания? Где она инкорпорирована?
А.БОЧКАРЕВ: В России.
М.СПИРИДОНОВ: Вы являлись совладельцами или нет?
А.БОЧКАРЕВ: Не будем комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Все инвестиции входили со стороны Rocket Internet, и он предполагал по собственным лекалам построить клон Zappos, который взорвет российский рынок?
А.БОЧКАРЕВ: У Rocket большая структура, у них есть внешние инвестиции, это были не только инвестиции Rocket, но и инвестиции их партнеров.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько всего денег было влито?
А.БОЧКАРЕВ: Не можем разглашать.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то вещи, которые, как вам кажется, было бы интересно рассказать о Rocket Internet, прежде чем мы перейдем к вашему проекту, который, как я понимаю, на сегодня занимает 100% вашего времени? Не хочется оставить тему Rocket Internet недоговоренной. Мне кажется, что об этой фирме мало информации в Рунете.
А.БОЧКАРЕВ: Это действительно так. К сожалению, Оливер не является публичной личностью, он не любит давать интервью. Наверное, в этой связи о нем достаточно мало информации. Я искренне считаю, что Rocket Internet является отличной школой, особенно для тех людей, которые действительно хотят учиться, и дает прекрасный старт предпринимательской карьере людям, которые хотят работать.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас они что-то запускают в России?
А.БОЧКАРЕВ: К сожалению, я не знаю. У них есть еще один бизнес – это Mebelrama, который, насколько я знаю, очень успешен. Также есть Westwing. По-моему, это все проекты Rocket в России.
М.СПИРИДОНОВ: Разошлись вы с ними хорошо, или были какие-то конфликтные ситуации?
А.БОЧКАРЕВ: Конфликтов не было, разошлись мы хорошо и остались в хороших взаимоотношениях. Мы периодически рекомендуем людей Оливеру лично и Rocket в частности.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давайте перейдем к разговору о LOOKSIMA – проекте, который вы создали и направляете. Сейчас несколько слов в формате небольшой справки о компании.
Справка о компанииLOOKSIMA – профессиональный личный онлайн-стилист. Компания работает на двух рынках: в России и США. Основана Алексеем и Надей Бочкаревыми в 2012 году. В ноябре 2012 привлекла финансирование в размере $500,000 от венчурного фонда Vesna Investment. В компании работают 11 человек. Заключены соглашения со школами стилистов, в частности с Британской Высшей Школой дизайна. LOOKSIMA работает с ведущими интернет-магазинами, включая Sapato, Shoptime, TopBrands, Quelle и др., и планирует выйти, как минимум, еще на 3 рынка в 2013 году.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по всему, вы сейчас занимаетесь, непосредственно находясь в Нью-Йорке, американской версией.
А.БОЧКАРЕВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильно смещены приоритеты в английскую сторону, или надежды на Россию тоже велики?
Н.БОЧКАРЕВА: Надежды на Россию велики, потому что в России таких сервисов гораздо меньше. Не смотря на то, что сервис абсолютно уникальный и в России, и в Америке, в России рынок большой, и конкуренции меньше. Мы надеемся на успех на двух рынках. Нам очень интересно посмотреть, как это пойдет в России.
М.СПИРИДОНОВ: Начинали откуда? Из России или США?
Н.БОЧКАРЕВА: Из России. В США сайт есть, но он еще не до конца запущен. Мы еще работаем над ним.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня уже есть какие-то показатели, по которым можно говорить о большей или меньшей успешности проекта или соответствии или несоответствии динамики роста планам?
А.БОЧКАРЕВ: Сейчас говорить об этом еще рано. Мы даже не начали активную рекламную кампанию. Я думаю, что к этому разговору стоит вернуться через пару месяцев, когда у нас появится более-менее значимый результат.
М.СПИРИДОНОВ: Как вообще возникала идея проекта? Как я понял, история вашего расхождения с Rocket Internet и Ламодой не подлежит разглашению, но вы как-то вышли из Ламоды. Оставшись в сегменте fashion и в интернете, вы приняли решение, что будете заниматься этим проектом. Почему этим? Как возникла эта мысль? Является ли идея оригинальной?
