М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 208-й выпуск программы «Рунетология», запись от 12 августа 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в столице.
Если вы хотите освоить современные приемы интернет-маркетинга и улучшить показатели своего проекта, обучайтесь одной из самых востребованных специальностей на онлайн-курсе «Интернет-маркетолог: от новичка до профи».
Обучение в центре онлайн-образования «Нетология» позволит вам получить глубокие знания в сфере интернет-продвижения, отработать полученные навыки на практике, а также систематизировать и структурировать ваш накопленный опыт. Вы научитесь выстраивать онлайн-стратегию вашего проекта и поймёте, как сделать сайт эффективным инструментом продаж. Набор в группу ограничен! Подробности на сайте netology.ru!
Одним из важнейших свойств человеческого разума является способность к анализу, рефлексии. Продуктом этой рефлексии часто становятся новые находки, идеи, проекты. Отраслевая журналистика в лучших своих проявлениях является своего рода коллективной рефлексией и популяризатором в одном флаконе. Отрасль высоких технологий в России сложно представить без бренда «Компьютерра». Сегодня у нас в гостях основатель и генеральный директор одноименного издательского дома Дмитрий Мендрелюк. Дмитрий, приветствую!
Д.МЕНДРЕЛЮК: Добрый вечер!
М.СПИРИДОНОВ: В каком году возникла идея появления чего-то подобного, что потом стало Компьютеррой? Как это выросло в нечто, что впоследствии стало напоминать бизнес?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Идея возникла вместе с брендом. Была длинная предыстория, связанная с тем, что у меня появилось много ресурсов и много свободного времени. Фактически сразу после института я состоял в совете директоров Московской товарной биржи и руководил компьютерной секцией. У меня было много времени, я разъезжал по Москве, и уже тогда на рынке было достаточно много компьютерной прессы. Было порядка десяти изданий.
М.СПИРИДОНОВ: Кто-то из них жив сейчас?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, Computerworld, Мир ПК, Компьютер Пресс и другие. Многие живы, тогда еще были экзотические журналы типа Софт Маркет. Десяток журналов точно был. Я ездил по рынку и встречался с людьми, разговаривал с ними, и я обнаружил, что на рынке идет интересная жизнь, которая никак не отражается в прессе того времени. Пресса жила своей жизнью, а рынок – своей. Мне захотелось начать освещать эту жизнь. У меня не было идеи создать газету, у меня была идея создать рассылку. Веба тогда еще не было, а были релкомовские электронные почты, и они были не у многих. Тогда уже была возможность пользоваться электронной почтой, когда в Dos-овской строке бежали разноцветные символы. Я решил, что я буду выпускать ежедневный бюллетень того, что происходит на компьютерном рынке России.
М.СПИРИДОНОВ: Для себя?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет, для продажи. Это было начало 1992 года. По тем временам это была довольно дорогая рассылка. Мне удалось продать около 20 рассылок. На это можно было жить, потому что в те времена средняя зарплата составляла долларов 20, а рассылку мы продавали примерно за 100 долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Кто ее покупал?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Покупали компании. Это не было рынком. Стало довольно быстро понятно, что это какие-то знакомые люди, что это немасштабируемая история. Основная проблема заключалась в том, что мы работали на грани рентабельности, а для рынка это было дорого. Тогда пришло понимание, что информацию не должны окупать читатели, информацию должны окупать рекламодатели. Это гармонично вылилось в создание газеты. Название «Компьютерра» тогда расшифровалось как компьютерное российское агентство.
М.СПИРИДОНОВ: Кто является автором названия?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас будет короткое досье о тебе, и мы продолжим нашу беседу о том, как строилась жизнь в те времена.
ДосьеДмитрий Мендрелюк родился 24 мая 1965 года в Костроме. В 1990 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Автоматизированные системы управления». После института работал в СП, где занимался маркетинговыми исследованиями. В 1991 году входил в совет директоров Московской товарной биржи. В 1992 году основал информационное агентство, чуть позже газету «Компьютерра», а через три года – одноименный журнал, где долгое время работал главным редактором. В 90-е годы создал такие журналы, как «Магазин игрушек», «Домашний компьютер», «ИнфоБизнес», «Бизнес-журнал». В настоящее время Дмитрий Мендрелюк является президентом издательского дома «Компьютерра». Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Как так получилось, что ты после института оказался среди директоров товарной биржи?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Это смешная история, которая не имеет никакого отношения к Компьютерре.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи коротко.
Д.МЕНДРЕЛЮК: В институте я начал заниматься всем, что было связано со словом «Маркетинг». Я прочитал обе книжки, которые на то время были изданы в Советском Союзе, я писал диплом по маркетингу, и я пошел работать. Более того, меня распределили в совместное предприятие, нас было двое – я и Сэм Клебанов – известный автор слова «Арт-Хаус» и лидер арт-хаусного кино. Он был лучшим программистом в институте, и нас обоих распределили – меня как маркетингового человека, а его как программиста. Причем всех распределяли на зарплату в 110 рублей, а нас распределили на зарплату 700 рублей. По советским временам это были фантастические деньги. Тем не менее, и я, и Сэм оттуда довольно быстро ушли. Я создал свою компанию, которая хотела заниматься маркетинговыми исследованиями.
М.СПИРИДОНОВ: Кто-то вообще понимал, о чем идет речь?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Мой первый клиент – американская компания. Она заплатила мне довольно большие деньги за исследования. Тех денег, которые мне платили, хватало на год безбедного существования.
М.СПИРИДОНОВ: При том, что в это время разваливался Советский Союз, и страну лихорадило?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Было много деталей и нюансов, но смысл в том, что Бельгийское посольство попросило меня организовать какую-то встречу со стажерами, которые приезжали в Россию. Я взялся собрать прессу, пресса послушала и сказала, что то, что несут бельгийские студенты – это полная лажа. Мы вышли выпить пиво с тогдашним корреспондентом газеты «Коммерсант» Володей Николаевым.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда это была тоже очень молодая газета.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, он спросил меня, что я делаю. Я сказал, что я занимаюсь маркетинговыми исследованиями. Он предложил написать про меня, я согласился, и он написал про меня полстраницы в тогдашнем Коммерсанте, который тогда еще был еженедельником, и в какой-то понедельник я проснулся знаменитым. Тогда Коммерсант давал телефоны тех, о ком пишет. Так как у меня не было за душой офиса, там был указан мой домашний телефон. Я рассказывал, что я хочу помимо маркетинговых исследований создать базу данных, которую я тогда называл компьютерной биржей. Огромное число людей, которое сидело и вбивало во всякие базы данных два поля «Название компании», «Руководитель и телефон», вбили «Мендрелюк, Компьютерная биржа» и мой телефон. Помимо всего прочего, меня стали приглашать как биржевика. Тогда после окончания института прошло полгода. Меня стали приглашать на заседания Правительства к тогдашнему вице-премьеру Щербакову. Я 22-летный лохматый юноша сидел вместе с серьезными дядьками. Один из первых людей, который мне позвонил – это Герман Стерлигов.
М.СПИРИДОНОВ: Это тогдашний миллионер?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, он сказал: «Хватит заниматься всякой дурью! Приходи ко мне, и мы создадим настоящую компьютерную биржу», и я согласился. Повторюсь, что тогда за душой у меня не было ни копейки. У меня был домашний телефон и маленький ребенок на руках. Я пришел на Московскую товарную биржу и сказал, что раз я настроен создать настоящую биржу, то мне нужен биржевой зал в аренду на один день в неделю, на что тогдашняя глава биржи Юрий Александрович Милюков, с которым мы до сих пор дружим, сказал: «Молодой человек, возьми себя в руки и не горячись! Давай работать вместе!». Так я создал компьютерную секцию, заработал для них довольно приличные деньги на тот момент, и они меня ввели в Биржевой комитет, то есть Совет директоров, который собирался еженедельно и заседал целый день.
М.СПИРИДОНОВ: Всё это звучит как цитата из Ильфа и Петрова.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, мне выделили Жигули-шестерку с водителем. На самом деле, было много смешных историй. Мне сказали набирать сотрудников, дали мне машину, а делать особо было нечего. Всё это было мне предоставлено за мои заслуги, но явных задач у меня не было.
М.СПИРИДОНОВ: Заслугой являлось то, что ты построил IT-секцию?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, плюс я принес достаточно денег. Потом стало понятно, что агентство не работает, и я решил сделать газету. Я делал рассылки по электронной почте.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда брались подписчики? Это были клиенты биржи?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет. Это были Анатолий Крачинский, Ольга Дергунова.
М.СПИРИДОНОВ: Содержание было сходно с тем, что потом было в Компьютерре?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет, это были просто новости. В Компьютерре не так много новостей, а это были быстрые новости.
М.СПИРИДОНОВ: Новости Hi-Tech?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет, новости рынка. Новости Hi-Tech в те времена неоткуда было брать. Тогда не было интернета, были нелегальные службы, откуда по электронной почте можно было что-то вытаскивать, но всё это было нерегулярно, да и интереса у меня не было. Издания, которые тогда существовали на рынке, предоставляли на 100% американскую информацию. Информации российского рынка тогда не было, и мне это было интересно.
М.СПИРИДОНОВ: То есть были новости российской отрасли?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Потом это всё стало идти к газете?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Изначально я не планировал делать газету, потому что газета – это было круто по тем временам. Для людей, выросших при советской власти, были вещи, которые не должны быть частными. Не должны были быть частными телевидение, атомные подводные лодки, танки и так далее. Газеты были из этой же оперы, они должны были принадлежать власти. Тем не менее, я стал искать учредителей. Мне хотелось, чтобы Компьютерра была органом рынка, я хотел, чтобы учредителями были компании. На это все согласились, но потом компании по уважительным причинам стали отваливаться. В итоге, остались 2 компании, которые потом стали соучредителями вместе со мной. Это Стиплер и Computerland. Учредительный взнос составлял 8 тысяч долларов. В основном, это было оборудование. Computer Land в качестве половины этого взноса внес ноутбук, а вторую половину он не внес, поэтому он не был допущен в учредители. Стиплер всё внес, и он года 2-3 оставался учредителем Компьютерры. Где-то в 1995 году я выкупил их долю. Мы собирались у Толи Крачинского в кабинете, в Интермикро. Мы там обсуждали все наши дела, потом мне было предложено сделать пилот. Пилот я делал на Макинтоше, а Макинтошей в стране не было, они были только у Интермикро, их было мало. Я сверстал минус первый номер, и всё потихонечку пошло.
М.СПИРИДОНОВ: Как пошло? Оно стало пользоваться покупательским вниманием?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Минус первый номер мы сделали тиражом 20 экземпляров, чтобы показать его учредителям. Потом надо было напечатать нулевой номер. В те времена с печатью была одна проблема – не было бумаги. У многих журналов на второй странице обложки была реклама журнала «Купим бумагу». Сколько ты нашел бумаги, столько ты напечатал, и столько ты продал. Сметалось это всё влет.
М.СПИРИДОНОВ: Это происходило на фоне стагнации в экономике?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Это были еще 80-е годы, была стагнация в экономике, тогда не было ничего. Надо проводить отдельный экскурс на тему того, как люди, которые получали доступ к персональным компьютерам, вели себя с точки зрения скачивания всего, что попадалось под руку.
М.СПИРИДОНОВ: Как они себя вели?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я сейчас готовлю довольно большой проект на Компьютерре «История Рунета от 90-х до 2000-х». Я сам вспоминаю всё это, и у меня глаза наполняются слезами. Было очень много смешного, забавного и неизвестного. Это долгий разговор.
М.СПИРИДОНОВ: Нарисуй собирательный образ пользователя интернета. Он попадал в интернет и начинал скачивать всё подряд.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет, интернета тогда не было вообще. Тогда только зарождалось Фидо. Почту уже можно было отправлять, а интернета не было.
М.СПИРИДОНОВ: Это был конец 80-х – начало 90-х?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Тогда всё ограничивалось бумагой. Мы стали искать, где можно напечатать нулевой номер Компьютерры. Мы вначале не могли найти того, кто бы нам напечатал журнал, потом в типографии «Московская правда» нам сказали, что они могут напечатать, но у них минимальный тираж – 25 тысяч. Нам пришлось печатать 25 тысяч экземпляров. Тогда печать стоила 300 долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Недорого.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, и 300 долларов стоило всё остальное производство, включая зарплаты. Нулевой номер вышел в очень приличном плюсе. Рекламой мы собрали 1000-1500 долларов. Мы были в плюсе, вопрос заключался в том, куда девать тираж. Когда пришло время получать тираж, мы выяснили, что рядом с типографией начинается выставка «Информатика». Мы решили от безысходности отвезти туда наши журналы, разложить их и раздать там. Это была огромная выставка, мы разложили куда-то наши экземпляры, и за время прохождения выставки мы раздали наши журналы всем ее посетителям.
М.СПИРИДОНОВ: Газета раздавалась, а не продавалась?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, мы ее раскладывали, куда попало, и газета разбиралась посетителями. Минус первый номер мы верстали в Интермикро, и у нас был вопрос, где верстать нулевой номер. Тогда мы тоже пришли к Интермикро. На ходу мы писали текст, верстали и выводили пленки, чтобы отвезти их в типографию. Тогда наша Компьютерра вышла с довольно приличным количеством ошибок, потому что когда правишь, ты не видишь экран. Мы делали это от безысходности и через полгода, как только появилась возможность этого не делать, мы перестали это делать, а все наши конкуренты стали делать так, как делали мы. Мы договорились с киосками, начали поставлять журнал в регионы, а наши конкуренты связали ранний успех Компьютерры с тем, что мы раздавали журналы бесплатно. Я не знаю, как они до этого распространялись, но потом они стали сдуру копировать бесплатную раздачу. Кончилось всё тем, что Компютерра всю свою оставшуюся жизнь продавалась довольно хорошо, дорого и пользовалась спросом, а все, кто кинулся повторять бесплатную раздачу, так и остались бесплатными еженедельниками.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь будет уместно вставить справку о компании.
Справка о компанииИздательский дом «Компьютерра» основан в 1992 году. В разные годы в число проектов «Компьютерры» входили одноименный журнал «Компьютерра», журналы GAME.EXE, «Домашний компьютер», «Магазин игрушек», «CIO», «Бизнес-журнал», «Инфо-бизнес», он-лайн журналы «Компьюлента», Terrаlab и другие. На сегодняшний день часть журналов прекратила свое существование, часть перешла под зонтичный бренд «Компьютерры» и продолжают свою работу. Бессменным руководителем издательского дома с момента основания является Дмитрий Мендрелюк.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты определяешь свою роль в жизни издательского дома в целом? Ты руководитель, ты отвечаешь за контент? Что ты делаешь?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я люблю всё запускать, придумывать, люблю, когда что-то появляется. Как только что-то появляется и начинает расти, мне это становится несильно интересно, и от этого бизнесы страдают. Я вернулся к тому, чтобы руководить сайтом Компьютерры, а до этого я не занимался Компьютеррой лет 7.
М.СПИРИДОНОВ: Занимался другими журналами?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Какое-то время я занимался Бизнес-журналом. Года через 4 после его старта он по Gallup обогнал всех конкурентов и стал №1 в стране, конкурируя с журналом «Итоги».
М.СПИРИДОНОВ: При этом говорят, что он так и не стал прибыльным
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет, почему? Он очень прибыльный, он и сейчас прибыльный. У него довольно хитрая франчайзинговая модель. Хоть я и не занимаюсь им уже много лет, он до сих пор продолжает существование.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты издатель-продюсер?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Я не редактор, но иногда по необходимости я бываю редактором, я не менеджер, потому что мне не нравится им быть. Я вечный стартапер. Читатели Компьютерры не воспринимают меня как человека, создавшего Компьютерру, меня воспринимают как человека, который закрыл Компьютерру.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Потому что это правда. Когда люди вошли в сознательную жизнь, Компьютерра уже была, они с ней жили, для них это культовый и любимый журнал, а потом кто-то его закрывает. Кто его закрывает? Гаденыш Мендрелюк.
М.СПИРИДОНОВ: Издательский дом «Компьютерра» полностью тебе принадлежит?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. В самом начале у меня был партнер в лице Славы Улендеева – создателя компании E-house. Больше партнеров у меня не было.
М.СПИРИДОНОВ: Какие из ныне живущих брендов составляют главный актив издательского дома «Компьютерра»? Какие проекты являются флагманскими?
Д.МЕНДРЕЛЮК: В 90-е годы в Компьютерре сложилась совершенно фантастическая команда, которую я, к сожалению, не ценил. В рамках проекта про Рунет я общаюсь со многими людьми, и у меня сердце кровью обливается. Люди приходили в Компьтерру и говорили, что хотят у нас работать. Мы говорили, что у нас нет вакансии, нет места, нет денег, тогда люди говорили: «Можно я буду просто так приходить? Вдруг пригожусь». Они приходили, что-то делали, просили посылать их на какие-то мероприятия, предлагали что-то делать бесплатно. Тогда был фантастический дух, когда любой День Рождения секретарши заканчивался посиделками 50 человек, поющими под гитару, до 6 утра. Всё это выглядело примерно так. Я не ценил этого и издавал указы, чтобы люди к 11 часам освобождали офис, говорил, что делать нельзя. Мне казалось, что корпоративный дух – это само собой разумеющееся, а оказалось, что нет. В 90-е годы мы учились на ходу, мы сами формировали этот рынок. Я думаю, что зря я начал отпочковывать от Компьютерры очень много журналов. В справке не прозвучали многие журналы, которые я выпускал. Каждый журнал – это откусывание хороших людей от общей команды. Я думаю, какой бы могла бы быть Компьютерра, если бы я не размазывал сильных людей тонким слоем по десятку изданий, а оставил бы их всех в Компьютерре. Я думаю, что это был бы супержурнал, который жил бы до сих пор, который бы мог достигнуть фантастических высот. Об этом я жалею. Сейчас по мере возможности я хочу вернуться в это же состояние, то есть я хочу оставить только Компьютерру, я хочу, чтобы у меня был один легкоуправляемый и понятный ресурс. Я хочу сделать его лучшим в стране и поддерживать его на должном уровне, не распыляясь и не уходя заниматься чем-то другим, а руководить чем-то одним. Когда спустя много лет я начал заниматься сайтом Компьютерры, я объединил его с «Компьюлентой». Мне не очень понравилось, как выглядели Компьютерра и Компьюлента, и они слабо росли всё это время. Рунет рос активно, а Компьютерра не очень. Это было плохой новостью. Хорошей новостью было то, что конкуренты тоже несильно далеко от 90-х ушли. Многие продолжали жить в парадигме 90-х, изменения были довольно вялыми. Мне не кажется, что рынок, на котором придется работать Компьютерре, насыщен.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что очень пестрая и многообразная палитра изданий, которая росла в лучшие времена с точки зрения бизнеса, на сегодня снова сошлась на Компьютерре, как бренде?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Мне бы так хотелось. Под брендом «Компьютерра» будут открываться какие-то разделы, которые не очень свойственны Компьютерре, но будет одна компания, единый сайт и единый бренд.
М.СПИРИДОНОВ: Есть расчет на новое начало, на рестарт?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, мне этого хочется. В 90-е годы первое место Компьютерры никем на рынке не оспаривалось, это было ведущее издание в стране. Пьедестал Компьютерры в 90-е годы не оспаривался.
М.СПИРИДОНОВ: Принятие решения о том, что ты снова возглавляешь Компьютерру, и издательский дом «Компьютерра» становится равным бренду и сайту Компьютерры, пришло после того, как ты оставил работу по iBusiness?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, там не получилось. Есть еще Бизнес-журнал, но мне бы хотелось, чтобы он жил немного другой жизнью, другой историей. Бизнес-журнал остается самым тиражным деловым журналом в России.
М.СПИРИДОНОВ: Почему не получилось, как ты думаешь?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Потому что я себе неправильно представлял российский рынок, я неправильно представлял российских бизнесменов и персонал российских компаний. Для меня это исключительно вопрос национального менталитета наших бизнесменов и корпоративных сотрудников, национальной пассионарности, точнее ее отсутствия.
М.СПИРИДОНОВ: Надо ли понимать, что сейчас команда Компьютерры перестраивается?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Нет, не перестраивается. Очень серьезная проблема – это персонал. Я не очень хорошо умею набирать людей в силу того, что в 90-е годы люди сами шли и говорили, что хотят с нами работать, и я никогда не задумывался, где набирать людей. Сейчас я задумался об этом и обнаружил, что на IT-рынок уже лет 10 не приходило новых людей. У меня есть ощущение, что скоро средний возраст IT-журналистов будет 50 лет, и это чудовищно. Те, кто приходят в интернет, приходят в интернет-прессу, но это немного другое. Если говорить о тех людях, которые мне чуть больше сегодня нужны, то их найти тяжело. Я часто сталкиваюсь с тем, что даже у молодежи отсутствует пассионарность. В 90-е люди приходили с явно выраженной идеей, они хотели стать лучшими, они хотели работать, чтобы издание стало лучшим, они хотели стать лучшими в стране. Сейчас люди, которые находятся в профессии, не имеют никаких чек-поинтов и внятных целей, кроме зарплаты.
М.СПИРИДОНОВ: Они есть, просто они не так явно выражены.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Пассионарных целей нет. Нет такого, чтобы человек сказал, что он хочет лучше всех разбираться в поисковиках, или что он хочет быть самым лучшим специалистом по стартапам или венчурному финансированию, хотя это модно, это на слуху. Я уже не говорю о желании быть лучшим специалистом в стране по бигдатам, например. Даже на уровне интернета нет этой пассионарности, и это меня несколько смущает. Это молодежный инфантилизм.
М.СПИРИДОНОВ: На этот счет есть разные точки зрения.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Мне интересно возиться с молодежью, учить ее, но мне не с кем это делать. Может быть, я просто не умею их находить.
М.СПИРИДОНОВ: За счет чего предполагается новое начало Компьютерры? Если команда не меняется, то будут новые идеи?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Новых идей очень много. Я бы не хотел о них рассказывать, могу сказать, что будет несколько новых разделов. У нас иная идея по формату контента, по монетизации. Помимо традиционной баннерной рекламы будет и другая монетизация. Никаких сюрпризов нет, и достаточно почитать, что пишут на эту тему в западной прессе, узнать, какие там тренды с точки зрения монетизации преобладают сегодня. Не то, чтобы я гений, который всё придумал, достаточно привести всё это в соответствие с 2013 годом.
М.СПИРИДОНОВ: Точкой сбора внимания будет сайт Компьютерры? Не будет возникать новых сущностей?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Внутри будут возникать разделы, но новые сущности возникать не будут.
М.СПИРИДОНОВ: В какие сроки ждать изменения, которые смогут сделать Компьютерру ведущим изданием?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я не знаю, когда Компьютерра станет ведущим изданием. На самом деле, всё не так плохо. На Компьютерре пишутся довольно сложные тексты, поэтому посещаемость вполне себе нормальная. Наверное, она должна быть больше, и надо многое переделывать. Мне сегодня приятно работать в Компьютерре, потому что, например, в iBusiness мы могли месяц что-то делать, пахать и не дождаться никакой реакции. Это происходило по разным причинам – мы могли ошибаться, рынок мог не воспринимать наши идеи, что-то могло не работать, денег на что-то не было и так далее. Здесь на любое движение сайт, посещаемость и рекламодатели отзываются. Мы находимся в режиме «подмести по углам».
М.СПИРИДОНОВ: В силу того, что бренд известен, есть посещаемость.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Прежде чем бороться за энергоэффективность, нужно помыть стекла. Тогда сразу энергоэффективность увеличится, а потом надо прибраться по углам. Ты делаешь элементарные вещи, потому что их надо делать. Надо чистить зубы! На сайте тоже надо чистить зубы, и он сразу откликнется скачком посещаемости.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня посещаемость Компьютерры составляет несколько десятков тысяч человек в сутки?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, 70-80 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Если не секрет, какая команда сейчас занимается проектом? Какие есть подразделения?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Есть колумнисты, которые пишут раз в неделю, есть люди, которые пишут раз в неделю. Есть люди, которые пишут каждый день, есть люди, которые делают новости. Суммарно наберется человек 20. Все, кто не работал в редакции, были уволены, когда я пришел, и сейчас набираются новые люди.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно началась эта революция?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Где-то в январе. Я пришел и увидел всё в разобранном виде, мне всё это не понравилось, и я начал этим заниматься. Понятно, что если человек много лет не заглядывает в свой бизнес, ничего хорошего не получается.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня Компьютерра окупает себя?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. Такой проблемы нет. Я думаю, что Компьютерра сегодня работает на 10% от своего потенциала, и это проблема. С точки зрения монетизации, посещаемости это так. Просто не хватает времени.
М.СПИРИДОНОВ: Твоего времени как руководителя?
Д.МЕНДРЕЛЮК: И моего времени, и времени других людей. Нужно с кем-то договариваться, обсуждать, производить какие-то действия и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал мнение о том, что проблема сегодняшней Компьютерры заключается в том, что ее делает команда, привыкшая к бумаге, и от этого есть некоторые продуктовые нюансы, которые можно было поправить, и это бы немедленно сделало сайт лучше, и он стал бы более посещаемым.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Мне так не кажется. Мы сейчас обсуждаем поисковый трафик, который у нас недавно рухнул по разным причинам, и его сейчас мало.
М.СПИРИДОНОВ: Что это за причины?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Это технические причины.
М.СПИРИДОНОВ: Урлы заменили?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: И не поставили редирект.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это классическая продуктовая ошибка.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да, это не имеет отношение к редакции, это имеет отношение к тому, что я разогнал слишком много людей и не успел набрать, кого надо. Это не такая большая проблема, и поисковый трафик вернется. Если бы мы продавали весь трафик, и у нас пропало 30 тысяч поискового трафика в день, то было бы плохо, но это не так, мы не продаем весь трафик, и еще долгое время мы не будем продавать весь трафик. Это неприятно, но это не так драматично. Понятно, что этот трафик рано или поздно вернется.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас хожу по сайту, и мне пока не попадалась коммерческая реклама. Вы продаете баннеры?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: А почему не ставите контекст?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Когда я пришел, я убрал весь контекст. Мне не нравится, как он выглядит, мне не нравится его эффективность. С точки зрения цифр эффективность контекстной рекламы очень маленькая, и она совершенно бессмысленная, на мой взгляд.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Действительно, на сегодняшний день нет и медийной рекламы. Вообще Компьютерра прилично окупает себя на медийной рекламе.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к Компьютерре, как к истории и бренду. Как бы ты охарактеризовал этапность? Всегда интересно ретроспективно посмотреть назад и понять, что было удачно, какие моменты были поворотными. Расскажи в двух словах о главных моментах.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Сначала это был фан, и это не воспринималось как основной бизнес. Потом стало понятно, что это драйв, что всё не так, как на бирже. Через года полтора я осознал, что я зарабатываю огромные деньги. Я хорошо помню момент, когда мы с одним из рекламодателей стояли и курили, и он сказал: «У тебя лучшее издание в стране». Я долго стоял, хлопал глазами и пытался осознать эту фразу. В этой гонке я не думал об этом. Все, кто меня окружал, рассказывали, что Компьютерра делается неправильно, говорили, что у нас неправильный формат, неправильные статьи, что мы не о том пишем, что она не так выглядит, что мы не похожи на традиционное компьютерное издание, что этого делать нельзя и так далее. Надо сказать, что у нас был формат А4, а таких еженедельников не бывает в мире. Конечно, огромной удачей было появление в Компьютерре такого главного редактора, как Георгий Кузнецов. Именно он сделал Компьютерру такой, какой знают ее большинство людей, которые любят ее.
М.СПИРИДОНОВ: Он тоже сам пришел?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. К счастью, мне удалось продержать его в Компьютерре 3 или 4 года. Он сам до этого рассказывал, что больше полугода нигде не работал, у него очень тяжелый характер. Тем не менее, он проработал у нас до кризиса, а потом уехал в Америку, где он и мечтал жить.
М.СПИРИДОНОВ: До кризиса 1998 года?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да. При всём уважении к другим главным редакторам надо сказать, что они всегда были чуть хуже, чем Кузнецов. У всех были свои достоинства. Были Козловский – это принципиально другой человек, Гуреев, Леонов. На мой взгляд, это шло по нисходящей и, возможно, это одна из проблем Компьютерры, из-за которой она закрылась как журнал. Вторая проблема – это я. Если бы я занимался ей полноценно, может быть, всё сложилось бы по-другому.
М.СПИРИДОНОВ: В какой-то момент ты оставил эту историю развиваться такой, как она была?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь назвать звездные времена Компьютерры? До кризиса 1998 года?
Д.МЕНДРЕЛЮК: С 1994-1995 и до закрытия. На момент закрытия ее тираж составлял 40 тысяч экземпляров.
М.СПИРИДОНОВ: Когда была основная популярность и деньги?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я думаю, где-то до 2005 года всё было в шоколаде. На момент закрытия с популярностью всё было нормально, а вот с деньгами всё было не так хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Ничего нельзя было сделать?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Можно было, но тогда мне хотелось, чтобы журнал запомнили таким, каким он был, таким, каким его любили. Можно было начать подстраиваться под деньги, но это было бы плохо.
М.СПИРИДОНОВ: Ты действовал по логике одной из песен группы Сплин «Звезда рок-н-ролла должна умереть»?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Получилась полумера, потому что бренд остался, он существует в интернете. Я в свое время был введен в заблуждение. Мне сказали, что Компьютерра закрылась, а потом я ее увидел в компьютере.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Может быть. Всё-таки журнал был совсем другим, журнал почти не имеет никакого отношения к сайту. Сейчас работает не так много людей, которые застали бумагу. Как правило, это колумнисты, но колумнистам по барабану, писать в бумагу или на сайт. Они же пишут не по технологии, они пишут от души.
М.СПИРИДОНОВ: Формат, который будет доминировать в Компьютерре и который будет развиваться дальше – это издание в виде сайта, который можно будет посмотреть с разных устройств? Или будут более утонченные форматы, например, интерактивные мобильные приложения и так далее?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я не знаю. На 90% я бы сказал, что это будет сайт. Я внимательно слежу за всеми экспериментами, и я не очень верю в подписную монетизацию, основанную на частных лицах. Корпоративная подписка еще может работать, и-то я в нее не очень верю. Тем не менее, я слежу за этим. Возможно, Компьютерра чуть ближе к тем, кто мог бы выкарабкаться на идее подписной монетизации. Я не очень вижу логику мобильных приложений, не очень понимаю, для чего это нужно.
М.СПИРИДОНОВ: Там всё можно сделать более красочным.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Разве что это, но для Компьютерры это не очень принципиальная вещь.
М.СПИРИДОНОВ: Есть два варианта развития отраслевой прессы. Первый – всё равно рулит контент, то есть важны знания, экспертиза, положенные на владение языком, и есть схема журналистики всегда такая, какой ее не подавай. Если это всё есть, то издание живет, а если этого нет, то нет и издания. Второй вариант – грамотное использование формата может очень сильно сказаться на эффективности издания, в том числе и бизнес-эффективности.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я не думаю, что это может сказаться на бизнес-эффективности, но на посещаемости это может сказаться очень хорошо. В последние два года появилось много изданий о стартапах. Я в своей жизни видел много таких всплесков, начиная от изданий про ноутбуки и мобильные телефоны. Проблема у таких изданий всегда одна – они набирают посещаемость, а к моменту, когда их посещаемость становится интересной для рекламодателей, предмет их работы переходит в обычную жизнь, и рекламировать их надо в гламурных женских журналах и телегидах. Раз за разом эта история повторяется.
М.СПИРИДОНОВ: Какое будущее ждет издательский рынок? Как будут чувствовать себя бумага, электронные СМИ? Какие их ждут изменения?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Я бы даже не брался фантазировать на этот счет. Никто не знает, куда вырулят новые медиа, а тот, кто говорит, что знает, скорее всего, обманывает. Базовые тренды, конечно, сохранятся, но нюансы все равно неизвестны. Например, тренды, что бумага будет уменьшаться, что интернет будет расти, что видео в интернете будет расти, ясны и понятны, но нюансы будут удивлять. На мой взгляд, с точки зрения контента мобильные приложения – это бессмысленная штука, и это не будет работать. Журналы, которые надо где-то скачать, пока что бессмысленная вещь.
М.СПИРИДОНОВ: Что будет с другими компонентами формирующегося цифрового пространства, которое окружает нас? Например, повлияет ли Smart TV на издательскую деятельность?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Это вопрос механизмов потребления. Механизмы будут улучшаться. Я верю в то, что экраны будут чужие, и экраны будут везде, а твой мобильный девайс всё время в кармане. Ты подошел к столу, поработал со столом, подошел к стенке и поработал со стенкой как с монитором. Свой девайс и свои электронные мозги ты будешь таскать в телефоне. Дальше будет действовать механизм потребления и механизм публикации, а это не столь важно, контент все равно будет востребован. К сожалению, по сравнению с 90-ыми годами контент упрощается. С моей точки зрения, плохо, когда всё делится на более короткие слоты, и происходит потребление мазками. С точки зрения человека, заставшего советскую школу, который в 90-е годы работал в команде Компьютерры, это не очень приятно, но это жизнь. Мы будем подстраиваться, будем смотреть, что потребляет новое поколение, что будет потреблять следующее поколение. Всё равно кто-то должен двигать прогресс вперед и изобретать. Эти люди были всегда, их всегда было не очень много, но мы будем на них ориентироваться.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас будет одна короткая рубрика «Бизнес-цитата», в которой мы зачитываем интересные и порой парадоксальные мысли известных людей, это могут быть предприниматели, бизнесмены, мыслители, исторические персонажи и так далее, и предлагаем гостю прокомментировать цитату, прежде выбрав одного из гостей, которых мы подобрали. Сейчас я назову авторов цитат, ты выберешь автора, и я прочитаю его цитату.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня у нас есть Ларри Эллисон, основатель компании Oracle, Коносуке Мацусита, основатель Matsushita Electric, сейчас эта компания известна как Panasonic Corporation, и Генри Форд, основатель Ford Motors. Кто тебе из них интереснее?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Эллисон.
М.СПИРИДОНОВ: Ларри Эллисон однажды сказал: «Компьютерная отрасль – единственная производственная сфера, которая зависит от моды сильнее, чем женская мода». Согласен с этим?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему такое сильное влияние оказывает мода на Hi-Tech и вещи, которые, казалось бы, далеки от этого?
Д.МЕНДРЕЛЮК: Если отвечать на этот вопрос, то у нас получится очень длинный разговор. Во-первых, потому что всё виртуально, в отличие от Генри Форда, где всё можно пощупать. Продукт виртуален, бенефиты от продукта виртуальны. Мода даже чуть более прагматична. Когда ты решаешь, следовать или не следовать моде, ты можешь примерить и решить, что розовые штаны тебе не подходят, хоть это и модно. С IT всё гораздо сложнее и туманнее. С другой стороны, в IT всё четче. Фраза красивая!
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай на этом закончим. Если есть что-то несказанное, или ты хочешь сделать резюме нашей беседе, можешь сказать пару слов. Если нет, то я поставлю точку и закрою программу.
Д.МЕНДРЕЛЮК: До программы я почему-то думал, что мы будем говорить на какие-то отвлеченные темы, а мы говорили про Компьютерру, и мне это очень приятно. В качестве резюме могу пообещать слушателям, что сделаю всё возможное, чтобы вернуть Компьютерре былую славу и сделать ее лидером российской IT-прессы.
М.СПИРИДОНОВ: Сильное заявление. Хочется верить, что вам удастся это сделать. Сейчас рынок вполне себе конкурентен.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Не в первый раз приходится делать лидера, ни один журнал, который был лидером в этой стране, был сделан мной. Почему бы не сделать лидера еще раз?
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё.
Д.МЕНДРЕЛЮК: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель и генеральный директор издательского дома «Компьютерра» Дмитрий Мендрелюк. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся.