Максим Спиридонов: Добрый день, коллеги! Рад сообщить вам о том, что вы слушаете очередной, 16-й по счету, выпуск эксперт-шоу «Рунетология». У микрофона, как повелось, Максим Спиридонов. Сегодня 9 августа 2009 — красивая в своей симметрии дата, но не это будет занимать нас в ближайший час. Как обычно, мы сегодня побеседуем с гостем студии о его делах, его проектах, а также обсудим с ним главные новости недели прошедшей. А новости следующие:
- Mail.ru с осени поднимает цену на рекламу. Отбивка (32:46);
- «Яндекс» сделал свою «аську». Отбивка (37:19);
- в Рунете появилась новая платежная система Деньги@Mail.ru. Отбивка (42:20);
- LiveJournal, Twitter и Facebook «легли» из-за атаки на один аккаунт. Отбивка (50:16);
- «Одноклассники» меняют свой дизайн. Отбивка (57:06).
Как всегда мы благодарим за информационную поддержку наших друзей — ведущее онлайн-сообщество Рунета «Хабрахабр». А наш гость сегодня — сооснователь и модератор союза интернет-деятелей «ЕЖЕ», а также генеральный директор службы интернет-рекламы «Блондинка.Ру» Александр Малюков. Александр, приветствую тебя!
Александр Малюков: Максим, добрый день! Скорее даже ближе к вечеру.
М. Спиридонов: Как настроение? У нас с тобой планировалась запись на утро, однако неожиданная смена батарей в твоей квартире сместила наши планы.
А. Малюков: Но ненамного — всего на каких-то шесть часов. Кстати, батареи так и не сменили. Человек, который этажом ниже живет, передумал их менять, и все застопорилось. То есть их отпилили и бросили.
М. Спиридонов: По всей видимости, нашлись дела поинтереснее.
А. Малюков: Я думаю, человек просто проводит воскресенье, как привык, а завтра его встретит отпиленная труба сверху.
М. Спиридонов: Интересные дела у тебя там творятся. Ну, да ладно. Я предлагаю послушать, какую информацию в досье гостя традиционно собрали наши редакторы.
ДосьеАлександр Малюков родился в городе Таганроге. В 1995 году окончил Таганрогский государственный радиотехнический университет по специальности «Системы обработки информации и управления». После окончания университета уехал учиться в Финляндию, где обучался в «Сentre of Computer Science» в городе Турку. Параллельно руководил интернет-отделом производителя мобильных телефонов Benefon. Свой первый интернет-проект «Вопрос дня» создал на базе «Журнал.Ру». В 1997 году Александр стал идеологом и одним из создателей содружества периодических онлайн-изданий «ЕЖЕ» — одной из первых эффективно действующих в Сети саморегулируемых организаций. Также является автором и координатором таких сетевых проектов, как «Физиономии русского Интернета», «ЕЖЕ-правда», «НостальЕЖЕ», «Доска позора», «СпамЭпидемСтанция», «Знаменитость русского Интернета». В настоящее время Александр Малюков — генеральный директор службы интернет-рекламы «Блондинка.Ру». Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Получается, что ты пришел в Интернет довольно давно — чуть ли не в середине 1990-х?
А. Малюков: Да. Можно, я немножко скорректирую. Там закрались некоторые ошибки. Самая первая — я не мог одновременно учиться в аспирантуре и работать в «Бенефоне», это было последовательно сделано. Году в 1995 я приехал в Финляндию и учился в аспирантуре года три, в «Бенефоне» я оказался в 1998-м. А в остальном все так примерно и есть.
М. Спиридонов: Хорошо, скажи, пожалуйста, ты пришел в Интернет давно — в середине 1990-х. Почему тогда ты начал создавать некоммерческий проект, в частности, «ЕЖЕ», а не взялся за заколачивание несусветных денег в Интернете, который тогда давал куда больше возможностей, чем сегодня?
А. Малюков: Боюсь, что тогда как раз коммерческих проектов в Интернете практически не было. Все время было ощущение, что придут деньги в Интернет и убьют Рунет со всеми его прелестями. Я появился в Интернете одновременно с «Журналом.Ру». Первый российский сетевой проект «Вопрос дня» был на страницах этого «Журнала.Ру», и «ЕЖЕ» родился там же. Тогда разговора о деньгах не было вообще. И идея коммерчески успешных проектов, конечно, будоражила мысль тогдашних сетевых деятелей, но не очень сильно. Скорее наоборот — люди думали, как сделать что-нибудь интересное, познавательное, попробовать сделать, как на Западе, и уже потом просто насладиться плодами своего труда. Основная масса тогдашних сетевиков — это были аспиранты и просто люди, которые жили за рубежом или те, кто вернулись в Россию, пытались что-то «нарисовать» в Москве.
М. Спиридонов: Однако многие сориентировались — те же самые Mail.ru, Rambler, Яндекс — возникали примерно в те же годы, по крайней мере, в зачатке, и шли уверенно в коммерческие проекты.
А. Малюков: Мне, наверное, повезло — я сразу попал в некоммерческую часть Интернета, которая занималась скорее контентом, нежели сервисами.
М. Спиридонов: Считаешь, что это везение?
А. Малюков: Я думаю, да. Потому что в тот момент я знал нескольких ребят, которые успели заработать какие-то деньги. Потом они исчезли с этими деньгами и со своими идеями, а у меня продолжается этот «роман с Интернетом», я продолжаю получать удовольствие от создания сервисов и новых проектов.
М. Спиридонов: В общем-то, теоретически, можно одновременно получать удовольствие и от создания проектов, и от зарабатывания на них.
А. Малюков: Именно этим я сейчас и занимаюсь.
М. Спиридонов: То есть ты пришел к этому через долгий путь и через десяток лет?
А. Малюков: Получается, набравшись ума-разума. И, в принципе, получалось так, что я всегда работал с Интернетом: на работе я занимался им коммерчески — делал сервисы, а для души делал сетевые проекты. К сожалению, кстати, в этой справке не было одного из моих любимейших сетевых проектов на базе «ЕЖЕ» — колоночки «Информационный бум», которую я сделал под себя, чтобы утром за чашечкой кофе читать что-нибудь интересное и развлекательное.
М. Спиридонов: А сейчас эта колонка существует?
А. Малюков: Конечно — на главной странице ezhe.ru. В этой ежедневной колонке человек семь-восемь, и каждый раз в неделю пишет свою колонку и рассказывает там о чае, об истории, о словах, о музыке — о чем угодно, но только о том, в чем он является специалистом и что его интересует. Я называю это интеллектуально-развлекательным проектом.
М. Спиридонов: Десять лет назад и более «ЕЖЕ» был во многом элитарной тусовкой первопроходцев, а сейчас подобного рода подход к проекту кажется несколько наивным. Нет ли такого ощущения? То есть люди сейчас смотрят на Сеть, как, впрочем, и на жизнь, особенно в условиях кризиса, более предметно и прагматично. Дает это возможность зарабатывать деньги или, по крайней мере, потенциал к заработку денег или нет? «ЕЖЕ» остается в этом смысле проектом совершенно некоммерческим?
А. Малюков: Абсолютно некоммерческим. Меня несколько раз спрашивали, можно ли его коммерциализировать, я ума не приложу, как это можно сделать. «ЕЖЕ» — это своего рода клуб по интересам или гильдия деятелей русского Интернета, как угодно это можно назвать. Это люди, которых объединяет только желание сделать что-то интересное в Сети. На практике они разные.
М. Спиридонов: Давай пойдем от начала. Как и почему возник союз «ЕЖЕ»? Какие цели ставили перед ним, если ставили, какие задачи хотелось решить при его создании?
А. Малюков: Первой целью были «ЕЖЕ-дневки». Мы с организатором «ЕЖЕ» Леонидом Делицыным сидели в каком-то чате и думали, что надо что-нибудь замутить. В тот момент мне уже порядком надоел «Вопрос дня». Он был, на мой взгляд, очень простым: раз в день публикуешь вопрос и на следующий день — ответ. Вопросы я брал в тогдашнем интернет-клубе «Что? Где? Когда?». Как выяснилось, сам я регулярные колонки вести не могу — меня они дико раздражают. Поэтому у меня появилась мысль объединить людей, которые на тот момент вели ежедневные колонки. Это было проектов, наверное, пять, — Носик с «Вечерним Интернетом», Дима Вернер с «Вопросом дня» и еще несколько околотехнических проектов, которые тоже ежедневно что-то публиковали. Идея абсолютно абсурдная и многие, на тот момент властители дум, писали, что это бред, в который никто и никогда не будет объединяться и обмениваться какими-то кнопочками. Тогда мы менялись этими кнопочками — ставили кнопочку и на нее люди ссылались. И появилась идея такой проект создать. Пользователей тогда было мало — проект с трафиком сто человек в день считался очень успешным. На волне этой идеи стали образовываться проекты, которые уже привлекали на тот момент интеллектуальную элиту российского Интернета. Собственно, тогда-то и прицепилось к нам это прозвище «элита Интернета». Сейчас, конечно, это никакая не элита, а просто сегмент российского Интернета, который в какой-то момент решил общаться друг с другом и держаться друг друга.
М. Спиридонов: А поименно элита Интернета — это кто был и в какие годы?
А. Малюков: Наверное, все люди, которых вы в Интернете знаете по именам, все они в какой-то момент проходили через «ЕЖЕ-лист» или там какой-нибудь «ЕЖЕ-проект». До смешного доходит: вчера был пикник «Афиши», которая ассоциируется с Димой Степановым. А для меня Дима Степанов, например, ассоциируется с «ЕЖЕ-недельками», которые он придумал и вместе со своим напарником Пашей Фроловым из Питера вел и долгие годы там что-то продвигал. Тогда они вели что-то вроде «Бинокля» — еженедельное обозрение — и они сказали что-то вроде, у вас есть «ЕЖЕ-дневки», а мы бы хотели организовать «ЕЖЕ-недельки», чтобы у нас тоже кнопочка была, и мы бы ею тоже менялись.
Практически все ключевые фигуры от Носика до Тёмы Лебедева — там. Одно время даже пробегал культовый российский певец Захар Май — всех обматерил и быстро отписался. Был забавный случай, когда на «ЕЖЕ-лист» подписался Шахиджанян и его просто ногами вперед выкинули. Очень гармонично в свое время на «Лист» подписывался Марат Гельман, с ним было очень приятно там общаться долгие годы.
М. Спиридонов: То есть многие фигуры, которые сейчас уже представляют собой какое-то явление, в свое время были составляющими сообщества «ЕЖЕ»?
А. Малюков: Конечно, тот же Паркер раз пять, наверное, подписывался-отписывался. Экслер долго там сначала дружил с ним, потом ругался, в какой-то момент отписался, опять подписался. Но, по-моему, чемпионом по отписыванию-подписыванию остается Роман Лейбов. Он, наверное, раз шесть туда-сюда ходил и каждый раз кричал, что люди не те, посылал на три буквы, отписывался, но потом возвращался.
М. Спиридонов: А был ли какой-то звездный час у «ЕЖЕ-проекта», скажем, год 2004-й, когда все эти «элитные» были в активной коммуникации, и там что-то происходило действительно яркое, или не было такого?
А. Малюков: Мне трудно вспомнить, все-таки, уже, наверное, больше десяти лет прошло — двенадцать лет «ЕЖЕ». Наверное, в начале 1990-х было мало людей, все друг друга знали и, в принципе, трудно было найти издание, в котором не было бы «ЕЖЕка». Уже в начале 2000-х годов трудно было найти корпорацию, в которой бы не сидело несколько «ЕЖЕй». Были годы, когда чуть ли не все компании, Ашманов, например, по-моему, всех своих сотрудников на «ЕЖЕ» подписал. Трудно сказать, когда был звездный час. Наверное, он возникал тогда, когда у меня оставалось много свободного от работы времени, и я начинал смотреть вокруг и приглашать на «ЕЖЕ-лист» интересных людей. Часть из них оставалась и продолжала общаться с остальными подписчиками.
М. Спиридонов: Сейчас ни одной прямой альтернативы «ЕЖЕ-союзу», как своего рода профсоюзу работников Интернета, не существует. А было такое за время существования?
А. Малюков: Да, но они подумерли. В начале 2000-х регулярно стали появляться интернет-академии. Тогда кто-то дал бабки, по-моему «Интел», под премию. А премию же некрасиво давать так просто — к ней надо обязательно привязать какую-нибудь академию, которая бы ее присудила. И нужно спешно на коленке сделать академию. А академия же не может быть одна, тогда сразу появилось их штуки три. Они премию повручали несколько лет, потом, видимо, деньги кончились и академии подумерли. Потом был период, когда «МедиаСоюз» собирался сделать интернет-гильдию — что-то вроде «ЕЖЕ» — объединить интернет-журналистов. Не знаю, хватило ли у них времени и желания, объединили ли они каких-то журналистов, но как-то «ЕЖЕ» не потянулся туда. То есть «ЕЖЕ» — своеобразная аморфная масса людей, которых уговорить идти куда-то строем физически невозможно, поэтому коллективно подписаться под какое-то дело они не могут. Был еще какой-то союз веб-мастеров, навскидку трудно вспомнить, но я помню, что несколько серьезных организаций развились и умерли в полный рост прямо на глазах.
М. Спиридонов: То есть сейчас они завяли все, да?
А. Малюков: Я не могу вспомнить ни одну контору. Наверное, сейчас из таких мощных осталась РОЦИТ с организацией КИБа-РИФа и, пожалуй, все.
М. Спиридонов: А что для тебя «ЕЖЕ» сейчас? Как ты оцениваешь положение вещей — сообщество стоит на месте, растет, деградирует? Есть впечатление, что серьезные сетевые деятели постепенно отходят от участия в «ЕЖЕ-листе». По моим наблюдениям, из столпов Рунета там только Игорь Ашманов постоянно присутствует. Ты как это рассматриваешь?
А. Малюков: Я думаю, в той ипостаси, в которой она была, идея себя немножко исчерпала. Сейчас скорее остался «ЕЖЕ-лист», который позволяет людям общаться с равными себе. Большинство сетевых деятелей предпочитают, так сказать, «монетизировать» свои мысли — писать в блог и получать ответы от своих поклонников, поклонниц. И им не интересно тратить свой порох на то, чтобы писать в «ЕЖЕ-лист» и получить по мордам от какого-нибудь сетевого деятеля из российской глубинки, который рад тому, что может с ними общаться. Поэтому действительно пошел отток сетевых звезд. С другой стороны, «ЕЖЕ» находится в этакой стагнации — ищем, куда бы двинуться, а куда — пока непонятно. Идти в какие-то структуры и оформлять какое-то сообщество на бумаге не хочется, думаю, ни мне, ни кому-нибудь из тех, кто на «ЕЖЕ-лист» подписан. А проводить конкурс «РОТОР» всем нравится, и люди получают удовольствие, и результаты становятся все более и более репрезентативными, уважаемыми, на них ссылаются. Скорее всего, мы станем чем-то вроде Академии киноискусств, которая как бы при «Оскаре». Этих кинодеятелей никто не знает — непонятно, как они в этой академии оказались и как между собой коммуницируют, но результат их труда, вот этот «Оскар», железячку, которая вручается, всем очень хочется получить. И она достойна того чтобы за нее биться.
М. Спиридонов: Иными словами, «ЕЖЕ-сообщество», скорее всего, перерастет в «киноакадемию» вокруг «РОТОРа»?
А. Малюков: Мне кажется, да. По крайней мере, сейчас я вижу такую тенденцию, потому что самый большой всплеск интереса к проекту возникает именно вокруг конкурса.
М. Спиридонов: А в «РОТОРе» участвуют сетевые звезды?
А. Малюков: О, да, с удовольствием.
М. Спиридонов: Скажи, а есть ли планы по созданию новых проектов на базе «ЕЖЕ»?
А. Малюков: Практически полтора-два года моей жизни ушло на создание «Блондинки.Ру». У меня просто не было времени, чтобы создать что-нибудь новенькое и интересное. А идеи для «ЕЖЕ» у меня есть, и в какой-то момент я их планирую воплотить. Давно в голове летает мысль создать биржу ценных людей, чтобы оценивать сетевых деятелей. Их становится все больше, и когда какой-то человек приходит наниматься на работу, я хочу в принципе знать его стоимость — не то, что он в резюме написал, а то, что о нем можно сказать. И вот такую биржу хотелось бы создать.
М. Спиридонов: А ты не думал, что в твоих словах, собственно, и кроется ответ на причину стагнации «ЕЖЕ»? Ты говоришь, что занят «Блондинкой.Ру», — у проекта просто отсутствует локомотив. А, как известно, в любом проекте локомотив критически необходим — нужен некто, кто горит идеей, кто даже за завтраком в воскресенье и перед сном в душе думает о том, как и что там сделать. Быть может, нужен кто-то, кто встал бы на твое место или под твое руководство и стал бы этим локомотивом?
А. Малюков: С удовольствием. Если появится человек, у которого будет светлая идея. Большинство идей в «ЕЖЕ-проектах», кстати, не принадлежат мне. Их высказывали «ЕЖЕки», я оценивал, быстро находилась команда. Некоторые были даже мертворожденными, и я видел, что идея не сработает. Например, был у нас «ЕЖЕ-Топ», такой правильный каталог интернет-сайтов. Я не понимал, зачем и кому он нужен, видел, что он, как пить дать, загнется месяца через три после создания. Тем не менее, там создалась команда, появился менеджер проекта, скриптологи, которые написали скрипты, и даже дизайн сделал Липка очень быстро. Проект вышел в Сеть и очень быстро, конечно, сдулся. То есть, если появляются идеи, я стараюсь их поддерживать, дать им дорогу и посмотреть, что получится.
М. Спиридонов: Знаешь, какая мысль возникла, быть может, крамольная по отношению к «ЕЖЕ-сообществу» и «ЕЖЕ-листу», — каким-то решением для такой сетевой тусовки может стать человек типа Майнаса, которого все со страшной силой хаяли. Вообще, это, по-моему, вроде спорта в «ЕЖЕ-листе» — ругать Тёмму Майнаса. Однако чего ему не занимать, так это энергии.
А. Малюков: Хороший мальчик, я его вернул на лист. Встретил его при вручении какой-то премии — милый молодой человек, абсолютно безобидный на вид. Молодец — он умеет себя пиарить, умеет раздражать, в качестве раздражителя он очень хорош на «ЕЖЕ-листе».
М. Спиридонов: Ну, может, предложить ему? Сказать: «Артем, хочешь быть рулевым? Я буду тебе рассказывать, как это делать». Ну, в порядке бреда.
А. Малюков: Почему бы и нет. Просто мне кажется, что он манимейкер — он заточен под то, чтобы деньги делать, и я не думаю, что он захочет делать коммерчески неуспешные проекты, некоммерческие проекты. На базе «ЕЖЕ» ни одного коммерческого проекта не было сделано никогда.
М. Спиридонов: Некоторое знание бытовой психологии позволяет мне понять, что господин Майнас мотивирован не только деньгами и не столько деньгами. Ему хочется просто себя как марку, по возможности, раскрутить.
А. Малюков: Конечно. Это надо использовать, потому что это очень хорошая возможность, которая, если использовать ее во благо, может пригодиться.
М. Спиридонов: Я подозреваю, что он нас услышит и поэтому, Артем, подумай, возможно, ты захочешь пообщаться на эту тему с Александром.
А. Малюков: С удовольствием. Мы с ним иногда переписываемся.
М. Спиридонов: Я полагаю, что пол-Рунета переписывается с Артемом Майнасом, поскольку он очень энергичный человек. Скажи, ты довольно давно живешь, вернее жил, в Германии, ой, в Финляндии... Пардон, оговорился по Фрейду, поскольку в Германии я сам нахожусь большую часть времени. Ты там оказался как аспирант, затем работал, да?
А. Малюков: Ага.
М. Спиридонов: Сейчас что связывает с ней?
А. Малюков: Ну, как вторая родина, считайте. Я там часто бываю, у меня там остались друзья, у меня осталось желание вернуться туда. Все-таки, знаете, двенадцать лет, причем, двенадцать лет, которые сразу после университета, — я думаю, если бы меня послали в Китай или Японию, я бы тоже прижился. Эти годы заставляют человека прикипать к месту душой и сердцем. Поэтому я воспринимаю это как место, куда я хочу вернуться в какой-то момент, потому что Москва мне немножко чужая.
М. Спиридонов: Можно сказать, что ты живешь между странами?
А. Малюков: Сейчас я скорее живу в одной стране и периодически заезжаю в Финляндию. Но в начале проекта «Блондинка.Ру» я мотался туда-сюда, пока не стал болеть простудными из-за того, что кондиционер в поезде все время ночью включен, и стал больше находиться здесь.
М. Спиридонов: Переходя к «Блондинке», — как ты сказал, твои усилия последние полтора года направлены на развитие этого интернет-сервиса, сервиса интернет-рекламы «Блондинка.Ру». В двух словах для тех, кто не знает, что это такое и зачем.
А. Малюков: Это надстройка над Яндекс.Директом, Бегуном и Google . На практике это возможность размещения контекстной рекламы сразу на трех российских, вернее рунетских, крупнейших поисковиках — это «Рамблер», «Яндекс» и «Гугль». Причем порог входа очень-очень низкий. «Блондинка» он называется, чтобы человек, который не понимает, что такое контекстная реклама, — те текстовые ссылочки, которые выпадают справа и сверху в поисковых запросах при выдаче...
М. Спиридонов: Думаю, это точно знают все наши слушатели.
А. Малюков: Не факт, не факт. Далеко не все знают, что такое контекстная реклама. И вот как раз эти ссылочки предлагают три системы. А «Блондинка» позволяет все это сделать в одно окно и с очень низким порогом входа.
М. Спиридонов: У вас, по-моему, на старте были какие-то сложности в плане договоренностей с владельцами сетей. Сейчас уже все решено?
А. Малюков: Конечно, да. У нас не было с ними сложностей, с их стороны была настороженность. Они видели, что на Западе такие надстройки есть, и они успешны, на практике они приводят новых клиентов и эти клиенты получают чуть лучший сервис, чем если бы они пришли напрямую. Поэтому, конечно, с одной стороны, они хотели бы, чтобы эти люди пришли к ним, с другой стороны, они не хотели бы, чтобы те клиенты, которых они считают своими, вдруг узнали о существовании альтернативных систем. Собственно, из-за этого и получались у нас небольшие недомолвки. Но на практике мы очень быстро получили статус официального реселлера «Гугля», причем для России это было впервые, и для компании, которая без году неделя на рынке, это достижение, потому что Google просто посмотрел на нашу систему и поверил в нее. А потом, мы с первого дня очень близко коммуницировали с разработчиками из «Яндекса» и «Бегуна», они знали, что делаем мы, мы постоянно просили у них что-то сделать под нас. И с «Бегуном» мы договорились очень быстро, а с «Яндексом», действительно был долгий период, когда мы выясняли, что мы можем им предложить, и что они хотят от нас. Но, в конечном счете, мы сейчас работаем с «Яндексом» через наших учредителей — через технологии «Ашманов и партнеры».
М. Спиридонов: Тот факт, что вы договорись с «Гуглом», конечно, вызывает уважение, поскольку, насколько я знаю, до сих пор ни одно рекламное агентство в России не получает проценты. А вы получаете от них, да?
А. Малюков: Я не могу говорить о процентах — это конфиденциальность договора. Могу сказать, что мы реселлер «Гугля» официально и как у официального реселлера у нас есть некоторое преимущество перед другими агентствами.
М. Спиридонов: Понятно. Это преимущество, видимо, выражено в том проценте, который вы получаете.
А. Малюков: Все почему-то спрашивают про проценты, а на практике там есть гораздо более важные вещи. Одна из самых важных — возможность автоматически открывать аккаунты. Представьте, что у вас массовый сервис, и к вам приходит сто человек в день. Если вы будете ручками открывать аккаунты в «Гугле», «Бегуне» и «Яндексе», вам понадобится штат из пятисот человек. А если вы будете это делать вызовом одной функции, это займет несколько секунд. Официальные реселлеры «Гугля» обладают возможностью подключения к нему автоматически и могут автоматически открывать аккаунты на Google в Аdwords.
М. Спиридонов: Здорово. Название «Блондинка.Ру» не мешает развитию проекта? Ведь блондинка — существо, достаточно иронично воспринимаемое в Сети. Никто не задает вопросы типа того, что вы так назвались-то, вы ж серьезная, вроде, контора?
А. Малюков: Задают все. Я пока не встречал человека, который бы забыл наше название или не смог его однозначно написать в виде урла. Нет, не мешает абсолютно. Единственно, был смешной момент. Мы общались с каким-то банком, и они нам сказали: «Вы не можете сделать какую-нибудь промежуточную контору? Потому что нас не поймут инвесторы, если мы покажем, что мы потратили на рекламу в «Блондинке.Ру».
М. Спиридонов: А у вас название ООО такое же — «Блондинка.Ру»?
А. Малюков: У нас ЗАО «Блондинка.Ру».
М. Спиридонов: А какая там доля у Ашманова?
А. Малюков: Там 50 на 50: пятьдесят плюс одна акция — это у «IMHO VI», остальное — у Ашманова и у меня. По-моему, сорок семь с чем-то процентов у Ашманова и 2,5 у меня.
М. Спиридонов: А идея изначально чья, твоя?
А. Малюков: Идея Ашманова.
М. Спиридонов: Он тебя привлек как руководителя?
А. Малюков: Он привлек как руководителя и, собственно, я делал проект изначально с Игорем в компании «Ашманов и партнеры». А с Арсеном Ревазовым и компанией «IMHO VI» мы познакомились более чем через полгода разработок и решили, что имеет смысл объединиться, потому что Арсен в тот момент бегал как раз с идеей, что нужно сделать «Блондинку». Причем название он придумал. У нас было красивое название «СУКР» — система управления контекстной рекламой, а у Арсена — «Блондинка.Ру». И когда мы выбирали между «СУКРом» и «Блондинка.Ру», остановили выбор на втором варианте.
М. Спиридонов: Ну, да, «СУКР» — спорная штука, в духе раннего Маяковского и плакатов в «Окнах РОСТА».
А. Малюков: Название очень удачное. Во-первых, оно теплое и позитивное. Во-вторых, оно мало кого раздражает. Сами блондинки на анекдоты про блондинок не обижаются. У остальных блондинки вызывают, если не иронию, то понятную ассоциацию. Когда говоришь это, все понимают, что вот действительно просто, раз блондинка может сделать. И «Блондинка» пишется очень легко — человек сразу запоминает название, набирает blondinka.ru и попадет на наш сайт.
М. Спиридонов: Вы уже фактически работаете, да?
А. Малюков: Во-первых, работаем мы достаточно давно. Холодный старт проекта был, наверное, около полугода назад, даже с начала этого года. А расширенный режим и официальный старт были месяца полтора назад.
М. Спиридонов: И насколько тебя как начальника этой истории радует динамика?
А. Малюков: Когда мы стартанули, у нас был период, когда было четыре регистрации в минуту, — это меня очень сильно радовало. А сейчас стало немного медленнее, но мы еще не начинали рекламировать этот проект. То есть пока мы пожинаем баги, смотрим реакцию пользователей, пробуем различные виды рекламы, оцениваем конверсию и готовимся к массированной рекламной компании — мы же должны выдержать наплыв пользователей со стороны и серверов, и клиентского отдела, так что пока идет пристрелка боем.
М. Спиридонов: Сколько пользователей уже сейчас?
А. Малюков: Сейчас зарегистрировано более 7 тысяч, активных пользователей, конечно, меньше. Хорошо, если сейчас десятая их часть размещает рекламу там.
М. Спиридонов: Вы уже зарабатываете, получая проценты и иные преференции от «Яндекса», «Бегуна» и «Гугла»?
А. Малюков: Да, конечно.
М. Спиридонов: Вы прибыльная компания?
А. Малюков: Пока нет.
М. Спиридонов: Когда собираетесь?
А. Малюков: Мы должны выйти на прибыльность к концу года.
М. Спиридонов: И думаешь, выйдете?
А. Малюков: Уверен.
М. Спиридонов: Здорово. А в чем преимущество «Блондинки» над подобными системами типа eLama, SmartContext? Есть какие-то другие, по-моему.
А. Малюков: Я не очень понимаю модель «еЛамы» — она недавно появилась. Вернее, она разрабатывалась тоже давно, но только сейчас появилась. Прикольный такой дизайн, интерфейс, но мне не очень понятно, как она работает. «Смарт-Контекст» — хорошая надстройка для брюнеток. То есть она для людей, которые уже понимают, что такое контекстная реклама, знают, какие ключевые слова им нужны, как их подобрать, знают различия между «Бегуном», «Гуглем» и «Яндексом». То есть это немного расширенный режим «Блондинки». Достоинство «Блондинки» — порог входа. Человек, который уже научился пользоваться «Одноклассниками», примерно представляет, что такое Интернет, но не является активным пользователем, имеет свой бизнес и деньги, которые он готов потратить на рекламу, но не готов инвестировать время в то, чтобы разбираться, как все там внутри работает, — это наш клиент.
М. Спиридонов: Складно излагаешь.
А. Малюков: Да.
М. Спиридонов: Скажи, пожалуйста, есть ли какая-то информация о «Блондинке», которую мы еще не обсудили, либо можем эту тему заканчивать?
А. Малюков: «Блондинка» — это техногенный рай. У меня сидят разработчики, два идеолога — Арсен Ревазов и Игорь Ашманов — оба человека с фантазией и хорошими мозгами. И сам я постоянно думаю, чего бы интересного можно предложить такого, что пользователям будет интересно. Мы планируем не просто сделать надстройку, которая будет размещать рекламу в трех системах, а сделать то, что позволит человеку с определенным бизнесом провести рекламную компанию, оценить, насколько она была успешной, и конвертировать эту рекламу в покупателей, пользователей или продажи. Вот какая цель.
М. Спиридонов: Это скорее не техногенный рай, а, так сказать, концептуально интернетный…
А. Малюков: Да.
М. Спиридонов: У тебя два таких сильных идеолога и ты — опытный, исполнительный, так сказать, руководитель.
А. Малюков: Да я профессиональный строитель сервисов. Я в «Бенефоне» делал сервисы, только они были заточены под мобильные телефоны. Человек с мобильным телефоном мог обратиться к интернет-сервису, который был сделан нами. А здесь я делаю массовый интернет-сервис. Для меня это, кстати, первая проба — делать массовый сервис в Рунете, и мне это, конечно, очень интересно.
М. Спиридонов: То есть, по степени прозрачности и ясности бизнес-модели и перспектив, которые есть у «Блондинка.Ру», нам стоит ждать чего-то почти революционного, когда он начнет рекламироваться, так?
А. Малюков: Я думаю, вам стоит ждать чего-нибудь революционного ближе к концу года, когда будут реализованы несколько идей — то, что я назвал техногенным раем. А как оно будет работать как надстройка, можно оценить даже сейчас, зайдя на сайт.
М. Спиридонов: Ну, одно дело оценить, другое — увидеть, что вы подминаете под себя какую-то большую долю рынка и светите с каждого плаката наружной рекламы или баннера в сети.
А. Малюков: Наружная реклама подумерла, и там мы можем светить за очень скромные деньги. То же самое с медийной рекламой. Учитывая, что один из владельцев «Блондинки» это «IMHO VI», крупнейший байер медийной рекламы, мы тоже можем светить, к тому же «Блондинка» входит в холдинг «Медиа Интернешнл», так что и с экранов телевизоров мы будем грозить рекламодателю, чтобы он потратил на нас свои рекламные бюджеты.
М. Спиридонов: Когда сбудутся все эти угрозы? После того как настроитесь?
А. Малюков: Да, ориентировочно — осень.
М. Спиридонов: Будем ждать. В целом картинка по «ЕЖЕ» и «Блондинке» достаточно полная и красивая. Предлагаю посмотреть и обсудить, что за новости у нас были на неделе.
А. Малюков: Давай посмотрим.
НовостьПервая новость гласит следующее. С 1 сентября на 40 процентов увеличатся расценки на все рекламные площади на главной странице Mail.ru, замечу, медийной, баннерной рекламы. Об этом рассказал газете «Ведомости» коммерческий директор Mail.ru Алексей Катков. Этот факт был воспринят сетевой общественностью очень позитивно. Так, руководитель LiveInternet господин Клименко в своем блоге писал, что, мол, молодцы, правильное дело люди делают — двигают цену рекламы вверх, показывая этим, что рынок здоров и, более того, готов к дальнейшему развитию, несмотря на кризис и некоторые заминки у рекламодателей. Комментарий «Роем.Ру» мне показался забавным. Естественно, если в прошлом году в планировании бюджетов был полный бардак, сейчас уже можно рассчитывать на то, что покупатели рекламы будут планировать рекламные кампании на более долгий срок. В таких условиях держать цены на прежнем уровне — прямая потеря денег, так это прокомментировал Юрий Синодов.
М. Спиридонов: А как ведет себя рынок рекламы по твоим наблюдениям? Вероятно, компанию «Блондинка.Ру» тоже должно интересовать это?
А. Малюков: Мне кажется, что господин Катков лукавит, потому что Mail.ru в последний год запомнился своим демпингом — он стал предлагать какие-то сумасшедшие комиссии агентствам и рекламодателям, которые покупают у них рекламу. Видимо, в какой-то момент посчитали и увидели, что по деньгам оборот, вроде, большой, а доходы — маленькие. И пришла закономерная мысль увеличить доходы путем повышения цены. Как это отразится на количестве рекламодателей, я не знаю. Идея хорошая, правильная, но мне кажется, немножко это лукавство. Представьте, я вам продаю, скажем, телевизоры, которые стоят 100 рублей, за 10 рублей в течение года, а потом вдруг понимаю, что, блин, надо эти телевизоры продавать по нормальной цене, и начинаю продавать их по 20 рублей. Все равно ситуация не выправится, мне кажется. А рекламный рынок в России, конечно, из-за кризиса темпы роста снизил порядком, но в случае контекста, который замедлил бешеный темп развития, мне кажется, что в четвертом квартале он должен себя показать уже в полный рост, потому что бюджеты медийные должны потихоньку, частично перетекать в контекст. На Западе это именно так и происходит.
М. Спиридонов: Тем не менее, баннерная реклама все равно никогда не умрет.
А. Малюков: Конечно, не умрет. Контекст несколько лет назад по объемам и бюджетам обогнал баннерную рекламу, но она останется, просто ее доля, возможно, уменьшится.
М. Спиридонов: Мне интересна трактовка вот этого факта повышения Mail.ru стоимости своих рекламных площадей. Ведь в том числе и одна из крупнейших федеральных газет «Ведомости» расценила этот факт как положительный симптом и знак здоровья и активного развития отрасли — Интернета в целом. В общем-то, это даже поддерживают сайты коллег среднего и малого эшелона, которые, было, совсем поникли и расстроились, что у них нет никаких рекламных бюджетов.
А. Малюков: Можно и так оценить эту новость. Все равно это как бы позитивный сдвиг. Демпинг — это всегда плохо, на мой скромный взгляд, и поэтому повышение цены — это позитив и можно это оценить как ощущение, что кризис у рекламодателей позади и есть желание и возможности тратить больше денег. Можно это оценить как то, что компания решила снизить накал этого демпинга или прошла какой-то этап, на котором пыталась завоевать долю рынка. Они действительно захватили достаточно большой процент рекламных денег и теперь хотят эти деньги как бы подмять под себя — заработать их, а не просто освоить.
М. Спиридонов: Хорошо, движемся дальше.
Новость«Яндекс» сделал свою аську, как написали «Интернетные штучки». Суть в том, что компания «Яндекс», анонсировав это пару месяцев назад, выпустила собственную версию программы ICQ, которая, в отличие от Rambler-ICQ, — ранее единственного российского представителя ICQ в Рунете — содержит информер погоды, «Яндекс.Пробки» и, собственно говоря, это все. По большому счету ничем не отличаются эти две версии от двух противоборствующих поисковиков Рунета. Что забавно, об этом упоминают «Интернетные штучки», в свое время Елена Колмановская в беседе с журналистом Коммерсанта утверждала, что ICQ может быть интересна игрокам второго и третьего эшелонов, имея в виду, что «Яндексу» как игроку первого эшелона это, конечно, не может быть интересно. И, тем не менее, своя версия этого инстант-мессенджера сделана, притом что у «Яндекса» есть еще свой «Я.Онлайн».
М. Спиридонов: Зачем «Яндексу» своя аська и как это будет коррелироваться с его же «Я.Онлайн»? Как ты думаешь?
А. Малюков: Понятия не имею, если честно. Я последний раз пользовался аськой году, наверное, в 99-м. У меня нет аськи, и мессенджером я не пользуюсь — мне все полностью заменил Скайп и то, что там что-то появилось новое, наверное, здорово или, наоборот, очень плохо для кого-то. Ну, да, появился новый мессенджер. Хотя я не понимаю, зачем его делать, если он уже есть — ICQ делает его сама и раздает на своем сайте. Зачем делать рамблеровский или мейлрушный, яндексовский, может, ты ответишь мне?
М. Спиридонов: Ну, в общем, зачем — понятно: брендированная версия популярного клиента попадает на компьютер пользователя, и компания AOL, владелец ICQ, выиграла от того, что еще один пользователь пользуется его программой, полученной с сайта «Яндекс» или «Рамблер». А компании «Яндекс» или «Рамблер», в зависимости от того, откуда взял пользователь программу, получают тот или иной трафик и лояльность пользователя, поскольку внедряют туда какие-то свои функции. Те же «Яндекс.Пробки» или погоду, у «Рамблера» есть свои функции. Тут выигрывают обе стороны. «Рамблер» раздает ICQ со своего сайта — AOL получает дополнительную аудиторию. А сам «Рамблер», раздавая брендированное собой ICQ, получает дополнительную лояльность и переходы.
А. Малюков: Тогда это здорово получается, что у нас есть два брендированных ICQ — возникнет конкуренция, возможно, сервис улучшится. Когда несколько компаний двигаются в одном направлении, всегда есть шанс, что одна из них сделает что-то полезное для пользователя.
М. Спиридонов: Есть-то есть, другое дело, что, конечно ни «Рамблер», ни «Яндекс», скорее всего, не полезут вглубь ICQ, и сам по себе клиент останется таким, какой он есть. Там, грубо говоря, навешиваются плагины — дополнительные функции.
А. Малюков: Эти плагины могут быть интересными. Им же нужно убедить пользователя скачать именно эту аську, именно со своего сайта, а не с сайта аськи… Интересно, каков прирост этих пользователей аськи? Ей уже «лет сто», и мне кажется, что все, кто хотел, уже давно ее установили.
М. Спиридонов: С пользователями айсикью дело темное, потому что, как ты знаешь, много клиентов, не имеющих отношения к AOL, цепляются к нему. В частности, пресловутый QIP, который принадлежит терпящему бедствие РБК, и другие клиенты. Не могу ничего сказать о динамике, но пользуются айсикью еще достаточно активно. Ты говоришь, у тебя в компании пользуются только Скайпом, а у меня — и тем и другим.
А. Малюков: Нет, у меня в компании, наверняка, пользуются ICQ. Просто, если хотят со мной поговорить, — используют Skype. Я не понял прелести айсикью, изначально она меня немножко раздражала своими бибиканьями и тем, что люди со мной начинали общаться, когда им удобно, а не тогда, когда удобно мне. И я как-то очень быстро отошел от этой идеи. Мне очень нравится е-мейл, наверное, поэтому «ЕЖЕ-лист» до сих пор жив, потому что, получив мейл, я могу его прочесть тогда, когда считаю нужным, и ответить тогда, когда у меня есть время и желание. А в аське это немножко напоминает звонки на телефон, когда я не заказывал. Мне это не очень нравится. Я рад, что появился второй мессенджер. Про QIP я слышал, кто-то хвалил мне его, не могу вспомнить кто.
М. Спиридонов: Главная прелесть QIP — он действительно сделан неплохо: он легкий, по сравнению с айсикью — родным клиентом. И в QIP нет рекламы. Что, собственно, раздражает AOL, который периодически меняет протоколы, и в итоге все пользователи QIP оказываются в офлайне.
А. Малюков: Я понимаю, им хочется придавить это дело. Но, видимо не получится.
М. Спиридонов: Ну, да бог с ним. Хватит на сегодня об айсикью, поехали дальше.
НовостьMail.ru открыл платежную систему Деньги@Mail.ru — так она полностью называется. Появилась она не с нуля, а в каком-то смысле заместила собой предыдущую систему «МаниМейл», которая, я был убежден, являлась собственностью Mail.ru.
М. Спиридонов: Оказалось, нет — Mail.ru какое-то время использовала чужую систему «МаниМейл», не углубляюсь в подробности, кому она принадлежит, но это была не их система…
А. Малюков: А я могу рассказать, кому она принадлежит.
М. Спиридонов: Расскажи.
А. Малюков: Принадлежит она Алексею Басову, это та же команда, которая делала «Бегун», по-моему. Вернее, не та же команда, а из той же лаборатории она вышла. Вначале на «Блондинке» мы пытались привинтить платежную систему «МаниМейл» и, наверное, полгода пытались привинчивать. Но не срослось, видимо, сказалось то, что «МаниМейл» расходился на тот момент с этими Деньгами мейлрушными, и не нашлось времени, чтобы нас обслуживать в должном режиме. Мы перекинулись на «Робокассу».
М. Спиридонов: Что же они будут делать, «МаниМейл», без Mail.ru, учитывая сильные позиции конкурентов «ВебМани» и «Яндекс.Деньги» и отсутствие партнеров, которые могли бы поддержать? Но бог с ним, сейчас это не наша тема. А тема в том, что, возвращаясь к новости, деньги Деньги@Mail.ru заработали. И сейчас аналитики и эксперты гадают о перспективах, собственно говоря, этого проекта, учитывая силу «Яндекс.Денег» и крепость позиции «ВебМани» на рынке. Ты как полагаешь, какова перспектива этой платежной системы?
А. Малюков: Я скажу с нескольких сторон. С точки зрения руководителя компании все эти виртуальные деньги — черная дыра в бухгалтерии. Их по-белому практически невозможно проводить, меня это немножко пугает. Чем больше этих систем, тем больше их нужно поддерживать. Появляются люди, которые готовы платить этими деньгами и, как следствие, всегда есть ощущение, что придет какая-нибудь госструктура, объявит их вне закона и на этот момент у меня и у компании на руках окажутся непонятно какие тугрики. Поэтому, когда появляется что-то новое, я с ужасом жду, что же будет дальше. Второй момент, Mail.ru — популярная площадка, и, скорее всего, они смогут раскрутить свою систему и смогут захватить какую-то долю рынка. Насколько большую — трудно судить. С одной стороны, Mail.ru площадка развлекательная, ее никто не ассоциирует с сервисами, которые связаны с коммерцией. И в этом плане тот же «Яндекс.Маркет» больше похож на площадку, где люди будут что-то покупать. Надеюсь, система будет развиваться и жить, надеюсь, что будет работать и их собрат — «МаниМейл», который претерпел некоторые пертурбации и стал выглядеть очень симпатично. На практике, чем больше этих систем, тем страшней мне как руководителю компании, который принимает электронные деньги. А как пользователю мне нравится, конечно, что их много, что я могу посмотреть, где какие проценты выгадать, заплатив или переведя деньги, куда мне нужно. С «МаниМейл», который сейчас разделился на две структуры, у меня связана забавная история. Когда мне нужно было перевести деньги из Финляндии в Россию, выяснилось, что перевести деньги напрямую на тот момент было практически невозможно. Я мог перевести деньги в PayPal, но их не могли снять в России. А если я хотел внести с кредитки деньги в электронные — «ВебМани» или «Яндекс.Деньги», то у меня их не принимали тоже, потому что я как бы их вносил извне. И на тот момент единственной системой, которая позволила мне ввести деньги, была как раз «МаниМейл». Причем в качестве страны проживания, то есть, откуда должны были прийти деньги, можно было выбрать лишь одну страну — Российскую Федерацию. Я тогда написал создателю, мол, что же мне делать — я живу в Финляндии? Мне сказали — вводи Российскую Федерацию, все будет в порядке. Я ввел, и действительно, деньги прошли.
М. Спиридонов: Для тебя как руководителя компании какова была бы идеальная ситуация с виртуальными деньгами — чтобы «Яндекс.Деньги», «ВебМани», «МаниМейл», «Деньги@Mail.ru» развились и цвели бы пышным цветом или чтобы они преобразовались в нечто более реальное и понятное с точки зрения бухгалтерии?
А. Малюков: Конечно, удобно платить электронными деньгами, особенно в России, где банковские платежи не развиты и люди не умеют и не любят платить карточками. Но пока они находятся не совсем в официальной зоне, возникают проблемы. Простейшая задачка, представьте, человек заплатил мне за рекламу вебманями. Через неделю он передумал рекламироваться у меня и, по российскому законодательству, может затребовать свои деньги обратно. Чем ему возвращать? Вебманями? Их у меня уже нет — они уже в рублях лежат на счету. Мне идти покупать вебмани и переводить обратно? Как это будет выглядеть? Компания переводит человеку виртуальные деньги. А если переводить обычными деньгами, возникает вопрос — человек закинул виртуальные тугрики, а я ему возвращаю реальные деньги, получается, что это обналичивание. Таких дырочек и проблем с виртуальными деньгами несметное количество, поэтому я предпочитаю, чтобы это все решали посредники, а я получал бы уже реальные деньги, безнал на реальный счет. Конечно, хотелось бы, чтобы эти системы цвели и пахли, потому что это очень удобно для пользователя — зашел в метро, купил карточку и перевел деньги, оплатил сервис или услуги, но для бухгалтерии это страшное дело, очень неудобно.
М. Спиридонов: А вы в итоге работаете через Робокассу?
А. Малюков: Да.
М. Спиридонов: То есть, вы не принимаете тугриков ни от «Яндекса», ни от «ВебМани», ни от Mail?
А. Малюков: Мы принимаем все тугрики, вернее, их принимает Робокасса и передает нам реальные рубли.
М. Спиридонов: Но вы фактически их не принимаете?
А. Малюков: На практике мы их все принимаем и поддерживаем, но к нам приходят реальные рубли.
М. Спиридонов: Понятно. Что касается перспектив, то, на мой взгляд, наверное, это очень прозрачно — Деньги@Mail.Ru могут иметь заметную долю рынка, может, исчисляемую не десятками процентов, но процентами точно. Они могут отъесть эту долю, скажем, у «Яндекс.Деньги» и «ВебМани» или привести дополнительных людей в эту нишу, так как у них внутри немало проектов для пользователей, которые могут использовать местные деньги, и есть ресурс для того, чтобы эти деньги продвигать. Для пользователей «Мой мир@Mail.ru», социальной сети, в которой можно предложить за деньги покупать виртуальные подарки, для пользователей разных игр и сервисов, которые также в изобилии у Mail.ru... Скорей всего, со временем мы увидим достаточно интенсивный рост этого игрока на рынке электронных платежных систем.
А. Малюков: Я надеюсь. Но не думаю, что действительно большой процент грозит этой системе. В рамках именно своего мейлрушного проекта вполне возможен расчет и взаиморасчет именно в этих виртуальных мейлрушних деньгах. Учитывая, что у Mail.ru достаточное количество этих подпроектов, к которым можно все это прилепить, вполне возможно, что оборот какой-то будет.
М. Спиридонов: Увидим.
Новость«Соцсети уронил Сухуми» — так это звучит в исполнении GZT.ru. Как ты, наверное, знаешь, вечером 6 августа почти разом упали LiveJournal, Twitter и Facebook. Последний, по-моему, не полностью — по крайней мере, для части пользователей из определенных стран он однозначно был недоступен. И сейчас говорят о том, что, якобы, это падение огромных социальных сервисов планетарного, без преувеличения, масштаба, — оно произошло из-за нападения на аккаунт одного и того же пользователя, который именует себя Cyxymu. Это пользователь, который транслирует прогрузинскую позицию, особенно в вопросах конфликта между Грузией и Россией. В своей статье подробно GZT.ru разбирает, как это могло произойти, что это был такой DDoS. Возможно, это были реальные заходы посетителей по результатам рассылки огромного количество спама от лица якобы самого владельца аккаунта Cyxymu, с предложением зайти к нему.
М. Спиридонов: Как ты думаешь, был ли мишенью непосредственно этот аккаунт, и вообще, как ты относишься к подобным атакам? Они настолько неприятны тем, что небольшая группа отмороженных молодых людей может положить такие огромные социальные сети, имеющие значительный технический потенциал... Что говорить о сайтах малых и средних, наших с тобой, по большому счету, проектах. Получается, что их положить еще проще.
А. Малюков: Конечно, просто. К DDoS-атакам нужно относиться, как к неискоренимому злу. Я рад, что атакам подверглись такие монстры — эти ребята придумают какую-нибудь систему защиты от подобной атаки. Трудно, конечно, поверить, что из-за того, чтоб завалить богом забытый аккаунт какого-то националиста, грохнули столько социальных сетей и значимых сервисов. Но, наверное, ирония состоит в том, что это возможно сделать, и какие-то люди не поленились и сделали. DDoS-атака — это когда зараженные компьютеры, как я понимаю, начинают имитировать заход пользователей на какой-то аккаунт. Странно, что мог упасть «Фейсбук», при его посещаемости я не знаю, что там нужно было сымитировать, и какое количество людей туда должно было зайти, чтобы он «свалился». Скорее всего, должна была сработать какая-нибудь система защиты и, например, часть этих пользователей должна была потерять возможность заходить на сайт. И, наверное, с этой частью выплеснули, как ребенка, и реальных пользователей, которые и стали жертвой этой DDoS-атаки. А с Сухуми у меня связаны теплые воспоминания, я там часто был до войны, мне жалко, что такой чудесный город и его название попали в сферу интересов DDoS-атакеров без привязки к тому, что пишет автор блога или Твиттера.
М. Спиридонов: Знаешь, впечатление, вот, как раньше боялись какой-нибудь кучки отмороженных террористов, особенно во времена 2001—2002 годов, когда после взрыва здания Международного торгового центра в Нью-Йорке была истерия по поиску террористов повсеместно. И если раньше искали террористов, которые могут небольшой группой произвести огромную по своей разрушительности акцию, включая, возможно, атаку атомными бомбами или, не дай бог, чем-нибудь подобным, вот точно так же сейчас формируется боязнь группы непонятных хакеров-анархистов, которые способны по своему желанию завалить крупнейшие социальные сети, сайты и, возможно, в перспективе — поисковые системы. Таким образом, у них в руках колоссальный рычаг влияния.
А. Малюков: Возможно, это была демонстрация силы. Представьте, все эти социальные сети — это большие деньги, это деньги инвесторов, которые вкладываются в них, акции, которые крутятся на бирже. Представим, что завтра совет директоров должен опубликовать данные по приросту цены акций и вдруг социальный сервер вообще выпадает из Интернета на несколько дней. Вполне возможно, что это была демонстрация силы. Не факт, что это, как вы говорите, какие-то отморозки или анархисты. Скорее всего, бизнесмены, которые просто показали — ребята, мы можем взять и завалить, скажем, четыре социальные сети разом. И если вы нам не заплатите такую-то сумму денег, то мы это сделаем, и у вас совет директоров пройдет под вырубленным сервисом. И наверное, там кого-то сильно поругают, кого-то уволят и акции упадут. Это инструмент влияния.
М. Спиридонов: Было в этот раз так или не было, бог его знает. Однако теоретически, такое возможно в перспективе, поскольку все чаще DDoS проводится так энергично и массированно, что можно предположить, что и бизнес на этом будут делать, и как рычаг политический могут использовать. В этом смысле, конечно, стоит задуматься нашим с тобой коллегам, имеющим отношение к технике.
А. Малюков: Скорее к сетевой безопасности.
М. Спиридонов: Да.
А. Малюков: Они об этом думают регулярно и, кстати, один из создателей «ЕЖЕ», это Дмитрий Леонов, является одним из ведущих российских специалистов по сетевой безопасности. У нас, кстати, когда последний «РОТОР» был, какой-то страшный троян на сайт закинулся и чуть не угробил весь праздник — пришлось чистить страницы.
М. Спиридонов: На сайт или на сервер?
А. Малюков: На сервер. Страницы нашего сайта, которые были связаны с «РОТОРом», были заражены каким-то трояном. Удалось почистить в первый день, но потом несколько раз еще всплывало что-то. А насчет, почему я сказал, что рад именно, что зацепили монстров — я верю, что у них творческий потенциал большой, и у них больше шансов придумать противоядие, чтоб такие вещи не повторялись.
М. Спиридонов: Ну конечно, они повторятся. Но зацепленные монстры, безусловно, начнут двигаться, и это действительно хорошо.
НовостьА последняя новость у нас о том, что «Одноклассники» сменили дизайн.
А. Малюков: Да ладно?!
М. Спиридонов: Я тебе скину ссылку, чтобы ты мог просто нажать, если ты там не бываешь часто. Есть там аккаунт у тебя?
А. Малюков: У меня нет аккаунта ни в одной из социальных сетей — ни российской, ни зарубежной. У меня был аккаунт в конце 90-х годов в LinkedIn. За лет десять я не воспользовался им ни разу и «прибил» его. В «Одноклассниках», по-моему, дизайн тот же.
М. Спиридонов: Как сказать, немножко поменяли, и я хотел с тобой это дело обсудить.
А. Малюков: А что поменялось?
М. Спиридонов: Стало поаккуратней. Вообще, тема «Одноклассников», с точки зрения дизайна, а именно интерфейсов, была предметом главного, скажем так, служебного юмора для людей, занимающихся этим профессионально. Интерфейс «Одноклассников» — это просто притча во языцех с точки зрения нелогичности их построения и неудобства пользования ими. Хотя знаю людей, — сам себе возражу — которые приходили в Интернет и начинали знакомство с ним с «Одноклассников». Они говорили: «А мне удобно, а я все понимаю».
А. Малюков: Это просто доказательство того, что если сервис востребован, то неважно, какой там интерфейс.
М. Спиридонов: Да-да-да. Кстати, для меня «Одноклассники» — это такой проект-манифест о том, что дух главенствует над материей. Ведь идея встретить собственную молодость, собственных знакомых, сослуживцев, коллег и одноклассников, настолько понятна и очевидна, что привлекла в сеть миллионы. И эти люди пришли в Интернет не для того, чтобы оказаться здесь, а для того чтобы именно на «Одноклассниках» встретить своих знакомых. И, во-вторых, этот сайт заставил людей научиться пользоваться сначала компьютером, потом браузером и, в конце концов, осваивать машинные интерфейсы, которые были достаточно сложными. Сейчас они изменились.
А. Малюков: Я очень благодарен создателям «Одноклассников», потому что они пригласили в Интернет людей, на которых ориентирована «Блондинка.Ру». Это они научили их пользоваться Интернетом. Теперь эти люди спокойно могут зарегистрироваться и понимают, что такое Интернет, хотя бы на базовом уровне.
М. Спиридонов: Да, это колоссальный российский ликбез — «Одноклассники» и, отчасти, «ВКонтакте», хотя он был несколько позже и имеет свой путь. Интерфейс у него понятнее, поскольку прототип хороший.
А. Малюков: Прототип и у «Одноклассников» такой же. Они не один в одни содрали?
М. Спиридонов: Нет, они далеки от Classmates.com, если ты имеешь в виду это. Они идею заимствовали, но по интерфейсам они отличаются. Так вот, возвращаясь к новости, скажу, что интерфейсы, на мой взгляд, стали действительно прозрачнее, понятней. Местами возник приятный, не скажу точно, что это такое — AJAX, DHML, словом, динамичные элементы страниц, которые работают без перезагрузки. Видно, что поработали специалисты в области прототипирования и машинных интерфейсов, с пониманием последних на современном уровне.
А. Малюков: Как бы не отпугнули людей, люди ж уже привыкли.
М. Спиридонов: В каком-то смысле есть такая опасность, но подозреваю, что к хорошим интерфейсам они скорее привыкнут. Получается, что хвалю «Одноклассников», что не модно, тем не менее, плюс в данном случае в том, что сделано это деликатно. По тому, как проведен редизайн, видно, что люди учитывали тот факт, что интерфейсом пользуются неопытные пользователи, которых резкое изменение даже в лучшую сторону может поставить в тупик и заставить если не уйти с сервиса, то, возможно, начать пользоваться им более редко. Они к этому отнеслись с пониманием, сделали все корректно.
А. Малюков: Кстати, смотри, а где же регистрация или ее нет тут вообще?
М. Спиридонов: Должна быть регистрация. Я показал бы тебе экран, но это длинная история. В общем, поверь мне на слово, что тот интерфейс который ты также не видел…
А. Малюков: Нет, я видел предыдущий интерфейс. Там несколько раз размещали фейковые аккаунты с моими фотографиями, и те аккаунты я видел. Какие-то добрые люди брали мое имя, фото, выкладывали и каким-то образом там общались. Мне даже писал какой-то юноша, которому девушка выдавала эту страницу в виде виртуального спутника жизни. То есть она выдавала мои фотографии за фотографии своего мужа, и человек страдал от неразделенной любви. И писал мне письма, спрашивал, не знаю ли я эту девушку, и что я думаю по этому поводу, и когда же он сможет соединить с ней свое сердце. Пришлось «убить» этот аккаунт, естественно.
М. Спиридонов: Как все запущено в этом смысле. Людей со специальным взглядом на жизнь и своеобычным заворотом мозгов в мире сотни и в Сети они особенно заметны.
А. Малюков: Потом был момент, когда моим родителям мои друзья детства стали говорить, что они пишут мне в «Одноклассниках», а я не отвечаю никому. Тоже кто-то создал виртуальный аккаунт с фотографиями, с именем и на нем зачем-то сидел. Для меня, конечно, загадка, зачем это делать, видимо, людям нравится и не жалко тратить время.
М. Спиридонов: Я кстати не задавался вопросом, есть ли мои аккаунты в «Одноклассниках», кроме того, что я создал, потому что мне было действительно любопытно это сделать.
А. Малюков: А поищи.
М. Спиридонов: Надо посмотреть. Хорошо, думаю, что на этом мы закончим сегодняшнюю беседу, если не возражаешь. Скажи, пожалуйста, есть ли вещи, которые мы с тобой не упомянули или можем с чистым сердцем расставаться на сегодня?
А. Малюков: Слушай, у тебя же в блоге задавали какие-то вопросы, мы на них ответили?
М. Спиридонов: Сейчас дам тебе линк на этот пост, чтобы не было сомнений. Там один вопрос, который не звучал, — что случилось с номинацией «Литературный сайт» на последнем «РОТОРе».
А. Малюков: Хороший вопрос, кстати.
М. Спиридонов: Ответь!
А. Малюков: Смотрите, любой российский конкурс — это то, что в голове у жюри. В данном случае — в голове у подписчиков «ЕЖЕ-листа». Они не очень хорошо разбираются в сетевой литературе. Очень мало сайтов, которые они посещают, если вообще посещают, — только библиотеки, и практически ничего не знают о литературной составляющей российского Интернета. Поэтому сначала подумерла номинация «Сетератор года» — та, где оценивалось произведение. Потом пропала номинация «Литературный сайт». Жалко, потому что параллельно с тем, как проходил конкурс, я мониторил блоги и обнаружил человека, который там писал, какие бы сайты он номинировал, и оказалось, наверное, десять сайтов, на которых я никогда не был. Очень интересные, хотя большинство литературных сайтов в настоящее время — это что-то вроде социальных рекомендательных сетей, где люди оценивают и рекомендуют друг другу какие-то книги и поэтому, наверное, сама литературная составляющая Рунета поменялась и такая номинация, как литературный сайт, стала немного неуместной и выбыла из конкурса.
М. Спиридонов: Ну, что же, все главные вопросы, заданные в моем блоге, прозвучали. На этом предлагаю расставаться. Спасибо тебе огромное за то, что нашел время появиться в сегодняшней программе. Было любопытно пообщаться.
А. Малюков: Спасибо, что пригласили.
М. Спиридонов: И для тех, кто нас слушал, напомню, — вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях был сооснователь и модератор союза интернет-деятелей «ЕЖЕ» Александр Малюков, также он является гендиректором службы интернет-рекламы «Блондинка.Ру». Редакция этого выпуска Дмитрий Гурьев, Роман Лихов, Илона Грошева, Владимир Климентьев. Вел программу Максим Спиридонов. До свидания.