М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 31 января 2013 года. Это 184-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – компания OneTwoTrip: лидер рунета по онлайн-продаже авиабилетов.
На сайте представлен рейтинг каждого рейса авиакомпаний, который учитывает статистику задержек, опозданий и отмен рейсов, расстояние между спинками кресел и, что не менее важно – возраст самолета.
Совершая покупки на сайте, Вы имеете возможность не только получать бонусы от onetwotrip в размере 1% от стоимости авиабилета, но и копить стандартные мили авиакомпаний
OneTwoTrip.com позволяет экономить не только время, но и деньги клиентов.
Пожалуй, ни про одну специальность мира последнее время не возникло столько шуток и анекдотов, как про профессию фотографа. Стремительное удешевление фототехники, приход несколько лет назад фотокамеры в мобильный телефон – всё это делает вход в профессию простым до примитивности. Новое поколение фотографов, как настоящих, так и мнимых, думающих, что они фотографы, порождает не только шутки на свой счет, но и новые бизнесы. Одним из направлений, которое развилось в последние 10-12 лет, стали фотобанки разных типов, то есть возможность продавать свои фотографии как профессиональным, так и непрофессиональным покупателям. В этом выпуске у нас в гостях основатель одного из крупнейших фотобанков мира – фотобанка Fotolia Олег Чельцов. Олег, приветствую!
О.ЧЕЛЬЦОВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: А вы сами увлекаетесь фотографией?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, конечно, но как любитель.
М.СПИРИДОНОВ: Появление фотобанка пришло из увлечения или из осознания, что это потенциально хороший бизнес?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Из увлечения.
М.СПИРИДОНОВ: Как фотограф, вы на сегодня практикуете? Продаете ли?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, на Fotolia я продаю фотографии. Одна из моих фотографий – это один из хитов, который хорошо продается.
М.СПИРИДОНОВ: Что значит «хорошо продается»?
О.ЧЕЛЬЦОВ: На Fotolia хорошая фотография продается тысячи раз в год.
М.СПИРИДОНОВ: Какую прибыль с одной фотографии может получить фотограф, работая с фотобанком?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Самая популярная фотография на Fotolia продалась около 30 тысяч раз. Фотограф в среднем получал от 1 до 2 долларов за каждую продажу. Получается, что с одной фотографии фотограф заработал где-то 60 тысяч долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Каковы тематики популярных фотографий?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Это всё, что касается бизнеса, то есть встречи, переговоры, люди, которые жмут друг другу руки. Также это манеры жить, то есть семьи, отдых. Например, есть много фотографий для spa. Люди, которые делают веб-сайты, создают сайты с помощью этих фотографий. Весь бизнес, который есть в мире, нуждается в фотографиях, и их можно найти на Fotolia.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, основной покупатель – это рекламное агентство, либо малый и средний бизнесы, которые покупают фотографии для собственных рекламных материалов.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, точно.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеОлег Чельцов родился в 1966 году во Франции. В 1991 году закончил Технологический институт Гренобля по специальности «Математик». В 1993 году получил степень MBA в Нью-Йоркском университете имени Леонарда Н. Стерна. В 1999 году основал крупнейшую во Франции хостинговую компанию Amen, которую продал в 2004 году. В 2005 году основал фотобанк Fotolia. Является соучредителем и основателем более 40 компаний в IT-сфере. Живет и работает в Швейцарии.¬-
М.СПИРИДОНОВ: Когда я впервые услышал вашу фамилию, мне в голову не пришло, что русский – это менее употребляемый для вас язык, нежели английский и французский.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, фамилия у меня русская.
М.СПИРИДОНОВ: Если не знать, что вы русским мало пользуетесь и по воспитанию француз, то и не сказать так.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Потому что все мои родственники русские, и кровь у меня русская. Когда мои дедушка и бабушка уехали из России после русско-советской революции, мои родители и познакомились. Они учились в университете, где учились одни русские. У нас в доме сохранился русский язык.
М.СПИРИДОНОВ: В семье говорили по-русски?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю об этой проблеме не понаслышке, потому что у меня дети растут в Германии. Русский язык активно продвигался, или так получилось?
О.ЧЕЛЬЦОВ: У меня в семье очень сильны культура и любовь к России, поэтому в моей семье остался русский язык. Очень часто эмигранты теряют русский язык. Я думаю, что последнее поколение русских эмигрантов, которые поехали в Америку 20-25 лет назад, забывает русский язык.
М.СПИРИДОНОВ: Дети говорят очень мало и плохо.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, вы по воспитанию француз?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какой у вас круг общения?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Французский. Я жил во Франции в маленьком городе.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы оказались в России в первый раз?
О.ЧЕЛЬЦОВ: В 1980 году, когда были Олимпийские игры, когда были лагеря типа Артека, которые приглашали всех русских эмигрантов из западных стран. Я приехал на две недели в лагерь «Лесная сказка» под Москвой.
М.СПИРИДОНОВ: Помните свои впечатления?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Мне очень понравились люди, мне было приятно, потому что это был первый раз. Я видел русское общение, когда все говорят по-русски.
М.СПИРИДОНОВ: Вам понравилось общение или страна?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Менталитет, мне была интересна страна. Я не знаю, как бы я мог жить в России, но мне было интересно, всё было по-другому в сравнении с Западом.
М.СПИРИДОНОВ: У вас была легендарная история с Патрицией Каас. Как я понимаю, это был одним из первых контактов с Россией. Вы, будучи продюсером, привезли ее в Россию на первые концерты.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, я организовал коммерческие концерты для Патриции Каас на стадионах в Москве и Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Вам было 24 года?
О.ЧЕЛЬЦОВ: 25.
М.СПИРИДОНОВ: Что подтолкнуло вас к этому?
О.ЧЕЛЬЦОВ: После окончания учебы я работал в компании L’oreal во Франции, которая занимается косметикой. Мне не подошла работа на кого-то в организации, я всегда хотел быть предпринимателем. Денег не было, и я не знал, что делать. У меня был один актив – это русский язык. Плюс я всегда любил музыку. Я подумал, почему бы и нет, потому что это достаточно доступный бизнес, нужно было не слишком много капитала, на это был спрос. Я в то время слышал, что одна из песен Патриции Каас «Mademoiselle chante le blues» была очень популярна в России. Знакомые моих родителей, которые приезжали к нам, как раз говорили про эту певицу. Я просто вошел в контакт с ней, вначале я немного блефовал, я сказал, что я великий русский продюсер, что я всё умею делать, хотя я никогда ни одного концерта не делал. Они тоже хотели поехать в Россию, поэтому они поверили в мою историю и согласились на приезд в Россию. Это было в 1994 году. Я ушел со своей работы за день и без денег поехал в Москву. Я поселился в Москве, всё это организовывал, искал залы, где проводить концерты, давать рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, всё удалось?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, удалось, но было тяжело, потому что в России люди привыкли всё покупать в последние секунды, особенно в те времена. Было много проблем с тем, что были фальшивые концерты, банки закрывались каждый день. До того момента, пока люди не увидели по телевизору то, что Патриция Каас приехала в Москву, билеты продавались тяжело. В конце концов, всё продалось за последние два дня. Я узнал об этом, когда пришел на концерт. Я пришел, свет на стадионе «Олимпийский» был погашен, и когда начался концерт, я повернул голову и увидел, что стадион был забит битком.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, вы заработали?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, конечно, это были первые деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Продолжать амплуа концертного продюсера вы не стали?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я был близким другом Патриции Каас, поэтому я с ней продолжал работать. Я был продюсером пару лет в России. Это не было бизнесом для меня, его строить сложно, потому что каждые гастроли – это новый бизнес. Вы никогда не знаете, заработаете вы или потеряете. Нельзя долгосрочно строить планы. Всё мое обучение было техническим. Я хотел создать какое-то предприятие, которое я мог бы растить.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы выстраивали провайдера Amen, вы его выдумывали исходя из желания совместить техническое образование и руководящую позицию?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как вообще рождалась идея появления провайдера? Amen – это ведущий на сегодня хостинговый ресурс во Франции.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Он был ведущим, когда я продал его, теперь он №2.
М.СПИРИДОНОВ: Потому что ушли из управления?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Не знаю. Может быть.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы пришли к этому? Почему хостинг-провайдер, а не электронный магазин?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Интернет очень быстро продвигался в тот момент. Мы создали провайдер с моим близким другом. Мы посмотрели, что есть на рынке, и мы поняли, что интернет растет очень быстро, что каждая компания, что каждый бизнес скоро будет иметь свою страничку. Тогда не было дешевых провайдеров во Франции. Мы решили создать компанию, которая будет каждому малому и среднему бизнесу предлагать очень доступную страничку. Мы хотели, чтобы бизнес мог выложить свой веб-сайт в интернет. Почему не торговля? Потому что у нас было не так много денег. В те времена нам обязательно нужно было создать бизнес, в котором мы бы получали деньги от клиента до того момента, как сами бы их платили. Когда вы занимаетесь торговлей, нужны какие-то гарантии, нужно покупать товар, это тяжелая логистика. Amen – это всё на вебе, есть пара серверов, которыми мы сами управляли. Это как гостиничный бизнес. Ты продаешь кусочки сервера разным людям, и они выставляют свои странички. В принципе деньги идут вперед. Сначала клиент платит, потом мы оплачиваем услуги.
М.СПИРИДОНОВ: Какой это был год?
О.ЧЕЛЬЦОВ: 1999.
М.СПИРИДОНОВ: Какого порядка были вложения?
О.ЧЕЛЬЦОВ: 100 тысяч долларов максимум.
М.СПИРИДОНОВ: В какой срок проект стал прибыльным?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Почти сразу. Мы работали вдвоем, и почти сразу пошли заказы. Мы дали очень много рекламы в прессе, мы договорились платить кредитом, то есть платить через 30-90 дней после того, как реклама выйдет. Люди начали звонить, и мы начали принимать заказы. Люди стали платить, и к нам пошел поток денег. У нас всегда было больше cash, чем мы платили. У нас постоянно был поток денег клиентов. Ради этого потока мы смогли расти.
М.СПИРИДОНОВ: Вам не приходилось кредитоваться при ведении бизнеса?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Нет. После года бизнес стал прибыльным.
М.СПИРИДОНОВ: Вы начали именно с хостингового провайдера, или были какие-то эксперименты до того, как вы начали строить провайдер?
О.ЧЕЛЬЦОВ: В интернет я пришел через провайдер.
М.СПИРИДОНОВ: Продажа крупному игроку произошла отчего? Устали?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Во-первых, Amen был почти только французским. Мы продавали немного в Англии, Италии и Испании, но основным рынком была Франция. Мы не видели бесконечного роста для этого бизнеса. Вторая причина – это то, что мы немного устали, потому что это тяжелый бизнес, где очень много клиентов, и они очень требовательные. Их веб зависит от нас, поэтому надо ставить много ресурсов, чтобы всё работало правильно. Третья причина – это то, что американский провайдер предложил достаточно серьезную сумму денег. Мы решили взять эти деньги и начать что-то новое.
М.СПИРИДОНОВ: Когда продавали бизнес, какого он был масштаба? Сколько в нем было сотрудников?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Около 100 человек, оборот – 20 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что после 5 лет работы в клиентском бизнесе, который является довольно нервным, учитывая то, что все люди волнуются, онлайн ли их сайт, вы оказались на улице, но с большим количеством денег?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Можно сказать, да.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда возникла идея фотобанка?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Идея возникла из Amen. Когда мы начали продавать бизнес, мы думали, что делать дальше. С моими партнерами, с человеком, который проходил стажировку у нас в маркетинге, мы придумали эту систему. У нас было много потребностей для фотографий, и в те времена было тяжело найти хорошие фотографии за приемлемые деньги. Надо было идти и платить по 300 долларов за одно изображение. Мы делали сервис сами для себя. Так как у нас была хостинговая компания, нам каждый день звонили люди, которые создавали веб-сайты, говорили, что у нас очень дешевый хостинг, и спрашивали, как можно получить дешевые изображения, чтобы они смогли сделать дизайн веб-сайта. Мы не знали, какой будет потенциал. Мы только что продали компанию, заработали деньги. Я подумал, что всё хорошо, что мы сможем спать по ночам, потому что не надо будет следить за серверами, не будет стресса от клиентов. Я думал просто купить фотоаппарат, фотографировать и продавать фотографии на нашем фотобанке.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, вы ошибались.
О.ЧЕЛЬЦОВ: В какой-то степени да. Как только мы открыли сервис, я увидел, что есть десятки тысяч людей, которые по-настоящему имеют проблему с собственными фотографиями, с тем, как сделать их дистрибуцию. Поток фотографий быстро пошел, потому что в те времена было очень много фотографов, которые не могли дистрибутировать свои фотографии. Быть фотографом в Getty было тяжело, они брали мало людей, чтобы контролировать зарплаты. Люди имели хорошие изображения, но они никак не могли выставлять их в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что на тот момент большинство фотобанков работало по принципу того, что они брали в штат хороших фотографов и продавали фотографии за огромные деньги, да?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Компании типа Fotolia – ShutterStock, iStockphoto и иже с ними позже возникли?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Они возникли чуть раньше нас, но в Америке. Когда мы начали нашу компанию, мы про них не слышали. Там были типично американские фотографии. У нас был европейский подход. Мы сразу сделали 3 языка: английский, немецкий и французский, поэтому к нам пошел большой поток американских и европейских фотографий, и это дало нам преимущество.
М.СПИРИДОНОВ: Вы работаете по лицензии Royalty Free?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да. Это значит, что человек лицензирует у нас фотографию, и люди могут использовать ее, где хотят, сколько раз хотят. Например, если лицензируется фотография на Fotolia, вы можете поставить это же изображение на свой веб-сайт. Можно использовать фотографию во всех возможностях.
М.СПИРИДОНОВ: Такая модель работы, когда фотографы сдают на реализацию фотографии в фотобанк, доминирует на сегодня в мире? Умирает ли модель, типа Getty?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, я думаю, она потихоньку умирает, им будет тяжело выжить. С другой стороны, есть бизнес, который делает Getty, то есть rights-managed. Получается, что это эксклюзивная фотография, которую можно взять, чтобы сделать рекламу на телевидении или на баннерах. Когда вы ее лицензируете, вы будете уверены в том, что никто другой не будет иметь эту фотографию. Вы покупаете эксклюзив.
М.СПИРИДОНОВ: Они строят бутик?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, это бутик для дорогих фотографий. Всё, что будет Royalty Free – это изображения, которые нужны 99%.
М.СПИРИДОНОВ: Я перечислил несколько крупных фотобанков. Достаточно ли полно сформирована среда, если говорить о мировой сцене? Мы говорили об IStockphoto, Fotolia, Dreamstime и ShutterStock. Надо ли еще кого-то добавить?
О.ЧЕЛЬЦОВ: 3 главных игрока – это IStockphoto, Fotolia и ShutterStock, а другие меньше.
М.СПИРИДОНОВ: При этом каждый из названных – это уже десятки миллионов фотографий.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, около 20. У нас больше 20 миллионов фотографий.
М.СПИРИДОНОВ: Не означает ли это, что достигнут некий предел, профицит, и из-за огромного количества профессиональных фотографий обесценивается труд фотографов, и фотографии становятся очень дешевыми?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Они становятся дешевыми, но мы стараемся давать хорошую прибыль фотографам. Это очень важно, потому что делать хорошие фотографии – это какое-то вложение, это инвестиция. Нет случайных хороших фотографий, когда человек взял iPhone и сделал фотографию на улице.
М.СПИРИДОНОВ: Это хорошая поправка. Я хотел бы обсудить этот момент после небольшой паузы. Сейчас справка о компании.
Справка о компанииФотобанк Fotolia основан Олегом Чельцовым в 2005 году и представлен на рынках 20 стран мира, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Испанию, Японию, Россию и другие страны. Входит в список 500 самых посещаемых интернет-ресурсов мира. Ежемесячно с сайта Fotolia скачивают более 1,5 миллиона изображений. Количество зарегистрированных фотографов составляет более 200 000 тысяч человек, из них 20 000 тысяч – фотографы из России. Оборот за 2012 год составил более 100 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Как бизнес, Fotolia чувствует себя неплохо?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Это хороший и прибыльный бизнес с хорошими перспективами. Я думаю, что он еще долго будет продолжать расти. Люди всё больше и больше коммуницируют через изображения, сейчас много девайсов, включая iPhone, iPad, и все они имеют картинки. Реклама с картинками преследует нас повсюду. Facebook – это просто фотографии. Люди показывают друг другу фотографии, они показывают свою жизнь через фотографии. Pinterest – это показывание своих интересов через фотографии. Изображения – это глобальная вещь, которая будет продолжаться. Нет причин, почему у нас может остановиться рост.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сказали, что фотографии на iPhone не могут конкурировать с работами профессионалов?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Есть 2 типа фотографий. У нас тоже есть фотографии с iPhone, в будущем их будет еще больше. У нас будет специальная аппликация для этого. Профессиональный фотограф, который хочет зарабатывать деньги, должен иметь десятки тысяч фотографий, он должен инвестировать в модели, должен искать красивых людей, должен инвестировать в путешествия. Фотографии на пляжах или в горах очень хорошо продаются. Это бизнес, в который надо вкладывать деньги. Если человек вкладывает деньги в бизнес, он должен получать от этого прибыль, иначе никто не будет вкладывать. Мы должны быть осторожными в том, что фотографы зарабатывают деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Вы правы в том, что веб сейчас активно движется в сторону изображений. Действительно, то, как меняется интерфейс Facebook, то, как растут иные image-ориентированные проекты, показывает это. Не означает ли это, что постепенно от обилия этих изображений и наличия доступной и качественной фототехники под рукой у каждого человека сам бизнес фотобанков размоется, поскольку фото будет везде и всегда, и почти не будет смысла покупать его?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я так не думаю. Качественные фотографии достаточно сложные. Фотографии, которые пользуются большим спросом – это фотографии с людьми, и эти люди должны хорошо выглядеть. Получается, нужно иметь моделей, готовить их, нужно иметь дизайнеров, чтобы они были хорошо одеты. Если делать фотографии для бизнеса, то надо иметь какой-то офис, надо, чтобы было всё красиво. Если делать фотографии для spa, надо взять в аренду салон, привезти девушку, положить ее и сфотографировать. Всё это – это инвестиции, а не просто взять iPhone и сделать фотографию. Есть рынок для фотографий из iPhone, но это другие фотографии. Это более жизненные и репортажные фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: По ходу разговора я размышляю о том, какую роль сегодня играют фотобанки, и как они будут развиваться. Я понимаю, что ответ мог бы быть следующим. Фотобанки – это сервисы не фотографий, а сервисы для фотохудожников. Художник – это штучный товар.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, это точно, это сервисы для фотохудожников и дизайнеров, для людей, которые используют этот товар, чтобы делать красивые вещи. Почему люди не ходят на Flickr, чтобы просто скачивать фотографии? Потому что это нелегально, и использовать фотографию без лицензии опасно для бизнеса. Из этих фотографий 99% - это просто дома, дни рождения, животные и так далее. Это не то, что ищут дизайнеры. Они ищут что-то уникальное, то, что помогло бы им передать идею через фотографию, а такие фотографии достаточно сложно найти и сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к жизни Fotolia, как бизнеса. Насколько равномерно рос проект? Был ли взрывным старт? Какие были этапы?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Когда мы начали, пошел большой поток фотографий. Мы почувствовали, что есть люди, которые производят фотографии, но не знают, как их дистрибутировать. К нам пошел поток фотографий, но качество было слабеньким, и продаж не было. Очень долго мы боролись с продажами, и мы не знали, как сделать так, чтобы наше marketplace начало расти. Очень помог тот факт, что я раньше занимался хостингом, и я знал всех больших игроков хостингового рынка в Европе. Я смог создать договора дистрибуции с самыми большими хостинговыми компаниями в Германии, Франции, Италии. Я знал, что людям, которые используют хостинг, нужны фотографии. Они начали рекламировать нас. Таким образом, пошли первые продажи. Когда пошли первые продажи, пошел ажиотаж у фотографов. Они начали писать на форумах, что на Fotolia продаются фотографии, и люди начали приходить к нам и открывать аккаунты. Так у нас стали выкладываться более профессиональные фотографии, и качество фотобанка пошло вверх. Мы начали давать больше рекламы через хостинги. Очень помогло то, что мы были первыми на рынке. В интернет-бизнесе очень часто преимущество имеет тот, кто первым вошел на рынок. Только первый игрок может получить это преимущество. Второму нужно тратить миллионы на рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: Из уст в уста переходит информация.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да. Наш сервис пошел, как вирус. Люди узнали о нем и начали писать о нем на форумах. Вирусный эффект бесплатный, но он будет, только если вы первые на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Либо в чем-то уникальные.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Через какое время после старта бизнес встал на рельсы?
О.ЧЕЛЬЦОВ: На рельсы он встал через полтора года после старта. До этого было тяжело.
М.СПИРИДОНОВ: Думали о том, чтобы закрыться?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я нет, но мои партнеры думали закрываться. Они хотели закрыться, потому что был большой поток денег, и мы сами всё финансировали. Мы вкладывали деньги с продажи предыдущей компании. Потом качество фотографий стало лучше, стало больше фотографий. Когда дизайнер приходит на веб-сайт и видит 100 тысяч фотографий, это мало. Нужно, чтобы была изображена вся жизнь через фотобанк. Например, человек приходит и ищет собачку с красной шапочкой, и он не находит ее. Тогда он больше никогда не придет.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, сейчас у вас даже более точный поиск. Например, такса 3 лет в красной шапке с помпоном.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да. Я думаю, что по такому запросу на английском будет как минимум 10 тысяч изображений. Количество и качество увеличились, и мы достигли какого-то минимума. Люди, которые приходили с рекламы, которую мы делали через веб-хостинги, получали удовольствие. Они приходили, вводили в поиск ключевые слова, и они видели красивые и дешевые фотографии. Стоимость у нас начинается с 1 доллара. Потом пошел вирус, так как мы были первыми и дешевыми.
М.СПИРИДОНОВ: Был эффект ледяной горки. Важно было полностью забежать на горку, то есть набрать большое количество фотографов и дизайнеров одномоментно. Если чуть-чуть не добежать до конца горки и остановиться, то вы бы съехали вниз.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, точно.
М.СПИРИДОНОВ: Через полтора года вы вышли на окупаемость, или просто появился повод для оптимизма?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Повод для оптимизма у меня был с первого дня. После полутора лет была достигнута окупаемость. Мы не зарабатывали деньги, но мы и не теряли их. В Fotolia люди приходят и покупают баллы. За счет баллов, которые люди начали заранее покупать, мы смогли что-то финансировать.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько было потрачено на запуск компании?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Сейчас кажется, что это копейки. Мы потратили 700 тысяч евро до того, чтобы стать окупаемыми.
М.СПИРИДОНОВ: В процессе развития вы наблюдали за своими конкурентами. Также росли ShutterStock, iStockphoto и другие. Вы как-то отстраивались от них? Чем вы отличаетесь от них сегодня?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Наши изображения более глобальные и более европейские. Если брать европейскую страну, например, Германию, Францию, Польшу, Россию, то на Fotolia покупатели найдут самые подходящие фотографии. Вторая вещь, которая нас отличает – это то, что iStockphoto продает только по одной фотографии, то есть вы не можете купить абонемент. Вы можете купить одну фотографию, потом вторую и третью. У ShutterStock есть абонемент, когда вы платите в месяц 250 долларов. У нас вы можете сделать и то, и другое. Вы можете купить либо одну фотографию, либо взять месячный абонемент. Третья разница заключается в том, что мы чуть дешевле обоих.
М.СПИРИДОНОВ: Могли бы рассказать, как вы работаете с двумя портретами ваших пользователей? Первый портрет – это фотограф, второй – это покупатель.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Для фотографа мы стараемся делать разные улучшения, чтобы ему было легче выставлять фотографии, вставлять ключевые слова.
М.СПИРИДОНОВ: Любой человек может прийти и стать вашим фотографом?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Любой.
М.СПИРИДОНОВ: Что требуется для этого?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Ничего. Нужно просто прийти со своими фотографиями, открыть аккаунт, вставить фотографии. У нас есть люди, которые проверяют качество и легальность фотографий. Если фотография пройдет по нашим критериям, она попадет в наш поиск, и покупатели увидят ее. Например, человек из Ульяновска сегодня может закачать фотографию на Fotolia, завтра продать ее в Токио и получить за это деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Каковы критерии качества? Чем руководствуются ваши модераторы? Исключительно художественным вкусом?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Первый критерий – это легальность, то есть нельзя, чтобы было видно марки, например, Apple или Coca-cola. Это запрещено. Второй критерий – нужны релизы, контракты с людьми, которые надо скачивать, которые дают права лицензировать и продавать эти фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: Если на фотографии есть человек, то необходимо с ним заключить письменное соглашение?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да. Образец письменного соглашения можно найти на нашем веб-сайте.
М.СПИРИДОНОВ: В какой форме вы его принимаете?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Отсканированная копия. Иногда очень простые фотографии продаются. Необязательно это должно быть искусство. Просто должна быть какая-то идея, например, идея любви, сотрудничества или отдыха. Концепция должна быть построена, должны быть нормальные пропорции.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Поговорим о другой стороне баррикады – о покупателе.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Для покупателя самое главное – это поиск. У нас ведется большая работа над поиском. Это работа не только над глобальным поиском, но и над региональным. Например, человеку, который будет искать отдых или бизнес-встречу в России, невозможно показывать те же самые фотографии, что и японцу, который будет искать то же самое, потому что на фотографиях будут присутствовать люди разных типов: и африканцы, и китайцы. Для русских будут выдаваться фотографии с русскими людьми, для китайцев – с китайцами. Поиск должен быть региональным. Идеально было бы сразу показывать ту фотографию, которую клиент купит. У нас есть сложные алгоритмы, которые разрабатываются для улучшения поиска, для того чтобы мы были уверены в том, что мы показываем идеальные варианты для всех покупателей.
М.СПИРИДОНОВ: У вас над поисковой системой работают люди в разных языковых сегментах?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: И в разных случаях действует разный алгоритм поиска?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Это один алгоритм, который работает по-разному для каждой страны. Мы знаем, русское или американское изображение, и это дает какой-то коэффициент для алгоритма. Мы смотрим региональные продажи, количество просмотров. Всё это мы анализируем и узнаем, какое изображение лучше показать в стране.
М.СПИРИДОНОВ: Платить можно банковскими карточками и PayPal?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, также можно использовать русские системы платежа.
М.СПИРИДОНОВ: Типа Яндекс.Деньги и Webmoney?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Webmoney у нас подключены.
М.СПИРИДОНОВ: Русских покупок у вас много?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Россия у нас растет. Единственная проблема России – это то, что люди привыкли скачивать фотографии бесплатно. Я думаю, что большие компании и средние и большие корпорации понимают, что это важно, особенно если у них есть рынок за рубежом. Они понимают, что могут быть проблемы, что важно покупать легальные изображения. Мы собираемся в этом году открыть настоящий филиал в России, чтобы люди могли платить переводом. Скоро будет очень легко переводить деньги в рублях на русскую компанию.
М.СПИРИДОНОВ: Вы авансом выходите на рынок, или он уже дает надежды и приносит достаточные деньги?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Есть надежды.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме фотографий, у вас на сайте представлены видео, векторные рисунки. Как я понимаю, фотографии занимают основной процент дохода.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, но видео стоит дороже. Даже если объем меньше, всё равно оборот в видео немаленький. Я думаю, что видео будет расти в будущем.
М.СПИРИДОНОВ: Какого характера видео покупают?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Это стоковое видео. Например, вам нужно посмотреть, как самолет улетает, или вы хотите увидеть ночной вид Нью-Йорка, фейерверки. Это маленькие видео, которые можно вкладывать в другие видео и делать монтаж.
М.СПИРИДОНОВ: Это тоже исходный материал для дизайнеров и рекламных агентств?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Возвратимся к теме фотографа, раз мы говорим с вами, как с человеком, который глубоко в теме. Можете дать какие-то рекомендации начинающим фотографам? Таких, я думаю, среди слушателей нашей программы немало? Как начать продавать свои фотографии, и на что рассчитывать?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Всё зависит от количества и качества фотографий. Самый лучший фотограф на Fotolia зарабатывает для себя больше 100 тысяч евро в месяц. Фотограф №1 зарабатывает около 150 тысяч долларов в месяц. Потенциал есть, если иметь очень креативные и красивые фотографии. Я думаю, что для начинающего фотографа важно не стараться копировать то, что есть. То, что есть, уже есть, и если оно продается, то оно имеет какое-то преимущество. Нужно искать тематики, которые будут необязательно самыми видимыми на веб-сайте. Идеально находиться на вулканах или увидеть цунами, но это очень сложно. Такие фотографии сразу пошли бы, продажи были бы моментально. Если у человека красивая жена или красивые дети, то можно делать хорошие семейные фотографии в саду. Природа продается хорошо, но ее очень много на нашем веб-сайте. Надо искать то, что нелегко найти. Когда вы выложили фотографию, важно подобрать хорошие ключевые слова. Главное – не спамировать, важно, чтобы ключевые слова хорошо описали фотографию. В противном случае наша система сразу оттолкнет эти фотографии. Описание очень важно.
М.СПИРИДОНОВ: Как делится доход от продажи фотографий? Сколько берет себе Fotolia, и сколько получает фотограф?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Это зависит от того, эксклюзивный это фотограф или нет. Если эксклюзивный, то будет где-то 50:50. Если неэксклюзивный, то 70:30.
М.СПИРИДОНОВ: 70 в вашу пользу?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Неэксклюзивный фотограф – это тот, кто размещается еще и в других банках?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: А как вы это контролируете?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Если неэксклюзивно, то контролировать не надо. У нас есть software, которые можно найти на рынке, которые смотрят в вебе, где находится то же изображение. Иногда мы проводим такие тесты для эксклюзивных фотографов, которые достаточно популярны. Я думаю, что фотографам не следует рисковать, потому что это долгосрочный бизнес. У нас присутствуют люди, которые долгосрочно увлекаются этим, строят свое портфолио, имеют тысячи фотографий, и это постоянный доход для них. Рисковать не стоит, иначе мы просто закроем аккаунт. Если хорошо работать и долгосрочно выкладывать свои работы, можно получать очень приличный доход на Fotolia. Сила этого дохода – это то, что не надо работать каждый день. Ты можешь поехать на отдых, и всё равно фотографии будут продолжать продаваться, и ты всё равно будешь получать свою комиссию.
М.СПИРИДОНОВ: Просто мечта! В справке о компании говорилось, что на Fotolia уже зарегистрировано более 200 тысяч фотографов. Вы назвали еще одну цифру – более 100 тысяч евро дохода у топового фотографа. Сколько из этих 200 тысяч имеют доход, который можно назвать приличным прожиточным минимумом, то есть хотя бы несколько тысяч евро в месяц?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Прилично – это больше 1500 евро. Таких фотографов несколько тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: То есть подавляющее большинство зарабатывает относительно немного?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, больше всего людей зарабатывают 200-500 евро. Для человека, который является любителем, это всё равно деньги. Человек зарабатывает 5-6 тысяч долларов в год, что позволяет ему покупать новые камеры и новое оборудование. Если доход будет расти, он сможет стать профессионалом. У нас есть люди, которые посылают письма с благодарностями. Они были любителями, и благодаря нам они стали профессионалами. Они бросили свою скучную ежедневную работу и стали фотографами. Таких примеров очень много.
М.СПИРИДОНОВ: Продолжим вопрос, заданный ранее, о том, что фотобанков и фотографов становится чрезвычайно много. Растет или падает средний доход фотографа на вашем сервисе?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Пока что он растет, потому что мы растем быстро, и мы продолжаем платить много денег, особенно фотографам, которые присылают нам много изображений, которые имеют хорошие позиции в поиске, потому что у них хорошие фотографии. В долгосрочной перспективе это может стать проблемой. Если будут миллионы фотографов, и рост бизнеса будет меньше, тогда в среднем выплата может стать чуть меньше. Когда это произойдет, будет 2 системы – либо у нас будет возможность поднять стоимость фотографии и поднять выплату фотографам, либо будут зарабатывать только самые лучшие фотографы, то есть конкуренция будет суровой. Мы сейчас выплачиваем около 35-40 миллионов долларов комиссии в год, и эти деньги делятся между фотографами. Один хороший фотограф может взять достаточно большую часть этих денег.
М.СПИРИДОНОВ: Относительно недавно вы получили изрядную инвестицию в 150 миллионов евро на развитие.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, было 300 миллионов долларов. Мы хотим стать №1 в мире. Я думаю, что потенциальный рост очень большой, поэтому мы взяли большую инвестицию, чтобы продолжить расти и иметь возможность покупать других игроков, которые работают в том же или похожем бизнесе. Например, мы купили французскую компанию, которая продает логотипы, но там действует система тендеров. Покупатель приходит и хочет сделать новый логотип или новый дизайн, он предлагает тендер и говорит, что он будет платить 500 долларов и просит показать все дизайны. Он получает десятки предложений логотипа, и тот, кто выиграл, получает премию.
М.СПИРИДОНОВ: Получается краудсорсинг?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Не боитесь размыть концепцию, таким образом? Если стать большим комбайном, то можно оказаться ни о чем?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Нет, потому что самое главное – это продолжать продавать нашему клиенту. Наш клиент – это зачастую маленький и средний бизнес, ему нужен дизайн, ему нужны фотографии, видео, иногда логотипы, иногда ему нужно сделать рекламную кампанию для Youtube. Всё, что связано со сферой дизайнера в малом и среднем бизнесе – это наш клиент, и нашему клиенту мы будем стараться давать сервис для всего, что ему нужно.
М.СПИРИДОНОВ: Реально считаете стать №1 в мире, учитывая сильные позиции ShutterStock?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я думаю, что iStockphoto идет вниз. У них большие проблемы, в компании нет руководства, которое имеет какую-то линию. Они сейчас больше зарабатывают cash, для них важно зарабатывать каждый год, и они не видят большого роста. ShutterStock – конкурент. Мы начали на два года позже них, и я думаю, что у нас есть большой потенциал по сравнению с ними, особенно в Европе, потому что у нас больше европейских изображений, у нас действуют две системы покупки. Если у вас бюджет 5$, пожалуйста, приходите к нам, и вы сможете скачать фотографию. У ShutterStock надо тратить, как минимум, 250 долларов в месяц. Если же вам нужен абонемент, вы также можете его взять у нас. В обоих случаях это будет дешевле. Я не вижу причин, почему мы не можем продолжать расти. Они тоже существуют, и мир большой. Даже если мы будем №1 в Европе и Азии, то это уже хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: На какое место вы себя ставите в тройке ShutterStock, iStockphoto и Fotolia?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я думаю, что мы на втором-третьем месте. Мы №1 в Европе. Если смотреть по количеству продаж, то мы вторые.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас очень много копий ломается по вопросам авторского права, в частности это касается фотографий, видео, музыки. В России это болезненная тема в связи с огромным количеством пиратского контента. Как вы смотрите на авторское право? Что сегодня вас устраивает, а что не устраивает?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я думаю, несоблюдение авторских прав – это проблема для всех, но это проблема, потому что тогда не будет людей, которые будут производить контент. Чтобы производить музыку, кино, фотографии, нужно, чтобы авторы зарабатывали деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Есть мнение, что должна поменяться концепция.
О.ЧЕЛЬЦОВ: С другой стороны, продавать дорого – это тоже проблема. Есть новые системы дешевого стриминга, например, Spotify, который предлагает музыку за абонемент. Всего пару долларов в месяц, и вы получаете всю музыку легально и бесплатно. Есть системы микростоков, как Fotolia, которые предлагают изображения. В какой-то степени это доступно и, что важно, это недорого для клиента. Если ему дать доступный профессиональный и легальный продукт, то всё будет хорошо. Сервисы, как Fotolia, борются против пиратства. Многие люди продолжают ходить на Google.Image и с помощью поиска скачивают нелегальные фотографии. Благодаря веб-сайтам и сервисам, как Fotolia, пиратство будет пропадать. Не стоит рисковать, когда можно за пару долларов иметь то же самое, только легально.
М.СПИРИДОНОВ: Принципиально есть два подхода к авторскому праву в интернете. Первый подход – это то, что вы сейчас озвучили, то есть авторы и правообладатели должны умерить собственные аппетиты и предлагать свой контент за умеренные деньги. Другой подход – должна измениться сама концепция подхода к авторскому праву. Скажем, музыканты не должны требовать деньги за музыку, а должны зарабатывать на концертах, а музыка распространяется сама по себе и является рекламой авторов, что тоже не лишено логики.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я думаю, что это неправильно. В музыке можно давать концерты, но если брать кино или фотографии, то тут всё по-другому. Единственный доход – это то, что люди платят, чтобы посмотреть и скачать. В этих случаях нужен очень доступный сервис. Я думаю, что мир идет к этому. Законы на Западе достаточно жестоки и суровы для людей, которые занимаются пиратством. Россия сейчас идет в этом направлении, она входит во все организации на международном уровне, и люди в России будут бороться с пиратством. Лучше сейчас начинать лицензировать фотографии. Воровство всегда заканчивается плохо.
М.СПИРИДОНОВ: Могли бы построить футурологический прогноз по развитию фотографий вообще, учитывая то, как дешевеет и совершенствуется фототехника, по распространению фотографий и жизни фотостоков, к которым вы имеете непосредственное отношение?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Я думаю, что нас ждет хорошее будущее. У нас рост 30-40% в год, и я не вижу причин, по которым рост может остановиться в будущем. Я думаю, что мы будем продолжать расти. Будет несколько типов сервисов для фотографий. Фотографии – это то, что все любят, все хотят быть фотографами, и все становятся фотографами с помощью телефонов и других девайсов. Профессиональная и красивая фотография остается чем-то уникальным, это всё равно искусство, и, как и для всего искусства, нужно иметь талант, и этот талант через Fotolia можно монетизировать. Сейчас всё больше девайсов, и каждый человек имеет несколько компьютеров дома, везде видит изображения, и я думаю, что рынок будет расти.
М.СПИРИДОНОВ: Профессия фотографа облегчилась с технической точки зрения, она будет дальше облегчаться, аппаратура будет дешеветь, но мало обладать этой аппаратурой. Необходимо быть художником и предпринимателем, поскольку нужно правильно построить стратегию, понять, что именно хочет рынок сегодня, что будет лучше продаваться, сделать это на высоком художественном уровне и управлять портфолио так, чтобы оно шло в продажу.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как обычно, в завершении программы две небольшие рубрики. Первая из них – это бизнес-цитата. В ней мы традиционно зачитываем интересные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические персонажи, и предлагаем гостю прокомментировать их. Каждый раз мы предлагаем выбрать одного из трех людей. Сегодня у нас цитаты Михаила Фридмана, совладельца консорциума «Альфа Групп», Романа Абрамовича, предпринимателя и миллиардера, и Алишера Усманова, совладельца холдинга «Металлоинвест», совладельца многих интернет-активов, включая Вконтакте, Facebook. Чью цитату прочитать?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Наверное, Усманова, хотя я его плохо знаю. Я видел пару его фотографий. Выбираю его, потому что он вкладывает в интернет, и это мне ближе.
М.СПИРИДОНОВ: Усманов сказал: «Работа – это спорт. Если в тебе есть чемпионские качества, приложив к ним труд, ты всего добьешься». Согласны?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Теперь последняя рубрика – вопросы слушателей. Впервые за 3 года жизни программы вижу вопрос, заданный нашим звукорежиссером. Yuri Beringov спрашивает: «Каков процент активных авторов, которые генерируют основной доход компании, от общего числа зарегистрированных создателей творческого контента?».
О.ЧЕЛЬЦОВ: 20% наших авторов делают 80% оборота.
М.СПИРИДОНОВ: Правило Парето работает и у вас?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько авторов получает гонорар более 50000-100000$ в год?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Пару тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Это фотографы, иллюстраторы или авторы видео?
О.ЧЕЛЬЦОВ: Большинство фотографов, но есть несколько видеографов.
М.СПИРИДОНОВ: Igor спрашивает: «Почему у многих серебро-голд авторов уровень продаж упал за последний год на 50-60%, а у некоторых и 70%, и продолжает падать, при стабильном пополнении портфелей?».
О.ЧЕЛЬЦОВ: Потому что у нас всё больше и больше профессиональных агентств, и качество фотобанка очень повысилось. Чтобы продолжать иметь хорошие заработки, надо обязательно продолжать фотографировать и выставлять свои работы. Если просто забыть и 3 года ничего не делать, то заработок будет падать.
М.СПИРИДОНОВ: Автор пишет о стабильном пополнении портфеля.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Значит, надо поднимать качество. Суммы денег, которые мы выплачиваем, каждый год сильно увеличиваются. Это значит, что пропорция перешла с одних на других, и это может быть связано с качеством. Нужно постараться поднять качество или делать более нишевые фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: Степан спрашивает: «Почему Фотолия режет те работы, которые успешно продаются в других фотобанках?».
О.ЧЕЛЬЦОВ: Многие фотографы пишут об этом. У нас есть свои критерии выбора фотографий. Может быть, в будущем мы сделаем систему, когда фотографу можно будет дать пример или показать, где эта фотография продается, чтобы модераторы могли видеть, сколько раз эта фотография была продана. Может, тогда будет чуть легче проходить модерацию. Сейчас у нас и так достаточно большой процент фотографий берется в фотобанк. Не надо стесняться, надо писать на support и говорить, что эта фотография является хитом в другом месте. Мы будем всегда рады посмотреть фотографию снова и поставить ее в поиск.
М.СПИРИДОНОВ: Анатолий спрашивает: «Наша компания не имеет возможности вести взаиморасчеты с иностранными юридическими лицами. Планирует ли Fotolia открывать юридическое лицо в России?».
О.ЧЕЛЬЦОВ: Да, через пару месяцев у нас будет юридическое лицо, и мы сможем принимать все переводы в рублях.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. На этом закончились вопросы, и время истекло. У меня еще есть мелкие вопросы, касающиеся операционной работы фотобанка, но мне кажется, что широкой публике это вряд ли будет интересно. Спасибо за время, уделенное для беседы, и откровенные ответы.
О.ЧЕЛЬЦОВ: Спасибо большое Вам.
М.СПИРИДОНОВ: Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель фотобанка «Fotolia» Олег Чельцов. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!