Н.БОЧКАРЕВА: Идея является оригинальной. Само название LOOKSIMA означает Looks I Most Adore, что переводится, как образы, которые мне больше всего нравятся. Идея возникла, когда в очередной раз я не могла придумать, что мне одеть на какое-то мероприятие. Я понимала, что с этой проблемой сталкиваются как мужчины, так и женщины, и мне очень захотелось найти ответ. Мы стали думать в этом направлении, стали думать, как можно давать советы мужчинам и женщинам, и мы пришли к выводу, что, когда женщина пытается подобрать себе образ и выбирает юбку, ей необходимо к этой юбке подобрать туфли и блузку. Мы стали мыслить образами, решили, что на российском рынке нет сервиса, который соединяет стилистов и обыкновенных пользователей. Нам захотелось сделать это удобным и комфортным для пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Какая радость для стилистов заниматься консалтингом пользователей?
Н.БОЧКАРЕВА: Во-первых, стилистов в России очень много, а сервисов, которые давали бы им доступ к большой аудитории, нет. Стилистам это интересно, это позволяет им раскрыть свой творческий потенциал, позволяет им общаться с пользователями.
М.СПИРИДОНОВ: Они бесплатно приходят в ваш проект, дают консультации в расчете, что их консалтингом впоследствии воспользуются на платной основе?
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Модель монетизации заключается в том, что из составленных конструкций, составленных луков получается товарная карточка, и по каждому из товаров можно перейти и приобрести его на сайте партнера, и вы с этого получаете процент?
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сами не собираетесь продавать?
А.БОЧКАРЕВ: Мы думаем на эту тему, но нужно понимать, что порядок инвестиций, которые нужны для того чтобы создать интернет-магазин, который будет являться лидером в своей нише, совершенно другой. В этот бизнес нужен совершенно другой размер вложений.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас деньги ваши и деньги венчурного фонда?
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как построена компания? У вас работает 11 человек, это очень небольшой коллектив, хотя это не редкость для интернет-проектов, которые не имеют мощной оффлайн-составляющей, как вышеназванные интернет-магазины. Кто и чем занимается? Какие есть люди, какие специалисты, какие подразделения?
А.БОЧКАРЕВ: У нас есть люди, которые отвечают за маркетинг, IT-специалисты, бизнес-девелопменты, стилисты. Также у нас есть небольшая команда в Лос-Анджелесе.
М.СПИРИДОНОВ: Штатные стилисты?
А.БОЧКАРЕВ: Есть штатные и внешние.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Насколько опыт управления, полученный в Ламоде, стал решающим в выборе направления fashion?
А.БОЧКАРЕВ: Мы хотели запускать LOOKSIMA, в первую очередь, на американском рынке, но в силу некоторых обстоятельств нам нужно было оставаться в России. Мы подумали, что, поскольку работа в Ламоде дала нам очень хорошие контакты в этой индустрии, почему бы не начать этот бизнес в России. Когда мы посмотрели на российский рынок, мы поняли, что конкуренции в этой нише нет вообще. Нам показалось немного странным, что никто еще это не делает, и мы активно принялись за работу, и в конце мая мы запустили LOOKSIMA в России.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что сейчас появляются сервисы, которые можно назвать сателлитами, спутниками электронной коммерции, которые в форме развлечения и общения, порой геймификации позволяют людям понять, чего они хотят, и где они могут это купить.
А.БОЧКАРЕВ: Это очень интересный феномен. Вы, наверное, говорите, в том числе и про виртуальные примерочные, и про компании, которые позволяют создать свой дизайн и заказать товары.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас вспомнил проект Tagbrand, который в чем-то родственен с вашим, где люди помечают на своих фотографиях различные элементы одежды, и функционал проекта позволяет приобрести те или иные помеченные предметы одежды с оттегированными брендами, зарабатывают они процент от стоимости покупки, которую делают пользователи.
А.БОЧКАРЕВ: Да, отличная идея. Разница между Tagbrand и нами заключается в том, что на Tagbrand контент создают пользователи, у нас же контент создают профессиональные стилисты. Мы делаем очень большой упор на персонализацию и профессионализм тех людей, которые составляют образы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы отбираете стилистов при том, что они работают бесплатно?
А.БОЧКАРЕВ: Я не хотел бы комментировать структуру компенсации стилистов, то, работают они бесплатно или за деньги, но у нас очень строгие критерии отбора. Мы хотим собрать на нашем портале тех людей, которые могут давать качественные советы пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Надя, идея изначально ваша?
Н.БОЧКАРЕВА: Да, из моего личного опыта.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сами пользуетесь проектом?
Н.БОЧКАРЕВА: Когда мы жили в Москве, я пользовалась. Очень интересно смотреть на то, что делают специалисты. У нас можно пройти тест, посмотреть на свой личный стиль и потом посмотреть образы, которые стилисты подбирают именно под этот стиль. Я стараюсь сама пользоваться сервисом. Есть стилисты, которые мне ближе, на их творчество мне особенно интересно смотреть. Я сама покупала себе вещи через LOOKSIMA благодаря нашим стилистам.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько пользователей у вас? Насколько активна на сегодня LOOKSIMA?
А.БОЧКАРЕВ: У нас есть несколько десятков тысяч пользователей. Если говорить про активность, то мы определяем 20-40% активной аудитории в зависимости от месяца. Сейчас у LOOKSIMA было 6-7 месяцев активного роста. Это исключительно органический рост, рост без рекламы. Говорить о метриках достаточно рано, потому что мы пока не покупали трафик. Как только мы начнем покупать более-менее таргетированный трафик, будет понятно, насколько сервис интересен пользователям. В настоящий момент мы всем довольны.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вы находитесь на стадии тестирования и доработки?
А.БОЧКАРЕВ: Сервис суперинтересный, там можно сделать огромное количество вещей, и все те идеи, которые мы запланировали на реализацию в течение следующего года, расписаны в презентации PowerPoint приблизительно на 100 листах. Нам есть, чем заняться, есть, что разрабатывать. Сервис постоянно подвергается какой-то доработке. Например, в ближайшее время мы повесим новую главную страницу. Мы хотим протестировать, насколько она понравится пользователям. Конечно, мы будем вводить дополнительный функционал.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к построению бизнеса. У вас получилась классическая история. Сначала вы работали корпоративным менеджером, потом с большей степенью самостоятельности возглавили Ламоду, работали предпринимателем, хотя и на чужие деньги. Сейчас вы построили проект на свои, привлекли небольшой первый раунд финансирования от венчурного фонда и дальше развиваетесь на свои + венчурные деньги для того, чтобы показать результат и получить дополнительные деньги. Получается, полная классика.
А.БОЧКАРЕВ: Абсолютно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Сравнивая работу в России и США, в частности в онлайн-индустрии в fashion, какие приходят мысли? Что отличается? Что совпадает?
Н.БОЧКАРЕВА: В США мы сейчас только начинаем работать, поэтому нам сложно сравнивать. Разумеется, американский рынок существенно больше, рынок fashion существенно больше, список магазинов, с которыми мы хотим работать в США, в разы больше, чем список магазинов, с которыми мы работаем или планируем работать в России.
М.СПИРИДОНОВ: Еще одна презентация на 100 листов в PowerPoint.
Н.БОЧКАРЕВА: Да.
А.БОЧКАРЕВ: Размер рынка несоизмерим. То, что есть в России, и то, что есть в Штатах – это совершенно разные вещи. Если вы посмотрите на размер рынка онлайн-fashion в Штатах, то он составляет примерно 30 миллиардов долларов, в России всего полтора миллиарда. Можно представить себе разницу. Здесь люди привыкли мыслить категориями электронной коммерции. Конечно, люди покупают оффлайн, это понятно и разумно, но, тем не менее, люди привыкли платить карточками, привыкли заказывать по интернету, логистика находится на совершенно другом рынке. Безусловно, рынок США интересен. Как нам представляется, он потенциально гораздо более объемный, чем то, что есть в России на настоящий момент.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по цифрам, это факт. При этом он гораздо более конкурентный на сегодня.
А.БОЧКАРЕВ: Это верно, но к нашему счастью мы пока не обнаружили ни одной компании, которая бы делала то же самое. Есть конкуренты, которые таргетируют нашу аудиторию, но немного с разных углов. Например, есть небезызвестная компания Polyvore, которая позволяет пользователям создавать образы, но у них нет персонализации и профессиональных стилистов. Мы делаем акцент именно на этих двух вещах и надеемся, что эта модель будет более успешной, чем модель Polyvore.
М.СПИРИДОНОВ: Какие цели вы ставите? Я понимаю, что делиться сегодняшними цифрами вы не будете. До какой степени можно накачать компанию? Будет она стоить миллиард?
А.БОЧКАРЕВ: Я думаю, что вполне возможно, но вряд ли на одном рынке. Мы хотим построить глобальную компанию, которая до конца 2013 года будет представлена на 3-4 рынках. Под рынками я имею в виду рынок СНГ, рынок США и 2-3 других страны.
М.СПИРИДОНОВ: Европейские?
А.БОЧКАРЕВ: Скорее, развивающиеся, потому что рост интернета органически способствует росту любой компании, которая занимается электронной коммерцией. Возьмите Индию, например. Там сейчас происходит бум электронной коммерции, создается огромное количество интернет-магазинов, в том числе в онлайн-fashion. Индия представляет собой очень интересный рынок для развития.
М.СПИРИДОНОВ: Любят еще смотреть в сторону Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Вы тоже смотрите?
А.БОЧКАРЕВ: Да, смотрим.
М.СПИРИДОНОВ: А Германия, в которой вы работали и жили? По идее, вы должны быть знакомы с рынком. Не хотите?
А.БОЧКАРЕВ: Германия – более сложный рынок, он более конкурентный. Если сравнивать Россию и США, то приблизительно такое же сравнение будет с Германией. Германия – это развитый рынок. С одной стороны, там проще начинать. С другой стороны, он более конкурентный. Нужно определяться со стратегией и решать, куда мы хотим идти. Можно либо идти на развивающиеся рынки, где рост интернета способствует росту компании, либо на развитые рынки, где рынок больше, конкуренция сильнее.
М.СПИРИДОНОВ: Есть наблюдение аналитиков о том, что на сегодняшний день в Рунете в электронной коммерции одежда является главным драйвером продаж. Как думаете, почему так сложилось?
А.БОЧКАРЕВ: Хороший вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Есть несколько версий. Например, высокие цены в офлайн-ритейле, плохой сервис, недостаточный ассортимент и другие причины.
А.БОЧКАРЕВ: Потому что люди привыкли покупать одежду в офлайне. Обувной сегмент – достаточно новый для России сегмент. Обувь начал продавать Sapato за полгода до появления Ламоды. По сути, рынку продажи обуви онлайн всего два с половиной года. Мне кажется, что одежда всё равно является неким якорем. Вы всё равно составляете look для себя. Когда вы приходите в офлайновый магазин и хотите что-то купить, вы обращаете внимание, прежде всего, на то, что будет на вас одето сверху и снизу.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, потому что это предмет первой необходимости.
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Обувь, правда, тоже, но она, видимо, покупается реже, учитывая количество различных элементов одежды. Как думаете, что ждет российский ритейл, в частности fashion-индустрию, и как это будет коррелировать с тем, что происходит в Америке, как во флагмане развития электронной коммерции и интернета в целом?
А.БОЧКАРЕВ: Я думаю, что у российского интернета в онлайн-fashion колоссальное светлое будущее. Посмотрите на цифры роста. Российский рынок онлайн-fashion растет со скоростью 30-50% в год.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я слышал цифру в 50%. Америка имеет цифру в 30 миллиардов, но рост там гораздо меньший – по-моему, 16%.
А.БОЧКАРЕВ: Да, 16%. Если брать органический рост самого рынка и прирост пользователей интернета, то в России потенциал гораздо больший, чем в любой другой развитой стране. Россию можно сравнить с Бразилией, Индией и Китаем. У них приблизительно одинаковый уровень роста. Учитывая относительно недавнее начало всего этого рынка, я думаю, что потенциал колоссальный. Сравните Америку конца 80-х – начала 90-х годов, венчурную индустрию в целом, и Россию на данный момент, количество инкубаторов, количество фондов, и вы увидите, что Россия отстает от Америки приблизительно на 20 лет. Количество компаний я сравнивать не берусь, так как население разное. Россия сейчас находится на той стадии, на которой Америка была в начале 90-х. Я имею в виду инфраструктурные вещи, то есть логистику, финансовую поддержку, интерес к компаниям. С появлением интернета всё это ускоряется и растет гораздо более быстрыми темпами. Россия с каждым годом будет расти только быстрее. Я думаю, это отличный сегмент для того чтобы начинать бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Я думаю, на этом основную часть программы мы закончим. У нас еще впереди две рубрики. Первая из них – рубрика « Бизнес-цитата». Напомню, что в ней мы зачитываем интересные, неожиданные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические персонажи, и предлагаем гостю прокомментировать их. Предварительно мы даем возможность выбора кого-то из трех, чьи цитаты подбираются конкретно для каждой программы. Сегодня в ассортименте у нас Савва Мамонтов, русский предприниматель и меценат, Генри Форд, основатель Ford Motors и Билл Гейтс, основатель Microsoft. Надя, чью цитату вам зачитать?
Н.БОЧКАРЕВА: Давайте Генри Форда.
М.СПИРИДОНОВ: Генри Форд однажды сказал: «Самый опасный конкурент – тот, кто вас совсем не беспокоит, но постоянно совершенствует свой бизнес». Согласны?
Н.БОЧКАРЕВА: Пожалуй, да.
М.СПИРИДОНОВ: У вас есть такой опасный конкурент? Не наблюдаете на горизонте?
Н.БОЧКАРЕВА: Учитывая, что у нас абсолютно уникальная модель, на данный момент тихих и опасных конкурентов нет, но мы очень внимательно следим за рынком. Как Алексей говорил, есть компании, которые таргетируют ту же аудиторию. Мы смотрим, что они делают, мы смотрим, что нравится пользователям. У нас большие планы на будущее. Мы сделаем так, чтобы пользователям было интересно приходить к нам и пользоваться нашим сервисом.
М.СПИРИДОНОВ: Это хорошо. Есть Rocket Internet, есть Fast Lane Ventures, есть и другие, разные по степени компетентности и накопленных знаний акселераторы, которые занимаются копированием оригинальных идей. Представьте себе, ваша идея удалась, и по вашим стопам идет ваш друг и коллега Оливер, и его бойцы копируют вашу идею и строят проект, учитывая все ваши ошибки.
Н.БОЧКАРЕВА: Это значит, что мы построили очень успешный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей, вас это не смутит?
А.БОЧКАРЕВ: Я соглашусь с Надей. Оливер копирует только успешные бизнесы. Нам будет приятно, если он это сделает. Конечно, и Fast Lane, и Rocket представляют собой очень серьезных конкурентов. Мы больше опасаемся Rocket, потому что они обычно вливают больше денег в свои проекты. На самом деле, рынок огромный, и это та ниша, которая пока не занята конкурентами. Если вдруг окажется, что у нас есть конкуренция, то она будет только помогать, потому что она будет расширять этот рынок. Есть очень известный в стратегии термин. Когда несколько конкурентов существуют на нишевом рынке, они помогают друг другу расширить этот рынок. Мы не опасаемся. Будет здорово, если Оливер захочет это сделать, мы предложим ему купить нашу компанию.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Напомню, что эти вопросы были собраны в анонсах выпуска Рунетологии с сегодняшними гостями в сообществе Рунетологии в Facebook (вступайте), аккаунте Рунетологии в Твиттере (подписывайтесь) и моем блоге по адресу Spiridonov.ru, где выходят как новые выпуски Рунетологии, так и другие сообщения, заметки и статьи от меня. Первый вопрос от Дениса Немцева. Я лично с ним знаком, этот молодой предприниматель живет в Таиланде. Он пишет: «Было бы здорово, если бы Алексей и Надежда прокомментировали знаменитое письмо Оливера топ-менеджерам, которое утекло в прессу. Есть ссылка на письмо. techcrunch.com/2011/12/…
В частности, о Ламоде там говорится, что «our team fucked up in Russia»… Действительно ли Rocket считает, что он облажался с Ламодой в России?
А.БОЧКАРЕВ: Я прокомментирую так. Если бы мы были в Ламоде на тот момент, когда это письмо теоретически должно было бы быть написано, наверное, его бы не было.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей, во всех ваших ответах чувствуется юристское прошлое.
А.БОЧКАРЕВ: Ламода – суперуспешный бизнес. Если говорить с точки зрения операционной прибыльности, то мои догадки таковы, что ни Sapato, ни Ламода, ни многие их тех магазинов, которые сейчас существуют и занимают лидерские позиции на российском рынке, не являются операционно прибыльными. Это происходит за счет того, что есть большой разрыв между тем, как вы покупаете продукт, и тем, как вы получаете деньги. Во-вторых, вам постоянно нужно вливать огромное количество денег в маркетинг. Учитывая то количество инвестиций, которые Ламода получила на развитие в России, учитывая то количество и качество людей, которые сейчас работают в компании, я думаю, что совершенно очевидно, что компания является одним из лидеров на российском рынке. Вероятно, были ошибки, но, к счастью, они исправлены. Сейчас я не вижу никакой проблемы во взаимоотношения Ламоды и Rocket. Может быть, я чего-то не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Складывается впечатление, что практически любой руководитель сегодняшнего крупного онлайнового ритейл-магазина идет под знаменем «Мы сейчас операционно убыточны, но это всё фигня, потому что, если мы выключим маркетинг, мы тут же станем прибыльными, и только колоссальные временные инвестиции в развитие не позволяют нам выйти в колоссальный плюс». Пойдем дальше. Dmitry Diadyk спрашивает: «Какие ниши в интернете, связанные с одеждой, самые свободные сейчас?». Не поделитесь случайно?
Н.БОЧКАРЕВА: Пожалуй, это нишевые проекты. На российском рынке есть много места для нишевых магазинов, например, магазинов для беременных, магазинов для маленьких, больших людей. Это то, что еще практически не занято, туда можно идти.
М.СПИРИДОНОВ: Он же приводит пример ниши недорогой одежды, которую носит 80% жителей небольших городов, с точки зрения Дмитрия. Это тоже ниша?
Н.БОЧКАРЕВА: Пожалуй, это ниша, но и Ламода, и Sapato, и Wildberries покрывают недорогую одежду. Это не совсем та ниша, которая сейчас совсем свободна.
М.СПИРИДОНОВ: Илья спрашивает: «Интересно узнать поподробнее про роль Алексея и Надежды в успехе eDarling в России». Ваша роль была в том, чтобы запустить и уйти?
А.БОЧКАРЕВ: Да, верно.
М.СПИРИДОНОВ: Какие советы вы можете дать тем, кто планирует открыть стартап в области онлайн-дейтинга? Есть в этом смысл сейчас?
А.БОЧКАРЕВ: Я лично темой дейтинга занимаюсь очень давно. Еще будучи в университете, я хотел запустить сайт знакомств. Я очень активно смотрел на этот рынок и изучал его. Мне кажется, сейчас рынок занят, на нем есть много игроков. Если у вас недостаточно ресурсов для того чтобы создать игрока №1, то я бы туда не шел. Есть опять же нишевые рынки. Например, сервис серьезных знакомств, где есть Теамо и eDarling. Вероятно, есть знакомства для геев и лесбиянок, которые пользуются большой популярностью в Америке. Хорошей идеей было бы создать сайт, который мог бы являться аналогом сайта (по-моему, BeautifulPeople.com), где людей отбирают по внешним признакам.
М.СПИРИДОНОВ: Элитарный сайт знакомств?
А.БОЧКАРЕВ: Да. Есть сервис знакомств для богатых людей в Америке, где для того чтобы получить доступ к сервису, вам нужно показать справку о своих доходах. Ниши свободны, туда можно идти, вопрос в том, достаточна ли емкость рынка для того чтобы построить прибыльный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, ниша-то есть, вопрос в том, нужно ли туда направляться.
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. sizyakov спрашивает: «Какое количество личных сбережений было у вас, прежде чем вы оба ушли в проект? Была ли какая то «подушка безопасности», если бы проект не выстрелил?».
А.БОЧКАРЕВ: Мы проинвестировали в компанию около 70 тысяч долларов своих денег. Эти деньги были потрачены на команду, продукт, бизнес-девелопмент. Подушки безопасности у нас нет. Как говорит Уилл Смит, «Не нужно строить план B, если есть план А». Мы оба работаем в LOOKSIMA. LOOKSIMA – это единственный источник дохода для нас. Мы не занимаемся другими проектами.
М.СПИРИДОНОВ: У вас как в пассажирском самолете. Команде парашютов не выдают для того чтобы не спрыгнула.
А.БОЧКАРЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Его задал, видимо, совсем молодой предприниматель, который собирается построить собственный бизнес в интернете. Скажите, пожалуйста, какую модель выбрать для интернет-магазина на старте. Иметь собственный склад со своими товарами, либо работать по принципу торговых площадок, то есть договариваться с крупными оффлайн-магазинами о размещении их товара на своем сайте, то есть работать витриной?
А.БОЧКАРЕВ: Посмотрите на Викимарт. Это интересная бизнес-модель. Они построили marketplace в России. Что это означает? У них не было своих товаров, которые они продавали на своем сайте, и заказы перенаправлялись в магазины, которые являются мерчантами Викимарта. Проблема в этой модели заключается в том, что, когда вы не контролируете наличие товара на складе, то у вас появляется ответственность перед пользователем, она может быть очень высокой. Люди могут быть очень недовольны, если товара на складе не окажется, хотя человек товар заказал, и вы этот заказ подтвердили. Надо думать над моделью входа. Как мне кажется, лучше начинать бизнес, имея товары у себя в квартире. Я знаю несколько человек, которые начинали интернет-магазины, забивая свою квартиру коробками с обувью и одеждой, и они достаточно успешно развивались. Если вас не пугает негатив, который вы можете получить в случае, если вы не сможете доставить заказ, тогда можно строит модель marketplace. При этом стоит заметить, что Викимарт уходит от модели marketplace, они начинают продавать свои собственные товары.
М.СПИРИДОНОВ: Как правило, начать можно с модели витрины, и если у вас всё хорошо, и вы сумели, сосредоточившись на маркетинге, построить эффективную площадку продаж, то вы можете постепенно забирать на себя функции склада, доставки и логистики.
А.БОЧКАРЕВ: Да, доставка и склад – это очень сложные функции для управления. К сожалению, в России логистика пока не на высоте. Конечно, можно начинать и одним, и другим способом, просто нужно понимать, какие плюсы и минусы есть в той и другой модели.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Пора заканчивать. Алексей и Надежда, спасибо большое за ваше время. Если есть, что добавить в финале, то я предлагаю это сделать. Если всё было сказано, то будем завершаться.
А.БОЧКАРЕВ: Спасибо, Максим. Когда мы отбираем людей для своей команды, мы ориентируемся на то, насколько у людей горят глаза. Я хотел бы пожелать слушателям, чтобы у них горели глаза в отношении того, что они делают, чтобы они занимались только любимым делом. Мне кажется, это очень важно. В нашем случае мы нашли свое призвание, нам очень нравится проект, которым мы занимаемся. Я думаю, что если человек будет заниматься любимым делом, то это принесет ему успех.
М.СПИРИДОНОВ: В этом контексте можно вспомнить известное изречение «Занимайтесь любимым делом, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня».
А.БОЧКАРЕВ: Да, я согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, Надежда. Спасибо, Алексей.
Н.БОЧКАРЕВА: Спасибо, Максим.
А.БОЧКАРЕВ: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях были основатели Looksima Алексей и Надежда Бочкаревы.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов.