М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 201-й выпуск программы «Рунетология», запись от 6 июня 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в столице.
В жизни есть некоторые устоявшиеся стереотипы. Скажем, такой – люди делятся на «физиков» и «лириков», иными словами, людей дела и мечтателей. Еще стереотип – онлайн-СМИ, как бизнес, сегодня убыточны. Получается, что наш сегодняшний гость и его проекты, если не опровергают, то являются исключением из правил.
Не хочу, чтобы это прозвучало, как комплимент, но предположу, что историю создания первого проекта нашего сегодняшнего гостя и последующее стремительное разворачивание на базе проекта электронного издательского дома будут изучать, как показательный кейс в ВУЗах, где готовят журналистов и медиа-продюсеров.
Сегодня у нас в гостях со-основатель издательского дома Look At Media Василий Эсманов. Приветствую, Василий!
В.ЭСМАНОВ: Добрый день! Рад вас слышать!
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, тебя можно назвать идеологом проектов, выросших вокруг LookAtMe?
В.ЭСМАНОВ: В какой-то степени да.
М.СПИРИДОНОВ: Не только мое мнение, что вы возникли как будто бы из ниоткуда в 2006 – 2007 годах и удивительно быстро выросли. А как ты изнутри смотришь на пройденный путь? Это было быстро, предсказуемо вверх, или путь был тернист?
В.ЭСМАНОВ: Мы занимаемся всем этим шестой год, поэтому всё произошло не так быстро. С нашей стороны развитие было достаточно логичным. Не то, чтобы мы ждали бешеного успеха, но всё, что мы делаем, очень логично исходит из нашей биографии.
М.СПИРИДОНОВ: Это был путь по восходящей, или были какие-то сильные падения, которые ставили проект на грань закрытия?
В.ЭСМАНОВ: График всегда ходит то вверх, то вниз. Суть в том, что другие проекты не доживают, они не выбираются, а мы умудрялись несколько раз выползать из такого состояния. Когда размер становится больше, все эти падения становятся сильнее и болезненнее, но мы справляемся.
М.СПИРИДОНОВ: Чем больше проектов внутри издательского дома, тем устойчивее эта конструкция?
В.ЭСМАНОВ: Скорее, да. Сейчас легче перераспределять ресурсы. У нас все проекты довольно бодро растут, мы очень многое назапускали в последние полтора года, и сейчас мы занимаемся тем, что успокаиваем всё это.
М.СПИРИДОНОВ: Утряской и усушкой.
В.ЭСМАНОВ: Да. Всё потихоньку растет.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь как-то прокомментировать тезис, который я высказал вначале? По идее, есть романтики, которые красиво рассказывают о моде, делают милые фотки и пишут позитивные тексты, а есть «зубастые предприниматели», развивающие проекты, умеющие считать деньги, умеющие закусить удила, если дела идут плохо. Как вам удалось совместить и то, и другое?
В.ЭСМАНОВ: Не знаю, мне всё было интересно. У нас уже 5 проектов, и мне все люди, ради которых мы их делаем, крайне интересны. Всему остальному жизнь учит.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеВасилий Эсманов родился в 1983 году в Санкт-Петербурге. В 2000–2006 гг. обучался на факультете международной журналистики МГИМО. В 2003 году работал выпускающим редактором в РИА «Новости». В 2004 году работал утренним редактором на телеканале НТВ, с июня 2004 года— редактором в журнале «Ом». В 2004–2005 гг. работал редактором в журнале Wallpaper. С 2005-го по 2006-й работал креативным директором в проекте ТemaNews. В 2006 году основал сайт Look At Me и компанию Look AT Media, в состав которой входят интернет-журнал FurFur, интернет-журнал HOPES AND FEARS, городская интернет-газета The Village и журнал для девушек Wonderzine. Увлекается работой. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради надо сказать, что сперва был Look At Me, а потом Look AT Media, как собирательный материнский бренд, под которым и выросли проекты, перечисленные в справке. Верно?
В.ЭСМАНОВ: Да, это правда.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал, что движение было довольно предсказуемым для тебя. Что было самым сложным на этом пути?
В.ЭСМАНОВ: Всё было сложным. Я даже не могу выделить что-то одно. Сложно было двигаться параллельно с остальными людьми. Мы слегка вне индустрии пытались всё это сделать. Мы не близки журналам, мы не близки классическим технологическим стартапам, но мы многое взяли от тех и других. Сложно было всё это совмещать. Нужно было строить культуру, которая всё это переваривает, а это довольно тяжело.
М.СПИРИДОНОВ: Действительно заметно, что вы взяли некоторые черты офлайн-медиа, в частности в подаче материалов, и какие-то черты онлайн-медиа. По сути, вы выработали свой мини-жанр. Эта выработка происходила сознательно, или это стало следствием борьбы?
В.ЭСМАНОВ: Во многом сознательно. Мне было страшно интересно перенести опыт журналов в интернет, но не топорно, не напрямую, хотелось сделать это по-современному. Процессы вырабатывались по ходу действий, как ответ на вопрос, как это делать быстрее и эффективнее, как построить из этого конвейер.
М.СПИРИДОНОВ: Почему опыт журналов, который есть у знаменитых брендов, далеко не всегда является залогом успеха в интернете? Ты сам знаешь примеры, которые пока еще влачат существование, не блистают в Сети, хотя и являются весьма состоятельными офлайн-брендами. Таких брендов немало.
В.ЭСМАНОВ: Потому что у них есть состоятельный офлайн-бренд.
М.СПИРИДОНОВ: Им есть, что терять.
В.ЭСМАНОВ: Очень сложно строить культуру, в которой у тебя приоритет на бумагу и на другой цикл. Люди, которые занимаются интернетом в больших издательских домах – это всегда люди второго сорта, даже если на них тратят много денег, даже если берут выдающихся людей. Они всё равно на фоне денег, которые приносят журналы, зарабатывают сильно меньше, им никогда не уделялось должного внимания и уважения. Куда силы распределяются, то и живет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай вернемся несколько назад и перейдем к тому, как ты оказался в интернете. Что тебя привело в специальность «Журналистика» и специальность «Интернет-предпринимательство»?
В.ЭСМАНОВ: В журналистику я попал случайно. Я поступил в университет на факультет журналистики. Не сказать, что я хотел быть журналистом. Мне нравились медиа, в том числе телевидение, но мне нравилась именно организаторская работа.
М.СПИРИДОНОВ: В МГИМО ты попал через передачу «Умницы и Умники»?
В.ЭСМАНОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это очень забавная программа. Ты был одним из финалистов, победителем?
В.ЭСМАНОВ: Я был одним из финалистов, и я получил льготное поступление. Мне нужно было сдать экзамены на тройки, и тогда меня бы взяли. Я все экзамены сдал более-менее успешно.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Ты пошел в МГИМО, и что было дальше?
В.ЭСМАНОВ: Там я учился. Мы начали разбираться с тем, как это всё устроено. Мы делали газеты, журналы, сайты. Мы за 2 дня разбирались с каким-нибудь языком программирования и пытались собрать что-то простенькое. Мы что-то собирали, и это было очень интересно. Потом я хотел делать журналы, но в какой-то момент стало понятно, что это бессмысленно. Так мы решили сделать журнал в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сначала сделал печатный журнал или планировал его сделать?
В.ЭСМАНОВ: Я пытался 4 раза запустить какой-то проект. Сначала был печатный журнал, потом был PDF-журнал, потом журнал, который распространялся через электронную подписку, но это всё глупости. Мы делали что-то похожее на iPad-журнал задолго до iPad, при этом не было рынка. Даже сейчас нельзя сказать, что журналы для iPad живут очень хорошо. Так мы начали заниматься сайтом. LookAtMe как блог уже был, но мы к нему не очень серьезно относились. Мы решили на нем поэкспериментировать, посмотреть, как он будет работать, и заняться чем-то более серьезным, и в итоге он нас захватил года на 3.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально вас было трое, то есть ты, Алексей и Екатерина Базилевская?
В.ЭСМАНОВ: Да, и у нас еще было два партнера – Кирилл Тен и Антон Гладкобородов, который сейчас занимается Coub, который участвовал в Теориях и практиках, Bookmate и так далее. Мы вместе работали 2,5 года, а потом Антон решил заняться чем-то еще и сделал Теории и практики. В итоге, мы немного разошлись. Мы продолжили заниматься нашими медийными делами, а Антон занимается Coub, и у него это очень неплохо получается, по-моему.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент стало понятно, что происходящее выходит за пределы экспериментов и хобби и может стать чем-то большим?
В.ЭСМАНОВ: Это стало понятно на второй месяц.
М.СПИРИДОНОВ: По каким признакам? По деньгам или посещаемости?
В.ЭСМАНОВ: В первые 9 месяцев денег особо не было, но этим начало пользоваться много народа. Тогда было 15-20 тысяч человек дневной посещаемости. Мы подумали, что раз за 2 месяца мы набрали 20 тысяч человек, то что будет, если мы будем заниматься проектом год. Мы в Look At Me много всего напихали, это было для него чересчур, и потом мы начали его освобождать.
М.СПИРИДОНОВ: Вы стали вынимать из проекта какие-то сегменты, делая их отдельными медиа-брендами?
В.ЭСМАНОВ: У нас появилась возможность заниматься этими проектами полноценно, а не в пол силы, как было в LookAtMe. Когда у тебя небольшая редакция, ты ничего сделать не можешь. Проект зажил, пошли деньги, и мы начали на них запускать новые проекты.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей несколько лет назад в одной из Рунетологий рассказывал о том, что была какая-то история, когда вы брали кредит для того чтобы вытащить проект.
В.ЭСМАНОВ: Это было в 2008 году, когда был кризис. Тогда все увольнялись, а мы каким-то образом нашли деньги. Как-то мы смогли использовать эти деньги и отдать их. Мы взяли около 100 тысяч долларов, и это была довольно страшная сумма. По нынешним временам эта цифра не очень большая, но тогда она казалась довольно значимой. На эти деньги мы смогли довольно бодро работать 4 месяца, в то время как все сворачивались. Многие наши конкуренты либо сильно отстали, либо закрылись.
М.СПИРИДОНОВ: Вы брали деньги для того чтобы поддержать существующее положение дел? Я слышал версию, что вы на эти деньги собирали людей, которые оказались на улице в связи с сокращением в разных издательствах.
В.ЭСМАНОВ: По сути, мы смогли получить какое-то количество классных ребят, которые вылетели из стартапов, и это было не очень дорого, потому что ситуация была для них не самой радужной.
М.СПИРИДОНОВ: Какого размера на тот момент была команда?
В.ЭСМАНОВ: Человек 25-30.
М.СПИРИДОНОВ: Люди, которых ты забирал, которые приходили, были именно из медиа?
В.ЭСМАНОВ: Нет, это были программисты, менеджеры, дизайнеры.
М.СПИРИДОНОВ: В какой момент Look AT Media стала делиться почкованием?
В.ЭСМАНОВ: The Village запустился в апреле 2010 года.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, 3 с лишним года вы существовали в рамках одного бренда.
В.ЭСМАНОВ: Ровно 3 года.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Думаю, что здесь будет уместно дать справку о компании.
Справка о компанииИздательский дом Look At Media основан Василием Эсмановым, Алексеем Амётовым и Екатериной Базилевской в 2006 году. Сегодня в его состав входят 5 проектов – портал Look At Me, городская интернет-газета The Village, журнал для мужчин FurFur, журнал для предпринимателей Hopes&Fears и журнал для девушек Worderzine. Ежемесячно на сайты Look At Media приходят свыше 3 миллионов посетителей. По данным журнала «Секрет фирмы», оборот основного проекта издательского дома – портала Look At Me составил в 2012 году 5 миллионов долларов. По собственной оценке Василия Эсманова, общая стоимость всех проектов Look At Media составляет 50 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Эта оценка актуальна? Эту оценку мы нашли в интернете, ты ее дал в одном из интервью.
В.ЭСМАНОВ: Да, цифры похожи на правду.
М.СПИРИДОНОВ: Похоже на правду. Вас пытаются купить? Наверное, периодически к вам должен кто-то пытаться заходить.
В.ЭСМАНОВ: Да, чаще, чем хотелось бы. Нас пытаются купить, но мы пока не видим в этом смысла.
М.СПИРИДОНОВ: Пытаются купить компетенции? Сейчас в электронной коммерции резонно продавать компетенции по созданию онлайн-представительств. Например, KupiVIP имеет отдельное подразделение, которое обеспечивает брендам полный цикл, то есть они делают магазин и рулят им, и от брендов нужны только деньги и товар. По идее также могли бы делать и вы, то есть вы могли бы создать отдельное подразделение, которое бы настраивало работу для офлайн-брендов.
В.ЭСМАНОВ: Наверное, могли бы, но я не вижу в этом смысла. Мы консультировали пару проектов. Это занимает кучу сил, и дешевле запустить что-то свое. Это не ритейл, где у людей уже всё готово, тут нужно всё с нуля собирать. Когда в медиа у людей уже есть какой-то бэкграунд, то он к интернету совершенно не применим, к сожалению.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме всего, сложно менять их представления, и в итоге, нет возможности реализовать всё то, что дало бы им полноценные преимущества в онлайне.
В.ЭСМАНОВ: Да. Зачем мучить людей, которые не хотят меняться? Я не вижу в этом смысла. Мы за это же время можем сами прекрасно что-то сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Раз мы вспомнили про деньги, задам еще пару вопросов на этот счет. Вы запускались на свои деньги, правильно?
В.ЭСМАНОВ: Да, абсолютно.
М.СПИРИДОНОВ: В 2008 году вы взяли кредит в 100 тысяч долларов, который позволил укрепить команду.
В.ЭСМАНОВ: Да. По сути, мы закрыли кассовые разрывы.
М.СПИРИДОНОВ: Затем эти кассовые разрывы закончились, то есть вы вышли на операционную прибыльность?
В.ЭСМАНОВ: Нет, они не заканчиваются, потому что у нас сезонный бизнес. Просто мы научились их лучше перекрывать, научились работать с банками. Раньше банки нас совсем не видели и не воспринимали как тех, кому можно давать кредиты, не смотря на то, что обороты у нас были довольно серьезными. Это происходило, потому что у нас не было станков, товаров. Сейчас мы с ними работаем.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы кредитуетесь?
В.ЭСМАНОВ: Мы используем краткосрочное кредитование.
М.СПИРИДОНОВ: Что за сезонность? Я полагал, что в медиа нет такой жесткой сезонности, как, например, в туристическом бизнесе. Когда вы умираете? Зимой?
В.ЭСМАНОВ: Конец февраля, апрель и май – самые тяжелые месяцы в году. Январь и февраль – это совсем пустые месяцы, и после них всё начинает раскрываться. Ноябрь и декабрь – это самые насыщенные месяцы в году.
М.СПИРИДОНОВ: Всё бурлит. При этом ваши рекламодатели в основном из fashion-индустрии?
В.ЭСМАНОВ: Нет, у нас очень большой набор рекламодателей. У нас представлены практически все сегменты: от машин до парфюмерии, от одежды до гаджетов, от услуг и сервисов до того же туризма. Мы стараемся их уравнивать, чтобы ни одна из категорий не была слишком большой. Наверное, хорошо, что мы так сделали, потому что, когда запретили алкоголь, мы не так много потеряли в отличие от журналов, у которых 30-40% составляли алкоголь и сигареты.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сами каким-то образом диверсифицируете набор рекламодателей, или он формируется стихийно?
В.ЭСМАНОВ: Есть планы, понятно, какие рекламодатели на какой сайт пойдут, и что они получат. Есть какие-то пересечения, но они в основном в массовых брендах.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не отказываете рекламодателям и берете тех, кто приходит?
В.ЭСМАНОВ: Нет, мы многим отказываем. У нас есть Guideline. Мы не рекламируем медицину, азартные игры, супердешевые товары массового спроса.
М.СПИРИДОНОВ: Чем это вызвано? В частности, в чем провинилась медицина?
В.ЭСМАНОВ: У нас она очень плохо регулируется, и портить себе карму тем, что ты рекомендуешь какие-то вещи, которые ты не можешь никак проверить, не хочется. Например, клинику мы не можем рекламировать. Есть хорошие клиники, но мы не можем судить. Мы рекламируем средства от насморка, которые относятся к FMCG, то есть это не аптечные препараты.
М.СПИРИДОНОВ: Какие сегменты рекламодателей являются наиболее предпочтительными для вас?
В.ЭСМАНОВ: Любые. Вся разбивка машин, одежда, телеком, гаджеты, услуги от ателье по пошиву костюмов до транспортных услуг. Я рекламой не занимаюсь, и это для меня сложный вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к финансам. Раз вы кредитуетесь, значит, вы недостаточно зарабатываете для того чтобы обеспечить себя?
В.ЭСМАНОВ: Мы используем краткосрочные кредиты для покрытия кассовых разрывов.
М.СПИРИДОНОВ: Почему не поднакопить жир для того чтобы не брать заемные деньги?
В.ЭСМАНОВ: Дешевле брать деньги в банке. Если ты теряешь темп, его потом дорого восстанавливать.
М.СПИРИДОНОВ: Деньги идут на инвестиции?
В.ЭСМАНОВ: Да. Например, есть команда из 20 человек, которые довольно дорого стоят. Ты можешь попытаться начать копить жир, но что делать с этими людьми. Если они сидят и ничего не делают, то это выходит гораздо дороже, нежели запустить новый проект, который через какое-то время начнет окупать себя. Ты перекрываешь этот момент свободными деньгами, а не ожиданием.
М.СПИРИДОНОВ: Давай поговорим о структуре холдинга. Как мы сказали, проекты возникают путем почкования, то есть они вырастают и перерастают материнскую площадку LookAtMe, верно?
В.ЭСМАНОВ: Поскольку все темы пограничные, и люди существуют в едином контексте, то мы, имея возможность проверить какие-то гипотезы на работающем проекте, делаем это, потому что выборка больше. Например, в LookAtMe начали нарастать городские темы, и мы начали смотреть, интересуют ли они людей. Мы сделали вывод, что интересуют. Хотим ли мы их делать больше? Если мы начинаем делать их больше, тогда темы, которые были в приоритете для LookAtMe, забиваются. Мы начинаем на одной площадке, но все равно это отдельные проекты, у всех пяти проектов сильно различается аудитория. Мы смотрим статистику по пересечениям, и мы видим, что у нас аудиторное пересечение от 10 до 20%. Технологически проекты возникают путем почкования, потому что мы делаем единую платформу, которую легко поддерживать и обслуживать, и когда ты вкладываешь деньги, ты сразу видишь отдачу от пяти проектов.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день есть 5 проектов, которые родились в процессе вегетативного пути размножения. LookAtMe в этом смысле исчерпан, то есть он перестанет быть материнской площадкой? Планируется ли создание новых проектов в ближайшее время?
В.ЭСМАНОВ: LookAtMe давно перестал быть материнской площадкой. Мы наконец-то разделили его с модой, и он стал тем, чем должен был стать 2 года назад. Это проект про все творческие индустрии, чем он во многом и был, но ему многие вещи мешали. Всё остальное уже запустилось и имеет самостоятельную жизнь. The Village растет, у него сейчас около 100 тысяч посетителей в день. У Hopes&Fears и FurFur около 40-50 тысяч посетителей в день.
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно понимаю, вы буквально недавно закончили инсталляцию нового видения и позиционирования всех проектов издательского дома?
В.ЭСМАНОВ: Мы еще не закончили, мы даже не начали. В голове достаточно давно вырисовался план, и сейчас мы предприняли какие-то шаги. Я думаю, мы на полгода возьмем паузу, всё это устаканим и посмотрим, что мы можем еще сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Вы переделали LookAtMe, и буквально на днях вы запустились с новым женским журналом Worderzine. Это еще не конец перестройки?
В.ЭСМАНОВ: С точки зрения брендов это пауза на достаточно длительный срок, а с точки зрения этих продуктов у нас еще много дел.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не планируете стартовать в ближайшее время новые бренды?
В.ЭСМАНОВ: Нет, не планируем.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Ты сказал о платформе, в которой вы работаете. Программная составляющая – это собственная разработка?
В.ЭСМАНОВ: Да, на 100%.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи о ней подробнее. Что это такое?
В.ЭСМАНОВ: Это движок для сайтов, на основании которого можно быстро и качественно делать хорошо выглядящие материалы. Этот процесс экономит кучу времени и денег.
М.СПИРИДОНОВ: Что именно в ней оптимизировано? Что именно экономит деньги?
В.ЭСМАНОВ: Там очень удобный редактор, при помощи которого люди собирают конечные материалы. Мне кажется, он один из самых лучших на рынке, я даже не знаю, с чем его можно сравнить. Есть дизайн, в котором собираются журналы, это то же самое, только для веба. Также там хорошая система сбора данных, и у нас много планов по этой системе. В какой-то степени это Drupal, WordPress, но очень сильно переделанный под наши нужды и под нужды онлайн-медиа.
М.СПИРИДОНОВ: Как я слышал, он написан на не очень типичном для веба Ruby on Rails. Он более-менее типичен, но это не более традиционный PHP или хотя бы Python.
В.ЭСМАНОВ: Нет, Python является еще более нетрадиционным. Когда мы выбирали язык, был момент, когда им заинтересовалось много толковых людей, у которых был большой опыт написания на других языках, и для них Ruby был экспериментальным языком, но из-за того, что у них было много опыта в другой работе, они делали очень быстрые и качественные вещи. В PHP было очень тяжело с выбором. Толковых людей, которые пишут на PHP, мало. Почти каждый второй или третий в Ruby – это сильный человек, и выбирать было гораздо легче.
М.СПИРИДОНОВ: Продолжая разбирать анатомию проекта, как бизнеса и культурного явления, перейдем к административной составляющей. Какие подразделения есть в LookAtMedia? Сколько человек работает в компании?
В.ЭСМАНОВ: В московском офисе работает около 115 человек, еще по 8 человек работает в Питере и Киеве. В других городах также есть люди, которые занимаются нами полный день, но они не сидят в офисе. У нас 5 редакций, отдел разработки и дизайна, небольшой отдел медиа-менеджмента, состоящий из 4 человек, спецпроекты, продажи, бухгалтерия и юристы. Не сказать, что у нас сложная структура.
М.СПИРИДОНОВ: Отдельно отдела маркетинга нет? Вы себя специально не продвигаете?
В.ЭСМАНОВ: Маркетинг находится в медиа-менеджменте. У нас 3 человека, которые занимаются маркетингом, но мы никогда масштабно не вкладывались в маркетинг. Медиа должно расти само. Если ты всё делаешь правильно, то медиа само себя продает, само себя дистрибуцирует. Сейчас мы делаем больше технической работы, и этот процесс происходит быстрее.
М.СПИРИДОНОВ: У вас много удаленных работников?
В.ЭСМАНОВ: Удаленных немного, внештатных много. Я их даже посчитать не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Внештатники работают в офисе или удаленно?
В.ЭСМАНОВ: Удаленно.
М.СПИРИДОНОВ: С чем связан этот относительно невысокий процент удаленных работников в сравнении с некоторыми изданиями, которые делают на них ставку? Почему вы всех стараетесь сажать вместе?
В.ЭСМАНОВ: Если брать коэффициент штатных и внештатных сотрудников, то получится 1:5, то есть на одного штатного сотрудника приходится 5 внештатных.
М.СПИРИДОНОВ: Всё-таки вот так.
В.ЭСМАНОВ: Сейчас всё работает не в полную мощность, но постепенно всё это набирает обороты. Распределение у нас примерно такое.
М.СПИРИДОНОВ: К 100 с лишним штатных сотрудников прилагается 500 внештатных сотрудников?
В.ЭСМАНОВ: Примерно да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько автономны редакции по проектам, сильно ли они взаимодействуют между собой?
В.ЭСМАНОВ: Они практически не взаимодействуют, они автономны.
М.СПИРИДОНОВ: Какие полномочия есть у руководителя редакции? Какие у него функции? Наверное, это главред.
В.ЭСМАНОВ: Да. У него примерно такие же функции, как и во всех других местах.
М.СПИРИДОНОВ: Это царь и бог?
В.ЭСМАНОВ: По большей степени да. У нас достаточно демократичная процедура по управлению. Я придираюсь в основном к соблюдению цикла работы. Что люди пишут, что они хотят освещать – это их выбор, но в каких-то рамках, на которые они изначально подписались.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не вмешиваешься в контент и редакционную политику?
В.ЭСМАНОВ: Я ругаюсь, когда люди совершают ошибки. Например, когда они путают фактуру. С остальным они справляются сами.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по всему, ты сам раньше писал.
В.ЭСМАНОВ: Я ничего не писал.
М.СПИРИДОНОВ: Никогда?
В.ЭСМАНОВ: Я за всё время написал 3 материала.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам был главным редактором?
В.ЭСМАНОВ: По сути, да.
М.СПИРИДОНОВ: Какую функцию ты выполняешь сейчас? Что ты делаешь?
В.ЭСМАНОВ: Я являюсь медиатором между всеми отделами, как и Леша Амётов. Я соединяю редакторов с разработкой, маркетингом, продажами. Я слежу за тем, чтобы люди не мешали друг другу, чтобы продажи не лезли в дела редакции, чтобы редакция не мучила разработчиков, чтобы разработчики не мучили редакторов и дизайнеров.
М.СПИРИДОНОВ: Ты так говоришь, как будто бы они сами этого не понимают, и это не настроено.
В.ЭСМАНОВ: Нигде никто этого не понимают. Я не знаю примеров, где это успешно осуществляется. Всегда кто-то начинает играть первую роль. Если говорить про глянцевые журналы, то у них главный человек – это менеджер по продаже рекламы. В технологических проектах главным является разработчик или дизайнер, а всех остальных просто нет. Мы пытаемся сделать равную культуру, где люди с любовью относятся и к рекламе, и к технологиям, и к дизайну, и к журналистике, и к медиа в целом, чтобы никто не тащил на себя одеяло.
М.СПИРИДОНОВ: У The Village есть слоган «Оптимизм – это форма протеста». Складывается впечатление, что этот слоган – это девиз по жизни LookAtMedia как снаружи, так и внутри.
В.ЭСМАНОВ: Да. Мне кажется, это хороший способ.
М.СПИРИДОНОВ: Для меня возникновение такого куста изданий, которые имеют единый узнаваемый язык, которые отличаются друг от друга направлениями, имеют узнаваемые оформительские рамки, интерфейсные рамки, является любопытным феноменом. Получается, вы выработали жанр. Этот жанр – это плод чего? Откуда он возник? Вообще считаешь ли ты, что это отдельный жанр, форма существования, форма осмысления?
В.ЭСМАНОВ: Считаю, конечно. Мы его и строили, в этом и была задача.
М.СПИРИДОНОВ: Всё позитивненько, миленько, без негатива.
В.ЭСМАНОВ: Мы прекрасно понимаем, что мир в большинстве своем суров и несправедлив. С освещением того, как мир суров и несправедлив, у большинства других изданий не возникает проблем. Меня же интересуют позитивные перемены. Все хотят жить лучше, и мы пытаемся понять, как люди могут жить лучше.
М.СПИРИДОНОВ: В своей продюсерской практике я несколько раз с интервалами в несколько лет встречался с утопическими идеями сделать сайты позитивных новостей. Наверное, ты тоже встречался.
В.ЭСМАНОВ: Да, но это глупость.
М.СПИРИДОНОВ: У вас переосмысленная концепция такого рода сайта.
В.ЭСМАНОВ: Дело не в позитивных новостях. Мы пишем и про хорошее, и про плохое, вопрос в отношении. Например, мы пишем о пробках. Вопрос в том, что мы можем с этим сделать. Есть вещи, на которые мы можем влиять, так вот мы можем на них сфокусироваться и реально повлиять на них. Есть вещи, про которые мы можем только строить какие-то домыслы. Мы про них знаем, мы про них пишем, но лезть в них слишком сильно не нужно. В астрофизику нам лезть не нужно, мы не будем ей заниматься, потому что мы в ней ничего не понимаем. Изменение города, изменение дизайнерской среды, изменение производственной среды, изменения в экономике нам доступны, и мы этим занимаемся. Для каждого сайта такую повестку мы обозначаем.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал, что мы можем влиять. Я не думал, что вы на себя смотрите, как на инструмент влияния. Многие общественно-политические СМИ пытаются себя так позиционировать. Мне казалось, что вы созерцатели.
В.ЭСМАНОВ: В созерцании очень много влияния. Я не пытаюсь говорить людям, как жить, мы просто показываем, что можно жить по-другому. В этом большая разница. Мы не используем сайты в качестве медиа-дубины. Мы никого не наказываем, никого не уничтожаем, я не вижу в этом смысла.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что за этим стоит некая философская позиция?
В.ЭСМАНОВ: Да, конечно. Ты вырабатываешь для себя правила, по которым ты живешь, и эти правила значительно упрощают жизнь. В этих правилах мы и живем. Возможно, из-за этого у нас какие-то интонации в проектах сходны, и слава Богу.
М.СПИРИДОНОВ: Сходность интонаций необходимо поддерживать и тонко чувствовать. Видимо, всё это было создано каким-то эволюционным путем, или оно возникло по щелчку вашей боевой тройки, и дальше его нужно было транслировать. Как ты это делаешь? Как главреды перенимают идеи, ощущение, дыхание созерцательного воздействия на мир, как они дальше их транслируют журналистам для того чтобы издания держали марку, держали тон?
В.ЭСМАНОВ: Мы всегда разговариваем с людьми, я много провожу времени с главными редакторами, журналистами. Рабочий день строится таким образом, что ты 90% времени разговариваешь с людьми. По сути, это моя работа.
М.СПИРИДОНОВ: Темы разговоров служебные или философские?
В.ЭСМАНОВ: У нас такой набор тем, что можно говорить практически обо всем. Я могу говорить про кино, музыку, новые рестораны, еду, про то, что можно делать в ближайшие выходные, про то, как люди живут, кто и что делает. Это всё является частью работы.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Как я понимаю, такой твоя работа стала не так давно, а прежде у тебя было больше операционной работы.
В.ЭСМАНОВ: Слава Богу, у нас появились серьезные ребята, которые всё делают хорошо. Главные редактора тащат и делают огромный объем работы, они адекватно всё воспринимают. У нас сложилась очень хорошая команда. Сейчас у меня есть возможности смотреть по сторонам, и они гораздо больше, чем у людей, которые фокусируются на какой-то более узкой теме, и находить какие-то пересечения между городом и бизнесом, между музыкой и женским взглядом на жизнь. Я рассказываю про это людям, а они углубляются в тему, следят за ней.
М.СПИРИДОНОВ: Слушая тебя, мне кажется, что, плодя издания, ты накладываешь свои хипстерские красивые фото-фильтры на различные сегменты человеческой жизнедеятельности. Есть фото-фильтр на мужской мир, и это журнал FurFur. Таким образом, ты фото-фильтрами покрываешь максимальное пространство окружающей жизни. Так ли это?
В.ЭСМАНОВ: Мне кажется, это неправильное сравнение. Мне кажется, это приятный способ устройства жизни. Мне хочется, чтобы большое количество людей увидело, что этот способ жизни им может понравиться. Этим мы и занимаемся. Навязывать его кому-то мне не хочется, но почему бы не показать его.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, вы тихие революционеры, которые транслируют свою концепцию мира через создаваемые медиа-каналы и привлекают читателей и адептов обаянием этих каналов и созвучностью с тем, что чувствуют люди.
В.ЭСМАНОВ: Возможно. Скорее всего, да. Я не люблю громкие слова о том, что мы произведем революцию, придем и откроем людям глаза на мир. Мы делаем простые вещи, и они во многом развлекательные. Мне кажется, жизнь – довольно суровая штука, и развлечения – это одна из тех вещей, которая делает жизнь сильно лучше. Во всем остальном боль и пустота, а с тем, чтобы множить боль и пустоту, все справляются очень неплохо. Мы пытаемся немного по-другому на всё смотреть.
М.СПИРИДОНОВ: Создать альтернативу?
В.ЭСМАНОВ: Нет, мы же не существуем вне контекста всего этого мира. Мы всё равно его видим, у нас нет хрустального замка, в котором все засели.
М.СПИРИДОНОВ: Есть отражение мира с точки зрения канала НТВ и газеты Life, а есть более позитивное отражение.
В.ЭСМАНОВ: Это вопрос кривизны зеркала.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Когда есть, о чем поговорить, интересно провоцировать собеседника. Разумеется, я обостряю тему для того чтобы ты что-то сказал.
В.ЭСМАНОВ: Не обостряешь.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, дальше буду позволять себе больше. Мои редакторы нашли твою цитату. «Жизнеспособны только два типа. Первый – редакция, которая спускает лучи добра на некую абстрактную аудиторию». Почему-то они подумали, что ты говоришь о газете «Жизнь» и Life.ru. Ты имеешь в виду свои редакции?
В.ЭСМАНОВ: А второй тип?
М.СПИРИДОНОВ: Второй тип в этой цитате был почему-то не назван.
В.ЭСМАНОВ: Я люблю так делать. Я люблю сказать про 3 типа, а назвать только 2. Как строились медиа? Газеты возникли в городах для того чтобы оповещать людей о том, что происходит в их городе. Это возвращение деревенского сознания, когда все люди знают одно и то же, медиа в этом помогали. Медиа рассказывали, где купить и продать корову, оповещали, что в пятницу будут казни, а в субботу фейерверк. В западном мире газеты появлялись так, а в России газеты появлялись сверху. Петр I говорил, что людям нужно читать газету, и все начинали читать. Это два разных подхода. Мы одни из немногих, кто начал снизу. Мы были вестником для тех людей, для которых особо ничего не происходило, и мы естественным образом выросли.
М.СПИРИДОНОВ: Ты периодически ссылаешься на аудиторию. Ты хорошо себе представляешь, для кого ты пишешь?
В.ЭСМАНОВ: Для каждого сайта стараюсь представлять довольно хорошо, аудитории довольно разные.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что они имеют настолько много общих черт, что почти смешиваются.
В.ЭСМАНОВ: Например?
М.СПИРИДОНОВ: Это молодые люди с достатком ближе к среднему и выше среднего, люди, ориентированные на западную культуру, склонные к созерцательной манере жизни. Это не национал-большевики, не Удальцов и Навальный, люди с активной жизненной позицией. К ним можно по-разному относиться, но тем не менее.
В.ЭСМАНОВ: Я не считаю, что у них активная жизненная позиция. Дурная голова ногам покоя не дает. Не то, чтобы я был против них, просто я за активизм, который несет смысл, а не является позерством. Мне кажется, что ребята, которые обвиняют в позерстве ту часть молодежи, для которой мы работаем, сами самые большие позеры. Они как собаки, которые бегут за машиной, и если они ее догонят, они не будут знать, что с ней делать. В мире происходит очень мало приятного, и если ты можешь множить для людей приятные моменты, в чем бы они ни заключались, это хорошая жизнь. Иногда для того чтобы приятного стало больше, нужно что-то ломать, но ломать нужно со знанием дела. Проблема этих ребят заключается в том, что они ничего не умеют делать, кроме как ломать. У нас нет баланса между людьми, которые двигаются вперед, и людьми, которые консервируют какие-то вещи. В Штатах, Европе всегда есть такие качели. Те, кто моложе, двигают вещи вперед, говорят, что всё, что делали раньше, плохо, что сейчас это не подходит. Потом наступает какой-то момент, и они оказываются неправы. Правы те люди, которые говорят, что не стоит всё усложнять и менять, а стоит успокоиться. Такие качели происходят у них, это естественный путь вещей, и это нормально. Каждому человеку иногда в жизни нужно всё поменять, а иногда нужно какое-то спокойствие. В России всё не так, у нас странная территория. Не смотря на то, что на нашем гербе изображен двуглавый орел, у нас не баланс, а шизофрения. Мы пытаемся снизить количество этой шизофрении. Я очень уважаю то, что делает Алексей Навальный, я считаю, что это дико правильно, но что они получают по итогу? Чуть большее количество денег, которые можно потратить на какое-то приятное времяпрепровождение. Людям нужно дать вкус к этим вещам, чем мы и занимаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты обеспечиваешь тыл для гипотетической победы Навального?
В.ЭСМАНОВ: Я не знаю, что будет в будущем. Мы напрямую всё это не поддерживаем, это не наша работа.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай не будем углубляться, я бы с удовольствием и больше поговорил на эту тему, но, поскольку мы по жанру программы должны раскрывать анатомию проекта и веб-бизнеса, уходить далеко в философию не будем. Вернусь к вопросу о продуктах, о вебе. Снова вспомню о газетах «Жизнь» и Life. В свое время для меня они были открытиями, правда, я давно не видел, что они собой представляют, поскольку я не являюсь их аудиторией. Когда ко мне попадают материалы о них, они вызывают диссонанс. С одной стороны, это крепко слепленная журналистика. С другой стороны, это та самая грязь и дрянь, которая является практически полной антитезой к вам. Как ты относишься к подобным проектам? Как ты смотришь на медиа-окружение вокруг? Ярких представителей, которые возникли за последние 5-7 лет, я, пожалуй, не назову.
В.ЭСМАНОВ: Я всегда с достаточно большим уважением относился к газете «Жизнь». Я считаю, что это один из немногих феноменальных примеров успеха, причем успеха, пришедшего из регионов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь об этом в интервью, поэтому я и решил тебя помучить на эту тему. Меня эта история удивляет и вызывает отвращение.
В.ЭСМАНОВ: У меня она вызывает отвращение, как финальный продукт, но сама история бизнеса хороша. Желтая пресса необходима людям, это один из способов обработки коллективного бессознательного. Это важная и нужная работа. Вопрос в том, хочешь ты ей заниматься или нет, вот и всё. Люди имеют возможность выбирать, чем им заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Такая сливная яма нужна публике?
В.ЭСМАНОВ: Я думаю, да. Я считаю, что это необходимый продукт. То, что местами они перегибают, что местами им не хватает чувства меры, это факт. Мне не нравится то, что они в последние пару лет слишком сильно заигрались в слив от властей, потому что для журналистики, для чистого жанра это пользы не несет, но это остается на их совести. В целом, та работа, которую они делают, необходима.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку я вижу, что ты имеешь по каждому базовому направлению СМИ ясную и обдуманную позицию, задам тебе следующий вопрос. Как ты прокомментируешь то, что каждая страна, в том числе и развитая, западная, довольно интеллигентная внешне, имеет свой таблоид и, как правило, это одна из самых популярных газет? Например, Bild в Германии, The Sun в Великобритании. Почему нижнее белье, насилие, грязь везде находят такой спрос?
В.ЭСМАНОВ: Мне кажется, что людям важно смотреть на всё это и понимать, что они живые. Это доказательство того, что люди остались живыми и не стали пластмассовыми.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, это то, что они живы, когда узнают о каких-то ужасах, и что знаменитости – тоже живые люди, ведь с ними происходят какие-то аферы, фейлы.
В.ЭСМАНОВ: Да. Я примерно так на это и смотрю.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вернемся к структуре российского рынка. Есть вы как жанр. Для меня вы яркое событие на медиа-рынке, появившееся в последние 5-7 лет. Есть обратная сторона медали, и мне она кажется заметной. Это Жизнь, Life и другие проекты отца и сына. Что еще тебе кажется ярким и достойным внимания в области онлайн-СМИ в Рунете?
В.ЭСМАНОВ: Мне нравится, что делает Винокуров и Синдеева с Дождем и Слоном. Мне нравится, что они меняются и улучшаются каждую неделю. Я бы хотел, чтобы они коммерчески состоялись.
М.СПИРИДОНОВ: В этом у них проблема.
В.ЭСМАНОВ: Они пока еще не научились этому. Поскольку у них есть деньги, и у них есть возможность находить эти деньги, у них нет большого рвения построить всё это, оно только начинает появляться. Мы всё делали с нуля, мы не могли не отрастить себе все органы, которые помогали бы нам зарабатывать и выживать. У них есть возможность отращивать всё это сильно позже, и они обязательно это сделают, потому что с продуктом у них всё хорошо. В большинстве случаев проблема заключается в том, что продукт плохой. Я не знаю примеров, когда хороший продукт плохо продается.
М.СПИРИДОНОВ: Назови другие хорошие продукты, как пример. Есть кусты, выросшие вокруг одного-трех человек. Это ваш куст, куст Синдеевой и ее супруга, куст вокруг Жизни, Life. Какие еще есть кусты?
В.ЭСМАНОВ: Мне очень нравится то, что сейчас делает Лента.ру. У них есть большое внимание, к ним ходит больше миллиона человек в день. Как мне кажется, это заслуженный успех, и всё будет только лучше, если они сохранят тот темп, который они сейчас взяли.
М.СПИРИДОНОВ: У этого успеха тоже есть конкретная фамилия.
В.ЭСМАНОВ: Да, по имени Галина. За всем стоит сумма людей. Когда эта сумма совпадает, всё работает. Иногда она начинает быть бременем, и тогда нужно что-то менять.
М.СПИРИДОНОВ: Еще раз вернусь к вашим проектам. Меня удивило то, что вы стали успешно комбинировать модель контент-маркетинга с журналистикой. Прежде была журналистика, и были попытки пиарщиков состряпать что-то типа журналистики, но они всегда были видны. Сегодня пиарщики и маркетологи всё более успешно трудятся на фронтах контента, и порой их лучшие проявления – это хорошая и качественная журналистика, сюда входят корпоративные блоги. Дружественный вам Trends Brands – неплохой блог сам по себе. В Worderzine я обнаружил, что у вас идет журналистика, а потом в нее начинают втыкаться слова «в таком-то фильме использованы такие-то предметы одежды» со ссылками на магазины, в которых эта одежда продается. Наверное, эти ссылки являются партнерскими и, как следствие, вы на этом зарабатываете.
В.ЭСМАНОВ: Эти ссылки не являются партнерскими, ссылки ставит редакция независимо от того, работаем мы с этими людьми или нет, просто ссылки – это удобно. Если ты смотришь фильм, и тебе нравится какая-то вещь, и ты хочешь ее купить, то ссылки – это удобно, это форма описания окружающего мира.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Получается, вы представляете карточки товаров, вы их преподносите. Почему вы их не продаете?
В.ЭСМАНОВ: Если ты начинаешь продавать, тебе перестают верить. Зачем так делать?
М.СПИРИДОНОВ: Я неплохо разбираюсь в вебе, но я был убежден, что вы получаете за это деньги. Я думаю, многие твои читатели тоже так считают. Получается, что баллы лояльности ты теряешь.
В.ЭСМАНОВ: Нет. У нас большой набор опций того, что мы людям рассказываем, мы же ссылаемся не на одни и те же магазины. Всё в мире стало брендами. Заподозрить человека в том, что любое упоминание в статье – это бренд, очень легко. Я на это закрываю глаза, потому что мне кажется, что люди, которые так считают, не доучились, или у них пещерное представление. Мы ссылаемся на бренды, потому что это удобно. Например, делаем мы обзор, в котором упоминается компания Apple. Мы не можем сказать, что речь идет об американском производителе телефонов, ссылку на который мы не дадим. Это же глупо. То же самое с одеждой. Для кого-то одежда, еда, рестораны, гаджеты являются частью большого интереса, и мы этот интерес обслуживаем. Это такой же интерес, как интерес к тому, что происходит в городе, какие концерты в нем проходят, где едят, как жить, что происходит с недвижимостью, культурой и так далее. Мы ставим ссылку, потому что это удобно, ведь человеку не нужно в Гугле искать эту информацию. Мы за это никогда не получали ни копейки и не собираемся.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно, тогда вам следовало бы более четко дистанцироваться от этого, потому что лично я был убежден, что это журналистика, перетекающая в продажи. Даже видя, что ссылки показываются дополнительными маркерами, которые, может, не являются партнерскими, возникает ощущение, что вы их продаете. Если вы их не продаете, нужно четко говорить, что это не продажи, либо продавать. Это мое мнение.
В.ЭСМАНОВ: Я тебя понял. Мне кажется, что в твоих словах есть разумная мысль. Мы подумаем об этом.
М.СПИРИДОНОВ: Давай резюмировать, так как время истекает. Каким ты видишь будущее Рунета с точки зрения онлайн-СМИ? Как поведут себя офлайн-бренды? Сейчас, как мы отметили в первой части программы, они недооценивают онлайн по большей части.
В.ЭСМАНОВ: Они перестали недооценивать онлайн, но достаточных усилий они к нему еще не прикладывали. Мне кажется, что будет примерно то же самое, что было с журналами. Какие-то люди проторят дорожку, а за ними пойдут все остальные. Аудиторий, которые не обслужены, в России огромное количество, и ими будут заниматься новые проекты или старые, которые будут приходить из печати в интернет. Они научатся с ними разговаривать. На рынке будет больше денег, потому что рынок растет. Он еще не насытился в отличие от американского рынка, который растет на 0,5-1%. В России рост достигает 25-30%. Я говорю именно про медийный рынок, а не контекстный. Деньги – это рост масштаба.
М.СПИРИДОНОВ: Обслуживание аудиторий пойдет по пути, по которому оно идет на Западе? В частности, в Германии можно найти десяток хорошо сделанных журналов для поклонников верховой езды. Там представлены ниши, которые в России пока мало представлены. Россия пойдет по нишам?
В.ЭСМАНОВ: Журналы идут по нишам, и в этом спасение журналов. Печатный журнал может состояться как бизнес, если он будет предназначен для 10 тысяч человек. В России появляются такие ниши, они есть, и даже такие журналы есть. Просто люди, которые умеют делать медиа, еще не до конца заинтересованы именно в этой нише. Такие журналы получаются хорошо только тогда, когда человек хорошо разбирается и в журналистике, и в верховой езде, когда он делает это для себя. Мне кажется, этого будет становиться больше.
М.СПИРИДОНОВ: Развитие рынка будет осуществляться за счет увеличения количества существующих изданий в более-менее широких нишах, или нас ждет очень узкая сегментация в онлайне?
В.ЭСМАНОВ: Я думаю, будет сегментация. Она сейчас уже идет. Кто-то рассказывает только про мобильные приложения, кто-то – про рыбалку, кто-то – про кайтсерфинг.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. У нас впереди две небольшие рубрики. Первая из них – это рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в ней мы зачитываем любопытные мысли знаменитых людей. Сегодня в качестве эксперимента мы дадим цитаты персонажей из популярных фильмов на бизнес-тематику. Эти цитаты будут сказаны в оригинале. Прежде выбери цитату из фильма. Сегодня у нас 3 фильма: «Уолл стрит», «Нефть» и «Гленгарри Глен Росс». Ты знаешь хотя бы один из фильмов?
В.ЭСМАНОВ: Я знаю все три фильма.
М.СПИРИДОНОВ: Какой из этих фильмов тебе ближе, интереснее?
В.ЭСМАНОВ: Я очень люблю «Нефть».
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай послушаем. «Во мне силен дух соперничества. Не выношу чужого успеха. Ненавижу почти всех. Бывает, я смотрю на людей и не вижу в них ничего приятного. Я хочу заработать столько денег, чтобы не видеть никого». Это говорит Дениэль Плейнвью, главный герой в исполнении Даниеэля Дэй Льюиса. Помнишь этот эпизод?
В.ЭСМАНОВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Ты можешь как-то прокомментировать эту цитату?
В.ЭСМАНОВ: Это герой 19-ого века, герой Дикого Запада, одинокий мужчина в высоком замке. На самом деле, он типичный российский предприниматель из 90-х. Это сейчас вызывает массу вопросов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что это отживший тип?
В.ЭСМАНОВ: Я считаю, что этот тип никогда не отживет, потому что это базовая характеристика человека, но я считаю, что он меняется, он сильно изменился за последние 30-40 лет. Для людей критерием успеха стало не отгораживание от мира, а попытка жить с ним вместе.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, это тенденция?
В.ЭСМАНОВ: Чем развитее страна, чем лучше условия, тем больше люди меняют свой взгляд на противоположный.
М.СПИРИДОНОВ: Тем меньше в ней мачообразных самцов.
В.ЭСМАНОВ: Тем меньше в ней одиноких мужчин.
М.СПИРИДОНОВ: Это от одиночества, а не от избытка адреналина и тестостерона?
В.ЭСМАНОВ: Да, конечно. Избыток адреналина и тестостерона – один из необходимых компонентов полноценного одиночества.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. У нас сегодня любой разговор переходит в более-менее высокие материи. Пойдем дальше. Сейчас будут вопросы слушателей. Задам несколько вопросов, которые были оставлены нашими слушателями в анонсах программы в аккаунтах Рунетологии в Твиттере и Facebook, а также в моем блоге Spiridonov.ru. Задам отобранные редакцией вопросы. Первый вопрос от Алексея Ручкина – постоянного слушателя программы. Он пишет: «В Секрете Фирмы написано, что вы потратили около $1млн. на платформу. Какие у нее параметры? Какую нагрузку, и на каких мощностях она может выдержать?».
В.ЭСМАНОВ: Сейчас она выдерживает до 300 тысяч человек в день на 5-6 серверах. Я думаю, что она и больше может выдержать. Она очень хорошая и устойчивая. Задосить нас будет очень дорого.
М.СПИРИДОНОВ: Запас мощности у вас 70-80%?
В.ЭСМАНОВ: У нас очень большой запас, но цифры я не знаю. За последние полтора я смог отойти от технических деталей и рекламы. У нас довольно распределенная система, которая очень хорошо работает, и мы постоянно ее совершенствуем.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько минимум времени у Вас уйдет на разворачивание нового контент-проекта, укладывающегося в функционал платформы?
В.ЭСМАНОВ: Неделя.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Георгий спрашивает: «Каким образом происходит отбор в команду? Возможно ли мне, как менеджеру проектов с малым опытом, но горящими глазами и диким желанием развиваться попасть к вам?»
В.ЭСМАНОВ: Можно, мы постоянно ищем людей, у нас часто появляются новые вакансии. Я довольно часто делаю так, что под очень хороших людей мы придумываем какую-то деятельность, и зачастую это оказывается успешным опытом. У нас есть несколько человек, которые так к нам попали. Мне очень нравились люди, но я не понимал, что с ними делать, и я начинал придумывать, как их приткнуть, и всё получалось очень хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Ты участвуешь в наборе людей? Через тебя проходят все или только топ-менеджеры?
В.ЭСМАНОВ: Все.
М.СПИРИДОНОВ: Ты собеседуешь каждого сотрудника?
В.ЭСМАНОВ: Есть предварительные собеседования, но в итоге либо я, либо Леша, либо Катя собеседуем человека. У нас есть такое правило, что два человека должны принимать решение, брать сотрудника или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько равноправен ваш триумвират?
В.ЭСМАНОВ: У нас все равны. Мы друг друга дополняем, и у нас нет главного.
М.СПИРИДОНОВ: При этом формально гендиректором является Алексей Амётов?
В.ЭСМАНОВ: Он выполняет все функции гендиректора.
М.СПИРИДОНОВ: Он гендиректор, но при этом его слово не является решающим?
В.ЭСМАНОВ: Да, его слово не является крайним. Мы должны договариваться между собой.
М.СПИРИДОНОВ: Михаил спрашивает: «Как построена система оплаты работы авторов?».
В.ЭСМАНОВ: Она построена так же, как и на любом другом сайте. У нас действует обычная схема: есть заявка на материал, есть план материала, потом люди делают интервью, репортаж, обзор, присылают его, редакторы принимают, к этому делается оформление, и материал выпускается.
М.СПИРИДОНОВ: Timur Prosto спрашивает: «Фотографии с одеждой не на моделях, а в реальной жизни вызывают желание перейти на сайт марки и купить эту одежду. Вы как-то монетизируете или собираетесь эту механику монетизировать?». Собираетесь ли вы монетизировать упоминание брендов?
В.ЭСМАНОВ: У нас есть реклама. Реклама работает, она понятна, и люди ее адекватным образом могут интерпретировать.
М.СПИРИДОНОВ: Вы хотите ее всегда четко отделять, не внедряя в контент?
В.ЭСМАНОВ: Да. Внедрение в контент происходит только тогда, когда у нас есть спонсированные потоки. Это работает как приложение в журналах. У нас есть распространяющая сила, бренд имеет возможность сделать свой контентный проект, который бы подходил сайту.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Как можно коротко сформулировать, какими проектами занимается LookAtMedia, а какими не занимается?
В.ЭСМАНОВ: Всеми занимается, просто есть какие-то области мироздания, которые мы еще не закрыли. Они мне страшно интересны, но мы их не закрыли либо потому, что мы не до конца всё придумали и поняли, либо потому, что это пока недостижимо для нас в плане финансов и ресурсов.
М.СПИРИДОНОВ: Какие сферы мироздания ты бы хотел закрыть, если бы была возможность?
В.ЭСМАНОВ: Их много.
М.СПИРИДОНОВ: Например?
В.ЭСМАНОВ: Например, про машины.
М.СПИРИДОНОВ: Про IT в чистом виде, про гаджеты?
В.ЭСМАНОВ: Хочется, но я пока не придумал, как это классно сделать, как сделать так, чтобы людям было интересно читать. С этим сейчас справляются другие сайты. Сайтов про IT довольно много.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Спасибо тебе за уделенное время и откровенную беседу. Если есть, что добавить в качестве резюме, то прошу. Если нет, я поставлю точку в передаче.
В.ЭСМАНОВ: Я могу говорить круглыми сутками, так что лучше ставить точку.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель издательского дома Look At Media Василий Эсманов.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска.