М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 200-й выпуск программы «Рунетология», запись от 20 мая 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Германии, мои собеседники находятся в Москве.
Однако сегодня всё будет не совсем так, как обычно. Сегодня мой голос вы будете слышать несколько больше, чем привыкли. По просьбам тех, кто слушает программу, и по нашим соображениям родилась идея сделать еще одно интервью со мной, но не как с ведущим программы Рунетологии, а как с предпринимателем, что я постоянно пытаюсь подчеркивать. В то же время в публичном представлении я являюсь скорее медиа-лицом, то есть ведущим программ «Рунет сегодня» и «Рунетология». Поскольку самому себя интервьюировать несколько странно, то вопросы будут задаваться не мной. До того как представлю вопрошающих, скажу о важном структурном изменении.
За 4 года существования программы «Рунетология» мы перебрали многих заметных топ-менеджеров, руководителей проектов. Идти такими же темпами, как и прежде, то есть в еженедельном формате мне показалось несколько неверным, чем-то граничащим с риском оказаться в ситуации, когда мы начинаем добирать людей. Тогда придется брать не только самых интересных, с кем действительно хочется поговорить, чей взгляд на жизнь, управление проектом, предпринимательство, интернет-бизнес интересует, на самом деле, но и идти на компромиссы, чего делать не хочется. Плюс много времени у меня лично занимает основная работа, мои 90% времени всегда были в предпринимательстве, сейчас я достаточно сильно занят. В связи с этим было принято решение выпускать программу раз в две недели, в том числе для того чтобы облегчить жизнь постоянным слушателям программы, мне, записывающему программу еженедельно в любом положении, в любом состоянии, в любой географической точке планеты, и для того чтобы сохранить высокую степень интересности контента. Теперь выпуск будет выходить раз в две недели. Следующий выпуск ждите через 14 дней.
Сейчас я передаю инициативу моим коллегам – тем, кто обычно находится за кадром, сегодня эти люди у руля. Сегодня задавать вопросы мне будут Андрей Митрохин и Станислав Жураковский. Привет, ребята!
Редакторы Рунетологии: Привет, Максим! Меня зовут Станислав Жураковский, я редактор Рунетологии, именно так я обычно представляюсь на всех профильных мероприятиях. Сегодня значимое для нас событие, это 200-ый выпуск программы, нам очень интересно развиртуализироваться именно в Рунетологии, как в знаковом для нас проекте.
М.СПИРИДОНОВ: Я забыл сказать, что на связи еще присутствует Юра Берингов, практически бессменный режиссер Рунетологии. Если Стас и Андрей во многом воспитаны мной такими, какие они есть, они работают год-полтора, то Юра работает чуть ли не с первых дней. Он присоединился к программе где-то через полгода после начала ее существования. Юра, ты нас слышишь?
Редакторы Рунетологии: Да. Спасибо, Максим. С августа 2009 года я работаю с вами.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно то, что ты находишься в Севастополе. Верно?
Редакторы Рунетологии: Да.
М.СПИРИДОНОВ: С Юрой за это время мы встречались только один раз, когда я ходил в поход в горы Крыма, всё остальное наше общение виртуальное, хотя мы знаем друг друга уже довольно давно и основательно. Я думаю, мой голос Юре уже надоел по полной программе, поскольку он монтирует его из недели в неделю, слушая программу не раз. Сколько раз ты прослушиваешь программу при ее подготовке?
Редакторы Рунетологии: Стабильно 2 раза.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай дадим слово Стасу, у него сегодня первая скрипка. Давай, Стас.
Редакторы Рунетологии: Оказалось, что это уже 200-ый выпуск. Мы с Андреем посчитали, что со дня первой публикации прошло 1485 дней. За это время программа поменяла свой формат, у нас далеко идущие планы по изменениям, а как ты изменился за эти 4 года? Что поменялось у тебя внутри?
М.СПИРИДОНОВ: Молодец. Хороший вопрос! Изначально предполагалось, что в процессы мы будем раскрывать кухню, делать мастер-классы по тому, как мы обычно работаем, по тому, как обычно происходит подготовка к программе, потом мы от этой затеи отказались, но о каких-то элементах я расскажу. Для меня Рунетология и впоследствии отколовшийся от нее Рунет сегодня – это школа. Постоянные слушатели знают, что Рунет сегодня – это часть Рунетологии, раньше мы обсуждали новости в конце программы, а 2 года назад этот раздел перешел в отдельную программу. Для меня это школа, как в анекдоте про Вовочку, в которую периодически очень не хочется ходить, но я директор, поскольку я всё это затеял, и я всем этим заправляю, порой даже не знаю, зачем. Иногда у меня не хватает времени и сил. В последние 8-9 лет в основном я занимаюсь проектами, которые я создал, которые я направляю. Когда совсем теряются силы, я думаю о том, насколько много полезных вещей я вынес, полезных выводов я сделал. Многие наши слушатели рассматривают программу как питательное пространство для появления собственных соображений и мыслей. Далеко не всегда идеи, высказанные гостями, применимы в чистом виде, но они часто дают некий толчок. Я надеюсь, что я вырос как предприниматель. В конце декабря я начал всерьез думать о том, чтобы мой партнер по проекту и совладелец Юлия Микеда ушла отдыхать, и где-то с января я всерьез взялся за него. Тогда я находился сначала в Сингапуре, потом в Таиланде, планировав отдохнуть. Я очень горд тем, что проект «Нетология», которым я занялся 4 месяца назад, который на сегодня для меня является флагманским, через полтора месяца увеличил свой оборот в 3 раза. Для меня это было результатом моих изменений, произошедшим в том числе благодаря программе. Я гораздо четче понимаю, где правда, я гораздо четче фокусируюсь на разных моментах, я гораздо легче отбрасываю второстепенные дела и, как следствие, получаю результат.
Редакторы Рунетологии: Формат поменялся довольно значительно, но интересно то, что когда я еще раз закрывал какие-то пробелы в твоей биографии, я обнаружил, что на самом старте совершенно не планировалось, что твоей основной деятельностью будет предпринимательство. Я думаю, нам сейчас нужно дать справку, и после нее мы обсудим, что за эти годы сделал Максим Спиридонов.
ДосьеМаксим Спиридонов родился 1 августа 1976 года. В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую театральную академию по специальности «Актер театра и кино». С 1995 по 2001 годы работал актером в театре «Буфф», ведущим и ди-джеем на радиостанциях «Северная столица», «Рекорд», «Радио 101», ведущим музыкальных передач PopTV и ПаровозTV, режиссером и сценаристом телепрограммы «Мобилизация». С 2000 по 2001 год работал художественным руководителем информационного канала радио «Северная столица». В 2001 стал со-основателем и генеральным директором event-агентства «Арт-студио». В 2004 году переехал в Германию и основал рекламное агентство Stiller. В 2005 году основал продюсерский центр «Ройбер», а также создал онлайн-энциклопедию праздников Calend.ru и электронный журнал «ШколаЖизни.ру». В 2006-2007 годах основал сервисы социальных закладок BobrDobr.ru и Memori.ru. В 2007 году запустил и финансировал политическую игру «Преемник 2008.NET». С 2008 по 2011 годы выступал управляющим партнером и продюсером компании по интернет-трейдингу FreshForex. В 2008 году основал аудиожурнал Podfm.ru. С 2009 ведет программу «Рунетология» на Podfm.ru. С 2011 года ведет еженедельную программу «Рунет сегодня» на радио «Финам.фм». В 2011 году присоединился к проекту «Нетология» в качестве продюсера и со-основателя. С начала 2013 года и по настоящее время занимает должность генерального директора компании. Увлекается игрой на гитаре и путешествиями. Воспитывает двух дочерей. Живет и работает в Москве и городе Ансбах (Германия).
Редакторы Рунетологии: Первые годы твоей трудовой деятельности однозначно говорят о том, что ты «театрально-радийно-шоу-бизнесовый» человек. Как ты пришел в интернет? Как ты с ним познакомился? Это не вытекало из старта твоей профессиональной карьеры.
М.СПИРИДОНОВ: Это получилось довольно спонтанно, но, тем не менее, последовательно. Я много занимался музыкой, и увлечение игрой на гитаре – это следствие того, что где-то до 22 лет я считал себя композитором, и у меня были на то основания. Кроме песен моей группы, которые звучали на приличных радио в Петербурге, где я жил, я написал музыку к двум спектаклям. Сейчас кое-какие аудиозаписи выложены на ПодФМ. Я себя изначально считал композитором, а потом уже театральным актером и режиссером, поскольку у меня было профильное образование, я закончил престижный вуз в Санкт-Петербурге, а не Институт культуры, где тоже готовят специалистов, но он считается менее престижным. Однако я ушел из театра, проработав там 3 года еще во время учебы, сразу после получения диплома, хотя у меня был красный диплом. Из театра я перешел в легкий шоу-бизнес и стал работать ди-джеем на радио. Оттуда я перешел в управление, я работал руководителем информационного канала. Это были первые попытки управленчества и творческого продюсирования. Потом было достаточное логичное переключение в попытку бизнеса, и этим бизнесом было агентство «Арт-студио», которое до сих пор существует. Я продал свою долю в нем. Это был мой первый бизнес с партнерами, тогда мы были «зелеными» и ничего не понимали в бизнесе. Тогда у меня появился первый опыт гендиректора, управленца и вынужденно маркетолога. Тогда я даже не слышал слово «маркетолог», я не соотносил эту профессию с собой, но мне нужно было заниматься развитием проекта. Моя функция заключалась в организации, развитии и рекламе проекта. Ребята больше занимались программами, хотя я тоже в этом участвовал. Мы все были выпускниками Театрального института. Бизнес вышел из образования и предыдущей сферы занятости. Постепенно я стал погружаться в рекламу и маркетинг, потом появился первый сайт Арт-студио, который я сделал с приятелем, потом второй, который я полностью сделал собственными руками. Я сделал всё от дизайна и верстки до HTML-программирования. Агентство «Арт-студио» меняло сайты с ростом моего понимания того, что такое маркетинг, примерно раз в полгода. Последний сайт, который существует до сих пор, вышел в 2004 году, он был вполне удачным, и сейчас он является продающим. Это был зрелый продукт, в котором были элементы контент-маркетинга, то есть там мной были написаны статьи по поводу правильной организации мероприятий, была большая база данных, была информация о том, что мы делаем, как делаем, были отчеты с мероприятий. Это был эффективный продающий инструмент. На базе этого корпоративного сайта, его эволюции я сам немного эволюционировал как управляющий проектом в интернете и как маркетолог, еще даже не понимающий, что зрею как маркетолог. На сегодня я себя считаю мыслящим маркетологом. Не сказать, что хорошим, я боюсь давать оценочные суждения, но я мыслю как маркетолог. Это постепенно воспиталось, начало это воспитываться тогда.
Редакторы Рунетологии: Должность генерального директора многих пугает. Ты пришел и стал генеральным директором, а ведь этому нигде не учат. Ты учился сам с листа?
М.СПИРИДОНОВ: В этом нет ничего выдающегося. Я не хочу, чтобы у нас получился слишком парадный выпуск, поэтому буду фильтровать свои слова. Десятки тысяч молодых людей, особенно тех людей, которые не очень понимают, куда идут, открывают компании, становятся гендиректорами, берут на себя ответственность. Я поступал также, я не думал об этом всерьез. Было трое партнеров, двое из них были совсем театральными ребятами.
Редакторы Рунетологии: Гуманитариями.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Я тоже гуманитарий, я до сих пор не владею Excel. Это страшная тайна, над которой тихо хихикает менеджмент Нетологии. Я мог бы научиться, но я понимаю, что в этом нет особого смысла, потому что я могу нанять финансового менеджера и потратить время на другое.
Редакторы Рунетологии: Интересно понять, где произошла трансформация образа Максима Спиридонова. Если дальше идти по твоей справке, то можно увидеть, что ты выбрал Германию в качестве места жительства. Лично меня и многих слушателей этот выбор всегда интересовал. Почему не Великобритания или Италия? У тебя была хорошая программа «ЕвровЕдение».
М.СПИРИДОНОВ: Спонтанно. Так получилось. Моя мама и сестра давно живут в Германии. Мама меня всячески зазывала туда, сестра сняла мне квартиру. Так получилось, что мы с партнерами пришли к тому, что мы по-разному видим будущее компании «Арт-студио», и я договорился, что я уеду на год, предварительно отойдя от дел, участвуя в них удаленно. Позже я полностью отошел от дел. Германия – это попытка начать новую жизнь и авантюра. Что можно придумать авантюрнее, чем уехать в другую страну, не зная языка, не понимая, куда ехать и зачем? Я язык начал учить за полгода до отъезда, до этого я его вообще не знал. Поскольку развитие бизнеса мне казалось тупиковым, я решил уехать. Ребятам всё нравилось, а я хотел активнее расти, и мы не могли найти общего языка. Мы договорились на мягкий развод, в итоге, он состоялся без особых взаимных претензий. Я оказался выброшенным в Германию, где нужно было чем-то себя занять. Какие-то небольшие деньги мне шли с компании «Арт-студио». Уехав в Германию, я обнаружил возможность остаться в России и начал активнее заниматься интернетом, но уже отдельно от компании в Петербурге, которой я рулил как гендиректор. Сначала появился проект Calend.ru – энциклопедия праздников, у меня была идея охватить максимум поисковых запросов вокруг праздников, которые коммерчески мало окучены, и поэтому за них мало, кто бился. Это удалось сделать, и появился проект, который разрастался и растет до сих пор.
Редакторы Рунетологии: Сейчас поговорим по поводу контентных проектов Calend.ru и «Школа жизни». Расскажи вкратце об открытии бизнеса в Германии, сравни этот процесс с открытием бизнеса в России. Ты приехал и открыл бизнес. Как это произошло?
М.СПИРИДОНОВ: Громко сказано «открыл бизнес в Германии». Я зарегистрировал Гивербе, аналог индивидуального предпринимательства, а это просто. На базе Гивербе, что-то делая сам, где-то нанимая людей, я стал выполнять какие-то заказы в качестве небольшого рекламного агентства Stiller. Фирма до сих пор проводит какие-то обороты, но они очень невелики по сравнению с Нетологией и другими моими проектами. Она существует, работает и платит налоги.
Редакторы Рунетологии: После этой компании появился продюсерский центр «Ройбер», который реализовывал Calend.ru и Школу жизни?
М.СПИРИДОНОВ: Мне нужно было какое-то юридическое в Германии. Я сидел в Германии с Гивербе, у меня появлялись российские проекты, на которых какие-то люди вдруг начинают закупать рекламу, не сказать, что массово, но систематически. После первого года моей жизни в Германии у меня сформировалась команда в 7-10 человек. Мне нужно было юридическое лицо, я поехал в Россию, нанял гендиректора Мишу Хорошева, который в итоге глубоко и надолго погрузился в эти проекты. Собственно, он рулил инфраструктурой того, что мы назвали продюсерским центром «Ройбер». Мы исходили из того, что мы будем выпускать проекты. На сегодня его деятельность фактически закончилась. Именно от лица Ройбера выходили те проекты, которые как управленец делал я. Ройбер выступал как юридическое лицо с расчетным счетом.
Редакторы Рунетологии: Первые заметные проекты в масштабах Рунета – это Calend.ru и «Школа жизни».
М.СПИРИДОНОВ: Я опасаюсь говорить о заметности. Особенно меня вгоняет в краску, когда на встречах говорят: «Знакомьтесь! Это известный продюсер». Если я известный, то меня знают, а если меня не знают, то я неизвестный. Можно сказать, что это проекты, которые имеют посещаемость 150-200 тысяч, в пик 300 тысяч человек в сутки. Поскольку они не стали федерально значимыми, могу сказать, что были сделаны проекты, оценку которым я не даю.
Редакторы Рунетологии: Можно ли назвать проекты заметными, если у них больше 100 тысяч посещаемости в сутки?
М.СПИРИДОНОВ: Не факт, поскольку качество трафика разное. Надо понимать специфику этих проектов. Я не хочу их обидеть, поскольку это мои дети, которые созданы мной, сейчас они ушли во взрослую жизнь без меня. Специфика их работы заключается в том, чтобы давать хороший контент короткого срока действия. Их трафик – это в основном поисковый трафик. Проект «Школа жизни» отвечает своими статьями на простые вопросы, там написано, как починить колесо в полевых условиях, как быстро познакомиться с девушкой. Это популярный познавательный журнал, в котором собраны десятки тысяч статей, которые были написаны раньше и пишутся редакцией проекта до сих пор. Если честно, я всегда хотел настроить редакционную политику так, чтобы глубина просмотров была не 2-2,5 страницы на человека, а хотя бы 5-7, но руки до этого у меня не дошли. С Calend.ru похожая история. Это нужный и полезный проект, но заходят на него люди с интересом к конкретному празднику или к конкретной дате. Они получают информацию и уходят. Это не то, чем люди пользуются постоянно. При высокой степени проходимости и относительно малом ядре это посещаемый проект.
Редакторы Рунетологии: Это примерно как штопор или открывалка для бутылки на кухне. Они нужны в определенный момент. Максим, во многих интервью ты часто подчеркиваешь, что финансы – это кровь бизнеса. Я подготовил серию вопросов о финансах. Задам первый из них. За последние несколько месяцев гостями Рунетологии были основатели и топ-менеджеры нескольких заметных интернет-СМИ, в частности Слон.ру, MAXIM Online, Smashing Magazine и другие. Сколько стоит открыть контентый проект хорошего уровня? На какие этапы ты бы разбил работу над таким проектом? Сколько бы денег затратил на каждый из этих этапов?
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня или тогда, когда я открывал?
Редакторы Рунетологии: Сегодня.
М.СПИРИДОНОВ: Может быть, я излишне откровенен в своих рассказах, но когда я строил Callend.ru и Школу жизни, это было моей школой жизни. Тогда я даже близко не понимал, как строится командообразование, математика, конкурентное поле. Сегодняшний я с пониманием медиа-среды, в том числе интернет медиа-среды, и я тогдашний – это день и ночь. Тогда я строил то, что приходило в голову. Получились довольно симпатичные проекты с большой посещаемостью, но в них не хватало яркой редакционной мысли, не хватало глубокого погружения. Я надеюсь, это появится у проектов, на это есть надежды. Тогда я не мог предположить, что это необходимо. Если сегодня запускать полноценный проект, то потребуется не одна сотня тысяч долларов. В проекте есть несколько этапов. Если нужно просто запуститься, то хватит нескольких сотен тысяч долларов и нескольких месяцев работы. За это время будет подготовлена концепция, сформирована первичная команда, подготовлен сайт. За полгода такой проект можно запустить, и нескольких сотен тысяч долларов будет достаточно, если заходить на рынок скромно, хотя может потребоваться и больше 2 миллионов долларов. Если брать ярких специалистов, то это будет стоить дороже, потому что сегодня безобразно высокие зарплаты в управленческих кадрах, маркетинге, разработке. На запуск (от идеи до старта) хватит 500-700 тысяч долларов, дальше будет маркетинг, который может стоить любых денег. Чтобы запустить еще одно новостное общественно-политическое СМИ первого эшелона, нужно влить 30-50 миллионов долларов, и-то не факт, что удастся прочно поставить на ноги СМИ подобного уровня. Этих денег может не хватить, должна быть отличная команда, концепция, и тогда при наличии больших денег что-то может получиться. Можно запустить проект за полмиллиона, погрустить несколько месяцев, понять, что ничего не получается, и закрыться.
Редакторы Рунетологии: Могу прокомментировать свой опыт подобного издания. Для того чтобы выстроить еще одно новостное издание первого эшелона нужны значительные деньги. Очень забавно вспоминать одно из интервью, в котором ты говорил о том, что нужно 80 тысяч долларов и 2 месяца работы для того чтобы запустить проект. Из этого как раз вытекает следующий вопрос. Как ты можешь охарактеризовать активное строительство проектов с 2005 по 2008 годы и активное развитие Рунета в «нулевые»? Что можешь сказать о слияниях, поглощениях, быстрый рост и так далее? Это характеристика всех нулевых?
М.СПИРИДОНОВ: То, что я застал, было очень бурным. Если бы я с сегодняшним опытом оказался в 2005 году, я бы настрогал! Я себя сегодняшнего в 2007 году вижу как слепого котенка, хотя не так много времени прошло, просто было очень много надумано, научено, опытным путем определено через многие проекты и программы. Мои программы вынуждают учиться еженедельно. Даже в 2007 году я умудрился запустить проект Memori. Я сейчас смотрю на этот проект с умилением. Он всё еще существует в рамках холдинга РБК, и дай Бог ему здоровья. Сама концепция социальных закладок оказалась тупиковой, поэтому его сегодняшние 30-40 тысяч человек в сутки – это предел, если его не форматировать. Я на него не влияю с момента продажи. В 2007 году, будучи человеком с опытом 2 года, в слепом состоянии я понял, что можно построить социальные закладки. Я построил их с партнерами в виде проекта BobrDobr. Тот не взлетел, потому что они умудрились отдать продакшн в Белоруссию, и проект лег на старте. Матерясь, я за несколько дней снова построил команду, причем она было полностью удаленной. За 2 месяца я сделал еще один проект, причем не было использовано ни строчки кода с предыдущего проекта, был использован только опыт ошибок и пониманий. Так я построил еще один проект социальных закладок Memori. Через месяц после старта я получил несколько предложений о покупке, включая DST. Сейчас я думаю, почему я им не продал проект. Там просто был невнятный диалог с тем, кто пришел с их стороны. РБК почти сразу положили деньги на стол. Я знал, что я продам проект, и через 3 месяца сделка была заключена. Тогда я шел по лезвию. Арт-студио перестало меня в тот момент финансировать, я продал свою долю, и деньги кончились. Я вкладывался в проекты Calend.ru и ШколаЖизни.ру. Они себя окупали, но особой прибыли не приносили. Я вбухал деньги в Memori. Пару месяцев я вел широкий диалог с РБК, с представителями DST и представителями Яндекса. Антон Попов тогда работал на их стороне, а ныне он самостоятельный маркетолог. При этом у меня практически не было денег. Я занял денег у мамы на поездку в Москву и костюм. Я хотел прилично выглядеть, а костюма у меня не было. Речь шла о сотнях тысяч долларов за проект, уступать в цене я не хотел. В итоге, я продал проект, в том числе с помощью наглого блефа и хорошего костюма. У меня купили проект, и тогда на полученные деньги мы стали пытаться что-то выстраивать в рамках Ройбера. Я очень развернуто отвечаю. Видимо, я на протяжении 200 выпусков помалкивал, больше спрашивал, и сейчас я очень долго говорю. Тогда была безумно благотворная среда. Я сейчас оглядываюсь и понимаю, что тогда бы с сегодняшним опытом я бы навертел. Можно было строить всё. Вовремя сориентировались Попков, Дуров и так далее. Можно было смотреть на Запад и выстраивать всё, что угодно, и в это тут же прибегали люди с деньгами. Когда я попытался на вырученные деньги построить еще пару проектов, то в силу того, что не было опыта, толкового контроля, доверился внешним командам, скорее были фейлы. Было насколько непубличных компаний, о которых я особо не говорил, и это были потери.
Редакторы Рунетологии: Отсюда вытекает довольно логичный вопрос. Понятно, что Memori – это копикэт Delicious.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради скажу, что если сравнивать Delicious тех времен и Memori, то это были два разных проекта, построенных на принципе социальных закладок. Копикэт – это не совсем точное слово. Копикэт – это когда ты буквально копируешь что-то. Биглион – копикэт Группона первого этапа, Вконтакте – копикэт Facebook, они при внешней пальпации были одинаковыми. Memori никогда не был похож на Delicious и другие проекты. Он был построен на этой концепции, но совершенно по-другому.
Редакторы Рунетологии: Вопрос состоит в том, стоит ли сегодня делать такие вещи для отечественного рынка, то есть стоит ли копировать западные сервисы? Нужно ли это рынку сегодня?
М.СПИРИДОНОВ: Интернет-бизнес, как и любой другой бизнес, существует по понятным законам. Если ты видишь, что в какой-то среде, более-менее похожей по условиям на ту, в которой существуешь ты, какие-то бизнес-концепции уже состоялись, то это не гарантирует тебе успех, но снижает риски при воспроизведении. Я ясно выразился?
Редакторы Рунетологии: Да. В одном из последних интервью на SeoPult.tv ты рассказал о продаже двух своих проектов за круглую сумму свыше миллиона долларов. Можешь ли ты назвать эти проекты? Кто является новым владельцем? Не планируешь ли ты заниматься инвестициями, или все деньги будут реинвестированы в уже существующие проекты?
М.СПИРИДОНОВ: Если бы мы писали выпуск чуть позже, я мог бы рассказать всё, но пока я не могу этого сделать, потому что у меня есть такая договоренность с партнерами. То же самое я говорил в интервью Сеопульту. Действительно, есть продажа двух контентных проектов, о которых мы сегодня говорили. Продажа была осуществлена менеджменту проектов, также были привлечены внешние инвестиции. Полученные деньги отчасти пойдут в Нетологию, хотя Нетология показала такую прыть после того, как я ее немного развернул, что пока не потребовала ни копейки новых инвестиций. Я думал, что придется отстегивать деньги с удивительной прытью, но пока ни копейки не потребовалось, при этом мы активно растем по команде, оборотам, затратам. Я пока не знаю, куда пойдут эти деньги. У меня есть личные направления трат и, как оказалось, довольно объемные, они больше, чем я предполагал. Попросту говоря, я женюсь. Выяснилось, что жениться в Москве – это очень даже изрядные деньги. Также есть еще пара частных планов. В целом, деньги будут использоваться в том направлении, в котором я умею их использовать. Это будет создание и развитие проектов – как существующих, так и новых, но пока нет определенных планов. Я сейчас решил серьезно сфокусироваться. Несколько лет получалось так, что я вел сразу несколько проектов. Сейчас я что-то продал, из чего-то вышел из управления. В итоге, я оставил один проект, где я как предприниматель занимаюсь тем, чтобы поднять его максимально высоко. Думать о чем-либо еще я принципиально не хочу. Если потребуется, я вложу в него дополнительные деньги, но пока он сам хорошо идет. Если через год-полтора, когда я собираюсь выйти из оперативного управления Нетологии, окажется, что деньги ей так и не потребовались, я найду, куда их пристроить, в этом плане можно быть спокойным.
Редакторы Рунетологии: Поговорим про фокусирование в рамках темы про Нетологию. Если идти дальше по хронологии, то всплывает еще один проект – PodFM.ru. Интересно, что среди представителей рынка существует отдельно Рунетология и отдельно ПодФМ. Очень интересно послушать, как выстраивался PodFM. Что это был за проект? Он был сделан под Рунетологию или отдельно, как аудиожурнал, как контентный проект?
М.СПИРИДОНОВ: Я плохо помню подробности начала PodFM. PodFM – это одно из направлений инвестирования денег, полученных после сделки с Мемори. Другие инвестиции – это игра «Преемник 2008.NET». Это было планово убыточное мероприятие. Еще одно направление – это туристический проект, который я закрыл, даже не открыв. Команда, которая его делала, сначала подавала большие надежды, и я по глупости оставил работы полностью на их откуп, не заглядывая внутрь. Через пару месяцев после того, как они должны были запуститься, но не запустились, я стал заглядывать, и оказалось, что там всё плохо. Они сорвали сроки и концепцию. Деньги были получены, они занимались этим проектом 4-5 месяцев, и в итоге, я просто зафиксировал потери. PodFM – это одно из направлений инвестиций. Я думал, что мы его сделаем и быстро продадим. Подкаст-терминал – это красивая тема, но грянул кризис, и никому этот подкаст-терминал был не нужен. Тогда большие компании, которые прежде проявляли интерес ко всему, что имело хоть мало-мальское отношение к веб 2.0 или было трафикогенерирующим, потеряли энтузиазм. Мне поступали предложения и по контентным проектам, но потом предложения перестали поступать. PodFM упал на руки тяжелым проектом. Это не видео, это аудио, требуются определенные мощности для того чтобы хранить такие файлы в большом количестве. Проект был бы закрыт, если бы не помощь моих приятелей, которые инвестировали в компанию. Они вложились, выкупив значительную долю. Моих денег там практически не осталось, я там маленький миноритарий, меня там практически нет. Они всё еще им занимаются. Проект пережил несколько итераций. К сожалению, там была очень досадная история, которая меня до сих пор огорчает. Два года назад менеджмент проекта, не подумав, настроил с МТС получение денег с пользователей, которые слушают подкасты. Тарификация была очень нездоровой и, в итоге, всё это ударило по мне. В тот момент я находился в Таиланде и уже года полтора не занимался PodFM с точки зрения управления. PodFM – это любимый, но пока не совсем развившийся ребенок. Через полгода – год после старта в проект вошли внешние деньги, изначально он был построен полностью на мои деньги. На эти внешние деньги они работали полтора года. Я тогда уже не занимался проектом, я отошел слишком далеко и просмотрел историю с их фейлом, который ударил по мне, потому что я всё еще ассоциировался с проектом. Я знаю, что они активно развиваются, я периодически присутствую на различных совещаниях совета директоров. Есть надежда на то, что PodFM получит новую молодость. Я не хочу рассказывать подробности, потому что не знаю, являются они тайной или нет. Там разрабатывается побочный сервис, который поможет развитию проекта. Пока что им сложно по одной простой причине. Маловато аудитории у подкастов. Это миллионы людей, размытые по разным площадкам в Рунете, но они сложно продаваемы. Формат подкастов понятен не всем рекламодателям. Сейчас PodFM существует в режиме начала нового взлета.
Редакторы Рунетологии: Если говорить про текст, фото и видео, то онлайн-конвергенция произошла, то есть люди из офлайна перетекли в онлайн и наоборот, как специалисты, производящие контент, так и пользователи. Они перемешались между собой довольно активно. Людям, которые не знают, что такое подкастинг, я обычно говорю, что это радио в записи. Этот процесс завершится понятным образом? Ты сказал, что рекламодатели не понимают. Что еще в идеале необходимо сделать?
М.СПИРИДОНОВ: Что необходимо сделать в подкастинге?
Редакторы Рунетологии: Да, чтобы он стал более популярным, потому что радио слушают все.
М.СПИРИДОНОВ: Постепенно он конвергирует с радио. Чем отличается подкастинг? Только тем, что это отложенное радио, можно поставить его на паузу или воспроизвести снова. Я с удивлением обнаружил, что одно из самых популярных радийных приложений для мобильных платформ TuneIn имеет программы. Я там нашел Рунетологию, Рунет сегодня. Всё это будет для пользователя одной историей, пользователь сможет зайти в мобильном устройстве, десктопе, Smart TV в TuneIn, и там будут как подкасты, так и радио. Радио потихоньку уйдет из FM, средой доставки станет интернет. Бортовые компьютеры автомобилей оснастятся интернет-приемником. Радио будет доставляться через интернет и, как следствие, обогатится всем тем, что уже есть в TuneIn. Ты сможешь выбрать потоковое радио и послушать его, выбрать текстовое радио, например, Эхо Москвы и послушать его. Тебе понравилась передача, но ты уже приехал к месту назначения, и тебе нужно выходить, ты ставишь передачу на паузу и потом слушаешь ее. Будет конвергенция до неузнаваемости.
Редакторы Рунетологии: Сколько времени должно пройти? 5-10 лет?
М.СПИРИДОНОВ: Через 10 лет это точно случится, это попросту вопрос замены автопарка. Первая проблема – это быстрый и повсеместный мобильный интернет. Например, LTE подойдет. Даже 3G подойдет.
Редакторы Рунетологии: Но не такой, как в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Московский еще не худший, в Германии 3G хуже.
Редакторы Рунетологии: Казалось бы, хуже некуда.
М.СПИРИДОНОВ: Нет, есть куда. Подойдет сингапурский 3G. LTE, который сейчас строится повсеместно – это вопрос 3-4 лет. Также нужна замена автопарка или замена бортовых компьютеров. Это будет не главным в новых бортовых компьютерах, там будет навигация и так далее, но в том числе там будет интернет-радио. Тогда несколько упростится жизнь радиостанций по той причине, что не нужно будет платить за FM-частоту, ее можно будет убрать по желанию. Также их жизнь и усложнится, потому что конкуренция станет глобальной. В автомобилях люди смогут слушать радио из Нью-Йорка, Чикаго, Москвы и так далее, они смогут выбрать радио исключительно исходя из своих вкусовых соображений.
Редакторы Рунетологии: По поводу ПодФМ у Андрея есть вопрос. Проект ПодФМ является лидером среди подкаст-терминалов в Рунете, он является первым по узнаваемости. Можно также назвать RPOD Василия Стрельникова, Podster Андрея Шаркова. Больше никого и нет. На весь Рунет есть 3 крупных проекта. Может быть, это не так уж и выгодно. Сколько стоило запустить проект ПодФМ? Может ли подкастинг быть прибыльным?
М.СПИРИДОНОВ: На момент запуска я потратил около 40 тысяч долларов, но опять же времена были другие, это было 5 лет назад. Подкастинт как бизнес пока что рассматривать рановато, но подкастинг, приносящий новые технологии в медиа-пространство аудио, прежде всего, в радио-пространство – это среда, которая, конвергируясь, смешавшись с радио до неузнаваемости, что-то принесет. ПодФМ сейчас разрабатывает сервис, который поможет монетизации подкастов через рекламные вставки. Попросту говоря, делается сервис наподобие контекстной рекламы в аудио. Можно будет внедряться в аудио-контент рекламными роликами в конкретные тематические блоки. Грубо говоря, есть рекламодатели, которым нужно получить туристическое внимание, и они, заказывая рекламу через сервис, разом получат рекламу в подкастах и радиопрограммах, которые выложены в интернете, по туристической тематике. Такой сервис готовится ребятами с ПодФМ, он разрабатывается довольно давно, он сейчас работает в тестовом режиме. Вопрос только в том, чтобы его интегрировать. Сейчас главный вопрос, стоящий перед ПодФМ – это вопрос, удастся ли убедить крупнейшие радио-бренды в том, что они им нужны.
Редакторы Рунетологии: Это не просто пре-роллы и пост-роллы, а реклама внутри программы?
М.СПИРИДОНОВ: Это именно пре-роллы и пост-роллы, просто они будут внедряться в тематические программы, иначе рекламодателю будет непонятно, что он покупает. Ему же нужно покупать внимание тематического слушателя. Задача этого сервиса – это агрегация максимального количества подкастов и радиопрограмм разных тематик и возможность нарезать их на куски, дополнительно давая гео-зависимость. Например, туристическая тематика для жителей Самарской области. Все жители Самарской области, скачивая подкасты с тревел-тематикой, будут получать пре-ролл. Им не очень приятно, но 15 секунд – это не так страшно, а подкастинг получает деньги для того чтобы развиваться дальше.
Редакторы Рунетологии: Мы достаточно подробно поговорили о ПодФМ. На протяжении всего времени мы несколько раз упоминали о том, что ты воспринимаешься больше как журналист, а не как предприниматель, хотя ты построил гораздо больше интернет-проектов, чем ток-шоу. Сколько времени ты уже борешься с таким мнением?
М.СПИРИДОНОВ: Я боролся с тем, что я журналист. Я даже пытался не использовать слово «Журналист», потом я плюнул. Ясное дело, что это отраслевая журналистика. Можно спорить о том, насколько она глубокая и профессиональная. Скажем, Юра Синодов с Roem.ru мог бы сказать, что я любитель. Наверное, уже не совсем, поскольку у меня есть 4-летниый опыт, и он дал определенное представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо в отраслевой журналистике в области интернета. Бороться не приходится. В последние годы я больше, чем нужно занимался консалтингом, сейчас я всё это обрубаю и фокусируюсь. То, что я больше предприниматель, должно быть ясно само по себе. Нужно строить громкие и яркие проекты, заметные и обсуждаемые. Надеюсь, таким проектом становится Нетология, и такими проектами станут те проекты, которыми я займусь позже. Надо строить проекты, которые будут больше, чем те медиа-проекты, которые я построил.
Редакторы Рунетологии: Давай поговорим по поводу того, каким руководителем является Максим Спиридонов. Когда мы говорим о руководителе, в голову сразу лезет слово «Эффективный». Как ты поддерживаешь и развиваешь эффективность? Ты можешь сказать, что с годами ты становишься эффективнее?
М.СПИРИДОНОВ: С годами я становлюсь опытнее и, как следствие, эффективнее. Я четче понимаю, как работать с людьми. Люди – это основа тех бизнесов, которыми я занимаюсь. Наверное, заводы можно строить, не особо полагаясь на людей. Зная технологии и принципы, можно поставить людей на конвейер, обеспечив всё остальное механизацией и математикой. У меня набирается опыт работы с людьми, мышление становится более развитым. Видение приобретает стратегический характер. По крайней мере, я хочу в это верить. Я гораздо четче вижу будущее проектов, которые я строю, и гораздо точнее угадываю. Ясно, что не всегда, но всё чаще, и чем дальше, тем больше.
Редакторы Рунетологии: Хочу задать вопрос о механике бизнеса. Каким софтом ты пользуешься в предпринимательской деятельности? Перечисли все программы, которые ты используешь.
М.СПИРИДОНОВ: Я пытаюсь минимализировать количество программ. У меня есть ноутбук. Раз в полтора-два года я стараюсь покупать самую последнюю модель, которая будет самой легкой и надежной, поскольку я много летаю. Я много работаю со смартфона и планшета. На всех этих устройствах я использую инструменты Гугла, а именно Gmail, Google.Drive и календарь. Календарь – это мой диктатор по жизни, там написано всё, что я должен сделать. У меня каждый день много дел, и если бы не было записей, у меня бы точно взорвалась голова. Skype – это тоже важный инструмент в моей работе. Также я использую Evernote, который стоит на всех моих устройствах. Я стараюсь обойтись минимальным количеством инструментов, чтобы обеспечить компактность. Слово «Компактность» мои сотрудники часто слышат от меня.
Редакторы Рунетологии: Я ожидал услышать названия специализированных программ. Нет таких программ для бизнеса?
М.СПИРИДОНОВ: Нет. Наверное, они существуют, но их время прошло, на мой взгляд. Может, я что-то упускаю и давно должен был взяться за Microsoft Project, но набранный опыт подсказывает, что я вряд ли ошибаюсь. Сейчас время простых, быстрых и доступных приложений. Названных хватит на 98% задач. Я не могу представить себе что-то, что я не могу сделать с помощью них. Есть еще системы управления задачами.
Редакторы Рунетологии: Какую ты используешь?
М.СПИРИДОНОВ: В Нетологии мы используем Redmine. Это, наверное, 10-ая система, которую я использую, но идеальную мы пока так и не нашли. Я активно использую инструменты в рамках традиционного Google.Drive, там много расшаренных документов совместного пользования с разными сотрудниками, управленцами, менеджерами Нетологии и других проектов. С вами мы работаем через документы в Google.Drive. У меня много Excel-таблиц по планированию, которые я не умею редактировать, но умею хорошо читать и спрашивать у операционных менеджеров о том, почему там такие-то цифры. В общем, никакой мистики.
Редакторы Рунетологии: Насколько твои сотрудники распределены? Все ли сидят в офисе?
М.СПИРИДОНОВ: Именно в Нетологии?
Редакторы Рунетологии: Да, расскажи про Нетологию и про другие текущие проекты.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что в контентных проектах, которыми я прежде руководил, часть сотрудников сидит в офисе, часть сотрудников работает удаленно. ПодФМ – это почти полностью офисная компания, но поскольку я глубоко не вхож в компанию, я подробностей не знаю. По Рунетологии у меня полностью распределенная команда. По Рунету сегодня есть маленькая, но гордая команда, она распределена, но мы встречаемся на радио во время записи программы.
Редакторы Рунетологии: Уже сформировались какие-то правила, как нанимать удаленных сотрудников, как их контролировать, как руководить удаленной командой?
М.СПИРИДОНОВ: Специально я их не вводил. Поскольку удаленный сотрудник не подвержен постоянному влиянию, он энергетически и физически находится не рядом, ты его не контролируешь глазами, это может расслабить недисциплинированного человека. Таким сотрудникам важно ставить очень четкие KPI, очень четкие результаты. На мой взгляд, постоянно их контролировать бессмысленно, но четкие даты должны стоять, они должны соблюдаться и проверяться. Если они нарушаются, то это должно внимательно разбираться. Также есть простые штуки, о которых вы знаете. Есть дисциплинарные меры, которые воспитывают определенную ответственность и ощущение того, что человек работает в команде. Важно педантичное соблюдение хронологии. Если мы назначили совещание в 18.00, значит, ровно в 18.00 начинается совещание. Важно четкое, ясное и образное формирование задач – как тактических, так и стратегических. Для каждого проекта у меня написаны специальные концепции или маркетинговые портреты проекта. Заглянув в этот документ, можно понять, чем он занимается, зачем он существует, и соотнести свои текущие работы с тем, что написано в этом документе. Можно понять, делается ли что-то для того чтобы реализовать стратегию. Если да, то я действую правильно, а если нет, значит, что-то не так. В процессе работы я заряжаю удаленных сотрудников, создаю у них в голове мысли о том, что мы делаем и зачем мы это делаем. Когда приходится к слову, я стараюсь помочь человеку увидеть, как он может развиться профессионально или личностно. Если люди хотят расти, я стараюсь им помогать.
Редакторы Рунетологии: Чтобы закрыть вопрос эффективности, можешь назвать свой топ художественных книг и бизнес-литературы?
М.СПИРИДОНОВ: Я недавно отвечал на эти вопросы в другом интервью. Я почему-то вспомнил Ли Куан Ю. «Сингапурская история», там больше про политику и историю Юго-Восточной Азии, книга интересно написана с точки зрения управленческих решений, дипломатии, ведения переговоров. Ли Куан Ю. – бывший премьер-министр Сингапура. Можно порекомендовать полезную книгу по коммуникациям «Договориться можно обо всем». Биография Стива Джобса, написанная Айзексоном, произвела на меня очень сильное впечатление.
Редакторы Рунетологии: Хорошо. Тогда перейдем к твоему главному предпринимательскому проекту – центру онлайн-образования «Нетология». Ты решил сфокусироваться на нем, убрав остальные проекты. Почему это произошло? Как ты к этому пришел?
М.СПИРИДОНОВ: Так получилось по личным причинам. Я никогда не собирался заниматься образованием всерьез, хотя получается, что опосредованно я занимался им в Рунетологии. На мой взгляд, я не большой педагог. Так получилось, что Юля Микеда взялась за проект, и мне пришлось его подхватить. Думаю, здесь будет уместно дать справку, а потом продолжим.
Справка о компанииКомпания «Нетология» создана Юлией Микеда в начале 2011 года. Через несколько месяцев после старта к проекту присоединился Максим Спиридонов, сначала в качестве продюсера, а затем как со-основатель и управляющий партнер. Первые полтора года работы «Нетология» специализировалась на краткосрочных образовательных программах в области интернет-маркетинга. Проект занимался организацией семинаров, вебинаров и конференций. С января 2013 года генеральным директором Нетологии стал Максим Спиридонов. Вместе с этим проект скорректировал концепцию, начав специализироваться на полутора-двухмесячных онлайн-курсах по подготовке интернет-специалистов разного профиля. По сообщениям менеджмента проекта, после смены концепции помесячный оборот компании вырос в три раза. В штате «Нетологии» работает более 20 человек. За два года через образовательные мероприятия «Нетологии» прошло более 2000 студентов. В рамках проекта было подготовлено и проведено более 200 мероприятий.
Редакторы Рунетологии: Максим, несколько конференций «Практика онлайн-бизнеса» очень высоко подняли планку онлайн-образования. На мой взгляд, они создали некоторый образовательный стандарт в этой отрасли Рунета. Интересна финансовая подоплека. Насколько велики были вложенные в проект средства? Интересно было бы услышать анализ отрасли онлайн-образования, потому что это потенциально одно из самых прибыльных направлений предпринимательской деятельности на ближайшие годы в Рунете.
М.СПИРИДОНОВ: Дай Бог, если это будет прибыльным. Пока жизнь показывает, что есть основания на это надеяться. Правильная подготовка людей дает возможность зарабатывать на этом. Практика онлайн-бизнеса – это цикл конференций, который мы, возможно, продолжим. Я бы не сказал, что он стал новым стандартом, он стал новым жанром. Мы попросту сделали конференцию или ток-шоу. Я бы сказал, что это образовательное ток-шоу. Суть в том, что вложения были невеликими, выхлоп себя окупал, но не сказать, что он был большим. Каждая конференция имеет оборот порядка миллиона рублей. Мы придумали «жанрик», который потом стали повторять. Было забавно видеть, как другие копируют структуру и внешний вид сайта до всех нюансов, как копируют сам формат, когда в кадре есть ведущий. Это ток-шоу, когда ведущий общается с гостями, потом гость начинает выступать со своим докладом, потом снова выходит ведущий, который коммуницирует с ним, делает связку для следующего гостя, потом гость появляется в студии. Это онлайн-телемарафон и образовательное шоу. Народу нравилось, и каждый раз мы поднимались на первые места хэштегов российского Твиттера. Это сопровождалось большим вниманием, что было приятно. Не сказать, что это главное, чем можно гордиться, но тем не менее. Главное – это то, что мы сделали сейчас. Мы нащупали новый образовательный формат, то есть онлайн-курсы комплексного обучения специальности.
Редакторы Рунетологии: Какой была первая версия проекта? Это был офлайн и онлайн. В чем была уязвимость такой модели? Почему первая версия не пошла так, как хотелось бы?
М.СПИРИДОНОВ: Первая версия Нетологии делала ставки на семинары, то есть были одно-двухдневные семинары по каким-то тематикам, в основном интернет-маркетинга. Такого рода продукты, то есть краткосрочные образовательные курсы, параллельно с Нетологией стали появляться бесплатно. Они были и прежде, просто их не было так много. В последние 2 года они росли, как грибы после дождя. Как следствие, во всем этом стало тонуть предложение Нетологии. Наши семинары были лучше, чем бесплатные предложения, которые делались компаниями поисковой оптимизации, агентствами контекстной рекламы. Они говорили вроде о том же, но у нас были полноценные курсы, где не было ни капли рекламы, были выставлены программы, за которые мы отвечали, они были созданы хорошими специалистами-практиками, нашими друзьями и коллегами, в том числе и гостями Рунетологии. Поскольку была бесплатная альтернатива от агентства контекстной рекламы X или компании поисковой оптимизации Y, пусть менее долгая (2-3 часа), пусть выясняется, что эти компании руководствуются желанием собрать лиды, показать собственную экспертность и потом продать услуги, Нетология зачастую проигрывала. В итоге, такие краткосрочные продукты я обрезал в конце прошлого года. В начале этого года мы начали строить новую концепцию, которая родилась эволюционно. Мы онлайн-курсы прощупали еще осенью. Мы увидели, что можно брать семинары и делать цепочку семинаров, потом мы дошли до того, что это будут полноценные курсы на полтора-два месяца по подготовке интернет-специалистов. За это время можно подготовить специалиста младшего уровня, который сможет самостоятельно работать. На базе тех образовательных программ мы и выстроили полноценные онлайн-курсы, сперва на 5 профессий. Дальше мы планируем развивать их.
Редакторы Рунетологии: Получается, Нетология решает потребности рынка в интернет-специалистах, то есть решает определенную проблему?
М.СПИРИДОНОВ: Невозможно за несколько дней подготовить специалиста, а за большее время можно. Если к этому добавить практику, а Нетология – это не только лекции в онлайн-режиме, это еще и практические задания после каждой лекции, которые выполняются студентами и проверяются преподавателем, то всё возможно. Всё это происходит в удобной среде. Мы создали собственный LMS (Learning Management System), то есть ту образовательную онлайн-платформу, в которой происходит коммуникация между студентами и преподавателями, даются и выполняются задания, там есть расписание, рейтинг студентов и так далее. Мы создали онлайн-платформу, которую можно увидеть на сайте, там есть демо-доступ. Мы даем главное в теории и отрабатываем это на практике. Специалисты, которые преподают, сами всё это делают руками. Это не какие-то теоретики, начитавшиеся книжек. У нас своя онлайн-платформа, свои методики, которые мы нащупали за годы работы в процессе создания разных онлайн-продуктов. Наши онлайн-курсы – это ответ на запрос рынка на комплексный продукт, на специалистов, которые будут знать основу профессии.
Редакторы Рунетологии: Зачем строили свою систему с нуля? Те, что были на рынке, полностью не устраивали?
М.СПИРИДОНОВ: Те, что есть на рынке, сделаны для другого. Я думаю, об этой системе мы еще услышим. У нас есть два направления: контент, то есть создание образовательных программ и методик по обучению интернет-специалистов (маркетологов, SMM-менеджеров, специалистов по управлению веб-проектами, специалистов по управлению интернет-магазином, менеджеров контекстной рекламы) и создание среды, в которой можно обучаться, причем не только нам. Мы будем развивать нашу платформу. В перспективе можно будет думать о коробочной версии, если она потребуется корпоративному пользователю, о портале, где можно дистрибутировать онлайн-курсы, и не только наши. Сейчас мы предлагаем только свои курсы, у нас свое программное обеспечение, свои методики и свой контент. Никто не сказал, что нельзя поместить чужие курсы в нашу программную среду, нашу онлайн-платформу. Мы находимся на самом старте. Я возглавил проект в конце прошлого года. Мы решили с Юлей Микеда поменяться местами, будучи совладельцами проекта (50:50), поскольку требовался новый рывок, а она была вымотана предыдущими двумя годами борьбы с образовательным маркетингом.
Редакторы Рунетологии: Нужна ли мультиканальность?
М.СПИРИДОНОВ: Да. У нас всё это есть в планах, просто руки еще не дошли. Мы только с Нового года начали всё строить. Мы успели отстроить десктопную версию, сейчас мы подыскиваем людей для того чтобы сделать мобильное приложение, а дальше будет видно. Может, под Smart TV что-нибудь сделаем. Лично я и команда оказались в ситуации, когда делать можно всё, что угодно, потому что никто не знает, каким должно быть онлайн-образование. Есть некоторые западные эксперименты, например, Coursera, есть российские эксперименты, но нет никаких стандартов. Есть только понимание, что парадигма существующего образования, базирующегося на офлайне, рушится. То, что будет создаваться, будет создаваться чьими-то руками, в том числе и нашими.
Редакторы Рунетологии: Если сейчас начинать работу над подобным проектом, как это делать? Меня заинтриговал ответ Максима на вопрос, как он начинает работу над новым проектом. Первым документом, который Максим пишет, является маркетинговый проект. Что это за бумага? Что в ней написано?
М.СПИРИДОНОВ: Можно будет в шоу-ноты выложить информацию о том, как выглядит концепция Нетологии. Это концептуально-мотивационный документ на 3-5 страниц в зависимости от проекта, который описывает главные конкурентные преимущества компании, то, что может быть строительными кирпичиками для маркетинга в разных его формах и для объяснения новым сотрудникам. Это концептуальные и идеологические основы.
Редакторы Рунетологии: Ты не упоминаешь слово «Бизнес-план». Бизнес-план не является первым документом при разработке нового проекта?
М.СПИРИДОНОВ: Это параллельные истории. Конечно, бизнес-план важен. Бизнес-план – это формальный документ, требующийся в ситуации, когда подразделение очень большой компании готовит новый проект для утверждения. Когда мы говорим о проекте, который начинается на свои деньги, под свою ответственность, делаются финансовые расчеты, но не пишется развернутый бизнес-план, скорее делаются концептуальные наброски, которые потом отражаются в маркетинговой концепции, стратегии. Разумеется, делаются расчеты. Слава Богу, Нетология имеет четкую финансовую шину. Спасибо Юле Завдовьевой – операционному директору компании. Всё подсчитано, всё считается наперед. Нетология меняла концепцию, и мы могли только предполагать, как это будет. Поскольку идешь в полную неизвестность, это были предположения больше фантазийного характера. Когда мы увидели, как реагирует рынок на это, бизнес-план оперативного характера стал рассчитываться исходя из реальных показателей, базироваться на предыдущих цифрах.
Редакторы Рунетологии: Сейчас ты совсем глубоко погрузился в текущее положение Рунета. Каким Рунет будет завтра? Что нужно делать сегодня, чтобы завтра получить значимый результат? Какие существующие на сегодня проекты с высокой долей вероятности будут выстреливать и расти завтра?
М.СПИРИДОНОВ: Чем дальше я погружаюсь в специфику управления, практику работы с интернет-проектами, тем больше я понимаю, насколько я далек от осознания всего этого. Я понимаю, что я знаю чуть больше, чем мои сотрудники. Сейчас я стараюсь брать всё больше людей, которые знают больше меня по каким-то направлениям, и это удается. В последние месяцы у меня в этом смысле есть успехи, но всё еще очень много нужно набирать. Я понимаю, что я знаю слишком мало для того чтобы всерьез развернуться. Я нахожусь в промежуточной позиции, у меня есть фундамент, от которого можно отталкиваться, но не более того. Я пока что не нахожу, что то, что я сделал, является предметом для серьезной гордости. Это факт, от которого можно отталкиваться и двигаться дальше. Моя мечта – это построение проекта-звезды, после которого не нужно будет объяснять, что именно я построил, и отвечать на вопрос, являюсь я журналистом или предпринимателем. Куда идти другим предпринимателям сегодня? Прежде всего, нужно идти в то, в чем разбираешься. Я раздробил столько проектов, с болью и надеждой, что человек услышит меня. Я говорил: «Ты делаешь это, вкладываешь в это деньги. Остановись, оглянись, это бесперспективно, в таком виде это не работает». Главный призыв – это заниматься тем, в чем хорошо разбираешься. Оптимальный вариант прихода в предпринимательство в интернете – это предметная область, в которой человек отлично разбирается. Например, вы отлично разбираетесь в обуви и продажах этой обуви, и вы делаете электронный магазин, то есть вы понимание предметной области применяете в интернете. Это наиболее работающая модель. Говорить, что нужно идти в перспективное направление, нет смысла. Зачем человеку, который занимается обувью, говорить, что будет развиваться дополненная реальность, что будет активно расти онлайн-телевидение, будет развиваться Smart TV? Это опасно говорить, потому что люди туда пойдут. Я буквально вчера консультировал нефтяника, который создал деловую сеть + CRM для работы с клиентами, он вкладывал в это деньги на протяжении двух лет. Я его просто высек, потому что я понял, что если я ему не вобью в голову, что он делает ерунду, то он так и будет дальше вкладывать деньги. Я предложил ему попробовать продать продукт 5 людям, если он уверен, что у него получилось что-то осмысленное. Он создал огромный комбайн, куда никто не ходит. Не знаю, убедил я его или нет. Если предметная область совпадает с трендами, слава Богу.
Редакторы Рунетологии: Да. Спасибо, Максим. На этом мы завершим программу.
М.СПИРИДОНОВ: Коллеги, я буду закрывать программу. Спасибо Андрею Митрохину – редактору программы, Юре Берингову – звукорежиссеру, Стасу. Напомню, что теперь Рунетология будет выходить раз в две недели. Всех нас с 200-ым выпуском! Надеюсь, что вам было интересно. Всего доброго! Пока.