М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 7 февраля 2013 года. Это 185-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – компания OneTwoTrip: лидер Рунета по онлайн-продаже авиабилетов.
На сайте представлен рейтинг каждого рейса авиакомпаний, который учитывает статистику задержек, опозданий и отмен рейсов, расстояние между спинками кресел и, что не менее важно – возраст самолета.
Совершая покупки на сайте, Вы имеете возможность не только получать бонусы от onetwotrip в размере 1% от стоимости авиабилета, но и копить стандартные мили авиакомпаний. OneTwoTrip.com позволяет экономить не только время, но и деньги клиентов.
С момента возникновения первых онлайн-сообществ как в Рунете, так и во всей Глобальной сети идет, своего рода, опосредованный спор. Какие социальные проекты строить целесообразнее – с максимально широким или предельно узким фокусом? За кем будущее, в конечном счете – за социальными сетями общего профиля, как Facebook или Вконтакте, куда идет вся аудитория национальных и глобальных сред, или за узконаправленными проектами? И насколько узкой, извиняюсь за выражение, эта направленность должна быть? Условно – если строить соцсеть для коллекционеров, то достаточно ли ограничиться этим фокусом? Или лучше построить отдельно соцсеть для коллекционеров марок и отдельно для собирателей монет? Или нужно делать отдельно соцсеть для собирателей российских монет и отдельно для собирателей монет, скажем, из Германии?
Сегодня наш разговор о нишевых социальных проектах. Поговорим мы о них через призмы примера успеха такого проекта на ниве беременности и материнства. У нас в гостях основатель крупнейшей в Рунете социальной сети для беременных и молодых мам Андрей Соловьев. Андрей, приветствую!
А.СОЛОВЬЕВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Андрей, у тебя самого есть дети? У тебя два сына?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, у меня два сына. Одному 10 лет, второму – 2,5 годика.
М.СПИРИДОНОВ: Легко предположить, что их появление каким-то образом подтолкнуло к созданию подобного проекта?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, идея ресурса пришла в голову, когда появился первый ребенок. Идея родилась из наблюдений за своей супругой, из поисков информации о беременности, детях в интернете. Мы искали отзывы о роддомах, искали место, где будем рожать. Это всё, в чем варятся родители, когда ждут ребенка.
М.СПИРИДОНОВ: Это стало предметом проекта.
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сразу решили строить коммуникационный сервис, или изначально был план построить информационный проект? То, о чем ты сказал, можно представить в виде информационного портала, где будет коммуникационная составляющая, которая сейчас сильна в Бэбиблог, но она не так будет важна.
А.СОЛОВЬЕВ: Изначально, когда я придумывал этот проект, было несколько причин. Во-первых, в 2005 году в интернете все сайты о беременности и материнстве представляли собой форумы, на которых девушки общались друг с другом, и основная проблема всех форумов – это то, что за никами и аватарками пользователь остается анонимным. В такой области, как беременность, когда тебе пользователь советует что-то сделать с ребенком или собой, очень важно представлять, кто скрывается за ником, какие у него есть компетенции, насколько можно доверять этому человеку. У меня родилась идея делать систему дневников, чтобы можно было кликом зайти в дневник человека и сформировать собственное впечатление о нем, то есть посмотреть, сколько у него детей, какого они возраста.
М.СПИРИДОНОВ: Понять, что человек собой представляет.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, понять, каких принципов он придерживается при воспитании и уходе за детьми и хоть мало-мальски оценить его авторитет через призму советов, которые он дает.
М.СПИРИДОНОВ: В крупном форуме у активных пользователей можно это оценить исходя из тех постов, которые собираются в рамках их профайлов, можно смотреть, что они писали, что они отвечали на те или иные вопросы.
А.СОЛОВЬЕВ: Можно, но тот сервис, который предоставляют обычные форумы, универсальный, то есть это сервис для всех, а мне хотелось сделать что-то уникальное. Одна из причин, по которой проект был создан – это наблюдения за собственной супругой и вообще за девушками. Я понимал, что девушкам во время беременности требуется определенная социальная адаптация. Когда девушка входит в прекрасное положение ожидания ребенка, у нее очень сильно сокращается круг общения. Они хотят говорить со своими подругами только о своей беременности, только о шевелениях и так далее. Прошлому кругу общения это не всегда интересно, большинству подружек интересны клубы или еще что-нибудь.
М.СПИРИДОНОВ: Тема шмоток и тусовок неожиданно для подружек отходит на второй план, и появляется новая тема, которая другими не очень поддерживается, как правило.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, первая мысль была в том, чтобы собрать в одном месте всех беременных, чтобы они могли общаться. Также у нас были уникальные ленты недель беременности. Когда человек писал о том, что у него 14 недель беременности, он в один клик мог найти еще 10 тысяч девушек, которые находятся на том же сроке беременности. Неделя за неделей они двигаются, общаются, у них есть возможность родить в один день.
М.СПИРИДОНОВ: Они сверяют свои впечатления по каждому этапу беременности.
А.СОЛОВЬЕВ: Да. После того, как они родили, они продолжают общаться по поводу детей-одногодок.
М.СПИРИДОНОВ: Когда мы на редакционном совещании размышляли о том, что является корневым сервисом, что является причиной того, что вокруг Бэбиблога и подобных проектов ваших конкурентов собралась значительная аудитория, мы поняли, что для нишевой социальной сети, в частности для твоей, важна тема, к которой человек крайне неравнодушен. Беременность – это одно из ярчайших проявлений такого рода. В начале программы я привел в пример коллекционирование. Действительно, есть очень увлеченные люди. Не знаю, пора ли их объединять в нишевые социальные сети. Беременность – это очень яркий момент.
А.СОЛОВЬЕВ: Это основной инстинкт.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Беременной женщине хочется, чтобы весь мир был беременным. Этот беременный мир там для нее и образовался.
А.СОЛОВЬЕВ: Да. После регистрации она моментально помещается в то сообщество, в котором находятся точно такие же, как она. Там люди хотят говорить на те же самые темы. У нее и так есть вакуум, в котором она находится в реальной жизни, и там очень трудно найти подругу с точно таким же сроком беременности.
М.СПИРИДОНОВ: Невозможно найти десяток подруг.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, тем более. Мы предоставляем сервис, где можно найти сотни и тысячи таких подруг.
М.СПИРИДОНОВ: Да, полезность понятна. Здесь скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Сейчас рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеАндрей Соловьев родился 9 мая 1978 года в Москве. В 2002 году окончил Российский университет дружбы народов, факультет физико-математических и естественных наук. С 1999 по 2005 год работал директором по технологиям в digital-агентстве Pasomar. В 2005 году придумал Бэбиблог. В мае 2012 года основал глянцевое интернет-издание «Корпорация мам». В сентябре 2012 года стал соучредителеи благотворительного фонда «+ Помощь детям». С декабря 2012 года принимает активное участие в работе интернет-инкубатора «Вундеркинд медиа». Женат, воспитывает двух сыновей. Живет и работает в Москве и Праге.
М.СПИРИДОНОВ: Довольно логично то, что из диджитал-агентства, где ты получал опыт в работе как в построении веб-сайтов, так и в коммуникациях, связанных с рекламой, что потом помогло в проекте, ты вышел в собственный проект.
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это был первый проект?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет, до этого был медицинский портал Мосмедклиник.ру, который в свое время был одним из крупнейших среди московской аудитории. Потом Бэбиблог перетянул на себя все силы.
М.СПИРИДОНОВ: Что стало с тем проектом?
А.СОЛОВЬЕВ: Тот проект существовал в течение 5 лет в полу-замороженном состоянии, в этом году мы готовим полный перезапуск с новыми идеями.
М.СПИРИДОНОВ: Ты хотел что-то добавить про агентство?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, это было не интернет-агентство, поскольку в 1998 году большого и общедоступного интернета, как такового не было. Агентство занималось мультимедийными презентациями, которые распространялись на компакт-дисках. В интернете не было релевантного опыта. С точки зрения рекламы, понимания клиентов, маркетинговых задач это был очень полезный опыт.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по нашим данным, ты там работал до 2005 года, а тогда интернет был уже в полный рост.
А.СОЛОВЬЕВ: Я потихоньку оттуда уходил, все меньше и меньше уделяя внимания тем проектам, которые там были. Идея создания презентаций на компакт-дисках в какое-то время отмерла вместе с компакт-дисками. Появились флешки, появился интернет, появилось скачивание и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Идея появления Бэбиблога – это идея создания бизнеса или, как часто бывает, это увлечение, проистекающее от обстоятельств жизни?
А.СОЛОВЬЕВ: Изначально я рассчитывал на определенную бизнес-модель, потому что я понимал, что для построения большого сообщества требуется определенное количество серверов, определенное количество людей для поддержки. Не закладывая изначально какую-то модель монетизации, было бы глупо что-то делать. Изначально была бизнес-модель.
М.СПИРИДОНОВ: Первично запланированная модель монетизации сохранилась? Сейчас не особо видна реклама на страницах сайта, видны спецпроекты. Является это единственным заработком?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет, спецпроекты не являются единственным заработком. У нас есть различные рекламные модели. Это и медийная реклама, мы готовим собственную службу объявлений типа Директа, которая последние полгода работает в тестовом режиме. В феврале мы запустим обновленную версию. Также у нас есть всевозможное брендирование. Мы используем весь инструментарий, который используется в онлайн-рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, спрос довольно велик, учитывая то, что аудитория четко нацелена и определена.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Кто покупает рекламу?
А.СОЛОВЬЕВ: У нас есть 3 категории клиентов. Первая категория и самая крупная в финансовом выражении – это такие бренды, как Памперс, Хаггис, производители детского питания и так далее. Вторая категория – это крупные интернет-магазины, фармакологические компании. Третья категория – это локальные бизнесы, для которых мы делаем и поддерживаем системы рекламных объявлений на сайте. Наша система объявлений достаточно уникальна, поскольку мы предоставляем такие соцдем характеристики, как срок беременности, пол ребенка, возраст ребенка и человека. Мелкие интернет-магазины, например, в Уфе могут таргетировать объявления с определенным видом памперсов на тех мамочек, у которых есть дети, которым по возрасту они подходят.
М.СПИРИДОНОВ: Реальный спрос уже есть, или это пока что модели?
А.СОЛОВЬЕВ: Есть спрос. Мы работаем с этими объявлениями уже год, мы сейчас перезапускаемся и добавляем аукционную модель и еще некоторые таргетинги. Я думаю, что спрос будет гораздо больше.
М.СПИРИДОНОВ: Рекламные механизмы пишите самостоятельно?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, этот движок мы пишем самостоятельно. Что касается медийки и всего остального, то мы используем общеупотребимые механизмы.
М.СПИРИДОНОВ: Прежде чем продолжить размышления и вскрытие того, как построен проект, хочется немного качнуться в сторону личного. Ты живешь на две страны, как мы выяснили. Я это знал и прежде, поскольку мы шапочно знакомы несколько лет. Ты живешь в Чехии и России. Как так получилось? Почему?
А.СОЛОВЬЕВ: Сама специфика бизнеса позволяет использовать удаленные коммуникации. Интернет доступен в любой стране, на любом компьютере. Управление бизнесом позволяет не находиться каждый день в офисе.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, это мало, для кого сюрприз. Почему Чехия?
А.СОЛОВЬЕВ: 4 года назад подвернулась идея переехать в какую-то другую страну, где нет пробок. Тратить 3 часа времени в Москве, не смотря на то, что жил я в Измайлово, а ехать мне надо было в Перово, на пробки было тяжело. Также были личные мотивы. У моего старшего ребенка было заболевание, связанное с воздухом, дыханием, бронхами. Смена климата ему достаточно сильно помогла. В этом плане Чехия была страной, куда было проще всего переехать. Барьеров было меньше всего. Сейчас ситуация сильно меняется.
М.СПИРИДОНОВ: Смотрите на какие-то другие страны? Как я понимаю, материальное благополучие у тебя сильно растет.
А.СОЛОВЬЕВ: С одной стороны, материальное благополучие растет. С другой стороны, чтобы получить тот уровень комфорта, который есть в Чехии, в Москве надо затратить в 3 раза больше средств.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не собираешься переезжать и остановишься на этих странах?
А.СОЛОВЬЕВ: Не думаю. Мне кажется, я приму решение двинуть куда-нибудь.
М.СПИРИДОНОВ: Это не последняя точка?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, возможно, это будет возврат в Россию, необязательно в Москву. Пока точного плана действий у меня нет, и Чехия пока полностью устраивает, но я не рассматриваю Чехию, как страну на всю жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: В Чехии живет твоя семья, учатся дети, и вы уже обосновались, владеете языком, да?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, мы владеем языком. Наверное, не на очень хорошем уровне, но для повседневного общения нам его вполне хватает. Он славянский и понятный на какой-то процент изначально. Адаптация была достаточно простой. Младший пока не учится, он даже не ходит в садик. Старший учится в школе.
М.СПИРИДОНОВ: Чешский для него, как второй родной?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, хотя он сначала ходил в русскую школу, потом он ходил в чешскую школу, сейчас он ходит в английскую школу. Он свободно говорит на этих трех языках.
М.СПИРИДОНОВ: Не путается?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет. Он достаточно быстро переключается, что удивительно.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, деваться некуда. С этим всё понятно. Давай вернемся к Бэбиблогу. Здесь будет небольшая справка о компании.
Справка о компанииСоциальная сеть Babyblog основана Андреем Соловьевым в 2005 году. Сегодня на Babyblog зарегистрировано около 850 000 пользователей, посещаемость свыше 10 миллионов человек в месяц. Работу сети поддерживают 27 серверов, дневной трафик – 5 терабайт. Ежедневно пользователи сайта публикуют до 20000 записей в дневник и сотни тысяч комментариев и личных сообщений. По собственным оценкам Babyblog занимает свыше 50% рынка среди сайтов для беременных и молодых мам. Планируемая выручка в 2013 году составляет сумму в «сотни миллионов рублей», более подробные финансовые показатели не раскрываются.
М.СПИРИДОНОВ: Конструкция «Сотни миллионов рублей» дана нашей редакции тобой.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, я могу пояснить. Мы не являемся публичной компанией, поэтому мы нигде не раскрываем структуру владения компанией, состав и доли акционеров, выручку и так далее. Мы в последние 3 года прибыльны. Планы на 2013 год – это сотни миллионов рублей выручки.
М.СПИРИДОНОВ: Это значительный рост по отношению к 2012? Вы хорошо растете?
А.СОЛОВЬЕВ: Это рост порядка 80%. Мы хорошо растем.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент появились другие владельцы?
А.СОЛОВЬЕВ: Это было 4 года назад, когда мы столкнулись с лавинообразным ростом сайта, и на собственные средства уже было невозможно докупать новые сервера, нанимать новых программистов. Тогда появились новые акционеры. Мы очень щепетильно и аккуратно относимся к финансам, мы обошлись не очень большой суммой для того чтобы заложить фундамент для роста и быстро выйти на прибыльность. Сейчас весь рост компании обеспечивается собственными внутренними инвестициями.
М.СПИРИДОНОВ: Компания является российской?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, это ООО «Бэбиблог», у нее есть иностранные корни, но в России это полностью российский бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Что ты имеешь в виду, говоря про иностранные корни?
А.СОЛОВЬЕВ: У нее иностранные учредители. Структура собственности находится в английском праве.
М.СПИРИДОНОВ: Задам вопрос их тех, что были заданы в анонсе программы с твоим участием. Правда ли, что в составе владельцев проекта есть топы с Первого канала?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет. В плане информации о себе мы очень закрыты, мы никогда не даем публичных комментариев.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это слышно, ты очень осторожничаешь. Как начался проект? Как начался набор первых пользователей? Очевидно, что к этому моменту были сформировавшиеся точки внимания. Беременные барышни и прежде имели необходимость находить подружек по беременности, они уже общались. Как-то ты начал их вовлекать в собственный проект. Как?
А.СОЛОВЬЕВ: В то время было несколько крупных сайтов, вокруг которых концентрировалась эта аудитория. Мы начинали с того, что мы наняли определенное количество мамочек, которые за определенные деньги ежедневно вели дневники и общались.
М.СПИРИДОНОВ: Их работа заключалась в том, чтобы быть беременными?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет, они были действительно беременными. Мы предложили им заниматься описанием своей беременности и общением на сайте. Такая работа принесла определенные плоды, поскольку они писали на прочих форумах, приводили оттуда аудиторию. Само понимание, что здесь ты видишь человека, присутствовало. У нас не форум, за которым не видно человека, у нас есть дневники, в которых видно, с кем ты общаешься, ты можешь почитать историю человека. Идея достаточно быстро стала популярной, и 90% всей раскрутки Бэбиблога до сих пор держится на сарафанном радио.
М.СПИРИДОНОВ: В социальном проекте любого характера необходимо набрать базис, преодолеть момент расталкивания снежного кома, когда он дальше будет катиться сам. Я думаю, сейчас он по большей части катится сам. Какое количество усилий потребовалось для расталкивания? Сколько беременных контент-менеджеров или SMM-менеджеров было нанято?
А.СОЛОВЬЕВ: Тогда таких слов еще не было. На первое расталкивание и понимание того, что проект катится сам, ушло где-то полтора года.
М.СПИРИДОНОВ: Деньги в этот момент только вливались, или стали появляться какие-то рекламные доходы?
А.СОЛОВЬЕВ: Рекламные доходы появлялись, но не очень большие. Деньги больше тратились, нежели зарабатывались.
М.СПИРИДОНОВ: Это были твои личные деньги?
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Много в итоге было залито в проект?
А.СОЛОВЬЕВ: Я считаю, что катастрофически мало по сравнению с теми суммами, которые сейчас вливаются в компании. Это были десятки тысяч долларов за первые полтора года.
М.СПИРИДОНОВ: Это были твои личные накопления, которые потом ты потихоньку вынул за счет прибыльности проекта?
А.СОЛОВЬЕВ: Да. Трудно сказать, что я что-то вынул, поскольку мы постоянно осуществляем внутреннее инвестирование, и особого вынимания прибыли у нас в компании нет. Мы растем, мы обеспечиваем собственный рост.
М.СПИРИДОНОВ: Гипотетическая возможность была бы, но вы не оговорили ее с акционерами, которые появились позже?
А.СОЛОВЬЕВ: Можно и так сказать. Когда пришли акционеры, у нас был полностью Cash-in, мы вложили деньги внутрь компании, ничего не вынимая.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты ничего не взял себе?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет. Это не имело смысла, поскольку стоимость акций, которая была буквально через год, гораздо больше, чем я мог бы получить тогда.
М.СПИРИДОНОВ: А жил на что? На накопления?
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На какие этапы можно поделить жизнь проекта? Вы стартовали с каким-то базовым функционалом. Что за базовый функционал? Дальше вы начали набирать пользователей, что-то происходило. Расскажи краткую историю первых лет существования.
А.СОЛОВЬЕВ: Первый базовый функционал, который мы сделали – это дневники беременности. Это была система блогов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы блогхостинг по беременности?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, мы сделали сервис блогхостинга или publishing-платформу, где можно было вести дневник, делать в дневнике различные категории, создавать сообщества и общаться в них, заводить друзей, общаться с ними, писать личные сообщения и так далее. Потом мы начали делать дополнительные сервисы, которые наши пользователи в тот момент искали на других сайтах. Мы хотели тему беременности и материнства закрыть полностью. Мы ввели сервис графика роста и веса детей, где можно онлайн после каждого взвешивания и каждого измерения у врача выставлять данные, после чего рисовался красивый график, показывалась норма, превышение или уменьшение нормы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы старались наращивать пользовательский функционал?
А.СОЛОВЬЕВ: Да. Поскольку пользователей становилось больше, и они рожали, мы начали вести отзывы о роддомах. У нас сейчас крупнейшая база роддомов с отзывами, фотографиями палат, что было в тот момент уникально, поскольку просто посмотреть в роддом людей не пускают. Мы просили наших пользователей фотографировать то, что происходит внутри, какого вида палаты, туалеты и так далее. Всё это выкладывалось на сайт. У нас сейчас очень большая база роддомов с отзывами о врачах, роддомах и так далее. Потом мы сделали базу отзывов о детских товарах с рейтингами. Люди писали, кто и чем пользовался. Потом мы начали делать сервис «Барахолка», где люди обменивались старыми вещами или продавали и покупали новые по мере того, как росли их дети. Так функционал наращивался.
М.СПИРИДОНОВ: Идеи появления того или иного функционала поступали от беременных девушек и молодых мам, это было ваше авторство, или это был конгломерат?
А.СОЛОВЬЕВ: Идеи рождались, переваривались идеи мамочек, которые ведут у нас дневники. Есть момент, о котором мало, кто из наших пользователей догадывается. Руководя компанией, я первые пять лет занимался техподдержкой пользователей. Ежедневно треть времени я тратил на техподдержку. Я был на пике всего user-experience. Я знал, что удобно людям, что им нравится, каких сервисов им не хватает. Постоянно переваривая запросы пользователей, их опыт работы с сайтом, мы понимали, какие надо прилагать усилия и какие сервисы делать.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически ты продуктолог и автор всего того, что собой сегодня являет Бэбиблог?
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я представлю фантастическую ситуацию. Если бы ты оказался беременным, ты был бы гиперкомпетентным в этом вопросе.
А.СОЛОВЬЕВ: На данный момент да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько настолько глубокая вовлеченность, не характерная для мужчины, позволила сделать проект успешным, обеспечить те сотни тысяч посещаемости в сутки, хорошие медийные бюджеты в сотни миллионов рублей оборота в год? Это потому что ты был полностью головой в этом, или есть иные причины?
А.СОЛОВЬЕВ: Мне трудно сказать, что я всему голову, и если бы не я, то всего бы этого не было, потому что есть проекты-конкуренты, которые каким-то образом растут.
М.СПИРИДОНОВ: Ты к ним отношения не имеешь?
А.СОЛОВЬЕВ: Я к ним отношения не имею. Так как они растут, значит, есть много разных людей, которые умеют делать хорошие проекты, которые знают, как это делать. Роль личности в истории, возможно, в данном случае переоценена. У нас хорошая команда программистов, хороший рекламный отдел. Это общая конвергенция.
М.СПИРИДОНОВ: Ты несколько раз говорил «Мы», хотя я понимаю, что многое, с точки зрения развития, принимается именно тобой. Кто эти мы? Как строится команда? Как выглядит структура компании? Сколько человек работает над проектом?
А.СОЛОВЬЕВ: На данный момент у нас работает около 35 человек. У нас есть отдел разработки, в котором работает около 10 человек, это программисты, дизайнеры, верстальщики, то есть те люди, которые создают функционал проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Они находятся в оффлайне? Они базируются в одном месте?
А.СОЛОВЬЕВ: Костяк программистов находится в Праге, здесь у нас офис разработки. Есть некоторые люди, которые работают удаленно. В Москве у нас есть рекламный отдел и отдел спецпроектов, это службы, которые обеспечивают продажу рекламы на сайте и размещение спецразделов, медийных размещений и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: В офисе в Праге работают россияне?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, у нас русскоговорящий офис.
М.СПИРИДОНОВ: Они приехали для того чтобы работать с тобой, или ты их нанял непосредственно в Чехии?
А.СОЛОВЬЕВ: По-разному. С кем-то мы приехали вместе, кого-то нашли в Чехии.
М.СПИРИДОНОВ: Это не первый случай, который я могу припомнить, правда, чаще едут в Таиланд. Это выглядит моднее.
А.СОЛОВЬЕВ: В Таиланд сложнее летать из России.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько лететь из Праги до Москвы?
А.СОЛОВЬЕВ: 2,5 часа.
М.СПИРИДОНОВ: Да, совсем недолго. Возвратимся к структуре. Значит, отдел разработки по большей части находится в Праге, а продажи – в Москве.
А.СОЛОВЬЕВ: Продажи и бухгалтерия, там же сидят копирайтеры, которые занимаются текстами и рекламными размещениями.
М.СПИРИДОНОВ: Продаете больше сами или через рекламные агентства?
А.СОЛОВЬЕВ: Исторически мы продавались через селлинговое агентство «SOL», с этого года мы полностью продаемся сами. В прошлом году мы продавали все спецпроекты самостоятельно, а медийную рекламу через селлинговое агентство.
М.СПИРИДОНОВ: Так целесообразнее, потому что все деньги остаются в лавке?
А.СОЛОВЬЕВ: Во-первых, целесообразнее. Во-вторых, проще выстраивать коммуникации как с агентствами, так и с конечными клиентами. Чем меньше посредников между тобой и крупным брендом, тем меньше искажается информация, тем быстрее стартуют рекламные кампании, тем быстрее оценивается их эффективность и приходит понимание того, что нужно менять.
М.СПИРИДОНОВ: Когда оперируешь такой солидной аудиторией, тематически четко нацеленной, спрос должен быть довольно велик. Наверное, у вас нет проблемы в том, чтобы продать площади, или есть?
А.СОЛОВЬЕВ: Есть планомерная работа по увеличению собственной доли на рекламном рынке, стремление к тому, чтобы максимальное количество рекламных площадей было продано, есть зимние и летние сезоны спада, весенние и осенние сезоны повышенной активности. Например, в октябре-ноябре прошлого года у нас параллельно шло 12 спецпроектов, и команда работала в круглосуточном режиме.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько в среднем стоит спецпроект для рекламодателя?
А.СОЛОВЬЕВ: Это индивидуальная разработка, поскольку мы всё это встраиваем внутрь сайта. Люди заходят в спецпроект, они со своими логинами и дневниками могут общаться со своими друзьями внутри спецпроекта. Каждый раз это отдельная разработка. Точных цен у нас нет. Это миллионы рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Будучи глубоко погруженным в продукт, ты, наверное, очень хорошо понимаешь психологию барышень, которые активно общаются у вас. Я обратил внимание, что почти любая запись довольно быстро получает комментарий, какой-то отклик. Чем это вызвано? Тем, что беременные включают высокую степень отзывчивости?
А.СОЛОВЬЕВ: Возможно. У нас очень большая аудитория, которая постоянно находится на сайте. Любая запись находится либо у друзей, либо она находится в каком-то сообществе, в котором люди сидят и думают на эту же самую тему.
М.СПИРИДОНОВ: Давай перечислим, что конкретно может делать барышня, создавшая аккаунт у вас на сайте. Она может вести блог, читать статьи, читать чужие блоги, комментировать. Что еще?
А.СОЛОВЬЕВ: Она для своих детей может создавать фотоальбомы, закачивать видео, вести графики роста и веса детей. Для тех, кто еще не забеременел, а только планирует беременность, у нас есть подробный сервис графика базальной температуры, которую люди меряют ежедневно, потом они распечатывают эти графики и идут с ними к врачу.
М.СПИРИДОНОВ: Это планирование времени зачатия?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, там высчитывается овуляция. Есть специальная медицинская методика, по которой в зависимости от того, какие есть скачки температуры, высчитываются благоприятные и неблагоприятные для зачатия дни. У нас есть большая барахолка, где можно купить и продать товары. У нас есть большие сообщества по совместным закупкам, когда мамы собираются большими группами и покупают на оптовом складе обувь, одежду и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Наблюдая за проектом, готовясь к программе, я думал о том, что у вас достаточно жесткий таргетинг, тематическое направление беременности чудесным образом постепенно вывернули к своей противоположности. Получается, что у тебя добавились объявления, по сути дела, это классифайд, журнал, касающийся материнства и беременности, все эти сервисы, каждый из которых мог бы быть отдельным, групповые закупки и так далее. Получается, что очень узкий сервис, набрав силу и аудиторию, стал разрастаться, и это всё вырастает в полноценную социальную сеть общего профиля.
А.СОЛОВЬЕВ: Я бы так не сказал. Людям, которые ведут дневники беременности, а потом ведут дневники развития детей, очень важно не потерять ту информацию, которую они записывают. Раньше родители вели бумажные альбомы, куда вклеивали фотографии, рисовали графики от руки.
М.СПИРИДОНОВ: Да, и на последней странице лежали фотографии, которые потом они собирались вклеить, но никогда не вклеивали.
А.СОЛОВЬЕВ: Чего там только не было! Я помню, туда приклеивали небольшие локоны волос. Такой сервис мы предоставляем в интернете. Сейчас практически никто не печатает бумажные фотографии, у всех цифра. Сервис памяти о ребенке, когда он развивается, когда он растет, очень ценен для мам. Они его практически никогда не бросают. Так как они проводят на сайте год-два-три, потом они рожают второго ребенка, конечно, они хотят получать какие-то дополнительные сервисы, которые вокруг всего этого строятся.
М.СПИРИДОНОВ: Начав с беременности, вы для того чтобы продолжить срок жизни пользователя на сайте, развили тему материнства, правильно?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени живет средний пользователь у вас на сайте? Понятно, что чуть меньше 9 месяцев, 6-7 месяцев он довольно сильно привязан к сайту. У него есть хороший мотив к тому, чтобы общаться с близкими по духу людьми. Потом молодые мамы тоже остаются. Как надолго остаются?
А.СОЛОВЬЕВ: Потом на год-два-три. У нас сервис рассчитан на мам с детьми до 7 лет, то есть до школы. Когда ребенок идет в школу, всё стандартизировано. Не то, чтобы мама начинает меньше уделять внимания своему ребенку, но, возможно, она рожает второго ребенка к этому времени.
М.СПИРИДОНОВ: Она уделяет ему уже не так много внимания, и ребенок многое способен сделать сам.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, конечно. Он становится более самостоятельным, и уход в ежедневном режиме ему уже не нужен. До 3 лет дети развиваются стремительно, и каждый день происходит что-то новое.
М.СПИРИДОНОВ: До года ребенок не способен никак выразить собственные ощущения словами или жестами, поэтому все советы и обсуждения поведения ребенка действительно очень важны. Что касается ваших конкурентов, то есть Baby.ru, Дети.Mail.ru.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, это два основных конкурента, которые похожи как по уровню сервисов, так и по аудитории.
М.СПИРИДОНОВ: Близки по объему аудитории.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, близки.
М.СПИРИДОНОВ: Они интегрированы с социальными сетями, у вас же я не заметил этого. Я даже не увидел виджетов, выходов в Facebook, Вконтакте. Это сознательное решение?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, поскольку мне кажется, что эта интеграция не дает никакой дополнительной ценности ни для нашей аудитории, ни для нас, как для площадки. Все играются в интеграции. Мы в ближайшее время сделаем регистрацию через социальные сети, чтобы человек мог зайти через Вконтакте, но виджеты, Like и что-то еще из других сетей нам менее интересны. Мы пробовали в это играться, но загрязнение сайта кучей кнопок не дает пользы, а только раздражает пользователей, как мне кажется.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы хотите закрыться в рамках собственного сайта?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, мы хотим закрыться. Мы хотим сделать собственные Like на сайте, причем они, на мой взгляд, могут принести большую пользу нам и интернет-магазинам детских товаров. Они смогут размещать у себя эти Like и попадать в целевую аудиторию. Если мама лайкнула в интернет-магазине через like Бэбиблога какую-то коляску, то этот Like на Бэбиблоге увидят еще 20-30 мам, которые, возможно, ищут такую же коляску.
М.СПИРИДОНОВ: Вы планируете наращивать функционал стандартной социальной сети, сохраняя определенную изолированность?
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, это разумно. С одной стороны, для того чтобы не отпускать людей, а с другой стороны, чтобы создавать ощущение уютного уголка в бушующем море виртуального пространства. Я слышал мысли о том, что интерфейсы и графика Бэбиблога оставляют желать.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, оставляют желать. Не позднее лета мы запустим новый интерфейс.
М.СПИРИДОНОВ: Переделываете всё?
А.СОЛОВЬЕВ: Не всё переделываем, вся логика остается такой же, но будет полностью адаптивная верстка, когда сайт будет сжиматься до мобильных телефонов. Будет все равно, на какой платформе его смотреть – на iPad, телевизоре, мобильном телефоне. Будут меняться многие элементы, но сама структура дневника, сообщества, а не социальной сети с потоком непонятной информации от людей останется.
М.СПИРИДОНОВ: Сами делаете или заказываете где-то?
А.СОЛОВЬЕВ: Сами делаем.
М.СПИРИДОНОВ: В процессе изучения проекта, в процессе подготовки к программе редактор Рунетологии Стас Жураковский зарегистрировался на вашем сайте, потом на эту тему были шутки. Теперь его зовут Анастасией, потому что раздела для отцов и возможности зарегистрироваться мужчине нет. Почему?
А.СОЛОВЬЕВ: У нас есть пара сообществ для пап, но они до сих пор пусты.
М.СПИРИДОНОВ: Папы не интересуются этим настолько сильно?
А.СОЛОВЬЕВ: Они интересуются сильно, но, видимо, не настолько, чтобы регистрироваться и общаться с мамами. Папы заходят, ищут что-то через поисковик или через внутренний поиск, читают информацию, и этого им хватает.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, вовлеченность гораздо меньше. Когда у тебя в животе ничего не растет, можно оставаться на прежней волне.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, и ты не хочешь поговорить об этом.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это точно не предмет для обсуждения изо дня в день. Возвратимся к конкурентам. Вы сейчас втроем на одних показателях. Есть ли что-то, что вы предполагаете сделать для того чтобы вырваться вперед? Есть ли желание стать абсолютным лидером?
А.СОЛОВЬЕВ: Да, безусловно, у нас есть планы. Во-первых, мы практически всё время росли на сарафанном радио. В отличие от конкурентов мы не вкладывались в трафикообменные истории, желтые тизеры и обмен посетителями, сильно не вкладывались в SEO и раскрутку в поисковиках, у нас был собственный рост, который в ближайший год мы поддержим SEO.
М.СПИРИДОНОВ: Планируются определенные маркетинговые усилия?
А.СОЛОВЬЕВ: Да. Во-первых, мы планируем SEO. Во-вторых, мы планируем запустить в этом году очень интересное мобильное приложение. Скорее всего, мы сделаем его сразу для всего мира. Это будет сервис общения с вывернутой наизнанку социальной функцией. Я до запуска не буду об этом подробно говорить. Мы рассчитываем, что мы сильно вырастем среди мобильных приложений в этом году.
М.СПИРИДОНОВ: Я не обнаружил у вас на сайте указания для мобильных приложений. Пока их нет?
А.СОЛОВЬЕВ: Нет. У нас есть мобильная версия, это html-версия. Мобильное приложение сейчас находится в стадии активной разработки.
М.СПИРИДОНОВ: Ты уже 8 лет занимаешься этим проектом.
А.СОЛОВЬЕВ: Около 6 лет, в первый год мы в паблик не выходили. Систему дневников, сообществ мы писали самостоятельно с нуля, у нас полностью собственная разработка, собственные движки, и на это были затрачены определенные усилия и время.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе не надоело этим заниматься? Тем более, выяснилось, что тема беременности отцам несильно интересна, и они моментально теряют интерес после пары поисковых запросов, они полностью исчерпывают собственное любопытство на этот счет.
А.СОЛОВЬЕВ: Мне не надоело, поскольку мы варимся не только в теме беременности. Мы с технологической точки зрения достаточно прогрессивная компания, все новые технологии, архитектуры серверов и так далее мы применяем. Помимо тематической направленности это достаточно интересная работа как с точки зрения общения с рекламодателями, так и с технологической точки зрения, так и с социальной, интересно то, как женщины общаются, какие сервисы им нужны, какие у них возникают конфликты. Это живой организм, который постоянно развивается, который постоянно как-то удивляет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты до сих пор активный операционный управляющий, входящий во все вопросы разработки и рекламы?
А.СОЛОВЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Давай коротко пройдемся по теме, которую мы анонсировали в начале программы. Мы подробно разобрали твой проект через призму нишевой социальной сети. Как ты считаешь, какое будущее ждет социальные сети? Будут они развиваться как платформы про всё, как Facebook и Вконтакте, или в перспективе стоит ожидать, что постепенно аудитория будет рассасываться по каким-то сегментам, например, уйдет в сегмент беременности и материнства?
А.СОЛОВЬЕВ: Я думаю, что у нишевых социальных сетей перспективы достаточно большие. Я не стал бы их сейчас описывать. Например, глобальные сети – это сети общения на общие темы, которые можно поднять в любой компании. Есть огромное количество рыбаков, и ни Facebook, ни Вконтакте не будет делать внутри своей социальной сети специализированные сервисы. Например, не будет возможности отмечать, где ты рыбачил, какой там улов, посмотреть, на что ловили на прошлой неделе на озере, которое находится в 50 км от тебя, стоит туда ехать или нет, нельзя будет удобно обсудить и категоризировать рыболовные снасти. Эти узкие сегменты, как мне кажется, крупным социальным сетям неинтересны, они делают что-то универсальное.
М.СПИРИДОНОВ: Может, эти сегменты станут приложениями к крупным социальным сетям? То есть социальная сеть станет платформой для авторизации пользователей и нахождения там социального графа общего характера, а приложения позволят добавлять информацию об озерах, размерах рыб и качестве наживки.
А.СОЛОВЬЕВ: Социальная сеть поддерживает только API, а приложения делают сторонние разработчики. Создавая такое приложение, любой сторонний разработчик, либо группа разработчиков захотят это сделать не как приложение внутри сети, а как отдельный сайт, чтобы контролировать аудиторию, чтобы иметь возможность продавать на сайте рекламу. Возможно, он сделает вход через логин социальной сети. Имея две альтернативы: делать собственный сайт или делать приложение внутри социальной сети, логично всегда делать собственный.
М.СПИРИДОНОВ: С тобой поспорят многие компании, типа крупных игровых, которые сделали миллионы, а порой миллиарды долларов на работе в Facebook.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, но это компании, которые берут с пользователей деньги за какие-то действия. Если мы рассматриваем рекламную модель, то всегда заявление о том, что ты владеешь какой-то аудиторией с какими-то соцдем характеристиками, которую нельзя найти или трудно определить внутри социальной сети, находится в более выгодной ситуации.
М.СПИРИДОНОВ: Почему пока что так мало показательных успехов нишевых социальных сетей, как ваша? Время не пришло?
А.СОЛОВЬЕВ: Наша социальная сеть не настолько нишевая. Беременность и материнство включает в себя не одну маму, она вовлекает и папу. Вокруг этого строится вся семья, и мы думаем, что наш потенциал – это не те 10 миллионов, которые мы сейчас демонстрируем, а гораздо больше даже в рамках России.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. У вас довольно широкий фокус. Почему не появляются те самые сети для рыбаков? Допустим, будь я увлеченным рыбаком, мне было бы интересно иметь удобный инструментарий, который выводил бы мне в графическом режиме частоту моих рыбалок и размеры улова.
А.СОЛОВЬЕВ: Сложно сказать. Я считаю, что такие сети есть. Я видел хорошие примеры и для рыбаков, и для женщин, которые вышивают. Если взять вышивку, то это сети, в которые люди выкладывают свои вышивки, которые категоризируют все файлы по группам, и люди могут обмениваться собственными наработками, схемами. Они достаточно успешны в своей нише, причем там неплохая монетизация со стороны компаний, которые выпускают продукцию для вышивки.
М.СПИРИДОНОВ: Они есть, просто они не так заметны для тех, кто не интересуется?
А.СОЛОВЬЕВ: Для тех, кто не интересуется, их, конечно, нет. Для тех, кто интересуется и ищет, они есть. Возможно, они не настолько на слуху, но они есть.
М.СПИРИДОНОВ: У меня есть версия, что аудитория должна пробраться в интернет и более основательно в нем освоиться, почувствовать себя удобно и начать смотреть за пределы социальной сети и поисковиков, где люди проводят большую часть времени. Тогда они почувствуют необходимость в таком инструментарии, в такой консолидации по какому-то интересу или иному признаку.
А.СОЛОВЬЕВ: Есть понимание того, что приход и развитие таких сетей неразрывно связано с возможностью их монетизации, потому что рост такой сети нужно чем-то обеспечивать.
М.СПИРИДОНОВ: Да, тут мы снова упираемся в аудиторию.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, мы снова упираемся в аудиторию, а также в то, с чем мы сталкивались года 3-4 назад – инертность рекламного рынка. От того момента, как ты можешь заявить о своей аудитории, до того момента, когда к тебе придут рекламодатели, когда в их голове созреет понимание того, что здесь рекламная аудитория больше, чем во всех журналах о беременности, которые выпускаются в России, пройдет довольно много времени. Инертность рекламного рынка немного мешает.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай двинемся дальше. У нас впереди две небольшие рубрики. Первая из них – это рубрика «Бизнес-цитата». В ней мы зачитываем интересные, любопытные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические деятели, и предлагаем гостю прокомментировать их. Для начала нужно выбрать того, кто кажется более симпатичным. Каждый раз на выбор 3 известных человека. В этот раз мы предлагаем тебе Уолтера Ристора, американского финансиста, бывшего руководителя Citicorp, Тома Хопкинса, основателя Том Хопкинс Интернешнл и автора бестселлера «Искусство торговать» или Уолтера Крайслера, основателя корпорации «Крайслер». Кто тебе нравится больше?
А.СОЛОВЬЕВ: Давай попробуем второго человека, который хорошо торгует.
М.СПИРИДОНОВ: Том Хопкинс однажды сказал: «Ваш самый главный актив – это вы сами. Вложите время, силы и деньги в обучение, подготовку и поддержку вашего самого главного актива». Согласен?
А.СОЛОВЬЕВ: Полностью согласен. Здесь не только вы сами. Самые окупаемые инвестиции, которые есть – это инвестиции в людей. Прежде всего, это инвестиции в себя и тех людей, с которыми ты работаешь. Если люди, которые находятся вокруг тебя, не расширяют свой кругозор, не растут вместе с тобой, то это не очень хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Да. В нашей отрасли часто инвестиции в людей – штука небезопасная, потому что люди вырастают, становятся людьми с большим кругозором и профессионализмом и уходят, а это всегда неудобно.
А.СОЛОВЬЕВ: Да, это другой вопрос. Конечно, это сложная проблема, тем более, на нашем перегретом рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Это проблема, которая у меня возникает весьма регулярно. Тем не менее, я согласен с тобой, что не учить людей нельзя. Иного пути нет.
А.СОЛОВЬЕВ: Также себя. Если я буду оценивать по себе, то мне постоянно приходится учиться всему, начиная от бухгалтерии, продаж, технологий, социологии и так далее. У меня огромная полка книг. Примерно раз в неделю-две я прочитываю новую, причем из разных сфер, иначе может случиться такое, что компания будет бежать впереди тебя.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Ок, последняя рубрика – это вопросы слушателей. Напомню, что мы задаем вопросы, которые были оставлены в анонсах программы «Рунетология» с информацией о том, какой гость будет приглашен, в сообществе Рунетологии в Facebook, аккаунте Рунетологии в Твиттере и моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Алекс спрашивает: «Имеет ли смысл создавать аналоги вашего проекта, и какие инвестиции нужны для создания подобного сайта?». Речь идет о сегодняшнем дне, так как раньше они были другими.
А.СОЛОВЬЕВ: Имеет смысл создавать не аналоги, а что-то, что по идее должно быть на голову выше и лучше. Делать еще один аналог не стоит, мы достаточно регулярно наблюдаем истории, когда что-то подобное создается, причем это любят делать крупные бренды, которые пытаются вокруг своего бренда построить сообщество родителей, мам и так далее. Наверное, что-то подобное строить не стоит, а что-то лучшее, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Во сколько оцениваете в настоящий момент проект? И какая самая большая сумма поступала в качестве предложения о покупке сайта?
А.СОЛОВЬЕВ: Это вопрос, на который я не дам ответ. Если есть какие-то конкретные предложения, то мы можем их обсудить. Предложения поступают постоянно, мы общаемся с различными людьми на эту тему, но в паблик ничего не выносим.
М.СПИРИДОНОВ: Миллионы долларов предлагают точно. Думаю, что вы хотели бы десятки миллионов.
А.СОЛОВЬЕВ: Я бы не стал комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. wlad2 спрашивает: «Какой бюджет тратится на SEO ежемесячно?». Или будет тратиться, учитывая то, что вы сейчас озадачились поисковой оптимизацией всерьез?
А.СОЛОВЬЕВ: До сих пор тратился совершенно небольшой бюджет, не больше 50 тысяч рублей. С этого года мы хотим смотреть в эту сторону.
М.СПИРИДОНОВ: Назови хотя бы порядки.
А.СОЛОВЬЕВ: Я думаю, что на порядок мы увеличим бюджет.
М.СПИРИДОНОВ: Порядка 500 тысяч.
А.СОЛОВЬЕВ: SEO-бюджет – это не только банальная закупка ссылок. Это и работа внутри компании, внутренняя оптимизация, работа редакторов, которые работают с контентом сайта, улучшают внутренние характеристики.
М.СПИРИДОНОВ: Михаил спрашивает: «Какая доля посетителей идет с поисковых систем?».
А.СОЛОВЬЕВ: Сейчас половина.
М.СПИРИДОНОВ: Заметно. Приходят по целевым запросам, касающимся каких-то моментов, связанных с материнством и беременностью?
А.СОЛОВЬЕВ: Да. Так как у нас ежедневно делается около 20 тысяч записей в дневниках и сообществах, хотя большая часть находится в закрытых сообществах, на любой вопрос по беременности и материнству Бэбиблог выходит на первых страницах. Можно набрать запрос «зеленые сопли у детей» или еще что-то, и ты увидишь наш сайт. У нас очень большая база вопросов и ответов на них.
М.СПИРИДОНОВ: Даже про зеленые сопли есть.
А.СОЛОВЬЕВ: Что касается этой проблемы, то у нас есть все цвета радуги.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом пора заканчивать. Вопросы, которые остались, так или иначе звучали в нашем предыдущем разговоре, поэтому ставим точку. Спасибо тебе большое, Андрей. Если есть, что сказать в финале, то предлагаю это сделать. Если всё сказанное прежде исчерпывающее, то будем закрывать программу.
А.СОЛОВЬЕВ: Я хотел бы сказать, что успех любого проекта – это на 20% идея, озарение и на 80% плотная и кропотливая работа.
М.СПИРИДОНОВ: Если не больше.
А.СОЛОВЬЕВ: Да. Голые идеи ничего не стоят. Даже если идея не очень хороша, то сильная самоотдача и настойчивость помогут сделать из нее достаточно неплохой проект.
М.СПИРИДОНОВ: Твой рассказ был буквальной иллюстрацией того, что ты сейчас сказал, поскольку, если бы ты 8 лет не погружался во все операционные, производственные, продуктовые вопросы, вопросы продаж с педантичностью в хорошем смысле этого слова, то большой вопрос, как и чем бы жил проект. Спасибо тебе еще раз. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель крупнейшей в России социальной сети для беременных и молодых мам Андрей Соловьев.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.