Максим Спиридонов: Добрый день, друзья! И снова в эфире очередной выпуск эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня 17 августа 2009 года, это выпуск под номером 17, у микрофона Максим Спиридонов. Сегодняшняя программа необычна сразу по нескольким причинам. Во-первых, у нас в гостях представитель Mail.Ru, мы этого давно ждали. Во-вторых, я веду этот выпуск из отпуска, в телегостиной небольшого пансиона в австрийских Альпах. Что за вид у меня за окном, можете посмотреть у меня в блоге на spiridonov.ru. Вдобавок, если вдруг, помимо моего голоса и нашей беседы с моей сегодняшней гостьей, вы услышите еще какие-то голоса и звуки — это голоса, собственно, местных отдыхающих. Но никакие обстоятельства не помешают нам сегодня поговорить о следующих новостях недели, которые наша редакция отметила как важнейшие в Рунете:
- Google открыл новый поисковик. Отбивка (70:25)
- «Одноклассники» сняли с сайта всю рекламу. Отбивка (72:57)
- Выпущен детский браузер «Гогуль». Отбивка (78:50)
- «Рамблер» закрывает свои «Группы». Отбивка (86:00)
- «Яндекс» показывает контекстную рекламу на сайтах, использующих «Яндекс.Сайт». Отбивка (88:37)
А наш гость сегодня — вице-президент и директор по маркетингу и PR компании Mail.Ru Анна Артамонова. Анна, здравствуйте!
Анна Артамонова: Добрый день!
М. Спиридонов: Сегодня, как я уже говорил, масса вопросов к Вам, поэтому сразу предлагаю перейти к досье гостьи, которое на Вас собрала наша редакция.
ДосьеАнна Артамонова родилась в Москве. В 1996 году поступила в Институт журналистики и литературного творчества на Факультет периодической печати. Параллельно, с 1999 года, работала обозревателем и аналитиком в интернет-газете «Дедлайн.Ру». В 2000 году Анну пригласили на должность пиар-менеджера агентства «Промо Интерактив» и редактора сайта «Вебрейтинг.Ру». Также работала редактором интернет-департамента в News Outdoor Russia и директором по развитию агентства «Медиаленд» холдинга РБК. С 2003 года и по настоящее время Анна занимает должность вице-президента и директора по маркетингу и PR в крупнейшей интернет-компании Mail.Ru. Анна является лицом компании и в рамках многочисленных интервью и комментариев озвучивает в СМИ информацию о новостях интернет-портала и точку зрения компании на рыночные события. Также Анна курирует ключевое направление портала — работу над развитием коммуникационных сервисов Mail.Ru, включая социальную сеть «Мой Мир», мессенджер Mail.Ru Агент, блоги, фото- и видеохостинги, а также сервис социального поиска «Ответы». Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Начну с вопроса несколько необычного. Ваш образ сильно отличается от образа большинства топ-менеджеров крупных компаний. Вы действуете, ведете дела, как обычно действует предприниматель, страстно верящий в свой стартап, или так называемый «евангелист», кому по должности положено любить продукт, который он продвигает. Откуда такая горячность и видимое неравнодушие, необычное для солидной должности вице-президента корпорации с капитализацией в пару миллиардов долларов?
А. Артамонова: На самом деле, видимо, есть два фактора. Во-первых, это некий психотип, темперамент, который накладывает отпечаток на все действия. Во-вторых, это действительно искренняя вера в то, что ты делаешь, и искренний, неподдельный интерес к этой деятельности. Я работаю в Mail.Ru уже шесть лет, и это моя самая значимая вещь в карьере, которую я сделала, самая интересная и самая увлекательная, и мне очень приятно, что все так развивается, и что я могу рулить огромным бизнесом, который находится на гребне волны. Естественно, я делаю это не одна, но это очень интересно и очень увлекает. Могу сказать, что весь ключевой топ-менеджмент Mail.Ru — это холерики по темпераменту, очень агрессивные и очень амбициозные персоны. И это, наверное, накладывает сильный отпечаток на то, как быстро мы движемся.
М. Спиридонов: По числу упоминаний в прессе, цитат, интервью Вы первый человек Mail.Ru. Даже генеральный директор компании Дмитрий Гришин имеет порядка 600 упоминаний, согласно «Яндекс.Новости», тогда как у вас их порядка полутора тысяч на вчерашний день. По гласной или негласной субординации в компании Вы второй человек Mail.Ru?
А. Артамонова: Мне сложно комментировать такие вещи. Конечно, первый человек в Mail.Ru — это Дмитрий Гришин, он визионер, стратег и так далее. Могу сказать, что я, наверное, играю немалую роль в, так скажем, стратегическом направлении. Но не хочу умалять и роль моих коллег: технического директора — Владимира Габриеляна и коммерческого директора — Алексея Каткова. У нас есть команда, в которой люди хорошо дополняют друг друга, и которая очень привержена Mail.Ru. Есть люди, более формально выполняющие свои обязанности, неплохо, но формально, но есть команда единомышленников, которая стоит у руля и является сердцем компании.
М. Спиридонов: А кто эта команда, если не секрет? Поименно.
А. Артамонова: Это технический директор — Владимир Габриелян, коммерческий директор — Алексей Катков, Олег Ильичев — руководитель портала и я. Это ключевая команда, которая работает на Mail.Ru более пяти лет, и вся ее жизнь прошла в борьбе за эту компанию, и уже невозможно помыслить ни компанию без нас, ни нас без нее.
М. Спиридонов: То, что есть Mail.Ru сейчас, — это плод рук, размышлений и действий этих людей?
А. Артамонова: В основном, да. Безусловно, мы активно занимаемся привлечением в свою команду сильных профессионалов в разных направлениях, и каждый из них вносит свой вклад и помогает нам развивать большое направление. Сегодня компания стала огромной, а раньше мы делали все сами, практически руками, но у нас и было одно, два, три важных направления. Сейчас, когда мы хотим развивать мало связанные между собой, но очень важные истории, нам нужны сильные профессионалы. Например, мы привлекли Владислава Шабанова развивать наше поисковое направление. Он признанный эксперт в этой области. Мы привлекли Андрея Ефимочкина делать проект «Деньги@Mail.Ru». Это человек, который сделал «МаниМейл», и смотреть на то, как он работает, одно удовольствие, потому что видно — человек умеет и любит делать то, что он делает. Но несколько человек, условно говоря, — капитаны, которые бегут с корабля последними, — это те, кого я перечислила изначально.
М. Спиридонов: А сколько сотрудников сейчас в Mail.Ru?
А. Артамонова: Около 450 сотрудников, основная масса в 400 человек, естественно, находится в Москве и где-то 50 в регионах. У нас несколько региональных офисов.
М. Спиридонов: Офисы в Петербурге, да? В Киеве…
А. Артамонова: Есть в Петербурге, в Екатеринбурге, в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Челябинске и Самаре и одно зарубежное представительство в Киеве.
М. Спиридонов: Могу предположить, что среди наших слушателей есть те, кто не в курсе, как появился и развился Mail. Если коротко, как вы дошли до жизни такой? Что стало стартовой точкой, какие моменты в жизни компании были поворотными?
А. Артамонова: Наверное, первый поворотный момент — это возникновение почтовой службы Mail.Ru в 1998 году. Эта история неоднократно рассказывалась нами в СМИ и публиковалась на сайтах. Изначально не было четкой стратегии, бизнес-плана по созданию бесплатного почтового сервиса. Была питерская софтверная компания «ДатаАрт», которая занималась разработкой различного программного обеспечения на заказ в основном для американских клиентов, корпораций, то есть такое оффшорное программирование. На тот момент российские программисты стоили дешево. Сотрудники этой компании написали по заказу одного западного клиента ПО для почтового веб-сервера. Для того чтобы протестировать ПО под нагрузкой, они купили домен Mail.Ru и повесили его в открытый доступ, в сеть, пригласив знакомых завести себе такой прекрасный ящик с окончанием Mail.Ru. Почтовая служба оказалась очень востребованным и нужным сервисом, стала стремительно набирать популярность и выросла в значимый проект. На тот момент, как Вы помните, начиналась первая волна интернет-энтузиазма на Западе, появлялись инвестиции в сетевые стартапы. Ребята тоже решили в эту область двинуться и выделили из «ДатаАрт» отдельную компанию «Порт.Ру». Она и должна была заниматься интернет-проектами, создавать интернет-порталы и различные сервисы. На тот момент было запущено достаточно большое количество сервисов, многие из которых сейчас уже не существуют по отдельности, потому что были объединены в портал. Многие домены, которые на тот момент принадлежали «Порт.Ру», в свое время были проданы. Вы удивитесь, но домен «Работа.Ру» был когда-то нашим. В то же время в другом городе развивалась компания «НетБридж Сервис» — тоже некая креатура в области развития интернет-сервисов. Ее ключевыми сервисами были аукцион «Молоток.Ру», который существует и по сей день, «Бум.Ру» — бесплатный хостинг, интернет-магазин, если помните такой — «24х7». «НетБридж» купил «Лист.Ру» в 2000 году, когда была мода на топы. Это был счетчик, который до сих пор существует под брендом «Топ@Mail.Ru», и еще что-то там по мелочи. В 2001 году акционеры «Порт.Ру» и «НетБридж» договорились об объединении компании, на тот момент инвестиционный бум на интернет-рынке прошел, наступил спад. Так было на американском рынке, в России в этой области тоже было не радужно в плане инвестиций. Многие проекты объединенных компаний были пересмотрены, и происходило это не из маркетингового интереса, а ради выживания. Была задача построить эффективный бизнес, выбрали самый популярный на тот момент бренд Mail.Ru и сделали его зонтичным, создав большой портал, в который включены все основные сервисы. «Товары@Mail.Ru» — это бывший «Торг.Ру», «Автопорт.Ру» превратился в «Авто@Mail.Ru» и так далее.
М. Спиридонов: В каком году это произошло?
А. Артамонова: 2001 год — как раз после падения NASDAQ. Тот момент, как и конец прошлого года, был временем умирания стартапов. Если Вы помните, на российском интернет-рынке на тот момент было огромное количество стартапов, а на западном еще больше. Среди существовавших на тот момент интернет-компаний выжили и развились в огромные бизнесы единицы. Это Mail.Ru, «Яндекс» и еще несколько компаний.
М. Спиридонов: Была ли такая точка, когда стало понятно, что Вы выжили и даже стали зарабатывать и что это более-менее надежное и понятное занятие?
А. Артамонова: Эта точка уверенности была, наверное, только в 2003 году. Тогда появилось ощущение, что переломный момент настал, мы на плаву, что у нас есть деньги на жизнь и на развитие, что мы придумали, как зарабатывать больше, чем тратить, и чтобы еще осталось.
М. Спиридонов: Сегодня Mail.Ru — это свыше 40 сервисов, если не ошибаюсь, да?
А. Артамонова: Да.
М. Спиридонов: А как появляются новые проекты?
А. Артамонова: Есть несколько направлений, в которых мы мыслим, создавая новые проекты. Первое направление — некая стратегическая история. Нашу стратегию можно охарактеризовать как communitainment — коммуникации и entertainment — развлечения, это два приоритетных и стратегических для нас направления. И плюс, конечно же, важная история — это массовость. Если в мире появились какие-то тенденции, тренды, соответствующие одному из этих направлений и обладающие одним из этих свойств, то мы будем активно двигаться в этом направлении, даже если тренд соответствует только двум из этих параметров. Второе направление — это монетизация. Понятно, что мы уже не маленькие и не можем себе позволить иметь много проектов, которые растут по аудитории, едят много серверов, но никаким образом не зарабатывают. Под монетизацию создается ряд проектов. Проектами, которые больше завязаны на монетизацию, мы считаем контент-проекты, к примеру, «Авто@Mail.Ru», «Леди@Mail.Ru», «Дети@Mail.Ru». Это информационные ресурсы с тематическим контентом, которые хорошо покупаются рекламодателями, потому что рекламодатели до сих пор любят именно тематические площадки с понятным направлением. При создании таких проектов мы ориентируемся на спрос на рекламном рынке — есть ли деньги в этой отрасли, готовы ли рекламодатели много вкладывать в Интернет, есть ли конкуренция, кто сейчас забирает основной бюджет в этой области.
М. Спиридонов: То есть, если коротко, то впередсмотрящий в виде, очевидно, отдела исследований, смотрит, что сейчас интересного есть и что хотим сделать. И с другой стороны — что приносит реальные деньги, и также хотим это сделать.
А. Артамонова: Да, безусловно. Но этим занимается не строго отдел исследований. Эта стратегия развития компании, которая определяется топ-менеджментом. Мы все вовлечены в этот отдел исследований, все изучаем западные и восточные рынки, информационное поле и делаем какие-то выводы. Конечно же, не все так просто, и в тех сервисах, которые будут популярны, тоже в какой-то момент обнаруживается монетизация, и важно ее не пропустить и каким-то образом развить. Но если говорить о приоритетах, конечно, для нас всегда приоритетней сделать массовый популярный сервис, и мы искренне верим, что на любом массовом сервисе мы придумаем, как заработать денег. Аналогичная ситуация с поисковыми машинами. Если Вы помните, когда они появились на интернет-рынке, что на Западе, что в России, не было понятно, как на них зарабатывать. Это потом была изобретена золотая жила в виде контекстной рекламы. Но изначально это были только расходы на серверы и добрая воля создателей, помогающих всем и все искать в Интернете.
М. Спиридонов: С одной оговоркой, знаете, как в передачах типа «сделайте сами, но не попробуйте делать это дома». Модель, о которой Вы говорите, когда набирается аудитория, а потом ее внимание монетизируется, работает потому, что вы — большая команда опытных специалистов, которая обладает большим количеством уже готового трафика, который можно направить на эти новые проекты. Именно по такой модели до сих пор пытаются действовать различные так называемые стартаперы. Они говорят, мол, мы сделаем проект, привлечем туда людей, а потом заработаем на рекламе — это то, с чем я сталкиваюсь по своей работе, рассматривая разные новые проекты. И они глубоко заблуждаются, что у них ничего не получится. Они, не думая о бизнесе, особенно сейчас, в эти дни, в эти годы, сами себя ставят под удар.
А. Артамонова: Но мне-то кажется, что у стартаперов, о которых Вы рассказываете, гораздо хуже получается первый пункт. До второго они просто не доходят.
М. Спиридонов: У них и первый получается плохо, это правда.
А. Артамонова: Так вот это самое сложное. Создав массовый популярный сервис, ты найдешь, как на нем заработать. Самая главная задача — его создать.
М. Спиридонов: Я думаю, что степень осознанности и профессионализма, позволяющих создать такой сервис, позволит и понять, что сейчас, создавая его в одиночестве, без, повторюсь, поддержки большого количества аффилированных проектов, как у вас, готовых поделиться трафиком, не продумав бизнес-модель, человек рискует оказаться с неплохим сервисом, но без популярности, без достаточного количества раскрутки. Это снежный ком, который сначала нужно толкнуть, чтобы он, возможно, начал крутиться. Если его не растолкать сначала, он, вполне вероятно, так и останется стоять.
А. Артамонова: Не могу с вами не согласиться. Чтобы ваш сервис стал популярным, и чтобы его потом продать, нужно решить, как продать его так, чтобы не обидеть пользователей. Но этот вопрос все-таки вторичный, на мой взгляд.
М. Спиридонов: Я бы сказал, он вторичный для Mail.Ru. Ну, бог с ним. Скажите, пожалуйста, каков критерий успешности сервисов? И каков критерий безуспешности? Были ли какие-то проекты, которые приходилось зарезать потому, что они не пошли?
А. Артамонова: Критерий успешности прост — это аудитория, ее размер, количество показов страниц и тренд роста аудитории. Плюс, конечно, сравнение с конкурентами, с конкурентной средой в этой области и, конечно же, количество денег, которые проект приносит. Если вся отрасль стагнирует и проект практически не растет — не страшно, а если отрасль растет, а проект нет — это позор. Если он не приносит много денег, это тоже плохо. Но если он при этом растет по аудитории, для нас это все равно хороший проект, это, собственно, смотри пункт первый.
М. Спиридонов: А резали что-нибудь из проектов, на которые делалась ставка?
А. Артамонова: Мы за долгие годы много раз, так сказать, меняли фокус. Мы практически не режем проекты, но фокус, естественно, смещается. Например, на данный момент направление, которое когда-то было важным, те же вот хостинги сайтов, соответственно «Бум.Ру», мы практически его закрываем и не поддерживаем. Например, фотохостинг какое-то время назад был для нас важным проектом. Сейчас мы понимаем, что основная его судьба и направление — это существование в связке с социальной сетью, основной мотив заливки фотографии пользователей не «я снял что-то очень красивое», а типа «я хочу показать свое пьяное лицо друзьям». Поэтому в связке с сервисом, со списком друзей и их уведомлений о новых фото, с возможностью обсудить с друзьями эти фотографии, сервис на порядок более успешен и мощен, чем в качестве профессиональной фотогалереи, и он будет смещаться в эту сторону.
М. Спиридонов: В своем блоге на spiridonov.ru я традиционно собираю вопросы будущему гостю к каждой «Рунетологии». Среди прочих есть такой вопрос — не кажется ли вам, что почта Mail.Ru — для новичков, для тех, кто не очень дружен с Интернетом или просто привык к своему ящику. Что-то вроде «Одноклассников», откуда многие начинают свое плавание, а позже переходят в другие сервисы. Как Вы это прокомментируете?
А. Артамонова: Я скажу так: характеристика нас как сервиса, в котором может разобраться любой «чайник», это очень хорошая история. Очень лестная и приятная. Безусловно, мы почта для новичков, потому что новички неуверенно себя чувствуют в Интернете, а мы стараемся сделать так, чтобы даже ежу было понятно. Безусловно, есть гик-комьюнити, как я это называю, которое всегда будет искать чего-то большего, но надо понимать, что это некая психология. Они уйдут не потому, что у нас большего нет, а потому, что они хотят быть особенными и отличаться. И в этом смысле нам сложно быть одновременно и массовым сервисом и гик-сервисом, это все равно, что быть «Макдоналдсом» и французским рестораном с тремя звездами Мишлен. Но если выбирать между величиной и мощью бизнеса и интересностью, если сравнивать ресторан на три столика с очень высокой кухней и многомиллиардным, с огромным присутствием во многих странах, «Макдоналдсом», то мне больше нравится второй. Наверное, Mail.Ru, в плане отлаженности бизнес-процессов и масштабности, тоже можно сравнить с этим направлением. Мы хотим удовлетворить 90 процентов людей и сделать это четко, быстро и хорошо. Очень странные запросы гиков иногда идут вразрез с требованиями большинства, и мы, наверное, именно поэтому их и не удовлетворяем. Если какая-то история нужна большому количеству людей, безусловно, она у нас присутствует.
М. Спиридонов: Можно сказать, что Вы в какой-то момент отказались от того, чтобы удовлетворять интересы гиков, и пошли к массовому пользователю сознательно?
А. Артамонова: Мы не то, чтобы отказались, мы это всегда делали. Мы делали сервис доступный и понятный большинству людей. И мне кажется, это самое прекрасное, потому что большинство людей, которые не являются профессионалами в Интернете, как мы с вами, не хотят в этом разбираться. Они остаются на уровне «новичок» — «новичок +» всю свою жизнь, потому что больше им просто не нужно. Для них должно быть все очень понятно, не запутанно, просто, и все под рукой. Гики любят настроить себе какие-то rss-фиды и так далее, а это все захламляет интерфейс и очень мешает нормальному человеку, который ни слово «rss», ни слово «фид», ни слово «настроить», в общем-то, в принципе не приемлет. Соответственно, это противоречия интересов разных групп населения.
А. Артамонова: Ну, здесь я не совсем соглашусь. При глубоком проникновении в предмет вполне возможно и реально удовлетворить и тех, и других — сделать настройки для гиков и показать им, что вот там они находятся, вот там можно настраивать rss-фиды, синдикации, агрегации. Но запрятать это подальше и не подсовывать под нос обычному пользователю. Однако, тут работает правило Парето. И, наверное, даже не 80 на 20, а на те пять процентов гиков нужно потратить 95 процентов времени, чтобы эти сложные настройки построить. Видимо, Вы отказываетесь тратить на это время и занимаетесь проблемами обычных пользователей, поскольку их большинство.
А. Артамонова: Во-первых, да. А во-вторых, у нас достаточно много настроек и есть такие вещи, которых нет ни у кого. Есть переводчик с нескольких языков, проверка орфографии, проверка еще чего-то. В принципе, система продвинутая, просто эти сервисы ориентированы на как можно большее количество людей.
М. Спиридонов: Каким Mail.Ru видит своего пользователя? Есть какой-то портрет, который у вас закреплен, может быть, даже документально?
А. Артамонова: Вы знаете, для нас портрет нашего пользователя практически совпадает с портретом российского пользователя Интернета. Потому что у нас настолько широкая аудитория, что собственно все пользователи Интернета — наша потенциальная аудитория. Может быть за исключением 3 процентов гиков, хотя сейчас мы специально разговариваем с продвинутой аудиторией, приглашаем их еще раз попользоваться какими-то нашими сервисами, и, в принципе, многие люди не знают даже, что у нас есть. Существует смещенное представление о наших возможностях. В итоге, после повторного знакомства с нашими сервисами, многие люди уходят удивленными и обрадованными.
М. Спиридонов: То есть, расхожее мнение о вас, как о месте не для гиков, на самом деле несколько ошибочно?
А. Артамонова: Мне кажется, что да. Есть же некая гик-история — я не такой, как все, я особенный, все пользуются Mail.Ru, а я принципиально пользуюсь даже не «Джимейлом», а каким-нибудь китайским сервисом, потому что там что-то классное. Но это некая…
М. Спиридонов: Это поза.
А. Артамонова: Поза, да.
М. Спиридонов: По поводу гиковости есть такой вопрос у меня, если мы на это вышли. Если смотреть на главных игроков Рунета, то «Гугл» — это однозначно место для гиков, по крайней мере, все продукты, кроме поиска. «Яндекс» тоже, в общем-то, отчасти для гиков, но русских — быть может, менее требовательных, менее продвинутых, не читающих по-английски и более патриотично настроенных, быть может. А Mail, он демократичный, может, даже порой слишком, по крайней мере, с точки зрения гика. А как Вы относитесь к тому, что «Яндекс» в последнее время делает заметные активные движения для того, чтобы перестать быть гиковским местом и стать более популярным и, возможно, покусится на того самого неофита, новую публику, которая сейчас, как правило, приходит больше к вам. Начиная от «Фоток», блогхостинга и заканчивая недавним выпуском брендированной версии ICQ, что возмутило гиков — как это так, «Яндекс» сотрудничает с айсикью, которую все давно не любят и общаются в «Google Talk». Не опасаетесь «Яндекса»?
А. Артамонова: Мы «Яндекса», безусловно, опасаемся, но не по той причине, что они всегда были местом для гиков, а теперь перестали. Я не считаю, что они когда-то были местом для гиков, они всегда были массовым сервисом и всегда были нашими конкурентами за аудиторию. В этом смысле за последнее время ничего нового не произошло. Конечно, в последние несколько лет они двинулись не в направлении массового пользователя, они в нем всегда шли, а в направлении коммуникационных сервисов, которые всегда являлись нашим приоритетным направлением. Но я могу сказать, к сожалению или к счастью, пока они не достигли особых успехов в этом направлении. Не знаю, по какой причине. Я достаточно уважительно отношусь к этой команде, безусловно, это достойные сильные конкуренты, интересные люди и лично мы со многими из них общаемся. Но я не могу сказать, что какой-либо из их сервисов выстрелил в этом направлении. Пожалуй, «Фотки» симпатичные, очень неплохой сервис, но мне кажется, он появился с неким опозданием, опять же по причине, которую я озвучила раньше, — в тот момент, когда стало понятно, что основою массу фотографий в Рунете генерят социальные сети, социальные сервисы, «Яндекс» вышел со stand alone фотохостингом. Мне кажется, эта история немного не в тренде. Соответственно, их блогхостинг, слэш, социальная сеть, или, как это назвать, Я.Ру, опять же опоздала с появлением на пару лет. При этом опять же непонятно стратегическое направление, потому что в этот же момент они купили «Мой Круг», и у них появилось две социальных сети. Понятно, что одна более профессиональная, но буквально через год после покупки «Моего Круга» у них были заигрывания на тему «Одноклассников», они на главной странице вешали «Найди своих одноклассников» и вели эту рекламу на «Мой Круг». То есть они в этом направлении не имеют четкой стратегии, и мне кажется, они очень долго и основательно все делают, и из-за этого часто время уходит. Они не имеют четкой стратегии, то ли из-за того, что они долго делают, верха устают ждать и совершают какие-то перпендикулярные действия — именно так я для себя объяснила покупку «Моего Круга». Условно говоря, Волож (генеральный директор «Яндекса») устал ждать, когда ему внутри компании родят социальную сеть, и купил ее снаружи. Точно также сейчас происходит в направлении мессенджеров — они опять же очень поздно вышли в этом направлении на рынок, не добились никаких видимых успехов, теперь вышли с ICQ. В моем понимании партнерство с ICQ — это чистый обмен трафиком. Я не считаю, что это может быть хорошая стратегическая история для компании, но это некая возможность в краткосрочной перспективе получить какой-то профит от трафика.
М. Спиридонов: Ясно, что погоды они не сделают, — это некий тренд такой.
А. Артамонова: Нет, это сделает погоду, такую же погоду, как сделает сотрудничество с браузерами и так далее. Это быстрый трафик. Конечно, это не десятки процентов, но какие-то заметные вливания трафика, безусловно.
М. Спиридонов: Очень забавно, в моих недавних беседах с Андреем Себрантом, если не ошибаюсь, и с Сергеем Петренко из «Яндекса», они говорили о том, что Mail «Яндексу» не конкурент. А Вы так уверенно заявляете, что, конечно, конкурент.
А. Артамонова: Гусь свинье не товарищ, да? Непонятно только, кто гусь, кто свинья.
М. Спиридонов: Понятно, они не говорили это, не дай бог, пренебрежительно, просто они говорили «мы не конкуренты», а Вы говорите «мы конкуренты». Забавно, что Вы по-разному смотрите на эти вещи.
А. Артамонова: Вы видите, насколько мы агрессивнее и амбициознее, конечно, мы конкуренты, потому что мы боремся за внимание аудитории. Нам по большому счету не важно, что пользователь делает в Интернете, главное, чтобы он делал это при помощи наших сервисов и оставался у нас. То же самое важно и «Яндексу», что бы они ни говорили. И конкурируем мы с ним и по коммуникационным сервисам, и по поисковому направлению, потому что у нас, например, поисковая доля растет. И на данный момент у нас поисковая доля 10,3 — 10,4 процента, что, в общем, очень заметно на российском рынке, и мы третий поисковик сейчас вместо «Рамблера», который успешно катится вниз по наклонной, по-моему, его доля около 5 процентов, что, конечно, позор.
М. Спиридонов: Какой интересной темы мы сейчас коснулись, Вы говорите о поиске на Mail.Ru. В связи с этим у меня есть такой вопрос. Сейчас поиск «Яндекса» на Mail.Ru выглядит как ваш собственный поиск и это не нравится «Яндексу». Аркадий Волож в интервью «Коммерсанту» пару месяцев назад прямо говорил о том, что текущая ситуация его не устраивает, что они намерены добиваться от вас более явного указания, что вы используете их поисковый движок. Какова ваша позиция на этот счет?
А. Артамонова: Это немного странная постановка вопроса. Что так не нравится «Яндексу»? Мы же не украли у них поисковой движок, и абсолютно все, что мы делаем, зафиксировано в контракте и это называется условия White Label — предоставление услуги без лейбла. У нас это подкреплено контрактом и взаимовыгодным сотрудничеством. Наша позиция, конечно, здесь не изменяется, но мы рассматриваем предложения и от разных поисковиков, «Яндекс» — не единственная поисковая технология в мире, адаптированная под Рунет. В мире их много, тот же «Гугл» неплохо свои позиции укрепляет и, честно говоря, их русскоязычный движок лично у меня вызывает все больше уважения — я периодически, так скажем, пользовательское тестирование провожу. Если несколько лет назад по качеству поиска в русскоязычной Сети «Яндекс» однозначно выигрывал, то сейчас бывают ситуации, когда именно по русскому запросу «Гугл» находит лучше. Можно сказать, что есть возможность сотрудничать и с другими поставщиками search engine.
М. Спиридонов: Да, это очень красивая позиция у вас на рынке, что вы можете постоянно говорить: а мы вот подумаем еще, оставлять ли нам поиск «Яндекса» или взять «Гугл». Ну и взяв «Гугл», то же самое говорить, теоретически. А вот ваш собственный поисковик gogo.ru существует с лета 2007-го года. По тем данным, что мы смогли разыскать после двух всплесков посещаемости в начале и в середине 2008 года, вызванных, очевидно, направленными рекламными усилиями, посещаемость GoGo плавно снижается. По Alexa можно предположить, что сейчас он находится на уровне порядка 10 тысяч человек в сутки. Последняя новость на GoGo датирована февралем. Впечатление, что создатели не знают, куда идти дальше. Так ли это?
А. Артамонова: Это не совсем так. Для нас GoGo — это некая инновационная тестовая площадка, где мы обкатываем различные инструменты, которые потом выкатываем на большой поиск. Если говорить о технологиях, которые сейчас работают на поиске Mail.Ru от «Яндекса», там только основной поисковый движок. Много «обвеса и тюнинга» сделано нами самими, те же suggest'ы, подсказки для поисковых запросов — это наша собственная разработка. Весь поиск по видео — это тоже наш собственный движок GoGo, ищущий по видеохостингам…
М. Спиридонов: То есть GoGo, как был, так и остается у вас лабораторией?
А. Артамонова: Да, на данный момент он остается лабораторией. Но мы стараемся быть готовыми к тому, чтобы иметь и собственный поисковой движок, который должен быть конкурентоспособным по качеству, чтобы выкатить его на массовую аудиторию Mail.Ru. Мы не можем сказать, что нам нужен второй отдельный самостоятельный бренд, но это тестовая площадка. Сейчас мы выкатили следующее: если наберете «Путин» или еще какую-нибудь персону, правда, это еще видно половине аудитории, получите справку о персоне в результатах поиска. Есть интеграция с картами, например, нашими. То есть, если по каким-то местам, типа ресторанов, кафе и так далее, на сайте детектирован адрес, то выводится сразу ссылка на наши карты с этим уже предзабитым адресом. Какие-то такие интересные штучки мы оттачиваем на GoGo.
М. Спиридонов: Дальше пойдем, поскольку проектов много, хочется поговорить по крайней мере о флагманских. Какова, по вашему мнению, роль социальной сети Мой мир@Mail.Ru в Рунете? Когда собираетесь убить «Одноклассников» и «В Контакте»?
А. Артамонова: Роль достаточно большая, на наш взгляд, значимая и она постоянно увеличивается. Мы можем сказать с уверенностью, что мы вошли в тройку социальных сетей и плотно там закрепились, причем не с большим отрывом от первых двух. Мы гордимся этим хотя бы потому, что в мировой практике ни один крупный, так скажем, «старый» интернет-портал, не смог влезть в эту волну, в это направление. Нам это удалось, на данный момент у нас не драматический отрыв от лидеров и он активно сокращается. Сейчас наша суточная аудитория пользователей на «Моем мире» около 3 млн в сутки. Насколько я знаю, «В Контакте» меньше 9 млн было летом, но, может быть, они подрастут. У «Одноклассников», к сожалению, нет публичных счетчиков сейчас нигде, но я думаю, миллионов 7?6,5, то есть мы в таком достаточно близком и не драматичном разрыве и мы достаточно активно растем. Например, летом росли, хотя обычно летом аудитория продуктов проседает. Сила «Моего мира» в том, что все наши проекты, такие как Фото@Mail.Ru, Видео@Mail.Ru, Блоги@Mail.Ru, все больше становятся его составными частями, и он в итоге становится единым пространством для коммуникаций. Соответственно, нас больше всего сейчас волнует, заботит и интересует развитие API, развитие платформы для разработчиков, которая позволит под нас создавать сторонние приложения, чтобы развлекать аудиторию и монетизировать, скажем так, чужими руками к выгоде обеих сторон.
М. Спиридонов: Какова у «Моего мира» программа-максимум? Куда он должен прийти?
А. Артамонова: Конечно, программа-максимум — это социальная сеть номер один. У нас амбиций меньших не бывает.
М. Спиридонов: Тогда переходя дальше к мессенджеру Агент Mail.Ru, каким видится его роль в развитии компании и его будущее? Или тоже там первое место и точка?
А. Артамонова: В общем и целом, конечно, хочется и видится первое место. Наша политика, наверное, очевидна и всегда заключается в том, что мы оцениваем не абсолютные цифры, а некое распределение позиций на рынке. То есть мы должны быть номером один. Условно говоря, мы не можем поставить цель: когда мы достигнем 3 млн, мы счастливы. Мы не можем быть счастливы, если конкуренты в этот момент достигают 5 млн. Потому что это значит, что мы неправильно что-то делали. Конечно, все познается в сравнении, по «Агенту» мы тоже хотим стать мессенджером номер один, на данный момент у нас неплохие позиции, мы оцениваем свою долю в 30?40 процентов от российского рынка мессенджеров. Основной наш конкурент — это ICQ и ее вариации. Кстати, нам всегда помогают конкуренты. Сначала айсикью довольно вяло себя вела на российском рынке и выпускала не очень хорошие клиенты, чем, собственно, во многом разочаровывала аудиторию. Но зато существовал достаточно агрессивный стартап QIP. Сейчас он куплен РБК, насколько я понимаю и знаю, у них тоже все не очень хорошо, и разработчики QIP, по-моему, уже не работают над этим проектом. И у самого РБК тоже не очень хорошие времена, им не до этого направления. Зато теперь айсикью более активно движется на российский рынок, договорились с «Яндексом» о партнерстве. Тоже очень интересное направление, и мы неплохо себя в нем чувствуем и расширяем свое присутствие.
М. Спиридонов: А в чем главная задача «Агента» — монетизация через голосовой трафик, через продажу международной связи или какая-то помощь проектам и получение трафика с него на сайты?
А. Артамонова: В первую очередь это некий инструмент для текстового общения между людьми, как и любой мессенджер в Интернете. Голосовая составляющая, безусловно, очень важна, но это только одна из историй, тем более в области монетизации. У нас также есть видеозвонки между пользователями, которые совершенно бесплатны, потому что это только «PC to PC». Но более стратегическим направлением для нас является привлечение и повышение лояльности аудитории портала путем наличия у каждого пользователя на компьютере еще и десктопного приложения, которое облегчает ему использование сервиса и помогает жить.
М. Спиридонов: Я было попробовал использовать «Агент», он достаточно активно напоминает о себе различными анонсами, сообщениями о новостях часа и так далее. Это способ привлечь публику из «Агента» на сайт?
А. Артамонова: Безусловно, но на самом деле он не очень агрессивно ведет себя в этой области. Его главная интеграция — с почтой, он вас уведомляет о письмах. Как ни смешно, мы одними из первых изобрели эту историю, которую у нас потом все переняли. Внимание, гики, — даже «Джимейл» и «Джиталк» сделали это через два или три года после нас. Это самая глубокая интеграция — с сервисами, но, опять же, не единственная. Сейчас нам кажется интересной возможность написать в свой микроблог через «Агент» — мы постарались объединить историю статусов в «Агенте» и записи в микроблогах. У «Квипа», в отличие от нас, практически нет веба. То есть он у них есть номинально, но им никто не пользуется. По факту, сейчас «Квип» просто транслирует статусы людей, которые об этом вообще не подозревают, на какой-то странный сайт на вебе, куда никто не ходит. Формально и технически наши истории похожи, но идеологически и пользовательски они сильно отличаются. У нас происходит некая движуха в этой области, люди это видят, реагируют на это и отвечают друг другу, как минимум еще и потому, что они действительно ходят туда, где это публикуется. А публикуется это в ленте активности пользователя в социальной сети «Мой Мир» и там тоже большое количество народу это видит и этому радуется. Я могу отметить забавный эффект, который я вижу лично на себе. У меня достаточно большое количество старых знакомых, которые давно не проявляли никакой активности в плане общения со мной. Реагируя на мои записи в микроблоге, они начинают заговаривать со мной на какие-то темы. Это очень сильно цепляет людей. Я пишу, что ходила на «Гарри Поттера», и вылезает человек, который со мной не разговаривал два года, и пишет: «Да, Гарри Поттер что-то не удался!». Завязывается разговор. Поэтому мне очень нравится эта история.
М. Спиридонов: К вопросу о голосовом трафике и голосовых возможностях «Агента» сейчас будет длинное предисловие. На недавнем заседании «Российского союза промышленников и предпринимателей» по формированию правовых основ IP-телефонии в стране, представители российских сотовых операторов говорили о том, что неплохо было бы запретить аудитории России пользование Skype и вообще средствами VoIP-телефонии. После того как в блогосфере и прессе поднялась буча, многие из тех, кто поддерживал такую позицию, сдали назад и стали говорить, что речь о запрете не идет, что они просто хотели обратить внимание бизнес-сообщества и госорганов на то, что деньги за междугороднюю и международную связь по Скайпу уходят за рубеж. И, вообще, Скайп и подобные сервисы недружелюбны к России, поскольку не могут быть подключены к СОРМу — системе оперативно-розыскных мероприятий — которым по Закону «О связи» должен быть оборудован каждый российский оператор. Иными словами, они не могут быть прослушаны спецслужбами. И тут, как мне кажется, возникает интересная вещь: «Мейл Агент», пожалуй, единственный массовый распространенный мессенджер, чьи владельцы, в отличие от Скайпа, работают и платят налоги в России. Думаю, что российские спецслужбы если и могут договориться о подключении к СОРМу голосового интернет-трафика, так это с российской компанией. Получается, пусть это и не будет чистым приемом, но Mail.Ru выгодно лоббировать запрет Скайпа в России, и «Агент» гипотетически может даже получить поддержку от государства и выгоду от этого. Что думаете на этот счет?
А. Артамонова: Я хочу прокомментировать выступление сотовых операторов. Очевидно, что это выступление в свою пользу, потому что, конечно же, они теряют деньги от появления более дешевого и удобного средства связи. Очевидно, что им это не нравится, и что они будут выступать в таком ключе из-за корыстной заинтересованности. При этом я могу сказать, тот же «Мегафон», высказывая такие мысли и идеи, запускает сервис «Мультифон» — слышали, наверное.
М. Спиридонов: Очень туманно.
А. Артамонова: Это сервис VoIP-телефонии. Их можно понять, и это, конечно, правильная стратегия дергаться во всех направлениях, одновременно пытаясь и прикрыть тылы, и заодно договориться с этой аудиторией на другом языке. Это не очень красивая позиция, как она выглядит со стороны, а в плане бизнеса правильно.
М. Спиридонов: Вы будете пользоваться ситуацией?
А. Артамонова: Нет. То, что мы единственная российская компания, которая платит налоги в России и имеет свой сервис IP-звонков, мы, безусловно, отмечали и некую радость по этому поводу испытывали. Но это не наш способ ведения бизнеса — политическое лоббирование и прогибание других, чтобы кого-то закрыли. Мы все-таки работаем в другой парадигме, мы скорее боремся честными конкурентными методами.
М. Спиридонов: Вы за чистую конкуренцию?
А. Артамонова: Да, мы за понятную рыночную ситуацию, и мы боремся уровнем качества сервиса, умением привлекать аудиторию и так далее. Я могу сказать, что нет у нас планов быть такого рода лобби, хотя приятно, если само так сложится, почему нет.
М. Спиридонов: К другой теме теперь, если не возражаете. О рекламе и о вопросах, с ней связанных. В прошлой программе мы обсуждали новость о том, что Mail.Ru с осени поднимает цены, кажется, Дмитрий Гришин сам об этом сообщил. Было две версии относительно причин поднятия цен. Первая — Mail.Ru сильно до того демпинговала, что привело к высоким оборотам средств, но низкой прибыли, вследствие чего было принято решение поднять цену на рекламу. И вторая версия: ура, все в порядке, на самом деле кризис оказался не таким страшным — рынок растет, рынок интернет-рекламы жив и развивается. Как Вы прокомментируете?
А. Артамонова: По поводу того, что Mail.Ru всегда демпинговал... Я бы на вашем месте просто взяла прайс-листы Mail.Ru и каких-то других компаний с похожим по объему трафиком и просто сравнила, наверное, тогда вопрос этот отпадет.
М. Спиридонов: Речь шла о том, что делаются очень большие агентские скидки. Это же принятая практика делать комиссии, супер-комиссии и так далее.
А. Артамонова: Практика комиссий и супер-комиссий стабильная по всему рынку. Mail.Ru в этой области не является изобретателем мега-супер-пупер-комиссий. Есть практика работы, которая применяется практически на всяких крупных площадках, — одинаковая, поэтому нельзя говорить, что мы как-то себя ведем отлично от других. Что касается демпинга, у нас достаточно давняя история продаж интернет-рекламы и достаточно больший опыт и имидж, поэтому у нас не самые дешевые цены на рынке. Даже у тех же «Одноклассников» они были гораздо дешевле в момент выхода на рынок, если брать цены за тысячу показов… Я думаю, что обвинения в демпинге странные. А что касается причины, по которой мы поднимаем цену, то все по-честному: мы видим очередь клиентов и количество брони, которую уже сейчас делают на осень, видим показатели лета, которые неплохо выглядят, и перед основным коммерческим сезоном пытаемся рассчитать, чтобы хватило «товара».
М. Спиридонов: То есть это было вызвано реалиями рынка и востребованностью вашей рекламы?
А. Артамонова: Это было вызвано реалиями, которые мы видим у себя в системе бронирования и которые озвучивают рядовые сейлз-менеджеры.
М. Спиридонов: Вы понимали, что это будет манифестом своего рода, что такая крупная компания, одна из трех кнопок Рунета, поднимает цену на рекламу на 40 процентов, это для многих знак того, что рынок жив и растет?
А. Артамонова: Конечно, мы понимаем, что это звучит оптимистично и жизнеутверждающе для всего рынка, но это действительно вызвано объективными причинами. Мы написали пресс-релиз об этом и разослали клиентам новый прайс, вывесили его на сайте. Это правда.
М. Спиридонов: Не просто сказали, а даже сделали это.
А. Артамонова: Да, можно проверить, у нас все ходы записаны. Понимаете, смешно было бы делать манифест, не подтвержденный реалиями. Ну, хорошо, мы бы выпендрились, а потом сидели бы, извините, с голой попой всю осень, если бы у нас действительно не было спроса на наши услуги.
М. Спиридонов: Одним словом, у вас все в порядке, и поэтому Вы подняли цены. А второй волны кризиса не боитесь, о которой говорят многие?
А. Артамонова: Мы боимся всего, как и все разумное население, но есть понимание, что интернет-реклама — это скорее тихая гавань для рекламодателей, куда они все прячутся во время кризиса, потому что в сравнении с другими медиа это другой уровень бюджетов, если сравнивать с той же теле- и радиорекламой. Во-вторых, это просто другой уровень возможности померить эффективность, понять, какая отдача от рекламы произошла. Это очень важно, когда у тебя не огромные бюджеты, которые ты можешь просто палить не глядя. И сами понимаете, что оценка эффективности рекламы в Интернете дает на порядок больше возможностей, чем в любом другом медиа. Плюс таргетинг и возможность фокусировки рекламы на нужную тебе аудиторию. В этом смысле Интернет впереди планеты всей и несравним с другими медиа. Кстати, говоря об инновациях и первопроходчестве, мы первыми на рынке стали продавать в массовом формате рекламу с таргетингом по полу и возрасту. Мы делаем это уже много лет, и это в рекламе было одним из наших больших преимуществ, потому что мы всегда были самой большой базой зарегистрированных пользователей в российском Интернете, и нам известен пол и возраст каждого человека и так далее. Сейчас мы идем дальше и делаем еще более умные истории в этой области.
М. Спиридонов: Еще вопрос про деньги. Выход на биржу, который планировался порядка полутора лет назад, отложен или перенесен?
А. Артамонова: А в чем разница?
М. Спиридонов: Ну как бы в смысле…
А. Артамонова: Потух или погас?
М. Спиридонов: Пожалуй, я сформулировал неверно: поставлена точка на этом, выхода не будет? Или это перенесено на другие даты, относительно близкие и понятные 2?3 года?
А. Артамонова: В развитии компании не бывает точек ни в каком направлении, пока компания не собирается закрываться. Точка не поставлена, но называть конкретные даты в текущей ситуации, когда Вы же меня пугаете осенней волной кризиса, несколько странно. Сами понимаете, очень большой уровень неопределенности. Эта идея по-прежнему существует, но без конкретики по срокам.
М. Спиридонов: Сейчас все крупные поисковики и порталы озабочены охватом мобильной аудитории. Что Вы думаете о перспективе мобильного Рунета, и как Mail.Ru движется в этом направлении? Насколько важным это кажется?
А. Артамонова: Нам кажется очень важным это направление. Хотя, вот забавная история — мы, и другие игроки рынка, говорим о важности мобильного направления достаточно давно, и давно тянется ожидание, что вот-вот рынок мобильный взорвется, и мы осознаем, что мобильных пользователей в разы больше, чем пользователей Веба, и начнем очень активно в этом направлении зажигать. Просто по объективным причинам пока не произошло взрыва. У нас есть мобильная версия почты и большого количества сервисов. На данный момент, по-моему, около 6 процентов нашей аудиторией пользуются мобильной версией. Это, конечно, не очень много и не очень заметная цифра — в штуках человек это больше миллиона в месяц, но с другой стороны мы ждем, что вот-вот и случится, мобильный Интернет придет, тем более, что 3G и WiMAX нас к этому подталкивают.
М. Спиридонов: Ваши коллеги из «Яндекса», в частности Андрей Себрант, тоже довольно энергично и с большими надеждами были настроены на выпуск мобильных продуктов, мы об этом говорили порядка месяца-полутора назад. А Вы, я понимаю, особого энтузиазма не испытываете — просто имеете это в виду, но не более того?
А. Артамонова: Нет, это неправда. Самое агрессивное наше мобильное направление, которое мы активно развиваем и в котором, как нам кажется, занимаем лидирующие позиции — это мобильные приложения, а именно мессенджер. У нас есть мобильная версия Агента Mail.Ru, — очень популярный продукт, он существует в трех ипостасях и скоро будет четвертая. Это продукт для Java, для Symbian, для Windows Mobile платформы, и скоро мы выпустим версию под Айфон. В прошлом году мы купили компанию «Смейп» — эти ребята собрали и объединили разработчиков достаточно большого количества популярных самописных приложений и мессенджеров под мобильники и сделали свой продукт Смейпер на базе всего этого. Сейчас эта команда работает над мобильной версией «Агента». У нас там вполне приличные цифры аудитории, по-моему, около полумиллиона в сутки пользуются разными версиями нашего мобильного «Агента». И поскольку наши конкуренты достаточно слабо представлены в мобильной отрасли, мы думаем, что мы самые крупные. Плюс последняя версия «Агента» — программа три в одном, которая содержит в себе разнопротокольный мессенджер — Агент Mail.Ru, ICQ и даже Jabber, есть почта и есть карты.
М. Спиридонов: Словом, мобильный Интернет для вас является серьезным приоритетом?
А. Артамонова: Я вам говорю о том, что пока мобильный веб не выставлен так сильно, но мы его ждем и очень к этому готовимся. Сейчас мы переделываем мобильный портал, сервисы тоже будут скоро в новой версии. Но пока есть такое ощущение, что мобильный Интернет хорошо живет в области приложений. И этому есть объяснение — так же раньше было у обычного веба, у обычного Интернета, ведь когда Интернет был достаточно слабым в плане связи, многие вещи люди делали при помощи софта, то есть программ. Те же почтовые клиенты были, и много всего. То есть когда связь плохая, клиенты каким-то образом жизнь улучшают, как только связь становится хорошей, очень много переносится на браузер. Сейчас в том же вебе нам кажется, что все идет к тому, что все больше вещей начинают жить в браузере — пользователю вообще ничего не надо на компьютер устанавливать, при помощи браузера можно уже всё: и почту смотреть, и по мессенджеру общаться. Кстати, еще про Агент Mail.Ru забыла сказать — мы сделали веб-версию. Я не знаю, видели Вы, но это еще одно очень важное направление для нас.
М. Спиридонов: Я видел.
А. Артамонова: В почте можно полноценно общаться по Агенту Mail.Ru, не устанавливая ничего себе на компьютер, просто при помощи браузера.
М. Спиридонов: Пользуется успехом это?
А. Артамонова: Да, безусловно, общаются. Пока это какие-то проценты, но уже видно, что какую-то новую аудиторию мы этим зацепили и, думаю, это будет только развиваться. Мы собираемся, конечно же, в наши социальные сети это внедрять.
М. Спиридонов: Вопросов у меня огромное количество, но время ограничено. Поэтому буду финалить первую часть. У вас внешне все очень хорошо: отрасль растет, несмотря на кризис, денег на развитие хватает, Вы не привлекали никаких заемных средств ни сейчас, ни в последние годы. Вы в тройке лидеров в отрасли. Чего не хватает Mail.Ru глобально? Есть ли чего-то, что нужно, а его нет?
А. Артамонова: Нам иногда не хватает сил и хороших человеческих ресурсов, чтобы объять все интересные направления, которые мы видим. У нас уже есть сильная команда, и мы привлекаем сильных профессионалов, но все равно есть ряд направлений, в которых мы не бежим только потому, что находимся в процессе поиска того, кто это направление на себя возьмет, грудью закроет и разовьет. Самая главная ценность в любом высокотехнологичном бизнесе и на интернет-рынке — люди: мысли, головы, умение реализовывать проекты. Больше всего нам не хватает людей, хотя мы очень активно занимаемся их привлечением, нам все равно их всегда мало. Если у тебя есть адекватный сильный человек на направление, на любое количество направлений, ты можешь развиваться гораздо активнее и агрессивнее в большом их количестве.
М. Спиридонов: А этих людей просто нет или они все уже заняты?
А. Артамонова: Их сложно найти. Их мало — кто-то из них занят, о ком-то из них надо узнать, изучить этот вопрос. Безусловно, они есть. В начале нашей беседы я перечисляла персоналии, привлечением которых в нашу команду мы очень гордимся. С недавнего времени в нашей команде работает Павел Завьялов, тоже небезызвестный персонаж на интернет-рынке. Наше игровое направление ведут два очень интересных человека — Дмитрий Гурковский, который Нинтендо Раша возглавлял, и Алексей Садонов, который активно развивал игры в «Рамблере». Недавно мы наняли очень сильного системного архитектора Федора Сигаева. Мы постоянно работаем над тем, чтобы привлекать в команду очень сильных людей, но хорошего — много не бывает.
М. Спиридонов: Мы сегодня очень подробно поговорили с вами по поводу Mail.Ru, это здорово, но время резко ограничено, и я предлагаю крайне коротко, буквально по паре фраз, обсудить каждую новость этой недели и на этом сегодня завершиться, если Вы не возражаете.
Новость«Гугл» открыл новый поисковик, пишет CNews.ru. Суть в том, что 11 августа компания «Гугл» представила новую версию своего поискового сервиса под названием Caffeine, который уже сейчас доступен для тестирования всем пользователям. Как говорят сами создатели, он работает несколько быстрее и корректнее.
М. Спиридонов: К вам вопрос, Анна, смотрели уже сам сервис? Если да, то какие впечатления? Если нет, то какие, вообще, вам видятся перспективы за «Гуглом» и за поиском?
А. Артамонова: Честно говоря, глянула одним глазком — ничего принципиально нового там нет. Как я понимаю, это улучшенные механизмы ранжирования, которые суть настолько тонкие материи, что не уловить простым взглядом без проведения специального тестирования на группе слов, по разным запросам — то, что иногда проводит Ашманов. Конечно, у поиска «Гугла» активность самая радужная, это мы видим во всем мире, это действительно классный продукт, большие профессионалы и лидеры в этом вопросе. То, что они постоянно дорабатывают и развивают свой движок, основной свой сервис, свою дойную корову и залог своего успеха, не вызывает какого-то удивления. Безусловно, они будут постоянно этим заниматься, тратить на это ресурсы, иметь RND в этой области. Я не вижу ничего очень интересного в этой новости.
М. Спиридонов: Поставите себе на Mail.Ru поиск «Гугла», если он такой хороший?
А. Артамонова: Не исключено, я уже говорила, что это бизнес-вопрос, состоящий из двух частей, — качества поиска и финансовое условие, которое важно для нас. Я не могу Вам точно говорить, но это вариант не является невозможным. Кстати у нас до «Яндекса» стоял поиск «Гугла».
М. Спиридонов: Это я помню. Следующая новость.
Новость«Одноклассники» остались без рекламы. Поменяв дизайн сайта социальной сети «Одноклассники.Ру», команда неожиданно столкнулась с технической проблемой: через два дня после смены дизайна на сайте пришлось отключить всю рекламу — и баннерную, и контекстную.
М. Спиридонов: В отношении последней я не очень понимаю почему, вроде как это их не должно было особо грузить.
А. Артамонова: Вы знаете, оно грузит…
М. Спиридонов: Да?
А. Артамонова: Да.
М. Спиридонов: Ну, хорошо. Но факт вот такой, и проблема следующая — отключили, кроме всего, долгосрочные контракты, включая в том числе, как пишут «Ведомости», МТС, чем последние, конечно, были не очень довольны. Реклама на «Одноклассниках» — это, наверное, если не лидирующий, то один из главных способов монетизации, они берут еще деньги с пользователей, понятно. И с рекламой, и с деньгами пользователей — в последнее время у них все как-то не очень элегантно получается. Вам как кажется, Анна, что будет с «Одноклассниками»? В свете этих несчастий — ухода Шермана, отключения рекламы — какова их судьба?
А. Артамонова: Честно говоря, слово «неэлегантно» очень подходит, чтоб не говорить более грубых слов. Я с вами полностью согласна, выглядит это просто стыдно. Знаете, если проводить какие-то аналогии с людьми, то ощущение, что человек ушел в запой. Сервис совершает один странный поступок за другим. Мне сложно прокомментировать, как можно выкатить новый дизайн, как я понимаю, с большим количеством джава-скрипта, не протестировать его на какой-то группе пользователей и получить замедление страниц и после этого снять всю рекламу. На мой взгляд, это очень не профессиональное поведение, и чем вызван такой непрофессионализм, даже сложно оценить. Что касается монетизации пользователей, то это звездное и смелое решение — брать деньги за регистрацию — мне кажется, не оправдало себя. Платные сервисы имеют право на жизнь, и мы их, конечно же, имеем в «Моем мире» и на других социальных сервисах Mail.Ru, но наш главный принцип, которого мы жестко придерживаемся, — платными являются дополнительные сервисы, не закрывающие основной функционал. То есть всем основным функционалом любого нашего базового сервиса пользователь всегда может воспользоваться бесплатно, и это принципиально. Платными являются какие-то вещи, позволяющие пользователю выделиться среди других, вещи, которых заведомо не может быть много и у всех, иначе они теряют свою привлекательность. Это визуальные отличия, способы дарить визуальные отличия, способы прорекламировать свой профайл и так далее. Но никогда — регистрация. Что касается распределения дохода у «Одноклассников» между медийной рекламой и платежами пользователей, я не знаю их конкретных цифр, потому что это информация не публичная, но по моим расчетам и прикидкам я думаю, что они большую часть зарабатывают с пользователей.
М. Спиридонов: Вполне возможно. Я хочу сказать, что, учитывая те неприятности, которые навалились на «Одноклассников» в последнее время, у них просто что-то с кармой случилось, и тут нужно вызывать того, кто с этим делом поможет.
А. Артамонова: Вы предлагаете позвать экстрасенсов и колдунов?
М. Спиридонов: Я шучу, но учитывая количество неприятностей, я не знаю, что нужно сделать для того, чтобы у них все поправилось. Вроде как развивалась социальная сеть замечательно, все у них было шоколадно, и вдруг одно, другое, третье — недовольство пользователей, неприятности, проблемы с управляющей командой, сейчас реклама. Страшно подумать, что будет дальше.
А. Артамонова: Честно говоря, понятно, как выруливать из того состояния, в котором сервис сейчас находится, и как его развивать. Несмотря на все неприятности, которые Вы перечислили, он находится в неплохом состоянии, по-прежнему имеет хороший имидж в регионах, по-прежнему находится там на пике популярности. Если на ту же компанию «Рамблер» мне грустно смотреть, и я даже затрудняюсь ответить на вопрос, что легче сделать — убить или поднять — и не могу сказать, что это простая задача и я точно знаю все шаги, которые надо предпринять, чтобы «Рамблер» вышел из пике, то с «Одноклассниками» я считаю, что точка невозврата еще не пройдена и если они сейчас соберут волю в кулак и решат свои менеджерские проблемы, то вполне смогут очень даже неплохо существовать и развиваться.
М. Спиридонов: И, слава Богу, давайте двигаться дальше.
Новость«Детский браузер «Гогуль» освоил 15 миллионов рублей» — под таким заголовком вышла статья на «Вебпланете». Речь о том, что браузер под названием «Гогуль» можно скачать на сайте gogul.tv, который сделан для того, чтобы дети могли, скачав эту программу, находиться в безопасном пространстве Интернета. Там ограниченный мирок, который проходит только проверенные сайты и, с точки зрения создателей этой программы, которые действуют в рамках какого-то гранта, дети будут защищены.
М. Спиридонов: Готовясь к программе, я видел пару отзывов в блогосфере о том, что поставить «Гогуль» даже для продвинутого пользователя задача нетривиальная. Он просит какие-то специальные дополнительные плагины, что-то еще. И известный журналист господин Плющев, ведущий «Эха Москвы», написал в блоге, что просто плюнул, ставить не стал, потому что не получается. Как это будут ставить дети, непонятно.
А. Артамонова: Плющев — чайник. Наша аудитория.
М. Спиридонов: Он достаточно продвинутый чайник, и думаю, что он несколько опытней 6-летнего ребенка, для которого это в принципе предназначено.
А. Артамонова: Как я понимаю, ставить должны не дети, а родители все-таки, наверное.
М. Спиридонов: Хорошо, поставили. А сама по себе идея возникновения такого браузера, как? Вы видели, как это выглядит?
А. Артамонова: Не видела. Могу сказать, что название, конечно, дурацкое абсолютно, не понятно, что хотел сказать художник — то ли на «Гугл» намекнуть, то ли на Гоголя.
М. Спиридонов: А здесь игра слов — «Гогуль» и «Гугл».
А. Артамонова: Ну, ха-ха три раза. Но сама идея очень хорошая.
М. Спиридонов: Еще «Гегель» можно добавить, извиняюсь.
А. Артамонова: Ну, да. Идея и существование такого продукта, позволяющего родителям относительно безопасно выпускать своих детей в Интернет, мне очень нравится и кажется очень правильной, потому что это действительно большой нерешенный вопрос: что делать с детьми и как следить за тем, что они смотрят в Интернете. А зачастую большинство российских родителей, и не российских тоже, не обладают достаточными навыками и квалификацией, чтобы уметь настроить даже обычный браузер и ограничить своих детей от нежелательных сайтов, у них нет времени на построение белого списка сайтов. Продукт очень нужен и важен, самый главный вопрос — вопрос реализации. К сожалению, есть вопросы к тому, кто этим занимается, потому что во всем, что касается государственных программ, детского Интернета и всей этой области, постоянно работают какие-то специальные компании, которые ориентированы именно на получение грантов и…
М. Спиридонов: О которых никто не знает.
А. Артамонова: ...и освоение этих грантов. Чаще всего эти люди, к сожалению, ничего общего с профессионалами интернет-бизнеса и вообще рынка не имеют, а имеют весьма посредственные технологические команды, понимание, как делать. И главная их задача — освоить деньги и разбежаться. Поэтому много провалов в этой области. Но резюмируя, очень нужен такой продукт и он будет востребован, если будет хорошо сделан, чего и хотелось бы пожелать. Я не знаю, кто сделал этот «Гогуль», и надеюсь, что это хорошие люди.
М. Спиридонов: Компания «Новое поколение», мне это ничего не говорит.
А. Артамонова: Мне тоже.
М. Спиридонов: Уверен, скорее всего, продукт, детский браузер или нечто подобное возникнет тогда, когда в этом появится явный коммерческий интерес и этим займется «Mail», «Яндекс».
А. Артамонова: Это даже не наш бизнес. Мне кажется, этот проект должен быть платной коробочной версией, ну, или не коробочной, а скачиваемой. То есть монетизировать его рекламой мне кажется не совсем правильным. Ко мне приходили создатели похожего продукта и говорили, мол, а не хотите разместить рекламу своих сервисов в нашем детском браузере? Я говорю: «А Вы что, не следите за тем, что там бывает, т.е. Вы мне предлагаете разместить рекламу сервиса, например, «Видео@Mail.Ru», на котором…»
М. Спиридонов: Может случаться эротика.
А. Артамонова: Эротики там особой нет, но мало ли что. Там может встречаться «Камеди Клаб», куски «Дом-2», может быть ролик какого-то пользователя, где он пьет и матерится. То есть любое место, где есть user generated content, заведомо не является безопасным для ребенка, потому что любой блогхостинг от ЖЖ до «Блогспота» имеет окошко, куда пользователь может что-то загрузить или что-то опубликовать, но его безопасность для детей не может быть гарантирована. Я уже забыла, о чем мысль основная была…
М. Спиридонов: Такой браузер неплохо было бы сделать, но «Мейлу» это делать бессмысленно, и бог с ним. Будем ждать, когда появится некто добрый в голубом вертолете и бесплатно это дело организует, но без гранта. Потому что если делать это с грантом, как это сделала компания сейчас, как это часто бывает, получается не совсем то.
А. Артамонова: Не обязательно с грантом, без гранта или даже бесплатно. Мне кажется, это вполне может быть платный продукт, в конце концов, если Вы хотите обезопасить своего ребенка, почему бы не заплатить за это какие-то скромные деньги. Мне кажется, это должен быть продукт профессионалов, почему-то я сейчас вдруг подумала, что больше всего эта роль подходит какой-нибудь «Лаборатории Касперского». Эти люди занимаются примерно похожими вещами, разрабатывают софт для безопасности и использования Интернета и умеют дистрибутировать его и продавать, делать коробочные, скачиваемые продукты.
М. Спиридонов: Движемся дальше.
НовостьВ Рамблере «Группы» стали частью «Друзей». Как пишет блог «Роем.Ру», «Рамблер» разослал пользователям проекта «Группы» письмо о том, что весь контент переехал в «Друзья». То есть «Групп» больше нет. И пользователи могут продолжать общение в «Друзьях».
М. Спиридонов: Как вам кажется, Анна, те перестановки, что сейчас делаются, — не есть ли это ходы пешечками, когда нужно двигать коней и массово?
А. Артамонова: Насколько я понимаю, «Рамблер» не анонсировал, что это какой-то большой ход конем. СМИ пишут про какие-то технические письма, но какой новостной повод, такой и комментарий. Во-первых, наверное, они правы, что объединяют все социальные истории под одной крышей. Но им это сильно не поможет, потому что, в случае с «Группами» и «Друзьями» скрещение двух мертворожденных продуктов одного живого не даст. Хотя идеологически это правильно — иметь все в одном месте и не тратить кучу ресурсов на поддержание разных сервисов. Что касается ходов конями, а что, по-вашему, они должны делать?
М. Спиридонов: Я у вас об этом спросил. Вы сказали «я понимаю, что делать с «Рамблером».
А. Артамонова: Нет, я сказала, что я понимаю, что делать с «Одноклассниками», а что делать с «Рамблером» — я не очень понимаю. Для меня «Рамблер» — это такой символ какой-то уже компании, прошедшей точку невозврата, после которой сложно понять, в каком направлении двигаться…
М. Спиридонов: Символ рока в «Рунете»: что ни происходит — «Рамблер» падает.
А. Артамонова: Я могу, конечно, придумать стратегию развития «Рамблера», если, условно говоря, не дай бог, я возьму и возглавлю этот процесс. Но это абстракция, и я не готова под ней подписываться. Это ответственность и гарантия того, что ты выполнишь задуманное. Можно пробовать какие-то действия, но увенчаются ли они успехом, мне сложно сказать.
М. Спиридонов: Понял Вас. И последняя новость на сегодня.
Новость«Яндекс» подключил поисковых партнеров к рекламе. Суть новости в том, что «Яндекс.Сайт» — продукт, который Яндекс предлагает как внешнюю разработку, обеспечивающий поиск по сайту, — будет показывать в результатах контекстную рекламу.
М. Спиридонов: Мне любопытно, есть ли подобные продукты у Mail.Ru и планируются ли подобные? Насколько я знаю, нет их, да? И каково, на ваш взгляд, состояние поисковых движков? Как я вижу по тем контентным проектам, что существуют сейчас в Рунете, даже по крупным, поиск работает ужасно, и движение «Яндекса» в сторону пользователя, в сторону возможного использования их механизмов на чужих сайтах, оно, наверное, благо, отчасти.
А. Артамонова: Ужасно, Вы имеете в виду, работают поиски по сайтам?
М. Спиридонов: Да. На какой контентный сайт ни зайди, за редким-редким исключением, не релевантно. Не ищется словоформа, например, «Анна» и «Анны» — это разные слова, и так далее.
А. Артамонова: То, что делает сейчас «Яндекс», в первую очередь имеет коммерческую подоплеку, а в принципе, является тем, чем давно занимается «Гугл», — это развитие партнерской сети в разных форматах. Основные деньги «Яндекса» и «Гугла» — это собственно «Яндекс.Директ» и AdSense, и есть несколько способов, как поставить их на партнерские сайты. Один из видов — это когда в страницу включается код и показываются рекламные блоки, ориентируясь на поисковые запросы, которые когда-то были сделаны в «Яндексе» или в «Гугле» и были запомнены в куки пользователя. Вторая тема — это когда сайт ставит себе поисковый движок и монетизирует результаты поиска, которые через него сделаны. У «Гугла» эта история есть давно, если зайдете на сайт AdSense. Меня, кстати, удивило, мне прислали ссылку на «Вебпланету», что ли, где написано, что у «Гугла» этого нет. Это полная чушь, что говорит об уровне наших журналистов. У «Гугла» в AdSense вы, выбирая, как установить его на свой сайт, можете взять поисковик и ограничить поиском только по своему ресурсу или поиском по всему Интернету и тоже монетизироваться. Пару лет назад, когда я внимательно смотрела цифры у «Гугла», у них около 40 или даже 50 процентов — это доходы от партнерской сети, то есть показы AdSense на чужих сайтах. Уже хотя бы поэтому очевидно — это очень перспективное направление, и для «Яндекса» в том числе. И то, что они этим занимаются, правильно, но достаточно поздно начали, на мой взгляд.
М. Спиридонов: А будете заниматься чем-то подобным?
А. Артамонова: Для нас это не совсем стратегическая история в плане конкретно поискового директа и поисковой рекламы, но мы думаем в направлении своих партнерских историй. У нас есть идеи, как использовать свои преимущества в этой области. Вы же понимаете, за счет чего живут AdSense и «Яндекс.Директ» — за счет того, что когда пользователь приходит, например, на сайт «ВасяПупкин.Ру», у него есть, если он когда-то искал на «Яндексе», яндексовская кука, которую распознает код Директа, стоящего на «ВасяПупкин.Ру», и показывает ему рекламу в соответствии с тем, что Вася когда-то искал на «Яндексе». И силы «Яндекса» и «Гугла» в том, что у «Яндекса» в России, а у «Гугла» в Америке огромное количество людей ходят с их куками, поэтому у них есть возможность фокусировать рекламу на других сайтах. У нас есть такое же преимущество: огромное количество людей ходят с нашими куками, которые мы тоже можем, имея свою партнерскую сеть, детектить на других сайтах и делать какой-то таргетинг. Некие идеи и мысли в эту сторону есть, но они пока достаточно абстрактные, поэтому не буду вам озвучивать больше того, что сказала.
М. Спиридонов: Понял вас. Тогда, собственно, у нас закончились новости, и закончилось время программы.
М. Спиридонов: Спасибо большое, Анна, что откликнулись на просьбу появиться у нас. Не просто технически начинался разговор, однако он, слава богу, завершен и завершен без проблем со стороны связи. Хотите ли что-либо добавить? Прошу вас.
А. Артамонова: Много мы обсудили, всем успехов и, как это говорят, привет маме, папе и так далее.
М. Спиридонов: О’кей. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях была вице-президент и директор по маркетингу и PR компании Mail.Ru Анна Артамонова. Редакция выпуска Дмитрий Гурьев, Роман Лихов, Илона Грошева, Владимир Климентьев. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!