Максим Спиридонов: Здравствуйте, коллеги! Это эксперт-шоу «Рунетология», выпуск с номером 13, который записывается 18 июля 2009 года. На этот раз вместе с датой я могу назвать и время, поскольку впервые за всю историю программы мы с моим сегодняшним гостем находимся в одном часовом поясе, в московском. На часах сейчас 12 часов 38 минут. У микрофона Максим Спиридонов.
В этой программе мы, как повелось, обсудим главные новости недели:
- поговорим о том, что ВКонтакте стал файлообменником (0:54:02)
- россияне продолжают скупать Facebook (0:48:32)
- ЖЖ-ходоки в гостях у Председателя Совета Федерации России (1:03:05)
- официальные сайты Ингушетии упали перед войной? (1:00:04)
- Rambler сделал подсказки на поиске (1:12:07)
- а Яндекс открыл доступ к своему сервису проверки правописания. (1:16:37)
В начале, как всегда, мы благодарим за информационную поддержку наших друзей — ведущее онлайн-сообщество «Хабрахабр». А сегодняшний наш гость — генеральный директор MySpace Россия Александр Туркот. Александр, добрый день!
Александр Туркот: Добрый день!
М. Спиридонов: Прекрасно, что нам удалось, наконец, скоординироваться во времени и в пространстве. Не все было просто, и даже сейчас перед записью какие-то сторонние силы не давали нам должным образом отстроить аппаратуру и начать работу. Надеюсь, что в итоге это нам не помешает провести хорошую беседу и обсудить положение вещей с MySpace Россия, которое как я думаю, интересует многих. Кстати, скажу еще пару слов в эпиграфе о том, что в несколько этапов мы договаривались с Александром о беседе, поскольку были оба в разъездах и делах. Я был в перелетах, Александр был в перелетах, как я понял, и, в итоге, окончательная договоренность была достигнута в очень современном духе, в духе динамичного времени. Александр только что прилетел из Америки, да, Александр?
А. Туркот: Нет-нет, я вот как раз хотел небольшую поправку внести, я в Америку лечу 25-го числа, т.е. фактически на следующей неделе, и пробуду там неделю. А перед этим я летал по своим личным делам.
М. Спиридонов: А, ну, в общем, Вы тоже откуда-то прилетели, и я сидел в зале вылета в аэропорту города Мюнхен, и мы окончательно закрепили вот таким образом, с ноутбуками на коленях, договоренность о сегодняшней беседе. Я опубликовал анонс в блоге и пошел на самолет. К такой жизни ни мне, ни Вам, наверное, не привыкать, верно?
А. Туркот: Да-да-да, я, в общем, лет 18 последние живу таким образом.
М. Спиридонов: Ну, что ж. Эпиграф на этом можно считать законченным. Прежде чем перейти к беседе, пару слов о нашем госте в досье эксперта.
ДосьеАлександр Туркот родился в городе Ташкент. В 1983 году закончил Ташкентский государственный технический университет имени Бируни по специальности «Электрические сети и системы». После окончания университета возглавлял узбекское отделение «Союз ЭВМкомплекс». С 1991 года работал в компании IBM, руководил клиентскими проектами и консультировал крупнейшие западные компании, такие, как Принсипал Файненшел Груп, Дженерал Эксидент, Кавасаки, Элкс, Транснет и другие. В конце 1990-х годов Александр занялся самостоятельным IT и hi-tech бизнесом, запустив несколько успешных стартапов. Часть из них продал, часть работает по сегодняшний день. Также занимался консалтингом, консультировал инвестиционные фонды по теме hi-tech, после чего сам начал заниматься инвестиционной деятельностью. Одним из проектов был киргизский золотой рудник. В 2007 году Александр решил продать проект и полностью посвятил себя интернет-деятельности, став генеральным директором русского MySpace.
М. Спиридонов: Для начала хотелось бы уточнить для себя, правильно я понимаю, что в Америке и во всем мире MySpace — это сеть, прежде всего, для подростков и музыкантов?
А. Туркот: Для начала я хотел бы вернуться к досье эксперта. Там есть одна небольшая, но принципиальная вообще-то ошибка, относящаяся к началу моей карьеры. Я, конечно же, после университета ни в коем случае не возглавлял узбекское отделение «Союз ЭВМкомплекс», а всего лишь через три года возглавлял отдел персональных компьютеров «Союз ЭВМкомплекс», который тогда только создавался. Это ремарка в сторону. То, что касается MySpace. MySpace, по большому счету, пережил в своей жизни несколько этапов. Вот сегодня, в эти последние пару месяцев, мы наблюдаем один из самых таких драматических и переломных моментов в истории MySpace. Хотел напомнить, что MySpace был создан двумя приятелями, товарищами, как собственно, большинство известных нам софт-продуктов последних там 30?40 лет. И, собственно, начинался как некая социальная сеть. Даже тогда слова такого не было «социальная сеть» — некий коммуникационный инструмент сначала для себя, потом для своих друзей-музыкантов. И действительно, каким-то образом эта штука превратилась в некий индустриальный стандарт для музыкантов, потому что им было очень удобно там общаться, промотировать себя, находить себе подобных, и так далее. Специальных усилий на первом этапе для того, чтобы сделать эту сеть музыкальной, никаких не прилагалось. А потом, когда уже стало понятно, что сеть пошла в сторону музыки, прилагались усилия. Потом, по прошествии некоего времени, если кто не помнит, когда эта сеть, одна из первых, доросла до некой критической массы в Соединенных Штатах, и там, Канаде и Австралии, в англоязычном мире, на эту сеть обратила внимание организация под названием NewsCorporation. Возглавляет эту компанию человек по имени Руперт Мердок, легендарная совершенно личность в мире медиа-бизнеса, владелец компаний таких, как, скажем, «20 Век Фокс», множества газет, журналов, телеканалов, «Фокс ньюс», «Фокс спорт» и так далее. Несколько лет назад Мердок начал очень внимательно смотреть в сторону Интернета, создал подразделение под названием «Фокс интерактив медиа» и первым приобретением «Фокс интерактив медиа» и было приобретение актива под названием MySpace. Идеей создания этого подразделения, флагманским проектом которого являлся MySpace, было преобразование социальной сети. Действительно, на тот момент средний возраст <пользователей>, как собственно и в большинстве подобного рода продуктов, колебался от 14 до 22 лет. Преобразование этой сети из музыкальной как точки приложения в такую, скажем, мультимедийную, в смысле разных видов медиа. Надежды, которые и по сей день питают Ньюскорпорейшн, состоят в том, что Ньюскорпорейшн является одним из крупнейших производителей контента в мире и одним из крупнейших обладателей прав на контент всевозможный и всякий, не только музыкальный, но и видео- , теле- , кино- , печатной продукции — газеты, журналы и так далее. И, в общем-то, идея состояла в том, чтоб из музыкального медийного пространства превратиться в некое мультимедийное пространство.
М. Спиридонов: И в итоге эта идея была реализована и удалась?
А. Туркот: Идея была реализована частично. В первую очередь суть реализации идеи состояла в том, что было создано направление, которое называется «MySpace TV», которое на сегодняшний день является вторым в мире по размеру видеохостинга, после YouTube. И отличие, скажем, изначально идеологического MySpace TV от YouTube состояло в том, чтобы наполнить вот эту оболочку, MySpace TV, в большей степени профессиональным контентом, нежели контентом уж совсем «юзерс дженерейтед» (UGC), снятым на телефон, или на любительскую камеру и так далее, и посвященным разглядыванию видов из окна, кошечкам, и так далее, и прочее. И собственно критическую массу MySpaceTV на первом этапе и создало то наполнение, которое находилось в распоряжении «Фокс интерактив медиа». Т.е. музыка, куски сериалов, видео, и прочее. Вокруг этого и стало расти MySpaceTV. Параллельно, вместе с ростом популярности MySpace как социальной сети к этому старательно привлекались (причем оффлайновыми активностями, всевозможными «Сикрет шоу», какими-то закрытыми просмотрами и так далее), к этому очень активно привлекались и прочие производители контента, не только фоксовские, скажем конкурирующие типа SONY или там Universal и так далее. На каком-то этапе в прошлом году очень большая ставка делалась на создание конгломерата под названием MySpace Music. Возможно, Вы об этом слышали, это была, в общем-то, достаточно пионерская история, первый раз удалось посадить за один стол и договориться о создании совместного предприятия (вот, собственно, MySpace Music), все так называемые мейджор лейблы, т.е. всех основных правообладателей в области музыки. Таких, как SONY, Universal, Warner и так далее. Потом к этому конгломерату подключились еще несколько независимых звукозаписывающих студий. Казалось, идея была достаточно перспективной на тот момент. Давайте соберем все вместе, давайте дадим возможность людям слушать это бесплатно, если это наше. Давайте дадим возможность музыкантам самим решать, что и за сколько продавать, если они хотят продавать, и таким образом зарабатывать деньги. И давайте делиться доходами от рекламы. К сожалению, внутренние противоречия между правообладателями не дали этой идее реализоваться в полной мере. Возможно, она еще реализуется, но пока, в настоящий момент, того эффекта от MySpace Music, который ожидался в октябре прошлого года, пока лично я не вижу.
М. Спиридонов: Т.е. предполагалось, что это будет такое пространство, мечта меломана, в котором все или почти все главные композиции ведущих исполнителей мира будут выложены в открытом доступе?
А. Туркот: Значит, еще раз. Это мечта меломана — да. Мечта правообладателя — да-да-да, смерть пиратам — три раза да. И собственно говоря, вот некое единственное пространство, в котором правообладатель, которым может являться кто угодно, правообладателем может являться частное лицо, собственно музыкант, звукозаписывающая студия, наследники музыканта, вообще кто угодно. Это пространство, где правообладатель определяет, что он хочет с этим делать. Вот всем памятна история с группой Radiohead, которая выложила свой последний альбом в сеть, они вообще не выпускали этого диска физически и выложили его в сеть под лозунгом «Ребята, заплатите, кто сколько может», при этом можно было скачать и бесплатно. И они на этом деле, в общем-то, заработали сумму, я не помню сейчас какую, потому что продажи наверно продолжаются и по сей день. Но сумма была настолько внушительной, что она в разы превысила потенциальный доход от записи CD, от продажи и дистрибуции CD. Вот, собственно, в этом состояла благородная цель.
М. Спиридонов: И какова перспектива реализации этой цели? Все-таки, если сейчас не договорились, договорятся ли, как вы думаете?
А. Туркот: Ну, смотрите, этот вопрос скорее не ко мне, это скорее вопрос к профессионалам, занимающимися авторскими правами и расчетами в сфере музыки. Суть проблемы состоит в том, что, представьте себе, посадить за один стол, скажем, БМВ, Мерседес, там я не знаю, Лексус, и попытаться сделать так, чтобы они договорились не воровать друг у друга, прийти к единой ценовой политике, там, и красить свои машины только в разные цвета, чтобы они не совпадали. Естественно, крайне сложно договориться. Плюс ко всему истории с географией очень сильно влияют на это все. Ну, в общем, не секрет, что в России, во-первых, структура вот этих мейджоров несколько другая, это, все-таки, как правило, некая сложная структура с большим количеством участников, владельцев, в том числе и российских — с одной стороны. С другой стороны — есть история, связанная с тем, что не только в России, а скажем, и в Германии, и во Франции достаточно высокий процент, большой процент музыки, — он локальный, т.е. он вообще не попадает под эти вот глобальные и всемирные заговоры типа Warner там или SONY и так далее. Поэтому как идея и как направление это, конечно, позитивно и правильно. Как быстро удастся к этому прийти, как быстро удастся договориться, в общем-то, наверное, во многом зависит не только от, собственно, вот этих вот участников, но и в том числе от ряда причин, от тех же музыкантов, которые захотят или не захотят этим заниматься. Ведь не секрет, что сегодня многие музыканты, особенно музыканты, которые каким-то образом уже раскручены и вышли на какой-то уровень, считают, что вот эти вот контракты с рекорд-лейблами в нынешней дигитальной эре — они, в общем, кабальны и бессмысленны, и музыкант сам может решить, что ему делать, и как ему делать. Вот поэтому направление генеральное однозначно позитивно, и собственно, оно произошло-то от безвыходности. Стало понятно и мы все знаем, что продажи CD и DVD падают стремительными темпами, просто стремительными, эта индустрия теряет 20?30 процентов ежегодно. И понятно, что надо уходить в Интернет. Каким окончательно будет формат жизни музыкантов как и любых других контент-производителей, да и правообладателей в Интернете, в общем, я думаю, что пока это непонятно. Во многом это будет зависеть от того, как договорятся сами провайдеры, какова будет законодательная база, какая будет налоговая база, как будут работать электронные платежные системы и прочее. И, собственно, эта тема и смыкается с пиратством. Понятно, что этот пирог контента в Интернете будет делиться между контентом легальным и контентом пиратским. В настоящий момент пиратский преобладает.
М. Спиридонов: Интересная тема, правда, не совсем наша. Сейчас хотелось бы вернуться, если не возражаете, к непосредственно MySpace и MySpace Россия, поскольку тема контента музыкального в данном случае для нас могла быть вообще отдельной темой и появление такой истории, о которой Вы рассказываете, как «MySpace music» с открытым доступом к фактически всему музыкальному контенту, если представить себе утопию мира, это было бы нечто революционное, которое бы убило не только пиратов, наверное, но и ITunes Store, который сейчас очень популярен среди легальных пользователей музыкальными файлами. Однако сейчас давайте вернемся к MySpace, если не возражаете
А. Туркот: Абсолютно. Вы рулите.
М. Спиридонов: Хорошо, Александр. У нас много вопросов, поэтому хочу их всех коснуться. MySpace грянула, как я посмотрел по историческим хроникам, в 2003 году. Изначально конкурировала c Friendster.com, которая тогда, если не ошибаюсь, была ведущей социальной сетью планеты. Появилась MySpace позже, но резко обогнала Френдстер, которая до сих пор продолжает терять аудиторию и известность, а вот сейчас похожая ситуация повторилась во многом с MySpace — Facebook. Т.е. Facebook обогнали MySpace, и резко стали забирать аудиторию. На ваш взгляд, тенденция продолжится, или MySpace сможет каким-то образом выкрутиться и еще побороться за лидерство?
А. Туркот: Во-первых, соображения общего порядка. Действительно, история, как известно, развивается по спирали или волнообразно. У каждого продукта, особенно в Интернете, есть некий жизненный цикл, и в какой-то момент наступает т.н. период «насыщения», когда проходит экспоненциальный рост и продукты находятся в некоем таком стабильном гладком графике, если говорить о трафике и о посетителях. И в этот момент, конечно, продукту очень важно перейти на следующий уровень. Если продукт на следующий уровень не переходит, а пытается продолжать монетизировать то, что у него есть, естественно, у него начинается сначала медленный, а потом просто обрушительный спад, просто все рушится, как, собственно, на наших глазах произошло с целой кучей продуктов от поисковиков до тех же там каких-то порталов. История, конечно же, с MySpace в этом смысле показательна. Мы сегодня видим, что возникший буквально на наших глазах Twitter уносит, и серьезно, Facebook, а на смену Twitter придет бог знает кто третий, и так далее. Моя позиция и мое понимание ситуации остаются следующими. Есть некий естественный рост аудитории, связанный с ростом проникновения Интернета, в том числе в таких странах, как наша, и просто с тем, что подрастает поколение тех, кто без Интернета, в общем-то, не живет. Это, скажем, естественный рост аудитории, за счет него растет весь рынок. Рынок же конкретного какого-то продукта, особенно в этой части, части социального общения, он, естественно, может расти за счет того, что отбирает аудиторию у кого-то другого. Поскольку сумма активности социальной сети — она понятна: человек на это дело тратит определенное количество минут или часов в день. Активность эта, она, собственно, социальная: я поехал, я увидел, привет, давай встретимся, вот мои фотографии, собственно дневник. Вот такая история. И сумма этих активностей расти не будет, если это будет происходить просто вокруг таких вот не кластеризируемых историй, а просто вокруг человеческого дружеского близкого круга. Шанс MySpace был, есть, и (я его вижу не только для MySpace, но и вообще будущего какого-то общения) состоит в том, что кроме общения, посвященного какому-то внутрисемейному, или внутридружескому формату, есть общение, и очень много общения, вокруг какого-то контента. Причем, контента профессионального. Мы все обсуждаем кино, мы все слушаем музыку, мы все ездим по каким-то местам, и готовы поделиться какой-то информацией о том, что мы увидели. Кто-то из нас гоняет на мотоциклах, кто-то вышивает крестиком. Шанс вот такого рода продуктов в моем понимании состоит в том, что из аморфной какой-то такой всеобъемлющей, серой — не в плохом смысле этого слова, а какой-то усредненной невидной массы, должны будут и выкристаллизуются в результате какие-то комьюнити. Собственно, комьюнити по интересам, и вот эти комьюнити и должны составить, по моему разумению, основу будущего успеха MySpace’а ли, Facebook’а ли, какого-то другого продукта, хотя бы еще и потому, что, друзья, надо зарабатывать деньги. Мы все знаем, что монетизация социальных сетей — это, в общем-то, проблема, над которой бьются сегодня лучшие умы. Т.е. если мы посмотрим на социальную сеть с сотнями миллионов так называемых активных пользователей, мы увидим, что по годовым результатам эти компании зарабатывают меньше доллара на человека аудитории, что смешно. А российские социальные сети зарабатывают и того меньше, они зарабатывают считанные центы. Собственно, здесь я вижу, что вот такое какое-то выстраивание комьюнити вокруг какого-то внятного, качественного, легального полупрофессионального или профессионального контента — и есть этот мостик между повышением социализации, с одной стороны, и повышением монетизации, с другой. Надеюсь, я внятно объяснил свою позицию.
М. Спиридонов: В целом понятно, да. Но Вы задели такие моменты, как завершение или угасание какого-то жизненного цикла. Надо ли понимать, что MySpace пошел по дорожке Lycos, Rambler к постепенному угасанию. Как, по Вашему мнению, настроение в офисе: готовы ли люди бороться за лидерство снова или они смирятся с тем, что произошло, успокоятся, как часто успокаиваются лидеры, и эта успокоенность уже тотальная?
А. Туркот: Ну, во-первых, о Rambler’е я бы... О живых продуктах никогда не хотел бы говорить, что он там угасающий или умирающий, всегда есть шанс что-то еще оживить, там есть большая аудитория. Lycos — да, действительно, была куча...
М. Спиридонов: Lycos тоже жив.
А. Туркот: Lycos скорей мертв, чем жив, но суть не в этом. Давайте я вам скажу про MySpace. Значит, смотрите, какая история, собственно вот эти пертурбации, которые привели к такому серьезному переформатированию и реформированию, сокращению компании были вызваны тем, что в MySpace все понимали, причем до того момента, как официально Facebook обогнал MySpace, понимали и год назад, что в общем темпы и тренды были очевидны уже. Понятно было, что MySpace перестал расти с достаточной скоростью и, как говорят, адрес был написан уже на стене, что еще через месяц или через два это произойдет. Собственно говоря, суть истории. Опять же, не вдаваясь в какие-то корпоративные дрязги, могу Вам рассказать следующее. Как Вам известно, MySpace организовали два молодых человека, у которых, собственно, компания Мердока и купила это предприятие. Купила за большие деньги, это не секрет — 540 млн. долларов. В общем, для двух молодых людей эта сумма очень значительная, плюс MySpace был и остается на сегодняшний день их любимым детищем. А как известно, деньги несколько расслабляют — это с одной стороны. А с другой стороны — собственному ребенку мы прощаем очень многое. И мы все равно считаем, что наш собственный ребенок — он самый умный и самый красивый. И вот пришло время, когда истек их контракт с момента покупки, и когда пришло понимание того, что надо что-то делать. Поэтому были призваны «варяги», «варяги» из компании American Line, из компании Facebook, ну не напрямую, это бывшие крупные функционеры этих компаний, все об этом есть в Интернете, не хочу вдаваться в детали.
Эти люди пришли, посидели там две недели в лос-анджелесском офисе, вошли в ситуацию и поняли, что штат раздут, внятной стратегии развития продукта на сегодняшний день не существует. Т.е. есть какие-то такие разнонаправленные движения в развитии продукта, но, по большому счету, я думаю, что то же самое происходит и во многих других продуктах. Рынок настолько быстро меняется, что важно быть реактивным, но даже в этой реактивности должна быть какая-то стратегия. Стратегии, действительно, внятной не было. Но поскольку акционеры компании ждали немедленных каких-то результатов, то, собственно говоря, история была следующая. Пришел человек, который возглавил MySpace, бывший «чиф-оперейшнс» из Facebook’а, пришел и сказал, ребята, ту же работу в Facebook делают 850 человек, а вас — 1500, поэтому 500 с завтрашнего дня на работу не приходят. Естественно, когда происходят такого рода серьезные структурные сокращения... Все это делалось, помахивая шашкой, собственно, в Штатах это ничем не отличается от других стран. Естественно, под нож в первую очередь попало то, что неродное, не близкое. Понятно, что Штаты по сей день являются оплотом и самым главным производителем и контента, и денег для MySpace, поэтому под нож попало во многом то, что связано с интернешнл, все, что связано с контентом и так далее, вот с интернешнл-контентом. И через месяц после этих сокращений в штаб-квартире стало понятно, что и интернешнл в нынешнем виде существовать не в состоянии, потому что просто головной офис, разработчики в прежнем состоянии работать уже не могут. И посему было принято решение приостановить международную экспансию. Более того, свернуть международные операции на данном этапе и заняться тем, чтобы вот присесть на пенек и понять, куда же должен двигаться этот продукт, и чего от этого продукта хочется добиться. Что собственно сейчас и происходит.
М. Спиридонов: Надо ли думать — даже так задам вопрос — что теперь, когда пришли новые молодые и энергичные лидеры из других компаний, готовые к борьбе и работе, MySpace, так же как и Facebook, начнет активно развиваться, в том числе и улучшая собственное юзабилити, собственные интерфейсы. Потому что вот, как и у меня в блоге писали, скажем, в вопросах к Вам в анонсе сегодняшней беседы, так и в целом, это — расхожее мнение, MySpace не блещет удобством интерфейсов, не блещет очевидностью, понятностью, не блещет значительным количеством интересных функций и иже с ним. Ну, а уж там страницы, которые умудряются делать многие пользователи MySpace, это притча во языцех о том, какие они удивительные и красивые, мерцающие стразами, и все прочее. Будет ли MySpace предпринимать шаги вот сейчас по такому динамичному развитию, поняв, что пора собраться?
А. Туркот: Давайте, я сначала отвечу на список претензий. Большинство из них действительно легитимны. Действительно, этот инструмент — MySpace, который Вы видите, который мы все сегодня видим, конечно, несколько тяжеловесен и устарел. Говорить о том, что там недостаточно функций, по меньшей мере, неверно. Я-то как раз вижу одну из проблем в том, что там слишком много функций, и эти функции даже невозможно довести до пользователя. Большинство пользователей пользуются там одной двадцатой функционала. Известно ли Вам, например, что там внутри находится интегрированный скайп? Наверное, нет. Известно ли Вам, что там внутри интегрирован некий классифайд или, скажем, возможность супертартегирования и прочее? Даже не хочу сейчас вдаваться в это. Это как раз проблема, потому что именно от того, что продукт начал развиваться во все стороны сразу, он и превратился в такой какой-то… сразу обо всем, а это неверно. По поводу профайлов, страничек, которые «притча во языцех», ну, про это я могу Вам сказать, перефразируя известную фразу, только что ну нет у меня для вас других пользователей. Если человек хочет, чтобы его личная страничка переливалась и играла золотом, то он это сделает, если не на MySpace, то в другом каком-то пространстве, если таким образом он свою индивидуальность желает проявить. А то, что касается молодых лидеров или средних лет, то они не такие молодые, это люди, которые с 20 или больше годами в индустрии, и это радует, потому что молодые тоже, в общем-то, начинают все изобретать заново, а сейчас пришло время несколько переварить то, что уже изобретено совокупным таким бессознательным. Да, естественно, будет попытка... Не знаю, удастся ли она, если б так все просто было сказать: вот мы сейчас сядем и начнем активно развиваться, было б здорово. Нет, я думаю, что будет приложено максимум усилий. О части усилий мне известно, но не хотелось бы говорить, потому что это корпоративный внутренний секрет, но об одной истории могу рассказать. Одна из компаний, недавно приобретенная Нюскорпом, которая очень активно развивается и в ближайшее время по монетизации обгонит YouTube, компания называется Hulu. Я думаю, Вы слышали о ней, наверное.
М. Спиридонов: Да.
А. Туркот: Эта компания интернет-телевидения, она развивается очень хорошо, там очень удачная модель взаимодействия с рекламодателем и монетизацией. Одна из идей — социализировать эту историю, чтоб возникла некая социальная жизнь вокруг качественного профессионального, легального и сегодняшнего контента. Конечно, хочется преуспеть, но в отличие от Facebook, Twitter, Friendster, Bebo, Hi5 и еще там 5?10 продуктов со схожим функционалом, все-таки уникальность MySpace’а, она состоит в некой близости и принадлежности к гигантскому контент-производящему источнику. И вот этот контент, мне кажется, это то, что, собственно говоря, может оживить, и в этом направлении будут двигаться. Удастся или нет — ну, бог весть, кто знает.
М. Спиридонов: Хорошо, вернемся к русской версии. Когда вы открывались, какие ставились задачи, какие ставились показатели, и были ли они достигнуты в итоге?
А. Туркот: Когда открывалась... во-первых, процесс открытия русской версии, русской компании, скажем так, и собственно русской версии — на эту тему можно долго говорить и писать книгу, да, потому что работа с монстрами типа Ньюскорпорейшн — это отдельное удовольствие. Суть не в этом, целей и задач на первый год больших не ставилось. Когда мы начинали говорить о русской версии и русифицировать только вообще интерфейс... Т.е. процесс русификации — тоже отдельная сказка, которая достойна экранизации. Ну, не важно, когда эта история начиналась, в русской зоне, скажем, СНГ-зоне в MySpace находилось примерно 130 тыс. зарегистрированных аккаунтов. На первое июля у нас более 800 тыс. аккаунтов. Собственно говоря, это превышает заданные показатели на этот отчетный период. Формально мы начали с 1 октября, даже при общем падении, скандалах и реструктуризации, я думаю, что если не дорастет до миллиона к 1 октября, то будет где-то в этом районе, и это значительно, процентов на 40, превышает наш таргет. Значит, по трафику, второй истории, таргетированной, в общем-то, мы тоже превышаем темпы. Превышали, по крайней мере. Не исключено, что сейчас трафик начнет падать, поскольку мы свернули наши оффлайновые и всякие промоактивности, но не факт. По крайней мере, на июнь месяц мы по сравнению с октябрем утроили наш трафик, и этого, в общем-то, никто не ожидал. Собственно, рост MySpace в России был лучшим среди MySpace мировых, ну, скажем не в России, в русскоязычной зоне, потому что Украина тоже начала расти очень неплохо, Казахстан, там, Прибалтика странным образом стала прибавлять, это все была зона нашего влияния. Таргеты денежные тоже ставились, они были совсем скромные, поскольку были скромными и цели по трафику. По деньгам мы несколько недовыполнили наш таргет. Ну и причины, собственно, чего объяснять, они понятны. Я думаю, на сегодняшний день никто своих таргетов прошлогодних в Интернете не выполнил.
М. Спиридонов: Понятно. Я хочу сказать вот о чем. Амбиции MySpace как тогда еще лидирующей социальной сети в мире год назад очевидно были велики. Был ли план как-то подвинуть тогда уже ведущие социальные сети Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru? Как-то с ними предполагалось взаимодействовать? Ну, если не обойти, то, по крайней мере, ну, как-то выровняться?
А. Туркот: Нет, сразу Вам отвечаю, нет. Во-первых, я не сумасшедший, а во-вторых, люди, которые управляли на тот момент Интернешнл оперейшнс, тоже люди вменяемые и понимают и цифры, и, в общем, ситуацию. Россия не уникальна в том смысле, что местные социальные сети лидируют по-прежнему и в Польше, и в Германии, и там, скажем, в Бразилии, и в нескольких других странах, и в Китае, например. Нет, естественно, не было такой задачи никогда и, собственно говоря, я даже об этом и не думал. Десятки миллионов пользователей? Нет, и даже и не хотелось, честно говоря. Были амбиции несколько другие и в этом направлении амбиции почти реализованы, скажем так. Амбиции были, как я уже говорил, привести в MySpace качественный контент — музыкальный, видео, телевизионный, любой другой, мультипликационный, комиксы, все что угодно. И вокруг этого контента, собственно говоря, и растить аудиторию. По большому счету так и произошло, я могу Вам сказать, что на конец июня в русском MySpace из вот этих 800 сотен тысяч зарегистрированных эккаунтов было порядка 45?47 тысяч музыкантов, людей, которые зарегистрировались как музыканты и, соответственно, выкладывавших свою музыку. И я считаю, что это достаточно большое достижение. Сегодня на MySpace (на русском MySpace) активно живут и довольны этой средой с точки зрения коммуникаций такие разные персонажи, скажем, от «Алисы» до «Машины времени», от Тимоти до там Сереги, ну и так далее, спектр достаточно широк. Вот такая вот ситуация с амбициями.
М. Спиридонов: Понятно, ну а на какую аудиторию рассчитывали? Именно на музыкантов? Т.е. оправдались ожидания?
А. Туркот: Рассчитывали не только на музыкантов, рассчитывали на музыкантов и поклонников музыки. Рассчитывали на промоутеров, звукозаписывающие компании, клубы как вот, собственно, эти самые точки создания коммьюнити. И эти ожидания оправдались полностью. Ожидания, связанные с кооперацией с телевизионными каналами, и создание неких вот таких проектов, которых до сегодняшнего дня удачных не было, на некой кооперации Интернета и телевидения, причем не одноразовой, а какой-то такой продолжающейся истории, не было. Эти истории, к сожалению, не удалось довести до ума, хотя, в общем, довольно много для этого было сделано. И не ударь вот этот гром среди ясного неба, я думаю, мы бы к осени увидели несколько очень интересных проектов с ведущими телевизионными каналами российскими, они не дадут мне соврать.
М. Спиридонов: Мы коснулись Одноклассников, коснулись в начале нашей беседы темы денег. А как Вы относитесь к той довольно энергичной монетизации, которую выбрали Odnoklassniki, и которой пока не занимаются ВКонтакте так явно и энергично? И где вообще деньги в социальных сетях, по вашему мнению?
А. Туркот: Ну, смотрите, значит, по поводу Odnoklassniki. Рассудит время, легко говорить, сидя на бережку. Я вообще противник вот такой агрессивной монетизации аудитории. Как это выглядит со стороны пользователей? Человек пришел, чего-то там делал бесплатно, а вдруг ему объявляют, дорогой товарищ, триал-период окончен, сейчас плати деньги за все то, что ты делал, либо заплати денег за какую-то там мелочь и ерунду. Я вообще противник такой истории и считаю, что этот путь в долгосрочной перспективе, наверное, все-таки пагубен. Он может принести какое-то моментальное повышение финансовых показателей и это, наверное, хорошо для компании, которая заботится о своей капитализации сиюсекундной. А в перспективе, мне кажется, это не очень хорошо. Вы задали вопрос о путях монетизации. Глобально монетизировать в Интернете можно две вещи. Можно монетизировать контент и можно монетизировать аудиторию. Точка. Монетизация аудитории в свою очередь бьется на две части. Можно взимать деньги непосредственно с аудитории за то, что она имеет честь быть этой аудиторией, как некий платный клуб, и получать за это какие-то сервисы. История, мне кажется, доказала свою неуспешность, если там нет какого-то эксклюзивного контента. А вторая история с монетизацией аудитории — это правильная структуризация и таргетирование аудитории с тем, чтобы продавать эту аудиторию правильным рекламодателям. Не секрет, что на сегодняшний день есть еще масса рекламодателей, причем достаточно хорошо себя чувствующих экономически, которые, по большому счету, в Интернете еще не работают. Как пример, скажем, могу дать производителей горнолыжного оборудования, производителей дайвингового оборудования, каких-то тюнинговых мотоциклов, и так далее. Это компании, которые работают в премиальном секторе, которые готовы тратиться на рекламу, но которые никогда не пойдут на какие-то большие порталы, потому что аудитория для них размытая. А если социальные сети смогут неким своим внутренним механизмом вычленить из своих десятков миллионов, скажем, несколько сотен тысяч людей, на которых эта реклама будет работать и таргетироваться правильно, я думаю, придут сюда и такие компании и заплатят большие деньги, больше, чем обычные компании. Вообще история с таргетированием — это история ключевая, от географического таргетирования до поведенческого таргетирования, и, собственно, этим и занимаются на сегодняшний день сети в той или иной степени. Вторая составляющая, естественно — контентная. Т.е. если социальная сеть привлекает к себе каких-то партнеров, производителей легального качественного контента, то социальная сеть в этом смысле гигантская и очень внятная и хорошая качественная витрина для продажи контента. И здесь социальная сеть как витрина может зарабатывать свои комиссионные на продаже контента.
М. Спиридонов: Т.е. в случае грамотного таргетинга, использования анкетных данных пользователей Вы видите возможным заработок на рекламе, предлагая тех или иных пользователей разным сегментам рекламодателей. Правильно понял?
А. Туркот: Ну, использование анкетных данных, я бы вот так... Это сразу удар по прайвеси, люди этого боятся. Ну, анкетных данных лишь отчасти. Я бы скорей сказал, что это может быть совокупность некоего анкетирования, но не анкетных данных, не пола и возраста напрямую, а некоего анкетирования, в том числе и добровольного, и комбинация изучения поведенческих каких-то историй пользователей, — да, они должны привлечь пользователей, новых рекламодателей, я считаю.
М. Спиридонов: Понял вас. Закрывается русский офис — возвращаясь к теме MySpace — в частности. Но русская версия продолжает работать. Верно я понимаю, да?
А. Туркот: Да.
М. Спиридонов: Как будет развиваться русский сегмент сети без офиса?
А. Туркот: Русский офис не был каким-то таким гигантским образованием. Нас было всего восемь человек, включая секретарей и юриста. Собственно говоря, русский офис занимался контентом и маркетингом. И вот те части русского MySpace, русскоязычной версии MySpace, которые были связаны с какими-то оффлайновыми мероприятиями, с какими-то кросспромоактивностями, с какими-то фестивальными или конкурсными историями — эта часть, естественно, прекратится на неопределенное время. На это место встанут, на музыкальную витрину, на видеовитрину автоматически генерируемые некие рейтингуемые профайлы, странички и так далее, в меньшей степени интересно, конечно. Поддержка русского языка как такового не прекратится. Прекратится, как я уже сказал, работа с клубами, с музыкантами, техподдержка, помощь создания страничек для звезд. Вот как-то так.
М. Спиридонов: То есть сеть будет продолжать жить и обычный пользователь, возможно, даже и не заметит того, что произошло?
А. Туркот: Ну... Я не знаю, что такое «обычный пользователь» и как он может этого не заметить. Может и не заметить. Мне кажется, что все-таки пользователи подготовлены, и те, которые проводили и являлись нашей ключевой аудиторией, они, конечно, они уже это заметили, и мы получаем массу позитивных звонков и писем, в том числе с предложениями денег, Вы будете смеяться. Нам звонили и писали люди с телевизионных каналов и со звукозаписывающих студий и говорили, ребята, если дело в том, что у вас не хватает денег на финансирование, давайте, мы поможем с деньгами. Конечно, те люди, которые пользовались этим для работы со своей аудиторией, они это почувствовали. Пользователь рядовой, ну, наверное, почувствует в меньшей степени. Возможно, он почувствует только в том, что, наверное, медленней будет расти контентная база, медленнее будет происходить прирост новых исполнителей, музыкантов, медленнее будут какие-то новые видео появляться, и так далее. А в остальном, с точки зрения социальной, блоговой, почты, чатов, форумов, все останется по-прежнему.
М. Спиридонов: Как Вы думаете, может ли так случиться, что MySpace восстановит российский офис?
А. Туркот: Не в ближайший год-полтора, совершенно точно, и уже не со мной.
М. Спиридонов: А Ваши карьерные планы?
А. Туркот: У меня есть несколько проектов, которые я положил под сукно. Смотрите, тут ведь история какая... Я довольно давно уже не занимался оперативным управлением компанией. И взялся за оперативное управление MySpace просто потому, что мне эта тема была крайне интересна. И собственно говоря, отношения наши с Ньюскорпорейшн были партнерскими, я соучредитель компании MySpace Russia. И такое решение о закрытии российского офиса без возможности локальным партнерам продолжать этот бизнес, пусть и на свои деньги, оно, естественно, меня задело, и поэтому продолжать я, наверное, с Ньюскорпорейшн в нынешнем формате не хочу. Мои дальнейшие планы — у меня есть несколько проектов, которые легли под сукно год назад примерно из-за того, что Ньюскорпорейшн от меня потребовал полной отдачи временной. Звучат некие предложения в большей или меньшей степени, скажем так, материализуемости. Но скорее всего, я хотел бы продолжать в сфере на стыке онлайна и оффлайна и контентных историй. Я очень верю в контент. Считаю, что контент-таки будет рулить в ближайшие несколько, может быть даже, десятков лет и это будет в меньшей степени связано со способом доставки Интернета ли, цифрового телевидения ли, мобильного ли телевидения, и так далее.
М. Спиридонов: Понял вас. Поскольку эта часть интервью, самая интересная в нашей программе, наверное, была достаточно объемная, поэтому предлагаю коротенько, но все-таки коснуться тех новостей, которые были на этой неделе, если не возражаете.
А. Туркот: Не возражаю.
НовостьРоссияне продолжают скупать Facebook, это первая новость, о которой хочу сообщить или напомнить тем, кто знает. Фонд Digital Sky Technologies готовится приобрести очередной пакет акций социальной сети Facebook, которая коварно обогнала, как мы знаем, MySpace, по посещаемости и многим другим показателям. DST предполагает купить акции еще на сумму 100 млн. долларов. Напомню, что покупка уже была произведена, и тогда было куплено порядка 2 процентов акций, были куплены привилегированные акции, сейчас будут куплены еще.
М. Спиридонов: Ваше мнение, совсем коротко, Александр, этот шаг наших соотечественников, господина Миллера, в частности одного из главных совладельцев DST — это разумное вливание денег, это расчет на получение явной коммерческой прибыли или это шаг политический?
А. Туркот: Я тоже пытался, когда я узнал об этой новости, как-то проанализировать и поговорить с друзьями и знакомыми из индустрии и вокруг. Ну, скажем так, давайте исходить из того, что господин Миллер и люди, которые вкладывают деньги в его фонд, умеют эти деньги считать. Давайте исходить из того, что бизнесово эта сделка больших дивидендов, наверное, денежных в ближайшие несколько лет не принесет, если принесет вообще. Потому что капитализация Facebook вот в эти бессчетные миллиарды долларов, она настолько виртуальна, особенно нынче, в кризисных ситуациях, когда «развести» биржу на такой всплеск и на повышение капитализации биржевой в десятки миллиардов долларов, я думаю, что в ближайшее время не удастся. Ну, и потерять деньги, наверное, тоже не получится, если об этом речь идет. С точки зрения политической... ну, я бы не называл эту историю все-таки политической. Есть некие амбициозные планы и задачи, которые в моем понимании достаточно благородны. По большому счету русскоязычной аудитории в мире больше 300 млн. человек, она, собственно, больше, чем немецкая однозначно, она, может быть там, не больше, чем испаноязычная или англоязычная, но уж точно, она четвертая в мире. А среди мировых продуктов собственно российский хайтек никоим образом не представлен. Это, с одной стороны, столбление территории и вот показать: ребята, мы на карте, мы присутствуем, и обратить внимание на Россию, с одной стороны, как на рынок, с другой стороны, как на потенциального партнера, может быть, в разработках — это, наверное, позитивно. Но путь, которым это делается, путем приобретения трех процентов акций — для меня вот эти побудительные причины не очевидны. Насколько мне известно, к управлению компанией и к процессу принятия решения эти акционеры допущены, видимо, в ближайшее время не будут. Есть еще одна теоретически, возможно, побудительная причина. Нам известно, что DST владеет и крупнейшими российскими социальными сетями. Возможно, в какой-то из момент времени произойдет поиск неких синергий между этими продуктами, уж по крайней мере, синергий на уровне аудиторном. Если это получится, то, собственно говоря, это хорошо.
М. Спиридонов: Либо просто обмен опытом, получение какой-то информации и специалистов со стороны Facebook’а, ВКонтакте или Odnoklassniki, тоже возможно.
А. Туркот: Обмен опыта чем? Ведь Facebook ничего не знает про Россию. А тем не менее Facebook в России развивается. Или Twitter ничего не знает про Россию, а тем не менее, Twitter развивается. Facebook и ВКонтакте? ВКонтакте был очевидным клоном Facebook на начальном этапе. На каком-то моменте они разошлись и пошли разными путями, и только время покажет, кто решил правильно. Ведь у ВКонтакте за это время наработана гигантская своя аудитория, и статистика, и все данные по тому, как эта аудитория себя ведет, чего ей нужно. Поэтому, произошло какое-то такое расхождение маршрутов. Не знаю... я не уверен, что ВКонтакте нуждается в какой-то консультации от Facebook. Odnoklassniki, они, может, и нуждаются, но там совсем другая история, глобальная некая совсем такая.
М. Спиридонов: Тогда плавно перейдем к теме следующей новости, а именно ВКонтакте, о котором мы уже поговорили.
НовостьВКонтакте стал файлообменником, — пишет Вебпланета. Суть в том, что социальная сеть получила, приросла, так скажем, новым сервисом, позволяющим хранить пользователем файлы у себя на странице в своем аккаунте. Ничего нового в этой функции нет, такая опция присутствует у большого количества порталов, и, безусловно, эта опция как сервис позволит пользователям чувствовать себя более комфортно, даст им больше удобства и больше привяжет тех, кто уже пользуется ВКонтакте, к этой социальной сети.
М. Спиридонов: Но вот что любопытно. Они постепенно идут своим путем, они постепенно, как мне кажется, движутся в направлении портала. Т.е. они на удивление все больше становятся похожи на Mail.ru. И по опциям, и по тому, как они себя ведут, мне так кажется. Ваше впечатление?
А. Туркот: Я многократно об этом говорил, это мое личное мнение, но оно еще подтверждено некими исследованиями. Вообще вот эти жупелы… Портал… Три года назад все были порталами. Год назад все были социальными сетями, вообще все, там, я не знаю, для детей, для собачек, для беременных — все было социальными сетями. Я вообще не сторонник наклеивания таких историй. Происходит некая трансформация поведения человека в Интернете от сайт-ориентированного, от портал-ориентированного в сторону пользователь-ориентированного. Были времена, когда у человека, а сегодня еще и по сей день у многих в закладках несколько сотен, если не тысяч сайтов. Он погоду ходил смотреть на Gismeteo, почту на Mail.ru, форумы, еще куда-то и так далее... … Сегодня путем интеграции большего количества сервисов, путем придания всем этим инструментам возможности настраивания самим пользователем той среды обитания, в которой находятся все эти open social, open-ID, и так далее, они дают возможность человеку выбрать некую единую точку входа, и с этой точки входа иметь все в одном месте путем приложений и программных интерфейсов, еще чего-то. Поэтому история того, что ВКонтакте предложил собственный сервис файлообменный либо подключился путем своих аппликаций или API к какому-то другому файлообменнику — это естественно. Задачей любой точки входа является увеличить количество времени, проводимого человеком в этой точке. Все. Других задач нет. Увеличить глубину страницы и общее время. Увеличить лояльность, собственно говоря. И в этом смысле это, конечно, позитивно — создание таких файлообменников. Особенно в нынешней вот такой дигитальной реальности. С правами и со всеми остальными делами, файлообменник, конечно, серьезная палка о двух концах. Да, это добавляет сервиса товарищам пользователям, но для чего будут использоваться эти файлообменники? Мы с вами можем только предполагать. Эти предположения могут нам с достаточной долей достоверности сказать, что путь к пиратству, к нелегальному, неавторизованному использованию контента таком образом расширяется. Рано или поздно, и скорее рано, чем поздно, за этим придут, и не потому, что государство такое плохое. За этим придут, потому что пиратство убивает целые индустрии, это надо понимать. Надо четко отдавать в этом себе отчет. Как вылечиться от этого, что надо сделать? Не знаю. Я не знаю и дальнейших планов ВКонтакте. Не исключено что ВКонтакте таким образом сможет создать свою собственную какую-то пиринговую систему в том числе, и заменить какой-нибудь torrents.ru. Это естественная тропинка и дорога. С точки зрения пользователей это хороший и нужный сервис, с точки зрения перспектив, думаю, что могут возникнуть проблемы легального свойства.
М. Спиридонов: Тогда получается, возникнут эти проблемы у Яндекса, у Mail, у всех тех, кто стремится стать точкой сборки, той точкой доступа, создать свой мини-интернет и замкнуть там своего пользователя.
А. Туркот: Ну, они уже возникали, и мы же помним прекрасно все эти истории с претензиями в педофилии, и еще в чем-то. Это отдельная тема. Очень велика ответственность площадки, ответственность провайдера и ответственность пользователя за то, что происходит в какой-то конкретной точке Интернета. Да, конечно, могут возникнуть. При этом, посмотрите, все-таки Яндекс, в моем понимании, старается к этому делу относиться очень осторожно и модерировать, так же как MySpace и Facebook. Mail.ru, насколько мне известно, не успевает за этой модерацией. А ВКонтакте я вообще не думаю, что модерируют каким-то образом. Не могу Вам сказать, я не участник этой сети.
М. Спиридонов: ВКонтакте, возможно, даже не будет пытаться. Ну, о’кей. Я думаю, что с этой темой мы расквитались, пойдем дальше.
НовостьНовость от Вебпланеты. «Официальные сайты Ингушетии упали перед войной?» Следующая информация прошла на этом новостном проекте. Официальный сайт Ингушетии,
ссылка подвергся хакерской атаке, об этом сообщали и РИА-новости в свое время. Потом этот сайт был закрыт, и параллельно практически, временно был закрыт по техническим причинам оппозиционный сайт Ингушетии — ingushetia.org. Более того, сайт МВД Ингушетии был недоступен более недели. А сейчас там, до сих пор, кстати, вот уже несколько дней, опубликована новость с удивительной датой 13.41.2009, т.е. скажем 13-е число сорок первого месяца. Несколько дней висит уже. И вот из всего этого делается вывод, что, возможно, ситуация там накаляется и происходит нечто подобное тому, что происходило в свое время перед военной операцией против боевиков в Дагестане, там тоже сайты «ложились». И, вспоминается Вебпланете DDOS-атака на грузинские и российские сайты одновременно с началом военного конфликта в прошлом году.
М. Спиридонов: Каково Ваше мнение в связи с этим? Этот факт, я думаю, мы обсуждать особенно глубоко не будем, но такие вот проявления агрессивной активности в виртуальной области в ситуации конфликтов между странами, между областями, республиками автономными, они как будут развиваться? Будут ли конфликты превращаться в виртуальной реальности в нечто такое, действительно, подобие войны? Как это будет развиваться, как Вы думаете?
А. Туркот: Я думаю, что чем больше информации и чем более достоверная информация будет появляться на сайтах оппозиционных или проправительственных, неважно, тем больше будет накал наездов. Мы прекрасно знаем истории сопредельных государств типа Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Грузии в том числе, где периодически происходят какие-то вот трения между разными политическими силами на интернет-площадках и в интернет-пространстве. Я считаю, что это будет продолжаться. Технически DDOS-атаки, ну, при некотором вложении денег, в общем-то преодолимы, и мы знаем несколько видов решения этих задач. Конечно, будут продолжаться, но это совершеннейший отголосок борьбы, это все говорит о том, что Интернет стал такой же поляной или таким же Гайд-парком политической борьбы, как и печатные СМИ, и радио или телевизионные, где есть оппозиционные каналы, как в Грузии, например, это было. С другой стороны, мы знаем, что пожелай государство однозначно от этого избавиться, делается это достаточно легко, даже не надо ходить в Иран, а скажем, вот пример Казахстана, который закрыл у себя LiveJournal. Поэтому я думаю, что эта борьба будет происходить всегда.
М. Спиридонов: Двинемся дальше.
НовостьПредседатель Совета Федерации пригласил к себе в гости известных блоггеров, и те, что не странно, пришли. Информация об этом прошла в нескольких новостных изданиях.
М. Спиридонов: На днях Сергей Миронов, а именно он является председателем Совета Российской Федерации, пригласил себе в гости ЖЖ-юзеров stilavin — Стилавин Сергей, doctor_liza — Елизавета Глинка, Дмитрия Чернышева, юзер ми-три-си-эйч (mi3ch), не знаю, как прочитать это верно, к сожалению, и Леонида Каганова.
А. Туркот: Митрич.
М. Спиридонов: Митрич? Я просто не читаю его, поэтому, к сожалению, не в курсе. Прошла у них беседа, в общем, ничего особенного в этой беседе сказано не было. ЖЖ-юзеры и примкнувший к ним Леонид Каганов, порассказывали Сергею Миронову о том, как на самом деле нужно писать в блоге, дали ему какие-то рекомендации и советы, а Сергей Миронов, заметьте, является также молодым неоперившимся ЖЖ-пользователем. Миронов, в свою очередь, спросил у блоггеров о том, какие у них чаяния, какие надежды и чем они руководствуются в написании своих постов и так далее. Не столько интересна сама беседа, сколько интересен факт того, что подобное хождение ЖЖ-ходоков случилось, и несомненно, как мне кажется, это еще одно отражение того, что президент Дмитрий Медведев, обратил внимание структур, госструктур, социальных учреждений различных на Интернет. И вот господин Миронов решил тоже таким образом проявиться. Интересно, какие будут дальнейшие шаги? Вот как бы Вы прогнозировали дальнейшее вхождение государства, людей от государства в Интернет?
А. Туркот: Это зона достаточно неоднозначная. С одной стороны, на сегодняшний день считается, и мы все так хотим верить и думать, что Интернет — зона свободы от цензуры и, пожалуй, единственная зона сегодня, где люди, в том числе журналисты, профессионально могут выражать свое мнение. И приход государства в эту зону был ожидаем и очевиден. Известно, что новый президент является достаточно активным пользователем Интернет. Я не сомневаюсь, что на стол к нему ложатся сводки наиболее интересных и наиболее резонансных постов. Всем, наконец, и власти в том числе, стало понятно, что человек, страничку которого читают десятки или сотни человек — это, в общем-то, трибуна. Сложно сказать, СМИ это или не СМИ, потому что это терминологическая все бодяга, но это трибуна. Эта трибуна может быть использована для чего угодно, как в плюс, так и в минус, и естественно желание власти мониторить для начала эти трибуны, а потом использовать то хорошее, что в этих трибунах есть, и пытаться нейтрализовать ли, прижать ли то, что, по мнению властей, является там оппозиционным в явном виде, либо нарушающим законы. И поэтому приход политиков в блогосферу, в социальные сети, он был вполне ожидаем. И почему Вы так удивлены приходом Миронова? Ну, Миронов, а до него был, там, Алкнис, или Лебедев, или Ройзман. Т.е. депутаты Госдумы давно пользуются ЖЖ и активно. Скажем, в Штатах, не секрет, что Обама в свое время на праймериз с демократической партией обошел госпожу Клинтон в том числе и по этой причине — он активно пошел в блогосферу и в социальные сети, и привел на свою сторону и к урнам голосовательным людей, которые вообще этим не интересовались никогда, т.е. молодежь и какую-то такую беловоротничковую массу, вот. Хорошо ли, что встречаются власти с блоггерами? Да, хорошо, конечно. Вопрос отбора, а вы говорите, что Вам не интересно о чем они говорили, а мне крайне интересно о чем, скажем, мог говорить там Миронов и Стилавин. Ну, или там Доктор Лиза, возможно, еще более интересно. Ведь если Вы проанализируете список этих ЖЖ-юзеров — они же не то, что называется виртуальные какие-то персонажи. Каждый из этих людей имеет за собой какую-то оффлайновую историю, т.е. живую жизнь. Тот же Стилавин, та же Доктор Лиза и так далее. Поэтому это естественно, что власть или политики пытаются каким-то образом расширить зону покрытия своего рупорного вещания — нормально, естественно. Вопрос месседжа, но это не ко мне.
М. Спиридонов: Ну, удивления тут никого нет, я как раз сказал о том, что просто это симптоматично, мы поэтому эту новость и выделили. Мне кажется, сама по себе беседа не могла быть особенно насыщенной, поскольку несомненно интересные медийные персонажи, блогеры и собственно люди, конечно, которые этих персонажей создают, вряд ли могли бы рассказать нечто действительно стоящее с нашей точки зрения господину Миронову, поскольку он вряд ли просто понял. Ну, они просто в разных плоскостях находятся. Не то что он недостаточно умен для этого, не дай Бог, я этого не скажу. Просто он человек другой генерации, человек другого образа мышления и человек со знанием об Интернете на порядки меньшим, чем у его гостей. Вот и по тому, что было в новостных источниках, и по тому, что можно предположить, их разговор был достаточно нейтральный и, скорей, это симптом того, как власть приходит в Интернет, того, как она пытается его постепенно освоить, понять и затем, как можно предположить, отрегулировать каким-то образом, поставить также, где возможно, на службу государству. А где-то, возможно, на службу себе лично, каждый чиновник.
А. Туркот: Еще один небольшой комментарий по этому поводу хотел бы добавить. Во-первых, это хорошо (то, что разговор не получился интересным, видимо, подбор ЖЖ-юзеров был не тот). Хотя Миронов, скорее всего, не понял бы большей части сказанного об Интернете, но это не значит, что не надо использовать... Наоборот, нужно использовать каждую возможность для того, чтобы донести мнение людей понимающих в теме до людей, которые на какой-то момент будут этим рулить. Проблема гигантская состоит в том, что где-то в недрах Госдумы или Совета Федерации бродит проект о СМИ, и что выйдет из этого, в результате этой законотворческой деятельности мы узнаем, что называется, позже. Поэтому любая возможность донести мнение интернет-общественности, или, скажем так, вообще общечеловеческих историй и ценностей до «десижен мейкеров», ею нужно пользоваться. Не важно, поймут с первого раза или сто первого раза — любой раз должен точить камень.
М. Спиридонов: Несомненно, тут полностью и абсолютно согласен.
НовостьИ напоследок, пара новостей, которые были заявлены в анонсе и которых не могу не коснуться, хотя времени у нас уже осталось практически ничего, мы уже в отрицательных значениях работаем, несколько перекрыв привычный хронометраж программы нашей насыщенной беседой. Итак, скажу о том, что, возможно, кто-то уже знает. Rambler — невероятно — сделал подсказки на поиске, вот те самые контекстные подсказки на поиске, которые выскакивают, если начать набирать слово в поисковой строке. И когда у поисковика, как правило, это есть всегда, есть в базе данных некие слова, начинающиеся на вот эти набранные уже вами буквы, то эти подсказки выскакивают. Так это у Google, так это у Яндекс, так это вообще у всех поисковых систем современных, ну и Rambler тоже догнал, так сказать. Нет особой сенсации, это говорит о том, что Rambler продолжает работать, пытается выйти на уровень, который, ну, собственно говоря, является естественным положением вещей для любых поисковиков. Ну и хорошо, наверное, как симптом того, что Rambler жив.
М. Спиридонов: Я, кстати, ничуть не хочу умалить его достоинства, мы беседовали об этом, говорили, что я привел Rambler как пример нисходящего тренда, это правда, тут скрывать это несерьезно, и все об этом знают. Вопрос, удастся ли из этого пике выйти? Поиск работает, дай Бог, они закроют другие дырки.
А. Туркот: Да, давайте я быстренько попробую прокомментировать. Ну, во-первых, не только предиктив введен Rambler в последнее время. Например, Rambler объявил в последнее время, пару дней назад, о редизайне своей почты, не секрет, что там достаточно много пользователей продолжают пользоваться почтой Rambler. Т.е. в Rambler’е жизнь какая-то происходит. С чем это связано? Давайте разложим на составляющие эту историю. Не секрет, что появился новый генеральный директор. Не секрет, что новый генеральный директор не из этой индустрии. И первые шаги нового генерального директора, естественно, — привести Rambler к какому-то пониманию внутреннему хотя бы, что это такое. Я говорил со многими людьми разных уровней Рамблера. Любой продукт должен определяться одним-двумя словами. Google — поисковик, Яндекс — поисковик, Mail — мейл, Коммерсант — газета и так далее. Rambler растерял свою позицию как поисковик, которая у них была достаточно сильная, и не превратился ни во что другое. Были какие-то такие броуновские попытки сделать все одновременно, в большинстве своем неудачные. Тем не менее, аудитория у Rambler какая-то есть, и если Rambler при помощи ли Профмедия, без помощи ли Профмедия, при помощи каких-то партнерских дополнительных историй, но все-таки сузит зону, скажем, своих усилий, то в этой зоне благодаря тем наработкам и той аудитории, которая у него есть, я думаю, что Rambler может преуспеть, пусть не занять там опять же 1?2?3 место, но он может превратиться в прибыльную компанию, собственно которой он до недавнего времени являлся. Вот мое мнение по поводу Rambler.
М. Спиридонов: По-моему, до сих пор и является, кстати. По крайней мере, по итогам последнего ушедшего года...
А. Туркот: Это было связно со сделкой по продаже активов каких-то. Не исключено, может и являлся. Но явно нисходящий, в этом году, наверное, не будет, скорей всего. Я не считаю денег Rambler’а абсолютно, эта история Rambler’а, она в чем-то схожа с историей MySpace’а, который понял, что он проигрывает конкурентам не в момент, когда он проиграл, а вот, скажем, там исподволь все это происходило. И Rambler все это понимает прекрасно. И MySpace пытается сейчас эту ситуацию каким-то образом исправить. Получится или нет — бог весть. То же самое происходит и с Rambler, разница только состоит в том, что у MySpace, грубо говоря, есть кэш в кармане в больших количествах, а у Rambler, наверное, нет такого количества кэша.
М. Спиридонов: Будем смотреть.
НовостьНу, и последняя новость на сегодня — это информация о том, что Яндекс открыл свой сервис для проверки орфографии, Яндекс.Спеллер для желающих веб-мастеров. Эта система Яндекс.Спеллер до сих пор работала на Яндекс-почте, насколько мне помнится, и была встроена в Яндекс-бар. А сейчас любой веб-мастер, используя API-системы, может установить это на свой сайт. Как пишет автор сообщения в корпоративном блоге Яндекса, этот спеллер — нечто весьма эффективно работающее, позволяющее находить ошибки в различных словах и словоформах, причем объем этого словаря Яндекс.Спеллера 3,6 млн. словоформ, т.е. весьма и весьма значительный.
М. Спиридонов: Я думаю, что тут особенно даже нечего комментировать, поскольку факт сам за себя говорит. Хотя, если есть что добавить, я прошу вас, Александр.
А. Туркот: Есть у меня что добавить, и я считаю, что это как раз показательная история о том, что наконец-то и российские лидирующие продукты начали двигаться в сторону открытости, в сторону open social, open platform, как угодно это можно назвать. Вот те платформы, которые достаточно давно продвигают, промотируют компании типа Google. То, что сделано Яндексом сейчас... Не секрет, что Яндекс находится в постоянной некой борьбе с компанией Google. И все в Яндексе люди умные и вменяемые, все прекрасно понимают, что опусти они вожжи, перестань они производить что-то новое, уникальное, хорошее, они проиграют Google в России так же, как все остальные поисковики в мире проиграли Google. Как известно, Google объявил о создании целого пакета новых продуктов, которые в ближайшее время появятся, и в том числе продуктов, которые базируются на open social и связаны с обработкой документов, с разработкой сайтов в том числе. То есть Google таким образом пытается подгрести под себя и эту сторону человеческой жизнедеятельности. Яндекс, являясь лидирующим по-прежнему продуктом на российском рынке, хочет и может сохранить у себя лояльность русскоязычной аудитории с тем, чтобы эта русскоязычная аудитория не перешла на Google и не пользовалась пусть худшим, но спеллерчекином Google.
М. Спиридонов: Согласен с тем, что это Яндекс стремится идти за Google. Хотя замечу, что Вы обронили «Google всех победил» — Google победил не всех все-таки. Есть еще несколько поисковых систем, которые, каждая в своем языковом сегменте в мировом Интернете, Google не пропустила. Кроме Яндекса, помнится мне, это «Сезнам» из Чехии, это корейская какая-то поисковая система и еще одна где-то, боюсь сказать, какая, т.е. есть еще такие выстоявшие крепости, кроме Яндекса, против нашествия Google.
А. Туркот: Я согласен, Вы правы, есть в Китае история, кстати, в Китае есть и социальная сеть, которая в разы больше Facebook, хотя считается, что Facebook — первая в мире. Но опять же, государств в мире сотни, а выстоявших — единицы, и поэтому чтобы выстоять этим одиночкам, им нужно в общем-то продолжать бороться.
М. Спиридонов: Согласен. Что ж, мы, по-моему, обсудили все, что могли, и практически даже более того. Можно заканчивать. Спасибо за то, что нашли время, Александр. Мы, как я говорил в начале программы, так сказать, через тернии к звездам пробились, буквально, и дошли до финала сегодняшней программы героически, через временные и технические сложности. Если есть чем закончить — прошу вас.
А. Туркот: Во-первых, спасибо Вам за возможность высказаться и разъяснить свою позицию по самым разным вопросам. Спасибо тем, кто слушает или будет слушать и найдет для себя что-то интересное в нашей беседе. И, собственно говоря, до встречи в оффлайне и онлайне. Спасибо большое!
М. Спиридонов: Прекрасно. Те, кто слушали и услышали, услышали, несомненно, эксперт-шоу Рунетология. Сегодня у нас в гостях был генеральный директор «MySpace Россия» Александр Туркот. Редакция выпуска — Дмитрий Гурьев, Роман Лихов, Владимир Климентьев, Илона Грошева. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!