Максим Спиридонов: Добрый день, друзья! В эфире снова эксперт-шоу «Рунетология», у микрофона Максим Спиридонов. Вы слушаете выпуск номер 15. На дворе 2 августа 2009-го года, пошел третий и последний месяц лета — самый разгар периода отпусков. Мы тоже постараемся быть сегодня по-летнему беззаботными, однако это не помешает нам обсудить главные новости прошедшей недели.
Во второй части программы мы поговорим о том, что:
- вокруг ЖЖ и рейтинга блогов Яндекса разыгрался новый скандал; (45:06)
- День программиста узаконили; (54:28)
- украдено 130 тысяч паролей пользователей ВКонтакте; (55:56)
- Professionali.ru навлекли на себя гнев Рамблера. (66:33)
В начале программы не могу не сказать слова благодарности в адрес наших друзей — онлайн-сообщества Хабрахабр, — которых мы благодарим за информационную поддержку. А наш гость сегодня — генеральный директор одного из самых влиятельных и известных спортивных сайтов Рунета Sports.ru, Дмитрий Навоша. Дмитрий, здравствуй!
Дмитрий Навоша: Здравствуй!
М. Спиридонов: Тебе уже удалось побывать в отпуске, к слову об августе и заканчивающемся лете?
Д. Навоша: Удалось, скажем так, на неделю вырваться. Полноценным отпуском это назвать сложно, но небольшие каникулы себе устроил. Безусловно, с лэптопом в руках в каких-то паузах, но загар, по крайней мере, приобрел.
М. Спиридонов: А где был?
Д. Навоша: Прокатился на машине по побережью Эгейского моря, побережье Турции — прекрасные места. Это оказалось невероятным открытием — очень красивая природа.
М. Спиридонов: Одним словом, отпуск удался даже в мини-варианте?
Д. Навоша: Да, абсолютно.
М. Спиридонов: Прекрасно. Как повелось, эпиграфом к программе у нас служит рассказ о госте, то есть — о тебе. Вот он.
ДосьеДмитрий Навоша родился в Минске. После окончания школы работал обозревателем в белорусской спортивной газете «Пресс-болл». В 1999 году переехал в Москву и начал работать обозревателем сначала в газете «Известия», потом — в издательском доме «Афиша». Был автором и редактором путеводителей по Лондону и Турину. В 2004 году приглашен на должность старшего редактора в газету «PROспорт», а в 2006 году Дмитрий стал совладельцем и генеральным директором Sports.ru. На сегодняшний день Sports.ru является самым быстрорастущим спортивным сайтом в России, его посещаемость за два года выросла более чем в семь раз. В 2008 году Sports.ru был удостоен звания «Лучший спортивный сайт» России по версии Всероссийского форума «Интернет-медиа 2008» и премии Рунета.
М. Спиридонов: Дмитрий, вот эту информацию накопали наши редакторы: за два года вы выросли более чем в семь раз — это так?
Д. Навоша: Да, абсолютно.
М. Спиридонов: Твоя должность в проекте — генеральный директор. То есть ты тот, кто отвечает за все, в том числе и за бизнес, верно?
Д. Навоша: Именно так. Я являюсь гендиректором, совладельцем, в общем-то, управляющим нашей небольшой компании.
М. Спиридонов: Это притом, что по основной профессии ты журналист?
Д. Навоша: Да, изначально я журналист. Провел в журналистике, мне кажется, неплохие почти 15 лет, которые работал просто журналистом. Но еще в процессе этой журналистской работы так или иначе интересовался Интернетом, что-то поделывал на этот счет и, я думаю, неслучайно оказался именно в этой роли, именно на этом сайте Sports.ru.
М. Спиридонов: А не тяготит тебя как творческого работника, необходимость заниматься деньгами, прочей рутиной бизнеса?
Д. Навоша: Она не то, чтобы тяготит, скорее, заставляет задуматься о том, что я не самый идеальный человек в плане понимания бухгалтерской работы, юридических аспектов, вопросов кадров и трудового права — как людей отправляют в отпуска, раз мы затронули эту тему. Но приходится всему учиться, поскольку мы компания маленькая. Да и на том этапе, когда я пришел во второй половине 2006 года, мы, в общем-то, были стартап, хотя сайту более 10 лет: стали юрлицом, приобрели офис, впервые набирали штат, впервые появились сотрудники на сайте. И мы не можем себе позволить разбрасываться и иметь огромный штат — многое приходится делать самому. Меня это по большому счету не тяготит, поскольку у нас есть некая сверхзадача, миссия, и я так понимаю, что это важные шаги.
М. Спиридонов: Скажи, пожалуйста, какую роль ты играешь в редакционной политике? Есть же еще главный редактор, как я понимаю, да? Ты отошел от творческих дел?
Д. Навоша: Я отошел от творческих дел в той степени, что я не слежу в ежедневном режиме, я редко редактирую конечные тексты, я скорее слежу за работой редакторов, а не журналистов. И я, безусловно, предлагаю какие-то идеи, участвую в обсуждении тем. В конце концов, я даже блог веду на нашем собственном сайте. Но в ежедневном режиме я просто не могу себе позволить заниматься редакторской работой, хотя для меня это, может, было бы одной из самых интересных работ в таком проекте.
М. Спиридонов: В конечном счете, не редакционную, хорошо, политику сайта как такового, бизнеса как такового, в рамках этого веб-издания ты определяешь?
Д. Навоша: Ее определяют несколько человек, мы маленький сплоченный проект. У нас есть несколько управляющих партнеров — людей, которые, работая на сайте, являются его совладельцами, и достаточно молодая, бодрая, развивающаяся команда, у которой тоже хватает идей. Тут важно не кому-то что-то диктовать, а построить работу так, чтобы как можно больше хороших идей получало развитие, и было их как можно больше, чтобы была конкуренция идей и конкуренция людей, в конечном счете. Это для продукта только лучше.
М. Спиридонов: Ты подчеркиваешь, что у вас маленький коллектив и маленькая фирма. Между тем в числе сотрудников редакции, видимо, и компании в целом, на сайте обозначены несколько десятков человек. Для сайта, для веб-проекта это не такой маленький коллектив. Причем у вас замечены достаточно известные фамилии даже на уровне федерального значения — известные спортсмены, функционеры от спорта — такие как Василий Уткин, Тарпищев, имеющий отношение к государственному спорту.
Д. Навоша: Здесь важно прояснить, что я имею в виду. Когда я говорю, что мы маленькие, я скорее смотрю в сторону других контентных проектов, которые имеют схожую с нами аудиторию от миллиона до двух. Если это именно контентные проекты, а не сервисы. Зачастую для того, чтобы привлечь такую аудиторию и удерживать ее в конкурентной борьбе, нужны десятки-десятки-десятки авторов, редакторов и так далее. У нас действительно, да, думаю, уже к 30 человекам подбирается штатный состав, если считать редакторов, разработку, бухгалтерию и так далее. Но сейчас это происходит уже, наверное, меньшими темпами. Все понимают — рынок не то, что упал, он, скорее, стагнирующий сейчас, приходится больше думать о каждом новом шаге. Сейчас мы по-прежнему развиваем, запускаем новые сервисы и планируем какую-то экспансию, но в каждом случае, конечно, это всегда такой, в общем-то, инвестиционный риск. Всегда есть вопрос — есть ли на рынке деньги, которые оправдают шаги и развитие в эту сторону. А если говорить об именах, которые у нас фигурируют, то Василий Уткин — просто-напросто совладелец проекта, один из активных участников. Он, может быть, в ежедневном режиме не занимается управлением, просто ведет свою конференцию, которой, как и сайту, порядка 10 лет, и ведет у нас блог. И, скорее, в идеологическом смысле его влияние сказывается на нас. Если говорить о спортивных тренерах, функционерах, спортсменах — у них совершенно иная роль. Sports.ru был первым спортивным сайтом в Рунете, который начал открывать блоги спортивных тренеров, спортсменов. Это были блоги и даже конференции, где эти персонажи отвечали на вопросы читателей. Это началось в самом конце 2006 года, на первом этапе моего прихода на Sports.ru, с блога Этторе Мессины — лучшего баскетбольного тренера Европы, который в ту пору тренировал ЦСКА. И это важный элемент сайта. Это не редакция, эти люди не получают денег — это попытка создать новый способ коммуницировать аудиторию для них и наша попытка связать аудиторию и спортсменов и позволить им общаться без посредников — без журналистов.
М. Спиридонов: Кстати, ты предварил мой вопрос по поводу того, платят ли спортсменам за блоги. Видимо нет.
Д. Навоша: Абсолютно нет, потому что, если мы могли бы предложить им какие-то деньги, какими бы они ни были, — они были бы на уровне чаевых для них, поскольку…
М. Спиридонов: Заметно меньше тех, что они могут заработать своей профессией.
Д. Навоша: Абсолютно точно.
М. Спиридонов: Ты сказал о том, что Василий Уткин является совладельцем Sports.ru. Для меня это, кстати, стало новостью. Ты пришел туда в 2006 году, а сайт к тому времени существовал долгое время?
Д. Навоша: Да, это был такой кооператив журналистов во главе со Станиславом Гридасовым — главным редактором журнала «PROспорт» в данный момент, в котором я, кстати, работал. В этот кооператив журналистов входил и Василий Уткин, и, так или иначе, я, и достаточно большое количество людей безвозмездно что-то делали для того, чтобы этот проект развивался и рос. Но он никогда не был бизнесом, у него никогда, в общем-то, не было достаточных заработков, чтобы он мог позволить себе нанимать людей, и это было своего рода хобби для некоторого количества неплохих журналистов. И в этом смысле родословная, если так можно сказать, у этого проекта очень хорошая. Аудитория всегда ждала от нас, прежде всего, качественного контента, и именно эту составляющую я решил не менять, а, наоборот, развивать после своего прихода в качестве совладельца и менеджера.
М. Спиридонов: Позволь, я закончу вопрос: что случилось в 2006-м году, когда Sports.ru, как ты говоришь, существовавший уже несколько лет до того, вдруг стал бизнесом, — как я понимаю, видимо, получил какие-то инвестиции?
Д. Навоша: Именно так.
М. Спиридонов: И двинулся под твоим руководством как локомотив к победе в коммерческом смысле, да? И, кстати, еще вопрос, кроме Василия Уткина и тебя, кто является совладельцами, если не секрет?
Д. Навоша: Даниил Лурье, коммерческий директор Sports.ru, и Дмитрий Степанов, который в качестве зам генерального директора «Афиши Индастриз» занимается, в частности, сайтом Афиша.ру и значительным количеством других проектов.
М. Спиридонов: И откуда же пришли деньги в том 2006-м?
Д. Навоша: Есть еще финансовые инвесторы, но их инвестиции — это были все-таки инвестиции по типу «энджел инвестментс». Эти люди не являются профессиональными инвесторами, но им показалась интересной идея и они видят достаточно большую перспективу в экономическом смысле, вдобавок, они просто-напросто получают удовольствие от проекта как его потребители. Мы не называем их имена.
М. Спиридонов: Хорошо, скажи, пожалуйста, когда проект стал подниматься на инвестициях, он начал зарабатывать или все еще находится в той стадии, когда заработок является только плановым будущим?
Д. Навоша: Нет, безусловно, мы зарабатываем определенные деньги. В 2008 году мы совершили достаточно серьезный прорыв, и, к сожалению, рынок не настолько открыт, чтобы можно было сказать, что мы заработали больше или чуть меньше конкурентов, но для всех, мне кажется, давно очевидно, что на рынке есть три проекта, которые зарабатывают наибольшее количество денег внутри спортивного Интернета. Мы — один из трех, я не знаю, под каким номером мы в этой тройке. Об этом можно спорить, поскольку суммы никто не раскрывает. Но проект уже сегодня генерирует достаточно неплохой доход, но в данный момент мы пока находимся на инвестиционном этапе, когда для покрытия всех наших расходов недостаточно средств и инвесторам пока еще приходится, так или иначе, участвовать в развитии проекта, но во все меньшей и меньшей степени.
М. Спиридонов: Выполняете какие-то показатели, то есть, есть какой-то горизонт, на котором вы хотя бы выходите на окупаемость?
Д. Навоша: Да, такой горизонт был совсем близок еще год назад. По изначальным бизнес-моделям мы планировали выйти на полную самоокупаемость уже во второй половине 2009-го года. Сейчас нам пришлось этот период несколько отодвинуть. После начала кризиса перед нами встала задача попробовать выдержать эти сроки, но единственный способ это сделать — значительно сократить наше развитие. И второе — отодвинуть сроки и не терять темпов развития, продолжать расти и удовлетворять новые пожелания и запросы нашей аудитории и той аудитории, которая пока о нас по каким-то причинам не знает. Поэтому период выхода на самоокупаемость несколько отодвинулся.
М. Спиридонов: Скажи, пожалуйста, связан как-то этот невыход на самоокупаемость с тем, что у вас посещаемость просела? Я посмотрел по LiveInternet, у вас около года назад остановился рост числа посетителей. До того он шел достаточно энергично, а потом встал.
Д. Навоша: Смотрите, здесь о двух факторах можно сказать. Первый фактор — это футбольный чемпионат Европы и Олимпиада, которые были в прошлом году и на которых мы очень здорово подскочили. С тех пор, по-моему, тех показателей никому из спортивных проектов достичь не удалось, по крайней мере, из спортивных проектов, которые входят в пятерку лидеров российского Интернета на данный момент. Второй фактор то, что приостановился рост интернет-аудитории, и чуть ли не впервые этим летом все лидеры российского Интернета почувствовали сезонность. То есть с мая по август у многих был спад от 10 до 30 процентов, как я смотрел. Раньше он сглаживался постоянным ростом аудитории. Сейчас этот рост недостаточен для того, чтобы компенсировать сезонный спад. Ну и третий момент — с началом кризиса, разумеется, невозможно было не сократить какие-то вещи. Мы решили не сокращать контентную часть, но мы фактически полностью сократили весь не бартерный маркетинг. То есть ни платной рекламы, ни контекстной на данном этапе у нас нет, и это, так или иначе, тоже сказывается на динамике роста аудитории — она стала значительно ниже, но в каком-то виде она продолжилась. Май у нас был ведущий по показателям — охват в один миллион триста тысяч человек. Это, по-моему, даже больше тех цифр 2008-го года, которые пришлись на чемпионат Европы и Олимпиаду. Это для нас очень позитивная отметка. Мы понимаем, что осенью мы, может, сможем превзойти даже отметку в полтора миллиона благодаря возвращению людей из отпусков и тому, что сезонный фактор начнет работать на рост, а не на падение.
М. Спиридонов: То есть, осенью вы ждете очередного этапа роста и собираетесь достичь показателей выше тех, что были достигнуты год назад? Кстати, по поводу статистики, честно говоря, я удивлен еще одним фактом, насколько велико у вас ядро — по-моему, 40 процентов достигает число людей, которые приходят на ваш сайт постоянно.
Д. Навоша: Да, в этом, с одной стороны, одно из главных наших достижений, а с другой стороны — отличий. Ни на каком этапе Sports.ru не пользовался трафикообменными или иными историями — совсем неприличными, чуть-чуть неприличными — они почти все в той или иной степени сомнительны, несмотря на то, что распространены. Покупка трафика в виде контекстной рекламы у нас была точечной — под запуск тех или иных своих проектов, и, может быть, на каких-то этапах мы размещали контекстную рекламу, но в основном мы росли до тех показателей, которые были в 2008 году, за счет качества контента. То есть мы знаем, если поискать наше имя, имя сайта Sports.ru, по-русски и по-латински, по Яндекс-блогам, то будут сотни, тысячи и десятки тысяч ссылок. Люди рассказывают друг другу о нас, приходят, и значительная часть остается — именно так мы и росли все это время. И мы рассчитываем, что это будет работать и дальше.
М. Спиридонов: Растете по классической схеме, о которой мечтают все стартаперы — сарафанное радио, из уст в уста — и таким образом все новые и новые адепты приходят и остаются.
Д. Навоша: Именно так. Я думаю, что если говорить о ядре, то процент ядра у нас самый большой среди спортивных сайтов на данный момент.
М. Спиридонов: Да, он действительно вызывает большое уважение, говорит о качестве контента и степени включенности публики, которая возвращается снова и снова на ваш сайт, в степени ее привязанности к сайту. А скажи, каким образом проявляется активность этих людей? Я вижу, что они активны в блогах, в комментариях, как-то еще вы их занимаете?
Д. Навоша: Давайте я попробую с начала рассказать. На первом этапе вся активность выражалась в том, что пользователи могли оставить комментарии под новостными материалами. Сейчас этим никого не удивишь, но люди общались в комментариях настолько долго и интенсивно, что мы понимали — без нашего участия и дополнительных усилий сайт может стать социальной сетью. Мы обнаружили, что среди читателей, которые пишут комментарии, есть какие-то известные всем авторитеты и многие ждут там их мнения, может, даже в большей степени, чем мнений наших журналистов. Тут начинают объединяться по группам, и, в конечном счете, сайт тоже стал, в той или иной степени, социальной сетью. В июле мы запустили бета-версию нашего социального проекта «Трибуна». Он тоже размещен на домене Sports.ru, и все 100 тысяч зарегистрированных у нас пользователей смогли без всяких затруднений пользоваться «Трибуной». И, несмотря на то, что это бета-версия с базовым функционалом, — мы только сейчас готовим новые релизы с какими-то продвинутыми опциями, настройками и так далее — 15?20 тысяч человек в день, примерно, из 100-тысячной ежедневной аудитории, уже пользуются этим функционалом и социальными инструментами.
М. Спиридонов: А что за инструменты?
Д. Навоша: Я думаю, для пользователей ВКонтакте или Одноклассников, ну, прежде всего ВКонтакте, не будет никаких откровений — люди могут найти друг друга по географии, по интересам. У нас зарегистрированные пользователи имеют возможность указывать, кого из спортсменов и какие лиги или клубы они любят, какие лиги или клубы ненавидят смотреть. Те, кто любят или ненавидят то же самое, могут писать им по внутренней почте и объединяться в группы, и эти группы могут быть закрытыми или открытыми. Совсем скоро они смогут рейтинговать сообщения друг друга. Общаться они могут персональными или коллективными блогами — то есть довольно богатый функционал, хотя, наверное, и не революционный для социальных сетей на данном этапе, поскольку они развиваются уже много лет. Мы видим очень большой потенциал именно в сегменте тематических социальных сетей. Поскольку, как нам кажется и видится, людям интересней самоутверждаться внутри своей тусовки, да и спорт всегда представляет новые и новые темы для общения и делает его по-настоящему интенсивным, как мы замечаем. А во-вторых, это просто-напросто более интересный бизнес, нежели обычные социальные сети. Про эту аудиторию больше понятно, в частности, например то, что она в большей степени мужская, про нашу аудиторию вообще можно сказать в терминах Гэллапа, у нас 65 процентов людей с доходом выше среднего, а это уже не сопоставимо ни с какой социальной сетью в России на данный момент. И все это позволяет предполагать, что это будет не только какое-то новое интересное развлечение для аудитории, но и в принципе неплохой бизнес.
М. Спиридонов: А считается ли спортивная тема прибыльной нишей в Рунете? Какова у вас средняя стоимость тысячи показов, как сейчас модно говорить, каков сипиэм?
Д. Навоша: CPM у нас небольшой, в зависимости от размера пакетов, до 300 рублей…
М. Спиридонов: Если сравнить с Одноклассниками, где можно за 50 купить, то это вполне себе.
Д. Навоша: Мы все-таки не готовы себя сравнивать с Одноклассниками. Мы, с одной стороны, радикально меньше, с другой стороны — в первую очередь наши аудитория и контентные проекты, рядом с которыми будет стоять реклама, на порядок понятнее для рекламодателя, а во вторую очередь — сервисы. Контент, рядом с которым будет стоять реклама, он предсказуемый и, безусловно, качественный. Его создают люди, в числе которых, как ты упоминал, Василий Уткин, ряд других известных спортивных журналистов и много спортсменов, собственно. Мы в той или иной степени, безусловно, вынуждены были снижать цены и, наверное, в большей степени, чем наши прямые конкуренты, заботимся о качестве контента и стараемся держать планку довольно высоко. Но все-таки мы рассчитываем на то, что и реклама у нас будет стоить дороже, потому что, по сравнению с большинством конкурентов, достаточно привлекательны социально-демографические характеристики нашей аудитории — ее возраст в диапазоне 20?35. Это не подростки и не совсем взрослая аудитория, которая может быть привязана к «Спорт-Экспрессу» — нашему самому большому конкуренту.
М. Спиридонов: А на чем-то еще, кроме рекламы, зарабатываете?
Д. Навоша: Изначально мы ориентировались, прежде всего, на рекламу. Мы как бы контентные люди, мы делали журнал, я участвовал в запуске журнала «PROспорт», «Афиша», «Мир путешествий» — это для меня отдельная область интересов. И именно про этот бизнес мы понимаем больше всего — про создание хорошего контента, собрание интересной для рекламодателя аудитории и продажу, собственно, контакта рекламодателя с этой аудиторией. Тем не менее, мы задумываемся, и жизнь к этому все активнее и активнее толкает, над тем, чтобы искать дополнительные источники заработка и предлагать, в частности, пользователям какие-то дополнительные сервисы, за которые они бы оказались готовы платить. Мы ни в коей мере не рассчитываем брать деньги за чтение контента, за доступ к контенту, поскольку мы не очень верим в то, что российская аудитория готова за это платить, по крайней мере, значительная доля аудитории. Мы смотрим, прежде всего, на американские проекты, поскольку на этом рынке больше всего усилий предпринимается на этот счет, и понимаем, что, наверное, это не очень хорошо будет работать. Продолжая разговор о вещах, которыми мы развлекаем нашу аудиторию... Один из последних наших проектов «Фэнтези спорт» — «Фэнтези-футбол» имел просто-таки взрывной эффект. В первую пару недель получили 50 тысяч регистраций команд, на треть выросла регистрация на сайте, то есть мы заставили очень многих людей зарегистрироваться, и я бы не исключал, что появятся варианты игры, которые будут предполагать некие платежи.
М. Спиридонов: Это футбольный менеджер, да?
Д. Навоша: Футбольный, хоккейный, баскетбольный. Возможно, со временем будут другие виды спорта.
М. Спиридонов: В одной из предыдущих «Рунетологий» Денис Крючков, создатель Хабрахабр, говорил о совместном проекте с крупным спортивным порталом. Мне кажется, что речь шла именно о вас и, возможно, именно об этом «Фэнтези-футболе», или нет?
Д. Навоша: Мы с Денисом очень хорошо знакомы, я внимательно и давно слежу за тем, что происходит на Хабре, но и на остальные проекты Дениса тоже смотрю. Мы общаемся, обсуждаем, но говорим не о «Фэнтези-футболе», поскольку в этом смысле мы большую часть работ уже сделали, знаем, куда мы идем, знаем наши сильные стороны. У нас с Денисом будут некие довольно интересные альянсы, но думаю, что мы объявим их только осенью, и это будут союзы немножко из другой области.
М. Спиридонов: То есть осенью можно ждать рассказа о том, что «Тематические Медиа» и Sports.ru будут делать вместе? Я понял тебя. Вернемся к основам, для того чтобы у тех, кто не в курсе подробностей построения Sports.ru, создалась полная картинка — каковы части этого проекта. Есть большая контентная часть и она является ведущей, главной, поскольку пишут для нее, можно сказать, лучшие журналисты страны. Есть рубрики с разными видами спорта, где публикуются новости и статьи по этой теме, да?
Д. Навоша: Новости, статьи и публикации из блогов, еще у большинства рубрик есть конференции. Значительная часть нашей аудитории имеет устойчивый интерес к общению в режиме вопрос-ответ, если человек, который дает ответ, достаточно жив и увлечен этой темой. Это наши основные составляющие. Я бы еще отметил статистику, поскольку в случае со спортом это тоже большой драйвер интереса, который привлекает большое внимание: кто, когда забил, сколько голов, среднее количество сейвов по ходу матча. Все это очень важные моменты, мы их сделали, правда, мы эти данные начали предоставлять аудитории несколько позже наших основных конкурентов, но зато лучше.
М. Спиридонов: Т.е. это какие-то архивные данные…
Д. Навоша: Нет, не архивные, на самом деле спросом пользуются статистика и цифры по отношению к тому, что происходит прямо сейчас. Только что завершились игры «Сатурн» — «Зенит» и «Химки» — «Динамо», а с минуты на минуту начнется матч «Локомотив» — «Ростов». И пользователь зайдет на страницу матча «Сатурн» — «Зенит», в котором «Зенит», кстати, выиграл со счетом 2:1, чтобы прочесть онлайн-трансляцию, посмотреть цифры владения мячом, удары по воротам. Более того, на специальной флэшке он может посмотреть, когда и откуда были нанесены эти удары — то есть фактически проиграть эту игру заново в таком вот режиме. Были удары точными или нет — это имеет значительный интерес для нашей аудитории. Также людям будет интересно, каким по счету оказался гол для футболистов по фамилии Кириченко или Широков, которые забили голы в этом матче. Это имеет что-то общее с деловыми изданиями, которые невозможно представить без сводок с биржи и полосы котировок. Для нас это тоже важная часть информации.
М. Спиридонов: То есть, есть информационная часть, статистика, касающаяся результатов, есть новостная часть, есть сообщества и инструменты социальной сети, которые появились не так давно...
Д. Навоша: Как только они появились, и до сих пор, мы смотрим на них с каким-то таким, знаете, придыханием, и ждем, куда это все двинется дальше, и крайне интересно участие в развитии социальных элементов.
М. Спиридонов: Что-то есть еще из глобальных составляющих?
Д. Навоша: Есть важная составляющая, которой мы так пока и не занялись, — это видео: и в режиме стримминга, показ полных спортивных матчей, и в режиме видео хайлайт (Highlight). Мы все время держим руку на пульсе, смотрим на рынок, анализируем стоимость прав на тот или иной видеоконтент, стоимость его доставки до пользователя... И именно потому, что постоянно анализируем, мы пока этим не занялись — пока не видим для себя экономического эффекта. Это новые большие инвестиции, которые на довольно продолжительном отрезке времени не возвращаются.
М. Спиридонов: Вот ты сказал о том, что у вас много видов спорта, однако, когда мы заговорили о статистике, ты привел сразу несколько примеров статистики из футбольных событий и, в принципе, как я вижу, значительную роль на портале играет именно футбол. Каков его вес в процентах?
Д. Навоша: Хоккей, баскетбол, бокс и другие виды спорта значительную часть времени находятся в тени футбола и выходят на первый план только: в случае с хоккеем — чемпионата мира, в случае с боксом — когда идет бой супертяжеловесов, в случае с теннисом — когда русские выигрывают Большой шлем и играют в финале только русские. В такие дни другие виды спорта могут заслонять собой футбол, а в остальное время он, безусловно, доминирует.
М. Спиридонов: Все-таки процентно, как бы ты определил это?
Д. Навоша: 50 — футбол, 50 — остальные виды спорта вместе взятые.
М. Спиридонов: Ты говорил о тройке лидеров, вы находитесь в ней?
Д. Навоша: В тройке-четверке, скажем так, поскольку тут зависит от того, какие показатели брать в расчет. Не хочу напирать на тему порнотрафика, поэтому скажу, что нас больше интересует скорее размер ядра нашей онлайн-истории и размер доходов. По доходам мы совершенно точно находимся в тройке. По аудитории — не всегда, поскольку мы не занимаемся ее привлечением каким-то хитрыми способами.
М. Спиридонов: Ты скажи, пожалуйста, «Чемпионат.ру», который сейчас, вроде как, постоянно находится лидером по аудитории…
Д. Навоша: Нет, лидером является «Спорт-Экспресс».
М. Спиридонов: «Спорт-Экспресс»?
Д. Навоша: «Чемпионат.ру» где-то недалеко, другими заметными спортивными сайтами являются «Евроспорт», «Спортбокс», которым занимается компания ВГТРК, «Советский спорт», так или иначе, не теряет, я думаю, надежды вернуть себе позиции, которые у него были когда-то.
М. Спиридонов: Мне кажется, что пока что у них не очень получается.
Д. Навоша: Не хотел бы пока давать оценок.
М. Спиридонов: Скажи, пожалуйста, а конкуренция у тебя только с онлайн-изданиями или на офлайн вы тоже смотрите, как на опасного, в той или иной степени, соперника?
Д. Навоша: Дело в том, что в случае со спортом нужно отдать должное офлайновым спортивным брендам, тому же «Спорт-Экспрессу» — они, в общем-то, не проспали рынок Интернета, вовремя начали им активно заниматься, выкладывать весь контент в Интернет, предоставлять его своей аудитории, и это позволило им занять неплохие позиции на рынке. Поэтому онлайн-присутствие офлайновых брендов для нас являются конкурентным, и тот же канал «Спорт», который гиперинтенсивно продвигает свой собственный сайт «Спортбокс» и дублирует там все свои трансляции, может быть, даже где-то немножко в ущерб телевизионным рейтингам некоторые из трансляций показывает раньше, чем на телеканале… Безусловно, все это помогло росту и развитию этого сайта.
М. Спиридонов: При такой активности конкурентов и в целом в нише, какова ваша задача-максимум? Будете биться за лидерство?
Д. Навоша: Скажем так, мы будем биться за лидерство по влиятельности, за лидерство по деньгам, поскольку они нужны, мы будем биться за лидерство по качеству, чтобы делать для пользователя качественный контент. Я не вполне разделяю гипертрофированный интерес некоторых медиа-менеджеров к показателям на счетчиках, поскольку понятно, что это вопрос количества денег, которые ты готов на это потратить. То есть сегодня дополнительные 15 тысяч долларов в месяц, потраченные на покупку трафика, выведут нас на первое место. Другое дело, что на сегодняшнем этапе рынок, к сожалению, не вернет нам эти 15 тысяч долларов в виде рекламных доходов. Или это вопрос о наличии или отсутствии принципов некоего рода, у нас какие-то принципы есть. Например, мы не хотим видеть на своем сайте заголовков про бюст уважаемой девушки по фамилии Семенович. Мы вполне можем этим интересоваться, но за пределами собственного проекта. А здесь мы хотим видеть только качественный контент и не хотим обманывать рекламодателя. Мы хотим продавать рекламодателю контакты целевой аудитории, желанной для него. Как правило, это мужская аудитория. В общем-то, мы не хотим жульничать, я бы так сказал.
М. Спиридонов: Одним словом информация о Семенович у вас появится только если она снова вернется в фигурное катание?
Д. Навоша: Да. Или выйдет замуж за футболиста, возможно, это тоже, так или иначе, будет отражено.
М. Спиридонов: Красивые будут заголовки, я себе представляю. Скажи, пожалуйста, есть ли какие-нибудь спортивные западные сайты, на которые ориентируется Sports.ru?
Д. Навоша: Да, есть. Очень нравится сайт газеты «Марко», может быть, не всем известно имя самой высокотиражной спортивной газеты Испании. Эта газета, на самом деле, — отдельный феномен, самой высокотиражной газетой Испании является спортивная! Наверное, не только потому, что в Испании спорт на порядок популярнее, чем в России, но и потому, что просто-напросто супер-профессиональное издание. В Интернете они, наверное, еще мощнее, чем на бумаге. С точки зрения журналистики, нам очень нравится британская качественная пресса — что пишут о спорте, прежде всего, «Гардиан», «Таймс», «Индепендент» и «Дейли телеграф». Мы очень серьезно ориентируемся на них в смысле сверки каких-то таких вкусовых моментов, ценностей. Но речь именно о журналистике, не о сервисах, поскольку с точки зрения сервисов они, может быть, немножко не очень продвинуты. И как на сайт, здорово сочетающий в себе много всего в смысле сервисов и контента, мы смотрим на
ссылка американский. Безусловно, он очень мощный.
М. Спиридонов: Я понимаю, сейчас вы находитесь на летнем отдыхе, я имею в виду, что не предполагаете каких-то особых скачков посещаемости и находитесь в выжидательной позиции, предполагая возможный скачок роста посещаемости по осени. А что-то еще готовится? Те же самые «Тематические Медиа», которые с вами сотрудничают, что-то принесут, очевидно? Можешь проанонсировать то, что появится на Sports.ru и, возможно, даст новый толчок интереса к сайту?
Д. Навоша: На самом деле, то новое, что действительно важно и к чему мы готовились, оно уже чуть-чуть приоткрыто — это наше сообщество, подраздел сайта Sports.ru — «Трибуна», который фактически является социальной сетью, где пользователи могут много чего делать. Скоро он станет еще удобнее. Рекламную компанию своих социальных инструментов мы начнем, наверное, в конце сентября, когда с «Трибуны», социальной сети, будет снята плашка бета. «Трибуна», абсолютно точно, станет лучшим местом общения на тему спорта. Это уже достаточно интересная история, и каждый новый релиз, они у нас примерно раз в неделю происходят, приносит туда какой-то новый занимательный функционал.
М. Спиридонов: Одним словом, нововведения стоит ждать в области социальных составляющих?
Д. Навоша: Да, прежде всего мы хотим как можно больше замотивировать наших пользователей на действительно содержательное участие в развитие сайта, и, в принципе, сайтом можно будет пользоваться как бы с двух сторон. Мы не станем, наверное, совсем-совсем перемешивать пользовательский контент и редакционный, как это сделал Хабрахабр. Он будет перемешиваться в той степени, в какой вы захотите: если вы будете заходить на Sports.ru, то основной выбор контента там сделан редакторами, которые выбраны нами, получают деньги и так далее. Если вы зайдете по адресу tribuna.sports.ru, то там все определяется рейтингами, в которых, в конечном счете, пользовательские активности будут заметнее редакционных, и тексты, которые пишут те или иные пользователи, могу быть просто-напросто популярней текстов, может быть, даже Василия Уткина. И мне это видится реалистичным и действительно интересным. Мы все эти две недели с удовольствием и интересом смотрим на то, что там происходит. Как выяснилось, у нас на сайте есть люди, которые любят бейсбол и даже играют в профессиональных клубах по бейсболу. Это вид спорта, до которого у нас практически не доходят руки. И они сами чего-то там начинают делать, писать, собираться в какие-то группы, что-то обсуждать и так далее. Точно также активизируется аудитория и в других видах спорта — в маленьких и больших — и это нам кажется по-настоящему интересным. В конечном счете, я бы не исключал, что эта вот социальная сеть просто-напросто перерастет основной сайт.
М. Спиридонов: Кроме всего, в таких сложных и проблемных, в плане наличия пишущих людей, видах спорта, для вас эта социальная сеть станет своего рода кузницей кадров.
Д. Навоша: Так или иначе, мы ждем еще и такого эффекта. Мы давно при открытии вакансии поощряем попытки пользователей их занять. Достаточно большое количество нынешних сотрудников сайта просто-напросто перемахнуло в журналисты Sports.ru с позиции читателей, поскольку на сайте всегда был качественный контент и люди, которые хотели быть журналистами. Их было много среди нашей аудитории, и мы верим в то, что значительная часть нашей аудитории действительно способна делать что-то интересное с точки зрения контента.
М. Спиридонов: Одним словом, резко упростилась задача для тех, кто хотел бы стать частью вашей редакции — ему просто стоит завести собственное сообщество или блог в рамках tribuna.sports.ru, писать в нем регулярно, выдавать качественный контент и, рано или поздно, если будет необходимо, он будет замечен.
Д. Навоша: Так и есть, так неоднократно уже происходило, но если раньше у нас для этого было недостаточно инструментов — в тех же комментариях вряд ли сможешь удобным образом оформить свои мысли, хотя и такое бывало — некоторых людей мы заметили просто по комментариям, — то сейчас, безусловно, входного барьера просто не осталось, то есть каждый может прямо сегодня начать что-то делать.
М. Спиридонов: Карьеру спортивного журналиста.
Д. Навоша: Да, я думаю, что для части людей, которые уже сегодня пишут на Трибуне в Sports.ru, это является мотивацией, в той или иной степени.
М. Спиридонов: Прекрасно, тогда, если не возражаешь, хотя разговор на тему Sports.ru мы могли бы продолжать еще долго, но время-то ограничено, и я предлагаю перейти ко второй нашей части и поговорить о новостях недели. Мне любопытно твое мнение о некоторых из них.
Д. Навоша: Давай.
НовостьПервая новость — уже не первый раз в рейтинге блогов Яндекса появляется запись, которая многим из пользователей и активных читателей кажется неприятной, если не сказать аморальной. Несколько дней в рейтинге блогов Яндекса на blogs.yandex.ru, влиятельной медийной площадке, висела в топе ссылка на запись в ЖЖ какой-то чрезвычайно бестолковой девушки из Белоруссии, в которой были выложены видео-ролики, в которых чеченские сепаратисты, как это принято называть, в буквальном смысле слова резали русских солдат. Это была жуткая картина, я сдуру нажал на кнопку «плей» в одном из роликов и, надо сказать, что, хотя я считал, что нервы у меня в порядке, мне было смотреть на это тяжело, и я скоро это дело выключил, поняв, что это просто тотальный кошмар. Сам факт этого появления вызвал большой протуберанец — ленивый не высказался на этот счет и, действительно, было о чем говорить. В частности, Артемий Лебедев, который обычно выступает сторонником свободы и всего прочего, в данном случае принял сторону баррикады и выступил с обращением к ЖЖ и, по-моему, к каким-то еще инстанциям с требованием запретить в любом виде размещение документальных сцен насилия или убийств.
М. Спиридонов: На этот счет тут же среагировал Рустам Адагамов, как ведущий блога «Другой», самого посещаемого блога в Рунете. Он назвал пост господина Лебедева «бредом сивой кобылы». Высказались и другие. А по факту, действительно, есть такой момент, когда в блогах, в публичном доступе, появляются весьма спорные, а порой, граничащие с аморальностью, записи текстового, видео- или аудиоформата и это, за счет того, что оно обсуждается, появляется в рейтингах блогов Яндекса и таким образом получает огромное внимание со стороны публики. У тебя есть какое-то сформированное отношение к этому?
Д. Навоша: У меня, на самом деле, такое же двойственное отношение, какое существует в среде общественного мнения, по крайней мере, среди заметных интернетчиков. Мне попались под руку посты и Антона Носика, и Артемия Лебедева на этот счет. Поскольку мы сами, так или иначе, занимаемся развитием социальных сервисов, то приходится отвечать себе на вопросы, где провести ту черту, докуда можно и откуда уже нельзя, и это, может быть, самая сложная составляющая работы с социальными сервисами. Это, безусловно, наверное, будет сложно для LiveJournal, там есть abuse team, но подпадает ли этот конкретный случай под нарушение. Первой реакцией abuse team было — нет, не является. Если нет, то почему? И это непростой вопрос. Безусловно, первый эстетический порыв, когда это слышишь или видишь, — запрещать. Но тут же ты понимаешь, что возникнет еще ряд аналогичных или похожих вопросов — готов ли ты на них ответить точно также, избегая двойных трактовок одних и тех же правил. То есть, как же они должны быть сформулированы?
М. Спиридонов: В одну из прошлых «Рунетологий», извини, что прерываю тебя, глава маркетинговых сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант предложил следующее, как мне кажется, достаточно универсальное решение, к которому, наверное, мы в итоге и придем. Мы — я имею в виду людей, которые находятся в Интернете или живут на этой планете. Он предложил поверять любую виртуальную активность правилами реальности. Иными словами, если ты публикуешь экстремистские записи в блоге, если ты, как в данном случае эта девушка, публикуешь видеозаписи убийства, то ты совершаешь уголовное преступление. Потому что так это было бы и в жизни, если бы она эту видеозапись начала крутить по телевидению, имея доступ к телеканалу или владея им, например. И вот, если подобные рамки выработаны в реальности и как-то более или менее понятно оформлены в законы, в Уголовный кодекс, в конце концов. Хорош ли, плох он, полон — не полон — это другой вопрос, но рамки и правила существуют. Господин Себрант предложил хороший пример: мы обсуждали, когда другая девушка, такая же, видимо, прости Господи, бестолочь, опубликовала в своем блоге какие-то правила уличного террора. Допустим, рекомендации по составлению «коктейля Молотова» — такая история точно подпадает под пропаганду экстремизма по Уголовному кодексу.
Д. Навоша: С одной стороны — да, а с другой, прошу прощения, что перебиваю, Максим, вспомни всю эйфорию, что была на Западе и достигла даже русскоязычных СМИ по поводу противодействия властям в Иране. Западная цивилизация однозначно приняла сторону протестующих, я, наверное, тоже. В общем-то, я неплохо знаком с ситуацией, мне доводилось быть в Иране в командировке, я с интересом смотрю на эту страну, и там то же самое было в Твиттере. Для Твиттера это стало чуть ли не главной миссией и объяснением, зачем он появился и нужен людям. Для того, чтобы он помог им объединиться и бороться с неприятной иранской властью.
М. Спиридонов: Мы сейчас можем уйти в дебри, давай попробуем не уходить далеко. Смотри, мы живем в реальном мире, в мире реальных законов, и в том же Иране есть свои законы. Если бы их не было вообще, то люди жили бы там как в каком-нибудь рабовладельческом или просто анархическом обществе. Законы эти, справедливы они или нет, существуют — как в Иране, так и в России. Если ты можешь написать нечто на заборе или на плакате, выйти на улицу и встать с этим где-то в людном месте, значит, это законно. Если это незаконно, значит, за это тебя арестуют. Это то, что предложил Андрей Себрант, и то, что является возможностью проверить, насколько тот или иной пост в Интернете, публикация, заявление возможны или невозможны, допустимы или недопустимы. А потом уж говорить о том, что в Иране плохое правительство. Наверное, я тоже не большой знаток политики Ирана, но из того, что я слышал, предполагаю — они там не очень-то добрые люди и демократией там не пахнет.
Д. Навоша: Безусловно, да.
М. Спиридонов: Однако там есть свои законы и поскольку иных нет, то способом поверки законно-незаконно является Уголовный кодекс и законы страны. Я иного способа не вижу, если ты видишь, — предложи.
Д. Навоша: К сожалению, нет. Но этот вопрос мне кажется действительно непростым, одним из самых непростых именно в работе с социальными инструментами, социальными сетями. Мы, как Sports.ru, остановились именно на трактовке, предложенной господином Себрантом — наше пользовательское соглашение целиком опирается на действующее законодательство. И пользователи должны быть готовы к тому, что если они его нарушают, их аккаунты будут удалены и блог будет закрыт.
М. Спиридонов: Тут, видимо, такая штука и с этим нужно мириться — виртуальность интегрируется, то есть Интернет, Рунет в частности, интегрируются в абсолютную реальность, становятся ее частью и начинает ею регулироваться. Деваться от этого некуда. Если не устраивают законы, не устраивает то, что в Иране, например, закон запрещает публиковать то, что было опубликовано в Твиттере и стало предметом волнений западного общества, значит, в идеале, нужно как-то менять законы. А это уже разговоры, не касающиеся Интернета, а касающиеся взаимодействия общества и власти. Ну, Бог с ним, действительно, мы ушли несколько от нашей темы, пойдем дальше.
НовостьИнформация о том, что День программиста узаконили, прошла в CNews и затем была опубликована на «Вебпланете». Профессиональный праздник всех программистов будет приходиться на 256 день года.
М. Спиридонов: Почему 256, наверное, понятно.
Д. Навоша: Да-да.
М. Спиридонов: Этот праздник давно существовал, но неофициально. В обычные годы это будет 13 сентября, а в високосные — 12 сентября. Законопроект о введении такого праздника официально рассматривался Правительством с прошлого года не один месяц, а весной текущего года был создан проект Указа президента РФ «О Дне программиста», и сейчас он был окончательно согласован и принят. Уже в этом году, как я понимаю, 13 сентября состоится первый официальный День программиста в России, с чем можно поздравить всех наших коллег. Обсуждать тут нечего особенно, поэтому давай пойдем дальше.
Д. Навоша: Лишний повод, наверное, выпить бутылку вина с разработчиками. Обязательно постараюсь записать куда-нибудь.
М. Спиридонов: Да, сейчас можно поздравить их просто с тем, что этот праздник был введен, а через месяц, осталось уже немножко, — поздравить, собственно, с праздником и уже начать готовиться как-то креативно и ярко отметить первый официальный День программиста Рунета.
НовостьПриложение взломало пользователей ВКонтакте — об этом написал блог «Роем.ру» и много других отметилось, включая «Ведомости», которые сетовали на то, что действительно «случилось страшное». А именно: 130 тысяч пар «имя пользователя — пароль» были украдены у тех, кто зарегистрировался ВКонтакте. Причем, эти пользователи, конечно, сами были недостаточно внимательны, однако для новичков неудивительно. Случилось следующее. Приложение «Подводный мир 2», сейчас оно уже заблокировано, поэтому вы его не найдете ВКонтакте, подсадило вирус и украло пароли. Делалось это следующим образом. Те, кто это приложение ставил, каким-то образом перенаправлялись на фейковый несуществующий сайт, который повторял интерфейсы ВКонтакте, где пользователю предлагалось ввести имя, пароль и после этого ему сообщалось, что его аккаунт заблокирован и предлагалось отправить смс для разблокировки стоимостью 10 долларов. Пароли пользователей записывались в файл, который одно время был общедоступным, а сейчас уже закрыт для доступа. В итоге там собралось 130 тысяч пользователей — огромное количество.
М. Спиридонов: Это первый подобного рода и размера прецедент воровства пользовательских данных в Рунете. Как ты думаешь, как ситуация разовьется? Что сделает ВКонтакте, какие меры, возможно, предпримут Одноклассники и другие крупные социальные сети в Рунете? Как вы будете действовать для того, чтобы у вас не воровали данные пользователей?
Д. Навоша: Дело в том, что здесь данные были сворованы самым очевидным способом — с помощью вируса, и победить эту историю, сделать ее невозможной, абсолютно нереально, поскольку Интернет — свободная среда, и никто не может запретить пользователю скачивать вирусы. Безусловно, этот случай, думаю, приведет к ожесточению модерации приложений ВКонтакте, но как сделать так, чтобы ситуация не повторялась, я не знаю, поскольку, так или иначе не случайно существуют фишинговые сайты, неслучайно появляются новые и новые. Наверное, они приносят какой-то эффект тем, кто их создает, как-то это работает.
М. Спиридонов: Но если предположить, что 130 тысяч пользователей были обмануты, и им всем было предложено отправить смс для разблокировки аккаунта, есть вероятность того, что хотя бы каждый десятый эту смс отправил. Тогда там неплохо заработали.
Д. Навоша: Да, я думаю, что эти конкретные 130 тысяч людей, скорей всего, получили некий урок и, наверное, эту ошибку не повторят, а кто-то другой, безусловно, будет ошибаться, и в той или иной степени, ситуация может повторяться. Но победить это абсолютно — невозможно, в силу того, что свобода, которая есть в Интернете, кроме своих очевидных плюсов, имеет минусы. Нужно просто думать о своих шагах, кликах, скажем так.
М. Спиридонов: А может мы, я имею в виду создателей разного рода сайтов, в частности, создателей социальных проектов, — слишком легкомысленны? Может быть, нужно создать какие-то правила, стандарты, и строго соблюдать их, потому что цифра 130 тысяч человек обманутых изрядная и дальше их может быть больше, поскольку число пользователей растет, и это может иметь весьма плачевные последствия. Боюсь сказать какие, но вероятность такая есть.
Д. Навоша: Навскидку здесь сложно что-то предложить, кроме напоминания пользователям о том, что не стоит вводить одинаковый пароль для всего — и для почты, и для пользований приложениями. Или напоминания о том, чтобы этот пароль был не 12345, а посложнее. Навскидку не рождаются у меня идеи, которые позволили бы предотвратить похожий инцидент.
М. Спиридонов: Вообще, пользователи, особенно новые пользователи, достаточно легкомысленны и просто неопытны во многом. И кстати это, если несколько отступить от темы, почти что традиция — последние несколько месяцев, а то и пару лет новичков разводят, как тех самых пресловутых лохов, причем разводят по всем фронтам. Я недавно писал статью на эту тему — просто занимался изучением темы партнерских программ — мне было любопытно, как это все работает. Я с удивлением выяснил, что практически каждого нового пользователя Рунета последние несколько месяцев, а может, повторюсь, и пару лет, так или иначе, обманывают. Ему через спам с аккаунтов его друзей подсовывают предложения отправить смс, скажем, при голосовании в каком-то конкурсе. То есть приходит письмо от приятеля…
Д. Навоша: Да, я получал.
М. Спиридонов: …где ему предлагают, и это в последнее время крайне популярно, и там, в общем-то, красивые темы развода с точки зрении искусства. Ему предлагают принять участие, вступить в социальную сеть взрослых знакомств, там различные яркие названия, из которых самые безобидные типа «вконтаксекс» — что-то такое, чтобы вконтакте и секс ассоциативно присутствовали. Так вот, развод элементарен: предполагается, что это сообщество сексуально раскованных молодых людей с фотографиями этих товарищей в виде превью. Вступи в него, и свои вопросы межполового характера ты решишь на раз. И это всего-навсего разводка — это страница, где пользователь регистрируется, ему предлагают отправить смс, он отправляет смс стоимостью в 5?10 долларов, потом ему предлагают отправить еще одно смс, как правило, для доступа к какой-нибудь VIP-базе, что он, уже частично разведенный, также делает. И после этого его просто выкидывают на ВКонтакте или на Одноклассники. Эта схема, как выяснилось, сейчас работает на десятках сайтов в последние месяцы и прямо сейчас — в разных названиях, вариантах, и приносит, как я знаю, пообщавшись с биллингом смс, если не десятки миллионов, то миллионы долларов в месяц.
Д. Навоша: Убедительно. А мы все сетуем на проблемы Рунета, которые появились в последние месяцы... Но я шучу.
М. Спиридонов: Нет, вообще, микроплатежи — штука очень интересная.
Д. Навоша: Безусловно.
М. Спиридонов: Они, правильно примененные, являются гарантией жизни интернет-проекта. Рекламодатель ведь может уйти. Ну, сколько их там будет — 10?20 у одного даже самого хорошего сайта. А когда пользователи платят, когда их десятки и сотни тысяч… Там с точки зрения бизнеса просто более прогнозируемый доход, динамика и все прочее.
Д. Навоша: Да, с этим трудно не согласиться, безусловно.
М. Спиридонов: И закрывая тему развода несчастных новичков, действительно, есть впечатление — я прикинул, пообщался с людьми сведущими, — что по темам взрослых знакомств, «проголосуй за меня на конкурсе», пришедшим через взломанные аккаунты друзей и знакомых, по темам «аудио-наркотики», тоже сейчас очень популярная история, как выяснилось... Вот по этим темам разводят практически каждого новичка, потому что его легко развести. Людей, которые находятся в Рунете более или менее давно, — сложнее. И поэтому новички, пришедшие с широко распахнутыми глазами, неофиты… легко ведутся и, хотя бы раз, но попадаются на эту удочку. Вот статистика, которая примерно скалькулирована, ясное дело, я не проводил опроса, но по объемам денежных средств, которые получают смс-биллинги от подобных программ, по тому, сколько приходит спама, можно представить, что каждый из новичков, наверное, хотя бы раз, но попадает на этот развод. Это прямо такое «крещение» при входе…
Д. Навоша: Я думаю, в той или иной степени, все-таки история повторяется — вспомним нигерийских бизнесменов, которые присылали письма на электронную почту в виде спама еще на заре Рунета, с просьбой помочь им.
М. Спиридонов: До сих пор шлют.
Д. Навоша: В общем, что здесь можно сказать, кроме совета просто думать о каких-то своих шагах, я не знаю. Впрочем, думаю, в той или иной степени, какими бы ни были спам-фильтры, как бы ни работали модераторы приложений, какими бы большими буквами ВКонтакте не предупреждал, что вы переходите на сторонний сайт, люди, которые этим занимаются, будут, наверное, на ком-то что-то еще зарабатывать.
М. Спиридонов: Тему развода в Рунете, наверное, мы еще не раз продолжим в будущих программах, поскольку она бесконечна и здесь есть о чем говорить. Необходимы, наверное, какие-то методики для того, чтобы пользователей, ну, хотя бы, не взрослых людей, но детей начинать обучать правильным образом. Чтобы, выходя за пределы игровых сайтов, где они появляются в свои пять-шесть лет (это сегодняшний старт, по наблюдениям), чтобы, выходя в большую сеть, они имели навыки и не разводились так легко, как это происходит сейчас. Такой развод не является самым лучшим заработком денег и не является самым лучшим способом формирования позитивной атмосферы в Рунете в целом.
Д. Навоша: Ну, это же просто нарушение закона, кроме всего прочего, и хочется думать, что правоохранительные органы все-таки тоже будут кого-то ловить.
М. Спиридонов: Будем надеяться. А пока последние новости.
НовостьРунет бойкотирует Профессионалов.ру — так написала «Вебпланета». Ситуация в следующем: социальная сеть Professionali.ru ополчила против себя деятелей Рунета. Я думаю, мало кто не получал от имени, якобы тех, кто уже стал пользователями социальной сети Professionali.ru, приглашения присоединиться к этой отличной компании.
М. Спиридонов: Кстати, ты получал?
Д. Навоша: Получал, получал, безусловно.
М. Спиридонов: В итоге случилась такая эмоциональная реакция со стороны Артура Вельфа — достаточно известный журналист «Коммерсант. Деньги» и, с недавнего времени, также создатель проекта Покупатор.ру, т.е. тоже стартап-менеджер. Он очень эмоционально и ярко высказался насчет бесконечных приглашений от Professionali.ru, его дискуссию поддержали, в ней оказался Павел Рогожин — тоже один из недавних гостей «Рунетологии». В результате по всей профессиональной тусовке прогремело, что эта социальная сеть несколько надоела своими настойчивыми приглашениями. А с подачи Павла Рогожина компания Рамблер вообще занесла все письма от Professionali.ru в свой блэк-лист. Вот такие дела. Что будет дальше с этой сетью, как думаешь?
Д. Навоша: Что будет с сетью, сказать сложно, но я понимаю, может быть, эмоциональное, но, мне кажется, достаточно оправданное решение компании Рамблер и не исключаю, что другие почтовые сервисы поступят таким же образом. Хоть, наверное, это не противозаконное действие, но оно крайне некрасиво по отношению к пользователям, и де факто — это обман.
М. Спиридонов: Есть мнение, что эти Professionali.ru — последний выплеск инвестиционного бума. Помнится, были такие «Магна», нет, не «Магна»... Кто же претендовал на лавры Яндекса, не помнишь? Собирались взять 30 процентов поискового рынка.
Д. Навоша: В России?
М. Спиридонов: Да. Это было пару лет назад. Как быстро забывается эта штука. Удивительно. Ну, Бог с ним, наши слушатели покачают головами оттого, что мы такие забывчивые, и, конечно, скажут… А, «Вебальта» — вот как называлась она. Я все-таки вспомнил. Года два-три назад компания «Вебальта» собиралась примерно за год взять 30 процентов поискового рынка, с тех пор много воды утекло. «Вебальта» фактически прекратила свое существование, хотя одно время пыталась проявлять активность. Нечто подобное и сейчас, кажется. Последним из заметных, по крайней мере, по степени настойчивого напоминания о себе, является проект Professionali.ru. Заметен он и за счет энергичной позиции лидера проекта — молодого юноши, который очень уверен в своей идее и все это настойчиво продвигает. Но при этом, по-моему, никак не двигается с места и, к сожалению, для этого молодого человека и инвесторов этого проекта, куда вложено несколько миллионов долларов, видимо, скоро закончится предсказуемо.
Д. Навоша: Знаешь, Максим, я бы не стал обобщать. Мне кажется, здесь нет проблемы со стартапами, они всегда несут в себе большой элемент риска и для инвесторов, и для людей, которые их делают. И в случае с молодыми руководителями этих проектов, это нормально — такие проекты должны появляться, все должны пытаться предложить рынку что-то новое или улучшенное старое, открывать на рынке свою нишу, рисковать и так далее. Только так Интернет развивается. А проблема именно с каким-то этикетом, это мелкое жульничество — ничего хорошего в этом нет. Когда это все начинается, наверное, в этот момент перспективы проекта становятся действительно плохими, поскольку мало кто хочет продолжать и дальше сотрудничать с такими игроками.
М. Спиридонов: У проекта резко портится карма.
Д. Навоша: Да, я думаю, можно и так сказать. Я вообще верю во все кармические истории.
М. Спиридонов: Понятно, что ж, вот с этой верой, наверное, и будем заканчивать на сегодня. Поговорили мы, по-моему, подробно по темам, крайне интересным. Спасибо тебе большое за то, что нашел время пообщаться. Если есть, что добавить напоследок, — прошу тебя.
Д. Навоша: Я просто хотел бы поблагодарить тех, кто сумел дослушать до этого времени и, как только вам станет что-то интересно в отношении спорта, заходите на Sports.ru, я думаю, мы сумеем вас увлечь.
М. Спиридонов: Или так — как только вам станет интересно что-нибудь насчет спорта, вы знаете, куда зайти.
Д. Навоша: Можно и так сказать, да.
М. Спиридонов: Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях был генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша. Редакция выпуска Дмитрий Гурьев, Роман Лихов, Илона Грошева. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!